Современные методики по устранению заикания

Методы преодоления заикания

С давних времен люди пытались найти средство избавления от заикания, причем такое, чтоб – сразу и навсегда. Что только не предлагалось в качестве панацеи! Например, в XIX веке в Европе широко распространен был способ подрезания уздечки языка. В то время ученые были убеждены, что ребенок заикается из-за плохой подвижности короткого языка. К счастью, это не подтвердилось, и метод был благополучно забыт…

Поиски методов

Особые надежды возлагались на медицинские препараты, оказывающие влияние на нервную систему. К сожалению, от заикания они не спасают. Однако при наличии невроза определенную помощь оказывают.

Противосудорожные препараты сами по себе тоже оказались бесполезны, хотя в комплексе с другими лечебными методами они помогают отдельным заикающимся.

В современной медицине получили распространение методы вмешательства в процесс управления отдельными функциями человеческого организма. В их основе лежит представление о том, что организм управляет какой-либо мышцей, посылая к ней по нервам сигнал, и контролирует результат с помощью информации, поступающей от этой мышцы по другим нервам. Если результат отличается от необходимого, мозг посылает новый сигнал и так далее. Такие методы (они называются методами регуляции биологических обратных связей) применяются в спорте для восстановления движений после травм, а также они оказались полезны при коррекции заикания. В чем его суть? В середине прошлого века американский исследовательЛи предлагал людям слушать их речь с небольшой – 0,2 с – задержкой. Это так называемыйэхо-эффект. Выяснилось, что речь в таких случаях замедлялась, и появлялось небольшое заикание. Другие исследователи решили проверить, нельзя ли эту особенность использовать для исправления заикания. И – о чудо! – не менее 95 % заикающихся замедляли процесс говорения при эхо-эффекте в 0,1 с и избавлялись от запинок. Метод получил широкое распространение, но, к сожалению, в нашей стране он используется незначительно из-за отсутствия специальной аппаратуры.

Также для коррекции заикания применяют метод, при котором через наушники заикающемуся подают так называемый белый шум, то есть заглушают его собственную речь. Эффективность этого объясняется, скорее всего, тем, что внимание заикающегося отвлекается от собственных запинок.

Если вы смотрели художественный фильм «Противостояние», то могли наблюдать довольно болезненную процедуру лечения заикания. Пациентов заставляют долго и непрерывно говорить, и как только они делают запинку – получают удар электрического тока (лично мое мнение, что от этого можно,наоборот, начать заикаться).

Если при заикании нарушается моторная организация речи, почему бы тогда не исправлять запинки с помощью двигательных упражнений? Особенно, если вспомнить, что движения пальцев рук в принципе способствуют развитию речи. Также думала и Н. Арутюнян.Суть ее методикив том, что при говорении пальцы рук двигаются наподобие игры на пианино, выделяя сильные доли во фразах. Данная методика успешно используется в работе даже с самыми тяжелыми случаями заикания как у детей, так и у взрослых.
Стоит упомянуть и такой метод, как гипноз. Суть его довольно проста. Врач вызывает у заикающегося искусственный сон с помощью своего голоса и некоторых специальных приемов, затем делает лечебные внушения. Это производит больший эффект, чем внушение в состоянии бодрствования, но есть и свои минусы. Так, например, не все люди поддаются гипнозу, результаты довольно нестойкие, плюс возникает определенная зависимость пациента от врача, и она требует специальных приемов по ее снижению.

Большинство специалистов на сегодняшний день используют в работе с заикающимися различныеметоды, применяя их комплексно, добавляя лечебные ванны, рефлексотерапию, массаж и другиефизиотерапевтические процедуры.

Логопедические правила

Многие логопеды считают, что заикающиеся должны непременно пользоваться правилами спокойной речи. Впервые такие правила были разработаны Альбертом и Германом Гуцманами в 20-х годах XX века. Однако и сегодня они не потеряли своей значимости и дают неплохие результаты. Вот эти правила:

Как заметить проблему?

Родители должны быть очень внимательны, чтобы вовремя заметить первые признаки заикания и своевременно начать коррекционную помощь.

Стоит насторожиться, если ребенок:

Как бороться?

Заикающийся малыш должен постоянно находиться под наблюдением логопеда и невролога (психоневролога).
Нельзя читать книги или смотреть телевизионные программы, которые не соответствуют возрасту ребенка. Крайне нежелательно читать или смотреть что-то страшное, агрессивное, особенно перед сном. Помните, что нервная система заикающихся деток легко возбудима и требует особой заботы.

Также нельзя чересчур баловать детей, исполнять все их капризы и потакать любым эмоциональным всплескам. Однако перегибать палку и слишком много требовать тоже нельзя (как, собственно, и при отсутствии заикания). Правила для ребенка должны соответствовать его возрасту и быть неизменными со стороны всего близкого окружения как в семье, так и в садике, школе.
Если ваш малыш болеет или недавно перенес какое-то заболевание, берегите его от большого количества впечатлений, будь то мультфильмы, книги или развлечения в шумных местах.

