Шизофрения признаки бред

Шизофрения: основные признаки и симптомы

Шизофрения относится к тяжелым психическим расстройствам, при которых у человека искажается восприятие действительности. Наблюдается неадекватность поведения и нелогичность в изложении мыслей (нарушение мышления).

Первые признаки шизофрении диагностируются, как правило, в подростковом возрасте. И среди молодого поколения болезнь встречается чаще, чем в пожилом возрасте. Сегодня почти 1% населения планеты знакомы с ним.

Диагноз шизофрения


Потеря контакта с окружающими, эмоциональная бедность, пассивность, бред, навязчивые состояния, расстройство двигательной функции, нарушение мышления, появление нехарактерной раздражительности или агрессии — все это можно отнести к признакам эндогенных нарушений шизофренического характера.

Несмотря на то, что болезнь «в народе» иногда принято называть раздвоением личности, по своей сути она представляет «расщепление» психических функций. Отсутствует их гармоничность, вследствие чего пациенты дезорганизованы, демонстрируют нелогические поступки. При сохранении интеллекта наблюдается нарушение поведения, мышления. Нет соответствия между возможностями человека и нормальной их реализацией.

Диагноз «шизофрения» вызывает неоднозначные споры между психиатрами разных стран. Ведь в одних регионах сюда относят только тяжелые проявления заболевания (характерный почерк), а в других — любые симптомы патологии. Да и течение шизофрении может быть разнообразным: от одноразового проявления до хронического процесса. Человек в стадии ремиссии способен быть полностью дееспособным и ничем не отличаться от здорового.

Признаки шизофрении


Специалисты осторожно подходят к диагностике заболевания. Изучается весь спектр расстройств: эмоциональных и неврозоподобных. В рамках написания данной статьи мы пользовались консультациями специалистов клиники ментального здоровья «Альянс» (https://cmzmedical.ru/)

Эмоциональные признаки шизофрении:

  • Эмоциональная бедность — человек становится равнодушным к своим близким.
  • Неадекватность — в отдельных случаях наблюдается повышенная реакция на раздражитель: любой пустяк может вызвать немотивированную агрессию, злобу, приступ ревности. Причем страдают от этого именно самые близкие люди. Чем дальше эмоционально пациент в отношении с другими людьми, тем менее выражена реакция. С посторонними он может вести себя как обычно.
  • Потеря интереса к привычным вещам.
  • Притупление инстинктивных ощущений — человек теряет интерес к пище, у него нет желания следить за собой, соблюдать обычные гигиенические процедуры.
  • Бред — нарушение, которое проявляется в искаженном восприятии происходящего. У больного появляются необычные цветные сны, навязчивые идеи, что за ним кто-то следит, хочет убить, воздействует при помощи невидимых лучей и т.п. Распространенный и бред ревности: пациент беспочвенно подозревает супруга в измене, и такие идеи морально убивают партнера. В отличие от обычной ревности, при шизофрении она носит характер навязчивых мыслей.
  • Галлюцинации — чаще всего такое нарушение проявляется в виде слуховых галлюцинаций: человеку кажется, что посторонние голоса нашептывают ему порядок действий; навязывают идеи. Больного могут посещать и цветные зрительные галлюцинации, как яркие сны.

Если легкие эмоциональные расстройства бывает трудно заметить на начальной стадии, то бред и галлюцинации упустить невозможно (это характерный почерк шизоидных нарушений). В семьях, где частыми спутниками в отношениях являются скандалы и приступы ревности, повышенную агрессию, депрессивные состояния могут отнести к любым иным эмоциональным расстройствам. И только в последнюю очередь близкие подозревают шизофрению. В благополучных отношениях нарушение мышления, изменения в поведении партнера замечаются на ранней стадии.

Признаки шизофрении могут иметь и неврозоподобный характер. Особенный почерк таких нарушений: деперсонализация, фобии, страхи, ипохондрия, кататонический ступор или наоборот — возбуждение. Проявляются они специфически: пациент может жаловаться на то, что постоянно чувствует движение крови; появляются необычные страхи, например, боязнь книг. Больной может спокойно рассказывать окружающим о самых нелепых фобиях, видеть необычные цветные сны.

Главные симптомы шизофрении


В психиатрической практике принято различать когнитивные, позитивные и негативные симптомы шизофрении.

К позитивным синдромам относят:

  • Бред.
  • Галлюцинации.
  • Остановка мышления — путаность и нелогичность мыслей в голове, когда больной забывает, для чего был нужен тот или иной предмет. Или он не способен завершить свою мысль. Дабы выйти из затруднения привлекаются абстрактные или символические изложения.
  • Стирание границы между выдуманным и реальностью (дереализация) — проявляется в нескольких вариантах: начальная стадия характеризуется тем, что больной может не персонализировать свою личность и считать, что он «поглощен миром». Могут возникнуть идеи родства с незнакомыми чужими людьми и отрицание родственных связей с близкими. Нарушается восприятие окружающего мира: все цветные детали кажутся нереально яркими, обычный предмет наделяется особыми свойствами.

