Состояние здоровья ребенка школьного возраста

Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Смотрите так же:  Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с зпр

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Медицинские интернет-конференции

Гаврюшина Е.С., Овезова К.А., Трехлебова И.В.
Научный руководитель: к.м.н., доцент Елисеева Ю.В.

Проведено сравнительное изучение критериев, определяющих уровень здоровья учащихся младшего, среднего и старшего школьного возрастов, осуществлен анализ состояния здоровья учащихся на основании выкопировки данных с результатами углубленных медицинских осмотров, проведен анализ распространенности хронической заболеваемости в связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных детей и подростков.

Abstract: Comparative study of the criteria determining the health level of students of junior, middle and senior school age, the analysis of the health status of students based on the compilation of data with the results of in-depth medical examinations and the prevalence of chronic morbidity due to unfavorable trends in the health status of modern children and adolescents were carried out.

Введение

Охрана здоровья детей и подростков рассматривается в качестве одной из стратегических задач общества и государства, направленных на предотвращение возникновения и прогрессирования заболеваний [3, 4, 6, 7, 8]. Ситуация с положением детей и подростков в России вызывает наибольшие опасения, поскольку в последние годы здоровье подрастающего поколения стремительно ухудшается и рассматривается как угрожающее национальной безопасности страны. В связи с этим актуальным является поиск критериев для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков, проведение постоянного мониторинга состояния здоровья и разработка подходов по профилактике возникновения заболеваний и нарушений здоровья среди подрастающего поколения [1, 2, 5, 9, 10].

Цель

На основе комплексной оценки изучить критерии, определяющие уровень здоровья учащихся младшего, среднего и старшего школьного возрастов.

Материалы и методы исследования

Анализ состояния здоровья учащихся осуществлялся на основании выкопировки данных с результатами углубленных медицинских осмотров, представленных в амбулаторной медицинской документации детской поликлиники Краснокутского района Саратовской области. Проанализированы данные 105 человек в возрасте 7 – 17 лет (мальчиков — 48 человек (45,7%), девочек – 57 человек (54,3%). Распределение школьников по группам здоровья осуществлялось на основании комплексной оценки состояния здоровья учащихся согласно «Методике комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах». Оценка физического развития учащихся осуществлялась согласно общепринятым методикам по региональным стандартам для детей и подростков г. Саратова. Также проводился анализ распространенности хронической заболеваемости учащихся (на основе МКБ-10).

Результаты

Результаты обследования различных возрастно-половых групп школьников показали, что в целом они отражают общие тенденции в состоянии здоровья детей подростков, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.

Важной представлялась оценка показателей физического развития – одного из критериев отклонений здоровья в протоколе индикаторов состояний, используемых для расчета и прогноза патологического груза болезней. Определено, что среди младших школьников большая часть обследуемых имела гармоничное физическое развитие (77,1%), дисгармоничное – 20,0% и резко дисгармоничное физическое развитие – 2,9%.

В структуре хронической заболеваемости учащихся начального звена выявлена гендерные различия. Ведущие места заболеваемости среди мальчиков занимали: патология органов пищеварения (хронические гастриты, хронические гастродуодениты) – 33,3%, заболевания органов дыхания (преимущественно хронические бронхиты) – 22,2%, заболевания костно-мышечной системы (сколиозы) – 11,1%, патология ЛОР-органов (11,1%). Среди девочек 7 – 10 лет в структуре хронической заболеваемости отмечена относительно высокая для этого возраста доля заболеваний эндокринной системы, в частности, хроническим тиреоидитом (27,3%). Остальные ранговые места занимали патология костно-мышечной системы (сколиозы) – 18,2%, заболевания мочевыделительной системы (циститы) – 18,2%.

Распределение младших школьников на группы здоровья показало, что среди обследуемых преобладали учащиеся I группы здоровья (42,9%), что в 1,4 и 1,7 раз больше, чем лиц, входящих во II и III группы здоровья соответственно.

Оценка физического развития учащихся среднего школьного возраста показала, что среди обследуемых большая часть лиц имела гармоничное физическое развитие (54,3%), дисгармоничное и резко дисгармоничное – 37,1% и 8,6% соответственно.

В структуре хронических заболеваний мальчиков 11 – 14 лет первое место занимали болезни костно-мышечной системы (41,7%), второе – заболевания органа зрения и его придаточного аппарата, заболевания органов пищеварения (по 16,7%), третье – болезни ЛОР-органов и мочевыделительной системы (по 8,3%). В структуре заболеваемости девочек 11 – 14 лет ведущие места занимали: патология костно-мышечной системы (сколиозы, плоскостопие) – 66,6%, болезни глаза и его придаточного аппарата (26,7%), болезни органов пищеварения (6,7%).

