Спят ли дети в школах

Сколько должен спать ребенок днем и ночью

Все родители знают — в младенчестве ребенок спит чуть ли не круглыми сутками. И на это нельзя не умиляться. Но чем старше, тем меньше дневного сна и больше ночного требуется ребенку. Да, четких требований к тому, сколько должен спать ребенок определенного возраста, нет. Но Национальная система здравоохранения Великобритании создала рекомендации, на которые стоит ориентироваться родителям.

При расчетах учитывалась средне необходимое время для полноценного отдыха и и восстановления энергии детей разных возрастов. Это, конечно, не четкие нормы, которые необходимо строго соблюдать, а лишь приблизительный ориентир для родителей. Часто ребенок сам себе «назначает» нормы — кому-то нужно больше сна, кому-то меньше. И если вы видите, что ребенок спит меньше положенного, но при этом легко просыпается, бодр, весел, хорошо запоминает все пройденное, то значит, ничего не нужно менять.

Но если первоклашке нужно спать 10 часов 30 минут, а он ложится вместе с родителями в 11 и просыпается в 7 утра (то есть спит всего семь часов), то его режим необходимо серьезно корректировать. Иначе нервное истощение и эмоциональный срыв ребенку гарантирован.

Полноценный сон необходим как для развития ребенка, так и для его эмоциональной стабильности. Замечено, что дети, которые недосыпают положенную норму, часто имею избыточную массу тела — за короткое время организм не успевает вырабатывать необходимое количество инсулина, помогающего контролировать расщепление быстрых углеводов и соматотропного гормона, который отвечает на физический рост и развитие детей, рост мышц и разрушение жира. А днем дети постоянно едят сладкое, потому что чувствуют нехватку бодрости, ведь быстрые углеводы из булочек, конфет и пирожных дают ложное ощущение бодрости. Поэтому такие малыши стремительно набирают вес.

— Сон также отвечает за процесс консолидации памяти, т.е. запоминание и длительное хранение полученной информации, — говорит руководитель центра медицины сна, эксперт Европейского общества исследователей сна Александр Калинкин. — И нехватка сна будет приводить к проблемам в учебе и снижению успеваемости. Давно доказано, что сон отвечает и за формирование иммунитета. Чем больше ребенок недосыпает, тем больше вероятность заболеть любым простудным или другим инфекционным заболеванием. Причем такая вероятность может увеличиваться в разы! Нехватка сна влияет не только на самочувствие, эмоциональную сферу и успеваемость. Недосып влияет также и на активность генома. Изменение работы различных генов приводит к ускоренному развитию очень многих заболеваний, как соматической, так и психической сферы. Можно с уверенностью сказать, что сон ребенка определяет его будущее — здоровье и долголетие!

До Коли спать школе. Какие реформы нужны образованию на самом деле

Родители беларусских школьников горячо обсуждают, каким будет новый учебный год. Не придется ли им в срочном порядке менять работу, отказываться от кружков и репетиторов, перевозить к себе бабушек и дедушек. Всему виной – очередная «реформа», задуманная на самом верху.

Президент Беларуси предложил пересмотреть график работы беларусских школ и начинать занятия на час позже. Реакция детей, родителей и педагогов оказалась неоднозначной. В том, почему не все беларусы рады возможности «поспать лишний час», разбирался «Журнал».

До Коли будем спать

О том, чтобы сдвинуть начало первого урока на 9 утра президент Лукашенко начал говорить еще в прошлом году. А весной 2017-го отец троих детей, один из которых спит на первом уроке, решил серьезно взяться за графики работы школ и педагогов.

«С 9 часов надо начинать учебу! И не смотреть на то, что родителям сложно в школу отправить ребенка, потому что они раньше идут на работу. Час утром ребенку поспать — это что стоит!» – заявил Лукашенко во время своего послания к парламенту и народу.

Фактически президент честно признался, что испытывает проблемы с расписанием учебы и отдыха собственного ребенка, и предложил другим родителям и детям подстроиться по Колю.

