Сенсорная лаборатория как средство развития детей с отклонениями в развитии

Содержание:

Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР

Столичный учебный центр
г. Москва

по практике на базе лаборатории кафедры

Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР.

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

студентка 1 курса

заочной формы обучения

ЗПР. Определение. Причины.

Задержка психического развития (ЗПР) — понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Увеличение детей с ЗПР отмечается во всем мире и проблема их воспитания и социальной реабилитации становится актуальной психолого-педагогической проблемой. В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая ( выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически знаний) направленность общения со взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным (повышенно- эмоциональным ) проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л. В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер). При этом нередко делается оптимистический прогноз — формирование ребенка с ЗПР как субъекта коммуникативного развития может быть подчинено целенаправленной коррекции.

ЗПР характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания. Психические функции (пространственные представления, мышление, речь и др.) складываются не так , как при нормальном развитии.

Обследование школьников начальных классов школ общего назначения, проведенное в середине 1990-х гг., показало, что число детей с задержкой психического развития разной степени выраженности достигает 15— 16 %. Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции,

недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка («церебрастенический инфантилизм» — по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.

Классификация детей с задержкой психического развития.

Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте. Гармонический инфантилизм — это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое — наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединяются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет

наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма,

например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения. Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее

созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.

Третья группа — задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм. При отсутствии органической или выраженной функциональной недостаточности центральной нервной системы отставание в развитии детей, относящихся к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной школы (особенно если педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает им дифференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).

Последняя, четвертая, группа — самая многочисленная — это задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причины — различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.

Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.

Таким образом, органический инфантилизм — это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. (Надо сказать, что внутри каждой из перечисленных групп детей с задержкой психического развития имеются варианты, различные как по степени выраженности, так и

по особенностям индивидуальных проявлений психической деятельности.)

Дети с органической или функциональной недостаточностью мозга нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, и именно они составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов для детей с задержкой

психического развития. Расширение сети дошкольных учреждений для этих детей имеет особо важное значение: чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с ними, тем успешнее преодолевается их отставание в развитии. Уместно вспомнить слова Монтессори, которая писала в своей книге «Дом ребенка», что упущенное в раннем возрасте может привести к пробелам, невосполнимым на

протяжении всей дальнейшей жизни. Если говорить о том, какие же вообще недостатки психического развития наблюдаются у детей рассматриваемой категории, то надо сказать, что они отстают в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности и других функций. Причем по ряду показателей актуального уровня развития дети с задержкой психического развития оказываются часто близкими к умственной отсталости. Но вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности. Существенным проявлением задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре. Низкий уровень активности служит как бы полупроницаемым барьером по отношению к воздействиям окружающего мира и является одной из причин того, что в психическом развитии детей этой категории очень отчетливо проявляется закономерность, общая для всех видов нарушенного развития, — снижение, по сравнению с нормой, скорости и уменьшение объема приема и переработки информации. В значительной мере в результате этого у них

замедленно формируются представления, понятия, различные навыки и умения.

Реабилитация детей с ЗПР.

В последние годы доказано, что ранняя и целенаправленная социально-психолого-педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии детей. В большинстве же случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 3 или 5 лет. Основные линии развития, значимые для ребенка с ЗПР, рассматриваются в двух возрастных периодах: младший дошкольный возраст — до 5 лет и старший дошкольный возраст — до 7 лет. Образовательно-воспитательные потребности ребенка старшего дошкольного возраста включают: совершенствование общей моторики, развитие тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, формирование систем сенсорных эталонов, сферы образов-представлений, опосредованного запоминания, зрительной ориентировки в пространстве, воображения, эмоционального контроля, совершенствование наглядно-образного мышления, мыслительных операций словесно-логического уровня; внутренней речи, развитие связной речи, речевого общения, продуктивной деятельности, элементов трудовой деятельности, норм поведения, соподчинения мотивов, воли, самостоятельности, способности дружить, познавательной активности, готовности к учебной деятельности.

Образовательно-воспитательный и коррекционно-развивающий процессы осуществляются с детьми, имеющими ЗПР, как в повседневной жизни, так и на специально организованных занятиях. Непременным условием эффективности коррекционно-развивающего процесса является интегрированная деятельность узких специалистов и родителей (семьи), имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

В процессе воспитания и обучения лиц с особыми образовательными потребностями различают специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания, средства коррекции.

Социальная реабилитация детей с задержкой психического развития осуществляется в форме коррекционно-педагогической деятельности, которая в нашей стране зародилась в середине XX в.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности детей – игра, при помощи которой они познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, связанное с воображением, и навыки общения с родителями и со сверстниками. Ребенок осознает свое место в обществе и осваивает первичные социальные роли.

2.Сенсорная комната.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М.Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М.Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Согласно ее пониманию воспитания, человек, прежде всего ребёнок, должен получать представление сразу обо «всём мире», а не о частностях из научной системы мира. На сегодняшний день эта идея наиболее созвучна с современными представлениями о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающее условие для взаимодействия с окружающим миром. Первоначально концепция сенсорной комнаты начала складываться под влиянием специализированной методики расположения человека одновременно с внедрением светозвуковых эффектов. Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия родилась в Голландии в начале 1970-х гг. и предназначалась в основном для детей с нарушенными способностями к обучению, сенсорные комнаты использовались реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта. В начале 80-х, кроме Голландии, самым активным пользователем сенсорных комнат стала Великобритания. Одновременно значительно расширился диапазон возможностей использования сенсорных комнат. Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами. В настоящее время количество сенсорных комнат в мире исчисляется тысячами.