Негативные симптомы шизофрении:

  • Заторможенность — больной теряет возможность быстро реагировать и принимать решения, не способен поддержать беседу.
  • Эмоциональная холодность — стирается грань в мимическом и голосовом проявлении чувств. Характерна монотонность речи и «застывшая» мимика.
  • Асоциальность — человеку становится трудно пребывать в социуме. Он плохо идет на контакт и завязывает знакомства. Со старыми знакомыми перестает общаться. В некоторой степени этот признак похож на аутистические отклонения. Возможно по этой причине когда-то аутистов по незнанию относили к людям с шизофреническими отклонениями.
  • Низкая концентрация внимания, что приводит к невозможности вести привычный образ жизни, ходить на работу, заниматься любимыми делами. Искажается даже почерк.
  • Утрата интереса к происходящему. В противовес появляются навязчивые идеи, на которых человек зацикливается. Продуктивная жизнь становится нереальной.

Негативные симптомы шизофрении, если их можно объяснить общим понятием — это утрата жизненной энергии, при которой исчезает возможность функционировать как полноценная продуктивная личность.

Шизофрения: симптомы когнитивной дисфункции


Когнитивные признаки шизофрении: память, внимание, мышление. Все это нарушается в той или иной степени. Больному трудно концентрировать внимание, он не способен воспринимать новую информацию. Когнитивные нарушения — наблюдается в искажении речи: разговоры становятся абстрактными, пресыщенными символами, неологизмами, словарный запас становится бедным. Возможно прерывание предложения, повторение сказанного, использование нелогичных рифм.

Когнитивные функциональные расстройства также включают симптоматику патологии памяти: вербальной, долговременной, кратковременной, эпизодической, рабочей, ассоциативной. Может наблюдаться бессонница.

Когнитивные дисфункции при шизофрении плохо поддаются лечению с использованием традиционных антипсихотических препаратов. Наоборот: их побочные действия только усугубляют ситуацию.

Нейрокогнитивные нарушения имеют негативное последствие на повседневную жизнь человека. Социальные, профессиональные, бытовые обязанности становятся трудновыполнимыми.

Галлюцинации при шизофрении


Галлюцинации, бред, навязчивые идеи — характерный почерк параноидальной шизофрении.

Галлюцинации — это создание своего выдуманного мира, который проецируется на реальность. В этом воображаемом мире существуют свои цветные картинки с искаженной действительностью, а также — в голове звучат эфемерные голоса. В процессе галлюцинаций могут быть задействованы как одиночные, так и комплексные органы чувств. Характерный почерк данного вида психоза — обман зрительного, слухового, осязательного, обонятельного или (и) вкусового восприятия окружающего мира.

Принято разделять галлюцинации на ложные и истинные. Разница в том, что при истинном варианте человек слышит звуки в реально существующем помещении, или рассказывает о придуманных зрительных изображениях на реальных поверхностях. Почерк ложных галлюцинаций — их создание в середине самого пациента. Например, индивидуум заверяет, что в его теле живут змеи. Или что всеми его действиями руководят голоса в голове.

Обман восприятия может быть простым и сложным. В первом случае — это отдельные звуки или шум. Во втором — воображение рисует целые сцены, напоминающие яркие цветные сны.Симптоматика галлюцинаций:

  • беседы наедине с самим собой;
  • внезапное изменение поведения при разговоре: больной будто отвлекается на внутренние раздражители в голове;
  • смех без причины;
  • тревога и отрешенность при разговоре.

Галлюцинации могут иметь аутоскопический характер. В этом случае больной видит себя в виде двойника.

Если у близкого человека подозревается нарушение восприятия и мышления, то специалисты не советуют обсуждать придуманные навязчивые идеи, поддерживать обман, переубеждать больного в нереальности восприятия. Категорически запрещено насмехаться.


У больных шизофренией нередко наблюдаются бредовые навязчивые идеи. Бред — это вымышленное представление об окружающем мире. Причина — те процессы, которые происходят внутри сознания, в голове. На них не влияет информация. Это исключительно результат работы нарушенного сознания. Чаще всего встречается бред преследования. В этом случае больной начинает подозревать в злых умыслах своих близких или друзей. Нередко у человека возникает постоянная необходимость писать жалобы во всевозможные инстанции с целью наказать «виновных». При этом у него появляется искаженное чувство, что над ним насмехаются. Если навязчивые идеи имеют ипохондрический почерк, то пациент будет осаждать больничные кабинеты в поисках несуществующих болезней.

Как определить шизофрению если есть навязчивые состояния у человека? Бред, который имеет явный фантастический характер, легко распознается окружающими. Но если он имеет правдоподобный почерк, это может быть затруднительно. Например, сложно диагностировать склонность к патологической ревности.

Особую опасность может нести бред самобичевания, когда пациент впадает в депрессию и все его мысли направлены на обвинение самого себя. Нередко это сопровождает бессонница. Эта стадия может отягощаться суицидальным поведением. Тяжелые преступления с массовыми убийствами также нередко имеют в основе шизоидные патологии у преступников. Впоследствии он может это представлять как цветные сны и не воспринимать реальность.

