Словарь аутизм

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

(от греч. autоs — сам), состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутр. жизни и активным отстранением от внеш. мира.

Естествознание. Энциклопедический словарь

Философский энциклопедический словарь . 2010

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник» . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Аутизм (от греч. auto – сам) — термин ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер (1857–1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин «А.» употребляется также в неклиническом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека, состоящих в повышенной ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций (по сравнению со среднестатистической нормой) – при сохранности произвольности все это находится в границах нормы.

Ранний детский А. (англ. infantile autism) впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943). В настоящее время рассматривается как первазивное (общее, многостороннее) нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ц. н. с. ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозология. Р. д. А. отмечается в 4–6 случаях на 10 тыс. детей; чаще встречается у мальчиков (в 4–5 раз чаще, чем у девочек).

Основные клинические признаки Р. д. А.: 1) сам А. как врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка; 2) стереотипность в поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и действия, пристрастия, интересы; 3) необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и сверхочарованность определенными впечатлениями; 4) нарушения речевого развития в контексте общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка, мутизм в более чем 1/3 случаев, эхолалии, перверзия местоимений, речь штампами, нарушения просодики (интонация, ударения, темп, ритм речи); 5) особенность психического развития отмечается с раннего возраста, аномалии становятся очевидными до 30 мес.

Период наиболее выраженных проявлений Р. д. А. – со страхами, негативизмом, агрессией, ожесточенной стереотипной аутостимуляцией – возраст 3–5 лет. Позже острота может сглаживаться и на 1-й план выступают нарушения развития, личностная и соц. незрелость. Хотя дети с А. часто проявляют парциальную одаренность в невербальных областях, более 2/3 из них умственно отсталы. Искажение, асинхрония развития психических функций представляет единый узел аффективных и когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция, организация специальной системы помощи людям с последствиями Р. д. А. См. Игровая терапия. (О. С. Никольская)

Смотрите так же:  Боли в мышцах ног при неврозе

Значение слова АУТИЗМ в Толковом словаре психиатрических терминов

( греч. autos – сам) (Bleuler E., 1911). «Отщепление» от действительности, фиксация на внутренних переживаниях, аффективных комплексах при шизофрении. Под аутизмом понимают изменение отношения больного к людям, уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потерю эмоционального контакта с окружающими. Наблюдается, главным образом, при шизофрении, однако описывается и при грезах у психопатических личностей истероидного круга, у психически здоровых в известные периоды жизни, когда логическое отступает на задний план, – например, у фантазирующих детей при отсутствии у них жизненного опыта, необходимого для овладения логическими формами мышления.

— А. детский (Kanner L., 1943). Характерны следующие признаки: 1) нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни; 2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными; 3) недостаточность принятия позы готовности при взятии на руки; 4) недостаточность коммуникативного пользования речью; 5) прекрасная механическая память; 6) эхолалия; 7) буквальность в употреблении слов; 8) извращенное употребление личных местоимений; 9) нарушение пищеварения на первом году жизни. 10) ранний страх определенных громких звуков и движущихся объектов; 11) монотонное повторение звуков и движений; 12) страх изменений в обстановке (см. Каннера феномен тождества ) 13) однообразие спонтанной активности; 14) монотонные механические игры с неигровыми предметами; 15) впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и умному выражению лица; 16) серьезное выражение лица, напряженное в присутствии людей; 17) хорошее физическое здоровье (см. Кагана симптомы ).

Рассматривается как нозологически неспецифический синдром, один из его вариантов может быть отнесен к шизофрении и обычно предшествует манифестация процесса (Вроно М.С., 1971, 1976). Наряду с этим синдром детского аутизма выделяется при шизоидной психопатии как органический аутизм, парааутистические состояния по типу невротических реакций, а также в связи с экзогенными вредностями в анте– и перинатальном развитии при известной неравномерности и задержке развития в дальнейшем (Каган В.Е., 1981).

См. также Кагана симптомы детского аутизма

Син.: синдром Каннера.

— А. судорожный (Boyer J.S., Deschartrette A., 1980). Сочетание детского аутизма с Леннокса–Гасто синдромом. С устранением в процессе лечения эпилептических припадков явления аутизма идут на убыль и отмечается восстановление интеллектуального уровня.

Син.: синдром Буайе–Дешатретта.

Толковый словарь психиатрических терминов. 2012

Словарь наиболее часто используемых сокращений

Русскоязычные сокращения

ВФА — высокофункциональный аутизм
МКБ-10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра
НТ — нейротипик(и), нейротипичный
ОКР — обсессивно-компульсивное расстройство
РАС — расстройство(-ва) аутического спектра
РДА — ранний детский аутизм (F84.0) 1
СА — синдром Аспергера (F84.5)
СП — сенсорная перегрузка
ШРЛ — шизоидное расстройство личности (F60.1)
ШТРЛ — шизотипическое расстройство личности (F21)

Смотрите так же:  Может ли тошнить от стресса

Англоязычные сокращения

DSM-IV — Diagnostic Manual of Mental Disorders, 4th Edition (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, 4-е издание)
PDD-NOS — Pervasive Developmental Disorder – Not Otherwise Specified (первазивное расстройство развития неуточнённое)

1 Здесь и далее код в скобках означает шифр по МКБ-10.

