Синдромом аспергера аутистическая психопатия

Синдромом аспергера аутистическая психопатия

В систематике с наибольшей полнотой отражается состояние проблемы и своеобразие научных подходов при выделении видов болезней или других патологических состояний. Это отчетливо выступает и в классификации аутизма в детстве. Еще подчеркнем, что, как уже было отмечено в истории вопроса об аутизме у детей, в детской психопатологии под детским аутизмом понимаются не только аутистические симптомы как признаки шизофрении, психопатии, но и самостоятельное расстройство — синдром, болезнь Каннера и аутистическиподобные синдромы. Нередко к тому же смешиваются понятия эндогенный аутизм и аутистическиподобные синдромы; последние и определяются как аутизм или аутистическое расстройство. В международных классификациях аутизма в детстве наиболее отчетливо представлены эволюционно-биологические и психогенетические подходы при его систематизации.

Для оценки происшедших изменений в классификации аутизма в детстве приводим краткую характеристику раннего детского аутизма (РДА), данную L. Kanner.

Ранний детский аутизм [Kanner L., 1943] включает следующие симптомы.

1. Отрешение от окружающего, неспособность к формированию контактов, патологический симбиоз с родными (матерью).

2. Стереотипное поведение с чертами одержимости.

3. Однообразные верчения руками, подпрыгивания на носочках.

4. Расстройство речи с отказом от личных местоимений.

5. Расстройство игры, симптомы тождества и протодиакризиса.

Ранний детский аутизм L. Kanner отнес к расстройствам шизофренического спектра.

Однако новые факты о клинике РДА, катамнез групп больных с РДА к 70-м годам привели к отказу от трактовки РДА как расстройств только шизофренического спектра. Ранний детский аутизм Каннера стали рассматривать как аутистическое расстройство многомерной этиологии. Было выделено несколько групп РДА.

Ниже мы приводим более поздние классификации детского аутизма.

Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (1980) включает следующие рубрики.

(299) Психозы, специфичные для детского возраста

299.0 Ранний детский аутизм:

299.1 Дезинтегративный психоз:

— синдром Крамера — Польнова

299.8 Другие психозы, специфичные для детского возраста:

— атипичный детский психоз

299.91 Шизофрения, детский тип (случаи шизофрении, манифестирующие в детском возрасте до 14 лет включительно):

— шизофрения, детский тип БДУ

— шизофренический синдром детства БДУ

В этой классификации в рубрике «Психозы, специфичные для детского возраста (299)», введена рубрика — «Ранний детский аутизм (299.0)» с двумя подрубрика-ми — «Детский аутизм» и «Синдром Каннера». «Шизофрения, детский тип (299.91)» занимает особое место и не смешивается с детским аутизмом. Синдром Каннера выделен в самостоятельный синдром и рассматривается как психоз.

В психиатрической практике чаще применяется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (1994) под рубрикой «Классификация психических и поведенческих расстройств» (Санкт-Петербург, 1994). Она включает следующие разделы.

F84 Общие (первазивные) расстройства развития

F84.0 Детский аутизм:

F84.1 Атипичный аутизм:

— атипичный детский психоз;

— умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста:

— детская деменция (деменция инфантилис);

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера:

— шизоидное расстройство детского возраста.

F84.8 Другие общие расстройства развития

F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное

Анализ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1994) показал, что разные типы детского аутизма введены в новую рубрику — «Общие (первазивные) расстройства развития», в которую входят состояния с расстройствами социальной адаптации, нарушениями коммуникативности, общего взаимодействия, стереотипными формами поведения. В основу систематики аутизма положен эволюционно-биологический подход с признанием первичности при нем нарушений развития. Другое подразделение аутизма базируется на учете возраста проявлений аутистических расстройств. По этой причине типы аутизма разного происхождения (конституциональный и процессуальный) представлены в одной подрубрике «детский аутизм» без указания на этот факт. Процессуальный (так называемый нажитой) аутизм как дефектное состояние введен в одну подрубрику «атипичного аутизма». Особенности систематики аутизма в МКБ-10 (1994) будут тщательно рассмотрены в процессе изложения материала. Мы работаем по этой классификации.

В настоящее время предложена Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, 1995 г. (ВОЗ). Она включает:

F84 Общие расстройства психологического развития

F84.0 Детский аутизм

• психоз Синдром Каннера

F84. 1 Атипичный аутизм

Атипичный детский психоз

Умственная отсталость с чертами аутизма

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера

Шизоидное расстройство в детском возрасте

Накопленный за прошедшее десятилетие клинический материал о структуре аутизма, его клинике, об аутистическиподобных расстройствах хромосомного, обменного генеза, синдроме Ретта, парааутизме делает возможным предложить новую классификацию аутизма в детстве, апробированную в НЦПЗ РАМН, на основе клинико-нозологических, биологических подходов.

Классификация аутизма в детстве (НЦПЗ РАМН, 1997)

I. Детский аутизм эндогенного генеза

1.1 Синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма)

1.2 Инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12—18 мес

1.3 Детский аутизм (процессуальный):

а) в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);

б) в возрасте 3—6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе)

1.4 Синдром Аспергера (конституциональный)

II. Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы

III. Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при Дауна синдроме, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других УМО)

IV. Синдром Ретта (неуточненного генеза)

V. Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза: V.1 Психогенный параутизм

Аутистическая психопатия детская

Толковый словарь психиатрических терминов . В. М. Блейхер, И. В. Крук . 1995 .