Распределение школьников среднего звена обучения на группы здоровья показало, что среди обследуемых преобладали учащиеся II группы здоровья (45,7%). Также отмечен высокий процент учащихся III группы здоровья (42,9%), что свидетельствует о дебюте заболеваемости по различным классам болезней, формирующим хроническую патологию у школьников в возрасте 11 – 14 лет.

При оценке физического развития учащихся старшего школьного возраста выявлено, что большая часть обследуемых имело дисгармоничное (51,4%) и в 3% случаев – резко дисгармоничное физическое развитие в основном за счет дефицита массы тела и уменьшения обхватных размеров тела. Это также подтверждает факт типичного распространения среди современных 15 – 17-летних подростков нашей страны так называемого «трофологического синдрома», характеризующегося дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов организма, задержкой темпов биологического созревания организма. Это формирует неблагоприятный прогноз динамики репродуктивного здоровья молодежи.

В структуре хронических заболеваний юношей старшего школьного возраста выявлены по мере убывания: болезни костно-мышечной системы (нарушения осанки и плоскостопие) – 28,0%, болезни органов пищеварения (гастриты, дуодениты) и органов дыхания – по 22,2%, болезни глаза и его придаточного аппарата (миопия) – 22,1%. В структуре хронических заболеваний девушек ведущие места занимали заболевания органа зрения и его придаточного аппарата (37,5%), болезни костно-мышечной системы (18,75%), болезни органов пищеварения (12,5%). Примечательно, что среди подростков 15 – 17 лет лиц I группы здоровья составило 8,5%, II группы здоровья – 34,3%, III группы здоровья – 51,4%, IV группы здоровья – 5,8%.

Обсуждение

Существующая в настоящее время оценка состояния здоровья (по Громбаху С.М.) позволяет достаточно тонко дифференцировать состояние здоровья детей, уже сформировавших хроническую патологию, с выделением III, IV и V групп здоровья в зависимости от компенсаторных возможностей организма, варианта и стадии течения заболевания.

Смотрите так же:  Приступы кашля у ребенка лечение

Полученные результаты исследований показали, что основные темпы роста заболеваемости приходятся на период обучения детей и подростков в школе, причем наибольшее ухудшение состояния здоровья детей происходит в старшем школьном возрасте (15–17 лет). Так, доля абсолютно здоровых учащихся в процессе обучения по нашим исследованиям снизилась в 5 раз. Параллельно с этим среди школьников всех возрастных групп отмечен существенный рост хронических заболеваний, частота которых за последнее десятилетие увеличилась и составляет треть всех нарушений состояния здоровья. Существенно вырос уровень заболеваний костно-мышечной, эндокринной систем, органов пищеварения, органа зрения.

Особенностью здоровья современных школьников является быстрый рост функциональных отклонений и полисистемность заболеваний. Так, школьники в возрасте 11 – 14 лет имеют 1–3 заболевания, в то время как среди 15–17-летних их количество увеличивается вдвое. Таким образом, складывается ситуация, при которой каждое последующее поколение обладает все меньшим потенциалом здоровья, что приводит к неуклонному росту первичной инвалидизации детского населения и показателей ее распространенности.

Заключение

В связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных детей и подростков для любой страны профилактика заболеваемости является актуальной социальной проблемой, а их тенденции и причины – объектом пристального изучения в медицине. Оценка состояния здоровья и прогнозирования его показателей находятся в прямой зависимости от социально-гигиенических, медико-биологических, медицинских и других факторов. С целью предупреждения дальнейшего ухудшения здоровья подрастающего поколения важно проводить оздоровительные и профилактические мероприятия, и прежде всего по ранней диагностике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

1. Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А., Дубровина Е.А., Елисеева Ю.В. К оценке функционального состояния организма подростков с различным уровнем здоровья в условиях профессионального обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2014. Т. 16, № 5-2. С. 850-852.

2. Елисеева Ю.В., Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А. Гигиенические аспекты изучения состояния питания учащихся с различным уровнем здоровья // Профилактическая медицина. 2013. Т. 16, № 5. С. 37-40.

3. Елисеева Ю.В., Истомин А.В., Милушкина О.Ю., Елисеев Ю.Ю. Гигиеническая безопасность среды обитания и формирование здоровья детей и подростков. Саратов: Изд-во СГМУ. 2014. 164 с.

