Симптомы аутизма у ребенка до года

Признаки аутизма у новорожденных

Пугающее слово «аутизм» еще несколько десятилетий назад знали немногие, хотя данное нарушение развития нервной системы психиатр Л. Каннер описал еще в 1943 г.

Поскольку распространенность данного нарушения в последнее время встречается все чаще, большинство современных родителей не только слышали о таком явлении, но и в общих чертах имеют представление о его сути.

Что такое аутизм?

Аутизм является общим расстройством развития, при котором наблюдается выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, интересы ограничены, а действия носят повторяющийся характер. Суть заболевания заключена в его названии – жесты и речь человека, страдающего аутизмом, не направлены на внешний мир, отсутствует и социальный смысл действий.

При этом наличие аутизма не означает, что этот человек не в состоянии испытывать привязанность, сочувствие или склонен нарушать нормы поведения (так бывает при наличии социопатии) – аутисты испытывают проблемы с коммуникацией, но даже при отсутствии речи малыш с аутизмом испытывает привязанность к родителям так же, как и любой ребенок без отклонений.

Диагноз «аутизм» для многих родителей звучит как приговор, но далеко не в каждом случае проявления заболевания связаны с нарушением интеллектуального развития.

Поскольку расстройства аутического спектра отличаются разнообразными проявлениями, у ребенка кроме ограниченности интересов и нарушенной взаимной коммуникации может наблюдаться нарушение внимания, задержка речевого развития, ритуальное поведение и другие отклонения от нормы при среднем или даже высоком уровне интеллекта. При том что аутист испытывает трудности с социальным взаимодействием, он также испытывает эмоции (привязанность к близким и др.) и не стремится к одиночеству.

Безусловно, по сравнению с другими детьми, аутист отличается рядом особенностей, но жизнь таких детей во многих случаях сохраняет осмысленность и наполненность, а при легкой форме заболевания во взрослом возрасте нарушение может проявляться только специфической манерой общения и узостью интересов.

Несмотря на статистическое увеличение случаев аутизма, распространенность заболевания по сути не увеличивается – рост статистических показателей связан с объединением аутизма (детского и атипичного), синдрома Аспергера и первазивного расстройства развития в понятие «расстройства аутического спектра» (до внесения изменения в классификацию диагноз «аутизм» ставился только при наличии задержки речи).

Проявление аутизма в классическом понимании термина наблюдается:

  • В возрасте до 3-х лет (детский аутизм).
  • После 3-х лет (атипичный аутизм, для которого характерно отсутствие одного из основных диагностических критериев или позднее начало). Наблюдается чаще при наличии других расстройств, в том числе и при умственной отсталости.

Причины развития аутизма

Некоторое время назад считалось, что развитие аутизма связано с общей причиной, которая затрагивает генетический, когнитивный и нейрональный уровни. Поскольку уже выявлено множество генов, потенциально способных влиять на развитие аутизма, но эффект этих «кандидатов» очень мал, большинство ученых предполагает, что это расстройство вызывается совокупностью причин (генетических, эпигенетических и внешних), чаще действующих одновременно.

О внешних причинах аутизма достоверных данных пока не существует, но к потенциально опасным факторам, способным вызвать аутизм у ребенка, в настоящее время относят:

  • Токсичные вещества (пестициды, растворители, тяжелые металлы и др.);
  • Инфекционные заболевания (синдром врожденной краснухи и, возможно, другие инфекции);
  • Пренатальный стресс.

Приблизительно в 90% случаев детский аутизм является следствием генетических мутаций. Важно отметить, что у совершенно здоровых родителей в результате новых мутаций, не наблюдающихся в предыдущих поколениях, может родиться ребенок-аутист.

Признаки аутизма

У детей, страдающих аутизмом, внешние недостатки отсутствуют – ребенок-аутист обычно отличается хорошим физическим здоровьем и внешней привлекательностью.

Строение мозга у таких детей не нарушено, но функциональность нейронных связей высокого уровня и их синхронизация снижены.

Признаки детского аутизма даже в младенческом возрасте вызывают интуитивную тревогу родителей – у ребенка редко наблюдается улыбка при появлении близких, снижена реакция на социальные стимулы, отсутствует интерес к другим людям. Комплекс оживления, естественный для ребенка при появлении взрослого, распространяется также на неживые предметы (такая реакция в смягченном варианте может присутствовать и у взрослого при наличии аутизма). У новорожденных симптомы аутизма не проявляются.

Лепет, который в норме появляется в 6–10 месяцев, у ребенка отсутствует до года, малыш при этом не жестикулирует сам, а предпочитает выражать свои желания рукой другого человека.

Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим. Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе). На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

Признаки аутизма включают также отсутствие:

  • первых слов к 16 месяцам;
  • спонтанных фраз из двух слов к концу 2-го года (автоматическое повторение не учитывается).

Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен. Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами. У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

Функциональную речь ребенок-аутист может освоить только при совместном внимании родителей (например, если ребенка попросить показать рукой на игрушку, он будет чаще всего смотреть на руку, а не на сам предмет).

У детей аутизм проявляется также сложностью перехода от слов-обозначений к связной речи. Трудности вызывают также игры, требующие воображения. Кроме того, аутист при контакте с другими людьми редко смотрит им в глаза.

О возможном развитии аутизма говорит и утрата части языковых или социальных навыков, которая может проявиться у ребенка в любое время.

Признаки аутизма проявляются также:

  • Стереотипией, при которой малыш часто совершает бесцельные движения (например, ребенок трет руки, раскачивается или вращает головой).
  • Склонностью соблюдать некие правила (располагать объекты определенным образом и т.д.).
  • Потребностью поддерживать однообразие (например, ребенок может сопротивляться перемещению предметов в комнате и др.).
  • Аутоагрессией, при которой активность ребенка направлена на причинение вреда самому себе. Наблюдается у 30% детей с аутизмом.
  • Строгим соблюдением последовательности повседневных действий (ритуальное поведение).
  • Узкосфокусированными интересами (ограниченное поведение, при котором малыш интересуется только одной игрушкой и т.д.).

Эти признаки аутизма не являются специфичными (они присутствуют и при других нарушениях развития), но только при аутизме эти симптомы ярко выражены и проявляются часто.

У конкретных детей наблюдаются не все симптомы, характерные для аутизма.

Необязательным, но относительно распространенным симптомом аутизма является:

  • Генерализованная недостаточная обучаемость, которая не всегда является свидетельством низкого интеллектуального уровня (этот термин также применяется по отношению к детям с нормальным интеллектуальным уровнем и наличием некоторых проблем с чтением и письмом). Этот симптом выявляется у большинства детей, страдающих от аутизма. Низкий уровень IQ наблюдается при тяжелых формах аутизма, а при легких формах расстройства уровень интеллекта может быть выше среднего (даже в том случае, когда уровень интеллекта не отклоняется от нормы, возможны сложности с обучением).
  • Наличие припадков эпилептического типа. Припадки чаще начинаются в подростковом возрасте, выявляются у ¼ детей с генерализованной недостаточной обучаемостью и только у 5% детей с IQ в пределах нормы.
  • Проблема с концентрацией внимания (СДВГ). Эта проблема может наблюдаться при навязанных взрослыми заданиях, но отсутствовать при самостоятельно выбранной задаче, но может присутствовать и постоянно.
  • Приступы вспышек гнева, которые возникают при нарушении привычного распорядка или постороннего вмешательства в ритуалы. Вспышки гнева могут возникать также из-за неспособности ребенка сообщить о своих потребностях.

У ребенка также могут наблюдаться другие симптомы, не являющиеся отличительными признаками аутизма. Аутист может отличаться необычными способностями (от дословного запоминания больших объемов текста до выдающихся способностей в изобразительном искусстве, музыке, построении сложных трехмерных моделей и др.).

У ребенка часто повышена способность к сенсорному (при помощи органов чувств) восприятию мира, присутствует необычная реакция на сенсорные стимулы, однако эти симптомы не являются отличительной чертой заболевания.

Дополнительные признаки аутизма включают:

  • Избыточную или недостаточную реактивность (например, при избыточной реактивности ребенка могут доводить до слез громкие звуки, а при недостаточной реактивности малыш при перемещении может натыкаться на предметы).
  • Потребность в сенсорной стимуляции (малыш ритмически раскачивается или совершает другие подобные действия).
  • Проблемы с моторикой (у ребенка ослаблен тонус мышц, наблюдаются трудности при планировании движений или ходьбе на цыпочках). Тяжелые двигательные нарушения в результате аутизма не наблюдаются.
  • Отклонение в пищевом поведении. Присутствует у 2/3 детей-аутистов. Чаще всего аутист избирателен в выборе блюд, но подобное поведение может включать также наличие связанных с едой ритуалов и отказ от приема пищи (признаки недоедания при этом отсутствуют). Симптомы проблем с желудочно-кишечным трактом наблюдаются в таких случаях у небольшого количества детей.
  • Нарушения сна. У ребенка при аутизме можно обнаружить трудности с засыпанием и частые пробуждения среди ночи или рано утром.

