Систематизация стрессов в профессиональной деятельности

Содержание:

«Управление стрессом в профессиональной деятельности»

Главная > Документ

З а я в к а на тренинг

(для субъектов малого и среднего предпринимательства):

«Управление стрессом в профессиональной деятельности».

Организатор тренинга: Комитет экономики и финансов Администрации Чудовского муниципального района совместно с тренинговой компанией «ЗОЛОТОЙ ПЕГАС».

Ведущий: Бизнес-тренер, бизнес-консультант тренинговой компании

Дата и место проведения: 20 ноября 2013г, 10.00-18.00 часов,

Зал заседаний Администрации района, ул. Некрасова, д 24а

ФИО, должность, контактный телефон участника:

Из какого источника Вы узнали об этом семинаре:

в Комитет экономики и финансов Администрации Чудовского муниципального района (каб.47) или на адрес электронной почты economchudovo@yandex.ru

8(81665) /-54-066/ -45-093; факс/54-066/ -54-300

Систематизация стрессов и признаков стрессовых состояний в профессиональной деятельности

Столичный учебный центр
г. Москва

«Систематизация стрессов и признаков стрессовых состояний в профессиональной деятельности»

Выполнила: студентка Лысенко Т.В

Понятие о профессиональном стрессе..………………………….……….5

Динамика профессионального стресса…………………………….……..8

Последствия профессионального стресса………………………….…….9

Профилактика профессионального стресса…………………….……. 11

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

Изучение стресса имеет многоплановую историю. Впервые в специальной литературе воздействие стрессоров на появление психических расстройств зафиксировано в 1621 году. Известны экспериментальные исследования на животных В.Кеннона, работы Г. Селье, психологическая модель стресса Р. Лацаруса . Тем не менее, до сих пор остается недостаточно ясным, чем можно объяснить вариабельность реакций на стресс, почему одни люди быстро реагируют формированием соматических или психических расстройств, а другие остаются устойчивыми к стрессу или даже способны извлечь из него полезный опыт. Можно предположить, если человек знает эффективные способы борьбы со стрессом, то стрессоустойчивость его не будет выходить за рамки нормы.

Можно сказать, что стрессы составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером может служить то, как мы сами загоняем себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем мы не торопимся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получаем удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», — отмечал Г.Селье.

Понятие о профессиональном стрессе

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Под профессиональным стрессом понимается состояние эмоционального напряжения, сопутствующее деятельности человека, которое может возникать не только при попадании в экстремальные ситуации, но и в повседневной практике.

К профессиональным относятся следующие виды стресса:

рабочий – возникает по причинам, связанным с условиями и организацией труда;

производственный – зависит от самой профессии, рода или вида деятельности;

организационный – появляется вследствие негативного влияния на работника особенностей предприятия (подробнее см. рисунок).

Развитие у персонала профессионального стресса возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых компаниях, что обусловлено не только их структурно-организационными особенностями и характером работы, но и профессиональной спецификой и психологическими особенностями сотрудников.

Так, к «группе риска» можно отнести владельцев фирм, менеджеров высшего и среднего звена, людей творческих профессий. Эмоциональные перегрузки у них очень велики: необходимость принятия решений высокой степени ответственности, неопределенность ситуации, недостаток нужной информации, слишком частые или неожиданные изменения каких-либо параметров в работе – все это причины стресса.

Однако нервное напряжение возникает не только у топ-менеджеров, но и у рядовых сотрудников, как правило, тех профессий, которые связаны с общением. Менеджеры по работе с клиентами, специалисты кадровых служб, продавцы, секретари – именно им иногда приходится принимать на себя первую, самую сильную волну недовольства клиента или работника, выслушивать претензии, требования, а зачастую и оскорбления в свой адрес. Их положение усугубляется еще и тем, что им часто не хватает полномочий, необходимых для улучшения деятельности организации.

Развитию профессионального стресса также способствуют определенные личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности и самоконтроля, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям. Таким образом, помимо ситуации, вызывающей стресс, немаловажную роль играет отношение к ней самого человека, который в ней оказался.

Динамика профессионального стресса

Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека:

нарастание напряженности (см. рис. 1, первая стадия, линия АВ);

собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);

снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия СД). Уровень напряжения

Рис. 1. Динамика стрессового состояния у работника

Линия АД условно показывает уровень активности человека, находящегося в бодрствующем, уравновешенном состоянии.

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев.

Но в любом случае состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняется на «противоположный знак». Японцы оценивают человека, попавшего в стресс: «Он потерял свое лицо». Это выражение можно понять и так: «Он потерял самообладание».

Действительно, спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно-содержательных моментов наличные выпады типа «Ты сам (а) — такой (такая). ».

И хотя на первой стадии стресс еше остается конструктивным и может повысить успешность профессиональной деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Работник теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие разрушительный стресс, впоследствии очень жалеют об этом. Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов -до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал (а)!») и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Последствия профессионального стресса

В результате хронического стресса на рабочем месте у людей возникает неудовлетворенность своей профессией, апатия, происходит эмоциональное истощение, появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, снижается оценка себя как специалиста, утрачивается осознание смысла собственной деятельности, появляются психосоматические явления: головные и мышечные боли, сердечно-сосудистые проблемы и пр. Все это, естественно, влечет не только отрицательные эмоции, но и снижение профессиональной продуктивности.
Экономическая цена стресса на рабочем месте довольно высока. В нее можно включить оплату больничных, стоимость госпитализации и амбулаторного лечения и, конечно, издержки из-за снижения производительности труда.
Более того, профессиональный стресс, начавшись у одного работника, может охватить целый отдел и распространиться на всю компанию. Такое «заражение» связанно с тем, что люди в состоянии стресса пессимистичны, у них сильны негативное восприятие и оценка ситуации. Постоянно взаимодействуя на работе с коллегами, находящимися под влиянием тех же стресс-факторов, они способствуют развитию у них таких же симптомов профессионального выгорания.

Основные симптомы профессионального выгорания персонала компаний:

повышенная текучесть кадров;

сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% рабочего времени);

профессиональная зависимость персонала от руководителей, что проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управленческому звену, либо в чувстве беспомощности без активной поддержки со стороны начальства;

высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании, критика в адрес коллег;

падение инициативности сотрудников;

рост чувства неудовлетворенности работой.

Если в подразделении или компании участились конфликты, снизилась эффективность труда и люди стали увольняться, то, скорее всего, из сугубо индивидуального профессиональный стресс превратился в общее, групповое состояние. Чтобы этого не произошло, нужно проводить профилактические мероприятия.