Смотреть что такое «Аутистическая психопатия детская» в других словарях:

Аутистическая психопатия детская — (Asperger, 1944) недостаток чувства реальности, эмпатии, обеднение контактов, привязанностей и эмоций при достаточном либо ускоренном речевом и интеллектуальном развитии. Большей частью расстройство отчётливо проявляется к 3 летнему возрасту и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Весь в себе: что такое синдром Аспергера

Теории и практики

Каждую неделю «Теории и практики» рассказывают о нон-фикшн-литературе , которая в этом году вошла в длинный список премии «Просветитель». В книге «С ума сойти: путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» Дарья Варламова и Антон Зайниев объясняют, как устроена человеческая психика и почему она ломается. «Теории и практики» публикуют отрывок о том, как аутистов раньше принимали за эльфийских подменышей, почему small talk может стать пыткой для людей с синдромом Аспергера и что такое дефицит социального познания.

Проделки фей и «Человек дождя»

«С ума сойти: путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города»

В средневековой Британии родители должны были тщательно присматривать за ребенком, особенно хорошеньким, — его в любой момент могли похитить феи. Ведь, как известно, волшебные существа любят человеческих детей и с удовольствием воспитывают их в своем царстве. А на их место подкладывают собственных отпрысков, заколдовав подменышей так, чтобы они были внешне очень похожи на пропавших. Но отличить эльфийского ребенка можно было по ряду признаков — в их число входили необщительность малыша и его неравномерное развитие, а также неожиданная любовь и способности к одному роду деятельности (как правило, к музыке). Среди некоторых ученых и писателей, исследовавших историю аутизма, существует мнение, что за подменышей принимали детей с разными нарушениями развития — в том числе и с регрессивным аутизмом (когда ребенок развивается нормально до одного–двух лет, а потом начинает проявлять симптомы расстройства).

С укреплением позиций христианства вера в фей постепенно перетекла в веру в сатанинские проделки. Один из предполагаемых случаев аутизма был упомянут в записях застольных бесед Мартина Лютера — там говорилось о 12-летнем мальчике, предположительно страдавшем этим нарушением развития. Вердикт Лютера был безжалостным: он посоветовал задушить ребенка (по другой версии — утопить), считая его порождением дьявола — телом, не имеющим души. «Он (дьявол) способен причинять детям вред, вызывать болезни сердца, слепоту, красть их или даже извлекать детей из колыбельки и сам ложиться на место украденного ребенка», — писал Лютер. В 1747 г. брак шотландского дворянина Хью Блэра с дочерью местного врача был аннулирован из-за странного поведения жениха. По воспоминаниям современников, Блэр слабо разбирался в приличиях и нюансах общения (например, мог без спроса прийти в гости), всегда носил одну и ту же одежду (на прохудившиеся места он ставил заплаты, вырезая их из новой одежды — часто заимствованной у окружающих), коллекционировал птичьи перья и всегда заявлялся на любые похороны в городе вне зависимости от того, знал ли умершего. Впрочем, расторжение брака произошло не без участия Джона, младшего брата Хью, который был не заинтересован в появлении новых наследников поместья и титула. По мере развития науки стало ясно, что странности в поведении вызваны не феями и демонами, а дисбалансом в психических и неврологических процессах. Термин «аутизм» (от греческого «сам») в 1910 г. придумал швейцарский психиатр Юджин Блейлер. Правда, тогда он применял его в первую очередь для обозначения симптома шизофрении. А в 1944-м австрийский психиатр и психотерапевт Ганс Аспергер описал четверых детей с ограниченной эмпатией, физической неловкостью, узконаправленными интересами и слабыми способностями к невербальной коммуникации. Годом ранее его соотечественник Лео Каннер, иммигрировавший в США, описал такое же расстройство. Шла война, поэтому долгое время работы Аспергера оставались незамеченными в США. Лишь в 1991 г. его труды были переведены на английский язык и стали доступны широкому кругу специалистов.

Первая половина 1940-х была не самым удачным периодом для людей с психическими расстройствами и отклонениями в развитии. Подробности взаимоотношений Аспергера с нацистами неизвестны, но, согласно популярной точке зрения, Третий рейх, заинтересованный в евгенических проектах и избавлении от всех «лишних», поддерживал исследования психиатра. Но Аспергер сознательно преувеличивал положительные стороны своих пациентов и доказывал их необходимость для общества, чтобы спасти от истребления. Доктор называл своих подопечных «маленькими профессорами» и предрекал, что их необычные способности найдут применение в будущем. Ближе к концу Второй мировой войны он открыл школу для детей с «аутистической психопатией» — но ее разбомбили, и большая часть работ психиатра была потеряна.

Людям с синдромом Аспергера свойственны узконаправленные интересы, проблемы с коммуникацией и другие особенности восприятия и поведения, но их речевые и когнитивные способности развиты настолько, что позволяют им более или менее адаптироваться в обществе, а в каких-то случаях и преуспеть. Кстати, образ героя фильма «Человек дождя» Реймонда Бэббита, которого среднестатистический зритель воспринимал как стопроцентного аутиста, на самом деле был списан с человека с совершенно другим диагнозом. Его прототип американец Ким Пик родился с черепно-мозговой грыжей и повреждением мозжечка. Особенности строения мозга сформировали феноменальную память — Пик запоминал до 98% поступающей информации. Это яркий пример савантизма — невероятной одаренности человека с отклонениями в развитии. Около 50% cавантов — аутисты, но только 10% аутистов становятся савантами.