Существует несколько советов как распознать шизофрению с проявлением бреда. На это указывают такие основные признаки:

  • изменения в поведении, появление немотивированной агрессии;
  • постоянные истории неправдоподобного характера, как яркие цветные сны;
  • безосновательный страх за свою жизнь и здоровье;
  • проявление страха в виде добровольного заточения дома, боязни людей;
  • постоянные назойливые жалобы в инстанции без повода.

Психиатры советуют не вступать в споры с пациентом по поводу его убеждений. Не доказывать их неправдоподобность. При проявлении очень сильных эмоций (злости, печали, страха) — связаться со специалистом.

Агрессия при шизофрении


Под агрессией понимается такая форма поведения человека, которая имеет целью нанести моральный или физический вред другому существу. В повседневной жизни обычные здоровые люди тоже могут иметь подобные вспышки гнева как защитную реакцию на внешний возбудитель. Но при шизофрении агрессия носит импульсивный почерк, который не является защитой. Агрессия спровоцирована нарушением мышления и неправильным трактованием реальности. Повышенное возбуждение, бессонница, негативное отношение к окружающим, необоснованная подозрительность — эта симптоматика дает возможность заподозрить наличие патологии шизоидного характера.

Смотрите так же:  Я испытываю большой стресс на работе если

По данным статистики среди мужской половины человечества с шизофреническими отклонениями агрессивное поведение наблюдается в шесть раз чаще, чем у здоровых мужчин. А среди женщин все еще печальнее: пациентки психиатров демонстрируют агрессию в пятнадцать раз чаще здоровых дам. Навязчивые идеи ревности также больше присущи женщинам. Хотя некоторые специалисты отмечают, что среди алкоголиков приступы агрессии бывают чаще, чем у шизофреников. Это дает возможность сделать выводы, что такое поведение скорее имеет генетическую предрасположенность. А психическое расстройство выступает только катализатором развития.

Существует определенная симптоматика, при которой повышается риск развития агрессии. Если пациент страдает от бреда преследования, галлюцинаций, органических поражений мозга, склонен к асоциальному или криминальному поведению, его сопровождают навязчивые состояния патологической ревности, злоупотребляет алкоголем — у него есть все шансы пополнить ряды агрессивных больных. Особенно следует обращать внимание на тех больных, которые употребляют спиртные напитки, поскольку они действуют разрушающе на когнитивные процессы и порождают неадекватную реакцию на внешние раздражители. Такой человек в приступе ревности может даже лишить жизни партнера.

Агрессия при шизофрении часто наблюдается при параноидальной форме. В этом случае катализаторами способны стать внутренние причины при отсутствии внешних раздражителей. Если шизофренический больной склонен к импульсивности, наблюдается неусидчивость, агрессия может приобретать угрожающий характер. Эта стадия требует госпитализации в лечебницу, поскольку существует риск опасных немотивированных поступков.

Двигательные расстройства при шизофрении


Двигательные расстройства — это ряд нарушений, которые проявляются как сильное возбуждение или ступор. В первом случае у больных наблюдается неусидчивость, бессмысленная речь, часто с использованием рифм, повторений, передразнивание. Неусидчивость сопровождается периодами безразличия, сплошной поток речи — внезапным молчанием.

Больные при кататоническом возбуждении могут проявлять повышенную агрессию к окружающим, нередко представляющую опасность для жизни. В таком состоянии они не реагируют на обращенную к ним речь, так как мышление и осознание нарушено. Снять приступы возможно только медикаментозно. Проблема может быть в том, что фаза возбуждения часто наступает в ночное время суток (когда человек видит яркие цветные сны или его посещает бессонница) и достигает пика за несколько часов. Поэтому близкие больного должны научиться быстро и адекватно реагировать на приступы.

Кататонический ступор отличается другой симптоматикой. Неусидчивость не наблюдается: пациент застывает в обездвиженной позе. Его мышцы находятся в состоянии повышенного тонуса, но при этом сохраняется возможность длительно пребывать в гибких позах. Шизофренический больной не реагирует на окружающих, перестает принимать пищу, фокусирует взгляд на одной точке. Если попробовать изменить его положение, то это становится успешным: нет сопротивления. Иногда присутствуют приступы негативизма, при котором человек отрицательно реагирует на внешний мир. Его мышление сохраняет возможность воспринимать человеческую речь, но он отказывается говорить сам.

Диагностика шизофрении


Шизофрения является заболеванием, при котором очень аккуратно подходят к установке диагноза. Согласно мировым правилам психиатрии, обследование проводится всестороннее и по ряду критериев. Для начала собираются первичные данные. Они включают опрос для установки признаков, изучаются жалобы, особенности в развитии.

Диагностика шизофрении также включает такие основные методы:

  • прохождение специальных психологических тестов. Они информативны, если это начальная стадия, и для пограничных состояний;
  • МРТ — при помощи томографии устанавливается нет ли у больного органических нарушений (опухолей, кровоизлияний, энцефалитов), которые могли бы повлиять на особенности поведения. Ведь множество симптомов, которые характерны для шизофрении, возможны при органических поражениях головного мозга;
  • электроэнцефалографию — диагностирует травмы головы, болезни мозга;
  • лабораторную диагностику: анализы мочи, биохимия крови, иммуннограмма, гормональный статус.

