Соколова о самооценке

Содержание:

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин
  • Информация о фонде
  • Помощь

Электронный каталог: Соколова, Е.Т. — Самосознание и самооценка при аномалиях личности

Соколова, Е.Т. — Самосознание и самооценка при аномалиях личности

Соколова, Е.Т.
Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – Москва : Издательcтво Московского университета, 1989. – 215 с. – 11,34 усл. печ. л. – ISBN 5-211-00231-8.

В свете представлений о единстве и взаимодействии эффективно-когнитивных процессов анализируются клинические феномены нарушения самосознания и самооценки при психических заболеваниях и пограничных состояниях

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин
  • Информация о фонде
  • Помощь

Электронный каталог: Соколова, Е.Т. — Соотношение физического Я-образа и самооценки

Соколова, Е.Т. — Соотношение физического Я-образа и самооценки

Книга (аналит. описание)
88.37

Соколова, Е.Т.
Соотношение физического Я-образа и самооценки / Е.Т. Соколова. – Самара // Самосознание и защитные механизмы личности : хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 109-132.

Модель психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников

Проблема самооценки, как элемента формирования самосознания, рассматривается многими психологами и является одним из важнейших вопросов исследования личности.

На сегодняшний день исследования самооценки подростков представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, — какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.

Были изучены различные аспекты самооценки личности. С точки зрения роли самооценки в сохранении целостности структуры личности она изучалась в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович. Многофункциональность самооценки (регуляторная, интерпретационная, защитная, проективная и другие функции) раскрыта в работах Р. Бернса, Е.И. Исаева. Связь самооценки с системой ценностей и мотивационной сферой субъекта показана в работах Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна. Многочисленные исследования посвящены прикладным аспектам самооценки (И.С. Кон, А.И. Липкина, Р. Бернс и др.) [1].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил отметить различные подходы к определению понятия самооценки среди ученых. Так, Р. Бернс, определяет это понятие как «составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя» [2].

Самооценка взрослых, как утверждает Ю.М. Кон, по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний. В развитии самосознания ребенка Б.Г. Ананьев выделяет ориентирующую и стимулирующую функцию оценок и делает попытку определить источники формирования самооценки и охарактеризовать развитие самооценки на определенных возрастных этапах. Б.Г. Ананьев выделяет ориентирующую и стимулирующую функцию оценок и делает попытку определить источники формирования самооценки, охарактеризовать развитие самооценки на определенных возрастных этапах [3].

Учеными отмечается и тот факт, что самооценка является одной из характеристик эмоционально-оценочного компонента «Я-концепции». Степень адекватности «Я-концепции» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности.

В области изучения самооценки особое место занимают работы А.И. Липкиной. А.И. Липкина отмечает, что самооценка — это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику [4].

Интерес к особенностям самооценки, свойственным подростковому возрасту, вызван тем, что в этот период жизни человека происходят одни из самых значительных по своим проявлениям и последствиям личностные изменения, связанные с переструктурированием самосознания.

В самооценке старшего школьника отражаются представления как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего — путь его несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности

Следует отметить, что именно старшие школьники с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Старшие подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Учеными отмечается, что самооценка старшего школьника является познавательно — оценочной деятельностью, развернутой во внешнем словесном плане.

Самооценка подростка формируется в общении со сверстниками благодаря наблюдениям, подражаниям, разговорам о своих качествах, поступках, отношениях. У многих она завышена, и уровень их притязаний к родителям, учителям, сверстникам выше реальных возможностей. А.А. Реан, обобщая результаты многочисленных исследований самооценки, и её динамики пишет: «Юношеский возраст очень важен в развитии ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности [5]. В самооценке подростка отметим следующие преобразования: начиная от младшего подросткового возраста к старшему возрасту содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества; в связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной; подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества; в самооценке становится более выражены моральные качества, способности и воля; происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка; влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы; самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

Следовательно, обобщая сведения авторов, отметим следующее:

• старший подростковый возраст является важным периодом в формировании и развитии самооценки;

• адекватная самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности;

• особенностями развития самооценки у старших школьников являются увеличение адекватности самооценки, довольно высокий уровень самокритичности.

Изучения психолого-педагогических исследований позволили разработать модель психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников, которая содержит пять блоков: целевой, теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический блоки. Результатом является изменение или не изменение уровня самооценки старшеклассников в результате реализации программы психолого-педагогической коррекции (Долгова В. И, Аркаева Н. И., Цветкова Н. И. [6]).

Моделирование педагогических систем является одной из важнейших задач современной педагогики и психологии, так как возрастает значимость проектирования и внедрения новых инновационных технологий, соответствующих передовым теоретическим идеям отечественной науки.

Моделирование, по мнению докторов педагогических наук Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, это «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется при этом моделью». Именно моделирование позволяет описать основные характеристики исследуемого процесса и дает целостное представление о нем. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Как отмечает доктор психологических наук В.И. Долгова, «в процессе изучения модель выступает в качестве самостоятельного квазиобъекта, позволяющего при исследовании получить некоторые знания о самом объекте» [7]. Отметим, что под «моделью» учеными понимается такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

Одним из основных этапов моделирования является целеполагание. Раскроем «дерево целей» психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

Генеральная цель: теоретическое обоснование и реализация модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

1. Теоретически обосновать проблему изучения психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

1.1. Раскрыть понятие «самооценка» у старшеклассников.

1.2. Рассмотреть возрастные особенности проявления самооценки у старшеклассников.

1.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

2. Организовать и провести исследование по изучению самооценки у старшеклассников.

2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.

2.2. Охарактеризовать выборку исследования.

2.3. Изучить уровень самооценки у старшеклассников.

2.4. Проанализировать полученные результаты.

3. Провести экспериментальную работу по проведению психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

3.1. Внедрить модель психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

3.2. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников.

3.3. Проанализировать полученные результаты коррекционной работы.

3.4. Разработать практические рекомендации родителям и педагогам по коррекции самооценки старших школьников.

В научной литературе существуют различные модели. Отметим, что классификацию моделей можно проводить по различным основаниям. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие классификации моделей [8]:

• модели познавательные, прагматические, инструментальные (И.Б. Новик);

• модели воспитания и образования (Н.В. Бордовская, А.А. Реан);

• модели субстанциональные, структурные, функциональные, смешанные (Б.А. Глинский, Л.М. Фридман);

• модели педагогические, структурно-функциональные, функционально-структурные, образовательные, процессные, компетентностные, функциональные, математические, организационные (Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева).

