Симптомы тяжелой умственной отсталости

Тяжёлая умственная отсталость у детей

На основании психометрических исследований, по современной международной классификации болезней, тяжёлая умственная отсталость у детей характеризуется коэффициентом интеллекта, диапазон которого от 20 до 34 единиц.

По клинической картине и перечнем расстройств, данная форма умственной отсталости схожа с тяжелой формой имбецильности.

Общие характеристики данной категории детей

  • Дети с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов. Почти все они нужны для сообщения о собственных желаниях и потребностях, их мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное.
  • Ребятишки способны реагировать только на ярко окрашенные предметы, но и здесь внимание очень кратковременно.
  • Явления и предметы, которые не знакомы детям, не вызывают никакой ответной реакции. Удовлетворительно различаются только те предметы, что хорошо и длительно знакомы, находящиеся постоянно перед глазами.
  • Диагноз тяжёлая умственная отсталость у детей определяет наличие довольно больших отклонений в памяти, мышлении, восприятии окружающего мира, разговорной речи, моторики делают этих ребятишек трудно, а порой, практически необучаемыми. Только в очень редких случаях некоторые могут овладеть счётом видимых предметов или объединить реальные вещи в группу, например мебель или одежда. Но, это возможно только в случаях длительного процесса специального обучения.
  • Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения – их походка замедленна и неуклюжа, движения рук и ног запаздывают и не имеют амплитуды.
  • Руки и пальцы детей особенно неразвиты, что мешает брать в руки мелкие предметы и манипулировать ими.
  • Моторная недостаточность при тяжёлой умственной отсталости отмечается у 9 из 10 больных.
  • У детей наблюдаются неправильное развитие костей скелета, формы черепной коробки, ног и рук, кожного покрова и внутренних органов.

Эти дети признаны инвалидами. Являясь недееспособными, над ними обязательна опека родителей или других лиц. До достижения совершеннолетия они часто пребывают в специализированных учреждениях, а затем их переводят в дома инвалидов, соответствующего профиля.

  • поражение плода в материнской утробе нейротоксическими факторами, имеющими инфекционную, химическую, физическую природу – сифилис, цитомегаловирус, ионизирующее облучение и другие;
  • рождение малыша раньше определённого срока – большая недоношенность;
  • сбои в процессе родов, в результате чего малыш мог получить родовую травму или наблюдалась временная асфиксия;
  • получение в раннем детстве серьёзных травм головы;
  • гипоксия мозга;
  • инфекционные заболевания, в результате которых была поражена центральная нервная система ребёнка;
  • проживание в неблагополучных семьях и, как следствие, педагогическая запущенность;
  • проявление малоумия неясной этиологии.

Причины, обусловленные генетикой

Умственные заболевания относятся к тем причинам, по которым обращаются в генетическую консультацию. Это объяснимо – более половины случаев умственных аномалий, связаны с генетическими отклонениями. Основные типы генетических сбоев, которые могут спровоцировать детскую умственную недостаточность:

  • хромосомные отклонения, ведущие к нарушениям баланса генов – анеуплоидия, дупликации, делеции. Из-за данных отклонений рождаются дети с синдромом Дауна, синдромом Вильямса и другими отклонениями;
  • однородительская димиссия хромосом, или участков хромосом, ведёт к появлению детей с синдромом Ангельмана или Прадера-Вилли;
  • нарушения в работе некоторых генов, и мутации, происходящие в них. Число генов, способных мутировать превышает тысячу. Они вызывают аутизм, синдром хрупкой хромосомы Х, синдром Ретта, встречающийся только у девочек.

Наверное, поговорка про терпение и труд, как нельзя, более всего подходит для тех. у кого в семье есть детки с отклонениями в психическом развитии тяжёлая умственная отсталость у детей совсем не лёгкая ноша. Конечно, есть специальные учреждения, но где воспитываться ребёнку, каждый решает сам.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Что такое умственная отсталость?

