Семья имеющая больного ребенка

Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие

Посысоев Николай Николаевич

Можаровская Ирина Александровна

Жедунова Людмила Григорьевна

Юрасова Елена Николаевна

2. Семья с больным ребенком

К проблемным семьям можно отнести семью с психически и соматически больным ребенком. Рождение больного ребенка может быть деструктивным фактором, который нарушает привычное функционирование семьи и в конечном итоге приводит к трансформации ее структуры. Чаще всего эта трансформация выражается в распаде супружеской подсистемы, когда отец, не выдержав нервно-психической и физической нагрузки, возникающей в связи с особым уходом и воспитанием ребенка-инвалида, уходит из семьи. Однако болезнь ребенка может выступать в роли фактора, стабилизирующего семейную систему, поскольку супруги не «позволяют» себе выяснять супружеские отношения и предъявлять друг другу претензии как мужу и жене в присутствии больного ребенка. Семья с больным ребенком превращается в проблемную в том случае, когда болезнь становится единственным стабилизатором, сохраняющим брак. Внутренние реальные проблемы членов семьи будут маскироваться преувеличенной заботой о ребенке, поддерживая в нем желание остаться навсегда больным. Накопившееся, но тщательно скрываемое эмоциональное раздражение родителей может приобретать неожиданные формы проявления: скандалы «на пустом месте», депрессия, нахождение утешения одним из родителей в увлечении разнообразными околонаучными и религиозными учениями и т. п.

Д.Н. Исаев исследовал семьи, имеющие в своем составе физически или психически неполноценного человека (причем таким мог быть и ребенок, и родитель). Автор подчеркивает, что физическая и психическая неполноценность может оказывать неблагоприятное воздействие как на общее самочувствие членов семьи, так и на всю систему взаимоотношений в целом. Так, например, ребенок, имеющий родителей, брата или сестру инвалидов, неизбежно сталкивается со следующими проблемами:

♦ уменьшается интенсивность его контактов со сверстниками на своей территории, так как ребенок, стыдясь внешнего вида и поведения инвалида, не приглашает в гости друзей, стремится реже бывать дома;

♦ из-за болезни другого ограничивается общая (физическая и психическая) активность ребенка внутри семейного пространства;

♦ изменяется родительское поведение; снижается ответственность, забота и надзор вследствие ухудшения общего физического тонуса больных родителей.

Американский исследователь К. Теркельсон разработала концепцию «трех уровней вовлечения», описывающую типичную ситуацию в семье с больным человеком. Появление в семье больного изменяет сложившуюся структуру отношений. В результате этих изменений семья как малая группа делится на три слоя, окружающих больного человека.

Первый слой ( внутренний ). В него входит сам больной и один из членов семьи, берущий на себя заботу о больном. Чаще всего таким главным опекуном становится мать (жена), привычная жизнь которой полностью меняется и переключается на удовлетворение потребностей больного. Через этого человека больной связан с внешним миром.

Второй слой ( внутрисемейный ). Этот слой образуют другие члены семьи, в меньшей степени задействованные в уходе и опеке. У представителей второго слоя в связи с появлением в семье хронического больного может появиться стремление найти более важные дела, чтобы отгородиться от контактов с больным (например, начать усиленно заниматься профессиональной карьерой и т. п.). Между ними и главным опекуном может нарастать отчуждение, что приводит к разрушению былой семейной сплоченности.

Третий слой ( наружный ). К нему относятся близкие и дальние родственники этой семьи. Они могут интересоваться самочувствием и состоянием дел больного, не вступая с ним в постоянный контакт. Представители третьего слоя пытаются предлагать свои способы лечения больного, порою наивные и неадекватные. Они часто начинают обвинять главного опекуна в неправильном поведении и методах воспитания, которые, по их мнению, и явились причиной болезни. Обвиняя главного опекуна, они тем самым маскируют свою беспомощность перед сложившейся ситуацией. Их действия могут разрушать внутрисемейные отношения за счет усиления чувства вины представителей первого и второго слоя.

Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 3580 раз

Библиографическое описание:

Федосеева О. А. Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 314-316. — URL https://moluch.ru/archive/49/6231/ (дата обращения: 27.02.2019).

Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок — инвалид, мать — здоровый ребёнок, отец — ребёнок-инвалид, отец — здоровый ребёнок, ребёнок — инвалид — здоровый ребёнок). Эта микросистема находится в постоянном взаимодействии с другими микросистемами (социальные педагоги, юристы, медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.). Микросистема функционирует в контексте экосистемы — это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй, специальные реабилитационные или образовательные программы. Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки. Такие группы могут защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, внося конструктивные инициативы во властные структуры. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только имеют большое значение в поддержке семьи — они все чаще инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной работы, помощи детям. В экосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью: средства массовой информации; система здравоохранения; система социального обеспечения; система образования.

Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и политические факторы. Это и влияние широкого социального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребёнка. Это и характер, и уровень ресурсов семьи. Это и состояние экономики, и политическая атмосфера региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимаемых в интересах инвалидов и их семей.

Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка — адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод — инициатива реабилитации ребёнка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самой семьи. И здесь роль общественных объединений инвалидов, родителей детей-инвалидов неоценима.

Вторая точка приложения социальной-психологической работы по реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями и семьи — состыковка нисходящих и восходящих программ реабилитации. Что это такое? Нисходящая программа планируется, организовывается и контролируется главным образом государством, и ориентирована на долгосрочное исполнение и весь массив и зачастую не учитывают конкретную семью. Восходящие инициативы реабилитации из-за материальных трудностей, отсутствия методологии не находят поддержку и в лучшем случае сводятся к организации ещё одного учреждения ведомственного характера, которое решает какую-то частную задачу. Отсутствие общегосударственного подхода в реабилитации семьи не стимулирует заинтересованность власти на местах развивать технологию социальной работы с детьми-инвалидами и их родителями.

Из всего вышесказанного вытекают конкретные задачи реабилитологов, социальных работников и представителей общественных объединений. Это: превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи; состыковка восходящих и нисходящих инициатив. Говоря проще, это забота о правах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье; принятие участия в разработке программ социального обеспечения; стимулирование усилий семьи по реабилитации ребенка-инвалида; интеграция инвалида и его семьи в жизнь местного сообщества.

«Обобщённый» психологический портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью, подозрительностью. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с детьми. Жалость или удивление окружающих при виде их больного ребёнка способствует тому, что родителе начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуя социальной дезадаптации ребёнка. В таких семьях больной ребёнок становится причиной семейных конфликтов, приводят» нередко к дестабилизации семейных отношений, распаду семьи, а неполная семья — это тормоз в физическом и психическом развитии ребенка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.

По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.

Ситуация в семье с появлением ребёнка с ограниченными возможностями усугубляется ещё и по причине трудностей материального порядка: возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств.

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что дефект, ограниченность ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации, которые реализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком с ограниченными возможностями: высокий — с активным преодолением и низкий, заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту).

Воспитание ребёнка в соответствии с первой стратегией обеспечивает удовлетворение потребностей ребёнка в признании, в самостоятельности, не ограничивает его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Если выбрана вторая стратегия, то ребёнку прививается специфический статус, который становится организующим фактором всей жизни семьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает его самостоятельность, развитие способностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяют несколько особых типов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания, как гиперопёка, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, в преданности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувства ответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что сказывается на последующем приспособлении ребёнка к социуму. В 50 % случаев у родителей отмечается неуверенность в своих силах, воспитательных возможностях, и они идут на поводу желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходится констатировать тот факт, что «гиперопёка ведёт к возникновению выученной беспомощности».

Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребёнка. Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоционального контакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении и неизлечимости болезни у ребёнка.

Благоприятным типом семейного воспитания считается «принятие и любовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если родители хотят понять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной стороны, они являются окружающей средой, в которой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.

Смотрите так же:  Метод воспитания домана

Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводиться кропотливая серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.

Все услуги должны быть скоординированы таким образом, чтобы помочь детям и их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении — забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные и необщественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида.