Считаем, что большое разнообразие моделей обусловлено, прежде всего, существованием различных проблем в психолого-педагогических исследованиях, специфичностью разных наук и задачами, решаемыми на определенном этапе их развития. В качестве классификационных признаков могут служить цели моделирования, средства моделирования, объекты моделирования, уровни (глубина) моделирования и масштабы моделирования.

Моделирование относят к числу универсальных методов. Оно применяется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования. По мнению ученых, модель строится поэтапно [9].

Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал, т.е. формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвертый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

С учетом выше изложенного рассмотрим модель коррекции самооценки у старших школьников, которая представлена на рисунке 1.

Отметим более подробно блоки представленной выше модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старших школьников.

Целевой блок направлен на реализацию генеральной цели: теоретическое обоснование и реализация модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старших школьников.

Цель: теоретическое обоснование и реализация модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

Цель: провести анализ литературных источников по проблеме, осуществить моделирование, подобрать методики изучения самооценки у старшеклассников

Диагностический блок: изучить уровень сформированности самооценки старшеклассников

Провести диагностику с помощью следующих методик: методика «Исследования самооценки личности С.А. Будасси», методика «Самооценка личности старшеклассника» Казанцева, методика Дембо-Рубинштейн

Коррекционно-развивающий блок: создание и реализация программы психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников

Цель: познакомить старших школьников с понятием «самооценка» и «адекватная самооценка», обучить способам адекватному восприятию самого себя

Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий

Цель: провести повторную диагностику, проанализировать и обработать полученные результаты с помощью Критерия Т–Вилкоксона

Теоретический блок предполагает изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования, осуществление моделирования, подбор методик изучения уровня сформированности самооценки у старших школьников.

Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявить уровень самооценки старших школьников. Целью его является проведение диагностики с помощью следующих методик: методика «Исследования самооценки личности С.А. Будасси», методика «Самооценка личности старшеклассника» (Г.Н. Казанцева), методика Дембо-Рубинштейн.

Коррекционный блок разрабатывается на основе результатов первичной психологической диагностики. Целью данного блока является ознакомление старших подростков с понятием «самооценка», повышение уровня самооценки старших школьников, развитие коммуникативной компетентности у старших школьников. Данный блок включает разработку и реализацию программы психолого-педагогической коррекции самооценки старших школьников, проведение психолого-педагогической коррекции самооценки с помощью упражнений, игр, релаксации. Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий направлен на проведение повторной диагностики, анализ и обработку полученных результатов с помощью Критерия Т–Вилкоксона [10].

Особенностью разработанной модели являются:

• открытость, поскольку содержательное наполнение модели зависит, прежде всего, от требований образовательной организации, от первоначального уровня сформированности самооценки у старших подростков;

• уровневость, поскольку коррекционно-развивающая программа предполагает сформированность различных уровней самооценки у старших подростков и предоставляет возможность перехода с одного уровня на другой; гибкость, поскольку предполагается вариативность содержания разработанной модели, вариативность в выборе форм и методов; динамичность, поскольку возможно внесение коррективов с учетом полученных результатов исследования.

Таким образом, самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов. Главной особенностью самооценки старших школьников является ее высокий уровень, так как старший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки. Анализ теоретического аспекта позволил разработать модель психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников, которая содержит пять блоков: целевой, теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический блоки. Модель может быть основой для разработки частных методик, необходимых для решения задач по исследуемой проблеме.

1. Курбанова З. С. Журнал Известия Южного федерального университета. Выпуск № 13 / том 68 / 2006 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-samootsenki-lichnosti-podrostka-pod-vliyaniem-vzaimootnosheniy-so-sverstnikami [дата обращения 20.01.2016].

2. Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.

3. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. — Челябинск: Искра, 2012. – 229 с.

4. Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению «Педагогика и психология», (28-29 марта 2008 г.) Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. ун-т – Челябинск, 2008.

5. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов – Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/278 [дата обращения 21.01.2016].

6. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография. – М.: КДУ. – 2009. – 228 с.

7. Новик И.Б. Моделирование как метод научного исследования. – М.: Гардарики, 2005. – 149 с.

8. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Смирнова О.А. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 31. С. 116-120.

9. Долгова В.И., Попова Е.В., Молоканов А.В. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков. // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 31. С. 91-95.

10. Долгова В.И., Кондратьева О.А., Леонидова И.С. Исследование стратегий психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 31. С. 151-155.

Психологические условия развития самооценки подростков тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.01, кандидат психологических наук Курбанова, Зулейхат Салаховна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Курбанова, Зулейхат Салаховна

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития самооценки подростков под влиянием их взаимоотношений со сверстниками

1.1. Самооценка как объект психологического исследования.

1.2. Психологическая характеристика межличностных отношений

Смотрите так же:  Как вернуть любовь мужа к жене молитвами

1.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

Выводы по главе.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взаимоотношений со сверстниками на развитие самооценки подростков.

2.1. Организация изучения влияния взаимоотношений со сверстниками на развитие самооценки подростков .

2.2. Изучение связи отношения к подростку референтной группы сверстников и его самооценки.

2.3. Изучение связи принятия подростком отношений сверстников и его самооценки.

2.4. Модель и программа развития позитивных взаимоотношений подростков со сверстниками.

Выводы по главе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Психологические условия развития самооценки подростков»

Проблема личности является одной из наиболее востребованных как в отечественной, так и в зарубежной психологии. К изучению различных ее проявлений обращались ведущие отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский , JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский , С.Л. Рубинштейн, Р.Б. Кеттелл, Г. Оллпорт , 3. Фрейд, К. Юнг и мн. другие). При этом значительное внимание уделялось рассмотрению самооценки как важнейшего личностного образования.