К концу 1980-х гг. сенсорные комнаты стали неотъемлемой частью реабилитационной и терапевтической практики во множестве учреждений самого разнообразного профиля, активно использовались при лечении людей с нарушенным поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата, при комплексном восстановительном лечении детей и взрослых, а также для реабилитации людей, подвергшихся насилию или перенесших другие стрессовые ситуации.

В России первая сенсорная комната появилась только в 1992 году. В 2004 году в стране прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере детей.

Понятие. Функции. Противопоказания.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая различного рода стимуляторы, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы.

Функции сенсорной комнаты:

— улучшение эмоционального состояния;

— снижение тревожности и агрессивности;

— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

— активизация мозговой деятельности и развитие познавательных процессов;

— формирование адекватной самооценки;

— создание чувства безопасности, защищенности;

— развитие позитивного общения и взаимодействия детей;

— развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности, — все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей разных возрастных категорий и степени отклонений в развитии (для детей с проблемами в обучении, поведении и социальной адаптации), а также для тех, кто нуждается в восстановлении и сохранении психо-эмоционального равновесия. Противопоказаниями в работе являются: глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания, аллергия, соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога).

Смотрите так же:  Санаторий с лечением псориаза для детей

В сенсорной комнате представлено разнообразное оборудование: сухой бассейн с шарами, воздушно-пузырьковая колонна с рыбками, сенсорные дорожки и тактильные панели, сухой душ, фибероптическое панно «Звездное небо», пуфы-груши, песочница со световым эффектом, зеркальный шар, световой проектор и многое другое.

Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно- развивающей работе способствует сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья воспитанников.

Возможности отдельного оборудования сенсорной комнаты.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм:

— снижение уровня психоэмоционального напряжения и двигательного тонуса;

— регуляция мышечного напряжения;

— развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений, проприоцептивной чувствительности; — коррекция уровня тревожности, агрессивности;

— нормализация деятельности центральной нервной системы;

— улучшение деятельности сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, опорно- двигательного аппарата.

Воздушно-пузырьковая колонна – один из основных элементов сенсорной комнаты. Учеными доказано, что существует две вещи, которые не надоедают человеку: наблюдать за огнем и движением воды – это успокаивает нервную систему, снимает стресс, усталость и напряжение. Различные цвета и оттенки подсветки, виброэффект концентрируют внимание, развивают зрительную и тактильную память, восприятие.

Песочница с подсветкой – рисование песком – это возможность выражать свои чувства и эмоции без слов, это релаксация. Рисование способствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, внимания, творческих способностей и воображения, улучшению координации движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию.

Светильники – специально подобранные динамические композиции способны создать сказочный световой интерьер.

Фибероптическая тактильная панель – ее действие направлено на активизацию внимания, развитие интереса и образно-логического мышления, тактильного и зрительного восприятия, творческого воображения, создание положительного эмоционального фона, снятие стресса и агрессивно- эмоциональных состояний.

Сухой душ – разноцветные «струи» стимулируют и развивают тактильные ощущения, зрительную память, активизируют творческую и познавательную деятельность, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве, развивают воображение и цветовосприятие.

Сухой бассейн – тренирует координацию, укрепляет мышцы, оказывает массажный эффект.

Сенсорные тропы – развивают тактильную чувствительность, зрительное восприятие, воображение, произвольность внимания, координацию движений, восстанавливают кровообращение, способствуют развитию речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи; воздействуют на жизненно важные органы человека.

Зеркальный шар – медленное вращение шара в сочетании с приятной расслабляющей музыкой создает ненавязчивую и успокаивающую атмосферу, положительный эмоциональный фон, ощущение защищенности, снимает психо-эмоциональное напряжение, способствует развитию цветовосприятия, воображения, ориентировки в пространстве, снижению тревожности.

Для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, разминки пальчиков, кистей рук, нейтрализации агрессивно-эмоциональных состояний незаменимо использование тактильных панелей и развивающих изделий .

Методические требования к организации занятий в сенсорной комнате.

— продолжительность от 7 до 25 минут;

— проводятся в группах по 3-5 человек и индивидуально.

Занятие включает три обязательные части:

• вводная (ритуал приветствия, разминка);

• основная (релаксация, игра);

• завершающая (подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания).

Чтобы эффективно использовать Сенсорную комнату, на первом этапе дети должны хорошо познакомиться с ней, почувствовать себя в ней свободно.

На втором этапе педагог показывает пример использования предметов Сенсорной комнаты в качестве предметов-заместителей, всячески поощряя самостоятельные попытки детей найти новое применение тому или иному объекту. И только затем можно проводить занятие целиком посвященные игре. При этом обязательно параллельно проводиться занятия, на которых дети имеют возможность самостоятельно придумывать игры в Сенсорной комнате.

3.Роль Сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР.

