Совладание со стрессом тренинг

Тренинг «Жизнь и работа без стресса»

Ориентирован на сотрудников, постоянно работающих в стрессовых ситуациях.

  • навыки совладания со стрессовыми ситуациями и преодоления их психологических последствий;
  • стратегия «нестрессового» взаимодействия с коллегами, подчиненными и руководителем.
  • Природа и признаки стресса.
  • Самоменеджмент.
  • Правила эмоционального здоровья.
  • Признаки и инструменты бесстрессового состояния. Контроль стрессоров в межличностном взаимодействии.
  • Техники совладания со стрессом в резко эмоциональных ситуациях.
  • Эмоциональное и профессиональное выгорание и стратегии совладания.
  • Регуляция эмоциональной атмосферы в деловых контактах.
  • Уверенность без агрессивности и зависимости.
  • Техники экспресс-самопомощи при тревоге, страхе, усталости, чувстве вины, гневе, потере чего-либо или кого-либо, перегрузке, не отпускающем прошлом.
  • Преодоление психологических последствий стрессовых ситуаций.
  • Секреты хорошего сна.
  • признаки стресса; правила эмоционального здоровья; правила профилактики стрессовых состояний.
  • навыки самоисследования и саморегуляции
  • навыки уверенного поведения, эффективного взаимодействия, гибкости в общении.

Тренинг-семинар может быть адаптирован под специфику стрессовых ситуаций, характерных для профессионального взаимодействия участников (например, период адаптации на рабочем месте, большое количество неструктурированных контактов с клиентами, длительные периоды работы за компьютером и др.)

По запросу заказчика в курсе используются техники гештальт-психологии, НЛП, телесно-ориентированной терапии, психодраматические техники, техники сказко- и арттерапии.

Ведущие программ: квалифицированные психологи, имеющие опыт ведения тренингов, обучающих программ, индивидуального консультирования.

Опыт сотрудничества с такими организациями как: ООО «ВОЛМА», ОАО «Лукойл-УРЦ», ОАО «Трансгаз-Волгоград», ОАО «Северсталь-Метиз», «Волгоградская государственная таможня», торговые сети «МАН», «Гардины», ООО «Мир праздника», ООО «Агропромобеспечение», Администрация Красноармейского района, Комитет образования г. Волгограда, МНТК «Микрохирургия глаза» и др.

По всем вопросам можно обращаться:

24-17-31 Кафедра психологии ВФ РАНХиГС

8-902-313-70-72 Зиновьева Дина Муратовна, зав.кафедрой психологии, канд.психол. наук.

8-960-868-67-77 Елена Валентиновна Панкратова, зав. кабинетом психологии

8-905-394-08-25 Яна Игоревна Павлоцкая, психолог кабинета психологии.

Мы находимся по адресу: г. Волгоград, ул. Гагарина, 8, ауд.309 (главный корпус ВФ РАНХиГС).

Совладание со стрессом тренинг

Тренинг совладания со стрессом

Хотя копинг-стратегии являются относительно стабильными характеристиками индивидов, специальные вмешательства могут оказывать на них свое влияние. Разработка такого рода интервенций приобретает особую значимость в сфере изложенных фактов о связи копинг-стратегий с успешным преодолением стресса, психологическим благополучием и успешным функционированием в деятельности. Эмпирическую базу для разработки тренингов совладания со стрессом составляют экспериментальные исследования переживания стресса. Так, в исследовании А. Степту и К. Фегель (Steptoe, Voegel, 1986) было показано, что, если во время просмотра стрессогенного фильма испытуемым дается инструкция следить за своими телесными ощущениями, физиологические изменения в ответ на стресс менее выражены, хотя субъективное переживание стресса не отличается от такового в контрольной группе. В группе испытуемых, которых просили смотреть фильм отстраненно (условие интеллектуализации), не было выявлено отличий от контрольной группы. Тем не менее, исследование показывает хороший путь развития стратегий совладания со стрессом.

В исследовании М. Роу (Rowe, 2006) было показано, что 6-недельный тренинг совладания со стрессом способствует развитию навыков эффективного применения копинг-стратегий и снижает вероятность выгорания. При наличии поддерживающих сессий после тренинга результат сохраняется в течение 4-летнего периода.

К настоящему времени разработано немало техник и тренингов умения справляться со стрессом. В целом такие тренинги ориентированы на то, чтобы научить людей техникам, которые должны им помочь предотвратить стресс или свести его к минимуму. Как правило, такого рода тренинги включают самые разные техники, в том числе обучение технике релаксации и умению проявлять ассертивность (настойчивость). В последние годы в качестве основных используются когнитивно-поведенческие техники. Они основаны на представлении о том, что стресс обусловлен негативно окрашенными непродуктивными автоматическими мыслями и иррациональными (неконструктивными) убеждениями. В процессе тренинга эти мысли и идеи заменяются более конструктивными и позитивными внутренними диалогами, человек начинает мыслить более гибко, видя альтернативы. Человека обучают подвергать сомнению, оспаривать, дискутировать негативные, иррациональные мысли, мешающие его благополучию, и заменять их более позитивными и конструктивными. Широко используется техника когнитивной реструктуризации, в результате чего человек изменяет свое представление о проблеме, из-за которой он испытывает стресс (начинает смотреть на нее другими глазами).

