Синдром дауна воспитание детей

Дети с синдромом Дауна: развитие и воспитание

Диагноз «болезнь Дауна» врачи обычно ставят очень рано, чаще еще в родильном доме — слишком типичны и очевидны внешние признаки этой болезни. Дети с болезнью (синдромом) Дауна похожи, их внешний облик однотипен:

  • уменьшенный в объеме череп, часто несколько скошенный сзади,
  • косое расположение далеко отстоящих друг от друга глаз, надбровных дуг,
  • деформированное строение ушной раковины,
  • запавшая переносица,
  • маленький «пуговкой» нос,
  • полуоткрытый маленький рот,
  • пятнистый румянец на щеках.

Болезнь Дауна встречается сравнительно редко. Причины, вызывающие изменения в хромосомном механизме наследственности, пока еще полностью не выяснены. Полагают, что чаще всего эти изменения вызваны различными расстройствами здоровья во время беременности: воспалительными заболеваниями, отравлениями и т. п. Выше среднего процент заболевания у детей, рожденных от пожилых или сильно различающихся по возрасту родителей.

Можно ли вылечить эту болезнь? Как развивать и воспитывать таких детей?

Особенности физического развития

Физическое развитие детей с синдромом Дауна нарушено: отмечается отставание в росте, диспластичность телосложения, короткие пальцы рук и ног. Мышечный тонус понижен; это приводит к чрезмерной гибкости суставов.

Движения детей часто неловкие, неуклюжие, походка неустойчивая. Детям свойственно беспокойство, повышенное стремление к движениям, — так называемое психо-моторное возбуждение. Однако встречаются и дети не темпераментные, а заторможенные. По характеру дети мягки, ласковы, добродушны, охотно вступают в контакт, приветливы.

Особенности умственного развития

Болезнь заметно сказывается на умственных способностях. Память снижена, внимание неустойчиво, значительно ослаблена познавательная деятельность; дети долго не понимают назначения предметов окружающей обстановки, не осваивают действий с ними.

Заметно и отставание в развитии речи: часто дети дауны начинают говорить лишь после 3— 4 лет, говорят неясно, нечетко, с различными дефектами, не всегда понимают обращенную к ним речь.

Обучение и воспитание

Детям с болезнью Дауна оказывается медицинская помощь . Лекарственная терапия назначается очень рано, сразу после рождения ребенка. В результате лечения несколько убыстряется темп развития детей: они начинают раньше стоять, ходить, говорить. Лекарства регулярно применяются и позже. Однако коренного улучшения пока добиться не удается.

Где бессильна медицина, на помощь приходит специальная педагогика . Но заметного успеха в обучении и развитии детей с синдромом Дауна можно ожидать лишь в случае, если своевременно (то есть возможно раньше) обращается внимание и на общее лечение и на правильное воспитание. При правильно организованной повседневной воспитательной работе дети дауны все же продвигаются в своем развитии и приспосабливаются в дальнейшем к элементарным видам трудовой деятельности.

Подробную консультацию по работе с такими детьми родители могут получить у дефектолога — специалиста по олигофренопедагогике; мы укажем лишь основные моменты этой работы:

  1. Очень важно развитие сенсорных навыков: фиксации взора, направленности слухового внимания и т. п.
  2. Так как ведущая форма деятельности дошкольника— игра, все занятия проводятся в игровой форме — так, чтобы ребенку было интересно.
  3. Очень важно научить ребенка правильно использовать игрушку, нужный предмет, — так будут формироваться элементарные двигательные навыки и умения, будут уточняться пространственные и временные представления.
  4. В виде игры проводятся и занятия по развитию навыков самообслуживания и гигиены: ребенка учат одеваться, умываться, стелить постель, воспитывают привычку к чистоте, навык опрятной еды.
  5. Очень важно использовать присущее таким детям стремление подражать другим.
  6. Поведение близких ребенку взрослых должно быть всегда спокойным, ровным, без всякой нервозности и подчеркнутых проявлений жалости. Вокруг него не должно быть атмосферы несчастья.
  7. И разумеется, абсолютно недопустимы случаи, когда над ребенком смеются, дразнят его и т. п.

Чаще всего целиком и полностью забота о воспитании таких детей ложится на плечи родителей. Занятия с ними требуют большого упорства, терпения, настойчивости, регулярности, — но такая работа не бесперспективна — ребенок с синдромом Дауна может значительно продвинуться в своем развитии.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Социально-реабилитационный центр«.

Воспитание ребенка с синдромом Дауна

Принципы воспитания едины для всех детей и основаны на проявлении любви и заботы о ребенке. Однако механизмы их реализации для детей с синдромом Дауна отличаются от общепринятых. Об особенностях воспитания таких малышей рассказывает социальный педагог центра «Здоровье» Людмила Политова.

Для детей с синдромом Дауна существуют особые нормы развития, и ориентироваться нужно именно на них, а не на общепринятые закономерности детского развития. Такому ребенку потребуется больше времени на освоение определенных умений и навыков, но главное, что он тоже развивается!
Успешное воспитание ребенка с синдромом Дауна во многом зависит от информированности родителей о возможностях малыша и правильного применения этих знаний.

Помимо физиологических ограничений по медицинским показаниям, необходимо учитывать и уровень интеллектуального развития. Дети с синдромом Дауна хорошо овладевают механической памятью, у них развита подражательная деятельность. Поэтому, чтобы объяснить и донести нужную мысль до своего ребенка, родителю нужно наглядно демонстрировать необходимую модель поведения и последовательность действий. Особенность механической памяти заключаются в том, что для заучивания нужны многократные повторения одного и того же материала.

Еще одной отличительной особенностью детей с синдромом Дауна является их необычайная доброта и ласковость. Как и любой человек, эти дети подвержены изменениям в настроении. Но из-за неразвитости речи они не всегда могут об этом сказать в общепринятой форме, поэтому выражают свои негативные эмоции в истерике. В данной ситуации родителям нужно понять, каким образом поведение, демонстрируемое ребенком, помогает ему удовлетворить свои потребности. Затем нужно продумать и предложить другой способ достижения цели, используя метод позитивного закрепления желательных поведенческих реакций.

