Социальная защита несовершеннолетних детей из неблагополучных семей

Социальная политика в отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей

(Челябова Э. И.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 3)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Челябова Э. И., аспирантка кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета.

Каждый день множество детей во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их нормальному росту и развитию, а именно: неисчислимые страдания, связанные с войнами и насилием, расовой дискриминацией, апартеидом, агрессией, иностранной оккупацией и аннексией; неблагополучной демографией, вынужденным оставлением своих семейных очагов. Кроме того, каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса — от голода и отсутствия дома, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды. Терпимость общества ко всякому роду насилия — это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Таким образом, политика, проводимая государством по пресечению насилия в отношении детей в рамках семьи, особенно значима. Начало нового этапа государственной политики в области защиты прав детей положено после того, как в сентябре 1990 г. были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также специальный план действий по ее осуществлению. 1 июня 1992 г. Президент РФ издал Указ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Указ включает различные меры национального, экономического, юридического, демографического характера, направленные на решение проблемы выживания, защиты и развития детей, являющихся приоритетными как на федеральном, так и региональном уровне. В результате детская политика перестала быть придатком демографической или семейной, приобрела самостоятельный и комплексный характер. Цели и принципы государственной политики в области защиты прав детей сформулированы в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». А в целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике Президентом РФ 18 августа 1994 г. был подписан Указ N 1696, в котором Федеральная программа «Дети России» утверждена в качестве президентской. «Улучшение положения детей в РФ, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обеспечения и развития детей — ключевая цель национального развития», — говорится в обосновании разработки программы . ——————————— Президентская программа «Дети России» // Рос. газета. 1994. 27 авг.

Проведение социальной политики обеспечивается принятием решений не только высшими органами федеральной власти России, но и их подкреплением на местах решениями органов власти республик, краев и областей. В Республике Дагестан принята Программа «Дети Дагестана» и другие нормативно-правовые акты, направленные на улучшение благосостояния детей. Они претворяются в жизнь совместными усилиями Госсовета РД, Правительства РД, Министерств образования, труда и социального развития, по делам молодежи и туризму, правоохранительных органов. Приостановлению роста безнадзорности и беспризорности детей и подростков и предотвращению правонарушений против несовершеннолетних посвящены Указы Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» и от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». С целью дальнейшего совершенствования мер профилактики 21 мая 1999 г. Государственной Думой РФ принят Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», служащий правовой базой для предупреждения беспризорности, а кроме того, обеспечивающий защиту прав несовершеннолетних, способствующий профилактике малолетних правонарушителей, их адаптации к принятым в обществе правилам и нормам поведения. Эти документы явились законодательной основой создания единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при Правительстве РД образована Комиссия по делам несовершеннолетних, аналогичные комиссии на уровне районов и городов функционируют под руководством заместителей глав администраций, курирующих социальную сферу . ——————————— Постановление Правительства РД от 1 сентября 1999 г. N 202.

Важное значение для защиты детства имел и Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национального плана в интересах детей)», в котором были определены основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ . ——————————— Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» // Рос. газета. 1996. 28 февр.

В качестве приоритетных направлений развития социальной политики в системе мер противодействия криминальной активности в детско-подростковой среде на сегодняшний день выступают: — всемерное укрепление семьи как наиболее значимого социального института, оказывающего решающее влияние на формирование личности несовершеннолетнего; — полноценное решение проблем реабилитации, воспитания и образования детей-сирот и детей без попечения родителей; — реализация комплекса мер по существенному улучшению ситуации в области образования подрастающего поколения как особой сферы, требующей дальнейшего развития; — создание необходимых предпосылок для противодействия распространению наркотиков среди несовершеннолетних, противодействия вовлечению их в незаконный оборот наркотических и психотропных веществ; — создание комплексной системы правового воспитания, нацеленной на обеспечение реальной альтернативы криминальному образу жизни. Смена государственной политической и экономической системы, пересмотр всего законодательного устройства, полная реорганизация системы государственного и ведомственного управления, все остальные «перестроечные» процессы отразились в первую очередь на несовершеннолетних, входящих в так называемую группу риска, разрушая традиционные устои выживания. Жизнь детей в неблагополучных семьях принимает все более острые формы. По данным статистики, более 70% детских травм носят семейно-бытовой характер. Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка, дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы. Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Из таких аморальных семей, где процветают запои родителей, пьяные скандалы и драки, развратный образ жизни, полностью отсутствуют условия для воспитания, дети убегают, приобщаются к алкоголизму, наркомании, проституции и так далее. Просчеты и промахи в воспитании детей очень велики из-за того, что они испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания. Состояние эмоциональной близости, психологического комфорта, защищенности — основная потребность раннего возраста. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы он был окружен заботой, вниманием, лаской. В Республике Дагестан на сегодняшний день создана принципиально новая система индивидуализированной социальной помощи семье и детям, находящимся в особо трудных условиях. В нее входят: Республиканский центр социальной помощи семье и детям, Социальный приют для детей и подростков, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, дом-интернат для умственно отсталых «Забота». Кроме того, в районах и городах действуют муниципальные центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. В 2004 г. ими обслужено 29 тыс. семей с детьми, которым оказаны социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые и другие виды услуг. Как сообщили корреспонденту РИА «Дагестан» в Министерстве труда и социального развития республики, в летний период прошлого года органами социальной защиты населения обеспечены за счет средств федерального бюджета бесплатный отдых и оздоровление более 20 тыс. детей из малообеспеченных семей в оздоровительных учреждениях республики. При этом около 3,5 тыс. путевок были переданы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям с ограниченными возможностями, детям, состоящим на профилактическом учете в органах внутренних дел и находящимся в республиканских специализированных учреждениях для несовершеннолетних. Но ни путевки, ни курорты, ни помощь специалистов спецучреждений не восполнят и сотой доли той заботы, которая необходима каждому ребенку со стороны родителей. Материнская ласка может заменить ребенку все эти социальные учреждения с громкими и длинными названиями, но, увы, ее-то и не хватает детям, даже тем, у кого есть рядом родители. Однако недостаточно усилий только указанных служб. В решении поставленных вопросов необходим комплексный подход всех заинтересованных ведомств и органов, включая руководителей местных органов власти и управления. Помощь в проведении профилактических работ в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних оказывают органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма. Несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, привлекают к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры. Оказывают содействие специализированным учреждениям несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения. Эффективность профилактической работы в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних во многом зависит от взаимодействия с сотрудниками медицинских учреждений (участковых педиатров и медсестер, врачей скорой помощи, травмпунктов, оказывавших первую медицинскую помощь пострадавшим детям, и пр.), педагогами, воспитателями, которые могут располагать информацией о фактах ненадлежащего исполнения обязанностей родителей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Но самое важное — это осознание того, что без нового здорового, образованного поколения у России нет будущего. Будет это понимание — появится и все остальное: и желание работать, и необходимые средства.

