Слух месячного ребенка

Слух месячного ребенка

Слуховая система начинает работать еще до рождения ребенка с 6-го месяца внутриутробного развития. Младенец хорошо слышит голос матери и ее сердцебиение, а по мере развития слуха — окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.

С момента рождения развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды. В детстве ребенок запоминает звуки и учится соотносить их с объектом, который их издает, овладевая своеобразным звуковым словарем.

Как новорожденный воспринимает человеческую речь

Через 12 часов после рождения ребенок уже способен отличить человеческую речь от других звуков и реагирует на нее едва заметными движениями. Интересно, что дети предпочитают связную речь повторению произвольного набора слогов.

Новорожденный может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей. А когда ребенок плачет, прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофон, может успокоить его.

Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между родным и незнакомым языком. Французский лингвист Жак Меллер провел интересный эксперимент, в котором принимали участие четырехдневные младенцы из франкоязычных семей. Ученый использовал специально сконструированные соски, регистрирующие частоту сосательных движений. Во время кормления младенцы прослушивали рассказ, записанный на магнитофонную пленку, сначала на русском, а потом на французском языке. Когда дети слышали французскую речь, они сосали более энергично, а прослушивание русской речи не влияло на их поведение. Аналогичный эксперимент был проведен с младенцами, которым оба языка были незнакомы. Прослушивание русской и французской речи никак не повлияло на их поведение.

Как ребенок воспринимает звуки окружающей среды

С рождения до 12 месяцев дети по-разному реагируют на звуки окружающей среды, их громкость и высоту звучания. Услышав посторонние звуки, ребенок обычно ведет себя так:

  • внимательно прислушивается, замирает, перестает двигаться, может даже прекратить сосать, если в этот момент он ел;
  • раскрывает глаза, моргает;
  • вздрагивает, если услышал резкий и громкий звук;
  • во время сна начинает шевелиться или просыпается, если звуки громкие.

Новорожденный с нормальным слухом реагирует только на звуки, издаваемые на небольшом от него расстоянии — не более полутора метров.

В 2—3 месяца ребенок, услышав посторонний звук, либо перестает сосать, либо начинает сосать энергичнее (если в этот момент он ест), широко раскрывает глаза или смотрит в сторону хорошо знакомого взрослого. Максимальное расстояние, на котором малыш реагирует на звук, увеличивается до 2—3 м.

У двухмесячного ребенка формируется комплекс оживления: он улыбается, активно двигает ручками и ножками, когда с ним ласково разговаривают.

В 3—6 месяцев ребенок способен определить местонахождение источника звука (локализовать) справа и слева от себя. В ответ на звук он водит глазами, поворачивает голову в сторону объекта, который его издает. Не волнуйтесь, если реакция проявляется не сразу — некоторые дети реагируют на звук только через несколько секунд. Максимальное расстояние, на котором ребенок слышит звуки
в этом возрасте, составляет 3— 4 м.

Недоношенные и физически слабые дети, а также малыши с нарушениями в развитии могут научиться находить источник звука позже, чем сверстники.

В этом возрасте у малыша появляется отрицательная реакция на резкие звуки: он вздрагивает, широко открывает глаза, морщится и начинает кричать. Такая реакция характерна для пугливых детей, которые реагируют криком не только на неожиданные звуки.

В 6— 12 месяцев ребенок реагирует на звук, издаваемый сзади, справа и слева от него. Расстояние, на котором дети этого возраста слышат звук, составляет сначала 4 м а в 12 месяцев -6 м.

Проверка слуха

Все звуки, окружающие нас в повседневной жизни, имеют разную громкость и частоту звучания. В зависимости от физической характеристики звуки бывают:

  • низкочастотными. Это звук проезжающего грузовика, стук отбойного молотка, в речи — звуки [н], [м];
  • среднечастотными. Например: звучание рояля, плач младенца, в речи — звуки [п], [г];
  • высокочастотными. Это шелест листвы, пение птиц, в речи — звуки [с], [ф], [Ц].

Когда нарушается слух, у человека снижается способность воспринимать звуки определенной частоты, в первую очередь высокочастотные звуки.