Поскольку детский аутизм у каждого ребенка проявляется в разных формах и сопровождается разными симптомами, этот диагноз ставится при наличии трех основных критериев:

  • недостатка социальных взаимодействий;
  • нарушенной взаимной коммуникации;
  • ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
Смотрите так же:  Может ли от стресса подняться давление

У ребенка в более взрослом возрасте наблюдаются трудности при распознавании лиц и эмоций других людей. Аутист испытывает проблемы при знакомстве с другими людьми, ему трудно поддерживать дружеские отношения, но это не значит, что ребенок стремится к одиночеству. Ощущение одиночества у ребенка возникает в результате недостатка общения, которое является следствием низкого качества отношений.

Братья и сестры для ребенка-аутиста чаще объект восхищения, чем конкурент, поэтому конфликты между детьми возникают редко.

Во взрослом возрасте аутист отличается от окружающих людей замкнутой внутренней жизнью, эмоции такого человека часто бедны. Происходящие во внешнем мире события не затрагивают внутренний мир человека с аутизмом, и в то же время аутист не является равнодушным – так, он не выражает сочувствие, но может попробовать помочь с решением проблемы того, с кем общается.

Как ребенок-аутист воспринимает окружающий мир

В представлении большинства людей диагноз «аутизм» ассоциируется с неполноценностью и инвалидностью, поэтому такое заболевание у ребенка для родителей является синонимом полной катастрофы – им кажется, что их малыш будет однозначно несчастен и ограничен в возможностях. Однако это не совсем так – при сравнении с другими детьми малыш даже при легкой форме аутизма однозначно будет отличаться специфическим поведением и трудностями при обучении, однако несчастным ребенок-аутист не будет.

Симптомы данного заболевания отличаются многообразием, поэтому таких детей объединяет между собой только проблема общения с другими живыми существами. Во всем остальном каждый аутист с легкой формой заболевания является неповторимой личностью, обладающей своими способностями, интересами и навыками.

Большинству окружающих сложно представить себе этапы развития аутиста (у родителей ребенка возникают те же сложности) — для них заболевание кажется лишением того, что у них было, утратой определенных ощущений и навыков. На самом деле аутист развивается иначе, чем люди с отсутствием этого заболевания.

Аутисты иначе ощущают себя в этом мире и обладают другими навыками и интересами – аутист не понимает выражения лиц окружающих, способен часами говорить о своем интересе (такое поведение часто отталкивает), но он способен полностью и досконально изучить определенную тему и испытывать при этом полное удовлетворение. Аутист может быть счастлив, приводя имеющиеся факты в определенную систему, его в любом возрасте может восторгать и целиком поглощать красота расположения трещин или ощущение, которое испытываешь при прикосновении к шерсти животного и т.д.

Поскольку в обществе бытует представление о равнодушном отношении аутиста к окружающим, родителей беспокоит перспектива будущего одиночества ребенка. Вопреки стереотипам, аутисты с легкими формами расстройства могут испытывать привязанность, во взрослом возрасте влюбляться и создавать семьи (безусловно, встречаются асексуальные аутисты, но таких меньшинство).

Отношение детей-аутистов к родителям даже при наличии серьезных отклонений (отсутствие речи) не отличается от отношения здоровых детей. Важно помнить, что при наличии аутизма и малыш, и взрослый иначе проявляет свои чувства, чем люди без аутизма (это связано со спецификой общения аутистов).

В детском возрасте у малышей наблюдаются трудности с адаптацией к окружающему миру, так как мир не приспособлен для них. У ребенка наблюдается избыточная активность мозга, поэтому малыш не успевает анализировать то, что он слышит, видит и осязает, то есть в его внутреннем мире отсутствует цельная картина.

Голос человека для ребенка не отличается от других звуков, поэтому дети до года не лепечут, в раннем возрасте не реагируют на свое имя (у родителей часто возникает впечатление, что ребенок не слышит, при том, что кроха вздрагивает от посторонних звуков).

Лица и руки родителей для детей сливаются в общем потоке впечатлений, не выделяясь на фоне остальных предметов – именно поэтому комплекс оживления могут вызывать и неживые предметы. Сенсорная путаница затрагивает и область осязания – у ребенка может вызывать истерику мягкий материал (бархат, шерсть), но при этом он совершенно спокойно прикасается к шершавым или колючим предметам.

Поскольку в мире ребенка с аутизмом из-за специфики восприятия отсутствуют звенья, скрепляющие общую картину мира, ребенок очень ценит ритуалы и стереотипное поведение, дающие ощущение безопасности. Любая выбивающаяся из привычного графика вещь приводит к повышению тревожности и утрате контроля над собой. У детей младше трех лет часто наблюдаются бурные, неадекватные с точки зрения родителей реакции (плачет из-за громкого звука и т.д.). Помогают избавиться от тревожности стереотипные действия – покачивания всем телом, быстрые размахивания руками (руки напоминают при таких движениях крылья) и т.д.