Возможность создания сенсорной комнаты позволило расширить спектр методов психологического воздействия. Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения профилактических сеансов, с целью оказания психологической помощи и поддержки. Практика показала, что интерактивная среда может с успехом использоваться для решения ряда психокоррекционных задач:

стимуляция психомоторного развития;

снижение психоэмоционального напряжения;

снижение агрессивности в поведении;

стимуляция сенсорных функций;

стимуляция активной деятельности;

формирование положительного эмоционального фона;

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка. В частности, в Сенсорной комнате можно эффективно организовать занятия по формированию у детей игровой деятельности.

Известно, что игровая деятельность, являясь ведущей в дошкольном возрасте, при различных отклонениях в развитии ребенка нуждается в специальной стимуляции. Сенсорная комната предоставляет значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования сенсорной комнаты обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра является частью игры.

В процессе коррекционной работы активно используются блоки релаксационного и активизирующего характера.

В релаксационный блок входит: релаксационное музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие подушки, тактильное оборудование, сухой бассейн, мягкое напольное покрытие и др. В релаксационном блоке упражнения направлены на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

В зоне активизирующего блока мною используются различные игры с напольными сенсорными дорожками, с балансировочной дорожкой, со звуковыми коробочками, сенсорными дощечками и др.

Деятельность в активизирующем блоке направлена: на развитие мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта учащихся, позволяет формировать представление о цвете, форме, величине предметов, способствует развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие активной речи.

Использование сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе направлена на обеспечение успешной адаптации детей с ЗПР к условиям образовательных учреждений, снижение числа детей «группы риска» с дезадаптацией и незрелым уровнем развития. Своевременное оказание психологической помощи детям с ЗПР имеющих проблемы с речью, эмоционально-волевой стабильностью и нарушениями поведения (агрессивность, тревожность, двигательная расторможенность или СДВГ).

Посредством специально организованной коррекционной игровой деятельности с использованием сказкотерапии и игротерапии дети с ЗПР удовлетворяют различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку с ЗПР прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.

Что как ни сказка, помогает ребенку понять то, чего хотят до него донести взрослые?! И что как ни «волшебство» сенсорной комнаты, поможет сделать сказку яркой, волнительной, наполненной чудесами и фантастическими образами?! Магическое воздействие сенсорной комнаты создаёт невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает воспитательный потенциал, развивает творческое мышление и умение удивляться.

Коррекционно-развивающая работа в условиях сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с ЗПР с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.

Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием LEGO-конструктора тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.03, кандидат педагогических наук Суриф, Елена Альбертовна

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Суриф, Елена Альбертовна

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

1.1. эволюция понятия «педагогическая технология ».

1.2. Проблема коррекции в детском возрасте в психолого-педагогической литературе.

1.2.1. Определение понятия « коррекция ».

1.2.2. Задачи коррекции развития ребенка.

1.2.3. Подход к коррекции развития ребенка в отечественной и зарубежной педагогике и специальной психологии.

1.3. LEGO-технология и ее значение в коррекции развития детей с нарушениями зрения .

Выводы по материалам главы 1.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

2.1. Особенности сенсорного развития дошкольников.

2.2. Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения

2.3. Полисенсорньш подход в компенсаторном развитии детей.

2.4. Конструктивная деятельность как средство сенсорного развития детей с нарушением зрения.

Выводы по материалам главы 2.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

3.1. Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы.

3.2. Разработка педагогической технолопш коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения.

3.3 Результаты опытио-поисковой работы и их обсуждение.

Выводы по материалам главы 3.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием LEGO-конструктора»

На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей. К системе образования, через которую проходит практически все подрастающее поколение, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, в свете которых сложившаяся в индустриальную эпоху педагогическая парадигма все чаще выявляет свою неэффективность.

Новые образовательные технологии — это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.

Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребенка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольное воспитание — это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знания, носящие образный характер (A.B. Запорожец , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в специальном ( коррекционном ) дошкольном образовательном учреждении занимает сенсорное развитие и связанная с ним проблема развития практических умений и навыков .

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори . Сенсорная культура ребенка -результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться только правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Педагогическими исследованиями (О.П. Гаврилушкина , Т.А. Дорофеева, Л.И. Плаксина, Л.И. Рудакова и другими) и практическим опытом дошкольных образовательных учреждений доказана необходимость включения сенсорного развития дошкольников во все виды детской деятельности. Пути реализации и содержание задач сенсорного воспитания зависят от степени и характера нарушения зрения, возраста детей и уровня их развития, вида деятельности, от основных закономерностей и особенностей развития у детей с нарушением зрения сенсорных способностей, проявляющихся в восприятии дошкольниками предметов и их свойств.

Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.

Практика обучения и воспитания детей с нарушением зрения показала, что наличие нарушений в сенсорной сфере требует особой организации коррекционной работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и развития личности в целом.

Исходя из дидактического принципа « от простого к сложному », при развитии сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения осуществляется постепенный переход от простейших к более сложным опознавательным операциям, которыми овладевают дети старшего возраста. Наметившаяся в сфере образования (как общего, так и специального) и крепнущая год от года тенденция к созданию и применению на практике новых современных технологий в обучении приводит к появлению многочисленных исследований, ставящих своей задачей создание таких педагогических технологий.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что разработка педагогических технологий коррекции сенсорного развития у детей с нарушением зрения с использованием современных средств обучения является актуальной проблемой для данной категории детей. Актуальность этой проблемы обусловлена и существующими в настоящее время противоречиями и несоответствиями между:

• быстрым развитием современных образовательных технологий и недостаточным отражением соответствующих инноваций в коррекционно-воспитателыюм процессе в специализированных дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения;

• необходимостью использования новых педагогических технологий коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения и недостаточной изученностью особенностей их конструктивно — игровой деятельности, способствующей повышению эффективности коррекционных процессов.