Для проведения обследования вам понадобятся:

  • три одинаковые баночки из-под фотопленки или капсулы из-под киндер-сюрприза, наполненные на одну треть крупой — манкой, гречкой горохом. Они передают звуки разной громкости: коробочка с манкой — 30—40 дБ, с гречкой — 50—60 дБ, с горохом — 70—80 дБ;
  • игрушка-пищалка. Она является высокочастотным звуковым стимулом.


Проводя обследование, строго соблюдайте правила.

1. Чтобы получить верные данные о состоянии слуха ребенка, сначала нужно воспроизвести тихие звуки, затем громкие. Звуковые сигналы надо подавать в следующей последовательности: манка > гречка > горох. Если эту последовательность нарушить, малыш, среагировавший на громкий звук, тихий звук может просто не заметить.

2. Перерыв между сигналами должен быть не менее 30 секунд. За это время угасает предыдущая реакция.

3. Ребенок не должен видеть вашу руку с баночкой, когда вы подаете звуковые сигналы.

4. Процедура обследования проводится поочередно с каждым ухом.

5. Во время обследования ребенок должен чувствовать себя комфортно, быть спокойным.

Не забывайте: реакция на звук может быть немного запоздалой, особенно если малыш родился недоношенным или физически ослаблен.

Как провести обследование?

Если ребенок не умеет сидеть, положите его на пеленальный столик. Если малыш старше 6 месяцев, можете посадить его себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие два человека — наблюдатель и ассистент. Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь его внимание к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. В тот момент, когда малыш смотрит прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти баночкой.

До 6 месяцев ребенок должен реагировать на звук гороха и игрушки-пищалки, старше 6 месяцев — на все предложенные звуки.

Если малыш не среагировал на звучание манки и пищащей игрушки, повторите проверку через некоторое время. О снижении слуха можно думать, если результаты повторного обследования оказались отрицательными. В этом случае незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или в специализированный центр к врачу-сурдологу — специалисту по нарушениям слуха.

Отклонения от нормы в развитии слуха.

Конец 1-го месяцаУслышав неожиданный и громкий звук, малыш не вздрагивает, не моргает, не перестает сосать.Конец 2-го месяцаНе прислушивается к звону колокольчика на расстоянии полутора метров.Конец 3-го месяцаНе ищет взглядом источник звука и не поворачивает голову вправо и влево в его сторону. Не реагирует на музыкальные игрушки.Конец 5-го месяцаНе прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.Конец 6-го месяцаНе реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения.Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону говорящего человека.

Как проверить слух ребенка

Проверка состояния слуха ребенка много раз упоминалась в темах про речь. Собственно говоря, если у ребенка не появляется лепет, или малыш лепечет редко и однообразно, сразу возникает вопрос про состояние слуха. Как же определить, слышит ли ребенок?

Самый простой способ – это наблюдение за поведением ребенка. Новорожденный малыш различает только громкие высокие звуки и практически не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки улыбкой, гулением и лепетом. Появляется четкий поворот головы в сторону источника звука. С 9 месяцев ребенок может повторить некоторые звуки, чаще всего неречевые (как папа кашляет, как мама чихает, как ежик сопит). После этого возраста малыши начинают понимать значение простых слов и начинает говорить простые лепетные слова.

Приведем более подробное описание поведения ребенка, которое поможет вам определить как развивается слух у вашего малыша:

  • Во сне ответ на громкие звуки открывает глаза, моргает, вздрагивает во сне или просыпается, может заплакать
  • Когда вы заговорите с ребенком, прекращает сосать или плакать

