Советы по воспитанию детей 2 лет

Осознанное воспитание

09 декабря 2016 . Раздел От 1 до 3

Проблемы и трудности в воспитании детей настигают родителей уже в первый год. Неопытные мамы и папы задаются множеством вопросов, и слышат на них весьма противоречивые ответы. Некоторые методики воспитания, которые популярны сегодня, просто неэффективны. С некоторыми способами родители просто не согласны. Поэтому, в данной статье рассмотрим 10 универсальных советов по воспитанию самых маленьких, которые помогут сделать этот процесс безболезненным и увлекательным.

1. Многие родители задумываются над тем, когда малышу нужно начинать вводить запреты и правила. Ответ на это прост – примерно в возрасте 10-12 месяцев – раньше они просто не нужны. Запреты нужны тогда, когда ребенок становится более активным и может навредить себе из-за недостатка опыта.

2. Абсолютно все запреты должны базироваться на одном принципе – безопасность ребенка. Необоснованное правило не имеет право на существование и подрывает авторитет родителей. Воспитание – это не дрессировка, и с раннего возраста ребенок должен понимать, почему то или иное действие запрещено.

3. Запретов для ребенка в возрасте 1-2 года не должно быть много. Например, можно запретить прикасаться к плите и розеткам, и объяснить, что это опасно для здоровья и жизни. Поэтому, необходимо максимально обезопасить пространство, в котором живет малыш. Если вы хотите чтобы правила выполнялись – их не должно быть много.

4. Будьте готовы к тому, что ребенок захочет попробовать нарушить установленные правила. Следите за этим – разрешив запретное действие однажды, вам будет сложно получить послушание во всем остальном. Установлены границы и это естественно, что ребенок хочет узнать, что будет, если он их нарушит. Главное сделать так, чтобы он понял, что это невозможно. Ни один проступок не должен быть проигнорирован. Скажите ребенку, что это не хорошо.

5. Самая популярная тема дискуссий на детских площадках и в педагогических кругах – реакция на плач малыша. Одни утверждают, что крохи манипулируют с помощью слез, а другие говорят, что сообщают о своих потребностях. На самом деле, ученые доказали сегодня опасность игнорирования детского плача. В любом случае мама должна успокоить малыша, но это вовсе не значит, что нужно идти у него на поводу. Успокоить – значит показать ребенку то, что он любим и защищен, а сделать так, как он просит – это дать понять, что он всего сможет добиваться плачем.

6. Важно понимать, что первые 2 года жизни малыша – это период интенсивного развития. В первую очередь развивается речь малыша. Хотите, чтобы к 2-м годам ваш малыш смог выражать свои потребности и мысли с помощью слов и предложений? Говорите с ним целыми днями. Рассказывайте обо всем, что вы видите, делаете, чувствуете. Дети в этом возрасте очень быстро запоминают слова и их значения.

7. Необходимо не упускать момент и научить ребенка самозанятости. Это не только удобно для родителей, но и развивает творческое мышление. Сделать это достаточно просто. У ребенка должен быть свой уголок, где расположены его и игрушки и прочие предметы для развития и обучения. У него всегда должен быть доступ ко всем своим вещам. Не принуждайте и не стимулируйте его к игре – покажите несколько раз, что нужно делать с теми или иными предметами, и он сам будет выбирать форму деятельности.

8. Помимо самостоятельных занятий, ребенку нужны игры вместе с родителями. Вы можете заниматься развитием малыша – физическим или интеллектуальным, но делайте это в форме игры. Чем больше времени вы уделяете занятиям с ребенком в этом возрасте, тем проще ему будет в детском саду и школе. Более того, согласно статистике, дети, мамы которых уделяют занятиям с ними не менее 2 часов каждый день, растут более спокойными и не устраивают истерики по пустякам.

9. Самая сложная тема в педагогике и детской психологии – физические наказания. Психологи однажды провели исследование, в результате которого выяснилось, что 70% родителей считают необходимым шлепать своих малышей в возрасте 1-2 года, для достижения эффекта послушания. Это печально. Во-первых, в этом возрасте физические наказания не несут желаемого эффекта, а во-вторых – это неизгладимая трава психики, в результате которой ребенок теряет базовое чувство безопасности и растет замкнутым. Одним шлепком по попе можно убить доверие своего ребенка и посадить в его сердце семя страха. Современные педагоги рекомендуют использовать авторитетную, а не авторитарную систему воспитания.

10. Похвала в возрасте от 0 до 24 месяцев является мощнейшим стимулом для роста и развития, а также укрепляет самооценку малыша. Хвалите за каждое, пусть и небольшое достижение. Хотите быстро приучить малыша к горшку – искренне хвалите за каждый успешный шаг в этом направлении. Хотите стимулировать ребенка к уборке игрушек – хвалите!