Весьмаосторожно надо продумывать наказания. Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного в комнате, особенно в темной. Лучше пусть, например, какое-то время спокойно посидит на одном месте или не поиграет в любимую игру.

Будет очень хорошо, если ребенок подружится со спокойными, хорошо говорящими детьми и будет играть с ними в спокойные игры, не требующие от малыша активного говорения.

Неплохо заниматься музыкой, пением и танцами. Такие занятия развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа и ритма, которые нарушаются при заикании.

Говорите с малышом четко и плавно, неторопливо. Но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.Часто делайте паузы. Ждите несколько секунд после того, как ваш малыш закончил говорить, и только потом продолжайте беседу. Избегайте советов типа «говори медленнее», «скажи еще раз, но медленно». Они воспринимаются как бессмысленные и не помогают.

В разговоре используйте мимику и жесты, чтобы ребенок мог убедиться, что для вас важнее содержание разговора, а не то, как он говорит. Обязательно следите за зрительным контактом, только делайте это естественно.

Следующий совет будет полезен всем родителям без исключения. Ежедневно, желательно в одно и то же время, посвящайте все свое внимание ребенку в течение хотя бы пяти минут. Пусть малыш руководит вами и вашим общением в эти минуты. Если он выберет речевое общение, говорите медленно, спокойно, делая много пауз. Такие тихие «пятиминутки» создадут благоприятную атмосферу, помогут малышу убедиться в том, что с ним приятно общаться.

Научите всех членов вашей семьи говорить поочереди и слушать друг друга (нам всем этого зачастую не хватает, не так ли?). Научитесь сами и научите ваших близких избегать прерываний чужих фраз, критических замечаний и слишком частых вопросов во время разговора.

Помните, что безусловное принятие заикающегося малыша – самый мощный фундамент, на котором будет базироваться успешная коррекционная работа.

Парадоксальная дыхательная гимнастика

Основой для звучания нашей речи является правильное речевое дыхание и свободная четкая артикуляция. У заикающихся, как правило, дыхание неритмично и объем выдыхаемого воздуха недостаточен. Зачастую такие дети говорят вообще на вдохе, а не на выдохе, или даже задерживают дыхание в момент произнесения слов. Обратите внимание: если малыш поднимает плечи, грудную клетку и втягивает живот во время вдоха, делает слишком большой вдох или очень короткий выдох, часто дышит или сутулится, это значит, что пришла пора работать над речевым дыханием.

В логопедической практике широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Почему парадоксальная? Потому что в ней акцент делается на вдохе, а не выдохе.

При выполнении этой гимнастики необходимо соблюдать 4 основных правила.

Первое и главное правило – делать вдох шумно, резко и коротко. Вот как пишет сама Стрельникова: «„Гарью пахнет! Тревога!“ И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка – тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух».

Второе правило нельзя думать о выдохе. Он будет самопроизвольным. Рот лучше держать приоткрытым. Вдох должен быть значительно громче выдоха.

Третье правило повторять вдохи необходимо с определенной частотой, обычно на счет 2, 4 и 8. Темп – 60–72 вдоха в минуту. За один подход нужно будет научиться делать 1000–1200 вдохов, можно и больше – 2000. Поверьте, это только кажется сложным. Даже дошкольники после обучения запросто с этим справляются. Между дозами вдохов можно делать паузыдлительностью в 1–3 секунды.

Четвертое правило подряд нужно делать столько вдохов, сколько получится без напряжения. И постепенно увеличивать их количество.

Снятие напряжения

Как правило, дети с запинками очень эмоциональны, их нервная система легко выходит из равновесия. Даже незначительное происшествие становится для них сильным стрессом. Но это не значит, что их надо держать в тепличных условиях и сдувать пылинки. Надо научить ребенка расслабляться. Общее мышечное расслабление поможет им стать гораздо спокойнее в целом, снять и эмоциональное напряжение. А душевное равновесие поможет говорить свободно.

Для начала, надо, чтобы малыш ощутил разницу между состоянием напряжения и расслабления. Сжали руки в кулаки – расслабили, напрягли мышцы ног – отдохнули. Такие упражнения делаются в определенной последовательности: руки, ноги, все туловище, верхний плечевой пояс и шея, артикуляционный аппарат.

Можно выполнять такие упражнения:

«Кулачки» .Сидя, свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

«Замок» .Стоя, ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и резко опустить руки с одновременным расслаблением.

«Сосулька» .Стоя, представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После опустить руки, расслабляя их.

«Листья» .Стоя представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. Затем сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

«Часики» .Стоя ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

«Дождь» .Сидя, голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять некоторое время. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

«Орех» .Сидя, сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить, как сжимается и разгрызается крепкий орех. Затем расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.