Релаксация – это набор приемов, ведущих к расслаблению: глубоко вздохнуть, представить себе что-то приятное (визуализация), убрать или свести к минимуму внешнюю стимуляцию (например, приглушить свет в комнате, сесть в кресло) или добавить успокаивающие стимулы (такие как тихая специально подобранная музыка, приятные запахи, картины или фотографии) (Леонова, Кузнецова, 2006).

Д. Мейхенбаум разработал тренинг «Прививка от стресса» (Meichenbaum, 1985, 1993). В нем объединены различные техники, в том числе релаксации и когнитивные стратегии. Тренинг построен на принципе, что человек сам способен развивать стратегии преодоления стресса, которые позволят ему в будущем противостоять и более серьезным стрессорам. На первом этапе тренинга участников обучают самому методу и дают информацию о том, как их когнитивные построения (представления, верования, установки) влияют на поведение. На втором этапе их обучают ряду специальных техник преодоления трудностей (в том числе когнитивному переструктурированию), а на третьей фазе участники сами отрабатывают эти техники.

Достаточно популярна в настоящее время библиотерапия – это освоение книг по самопомощи, как художественных (специально подобранных), так и профессиональной литературы. Как показали исследования, пособия по преодолению стресса были эффективны для студентов, у них снижалась экзаменационная тревога (по Брайт, Джонс, 2003). Двум группам студентов, испытывающим соответствующие проблемы, выдали книги о самопомощи, рассказывающие о релаксации, стратегиях совладания и «позитивном разговоре с собой». На протяжении четырех недель студенты должны были выполнять задания, предложенные в книга, и давать ответы на вопросы о содержании книг. В результате студенты из терапевтических групп показали меньше симптомов тревоги и беспокойства по сравнению с контрольными группами, и эти улучшения сохранились через месяц.

Тренинг совладания со стрессом в условиях психоэмоционального напряжения

Цель тренинга: Умение работать в условиях интенсивного режима.

Продолжительность: 6 часов.

Мини-лекция(2 часа): Применение навыков совладания со стрессом в работе врача-хирурга.

Упражнения в группе(2 часа): Цель предлагаемых упражнений для тренинга: Установление позитивной обратной связи и повышения самооценки участников занятий, актуализация их личностных ресурсов, а так же создание позитивного эмоционального фона в группе.
Это требует достаточно тесного контакта в процессе общения. Эмпатически общаться – значит убедить других в своем понимании как их чувств, так и поведения и опыта, лежащих в основе этих чувств.
Следующие указания способствуют обучению точному пониманию чувств собеседника и установлению контакта:
1. Сосредоточьтесь на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека.
2. Пытайтесь на ранних стадиях обучения эмпатии использовать слова и выражения, по значению и эмоциональному заряду взаимозаменяемые с теми, которые употреблялись во время акта коммуникации. Это называется парафразом.
3. Формулируйте ответы на языке, который наиболее созвучен собеседнику.
4. Используйте эмоциональный тон, соответствующий тону, взятому собеседником.
5. Глубже постигая эмоциональное состояние другого, старайтесь уточнять и расширять смысл его сообщения. Это помогает собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.
6. Старайтесь осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо выражены собеседником, но, видимо, подразумевались в сообщении. Пытайтесь восполнить то, что упущено в сообщении, а не просто давайте собеседнику обратную связь.

Упражнение.

Все участники садятся по кругу.
Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что обратим внимание друг на друга, подумаем друг о друге, и сделаем это так: закроем глаза (тренер делает паузу, ждет, пока все участники группы закроют глаза) и мысленно пройдем по кругу, остановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие у этого человека есть сильные стороны, достоинства».
Тренер тоже участвует в упражнении, это, в частности, позволяет ему рассчитать время, которое нужно для того, чтобы все успели выполнить задание и мысленно подойти к каждому.
«Откроем глаза. Теперь пусть один из вас бросит мяч тому участнику группы, которого он выберет, и скажет, каким безусловным достоинством или сильной стороной обладает этот человек. Тот, кому бросили мяч, передаст его следующему и скажет о его сильной стороне или безусловном достоинстве и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Каждый должен узнать о своих сильных сторонах».
После того как круг замкнулся, тренер может предложить взять мяч тому участнику группы, кто хотел бы обратиться к кому-то, но не смог этого сделать, так как к этому человеку обратились раньше, чем мяч оказался у него. Таких желающих может оказаться несколько.
Обсуждение (1 час):

· Как вы себя теперь (сейчас) чувствуете?