Умственную отсталость у детей относят к недоразвитости всех процессов психического развития, которая проявляется в низком уровне интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом. Согласно врожденным или приобретенным факторам такие дети могут развиваться до определенного лимита своих возможностей. В медицинском справочнике заболевание носит название «олигофрения». Чем скорее родители ребенка с диагнозом умственной отсталости примут его индивидуальные особенности, тем быстрее они смогут начать корректирующие и поддерживающие мероприятия.

Заторможенное восприятие отдельных предметов требует не только больше времени, но и не позволяет проводить между ними соответствующую взаимосвязь. Графические предметы, буквы, цифры, похожие по звучанию слова у детей с данным диагнозом помимо замедленного и ограниченного восприятия, путаются, смешиваются. Ребенок не может воспринимать важную информацию, выхватывая лишь фрагменты. Он не может дать анализ или описание картинке или предмету. Обратив внимание на определенный предмет, ребенок не переходит к изучению следующего, поэтому нуждается, чтобы его побуждали к действиям.

Основное отличие от здоровых детей заключается в сложности воспроизведения полученной информации из-за нарушенной мыслительной деятельности и дефекта речи. Овладение чтением и письмом является довольно сложным процессом. Дети с этим заболеванием невнимательны, не способны доводить начатое до конца. Недоразвитость отображается и на эмоциональной сфере, когда эмоции отсутствуют или ограничены, а различные переживания не проявляются. Нарушены волевые процессы, дети не активны. Они позже начинают держать головку, ползать, ходить, проявлять интерес к предметам и различать их, лепетать, узнавать родных или чужих людей.

Согласно Международной классификации болезней выделяют следующие виды умственной отсталости:

  • Легкая умственная отсталость. Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности. Опыт показывает, что у детей, переживших травму потери кровных родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, подвергавшихся насилию, жестокому обращению, зачастую трудно различить симптомы умственной отсталости и социопедагогической запущенности. При изменении условий жизни на более благоприятные эти дети, как правило, дают хорошую динамику в развитии и их диагноз может быть снят или пересмотрен.
  • Умеренная умственная отсталость. Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.
  • Тяжелая умственная отсталость. Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов, мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения.
  • Глубокая умственная отсталость. У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается, она полностью нарушена. С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. При тяжелой форме умственной отсталости дети малоподвижны. При таком диагнозе на первое место выходит медицинский уход за ребенком, услуги социальной няни.

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста. Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Смотрите так же:  Клаустрофобия фотографии победители

Важно помнить, что чем раньше начать реабилитацию, тем лучше. Также первостепенная задача – ранее выявление заболевания. Однако проблема заключается в том, что очень сложно диагностировать умственную отсталость на ранних сроках развития ребенка. Как правило, подозрения у родителей возникают с двух лет, когда ребенок не говорит или говорит плохо. И только ближе к трем-четырем годам ставят диагноз «умственная отсталость», поскольку проблема становится явной.

Родителям следует обратить внимание:

  • насколько хорошо и уверенно ребенок держит головку;
  • когда он научился сидеть самостоятельно;
  • как ребенок ползает;
  • как произносит первые звуки, лепечет.

Внимание! Если есть подозрения на отставание ребенка в интеллектуальном развитии, следует немедленно обратиться к специалистам.

Признаки умственной отсталости у детей до 1 года

Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов. Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и так далее

Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года:

  • Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и другие).
  • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций.
  • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
  • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
  • Судорожные припадки.
  • Отсутствие попыток ползать и садиться.
  • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
  • Явления самоповреждения.

К сожалению, получить полную картину нарушения когнитивных функций у ребенка с признаками в замедлении развития, в том числе и умственного, сложно ввиду возраста, несформировавшейся речи и ограничения других коммуникативных возможностей.

Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:

  • Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
  • Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
  • Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
  • Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
  • Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.

Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости). К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем.

Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года

У маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще. Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению. Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:

  • Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
  • Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
  • Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
  • Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.

Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии. Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни. Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток).