Сложностью для родителей и ребенка является и неумение «читать» чужие эмоции – в процессе развития и общения с родителями ребенок корректирует свои действия и поведение, ориентируясь на реакцию родителей (восприятие себя основывается на реакции матери и остальных людей). Отсутствие способности воспринимать лицо человека целиком (только глаза или только нижняя часть лица) приводит к тому, что у ребенка нет шанса научиться отличать мимические выражения гнева, радости и т.д., как это происходит обычно с детьми третьего года жизни. Обычно ребенок в возрасте 3-х лет по мимике уже улавливает настроение окружающих и может сравнить его со своим. Понимание отличия между собой и другими способствует развитию навыков общения.

Кроме того, у ребенка с аутизмом конкретное мышление – он не воспринимает метафор и образов, не улавливает разницы в интонации, поэтому даже при хорошем уровне интеллекта и правильной речи он испытывает трудности при общении (речь других людей часто сбивает его с толку).

Отсутствие возможности «считывать» чувства окружающих приводит к неумению выражать свои собственные чувства доступно для других – интонации речи ребенка-аутиста часто не совпадают с содержанием речи (монотонное «спасибо» не означает недовольства и т.д.).

Все это в целом создает препятствия для полноценного общения с другими, вызывая у аутиста чувство неуверенности даже при хорошем уровне адаптации.

Лечение аутизма

Уровень адаптации ребенка-аутиста зависит в первую очередь от родителей, так как именно лечения данного расстройства (устранения причины аутизма и возвращения к норме) в настоящее время не существует. В тех случаях, когда речь идет о «вылечившемся» ребенке-аутисте, имеется в виду ребенок, развивающийся и обучающийся в подходящей для него обстановке, благодаря чему он приобретает навыки, необходимые для полноценного существования в этом мире.

В тех случаях, когда родители своевременно (в возрасте 1,5 лет) обратили внимание на признаки аутизма у ребенка, обратились к специалисту и смогли создать благоприятную для малыша атмосферу, ребенок при легких формах расстройства приобретает большинство необходимых навыков и от сверстников отличается только спецификой восприятия и общения.

Для достижения такого результата нужно:

  • Осознать, что аутизм останется с ребенком на протяжении всей его жизни, то есть он всегда будет чувствовать, видеть и слышать не так, как другие. Ребенка не нужно «подгонять» к общепринятой норме, ему нужно помочь приобрести навыки, помогающие жить в мире «неаутистов».
  • Помнить, что изменение распорядка и неблагоприятные для данного ребенка условия негативно воздействуют на малыша, и он «уходит в себя».
  • Подобрать подходяще методики коррекции речи и других навыков при помощи специалистов (логопеда, психолога и т.д.).
  • Устранить агрессию и другое неконструктивное поведение. Достаточно эффективна АВА-терапия, при которой для конкретного ребенка подбирается стимул, позволяющий закрепить желаемую реакцию (занятия нужно проводить каждый день).
  • Обучать подражанию, социальным и ролевым играм.

Медикаментозное лечение (успокоительные и психотропные препараты) используется только по строгим показаниям и назначается исключительно врачом (к примеру, задержка речевого развития к таким показаниям не относится).

Альтернативное лечение (применение глицина для стимуляции речевого развития и т.д.) может нанести аутисту вред, поскольку органические нарушения у ребенка отсутствуют, а бурные реакции служат способом выражения эмоций.

Адекватное лечение аутистов заключается в закреплении необходимых навыков, поскольку внутренняя мотивация к совершению повседневных дел у них часто отсутствует.

Признаки и симптомы аутизма у детей: точная диагностика — безошибочная коррекция

Настоящие симптомы аутизма у ребенка, и в легкой форме, и в самых тяжелых проявлениях, развиваются только при наличии у малыша звукового вектора. В каком случае это происходит, каковы причины развития аутизма и как определить возникновение болезни?

Это страшно вымолвить вслух. Но мысли упорно лезут в голову: мой ребенок не такой, как все. Избегает взгляда в глаза, погружен в свои, понятные только ему мысли и интересы. Это похоже на основные признаки и симптомы аутизма у детей? Мне есть о чем тревожиться или все в порядке? В этой статье разберем различные симптомы аутизма у детей и выделим наиболее яркие признаки аутизма.

Признаки аутизма или странный ребенок

Число детей, у которых диагностирован ранний детский аутизм, ежегодно растет. Немалая часть этой «пандемии» связана и с ошибочной диагностикой. Провести точную границу между нормой и патологией позволяет знание об устройстве человеческой психики, раскрытое в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Около 5 % всех малышей рождается со свойствами звукового вектора. Он задает маленьким детям определенные особенности и свойства психики:

внешнюю «холодность», невысокую эмоциональность, которая может ошибочно восприниматься мамой как признак аутизма;

стремление к уединению, избегание больших компаний, что естественно для обладателя сверхчувствительного слуха, но проявлением аутизма тоже не является;

стремление сосредотачиваться на своих мыслях и ощущениях, которое со стороны выглядит как некая «отрешенность», заставляя взрослых заподозрить симптомы аутизма у таких детей;

«отсроченный» ответ на вопрос (ребенок отвечает не сразу);

болезненную реакцию на шум и громкие звуки.