С точки зрения парадигмы патологии аутизм – это болезнь или психическое расстройство, а по парадигме нейроразнообразия – естественная неврологическая особенность, которая является неотъемлемой частью аутичного человека и влияет на восприятие, образ мышления и общение с другими людьми, и при этом является инвалидностью. Примерно каждый сотый человек аутичен.
🔸 Ник Уолкер: «Что такое аутизм?»
🔸 Критерии диагностики аутизма по DSM-IV и МКБ-10.
🔸 «Аутичные взрослые и подростки»

Суффикс -изм часто используется для образования названий болезней или идеологий, а суффикс -ность – для образования названий состояний и идентичностей (например, как в паре «гомосексуализм» и «гомосексуальность»).

Аутичность – это не то же самое, что «наличие аутичных черт» или РФА (хотя это мнение большинства специалисто_к по аутизму). Нельзя сказать, что у нейротипичного человека с аутичными чертами есть аутичность. Это слово используется только по отношению к аутичным людям (например, некоторым больше нравится говорить не «мой аутизм влияет на мою жизнь», а «моя аутичность влияет на мою жизнь»).

「 autism spectrum / autistic spectrum 」
Большинство людей считает, что аутизм похож на прямую линию с характеристиками «легкий» и «тяжелый» на концах. С медицинской точки зрения (в парадигме патологии) аутичный спектр – это совокупность различных расстройств с аутичными чертами (РАС).

На самом деле аутизм – гибкое понятие. Это спектр, который похож на сферу или круг, с зонами черт, которые по-разному выражаются у аутисто_к и аллисто_к. Спектр состоит из множества особенностей, и у каждой особенности есть свои показатели: какие-то черты могут быть больше похожи на черты аллисто_к, а некоторые – даже меняться со временем или при определенных обстоятельствах.

「 broader autism phenotype / BAP 」
Это наличие характерных для аутизма черт на уровне выраженности выше среднего, однако ещё недостаточном для постановки диагноза. Чаще всего наблюдаются небольшие отличия в социальных и коммуникативных навыках. С повышенной частотой встречается у членов семей аутичных людей, что связано с преимущественно генетическим характером аутизма.

「 functioning labels 」
Это разделения аутичных людей на «низкофункциональных» и «высокофункциональных». Данные термины используются для того, чтобы объяснить разницу между невербальными аутист_ками (иногда также аутист_ками, имеющими значительные проблемы, которые могут помешать им жить самостоятельно) и аутист_ками, не имеющими проблем с речью.

Многие аутичные люди считают эти термины оскорбительными и бессмысленными, потому что одна и та же аутичная персона в разные периоды своей жизни может быть как «низкофункциональной», так «высокофункциональной».

Смотрите так же:  Признаки болезни слабоумия

「 Asperger syndrome / Asperger’s / AS 」
Синдром Аспергера является частью аутичного спектра. Единственная значительная разница между синдромом Аспергера и аутизмом – то, что при синдроме Аспергера нет «значительной в клиническом смысле задержки речи». То есть при одинаковом поведении, восприятии и образе мышления тем людям, которые начали говорить в том же возрасте, что и большинство их сверстни_ц, поставят диагноз «синдром Аспергера», а тем, кто начал говорить позже, поставят диагноз «аутизм».
🔸 Подробнее о синдроме Аспергера


узкая радужная горизонтальная кнопка с надписью "следующая страница"

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое «АУТИЗМ» в других словарях:

аутизм — Термин, введенный Блейлером для обозначения формы мышления, характеризующейся ослаблением или потерей контакта с реальной действительностью, отсутствием стремления к общению и чрезмерным фантазированием. Глубокий аутизм, согласно Блейлеру,… … Большая психологическая энциклопедия

Другие статьи

  • Виды занятий по развитию речи для детей 2-3 лет Формы занятий по развитию речи детей раннего возраста После двух лет жизни основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. Существуют различные формы развития речи ребенка. Если до двух лет ребенок употреблял в своей речи 300 слов, то, при […]
  • Этамзилат инструкция по применению детям Этамзилат (Etamsylate) Действующее вещество Фармакологические группы Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска 1 ампула с 2 мл инъекционного раствора содержит этамзилата 0,25 г; в упаковке 10 шт. Фармакологическое действие Увеличивает образование в […]
  • Камистад можно ли ребенку Камистад гель для детей и взрослых, инструкция, аналоги, отзывы Камистад гель является средством, снимающим боль и воспаление в ротовой полости. Активно применяется в стоматологии. Выпускается в виде прозрачного геля, имеющего желтоватый оттенок. Обладает характерным […]
  • Упражнения для развития гибкости детей дошкольного возраста Для дошкольников Главная Школа Развитие гибкости у детей дошкольного возраста Средства и методы развития гибкости у детеи? дошкольного возраста Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста. Все упражнения на гибкость можно разделить на две […]
  • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]
  • Н б лурье воспитание глубоко умственно отсталого ребенка Н б лурье воспитание глубоко умственно отсталого ребенка 1. Дайте определение дефекта развития. 2. Приведите примеры сложных дефектов. 3. В чем отличие первичных дефектов от вторичных? 4. Какие группы нарушений или патологий выделяют в зависимости от времени […]