Иногда явления умственной неполноценности наряду с другими патологиями могут быть признаками редких генетических болезней, которые требуют сложной, часто дорогостоящей диагностики для постановки точного диагноза.Также врачу важно установить, не сопровождались ли респираторные инфекции осложнениями со стороны центрального отдела нервной системы (менингит, энцефалит и так далее). Для этого применяют следующие методики диагностики, помогающие в установлении причины интеллектуального дефицита:

  • Изучение истории болезни ребенка, установление наличие тяжелых травм или инфекций.
  • МРТ или КТ головного мозга.
  • Иммунологические анализы для выявления антител к возбудителям венерических заболеваний, могущих передаться от матери, менингококковой и других инфекций.
  • Проведение ЭЭГ для оценки волновой активности коры головного мозга.
  • Консультация детского невролога.

Что делать, если ребенку поставили диагноз « умственная отсталость»?

Шаг 1. Обратиться к неврологу, имеющему опыт работы с этим заболеванием (для получения бесплатных услуг в государственных центрах, необходимо взять направление у районного невролога).

Шаг 2. Пройти консультацию психиатра.

Шаг 3. Провести полную диагностику здоровья на предмет сопутствующих заболеваний.

Шаг 4. В случае умеренной и тяжелой умственной отсталости оформить необходимую группу инвалидности и вписать все необходимое в ИПРА (индивидуальный план реабилитации и абилитации)

Шаг 5. Начать реабилитацию, занятия с дефектологом, логопедом, психологом.

Тяжёлая умственная отсталость у детей

Тяжелая умственная отсталость – одна из форм психического заболевания, которое характеризуется существенным понижением уровня интеллекта. Иначе тяжелую форму умственной отсталости называют идиотией. Такой диагноз ставится пациенту в том случае, если показатель уровня IQ не превышает 20.

Как правило, умственная отсталость в тяжелой форме проявляется в совсем раннем возрасте. Тяжелая умственная отсталость у детей до трех лет диагностируется с каждым годом все чаще. Эта печальная статистика, которая объясняется целым рядом причин.

Причины тяжелой умственной отсталости

Факторов, способных спровоцировать снижение интеллекта, приводящее к умственной отсталости, выделяется довольно много. Их можно разделить на несколько групп.

  • Первая группа – перенесенные в раннем детстве травмы головы, повлекшие за собой повреждения головного мозга. Это одна из наименее распространенных причин возникновения идиотии у детей.
  • Вторая группа – развитие умственной отсталости у плода во время беременности. Причин этому может быть много. Риск повреждения головного мозга плода и снижения интеллекта возникает в том случае, если будущая мать перенесла во время беременности тяжелые инфекционные заболевания, принимала некоторые виды антибиотиков, злоупотребляла алкоголем или наркотическими веществами. Опасными также могут быть различные вирусы и ЗПП, а также целый ряд других заболеваний, включая сахарный диабет. В группу риска попадают и женщины, у которых возникает с плодом резус-конфликт.
  • Третья группа – генетические причины. Тяжелая умственная отсталость у детей может развиваться вследствие неблагоприятной наследственности. Опасность представляет также работа родителей на вредном производстве, связанном с токсичными отходами или радиоактивным излучением.

Основные симптомы тяжелой формы умственной отсталости

При идиотии дети не способны к развитию. Они начинают держать головку, ползать и ходить намного позже своих сверстников. Речь у таких детей обычно развита слабо или не развивается вовсе, большинство страдающих идиотией способно издавать лишь отдельные звуки и слоги. Многие больные дети даже не понимают, когда к ним обращаются. Они не испытывают к людям привязанности, не проявляют потребности в общении и зачастую даже не узнают членов своей семьи.

Тяжелая умственная отсталость у детей делает их абсолютно не способными к самообслуживанию и существованию в обществе. Дети с таким диагнозом нередко страдают недержанием, не способны даже самостоятельно прожевать пищу. Вот почему за такими больными требуется тщательный надзор и специальный уход.

Лечение тяжелой умственной отсталости

Повреждения мозга, которые сопутствуют снижению интеллекта, не поддаются излечению. Умственно отсталых пациентов можно лишь поддерживать в том состоянии, в котором они находятся, облегчая им существование по мере возможности. Иногда симптоматическое лечение, назначаемое специалистами, может дать незначительные улучшения. В зависимости от необходимости пациенты должны получать стимуляторы или успокоительные, курс витаминов и других препаратов, которые помогут стабилизировать их психическое и физическое состояние.