6 недель — 4 месяца

  • Перестает плакать, когда вы разговариваете
  • Перестает сосать, когда вы разговариваете
  • Реагирует на ваш голос – гулит и улыбается
  • Замирает, когда раздается новый звук
  • Начинает в горизонтальной позе поворачивать голову на звук и голос (4 мес)
  • Поворачивает голову в сторону звука, прислушивается, улыбается
  • Поворачивает голову на ваш голос
  • Узнает и реагирует на ваш голос: начинает гулить
  • Улыбается, когда к нему обращаются
  • Любит музыку
  • Поворачивает голову в поисках источника звука, даже очень негромкого
  • Поворачивается, когда его зовут по имени
  • Лепечет много разных звуков
  • Выражает разными звуками различные потребности
  • Ребенок начинает понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока».
  • Реагирует на звуки средней громкости
  • Указывает по просьбе знакомых людей или предметы, или поворачивается и смотрит на них
  • Понимает слова «нет» и «нельзя»
  • Появляются лепетные слова
  • Оборачивается, когда его окликают сзади
  • Поворачивает голову на тихие звуки
  • Поворачивает голову к тому кто разговаривает
  • Пытается имитировать звуки
  • Пользуется несколькими лепетными словами
  • Поворачивается к знакомым предметам или людям, когда их называют по имени, может показать пальцем
  • Понимает простые просьбы, например «Брось мячик» .
  • Начинает делать соответствующие движения, когда услышит знакомый стишок или песенку (ладушки, мишка косолапый)
  • Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.
  • Поворачивает голову на тихие звуки
  • Говорит не меньше 10 слов
  • Выполняет ваши просьбы не стараясь смотреть вам в лицо (если ребенок внимательно смотрит на ваше лицо, возможно, он читает по губам )
  • Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть доступным ему способом (ав-ав, бах)
Смотрите так же:  История обучения детей дошкольного возраста

Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинство из этих навыков, вы можете проверить слух следующими способами:

Обследование слуха с помощью звучащих игрушек: сначала шарманкой, пищалку затем дудкой и барабаном. Сделать это можно так:

Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева. Реакция ребенка — поворот головы в соответствующую сторону. Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров. Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.

Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста. В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании. При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом «гороховых проб»: баночек, заполненных горохом и крупой.

Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются: первая — нелущеным горохом, вторая — гречкой-ядрицей и третья — манкой. Четвертая баночка остается пустой. Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке — пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять.

Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука.

Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Что может помешать получить правильные результаты

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.

Развитие слуха ребенка до трех месяцев

Для развития слухового внимания, различения звуков и умения определять, где находится источник звука, надо, чтобы ребенок часто слышал негромкую речь взрослых, старших детей, ласково разговаривающих с ним. Хорошо также спеть песенку, позвенеть погремушкой или предоставить ребенку возможность послушать другие мелодичные звуки. Слуховое внимание проявляется в том, что, когда ребенок прислушивается к звукам, движения его задерживаются, он перестает плакать.

В течение второго-третьего месяцев младенец начинает прислушиваться ко все более тихим звукам: перестает беспокойно двигаться и кричать при разговоре с ним взрослого или при звучании погремушки. Слуховое внимание возникает при все более разнообразных звуках, длительность его возрастает.

Примерно к трем месяцам ребенок начинает определять, где находится источник звука. Если позвенеть погремушкой около полутора-, двухмесячного ребенка так, чтобы он не мог ее видеть или, спрятавшись, позвать его, то малыш не повернется к источнику звука. Однако выражение его лица и задержка движений говорят о том, что он слышит. Он просто еще не знает, откуда этот звук исходит. Узнает он об этом постепенно, если часто будет одновременно видеть взрослого и слышать его голос или видеть погремушку и слышать ее звучание.

Стремление увидеть источник звука сперва проявляется в том, что ребенок переводит глаза и поворачивает голову из стороны в сторону, но лишь к концу третьего месяца он научится быстро и безошибочно поворачивать голову и находить взглядом лицо говорящего человека.

Научившись находить источник звука, трехмесячный ребенок не только быстро находит взглядом мать, отца, когда те обращаются к нему, но и сам поворачивается к взрослым и улыбается им, когда они говорят между собой. С этого времени его связь с окружающим значительно расширяется. Теперь он может зрительно воспринимать не только то, что находится в поле его зрения, но и сам отыскивать глазами разговаривающих людей, предметы, издающие звук.