Помните о том, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. Самая лучшая «почва» для выращивания успешных и здоровых во всех смыслах детей – это любовь. Дарите ее своим детям 24 часа в сутки!

Нюансы воспитания ребенка до 3 лет. Кризис двухлетнего возраста

В первые 3 года жизни ребенка родителей ждет много сюрпризов – приятных и не очень. Долгожданная первая улыбка, первый зуб, первый шаг, первое слово… Эти события запоминаются на всю жизнь и вызывают искреннюю радость.

Содержание

И вот постепенно устанавливается определенный распорядок дня: режим питания, прогулок, развивающих занятий. Такие радостные хлопоты требуют от родителей и окружающих ребенка людей определенных знаний.

Воспитание детей до 3 лет ↑

В первые годы жизни ребенку требуется помощь в речевом развитии, познании окружающего мира. Для этого и сами взрослые должны стать более ответственными и дисциплинированными.

Правильно подобранные игрушки, игры в соответствии с возрастом станут прекрасным средством в воспитании малыша.

Период до 3-х лет будет сопровождаться не только приятными хлопотами, но и детскими капризами. Каждый родитель рано или поздно столкнется с непослушанием и плачем. Такова природа развития ребенка.

Накопление словарного запаса

В возрасте от одного года малыш начинает активно запоминать слова. В этот период от мамы требуется:

  • проводить занятия с ребенком;
  • комментировать все действия;
  • называть предметы и рассказывать их предназначение.

Не стоит отчаиваться, если ребенок не повторяет новые слова – он их все равно запомнит. Не говорит – не значит, что не понимает. Малыш выполнит любую просьбу (принесет куклу, возьмет подушку, даст папе книгу).

В 2 – 3 года многие дети (но не все) имеют словарный запас, что состоит из существительных, глаголов, определений и некоторых наречий, знакомых и понятных им:

  • предметов гардероба;
  • средств для ухода за собой;
  • мебели;
  • животных и птиц;
  • растений;
  • наименования некоторых абстрактных предметов (ветерок, звук), явлений;
  • названий собственных действий (или окружающих);
  • названий признаков предметов, ощущений, состояний и т. д.

Познание окружающего мира

В возрасте до 3 лет малыш активно изучает мир вокруг себя. Все, что окружает его – привлекает внимание. Ребенку хочется попробовать предметы на вкус, на ощупь, исследовать способы их использования.

Бывает, что любознательность приводит к неприятным последствиям: паданию, ушибам, сломанным игрушкам. Как действовать родителям? Эффективна следующая методика:

  1. Примите участие в познавательном процессе сына или дочери. Вашему малышу вздумалось залезть на шкаф? – Лезьте и вы. Хочет вытащить ящик тумбы? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.
  2. Не запрещайте изучать мир. Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза.
  3. Если так случилось, что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.
  4. При падениях не стоит сразу спешить на помощь. Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду. Не правильно полагать, что не обращать внимание – значит, оставить ребенка наедине со своими проблемами. Такая реакция дает хороший воспитательный эффект. А вот словесная поддержка не помешает.

Как проходит классный час эстетического воспитания в школах? Читать далее.

Видео: Психология запретов

Самостоятельность

Дети после года уже могут самостоятельно управиться с ложкой. Поэтому родителю стоит сделать на этом акцент. Чтобы ускорить процесс освоения кухонных приборов, не стоит запрещать малышу брать их в руки. Позвольте изучить, покрутить, поиграть с ложкой. При неудачной попытке ею воспользоваться нельзя ругать ребенка за измазанную футболку.

Малыш балуется за столом? – Убирайте тарелку. Ребенок вскоре сам осознает, что подобное поведение недопустимо за столом.

Для того же, чтобы ваше чадо научилось одеваться, стоит проявлять терпение, не заострять внимания на процессе. Одевайте ребенка неторопливо, комментируйте свои действия, называйте поочередность одевания вещей. Хвалите за проявление инициативы, даже если попытки натянуть штаны не увенчались успехом.

В возрасте до 3 лет также можно давать несложные поручения:

  • полить цветы;
  • подмести пол;
  • убрать игрушки и т. п.

Нужно терпеливо отнестись к тому, что процесс затягивается и не приводит к результату – ребенок только учится.

А как же быть в том случае, когда малыш уже научился выполнять какое-то действие сам (одеваться, кушать), но просит об этом маму? Выполните его просьбу, может, у него нет настроения.