Такие особенности являются абсолютно естественными для маленьких детей со звуковым вектором. Однако некомпетентным специалистом даже они могут оцениваться как признаки аутизма у ребенка, как легкая форма болезни. Порой масла в огонь подливают и страхи родителей: испуганная мама видит проявления аутизма там, где это просто естественные психологические особенности маленького звуковичка.

Смотрите так же:  Депрессия меня убивает

Однако настоящие симптомы аутизма у ребенка, и в легкой форме, и в самых тяжелых проявлениях, развиваются тоже только при наличии у малыша звукового вектора. В каком случае это происходит, каковы причины развития аутизма и как определить возникновение болезни?

Ранние признаки аутизма у ребенка

Психическая травма, приводящая к возникновению аутизма, формируется при стрессовом воздействии на особо чувствительную зону маленького звуковика — его ухо. Травма может произойти еще во время внутриутробного развития плода. В этом случае причиной аутизма может послужить:

пребывание матери в шумных условиях (дискотеки, громкая музыка на концертах);

тяжелое психологическое состояние матери, нежелание сохранять беременность (бессознательно влияет на утрату ребенком ощущения защищенности и безопасности).

При такой скрытой внутриутробной травме первые признаки раннего детского аутизма можно обнаружить уже у новорожденного или грудного ребенка до 1 года. Проявления болезни могут выразить себя в такой форме:

снижение или утрата у новорожденного реакции на звук;

отсутствие у грудного ребенка эмоционального оживления при виде матери;

отсутствие «антиципирующей позы» при попытке взять ребенка на руки;

задержка в появлении первой улыбки, ее ненаправленность на человека.

Важно знать: настоящие признаки аутизма у новорожденных — большая редкость, они возникают только в случае, если мама действительно пребывала в чрезмерно шумных условиях или испытывала тяжелые психологические состояния. Но даже если вам кажется, что описанные выше признаки аутизма у новорожденных у вашего малыша действительно есть — они легко корректируются в этом возрасте при изменении состояния мамы.

Другие ранние признаки аутизма у ребенка

Звуковой вектор является доминантным, поэтому звуковая травма становится причиной множественных нарушений в развитии остальных векторов ребенка. По этой причине к основным признакам аутизма до года и в 1 год могут добавляться «сопутствующие» — в результате нарушений в других векторах психики.

Например, нарушения развития в кожном векторе у новорожденных и детей с аутизмом до 1 года могут проявляться так:

тактильная непереносимость: ребенок крутится на руках матери, стремится избегать ее прикосновений;

на купание или гигиенические процедуры ребенок реагирует истерикой;

при попадании на кожу пищи или жидкости во время кормления ребенок реагирует криком или плачем.

Нарушения развития при аутизме у малышей с анальным вектором до 1 года проявляются иначе:

напряженная поза «столбиком» на руках матери;

частые необъяснимые рвоты и срыгивания;

отказ пробовать все новое (есть новые виды пищи, кушать из новой посуды, надевать новую одежду).

Важно понимать, что такие симптомы нельзя в полной мере назвать признаками аутизма у ребенка. Они являются вторичными и возникают по причине искаженного развития всех заданных малышу векторов. Это лишь следствие основной причины аутизма у детей — травмы в доминантном звуковом векторе:

Когда мама раскрывает устройство психики малыша, наполняет и развивает его природные свойства — то признаки аутизма в год, 2 года и даже у детей 3-4 лет с легкостью уходят.

Признаки аутизма у ребенка до 4 лет

В большинстве случаев, признаки аутизма у ребенка могут быть точно диагностированы в возрасте 2-3 лет. Какие симптомы аутизма можно в этот период определить? Прежде всего, это признаки, свидетельствующие о нарушениях способности ребенка устанавливать чувственную и сознательную связь с миром:

К возрасту 1-2 лет не возникает реакция на имя.

Ребенок в возрасте 1-2 лет не поддерживает игры на эмоциональный контакт («ладушки», «в ямку бух» и т. д.).

В возрасте 3 лет у ребенка отсутствует не только активный, но и пассивный словарь. Здоровый звуковичок может начать говорить позже. Но насторожиться следует, если он не понимает или не выполняет просьбы, не реагирует на речь (подробнее в статье «Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции»).