Социальный дальтонизм

Самая яркая черта и самая серьезная проблема людей с синдромом Аспергера — сложности с коммуникацией и в первую очередь непонимание контекста и невербальных сигналов. Им сложно уловить то, что находится «между строк», поэтому они либо воспринимают все буквально, либо начинают теряться в гипотезах о том, что может означать то или иное слово либо жест. Такому человеку сложно прочесть эмоции визави по его интонации или мимике, понять, что уместно говорить, а что нет, интересен ли собеседнику разговор или он давно перестал слушать. Аспи могут впадать в ступор, когда с ними здороваются, потому что им сложно выбрать один из нескольких вариантов приветствия. Одни из них асоциальны и не интересуются окружающими, другие хотели бы общаться с людьми, но плохо понимают неписаные правила коммуникации, и их утомляют попытки в этом разобраться.

Смотрите так же:  Йорк стресс признаки

В фильме-биографии «Игра в имитацию» юный Алан Тьюринг — в будущем талантливейший математик, криптограф и основоположник информатики — узнает от своего друга Кристофера о том, что такое криптография: «Сообщения, которые никто не может увидеть и про которые никто не знает, что они означают, пока у тебя нет ключа». «А чем это отличается от разговора?» — спрашивает Алан. И хотя в фильме много художественных преувеличений, а доказать наличие у Тьюринга синдрома Аспергера уже не представляется возможным (хотя есть много спекуляций на эту тему), это хорошая метафора, помогающая понять, как коммуникация может быть загадкой для людей с расстройствами аутистического спектра.

Большинство людей трактуют существующие в обыденной жизни негласные правила интуитивно — они понимают, как одеваться, как держать себя, как говорить, какие позы принимать. А у людей с аспергером своего рода социальный дальтонизм — они могут говорить слишком громко, подходить к собеседнику слишком близко, не понимать юмора, буквально воспринимать вопросы или проявлять честность там, где ожидается деликатность и ложь во спасение. Они могут откровенно сказать, что суп невкусный, а платье вас полнит, совершенно не предполагая, что на это можно обидеться (за что же тут обижаться, если это правда?). Поэтому их поведение в обществе часто кажется наивным, а иногда и грубым. Вот что говорит про себя один из аспи: «“Как дела?» и «Что интересного?» я перевожу как «Давай поговорим, только я не знаю о чем». Поскольку мне всегда не о чем говорить, отвечаю «никак» или «ничего”. Больше вопросов не возникает». Но честность и прямота — ценные качества. Человек с синдромом Аспергера не будет лгать, лицемерить или нарушать взятые на себя обязательства.

«Помогите мне отреагировать», — просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую быстрого эмоционального отклика. Эбед похож на типичного аспи — плохо сходится с людьми, часто не понимает чужие эмоции и контекст общения и имеет узконаправленные интересы (кино, ТВ и поп-культура ). Забавно, что создатель сериала Дэн Хармон изначально не собирался наделять своего персонажа никаким конкретным расстройством, но, послушав фанатов, начал копать эту тему и в итоге обнаружил синдром Аспергера у себя самого. Симптомы есть и у других известных сериальных героев — например, у Мосса из «Компьютерщиков», Шелдона Купера из «Теории Большого взрыва» или детектива Саги (в американском ремейке — Сони) из сериала «Мост». Один из любимцев и положительная ролевая модель у аутистов — Спок из «Звездного пути»: он так же пытается понять непростой мир человеческих эмоций с помощью логики.

Инструкция к общению

Считается, что у аспи слабо развита эмоциональная эмпатия — им сложно понять и разделить чувства других людей. Недостаток эмпатии многие ассоциируют с потенциальной угрозой: «Если он не может поставить себя на мое место, значит, ему будет легко причинить мне боль». Но это не так — помимо эмоциональной существует и когнитивная эмпатия, когда человек пытается проанализировать чувства окружающих и отреагировать так, как другой этого ожидает. Несмотря на то что в этой области у аутистов тоже есть проблемы, от них можно избавиться с помощью обучения и опыта. К тому же есть этические рамки, в которых можно держаться, опираясь на рассудок, а не на эмоции. Эти способы вполне доступны аутичным людям. Существует и противоположная теория, за которую выступают, в частности, психологи Генри и Камилла Макрам из Института изучения мозга (входящего в состав Швейцарского федерального института технологии в Лозанне): аспи настолько остро воспринимают окружающий мир (в том числе и чужие эмоции), что просто не успевают переработать эту информацию. Происходит эмоциональная перегрузка, и именно этим объясняются скупые реакции на слова и действия окружающих. В любом случае слабые реакции не означают, что аутичные люди эмоционально черствы. Проблема в том, что они не всегда способны придать своим чувствам форму, понятную другим. Поэтому переживаемые ими эмоции часто не соответствуют произносимым словам, интонациям или выражению лица. Многие люди с синдромом Аспергера учатся имитировать «нормальное» социальное взаимодействие. Они могут наблюдать и запоминать манеры и интонации наиболее успешных людей из своего окружения, работать над ошибками и продумывать алгоритмы социально приемлемого поведения для разных ситуаций. В помощь им разработаны программы по обучению распознаванию чужих чувств — аутистам показывают ролики с лицами людей, испытывающих разные эмоции, и объясняют их поведение.

Высокофункциональный аутист Марк Сегар, написавший книгу «Совладание: Руководство по выживанию для людей с синдромом Аспергера» (Coping: A Survival Guide or People with Asperger Syndrome), дает своим читателям полезные советы для случаев, которые не представляют трудности для неаутичного большинства: «Если кто-то говорит с вами о том, что вызывает у него сильные эмоции, а вы не реагируете на них своим языком тела, то этот человек может решить, что вам все равно», «Если вы показываете на человека, когда вы говорите о нем с кем-то другим, то, если он это заметит, это будет воспринято как грубость», «Иногда некоторые люди отвечают вам, не давая закончить предложение. Тем не менее если они правильно вас поняли, то обычно вам не нужно заканчивать свою мысль». При более глубоком общении притворство часто вскрывается, но со стороны такая игра может выглядеть вполне убедительной. Иногда из этого вырастает настоящий актерский талант — несмотря на то что актерство предполагает публичность, казалось бы, непе- реносимую для аспи. Например, известная актриса Дерил Ханна открыто призналась в том, что у нее заболевание аутистического спектра.