Для постановки диагноза могут применяться дополнительные исследования: изучение ночного сна, диагностика сосудов, вирусологические анализы.

Окончательный диагноз может быть поставлен только, если у пациента наблюдаются симптомы заболевания, которые длятся больше шести месяцев. Должны диагностироваться минимум один четкий и два нечетких признака:

  • нарушение мышления, при котором у человека стойкая убежденность, что его мысли ему не принадлежат или это вовсе чужие мысли;
  • ощущение постороннего влияния: четкая убежденность, что всеми его поступками руководит кто-то другой;
  • происходит извращенное восприятие речи или поведения;
  • галлюцинации: слуховые, обонятельные, осязательные, визуальные;
  • навязчивые идеи (например, бред ревности);
  • путаность мышления, нарушение двигательной активности: ступор или неусидчивость.

При всех возможностях всесторонней диагностики заболевания, каждому десятому пациенту ставится неверный диагноз, что свидетельствует о сложности разграничения патологии.

Прогноз при шизофрении


Шизофренические расстройства могут протекать благоприятно, если вовремя обратить на них внимание и начать медикаментозную терапию. Лечение заболеваний, которые проявились в зрелом возрасте, идет легче, чем у молодых пациентов. Сложности возникают, если шизофрению диагностируют в раннем детском возрасте. Тогда она протекает по злокачественному типу. Стоит отметить также что признаки шизофрении у мужчин появляются гораздо чаще чем у женщин, это связано с некоторыми особенностями психики женского пола.

Согласно исследованиям, внезапная психомоторная симптоматика поддается коррекции проще, чем затяжное развитие первичных признаков. Благоприятный исход лечения зависит от своевременности обращения к специалисту и правильно подобранной терапии.

Философия и шизофрения

I

Напомню, что термин «шизофрения» был «предложен Блейером для обозначения группы психозов, единство которой обнаружил Кренелин, предложивший термин «раннее слабоумие» и разграничивший три разновидности шизофрении, ставшие затем общепринятыми: геберения, кататония и паранойя.

С клинической точки зрения шизофрения разветвляется на несколько несходных друг с другом форм, которым обычно приписываются следующие признаки: несогласованность мыслей, поступков и аффектов (так называемое рассогласование, распадение, расщепление), отстранение от реальности и замкнутость в себе, уход во внутреннюю жизнь, связанную с порождением фантазмов (аутизм), бессистемное бредообразование. Болезнь носит хронический характер и всегда имеет свою динамику, развивается в сторону “ухудшения” интеллектуального и эмоционального состояния, нередко приводящего к маразму. »[1]

Таким образом, шизофрения представляет собой психическую болезнь. В зависимости от ее формы проявления наблюдаются бред, галлюцинации, возбуждение, обездвиженность, искажается восприятие объективного мира. Человек неадекватно реагирует на происходящие в мире события, процессы и изменения. Он себя оценивает неадекватно – как правило, у него завышенная самооценка – и страдает нарциссизмом.

II

К. Юнг ввел в психологию два понятия, имеющих, на мой взгляд, важное методологическое значение для выявления «шизо-френической философии». Речь идет о понятиях «экстраверт» и «интроверт». Анализируя типы установок, К. Юнг пишет, что у экстравертных и интровертных типов разное отношение к внешнему объекту. «У интровертного это отношение абстрагирующее – в сущности, он постоянно заботится о том, как бы отвлечь либидо от объекта, как если бы ему потребовалось оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку постоянно ориентирует свою субъективную установку на объект и вводит ее в отношение к нему»[2].

У экстравертных типов сознание направлено вовне, то есть на внешний объект. «Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом, живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект в качестве детерминирующей величины, очевидно, играет в его сознании более важную роль, нежели его субъективное воззрение»[3]. Он живет и действует в соответствии с объективными условиями. Он прекрасно понимает, что внешний мир для него выступает в качестве детерминирующего фактора его деятельности. Короче говоря, экстравертный тип признает объективный характер существования внешнего мира. Выражаясь философски, можно сказать, что экстравертный тип человека относится к материалистам.

К. Юнг утверждает, что у экстравертов мышление имеет позитивный, то есть конструктивный характер. Экстраверт собирает новые факты, обобщает их и приходит к определенным выводам. Он всегда исходит из реалий жизни и свои действия и поступки корректирует в соответствии с этими реалиями. Отсюда творческий характер его мышления.

В отличие от экстравертного мышления «интровертное мышление ориентируется в первую очередь на субъективный фактор. Этот фактор представлен по крайней мере субъективным чувством направленности, которое в конечном счете определяет суждения. Из конкретного опыта оно не возвращается к объективным вещам, а ведет к субъективному содержанию. Внешние факты не являются причиной и целью этого мышления (хотя интроверт очень часто хотел бы придать своему мышлению такой вид); это мышление начинается в субъекте и к нему возвращается, даже если делает обширные экскурсы в область реальных фактов»[4]. Оно направлено вовнутрь. Человек с интровертным мышлением развивает субъективные идеи, ничего общего не имеющие с внешним миром. Он занимается чистым теоретизированием, создает одну теорию за другой. Его интересуют только идеи. Его совершенно не волнует то, что эти идеи не отражают природную и социальную действительность. В конце концов, пишет К. Юнг, мышление интровертного человека становится мистическим и бесплодным.