Профилактика профессионального стресса

Ключевая роль в управлении стрессами отводится контролю их уровня, который осуществляется путем отслеживания проявлений характерных признаков стресса. Для организации профилактических мероприятий необходимо, прежде всего, дать оценку ситуации в компании, в том числе, основных стрессогенных факторов и моделей поведения персонала, например, степени устойчивости к организационному стрессу, уровню профессионального выгорания, нервно-психического напряжения, а также морально-психологическому климату в коллективе.
На основании данных диагностики выявляются «группы риска» и конкретные сотрудники, чье состояние требует первостепенного вмешательства. Одновременно определяются основные проблемные зоны и стресс-факторы, которые необходимо корректировать (например, изменить график труда и пр.), разрабатываются программы мероприятий по профилактике профессионального стресса.

Исходя из признаков неврозов по Ясперсу, в том числе профессиональных, освобождение личности от нервного расстройства напрашивается само собой. Если реактивные психические нарушения исчезают после удаления причины – следует избавиться от нее. Однако массовое увольнение не решает проблемы. Поэтому руководителю следует предпринять более эффективные меры с целью улучшения психологического микроклимата в коллективе. Рассмотрим наиболее распространенные способы работы с профессиональным стрессом в российских организациях.
Информирование работников . Сообщение персоналу о признаках профессионального стресса и факторах риска – один из способов его профилактики. Например, в корпоративной газете или на информационном стенде можно создать раздел «Здоровье», в котором регулярно печатать статьи об этом явлении и способах борьбы с ним. А для работников «группы риска» можно проводить информационные лекции и семинары. «Кто предупрежден, тот вооружен» – чем раньше и больше работник узнает, тем вероятнее он сможет избежать или снизить выраженность стрессового состояния.
Тренинги для персонала . Программа специального тренинга для персонала разрабатывается с учетом результатов диагностики. Но, как правило, центральной темой его становится не столько умение избегать стрессовых ситуаций, сколько способность находить наиболее оптимальные выходы из них, т. е. работники обучаются методам психологической саморегуляции.
Довольно часто составляющей таких тренингов становится обучение тайм-менеджменту – управлению временем – как своим, так и подчиненных. Его правильное распределение помогает избежать стресса, связанного с излишней или недостаточной загруженностью.
Еще одна важная часть специализированных тренингов должна быть посвящена стрессовым ситуациям, возникающим в ходе групповой деятельности. «Мозговой штурм», совещания, переговоры – все это неизбежно связано с нервным напряжением, хотя и представляет собой крайне важную и очень эффективную часть работы в компании.
Тренинги для руководителей. Тренинги для управленцев проводятся индивидуально, т. к. выкроить время для групповых занятий – серьезная проблема. Персональные же обычно проходят в кабинете руководителя 1–2 раза в неделю (по 15–20 минут), а их программа разрабатывается с учетом как эффективных, так и малоэффективных компонентов поведения руководителя. Все усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях.
Индивидуальные тренинги (коучинг) для владельцев компаний и топ-менеджеров проводят, как правило, приглашенные специалисты.
Корректировка микроклимата в коллективе . Во многих случаях профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в компании, что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия.

В качестве профилактики очень эффективны тренинги командообразования, можно провести сессию занятий по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту. Помогут и корпоративные выезды на природу, общие спортивные мероприятия, дни здоровья и т. п. Удобная форма психогигиенической и стрессопрофилактической работы на предприятии – создание комнат психологической разгрузки, где люди могут отдохнуть и настроиться на позитивный лад. Если в службе персонала есть психологи, то можно организовать «горячую линию» и индивидуальные «разгрузочные» консультации для работников «группы риска».

Смотрите так же:  Лечение боязни микробов

Кадровый отдел может иметь в своем арсенале довольно большой список способов работы с профессиональным стрессом, и их выбор обусловлен спецификой и возможностями предприятия. Но даже при отсутствии финансовых, человеческих или временных ресурсов каждый менеджер по персоналу может проводить работу по профилактике профессионального стресса. Главное – активно общаться с коллегами, оценивать их внутреннее состояние и быть способным влиять на него.

В нашей работе мы рассмотрели проблему стресса и стрессоустойчивости. Выяснили, что стресс – это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса – это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.

Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Говоря о стрессе необходимо напомнить, что одним из его факторов является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека.

Подводя итог можно напомнить основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Итак, стресс – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и акцентирует внимание на человеке как личности.

1.Еникеев М.И. Юридическая психология. — М., 1999.

2.Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. — Санкт-Петербург, 2003.

3.Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4

4.Маклаков А.Г. Общая психология. — СПБ, 2003.

5.Немов Р.С.Психология. Кн.1., — М., «Просвещение», 1994.

6.Александровский Ю. А.Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.,1976.

7.Березин Ф. Б.Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.,1988.

8.Василюк Ф. Е.Психология переживания. М.,1984.

9.Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие.Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.,1976.

10.Кон И. С.Социология личности. М.,1967.

11.Селье Г.Очерки об адаптационном синдроме. М.,1960.

12.Судаков К. В.Системные механизмы эмоционального стресса. М.,1981.

13.Шарай В. Б.Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М.,1979.

Психологическая структура профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.03, кандидат психологических наук Качина, Анастасия Александровна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Качина, Анастасия Александровна

Глава 1. Современная методология изучения профессионального стресса.

1.1. Специфика понятия « профессиональный стресс ».

1.2. Концептуальные парадигмы изучения профессионального 19 стресса .

1.2.1. Парадигма соответствия в системе «личность — среда».

1.2.2. Процессуально-когнитивная парадигма.

1.2.3. Парадигма регуляции состояний.

1.3. Комплексная методология изучения стресса.

Глава 2. Комплексный анализ проблемы профессионального стресса в деятельности менеджеров .

2.1. Психологический анализ профессиональной деятельности менеджеров.

2.1.1. Психологическое содержание профессиональной деятельности менеджеров.

2.1.2. Особенности профессиональной деятельности менеджеров высшего звена.

2.1.3. Особенности профессиональной деятельности линейных менеджеров.

2.2. Тендерные аспекты управленческого труда.

2.3. Факторы развития и негативные психологические последствия профессионального стресса в деятельности менеджеров.

2.4. Цели и задачи исследования.

Глава 3. Методическая организация исследования и общая характеристика обследованного контингента менеджеров.

3.1. Методики комплексной оценки профессионального стресса у менеджеров.

3.1.1. Общая характеристика диагностико-превентивной системы « ИДИКС ».

3.1.2. Структура и содержательная интерпретация показателей системы ИДИКС.

3.2. Предварительное исследование по прикладной верификации системы ИДИКС.

3.2.1 .Организация исследования и описание выборки респондентов.

3.2.2. Процедура обработки результатов исследования.

3.2.3. Описание результатов исследования.

3.3. Организация эмпирического исследования.

3.3.1. Описание выборки респондентов.

3.3.2. Порядок проведения опроса.

3.3.3. Обработка результатов исследования.

3.3.4. Общая характеристика обследованных групп менеджеров.

Глава 4. Сравнительный анализ проявлений профессионального стресса (ПС) в профессиональной деятельности менеджеров.