Исследования показывают, что среди семей, воспитывающих ребенка-инвалида значительный процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи. В работе проанализированы психологические и медико-социальные группы проблем. При этом делается вывод о том, что проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми-инвалидами носят разрозненный, в большинстве случаев, малоэффективный характер.

В литературе показано, что нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок — инвалид, мать — здоровый ребёнок, отец — ребёнок-инвалид, отец — здоровый ребёнок, ребёнок — инвалид — здоровый ребёнок). Эта микросистема находится в постоянном взаимодействии с другими микросистемами (социальные педагоги, юристы, медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.).

Благоприятным типом семейного воспитания считается «принятие и любовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.

Работа с родителями предполагает следующее: направить их усилия по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.

Родители, организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида в социум.

Безух С. М., Лебедева С. С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. М., 2007.

Дементьева Н. Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996.

Особый ребенок и его окружение: медицинские, социальные и психологические аспекты. Материалы международной конференции. М., 1994

Михаэлис К. Т. Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М., 1988.

Иващенко Г. М., Ким Е. Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа «Дети России». М., 2005.

Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 1998.

Исследование детско-родительских отношений в семье, имеющей ребёнка с задержкой психического развития

Смирнова Анна Сергеевна,учительдефектолог МДОУ детского сада комбинированного вида №109 «Изюминка», г. Ярославль[email protected]

Исследование детскородительских отношений в семье, имеющей ребёнка с задержкойпсихического развития

Аннотация. Статья посвящена исследованиюотношений родителей к детям с задержкой психического развития: методика проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента, содержание формирующего эксперимента, анализ эффективности разработанных материалов по данным контрольного эксперимента.Ключевые слова. исследование, задержка психического развития, родители, дети, отношения, психологический тип родителя, родительские отношения, формы работы с родителями.

Методика проведенияи анализ результатов констатирующего экспериментаИсследование проводилось на базе детского сада комбинированного вида №109 города Ярославля. Всего было обследовано 20 семей, имеющих детей с задержкой психического развития(ЗПР). На этапе констатирующегоэксперимента было применено несколько методик для исследования семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития. Эксперимент проводился с использованием метода:Наблюдения и сбора информации о семье. На данном этапе уточнялись проблемы семьи, её структура, внешние проявления внутрисемейных взаимоотношений, происходило установление доверительного контакта, который был необходим для дальнейшей работы с семьей;Констатирующий эксперимент. На этом этапе проводился уже сам эксперимент семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития. Для проведения эксперимента были подобраны две методики, с помощью которых стало возможным выяснить к какому психологическому типу относятся родители, воспитывающие детей с задержкой психического развитияи отношение родителей к таким детям:1.Анкета «Психологический тип родителя» В. В. Ткачёвой [1].2.Тестопросник родительского отношения (ОРО), составленный А. Я. Варгой и В. В. Столиным [2].Перед проведением эксперимента нами был осуществлен сбор анамнестических сведений о развитии каждого ребенка: исследовалась психологопедагогическая и медицинская документация детей, чьи родители приняли участие в экспериментальном исследовании. Из 20 семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития:Двесемьи неполные (ребёнка воспитывает одна мать);Возраст родителей колеблется от 22 до 32 лет;Образование: 11 человек высшее, 15 среднее профессиональное, 6 начальное профессиональное; 6 среднее.18 человек являются служащими, менеджерами среднего и старшего звена,18 человек рабочие, 2 безработный;Брак длится от 2 до 10 лет, одна семья имеет повторный брак;Типы семей можно определить как: официально зарегистрированный брак 16 семей, фактический брак 4 семьи; структура семьи традиционная;полных семей 18, неполных 2;неблагополучных семей (пьющие родители) 2;проблемных семей (конфликтные ситуации в семье) 5;2 семьи имеют неблагоприятные материальные и жилищные условия.Жилищные условия: 14 семей 23х комнатные квартиры; 4 малосемейка; 2 неблагоустроенное жильё (комната в общежитии, съёмная квартира).Вся информация социологического характера была собрана при помощи социологических анкет, а также в процессе индивидуальной беседы дефектолога с родителями.Все испытуемые были разделены на две равные группы: контрольную и экспериментальную.Результаты исследования по анкете«Психологический тип родителя» (В. В. Ткачёва)Чтобы понять к какому психологическому портрету относятся родители детей, имеющих задержку психического развития, мы провели исследование по анкете «Психологический тип родителя» В. В. Ткачёвой. В данной анкете автор предложила три психологических портрета родителя: авторитарный, невротичный и психосоматический