К. Юнг пишет, что Дарвин является носителем экстравертного мышления, а Кант – интровертного мышления. «Как Дарвина можно считать представителем нормального экстравертного мыслительного типа, так Канта, например, можно было бы охарактеризовать как противоположный нормальный интровертный мыслительный тип. Первый говорит фактами, второй ссылается на субъективный фактор. Дарвин стремится на широкое поле объективной фактической действительности, Кант, напротив, ограничивает свою область критикой познания вообще»[5]. По мнению К. Юнга, Кювье тоже относится к представителям экстравертного типа мышления, а Ницше – к представителям интровертного типа мышления.

На примере живописи Пикассо К. Юнг рассматривает «интровертное» искусство. Он пишет: «Уже почти двадцать лет я изучаю психологию разного выражения душевных процессов и поэтому рассматриваю картины Пикассо как профессионал. На основании своего опыта я могу заверить читателя, что психологическая проблематика, выраженная в картинах Пикассо, аналогична той, что я встречал у своих пациентов»[6].

Смотрите так же:  Аутизм как феномен

Искусство таких художников, как Пикассо, К. Юнг называет непредметным искусством. «Непредметное искусство, – отмечает К. Юнг, – свое содержание получает в основном из “внутренней глубины”. Это “внутреннее” не может соответствовать сознанию, так как сознание содержит в себе отражение очевидных для всех вещей, которые в силу необходимости должны выглядеть в соответствии с обычно ожидаемым (выделено мной. – И. Г.). Но предметность Пикассо выглядит совсем иначе, отлично от общепринятых представлений, и настолько, что не может быть никаких иллюзий насчет ее несоответственности с повседневным опытом. Те элементы картин, которые не находят соответствия во внешнем мире, должны возникать из “внутренней глубины”»[7].

К. Юнг считает, что надо различать две группы пациентов: неврастеники и шизофреники. «Первая группа создает картины синтетического характера, пронизанные сильным и цельным чувством. Вторая группа, напротив, создает картины, показывающие, что их авторам чужды эмоции. В художественной форме этих картин преобладает настроение разорванности, распада, выражающееся в ломаных линиях, и это свидетельствует о психической раздвоенности творца. Картины оставляют зрителя холодным или производят на него пугающее впечатление из-за парадоксальной, захватывающей дух и гротескной бесцеремонности. Пикассо принадлежит к этому психическому типу»[8].

По утверждению К. Юнга, в творчестве шизофреников нет ничего привлекательного для зрителя. Зритель должен спрашивать, что хотел выразить художник-шизофреник, поскольку шизофреническая, или «интровертная», картина не связана с сознанием. На ней могут быть изображены, скажем, животные, которые не встречаются в реальной жизни. Так называемое абстрактное искусство есть не что иное, как шизофреническое искусство.

III

Эти рассуждения К. Юнга полностью применимы и к философии. В силу своей специфики философия легко подвержена шизофрении. Ведь она не есть специальность, в отличие, скажем, от наук. Так, историческая наука или социология немыслимы без специальных знаний. А философия может фантазировать о чем угодно. Но особенно легко подвержена шизофреническому бреду та философия, которая полностью абстрагируется от социальной и природной действительности и не опирается на научные данные. Это интровертная философия. Ее представители уходят внутрь себя и не интересуются внешней средой.

IV

Напомню[9], что термин «философия» буквально означает «любовь к мудрости». В античную эпоху, когда возникла цивилизация, когда совершился переход от собирательского хозяйства к производящему, от первобытного общества к классовому, когда было создано определенное общественное богатство, дававшее одной части населения возможность не заниматься непосредственно производством материальных благ, когда духовная деятельность приобрела относительную автономию, стали рефлектировать над собственным бытием и бытием окружающей социальной и природной действительности. Это рефлектирование носило стихийный характер. Но оно базировалось на жизненном опыте.

V

Однако рефлектирование античных мыслителей ничего общего не имеет с мифологическим сознанием. В мифе человек не противопоставляет себя окружающему миру. В мифологическом сознании не возникают субъектно-объектные отношения. В мифе человек идет от одного незнания к другому.

Платон считал, что философия начинается с изумления. А философом он называл каждого человека, стремящегося узнать что-то новое. Подлинными же философами, по убеждению Платона, являются те, кто любит искать истину. Философ познает не какие-либо мнения, а бытие и истину.

Изумление свидетельствует о том, что общество достигло такого уровня в своем развитии, когда стала абсолютно необходимой выработка общих понятий (категорий), с помощью которых можно было бы вести рассуждения о собственном бытии человека и о бытии окружающего объективного мира. Платоновская философия – это размышления о человеке, о государстве, о воспитании, об искусстве и т. д. и т. п.