4.1. Сравнительный анализ проявлений ПС у менеджеров разного должностного статуса.

4.1.1. Характеристика проявлений ПС по всей группе менеджеров.

4.1.2. Различия в проявлении ПС у менеджеров высшего звена и линейных менеджеров.

4.2. Сравнительный анализ проявлений ПС в зависимости от тендерных различий.

4.2.1. Характеристика проявлений ПС зависимости от тендерных различий по всей группе менеджеров.

4.2.2. Различия в проявлении ПС у менеджеров высшего звена и линейных менеджеров в зависимости от тендерных различий.

4.3. Сравнительный анализ проявлений ПС у менеджеров в зависимости от фактора возраста.

4.4. Качественная характеристика психологической структуры ПС у менеджеров разного должностного статуса.

4.5. Обобщенная характеристика результатов исследования.

Глава 5. Анализ специфики проявления профессионального стресса (ПС) в зависимости от индивидуальных особенностей и организационных условий деятельности.

5.1. Индивидуальные особенности развития ПС у менеджеров разного должностного статуса .

5.1.1. Индивидуальные особенности проявления ПС в группе менеджеров высшего звена.

5.1.2. Индивидуальные особенности проявления ПС в группе линейных менеджеров.

5.2. Влияние организационных факторов на психологическую структуру

ПС у менеджеров.

5.3. Рекомендации по созданию программ психологической профилактики и коррекции стресса у менеджеров.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Психологическая структура профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса»

Актуальность исследования. В настоящее время перед специалистами, работающими над проблемами повышения эффективности труда, практика ставит множество вопросов, связанных с обеспечением полноценной адаптации представителей разных профессий к постоянно меняющимся и обновляющимся формам трудовой деятельности [Бодров, 2000; Джуэлл , 2001; Мунипов и Зинченко, 2001; De Keyser и Leonova, 2001; Heller, 1988; ILO, 1996]. Технический прогресс, а с ним и существенное изменение содержания и условий профессионального труда, сопровождается повышением роли профессионала в достижении высокой эффективности и качества деятельности [Базаров, 1996; Журавлев, 2004; Кабаченко , 2003; Климов, 1995; Носкова, 2004; Стрелков, 2001; Wiskens и Hollands, 1999]. Это приводит к повышению нервно-психической напряженности труда из-за необходимости работать с новой и сложной техникой, большими информационными потоками, принятия сложных решений и ответственности за их исполнение [Бодров, 2000; Леонова, 1988, 2000; Макмихаэл, 1995; Судаков, 1994; Hockey, 2003]. Повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности. Динамичность содержания решаемых профессиональных задач, смена доминирующих видов труда, интенсивность инновационных процессов и мобильность трудовых ресурсов, повышенные требования к обеспечению безопасности труда сопровождаются изменениями в организационной структуре труда [Базаров, 1996; Журавлев, 2005; Занковский, 2000; Кабаченко, 2003; Никифоров (ред.), 2003; De Keyser & Leonova, 2001; Hollagel, 1998].

Перечисленный сложный комплекс факторов, определяющих специфику современной профессиональной жизни, остро ставит вопрос о необходимости учета индивидуальных ресурсов человека и внутренней цены деятельности, которые определяют успешность реализации труда в целом [Бодров, 2000; Касл, 1995; Леонова, 2000; Le Blanc, 2000]. Кроме того, решение вопросов по совершенствованию и оптимизации профессиональной деятельности тесно связано с анализом и оценкой функциональных состояний работающего человека, которое выступает в качестве интегрального критерия оптимальности организации труда со стороны человеческого фактора [Дикая, 1989; Леонова, 1984, 1988]. Указанная проблема непосредственно связана с разработкой адекватных психологических средств для оценки и профилактики неблагоприятных функциональных состояний человека и, в частности, стресса, которые являются одним из основных источников снижения эффективности труда и приводят к нарушениям психического и физического здоровья профессионалов [Кокс и Маккей, 1995; Леонова и Кузнецова, 1993; Леонова и Медведев, 1981; Никифоров (ред.), 2003; Quick et al., 1997].

На сегодняшний день наиболее актуальным предметом изучения в обширном спектре негативных функциональных состояний является анализ различных форм стрессовых состояний [Бодров, 1995, 2000; Китаев-Смык; 1983; Леонова, 1988, 2000; Медведев, 1982; Селье, 1979]. В современной литературе именно они все чаще рассматриваются как основной источник « неблагополучия в труде » — как с точки зрения отрицательного влияния на результаты деятельности, так и развития различных форм личностного неблагополучия [Кокс и Маккей, 1995; Леонова, 2004].

Как показывает статистика, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций [Касл, 1995; Купер и Маршалл, 1995; Leonova, 2003]. В связи с этим остро встает вопрос о своевременной профилактике и коррекции стресса, которая, в первую очередь, должна основываться на полноценной диагностике ранних проявлений стресса, а также на выявлении индивидуальной предрасположенности конкретного человека к развитию стресса и использованию различных стратегий отреагирования стрессовых ситуаций [Леонова, 2004; Леонова и Кузнецова, 1987; Schonpflug, 1986, 1988].

Это особенно важно для профессиональной деятельности специалистов, работающих в рамках системы «человек-человек» [Климов, 1996]. Одним из наиболее типичных и широко распространенных видов этих профессий является деятельность управленческого персонала или менеджеров различного профиля [Базаров, 1996; Журавлев, 2004; Кабаченко, 2003; Купер и Маршалл, 1995]. Несмотря на то, что проблема интенсивного развития стресса как одного из главных источников неблагополучия и снижения эффективности деятельности менеджеров отмечается в большом числе публикаций, до настоящего времени она систематически не разработана. В течение последних десятилетий основное внимание исследователей уделялось составлению перечней и систематизации возможных видов стресс-факторов и причин повышенной напряженности в деятельности менеджеров, а также их типичных негативных последствий для психологического и физического здоровья представителей данного вида труда [Водопьянова и Старченкова, 2005; Кокс и Маккей, 1995; Beehr, 2000; Cartwright et al., 1996]. Важность проведения такого типа исследований не вызывает сомнения, учитывая выраженную тенденцию к возрастанию зависимости жизнеспособности организаций от эффективности управления, что со всей остротой ставит вопрос о сохранении здоровья управленческого персонала, обеспечении профессионального долголетия при сохранении эффективности функционирования. Однако решение этой проблемы в целом предполагает не только констатацию фактов наличия выраженного неблагополучия и снижения трудового потенциала менеджеров, но и детальный психологический анализ особенностей проявлений стресса в конкретных видах управленческого труда, который позволяет выйти на уровень изучения механизмов его развития и выбора адекватных средств устранения негативных последствий стресса в каждом отдельном случае.