Упражнения на релаксацию надо повторять регулярно и систематически. Причем во время занятий надо следить затем, чтобы у ребенка не возникло негативных эмоций и он не стал хуже говорить. В этом случае упражнения надо прекратить, хотя бы на какое-то время.
После мышечного расслабления погладьте малыша по спине и произнесите «волшебные» слова: «Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глаза закрыты. Во всем теле приятное тепло. Руки усталые, расслабленные, отдыхают. Ноги усталые, расслабленные, отдыхают. Хорошо, приятно отдыхать. Приятно чувствовать расслабленность. Все тело: ноги, руки, спина, шея – теплые, расслабленные». Эта формула произносится мягким, спокойным голосом, с уверенной интонацией. Каждое предложение надо повторить два раза. Затем, на фоне расслабления, добавляется формула правильной речи: «Мы говорим неторопливо и спокойно».

После проведения таких упражнений дети учатся снижать напряжение мышц, в том числе и органов артикуляции, контролировать состояние расслабления, свободно дышать и выполнять движения.

Важно помнить

В заключение хочется сказать, что все вышеперечисленные занятия требуют контроля со стороны специалистов. Поэтому старайтесь максимально поддерживать контакт с логопедом и неврологом (психоневрологом). У вас все получится.

Смотрите так же:  Особенности работы с детьми с умственной отсталостью

Как заказать одежду европейских магазинов по интернету со скидкой

Независимый сайт о заикании

Современные методы коррекции заикания

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, рас-стройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В-третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В-четвертых — механизм заикания можно объяснить органическими поражениями центральной нервной системы. Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.

Научные исследования, основанные на экспериментальном и клинико-психологическом изучении заикающихся, позволили сформулировать ценные теоретические и практические положения, определить место логопедии и различных лечебных мероприятий в комплексной системе лечения.

В настоящее время не вызывает сомнений целесообразность дифференцированного и индивидуального подхода к заикающимся разных возрастных категорий с учетом сложной структуры и этиопатогенеза речевого нарушения. Необходимо отметить, что до настоящего времени исследователями высказываются различные, а иногда и прямо противоположные точки зрения на эту речевую патологию. Большинство исследователей и практиков, работающих над данной проблемой, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи, выбора тех или иных приемов комплексной терапии. В этих условиях возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, координация их деятельности.

При реабилитации заикающихся в настоящее время используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикаю-щегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.

В настоящее время в специальной литературе представлены как некоторые приемы логопедической работы с заикающимися (освещающие только отдельные стороны интересующей нас проблемы), так и ряд комплексных реабилитационных систем, концептуальной базой которых является учет особенностей психофизического развития пациента, этиологии, механизмов и симптоматики нарушения, включающих речевые, психологические, моторные, возрастные особенности данного контингента больных.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов (стресс-терапия, гипноз, аутогенная тренировка). Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия для этой группы заикающихся должны быть регулярными в течение значительного времени. В комплекс лечебных и психологических воздействий обязательно включают методы, направленные на ритмизацию движений.

Таким образом, в тех случаях, когда нервные механизмы заикания связаны с органо-функциональным поражением моторных структур мозга, нормализация в функциональной системе речи должна идти за счет выработки новых речедвигательных рефлексов, в то время как при невротическом заикании лечение направляется на восстанов-ление и укрепление имеющихся речевых моторных автоматизмов, приобретенных в раннем речевом онтогенезе. Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально-ритмических способностей, это обусловливает необходимость формирования ритмоинтонационной организации устной речи, являющейся одним из важ-ных звеньев в комплексном методе коррекции заикания.

Неоднозначность взглядов исследователей на результаты лечения обусловлена различными подходами к определению оценок и критериев эффек-тивности коррекции этого нарушения речи.

Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов:

• характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых, моторных и нервно-психических особенностей);
• сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью;
• комплексностью воздействия;
• адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и др.; установкой на учение.

Высокая пластичность центральной нервной системы, выбор правильных средств и методов воздействия и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания.

Таким образом, в вопросах преодоления заикания исследователи до сих пор высказывают различные точки зрения, из которых, на наш взгляд, наиболее правильной представляется та, которая предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к проблеме реабилитации заикающихся.

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Современные подходы к коррекции заикания у дошкольников

Заикание считается полиэтиологическим заболеванием и в его возникновении выделяют следующие группы факторов: конституционально-генетические, средовые и коммуникативные. Основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги и желание скрыть дефект. Такое понимание сущности заикания предопределяет основные подходы к коррекции этого недуга: нормализация мышечной составляющей речевой функции, психотерапевтическое лечение и мероприятия, направленные на расширение коммуникативных возможностей заикающегося, т.е. преимущественно психолого-педагогические методы воздействия и в меньшей степени терапевтические.