Мысли Платона о начале философии были поддержаны его учеником Аристотелем. Он утверждал, что «удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной»[10]. Люди философствовали не ради какой-нибудь пользы, а ради понимания, ради того, чтобы избавиться от незнания.

Поскольку философия, писал Аристотель, есть любовь к мудрости, следует выяснить значение самого понятия мудрости. Во-первых, продолжает Стагирит, мудрый, насколько возможно, знает все. Во-вторых, мудрый познает то, что трудно постижимо для человека. В-третьих, мудрым является тот, кто в любой науке более точен и более способен к раскрытию причин. В-четвертых, та наука является более мудрой, которая служит познанию, а не та, из которой извлекают пользу. В-пятых, та наука мудра, которая главенствует над остальными.

Как и Платон, Аристотель стремление к истине считал высшим философским принципом. Он философию называл знанием об истине, исследование которой, по его мнению, и трудно, и в то же время легко.

«Это видно из того, что никто не в состоянии достичь ее надлежащим образом, но и не терпит полную неудачу, а каждый говорит что-то о природе и поодиночке, правда, ничего или мало добавляет к истине, но, когда все это складывается, получается заметная величина»[11]. Сложность исследования истины также заключается в том, что можно овладеть целым, но оказаться не в состоянии постичь часть.

Главную трудность установления истины Аристотель связывает с незнанием причины вещей. «А из вещей тем или иным свойством в наибольшей степени обладает та, благодаря которой такое же свойство присуще и другим; например, огонь наиболее тепел, потому что он и для других вещей причина тепла. Так что и наиболее истинно то, что для последующего есть причина его истинности»[12].

Философия выступала в роли универсальной науки. Сами античные философы были универсалами. Философия представляла собой всеобщий способ разрешения сложнейших проблем. Но вместе с тем она включала в себя математику, физику и другие науки. Кстати сказать, представление о философии как науке наук сохранилось вплоть до нового времени, когда уже нашли самостоятельный путь многие науки. Вот, например, что писал Декарт: «. Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике»[13].

Но постепенно науки отпочковываются от философии и получают, так сказать, автономию. Тем не менее еще в XIX в. многие философы в своих философских системах не обходили вопросы чисто научного характера. Достаточно вспомнить философскую систему Гегеля, охватывающую не только гуманитарные, но и естественные дисциплины.

Однако необходимо заметить, что зрелые науки уже не нуждались в «философской опеке». Иначе говоря, натурфилософии пришел конец. И, как писал Энгельс, «попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад»[14].

Таким образом, в античной философии появляется противопоставление «Я» остальному миру. Другими словами, возникают субъектно-объектные отношения. Это величайшее завоевание человеческой мысли. Отсюда основной вопрос философии. Это дало возможность возникновению наук, основной целью которых является установление истины, открытие законов природы и общества, выяснение имманентной логики развития объективного мира.

VI

До тех пор, пока философия опирается на частные науки, она не может превратиться в абстрактные схоластические рассуждения. Но когда она начинает игнорировать эти науки и объективную реальность, то превращается в философию для философии. Она уже отказывается от классических когнитивных форм познания и уходит, так сказать, в себя. Она становится интровертной. Научные аргументы заменяются общими философскими рассуждениями. Философия оказывается в облаках и вовсе не собирается спуститься на землю. Поиски истины уже никого не интересуют. Каждый философ превращается в оракула и игнорирует мнения остальных философов. Ярким примером выступает философия Ницше. «Так говорил Заратустра», например, представляет собой своего рода библию, а не философское произведение. И в других работах Ницше не утруждает себя приводить какие-либо аргументы в защиту своих рассуждений. Вот пример бездоказательного рассуждения: «Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. “Прогресс” есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения, поступательное развитие решительно не представляет собою какой-либо необходимости повышения, усиления»[15].

Характерная черта шизофренических философских текстов –неупорядоченность и бессистемность мышления. За красивыми фразами скрывается бессмыслица и бред. В отечественной философии в шизофренических работах наблюдается каскад иностранных слов, шокирующих читателя. Старшее поколение в них ничего не понимает и начинает страдать комплексом неполноценности. А молодое поколение, неискушенное в философском поле деятельности, зачитывается этими «философскими шедеврами». Оно все воспринимает на веру. Причем чем больше бессмыслицы в философском трактате, тем трактат ему кажется интереснее. Оно даже не хочет думать о том, что зря тратит свое драгоценное время на чтение бессмысленных текстов.

Шизофреническая философия как интровертная философия ничего общего не имеет с реальной жизнью. В социальной философии, например, по определению, нужно заниматься исследованием общества. Это предполагает изучение людей, классов, власти, анализ реальных процессов, деятельности человека, создающего материальные и духовные ценности. Вместо этого используется набор непонятных иностранных слов, фраз и рассуждений обо всем и ни о чем. Начинается бред. Любовь к мудрости заменяется любовью к мудрствованию. Иначе говоря, совершается переход от философии к шизофрении. Шизофренические тексты существуют вне контекста времени. Их можно воспроизводить бесконечное количество раз. В них нет прогресса мысли, потому что нет мыслей. Их практически невозможно подвергать какому-либо критическому анализу, потому что против них нельзя использовать научные аргументы.