· Какие позитивные чувства и эмоции появляются в ходе выполнения этого упражнения?

· Кто из участников группы может сказать о трудностях, напряжении, которые возникли в тот момент, когда он говорил другому о его достоинствах или когда обращались к нему?

· Что вы чувствовали, когда обращались к другому и когда обращались к вам?

· Какую установку я могу ожидать у себя в общении с коллегами и пациентами?

Смотрите так же:  Леди гага о булимии

Упражнение.

Цель: Показать студентам механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости.
Участники игры:

· Представитель местной мафии.

В игре могут принять участие от 7 – 8 до 30 и более человек.
Игровая ситуация
1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.
2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.
3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее: диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день; разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети без отца; жена без мужа»). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье.
Порядок проведения игры:
1. Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.
2. Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в «Игровой ситуации».
3.В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.
4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.

Снятие Стресса Онлайн Тренинг

Тренинг Снятие Стресса Онлайн основан на сочетании достижений когнитивно-поведенческой терапии и использовании медитативных практик. Подобный подход сегодня используют для помощи при хроническом болевом синдроме, тревожности, депрессии, нервном истощении, психосоматических расстройствах (гипертония, аллергия, сахарных диабет 2 типа и др.), при хроническом или остром стрессе и других недугах.

Психофизиологические объяснения базы тренинга Снятие Стресса опираются на работу головного мозга. Давно доказано, что при различных психологических трудностях и стрессах в частности, активность мозга более склонна зацикливаться в определенных отделах. Когда же с помощью специальных упражнений вы усиливаете вашу осознанность, вы учитесь динамически переключать вашу активность в нужные отделы мозга. Это открывает перед вами огромные возможности: умение снимать напряжение, увеличение концентрации внимания, снятие тревоги, депрессии, стресса, излечение от психосоматических расстройств и другие.

Психологические опираются на то, что стресс – простое напряжение, которое создается в нашем уме. В суете дня мы все больше и больше полагаемся на наше мышление, которое в увеличенном потоке решаемых задач вынуждено большее их количество обрабатывать автоматически (неосознанно). Подобное положение дел лишает нас осознанности.

В свое время Аарон Бек и Альберт Эллис доказали, что подобный автоматизм мышления и малая осознанность часто приводят к различным негативным последствиям, в том числе к увеличению напряженности – стрессу. Как это работает? Когда наша психика стереотипно оценивает окружающие нас условия, используются примитивные мыслительные концепции, которые часто содержат ошибку, вызывают негативные эмоции и неадаптивное поведение.

Вне зависимости от предпочтений в теории Снятие Стресса Онлайн предполагает освоение навыков большей осознанности и умение управлять вашими мыслями, устранение стресса и его последствий.

Что вы получите на тренинге Снятие Стресса Онлайн

В процессе овладения практиками Снятия Стресса вы научитесь важным навыкам:

  • Совладание со стрессом, болью и психосоматическими болезнями
  • Преодоление ситуаций тревоги и страха с легкостью и спокойствием
  • Усовершенствование вашей внимательности и работоспособности
  • Восстановление сил — будете бодрее и активнее
  • Осознанность в своих мыслях и умение ими управлять

Стоит заметить, что тренинг Снятие Стресса Онлайн не предназначен для лечения тяжелых заболеваний требующих вмешательства врача. И, соответственно, не может заменить медицинское лечение. Несмотря на это известно, что овладение навыками, предложенными в этом тренинге, может принести значительное улучшение: налаживается сон, снижается или вовсе отступает болевой синдром, значительно снижается тревога, депрессия, возвращается тонус и хорошее настроение и соответственно снижается общий уровень напряжения – стресса.

Важные моменты тренинга Снятие Стресса Онлайн

Тренинг Снятие Стресса Онлайн предполагает практическое использование упражнений. Вы наверняка понимаете, что не получится обучиться, например, ораторскому мастерству просто прочитав книгу или освоив некоторые знания. Так и здесь — каждодневное выполнение практик даст вам ожидаемые результаты.

Вам потребуется всего 30 минут в день. В наше время суеты и многозадачности это может стать одним из самых не простых моментов тренинга. Остальное освоить будет гораздо проще. Уделите себе нужное время для достижения ваших целей улучшения самочувствия. Всего 30 минут каждый день – маленький вклад в большое дело вашей более радостной и счастливой жизни.

Каждую неделю вы будете осваивать новые практики снятия стресса, которые помогут вам достичь ваших целей.

В предлагаемых комплексах упражнений вы найдете рекомендации для использования в уединении, которыми вы наполните свои 30 минут каждодневного времени. Данную часть комплекса я называю обязательной.