Наблюдательность необходима всем родителям для правильного выстраивания процесса воспитания ребенка, а для родителей детей с синдромом Дауна – это один из основных способов получения информации о своем ребенке, помогающий предугадывать его желания и потребности.

Говоря о воспитании, невозможно не затронуть тему наказаний. Нужно не только положительно подкреплять хорошее поведение, но и негативно фиксировать плохое. Детям с синдромом Дауна доступны элементарные переживания и эмоции, поэтому в виде наказания достаточно лишить ребенка каких-то уже выученных им поощрений. Главное – соблюдать последовательность действий и временной промежуток. Если вы решаете, что поступок требует наказания, то оно должно следовать непосредственно за проступком, а не спустя время, так как ребенок не может долго удерживать информацию в памяти.

Воспитывая ребенка с синдромом Дауна в семье, где уже есть другие дети, не забывайте, что все они нуждаются в родительской любви и заботе. Необходимость уделять больше внимания одному особенному ребенку не означает то, что вы должны лишить его других домочадцев. Внимание может быть меньшим только по количеству, а не по качеству. Большой помощью для родителя будет поддержка супруга (супруги) и других близких ему людей. Если так случилось, что помощи вам просить не у кого, обязательно свяжитесь со специализированными группами поддержки родителей детей с синдромом Дауна. И пусть воспитание особенного ребенка будет наполнено для вас радостными переживаниями и открытиями, а не родительским самобичеванием.

Синдром дауна воспитание детей

Для этого отрывка видео нет.

Извините, при загрузке видео произошла ошибка.

  • Воспитание ребенка с синдромом Дауна: нелегкий, но вознаграждающий труд
  • Пробудитесь! 2011

Воспитание ребенка с синдромом Дауна: нелегкий, но вознаграждающий труд

«Очень сожалею, но должен вам сообщить, что у вашего ребенка синдром Дауна»,— сказал врач. Эта ужасная новость навсегда и бесповоротно изменила жизнь родителей малышки. Виктор, ее отец, вспоминает: «Казалось, это был кошмарный сон, и хотелось скорее проснуться».

ОДНАКО воспитание ребенка с синдромом Дауна имеет и свои положительные стороны. В книге «Считайте нас своими. Взрослеть с синдромом Дауна» приводятся высказывания двух матерей, Эмили и Барбары, которые воспитывают таких детей. Они говорят, что их «захлестывает череда противоречивых чувств — это и окрыляющая радость от достигнутого и, наоборот, гнетущее разочарование; горькое отчаяние, накатывающее ежедневно, и восторг от успехов» (Count Us In—Growing Up With Down Syndrome).

Что такое синдром Дауна? Если сказать просто, это пожизненная генетическая аномалия. По статистике, примерно 1 ребенок из 700 появляется на свет с синдромом Дауна*. У этих детей в разной степени ослаблена способность говорить, учиться и снижена двигательная активность. У одних эти особенности выражены незначительно, у других сильно. Такие дети отстают в умственном и эмоциональном развитии, а также медленно адаптируются к общественной жизни.

В какой степени это нарушение сказывается на обучаемости ребенка? Один из авторов книги «Взрослеть с синдромом Дауна» — Джейсон, имеющий хромосомное нарушение, объясняет: «Я не считаю этот синдром недостатком. Неспособность учиться заключается лишь в том, что вы учитесь медленно. Но ведь это не так уж и плохо». Каждый из этих детей индивидуален и обладает своими талантами и способностями. Некоторые из них достаточно способны к обучению, что помогает им стать полноценными членами общества и вести насыщенную, удовлетворяющую жизнь.

Невозможно предотвратить появление такой генетической аномалии — как в период беременности, так и до нее. И, хотя никого нельзя винить в том, что ребенок родился с хромосомным нарушением, известие об этом всегда вызывает у родителей шок. Что они могут сделать, чтобы помочь своему ребенку, а также самим себе в его воспитании?

Приспособиться к новым обстоятельствам

Родителям нелегко смириться с тем, что у их ребенка синдром Дауна. Лиза вспоминает: «Слова педиатра прозвучали для нас, как гром среди ясного неба. Мы с супругом зарыдали. Не знаю, о ком я тогда плакала больше: о Жасмин или о нас с мужем. Отчасти обо всех нас! Я не выпускала из рук свою малютку и все повторяла, что буду любить ее всегда, несмотря ни на что».

Виктор делится: «В голове возник целый рой мыслей, нахлынуло чувство паники и боязнь того, что скажут другие. Мы думали, что навсегда утратили возможность жить как все и теперь будем изгоями в обществе. Честно сказать, такие эгоистичные мысли появлялись у нас от страха перед неизвестностью».

Подобные чувства и неопределенность могут сопровождать вас долгое время, а могут накатывать лишь временами. Элена рассказывает: «Я часто рыдала из-за состояния Сусаны. Однажды моя четырехлетняя малышка успокоила меня: „Мамочка, не плачь. Ведь ничего не случилось“. Наверняка она не понимала причину моего горя, но для себя я решила больше не давать волю отрицательным мыслям и не впадать в отчаяние. С тех пор я делаю все возможное, чтобы помочь дочурке как можно успешнее развиваться».

Как помочь своему ребенку?

В чем залог успеха в воспитании этих детей? «Все начинается с любви и зависит от нее»,— объясняют специалисты из организации помощи людям с синдромом Дауна. «Они такие же люди, как и все мы,— говорит профессор Сью Бакли.— Их развитие, равно как и развитие других людей. зависит от качества воспитания, получаемого ими образования и развиваемых социальных навыков».

За последние 30 лет методы обучения детей с хромосомным нарушением во многом усовершенствовались. Психологи советуют родителям играть с детьми, вовлекать их во все семейные мероприятия и как можно раньше заниматься с ними по специальным обучающим методикам, содействующим развитию их способностей. Такие занятия следует проводить по возможности сразу после рождения ребенка, и они должны включать в себя физиотерапевтические процедуры, занятия по формированию речевых навыков, проявление особого внимания к ребенку и оказание эмоциональной поддержки ему самому, а также членам его семьи. «Сусана всегда была вместе с нами,— делится ее отец, Гонсало.— Без ее участия не проходило ни одно событие в нашей семье. Мы одинаково обращались и с ней, и с ее младшими братом и сестрой, а также всех их исправляли, учитывая, конечно же, ограниченные возможности Сусаны».