4. Истомин А.В., Кирюшин В.А, Елисеев Ю.Ю., Кучумов В.В., Клещина Ю.В. и др. Обзор научно-практических конференций, посвященных современным проблемам гигиены, профилактики и охраны здоровья населения за 2012 год // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 3 (240). С. 38-40.

5. Истомин А.В., Елисеев Ю.Ю., Елисеева Ю.В. Обусловленность риска здоровью детского населения химической контаминацией пищевых продуктов в регионе // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251). С. 18-21.

6. Клещина Ю.В., Рахманов У.Х. Комплексные гигиенические проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2007. № 4. С. 75.

7. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Гигиеническая оценка и обоснование мер оптимизации образа жизни и питания подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13, № 1-7. С. 1604-1606.

8. Клещина Ю.В. Мониторинг состояния здоровья и фактического питания современных подростков // Российский педиатрический журнал. 2011. № 2. С. 38-41.

9. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Особенности питания и витаминной обеспеченности организма у девушек с метаболическим синдромом // Гигиена и санитария. 2011. № 1. С. 68-70.

10. Павлов Н.Н., Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Оценка фактического питания и пищевого статуса современных детей и подростков // Курский научно-практический вестник «Человек и здоровье». 2011. № 1. С. 128-132.

Состояние здоровья ребенка школьного возраста

По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:

Объектом экспериментальных исследований были дети в возрасте 5-9 лет. В статье излагаются данные состояния здоровья мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся данные коэффициента попарной встречаемости (сопутствия) разных видов патологии в нашей выборке. Установлены особенности негативных изменений здоровья детей от 5 к 9 годам.

The subjects of experiments were 5-9-year-old children. The article presents the data on the state of health of boys and girls of preschool and younger school age. The coefficient of pair cooccurrence of different types of disorders is given. There are found out characteristics of negative health changes in children from 5 to 9 years old.

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 24

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 2

‘> Норм. цитируемость по журналу:

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,485

‘> Норм. цитируемость по направлению: 4,113

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 1

‘> Тематическое направление: Clinical medicine

Состояние здоровья ребенка школьного возраста

В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие: 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

По данным Министерства здравоохранения РФ [2], в последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости у подростков (15 — 17 лет).

Большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» [1]. У них наблюдаются функциональные нарушения, не достигшие порога болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза еще не является свидетельством здоровья.

Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Между тем врачи-педиатры, учителя и воспитатели, сталкиваясь с проблемами детского здоровья, не всегда действуют профессионально, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием.

Следует отметить, что рост патологи у школьников наиболее характерен для последнего десятилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно — сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы — с 6,6% до 12,5%, позвоночника — с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей — с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений — с 2,4% до 7,3% [4]. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа — гимназий, лицеев, колледжей.

Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.

О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые середины ХIХ в. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).

Изучение причин школьных болезней позволил специалистам ХХ в. заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух в них, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. Среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ (30% из них функционируют в 2-3 смены), отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.

И все же главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Напряженная зрительная работа, применение дисплеев низкого качества способствуют развитию миопии со скоростью 1 Д в год. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы и т.д.).

Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. К примеру, дети младшего школьного возраста еще увлечены игрой, а их перегружают понятиями, терминами, правилами, иностранными языками. В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников — общая стрессогенная система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине резко ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья. Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и подростков, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов.

Смотрите так же:  Грипп у детей сестринский уход

О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывает на здоровье учащихся неблагоприятное влияние свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). Как отмечает Н.К.Смирнов [5], с 1 по 8 классы количество здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями — в 3 раза, с заболеваниями крови — в 2,5 раза, с нервными болезнями — в 2 раза.

Эту тенденцию подтверждает и увеличение числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков. Хотя перечисленные тенденции обусловлены не только влиянием школы, ее роль в этом процессе не следует преуменьшать.

Несомненного внимания со стороны специалистов всех профилей требует неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся в школах нового типа. Распространенная здесь повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% учащихся гимназий оканчивают учебный день с признаками выраженного переутомления (для обычных школ этот показатель снижается до 20-30%). По свидетельству некоторых источников [3], к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает нередко 90%. Повышенная невротизация встречается у 80% учащихся школ нового типа, а функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся V-IХ классов и у 20% старшеклассников.

Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. То же можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% — патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения — у 35,5%, нарушения функций сердечно-сосудистой системы — у 81%, из них 32% — вегетососудистые расстройства. Патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2 — 6,7 часов в день; в основной школе — 7,2 — 8,3 часа в день; в полной средней школе — 8,6 — 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной, 10 — 12 — в основной и 13 — 15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.

Неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что замедлит общефизическое развитие детей, а также повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, — учащению острых и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого — гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. В связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно — психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа — государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с предоставлением детям качественных образовательных услуг, стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь — детского населения.

  1. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье.- М., 1990.
  2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года.- М., 2003.
  3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М., 2001.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2005.
  5. Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль, 1998.

Отчет HBSC 2016 г. (Исследование 2013/2014 гг.)

Загрузить

Редакционная коллегия: Jo Inchley, Dorothy Currie, Taryn Young, Oddrun Samdal, Torbjørn Torsheim, Lise Augustson, Frida Mathison, Aixa Aleman-Diaz, Michal Molcho, Martin Weber and Vivian Barnekow
Health Policy for Children and Adolescents, No. 7
2016, xiv + 277 стр.
ISBN 978 92 890 5136 1
CHF 60.00/US$ 72.00
В развивающихся странах: CHF 42.00/US$ 50.40
№ заказа: 13400170

Этот документ является самым последним дополнением к серии отчетов о здоровье детей и подростков по итогам исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) – совместного многостранового исследования ВОЗ, в рамках которого вот уже более 30 лет проводится сбор данных о здоровье и благополучии, социальных условиях и поведении 11-, 13- и 15-летних мальчиков и девочек. В отчете представлены результаты обследования, проводившегося в 2013-2014 гг., о демографических и социальных факторах, влияющих на здоровье почти 220 000 детей и подростков в 42 странах и регионах Европейского региона ВОЗ и Северной Америки. Отвечая на вопросы обследования, дети и подростки рассказывали о своих социальных условиях (отношения с семьей, сверстниками и в школе), о последствиях для здоровья (включая субъективную оценку состояния здоровья, травмы, ожирение и психическое здоровье), о поведении в отношении здоровья (пищевые привычки, чистка зубов и физическая активность) и о формах поведения, связанных с риском (потребление табака, алкоголя и курение конопли, сексуальное поведение, драки и травля). Впервые за все время в отчет включены данные о поддержке со стороны семьи и сверстников, о миграции, интернет-травле и серьезных травмах.

Был проведен статистический анализ для определения значимых различий в распространенности показателей здоровья и социальных показателей с разбивкой по гендеру, возрастным группам и уровню благосостояния семьи. Полученные результаты указывают на серьезные неравенства в отношении здоровья и позволяют лучше понять социальные детерминанты здоровья и благополучия детей и подростков.

Настоящий международный отчет о результатах последнего обследования в рамках исследования HBSC призван предоставить самую современную информацию, необходимую лицам, вырабатывающим политику на разных уровнях в правительстве, неправительственным организациям и специалистам, работающим в таких секторах как здравоохранение, образование, социальное обеспечение, юстиция и оздоровление, для защиты и укрепления здоровья молодежи.

Данные, представленные в настоящем отчете, можно найти на информационном портале Европейского регионального бюро ВОЗ или с помощью приложения «Статистика здоровья» для мобильных телефонов.

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Можно ли скумбрию ребенку 1 год Скумбрия для детей Рыба – продукт, пользу которого трудно переоценить. Ребенок знакомится с ее вкусом уже в первый год жизни. Но далеко не каждый сорт можно вводить в детский рацион в столь раннем возрасте, поскольку некоторые виды рыбы содержат слишком большое […]
  • Групповое родительское собрание старший дошкольный возраст какой он Протокол родительского собрания в детском саду группового родительского собрания в старшей группе № 10 от 13 ноября 2012 г. Тема: Адаптация ребёнка в детском саду. Присутствовало: 17 человек 1. Адаптация ребёнка в детском саду (Консультация, воспитатель Игнатенко […]
  • Можно ли получить жильё ребёнку инвалиду Как получить квартиру ребенку-инвалиду в 2019 году Дети-инвалиды относятся к группе людей, которую принято называть слабозащищенной. Такая позиция основывается на том, что дети с ограниченными возможностями нуждаются в проживании в определенных условиях, где было бы […]
  • Физическое развитие детей педиатрия Физическое развитие детей педиатрия ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка 1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, […]
  • Режим 4-х месячного ребенка таблица Дневное расписание для малыша в 4 месяца При воспитании крохи есть три пути: подогнать поведение малыша под привычный для мамы режим, маме адаптироваться к установленным младенцем правилам или ориентироваться на усреднённые показатели. За треть года вы уже успели […]