Роль самооценки в сохранении целостности личности была определена в трудах Б.Г. Ананьева , Л.И. Божович, И.С. Кона, В.В. Столица , И.И. Чесноко-вой, Е.В. Шороховой и др. Структура самооценки личности, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, была установлена У. Джеймсом, А.В. Захаровым , В.А. Ядовым и др. Многофункциональность самооценки (регуляторная, интерпретационная, защитная, проективная и другие функции) раскрыта в работах Т.В. Архиреевой , Р. Бернса, Е.И. Исаева, Д.И. Фельдштейна и др. Связь самооценки с системой ценностей и мотивационной сферой субъекта показана Л.И. Божович , Н. Брэнденом, С.А. Будасси, В.Н. Мясищевым , С.Л. Рубинштейном, Т.А. Собиевой. Специфические особенности самооценки охарактеризованы на основе результатов исследований С. Куперсмита , Е.А. Серебряковой и др. Многочисленные исследования посвящены прикладным аспектам самооценки (Л.П. Гримак , Б.В. Зейгарник, И.С. Кон, А.И. Липкина , Л.А. Рыбак, Р. Берне и др.).

Самооценка, являясь прижизненным образованием, формируется и развивается под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных особенностях (А.В. Петровский , Д.И. Фельдштейн, Ю.И. Фролов).

Наибольший интерес исследователей был сосредоточен на изучении самооценки в подростковом возрасте (С.Р. Аллахвердян , Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Кон , А.И. Липкина, J1.B. Макеева, Ю.Н. Максимова , М.А. Резни-ченко, J1.C. Сапожникова, Р.И. Цветкова , И.И. Чеснокова). Это вызвано тем, что в этот период жизни происходят одни из самых значительных по своим проявлениям и последствиям личностные изменения, связанные с переструктурированием самосознания. В подростковом возрасте актуализируется процесс развития «Я» личности, обусловленный усилением значимости для нее процессов самопознания, самосовершенствования, поиска смысла жизни. На формирование самооценки подростка, еще недостаточно четко осознающего свой « образ Я », в значительной мере влияет социальная среда, прежде всего — среда сверстников.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте выступает в качестве предпочитаемого. Наряду с рядом иных позитивных эффектов, отношения со сверстниками выступают в качестве значимого фактора развития самооценки подростка (Г.М. Андреева , А.Я. Большунов, Н.Я. Большунова, Л.И. Божович , Д.И. Фельдштейн, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский , О.В. Соловьева, Н.И. Шевандрин и др.).

Вместе с тем, развитие самооценки подростков под влиянием отношений со сверстниками сталкивается с рядом противоречий:

— между востребованностью в подростковом возрасте четкого внешнего ориентира для выработки адекватной самооценки и неоднозначностью таковых, вызванной объективной множественностью позиций оценивания подростка окружающими, в том числе сверстниками;

— между желанием подростка достичь единения с референтной группой сверстников, предполагающим принятие им транслируемых сверстниками оценок, и его стремлением выделиться из этой группы, связанным с определенным отторжением оценочных отношений сверстников;

— между стремлением подростка наиболее полно и адекватно познать собственные возможности и свойственными этому возрасту трудностями отделения реального от желаемого.

Необходимость разрешения названных противоречий, выявления и более полного осознания условий, влияющих на развитие адекватной самооценки личности в подростковом возрасте, обусловило выбор темы данного диссертационного исследования. Его проблема формулируется следующим образом: каковы психологические условия, которые оказывают влияние на развитие адекватной самооценки подростка?

Цель исследования: выявить психологические условия развития адекватной самооценки подростков под влиянием их взаимоотношений со сверстниками.

Объект исследования: развитие самооценки в подростковом возрасте.

Предмет исследования: психологические условия развития самооценки подростков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты предположения, выступившие в качестве гипотез исследования:

1. В числе значимых психологических условий, оказывающих влияние на развитие самооценки подростков, выступают их взаимоотношения со сверстниками:

— чем менее дифференцированы оценки, даваемые подросткам взаимодействующими с ними сверстниками, тем более адекватная самооценка развивается у них;

— неоднозначность оценки подростков сверстниками влияет на развитие у них внутренне неоднозначной самооценки;

— благоприятный микроклимат в группе в большей мере влияет на перевод доминирующей оценки сверстников в самооценку подростков, чем неблагоприятный;

— непринятие подростками отношений группы сверстников влияет на развитие у них самооценки, противоположной групповой оценке.

2. Позитивные отношения со сверстниками и даваемые ими оценки являются психологическими условиями развития адекватной самооценки подростков.

1. Систематизировать теоретические и эмпирические исследования, рассматривающие содержательную специфику и психологические условия развития самооценки подростков.

2. Описать основные подходы к изучению самооценки подростков, как составляющей Я- концепции личности, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии.

3. Выявить развивающую роль оценки сверстников и взаимоотношений с ними в формировании самооценки подростков.

4. Изучить зависимость самооценки подростков от их личностных особенностей.

5. Разработать эмпирическую модель и программу развития адекватной самооценки подростков.

Методологическую основу исследования составили базовые принципы отечественной психологии:

— принцип личностного подхода (А.Г. Асмолов , А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, C.JI. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн , Д.Б. Эльконин);

— принцип развития (Б.Г. Ананьев , П.П. Блонский, А.В. Запорожец);

— принцип единства сознания и деятельности (А.В. Брушлинский , C.JL Рубинштейн и др.);

— принцип детерминизма и связи индивидуального и общественного (Б.Г. Ананьев , А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев , А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).

В качестве теоретической основы исследования выступили общетеоретические исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам: развития личности (Б.Г. Ананьев , К.А. Абульханова, Л.И. Божович, Берулава М.Н., Берулава Г.А., Л.С. Выготский , Ф.Е. Василюк, И.Б. Котова, А.Б. Орлов , А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Б.С. Братусь , 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт); самосознания и самооценки личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович , А.В. Захарова, И.С.

Кон , Я. JI. Коломинский, А.И. Крупнов , А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, A.M. Лисина , Т. Я. Решетова, В.В. Столин , У.-Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, У. Ку-персмит, Э. Эриксон и др.); психологических особенностей подросткового возраста (Л.И. Божович , Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Петровский , Д.И. Фельдштейн, М. Кле, Э. Эриксон и др.) и самооценки подростка (Л.И. Божович, Ю.П. Ветров , И.С. Кон, И.И. Чеснокова и др.).

Кроме того, для достижения целей исследования большое значение имело осмысление проблем влияния референтной группы и референтного общения на развитие личности (Г.М. Андреева , А.Я. Болыиунов, Н.Я. Большуно-ва, А.В. Петровский , О.В. Соловьева, А.А. Чечулин, Е.В. Щедрина , Г. Келли, Г. Хайман).

1. Теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, выполненных в рамках общей психологии, психологии личности, истории психологии, психологии развития, социальной и педагогической психологии.