Смотрите так же:  Управление стрессами и конфликтами в организациях презентация

Дети с лишней хромосомой, как правило, развиваются медленно. Например, они могут начать произносить отдельные слова лишь в два или три года. Не в состоянии рассказать о своих чувствах и потребностях, эти дети обычно всем своим видом или криком показывают, довольны они или что-то не так. И все же родители должны учить их некоторым навыкам невербального общения, используя простые жесты, мимику и наглядные пособия. Тогда ребенок сможет показать такие слова, как «пить», «еще», «хватит», «кушать», «спать». Лиза делится: «Всей нашей семьей мы помогали Жасмин осваивать по два-три жеста в неделю. Такое обучение проходило в виде игры и постоянных повторений».

С каждым годом все больше этих «особых» детей учатся в обычных школах, на равных общаясь со своими друзьями, а также с родными братьями и сестрами. И, хотя обучение в школе дается им с трудом, общение со своими сверстниками в какой-то мере помогает некоторым из них стать более самостоятельными и положительно сказывается на их умственном развитии и умении общаться.

Поскольку дети с синдромом Дауна отстают в развитии, разница между ними и «обычными» детьми, их сверстниками, становится особенно заметной с годами. И все же, по мнению некоторых специалистов, лучше, чтобы такие дети получали среднее образование в обычной школе, при обоюдном согласии родителей и учителей и при условии, если с ребенком будут проводиться дополнительные индивидуальные занятия. Вот что рассказывает Франсиско, отец Йоланды: «Трудно переоценить пользу, которую принесло дочери обучение в обычной школе: она научилась общению. Как только она пошла в школу, то сразу же подружилась с ребятами, и те научились с ней хорошо ладить и всегда звали с собой играть».

Радость и удовлетворение, превосходящие любые жертвы

Воспитание ребенка с особенностями развития — дело не простое, оно требует самоотдачи, времени и усилий. При этом важно проявлять терпение и быть реалистичным в своих ожиданиях. «Забота об Ане включает многое,— делится ее мама Соледад.— Нужно быть и терпеливой матерью, и няней, и физиотерапевтом, и умелой домохозяйкой».

Однако, как было замечено, многие семьи, воспитывающие детей с хромосомной аномалией, становятся более сплоченными и дружными. Родные братья и сестры «особых» детей более сострадательны, заботливы и чутки. Антонио и Мария рассказывают: «Старшая дочка Марта — наша первая помощница в воспитании Сары [у которой синдром Дауна], она с удовольствием заботится о ней. Это вдохновило Марту помогать и другим детям с таким же синдромом».

Роса, у старшей сестры которой синдром Дауна, говорит: «Я чувствую себя счастливой и очень любимой — именно благодаря Сусане. Я очень обязана ей тем, что стала более сочувствующей людям, страдающим различными недугами». А вот слова Элены, мамы Сусаны: «Она всегда отзывается на доброту и не скупится на проявление любви. Она щедро одаривает ею всех, кто любит ее».

Эмили и Барбара — две матери, о которых упоминалось вначале,— убедились, что «у людей с хромосомной аномалией процесс обучения и развития продолжается всю жизнь, на протяжении которой они не перестают овладевать новыми навыками и умениями». Вот какой простой совет Йоланда дает родителям, воспитывающим ребенка с синдромом Дауна: «Сильно любите своего ребенка. Заботьтесь о нем так же, как мои родители обо мне. А еще не забывайте о терпении».

[Сноска]

Назван в честь английского врача Джона Лэнгдона Дауна, который в 1866 году открыл и подробно описал этот синдром. В 1959 году французский генетик Жером Лежен обнаружил, что дети с синдромом Дауна рождаются с одной лишней хромосомой. Поэтому общее количество хромосом у них в каждой клетке — 47, вместо обычного набора из 46 хромосом. Позднее ученые обнаружили, что эта лишняя хромосома является копией одной из хромосом в 21-й паре.

[Рамка/Иллюстрации, страницы 20, 21]

Радуются ли жизни те, у кого синдром Дауна?

Вот что они рассказывают.

«Работа в мастерской нашего учебного центра мне очень нравится, я чувствую себя нужным» (Мануэль, 39 лет).

«Я так люблю кушать приготовленную мамой паэлью и вместе с папой ходить в проповедь» (Самуэль, 35 лет).

«Я очень хочу учиться, поэтому мне нравится ходить в школу. Учителя меня очень любят» (Сара, 14 лет).

«Главное, не унывайте, хорошо себя ведите, играйте с другими детьми. Постепенно вы научитесь всему» (Йоланда, 30 лет).

«Я очень люблю читать, слушать музыку и общаться с друзьями» (Сусана, 33 года).

«Я хочу быть взрослой. Хочу, чтобы у меня была своя жизнь» (Жасмин, 7 лет).

[Рамка/Иллюстрация, страница 22]

Методы развития речевого общения

Вот несколько советов, как общаться с теми, у кого синдром Дауна:

● Находитесь с ними на одном уровне, лицом к лицу, чтобы они без труда могли установить с вами зрительный контакт.

● Говорите простыми, короткими предложениями.

● Стремитесь сделать информацию зримой, сопровождайте свои слова артикуляцией, жестами или знаками.

● Делайте паузу, чтобы они могли обдумать сказанное вами и дать ответ.

● Внимательно слушайте и просите их повторить услышанное.

Особенности воспитания детей с синдромом Дауна

Воспитание детей с особенностями развития, как процесс постоянного и направленного воздействия, должно обязательно включать в себя восстановление психологического и социального статуса ребенка, достижение им определенной социальной адаптации. Насколько легко в современном обществе проходит воспитание детей в семье? С какими трудностями приходится сталкиваться родителям, имеющим ребенка с синдромом Дауна?

Воспитание детей с синдромом Дауна: как помочь развитию ребенка?