Помимо этого, вы найдете упражнения, которые вы можете выполнять в повседневных действиях. Эти практики просты, их можно выполнять в любое время. Они наполняют дополнительную часть тренинга. Их выполнение увеличит скорость достижения и эффективность ваших результатов.

Тренинг Снятие Стресса Онлайн рассчитан на 5 занятий в течение 5 недель. За это время вы усвоите все необходимые вам навыки.

Стоимость тренинга Снятие Стресса Онлайн

К вопросу стоимости тренингов я, как их автор, отношусь довольно лояльно, как вы убедитесь далее. Дело в том, что цель их создания в том, чтобы поделиться своим опытом и знаниями, полезными для тех, кто их ищет. В то время как оплата имеет всего две цели: коспенсировать затраты на поддержания сайта, дающего возможность реализовать онлайн тренинги, а так же создавать пусть и минимальную, но мотивацию.

Поэтому стоимость тренинга Снятие Стресса Онлайн составляет всего 350 рублей.

Глава 16 Психологический тренинг развития Совладающего Интеллекта

Глава 16 Психологический тренинг развития Совладающего Интеллекта

В качестве практического применения концепции Совладающего Интеллекта разработана серия авторских тренингов, направленных на развитие индивидуальных навыков совладающего поведения в повседневной жизни, в межличностных отношениях и профессиональной деятельности. С 1987 года на базе различных организаций, в число которых входят Центральный дом работников искусств, Центр развития человека при Академии Педагогических Наук, Центр прикладной психологии Института Психологии Российской Академии Наук, Georgetown University (USA), International Coping Institute (USA), а также отдельных групп, нами проводится серия семинаров, мастер-классов и тренингов развития Совладающего Интеллекта™ [1] , среди которых можно назвать тренинги «Совладание со сложными жизненными ситуациями», «Совладание», «Совладающий Интеллект» ( А. В. Либина, 1987–2007 ).

Концептуальная основа и методика проведения тренинга развития совладающего интеллекта

Концептуальная основа тренинга

В основе тренинга лежит концепция Совладающего Интеллекта , базирующаяся на дифференциально-психологическом подходе к изучению взаимодействия интегральной индивидуальности человека с миром. В разрабатываемом подходе интегрируются достижения общей и консультативной психологии, гуманистической психологии и психологии личности, позитивной психологии и конфликтологии, клинической и медицинской психологии, а также ситуационного подхода и анализа жизненного пути.

Базовое положение тренинга Раскрытие каждым человеком своего уникального своеобразия является базовым положением психологического тренинга развития Совладающего Интеллекта . С этой точки зрения совладающим является такой способ взаимодействия человека с повседневными трудностями, который ведет к воплощению в жизнь актуальных потребностей и значимых целей и способствует реализации уникальной индивидуальности каждого из нас. Совладание напрямую связано с субъективным ощущением психологического благополучия или счастья. Оказывая позитивное влияние на психологическое, социальное и психосоматическое благополучие человека, совладание является противоположностью психологической защиты. Под психологической защитой понимается использование человеком неоптимальных, неконструктивных и неэффективных стратегий, препятствующих раскрытию его уникального своеобразия и негативно влияющих на взаимодействие с другими людьми и с миром в целом. Психологическая защита отрицательно сказывается на удовлетворенности собой и своей собственной жизнью. Под совладанием понимается использование оптимальных, конструктивных и эффективных стратегий, способствующих раскрытию уникального своеобразия человека и оказывающих благоприятное воздействие на взаимодействие с другими людьми и с миром в целом.

Основная направленность и задача тренинга развития Совладающего Интеллекта

Основная направленность тренинга. Тренинг развития Совладающего Интеллекта направлен на выявление и развитие благоприятных, а также диагностику неблагоприятных способов, используемых человеком для достижения желаемых целей и разрешения встречающихся на его жизненном пути трудностей.

Отличительные особенности тренинга развития Совладающего Интеллекта

Отличительной особенностью тренинга развития Совладающего Интеллекта является смещение акцента – точки отсчета и направленности тренинга в базовых сферах психологического анализа и консультирования с неблагоприятных, защитных позиций на благоприятные, совладающие.

Анализ используемых человеком способов vs анализ личной жизни человека Отличительной особенностью тренинга является смещение акцента с анализа личной жизни человека на анализ используемых человеком способов разрешения жизненных затруднений . Тренинг направлен на анализ используемых человеком способов разрешения затруднительных ситуаций , а не анализ его самого или его личной жизни. Заложенный в тренинге подход назван нами «ИНКОГНИТО» ( Либина, 1988 ). В переводе с английского incognito означает «сохранение анонимности или неприкосновенности». Сохранение статуса-кво участника тренинга является принципиально важным. Каждый человек имеет право охранять свою внутреннюю жизнь от вмешательства других людей, включая психологические тренинги и индивидуальное консультирование. Довольно сложно научиться отстаивать собственные права в повседневной жизни, если в процессе тренинга или консультации человеку приходится допускать посторонних людей в самые интимные сферы своей личной жизни, образно говоря, «выворачивать свою душу наизнанку». В тренинге Совладающего Интеллекта каждый человек раскрывает свою личную жизнь лишь настолько, насколько это ему удобно и приемлемо.