Смотрите так же:  Закодироваться от алкогольной зависимости в бресте

Дети, страдающие тяжелой формой умственной отсталости, никогда не смогут стать полноценными членами общества. Они не приспособлены к труду и самостоятельной жизни. Поскольку за ними требуется постоянный уход, лучше всего поместить их в специальные учреждения, где они будут находиться под присмотром специалистов.

Умственная отсталость

УО — официальное обозначение изменённого характера психического развития у детей, которое связано с наличием разницы между психическим и хронологическим возрастом и низким, по сравнению со сверстниками, уровнем интеллектуального и речевого развития.

Возможных причин умственной отсталости довольно много, не все из них достаточно изучены. Установлено, что при умственной отсталости снижение интеллекта обусловлено органическим поражением головного мозга, и, к сожалению, не всегда с точностью можно сказать, почему возникло это поражение у конкретного пациента.

Причины возникновения умственной отсталости:

  • наследственная предрасположенность;
  • вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например некоторые антибиотики и противозачаточные препараты, алкоголь и наркотики;
  • инфекции, особенно вирусные: краснуха, грипп;
  • заболевания, которые были у женщины до беременности: токсоплазмоз, сифилис, гепатит, сахарный диабет, сердечные заболевания;
  • тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Вот почему каждая женщина должна обследоваться у врача пред планированием беременности, а в период ожидания ребенка ей необходимо быть особенно внимательной к своему здоровью;
  • от мужчин длительное употребление алкоголя или наркотических средств, профессиональные вредности на производстве, радиация, химические реагенты.

Основным симптомом умственной отсталости является снижение интеллекта. В зависимости от степени снижения интеллекта, выделяют легкую, среднюю, тяжелую и глубокую форму умственной отсталости.

  • Лёгкая — IQ 50…60, психический возраст 9…12 лет.
  • Умеренная – IQ 35…49, 6…9 лет.
  • Тяжёлая — IQ 20…34, 3…6 лет.
  • Глубокая — IQ до 20, до 3 лет.

Легкая степень умственной отсталости, которая так же называется дебильностью, характеризуется IQ пациентов в диапазоне 50…60. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая.

Пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми, так как плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении. А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными.

Внушаемость пациентов с легкой степенью умственной отсталостью может привлекать к ним представителей криминального мира, тогда они становятся либо жертвой обмана, любо игрушкой в руках преступников. Практически все пациенты этой группы осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание.

Средняя степень умственной отсталости или имбецильность характеризуется IQ в диапазоне 35…49. Такие пациенты способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Однако самостоятельно проживать они не способны и нуждаются в постоянном контроле и уходе.

Тяжелая и глубокая формы умственной отсталости или идиотия характеризуется IQ ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у них отсутствует речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Эмоции ограничены простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. Такие пациенты нуждаются в постоянном надзоре и содержатся в специальных учреждениях.

IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей снизким IQ не было никаких признаков умственной отсталости. Кроме IQ врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания. И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

Диагностика этого заболевания требует особого подхода. Очень часто умственную отсталость определяют еще на внутриутробном уровне. Это возможно, если причиной заболевания становится генетический фактор. По результатам специальных анализов крови матери можно выявить заболевание у будущего ребенка.

Если же на внутриутробном этапе не выявлено патологий, первые признаки появляются на первых месяцах жизни. Нужно обращать внимание на моторику ребенку, его реакции на звук, свет, голос матери. Очень важным является тот факт, когда и как ребенок начинает говорить.

Если обнаружились подозрительные признаки, для детей младшего возраста используют диагностические меры в форме анализов крови, мочи и энцефалограмму. Старшим детям проводят тестирование на уровень IQ в зависимости от возраста. Кроме того, может быть назначен анализ ДНК. Диагностику и лечение умственной отсталости проводят невропатолог, психиатр и психолог.

