Специфика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте

Для дошкольников

  • Главная
  • Начальная школа
  • Социальная ситуация развития дошкольника

Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста».

Цель: сформировать у участников более глубокое представление о создании условий для социальной ситуации развития детей.

  1. Ознакомление участников с основними аспектами понятия «социальная ситуация развития».
  2. Обучение практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов социальной ситуации развития.
  3. Ознакомление с игровыми ситуациями для социальной ситуации развития дошкольников.
  4. Предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми.

Игровое упражнение«Возьми салфеток столько, сколько…»

Цель: знакомство; создание в группе веселой и позитивной атмосферы.

Инструкция. Участники сидят в общем кругу. Педагог передает по кругу пачку бумужных салфеток со словами: « На случай, если понадобится, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники возьмут салфетки, педагог просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

  1. Мини –лекция педагога- психолога.

Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к её структуре. К числу этих требований относится создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.)

Что же такое «Социальная ситуация развития ребенка» — это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной”.

Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования

Социальные навыки- любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.

В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:

— навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;

— умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;

— умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.

— умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

В старшем дошкольном возрасте социальная ситуация развития выходит на следующий уровень:

  1. Меняются взаимоотношения со взрослыми (от внеситуативно-познавательной формы общения к внеситуативно- личностной форме общения) ;
  2. Становится возможным достаточно систематическое обучение;
  3. Меняются отношения со сверстниками;
  4. Происходит становление личности ребенка;
  5. Ведущим средством общения является язык.

Противоречие социальной ситуации развития ребенка — дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми».

Ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.

Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Игра– это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.

Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт.

Используемые мною игры – это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку, приходящему в детский сад.

Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности.

Я, на своих занятиях,с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

-«Как Юра бабушке помог»

-«Как Алена и Миша делились игрушками»

-«Как Костя и Гордей помирились»

Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

  1. Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного) .

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

  1. Практические игровые и реальные ситуации, направленные на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания.

-«Научим наших кукол здороваться и прощаться»,

-«Покажем Мишутке, как принимать гостей»,

-«Поздравим Ксюшу с днем рождения».

Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы.

В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых:

-«Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь) ;

-«Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть) ;

-«Мы встречаем друга после болезни»;

-«Мы делаем подарки малышам (мамам, папам) ».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Я учу детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки) , которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет?

И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые.

Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно.

С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

  1. Игровые ситуации на развитие коммуникативных навыков Игра «Попроси игрушку»

Группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику№ 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю.

Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».

Затем участники меняются ролями.

Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. Должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый.

Побеждает тот, кто соберет больше интервью.

Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал.

За короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят.

Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый.

Побеждает тот, кто соберет больше интервью.

  1. Игры, обучающие детей решать небольшие проблемы путем переговоров

Игра «Сладкая проблема»

В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков – по одной салфетке.

— Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему.

Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам.

Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Смотрите так же:  Центр по уходу за детьми екатеринбург

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру” Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

— А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости».

Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

-Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

— Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

— Как вы при этом себя чувствовали?

— Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

-Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Нам нужно чаще создавать проблемные ситуации, чтобы дети научились находить пути решения из сложившися ситуаций, чтобы в дальнейшей жизни легко ориентироваться.

Упражнение «Три настроения»(Итог) .

На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:

— Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные» и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой) .

— Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным. Мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает во второй стакан блёстки, и палочкой их размешивает) .

— Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски в стакан) .

Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.

Социальная ситуация развития дошкольника и подростка. Понятие, описание и характеристика

На всех возрастных этапах имеется особая, характерная только для них социальная ситуация развития. Это — общественное положение каждого ребенка в системе принятых в обществе взаимоотношений. Именно социальная ситуация развития является определяющей при заполнении жизни человека особым, характерным содержанием:

  • особыми отношениями с людьми, которые непосредственно окружают ребенка;
  • ведущей, особой для этого этапа развития деятельностью (труд, учение, игра или общение) .

Каждый возрастной период включает в себя конкретную систему прав, которыми может пользоваться малыш, и обязанностей, которые должен он постоянно выполнять. Поэтому, социальная ситуация развития — это не просто психологический феномен, а всеобъемлющий и базовый для динамики формирования ребенка. Поскольку, именно благодаря ей, возникают качественные новообразования.