Как это устроено: зеркальные нейроны и наследственность

Результаты исследований семей и близнецов показывают, что генетика играет заметную роль в возникновении аутизма: по некоторым оценкам, ее вклад составляет до 90%. Распространенность расстройства у братьев и сестер аутичных детей приблизительно в 15–30 раз превышает показатель в целом у населения. При этом, похоже, за аутизм отвечает не один ген (точнее, вариант определенного гена), а комбинация из нескольких. Более того, симптомы из основной триады (трудности коммуникации и социального взаимодействия, ограниченность интересов и склонность к повторяющимся действиям) могут вызываться не связанными друг с другом причинами.

Согласно нейроанатомическим исследованиям, изменения в развитии головного мозга, запускающие синдром, начинаются вскоре после зачатия — они могут быть вызваны аномальной миграцией эмбриональных клеток во время развития зародыша. Больше всего страдает префронтальная кора, в которой новые нейроны образуются между 10-й и 20-й неделями беременности. В ходе одного из исследований, результаты которого были опубликованы в Journal of the American Medical Society, выяснилось, что в префронтальной коре детей-аутистов на 67% больше нейронов, чем в мозге здоровых ровесников. Все дети рождаются с избытком нервных клеток, так что это не было бы проблемой, если бы у аутистов нормально работал естественный процесс ликвидации лишних нейронов, который запускается перед рождением и уничтожает примерно половину от исходного количества нервных клеток. «Лишние» нейроны значительно усложняют процесс передачи и обработки информации в нейронных сетях и мешают разным отделам мозга адекватно выполнять свои функции.

Причиной нарушений поведения при аутизме может быть и дисфункция зеркальных нейронов, открытие которых считается одним из самых важных событий в современной нейронауке. Эти нейроны активизируются тогда, когда человек совершает какое-либо действие, так и тогда, когда он просто наблюдает за его выполнением. Считается, что зеркальные нейроны позволяют нашему мозгу установить соответствие между созерцаемым действием и тем, которое мы можем произвести сами. Например, когда ребенок видит, как мама подносит ложку ко рту, и пытается повторить ее движения. Или когда мы определяем чужое настроение по выражению лица и позе собеседника (т. е. представляем, каким нашим собственным эмоциям соответствуют такая поза и выражение). Если бы не эти клетки, мы не смогли бы «примерять» на себя чужие действия, а воспринимали бы их чисто абстрактно. Многие ученые (от сотрудников Национального университета Ян-Мин до ученых Университета Пенсильвании) полагают, что зеркальные нейроны играют важную роль в таких процессах, как имитация, обучение физическим действиям, освоение навыков, связанных с речью, и понимание эмоциональных реакций других людей. Поскольку все вышеперечисленное вызывает проблемы у аутичных людей, было бы логично предположить, что зеркальные нейроны в мозге аутиста работают не так, как у обычного человека. Но пока эта гипотеза остается неподтвержденной. Кроме того, она не объясняет другие симптомы аутизма — например, гиперчувствительность или избегание визуального контакта с собеседником.

Их пытается объяснить другая концепция — теория эмоционального ландшафта. Эмоциональный ландшафт — это своего рода «запись» всех эмоциональных реакций человека на разные раздражители, карта значимости объектов и событий, его окружающих. Он формируется в нейронной сети — от коры головного мозга, где перерабатывается свежая сенсорная информация, к лимбической системе через миндалевидное тело, играющее одну из ключевых ролей в возникновении эмоций. Из разных отделов лимбической системы поток сигналов попадает в ассоциативную зону коры головного мозга, подготавливающую человека к определенной реакции, а выбранный вариант поведения контролируется префронтальной корой. Если связь между какими-то звеньями этой цепочки нарушена, ландшафт «распадается» — эмоциональная реакция человека на тот или иной раздражитель становится непредсказуемой, а зачастую и экстремальной.

Кроме того, существует несколько нейропсихологических теорий о механизме расстройств аутистического спектра. Одна из них касается дефицита социального познания — способности обрабатывать и хранить информацию о других людях и взаимоотношениях с ними. Аутист дотошно систематизирует свои впечатления от событий, но у него возникают сложности, когда эти события связаны с другими людьми. Кроме того, страдающие аутизмом не владеют «моделью психического», т.е. не способны осознать, что их собственное психическое состояние не тождественно состоянию другого человека. Эту способность можно определить с помощью теста Салли–Энн или его модификаций. Человеку предлагается прокомментировать следующую ситуацию: девочка по имени Cалли оставляет какую-то вещь в коробке и уходит. Другая девочка, Энн, перекладывает эту вещь из коробки в корзинку. Салли возвращается — куда, по мнению тестируемого, она должна заглянуть, в коробку или корзинку? Обычный человек укажет на коробку — он понимает, что Энн ничего не знает об изменениях, которые произошли в ее отсутствие. Аутист укажет на корзинку — он не понимает, что другим людям может быть неизвестна какая-то информация, которая известна ему. Поэтому человек с синдромом Аспергера часто не считает нужным предупредить окружающих о каких-то вещах, считая, что все знают о них то же самое, что и он. Например, студент не приходит на экзамен из-за болезни, но не сообщает об этом заранее преподавателю и в итоге получает неудовлетворительную оценку.