Чем раньше диагностируют заболевание и начнут лечение, тем лучше будет результат. Терапевтические меры направлены на сохранение и развитие интеллекта. В особо тяжелых случаях лечение направлено на установление коммуникации с пациентом и его минимальную социализацию.

Курс и длительность терапии назначается исключительно врачом после диагностики. Существует множество средств и методов, которые используют для лечения умственной отсталости, а так же препаратов для лечения умственной отсталости. Подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны, если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы. В случае фенилкетонурии бывает достаточно специального режима питания, который назначит педиатр.

Часто для коррекции умственной отсталости врачи используют ноотропы – всем известный пирацетам, а также аминалон, энцефабол, пантогам. Целью применения ноотропных препаратов является улучшение обменных процессов в мозговой ткани. С этой же целью в лечении умственной отсталости используются витамины группы В и аминокислоты, необходимые для нормального функционирования мозга, такие как глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин. Эти препараты продаются без рецепта врача, но целесообразность их приема должен определить специалист.

Иногда у пациентов с умственной отсталостью наблюдаются нарушения поведения, тогда врач-психиатр может подобрать препарат из группы нейролептиков или транквилизаторов.

Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе. Необходимо соблюдать дозировки препаратов, предписанные врачом, а при появлении новых симптомов незамедлительно прийти на прием. Например, при лечении ноотропами может появиться повышенная возбудимость и головные боли, в таком случае надо обратиться к лечащему врачу для решения вопроса о замене препарата или изменении доз.

В народной медицине вместо ноотропных препаратов применяют лекарственные растения, обладающие активизирующим влиянием на нервную систему. Это женьшень, лимонник китайский, алоэ. Следует помнить, что применение стимулирующих средств при умственной отсталости может спровоцировать психозы и грубые нарушения поведения, поэтому перед применением средств народной медицины лучше проконсультироваться с врачом.

Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью. В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости. Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

При отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, олигофрены становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность.

Что касается средней и тяжелой формы умственной отсталости, то задачами медицинской и социальной помощи таким пациентам являются обеспечение ухода и надзора, а при необходимости – контроля за состоянием здоровья.

Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика.

Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога.

После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение.

Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка. К счастью, в последнее время отмечается тенденция к повышению медицинской грамотности населения и такие ситуации редки.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины умственной отсталости, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Смотрите так же:  Шизофрения энциклопедия

Умственная отсталость тяжелая

Тяжелая умственная отсталость (олигофрения в степени выраженной имбецильности) встречается у 5-7% детей с интеллектуальной недостаточностью. Выявить основные признаки дефекта можно уже в первые месяцы и годы жизни. В Международной классификации болезней (МКБ-10) к умственной отсталости тяжелой степени (шифр F 72) относятся психические расстройства с коэффициентом интеллекта IQ от 20 до 35.

Основные признаки интеллектуальной недостаточности тяжелой степени

  • Уровень когнитивных способностей у взрослого, страдающего тяжелой умственной отсталостью соответствует уровню развития ребенка 3-5 лет
  • Нарушено раннее и последующее развитие ребенка: он позже начинает держать головку, сидеть, ходить, разговаривать, моторно неловок, неуклюж, неспособен бегать и прыгать, собирать конструктор и мозаику, писать и рисовать
  • Речь грубо дефектна, ребенок в состоянии выучить около 15-20 простых слов, однако пользуется ими в основном механически, неосознанно. Чаще улавливается не смысл слов, а интонация, мимика и жесты, относящиеся к основным потребностям больного (приготовление еды, порицание за проступки)
  • Моторная неловкость, характерная для детей, сохраняется у взрослых с тяжелой умственной отсталостью, мешая выполнять сложные движения, требующие точности, координации, внимания. А вот простые бытовые навыки – одевание (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), прием пищи, переноска предметов, закрепляются при достаточном усердии и неплохо выполняются под контролем родных или воспитателей.
  • Мышление при олигофрении хаотичное, бессистемное. Если у ребенка тяжелая умственная отсталость, он может иногда различить хорошо знакомые предметы на картинке, а при длительном обучении – даже объединить их (животные, одежда), однако такое запоминание является чисто механическим. Составить рассказ по сюжетной картинке ребенок не в состоянии, он не может решить даже самую простую задачу, не различает предметы по размеру, цвету, форме
  • Логическая память отсутствует, механическая – резко снижена.
  • Поведение лиц с тяжелой умственной отсталостью обычно нарушено – они могут быть то эйфоричны и благодушны, то злобны, агрессивны, расторможены
  • Если диагностирована олигофрения в степени выраженной имбецильности, то в социальном плане это свидетельствует о том, что самостоятельно жить и обслуживать себя такие больные не могут, они нуждаются в постоянном уходе, надзоре, опеке.