Для начала необходимо ответить, что же это за синдром и у кого он может встретиться? Синдром Дауна — это набор признаков, обусловленных наличием лишней 47-ой хромосомы или ее фрагментов, полученной от одного из родителей при зачатии. Встречается данная аномалия у одного ребенка из 700-1000 и подвержены ей в равной степени дети обоих полов. Рождение такого малыша не зависит ни от здоровья родителей, ни от отсутствия вредных привычек, ни от социального статуса, ни от наследственных факторов. Есть мнение, что риск появления такого малыша возрастает при позднем зачатии (женщины после 35 лет и мужчины после 40 лет), но беременность и в более раннем возрасте тоже не дает стопроцентной гарантии рождения абсолютно здорового малыша.

Чтобы ответить на вопрос, как правильно организовать воспитание детей в семье, имеющей ребенка с синдромом Дауна и как помочь ему в адаптации, необходимо знать какие аномалии развития сопутствуют данному синдрому. Выделяют такие основные признаки:

  • Умственная отсталость, различной степени тяжести, требующая особого подхода в вопросах воспитания детей;
  • Наличие гипотонуса приводит к тому, что такие дети позже других начинают держать голову, садиться, вставать на ноги;
  • Низкий рост;
  • Специфические черты лица (широко посаженные раскосые глаза, плоская переносица, маленькие уши);
  • Своеобразное строение рта (высокое небо, широкий и неповоротливый язык, мелкие зубы), затрудняющее артикуляцию;
  • Разные врожденные дефекты развития и сопутствующие им заболевания (проблемы с сердцем, слухом, щитовидной железой, желудочно-кишечным трактом).

Весь этот комплекс отклонений затрудняет развитие ребенка, но отнюдь не делает его абсолютно недееспособным. Родители, подошедшие к вопросу воспитания детей очень серьезно, добиваются значительных результатов по интеграции своего «особенного ребенка» в социуме.

Особенности воспитания детей с синдромом Дауна в раннем возрасте

Детям с синдромом Дауна в раннем возрасте особенно важна семья, которая оказывает всестороннюю поддержку и обеспечивает процесс познания окружающей действительности, приобщения к навыкам работы и культурным ценностям. Очень важно, чтобы воспитание детей происходило в атмосфере любви и доброжелательности, уважительного отношения к ребенку, что позволит ему сформировать достойное видение себя в социуме.

Конечно, имеются определенные особенности воспитания детей с «ограниченными возможностями», к ним относят максимально широкое привлечение специалистов. Могут оказать положительное влияние на состояние ребенка занятия с дефектологами, логопедами, психологами. Необходимо заручиться также поддержкой педиатров, терапевтов, кардиологов и других более узких специалистов, их помощь крайне важна в коррекции проблем развития ребенка.

Стоит наладить общение с другими родителями, которые имеют детей с таким же синдромом. Это прекрасная возможность перенять особенности воспитания детей и поделиться уникальным родительским опытом. Личные контакты, телефон или Интернет сделают возможным доступ к накопленному опыту других семей, а также смогут обеспечить моральную поддержку и взаимопонимание, которую не часто встретишь в современном обществе.

Очень полезно детям с синдромом Дауна бывать в коллективе сверстников. Ориентируясь на комфорт ребенка, это может быть как специализированное учреждение, так и обычный детский сад. Главным условием социализации должно быть отсутствие у ребенка стремления «закрыться»от общения.

Родителям же необходимо освободиться от чувства вины, ведь в рождении такого ребенка никто не виноват. А все усилия стоит направить на восстановление собственных сил, воспитание детей и раскрытие их потенциала.

Воспитание детей в семье: раскрываем потенциал «солнечных деток»

Говоря о потенциале детей с синдромом Дауна, необходимо помнить, что у них гораздо больше общего с обычными детьми, чем можно было бы подумать. Такие дети могут иметь друзей, помогать по хозяйству, кататься на велосипеде, сочувствовать и сопереживать. Они очень добры, открыты и бесхитростны, но стоит отметить, что этому способствует воспитание детей в семье, а не в интернатах, где невозможно воссоздать такую же динамику развития, полноценно научить выражать мысли и эмоциий.

Стоит помнить, что они вполне обучаемы, если в процессе учитывать некоторые особенности воспитания детей с таким диагнозом. Дети способны получить среднее образование и обучаться в специализированных учебных заведениях, и даже в обычных детских садах и школах. В некоторых случаях взрослые с синдромом Дауна живут отдельно от родителей, имеют работу, водят автомобиль. Они могут заниматься некоторыми видами спорта, принимать участие в соревнованиях и даже побеждать в них. Многие пишут картины, занимаются керамикой, могут играть в театре и кино.

Необходимо помнить, что сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учитом этих факторов. Стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.

Существует мнение, что дети с синдромом Дауна агрессивны, опасны и неуправляемы, на самом же деле это не агрессия, а реакция на непонимание и желание быть услышанными. У них нет стремления к мести, они абсолютно не злопамятны, не умеют хитрить и обманывать. Общение с такими детьми делает человека лучше, меняет его взгляды на мир и свой характер.

Как воспитывать ребенка с синдромом Дауна

Когда родится в семье ребенок — это большая радость для родителей, а также родственников. Ребенок не всегда отвечает тому, как папа и мама его представляли. Может даже быть врожденная болезнь, которая приводит родных в некоторое замешательство. Каким бы ребенок не был — здоровым, больным, не зависимо от его характера и внешнего вида, для родителей есть один путь — нужно закатать рукава и приниматься за работу по развитию и воспитания своего чада. Так и в случае с синдромом Дауна — нужно отбросить отчаяние, которое будет в любом случае терзать человека, и принять естественную любовь к частичке себя, и эта любовь подарит маме радость материнства, папе — настойчивость в стремлении воспитать сына или дочь счастливыми. Нужно учесть, что генетические особенности болезнью считаются условно, жизнь человека с хромосомными отклонения сильно зависит от желания работать и от приложенный к воспитанию усилий.