Как же формируется его содержание? Оно стихийно складывается, на основе исторического длительного опыта и с учетом запросов современного общества.

Любой ребенок, вне зависимости от того, каково его индивидуальное развитие и степень готовности, достигнув конкретного возраста, окажется поставленным в соответствующее, принятое для данного общества положение. Тем самым он попадет в систему условий, которые определят его дальнейшее развитие и характер деятельности в данном возрасте.

Поэтому ребенок оказывается перед определенной дилеммой: ему нужно обязательно соответствовать данным условиям или нет. Только в этом случае он сможет почувствовать себя психологически и эмоционально комфортно.

Следовательно, социальная ситуация развития представляет собой характерное сочетание внешних условий и внутренних процессов, свойственное на всех возрастных этапах.

Рассмотрим более подробно дошкольный и подростковый периоды.

Благодаря эмоциональному и психологическому отделению ребенка трехлетнего возраста от взрослых, появляются определенные предпосылки для того, что возникает новая социальная ситуация развития дошкольника. Малыш теперь впервые может выйти за пределы своей семьи и установить новый уровень взаимоотношений в другими взрослыми и детьми. Для чего это необходимо?

Ребенок пытается «вступить» в мир взрослых, воспринимая их, как носителей социальных ролей. Именно поэтому активно развиваются сюжетно-ролевые игры с другими детьми в разбойников, врача, шофера, врача и так далее. Дошкольнику важно «вступить» во взрослый мир, поэтому «моделирование» его становится основной в психическом развитии.

Социальная ситуация развития подростка имеет несколько иную задачу. Этот возраст является базовым для перехода от детства к ответственной и самостоятельной жизни. Поэтому такое «промежуточное» положение оказывает значительный отпечаток на протекание этого периода.

Во-первых, начинаются базовые анатомо-физиологические изменения. За несколько лет тело ребенка превращается во взрослое, а особая роль отводится половому развитию.

Во-вторых, формируется иной уровень взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Особенно это касается взаимодействий с семьей, поскольку физическая и духовная жизнь максимально перемещается во внешний мир.

Первое место теперь занимают отношения со сверстниками, с которыми имеются общие интересы. Они строятся на более высоком и сложном уровне, поскольку подростки увлечены совместной деятельностью и интимными для них темами. Эмоционально комфортное состояние определяется тем, включен ли он в какую-либо группу сверстников.

Поэтому, для обеспечения оптимального развития ребенка, нужно обеспечить ему «правильную» социальную ситуацию развития.

  • Подписаться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Электронная библиотека МГППУ : Взаимодействие старшего дошкольника с взрослым

26.02.2013 10:12 [ ведущая деятельность; внеситуативно-личностная форма общения; внеситуативно-познавательное общение; возрастной кризис; основные новообразования; Социальная ситуации развития; типичные трудности; форма общения ]

Социальная ситуации развития — главный компонент структуры возраста, характеризующий специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой.

Социальная ситуация развития ребенка старшего дошкольного возраста имеет свою специфику, в отличие от ребенка младшего и среднего дошкольного возраста у него растет не только стремление к самостоятельности, но и желание участвовать в жизни взрослых Старший дошкольник выходит за пределы своего семейного мира и активно начинает взаимодействовать с миром взрослых людей. Причем ребенку необходимо активно участвовать в мире в взрослых, а не только созерцать.

Ведущая деятельность — деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра. Обучение, впервые появляющееся на этапе дошкольном возраста, возникает в игре: ребенок-дошкольник начинает учиться, играя.

Основные новообразования старшего дошкольного возраста:

  1. развитие мотивационно-потребностной сферы;

Основные новообразования личностного развития дошкольника

  1. Соподчинение мотивов.
  2. Формирование этических оценок и представлений.
  3. Формирование самосознания.
  4. Произвольность повеления и возникновение воли как способности к управлению повелением.

Основные новообразования познавательного развития дошкольника

  1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника — развитие воображения.
  2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности.
  3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания и запоминания.