Принципы оказания помощи больным с тяжелой умственной отсталостью

Основные подходы к лечению, реабилитации, воспитанию сходны с аналогичными мероприятиями при глубокой умственной отсталости. Это и лечение сопутствующих заболеваний, и регулярная физическая активность на свежем воздухе, и рефлексотерапия, и массаж, и музыкотерапия. Только при выраженной имбецильности такой подход позволяет достичь лучших результатов, овладеть элементарными навыками самообслуживания и опрятности.

Тяжелая умственная отсталость – не приговор и при правильно проводимых коррекционных мероприятиях можно достичь многого. Хочу пожелать упорства и терпения родным и близким, знакомым и незнакомым людям, которые так или иначе участвуют в судьбе детей и взрослых с нарушением интеллектуального развития.Даже если имеется глубокая или тяжелая умственная отсталость, не стоит отчаиваться. Помогая, отдавая частичку себя другим, мы становимся богаче внутренне и духовно, мы становимся ЛЮДЬМИ.

Умственная отсталость: лечение

Умственная отсталость сама по себе неизлечима, но ей нередко сопутствуют расстройства, поддающиеся лечению при ранней диагностике. Хотя в большинстве случаев умственной отсталости поведенческие и эмоциональные расстройства отсутствуют, их частота у умственно отсталых значительно выше, чем у детей с нормальным интеллектом. Эти расстройства нередко делают необходимым помещение умственно отсталого ребенка в специализированное учреждение для постоянного пребывания, сужают возможности трудоустройства и социальной адаптации.

Диагностика некоторых поведенческих и эмоциональные расстройств при выраженной умственной отсталости затруднена из-за ограниченных возможностей больных к пониманию, общению, интерпретации и обобщению. Некоторые расстройства умственная отсталость маскирует. Например, диагностировать СГДВ при умеренной и тяжелой умственной отсталости удается только в случаях его яркой выраженности. Весьма трудно понять характер расстройств мышления при аутизме . Наконец, некоторые поведенческие расстройства (самостимулирующее, самоповреждающее и стереотипное поведение) свойственны только умственной отсталости.

Большинство психических расстройств имеет в своей основе биологические причины и поддается медикаментозному лечению, однако поведенческие расстройства нередко возникают вследствие несоответствия возможностей ребенка требованиям ситуации, сопутствующих органических нарушений и/или тяжелой обстановки в семье. Иногда отклонения поведения представляют собой попытки ребенка общаться, добиваться внимания, избежать неудовлетворенности. В оценке поведения следует исходить из того, насколько оно соответствует умственному, а не хронологическому возрасту ребенка. В некоторых случаях улучшить поведение помогает изменение обстановки, например создание для него более подходящих условий учебы. В определенных ситуациях полезны поведенческая терапия или психотропные лекарственные средства.

На основные симптомы умственной отсталости медикаментозное лечение не влияет. Ни один лекарственный препарат не способен повысить интеллект, но медикаментозное лечение бывает полезно при сопутствующих поведенческих и эмоциональных нарушениях. Обычно применяют препараты, направленные против того или иного симптомокомплекса — СГДВ , самоповреждающего поведения , агрессивности , тревоги , депрессии . Прежде чем назначать психотропный препарат на длительное время, следует провести пробный короткий курс. Даже если он эффективен, следует не реже 1 раза в год оценивать целесообразность продолжения его применения.