Мать троих детей Милана Воробьева в ответ только вздыхает: «Кто бы под моих детей подстроился…»

Своего старшего сына Милана в гимназию уже не возит. Андрей заканчивает шестой класс, и мать позволила сыну добираться до учебного заведения самостоятельно:

«Сын ездит на учебу с двумя пересадками, каждый день переходит несколько опасных перекрестков, на которых нет светофоров, так что пока мне из класса не отзванивается, сижу как на иголках».

Многодетная мама думала перевести старшего в школу недалеко от нового дома, где учится средняя дочь, но сын привык к своей гимназии и коллективу. Его сестра Анастасия заканчивает первый класс, и мама Милана пока не отпускает ребенка одного за порог.

А из декретного отпуска ей выходить уже через полгода. И тут, говорит Милана, либо работу менять придется, либо заводить младшего в сад, а Настю в школу к 8 утра. Таких, как она, убеждена Милана, большинство:

«Ходить на работу к 10, а то и вовсе иметь свободный график, могут позволить себе лишь те, кто работает на себя, и фрилансеры, которые вообще дома сидят. Остальным родителям придется как-то выкручиваться, если реформа состоится».

«Журнал» также рекомендует:

«Слышали новый анекдот? Отец утром спрашивает детей: «Доколи вы спать будете?» – «До Коли!» – отвечают дети», – отшучивается программист Игорь Кондратьев. Его дочь Маргарита рада, что можно будет спать подольше. Ее школа – во дворе дома, а значит, просыпаться можно будет и «за двадцать минут» до занятий.

«Правда, когда мы попыталась посчитать, во сколько будут заканчиваться шесть уроков, радость пропала. Пока думаем, что же делать с танцами и бассейном два раза в недели. Выходит, что вместо полутора часов на обед, отдых и дорогу до занятий, у Марго теперь останется от силы 30 минут. Перекусы на ходу – это не здорОво», – уверен Игорь Кондратьев.

Тревогу родителей разделяют и педагоги. Учитель русского языка и литературы Анна Северинец признается, что для нее как для педагога нет никакой разницы, приходить в школу в восемь, в девять или даже в десять часов:

«Учителя – люди расписания, как его составят, так и ходить буду. А вот дети меня тревожат. Если первый урок в нашей школе начнется в девять утра, то седьмой – в 14 часов. А уже сегодня дети на этот седьмой урок еле волокутся».

Детей проще «разбудить» на первом уроке, чем удержать их внимание на последнем. Беспокоит Анну Северинец и тот свободный час перед занятиями, который пообещало организовать Министерство образования для детей, чьи родители не смогут их приводить в школу позднее восьми утра.

«Говорят, этот лишний пустой час в школе займут зарядкой или чем-то таким. Получается, вместо того, чтобы дети учились, они будут заниматься непонятно чем. И кто с ними этим «чем-то» будет заниматься? И будет ли это «что-то» оплачиваться? Сомневаюсь», – говорит педагог Анна Северинец.

Сама мать троих детей, она знает: ребенок не будет засыпать на первом уроке в восемь утра, если во время ляжет спать вечером.

«Мои просыпаются в 6.30 утра, и не клюют носом на уроках», – говорит педагог.

Впрочем, каким бы ни было новое расписание занятий в школах, на систему в целом оно не повлияет. А пора бы, в голос говорят и педагоги, и родители.

Какие реформы нужны школе на самом деле?

Беларусская школа нуждается в кардинальных переменах, но вместо этого из года в год чиновники отделываются косметическими преобразованиями, имитируя бурную деятельность.

Последние два десятилетия беларусская школа переживает одну «реформу» за другой. То руководство страны не может определиться, сколько лет должны сидеть за партой школьники, то – сколько баллов они должны получать за свои знания, то – нужны ли старшеклассникам профильные классы.

При этом учебники и программы остаются прежними, нагрузка на педагогов с каждым годом растет, а зарплаты оставляют желать лучшего.