Социальное служение Русской Православной Церкви — [электронный ресурс]:

Мультимедийное учебное пособие. / под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр — СПб: СПбГИПСР, 2014.

Социальная работа с неблагополучными и проблемными семьями

Семью можно рассматривать как систему, реализующую ряд важнейших социальных функций — репродуктивную, воспитательную, социализирующую, психотерапевтическую, экономическую и др. Различают нормально функционирующие и дисфукциональные семьи. Нормально функционирующей называют семью, которая ответственно выполняет свои основные функции, вследствие чего удовлетворяются основные потребности и обеспечивается жизнедеятельность как семьи в целом, так и каждого ее члена, в отдельности. В дисфукциональной семье удовлетворение потребностей оказывается нарушенным, что негативно сказывается всех сферах ее жизнедеятельности, а также препятствует реализации личностного потенциала отдельных членов семьи [57, с.14 и др.]
Иногда вместо терминов функциональная и дисфункциональная применяются понятия благополучная и неблагополучная семья. Это делается в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть конкретные факторы, обусловливающие нарушения жизнедеятельности семьи, например, низкий уровень материального обеспечения, конфликтность во взаимоотношениях между родственниками, наличие кризисной ситуации и т.д. Классификация критериев, определяющих благополучие и социально-психологическое здоровье семьи, была разработана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Она включает следующие параметры:

  • Наличие обоих родителей, состоящих в легитимном (юридически оформленном) браке, и детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений.
  • Духовно-нравственное благополучие.
  • Медицинское благополучие.
  • Социально-бытовое благополучие.
  • Материальное благополучие.
  • Отсутствие хронических семейных конфликтов.
  • Удовлетворенность браком, отношениями в нем.
  • Единый подход к воспитанию детей со стороны родителей.
  • Здоровый семейный образ жизни.

Во всем мире именно этот перечень показателей используется для определения нормального функционирования семейных систем. Данный эталон может выступать в качестве базовой модели при разработке концепций и определении направлений социальной и семейной политики государства, а также служить ориентиром в практической социальной работе с семьей и детьми.

К категории проблемных и неблагополучных семейных систем принято относить малообеспеченные, кризисные и асоциальные семьи. Среди малообеспеченных семей выделяются две категории, особенно нуждающиеся в активной комплексной поддержке, это многодетныеи неполныесемьи.
Социальные характеристики многодетных семей разного типа весьма неоднородны. Выделяют несколько категорий семейных систем, объединенных по критерию многодетности, каждая из которых имеет свои специфические отличия: дисфункциональные (неблагополучные); экономически уязвимые; благополучные многодетные семьи.
Основные проблемы экономически уязвимых и дисфункциональных многодетных семей можно разделить на следующие блоки:

  • экономические и материально-бытовые (крайне низкий доход семьи, неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие необходимых вещей и т.д.);
  • медико-социальные (ослабленное здоровье членов семьи, вследствие плохого питания, невозможность пользоваться качественными медикаментами и платными медицинскими услугами, развитие хронических заболеваний, в случаях дисфункциональности — низкая санитарно-гигиеническая культура, пренебрежение здоровьем детей);
  • психолого-педагогические (ограниченный воспитательный потенциал семьи, вследствие невозможности уделят достаточное внимание каждому ребенку, в случае дисфункциональности — нарушения психосоциального развития детей, конфликты и деструктивные межличностные отношения).
Смотрите так же:  Почему тошнит ребёнка после еды

В настоящее время появился Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства, одна из задач которого – организовать оказание систематической помощи многодетным семьям (о систематической помощи). Православный приход может включать в свою деятельность целый ряд социальных услуг по сопровождению многодетной семьи. Например, услугу социальной няни; услугу сопровождения при посещении официальных учреждений; услугу доверенного лица для посещения этих учреждений, в случае болезни матери или ребенка; услугу сопровождения при посещении детской поликлиники, если необходимо показать специалистам нескольких детей сразу; услугу группы временного пребывания детей на несколько часов в день; услугу помощи по составлению юридических документов/исков/обращений в официальные инстанции. Изменяя социальное положение многодетной семьи, приход, тем самым, мог бы сделать очень многое для трансформации отрицательного общественного отношения к многодетным семьям.
К категории малообеспеченных, зачастую, относятся и неполные семьи. Для неполных семей также характерны экономические и материально-бытовые проблемы, трудности, связанные с воспитанием и социализацией детей. Однако в данном случае неблагополучие связано с нарушенной структурой семьи, трудностями совмещения одиноким родителем двух семейных ролей, отсутствием у детей одного из образцов гендерного поведения.
К кризисным семьям относят семейные системы, переживающие переломные моменты, например ситуацию развода родителей. К решению о разводе супружеская пара приходит в результате нарастания кризисных явлений во взаимоотношениях и серьезных нарушений в функционировании семьи.
В 90% случаев дети после развода остаются с матерью. В случае, когда ресурсы расширенной семейной системы оказываются для одинокой матери недоступны, развод приводит к ряду негативных последствий:

  • резкому снижению уровня жизни семьи и ухудшению ее качества;
  • снижению потенциала профессиональной самореализации матери, а следовательно отсутствию предпосылок для возвращения к прежнему уровню жизни или его повышения;
  • значительному ограничению возможностей для благоприятного социального старта для детей.

Среди асоциальных семей выделяют алкоголизированные и наркотизированные семьи, а также семьи с делинквентными членами (в том числе, привлекавшимися к уголовной ответственности) и семьи, в которых совершается насилие. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, постоянно находятся в неудовлетворительных бытовых и санитарно-гигиенических условиях, лишены самого необходимого, плохо питаются, иногда голодают. Типичными для них являются педагогическая запущенность, задержка психического развития, из социальных отклонений — склонность к бродяжничеству, ранняя токсикомания. Дети, растущие в асоциальных семьях, как полных, так и неполных постоянно подвергаются риску вовлечения в противоправную деятельность. .
В организации деятельности сети практических учреждений социального обслуживания семьи ключевой является концепция комплексного подхода к обслуживанию населения в рамках работы территориальных социальных сетей, включающих специализированные службы по оказанию социально-реабилитационных, психолого-педагогических, правовых, медико-социальных, материально-бытовых услуг семьям и детям. Типовой моделью организации территориальной социальной работы с мало защищенными категориями населения является Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН), обязательно имеющий в своем составе отделение по работе с семьей и детьми. Также существуют городские и районные службы, направленные на работу с несовершеннолетними и их семьями.
Рассмотрим подробнее особенности организации деятельности наиболее значимых учреждений системы социального обслуживания семьи и детей.
Специализированные отделения Комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН). Данные службы подведомственны органам социальной защиты населения городского и районного уровней. Они имеют отделы консультативной помощи, социальной реабилитации, профилактической работы, стационары дневного пребывания и другие подразделения. Специалисты отделений помощи семье и детям КЦСОН предоставляют клиентам широкий спектр услуг:
— с целью всестороннего изучения особенностей функционирования семьи, ее материально-экономического, жилищно-бытового положения, социально-психологического статуса проводится комплексная социальная диагностика; подробно анализируется жизненная ситуация, в которой находится каждая конкретная неблагополучная семья, определяются причины кризисов и конфликтов;
— специалисты КЦСОН осуществляют социально-правовое консультирование, помогают в оформлении документов, связанных с охраной прав детей, принимают участие в защите их законных интересов, содействуют получению социально незащищенными семьями денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций, в случае необходимости, срочной материальной помощи.
— они также способствуют привлечению дополнительных средств со стороны общественных организаций и частных лиц для оказания адресной социальной поддержки, координируют распределение благотворительной помощи.
— оказываются посреднические услуги в налаживании связей между клиентами и учреждениями, входящими в сеть социальной поддержки семьи и детей;
— социальные работники реализуют услуги социально-бытового характера, включая обслуживание на дому детей, нуждающихся в постоянном уходе, приобретение и доставку продуктов питания, медикаментов и т.п.;
— в неблагополучных семьях проводятся социально-терапевтические мероприятия, психолого-педагогическая коррекция, оказывается содействие в восстановлении здоровых семейных отношений, разрешении кризисных ситуаций.
— в рамках помощи неполным семьям оказывается помощь одиноким матерям, самостоятельно воспитывающим детей;
— осуществляется, совместно с медицинскими учреждениями, медико-социальный патронаж женщин в период беременности и ухода за ребенком, в случае, если мать неспособна самостоятельно справляться с своими функциями (особое внимание уделяется несовершеннолетним матерям, ВИЧ — инфицированным матерям и/или младенцам, матерям, имеющим инвалидность, женщинам, страдающим наркоманией или алкоголизмом, либо проживающим в алкоголизированных семьях, женщинам, страдающим психическими заболеваниями).
Центры социальной помощи семье и детям. Учредителями государственных центров выступают органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или соответствующие муниципальные органы. Сотрудники центров оказывают содействие в реализации законных прав и интересов семей и детей, улучшении их экономического и материально-бытового положения, а также социально-психологического статуса.
К основным направлениям деятельности центров относятся :

  • мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей на обслуживаемой территории;
  • выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
  • определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;
  • поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  • социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
  • участие в профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.

Городские и районные Центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. Службы оказывают следующие виды помощи:

  • проводят комплексную психолого-социальную диагностику детей, выявляют источники и причины их социальной дезадаптации;
  • содействуют разрешению конфликтных ситуаций в семьях;
  • способствуют повышению психологической культуры населения в сфере семейного общения;
  • проводят психолого-педагогическое консультирование родителей, испытывающих трудности в воспитании детей;
  • осуществляют профилактику кризисов в детско-родительских отношениях;
  • обеспечивают квалифицированную психолого-педагогическую помощь детям и подросткам (индивидуальная и групповая коррекция внутриличностных и поведенческих нарушений);
  • проводят тренинги развития коммуникативной компетентности (навыков грамотного общения);
  • осуществляют коррекцию школьных педагогических воздействий, неблагоприятно сказавшихся на развитии ребенка и породивших школьную дезадаптацию;
  • организуют условия для полноценного образования на основе диагностики, коррекции и преодоления психолого-педагогических и социальных проблем, препятствующих включению в образовательную деятельность.