тип.При получении результатов мы провели первичную обработку данных по шкалам методики. Полученные данные свидетельствуют о том, что доминирующим психологическим типом, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, является авторитарный: 6 семей (55 %) в контрольной группе из 10 относятся к данному типу, 3 семьи (35%) имеют психосоматический тип родителя и всего лишь 1 семья (10%) относятся к невротичному. В экспериментальной группе –5 семей (50 %) –авторитарный тип, 3 семьи (35%) психосоматический тип и 2 семьи (15%) относятся к невротичному. По интерпретации автора мы можем констатировать, что родители авторитарного типа узнав о дефекте ребёнка проявляют стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога. Но при этом многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям.К невротичному портрету относятся всего лишь 1 семья (10%) из контрольной и 2 семьи (15%) из экспериментальной группы. Данный тип по интерпретации автора мыможем охарактеризовать следующим образом: для этих родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У родителей этойкатегории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическоесостояние.Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей. Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет.Несмотря на то, что доминирующий тип родителя в нашем исследовании авторитарный, в контрольной и в экспериментальной группах к психосоматическому типу относятся 3 семьи (35%) из 10.У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных слезы, истерики, у авторитарных скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере. Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.Результаты исследования по опроснику родительского отношения(В.В. СтолинА.Я.Варга)Для исследования родительского отношения к детям мы использовали опросник родительского отношения (ОРО) В.В. Столина и А.Я.Варги.При получении результатов мы провели первичную обработку данных по шкалам методики. Шкала «принятиеотвержение».В контрольной группе показатели варьировались от 6 (0,63 %) до 12 (77,21 %). Средний показатель характеризуется высокими баллами и составил 38,92%. В экспериментальной группе показатели варьировались от 7 (3,79 %) до 12 (77,21 %). Средний показатель характеризуется высокими баллами и составил 40,05%. По интерпретации авторов мы можем констатировать, что у родителей наблюдается ярко выраженное эмоциональное отвержение ребенка. Матери и отцы отмечали, что поведение их ребенка отклоняется от нормы, его трудно чемулибо научить. Часто испытуемые говорили о переживаемом ими чувстве стыда и огорчения. Некоторые из них отмечали, что, общаясь с ребенком, они бывают раздражены, нетерпимы и он им неприятен. Родители воспринимали его не приспособленным, считали, что их ребенок ничего не добьется в жизни и сетовали на трудности в процессе воспитания. В целом, психологическую ситуацию в этих семьях можно расценивать как отвержение. В связи с интеллектуальным дефектом своего ребенка многие из них испытывают комплекс разрушенных надежд.Шкала «кооперация».В контрольной группе показатели варьировались от 4 (9,77 %) до 7 (31,19 %), что в среднем составило 20,48 %.В экспериментальной группе показатели варьировались от 3 (7,88 %)до 7 (31,19 %), что в среднем составило 19,53 %.Родители отмечали, что испытывают к ребенку чувство расположения, жалости. Матери и отцы указывали, что понимают его, но не всегда были заинтересованы в делах ребенка и считали его не способным справиться со сложными ситуациями.Шкала «симбиоз».В контрольной группе показатели варьировались от 3 (57,96 %) до 6 (92,93 %) и в среднем составили 75,44%.В экспериментальной группе показатели варьировались от 3 (57,96 %) до 7 (96,65 %) и в среднем составили 77,30%.По шкале «симбиоз» не наблюдалась межличностная дистанция. Родители старались исполнить какиелибо просьбы ребенка, при этом ощущали себя с ним единым целым. Матери и отцы жалели своих детей, старались оградить от трудностей, реальных жизненных проблеми переживали по поводу их будущего. Ситуацию по этой шкале можно характеризовать как благоприятную.Шкала «авторитарной гиперсоциализации».В контрольной группе показатели варьировались от 4 (69,30 %) до 6 (95,76 %). Средний результат составил 82,53%.Вэкспериментальной группе показатели варьировались от 3 (53,87 %) до 6 (95,76 %). Средний результат составил 74,82%.В родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Испытуемые проявляли к своим детям высокий уровень требований, отмечали необходимость строгой дисциплины, утверждали, что в процессе воспитания должен осуществляться жесткий контроль, старались навязать им свою волю, но некоторые из них сочувствовали ребенку и отвергали применение жестких методов.Шкала «инфантилизация».