Деятельность руководителей разного уровня связана с интенсивными нагрузками, большими объемами перерабатываемой информации, высокой ценой деятельности и профессиональной, социальной и экономической ответственностью за результаты труда коллектива организации в целом [Друкер, 2000, 2003; Журавлев, 2005; Кабаченко, 2003; Кокс и Маккей, 1995; Никифоров (ред.), 2000]. Специфика данной профессии заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от менеджера значительного личного вклада в выполнение повседневных профессиональных обязанностей [Купер и Маршалл, 1995; Burke, 1996; Spector & Cooper, 1996]. Кроме того, как и в других профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение полноценной обратной связи об успешности и качестве работы — например, проявление уважения со стороны сотрудников, своевременное получение информации о качестве проведенных изменений или реализации новых планов и др. Воздействие указанных факторов ведет к возрастанию интенсивности когнитивных, эмоциональных и коммуникационных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к психологическим ресурсам руководителей [Водопьянова и Старченкова, 2002; Никифоров (ред.), 2000,2003; Schabracq и Winnubst, 1996].

Вместе с тем, в литературе практически не затрагивается вопрос о специфике причин и форм проявлений стресса в разных видах управленческого труда. Кроме того, фактически отсутствует комплексный анализ проявлений стресса в деятельности менеджеров разного должностного статуса, позволяющий проследить особенности формирования профессионально обусловленных синдромов стресса в полном цикле его развития — от причин, определяемых содержательной спецификой и условиями деятельности определенного типа менеджерских профессий, до фиксации негативных переживаний стресса в виде хронических неблагоприятных состояний и нарушений здоровья как в личностном, так и физическом плане [Бодров, 2000; Водопьянова и Старченкова, 2005; Леонова, 2004]. Отсутствие специальных исследований такого рода крайне затрудняет решение актуальных для практики вопросов, связанных с подготовкой специализированных средств оказания психологической помощи менеджерам, занимающим разные должностные позиции в конкретных организационных структурах. В нашем исследовании предпринята попытка частично восполнить этот пробел на основе детализированного изучения различий в психологической структуре проявлений профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса в зависимости от содержательных особенностей их труда и ряда индивидуально-психологических факторов.

Разработка этой актуальной проблемы требует использования адекватной методической базы для комплексной оценки профессионального стресса. Однако в отечественной прикладной психологии практически не существует специализированных методик для диагностики стресса в труде или профессионального стресса. Для этих целей чаще используются методики более общего профиля, оценивающие проявления стресса по косвенным показателям или по его фрагментарной симптоматике [Леонова, 2000, 2004]. В зарубежной психологии вопрос о создании специализированных диагностических средств для оценки профессионального стресса разрабатывается более активно, хотя скорее на уровне создания обобщенных концептуальных моделей, чем в плане подготовки конкретных методик [Леонова, 2000; Cooper (eds.), 2000; Quick et al., 1998]. Поэтому открытым остается вопрос о подготовке адекватного диагностического инструментария для проведения прикладных исследований профессионального стресса. При этом данный вопрос нельзя решить только на основании простого « переноса » тестов, применяемых в других областях психодиагностической практики или адаптации хорошо зарекомендовавших себя западных тестов, направленных на диагностику частных проявлений стресса.

В этой связи представлялось актуальным в рамках разрабатываемой в данной диссертации тематики провести работу по психометрической верификации новых психодиагностических средств, специально предназначенных для оценки профессионального стресса. К числу таких специализированных инструментов относится недавно подготовленная диагностико-превентивная система « Интегральная диагностика и коррекция стресса », сокращенно ИДИКС [Леонова, 2004]. Проверка диагностической чувствительности и возможностей ее использования для работы с разными профессиональными контингептами является необходимым этапом при обосновании установок современных исследователей на создание комплексных технологий стресс-менеджмента [Леонова, 2004; Никифоров (ред.), 2003; Cooper (eds.), 2000; Schabracq и Winnubst, 1996]. В нашем исследовании была выполнена часть этой работы, которая включала прикладную верификацию диагностической части системы ИДИКС для особенностей проявлений профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса.

Цель исследования состояла в изучении особенностей формирования и проявлений профессионального стресса в зависимости от уровня должностной позиции и содержания трудовой деятельности менеджеров в управленческой структуре организаций.

Объект исследования — содержание и условия реализации профессиональной деятельности менеджеров разного должностного статуса, определяющие особенности развития и проявлений профессионального стресса.

Смотрите так же:  Влияние природы на стресс человека

Предмет исследования — психологическая структура и специфика синдромов профессионального стресса у менеджеров высшего звена и линейных менеджеров в производственных и коммерческих организациях.

Основная гипотеза исследования: содержание и условия реализации деятельности определяют различия в синдромах проявлений и особенностях формирования профессионального стресса у менеджеров разного уровня в управленческой структуре организаций.

Проверка основной гипотезы включала детализацию и постановку ряда эмпирических гипотез:

1. Психологическая структура проявлений профессионального стресса у менеджеров характеризуется рядом специфических особенностей, которые определяются содержанием и формами организации управленческого труда.

2. Уровень должностной позиции менеджера является главным фактором, влияющим па степень выраженности и качественное своеобразие синдромов профессионального стресса со стороны его причин, актуальных проявлений и фиксации негативных последствий в формах устойчивых поведенческих и личностных деформаций.

3. Тендерные и возрастные особенности оказывают опосредующее влияние на форму и степень выраженности синдромов профессионального стресса в группах менеджеров разного должностного статуса.

4. Формирование специфических синдромов профессионального стресса связано с переструктурированием способов адаптации к комплексу факторов повышенной напряженности управленческого труда, которые ведут к аккумуляции негативных последствий стресса.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутых гипотез осуществлялась в процессе последовательного решения следующих задач исследования:

1. Проведение концептуального анализа существующих подходов к изучению профессионального стресса и обоснование выбора методических средств для реализации комплексной стратегии его изучения в управленческой деятельности.

2. Определение основных риск-факторов для развития профессионального стресса у менеджеров разного уровня на основании психологического анализа профессиональной деятельности в соответствии с доминирующим типом выполняемых трудовых задач и функциональных обязанностей.

3. Прикладная верификация комплексной системы « Интегральная диагностика и коррекция стресса » (ИДИКС) и психометрическое обоснование возможностей ее использования для изучения специфики психологической структуры профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса.

4. Сравнительный анализ особенностей профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса для определения общих и специфичных черт в синдромах его проявлений, определяемых содержательными и организационными требованиями к деятельности высшего и линейного звеньев управленческой структуры.

5. Оценка взаимосвязей между степенью выраженности профессионального стресса со стороны основных компонентов в его психологической структуре и наличием риск-факторов в образе жизни, сохранности физического здоровья и личностного благополучия обследуемых категорий менеджеров, а также влияния возрастных и гендерных различий.

6. Подготовка рекомендаций по созданию специализированных программ профилактики и коррекции стресса у менеджеров разного должностного статуса с учетом индивидуализированных синдромов его проявлений и глубины деструктивных последствий.