Дети с синдромом Дауна отстают в психологическом развитии, у них несколько замедленная моторика, они позже начинают говорить, а если и говорят, то не настолько четко и логически, как этого хотелось бы. Могут быть проблемы и в понимании, если к ним обращаются. Словарный запас также пополняется медленнее. Эта и другая информация использовалась в прошлом в основном для того, чтобы поместить таких ребятишек в специальные учреждения, где их часто считали не просто умственно отсталыми, а психически больными. Такое отношение приводило к тому, что даже во взрослом возрасте подобные люди не могли себя реализовать, если даже они себя вполне адекватно вели, логически мыслили, освоили многие речевые и поведенческие навыки.

Смотрите так же:  Истерия спб озерки

Воспитание детей с синдромом Дауна в современном подходе основывается том факте, что дети, кроме недостатков, имеют свои преимущества. Они хорошо подражают другим, усидчивы, старательны. Отставание от сверстников в психологическом, эмоциональном и физическом развитии может быть совершенно разной, да и эти особенности сильно зависят от самого отношения к ребенку. Да, у ребенка есть проблемы. Но ведь проблемы можно и нужно решать, причем в случае с синдромом Дауна — безотлагательно. Настойчивый труд над воспитанием ребенка приведет к тому, что он сам начнет работать на своим развитием, захочет учиться. Первые успехи приведут к эмоциональному желанию повторить ощущения успешности, что заставит ребенка действовать самостоятельно. Многое в жизни зависит от внутренней уверенности. Если вселить веру в лучшее будущее, надежду на возможность полноценно жить, вселить любовь к людям, которые, возможно будут часто относиться с непониманием, эти чувства будут топливом, которое будет помогать ребенку развиваться и самостоятельно жить во взрослой жизни.

Дети очень добры, они хотят общаться, доверчивы. Мышление может быть замедленным, внимание рассеянным, механическая память (непроизвольное запоминание) преобладает над смысловой (осмысленное запоминание). Они привязаны к близким людям, очень любят своих родителей, братьев, сестер. Конечно, как и в всех нормальных людей, у них может проявиться характер, например могут в некоторых случаях проявлять упрямство, выражать свои негативные эмоции. Но им нужно дать ощутить себя полноценным членом семьи и общества — общаться на равных, часто не обращать внимание на их болезнь, давать ответственные задания и вообще прививать ответственность.

Короткие правила воспитания ребенка с синдромом Дауна:

  1. Нельзя боятся, ведь синдром — это особенность, которая просто сильнее проявляется, чем другие хромосомные особенности, которые есть во всех детях.
  2. Не находите в своем сердце места отчаянию, будущее всегда будет лучшим, если начинать работать над воспитанием ребенка уже сегодня.
  3. Определите, что нужно для полноценного существования ребенка и начинайте обустраивать жизнь не с завтрашнего дня, а просто с момента, когда вы читаете эти строки.

Ребенка с синдромом Дауна воспитывающие не должны слишком настойчиво водить по разным специалистам психологической направленности (например, к психоневрологу, психологу, педагогам, которые работают с детьми с генетическими болезнями). Но родителям нужна лишь консультация, поскольку работать с детьми с синдромом можно с такой же методикой, как и с обычными детьми, но с многократно большими усилиями.

Существуют специальные методики, которые помогают развиваться больным детям, их нужно знать и изучать, но применять осторожно, так как при воспитании не нужно относится к ребятам как к умственно отсталым (даже если они и отстают в развитии). Малышам нужно постоянно говорить, что нужно работать и они смогут жить обычной жизнью, а подросткам нужно говорить, что приложенные усилия помогут стать им в жизни самостоятельными, успешными и независимыми людьми.

Физические особенности

Чтобы ребенок был крепким и здоровым, нужно его как можно дольше держать на грудном вскармливании, ведь материнское молоко — лучшее средство для повышения иммунитета. Простуда, либо воспалительный процесс на грудном кормлении проходят в более легкой форме — благодаря материнскому молоку осуществляется профилактика болезней, а также молоко помогает эффективно лечить ребенка.

Молоко матери регулирует микрофлору человека, что приводит к улучшению пищеварения, осуществляет профилактику кишечных инфекций, послабляющий эффект от грудного молока не дает развиться запорам, от которых могут страдать малыши.

Дети нуждаются в медицинской помощи, так как у них могут быть врожденные болезни — например порок сердца, при котором нужно будет сделать операцию. Пороком сердца страдают около трети детей с синдромом, видимые симптомы этого заболевания — ослабленность, одышка. Поэтому малышу нужно пребывать в хорошо проветриваемом помещении, как можно чаще гулять на улице, особенно в хорошую погоду.

Если у малыша порок сердца, материнское молоко может значительно помочь его переносить — ведь оно лучше усваиваться, в его составе меньше солей, чем в грудной смеси (но это не заменяет операцию, если она необходима). Грудное молоко имеет в составе вещества, которые помогают мозгу развиваться, таким образом может сокращаться разрыв в умственном развитии. Хоть у детей с синдромом слабо развит сосательный рефлекс, все же молоко из груди они пьют значительно лучше, чем из бутылочки с помощью соски. Такому кормлению помогает материнское тепло, ласка и постоянное внимание и помощь самого родного человека в мире.

Слух очень важен в обучении, а у деток с генетическим заболеванием проблемы со слуховым аппаратом бывают часто. Если ребенок плохо слышит, это будет препятствовать его психологическому развитию, и точно скажется на речи — на времени, когда он заговорит и на том, как он будет говорить. Если даже с ушами все в порядке, из-за ослабленного иммунитета возможны воспалительные процессы, и слух может нарушатся незаметно и неожиданно. Важно регулярно посещать отоларинолога (ЛОРа), особенно после острых респираторных заболеваний, также после длительного переохлаждения.

Большинство информации человек получает благодаря зрению. У детей могут быть проблемы с глазами — возможно помутнение кристалика (ухудшает зрение), повышение внутриглазного давления (возможно развитие глаукомы, которая может привести к потере зрения), также наблюдается склонность к воспалениям глаз.

У ребенка также может наблюдаться много других болезней — проблемы с пищеварением, мочеполовыми органами, щитовидной железой, возможен рак крови (лейкоз), склонность к инфекционным болезням, возможны регулярные или эпизодические случаи остановки дыхания во сне (апное, может привести к временному кислородному голоданию организма). Во время обучения нужно выяснить, нет ли эпилепсии или эписиндрома (симптомы похожие на эпилептические, наблюдаются у 10 процентах детей с синдромом), психологических расстройств, связанных с увеличением какого-то из видов физических или эмоциональных нагрузок.