Смотрите так же:  Дети с реактивными психозами

Анализ затруднительной для человека ситуации vs анализ личности человека

Смещение акцента с личности на затруднительную ситуацию

является еще одной отличительной особенностью методологии тренинга Совладающего Интеллекта . Вместо свойственного для психоаналитической практики использования ориентированного-на-личность анализа и/или ориентированного-на-социум-анализа , в развиваемом нами подходе акцент делается на самом предмете затруднения и связанной с ним сложной ситуации. Иными словами, в ходе ориентированного-на-предмет-анализа исследованию подвергается не частная жизнь участника, а вызывающая затруднение ситуация, а также используемые для ее разрешения способы. Вместо анализа личности человека, испытывающего затруднение, и деталей его личной жизни, анализу подвергаются особенности конкретной затруднительной ситуации, а также связанные с ней мысли, эмоции и поступки человека.

Психологическая диагностика психологических проблем vs наклеивание ярлыка «глупый», «патологичный», «больной» Смещение акцента с наклеивания ярлыка «глупый, «патологический», «больной» на использование всесторонней психологической диагностики проблем и затруднений является следующей отличительной особенностью тренинга. Наклеивать на человека ярлык «глупый» или «патологичный» только потому, что он испытывает в жизни затруднение и имеет психологические проблемы, явно неправомерно. Каждый человек имеет психологические проблемы. Каждый из нас в той или иной ситуации испытывает трудности. Справляясь с этими трудностями, мы используем как успешные, совладающие стратегии, которые приводят нас к желаемой цели, так и защитные стратегии, которые уводят от желаемой цели в сторону. Однако из этого не следует, что каждого испытывающего затруднение и имеющего психологические проблемы человека следует считать «патологичным», «дезориентированным» или «глупым».

Обыкновенный человек с обычными повседневными проблемами vs патологическая личность

Смещение акцента с изучения патологической личности на обыкновенного человека с обычными повседневными проблемами является следующей особенностью тренинга.

Наличие повседневных проблем и трудностей – увы, естественное явление в жизни каждого, то есть обычного и вполне нормального человека. Психологическое изучение патологических нарушений личности является всего лишь одним из способов исследования механизмов протекания патологических процессов и защитных средств.

Однако в психологическом консультировании отсчет следует вести не от патологической личности к «нормальной», а от обыкновенного человека с обыкновенными повседневными проблемами – к их разрешению, к достижению значимых целей, несмотря на препятствия и трудности, и далее – к достижению новых целей. От ощущения психологического неблагополучия – к удовлетворенности человека собой, достигнутыми результатами, взаимоотношениями с другими, самой жизнью.

Восприятие субъективного ощущения затруднения в качестве сигнала испытываемой трудности vs снятие болезненного симптома

Смещение акцента с рассмотрения «ощущения психологического неблагополучия» в качестве болезненного симптома , который необходимо снять или уменьшить, чтобы избавить человека от страданий, – на объективное и серьезное отношение к субъективным ощущениям человека в качестве сигнала испытываемого затруднения.

Снятие болезненных симптомов с помощью медикаментов или аутотренинга лишь на время уменьшает боль и при этом скрывает из поля зрения источник возникновения испытываемого затруднения. Испытываемое человеком ощущение неблагополучия указывает на причину затруднения и тем самым служит диагностическим целям. Субъективные симптомы неблагополучия необходимо не снимать или уменьшать, а принимать в качестве объективного факта. Дальнейший анализ симптомов неблагополучия позволяет найти выход из возникшего затруднения.

Достижение психологического благополучия vs уменьшение психологического неблагополучия Смещение акцента со «снятия симптомов психологического неблагополучия» на «достижение психологического благополучия» изменяет отношение к конечной цели психологического консультирования. Конечной целью является не обучение способам снятия симптомов психологического неблагополучия, а обучение эффективным способам достижения счастья, психологического благополучия. Удовлетворенность человека собой, достигнутыми результатами, взаимоотношениями с другими, жизнью – является ведущим смыслом психотерапии.

Выявление индивидуального репертуара эффективных и неэффективных способов vs анализ устойчивых личностных черт и качеств Смещение акцента с диагностики личных качеств и черт на диагностику используемых человеком неэффективных и эффективных способов разрешения сложных повседневных проблем и достижения значимых жизненных целей в развиваемом нами подходе является ключевым. Выявление личностных качеств и устойчивых черт в концепции Совладающего Интеллекта относится ко вторичному, дополнительному фактору. Ведущим фактором диагностики является выявление эффективных и неэффективных способов, оптимальных и неоптимальных стратегий различной модальности, направленности и интенсивности. Составляющие индивидуальный репертуар человека стратегии легко заменяемы. Индивидуальный репертуар можно расширить за счет обучения эффективным стратегиям и отказа от неэффективных.