Смотрите так же:  Сша великая депрессия 2009

Кого мы потеряли в 2014 году — Лорна Уинг

Кого мы потеряли в 2014 году

Английского пси­хи­атра, занимав­ше­гося иссле­до­ва­нием аутизма, и автора термина «синдром Аспер­гера» вспо­ми­нает Вера Шенгелия.

Когда в 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер опубликовал исследование «Аутистическая психопатия в детстве», миру было, мягко сказать, не до этого. В своей работе Аспергер описывал четырех мальчиков — он называл их «маленькими профессорами», — чье поведение сильно отличалось от поведения их сверстников. Он так называл этих мальчиков из-за их способности вести долгие детальные беседы, удивляя собеседников узким знанием предмета и количеством подробностей. Среди других особенностей этих детей Аспергер выделял еще недостаток эмпатии, низкую способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми, неуклюжесть, навязчивые движения. Аспергер вместе с сестрами милосердия даже основал в Вене школу для своих «маленьких профессоров», но ближе к концу войны школу разбомбили, одна из сестер милосердия погибла, были уничтожены многие бумаги Аспергера, а его имя так бы никогда и не стало известно всему миру.

Если бы не Лорна Уинг. А точнее — если бы не Сьюзи.

Сьюзи родилась хорошенькой девочкой в семье двух лондонских врачей-психиатров Лорны и Джона Уингов. Она никогда не была простым ребенком — очень мало спала, много плакала, накормить ее было настоящей проблемой. Однажды Лорна ехала в поезде с трехлетней Сьюзи на коленях. Рядом сидела женщина и точно так же держала на руках маленького ребенка, точно так же болтала с ним, пела песенки и показывала на мелькавшие в окне дома и деревья. Каждый раз, сделав или увидев что-то, ребенок искал одобрения матери, ждал ее реакций и отвечал на них. Лорна вдруг отчетливо поняла, как сильно ее Сьюзи отличается от других детей, как странно и непонятно она себя ведет. Лорна поняла, что она не знает, что на самом деле происходит с ее ребенком.

Американский журналист и писатель Эндрю Соломон в своей книге Far from the Tree рассказывает больше чем о сотне семей, в которых растут дети с разными особенностями: дети с синдромом Дауна, аутизмом, полной потерей слуха, карликовостью. Это очень разные истории, которых объединяет одно: во всем мире во все времена только родители и созданные ими родительские ассоциации могли поменять отношение общества к своим детям, сделать так, чтобы ученые и государство обратили на них внимание, изменить качество жизни своих детей.

В 1962 году Лорна Уинг вместе с группой других родителей создала организацию National Autistic Society (NAS). Это и сейчас главная благотворительная организация в Великобритании, живущая на правительственные гранты и частные пожертвования, занимающаяся всем, что касается жизни людей с аутизмом — трудоустройством, помощью детям и их родителям, правовой и психологической поддержкой, инициированием новых исследований и программ помощи.

Положение Лорны Уинг отличалось от положения других родителей тем, что она была психиатром. С тех пор как стало понятно, что странное и малопонятное тогда слово «аутизм» имеет отношение к ее дочери, Лорна Уинг стала изучать это расстройство настолько подробно, насколько это было тогда возможно.

Лорна Уинг создала специальный психиатрический регистр, куда заносилась информация обо всех детях, которые обращались за медицинской или социальной помощью в Южном Лондоне на протяжении двух десятков лет. Анализируя данные этого регистра, Лорна с коллегами впервые определили так называемую «триаду нарушений»: три вида нарушений, которые были у всех детей из регистра. Это было очень важное открытие, доказывающее, что аутизм — это не конкретный диагноз со строгим набором одинаковых симптомов, а целый спектр расстройств. Такое понимание аутизма дало очень много и для дальнейших исследований, и для диагностики, а значит для определения людей, нуждающихся в помощи.

Нашла Лорна и работу Аспергера, она была написана по‑немецки и так и лежала мало кем из англоязычного мира прочитанная. Лорна попросила перевести бумагу, конечно, тут же поняла, каких именно детей описывал Аспергер, а в 1981 году опубликовала свое собственное исследование, называя одно из расстройств аутистического спектра «синдромом Аспергера». Сам Ганс Аспергер умер в октябре 1980 года, так и не увидев тех сотен научных публикаций и тысяч статей, в которых упоминался открытый им синдром.

В 2005 году умерла Сьюзи. Ей было 49 лет, она всю жизнь провела с родителями, которые сделали для нее все, что могли, и до самого конца любили ее больше всех на свете. В 2009 году не стало Джона Уинга. 6 июня 2014 года умерла и Лорна Уинг. Ровно за год до ее смерти в США был принят новый классификатор психических расстройств DSM-V — один из главных инструментов диагностики, в итоге влияющий на постановку диагнозов во всем мире. Критики нового классификатора много говорили о том, что расстройства аутистического спектра в нем определяются по слишком широкому ряду критериев, что приведет к тому, что чуть ли не каждый пятый будет иметь диагноз. В своей последней научной работе Лорна Уинг отвечала критикам в том смысле, что в этом есть и ее вина: «Тенденция к расширительной диагностики аутизма прямо следует из того, что мы знаем о работах Ганса Аспергера все больше, и еще из веры в то, что синдром Аспергера — это лишь часть аутистического спектра. Так что, DSM-V скорее развивает, нежели дает начало этому тренду».