VII

Шизофренические философские тексты, как правило, иррациональны. Ницше, например, терпеть не мог рационализм. Н. К. Михайловский писал, что Ницше «претит все, в чем он усматривает преобладание “разумности”»[16]. Вот что пишет Ницше о своем соотечественнике и великом рационалисте Гегеле: «Я думаю, что в истории немецкой образованности за последнее столетие мы не найдем ни одного опасного колебания или уклонения, которое не стало еще опаснее благодаря громадному и продолжающемуся до настоящей минуты влиянию этой философии, именно гегелевской. Поистине парализует и удручает вера в то, что ты последыш времен, но ужасной и разрушительной представляется эта вера, когда в один прекрасный день она путем дерзкого поворота мыслей начинает обоготворять этого последыша как истинную цель и смысл всего предшествовавшего развития, а в ученом убожестве его видит завершение всемирной истории. Такой способ мышления приучил немцев говорить о “мировом процессе” и оправдывать свою эпоху как необходимый результат всемирного процесса; эта точка зрения поставила историю на место других духовных сил, искусства и религии, как единственную верховную силу, поскольку она является “реализующим самое себя понятием”, “диалектикой духа народов” и “мировым судом”»[17].

Смотрите так же:  Что худеет при неврозе

Но Ницше не ограничился критикой свого великого соотечественника. Он разнес, если можно так выразиться, в пух и прах все прежние философские теории и течения. Причем Ницше не прибегает ни к каким научным аргументам. Он вообще не признает науку как систему идей и теорий, научные категории как инструменты познания. Он изрекает, а не доказывает. Он обвиняет всех философов в том, что они лишены исторического чувства. «. Многие из них принимают даже самоновейшую форму человека, возникшую под влиянием определенных религий, иногда просто под влиянием определенных политических событий, за прочную форму, из которой следует исходить. Они не хотят усвоить того, что человек есть продукт развития, что и его познавательная способность есть продукт развития, тогда как некоторые из них хотят даже вывести весь мир из этой познавательной способности»[18]. Казалось бы, правильно Ницше рассуждает. Действительно, без учета принципа историзма нельзя анализировать социальную и природную действительность. Принцип историзма – важнейший принцип диалектики. Но ведь Ницше категорически отвергает диалектику.

Ницше утверждал, что любая философия есть исповедь своего сочинителя, а не стремление к истине. Он категорически отрицает тезис античных философов о том, что философию породило влечение к познанию или удивление. Он не признает никакого мученичества философов, принесших себя в жертву во имя истины. От него очень сильно достается Джордано Бруно и Спинозе: «Эти изгнанники общества, эти долго преследуемые, злобно травимые, – также отшельники по принуждению, эти Спинозы или Джордано Бруно – становятся всегда в конце концов рафинированными мстителями и отравителями, хотя бы и под прикрытием духовного маскарада и, может быть, бессознательно для самих себя (доройтесь-ка хоть раз до дна этики и теологии Спинозы!), – нечего и говорить о бестолковости морального негодования, которое у всякого философа всегда служит безошибочным признаком того, что его покинул философский юмор. Мученичество философа, его “принесение себя в жертву истине” обнаруживает то, что было в нем скрыто агитаторского и актерского. »[19] Ницше, как уже отмечалось, декларирует, а не доказывает. Физически больной Ницше изрекает интеллектуально больные мысли. Но они были подхвачены его многочисленными последователями и комментаторами.

Ницше похоронил философию в том смысле, что он отказался от классических философских традиций, от рационализма, от доказательности философских тезисов. Его смело можно назвать духовным отцом постмодернистской философии.

VIII

Многие представители постмодернизма были шизофрениками. Делёз, например, был шизофреником. Вот пример из книги Делёза «Различие и повторение»: «Мысль, рождающаяся в мышлении, акт мышления, зарождающийся в генитальности не как врожденная данность и не как предполагаемое в припоминании – это мышление без образа»[20]. Известные критики постмодернизма А. Сокал и Ж. Брикмон приводят интересные пассажи из работ постмодернистов, свидетельствующие о шизофреническом бреде их авторов. Вот, например, как Бодрийар пишет о войне между Ираном и Ираком в Персидском заливе в 1991 г.: «Самое удивительное – то, что две гипотезы: апокалипсис реального времени и чистой войны и победа виртуального над реальным – имеют место в одно и то же время, в одном и том же пространстве-времени, и неумолимо следуют друг за другом. Это свидетельство того, что пространство события стало гиперпространством с многократным преломлением, что пространство войны окончательно стало неевклидовым»[21]. А. Сокал и Ж. Брикмон совершенно правильно задаются вопросом: «. А что представляло бы собой евклидово пространство войны? И, наконец, следует подчеркнуть, что понятие “гиперпространство с многократным преломлением” не существует ни в математике, ни в физике; это словосочетание – бодрийаровское – чистая выдумка»[22]. От себя можем добавить, что все рассуждения Бодрийара носят шизофренический (интровертный) характер, ибо война – это человеческие жертвы, людские страдания, уничтожение материальных и духовных ценностей, и нельзя ее сводить к евклидовой или неевклидовой геометрии.