2. Эмпирические методы: наблюдение, социометрия Дж. Морено, тестирование (методика Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан , методика С.А. Будасси, методика изучения самооценки и оценки волевого усилия В.П. Озерова , методика оценки микроклимата группы по В.М. Завьялову , методика оценки стиля общения по С.А. Шеину ), метод семантического дифференциала Ч. Осгуда , формирующий эксперимент.

3. Методы качественной и количественной (математико-статистической) обработки эмпирических результатов (простые статистики, критерии Фишера и Стьюдента, факторный анализ).

4. Метод моделирования.

Организация и этапы исследования.

Исследование осуществлялось в четыре этапа.

Первый этап ( 2003 г.) связан с теоретическим осмыслением проблемы. На данном этапе изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись концептуальные подходы к разработке темы, был определен научный аппарат исследования.

Второй этап (2003-2004 гг.) — была осуществлена разработка и проведение констатирующего эксперимента, в ходе которого устанавливалось два вида связей: 1) связь особенностей самооценки подростка и оценочного отношения к нему референтной группы сверстников; 2) связь самооценки подростка и его принятия отношения к себе группы сверстников. Полученные по итогам психодиагностических процедур данные были подвергнуты количественному и качественному анализу, результаты которого послужили основой для выделения параметров взаимодействия со сверстниками в подростковом возрасте, значимых для формирования в этот возрастной период адекватной самооценки личности и разработки модели и психологической программы развития положительного отношения подростка к группе сверстников и умений установления и поддержания им позитивных отношений с ними.

Третий этап (2004-2005 гг.) — состоял в апробации психологической программы, разработанной по результатам предыдущего этапа. Занятия с подростками проводились в течение семи месяцев два раза в неделю. По завершению занятий был проведен контрольный замер уровня самооценки подростков. Полученные данные были сопоставлены с результатами констатирующего замера самооценки и послужили основой для оценки эффективности подготовленной программы.

Четвертый этап (2005-2006 гг.) — состоял в выработке рекомендаций классным руководителям, направленных на проведение работы по формирования позитивных межличностных отношений и развитию личности подростков. На данном этапе должное оформление получил текст диссертационной работы.

База исследования: Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №39 г. Махачкала. В основной части исследовании приняло участие общей численностью 170 подростков в возрасте от 11 до 14 лет. В развивающей работе приняло участие 30 подростков с неадекватной самооценкой.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием комплекса методов, соответствующих задачам и предмету исследования, организацией эмпирического исследования с привлечением валидных методик и применением методов математико-статистической обработки полученных результатов, непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных по итогам экспериментальной работы.

Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании подтверждено влияние межличностных отношений современного подростка со сверстниками на развитие у него адекватной самооценки; конкретизированы психологические условия развития личности подростков под влиянием однородности отношений со сверстниками и их принятием подростком. На теоретическом и практическом уровне обоснована возможность развития личности и адекватной самооценки на основе позитивных межличностных отношений подростка со сверстниками. Разработана модель и апробирована программа развития самооценки подростка на основе совершенствования его отношений со сверстниками.

Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней выявлен характер влияния взаимоотношений со сверстниками на развитие самооценки как составляющей Я- концепции подростка: показано, что а) дифференциро-ванность оценок сверстников способствует развитию адекватной самооценки подростков, б) неоднозначность оценок сверстников приводит к развитию неоднозначной оценки подростков; в) позитивный микроклимат в группе способствует переводу доминирующей групповой оценки подростка в его самооценку; г) принятие оценочного отношения к себе сверстников приводит к переводу доминирующей групповой оценки подростка в его самооценку.

Выявлены условия формирования адекватной самооценки подростков в процессе межличностных отношений со сверстниками (разномодальность отношений сверстников, сформированные у подростка умения и навыки установления и поддержания позитивных межличностных отношений со сверстниками).

Полученные результаты обогащают представления о механизмах развития самооценки в подростковом возрасте и о факторах, благоприятствующих этому развитию. Сделанные теоретические обобщения, полученные эмпирические данные и сделанные на их основе выводы могут использоваться как материал для дальнейшего развития таких отраслей психологии как: общая психология, психология личности, история психологии, психология развития, акмеология , педагогическая, социальная и дифференциальная психология.

Практическая значимость исследования состоит в том, полученные эмпирические результаты конкретизировали связь, имеющуюся между развитием личности, взаимоотношениями подростка со сверстниками и уровнем их самооценки.

Полученные в ходе теоретико-эмпирического исследования материалы могут быть использованы в ряде учебных курсов: в общей психологии, психологии личности, педагогической, социальной, дифференциальной психологии, психологии развития, акмеологии .

В работе представлены модель и программа развития адекватной самооценки подростка через улучшение его взаимоотношений со сверстниками, которые могут быть использованы в деятельности практического психолога образования: в процессе консультирования подростков, имеющих нарушения в развитии личности, неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку, для проведения психокоррекционной и психоразвивающей работы в подростковых группах.

Изученные и апробированные в работе методы, система и психотехники коррекции расширяют арсенал психологических средств развития адекватной самооценки подростков и совершенствования их межличностных отношений в среде сверстников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В числе наиболее значимых психологических условий, влияющих на развитие личности подростков, выступают взаимоотношения со сверстниками, определяющие их самооценку. Для развития самооценки подростка необходимо осуществить перестройку тех личностных характеристик, через которые он представляет себя в среде сверстников, взаимодействует с ними.

Благоприятный микроклимат в подростковой группе оказывает влияние на развитие оценочной составляющей Я- концепции личности, так как он способствует переводу доминирующей в среде сверстников оценки подростков в их самооценку.

2. Принятие подростками отношения сверстников к себе влияет на развитие у них самооценки, однонаправленной с оценкой сверстников, а непринятие складывающихся отношений приводит к возникновению самооценки, противоположной групповой оценке. Дифференцированные оценки, транслируемые подросткам взаимодействующими с ними сверстниками, способствуют развитию у них адекватной самооценки. Неоднозначные оценки подростков взаимодействующими с ними сверстниками влияют на развитие у них внутренней неоднозначной самооценки. Образ непохожего на себя, чуждого сверстника ассоциируется у подростков с чертами лицемерного, эгоистичного человека в противовес качествам близкого, наивного сверстника.