Для разрешения обозначенных противоречий необходимы новые подходы к поиску эффективных средств, методов, педагогических технологий для организации коррекционно-воспитательной работы в специализированных дошкольных образовательных учреждениях. Одним из таких средств обучения в настоящее время, как считают российские и зарубежные педагоги , являются конструкторы фирмы LEGO DACTA, обладающие рядом характеристик, значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях.

Смотрите так же:  В семью ребенка из японии

Анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов показывает, что изучены только некоторые направления применения LEGO DACTA для нормально развивающихся дошкольников (J1.A. Парамонова). В рекомендациях Э. Поляковой по использованию конструкторов фирмы LEGO DACTA в коррекционной педагогике определены направления применения такого конструктора для решения некоторых дидактических и развивающих задач у дошкольников, но не представлена конкретная педагогическая технология по использованию данного средства в условиях коррекционно-развивающего обучения.

С учетом выявленных противоречий и обозначенной проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием LEGO- конструктора».

Объект исследования: сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения.

Предмет исследования: процесс коррекции сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения путем специальной педагогической технологии в условиях конструктивной деятельности.

Цель исследования: разработка и апробация педагогической технологии коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием конструкторов LEGO DACTA.

Для достижения поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: педагогическая технология с использованием конструкторов фирмы LEGO DACTA:

• позволит существенно повысить уровень сформированное™ сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения;

• будет способствовать достижению более высокого развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения;

• активизирует конструктивную деятельность дошкольников с нарушениями зрения, одновременно способствуя совершенствованию развития личностной сферы ребенка;

• обеспечит наиболее рациональную организацию коррекции полисенсорного развития дошкольников с нарушением зрения.

На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ библиографических источников с целью выявления роли и места педагогической технологии в науке, уточнить определение и выделить характерные особенности педагогических технологий.

2. Проанализировать существующие методики коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения.

3. Уточнить особенности сенсорного восприятия окружающей среды дошкольниками с нарушением зрения в условиях конструкторской деятельности.

4. Разработать педагогическую технологию коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения на основе использования конструкторов фирмы LEGO DACTA.

5. Осуществить экспериментальную проверку предложенной педагогической технологии.

6. Провести анализ результатов эксперимента и разработать рекомендации педагогам по использованию созданной педагогической технологии коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:

• по системному подходу — O.JI. Алексеева, В.В. Коркунова , В.Н. Садовского, Б.Г. Юдина;

• по теории построения педагогических технологий — A.C. Белкина ,

B.П. Беспалько , В.И. Боголюбова, Е.В. Каратаева, М.В. Кларина , Г.К. Селевко;

• о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных детских образовательных учреждениях — Г.М. Дульнева , Л.П. Григорьева, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцева ;

• о концептуальных основах леготехнологии — О.В. Михеевой ,

C. Пейперт , П.А. Якушкина;

• о ведущей роли сенсорного развития и конструирования в работе с детьми без патологии — А.Н. Давидчук , З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой, H.H. Поддъякова , Н.П. Саккулиной, а также с детьми с нарушением развития — О.П. Гаврилушкиной , Л.А. Головчиц, Т.И. Обуховой, Н.Г. Минаевой , Л.А. Ремезовой, Л.И. Солнцевой.

• теоретические методы: аналитический обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ программ, учебных пособий и методических материалов;

• эмпирические методы: беседа , наблюдение, изучение медико-педагогической документации образовательных учреждений, включенное наблюдение за деятельностью детей, изучение результатов конструкторской деятельности детей, опытно-поисковая работа, методы математической статистики с использованием компьютерной технологии.

Этапы проведения исследования

1. 1997—1998 гг. Выявление методологических и теоретических основ проблемы, анализ ее основных аспектов, изучение педагогического опыта работы в рамках исследуемой проблемы, обоснование целей и конкретных задач исследования.

2. 1998—1999 гг. Разработка педагогической технологии коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием конструкторов фирмы LEGO DACTA.

3. 2000—2004 гг. Апробация педагогической технологии коррекции сенсорного развития с использованием конструкторов LEGO DACTA в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования.

4. 2004—2006гг. Уточнение выводов и оформление результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

• научной обоснованностью исходных теоретических положений;

• использованием совокупности методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования;

• сопоставлением точек зрения на исследуемую проблему в литературе и обобщением педагогического опыта воспитателей детских садов компенсирующего вида для детей с нарушением зрения;

• взаимообусловленностью и непротиворечивостью результатов на качественном и количественном уровнях;

• статистической обработкой результатов исследования;

• личным участием автора на всех этапах опытно-поисковой работы.

Научная новизна исследования:

1. Обоснована педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с точки зрения принципов целостности, природосообразности , интенсивности, диагностической целенаправленности, воспроизводимости в условиях LEGO конструирования.

2. Разработаны и научно обоснованы специальные дидактические материалы (схемы сборки моделей) для организации и проведения учебно-воспитательного коррекционного процесса в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Уточнены особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения в процессе конструкторской деятельности.