Игры и игрушки

Дети 1 года уже с удовольствием плещутся в воде, поэтому следует создать для этого все условия. Наберите воды в ванну, налейте в таз, летом – в надувной бассейн. Дайте игрушки и емкости (чтобы переливать воду). Пусть малыш играет в свое удовольствие.

С юного возраста малыша тянет к песочнице, а значит, стоит позаботиться о том, чтобы песок был чистым. Организуйте привоз «стройматериала», папу привлеките к сооружению песочницы из досок. Позволяет играть малышу с песком столько, сколько ему хочется.

При выборе игрушек для малыша стоит учесть его возрастные особенности. В 1 год это:

  • шарики;
  • мячики;
  • кубики;
  • мягкие игрушки (зверушки);
  • пирамидки;
  • матрешки;
  • кукольная посуда;
  • музыкальные игрушки.

Главная задача – выбрать предметы без мелких деталей, острых углов.

Для двух-, трехлетнего ребенка покупайте:

  • машинки, самолетики, куклы;
  • развивающие коврики;
  • строительные наборы с крупными элементами (деревянный конструктор или Лего);
  • наборы для лепки;
  • пазлы (крупные) и другие простые игры.

Участвуйте в играх. Прятки, поиск потерявшегося предмета, совместное вкладывание пирамидок – выбор занятий с малышом огромен.

Развитие речи и возраст «почемучки»

После двух лет ребенок начинает задавать массу вопросов, и родителям кажется, что они никогда не закончатся. Не стоит отворачиваться от ребенка. Объясните все, что его интересует, ведь мама с папой являются основными источниками знаний. Уходить от ответов или не обращать внимания на ребенка нельзя.

Смотрите так же:  Квартиры для семьи с ребенком инвалидом

Весь словесный запас, выражение и интонация малыша – это отображение вашей речи. Поэтому в ваших силах максимально расширять его. Если ребенок спрашивает «Что это?», не стоит ограничиваться простым называнием предмета. Объясните, для чего это нужно, как используется.

Взрослые зачастую не достаточно осознают, насколько значимо их общение с ребенком. Возраст «почемучек» — это важный этап формирования речевых навыков, поэтому так важно знать некоторые приемы:

  • не коверкать слова, свести к минимуму употребление уменьшительно-ласкательных форм;
  • не стоит передразнивать ребенка, если он произносит слова неправильно, тем более неуместны насмешки и подражание языковым ошибкам;
  • необходимо развивать у ребенка умение выражать свои мысли и эмоции словами, соответственно, требуется избегание излишней жестикуляции.

Развитие речи – процесс индивидуальный и равняться на других детей бессмысленно, но наблюдать за ребенком необходимо.

Кризис двух лет ↑

Дети растут и вот уже малыш, который недавно был так привязан к родителям, умиляя их своей улыбчивостью и послушанием, становится маленьким тираном. Любые игры и занятия вызывают протест, слова мамы воспринимаются в штыки.

Так ребенок вступает на новый этап развития. Этот переходный период знаменуется кризисом 2 лет.

Целый комплекс причин провоцирует возникновение кризиса 2 лет:

  • стремление к самостоятельности;
  • освоение новой схемы взаимодействия с окружающим миром;
  • открытие новых возможностей и границ дозволенного.

Детские истерики, проявление которых может быть самым разным: лежание на полу и крики, ребенок плохо ест, становится плаксивым, бьет окружающих. Спровоцировать такое поведение может самая безобидная ситуация.

Актуально ли патриотического воспитания дошкольников сегодня? Читай статью.

О принципах экологического воспитания дошкольников читай здесь.

Родителям важно помнить, что причина кроется не в каком-то ситуативном факторе. Проблема лежит гораздо глубже. Кризис 2 лет – важный этап, в результате преодоления которого ребенок получает необходимые знания и умения, поднимаясь на ступень выше в своем развитии.

Маленький манипулятор

Истерика у ребенка – настоящее испытание для родителей. Вот в магазине он падает на пол при отказе купить понравившуюся игрушку. Многие мамы теряются в такой ситуации и не знают, как им правильно поступить.

Справиться с кризисной ситуацией помогут знания о ребенке, его характере, темпераменте. Для одного будет полезна методика беседы с родителем наедине, другому эффективнее будет строгий окрик в присутствии окружающих. В любом случае идти на поводу у маленького человека нельзя.

О вреде родительской уступчивости

Многие родители склонны останавливать истерику у ребенка уступками. Бьющийся в крике и слезах ребенок, конечно, не самое приятное зрелище. Однако уступив один раз, взрослые теряют свою власть в глазах маленького манипулятора.