Современные методы коррекции заикания чрезвычайно разнообразны и уже сам этот факт говорит о том, что единого, универсального, не существует. Многие методы дают немедленный результат, к сожалению, недолговременный. Основным приемом коррекции заикания считается переход к замедленной или же ритмизированной речи. Этот подход используется достаточно давно в различных модификациях при коррекции заикания как у детей, так и у взрослых. Применяются шепотная, громкая речь; речь плавная, слитная, скандированная, речь с выделением ударных гласных, послоговая и пр. Весьма широкое распространение получила так называемая «логопедическая ритмика» («логоритмика») — сочетание видоизмененной речи с ритмическими движениями, выполняемыми, чаще всего, под музыкальное сопровождение (Самойленко Н.С., 1939; 1941; Лунина З.Е. с соавт., 1948; Чаянова Е.В., 1954; Дресвяников В.И., 1972; Эркман В.А., 1974; Рождественская В.И., Павлова А.И., 1987; Оганесян Е.В., 1981; Волкова Г.А., 1997 и др.). Широко используется видоизмененная речь, положенная в основу программы Лидкомба (Lidcombe Program). По мнению зарубежных авторов, эта программа оказалась весьма эффективной при коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

Другим достаточно распространенным подходом, дополняющим использование видоизмененной речи в лечении заикания является психотерапия (Левина Р.Е., 1963; Чевелева Н.А., 1965; Миронова С.А., 1975; Мещерская Л.Н., 1988; Арутюнян Л.З., 1993; Шкловский В.М., 1994; Георгиевская Л.А., 1999; Лохов М.И., Фесенко Ю.А., 2000; Селиверстов В.И., 2000 и др.). В основу психотерапевтического воздействия положено представление о том, что заикание является формой выученного поведения, которое можно изменить. Поэтому усилия психотерапевта должны быть направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Используются такие приемы, как отвлечение внимания, расслабление и гипноз. Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев кисти, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи.

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом для коррекции заикания стали использоваться электронные устройства, маскирующие собственную речь (Блудов А.А., Воронцов В.А., 2001; Пахомов Д.В., 2001 и др.). В основу методики Masking auditory feedback — MAF положена гипотеза о том, что заикающиеся могут говорить плавно, когда они не слышат собственную речь. Маскирование может осуществляться «белым шумом», синусоидальными шумами; хорошие результаты были получены при задержке акустической обратной связи и при изменении частоты обратной связи.

К электронным устройствам, применяемым при лечении заикания, относятся и системы электромиографической обратной связи, помогающие пациенту избирательно следить за степенью активности тех или иных мышц, принимающих участие в речевом акте (Лохов М.И., Фесенко Ю.А, 2000).

Достаточно широко в комплексах по коррекции заикания используются различные дыхательные упражнения. Их цель — нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата; выработка правильного диафрагмального дыхания, увеличение продолжительности выдоха, нормализация его силы и постепенности. Для коррекции заикания популярна парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (1987): основные положения этой гимнастики приняты во всех отечественных руководствах по лечению заикания (Вербовая Н.П. с соавт., 1977; Волкова Г.А., 1997; Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 1998).

Отмечается чрезвычайно важная роль родителей при коррекции заикания в домашних условиях, когда они тщательно выполняют рекомендации логопедов и психотерапевтов (Волкова Г.А., 1993).

У нас в стране логопедическая помощь детям с заиканием оказывается преимущественно в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Поэтому целесообразно рассмотреть имеющиеся методики логопедической коррекции заикания, использующиеся в таких ДОУ.

Большинство исследователей, занимающихся проблемой устранения заикания, считает наиболее эффективным комплексный метод, включающий в себя ряд лечебно-педагогических мероприятий и воздействующий на различные стороны психофизического состояния заикающегося (Левина Р.Е., 1963; Чевелева Н.А., 1965; Власова Н.А., Беккер К.-П., 1983; Селиверстов В.И., 2000). Комплексный метод предполагает участие в лечебно-педагогическом процессе разных специалистов: логопеда, невропатолога, инструктора ЛФК, психолога или психотерапевта. Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную, в основе которых лежит изучение особенностей речевой патологии и методы коррекции речи для различных возрастных групп заикающихся.

Смотрите так же:  Профилактика неврозов у дошкольников

В ряде дневных стационаров и специализированных детских садов используется метод Н.А.Власовой, включающий логопедические, педагогические, лечебные мероприятия, музыкально-ритмические занятия, пение, психотерапию и работу с родителями. Лечебные мероприятия включают медикаментозную терапию, направленную на нормализацию динамики нервных процессов, общегигиенические и физиотерапевтические процедуры, ЛФК и психотерапию. Лечение дифференцированное (в зависимости от формы заикания), продолжительностью 1,5-2 месяца, дошкольников рекомендуется лечить в учреждениях дневного пребывания, чтобы избежать отрыва их от семьи.

Логопедическая коррекция ведется с использованием различных пособий и построена по принципу от простого к сложному, т.е. от сопряженной и отраженной речи к наиболее сложной — спонтанной эмоциональной, Она проводится по классической схеме, включающей шесть этапов:

1. Подготовительный этап, во время которого проводятся обследование детей и беседы с родителями, уточняются диагностика и логопедическое заключение. Продолжительность этого этапа обычно 2-3 недели.