2. Проанализированы многофункциональные (дидактические, коммуникативные , мотивационные) возможности использования конструкторов LEGO DACTA в образовательном пространстве специализированного ДОУ с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

3. Определены педагогические условия организации и коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения, обеспечивающие его эффективность при использование конструкторов фирмы LEGO DACTA.

4. Обосновано использование форм и методов обучения дошкольников с нарушением зрения, ориентированных на совместную и самостоятельную учебно-познавательную деятельность в процессе конструирования.

Практическая значимость исследования:

1. Создана педагогическая технология коррекции сенсорного развития с помощью учебно-методического комплекса » Знакомство с окружающим миром с использованием LEGO-конструктора», позволяющая в игровой форме эффективно повысить уровень сенсорного развития у детей с нарушением зрения.

2. Разработаны методические рекомендации педагогам дошкольных учреждений по использованию конструкторов LEGO DACTA в учебно-воспитательном процессе.

3. Результаты разработанной педагогической технологии могут быть использованы на курсах повышения квалификации в системе специального дошкольного образования.

Апробация н внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась на базе МОУДОД Центра новых информационных технологий г. Екатеринбурга, МДОУ детский сад компенсирующего вида № 346, № 466 г. Екатеринбурга, МДОУ детский сад компенсирующего вида №12, №121 г.Сочи.

Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих научных конференциях:

1. «Екатеринбургская школа на рубеже XX-XXI веков: проблемы, приоритеты, перспективы» (г. Екатеринбург, 1999г.);

2. «Народное образование в XXI веке» (г. Москва, 2001г.);

3. « Специальное образование » (международный симпозиум г. Екатеринбург, 2003);

4. Научно-практическая конференция « Изучение и образование детей с нарушениями развития » (г. Екатеринбург, апрель 2005г.);

5. На педагогических советах МДОУ № 466, 12.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Не отрицая дидактическую значимость существующих методик развития зрительного восприятия детей с нарушенным зрением, утверждаем, что продуктивность коррекционных занятий с такими детьми по развитию зрительного восприятия увеличивается, если применять на этих занятиях предложенную педагогическую технологию с использованием конструкторов фирмы LEGO DACTA.

2. Наряду с повышением эффективности коррекционно-восиитателыюго процесса по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения конструирование на базе конструкторов фирмы LEGO DACTA позволяет более рационально решать диагностические задачи по выявлению первичных и вторичных отклонений, более своевременно и продуктивно корригировать сенсорное, речевое развитие детей, эмоционально — волевые и познавательные процессы и повышать мотивацию к обучению.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 142 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 128 источников, 20 приложений, 7 таблиц, 3 диаграммы.

Заключение диссертации по теме «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)», Суриф, Елена Альбертовна

Выводы по материалам главы 3

1. Использование ЬЕСО-конструктора в работе с детьми, страдающими нарушениями зрения, способствует решению коррекционно-компенсаторных задач за счет развития и обогащения зрительно-сенсорного опыта в процессе выполнения детьми предметно-практических действий.

2. Эффективность коррекционной работы достигается при условии, что обучение организуется с учетом особенностей детей, индивидуализацией их деятельности, рекомендаций врача-офтальмолога.

3. Эффективность разработанной нами педагогической технологии коррекции сенсорного развития выражается в том, что в ее результате была сглажена свойственная детям с нарушением зрения недостаточность сформированное™ сенсорных эталонов.

4. Эффективность разработанной педагогической технологии была проверена в сравнительном плане. Анализ результатов проведенного исследования осуществлялся по нескольким направлениям:

• результаты обучения детей на завершающем этапе эксперимента по отношению к его началу оценивались по тем же параметрам, что и на констатирующем этапе эксперимента;

• результативность работы с детьми, участвующими в экспериментальном обучении значительно выше по сравнению с результатами работы детей, проходившими контрольное обучение.

Опираясь на вышесказанное, нами сделан следующий вывод -разработанная педагогическая технология коррекции сенсорного развития детей с нарушением зрения является эффективной и служит основой для последующего успешного обучения детей в школе и для адаптации их в жизни.

В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты и выводы:

Успешность коррекции сенсорного развития во многом определяется включением конструктивной деятельности в коррекционный процесс дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения.

В процессе констатирующего этапа опытно-поисковой работы выявлено, что у большинства детей с нарушенным зрения был недостаточно сформирован уровень сенсорного развития.

Экспериментально проверена эффективность разработанной педагогической технологии коррекции сенсорного развития с использование конструкторов фирмы LEGO DACTA у детей с нарушением зрения с учетом их особенностей и возможностей.

Определены педагогические условия организации коррекционного процесса сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения.

Дано обоснование форм и методов использования предложенной технологии в коррекционной работе в условиях ДОУ для детей с нарушением зрения, ориентированных на совместную и самостоятельную учебно-познавательную деятельность в процессе конструирования.

Определена значимость работы с конструкторами данной фирмы для дальнейшего использования данного средства в коррекционно-развивающем обучении.

Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения способствует регулированию поведенческих реакций, развитию монологической формы речи, развитию психических процессов.

Использование педагогической технологии коррекции сенсорного развития с использованием конструкторов фирмы LEGO DACTA в педагогическом процессе является перспективным направлением для коррекции, развития и воспитания детей с нарушением зрения.

Опытно-поисковая работа способствовала появлению позитивных изменений в личностной сфере детей: они стали более уверенными, внимательными, собранными.