Методологической базой исследования послужили основные положения психологической теории деятельности [Леонтьев, 1975] и их разработка в рамках психологического анализа управленческой деятельности [Кабаченко, 1997; Климов, 1996; Никифоров (ред.), 2000]; принципы системно-деятельностного подхода к изучению труда руководителей [ Деркач , 1995; Журавлев, 2004, 2005]. Современные парадигмы изучения профессионального стресса [Бодров, 1995, 2000; Касл, 1995; Леонова, 2000; Cooper (eds.), 2000; Lazarus, 1991] и структурно-интегративный подход к изучению функциональных состояний [Дикая, 2003; Леонова, 1988, 2004; Медведев и Леонова, 1996] выступили в качестве конкретной методологической базы при проведении эмпирической части исследования.

Методы исследования. Для сбора данных и анализа результатов эмпирического исследования был использован комплекс методов, в состав которого вошли следующие группы конкретных методик и статистических процедур:

1. профессиографический анализ деятельности менеджеров разного должностного статуса по материалам литературных источников и опроса сотрудников участвовавших в исследовании организаций;

2. стандартизованная анкета-интервью, направленная на получение исходной информации о профессионально-демографическом статусе всех менеджеров, принявших участие в обследовании, состоянии их здоровья, особенностях образа жизни и наличии вредных привычек, отражающих наличие общих стресс-факторов в профессиональной и личной жизни обследованного контингента менеджеров;

3. диагностико-оценочная часть комплексной системы « Интегральная диагностика и коррекция стресса » — ИДИКС [Леонова, 2004] как основной метод получения верифицированных данных о качественной специфике синдромов профессионального стресса у обследованных категорий менеджеров на групповом и индивидуальном уровне;

4. процедуры многомерной статистической обработки для обоснования данных о наличии существенных различий в психологической структуре профессионального стресса в зависимости от уровня должностной позиции менеджера, а также основных опосредующих индивидуальных факторов, которые включали подсчет основных показателей описательной статистики для сопоставления с тестовыми нормами, однофакторный дисперсионный анализ, стандартные процедуры корреляционного и кластерного анализа [Гусев и др., 1998; Леонова и Капица, 2003; Сидоренко, 2003]. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью компьютеризованного пакета программ SPSS, версия 12.0.

Эмпирическая часть исследования проводилась в опросной форме с управленческим персоналом ряда крупных организаций г. Москвы и Московской области: ЗАО «Группа Компаний « Дружба », ООО « Печатник М », ЗАО « Роспроект », Компания « Гарант » и др.

Достоверность полученных результатов обеспечена концептуальным обоснованием иерархической схемы исследования профессионального стресса и использованием адекватного методического инструментария, в частности, применением полностью стандартизованной и дополнительно валидизированной системы ИДИКС и комплектом сопровождающих описательных методик, а также применением современных статистических средств для количественной и качественной обработки данных. Обоснованность результатов подтверждается представительностью обследованной выборки менеджеров. В целом, в исследовании принял участие 131 человек (из них 46 менеджеров высшего звена и 85 менеджеров линейного уровня) при достаточно равномерном распределении выделяемых подгрупп по возрасту, стажу работы и тендерной принадлежности. Численный и качественный состав обследованного контингента менеджеров соответствует требованиям к применению выбранных статистических процедур анализа данных.

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

1. Впервые проведено комплексное исследование особенностей проявлений профессионального стресса у менеджеров, занятых на разных уровнях управленческой структуры организаций. При этом показана специфика синдромов профессионального стресса в двух разных видах управленческого труда и их отличие от типичных форм острых и хронических дезадаптациопных состояний, доминирующих у представителей других профессий (специалистов гуманитарного и технического профиля). Кроме того, детализированы представления о том, какие конкретные негативные проявления профессионального стресса характерны для менеджеров высшего звена и линейных менеджеров. Это позволяет уточнить содержание часто упоминаемого в современных психологических исследований, но недостаточно специфицированного тезиса о « повышенной напряженности » управленческого труда, и перевести его в план анализа конкретных форм нарушений механизмов психологической адаптации руководителей разного должностного уровня.

2. Впервые реализована комплексная стратегия изучения профессионального стресса применительно к деятельности управленческого персонала, рассматривающая его формирование в полном цикле развития: от выявления объективных причин и риск-факторов развития стресса, формирования специфичного « субъективного образа » профессионально-значимых трудностей и мотивационного отношения к наличной профессиональной ситуации, и до возникновения конкретных форм острых и хронических стрессовых состояний, накопление которых приводит к устойчивым нарушениям здоровья и профессионально-личностным деформациям. На этом основании даны детализированные психологические характеристики синдромов профессионального стресса у менеджеров разных категорий, что обеспечивает целенаправленный подбор наиболее эффективных мероприятий для борьбы со стрессом при работе с различными группами представителей управленческих профессий.

3. Впервые систематически проанализировано влияние таких важных индивидуальных характеристик, как возраст, стаж и тендерная принадлежность менеджеров на специфические особенности проявлений профессионального стресса. Доказана их опосредующая роль в развитии разных форм успешной и неуспешной адаптации управленческого персонала к стресс-факторам трудовой среды, что обосновывает необходимость проведения индивидуализированной работы по профилактике и коррекции профессионального стресса в группах менеджеров, различающихся по возрастному составу и тендерной принадлежности.

4. Получены новые данные об особенностях психологической структуры профессионального стресса у лиц с выраженной и высокой степенью развития стресса, которые открывают перспективные возможности для анализа аккумуляции негативных последствий стресса и их интерпретации в терминах перестройки задействованных адаптационных механизмов в психологической структуре регуляции деятельности.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии принципов структурно-интегративного подхода применительно к области изучения профессионального стресса, что позволяет рассматривать феноменологию этого сложного явления с позиций изменений в иерархической системе регуляции деятельности в зависимости от требований конкретных видов труда. В диссертации доказано наличие закономерной связи между спецификой синдромов профессионального стресса и содержательными характеристиками труда менеджеров разного должностного статуса, принципиальные различия в деятельности которых связаны с приоритетной целевой направленностью на решение задач стратегического управления организацией (менеджеры высшего звена) и тактическими целями оперативного управления (линейные менеджеры). Показано, что должностной статус менеджера и тип организации приводит к дифференциации характерных синдромов стресса и доминированию неоднородных профессионально обусловленных личностных деформаций у разных категорий управленцев. Это существенно расширяет представления о причинах развития и конкретных видах дезадаптационных состояний в управленческих видах труда, которые могут быть систематизированы с точки зрения неэффективности используемых профессионалами компенсаторных средств и копинг-стратегий, ведущих к развитию определенных типов нарушений работоспособности и личностного благополучия

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практике профессиональной диагностики для оценки надежности и сохранности здоровья управленческого персонала организаций, а также для определения основных стресс-факторов производственной среды, требующих внедрения оптимизационных мероприятий. Описанная феноменология синдромов стресса и факторов, обуславливающих их развитие, может быть использована в качестве основы для разработки рекомендаций по психопрофилактике и коррекции острых и хронических стрессовых состояний, а также для предупреждения развития неблагоприятных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций (синдром выгорания, тип А поведения, невротические проявления и др.). Данные о влиянии должностного статуса, типа и специфики организации можно использовать для уточнения конкретных средств и способов оказания психологической помощи разным категориям специалистов с точки зрения устранения основных факторов в работе, субъективно воспринимаемых как наиболее стрессогенные .