2. Этап дестабилизации устойчивого патологического состояния (режим молчания, режим шепотной речи). По сути это период разрушения устойчивого патологического состояния путем стирания соответствующей матрицы в долговременной памяти и последующего создания новых связей, приводящих нарушенные процессы к норме. На этом этапе начинается работа над снятием напряжения как во всей мускулатуре, так и в артикуляционной, над постановкой диафрагмального дыхания и навыка подачи голоса. Проводятся безречевые упражнения и игры, дети выполняют указания и при этом молчат, педагог говорит с детьми шепотом. Предлагаются упражнения для развития мимики, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для развития ориентировки в пространстве, общей и мелкой произвольной моторики. Продолжительность этого этапа обычно 3 недели.

3. Этап сопряженной речи.

4. Этап отраженной речи.

5. Этап вопросно-ответной речи.

6. Этап самостоятельной речи.

Как одно из средств формирования речи применяется логопедическая ритмика, которая включает упражнения, способствующие воспитанию внимания и чувства ритма, а также регуляции мышечного тонуса.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе их ручной деятельности предложена Н.А.Чевелевой (1965). Устранение заикания при изготовлении детьми каких-нибудь поделок, автор разбивает на 5 периодов.

Первый период, пропедевтический, состоит из 4 занятий, на которых дети слышат немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. Речь самих детей в этот период ограничена.

На втором периоде (сопровождающая речь, 16 занятий) допускается речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Зрительная опора обеспечивает ситуативность речи.

На третьем периоде (завершающая речь, 12 занятий), дети пользуются как сопровождающей речью (элемент предыдущего этапа), так и завершающей, проговаривая уже выполненную работу. Логопед регулирует речь детей и степень усложнения высказываний наводящими вопросами. Осуществляется возможность постепенного перехода к контекстной речи.

Четвертый период (предваряющая речь) включает 8 занятий. Наряду с ранее освоенными формами речи вводится рассказ ребенка о том, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. При этом в речи появляются фразы сложной конструкции. Дети учатся последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, употреблять слова в их точном значении.

Пятый период (5 занятий) представляет собой закрепление навыков самостоятельной развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают обо всем процессе изготовления поделки, задают вопросы, отвечают на них, высказываются по собственному желанию и т.д.

Если методика Н.А.Чевелевой предусматривает возможность использования в устранении заикания одного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности), то система С.А.Мироновой (1975) предусматривает возможность использования в целом программы средней, старшей и подготовительной групп в процессе преодоления заикания у дошкольников. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование». В программу вносятся изменения, связанные с речевыми возможностями детей (частичное использование материала предыдущей возрастной группы, перестановка программных задач, удлинение сроков изучения более трудных тем). Коррекция заикания проводится по квартально.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью и в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без них. Большое место занимает работа над фразой (конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложно-подчиненных конструкций и т.п.).

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Дети учатся пересказу и составлению самостоятельного рассказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наглядный материал почти не применяется. В речи дети опираются не только на вопросы логопеда (относящиеся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми), но и на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы.

Некоторые авторы в основе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками используют систему игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих). Так, например, Г.А.Волкова (1997) считает игровой метод наиболее перспективным в коррекции заикания у дошкольников, так как именно в игре дети осваивают опыт межличностных отношений, происходит коррекция отклонений в поведении и формирование личности. В предложенной автором методике реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений. Коррекционная работа включает в себя следующие этапы:

Режим ограничения речи (1 неделя молчания и 2 недели шепотной речи). Основная задача этого периода — затормозить патологический стереотип речи (судорожную речь).

Сопряженная речь (4-5 недель). На этом этапе идет отработка новых речевых стереотипов на облегченной форме речи.

Отраженная речь (4-5 недель). В этот период, как и на следующих этапах, совершенствуется плавная бессудорожная речь.

Вопросно-ответная речь. Этот этап работы делится на два подэтапа: период простых вопросов, когда вопрос строится так, чтобы ребенок мог ответить на него, используя слова, содержащиеся в вопросе (4-6 недель); и период «проблемных» вопросов, включающих в себя слова «почему», «зачем», «для чего» и т. п. (4-6 недель).

Самостоятельная речь (8-14 недель).

Продолжительность каждого из этапов работы здесь обусловлена тем, что дети находятся в условиях речевой группы детского сада в период с сентября по июнь.

Интересные игры и игровые приемы предложены для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской (1984), Е.Л.Пелленгер и Л.Н.Успенской (1995). Игры и игровые приемы соответствуют задачам последовательных этапов логопедических занятий с детьми и способствуют обучению релаксации; проведению режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы; свободному речевому общению.