Расширение репертуара эффективных способов совладания vs «исправление личности человека», или «коррекция личности»

Смещение акцента с «исправления личности человека», или «коррекции личности», на сужение репертуара защиты и расширение репертуара способов совладания является следующей особенностью

предлагаемого подхода. Конечной целью индивидуального консультирования или тренинга является не «исправление человека», а обучение его успешному совладанию с жизненными трудностями с помощью использования эффективных способов и торможения неэффективных. В этом случае в процессе консультации психолог не пытается «исправлять человека» или вмешиваться в его личную жизнь, а ставит перед собой иную задачу – обучить консультируемого распознавать успешные и неуспешные стратегии в собственном опыте . От самого человека зависит, какие из них он станет применять в повседневной жизни.

Итак, задачей психологического консультирования является не «исправление личности человека», или «коррекция личности», а сужение индивидуального репертуара неэффективных и расширение репертуара эффективных способов разрешения повседневных трудностей и достижения желаемых целей, а также обучение их адекватному применению в повседневной жизни и распознанию в поведении других людей.

Развитие Совладающего Интеллекта vs развитие традиционного интеллекта

Смещение акцента с развития традиционного интеллекта на развитие Совладающего Интеллекта является в методологии разрабатываемого подхода ключевым. Традиционное понятие интеллекта связано с изучением умений и способностей человека, в основном когнитивных, в освоении предметной сферы. Возникнув в системе традиционного обучения школьным предметам и связанной с диагностикой готовности к обучению в школе на основе выявления уровня развития школьных знаний, традиционное понимание интеллекта лимитировано знаниями, умениями, способностями и предметными навыками, необходимыми для освоения узкой предметной сферы. Знания и умения, необходимые для освоения человеком самой жизни, а также эффективных способов разрешения постоянно возникающих на пути каждого из нас повседневных проблем и трудностей, всегда оставались и по сей день остаются за рамками традиционного изучения и развития интеллекта.

Важные аспекты самой жизни и социальных взаимоотношений человек осваивает хаотично, зачастую на собственном «горьком» опыте. Развитию Совладающего Интеллекта не уделяется внимание в школе. Такого предмета нет в высших учебных заведениях. Между тем изучение и развитие Совладающего Интеллекта глобально влияют на психологическое благополучие человека и его успешность в жизни. Существующие в английском языке выражение «smart», переводимое как «умный», и выражение «street smart», то есть «умный в жизни», наиболее наглядно показывают разницу между двумя типами интеллекта – традиционным интеллектом, отражающим способность человека разрешать математические, лингвистические задачи и справляться с трудностями в предметной сфере, и Совладающим Интеллектом , отражающим способность человека разрешать жизненные задачи, справляться с повседневными затруднениями и достигать значимых целей вопреки постоянно возникающим препятствиям.

Успешному совладанию с жизненными трудностями можно и нужно обучать, целенаправленно развивая необходимые для этого умения и навыки. Эффективным способам освоения жизни можно научиться, неэффективные способы также поддаются диагностике и торможению.

Смещение акцента с освоения традиционного интеллекта на развитие Совладающего Интеллекта призвано восполнить пробел в классическом образовании, ограниченном постижением академических дисциплин, способствующих успешности лишь в предметной сфере. Совладающий Интеллект призван расширить образование в области повседневной жизни, за счет включения в обучающие программы вопросов, имеющих отношение к личностным и социальным аспектам успешности в профессиональной и академической сферах.

Развитие Совладающего Интеллекта способствует повышению психологической компетентности в различных сферах жизни и деятельности, в личных и социальных отношениях, что способствует личному счастью и удовлетворенности человеком жизнью.

Психологическая компетентность и некомпетентность vs сила и слабость личности

Смещение акцента с диагностики сильных и слабых качеств личности на анализ психологической компетентности и некомпетентности позволяет человеку обучаться, развивать умения и навыки, необходимые для успешного совладания. Базирующаяся на модели Совладающего Интеллекта классификация совладающих и защитных стратегий является своеобразной Азбукой разрешения проблем, развития психологической компетентности и повышения психологической грамотности. Однажды ее освоив, человек сможет приложить полученные знания и опыт к любой другой жизненной ситуации аналогично тому, как, однажды научившись грамоте, он может читать любые книги, газеты и журналы или же, выучив таблицу умножения, может производить любые математические операции с цифрами или объектами. Аналогично лингвистической или математической грамоте и компетентности, психологическая компетентность позволяет человеку более грамотно осваивать мир.