Поддержка и лечение. Каждому умственно отсталому ребенку необходим постоянно наблюдающий педиатр, способный ответить на все интересующие родителей вопросы, помочь им координировать усилия, обсудить с ними их опасения. В задачи педиатра входит предотвращение умственной отсталости, ранняя диагностика ее и сопутствующих расстройств, координация усилий специалистов, первичная медицинская помощь, поддержка родителей ребенка. Эти задачи решаются путем лечения соматических расстройств, обучения, мер, направленных на социализацию, организации досуга, лечения поведенческих и других сопутствующих расстройств, поддержки родителей и других членов семьи.

Первичная медицинская помощь. Первичная помощь умственно отсталому ребенку включает:

1) помощь, которую получают все дети того же возраста;

2) профилактические рекомендации, необходимые в тех или иных ситуациях (в отношении питания, опорожнения кишечника, организации школьного обучения, предупреждения несчастных случаев, полового воспитания);

3) аспекты, связанные с умственной отсталостью и ее причиной (например, наблюдение за целостью зубов при скрежетании ими во сне , исследование функции щитовидной железы при синдромe Дауна , проверка зрения и слуха во всех случаях).

Американская академия педиатрии опубликовала серию рекомендаций по ведению больных рядом наследственных заболеваний, которые сопровождаются умственной отсталостью ( синдром Дауна , синдром ломкой Х-хромосомы , синдром Вильямса ). Цели и планы могут быть скорректированы, для чего иногда нужна дополнительная информация. Дополнительные исследования могут потребоваться и для уточнения причин умственной огсталости. Психологическое тестирование и оценку результатов обучения проводят периодически.

Междисциплинарное ведение. В задачи педиатра входит организация консультаций специалистов и координация их усилий при лечении. В числе этих специалистов психолог, логопед, физиотерапевт, специалист по трудотерапии, аудиолог, специалист по питанию, патронажная сестра, социальный работник, врачи узких специальностей — невролог, генетик, психиатр, иногда хирурги разного профиля. Не менее важно поддерживать контакт со специалистами по реабилитации в раннем возрасте и школьными учителями. Планирование и направление усилий семьи с учетом личностных особенностей ее членов и принадлежности к определенному культурному укладу — неотъемлемая часть ведения peбенка с умественной отсталостью. Больных старшего возраста привлекают, насколько возможно, к планированию этих усилий и принятию решений.

Другие статьи

  • Развитие теории воспитания детей раннего возраста Организация физического воспитания детей раннего возраста на основе развития функции равновесия тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.04, кандидат педагогических наук Уханева, Екатерина Вячеславовна Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Уханева, […]
  • Упражнения для развития гибкости детей дошкольного возраста Для дошкольников Главная Школа Развитие гибкости у детей дошкольного возраста Средства и методы развития гибкости у детеи? дошкольного возраста Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста. Все упражнения на гибкость можно разделить на две […]
  • Симптомы хронического гепатита с у детей Хронические гепатиты у детей Что такое Хронические гепатиты у детей - Хронический гепатит у детей – хроническое диффузное воспалительное поражение печени, которое длится минимум пол года. В основном это заболевание наблюдают у подростков и молодых людей до 20 лет. Но […]
  • Максимальное развитие умственных способностей ребенка Авторская программа "Развитие интеллектуальных способностей ребенка" (3–4-е классы) Пояснительная записка В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические […]
  • Школа развития детей в перми Школа развития детей в перми Тел.: 8 (342) 277 22 65, 8 912 486 30 55. Наш адрес: Пермь, ул. Сов. Армии, д. 37; Доп. офисы в Перми Схема проезда. Раннее развитие - Комплекс-курс раннего развития " ЛАДУШКА " (детям 9 мес. - 2 лет); - Комплекс-курс […]
  • Как часто стул у 7 месячного ребенка Частый стул у ребенка: нормально ли это? Частый стул у ребенка – болезнь или нормальное состояние? В зависимости от множества факторов, частая дефекация может быть как нормой, так и патологией. Как часто должен быть стул у ребенка? Примечательно, что мнения […]