В ряде дошкольных учреждений при исправлении речи заикающихся применяется система, разработанная в лаборатории логопедии Института дефектологии (Мещерская Л.Н., 1988), построенная на материале программы ДОУ, но с самого начала предполагающая пользование самостоятельной связной речью. Постепенно самостоятельная речь усложняется за счет уменьшения наглядного содержания. В процессе работы используются дидактические игры и элементы ручной деятельности.

Большой интерес представляет система коррекции заикания, предложенная Л.З.Арутюнян (1993). Особенностью методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. И хотя эта методика первоначально создавалась для коррекционной работы с подростками и взрослыми, но «год от года все большее число логопедов применяет в работе с дошкольниками эту методику» (Яковлев С.Б., 1999). Логопедическая и коррекционно-воспитательная работа включает в себя следующие этапы:

Подготовительный этап (6 недель). Задачи этого этапа следующие: обследование детей; проведение режима ограничения речи в целях дестабилизации устойчивого патологического состояния; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; обучение приемам релаксации; развитие диафрагмального дыхания; обучение мягкой атаке голоса; развитие ритмико-интонационной стороны речи.

Этап синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки (7-8 недель). На данном этапе перед логопедом стоят следующие задачи: формирование нового речедвигательного навыка («речь должна пройти через руку»); продолжение работы, начатой на подготовительном этапе, по развитию обшей, ручной, артикуляционной моторики, голоса, дыхания, просодических компонентов речи; продолжение работы по нормализации мышечного тонуса.

Этап автоматизации нового речедвигательного навыка у детей (6 месяцев), состоящий из двух подэтапов:

— первичного закрепления нового речедвигательного навыка на речевом материале различной сложности, по принципу «от простого к сложному», продолжается работа по реализации задач предыдущего этапа;

— закрепления нового речедвигательного навыка в самостоятельной речи. На этом этапе автоматизация протекает в процессе усвоения программного материала, в условиях естественного общения детей (общение детей с сотрудниками детского сада в ходе экскурсий по учреждению; выступление перед детьми других групп на детских праздниках, концертах; посещение детьми школы, поликлиники, магазинов как с педагогами, так и с родителями).

Методика В.И.Селиверстова (2000), рассчитана для логопедической работу с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). Автор исходит из принципа, что единой для всех заикающихся системы речевых упражнений быть не может, так как клиника заикания различна. Особое внимание автор уделяет связи логопедической работы с задачами воспитания и общего развития заикающихся детей. Обращается внимание на необходимость использования технических средств в коррекционной работе с заикающимися.

Подводя итог обзора литературы, следует отметить, что само многообразие методик свидетельствует о сложности проблемы и, к сожалению, о весьма высоком проценте неудовлетворительных результатов лечения заикания. Современные методы и приемы устранения заикания нередко недостаточно патогенетически обоснованы, что приводит к низким результатам коррекционной работы. В подходе к использованию тех или иных приемов наблюдаются противоречия, отсутствует единый методологический подход.

Современные методы коррекции заикания у детей

Методы коррекции заикания, используемые зарубежом.

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приемов и систем реабилитации. Многочисленность методик преодоления заикания объясняется сложностью его структурных проявлений и рассматривается в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия (медицинского и педагогического) на заикающегося. В первом случае – это лечебные меры – терапевтические, хирургические, психотерапевтические, во втором – педагогические, в третьем –различные сочетания лечебных и педагогических. Вместе с тем поиск новых средств не утрачивает своей актуальности во многих странах, в том числе и в США.

Чарльз Ван Райпер разработал 3 способа изменения проявления заикания: «повтор» слова, «растягивание» слова и «подготовка к ожидаемой запинке». Автор обращает особое внимание на страхи и волнения пациента, уклонение от трудных речевых ситуаций. Используя прием «повтора», слово, на котором возникла запинка необходимо повторить. Этот способ помогает пациентам понять, что можно сократить количество запинок, не избегая их. После того, как пациенты знакомятся с этим приемом, их учат приему «растягивания» слов. При возникновении запинки нужно закончить слово с относительно плавным, контролируемым растягиванием звуков. Когда и этот прием усвоен, используется прием «подготовки к ожидаемой запинке». С помощью этого приема пациенты учатся расслабляться перед произнесением трудных слов. Рекомендуется, чтобы органы артикуляции были в состоянии покоя, произносить первый звук как движение, ведущее к следующему звуку, и начинать выдох с одновременным произнесением первого звука (на мягкой атаке). Затем пациентам предлагают использовать эти приемы в обратном порядке: перед произнесением «трудного слова» они должны начать «подготовку к ожидаемой запинке». Если это им не удается и возникает судорога, они должны попробовать «растягивание слов». Если и это не удается, они должны использовать «повтор» слова. В результате правильные речевые навыки закрепляются в разнообразных разговорных ситуациях.

Метод улучшения функционирования голосовых связок, разработанный Швартс (1976), предлагает заикающимся контролировать поток воздуха и начинать пассивный выдох до начала произнесения фразы – придыхательная атака звука.