Когда двух-, трехмесячный ребенок спокойно бодрствует, он прислушивается к окружающим звукам, по-разному на них реагирует: резкие, громкие звуки обычно пугают его, он вздрагивает, а иногда начинает плакать, к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса он прислушивается с большим вниманием, радуется им. Необходимо почаще ласково разговаривать с ребенком. Когда малыш спокоен, ласковый разговор радует его; когда плачет — успокаивает.

Как развивается слух у детей до года?

Как развивается слух у детей, что является нормой, а на что требуется обратить внимание — рассказывают врачи центра «Я слышу!».

Когда ребенок начинает слышать?

Воспринимать звуки ребенок учится еще до рождения. Способность различать звуковые сигналы появляется у плода на 15-20 неделях развития.

Начиная с 26 недели развития, малыш уже реагирует на звуки, доносящиеся извне. При этом низкочастотные сигналы плод различает лучше, чем высокочастотные. После 32-й недели беременности малыш начинает поворачивать головку в сторону источника звука.

Как диагностируют слух у младенцев?

Когда малыш появляется на свет, его слуховой аппарат уже сформирован. Наружное, среднее, внутреннее ухо — все как у взрослого.

У новорожденных детей в роддоме состояние слухового аппарата исследуют методом отоакустической эмиссии. В наружный слуховой проход ребенка аккуратно вводят тонкий зонд и проверяют, работают ли волосковые клетки внутреннего уха. Процедура не наносит малышу вреда и не доставляет никаких неприятных ощущений.

До 3 недель: реакция на громкие звуки

В первые 2-3 недели жизни ребенок уже реагирует на сильные звуки: он может испугаться и заплакать, просто вздрогнуть или удивленно распахнуть глаза.

От громких звуков также возникает так называемый рефлекс Моро, когда ребенок раскидывает в стороны полусогнутые ручки и растопыривает пальцы, а затем совершает движения рук в обратную сторону. Эта реакция сохраняется у малыша до 3-4 месяцев. Если ребенок абсолютно ничего не слышит, то он не прореагирует на громкие звуки рядом с ним.

Примерно в тот же период кроха начинает различать голоса родных — ребенок замирает, когда слышит речь матери или отца. Месячный младенец поворачивается на голос мамы, раздавшийся позади. В этом возрасте наличие слуха у ребенка проверяет педиатр, во многом ориентируясь на наблюдения родителей.

До 4 месяцев: поворачиваем голову на звук

Первое обследование у ЛОР-врача обычно проводят, когда малышу исполняется 3 месяца, перед прививкой от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

К 4 месяцам нормально слышащий малыш уже может довольно точно определять, с какой стороны идет звук. Он поворачивает голову в направлении музыкальной игрушки или родительского голоса. С течением времени ребенок начинает реагировать на звуковые сигналы все быстрее: если в 4-6 месяцев поворот головы по направлению звука занимает несколько секунд, то после 7 месяцев малыш поворачивает голову гораздо быстрее.

С 5 месяцев: слушаем и пытаемся говорить

Формирование слуха тесно связано с развитием речи. Как только ребенок начинает различать звуки, он пытается издавать их сам. Речь тут не столько о крике, сколько о так называемом «гулении».

При нормальном развитии слухового аппарата дитя начинает «гулить» в 2 месяца. К 4-5 месяцам «гуление» переходит в более осмысленный лепет. С течением времени этот лепет приобретает разные интонации — например, при появлении родителей становится более эмоциональным.

К 8-10 месяцам меняется «качественный состав» лепета. Ребенок произносит все новые и новые звуки. Это — признак успешного развития слуховой и речевой функций. При этом он уже хорошо определяет, откуда доносятся звуковые сигналы, поворачивается в сторону говорящего человека. Громкие звуки и голоса могут потревожить сон ребенка и даже вовсе разбудить малыша.

Год: произносим первые слова

Примерно в годик малыш уже произносит слова. Чаще всего они простые: «ма» — «мама», «па» — «папа», «ба» — «баба». В этом же возрасте малыш начинает внимательно вслушиваться в разговор, который ведется при нем.

Чтобы убедиться, что слух у ребенка не нарушен, ему задают простые вопросы наподобие: «Где мама? А где папа? Можешь подойти к окошку? А принести мячик?»