IX

Современная философия переживает глубокий кризис (впрочем, все гуманитарные дисциплины переживают такой кризис). В ней доминирует постмодернизм, отвергающий классические философские традиции, поиск истины, субъектно-объектные отношения, сводящий все к релятивизму и ревизующий все прежние ценности. Сама история философии представляется как нечто воображаемое, оторванное от исторической действительности. Вот что пишет тот же Ж. Делёз: «В реальной книге надлежит так рассказать о философии прошлого, как будто это книга – воображаемая и мнимая. Изложения истории философии должны представлять собой некое замедление, застывание и остановку текста: не только текста, с которым они соотносятся, но также текста, в который они включаются. Так что у них двойное существование, в идеальном двойнике – чистое повторение старого и современного текста, одного в другом»[23]. Вот этот бред предлагается в качестве методологии изучения истории философии.

Но совершенно очевидно, что нельзя изучать произведения философов вне контекста исторической эпохи, когда жили и творили авторы философских трудов. Нельзя строить новые философские теории без опоры на достижения своих предшественников, живших в реальном, а не в воображаемом мире.

X

Сегодня философия нуждается в защите. Ее надо защищать от шизофреников, от тех, кто ее превращает в пустой дискурс и лишает реального содержания. Общество всегда нуждалось в философии, так как она исполняет важные мировоззренческую и методологическую функции. Без мировоззрения в наш рациональный и жестокий век люди потеряют ориентиры жизни. Без философской методологии наука перестанет быть совокупностью теоретически оформленных знаний и идей, так как только философия формирует научную культуру мышления.

Будем надеяться, что философия избавится от шизофрении и снова займет свое почетное место в системе научного знания.

[1] Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996. – С. 576.

[2] Юнг, К. Г. Психологические типы. – Минск, 2003. – С. 351.

[4] Юнг, К. Г. Психологические типы. – С. 407.

[6] Он же. Феномен духа в искусстве и науке. – М., 1992. – С. 195.

[7] Юнг, К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. – С. 195.

[9] Более подробно см.: Гобозов, И. А. Что происходит с философией? // Философия и общество. – 2007. – № 2. – С. 5–18.

[10] Аристотель. Соч.: в 4 т. – T. I. – M., 1976. – С. 69.

[13] Декарт. Соч. – Т. 1. – М., 1989. – С. 309.

[14] Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – Т. 21. – С. 305.

[15] Ницше, Ф. Соч.: в 2 т. – Т. 2. – М., 1990. – С. 634.

[16] Михайловский, Н. К. Литературная критика и воспоминания. – М., 1995. – С. 390.

[17] Ницше, Ф. Указ. соч. – Т. 1. – С. 209–210.

[18] Ницше, Ф. Указ. соч. – Т. 1. – С. 240.

[19] Он же. – Т. 2. – С. 261.

[20] Делёз, Ж. Различие и повторение. – М.; СПб., 1998. – С. 208.

[21] Цит. по: Сокал, А., Брикмон, Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. – М., 2002. – С. 124.

[22] Сокал, А., Брикмон, Ж. Указ. соч. – С. 124–125.

Другие статьи

  • Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста ЧЕМ ОПАСНЫ ПОЛЕЗНЫЕ СУХОФРУКТЫ | к записи ЧЕМ ОПАСНЫ ПОЛЕЗНЫЕ СУХОФРУКТЫ Посуда Кухонная к записи Как выбрать кухонную посуду Упражнения Кегеля к записи Полезные упражнения Кегеля Масленица к записи Масленица Бюстгальтер | к записи Здоровье женщины в её […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Можно ли в 40 лет родить здорового ребенка Ребенок после 40 лет: конечно, рожать. Вы забеременели. Что ж, вроде, как надо радоваться, но почему-то в голове стоят одни вопросы «может, уже поздно?», «смогу ли я родить здорового ребенка?», и все потому, что вы уже далеко не девочка, а ваш возраст перевалил за […]
  • Народные методы лечения от кашля детям Кашель сам не пройдет. Народные рецепты от кашля Вопреки распространенному мнению, кашель возникает не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при поражении других органов. И вряд ли можно найти хоть одного человека в мире, который никогда не кашлял. […]
  • Крупозная пневмония у детей симптомы Крупозная пневмония у детей Что такое Крупозная пневмония у детей - Крупозная пневмония – это острое инфекционно-аллергическое заболевание, при котором происходит воспалительное поражение легочной ткани, в альвеолах скапливается экссудат, богатый фибрином; заболевание […]
  • Можно ли ребенку давать муколтин Как принимать Мукалтин детям? К сожалению, каждая мама хотя бы редко, но сталкивается с простудными заболеваниями своих малышей. Наиболее часто различные ОРВИ, грипп, пневмония или бронхит сопровождаются очень неприятным симптомом – изнуряющим кашлем с трудно […]