Дети проявляют несколько меньшую активность, нежели их сверстники. Но они должны становится самостоятельными, и к этому их нужно приучать, начинать нужно с навыков самообслуживания. Эти навыки можно воплощать как на практике, так и обучаться самостоятельности с помощью ролевых игр, где ребенок должен выполнять определенное задание.

У детей развита подражательность. Они с радостью повторяют все, что делают окружающие. Поэтому важно, чтобы ребенок развивался в среде обычных детей. Если есть родные братья и сестры, они могут с ним заниматься, играться, гулять. Если же нет — компанию могут составить родители, бабушка, дедушка. Постоянное внимание и ненавязчивые занятия сделают свое дело — ребенок шаг за шагом будет расти и развиваться, радуя родителей своими успехами.

Дети очень любят музыку и пение. Можно организовать ненавязчивую музыкальную терапию — в несложных игровых занятиях дети могут петь, танцевать, хлопать в ладоши. Под музыку можно делать физические упражнения, играть небольшие театральные сценки.

Для улучшения памяти, речи, слухового восприятия полезно изучать стихи, считалки. Им нужно читать сказки, задавая вопрос, что им понравилось, что они запомнили. Возможно, ответа не будет, или он будет кратким, возможно неправильным. Но даже в случаях, когда дети совсем не говорят, но они думают, и мысленная работа обязательно в будущем воплотится в реальные вещи, ведь развитие речи идет на многих уровнях, самым начальным из которых является именно мышление.

Спортивные игры развивают ребенка не только физически, но и психологически, ведь они учат коммуникабельности, взаимопомощи, игровой азарт придает много сил, позволяет отвлечься от негативных мыслей. Если малыш играет мячом, бегает, прыгает с обычными детьми, которые принимают его в свою команду, он сможет подражать их действиям, способу передвижения и общения, таким образом, в игре будет быстро осваивать навыки, которые нужны в обычной жизни.

Дети лучше информацию воспринимают наглядно. В процессе обучения нужно иллюстрировать действия — или показывать картинки с изображениями, или, что еще лучше, демонстрировать нужное действие самостоятельно, комментируя его — «я ем», «я застегиваю куртку», «я беру в руки газету» и так далее. Если приучится делать это постоянно в домашних условиях, ребенок будет быстро усваивать слова, воспринимать и воспроизводить речь. На людях этого делать не надо, поскольку такое поведение ненормально и не нужно, чтобы ребенок сам постоянно комментировал свои действия.

Ребенку нужно много читать, показывать картинки в книгах. Можно в процессе прочтения текста, например сказки, пробовать рисовать разные предметы, возможно — персонажей сказки. Если читать ребенку вслух книгу с большими буквами, можно их одновременно показывать, ребенок будет запоминать и скорее научится читать самостоятельно.

Нужно с ребенком заниматься, но вовсе не нужно делать ему никаких поблажек в быту — все правила поведения, например аккуратность, труд в быту, самодисциплина, стремление к учебе, старательность в исполнении заданий должны быть обязательными для ребенка. Ведь мы воспитываем не особенного члена общества, а вполне обычного, который должен стать самостоятельным в будущем. Конечно, это трудно понять, но если следовать определенной схеме, по которой занятия проходят постоянно и ежедневно, двигаться в определенном направлении в образовательном и потом в профессиональном русле, не распыляться на мелкие неурядицы, которые обязательно будут возникать, можно добиться серьезного результата в воспитании сильной личности. Самое страшное, что может случится — это впасть в отчаяние, самый лучший вывод, который вы можете сделать — никакие усилия не проходят даром, и чем больше усилий, тем лучше.

Можно вступить в ассоциацию родителей с детьми, страдающими от врожденных заболеваний, в том числе с синдромом Дауна. Там можно поделится своим опытом, перенять опыт других родителей. Также существуют разные организации, помогающие социализироваться детям с синдромом. Желательно даже при наличии хорошей сторонней поддержки не забывать, что главное воспитание проходит внутри семьи. Никакая материальная и психологическая помощь со стороны не заменит материнского тепла и отцовской заботы. Еще одна важная деталь — если в семье есть другие дети, они должны заботится о больном братике или сестричке, это также дополнительное воспитание для них.

Со стороны родителей не должно быть разницы в заботе и тепле между больными и здоровыми детьми — все должны получать одинаковое внимание, одинаковые поощрения, и, в случае необходимости, одинаковые наказания за проступки. Ведь семья — это не только любовь, но и взаимопонимание, взаимовыручка, нравственность, взаимоуважение, равенство мужа и жены и детей между собой. Нельзя действовать в угоду одному члену семьи настолько, чтобы это шло в ущерб другому. Мама, заботясь о больном ребенке, не должна забывать о своих обязанностях о других членах семьи — муже и детях, а это может случится в ситуации, когда ребенок, в силу своей болезни, будет забирать слишком много внимания на себя. Может быть много трудностей, но одно из предназначений семьи в том, чтобы все проблемы преодолевать сообща, вместе думать как воспитывать, как отдыхать, как работать, как развлекаться.

Воспитание ребенка с синдромом Дауна: влияют ли выбранные стратегии преодоления трудностей на состояние здоровья родителей?

В статье анализируются характеристики поведения родителей, которые могут предотвращать возникновение у них психологических и физиологических проблем, связанных со стрессом из-за сложностей детско-родительского взаимодействия.

Воспитание ребенка с синдромом Дауна сопряжено с многими трудностями, которые влияют на детско-родительское взаимодействие. В первую очередь это проблемы с обучением и общением, особенности поведения, сложности самообслуживания. Кроме того, дети с синдромом Дауна часто имеют серьезные проблемы со здоровьем, которые требуют особой заботы и внимания со стороны родителей и могут стать дополнительным источником родительских страхов и переживаний. В результате, с одной стороны, семьям таких детей для того, чтобы справляться с проблемами здоровья, эмоциональными и поведенческими особенностями детей, требуется гораздо больше сил и терпения; с другой стороны, родители сталкиваются с социальными последствиями наличия у их ребенка с синдром Дауна, например, риска стигматизации. Помимо этого, родители могут испытывать болезненное чувство потери воображаемого «нормального» ребенка и переживать процесс принятия того, что их ребенок особенный.