Вебстер (1980) использует прием произнесения начала фразы ( на первом этапе с применением устройства обратной связи) на мягкой атаке, когда выдох и смыкание голосовых складок происходят одновременно.

^ Метод подкрепления условных рефлексов, разработанный Скиннером и его последователями, примером которого является программа «Лидкомби», успешно используемая для лечения маленьких детей, предполагает, что коррекция речи производится в повседневной жизни ребенка. Комментируется как плавная речь ребенка (Какая плавная речь!), так и речь в момент заикания ( Ты можешь повторить эту фразу?). плавная речь комментируется в 5 раз чаще, чем речь с заиканием. В начале лечения речь ребенка комментируется раз в день в процессе 10-минутного диалога, позднее – в течение дня в различных ситуациях. Наряду с умением давать эффективные комментарии, родители учатся измерять степень тяжести заикания по шкале от 1 до 10 (1- отсутствие заикания, 10 – заикание в тяжелой форме) ежедневно. При каждом визите в клинику логопед и родители сравнивают результаты прошлой недели, чтобы понять, какой эффект лечение имеет вне клиники. Программа Лидкомби осуществляется в 2 ступени. На первой ступени кто-то из родителей проводит коррекцию каждый день и один раз в неделю родители и ребенок посещают логопеда до тех пор, пока заикание либо исчезнет, либо достигнет очень низкого уровня( 1-2 по шкале тяжести заикания). Цель второй ступени – поддержание плавности речи в течение не менее одного года. Частота комментариев со стороны родителей и посещение клиники сокращаются.

Смотрите так же:  Тепловой стресс у человека

Метод «эмоционального потока» (взрывная терапия) заставляет пациента представить себе очень неприятные ситуации. Идея состоит в том, что если пациент испытывает подобные стрессы постоянно, это приводит к эмоциональному взрыву, после которого уровень тревоги становится минимальным (Стампфл и Левис, 1967). «Добровольное» заикание может привести к такому же эффекту. Пациентам предлагают или начать заикаться сильнее, чем обычно, или начать повторять начальные звуки слов (Ван Райпер, 1973). Целью является осознанное усиление судорог и подавление желания скрывать свое заикание.

Примером программ, использующих методы улучшения плавности речи, является система «быстрой речи» Холлинза. В этой программе уделяется особое внимание моторным навыкам обучения и эмоциональным аспектам заикания с помощью FluencyNet («сеть плавной речи») – компьютерной системы контроля над речью в режиме реального времени. Некоторые логопеды используют Cafet (компьютерную систему обучения плавной речи), разработанную в Вашингтоне.

^ Устройство, похожее на слуховой аппарат SpeachEasy («легкая речь»), было создано в 2001г. Калиновским и его коллегами в штате Каролина. Оно производит сдвиг частот (FAF) до 2000 герц и задержку акустической обратной связи (DAF) до 128 Мс. DAF и FAF можно применять индивидуально или вместе для получения широкого уровня комбинированных эффектов. Пользователи данной программы, чье заикание характеризовалось слышимыми запинками речи, добились улучшения плавности речи на 80%. Этот эффект сохранился в течение 4 месяцев наблюдения. Заикающиеся, в речи которых превалируют беззвучные судороги, демонстрируют хороший результат при использовании устройства в сочетании с некоторым растягиванием гласных.

Все программы декларируют примерно в 80% случаев значительное улучшение речи, но менее 50% детей и взрослых с заиканием могут поддерживать плавную речь постоянно. Поддержание плавной речи в период после лечения может минимизировать или даже предотвратить рецидив, для чего необходимы периодические визиты в клинику для проверки речи, участие в «освежающих» плавную речь программах или в группах или в группах самоподдержки для бывших пациентов. Для поддержания плавной речи детей это может быть курс специальной подготовки родителей.

Современные методы в лечении заикания: логопедический массаж и компьютерные технологии

В настоящее время всеми исследователями признается необходимость использования комплексного медико-психолого-педагогического подхода в реабилитации заикающихся. Одним из методов такого подхода является использование логопедического массажа.

В основе физиологического механизма массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Во время массажа происходит раздражение рецепторов в коже, что приводит к улучшению кровоснабжения тканей, их питания, усилению оттока крови по венам, улучшению лимфотока и обменных процессов.

Особенное значение имеет влияние массажа на мышечную систему. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, обьем, сила и сократительная функция и работоспособность мышц. Наблюдения и изучение динамики биопотенциалов на электромиограммах показали снижение тонуса спастических мышц и повышение его при вялых параличах после массажа. Исходя из общих представлений о физиологическом механизме воздействия массажа как на организм в целом, так и непосредственно на мышечную систему периферического речевого аппарата, можно сформулировать основные цели логопедического массажа в коррекции заикания. Это нормализация тонуса мышц общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, синкенезии, гиперкинезы, тики и т.п.); увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции, регуляция эмоционального состояния.

Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическим занятиями, психотерапевтическим, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействием.