В возрасте 4 лет у ребенка отсутствует интерес или способность к поддержанию игры со взрослыми или другими детьми. Собственная игра ребенка в 4 года не отражает социальных ситуаций (не кормит игрушки, не катает, не укладывает спать). Игры носят преимущественно манипулятивный характер, часто с неигровым материалом.

Таким образом, основные проявления синдрома РДА мы наблюдаем в первую очередь в различных формах нарушения контакта с внешним миром. Однако и признаки аутизма у детей 2-3 лет также еще не являются устойчивыми и в абсолютной мере поддаются коррекции через изменение состояния мамы и изменение модели воспитания.

Другие признаки аутизма у ребенка до 4 лет

Полная картина того, какие симптомы аутизма специалисты определяют у ребенка, наблюдается в совокупности нарушений развития всех векторов. Например:

Аутичному малышу с кожным вектором может быть свойственна гиперактивность, «полевое поведение», сниженное внимание. Нехватку ощущений своего чувствительного сенсора (кожи) он добирает через стереотипные движения и прыжки («Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям»).

Аутичный малыш со зрительным вектором демонстрирует истеричность и множественные страхи. Свою чувствительную зону (глаза) он стимулирует с помощью особых ощущений: разглядывая свои руки или игрушки на просвет, световые пятна на стене или узор на обоях («Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом»).

Для аутичных детей с анальным вектором характерны агрессия, упрямство. Они склонны к ритуалам в кормлении и прогулках, демонстрируют общую заторможенность (подробнее в статье «Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции»).

Подобные признаки аутизма у ребенка часто рассматриваются специалистами как основные, определяющие. Однако с системной точки зрения являются вторичными, возникшими на базе психотравмы в звуковом векторе. Поэтому при определении признаков аутизма у маленьких детей отталкиваться в первую очередь нужно от того, насколько ребенок поддерживает контакт с внешним миром.

Внешне наиболее легкие признаки аутизма можно наблюдать у детей с синдромом Аспергера. Обычно это общительные и эмоциональные дети, много говорят, обильно жестикулируют. Однако специалисту нетрудно заметить, что ребенок, активно выражая себя, не слышит другого, не настроен на «обратную связь». Такие на первый взгляд легкие признаки аутизма также требуют своевременной коррекции.

Коррекция и лечение аутизма

Вы определяете, что какие-то признаки аутизма у ребенка 2, 3 или 4 лет все-таки видны? Тогда встает следующий вопрос: что делать, как избавиться от аутизма? Реабилитационные мероприятия зависят от того, какие именно симптомы аутизма наблюдаются у ребенка. Сегодня предлагается множество программ, призванных обеспечить коррекцию и лечение аутизма у детей.

Однако большинство из них не учитывают врожденные особенности психики ребенка. Также «за бортом» остается психологическое состояние матери, оказывающее глобальное скрытое влияние на малыша. Это вынуждает родителей и специалистов продвигаться методом проб и ошибок, теряя драгоценное время. Если вы определяете какие-то признаки аутизма у маленького ребенка, то важно знать следующее.

Успешное лечение аутизма может осуществляться только на комплексной, системной основе:

Точное понимание родителями и педагогами всех психических особенностей ребенка. Создание максимально благоприятных условий для его развития и обучения, исходя из природных свойств. Это помогает легко скорректировать развитие и полностью нивелировать любые симптомы аутизма не только в 2-3 года, но и получить результаты для детей более старшего возраста.

Нормализация психологического состояния матери, обретение ею внутреннего равновесия и максимальной стрессоустойчивости. Без этого вопрос — как избавиться от аутизма — так и остается безответным, поскольку психика малыша полностью зависит от материнской.

Это приносит реальные результаты. Эффективная коррекция аутизма вплоть до снятия с ребенка диагноза возможна:

Начать освоение системного подхода можно на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

10 ранних признаков аутизма у ребенка: как не пропустить

Как понять, что у вашего ребенка аутизм? Обратите внимание на поведение малыша! Если в нем есть некоторые признаки, описанные в этом материале, это сигнал обратиться к специалисту!

Аутизм — такое состояние психики, когда человек погружен в свой собственный мир больше, чем в окружающий. Такое состояние остается с человеком на всю жизнь и влияет на его образ жизни, способность общаться и взаимодействовать с окружающим миром.

У каждого ребенка с таким диагнозом аутизм проявляется по-разному: один может быть больше приспособлен к обществу, время от времени проходя специальную терапию, другой оказывается совсем замкнутым и не может взаимодействовать с людьми совсем.

По статистике, мальчики страдают аутизмом почти в 2 раза чаще, чем девочки. Но помочь своему ребенку будет легче в том случае, если вы заметите проблему на раннем этапе.

Признаки аутизма у грудничков

Не реагирует на людей и окружающие звуки

Маленькие детки всегда проявляют интерес к людям, реагируют на окружающих, улыбаются. Они прислушиваются к голосам, реагируют на мимику и жесты, всматриваются в лица людей.