Педагог Анна Северинец говорит, что для реформы системы образования в стране для начала нужно понять, что сегодняшние дети отличаются от тех, кто были школьниками 20-30 лет назад:

«Сегодня дети не умеют работать коллективно, не умеют заниматься в больших классах, привыкли к комфортным условиям, воспитываясь в малодетных семьях. Но зато они во многих вопросах компетентней учителей. У них больше возможностей поиска информации, они могут проверить педагога, не выходя из класса, потому часто не доверяют учителю».

Система, при которой учитель приходит в класс и просто «вкладывает» в голову учеников знания, просто умерла.

«Мы должны не нагружать детей знаниями, а давать им возможность находить, анализировать, концентрировать эти знания самостоятельно, а это совсем другой подход», – отмечает Анна Северинец.

Другой подход в итоге требует и новых программ, и новых учебников, и нового коллектива людей, которые эти учебники пишут.

«В беларусской школе сегодня устарело всё: и содержание, и методики, и менеджмент, и система финансирования», – убеждена председатель Общества беларусской школы Тамара Мацкевич.

В 2018 году Беларусь планирует присоединиться к международной программе оценки учебных достижений PISA (тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике). Она позволит выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Если все сложится, у педагогов и экспертов появится надежда, что явным станет реальное положение дел, и это принудит чиновников присмотреться к современным тенденциям в области образования, надеется Тамара Мацкевич. Впрочем, эксперты уже сейчас знают, какие именно реформы придется внедрять беларусским чиновникам.

«Им наверняка придется дать больше автономии школам, самостоятельности педагогам и право голоса родителям. Думаю, люди, которые руководят образованием, знают, что нужно делать. Есть же, например, опыт посткоммунистической реформы Эстонии, которая сегодня обогнала Финляндию по уровню среднего образования», – говорит Тамара Мацкевич.

И отмечает, что в Эстонии отменили монополию государства на образование, дали педагогам свободу творчества, создали систему, при которой руководителей школ не назначают, а выбирают по итогам конкурса.

«Деньги, которые у нас тратятся на контроль, у них пустили на повышение квалификации и переподготовку учителей, вооружили педагогов компьютерной техникой и эффективными методиками. Бери и учи», – не без нотки зависти рассказывает Мацкевич.

Такие реформы дают детям возможность получить конкурентноспособные знания и навыки и занять достойное место на рынке труда в будущем. А для этого и нужны инвестиции в педагогов, их автономия и возможности для роста.

«Никаких обязательных планов, столовых, подписок, пионеров, субботников и походов на хоккей в цивилизованных странах быть не может, – убеждена Тамара Мацкевич. – Финансирование из бюджета должно идти за учеником, а не распределяться по школам. Родители и дети голосуют ногами: какое учреждения образования выбрали, туда государство и перечисляет квоту».

Пока же беларусская школа, по словам эксперта, находится в состоянии системного кризиса, и любые нововведения, типа начала занятий с девяти утра, выглядят как манипулятивные приемы, чтобы отвлечь внимание от более важных вещей и «демонстрировать иллюзию деятельности».

«Сегодня вся организация процесса обучения дошла до маразма: школам не разрешают самим составлять график обучения детей, родителям не доверяют решение, во что одевать детей, учителю – какой задачник использовать, у министра – вообще никакой самостоятельности. Все всех боятся, каждый шаг контролируется, и контролеров стало больше, чем тех, кто учится», – говорит Тамара Мацкевич.

Смотрите так же:  Развитие малыша записи

По словам эксперта, сегодня в системе образования страны работает больше 440 тысяч человек, при этом около 43% из них – педагогические работники. Из них учителей вместе с администрацией школ – всего 100 тысяч.

«Кто остальные? Чем они занимаются? Загадка. В таких административных тисках школа просто не может выполнять свою функцию. Учителя пишут бесконечные отчеты, дети сидят в классах по семь часов, как в троллейбусе, а потом разбегаются по репетиторам, чтобы получить хоть какие-то знания», – констатирует Мацкевич.