При заикании используется в основном 2 вида массажа: классический и точечный, т.е. массаж по биологически активным точкам, что позволяет воздействовать на регуляцию центральной нервной системы в целом и отдельные мышцы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Между силой воздействия при массаже и обратной реакцией имеется сложная, рефлекторная и нейрогуморальная связь. Как правило, легкое, медленное поглаживание снижает возбудимость тканей, оказывает успокаивающее воздействие, дает приятное ощущение тепла, создает эмоциональное состояние покоя и комфорта. Данный прием рекомендуется использовать при повышенном тонусе мышц, что сопровождает эмоциональное напряжение человека. Напротив, энергичные, быстрые, активные движения повышают раздражимость тканей, активизируют мышечный тонус и рекомендуются при повышенном тонусе мышц.

При использовании различных приемов логопедического массажа необходимо учитывать существование 2-х клинических форм заикания – невротической и неврозоподобной. Для заикающихся, страдающих невротической формой речевой патологии, показан массаж, направленный на улучшение эмоционального состояния в целом, что связано с ощущением приятного тепла, релаксации, замедления ритма частоты сердечных сокращений, углублением дыхания. Сочетание суггестивных приемов воздействия, например, аутогенной тренировки с релаксационным массажем, значительно ускоряет и углубляет состояние релаксации. Тренировка речи показана в данном состоянии релаксации. Кроме этого проводится так называемый вибрационный массаж с подключением дыхательно-голосовых упражнений.

Как правило, речь пациентов с невротической формой заикания после массажа становится более плавной и слитной.

У лиц с неврозоподобной формой заикания в результате органического поражения моторных структур мозга резидуального характера часто наблюдается нарушение мышечного тонуса в мышцах артикуляционного аппарата. Отмечается ограничение объема и силы движений, истощаемость движений, нарушение статической и динамической координации артикуляторных движений. Зачастую заикание сочетается с нарушением звукопроизношения по типу дизартрии или ее минимальных проявлений. В данном случае особое значение приобретает массаж, направленный на нормализацию мышечного тонуса и улучшение качества артикуляторных движений (амплитуды, силы и т.д.), формирование произвольных координаторных движений. Логопедический массаж, направленный на нормализацию мышечного тонуса, будет способствовать как улучшению координаторных механизмов ЦНС в целом, так и снижению выраженности речевых судорог. Соответственно, в зависимости от распределения нарушений мышечного тонуса (спастика, гипотония) в мышцах речевого аппарата применяются приемы как активизирующего, так и расслабляющего массажа. Особое значение для данной клинической формы заикания имеет массаж, направленный на релаксацию тех групп мышц, которые подвергаются судороге либо гиперкинезам. Релаксационный массаж, направленный локально на расслабление данных групп мышц, способствует снятию локальных мышечных спазмов, что ведет к формированию плавной речи в более короткий период времени, чем при традиционных технологиях.

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы. В том случае, если заикающийся имеет выраженную неврологическую симптоматику, использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить более стойкий положительный эффект.

Современные образовательные технологии предполагают использование компьютера в различных сферах обучения, в том числе и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Использование компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе решает несколько задач – это и формирование мотивации, развитие познавательной сферы, зрительно-моторной координации, а главное, помощь в коррекции основного дефекта и вторичных отклонений. Кроме того, применение специальных мультимедийных программ при работе с нарушениями в развитии позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь максимальной коррекции нарушенных функций. Вот некоторые из таких программ, направленные на коррекцию заикания:

«Видимая речь» — программа предназначена для работы с детьми с нарушенным слухом, а также с сохранным физиологическим слухом, имеющими первичную речевую патологию – дизартрию, дислалию, риналалию, заикание. Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации. При этом впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи: речевое дыхание, голосообразование – наличие и отсутствие голоса, голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи.

«Игры для тигры» — данная программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании. В программе более 50 упражнений, объединенных в 4 тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика», и «Звукопроизношение». Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии Л.Н.Ефименковой, Р.Е.Левиной, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Р.И.Лалаевой, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, а так же программы воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой(1985).

«Демосфен» — программа, осуществляющая коррекцию произносительной стороны речи у детей с заиканием, направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в ЦНС, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм и эмоционально-интонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационного движения автомобиля, аудиограммы.

Используемые в коррекционном обучении детей с нарушениями речи компьютерные программы учитывают закономерности и особенности их развития, а так же опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в речевом развитии.

Серьёзное влияние на эффективность преодоления заикания является постоянное самообразование логопеда, повышение его деловой квалификации через изучение специальной литературы, путём обмена опытом работы, через участие в работе методических объединений, специальных семинарах, занятий на курсах повышения квалификации.

Другие статьи

  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Натирание. При какой т-ре? Натирание. При какой т-ре? Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:02 Сообщение МаМаша » Пт авг 13, 2010 15:11 Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:39 Сообщение NatKa » […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]