Особенные люди в коллективе: почему западные ИТ-компании высоко ценят сотрудников c аутизмом

Начальник отдела развития проекта 1cloud Сергей Белкин написал для vc.ru колонку о том, почему крупные западные ИТ-компании обращают особое внимание на людей с аутизмом и синдромом Аспергера.

С одной стороны, работа в ИТ-компаниях — как больших, так и маленьких — у многих людей ассоциируется с взаимодействием в команде, шумными вечеринками и оригинальными идеями тимбилдинга. Этот образ активно поддерживается и в современной культуре — вспомните сцену вечеринки из фильма «Социальная сеть», на которой будущие сотрудники Facebook дружно проходили «коллективный алкотест на выносливость».

Люди с синдромом Аспергера — довольно замкнутые, не склонные к излишней эмоциональности, не всегда понимающие шутки, предпочитающие работать в одиночку. Они явно «выпадают» из этой картины, не вписываются в «традиционный» образ сотрудников технологической компании. Тем не менее, ИТ-бизнес всё чаще проявляет к ним интерес — при всей своей «не-командности» и «сложности» такие люди могут обладать уникальными качествами, которые в технологической среде раскрываются особенно хорошо.

Таинственный синдром

Информация об аутизме и синдроме Аспергера бывает настолько противоречивой, что порой сложно понять, чем же люди с этими особенностями отличаются от «обычных». Дать описание аутизму нелегко и ввиду огромного разнообразия его симптомов и проявлений.

В психиатрии под аутизмом понимают неврологическое нарушение развития, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. Современное значение аутизм впервые приобрёл в 1938 году, когда австрийский психиатр Ганс Аспергер в своей лекции по детской психологии использовал термин Блейлера «аутистические психопаты» (конечно же, сейчас такое определение вышло из обихода — в том числе из-за негативного подтекста, который в современном обществе закрепился за этим словосочетанием).

Синдром Аспергера — лишь одно из расстройств аутистического спектра. В популярной литературе и материалах, посвященных проблемам людей с особенностями развития, его упоминают в первую очередь потому, что люди с синдромом Аспергера как правило могут эффективно встраиваться в социальные отношения: учатся, работают, заводят семьи. Просто они отличаются некоторой спецификой характера и поведения.

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть разным. Но каковы шансы у людей с нарушениями развития адаптироваться к жизни в большом современном мире? И правда ли, что среди «людей дождя» много технических гениев? Давайте разбираться.

Все люди с аутизмом — гении: миф или реальность

В своей презентации, посвященной индустрии видеоигр, один из разработчиков технологии Microsoft DirectX Алекс Джон назвал инженеров с синдромом Аспергера «Святым Граалем» работодателей.

«Они работают, словно машины, — отметил он. — Не интересуются политикой, не создают конфликтных ситуаций в коллективе и никогда не меняют работу». Идея о том, что люди, живущие с расстройством аутистического спектра, могут стать идеальными программистами, знакома по художественным произведениям и сериалам. Главная героиня романа «Девушка с татуировкой дракона» Лисбет Саландер была очень замкнута и с трудом заводила друзей, но была при этом талантливым хакером.

Главный персонаж сериала «Мистер Робот» Эллиот Алдерсон — гениальный хакер, но он также имеет аутистическое и диссоциальное расстройство личности (социопатия) и социальное тревожное расстройство (социофобия). Даже Дуглас Коупленд в своем романе «Рабы Майкрософта» писал: «Я думаю, что все люди технических профессий в некоторой степени аутисты».

Кэтрин Стюарт, директор частной школы в Калифорнии для детей с высокофункциональным аутизмом однажды назвала синдром Аспергера «заболеванием инженеров». В 2011 году основатель организации Wikileaks Джулиан Ассанж во время интервью заявил: «Я, как и все хакеры, — немного аутист».

Как видно, стереотип о гениальных программистах, живущих с аутизмом, весьма распространен, но насколько он правдив? «Это заблуждение», — говорит Гэри Мур, один из основателей института Nonpareil, обучающего людей с аутизмом разработке мобильных приложений. — Не все из них могут стать программистами или «технарями». Лишь некоторые способны поступить в колледж, получить степень и работу в Microsoft».

Мур и его друг Дэн Селек основали институт Nonpareil в 2008 году. Сыновья обоих мужчин живут с аутизмом. Специальная программа этого учебного заведения призвана помочь таким людям найти себе работу.

Почему технические компании заинтересованы в таких сотрудниках? Стереотип об их гениальности активно поддерживается многими компаниями, которые занимаются разработкой программного обеспечения. В 2011 году в Германии была основана фирма Auticon, оказывающая услуги ИТ-консалтинга. Она одной из первых стала активно нанимать на работу людей с расстройствами аутистического спектра.

На сайте компании сказано, что люди с синдромом Аспергера способны обнаруживать даже мельчайшие недочеты в программном обеспечении. В настоящее время в команде Auticon насчитывается 80 сотрудников, из которых две трети живут с расстройствами аутистического характера.

В мае 2013 года немецкая ИТ-компания SAP в рамках программы «Аутизм на работе» открыла 500 вакансий для людей с аутизмом. Такая инициатива являлась не только актом гуманизма и социальной ответственности со стороны компании. Главный специалист SAP по кадровому многообразию Анка Виттенберг, основатель компании Specialisterne Торкил Сонн и руководители программы Стефани Неннстьель и Хосе Веласко объяснили, чем вызвано их стремление.

«Для нас важно привлечь к работе людей, чей мозг работает по-другому и чье мировоззрение отличается от нашего. С их помощью мы сможем стать инноваторами», — объясняет Виттенберг. По мнению руководства фирмы, среди таких людей есть действительно талантливые программисты.