3. Подростки, имеющие заниженную самооценку, характеризуются наличием следующих личностных особенностей: противоречивостью эмоционально-ценностного отношения к себе, низким уровнем открытости, однозначностью и неполнотой оценок окружающих. Они воспринимают образ сверстника как амбивалентный (сильный, но эмоционально далекий, а так же как сложный, гордый, вспыльчивый). При оценке образа сверстника, близкого себе, он воспринимается как слабый, эмоционально-близкий, сложный, непохожий на противопоставляемый себе образ далекого сверстника.

Сверстники воспринимают подростков с завышенной самооценкой как сильных, уверенных, решительных. При этом подчеркивается их необычность, адаптивность, способность быть непринужденными, тонкими людьми, но вместе с тем они оцениваются и как достаточно скользкие, лицемерные, эгоистичные. Похожих на себя сверстников, подростки воспринимают как уверенных, сильных, решительных, впечатлительных, близких, открытых, но вместе с тем, и как сложных, вспыльчивых, упрямых.

4. Для подростков с завышенной самооценкой характерны такие личностные особенности: противоречивое самоотношение , высокий уровень принятия, большая связь с образом сверстника, вызывающего симпатию, чем с образом сверстника, близкого и похожего на себя.

5. К активной ориентации на лидерство в большей степени предрасположены подростки с завышенной и адекватной самооценкой. На позицию исполнителя, « ведомого » в отношениях со сверстниками, в большей мере ориентированы подростки с заниженной самооценкой. На конструктивное, гибкое взаимодействие с группой сверстников ориентирована по большей мере группа подростков с адекватной самооценкой.

6. Реализация психологической программы развития позитивных отношений подростков со сверстниками способствует развитию у них адекватной самооценки как значимой подструктуры личности и формированию умений устанавливать и поддерживать эти отношения.

Апробация работы осуществлялась через опубликование автором основных результатов исследования; в ходе выступлений с докладами и сообщениями на теоретических семинарах, заседаниях кафедры психологии Дагестанского государственного университета (2004-2006 гг.). Материалы диссертационного исследования были использованы в преподавании дисциплин « Общая психология », « Психология развития », « Акмеология », « Социальная психология » и спецкурса « Психология подростка ». Материалы исследования докладывались и обсуждались на годичных собраниях Южного отделения РАО (2005-2006), на международных, межвузовских, региональных научных и научно-практических конференциях (Ставрополь, Армавир, Таганрог, Ростов-на-Дону, Кисловодск и др.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Курбанова, Зулейхат Салаховна

Основные выводы диссертационного исследования:

1) В подростковом возрасте прослеживается влияние взаимоотношений со сверстниками на развитие самооценки подростков. При этом самооценка подростка связана с его статусом в групповом взаимодействии сверстников:

— подростки, занимающие высокий социальный статус могут обладать как адекватной, так и завышенной самооценкой;

— подростки, занимающие средний уровень социальной градации по большей мере обладают адекватной самооценкой, однако в данной социальной группе встречаются подростки и с заниженной, и с завышенной самооценкой;

— подростки, занимающие низкий социальный статус в среде сверстников, обладают, по большей мере, заниженной самооценкой, однако здесь встречаются и подростки с завышенной самооценкой.

Смотрите так же:  Мужчины рыбы ревнивые или нет

3. Имеется связь между уровнем дифференцированности оценок подростков сверстниками и адекватностью их самооценки. Подтверждено, что низкая дифференцированность групповых оценок способствует развитию у подростков адекватных самооценок, при высокой дифференцированности оценок сверстников самооценки подростков с большой вероятностью характеризуются неадекватностью.

4. Имеется связь между уровнем однородности оценок подростков сверстниками и уровнем однородности их внутренних оценок. Высокая неоднородность оценок, транслируемых подросткам группой сверстников, способствует развитию у них внутренне неоднородной самооценки;

5. Имеется связь самооценки подростка и его отношения к сверстникам. При этом:

— отнесение сверстников к группе чужих сочетается с завышенной или заниженной самооценкой;

— отсутствие симпатии к сверстникам сочетается, обычно с завышенной самооценкой;

— наличие противоречивой симпатии к близким и к чуждым для себя сверстникам сочетается с завышенной самооценкой;

— агрессивное, напористое отношение к коллективу сверстников, желание подчинить себе окружающих сочетается с завышенной самооценкой подростка;

— предпочтение быть ведомым, подчиненным сочетается с заниженной самооценкой;

6. Имеется связь оценки психологического микроклимата в группе сверстников и уровнем самооценки подростков: оценка психологического микроклимата как по большей мере неблагоприятного сочетается с завышенной самооценкой.

7. Подростки с завышенной и заниженной самооценкой не умеют выстраивать взаимодействие с окружающими, в целом, и со сверстниками, в частности.

8. Развитие представлений о правильном построении общения, овладение навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие личностных качеств, способствующих построению адекватного взаимодействия с окружающими, способно позитивно сказаться на самооценке подростка.

Таким образом, все поставленные в начале исследования задачи выполнены, а выдвинутые гипотезы подтверждены.

Разработанная нами модель и программа развития взаимоотношений со сверстниками может быть использована психологами и педагогами для оказания помощи подростку в развитии его самооценки.

Самооценка является важнейшим компонентом личности. Регулируя процесс построения взаимодействия личности с окружающим миром, самооценка позволяет ей правильно расставить приоритеты, реализовывать наиболее адекватные ситуации выборы, наметить, исходя из ситуационных характеристик и личностных возможностей, свою перспективу на более или менее отдаленное будущее. Позволяя правильно соотнести свои сильные и слабые стороны, самооценка позволяет личности органично включиться в процесс социального взаимодействия.

Вместе с тем, самооценка является достаточно неустойчивым личностным образованием, подверженным различным экзогенным и эндогенным воздействиям. Особенно она уязвима в критические периоды жизни человека, когда происходит трансформация жизненно важных для него структур, когда происходи ломка привычной картины мира, перестраиваются стандарты и ценности. Как раз такие изменения происходят в подростковом возрасте, и именно в подростковом возрасте чаще всего отмечаются проблемы с самооценкой личности.

В подростковом возрасте человек стоит на границе между взрослостью и детством, желание проявить себя сталкивается с ограниченностью возможностей для этого, зачастую, вызванной непониманием окружающих. Это не может ни сказаться на уровне самооценки.