В контрольной группе показатели варьировались от 1 (45,57 %) до 2 (70,25 %). Средний показатель характеризуется низкими баллами и составил 57,91%. В экспериментальной группе показатели варьировались так же как и в контрольной: от 1 (45,57 %) до 2 (70,25 %). Средний показатель характеризуется низкими баллами и составил 57,91%.Низкие баллы по этой шкале, напротив, свидетельствуют о том, что родители всегда стараются помочь своему ребёнку, а его неудачи взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем. Таким образом, родительское отношение к ребенку, у которого задержка психического развития, имело ряд особенностей. Анализ полученных результатов дал основание полагать, что:Родители воспринимали своего ребенка как инфантильного, отдавая себе отчет в его личностной и социальной несостоятельности;Ребенок с задержкой психического развития эмоционально отвергался родителями, он раздражал матерей и отцов своим неадекватным поведением, неумелостью и не успешностью;Родители не понимали психологии своего ребенка, не могли адекватно общаться с ним, поэтому у испытуемых не возникало желания часто и подолгу находиться вместе с ребенком, играть, разговаривать на волнующие его темы, заниматься общими делами;Родители испытывали чувство стыда и огорчения по поводу имеющегося интеллектуального дефекта у их ребенка, но, несмотря на это, матери и отцы жалели своих детей, ограждали их от трудностей и проблем;Родителям аномальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребенку;В процессе семейного воспитания преобладал авторитарный контроль поведения и психической жизни ребенка, неадекватные видению ребенка требования успехов и достижений. Данный факт так же подтверждается результатами, полученными с помощью анкеты «Психологический тип родителя» В. В. Ткачёвой.Содержание формирующего экспериментаВыводы констатирующего эксперимента показали, что в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития, нарушается система восприятия ребенка родителями. Отношение к детям отличается противоречивым характером. С одной стороны, они проявляют мягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой раздражение, безучастность, равнодушие. Основной тип родительского отношения отвергающеавторитарный на фоне ярко выраженной инфантилизации. Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой, которая состояла из 10 семей.Специальные занятия в детском саду с имеющим задержку психического развития ребёнком сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка, не всегда достигается коррекционный эффект. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.Парадоксальным образом факт наличия в семье проблемного ребенка осложняет мотивацию родителей на сотрудничество. Однако серьезность ситуации родителями все же осознаётся, поэтому они приводят ребёнка в сад или группу коррекционного типа и передают его на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным. Необходимость тесного сотрудничества родителей в первые годы жизни ребенка с ЗПР с педагогами группы и воспитателями очевидна, поскольку роль накопленного багажа знаний в этот период жизниребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребёнка они сами и, и той колоссальной работой, которую совершают педагоги, чтобы способствовать преодолению недостатков развития ребёнка. В этом случае родители стремятся получить необходимую информацию и знания для помощи своим детям [1].Целью формирующего эксперимента мы ставили:оказать квалифицированную поддержку родителям;помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.Для реализации данных целей мы использовали различные формы организации коррекционнопедагогического процесса с ребёнком дошкольного возраста с нарушениями в развитии и его родителями. Наиболее подходящими на наш взгляд являлись:консультативнорекомендательная работа;лекционнопросветительская работа;индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком;подгрупповые занятия;игротерапия.Консультативнорекомендательная работаКонсультативнорекомендательная работа включала первичное психологопедагогическое обследование специалистами, консультативные посещения, повторные психологопедагогические обследования. В ходе первичного приема к специалистудефектологу мы обращали своё внимание на позицию матери по отношению к ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др.), а также учитывали состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы или поиск путей решения проблем). Во время беседы от специалиста родители ждали или эмоциональной поддержки, или сочувствия, или получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, или совместного составления плана дальнейших действий и т.д.После проведения консультативнорекомендательной работы были видны положительные результаты: родители, прислушавшись к рекомендациям специалистов и почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращались к ним за помощью;при повторных посещениях прослеживалась динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.