Положительным эффектом организации коррекции сенсорного развития детей с нарушенным зрением с использованием конструкторов фирмы LEGO DACTA стал более высокий уровень развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения.

Контрольный этап опытно-поисковой работы позволил получить результаты, подтверждающие эффективность коррекционной работы с использованием LEGO-конструирования; уровень сформированное™ сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения существенно повысился.

Важным условием предложенной педагогической технологии стала организация систематической упражняемости дошкольников в восприятии, анализе и воспроизведении сенсорных эталонов.

На основании результатов проведенного исследования были разработаны методические рекомендации педагогам дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения по использованию конструкторов фирмы LEGO DACTA в учебно-воспитательном процессе данных учреждений

Таким образом, в настоящем исследовании доказана правомерность выдвинутой гипотезы, решены все поставленные задачи, достигнута цель исследования, получены значимые теоретические и научно-практические данные об эффективности использования новой многофункциональной педагогической технологией с использованием конструкторов фирмы LEGO DACTA для повышения уровня сенсорного развития детей с нарушением зрения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Суриф, Елена Альбертовна, 2007 год

1. Алексеев, O.J1. Теоретические основы учебной тифлотехники / O.JI. Алексеев; Урал. гос . пед. ин-т — Екатеринбург, 1992. -284 с.

2. Алексеев, O.JI., Коркунов В.В. Системный подход как методологическая основа научного познания / O.JI. Алексеев, В.В. Коркунов // Специальное образование. 2002. — № 1. — С. 6-17.

3. Алексеев, O.JI. Коркунов В.В. Ребенок с дефектом с точки зрения системных представлений: перспективные направления системных исследований в специальной педагогике / O.JI. Алексеев, В.В. Коркунов // Специальное образование. 2005. — № 5. — С. 18 — 24.

4. Альтхауз, Дагмар. Цвет, форма, количество / Дагмар Альтхауз, Эрна Дум.-М., 1984.-96 с.

5. Ананьев , Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей/ Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко-М., 1964.-303 с.

6. Белкин, A.C. Компетентность , профессионализм, мастерство/ A.C. Белкин. Челябинск, 2004. -171 с.

7. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики / A.C. Белкин. М., 2000. -188 с.

8. Белкин, A.C. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995. -150 с.

9. Беспалько , В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько. М. : Педагогика , 1989. — 190 с.

10. Богданова, Е. Игра дело серьезное / Е.Богданова //МоскваЛюкс. -М.: Весна, 1998.-С. 52-53.

11. Боголюбов, В.Н. О тенденциях в образовании педагогической технологии/ В.Н. Боголюбов Иностранный язык в школе. 1994. — № 4. С. 20-25.

12. Боголюбов, В.Н. Педагогическая технология: эволюция понятия/ В.Н. Боголюбов Советская педагогика. 1991. -№ 9. С. 18-26.

13. Боскис , Р. М. Учителю о детях с нарушением слуха/ P.M. Боскис. -М., 1987. -332с.

14. Буланова Топоркова М.В., Духавнева A.B., Кукушин B.C.,

15. Сучков Г.В. Педагогические технологии. Ростов-на-Дону, 2002. 333с.

16. Бурменская Г.В., Карабанова O.A., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. МГУ , 1990. 134с.

17. Венгер , JT.A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ JI.A. Венгер. М.: Просвещение, 1978. -140с.

18. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер. -М.: Просвещение, 1988. 143с.

19. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей/ Л.А. Венгер. М., 1976.-256с.

20. Власова , Т.А. Дети с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер .- М., 1973.-208с.

21. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И.Солнцевой. — М.: Просвещение, 1967. 173с.

22. Выготский , J1.C. Собрание сочинений: в 6т./ Лев Семенович Выготский, Т.5.-368с.

23. Гаврилушкина , О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей/ О.П. Гаврилушкина. М.: Просвещение, 1991.-95с.

Смотрите так же:  Типологические особенности детей дошкольного возраста

24. Глушкова, Г.Н. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со зрительной патологией в процессе обучения конструированию/ Г.Н. Глушкова // Дошкольная педагогика. 2006. — № 2(29). — С. 42 — 43.

25. Головчиц , Л.А. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушением слуха / Л.А. Головчиц , A.A. Катаева, Т.И. Обухова. -М, 1999.-154 е.

26. Григорьева, Л.П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения / Л.П. Григорьева // Дефектология . 2000. — № 2. -С. 92-96.

27. Гусакова, М. А. Аппликация / М.А. Гусакова. М.: Просвещение, 1987.- 191с.

28. Давидчук , А.Н. Развитие у дошкольников конструкторского творчества/ А.Н. Давидчук , М.: Просвещение, 1976. — 79с.

29. Дефектологический словарь/ Академия педагогических наук СССР . Научно-исследовательский институт дефектологии. Под редакцией А.И. Дьячкова , М., 1970. 503 с.

30. Добровольская Т.А. Психологические особенности детей с сенсорными нарушениями: По данным изучения детей с нарушениямислуха и зрения. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. М., 1997. С. 214-219.

31. Дорофеева , Т.А. Пути оптимизации сенсорного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением зрения: автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед . наук: (13.00.03) Дорофеева Т.А. М., 2002. — 23с.

32. Дошкольное воспитание аномальных детей/ под ред. Л.П. Носковой , -М.: Просвещение, 1993. -224 с.