Кроме того, информация о факторах повышенной напряженности в управленческой деятельности и типичных проявлениях профессионального стресса позволяют обосновать рекомендации по созданию обучающих программ, которые могут быть включены в процесс профессиональной подготовки управленческих кадров. К ним, в первую очередь, относятся программы обучения базовым релаксационным техникам, приемам психологической саморегуляции состояний, навыкам общения и ведения переговоров, навыкам планирования деятельности и тайм-менеджмента. Целесообразность применения и модульный состав комплекса оптимизационных мероприятий обоснованы в тексте диссертации. Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности психологической структуры профессионального стресса у менеджеров определяются содержанием и условиями реализации деятельности в конкретных видах управленческого труда: направленностью на решение задач стратегического менеджмента у руководителей высшего звена и обеспечением функций оперативного управления у линейных менеджеров.

2. Уровень должностной позиции менеджера является главным фактором, влияющим на степень выраженности и качественное своеобразие синдромов профессионального стресса в управленческой деятельности.

3. Возрастные и гендердерные особенности менеджеров являются опосредующими факторами в развитии профессионального стресса, отражающими влияние этапа профессионального развития и социокультурных норм поведения на механизмы индивидуальной адаптации к трудовой ситуации.

4. Прикладная верификация комплексной системы « Интегральная диагностика и коррекция стресса » подтверждает ее содержательную валидность и возможность прикладного использования для дифференциальной диагностики профессионального стресса в разных видах управленческой деятельности.

Апробация работы проводилась на кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (2005 г.). Основные результаты исследования были представлены в рамках научных конференций на 3-ем Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003); на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ — 2004», секция « Психология » (Москва, 2004); на Межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» (Москва, 2005 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст составляет 145 страниц. Работа проиллюстрирована 16 рисунками и 20 таблицами. Список использованной литературы включает 167 источников, из них 31 на иностранных языках. В приложениях представлены тексты диагностических методик, использованных в эмпирической части исследования, а также данные первичной статистической обработки, детализирующие некоторые результаты работы.

Заключение диссертации по теме «Психология — Отраслевая психология — Психология труда — Влияние специфических факторов и особых (экстремальных) условий. Психическая напряженность (стресс)», Качина, Анастасия Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

В нашем исследовании был проведен систематический анализ особенностей проявлений и факторов риска для развития профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса на основе реализации принципов деятельностного подхода к изучению профессионального труда [Иванова, 2003; Климов, 1998; Леонтьев, 1975; Стрелков, 2001] и структурно-интегративного подхода к оценке функциональных состояний человека [Леонова, 1988; Леонова и Кузнецова, 1993]. Созданная на этой основе комплексная диагностика-превентивная система « Интегральная оценка и коррекция стресса » [Леонова, 2000, 2004] прошла этап прикладной верификации на начальном этапе проведенного нами эмпирического исследования. Это послужило обоснованием ее использования в качестве основного методического инструмента для определения изменений в психологической структуре профессионального стресса, характерных для разных видов управленческой деятельности. Результаты, полученные в основной части выполненного исследования, позволили существенно расширить и детализировать устоявшиеся представления о высокой степени напряженности труда, наличия большого количества факторов риска для здоровья и личностного благополучия в деятельности руководителей в целом [Друкер, 2003; Купер и Маршалл, 1995; Quick et al., 1997]. В результате проделанной работы был выделен ряд закономерностей, определяющих специфику синдромов профессионального стресса в зависимости от содержания трудовой деятельности и уровня должностной позиции менеджеров в управленческой структуре организаций, а также опосредующих их влияние тендерных, возрастных и индивидуальных различий.

В первую очередь, в ходе исследования были определены характерные особенности проявлений стресса у менеджеров в зависимости от доминирующей направленности управленческих функций и типа трудовых задач, решаемых руководителями разного должностного статуса. Показано, что в деятельности всех рассмотренных категорий управленческого персонала имеются как общие, так специфичные факторы, определяющие выраженный уровень развития профессионального стресса. Общими особенностями психологической структуры профессионального стресса в разных видах управленческого труда являются высокие оценки субъективной напряженности наличной рабочей ситуации или « образа » профессиональных затруднений, прежде всего со стороны большого разнообразия и повышенной значимости трудовых задач, а также недостаточной автономии исполнения. Наряду с этим, обнаружен выраженный уровень симптоматики острого стресса (ухудшение общего самочувствия и когнитивная напряженность) и устойчивых переживаний хронического стресса (устойчивые переживания тревоги и депрессии), сопряженные с демонстрацией склонности к типу А поведения. Представляется, что перечисленные общие черты профессионального стресса у менеджеров обусловлены прототипическими особенностями управленческой деятельности в целом. По своему исходному предназначению она связана с переработкой и координацией больших объемов информационных потоков, интенсивностью межличностных коммуникаций, наличием жестких временных лимитов, разноплановостью решаемых трудовых задач, высокой личностной включенностью в процесс работы и ответственностью за результаты коллективного субъекта труда.

Смотрите так же:  Гомеопатические о стресса

В то же время, по результатам исследования оказалось возможным достаточно четко выделить различия в специфике формирования психологической структуры профессионального стресса у менеджеров в зависимости от уровня должностной позиции, занимаемой специалистом, и содержательных особенностей задач, решаемых на конкретном трудовом посту.

Для менеджеров высшего звена характерна отнесенность основных источников стресса к внешним обстоятельствам, прежде всего напряженным условиям труда, неоптимальной организации процесса работы, высокой интенсивностью трудовых нагрузок и осложнений в плане социальных отношений (межличностных коммуникаций) разного уровня. Выраженная симптоматика острого стресса характеризуется признаками психофизиологического истощения, повышенной эмоциональной и когнитивной напряженностью, которым соответствуют устойчивые проявления хронического стресса -тревога, депрессивные переживания и нарушения сна, сопровождающиеся высокими показателями типа А поведения.

В структуре профессионального стресса линейных менеджеров с большей отчетливостью выражены субъективные оценки затруднений в наличной трудовой ситуации: высокое разнообразие и сложность задач, низкая автономия при высокой степени ответственности за результаты труда. Проявления острого стресса включают признаки повышенной когнитивной напряженности и генерализованного снижения общего самочувствия, фиксирующиеся в симптоматике хронического стресса -устойчивых переживаний тревоги и агрессии, сопровождающихся соматизацией на уровне невротических реакций.