Смотрите так же:  Лечение молочницы у детей во рту кандидом

Лекционнопросветительская работаЛекционнопросветительская работа включала проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей. По желанию родителей, совместно с врачом детского сада, мы прочли лекцию, посвящённую медицинским аспектам развития ребёнка. Посещая эти занятия, родители приобрели не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, данные занятия придают родителям спокойствие, снимают напряжение. После лекционнопросветительской работы, совместно с другими специалистами ДОУ, мы провели тематические собрания для родителей детей с задержкой психического развития:«Познание себя как родителя»;«Конфликты с детьми и их преодоление»;«Наказания и поощрения за и против».Элементом лекционнопросветительской работы являлся стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имел раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имели возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично. Рубрики обновлялись ежемесячно.Индивидуальные занятия с родителямиВо время занятий мы использовали личностноориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимоим для успешного сотрудничества со своим ребёнком. При этом мы учитывали состояние родителей, и начинали работать только тогда, когда понимали, что родители нас «слышат». Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включала следующие формы:демонстрация матери приёмов работы с ребёнком;конспектирование матерью занятий, проводимых педагогом;выполнение домашних заданий со своим ребёнком;чтение матерью литературы, рекомендованной специалистом;реализация творческих замыслов матери в работе с ребёнком.В ходе проведения данной работы были зафиксированы различные реакционные состояния родителей, которые те испытывают в процессе индивидуальных занятий: родители растеряны (как правило, это родители, для которых характерна в построении отношений со своим ребёнком тенденция к предполагаемой взаимосвязанности). На первых занятиях они были не способны воспринимать наши объяснения, поэтому мы работали с ребёнком самостоятельно, а маму просили фиксировать ход занятия. Вначале от родителей требовалилишь повторения дома заданий, последовательное копирование наших действий и т.п. На последующих занятиях мы проверяли результаты сделанных упражнений;родители жаловались либо отрицали состояние ребенка с ЗПР (это родители, для которых характерна в построении отношений со своим ребёнком к речевой взаимосвязанности или взаимосвязанности по типу «молчаливого соприсутствия»). С этими родителями первые занятия строились иначе. Маме предлагали участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребёнком, проводимого нами: например, в катании машины, мяча друг другу, в проведении подвижных игр типа «У медведя во бору», «Гуси и волк», «Воробьи и кошка» и т.д. При этом активно участвовали все трое: специалистдефектолог вместе с ребёнком и мама напротив (как партнёр по игре). Через несколько занятий предлагали поменяться местами мама с ребенком и специалист напротив (как партнёр по игре);родители искали пути решения проблем (это родители, для которых характерна в построении отношений со своим ребёнком тенденция к взаимосвязанности по типу «влияния и взаимовлияния»). Они «услышали» нас, поняли наши объяснения и выполняли задания. Поэтому мы активно вовлекали их в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. На следующих занятиях мы предлагали маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи мы приходили на помощь, заканчивали упражнение с ребёнком и объясняли причины неудачи.Подгрупповые занятияРодители, воспитывающие детей данной категории, часто испытывают затруднения со своим ребёнком в обществе. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми, и родители таких детей порою не знают способов выхода или предупреждения данной конфликтной ситуации. Именно поэтому необходимо было проведение подгрупповых занятий. Целью данного занятия являлось обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой. Мы организовывали подобные занятия лишь после того, как нам удалось сформировать сотрудничество мамы со своим ребёнком на индивидуальных занятиях. ИгротерапияФормы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, музыкотерапия, библиотерапия, хореотерапия, вокалотерапия и др. Наиболее эффективным направлением работы с детскородительской группой, на наш взгляд, является игротерапия. Цель игротерапии устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях и достижение более адекватной адаптации и социализации детей.