Руководители SAP рассказали, что уже взяли на работу в свой индийский офис шестерых сотрудников с диагнозом «аутизм» для тестирования программного обеспечения — эффективность QA-отдела компании сразу же возросла. Благодаря склонности к упорядочиванию и усиленному вниманию к деталям эти уникальные люди лучше других обнаруживают ошибки в коде.

Люди с аутизмом подчиняются тем же правилам компании, что и другие сотрудники. Менеджеры точно так же контролируют их рабочий процесс. Единственная разница заключается в способе проведения собеседований, тренингов и оснащении рабочего места.
Процесс отбора длится около месяца, в течение которого людям с аутистическим расстройством, помимо прочего, предлагается с помощью конструктора LEGO построить роботов по подробной инструкции.

Смотрите так же:  Народные лечения депрессии

Что касается интервью, то беседа с соискателями проводится в той форме, которую предпочитает кандидат. «Кто-то любит беседовать во время прогулки, поэтому мы ходим по территории кампуса. Одним комфортнее проходить собеседование в небольших группах, другим — в больших, а некоторым — тет-а-тет», — поясняет Веласко.

По словам Анки Виттерберг, прежде чем принять сотрудника с аутизмом в команду, SAP обучает его в течение шести месяцев. Кроме того, существуют специальные реабилитационные центры в штатах Пенсильвания и Калифорния, где эти люди могут получить базовые навыки, необходимые для самостоятельной жизни. В частности, их учат снимать жилье, пользоваться общественным транспортом, открывать счета в банке и заполнять документы.

Кроме того, SAP проводит специальные тренинги для сотрудников-нейротипиков, где им рассказывают о расстройствах аутистического спектра. Это облегчает процесс адаптации.

Сегодня люди с аутизмом занимаются всеми видами ИТ-деятельности в компании, начиная от тестирования программного обеспечения до управления ИТ-проектами и подбора персонала. Веласко отмечает, что круг вакансий для таких сотрудников быстро расширяется. К 2020 году компания собирается увеличить численность сотрудников с аутизмом до 1% от общего объема персонала.

Не прошла мимо этого вопроса и компания Microsoft, которая в апреле 2015 года запустила программу по найму людей с аутизмом. «Мы верим, что многообразие положительно влияет на нашу производительность. Мы стремимся создать благоприятную атмосферу, в которой каждый может качественно делать свою работу, — пишет Мэри Эллен Смит, вице-президент по глобальным операциям, которая также является матерью ребенка с особенностью развития. — Люди с аутизмом помогут развить возможности Microsoft за счет своих удивительных способностей к запоминанию информации и вниманию к деталям».

Сразу после открытия программы компания получила более 700 резюме и в первые дни наняла 11 кандидатов. Microsoft предлагает им полную занятость и конкурентоспособную заработную плату, как и любым другим сотрудникам.

Многие верят, что аутизм «заложен в ДНК» компании Билла Гейтса, поскольку за ее основателем часто замечали особенности, характерные для людей с этим расстройством: внимание к мелочам, повторение элементарных движений и пониженный тон голоса во время разговора.

Приобретенные в течение жизни навыки и то, как они применяются в работе, в большой степени зависит не только от социальных и «ментальных» особенностей человека, но и от того, как и в каких условиях он рос. Конечно, компании в первую очередь заинтересованы найти лучших кандидатов — и синдром Аспергера в данном случае учитывается при найме так же, как и множество других факторов. И всё же, по моему мнению, сложности с тем, что мы считаем «традиционными социальными установками», не должны влиять на возможность человека найти отличную работу и жить полноценной жизнью.

— главный операционный директор ИТ-компании AnchorFree Майкл Гир

Что касается России, то эта тема действительно стала периодически всплывать в ИТ-среде. Но пока это скорее обсуждение персоналий, людей, которые появляются вопреки общей ситуации, а не благодаря ей. Какой-то ярко выраженной тенденции на российском ИТ-рынке по этому вопросу пока нет.

Особенности рабочего процесса

Помимо проблем, возникающих во время устройства на работу, существуют и другие трудности, с которыми людям с аутизмом приходится сталкиваться в рабочей среде. Некоторым из них сложно взаимодействовать с другими, а без этого не обойтись в процессе разработки программного обеспечения. Условия труда в ИТ-компаниях, в частности, в крупных игровых студиях могут еще больше усугубить ситуацию.

«Игровая индустрия чрезвычайно сурова, — поясняет Гэри Мур. — Рабочие недели по 60-70 часов и строгие дедлайны. Всё это не лучшим образом сказывается на живущих с аутизмом сотрудниках. Не все могут с этим справиться».

Взять, к примеру, 23-летнего Коди Гиллмера — независимого разработчика игр из Лонгвью, Вашингтон. В возрасте 10 лет ему поставили диагноз — синдром Аспергера, а в 16 он начал заниматься созданием видеоигр.

Гиллмер уже принял участие во многих открытых проектах, но до сих пор не смог работать в студии по причинам, которые назвал Мур. «У меня большая проблема с концентрацией внимания, я часто отвлекаюсь на разные звуки и визуальные раздражители, — говорит Коди. — Кроме того, я очень плохо дискутирую. Я постоянно беспокоюсь, правильно ли меня понимают? Имеют ли мои слова смысл? Всё это накладывает отпечаток на работу».

«Многие люди с аутизмом не рассказывают о своей особенности работодателям, — говорит Мур. — Они смущаются. Поэтому крайне важно изучить информацию об этом расстройстве. Нанять таких людей — это одно, но потребуется немало терпения и внимания, чтобы работать с ними».