Он начинает чувствовать себя всесильным и понимает, что теперь его слезы – это его основное оружие, с помощью которого он и будет добиваться желаемого.

Родители должны понимать, что этот путь воспитания крайне опасен, потому лучше предупредить подобную ситуацию. Для этого ребенку необходимо в доступной форме объяснить, что ему позволительно, а на что существует абсолютный запрет. И придерживаться этой линии поведения необходимо постоянно.

Психология и маленькие хитрости ↑

Принято считать, что кризис 2 лет начинается в полуторогодовалом возрасте. Пик же его относят к 2,5-3 годам.

Родители, конечно, могут осознавать необходимость подобного этапа развития, но на деле это время тяжелое, требующее терпения и знания некоторых хитростей:

  1. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей. Она должна быть ненавязчивой. Нет необходимости требовать от ребенка определенного поведения. Это только усугубит и без того непростую ситуацию.
  2. Быть настойчивым, но справедливым. Если взрослый принимает решение в чем-то отказать ребенку, то его «нет» должно оставаться таковым до конца. Уступкам здесь не место.
  3. Истерика – мероприятие демонстративное, поэтому, чем меньше у ребенка зрителей, тем быстрее прекратиться его приступ.
  4. Если взрослый понимает, что ребенок начинает капризничать, то важно переключить его внимание и вовремя отвлечь на что-то интересное и более полезное.

Дети быстро растут и забывают многие моменты. Спустя какое-то время их память стирает и истерики, и капризы… Взрослым стоит поучиться такому приему и не принимать близко к сердцу издержки очередного этапа развития своих чад.

Воспитание детей первые 3 года их жизни – процесс увлекательный и трудный одновременно. Маленький человек активно изучает окружающий мир, ему еще многому предстоит научиться. А взрослым остается набраться терпения и знаний, чтобы сделать этот период насыщенным, провести его с пользой и оставить только самые приятные воспоминания.

Видео: Консультация специалиста

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Как воспитывать ребенка с возрастом 2-3 года

У каждого ребенка с рождения сформирован индивидуальный характер. Воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, чтобы период становления личности прошел наиболее легко. По поводу воспитания ребенка 2 3 года психология советы дает самые разные. Это связано с тем, что развитие ребенка должно быть гармоничным, разносторонним. Поведение трехлетнего ребенка не является определением того, каким он вырастет. Его определяет темперамент, не скорректированный характером.

Особенности возраста 2 – 3 года

До 3 лет дети не демонстрируют, насколько они воспитаны. Поведение складывается из особенностей темперамента: происходит становление личности. Предпочтения и мировоззрение крохи меняются по несколько раз в день, что осложняет задачу родителей. Психология ребенка в 3 года имеет свои особенности:

  1. Умственное развитие у малышей этого возраста совершает скачок. С малышами можно заниматься самыми разными вещами, направленными на развитие моторики: лепкой, аппликациями, шнуровкой. Моторные навыки напрямую влияют на память и мышление. У крохи просыпается интерес к новым видам занятий, а задача родителей – предоставить ему доступ к новым знаниям.
  2. У ребенка 3 лет начинает развиваться воображение, он учиться играть самостоятельно. Старайтесь не занимать все время развивающими занятиями, дайте чаду побыть наедине с игрушками. Приобретите для него кубики, несколько кукол, игрушки в виде зверей, конструктор. Через некоторое время вы сможете заметить, что малыш мастерит необычные строения или начинает разыгрывать простые ролевые сценки (кормление, укладывание спать). Вас не должно пугать, что при этом он будет разговаривать вслух, ни к кому не обращаясь.
  3. Живой ум трехлетки начинает схватывать все на лету, у него развивается память. Помочь ему в этом можно при помощи коротких четверостиший. Если поэзию малыш запоминает хорошо, начинайте учить полезную информацию: имя малыша и фамилию, возраст, названия окружающих предметов, имена родственников и родителей. Ежедневно находите время для чтения сказок и стихов. Для чтения выбирайте сложную поэзию, ее не нужно заучивать, например, сказки Пушкина, стихи Маршака и Чуковского.
  4. Чтение поможет развить еще один важный навык – речь. Если в семье используются два языка – этот период будет лучшим для их изучения. Учтите, что у дошкольников более старшего возраста способности к языкам снижаются.
  5. Сложности могут возникнуть с эмоциональным состоянием малыша. Истерики 2-3 раза в неделю считаются нормальным явлением. Более частые крики и плач без причин требуют к себе пристального внимания родителей. С их помощью кроха опытным путем определяет границы своего влияния.
  6. Еще одно важное отличие поведения трехлетки – желание делать все самостоятельно. Не стоит ограничивать его в этом, иначе инициатива быстро пропадет. Найдите занятие, которое будет ребенку под силу.
  7. Начинается естественный процесс взросления, который родителям часто трудно принять. Оттянуть этот момент стараются женщины, они привыкают к зависимости детей и не хотят принимать их самостоятельность. Связь с мамой становится менее тесной, что является нормой. Для развития коммуникабельности регулярно отводите малыша в детский коллектив. Ему нужно общаться с другими людьми. Третий год жизни – лучший период для обучения простейшим правилам этикета (благодарность, приветствие, извинения, соблюдение тишины).