Неадекватность самооценки в подростковом возрасте может привести к разрушению системы взаимодействия подростка с окружающими его людьми, в результате чего задержится или нереализуется процесс его идентификации с окружающими людьми. Последствия нерешения задач подросткового возраста отражаются на всех уровнях организации человека в дальнейшей его жизнедеятельности. Поэтому так важно подростку помочь выстроить адекватную самооценку наиболее естественным образом — через коррекцию его взаимоотношений с окружающими и, в первую очередь, — со сверстниками.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа, с одной стороны, подтвердила наличие связи между самооценкой подростка и его взаимоотношениями со сверстниками, с другой стороны, подтвердила, что можно оказать позитивное влияние на развитие самооценки подростка через коррекцию его взаимоотношений со сверстниками.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Курбанова, Зулейхат Салаховна, 2006 год

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Абрекова JI.O. Реализация идей личностно-ориентированного образования в негосударственном вузе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -Ставрополь, 2000. 23с.

3. Абульханова К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психологический журнал. 1991.- №4. С.27-40.

4. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. Избранные психологические труды. -М.: МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК », 1999.

5. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.

6. Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК », 1999. 224с.

7. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дисс. . канд. психол . наук. Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева , 2000.- 18с.

8. Азарко Е.М. Психофизиологические и психологические характеристики потенциально одаренных подростков с различными смыслообразовательными стратегиями: Автореф. дисс. канд. психол. наук.- Ростов н/Д: РГУ , 2003. 22с.

9. Александров И.О., Максимова Н.Е., Горкин А.Г. и др. Комплексное исследование структуры индивидуального знания // Психологический журнал. 1999. -Т.20. -№1.

10. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личностинесовершеннолетних правонарушителей. М., 1968. — 54с.

11. Аликина Н.В. Возрастные психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. психол. наук.-Киев, 1989.-21с.

12. Аллахвердян С.Р. Референтное общение как фактор развития адекватной самооценки личности (на материале подросткового возраста): Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ , 2005. — 24с.

13. Амельков А.А. Влияние форм организации совместного труда старшеклассников на межличностные отношения: Дисс. канд. . психол. наук.-Минск, 1985.

14. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Вып. 18. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1948.-С.101-124.

15. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.Воронеж: НПО» МОДЭК», 1996.

16. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ , 1988. -429с.

17. Андреева И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Минск: БГПУ им. М. Танка, 2002. — 22с.

18. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента. -Л., 1984.

19. Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1-4 классов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1968. -№3.

20. Асадуллина С.Х. Влияние самооценки на принятие позиции учителя студентом- практикантом // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. -М., 1982.

21. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство « Институт практической психологии »; Воронеж: НПО « МОДЭК », 1996. — 768с.

22. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1997. — №4.

23. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.-223с.

24. Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе: Дисс. канд. . психол. наук. -Самара, 1999.-С.67-80.

25. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. М., 2000. -С.45-52.

26. Батаршев А.В. Психодиагностика особенности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

27. Батракова С.Н. Проблема самосознания учителя как « человека культуры » // Мир психологии. 2002. — №2.

28. Батурин Н.А. Проблемы оценивания и оценки в общей психологии //Вопросы психологии. 1989. — №2. -С.81-89.

29. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО « МОДЭК », 2002. -416с.

30. Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984. — 129с.

31. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. 2001. — №4. — С.25-32.

32. Белоконь М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Краснодар: КубГУ, 1999. — 18с.

33. Белорусов С.А. Психология духовности веры и религии // Практический психолог . 1998. — №6.

34. Берне Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986.-310с.

35. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. Учебное пособие для вузов.- М: Педагогическое общество России, 2001

36. Берулава М.Н. Перспективы развития отечественного образовании // Гуманизация образования. № 1. 2006

37. Берулава Г.А. Новое направление в исследовании проблемы когнитивных стилей // Гуманизация образования, 1995, №4, с. 54-60

38. Берулава М.Н., Берулава Г.А. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск. НИЦ БиГПИ, 1996, 17 с.

39. Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996. — 89с.

40. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-210с.

41. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО « МОДЭК », 1995. — С.245-272.

42. Бондарь Н.Г. Развитие восприятия младших подростков как условие совершенствования их обучаемости: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. — 18с.

43. Бороздина Л.В. Самооценка. // Вестник Московского Университета. Серия 14. 1990. — №2. — С.32-44.

44. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992.-№4.-С.99-100.

45. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. — № 6.

46. Брель П.Ю. Педагогические условия становления профессиональной самооценки слушателей первоначальной подготовки (на примере учебного центра ГУВД Иркутской области): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Улан-Удэ: БГУ , 2005. — 20с.

47. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемсяобществе // Психологический журнал. 1996. — №6.

48. Брушлинский А.В. Психология субъекта: Программа учебного курса.-М., 1998.

49. Буева Л.П. Личность и среда // Ребенок в системе внутриколлективных отношений. М., 1972. — С. 14-27.

50. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.16с.

51. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. -№1. -С.45-54.

52. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. -376с.

53. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — № 3.

54. Веревкина Е.В. Вклад социальных и индивидных факторов в формирование самооценки детей 6-7 лет: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — 24с.

55. Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Дисс. канд. психол. наук. М., 1992.

56. Волков Б.С. Психология подростка. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 160с.

57. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1984. -Т.4. С.5-243; Трудное детство. — Т.5. С. 137-198.

58. Выготский Л.С. Сочинения. Т.2. М.: Республика, 1983. — 1 Юс.

59. Габриял Т.М. Самооценка как метод изучения личности // Проблемы психологии. М., 1972. — С. 105-117.

60. Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового возраста // Вопросы психологии. 1984. — №1.

61. Гаджиева Н.М. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 144с.

62. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — №3. — С.43-52.

63. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2 / Пер. с франц. -М.: Мир, 1992.

64. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Моск. ун-т, 1987.- 175с.

65. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. 1984. — №2. — С.99-106.

66. Дебесс М. Подросток. 20-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 127с.

67. Деев В.Г. Зависимость содержания самооценки правонарушителей от уровня направленности их личности. М.: Наука, 1983. — 170с.

68. Деркач А.А. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности. -М.: РАУ , 1993. 158с.

69. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. — 208с.

70. Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: Автореф. дисс. докт. психол. наук. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова , 2000. -41с.

71. Доценко Е.Л., Бессонова Л.А. Обыденные представления об общении // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. — №2. — С.23-33.

72. Драгунова Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни подростков // Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков.-М., 1967. С.305-318.

73. Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976. — 96с.

74. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. -№2. -С.10-15.

75. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков пятиклассников // Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М., 1967. — С.318-336.

76. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный (отподросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. -С.7-26.

77. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. — №2. — С. 111-134.

78. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки !•! Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С.11 -24.

79. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.: Трансперсональный институт, 1996.

80. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. — №2.-С. 15-36.

81. Зимовина О.А. Индивидуализация обучения в вузе с учетом доминирующих когнитивных стилей студентов: Автореф. . дисс. докт. психол. наук. Сочи: НОУ РАО, 2001. — 43 с.

82. Иващенко А.В. О дефинициях «Я», «Я-концепция» // Методологические и теоретические аспекты формирования и развития личности. М.: Институт молодежи, 1999.

83. Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. -№2.-С. 17-30.

84. Исаев В.И. Возрастная психология // Вопросы психологии. -1998.-№5.

85. Ишембитова З.Г. Башкирская народная педагогика как средство профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2005. — 23с.

86. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1999. -304с.

87. Кваде В., Трусов В.П. Исследование коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 1980. — №3. — С. 130-133.

88. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личных конструктов / Пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. СПб.: Речь, 2000. — 249с.

89. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. -Алма-Ата, 1975.-40с.

90. Кле М.В. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991. — 164с.

91. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Гурьева В.А., Дмитриева Т.Б., Гиндикин В .Я. и др. / Под ред. проф. В.А. Гурьевой. М.: Генезис, 2001.-480с.

92. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 19с.

93. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. — 350с.

94. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: Народна асвета, 1984. 96с.

95. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-343с.

96. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981.- №3.

97. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 165с.

98. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: « Просвещение »,1989.

99. Корнеева Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции . Л., 1984.

100. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480с.

101. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-н/Дону: Изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997. — 144с.

102. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-н/Дону: Изд-во РГПУ, 1997. — 144с.

103. Краковский А.П. О подростках. М., 1970.

104. Краковский А.П. Трудный возраст. М., 1966.

105. Крапило А.И. Энциклопедия практического самосознания. М.: Межд. пед. акад., 1994. — 346с.

106. Кречмер Э. Медицинская психология. Пер. с нем. / Изд. подгот. Вал. А. Луков. СПб.: Союз, 1998. — 464с.

107. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. -М.: Издательство МГУ, 1998. 207с.

108. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева . -М., 1981.

109. Кроник А.А. Психология человеческих отношений. М.: Феникс, 1998.-224с.

110. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. -Киев, 1982.-137с.

111. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.-316с.

112. Кудрявцева Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. — 46с.

113. Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи // Личность в психологическом эксперименте. М., 1973.

Смотрите так же:  Самооценка работы учителя английского языка

114. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (рождение ребенка от рождения до 17 лет). -М.: Владос, 1997 265с,

115. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001. — 532с.

116. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. М., 1959.

117. Куприна А.П. Удовлетворенность общением как важная проблема подросткового возраста // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М., 1983. — С.71-75.

118. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере / Отв. ред. Е.В.

119. Шорохова, В.А. Кольцова . М.: Наука, 1995. — 271с.

120. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень, 1985.

121. Левитов Н.Д. Воспитание подростка в семье. М., 1969. — 86с.

122. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.304с.

123. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Академия, 2001.-256с.

124. Липкина А.И. Психология самооценки школьника. М., 1968.

125. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дисс. . докт. психол. наук. М.: НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР , 1974.-35с.

126. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.

127. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968.

128. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980. — С.36-46.

129. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

130. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -2-е издание. Л.: Медицина, 1983. — 256с.

131. Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1978. 21с.

132. Лубовский Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показателя развития личности: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1990. — 16с.

133. Лукьянова З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими детьми // Вопросы психологии. 1989. -№3. — С.43-49.

134. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. -Воронеж, 1993.

135. Макеева Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2002. — 18с.

136. Максимова Н.Ю. Особенности личностных отношений трудновоспитуемых подростков: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. -Киев, 1981.-22с.

137. Манцаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., 1991.

138. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Развитие самосознания и проблема формирования социальной активности личности-М.: МГПИ , 1987.- 107с.

139. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С.154-180.

140. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Владос, 1997.365с.

141. Матвеева В.Ф., Лебедев А.В. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личностным качествам людей // Вопросы психологии. 1984. -№3. — С.73-78.

142. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов, 1997. -51с.

143. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2004. — 320с.

144. Мороз О.М. Усвоение учащимися поведенческих критериев как одно из условий повышения уровня объективности самооценки личностных качеств. Л.: Лениздат, 1976. — 115с.

145. Мягков И.Ф., Морозов С.К., Якушева Г.И., Юров Ю.В., Алмалиева О.Б. О системе отношений личности социально и педагогически запущенных подростков // Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж: ВШИ , 1982. — С.5-18.

146. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Воронеж, 1995-С. 15-27.

147. Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношений и психологии установки // Понятие установки в медицинской психологии. -Тбилиси, 1970. С.13-26.

148. Назаретян А.П. Социальные стереотипы в информационно-смысловой системе личности // Материалы всесоюзного симпозиума « Актуальные проблемы социальной психологии ». Кострома, 1986.

149. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация. -Ереван, 1988.

150. Нежнов П.Г. Взаимоотношения детей при распределении ими функций руководителя совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976. — С.41-59.

151. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995.

152. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. М., 1987. — С. 17-40.

153. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания // Вопросы психологии. 1992. — №1-2.

154. Новосёлова А.С. Внушение как один из способов ранней профилактики педагогической запущенности подростков. М.: Наука, 1978. -278с.

155. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.- 191с.

156. Орлов И.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — №2. — С.5-19.

157. Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. СПб.: ЛГУ им. А.С.1. Пушкина, 2004.-21с.

158. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1991.

159. Панферов В.П. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. 1982. — №5.

160. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 592с.

161. Пасниченко А.З. О различиях самооценки волевых качеств личности в подростковом возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. « Психология ». -1991.-№3.-С.39-45.

162. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-разви-вающее взаимодействие. Ростов н/Д: РИО АО « Цветная печать », 1995. -88с.

163. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр « Академия », 1998.-512с.

164. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — №4. — С. 15-30.

165. Першин Б.Б. Стресс, вторичные иммунодефициты и заболеваемость. М., 1994.

166. Пилинейченко Ю.Г. Внутренние преграды как смысловые детерминанты самосознания личности: Дисс. . канд. психол. наук. М., 1984.-201с.