Взаимодействие старшего дошкольника с взрослым.

Форма общения — это деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств.

Внеситуативно-познавательное общение складывается примерно к 4 — 5 годам, свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы (например, «Где зимуют бабочки?») . Взрослый становится для дошкольника главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Взрослому необходимо разговаривать с ребенком, рассказывать о том, чего сам дошкольник не знает, не видел, расширять его представление.

Не смотря на то, что ребенка в старшем дошкольном возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого, эти ответы не должны искажать действительность и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы (например, можно ответить, что бабочки улетают в теплые страны) . Кроме того, вопросы не должны оставаться без ответа, ребенку в этом возрасте необходимо серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям.

В старшем дошкольном возрасте появляется потребность в уважении, необходимо, чтобы взрослый не просто заметил, но и похвалил действия ребенка, ответил на вопросы. Если взрослый слишком часто делает замечания или постоянно подчеркивает неспособность ребенка к какому-либо занятию, у ребенка пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремится избежать его.

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-либо занятию — это поощрение его успехов, поддержка его действий.

Внимание старших дошкольников привлекают события, связанные с отношениями людей. Нормы поведения начинают интересовать их куда больше, чем жизнь животных или явления природы.

В шесть-семь лет ребенку очень важно понять требования взрослого и сверить их со своими представлениями, дети предпочитают общаться со взрослыми на личностные темы. Общность своих взглядов и оценок с мнением взрослого является для ребенка показателем их правильности.

Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно. Так возникает самая сложная и высшая форма общения в дошкольном возрасте — внеситуативно-личностная.

Типичные трудности в общении с старшими дошкольниками

При всем разнообразии проблем с которыми сталкиваются взрослые при общении с дошкольниками, можно выделить две основные — трудности, связанные с повышенной импульсивностью (гиперактивностью) и трудности, связанные с заторможенностью (пассивностью) детей.

Для гиперактивных детей характерна повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Такие дети охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес. Таким детям сложно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, слушать объяснения взрослого.

Основная проблема здесь заключается в неразвитой произвольности, т.е. в неспособности сдерживать свои непосредственные, ситуационные желания.

Заторможенные (пассивные) дети, напротив, чрезвычайно спокойны и усидчивы. Такие дети не нарушают дисциплины и покорно выполняют поручения взрослого, но такая покорность должна настораживать. Общение ребенка со взрослым сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка.

Не смотря на то, что такие дети не приносят особого беспокойства, их зависимое поведение может говорить о неразвитости мотивационной сферы.

Возрастной кризис

Кризисом старшего дошкольного возраста является кризис семи лет. Кризис семи лет всегда сопровождается потерей непосредственности поведения, а также с неустойчивостью, непоследовательность эмоций и беспричинной сменой настроения.

В этот период возникают трудности в отношениях ребенка со и взрослыми. Ребенок не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Наблюдается непослушание, споры с окружающими и возражения по всяким поводам.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение, пробуют взять на себя новые обязанности, в привычной ситуации пытаются нарушить выполнявшиеся ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли.

Список литературы:

  1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. — М.: АРКТИ, 2004.
  2. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
  4. Эльконин Д. Б. Детская психология — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  5. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.