Таким образом, большое число разнородных проявлений и факторов, обусловливающих специфику проявлений профессионального стресса в разных группах менеджеров, может быть интегрировано в единую картину при анализе задействованных механизмов регуляции деятельности, выполняемой в условиях повышенной мобилизации внутренних ресурсов. Основным фактором, определяющим формирование специфических сиидромов профессионального стресса, является содержательная направленность трудовых задач, доминирующих в разных видах управленческого труда, которая непосредственно связана с должностной позицией менеджера.

В структуре профессионального стресса у менеджеров высшего звена выделяются три специфичных класса факторов риска для нарушений работоспособности и личностного благополучия специалистов:

1. Затрудняющие деятельность объективные условия и формы организации труда, отражающие направленность выполнения основных трудовых задач данной категории менеджеров на взаимодействия в макро-организационной среде.

2. Повышенные нагрузки в сфере межличностных отношений различного уровня, связанные с направленностью на разрешение конфликтных ситуаций и выполнением представительских функций.

3. Формирование устойчивых форм личностно-поведенческих деформаций, связанных с выраженной склонностью к типу А поведения и упрочнением неадекватных форм купирования стресса (интенсивное курение, употребление алкоголя, демонстрация враждебности в поведении).

Структура профессионального стресса у линейных менеджеров описывается двумя другими специфичными классами факторов риска:

1. Высокая субъективная оценка затруднений в содержательной стороне деятельности, прежде всего в плане повышенного разнообразия и сложности трудовых заданий при недостаточной автономии исполнения, отражающая направленность на решение тактических задач и оперативного управления.

2. Аккумуляция выраженной симптоматики хронического стресса со стороны устойчивого нарастания тревоги, агрессии и фиксации соматизировапных невротических реакций.

По результатам сравнительного анализа результатов, полученных в подгруппах женщин и мужчин, было установлено, что тендерные различия имеют опосредующее влияния на специфику проявлений профессионального стресса в группах менеджеров разного должностного статуса. Они проявляются в более выраженной симптоматике переживаний острого и хронического стресса у менеджеров-женщин, которые не связаны с изменением психологической структуры профессионального стресса в разных видах управленческого труда и отражают скорее различия в формах реагирования на затруднения мужчинами и женщинами, закрепленными в культуре поло-ролевыми стереотипами поведения.

Различия в специфике формирования профессионального стресса у менеджеров в зависимости от фактора возраста проявляются в соответствии с особенностями разных этапов профессионального пути [Климов, 1996]. В группе менеджеров высшего звена возрастные различия синдромов профессионального стресса связаны со своеобразием профессиональной ситуации развития. Так, в группе относительно молодых управленцев (до 27 лет) развитие стресса связано с влиянием социально ориентированных мотивационных установок (потребностью в самоутверждении, развития карьеры и повышения профессионального статуса). У менеджеров старшего возраста (свыше 45 лет) ведущую роль играют личностно ориентированные установки (возрастание уровня притязаний, потребность в самоактуализации и самоуважении) и накопления остаточных эффектов истощения при отсутствии адекватных навыков саморегуляции состояний. Менеджеры среднего возраста (от 27 до 45 лет) в целом продемонстрировали относительно устойчивые оценки в проявлениях синдрома профессионального стресса, значимо не отличающиеся от описанных групповых тенденций.

Динамика проявлений профессионального стресса в группе линейных менеджеров отражает своеобразие форм дезадаптации в наличной трудовой ситуации, типичных для разных стадий овладения профессиональным мастерством. Так, в подгруппе молодых специалистов (до 27 лет) отмечаются выраженные проявления депрессии и признаки синдрома выгорания, характерные для начальных периодов вхождения в профессию и становления профессионализма. Для подгруппы менеджеров старшего возраста (свыше 45 лет), достигших стадии мастерства, характерно накопление эффектов хронического утомления и признаки нарастающего истощения (физиологический дискомфорт, психосоматические реакции, нарушения сна), но не связанных с формированием профессионально обусловленных личностных деформаций. Эти данные соответствуют представлениям об общих этапах становления профессионала [Зеер, 2005] и отражают типичные трудности, мешающие эффективному выполнению деятельности па разных стадиях профессионализации.

По результатам основной части исследования были также проанализированы особенности трансформации психологической структуры профессионального стресса в зависимости от индивидуальной степени выраженности переживаний стресса в целом у разных лиц. Показано, что общий уровень проявлений стресса в целом не зависит от возрастных и тендерных различий у руководителей в каждой из обследованных категорий. Установлено, что по мере увеличения общего индекса стресса происходит не только нарастание качественно разнообразной симптоматики стресса, но и « пополнение » структурного состава в содержании основных компонентов « общегрупповых » синдромов профессионального стресса. Подгруппа менеджеров высшего звена с выраженным уровнем стресса является относительно « благополучной » со стороны качественного состава проявлений стресса. В данной подгруппе наиболее сильно проявляется только симптоматика острого стресса (когнитивная напряженность), связанная с повышенной субъективной оценкой затруднений в текущей трудовой ситуации и решением актуальных трудовых задач. В подгруппе с высоким общим уровнем эта « упрощенная » структура профессионального стресса дополняется новыми компонентами: (а) оценками повышенной трудности объективных условий труда, (б) накоплением симптоматики хронических стрессовых состояний (в плане перехода от текущих проявлений плохого самочувствия к появлению устойчивых нарушения сна) и (в) выраженной степенью профессионально-личностных деформаций (тип А поведения).

Аналогичная по типу динамика в психологической структуре профессионального стресса наблюдается и в группе менеджеров линейного уровня. В подгруппе с выраженным уровнем стресса, состав синдрома профессионального стресса характеризуется высокими субъективными оценками затруднений в текущей трудовой ситуации и проявлениями острого стресса (когнитивная напряженность и плохое самочувствие). В подгруппе лиц с высоким уровнем стресса этот редуцированный по составу синдром « обрастает » множеством взаимодополняющих признаков, затрагивающих практически все компоненты в иерархии проявлений профессионального стресса. Выявленный тип изменений можно охарактеризовать как некоторую форму генерализованного накопления и фиксации стрессовой симптоматики на разных уровнях системы обеспечения деятельности. В нем отражается закономерная последовательность нарушений в механизмах регуляции деятельности: (а) начиная от ситуативных оценок стресс-факторов в наличной трудовой ситуации и возникающих в ответ острых стрессовых состояний; и (б) до усиления воздействия факторов риска со стороны всей организационной среды и фиксации устойчивых проявлений стресса в виде хронических стрессовых состояний и личностно-поведенческих деформаций.