Так как ребенок уже различает людей и предметы, такие вопросы обычно не вызывают затруднений. Можно попросить ребенка закрыть глаза, отойти от малыша на несколько метров и постучать в бубен или пошуметь погремушкой, а малыш покажет рукой в ту сторону, откуда должен идти звук.

Смотрите так же:  Почему не спит ребенок в 1 месяц ночью

Как развить слух ребенку?

Лучший звуковой фон для ребенка — это звуки природы. Морской прибой, щебет птиц, шорох листвы благотворно влияют на нервную систему ребенка. Если вы хотите сформировать у ребенка музыкальный слух, такое звуковое сопровождение вам поможет. Малыш скорее научится различать полутона и оттенки звуков различной громкости.

Новорожденный: зрение, слух, осязание и обоняние

Зрение, слух, осязание и обоняние являются для ребенка главными источниками информации в процессе познания мира.

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.

Зрение ребенка: 6 месяцев

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Осязание ребенка

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения.
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

Смотрите так же:  Санатории для лечения желудочно кишечного тракта у детей

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Проверяем слух ребенка

Как с первых дней определить проблемы со слухом у малыша.

Уже давно известно, что малыши способны слышать звуки, находясь еще в утробе матери. Но, к сожалению, в среднем для 15 из 1000 деток окружающий мир оказывается безмолвным: они не способны наслаждаться «музыкой жизни», так как имеют тяжелые поражения слуха. А они в свою очередь возникают по разным причинам.

Существуют две формы нарушений слуха: кондуктивные и сенсоневральные. При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо ребенка функционирует нормально, а проблема возникает во внешнем или в среднем ухе и чаще всего носит временный характер, т.е. излечима. Причиной таких нарушений может быть, например, серная пробка. Дело в том, что у детей наружный слуховой проход очень узкий, и серная пробка может запросто блокировать путь звуку к барабанной перепонке. Другие причины — инородные тела в ухе, воспаление после купания, воспаление среднего уха и дефекты барабанной перепонки.

Сенсоневральные же нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. И, к сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Причинами таких нарушений слуха могут быть наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора, вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, применение во время вынашивания ребенка антибиотиков с ототоксическим действием, родовая травма, асфиксия новорожденного, недоношенность, детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, осложнения гриппа).

КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ


Слуховой аппарат. Проверяйте его в деле каждые 3 месяца

К сожалению, не все роддома обладают необходимой аппаратурой для своевременной диагностики слуха новорожденных. И если вашему малышу подобное исследование не проводили, а он входит в «группу риска» или у вас появилось малейшее подозрение, — немедленно обратитесь к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного четырехмесячного возраста для визита к участковому ЛОРу.

Так как новорожденные дети не могут объективно ответить на вопрос «слышишь или нет?», им проводят специальный скрининговый анализ слуха. При этом в ухо ребенка вставляется датчик, который передает специальные звуковые сигналы. Микрофон датчика регистрирует ответ улитки на эти сигналы. Анализ записанных сигналов позволяет установить факт нарушения слуха. Если такой факт установлен, проводится исследование слуха при помощи анализа слуховых вызванных потенциалов.

При этой диагностике в ухо ребенка подается звуковой сигнал определенной интенсивности. Данный метод позволяет оценить степень нарушения слуха у ребенка. Для последующего уточнения диагноза используются такие методы, как метод акустической импедансометрии (применяется для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы) и тимпанометрия — этот метод позволяет, например, установить наличие воспалительных процессов в среднем ухе.

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вы всегда должны следить за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Конечно, отсутствие реакции может указывать всего лишь на отсутствие внимания. Но если такое поведение повторяется регулярно — это может свидетельствовать об определенных нарушениях слуха. Ответ «ДА» на ниже перечисленные вопросы свидетельствует о нормальном развитии слуха у малыша.

1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2—3 недели жизни?

2. Замирает ли ребенок, когда слышит громкий голос в возрасте 2—3-х недель?

3. Поворачивает ли ребенок голову на звук голоса позади него в возрасте 1 месяца?