Помимо перечисленных учреждений, территориальная сеть социальных служб, ориентированных на помощь семье, может включать негосударственные профильные службы, церковные и светские благотворительные организации, подростковые центры и клубы, дома молодежи, культурно-досуговые учреждения для семьи и детей и др.
Помимо социальной работы непосредственно с семьями, одной из важнейших функций социальных работников является посредничество между семьей и различными субъектами социальной помощи, среди которых наиболее важны органы социальной защиты, образования и здравоохранения, муниципальные структуры, службы помощи семье и детям, а также службы занятости (32, c.204-207).
Органы социальной защиты обеспечивают возможности получения пособий и льгот, семейных путевок, организуют адресную социальную помощь, в том числе, материальную.
Органы образования ответственны за организацию системы доступного дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности детей, способствующих развитию их личностного потенциала. Они также могут содействовать распространению учебной литературы и школьных принадлежностей по льготным ценам (или бесплатно) и организации полноценного отдыха детей в оздоровительных лагерях.
Органами здравоохранения осуществляется помощь в приобретении бесплатных или недорогих лекарств, организуется посещение специалистами на дому, предоставляется льготное санаторно-курортное лечение детей. Особое внимание должно уделяться профилактическим программам, например, витаминизации.
Муниципальные органы власти призваны создавать условия для повышения уровня и качества жизни малообеспеченных семей, в частности, предоставляя возможности для улучшения жилищных условий. Они также оказывают содействие в создании различных общественных организаций, например, благотворительных фондов, ассоциаций многодетных семей, одиноких матерей, одиноких отцов, а также негосударственных центров социальной, психологической, педагогической, юридической поддержки.
Службы занятости обязаны содействовать первоочередному трудоустройству многодетных и одиноких родителей, их обучению и переобучению, а также следить за строжайшим соблюдением прав безработных граждан, имеющих многодетные семьи, либо самостоятельно воспитывающих детей.
В настоящее время в деятельности перечисленных организаций отсутствует должная координация и слаженность, что значительно снижает эффективность социозащитных мероприятий. Совершенствование социальной работы в данной сфере, возможно за счет расширения полномочий специалистов, непосредственно работающих с социально неблагополучными семьями. Важно, чтобы в отечественной практике заработал принцип полифункциональной деятельности социального работника. Специалист должен получить возможность не только осуществлять диагностику, консультирование и социально-терапевтические мероприятия, но и координировать комплексную программу помощи, определяя ее основные направления, привлекать дополнительные ресурсы и осуществлять управленческую функцию в процессе взаимодействия различных субъектов социальной помощи семье и детям.

Кокоренко В.Л., Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. М.: Изд. Центр «Академия». 2011. — С. 45-60; Кучукова Н.Ю. Современные подходы к организации социальной работы с семьей. // Материалы круглого стола «Социальная работа с семьей и детьми». II Международный молодежный психолого-социальный конгресс. СПб.: СПбГИПСР, 2009.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
Кокоренко В.Л., Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю.

В современной России проблема сиротства приобрела угрожающие масштабы. По данным последних лет в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [52].
Социальные сироты в нашей стране составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей, около 95%. При этом, безнадзорных и беспризорных детей, входящих в группу риска по социальному сиротству, по самым скромным подсчетам, более 1 млн. человек. Согласно статистике в Российской Федерации имеется 2740 учреждений, в которых содержится 270 тыс. детей, из них: 1330 детских домов, 360 школ-интернатов, 250 домов ребенка, 800 приютов. Через приюты и реабилитационные центры проходит до 350 тыс. детей в год.
Основными причинами социального сиротства в современной России являются, во-первых, добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения – в легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, оставленные в клиниках без подписания официального отказа, или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав. При этом, в последние годы в России все больше распространяется «скрытое» социальное сиротство, являющееся следствием неуклонного роста числа беспризорных и безнадзорных детей и подростков [46].
В соответствии с нормами российского и международного законодательства, основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию ребенка несут семья и государство. Если родители в силу жизненных обстоятельств не справляются со своими обязанностями, либо уклоняются от их выполнения, то государство становится безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по его защите и обеспечению.
В настоящее время защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют органы опеки и попечительства, действующие на муниципальном уровне, а ее правовое регулирование реализуется посредством Семейного и Гражданского кодексов РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» (2008 г.), ряда Постановлений Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Сегодня дети могут лишиться попечения единственного или обоих родителей, по следующим причинам: смерть родителей; лишение или ограничение родительских прав; признанием родителей безвестно отсутствующими; признание родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), например, в связи с пребыванием в лечебных учреждениях; отбывание наказания в виде лишения свободы или нахождение в местах содержания под стражей, в связи с подозрением и/или обвинением в совершении преступлений; уклонение от воспитания детей и от защиты их прав и интересов.
В соответствие с действующим российским законодательством жизнеустройство детей-сирот осуществляется путем передачи их в другую семью или в государственные учреждения (дома ребенка, детские дома, психоневрологические интернаты и др.).
На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Органы опеки и попечительства составляют план по защите прав ребенка, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией). План составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана. План утверждается районной комиссией по защите прав детей.
Предполагается, что все действия по защите прав ребенка планируются органом опеки, осуществляются силами специалистов уполномоченных служб и затем оцениваются и пересматриваются органом опеки, с учетом результатов и меняющихся обстоятельств.
Деятельность органов опеки и попечительства в нашей стране основана на использовании модели процессного управления. Основу подхода составляет единый процесс ведения дела каждого ребенка — от момента выявления кризиса в семье до снятия с учета, в ситуации, когда ребенок больше не нуждается в помощи. Орган опеки принимает и пересматривает решения о формах и результатах защиты прав ребенка, его уполномоченные организации профессионально обеспечивают подготовку и реализацию решений (Терновская М.Ф., 2004).
Основным результатом деятельности органов опеки и попечительства и связанных с ней служб является жизнеустройство ребенка-сироты. В зависимости от формы жизнеустройства – помещение в интернат, либо передача в приемную семью, организуется социальная работа с данным контингентом детей.
Организация социальной работы с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа. Основными направлениями деятельности психолого-социальной службы детского дома являются: координация вопросов социально-правовой поддержки детей-сирот, содействие устройству детей в семьи, психолого-педагогическое сопровождение воспитанников.
Социально-правовая поддержка детей-сирот. Специалист начинает свою работу с ребенком с момента его помещения в детский дом и продолжает ее в течение всего времени нахождения воспитанника на попечении государства. Первичная информация о ребенке поступает от органов опеки и попечительства, детских образовательных и медицинских учреждений, родственников, соседей. Социальный работник отвечает за ведение личного дела ребенка и за обеспечение защиты его прав.
Одновременно социальный работник осуществляет:

  • компьютерный учет детей, находящихся в детском доме;
  • сбор информации и документов, необходимых для решения жилищных, имущественных и наследственных дел ребенка;
  • оформление социальных пособий, пенсий, паспортов, загранпаспортов, открытие лицевого счета;
  • подготовку личных дел выпускников для постановки на учет на получение жилой площади;
  • при получении жилой площади оказывает помощь в регистрации и оформлении жилья.
Смотрите так же:  Предпосылки усвоения речи ребенком

Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот. Основной целью психолого-педагогического сопровождения является воспитание полноценной, гармонично развитой личности, способной к социально-психологической адаптации в обществе. Для достижения этой цели, как правило, необходимо проведение психокоррекционных мероприятий, направленных на стабилизацию нервно-психического состояния, а также преодоление последствий педагогической запущенности и разрешение коммуникативных и поведенческих проблем ребенка.
Содействие устройству детей в семьи. Социальный работник выполняет посредническую, координирующую роль, обеспечивая связь между детским домом и различными социальными институтами (органами опеки и попечительства, органами и учреждениями образования и здравоохранения), а также между ребенком и его кровными родственниками, потенциальными усыновителями или опекунами (попечителями), патронатными воспитателями.
Формы семейного жизнеустройства детей-сирот. Дети, оставшиеся без попечения родителей передаются на воспитание в учреждения интернатного типа, либо в замещающую семью. В российском законодательстве утверждается приоритет семейных форм устройства детей (усыновления/удочерения, передачи под опеку/попечительство, в приемную семью и др.), т.к. они в наибольшей степени отвечают потребностям ребенка и способствуют созданию оптимальных условий для его психического развития, воспитания и социализации.
Рассмотрим формы семейного жизнеустройства, существующие сегодня в отечественной практике социальной защиты детей, утративших родительское попечение.
Усыновление.Усыновление (удочерение) детей-сирот регулируется статьями 124-144 главы 19 Семейного кодекса Российской Федерации (1996 г.), а также Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации» (2000 г.). Данная форма жизнеустройства в отечественной практике социальной защиты детей, лишившихся попечения родителей остается приоритетной. Основным отличием усыновления от других форм устройства детей-сирот в семью, является то, что в результате принятия судом юридического акта об усыновлении между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между кровными родителями и детьми.
Опека. Представляет собой форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Правовое регулирование опеки и попечительства осуществляется посредством главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации (1996 г.), а также Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» (2008 г.). Согласно нормативно-правовым документам, опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно, т.е. опекун и попечитель не получают дополнительных средств на содержание ребенка, кроме государственного пособия, предусмотренного для граждан, имеющих детей, которое выплачивается ежемесячно в порядке и в размере, установленных Правительством РФ.
Приемная семья. Данная форма жизнеустройства регулируется статьями 151-155 главы 21 Семейного кодекса РФ (1996 г.), а также Постановлением Правительства РФ «О приемной семье» (1996 г.) и, частично, Письмом Министерства образования РФ «Об оформлении трудовых отношений органами опеки и попечительства с приемными родителями» (2001 г.). Данная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передачи ребенка (детей) на воспитание на срок, установленный договором. Согласно закону, в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.
Помимо перечисленных форм жизнеустройства детей-сирот, также существуют детские дома семейного типа, семейные воспитательные группы, патронатные семьи. Широкое распространение в последние годы получила такая форма жизнеустройства как «Детская деревня – SOS», представляющая собой смешанную форму, в которой сочетаются элементы детского дома семейного типа и патронатной семьи.
Обязанности социального работника при подготовке ребенка к усыновлению или устройству в семью связаны с организацией профессионального сопровождения семей в период подготовки к передаче воспитанника и дальнейшей взаимной адаптации родителей и ребенка.
Специалисты по социальной работе осуществляет:

  • поиск и отбор потенциальных приемных родителей, проведение комплексной социальной диагностики их семей (включая оценку социально-экономического статуса, индивидуальных характеристик и особенностей межличностных отношений в семьях кандидатов, уровня готовности потенциальных родителей и других членов семьи к принятию ребенка);
  • консультирование при формировании тренинговых групп для потенциальных усыновителей, опекунов (попечителей) и патронатных воспитателей;
  • совместное с психологом проведение тренингов для будущих приемных родителей;
  • координация работы консилиума по вопросам устройства детей в семьи (профессионального совета, представляющего собой совещательный орган, который может объединять представителей районной администрации, специалистов органов опеки и попечительства, социальных работников и воспитателей детского дома);
  • индивидуальное и семейное консультирование приемных родителей в период адаптации ребенка к условиям жизни в новой семье;
  • планирование и проведение социально-реабилитационных мероприятий в ситуации возврата ребенка из семьи в детский дом.
  • организация общения ребенка (и членов новой семьи) с его кровными родственниками, контроль за безопасностью ребенка при этих встречах.

Процесс семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, какая бы форма не была избрана, требует психолого-социального сопровождения. Передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого во многом зависит от личностных характеристик ребенка и его потенциальных приемных родителей, а также подготовленности ребенка и родителей к изменениям в их жизни.

Кокоренко В.Л., Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. М.: Изд. центр «Академия», 2011. — С. 170-187.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА
Кулганов В.А., Шарыпова А.М.

Признанным и неоспоримым фактом является то, что семейное воспитание, или по меньшей мере модель воспитания, приближенная к семейному, является основной предпосылкой для непрерывного, стабильного физического и психического развития человека. «Детская деревня» — социально-педагогическое учреждение, которое в качестве альтернативы традиционному воспитанию в детском доме предлагает воспитание детей-сирот в условиях максимально приближенных к семейной жизни.
Программные принципы Г. Гмайнера, основателя детских деревень, базируется на понятиях «мать», «дом», «братья и сестры», «детская деревня».
SOS–мама — это женщина, которая не состоит в браке и не имеет несовершеннолетних детей. Она проходит профессиональное обучение и практику не менее месяца в семейном доме действующей детской деревни в роли помощницы мамы-тети. SOS–мама принимает в свою семью 6-9 детей и занимает с ними отдельный дом. В состав детской деревни входит 10-12 семейных домов. Задача SOS –мамы состоит в том, чтобы создать для детей стабильную, защищенную семейную среду, воспитывать их в духе христианских традиций и вести домашнее хозяйство.
При комплектации семейного дома учитывается ряд условий. Во-первых, родные братья и сестры живут в одной SOS – семье. Во-вторых, предпочтительный возраст ребенка для приема в детскую деревню SOS – до 5 лет. В этом возрасте он менее болезненно воспринимает помещение в детский дом семейного типа. Кроме того, благодаря тому, что становление личности только начинается и сенситивные периоды развития еще не упущены, существует возможность относительно полноценного развития ребенка. Однако, ввиду того, что братья и сестры разного возраста, возрастной критерий видоизменяется.
Перед непосредственным помещением ребенка в детскую деревню происходит его встреча с социальным педагогом детской деревни и психологом, которые проводят оценку социальной ситуации в семье, уточняют анамнез ранних лет жизни ребенка, уровень развития и личностные особенности. С учетом этой информации и исходя из общей ситуации в деревне (характерологические особенности SOS –мам, детей этой семьи, стиль общения) подбирают наиболее оптимальный вариант помещения ребенка в ту или иную SOS – семью.
Вследствие крайне неблагоприятных условий развития до попадания в детскую деревню, многие дети страдают от умственных, социальных и психических нарушений. Практически у 90% детей отмечается задержка психического развития разных типов. Основными причинами этого выступают социально-педагогическая запущенность ребенка, перенесенные в раннем детстве органические поражения (травмы головного мозга, инфекции), частые соматические заболевания.
Каждый ребенок, попавший в социально-педагогическое учреждение, пережил глубокую психическую травму. Постоянное психическое и физическое насилие со стороны близких значимых для ребенка людей, смерть, алкогольная или наркотическая зависимость родителей, эмоциональная холодность по отношению к ребенку и другое «наследие родного дома» порождают массу проблем психологического характера. В повседневной жизни это проявляется в серьезных нарушениях поведения детей, которое требует квалифицированной психологической коррекции. В каждом конкретном случае характер протекания процесса адаптации сугубо индивидуален. Во многом он определяется глубиной и тяжестью перенесенного ребенком ранее опыта, его внутренними ресурсами, особенностями SOS – семьи и личности SOS – мамы.
Адаптация – в широком смысле приспособление к окружающим условиям. Рассматривая основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе общение) с окружающими людьми, необходимо отметить колоссальное различие между той средой, откуда приходят дети в детскую деревню, и теми условиями, в которых они оказываются. Это относится и к материальным ресурсам, и к уровню образования, воспитания, отношений, и к количеству требований, которые начинают предъявлять к детям. Ребенок вынужден совершать поистине громадную работу над собой. По сути, ему необходимо полностью модифицировать свою личность, свои уже сложившиеся жизненные стереотипы поведения. Как любой человек, попадая в абсолютно незнакомую ситуацию, ребенок в первое время испытывает сильнейший стресс . При недостаточных внутренних ресурсах личности ребенка, определяемых возможными органическими и психосоматическими отклонениями, а также тяжелыми психическими травмами, адаптационный период увеличивается от нескольких месяцев до года и более.

Смотрите так же:  Можно ли промывать нос мирамистином ребенку

Источник: Кулганов В.А., Шарыпова А.М. Особенности адаптации детей к условиям детского дома семейного типа. // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Современные технологии практической психологии в системе образования», СПб, 2001, стр. 11-20.