На третий год жизни наибольший приоритет необходимо отдавать поведению ребенка в обществе.

Старайтесь доносить до малыша информацию в форме игры. Строгие запреты негативно влияют на воспитательный процесс и могут стать причиной неадекватного поведения, истерик. Соблюдайте режим дня. Воздержитесь от выяснения отношений с супругом в присутствии детей. Они негативно реагируют на подобные проявления эмоций со стороны родителей.

Отличие мальчиков от девочек

После двух лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность. Подчеркивайте отличия соответствующей одеждой. Быстрее всего половое осознание наступает в детском коллективе. Оно заметно по разделению дошкольников на группы для общения.

Особенности воспитания мальчиков состоят в том, что им нужно с раннего возраста объяснять о недопустимости драк с девочками, о роли защитника и будущего главы семьи. Легче всего это объяснить, если отец является примером для сына.

Девочкам еще рано прививать особые навыки. Поощряйте их страсть к примерке одежды и украшательству. Девочки часто подражают мамам и стремятся помочь в уборке дома или в приготовлении пищи. Приобретите им тематические наборы игрушек, имитирующих кухонную технику и бытовые приборы. Это позволит малышке в любое время попробовать примерить на себя роль хозяйки дома.

Особенности организации занятий

В возрастной период 2-3 года необходимо заниматься с ребенком разносторонне. В это время воспитание должно быть:

Вам предстоит привить крохе простейшие навыки самообслуживания и дать уроки вежливости. Три годика – оптимальное время для этого.

Главная ошибка родителей – планирование длительных многочасовых занятий и попытка изучить за них массу нового. Трехлетке достаточно всего 10-15 минут на получение новых знаний, после чего нужно сменить вид деятельности.

Если кроха не настроен заниматься, замените урок на чтение, прослушивание музыкальных композиций и просмотр обучающих фильмов. Деятельность должна быть спокойной, чтобы изменение режима дня не чувствовалось.

Психологи рекомендуют использовать сенсорные дидактические игры. Они приносят хорошие плоды, развивая малыша сразу в нескольких направлениях: совершенствуют мелкую моторику, улучшают воображение и учат выстраивать логические цепочки. Пример такой игры – мозаика. Сначала выкладывайте узоры вместе, а затем дайте крохе самостоятельно составить картинку.

Особенности разных темпераментов

Часто проблемы и непослушание возникают из-за неправильного подхода к воспитанию ребенка. Если вы не учтете индивидуальные особенности своего чада, то очень часто будете сталкиваться с непониманием и истериками. Все люди делятся на 4 группы по типу темперамента, у каждого малыша он закладывается с рождения. При этом не существует идеальных представителей той или иной группы. Деление происходит по принципу преобладания черт, свойственных одному из темпераментов.

  1. Сангвиников часто называют беспроблемными детьми. Для представителей этой группы характерны: отсутствие громких истерик с падением на пол, подвижность, высокая самооценка, отсутствие проблем со сном и крепкая нервная система. Но это хитрые дети: родители часто верят им на слово и идут на поводу. Их невозможно заставить делать то, чего они не хотят. Основной проблемой сангвиников является ложь, ее нужно пресекать, а слова малыша проверять. Также их не стоит часто и много хвалить.
  2. Самыми сложными в воспитании являются меланхолики. Для них характерны: ранимость, сложности при смене обстановки, быстрая утомляемость, высокая обидчивость. Ни в коем случае на них нельзя кричать, так как это равносильно физическому насилию. Нельзя стыдить представителей этого типа, особенно обсуждать его неудачи при других детях.
  3. Флегматики наиболее уравновешенны. Они сонливы, медлительны и редко показывают свои эмоции. Им нужно все демонстрировать на своем примере, заниматься с ними совместной деятельностью и стараться вовлечь в активные игры.
  4. Холериков отличает тревожный сон, вспыльчивость, активность, подвижность. Они издают много шума. Опасность в том, что люди этого типа часто ведут асоциальный образ жизни, проявляют агрессию к сверстникам и являются домашними тиранами. Нельзя наказывать их физически или не замечать. Продвигайте свои жизненные принципы.
Смотрите так же:  Какие капли в нос можно новорожденным детям

Главной задачей родителей является формирование у ребенка характера, который сгладит недостатки темперамента. Индивидуальный подход позволит сделать это максимально эффективно и мягко. Старайтесь избегать прямых и необоснованных запретов.