Современная беларусская школа все больше напоминает сильно молодящуюся даму, ведущую непримиримую борьбу с неумолимой старостью. Новый чудодейственный крем от морщин, супер-современные процедуры подтяжки, молодильные яблоки на завтрак, обед и ужин, йога, пилатес, фитнес-шмитнес и #вотэтовсё – ее верные друзья и неутомимые помощники.

Но сколько бы штукатурки не было на лице у этой дамы, ее истинный возраст, увы, уже не скрыть. Как не скрыть и тот факт, что беларусские дети все еще учатся для школы, а не для жизни.

Спят ли дети в школах

ну что уж так громко маразм .
можно и книжку тихо почитать, пока другие спят .

неужели никто в лагеря не ездил и в городских лагерях не был? всегда был тихий час, и далеко не только для 6-7 леток, а и для более старших деток .

это новый СанПин 🙂
кто сможет обеспечить, тот сможет

А разве что-то отменяли? у меня страший сын в первый класс пошёл в год, когда ввели эти нормы. И связано это было с тем, что того же года была введена ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ для всех школ, вне зависимости от статуса, ступень начального обучения 1-4 (до это все серьезные шли по 1-3). Тогда вот в шоке все были — потому каквариантов выкручиваться не было у школ не было. Только сын сейчас 8-ой класс заканчивает 🙂 так что истории 9 лет уже как 🙂

Вы можете себе представить ребенка в 7,5 лет и старше спящего на продленке в тихий час? Я — нет.
Если класс полностью сформирован из 6-ти леток,то это еще возможно,но старше-это издевательство над детьми.

в летних-то лагерях есть тихий час для всех возрастов:))

Я про тихий час для первоклашек даже не слышала. Это наверное какие-то не типовые школы в новостройках?

на В.О, 16 школа,на продлёнке дети спят ,раскладушки и пост.бел. приносят родители.Такие правила-дети до 8-ми лет должны спать на Т.Ч.,мы в этом году и не пользовались продлёнкой по этому поводу..

а мы вот хотели, но не попали . я очень со многими родителями разговаривала, и всем очень нравится такой вариант началки . никто не говорил о каких-то проблемах в плане раздевание-одевания
мне кажется, что в моем детстве мы на физкультуру все вместе в классе переодевались, и только с 4-го класса нас уже пустили самостоятельно раздеваться-одеваться в раздевалках физ. зала .

я конечно не знаю, но мне кажется, что в таких тесных коллективчиках, когда детки все время вместе, складывается атмосфера как у танцоров .

у меня дочка ходит на танцы, там в закулисье раздеваются и одеваются очень быстро и все вместе, ну нет как-то нездорового любопытства и смешков .
и потом они ж не голые там скакать будут .

Это еще что!
В нашем районе есть 196 гимназия, там 2 площадки, одна для младшего школьного возраста 1-3 класс сделана по типу школы-сад, там отдельная спальня, игровая, все бы ничего, детям комфортно, мы даже хотели туда пойти в первый класс, но вот в чем вся фишка, дети спят вместе и девочки и мальчики. Вы представляете ребенка в 3 классе которому 9 лет, который уже стесняется маму а тут. Может я чего не понимаю?

мы оттуда, представляю
2-й класс, никто никого не стесняется, они же не голые спят 🙂

Если реб. шум мешает, устает сильно, зачем ему вообще продленка нужна? Такого домой нужно забирать, а не мучить. Маме свой режим менять.

То есть, чтобы ребеночек, не дай Бог, лишний раз в школе не переодевался, мама должна бросить работу? Круто.

По теме: я бы очень хотела тихий час на продленке, но у нас такого нет, к сожалению.

У нас такое не предполагается, т.к. школа в старом здании, для этого просто нет места. Но думаю, что для 6,5 летних деток это было бы хорошо и правильно. Да, многие не спят днем, а надо бы, потому что у одного истерики, у другого обмороки, у третьего СДВГ расцветает к весне первого класса. У многих неврологический статус, прямо скажем, не на пятерку (хотя в карточках чистота и красота, здоровые :))). Им бы этот отдых точно не повредил.