Я не слышала о том, чтобы в России работодатели задумывались, как помочь сотрудникам с психическими расстройствами адаптироваться к офисному режиму и работать эффективно. Пока для этого нет предпосылок — население до сих пор боится даже идти к психиатрам, чтобы не дай бог не «попасть на учет» (хотя на самом деле нетяжелый диагноз не особо ограничивает возможность работать, и в большинстве случаев остается сугубо вашим личным делом — если вы не хотите попасть в МЧС, милиционеры или госслужащие), не говоря уже о том, чтобы задуматься о своих правах в трудовой сфере.

Социальное предпринимательство потихоньку развивается — но в этом направлении тоже особо никто не смотрит, потому что об этом не очень принято говорить (тема совсем недавно начала открыто обсуждаться в обществе). Поэтому я могу предположить, что многие люди с Аспергером в России не знают о своем диагнозе, а для начальников они просто «странные технари» (или кто-то в этом роде).

Наверное, пионерами в этой области у нас могли бы стать ИТ-стартапы — по крайней мере, там люди наверняка знают цитату Темпл Грандин о том, что без людей с аутизмом не было бы Кремниевой долины. Далеко не все «аспи» — компьютерные (или какие бы то ни было еще) гении, но они могут быть отличными узкими специалистами и приносить много пользы компаниям, если работодатель готов обеспечить им правильные условия. В первую очередь это защита от сенсорной перегрузки (тихое и комфортное рабочее место), предельно четкая постановка задач и особый подход в плане коммуникаций.

— Дарья Варламова, журналист и соавтор книги «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города»

Вместо заключения

По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня люди с диагнозом «аутизм» составляют порядка 1% населения Земли, при этом 80% из них — безработные. «Работодатели по всему миру жалуются на отсутствие квалифицированных кадров. Однако многие люди с аутизмом могут проявить себя как отличные специалисты, если предоставить им такую возможность», — говорит Марсия Шайнер, президент и основатель Центра обучения и трудоустройства для людей с синдромом Аспергера.

Шайнер верит, что нанимать на работу людей с аутизмом выгодно. Многие из них невероятно лояльны и внимательны. Менеджерам всего лишь нужно немного изменить стиль руководства. «Многие люди с аутизмом действуют гораздо эффективнее по письменным инструкциям. Им нужны простые и четкие указания. Не стоит использовать идиомы и просторечия», — замечает Шайнер. Кроме того, необходимо на регулярной основе проводить встречи с такими сотрудниками, чтобы помочь им расставить приоритеты и выстроить рабочий процесс.

Дотошность, внимательность к мелочам, стремление к аккуратности, логике и системности — все эти качества, безусловно, важны, а для некоторых позиций в ИТ даже необходимы. Они незаменимы для тестировщиков, весьма полезны для разработчиков и системных архитекторов, менеджеров по информационной безопасности и многих других. Не говоря уже о том, что все самые большие проблемы и прорывы обычно кроются в мелочах. И если у вас есть человек, от которого ни одна мелочь не ускользает, ваш шанс на успех возрастает.

Определенную «не-креативность» мышления и сложности в командной работе, присущие людям с синдромом Аспергера, можно компенсировать на этапе планирования. Для этого важно делегировать особым сотрудникам те задачи, в которых эти параметры не имеют критического значения. Естественно, внедрение такого человека в рабочий процесс требует корректировок в методологии и других управленческих аспектах, что подразумевает дополнительную ответственность и сложность для менеджеров.

На протяжении многих лет аутизм считался болезнью, несовместимой с полноценной жизнью в социуме. В частности, у этих людей не было шансов найти квалифицированную работу. Однако ситуация меняется. Сегодня многие продвинутые компании стремятся нанять этих уникальных людей на работу — в них может быть скрыт поразительный потенциал.

К сожалению, в России процесс социализации людей с особенностями развития находятся в зачаточном состоянии. Нередко у таких людей просто нет возможности получить знания, необходимые для ценного ИТ-специалиста. Те, кому всё же удается встроиться в общество, обучаться и расти профессионально, являются скорее исключением из правил.

Остается надеяться, что успехи людей с синдромом Аспергера на Западе не останутся незамеченными нашими социальными институтами, и в ближайшее время появятся более активные программы по социализации людей с аутизмом (в первую очередь детей), по адаптации процессов обучения в школах и высших учебных заведениях. Для того, чтобы люди с аутизмом стали полноценной и эффективной частью российского общества, в том числе и ИТ-сообщества, оно должно измениться.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Заявление о назначении пособия по уходу за ребенком до 3 лет образец рб Образец заявления на отпуск по беременности и родам в 2018 году Заботясь о будущей роженице и будучи заинтересованным в воспроизводстве населения, государство предоставляет возможность работающим женщинам находиться в оплачиваемом отпуске до и после родов (норма […]
  • Ребенок 3 месяца не спит ночью дольше Мой младенец спит всю ночь Проблемы с ночным сном в той или иной степени касаются 30% детей. Но по результатам различных опросов, проведенных в США, Канаде, Австралии и европейских странах, более 70% родителей хотели бы, чтобы их дети спали дольше и качественнее по […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Расчёт отпуска по уходу за ребёнком 2019 Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году Отпуск по беременности и родам включает период в 70 дней до родов (84 дня при ожидании близнецов) и 70 дней после родов (110 дней, когда близнецы). После этого работодатель должен предоставить отпуск по уходу […]
  • Синекод сироп от кашля инструкция по применению для детей Синекод сироп - официальная* инструкция по применению Инструкция по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: СИНЕКОД® Международное непатентованное наименование: Бутамират. Химическая структура: […]