33. Ермаков , В.П. Обучение слепых специальной графике / В.П. Ермаков, Егорова О.П. М., 1978. — 120 с.

34. Ермаков , В.П. Основы тифлопедагогики, развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин . -М., 2000. -240 с.

35. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушением зрения / М. И. Земцова. М., 1973.- 159 с.

36. Игнатьев, C.B. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах / C.B. Игнатьев. JL, 1991.-64 с.

37. Интернет, http//:www. lego.DACTA.

38. Капуслен, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капуслен, -М., 1999. 120 с.

39. Катаева , A.A. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста : автореф. дис. на соиск. учен, степ. док. псих, наук: (13.00.01) / Катаева A.A. -М., 1977. 25с.

40. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. M., 1996.-40 с.

41. Кларин , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. М., 1989.-75с.

42. Козлова , С.А., Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова . -М., 1998.-414с.

43. Комарова, Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. М., 2001. — 88 с.

44. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова. М., 1991. — 175 с.

45. Конструируем, играем и учимся . LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников . М., 1996. 45 с.

46. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения / Е.В. Коротаева. Екатеринбург, 2004. -224 с.

47. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / под ред. Н. Г. Морозовой. М., 1976. — 102 с.

48. Лапшин , В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П.Пузанов. -М., 1990. 143 с.

49. Лего Дакта. Такие умные и нужные игрушки // «Няня» 1997. — №1. -С. 55.

50. Литвак, А.Г. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей / А.Г. Литвак.-Л., 1981.- 175 с.

51. Литвак, А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак.-Л., 1972.-205 с.

52. Лиштван, З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / З.В. Лиштван.-М., 1971.- 160 с.

53. Логинова , В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова . М., 1988. — 287 с.

54. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника / А.Р. Лурия. М., 1948. — 170 с.

55. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В., Лусс. М., 2003. — 96 с.

56. Маджаров, А. Педагогика и технология / А. Маджаров // Народна просвета. 1987.-№5.-С. 12- 19.

57. Марьев, И Проблемы и перспектива за развитие на педагогическата технология / И. Марьев, П. Петров // Народна просвета. 1987. — № 5. -С. 20-35.

58. Материалы всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию для детей с нарушением зрения //Л.И. Плаксина. Коррекционно-воспитательная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 1980.-65с.

59. Методическая разработка к учебным пособиям LEGO DACTA для специальных школ. М., 1995. 250 с.

60. Минбулатов В.М., Неверкович С.Д. Педагогическая технология: эволюция понятия, сущность, опыт разработки / Министерство образования РФ, Дагест. гос. пед. ун-т, Ин-т физкультур , образования. Махачкала: ДГПУ, 2000. 74 с.

61. Михеева , О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка , инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. 1996. -№6.-С. 54-56.

62. Михеева , О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / O.B. Михеева, П.А. Якушкин //Информатика и образование. 1996. -N 3. — С.137-140.

63. Монтессори , М. Разум ребенка/ М. Монтессори. М., 1997. — 176 с.

64. Мусейибова , Т.А. Первые пространственные представления / Т.А. Мусейибова //Дошкольное воспитание. 1959. — №4.- С. 14-19.

65. Мусейибова, Т.А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / Т.А. Мусейибова //Дефектология. 1970. — № 3. — С. 36-40.

66. Мухина, B.C. Детская психология/ B.C. Мухина. М., 1985. — 274 с.

67. Нечаева, В.Г. Конструирование в детском саду/ В.Г. Нечаева. М., 1961.- 160 с.

68. Никулина , Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательных учреждений общего назначения)/ Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева . СПб., 1999. — 70 с.

69. Новик, М. Современные технологии в образовании / М. Новик //Новые знания. 1999. -№3. — С. 17-21.

70. Новичкова , И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: автореф. дис. на соиск. учен. степ, кандид. пед.наук: Новичкова И.В. -М., 1997. -25с.

71. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения: Сб. научных трудов НИИ дефектологии АНН СССР // под ред. М.И. Земцовой . М., 1972.-93 с.

72. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочника. //Урал. гос. пед. ун-т; Авторы сост. А.Н. Нигаев , O.JI. Алексеев, Е.В. Шиврина. Екатеринбург, 1997г. — 117 с.

73. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении. М., 2001. 96 с.

74. Парамонова, JI.A. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / JI.A. Парамонова. М., 1999. — 210 с.

75. Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе. / под ред. Т.П. Шамовой , П.И. Третьякова. М., 1994. — 142 с.

76. Педагогический энциклопедический словарь. М., 1995. 175с.

77. Пейперт , С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.

78. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста / Э.Г. Пилюгина. М., 1983. — 112 с.

79. Питюков , В.Ю. Основы педагогической технологии / B.IO. Питюков. -М, 1997.-240 с.

80. Плаксина , Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян . М., 1998. — 225с.

81. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. М., 1998. — 262 с.

82. Поддьяков , H.H. Сенсорное воспитание в детском саду / H.H. Поддьяков , В.Н. Аванесова. -М., 1981. 80 с.

83. Подколзина, E.H. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-4 лет с косоглазием и амблиопией: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.03) / E.H. Подколзина М.,1998.- 24 с.

84. Политехнический словарь. М., 1989. 534 с.

85. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения //Президентская программа « Дети инвалиды » // Плаксина Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания. М., 1995. -46с.

86. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. М., Просвещение, 1995. -527 с.

87. Программы специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). М., 2003. 174 с.

88. Просвиркин В.Н., Новиков А.И. Опыт применения системы LEGO в УВК-лаборатории N 1679. // Информатика и образование, М., 1996. № 3.-С. 34-36

89. Психологическая служба в СССР: ее задачи и организация. //Вопросы психологии, 1979. №2-3.

90. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика / Б.П. Пузанов. М., 2001. -269 с.

91. Ремезова, Л.А. Коррекция недостатков развития конструктивной деятельности у дошкольников с косоглазием и амблиопией: автореф. дис. на соиск. учен. степ, кандид. пед.наук: Л.А. Ремезова.: М., 1998. -24 с.

92. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения / Л.А. Ремезова Самара, 2002. -136 с.

93. Ремезова, Л.А. Рекомендации по обучению конструированию детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.А. Ремезова // Дошкольное воспитание. -1999. -№ 3. С. 32 — 39.

94. Ремезова, Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида / Л.А. Ремезова М., 2004. — 94 с.

95. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии, 2-е издание. М., 1946. -712 с.

96. Русакова , JT.B. Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду» / Л.В. Русакова, М., 1986. -198 с.

97. Самхарадзе Н.И. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста и вопросы его организации: автореф. дис. на соиск. учен. степ, кандид. пед.наук: Тбилиси, 1970. 25 с.

98. Свиридюк, Т.П. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста / Т.П. Свиридюк. Киев, 1981.-30 с.

99. Селевко , Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. Ярославль, 1998. — 255 с.

100. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. -М., 2005. 144 с.

101. Семенова Г.К. Отчет по экспериментальной деятельности // http://kolokolchiki.narod.ru/Pedagog.htm.

102. Слабовидящие дети // под ред. Ю.А. Кулагина , Н.Г. Морозовой, М.Б. Эйдиновой. М., 1967. — 120с.

103. Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей / под ред. Л.И. Солнцевой , В.П. Ермакова, М.И. Земцовой. -М., 1986. 123с.

104. Советский энциклопедический словарь. М., 1987. 1600 с.

105. Солнцева, Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков в психическом развитии детей с нарушениями зрения / Л.И. Солнцева //Дефектология. 1983. — №4. — С. 45-50.

106. Солнцева, Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения / Л.И. Солнцева. -М., 1999.- 180 с.

107. ИЗ. Стариченко , Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Б.Е. Стариченко; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 218 с.

108. Стернина, Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей / Э.М. Стернина. Д., 1980. — 75 с.

109. Стребелева , Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. М., 2001. — 312 с.

110. Тарловская , Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду / Н.Ф. Тарловская, JI.A. Топоркова. -М., 1994.-216 с.

111. Тупоногов , Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики /Б.К. Тупоногов. М., 2001. — 68 с.

112. Уголева, Е.И. Новые подходы в теории и практике обучения, воспитания, реабилитации слепых и слабовидящих / Е.И. Уголева. М., 1995.-54 с.

113. Фэррелл К.А. Родителям дошкольников: советы по воспитанию слепых и слабовидящих детей, М., 2003. 20 с.

114. Шашков В.И. Педагогическая технология в учебном процессе, Н. Новгород, 1998. 108 с.

115. Щедрова ЕЛО. Информационные технологии как средство личностного развития слабовидящего школьника. // Педагогическая информатика, 2003.- №1. С. 3-9.

116. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Учебное пособие, М., 2002. 256 с.

117. Эльконин Б.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи //Психодиагностика в школе, //Под ред. K.M. Гуревича. Таллин, 1980.- 120 с.

118. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалиста образовательных учреждений. Под редакцией А.К. Колеченко , М., 2005г. 367 с.

119. Юдин В.В. Педагогическая технология. Ярославль, 1997. 165 с.

120. Developing a product. LEGO Group, Dania, 1995. p. 40.

121. E.M. Materson Play with a purpose to under-seven, Penguin Books, 1968. -p. 120.

122. International Yearbook of Education and Instructional Technology, 1978/1979., London-New-York, 1978., p. 258.

Другие статьи

  • Становление детской практической психологии Становление детской практической психологии Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях. Глава 1. История детской практической психологии 1.1. Становление […]
  • Почему не спит ребенок в 1 месяц ночью Почему не спит малыш? Расстройства сна у детей "Спит как младенец" - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос […]
  • Центр развития ребенка 13 саранск Центр Развития Ребенка - Детский Сад №13, МАДОУ Центр Развития Ребенка - Детский Сад №13, МАДОУ зарегистрирована по адресу г.Саранск, ул.Волгоградская, д.87, 430009. ЗАВЕДУЮЩИЙ организации МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО […]
  • Парлазин капли инструкция по применению для детей Парлазин капли - официальная инструкция по применению Регистрационный номер Торговое название: Международное непатентованное название: Лекарственная форма: капли для приема внутрь в 1 мл раствора содержится 10 мг активного ингредиента – цетиризина дигидрохлорида, а […]
  • Зостерин ультра 30 инструкция по применению у детей Зостерин - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (порошок в пакетиках 0,5 г и 1 г Ультра 30% и 60%) препарата для лечения дисбактериоза, поноса у взрослых, детей (в том числе грудничков и новорожденных) и при беременности. Состав В данной статье […]
  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]