Запреты: осознанные и нет

При прямом запрете любой ребенок трех лет будет протестовать, но обойтись полностью от этого воспитательного момента нельзя. Запрещая, вы устанавливаете «границу», переходить через которую нельзя. Использовать ограничения можно для коррекции поведения крохи в обществе и для его защиты.

Родители часто используют запреты по привычке. В детстве их часто ограничивали самих, и они осознанно создают и для своего чада рамки. Фильтруйте информацию и запрещайте только то, что действительно необходимо.

Каждое ограничение, включенное в воспитательный процесс, нужно объяснить. У него должна быть четкая причина, которую нужно проговорить. Расскажите о последствиях нарушения запрета. Это должны быть не угрозы расправы, а конструктивные и логичные выводы. Например, в ситуации, когда вы отказываете ребенку в покупке мороженого: причиной будет слабый иммунитет, объяснение – частые болезни, а последствия нарушения – длительное лечение.

Существует группа нерациональных запретов, которые нужно исключить из процесса воспитания. Неосознанные ограничения имеют под собой причины:

  1. Принцип «ты – мне, я – тебе». Ребенок плохо вел себя на прогулке, за это родители лишили его сладкого или не купили ранее обещанную игрушку.
  2. Зависть. Красивая одежда, вкусная еда и хорошие игрушки – многие дети 90-х были лишены этих благ. Сейчас они совершенно без оснований ставят перед детьми ограничения, не имеющие защитной функции и воспитательной составляющей.
  3. Повышенная тревожность и чрезмерная опека. Чаще всего эта причина толкает на неосознанные запреты матерей. Женщины стараются защитить от всего первенцев и дошколят со слабым здоровьем. По этой причине многие дети не общаются со сверстниками, не имеют дома собаки, велосипеда, скейтборда и т.д.

Не запрещайте ребенку заниматься его увлечениями, даже если это компьютерные игры. Осознание от такого ограничения не наступит, кроха почувствует лишь досаду. Не стоит ставить слишком жесткие рамки, поведение нужно корректировать мягко. Важен тон: он не должен быть осуждающим.

Взросление невозможно без осознания границ. В течение кризиса трехлетнего возраста каждый дошкольник проверяет родителей на последовательность в ограничениях. Мама утром запретила есть мороженое, а папа на прогулке купил желаемое эскимо. Кроха понимает, что папой легче манипулировать, он главный. В дальнейшем он будет часто просить папу подтвердить мамины слова. Аналогичный пример можно привести с любыми родственниками, участвующими в воспитании. Часто отменяют запреты бабушки. При непоследовательности в воспитании часто возникают детские истерики, которым нельзя поддаваться.

18 советов по воспитанию детей

Ольга Паратнова поделилась своим опытом воспитания детей. У Ольги есть чему поучиться! Она — руководитель и тренер с многолетним стажем. Вместе с мужем они основали экопоселение для многодетных семей со своими школой и детским садом. Ну и наконец, она – мама четырех детей, старшему из которых всего 10 лет!

18 советов по воспитанию детей от Ольги Паратновой

1. Чтобы воспитание детей для вас стало процессом приятным, полезным и целесообразным, нужно изначально определиться с конечной точкой воспитания и обозначить ее тремя эпитетами. Каких детей вы хотите воспитать? Обязательно родителям важно это обсудить вместе! Помните, что в каждой семье может быть свой подход.

Так, Н.И. Козлов говорит: «Позитив, Конструктив, ответственность! Мои дети должны быть будущими сотрудниками моей фирмы, которые будут продолжать моё дело лучше, чем я, и возглавят мой бизнес. У них такие же ценности, как у меня».

А для семьи Ольги Паратновой это — Здоровый, Осознанный (Свободный от шаблонов), Счастливый человек!

2. Чтобы избежать инфантильности в своих детях, даже взрослых, используйте следующие принципы в воспитании: «Все лучшее-взрослым!», «Старшим быть-выгодно!»

Пример: старшему ребёнку можно кушать гораздо больше продуктов, чем младшему (так, колбасу и шоколад иногда старшему можно, а младшему — нет. И на чердачное помещение, где много всего интересного и увлекательного, можно входить только взрослым, а маленьким — нельзя.