Дети-аутисты часто не реагируют на слова, когда к ним обращаются взрослые и не поддерживают зрительный контакт.

Не реагирует на собственное имя

Как правило, в один год ребенок уже понимает, что на свое имя нужно обращаться и реагирует на это. Если же в этом возрасте реакции на имя еще нет, это повод обратиться к врачу.

Нет интереса к окружающим

Дети-аутисты не смотрят в глаза людям, мало активны (не хлопают в ладоши, не жестикулируют), как правило, ведут себя очень спокойно, иногда даже слишком флегматично и не нуждаются в одобрении и реакции на них от окружающих.

Если ваш ребенок не очень нуждается во внимании окружающих и вы заметили вышеописанные признаки, поговорите об этом с педиатром.

Заторможенная реакция

Безусловно, развитие — речь индивидуальная и говорить каждый ребенок начинает в разном возрасте. Но до 1,5-2 лет он точно уже должен лепетать и издавать какие-то звуки, пытаться подражать родителям. Если этого не происходит, поговорите со специалистом.

Смотрите так же:  Клиника от алкогольной зависимости в нижнем новгороде

Аутизм у детей 2-4 лет

С двух лет ребенок становится более социальным, он хочет общаться с детьми, нравится окружающим и проявляет любопытство ко многим вещам. Как раз в этом возрасте распознать аутизм можно практически безошибочно. По каким же признакам?

Игры в одиночестве

В 2-4 даже даже очень спокойные дети проявляют интерес к другим малышам, дают им свои игрушки, ссорятся, взаимодействуют. Если ваш ребенок избегает других детей, всегда предпочитает сидеть отдельно от остальных и играет сам, не понимая, как играть с ровесниками, то это один из главных признаков аутизма в этом возрасте.

Не повторяет за родителями

Малыши наблюдают за родителями и любят копировать их поведение. Кроме того, они достаточно рано схватывают основные социальные жесты, которые мы повторяем ежедневно (например, махать рукой на прощание) и повторяют их.

Дети аутисты не очень интересуются такими наблюдениями и не по прежнему не реагируют на жесты и мимику окружающих.

Не любит прикосновений

Крохи с аутическим расстройством очень ранимы и не любят перемен вокруг них, даже в человеческом поведении. Они не любят, когда к ним прикасаются посторонние, а иногда — даже родные, часто вырываются из объятий и не любят быть у взрослых на руках.

Если такой ребенок расстроен, он может сам себя успокаивать, перекачиваясь в разные стороны и обняв себя руками за плечи.

Повод насторожиться!

Родители должны обратиться к специалистам, если они увидели хотя бы один из указанных ниже признаков у своего ребенка:

  • сторонится мамы, не любит, когда к нему прикасаются, гладят по голове;
  • не смотрит в глаза, или смотрит как будто сквозь вас;
  • не гулит в 12 месяцев;
  • не указывает пальцем на предметы в 12 месяцев;
  • многократно цитирует отрывки с книг, реклам, фильмов – и это основное проявление речи;
  • играет необычными предметами: ленточками, волосами, палочками, выкладывает их в ряд;
  • вдруг потерял навыки говорения или социального общения в любом возрасте, возможно – после перенесенного заболевания;
  • гиперактивный/невнимательный;
  • не реагирует и не откликается на свое имя, хотя слух есть.

Поможет специалист

Заметили какой-то из этих признаков у своего ребенка? Обязательно обратитесь к специалистам в таком порядке: педиатр – невропатолог – логопед – психиатр. Только последний врач (и только он!) может поставить диагноз вашему ребенку.

Имейте в виду: данные признаки не обязательно означают, что у вашего ребенка РДА. Существует множество диагнозов, которые по симптомам перекликаются между собой. Однако это в любом случае повод насторожиться и обратиться к специалистам.

Аутизм – неизлечимое заболевание. Но сегодня разработано множество различных методик, направленных на выработку у ребенка определенной независимости, самостоятельности и навыков социальной адаптации, в тяжелых случаях детей учат основам невербального общения.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Как распознать симптомы аутизма у ребенка: рекомендации для родителей

Распознать аутизм у детей довольно сложная проблема.

Психиатры отмечают, что аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга, которое характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении. Именно эти отклонения создают сложную ситуацию для последующего благополучного встраивания человека в общество.

Аутизм не ограничен только периодом детства, он оставляет свои признаки на всю жизнь, влияет на возможность получения образования, работу человека, отношения в обществе, семейные отношения. Первые симптомы аутизма появляются в 12-18 месяцев. Чрезвычайно важна ранняя диагностика расстройств спектра аутизма.