Что касается максимального разнообразия, это — прекрасно, в условиях индивидуального обучения. Пока ребенок находится в школе, педагоги несут за его жизнь и здоровье ответственность вплоть до уголовной. И если один плетет в классе бисер, а второй пошел в спортивный зал и сломал там себе палец, а третий в это время шел по лестнице в библиотеку и «приложился» головой к ступеньке, то отвечает за это все педагог ГПД. Он физически не сможет каждого сопровождать по школе и присутствовать в том же помещении. Или Вы предлагаете, чтобы учителя физкультуры дежурили до 18.00 (на случай, если захочется побегать), а учителя ИЗО сидели наготове с красками, вдруг кто-то рисовать прибежит? :)) Это было бы очень интересно, но ни в одной школе не осуществить на сегодняшний день. Вот в этом случае хорошо бы самостоятельно забирать ребеночка после уроков и водить его в те кружки, куда ему интересно. Сейчас же во многих школах ситуация такова, что родители радуются продленке, если она просто ЕСТЬ — вынуждены работать, нет бабушек, нет возможности взять няню и т.д.

Конечно, проще купить кровати и всех уложить спать, чем организовать разнообразную школьную деятельность. И вовсе не обязательно дежурить всем педагогам, достаточно организовать нормальную комнату отдыха для детей и педагогов-организаторов подобрать, обязать следовать какой-нибудь развивающей программе, ну и детей не более 15 на одного педагога.
Я тоже радуюсь, что у нас ЕСТЬ продленка, но не хочу, чтобы детей все время строили и у них не оставалось ни малейшего права выбора. Потому как они все равно найдут время, чтобы подраться, нахулиганить, вместо того, чтобы заняться интересным делом.

Что касается работы мамы, это личное дело каждого. Если ребенок устает и слабый, какой прок от продленки? Сон не спасет ситуацию. Тут уже индивидуальный подход требуется.

Конечно, проще купить кровати и всех уложить спать, чем организовать разнообразную школьную деятельность. И вовсе не обязательно дежурить всем педагогам, достаточно организовать нормальную комнату отдыха для детей и педагогов-организаторов подобрать, обязать следовать какой-нибудь развивающей программе, ну и детей не более 15 на одного педагога.
Я тоже радуюсь, что у нас ЕСТЬ продленка, но не хочу, чтобы детей все время строили и у них не оставалось ни малейшего права выбора. Потому как они все равно найдут время, чтобы подраться, нахулиганить, вместо того, чтобы заняться интересным делом.

Что касается работы мамы, это личное дело каждого. Если ребенок устает и слабый, какой прок от продленки? Сон не спасет ситуацию. Тут уже индивидуальный подход требуется.

По итогам двух постов — вообще Ва манифест не поняла, извините. Сейчас в сфере образования — чего только нет. С такими запросами — идём в супер-элитную частную школу — и всё написанное — Ваше 🙂
А в топе то вроде — про дела земные 🙂

это новый СанПин 🙂
кто сможет обеспечить, тот сможет

Не думаю, что это нововведение. 5 лет назад мы поступили в 1 класс начальной школы полного дня в центральном районе. Школе было отдано одно из помещений находящегося рядом сада как раз под спальню для 1 класса. Спали по желанию, кто не спал, тот гулял, так как 1х классов было 5, как то делили спящих и гуляющих. Мало того у нас в классе была девочка, которой на 1 сентября не было 6,5 лет и на этом основании им как раз можно было поступать только в школу с таким режимом, их не взяли именно поэтому во 2 гимназию. Предлагали во 2 классе перевестись. Они закончили начальную и пошли туда в 5 класс. Так что раньше даже еще один препон к поступлению в определенную школу был инициирован.