  • Яркина Наталья Владимировна25.04.2013 23:51Данная работа затронула очень важные аспекты развития ребёнка. Многим родителям будет полезна информация опубликованная в данной работе. Ведь большинство из них из-за незнания причины того или иного поведения ребёнка делают не правильные выводи, а в следствии и действия. В данной работе хорошо описаны основные трудности общения с детьми такого возраста.СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Михалина Софья Евгеньевна26.04.2013 13:27Голикова Софья Евгеньевна Я полностью согласно со всем, что написано в этой статье. В частности с тем, что ребенку необходимо активно учасвовать в мире взрослых, а не только созерцать. Т.к. в этом возрасте он уже осознает и чувствует себя взрослее и разумнее. а если не давать ему взаимодействовать и помогать взрослым, то возможно он разочаруется в себе и не будет развивать свои способности. Я так же считаю, что в период возрастного кризиса у ребенка подходит время осознания себя более взрослым и более самостоятельным. Он считает, что все знает и все может! И поэтому часто происходят небольшие конфликты, а точнее споры с родителями, т.к. не все понимают, что в этом возрасте надо дать ребенку действительно болье самостоятельности. СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Бекшенева Александр Вадимовна26.04.2013 14:25По моему мнению, данная статья затрагивает наиважнейшие аспекты в развитии ребенка, особенно старшего дошкольного возраста и его отношения к миру взрослых. Также считаю,что эта статья будет полезна не только родителям, но и педагогам. СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Харитонов Александр Борисович21.06.2013 15:51Я разделяю мнение автора этой статьи, мне кажется, что такие проблемы существуют, и было бы полезно узнавать о них воспитателем, преподователям, и самое главное самим родителям.СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Шарипов Александр Сергеевич21.06.2013 19:14Данная тема актуальна в наше время! Я считаю, что ее нужно развивать все глубже и глубже. СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Куликова Елизавета Алексеевна25.06.2013 06:00Спасибо огромное, очень информативная статья! Конфликты детей и родителей всегда важная и актуальная тема.СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.© 2007-2015 ГБОУ ВПО МГППУ. Москва, ул. Сретенка, 29 | Тел.: (495) 632 9433, 632 9077 Редакция электронной библиотеки: mailto:[email protected] | Техн. поддержка: mailto:[email protected]

    Другие статьи по теме:

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог.

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн.

    Цель программы — стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) — Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос.

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами.

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ «Детский сад № 25» город.

    Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли.

    Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… .5 I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9 1. Теоре.

    Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возр.

    Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит.

    Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру Библиографическое описание: Чернышева В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру / В.

    Грамматические игры по развитию речи дошкольников Автор: adminДата: 2013-08-25 Игра «»А что у вас? Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного п.

    Роль игры в развитии дошкольника — Консультации для воспитателей — Методическая копилка — МАДОУ «Березка» Роль игры в развитии дошкольника РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В любой.

    Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для р.

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста.

    Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года — 6-7 лет)

    1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

    Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
    В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый — мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

    2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
    Другие виды деятельности ребенка

    Другие виды деятельности ребенка.
    Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
    Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
    Структура сюжетно-ролевой игры:
    В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.
    тема;
    Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д.
    Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
    роль (главная, второстепенная);
    игрушки, игровой материал;
    игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком)
    Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.
    Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
    Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
    В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
    Роль игры в развитии психики ребенка.
    1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
    2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».
    3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
    4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
    5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

    3. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

    1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).
    2) Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.
    3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения — так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.
    4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту — сквознячок; У лысого голова — босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук — червяк; мазелин — вазелин; мокрес — компрес).

    4. Особенности личности дошкольника

    Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
    Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
    Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
    Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
    Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».
    Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
    Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
    Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.
    Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
    Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
    Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
    Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.
    Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

    5.Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе

    На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.
    Основные признаки:
    1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);
    2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
    3) симптом «горькой конфеты» — ребенку плохо, но он старается этого не показать.
    Психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
    Обычно выделяют два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.
    Интеллектуальная готовность включает в себя:
    — ориентировка в окружающем;
    — запас знаний;
    — развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);
    — развитие разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.);
    — развитие произвольного внимания;
    Мотивационная готовность к школе включает в себя:
    Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

    Другие статьи

    • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
    • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]
    • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]
    • Как лечить кашель 2х месячного ребенка Как лечить кашель 2х месячного ребенка Открытка "Мой папа - супермен!" Мастерим наряд для кружки! Просто и необычно! Можно подобрать сочетание продуктов под любимый напиток вашего мужчины! Ошибки родителей при лечении кашля у грудничка Лечить кашель у […]
    • Лечение аллергии народными средствами детям Лечение аллергии у детей и взрослых: подходы и методы По данным Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, от аллергических заболеваний страдает около 30% людей в мире, а в России по разным оценкам их процент колеблется в пределах от 17,5% до 30% […]
    • Супрастин уколы инструкция по применению детям Супрастин для инъекций - официальная* инструкция по применению Регистрационный номер: Торговое название: Международное непатентованное название: Лекарственная форма: Описание: прозрачный бесцветный водный раствор со слабым характерным запахом Фармакотерапевтическая […]