Дети до трёх лет должны быть включены в группу риска развития расстройств спектра аутизма. Следовательно, с родителями этих детей нужно проводить разъяснительную работу о необходимости раннего вмешательства с целью предупреждения тяжелых психических расстройств у этих детей в будущем.

Симптомами аутизма у ребенка могут быть:

Трудности в социальной сфере: ребёнок может не проявлять интереса к играм с детьми или родными, а также к любому другому взаимодействию.

Проблемы коммуникации: возможное отсутствие или задержка речи, ребёнок не повторяет за взрослыми звук, не улыбается в ответ на улыбку, не проявляет эмоций с помощью мимики в возрасте свыше 9 месяцев, также возможное отсутствие детского лепета в возрасте 12 месяцев, отсутствие обычных жестов, таких, как показа пальцем, простирания руки, чтобы дотянуться или помахать на прощание, в возрасте один год и более – отсутствие реакции при обращении на имя. Странное поведение (повторяющиеся движения): ребенок может, например, на протяжении длительного времени крутиться, раскачиваться, выстраивать игрушки в линию и тому подобное.

Проблемы с моторикой: сложности по координации движений, хождение на цыпочках.

Сенсорные проблемы: повышенная чувствительность к шуму, музыке, свету, одежде, запахам, купанию.

Желудочно-кишечные проблемы: диарея, запор, избирательность в еде.

Если у ребенка наблюдается подобное поведение, не медлите – обращайтесь к специалистам, дайте ребёнку реальный шанс стать полноценным членом общества и начинайте лечение и психологическую коррекцию безотлагательно.

Аутизм у ребёнка до года

Аутизм у ребёнка до года диагностируют крайне редко. Часто подобный диагноз получает ребёнок в более позднем возрасте, но если время упущено, то и корректировать поведение малыша будет гораздо труднее. Давайте разберёмся, какие симптомы должны вас насторожить и что можно сделать, чтобы успешнее справляться с аутизмом у ребёнка до года и после него.

Симптомы аутизма у ребёнка до года

Говоря об аутизме, мы говорим о нарушении психического развития ребёнка, которое характеризуется расстройствами моторики и нарушениями развития речи у ребёнка, а также проявлениями стереотипности поведения. В дальнейшем всё это затруднит социализацию ребёнка – аутикам не нужны ни друзья, ни просто собеседники, они предпочитают лишь собственное общество.

  • Ребёнок страдает нарушениями коммуникативных функций: не реагирует на собственное имя, не улыбается близким, не реагирует на попытки завести с ним «беседу», ребёнок в 1 год не лепечет и не «гулит».
  • Аутизм у ребёнка до года часто проявляется в периодических нарушениях слуха и невозможности установить контакт с ребёнком – карапуз попросту игнорирует указания взрослых, да и самих взрослых.
  • В отличие от здорового ребёнка, ребёнок с аутизмом не старается установить визуальный контакт с близкими, и какие бы интересные игрушки оптом ни скупали родители, не останавливает взгляд даже на самых громких из них.
  • Играть с игрушками аутик тоже не стремится – у него слабо выражен хватательный навык и он практически не понимает, как играть тем или иным предметом, попавшим ему в руки.
  • Наблюдается общая задержка развития ребёнка, часто малыш ослаблен и другими заболеваниями: нарушениями сна, аллергическими реакциями, расстройствами пищеварительной системы.

Обратите внимание на то, что в группе риска находятся мальчики, которые страдают аутизмом в 4 раза чаще, чем девочки. Также риск развития аутизма увеличивается, если это заболевание есть в роду.

Что делать с аутизмом у ребёнка до года?

Если у вас есть подозрение, что вам маленький ребёнок может страдать аутизмом, прежде всего, нужно успокоиться – эта проблема не терпит поспешности и нервности. Вы нужны своему малышу спокойными и внимательными. И, конечно, сильными.

  • Убедитесь в том, что вам педиатр достаточно внимателен к вашему ребёнку. Давайте специалисту полную информацию об уровне развития малыша, не стесняйте спрашивать непонятные вещи и приукрашивать ситуацию.
  • Займитесь развитием своего ребёнка самостоятельно – изучите нормы, определите «западающие места» и действуйте. Например, визуальный канал нужно стимулировать, предлагая ребёнку для игры контрастные игрушки.
  • Займитесь самодисциплиной. Дети с аутизмом плохо себя чувствуют в изменяющейся среде – им нужна чёткость: во всём должен быть порядок, который со временем станет привычным.
  • Поведение детей с этим диагнозом можно корректировать. Логопедические занятия, трудо- и физиотерапия помогут ребёнку приобрести полезные навыки и уменьшить проблемы в социализации.

Чаще всего таких деток лечат попросту терпением и любовью, но в особо запущенных случаях требуется лекарственная терапия.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]