Тем не менее психологическая компетентность отнюдь не гарантирует достижение в жизни успеха. В отличие от неуспеха жизненный успех является сложным явлением, зависящим как от психологической компетентности, так и от множества других факторов. Психологическая грамотность является лишь предпосылкой, необходимым условием достижения психологического благополучия. Сталкиваясь с очередным жизненным затруднением, нам приходится снова и снова применять свои знания и навыки на практике. Нам ежедневно приходится доказывать жизни, что психологической грамотностью мы владеем. Тем не менее Совладающий Интеллект создает предпосылку для миролюбивого совладания с жизненными трудностями или, проще говоря, позволяет нам жить в согласии с жизнью, с собой и другими людьми.

Смотрите так же:  Лучший способ справиться со стрессом для вас это

Основным методологическим положением тренинга развития Совладающего Интеллекта является освоение участниками тренинга успешных способов взаимодействия с миром и обучение применению их в повседневной жизни и деятельности.

Тренинг сфокусирован на психологическом анализе:

> обыкновенного человека с обычными повседневными проблемами и трудностями;

> конкретных ситуаций, вызывающих у человека психологические затруднения;

> субъективных затруднений человека;

> используемых человеком способов разрешения затруднительных ситуаций;

> удовлетворенности человека жизнью, собой и взаимоотношениями с другими, рассматриваемой в качестве интегрального результата его взаимодействия с миром.

Развитие Совладающего Интеллекта становится возможным в результате:

(1) психологической диагностики испытываемых человеком проблем и затруднений

(2) приобретения необходимых знаний и навыков для успешного совладания с жизненными трудностями, включая:

> получение знаний об эффективных (совладающих) и неэффективных (защитных) способах достижения значимых жизненных целей и разрешения сложных повседневных проблем;

> освоение диагностического инструмента для выявления в индивидуальном репертуаре защитных и совладающих способов взаимодействия с жизненными затруднениями;

> сужение индивидуального репертуара неэффективных и расширение репертуара эффективных способов достижения желаемого в процессе обучения в ходе тренингов или индивидуальных консультаций.

Процедура тренинга и диагностические инструменты

В ходе тренинга участники обучаются распознавать совладающие и защитные способы в индивидуальном поведении, а также дифференцировать их между собой.

На первом этапе анализируется жизненный путь каждого участника тренинга и выявляются как общие для всех, так и индивидуальные сложные ситуации.

На втором этапе тренинга развиваются навыки эмоциональной, когнитивной и поведенческой компетентности, осваиваются приемы адекватного самопознания, формируются оптимальные механизмы сопряжения желаний, способностей и возможностей. Помимо авторских разработок по развитию навыков Совладающего Интеллекта , методические приемы тренинга синтезируют элементы психоанализа, ориентированной-на-клиента терапии, дифференциальной психотерапии , а также элементы тренинга актерского мастерства и традиционного обучения психологическим знаниям .

На третьем этапе осуществляется поиск эффективных способов разрешения испытываемых участниками тренинга затруднений. Методология тренинга на этом этапе интегрирует достижения позитивной и гуманистической психологии, анализа жизненного пути и жизненных сценариев , а также изучения индивидуального стиля человека.

Тренинг «Профилактика учебного стресса»

Прошлой зимой я проводил тренинг для старшеклассников направленный на профилактику учебного стресса и экзаменационного стресса как одного из элементов образовательного процесса. Если для девятиклассников, как показывает опыт, ГИА не вызывает опасений, то вот ЕГЭ в старших классах у некоторых школьников вызывает серьезные проблемы прежде всего в психоэмоциональном плане. Вот для них мною и был специально разработан тренинг.

Всего в группе принимало участие шесть старшеклассниц (девочки вообще гораздо чаще и охотнее приходят на тренинги ), для которых тема совладания со стрессом оказалась наиболее близка.

Целями группы было снятие эмоционального напряжения, овладение умениями самопомощи и саморегуляции.

Длительность всей программы шесть часов.

В ходе работы группы применялись техники арт-терапии, такие как мандалы, библиотерапия, спектрокарты; техники НЛП; техники образовательной кинесиологии и традиционные для тренингов игры и психогимнастические упражнения.

Работа группы состояла из нескольких этапов:

  1. этап адаптации и работы с целями;
  2. этап работы с личностными ресурсами;
  3. этап подведения итогов и завершения работы группы.

На этапе адаптации участники знакомились с особенностями работы группы, устанавливался регламент работы и правила поведения в группе. На этом этапе наряду с техниками арт-терапии применялись техники социально-психологического тренинга.

Особое внимание уделялось работе с целями участников. К целям предъявлялись следующие требования – они должны быть достижимы, сформулированы в поведенческих терминах, должны быть «экологичными», т.е. вести к позитивным изменениям в социальной ситуации и соответствовать ей. Цели участников тренинга касались психических состояний в ситуации сдачи экзаменов (например, предстартовое волнение), подготовки к экзаменам. Желаемыми состояниями участников были: спокойствие, уверенность, контроль эмоций.