Все это может в буквальном смысле истощить ресурсы семьи. В результате повышается риск появления у родителей психологических проблем, таких как депрессия, тревожность и психосоматические расстройства. Однако некоторые исследования доказывают, что можно успешно преодолеть эти трудности и достичь позитивной социально-психологической адаптации. В таких случаях родители меняют отношение к жизни и понятию инвалидности, действуют согласованно и признают позитивный вклад ребенка в жизнь семьи и общества. Однако все подобные исследования мало говорят о том, как именно позитивная социально-психологическая адаптация влияет на здоровье родителей.

Смотрите так же:  Шизофрения это в психологии

Основная цель представленного исследования – определить общие характеристики поведения родителей, которые могут предотвращать возникновение у них психологических и физиологических проблем, связанных со стрессом из-за сложностей детско-родительского взаимодействия. Гипотеза авторов состоит в том, что родители, которые преимущественно используют адаптивные копинг-стратегии[1] (такие как эмоциональная открытость, поиск возможностей подняться над трудностями ситуации, готовность преодолеть невзгоды), а также регенерирующие стратегии[2], гораздо менее подвержены риску проблем со здоровьем по сравнению с родителями, которые используют дисфункциональные стратегии поведения (отрицание, самообвинение и т. п.).

Кроме того, авторы рассмотрели, как выбор той или иной стратегии поведения связан с умением родителей рефлексировать по поводу своих чувств, сознавать свои эмоциональные потребности и состояние их физического и психического здоровья.

В исследовании приняли активное участие 49 родителей детей с синдромом Дауна, 41 мама и 8 пап. Средний возраст респондентов составил 40,24 года (от 27 до 52 лет). 42 человека (90 %) состояли в браке и жили вместе с биологическим отцом (матерью) их ребенка; один человек жил с другим партнером (2 %); и четверо (8 %) были родителями-одиночками. Респонденты имели достаточно высокий уровень образования. Средний возраст детей с синдромом Дауна составил 7,13 лет (от 3 месяцев до 17 лет). У 24 детей (49 %) помимо синдрома Дауна имелись хронические заболевания, в первую очередь болезни сердца.

Анкеты были составлены так, чтобы выявить несколько показателей, на основании которых можно сделать выводы, отвечающие целям исследования.

1. Состояние здоровья родителей. Оценивались соматические проявления, признаки депрессии и уровень тревоги. При этом выявлялось наличие психологического дистресса, обусловленного физическими проблемами, симптомов клинического депрессивного синдрома (отсутствие интереса к жизни, дисфорический аффект[3], потеря энергии), состояние нервозности, беспокойства и напряжения.

2. Использование дисфункциональных и регенерирующих стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Участники отвечали на вопросы из серии «Что вы обычно делаете, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями?». Было дано несколько вариантов ответа, от «Я виню себя за то, что произошло» до «Я думаю, как не допустить подобного в будущем». Также для определения степени использования регенерирующих стратегий был составлен небольшой опрос (участники отвечали, например, изучают ли они специальные техники расслабления»).

3. Эмоциональные процессы. Шкала оценки эмоциональных процессов была использована для измерения того, насколько родители пытаются понять значение своих чувств. Например, «Я уделяю время тому, чтобы понять, что действительно чувствую» или «Я осознаю, что мои чувства ценны и важны».

4. Посттравматический рост личности[4]. Родители ответили на 36 вопросов, которые касались семи основных аспектов психологического роста: благодарности жизни («Каждый день для меня особенный»), отношений с другими («Я знаю, что в сложное время завишу от других людей»), новых возможностей («Я знаю по опыту, что страшные и трудные события могут принести совершенно неожиданные возможности»), силы личности («Я могу хорошо справляться с трудностями»), духовного роста («У меня есть твердая вера в Бога» или «Я уверенно следую духовному учению»), открытости («Мне нравится слушать мнение других людей, даже если оно противоречит моим убеждениям»), генеративности[5] («Мне нравится делиться опытом с другими, чтобы помочь решению их проблем»).

Анализ данных

Матери детей с синдромом Дауна продемонстрировали более высокий уровень тревоги, чем матери в популяции в среднем. Уровень материнской депрессии и соматических симптомов был не выше, чем в норме. Значения у отцов по всем трем показателям были несколько ниже, чем в норме у взрослых мужчин Германии. Однако по шкале соматизации разница по сравнению с нормой оказалась существенной, что свидетельствует о том, что отцы детей с синдромом Дауна сообщили о меньшем количестве соматических проявлений, чем взрослые мужчины в общей популяции.

Для того чтобы определить, какие предикторы оказывают влияние на четыре показателя здоровья родителей (тревога, депрессия, симптомы соматизации, а также физические жалобы), было проведено несколько иерархических регрессионных анализов[6]. На каждом шаге исследования вводились новые переменные: пол родителей и способ переработки эмоций, регенерирующая стратегия поведения, дисфункциональная стратегия, ценности родителей по шкале посттравматического роста.

Само исследование представляет собой составление сложной системы связей между различными показателями. Суммируя его результаты, особо следует отметить несколько моментов. Так, большая тревога и ярко выраженные соматические проявления оказались связаны с меньшей частотой использования регенерирующих стратегий и меньшим количеством изменений по шкале посттравматического роста. Тенденция родителей использовать дисфункциональные стратегии преодоления трудностей была мощным предиктором тревожности, но при этом не была связана с соматическими симптомами. Также вычисления говорят о том, что большинство симптомов депрессии связано с применением дисфункциональной стратегии преодоления трудностей.