В дополнение к этому на основании анализа проявлений стресса у руководящего состава двух конкретных организаций было продемонстрировано, что тип организационных взаимодействий влияет на общий уровень выраженности стресса и степень деструктивного воздействия стресс-факторов на психическое здоровье и личностное благополучие менеджеров разного должностного статуса. Однако влияние этого фактора не приводит к изменению качественного состава синдромов стресса, т.е. по сути дела не затрагивает психологическую структуру профессионального стресса у менеджеров, которые заняты на разных уровнях в управленческой иерархии организаций.

На основании обобщения результатов проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:

1. Реализованная в исследовании комплексная стратегия изучения профессионального стресса и выбранный диагностический инструментарий позволили определить специфику психологической структуры профессионального стресса у менеджеров, занятых на разных уровнях в организационного управления. В ней находят отражение особенности объективных причин возникновения стресса и субъективного образа профессиональных затруднений, специфика развития острых и хронических форм стрессовых состояний, их негативных последствий для здоровья и личностного благополучия у представителей данных видов труда.

2. Деятельность менеджеров содержит комплекс факторов повышенной напряженности, которые провоцируют интенсивное развитие профессионального стресса у данной категории профессионалов. Наряду с наличием стресс-факторов, общих для всех видов управленческих профессий, существуют специфичные комплексы причин развития стресса, характерных для разных видов управленческого труда. У менеджеров высшего звена они определяются направленностью деятельности на решение задач стратегического менеджмента и осуществление взаимодействий в организационной макросреде; тогда как у линейных менеджеров — доминированием направленности на решение тактических задач и функций оперативного управления в организационной микросреде.

3. Уровень должностной позиции и содержательный контекст деятельности является главным фактором, влияющим на степень выраженности и качественное своеобразие синдромов профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса. a. Для менеджеров высшего звена характерны отнесенность основных источников стресса к внешним факторам (напряженные условия труда, неоптимальная организация работы, высокая интенсивность нагрузок) и выраженные признаки психофизиологического истощения, тревоги и депрессии, усугубляемые доминирующим типом А поведения и использованием неадекватных поведенческих форм купирования стресса. b. У линейных менеджеров в большей степени выражены негативные субъективные оценки затруднений в образе наличной трудовой ситуации (высокое разнообразие и сложность задач, низкая автономия исполнения), повышенная когнитивная напряженность деятельности и фиксация устойчивых переживаний тревоги и агрессии, дополняющаяся появлением невротических реакций.

4. Тендерные различия опосредованно влияют на специфику формирования синдромов профессионального стресса и проявляются в более выраженной симптоматике переживаний острого и хронического стресса у менеджеров-женщин. Это отражает скорее общую закономерность в различиях и формах эмоционального реагирования на ситуацию между мужчинами и женщинами, а также закрепленными в культуре поло-ролевыми стереотипами поведения, и не связано с изменениями в структуре профессионального стресса у менеджеров разной тендерной принадлежности.

5. Влияние фактора возраста на психологическую структуру профессионального стресса проявляется со стороны особенностей ситуации личностного развития и этапов профессионального становления у менеджеров разных возрастных групп. Это находит отражение в динамике субъективного образа затруднений в наличной трудовой ситуации, а также доминировании разных форм психофизиологического и эмоционального истощения в подгруппах менеджеров молодого и старшего возраста.

6. Качественные изменения в психологической структуре профессионального стресса у менеджеров с разным общим уровнем развития стресса характеризуют механизмы генерализованного накопления негативной симптоматики на разных уровнях системы регуляции деятельности: от ситуативных оценок наличной трудовой ситуации до усиления воздействий стресс-факторов организационной среды и фиксации негативных последствий стресса в форме личностных и поведенческих деформаций.

7. Особенности организационной среды и формируемые индивидуальные стратегии преодоления стресса определяют специфику проявлений стресса и степень их деструктивного влияния на психическое здоровье и личностное благополучие менеджеров разного должностного статуса. Это определяет содержание программ коррекционных мероприятий, рекомендуемых для преодоления негативных последствий стресса у менеджеров в групповой и индивидуализированной формах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Качина, Анастасия Александровна, 2006 год

1. Алексеевский B.C. Введение в российский менеджмент. — М.: Изд-во « Манускрипт », 2001.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Изд-во « Педагогика », 1982.

3. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: учебное пособие. М.: Изд-во «Инфра-М», 2001.

4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

5. Антология организационной психологии / Под. ред. Б.М. Стоу. М.: Изд-во « Вершина », 2005.

6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. -1994.-№1.

7. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.

8. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: Изд-во ИПК ГС, 1996.

9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Изд-во « Наука », 1988.

10. Бердыклычева Н.М. Женщины в управлении и бизнесе // Энергия 2002. — №5, с. 66-70.

11. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

12. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика М.: Изд-во «Речь», 2004.

13. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во ИП РАН , 1995.

14. Бодров В. А. Экспериментальное изучение эмоционального напряжения у операторов // Военно-медицинский журнал. 1973. — № 1.

15. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: Изд-во « Пэр Сэ », 2000.

16. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб: Изд-во «Прайм-Еврознак», 2003.

17. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Изд-во « Наукова Думка », 1989.

18. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике . СПб.: Изд-во « Питер », 2005.19.

Другие статьи

  • Социальный центр помощи семьи и детям выборгского района Наш основной адрес: Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д.19, лит.Е Телефон: +7 (812) 294-28-76. Факс: (812) 294-05-17 E-mail: [email protected] До нас можно добраться на: - трамваях №55, 40 до остановки "улица Обрели", - трамваях №20, 21 и автобусе №86 до […]
  • Показатели физического развития детей в доу Показатели физического развития детей 4–7 лет. Рузана Атабиева Показатели физического развития детей 4–7 лет. Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь) и в конце […]
  • Грипп у детей сестринский уход Лекция №12 Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» ОРВИ - группа инфекционных болезней, вызываемых вирусами, передающихся воздушно-капельным путем, характеризующихся синдромом общей интоксикации и преимущественным поражением […]
  • Зодак для детей до 1 года инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Капли для приема внутрь прозрачные, от бесцветного до светло-желтого цвета. Вспомогательные вещества: метилпарабен, пропилпарабен, глицерол, пропиленгликоль, натрия сахарин, натрия ацетат, кислота уксусная ледяная, […]
  • Роль семьи в воспитании моральных качеств ребёнка «Роль семьи в развитии морально – нравственных качеств подростка» Главная > Документ «Роль семьи в развитии морально – нравственных качеств подростка» Добрый день, уважаемы родители! Мы рады новой встрече с вами! Сегодня мы собрались большой, дружной семьёй, чтобы […]
  • Лечение детей арбидолом Схемы приема у детей АРБИДОЛ ® является средством с прямым противовирусным действием, которое может быть рекомендовано детям в рамках профилактики и лечения простудных заболеваний. Препарат обладает выраженной терапевтической активностью в отношении гриппа А и В, […]