167. Подростковый возраст в свете разных концепций // Детская психология. М., 1995. — С.275-295.

168. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. — №1.

169. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., Наука, 1983.

170. Прихожан A.M. К анализу генезиса самосознания вподростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. М., 1984. — С.76-88.

171. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО « МОДЭК », 2000. — 304с.

172. Прихожан A.M. Школьная тревожность и самооценка в старше^ подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. — С.76-88.

173. Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. -М., 1977. -24с.

174. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева , О.В. Кардашина, Н.Д. Линде и др.; Под ред. С.А. Беличевой. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума « Социальное здоровье России », 1999. — 181с.

175. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 47с.

176. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. -223 с.

177. Психология самосознания. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 672с.

178. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.

179. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.: Изд-во « Питер », 2000.

180. Ратинов А.Р., Константинова Н.Я., Собчик Е.М. Самооценка преступников // Личность преступника как объект психологического исследования. М.: Наука, 1976. — С.63-78.

181. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическаяпсихология. СПб., 1999. — С. 106-121.

182. Ребус Б.М. Психология особенности детей подросткового возраста. Ставрополь: СГУ , 1991. — 146с.

183. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.

184. Решетова Т.Я. Стилевые характеристики психической активности субъекта: Автореф. . докт. психол. наук: Сочи, НОЦ РАО, 2003. -43 с.

185. Решетова Т.Я., Амбарцумян А.А. Психологические детерминанты паттерного поведения в ситуации хронического неуспеха. -Сочи: Изд-во НОТС РАО , 2006

186. Рождественская Н.А. Формирование у подростков способности вероятностного оценивания свойств // Мир психологии. 2001. — №3. -С.112.

187. Розенберг Общество и образ-Я в юношеском возрасте. М.,1965.

188. Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 54с.

189. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 156с.

190. Саблина Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. — 24с.

191. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Просвещение, 1972. — 445с.

192. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. М., 2000.

193. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1982. -№1. — С.69-75.

194. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. -№3. — С.62-72.

195. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -384с.

196. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Уч. пособие. М., Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Изд-во НПО « Модек » — 2000. — 64 С.

197. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Уч. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Изд-во « Модек », 2000. — 64 е.

198. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. — №1. -С. 17-26.

199. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. М.: « Горизонт », 1995.-207с.

200. Снегирева Т.В., Платон К.Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и юношеском возрасте. Кишинев: Речь, 1988. -64с.

201. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 184с.

202. Соколова Е.Т., Чеснокова И.И. Влияние отношения родителей на развитие самооценки подростка // Вопросы психологии. 1986. — №2. -С.110-117.

203. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской . -М., 1999. С. 129-139.

204. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.360с.

205. Тагирова Г.С. Коррекция поведения трудновоспитуемых подростков с рассогласованием отношений: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Махачкала, 1999. — 19с.

206. Талкина Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигнутых результатов // Вопросы психологии. 1985. -№6. — С.131-138.

207. Тихонова Н.А. Особенности психологического развития подростков //География в школе. 1999. — №1. — С.91-92.

208. Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. — №3.

209. Тхостов А.Ш., Степанович Д.А. Влияние кризисных жизненных ситуаций на структуру самооценки // Вопросы психологии. 1987. — №2. -С.128-133.

210. Уланова О.Б. Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста на занятиях английским языком: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М.: М1ТГУ, 2000. — 23с.

211. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. 1984. — №1. — 29с.

212. Федотова Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах . М., 1985.

213. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. — 300с.

214. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка//Вопросы психологии. -1983. -№1.-С.21-32.

215. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной . М., 1987. — 184с.

216. Франк C.JI. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997.

217. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т.; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского ; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408с.

218. Ховенмей Е.К. Особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в зависимости от уровня притязаний и самооценки учащихся // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М.: Прогресс, 1986. — 250с.

219. Ходжич М.В. Исследование особенностей личностного адаптационного потенциала и самооценки профессионально-ролевого поведения сотрудников ОВД различных статусных групп: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Самара: СамГПУ, 2004. — 22с.

220. Хоружий С.Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающему. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 398с.

221. Хьелл JL, Зинглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.

222. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М. — Рига, 1995.

223. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1968.

224. Черенкова Г.В. Психологические особенности различных форм общения подростков: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. -М., 1989. -22с.

225. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.-425с.

226. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии. 1984. — №5.

227. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. -М.: Просвещение, 1990. 208с.

228. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. -М., 1995.

229. Шибутани Т. Социальная психология. -М., 1989.

230. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация // Т. Шибутани Социальная психология / Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д., 1988. -С.193-212.

231. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр « Академия », 1999. -288с.

232. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознания / Проблемы сознания. М., 1966.

233. Шумская Л.И. Психологическое исследование межличностных отношений в группах среднего ПТУ : Автореф. дисс. . канд. психол. наук. -Минск, 1979.- 15с.

234. Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды. -М., 1989.

235. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.

236. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. группа « Прогресс », 1996.

237. Яновская Е.А. Исследование уровня самооценки личности несовершеннолетних правонарушителей. М.: Наука, 1973. — 236с.

238. Ярцев Д.В. Особенности формирования подростков с высшим уровнем умственных способностей // Прикладная психология. 1999. — №4. -С.75-79.

239. Ericson Е.Н. Childhood and society. (2nd ed.) New York: Norton,1963.

240. Chelune G.J., Robison J.T., Kommor M.J. A cognitive interactional model of intimate relationships. // Communication, intimacy and close relationships. / Ed. Derlega VJ. Academic Press, 1984. — P. 11-40.

241. Marjorie L. & Weiss L. Intimacy & Crises in Adulthood. // The Counselling Psychologist, Spring, 1976, pp. 10-15.

Другие статьи

  • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]
  • Диагностика познавательного интереса у младших школьников дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Баранова, Э.А. […]
  • Доронова тН Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Доронова, Т.Н. […]
  • Поддержка детей из неполных семей КавджарадзеМаксимГеннадьевич Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Главная Информация Биография Характер деятельности Фотогалерея Деятельность Правовые основы Работа Информация Законопроекты События Блог […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Как оформить детские по уходу за ребенком Как получить пособия на ребенка График оформления и выплаты детских пособий Пособия для всех семей, имеющих детей При рождении ребенка При усыновлении ребенка Дополнительные виды пособий Семьям военнослужащих по призыву Приемным родителям и […]