Кроме того, авторы исследования выдвинули гипотезу, что склонность родителей использовать регенерирующие стратегии должна выступать посредником между их готовностью оценивать собственные чувства и психическим здоровьем. Результаты исследований показали значительную связь способа переработки эмоций со всеми тремя показателями психического здоровья (тревога, депрессия, соматические симптомы). Затем авторы оценили, имеет ли регенерирующая стратегия какое-либо значение при прогнозировании у родителей соматических симптомов. Было выявлено, что регенерирующая стратегия влияет на связь между способом переработки эмоций и соматизацией, снижая уровень последней.

Основные выводы

Адаптация родителей к жизненной ситуации зависит от их готовности и способности справиться с чувством потери образа «нормального» ребенка и принять своего ребенка таким, какой он есть. Возможность родителей встретиться со своими истинными чувствами, признать в их числе и отрицательные эмоции – это шанс успешной адаптации. Как следствие, родители могут достичь глубокого понимания собственной сущности и стать более гибкими в выборе подходящих стратегий преодоления трудностей. Они также могут лучше справляться с социальными последствиями, такими как риск стигматизации, со страхом, что с ребенком будут обращаться не так, как с другими, и с заботами о его будущей интеграции. Ссылаясь на это, авторы исследования предположили, что родители, которые открыты и могут анализировать собственные психические процессы, чувства и эмоции, склонны использовать адаптивные регенерирующие стратегии вместо дисфункциональных. Это, в свою очередь, будет иметь положительное влияние на их психологическое и физическое здоровье.

Регрессионный анализ выявил существенную связь между стратегией поведения и физическим благополучием родителей. Другими словами, родители, которые часто используют регенерирующие стратегии преодоления стрессовых ситуаций, испытали положительный опыт посттравматических изменений и способны осознавать собственные чувства и эмоции, а не отрицать их, в меньшей степени страдают от тревожности и соматических симптомов. Кроме того, родители, которые уделяют больше внимания своим чувствам и признают собственные психологические потребности, чаще используют адаптивные регенерирующие стратегии (такие как освоение специальных методов релаксации и составление стратегий обхода стрессовых факторов).

С другой стороны, родители, которые продемонстрировали большее понимание собственных психологических потребностей, не реже используют дисфункциональные стратегии преодоления трудностей, чем родители с более низкой тенденцией к осознанию собственных эмоциональных потребностей и чувств. Эти данные могут указывать на особый характер психологических механизмов, лежащих в основе выбора родителями регенерирующих либо дисфункциональных стратегий преодоления.

Необходимо помнить и о некоторых ограничениях данного исследования. На первый взгляд, напрашивается вывод о том, что родители, которые уделяют особое внимание своим эмоциональным потребностям и размышляют о причинах своих чувств, более вероятно предпочтут адаптивные регенерирующие стратегии поведения, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на их психологическое и психическое здоровье. Однако имеющиеся данные не позволяют с уверенностью утверждать это и даже указывают на обратное. Возможно, дело в том, что родители, страдающие от сильной тревоги и ее соматических проявлений, ограничены в способности оценивать чувства и эмоции и использовать регенерирующие стратегии, такие как освоение методов релаксации. Такие родители, как правило, все больше стремятся избежать оценки своих чувств из-за страха усилить эмоциональный дистресс. В дальнейшем родители с выраженными симптомами тревоги могут воспринимать многие потенциально нейтральные стимулы, в том числе конкретные особенности поведения ребенка, как повод для беспокойства. Такой способ реагирования может ограничить их возможности личностного роста.

Для уточнения направления возможных причинно-следственных связей между переменными, представляющими родительские стратегии поведения, и показателями их психического и физического здоровья, необходимы дополнительные лонгитюдные исследования. Так как выборка состояла преимущественно из матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, возможно проведение дополнительных исследований, чтобы понять, используют ли отцы и матери различные стратегии преодоления трудностей, а также выявить различия в воздействии выбранной стратегии поведения на здоровье матерей и здоровье отцов. Необходимы дополнительные исследования и того, имеют ли различные стратегии поведения родителей разное адаптивное значение в зависимости от возраста ребенка.

Что касается практического применения результатов данного исследования, то знание о благотворном влиянии нескольких адаптивных копинг-стратегий на здоровье родителей может быть использовано в ходе разработки и реализации программ помощи, направленных на поддержку семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, и на повышение качества жизни родителей. Вмешательство может принести пользу, если оно побуждает родителей к размышлению об их эмоциональных потребностях и психических процессах, к переоценке ценностей и приоритетов в жизни и дает им знания о долгосрочных регенерирующих стратегиях преодоления стресса.

Сокращенный перевод статьи М. А. Фурсовой

[1] Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы отвечать на запросы обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание.

[2]Регенерирующие стратегии — стратегии, позволяющие восстановить душевное равновесие или хорошее состояние психического здоровья.

[3]Дисфория — форма болезненно-пониженного настроения, характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим. Для дисфории не характерна психическая и двигательная заторможенность, при ее наличии часты аффективные вспышки, легкие проявления агрессии.

[4] В основе теории посттравматического роста лежит идея, что вследствие преодоления травмирующих обстоятельств жизнь человека может меняться к лучшему. Это позитивно-психологический подход к последствиям экстремального опыта и фактически интерпретация известного тезиса: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».

[5] Генеративность — интерес к следующему поколению и его воспитанию, проявляемый в продуктивности и созидательности в различных сферах жизни у человека, достигшего 40 лет и положительно переживающего свойственный этому возрасту кризис.

[6]Регрессионный анализ — статистический метод исследования влияния одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную. Независимые переменные иначе называют предикторами, а зависимые переменные — критериальными. Терминология отражает лишь математическую зависимость переменных, а не причинно-следственные отношения.

Другие статьи

  • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]
  • Крупозная пневмония у детей симптомы Крупозная пневмония у детей Что такое Крупозная пневмония у детей - Крупозная пневмония – это острое инфекционно-аллергическое заболевание, при котором происходит воспалительное поражение легочной ткани, в альвеолах скапливается экссудат, богатый фибрином; заболевание […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • От газиков у месячного ребенка Как помочь ребенку при газиках в животе? Родился ребенок! Здоровье и самочувствие малыша в первые месяцы жизни во многом зависит от ухода за ним. Первое испытание может начаться для мамы еще в роддоме. Речь идет о таком неприятном явлении, как газики. Что это такое, […]
  • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]