3. Чтобы растить детей здоровыми, приучайте их с раннего возраста ежедневно обливаться водой. Те, кто обливается — взрослые, и у них выше иммунитет, им можно кушать то, чего нельзя детям с низким иммунитетом (малышам)!

4. Чтобы дети охотно помогали вам по хозяйству, воспитывайте их по принципу: «Домашние дела — это награда!». Если хочешь что-то сделать, но ещё маленькая – иди, уговаривай брата, чтобы взял тебя в помощники!

5. Расширяйте сознание ребенка, соблюдая принцип «Тотальное Да». Это означает, что если сейчас «нет», или «нельзя», то проговорите ситуацию и обстоятельства, когда или кому это будет возможно.

6. Чтобы убедительно говорить с ребенком, и он после этого родителя слушался, соблюдайте следующие 3 правила:

  1. Говорите спокойно.
  2. Говорите твердо.
  3. Транслируйте уважение к ребенку.

7. Чтобы гармонично участвовать в развитии ребенка, уделяйте ему время следующим образом:

  • не делайте маленького ребенка «пупом земли», как это часто делают. Не нужно, чтобы жизнь крутилась вокруг него!

Хорошая картинка: родители делают важное Дело, а дети находятся рядом. Тогда ребенок будет перенимать ваши привычки и правильно расти, понимая, что взрослые делают важное дело. Если совсем маленький ребенок и просится на руки, то берите его и занимайтесь своими делами с ним. Таким образом, ребёнок будет чувствовать, что родитель занимается важным делом, и при этом он рядом, он заботится.

  • чем старше ребенок, тем больше внимания и времени ему нужно уделять, слушать его мнение, делиться своим.

8. Чтобы приучить детей к пониманию важности и безусловному выполнению обязанностей членов семьи, в том числе домашних дел, составляйте распределение семейных обязанностей для каждого члена семьи, включая родителей. Оформляйте на листах и вывешивайте на видном месте. Причем, для детей, которые не умеют читать, обязанности прорисовывайте.

Детям важно видеть, что у родителей очень много обязанностей! Маленькие дети видят, что у взрослых много обязанностей и это тоже возможность мотивации! Можно меняться обязанностями, договариваться.

Обязанности в семье родители должны сами прописать. Это индивидуально в каждой семье! продолжение

9. Чтобы дети могли сами себя организовать, причем, даже став взрослыми, приучайте их неукоснительно слушаться родителей! Так вы формируете в ребенке внутреннего родителя или волевую часть характера.

10. Чтобы приучать детей к ответственности, порядку и дисциплине во время вашего отсутствия, назначьте «старшего» человека и объявите детям, кого они в ваше отсутствие должны слушаться, и кто за них несет ответственность. Это может быть, например, старший ребенок! Используйте возможность ситуационного старшинства, то есть назначайте старшим в некоторых ситуациях любого другого ребенка, не обязательно старшего по возрасту, а того, кто в этом себя проявил лучше, чем все остальные!

11. Сохранить доверие и остаться в состоянии друга для ребенка родителю помогает умение спокойно выслушать, без обвинений и упреков. Так вы формируете канал общения с ребёнком, традицию разговаривать и делиться всем. Чтобы ребенок прислушивался к вашему мнению, вы просто слушаете и даёте рекомендации как будто себе: «А я бы в этой ситуации сделал так, а в этой — вот так-то».

12. Если вы хотите к воспитанию детей привлекать няню, включая бабушек и дедушек, то составьте документ-инструкцию, где прописано, как и в какой ситуации должна себя вести няня.

Например, если ребенок упал, Ольга рекомендует няне сообщить спокойным голосом: «Ты упал, вставай, отряхнись и иди гулять дальше», то есть, сохранить самой спокойствие и дать ребенку четкие шаги, что в такой ситуации следует предпринять.

13. Выбирая модель развития ребенка, важно до 8 лет уделять внимание и развивать то, что у ребенка работает хуже. Например, мальчик мягкий по характеру – ведём на единоборства.

А после 8 лет способствовать раскрытию потенциала того, что у ребенка получается лучше всего. Это позволит вам избежать разногласий по поводу выбора дополнительных занятий, ведь всегда интересно заниматься тем, что лучше получается! Кроме того, есть вероятность, что это перерастёт во что-то большее. И он сможет это взять во взрослую жизнь.

14. Правильную модель отношения к своим вещам в жизни, пониманию их ценности помогает верно выстроенное отношение к игрушкам. То есть, при выборе количества игрушек руководствуйтесь тем, насколько ребенок аккуратно, бережно и заинтересованно к ним подходит! Если он сможет убирать одну игрушку, добавляйте ещё. Сможет с двумя справляться, добавьте ещё.