Кулганов В.А.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ SOS
Кулганов В.А.

Практический опыт каждодневной воспитательной работы Детских деревень — SOS показывает, что даже в оптимальных условиях воспитания и при наличии подготовленного в педагогическом плане персонала устранить определенные нарушения в поведении и развитии ребенка без дополнительной помощи психотерапевта, дефектолога, детского невропатолога и других специалистов не представляется возможным. И такая помощь требуется достаточно часто.
Будни семейной жизни наполнены непредвиденными случаями и по возможности бесконфликтное существование в SOS – семье достигается за счет принятия и исполнения заложенных SOS – матерью критериев норм поведения. Ребенок с нарушениями в поведении, будь то отставание в развитии, неуверенность в себе или социальная незрелость, не может следовать этим правилам поведения. Это приводит к напряжению и конфликтам в семье, прежде всего с SOS – мамой. Ребенок тяжело переживает их как помеху в складывающихся социально-психологических отношениях. Этот процесс развития взаимоотношений с неизбежными сопутствующими конфликтными ситуациями может, с одной стороны, разрушить имеющиеся у ребенка позитивные поведенческие качества, а с другой – четче проявить негативные формы его поведения.
Для оптимизации процесса адаптации ребенка к окружающей среде используется комплексная психокоррекционная работа и, в случае необходимости, медикаментозная поддержка ребенка. Задача психолога, в частности, состоит в том, чтобы помочь ребенку заменить модели привычного поведения новыми, присущими семейному сообществу, манерами, необходимыми для адекватного приспособления к жизни в SOS-семье и дальнейшего развития. Психолог подбирает оптимальные методики коррекционной работы, постоянно анализирует вместе с мамой ее результаты. .
Исходя из социальной ситуации развития, для большинства воспитанников первоисточником социальной дезадаптации является нарушение их взаимоотношений со значимыми взрослыми. Зачастую мы имеем дело с ребенком, который привык быть ненужным, нелюбимым, заранее виноватым, неуспешным в любом виде деятельности.
Дети, которые с рождения лишены материнской любви, особенно сильно нуждаются в ласке. SOS-матери инстинктивно ощущают эту детскую потребность и с первого дня устанавливают такую форму общения, как физический контакт. Поцелуй или объятие часто заменяет слова, давая ребенку ощущение защищенности и безопасности, способствуя взаимопониманию между матерью и ребенком.
С другой стороны, воспитанники Детской деревни не изолированы от окружающего мира. Они посещают детские сады и общеобразовательные школы. Поэтому, особенно в первые месяцы (а иногда и годы), остро встает проблема приспособления детей не только к укладу жизни в SOS- семье, но и к требованиям воспитателей и учителей, а также к общению с обычными, «домашними» детьми. Для нашей системы образования характерна система поощрений и наказаний. К сожалению, предпочтение отдается наказаниям. Это приводит к тому, что блокируются две важные социальные потребности ребенка: потребность в положительной оценке окружающих и потребность в самоуважении. Негативная оценка взрослых вызывает у ребенка отрицательные эмоциональные переживания. Для физически и психически ослабленных детей ситуация школьной неуспешности становится психотравмирующей. Первоначальная цель – хорошо учиться – исчезает, замещается отказом от деятельности, которая не приносит успеха. К сожалению, подобная ситуация для воспитанников детской деревни не редкость. Однако при учете педагогами социальной ситуации развития такого ребенка, организации процесса обучения с опорой на индивидуальные особенности личности отмечается успешная социализация в условиях жизни в Детской деревне.
Таким образом, воспитание в условиях Детской деревни – SOS является одной из перспективных моделей педагогического сопровождения детей, лишенных биологической семьи.

Источник: Кулганов В.А. Особенности воспитания детей условиях Детской деревни- SOS – Пушкин. // Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании, Новосибирск, Изд. НГПУ, 2009. — С. 173-183.

ТЕХНОЛОГИИ КРИЗИСНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ

Кучукова Н. Ю.