4. Реагирует ли ребенок на голос матери в возрасте 3-х месяцев?

5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4-х месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?

6. Гулит ли ребенок в возрасте 2—4-х месяцев?

7. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4—5-ти месяцев?

8. Замечаете ли вы у ребенка появление новых звуков в возрасте 8—10 месяцев?

9. Понимает ли ребенок некоторые слова (например, мама, папа, дай, привет, пока) и совершенно определенно реагирует на них в возрасте 9—10 месяцев?

10. Начинает самостоятельно произносить слова из предыдущего вопроса в год?

После первого года жизни вас должно насторожить, если:

1. Ваш ребенок не замечает, что кто-то говорит, если говорящий находится за пределами его поля зрения.

2. Ребенок часто переспрашивает при обращении к нему.

3. Ребенок очень внимательно следит за мимикой говорящего.

4. Включает телевизор или радио на чрезмерно высокую громкость.

5. Ребенок не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

Прежде всего нужно подобрать качественный слуховой аппарат. И чем раньше он будет подобран, тем эффективней пройдет социальная адаптация ребенка и тем полноценнее он будет чувствовать себя в будущем. Начинать подбор нужно прежде всего с поиска специализированного центра по слуховой реабилитации, в котором есть и диагностическая база, и врачи, и сами аппараты. Каждый прибор подбирается индивидуально, учитывая возраст ребенка, размер слухового канала, частотные характеристики, состояние уха и ЛОР-органов. Для детей до 15 лет используют заушные приборы. В процессе реабилитации каждые 3 месяца малыша должен осматривать врач и проверять динамику лечения и настройку прибора. Даже банальный насморк (при нем ребенок начинает хуже слышать) требует перенастройки. И только врач может настроить аппарат на правильную частоту. Делать это самостоятельно ни в коем случае нельзя: большая громкость может повредить остатки слухового нерва. Кроме того, с таким малышом должны проводить систематические занятия врачи-сурдологи, чтобы научить слушать и правильно говорить.

Благодарим за помощь в подготовке материала врача-сурдолога высшей категории Наталью Балину.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах Facebook, Twitter, Telegram

Другие статьи

  • Во сколько нужно укладывать спать ребенка в 6 месяцев Во сколько укладывать ребенка спать? Природа сама за нас определила, сколько и кому нужно сна, особенно это касается детей. Если малыш пропускает время сна, то его организм начинает испытывать стресс, а из-за этого у ребенка может быть плохое настроение, кошмары, […]
  • Парацетамол инструкция по применению для детей таблетки 500 мг Парацетамол таблетки: инструкция по применению Показания к применению Противопоказания - повышенная чувствительность к парацетамолу; - почечная и печеночная недостаточность; - беременность и лактация; Способ применения и дозы Применяют внутрь, предпочтительнее между […]
  • Дексаметазон ребенку инструкция по применению Дексаметазон для инъекций - официальная инструкция по применению Наименование лекарственного препарата: Торговое наименование препарата: Международное непатентованное наименование: Лекарственная форма: Вспомогательные вещества: глицерол (глицерин дистиллированный) - […]
  • Амоксиклав инструкция по применению для детей до года Панклав (Panclav) Действующее вещество: Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Фармакологическое действие Способ применения и дозы Внутрь, во время еды, не разжевывая, запивая небольшим количеством воды. Взрослым и детям старше 12 лет (масса […]
  • Почему годовалый ребёнок не спит ночью Годовалый ребенок плохо спит ночью, часто просыпается Как часто молодые мамы слышат: «Подожди немного, вот годик исполнится, и тебе станет намного легче». Действительно, первые 12 месяцев жизни новорожденного младенца для него самого и его родителей, как правило, […]
  • Сколько раз должен просыпаться 5 месячный ребенок за ночь Дорогие мамочки, сколько просыпается за ночь ваш 4-6 месячный малыш? Мой 5-месячный малыш может проснуться ночью до 6 раз. Очень устала. Еще не было ночи, когда бы я выспалась более-менее. А как у вас? Эксперты Woman.ru Узнай мнение эксперта по твоей теме Джуран […]