15. Приучить ребенка к порядку в комнате легко, если он получит свою комнату только тогда, когда докажет, что способен поддерживать в ней чистоту, ведь он — взрослый! До этого момента дети пользуются общими комнатами. При этом есть чёткая картинка, какой порядок должен быть! Наведите порядок вместе с ребёнком и сделайте фотографию, повесьте на видное место. Назначьте день недели, когда дети наводят порядок в своих комнатах, а потом проверяют по этим фотографиям. Найди 10 отличий! У кого нет комнаты, отвечают за небольшие зоны в доме. Например, место, где находятся их игрушки.

16. Чтобы в детях сформировать привычку правильно общаться за столом, запрещайте любые негативности и разговоры ни о чем. Заведите традицию совместного ужина. Приветствуется мирный, размеренный, душевный разговор. Тему беседы чаще задают родители.

17. Чтобы воспитывать в детях позитив, конструктив и ответственность, создавайте еженедельные семейные советы. Для этого:

А) выделите день недели, время и место, где бы встречаться было наиболее удобно,

Б) установите правила о вопросах, которые на нем обсуждаются, кто имеет право голоса, и кто может вносить предложения.

Так, у Ольги Паратновой в семье примерно так проходят заседания семейного совета:

  • Обязательно семейный совет начинается с благодарностей, то есть каждый благодарит тех, кого считает нужным за прошедшую неделю.
  • Затем каждый высказывает пожелания друг другу, то есть, что хотели бы улучшить в ком-то из близких, что могли бы сами сделать лучше. Причем, дети высказываются и в адрес родителей.
  • Вопросы, которые касаются взрослых, на семейный совет не выносятся!
  • Право голоса имеют те, кто старше 7 лет в решении вопросов, которые затрагивают интересы детей (например, куда поедем путешествовать?)
  • Обсуждать могут все, а голосовать согласно возраста!
  • Против быть нельзя без соответствующей аргументации.

Уже с 7 лет дети ставят себе цели, обсуждают их на семейном совете и заводят блокнотик, где прописывают все важное, чтобы эту цель достигать и описывают, как они ее достигают.

18. Формируйте такой круг общения детей и своей семьи, который бы способствовал поддержке и воспитания в них именно ваших ценностей!

Так, Ольгой Паратновой и ее единомышленниками в 120 км от Москвы создано поселение для многодетных семей Ясная Слобода.

Ребенок от 2 до 3 лет. Какое поведение нормально?

Возбудимость, упрямство, истерики. Что с этим делать?

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

Смотрите так же:  Цвет волос у новорожденного ребенка

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?»

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь. уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но. » А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: «Мама устала, мама хочет полежать». Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как «переводчик с детского».

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: «Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» — это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я же ему сказала. » — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать «бодаться» с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.

Другие статьи

  • Эхинацея таблетки инструкция по применению для детей Эхинацея (Echinacea) Действующее вещество Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска в блистерах или стрипах по 2, 4, 6, 8, 10, 12 шт.; в пачке картонной 1, 2, 3, 4, 5, 10, 15 блистеров или стрипов. Описание лекарственной […]
  • Воспитание ребенка 2 года и 4 месяца Ребенок 2,5 года В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 месяца Ребенок 3 […]
  • Барсучий жир инструкция по применению для ребенка Показания к применению Применяется в качестве биологически активной добавки к пище - дополнительного источника полиненасыщенных жирных кислот (в том числе омега-3), мононенасыщенных жирных кислот (олеиновой кислоты) и витамина Е. Состав: жир барсука […]
  • Этамзилат инструкция по применению детям Этамзилат (Etamsylate) Действующее вещество Фармакологические группы Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска 1 ампула с 2 мл инъекционного раствора содержит этамзилата 0,25 г; в упаковке 10 шт. Фармакологическое действие Увеличивает образование в […]
  • Режим дня 5-6 месячного ребенка Режим дня на ИВ Ночью спит от 6 до 8 часов.обычно в 12 ночи последнее кормление и следущий раз просыпает то в 6 то в 7. Было проснулась в 9. А днем кушаем каждые три часа обычно 120 мл бывает и всего 60 съедает. поспать любит особенно с 11 утра и до 3-4 часов дня […]
  • Норма питания новорожденного ребенка Первые месяцы жизни Я хочу поделится опытом о малыше в первые месяцы его жизни. Все это известно опытной маме, а вот тем, кто только готовится стать мамой, и в голове столько вопросов о том, что делать с малышом после роддома, надеюсь, эти материалы пригодятся. Я хочу […]