О семейном насилии над детьми как об актуальной социальной проблеме в российском обществе всерьез заговорили лишь в последние годы. Все чаще вскрываются и получают широкую огласку в средствах массовой информации единичные факты вопиющей жестокости, уголовные преступления членов семьи против детей (убийство, нанесение тяжкого вреда физическому и психическому здоровью, растление). Однако истинные масштабы распространенности домашнего насилия в нашей стране с трудом поддаются статистической оценке. Основной причиной этого является традиционная закрытость семьи как малой социальной группы. Для ближайшего окружения дисфункциональных семей их проблемы не являются тайной, но дальше этого круга информация распространяется с трудом. Далеко не каждый ребенок, который регулярно подвергается насилию со стороны родственников, согласится рассказать об этом воспитателю, учителю, доктору, психологу, социальному работнику. Детям мешают не только стыд, страх и недоверие ко взрослым, но часто еще и неосознаваемая потребность защитить «честь семьи». Ситуация значительно осложняется тем, что специализированные государственные органы и службы, имеют юридические основания для вмешательства в судьбу ребенка, воспитывающегося в асоциальной семье, лишь в экстренных ситуациях, когда речь идет о его спасении и лишении родителей прав на воспитание.
Несмотря на отсутствие целенаправленных действий со стороны государства и вопреки преступному равнодушию общества, профессиональному сообществу в лице психологов, социальных работников, педагогов и юристов все же удалось добиться некоторых результатов в решении проблем, связанных с семейным насилием над детьми. В течение двух последних десятилетий в России активно формировалась система кризисной помощи несовершеннолетним, важнейших составляющей которой на сегодняшний день является психолого-социальная работа с детьми и подростками, подвергающимися жестокому обращению в семье.
Кризисный подход в социальной работе возник в 60-х гг. прошлого столетия и внедрялся такими выдающимися специалистами, как Д. Каплан, Дж. Джейкобсон, Р. Рапоппорт, Н. Голан. Он используется для решения широкого круга социальных и психологических проблем. В последние годы в связи с разрушительными тенденциями, которые на системном уровне дестабилизируют семью как социальный институт, кризисное вмешательство стало активно использоваться в рамках семейной психолого-социальной работы, прежде всего, при оказании помощи жертвам домашнего насилия.
Развитие кризисного подхода в социальной терапии связано с распространением Кризисных центров, которые предусматривают деятельность круглосуточных служб телефонов доверия, временных приютов и стационаров дневного пребывания. В структуру центров также входят медицинский и психологический кабинет, оборудованные помещения для проведения учебных занятий и досуга. Сегодня в РФ созданы сотни подобных учреждений. В Санкт-Петербурге, к сожалению, потребность в них очень высока. В нашем городе имеется несколько крупных кризисных служб и целый ряд небольших центров, рассчитанных на 15-20 человек.
Несовершеннолетние поступают в кризисные центры при содействии органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, районных комитетов образования, администраций школ, детских медицинских учреждений, патрульных уличных отрядов служб профилактики беспризорности и безнадзорности и ряда других организаций. Необходимо, чтобы администрация центра поддерживала тесный контакт с этими организациями, образующими сеть социальной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и обеспечивала координацию действий в этой сети.
Дети, как правило, находятся в стационарах кризисных центров от одного месяца до полугода, после чего направляются в детские дома или возвращаются в семью при условии устранения угрозы повторного насилия (например, развод с родителем, совершавшим злоупотребления, переезд в прародительскую семью и пр.). Непосредственно после поступления в стационар производится осмотр ребенка, фиксируются следы насилия, если ему необходимо оказать медицинскую помощь, сотрудники организуют врачебный осмотр либо госпитализацию. Далее в период пребывания ребенка в стационарном отделении терапевтическую и реабилитационную работу с ним ведут воспитатели (социальные педагоги), специалисты в области социальной работы, психологи. К сожалению, организация учебной деятельности на практике крайне затруднительна.
Технологии кризисного подхода подбираются в соответствии с необходимостью действовать по принципу быстрого реагирования. Основной целью вмешательства является смягчение реакции на стрессовое событие посредством незамедлительного терапевтического воздействия. Главным условием эффективности реабилитационных мероприятий, проводимых в Кризисных центрах для детей, является способность сотрудников, осуществляющих терапевтическое вмешательство, устанавливать с детьми эмоциональный контакт и отношения доверия. Конкретные технологии экстренного вмешательства должны подбираться с учетом возраста и степени тяжести психологической травмы пострадавших.
В работе с детьми и подростками, пережившими семейное насилие, обязательно должны использоваться методы индивидуальной и групповой психолого-социальной коррекции. В индивидуальной работе специалисты, как правило, придерживаются недирективного подхода, побуждая ребенка к спонтанным проявлениям, способствуя отреагированию негативных эмоциональных переживаний и стараясь активизировать его глубинные психологические ресурсы, прежде всего, способность доверять другому человеку.
Одной из главных задач групповой коррекции детей, пострадавших от семейного насилия, является помощь в формировании навыков конструктивного общения и продуктивного взаимодействия с людьми. В группе дети преодолевают изоляцию, контактируя со своими сверстниками, пережившими аналогичные психические травмы и кризисные ситуации. Постепенно они перестают чувствовать себя «заклейменными» (стигматизированными), поскольку ведущие групповых занятий относятся к ним с подлинным интересом, теплотой и уважением. Не менее важной задачей групповой терапии является помощь в социализации детей, формирование у них адекватных представлений об окружающем мире и необходимых жизненных навыков.
План реабилитации в Кризисном центре может включать в себя параллельную консультативную (коррекционную, терапевтическую) работу с членами семьи, готовыми к сотрудничеству со специалистами. Это позволяет взрослым проанализировать свои собственные переживания, почувствовать вовлеченность в процесс терапии ребенка, понять как защитить его в дальнейшем от повторной травматизации и создать оптимальные условия для полноценного развития.

Кучукова Н.Ю. Технологии кризисного вмешательства в социальной работе с несовершеннолетними, пережившими семейное насилие // Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – С. 193-196.

1 Постановление Министерства труда РФ № 52 от 19 июля 2004 г. (Методические рекомендации по организации деятельности государственного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»).

Другие статьи

  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • Методы лечения эпилепсии у детей Институт детской неврологии и эпилепсии ИДНЭ (с 2006 года), ИДВНЭ (с 2016 года) и ЦЗиР (с 2017) им. Святителя Луки Современные методы диагностики и подходы к лечению эпилепсии у детей Эпилепсия представляет собой хроническое заболевание головного мозга, […]
  • Показатели физического развития детей в доу Показатели физического развития детей 4–7 лет. Рузана Атабиева Показатели физического развития детей 4–7 лет. Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь) и в конце […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Билиарная дисфункция у детей симптомы Автореферат и диссертация по медицине (14.00.19) на тему: Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей Автореферат диссертации по медицине на тему Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей На правах рукописи Иззатдуст Фарида […]
  • Музыкально игровое творчество детей дошкольного возраста Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников Галянт Ирина Геннадьевна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - 480 руб., […]