Также на этом этапе внимание уделялось когнитивным и телесным элементами этих состояний и разнице между желаемыми и не желаемыми состояниями. Для этого применялись спектрокарты и мандалы.

Цель работы на следующем этапе заключалась в определении участниками способов совладания с негативными жизненными ситуациями, способов самоподдержки в стрессовых ситуациях; поиске и закреплении личностных ресурсов на уровне тела; работе с когнитивными аспектами личностных ресурсов и выявления ситуаций, где воздействие стресса минимально или отсутствует; работе с убеждениями.

На этом этапе активно применялись техники арт-терапии, техники образовательной кинесиологии, техники соматической психотерапии, техники когнитивной терапии. Важным элементом работы с личностными ресурсами были домашние задания для отработки и закрепления полученного на тренинге материала в повседневной жизни, контроля за происходящими изменениями и обучения навыкам самопомощи.

При обсуждении результатов домашних заданий участники отмечали, что стали увереннее себя чувствовать в ситуациях вызывающих эмоциональное напряжение.

На завершающем этапе деятельности группы работа была направлена на получение обратной связи от участников и от тренера, интеграцию полученного опыта, закрепление полученных в результате тренинга позитивных изменений.

Использовавшиеся техники арт-терапии были направлены на поддержку участников тренинга и сбор обратной связи.

Говоря об эффектах от прохождения тренинга, участники отмечали, что стали увереннее себя чувствовать в ситуациях вызывающих эмоциональное напряжение как в ситуациях учебной деятельности, так и в повседневной жизни вне стен школы. Еще одним эффектом от прохождения программы стало общее улучшение эмоционального фона, расширение знаний о себе засчет погружения в свой внутренний мир и обучения навыкам самопомощи, а также расширение знаний о других участниках группы.

Как говорилось выше, деятельность в группе была направлена на работу с психологическими состояниями участников — изучение состояний, дифференциация состояний, регуляция состояний и достижение необходимых психологических состояний.

Доступ к необходимым состояниям осуществлялся опосредовано, через работу с рисунками, цветом, фотографиями. Поскольку использование и восприятие цвета обусловлено культурными особенностями, личным опытом, данная работа позволила участникам проанализировать состояния связанные с тем или иным цветом, дифференцировать состояния, а также получить опыт переключения между разными эмоциональными состояния при помощи использования разных цветов. При работе с цветом использовались мандалы, которые способствовали концентрации внимания, погружению в свой внутренний мир, составлению индивидуальной палитры цветовых предпочтений в соответствии с вызываемыми ассоциациями на когнитивном и эмоциональном уровнях.

Работа с фотографией заключалась в использовании спектрокарт, которые засчет неопределенного и неструктурированного содержания позволяли вызвать ассоциации с позитивными и негативными психологическими состояниями, способствовали формулированию целей работы и служили сплочению группы засчет общности целей, схожих затруднений в ситуациях учебного стресса и обогащения собственного репертуара способов преодоления негативных переживаний засчет обмена ими с другими участниками тренинга. Также еще одним эффектом от использования мандал являлось получение участниками новых способов совладания со стрессом путем творческого выражения — создание мандал, занятие фотографией.

Обучение способам регуляции психологических состояний и достижения желаемых психологических состояний происходило с использованием мандал, когнитивных и соматических техник саморегуляции, включающих в себя работу с эмоционально образными представлениями, работу с метафорами эмоциональных состояний. В частности, для активизации приятных переживаний, концентрации внимания на своем внутреннем мире применялись мандалы. Мандалы созданные на этом этапе характеризовались как яркими активными цветами, так и спокойными цветами, пастельными оттенками.

Чтобы управлять собственным состоянием в стрессовой ситуации, например, предстартовым волнением, участникам было необходимо при помощи активации позитивных ощущений и адаптивных телесных реакций трансформировать негативные эмоционально-образные представления в менее угрожающие и тревожные.

В процессе выполнения данных упражнений участники отмечали снижение тревожности, повышение настроения более спокойное восприятие ситуации вызывающей эмоциональное напряжение. Описывая опыт применения данных техник вне тренинговой группы, участники отмечали, что стали более уверенно чувствовать себя в ситуациях вызывавших прежде негативные эмоциональные переживания.

Другие статьи

  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]
  • Специфика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте Для дошкольников Главная Начальная школа Социальная ситуация развития дошкольника Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста». Цель: сформировать у участников более глубокое представление о […]
  • Лечение аллергии народными средствами детям Лечение аллергии у детей и взрослых: подходы и методы По данным Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, от аллергических заболеваний страдает около 30% людей в мире, а в России по разным оценкам их процент колеблется в пределах от 17,5% до 30% […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]