Для налаживания отношений ребёнка с окружающим миром и людьми хорошие результаты дает игротерапия в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой. При нарушениях общения наилучший коррекционный эффект дала групповая игротерапия для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми. Вначале проводилось собрание с родителями, где давалась информация о возможностях игротерапии, определялись запросы родителей, согласовывался режим совместной работы.В таблице №1 представлен план работы подгруппового занятия –игротерапия.Таблица №1.Блоки занятийКолво занятийОписание занятияIблокОриентировочный2 занятияОбъединение участников в группы, для этого применяются развлекательные (контактные) игры. IIблокТерапевтический810 занятийИспользование коррекционнонаправленных и обучающих игр (сюжетноролевые, дидактические, игрыдраматизации), а также беседы, изобразительной деятельности, знакомство детей и взрослых с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов. IIIблокОбучающий2 занятияИспользование развлекательных, обучающих и контрольных игры для объединения детей и родителей.Длительность игрового занятия составляет 2030 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 23 раза в неделю. Анализ эффективности разработанных материалов по данным контрольного экспериментаПо окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент. Целью эксперимента было: определить изменился ли характер и особенности межличностных детскородительских отношений в семье, имеющей ребенка с задержкой психического развития, и показать эффективность коррекционнопедагогической работы.В ходе контрольного эксперимента были обследованы 20 семей: 10 семей, с которыми проводилась коррекционная работа, и 10 семей, с которыми не проводилась данная работа.Контрольный эксперимент включал в себя две методики, аналогичные тем, которые использовались при констатирующем эксперименте: анкета «Психологический тип родителя» В. В. Ткачёвой и тестопросник родительского отношения (ОРО), составленный А. Я. Варгой и В. В. Столиным.Результаты исследования по анкете«Психологический тип родителя» (В. В. Ткачёва)При получении результатов контрольного эксперимента мы провели первичную обработку данных по шкалам методики. Полученные данные свидетельствуют о том, что после проведения коррекционной работы с экспериментальной группой, видны небольшие изменения в отношениях родителей к детям. Несмотря на то, что преобладающий психологический тип остался авторитарный (6 семей (55%) в контрольной и 5 семей (50%) в экспериментальной группах), родители данного типа узнав о дефекте ребёнка попрежнему проявляют стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка,они также направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога. Если до коррекционной работы родителям авторитарного типа был свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение), то теперь родители отмечали, что не применяют таких форм наказания, а стараются спокойно объяснить своему ребёнку тот или иной проступок. К невротичному портрету относятся всего лишь 1 семья (10%) из контрольной и 1 семья (10%) из экспериментальной группы. В группе данного типа родителя ничего не изменилось: родители как приняли пассивную личностную позицию «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!», так и не хотят её менять. У родителей этой категории так и не сформировалась способность к принятию проблемы ребенка. Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей. Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Таким образом, коррекционная работа не изменила отношение данной категории родителей к своим детям.Несмотря на то, что доминирующий тип родителя в нашем исследовании авторитарный, в контрольной 3 семьи (35%) из 10 и в экспериментальной группе 4 семьи (40%) из 10 относятся к психосоматическому типу. Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найтилучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Таким образом, коррекционная работа пошла на пользу данной части родителей.Результаты исследования по опроснику родительского отношения(В.В. СтолинА.Я.Варга)При получении результатов контрольного эксперимента мы провели первичную обработку данных по шкалам методики. Шкала «принятиеотвержение». В контрольной группе показатели варьировались от 7 (3,79 %) до 13 (84,17 %). Средний показатель характеризуется высокими баллами и составил 43,98%.В экспериментальной группе показатели варьировались от 10 (53,79 %) до 17 (93,67 %). Средний показатель характеризуется высокими баллами и составил 73,73%.В контрольной группе показатели почти не изменились, а значит, не изменилось и отношение к своему ребенку, в экспериментальной группе все наоборот, после проведённой нами коррекционной работы, показатели изменились в лучшую сторону. У родителей данной группы наблюдалось ярко выраженное положительное отношение к ребёнку. Взрослый стал принимать ребенка таким, какой он есть, стал уважать и признавать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени.Шкала «кооперация».В контрольной группе показатели варьировались от 3 (7,88 %) до 7 (31,19 %), что в среднем составило 19,53 %.В экспериментальной группе показатели варьировались от 4 (9,77 %) до 8 (48,82 %), что в среднем составило 29,29 %.В контрольной группе показатели не изменились, а значит, не изменилось и отношение к своему ребенку, в экспериментальной группе все наоборот, после проведённой нами коррекционной работы, показатели хоть и незначительно, но изменились в лучшую сторону. Родители данной группы отмечали, что не только интересуются жизнью своего ребёнка, но и принимают активное участие. Родители попрежнему отмечали, что испытывают к ребенку чувство расположения и жалости, а в конфликте с ребёнком родители стали признать, что он посвоему прав.Шкала «симбиоз».В контрольной группе показатели варьировались от 3 (57,96 %) до 6 (92,93 %) и в среднем составили 75,44%.В экспериментальной группе показатели варьировались от 3 (57,96 %) до 7 (96,65 %) и в среднем составили 77,30%.По данной шкале показатели не изменились ни в контрольной, ни экспериментальной группе, а значит и отношение к ребенку не изменилось. Попрежнему родители старались исполнить какиелибо просьбы ребенка, при этом ощущали себя с ним единым целым. Матери и отцы жалели своих детей, старались оградить от трудностей, реальных жизненных проблем и переживали по поводу их будущего. Ситуацию по этой шкале можно характеризовать как благоприятную.Шкала «авторитарной гиперсоциализации».В контрольной группе показатели варьировались от 3 (53,87 %) до 6 (95,76 %). Средний результат составил 74,82%.В экспериментальной группе показатели варьировались от 2 (32,13 %) до 5 (83,79 %). Средний результат составил 57,96%.В контрольной группе показатели не изменились, а значит, не изменилось и отношение к своему ребенку, в экспериментальной группе все наоборот, после проведённой нами коррекционной работы, показатели хоть и незначительно, но изменились в лучшую сторону. До коррекционной работы в родительском отношении отчетливо просматривался авторитаризм: испытуемые проявляли к своим детям высокий уровень требований, отмечали необходимость строгой дисциплины, утверждали, что в процессе воспитания должен осуществляться жесткий контроль, старались навязать им свою волю. После проведённой работы родители пересмотрели свое отношение, старались помогать своему ребенку. Если у него чтото не получалось, они не требовали немедленноговыполнения, а спокойно объясняли. Родители теперь стали сочувствовать своему ребенку и отвергали применение жестких методов в воспитании.Шкала «инфантилизация».В контрольной группе показатели варьировались от 1 (45,57 %) до 2 (70,25 %). Средний показатель характеризуется низкими баллами и составил 57,91%. В экспериментальной группе показатели варьировались так же как и в контрольной: от 1 (45,57 %) до 2 (70,25 %). Средний показатель характеризуется низкими баллами и составил 57,91%.По данной шкале показатели не изменились ни в контрольной, ни экспериментальной группе, а значит и отношение к ребенку не изменилось.Низкие баллы по этой шкале, напротив, свидетельствуют о том, что родители всегда стараются помочь своему ребёнку, а его неудачи взрослый считает случайными и верит в него. Таким образом, благодаря использованию представленных форм работы с родителями отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений дошкольником с ЗПР;в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка. Эффективность внедрения комплексной помощи по оптимизации детскородительских отношений в семьях с ребёнком с задержкой психического развития подтверждается следующими положениями:включение в психологопедагогический процесс и матери, и отца, изменяет восприятие их особого ребёнка и способствует его включению в единый семейный коллектив;коррекция недостатков родительского отношения позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребёнком данной категории, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения;совместное участие детей и родителей в подгрупповых занятиях приводит к позитивным изменениям в сфере межличностного взаимодействия со сверстниками;сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением.

Смотрите так же:  Дизайн однокомнатной квартиры 40 квМ для семьи с ребенком

Ссылки на источники1.Ткачёва В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. М., 1999.2.Столин В.В. Психологические основы семейной терапии// Вопросы психологии. №4, 1982.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]