[QUOTE=Ленусичек;60740377]Конечно, проще купить кровати и всех уложить спать, чем организовать разнообразную школьную деятельность. И вовсе не обязательно дежурить всем педагогам, достаточно организовать нормальную комнату отдыха для детей и педагогов-организаторов подобрать, обязать следовать какой-нибудь развивающей программе, ну и детей не более 15 на одного педагога.
QUOTE]

А вот у нас был и сон организован и разнообразная школьная деятельность. Или вам кажется, что спать укладывают специально, чтобы преподаватель на продлёнке ничего не делал:046:?
1 час дневного сна не мешает нашим детям и на шахматы сходить, и на оригами и на компьютер, и на бальные танцы.
А ещё преподаватель продлёнке постоянно ведёт так называемые классные часы, у нас на прошлой неделе даже было открытое занятие на продлёнке
А про детские лагеря вы тоже будете говорить: «проще всех спать уложить, чем продумать интересный детский досуг»?

10 вещей о китайской школе, которые я узнала, поработав учителем в Китае

Быть китайцем нелегко. Когда вас таких больше полутора миллиардов в стране без социальных гарантий, надо сильно потрудиться, чтобы найти себе место под солнцем. Но китайские детки к этому готовы ― у них тяжелая работа начинается с первого класса.

В свое время я поработала учителем английского в четырех китайских школах (и тренером в школе кунг-фу). Поэтому очень интересно сравнить российское образование и особенности школ Поднебесной.

Дети в школьной формеспортивных костюмахна занятии, посвященном Дню Земли, Ляочэн, апрель 2016.

  1. Во многих школах Китая нет отопления, поэтому зимой учителя и ученики не снимают верхней одежды. Центральное отопление есть исключительно на севере страны. В центре и на юге Китая здания рассчитаны на теплый климат. Это значит, что зимой, когда температура может опуститься до нуля, а иногда и ниже, единственным средством обогрева являются кондиционеры. Школьная форма ― спортивный костюм: широкие штаны и куртка. Покрой практически везде одинаковый, отличаются лишь цвета костюма и школьная эмблема на груди. Все территории школ ограничены большими железными воротами, которые всегда держат закрытыми, открывая лишь для того, чтобы школьники могли выйти.
  2. В китайских школах каждый день делают зарядку (и не одну) и проводят общую линейку. Утро в школе начинается с зарядки, потом линейка, на которой сообщают основные новости и поднимают флаг ― школьный или государственный. После третьего урока все дети делают упражнения для расслабления глаз. Под успокаивающую музыку и голос диктора в записи школьники нажимают на специальные точки. Помимо утренней зарядки есть зарядка дневная ― около двух часов дня, когда под тот же неумолимый динамик школьники в едином порыве высыпают в коридор (если не хватает места в классах), начинают поднимать руки в стороны и вверх и прыгать.
Смотрите так же:  Как поднять иммунитет новорожденному ребенку

Китайские школьники из города Цзинань делают зарядку на крыше.

  1. Большая перемена, она же перерыв на обед, обычно длится целый час. За это время дети успевают сходить в столовую (если столовой при школе нет, им приносят еду в специальных подносах-коробках), пообедать, а еще побегать, размять ноги, покричать и пошалить. Учителей во всех школах кормят обедом бесплатно. И кормят, надо сказать, очень хорошо. Обед традиционно состоит из одного мясного и двух овощных блюд, риса и супа. В дорогих школах еще дают фрукты и йогурт. В Китае любят покушать, и даже в школе традиции соблюдаются. После обеденного перерыва в некоторых младших школах даются пять минут «на сон». Кстати, пару раз мои ученики засыпали посреди урока, и бедняжек приходилось будить с обливающимся кровью сердцем.

Вариант скромного по китайским меркам школьного обеда: яйца с помидорами, тофу, цветная капуста с перцем, рис.

  1. К учителям отношение очень уважительное. Их называют по фамилии с приставкой «учитель», например учитель Чжан или учитель Сян. Или просто «учитель». В одной школе ученики ― не важно, мои или нет, ― встречая меня, кланялись.
  2. Во многих школах в порядке вещей физические наказания. Учитель может ударить ученика рукой или указкой за какую-то провинность. Чем дальше от больших городов и чем проще школа, тем больше это распространено. Моя китайская подруга рассказывала, что им в школе давали определенное время на то, чтобы выучить английские слова. И за каждое невыученное слово их лупили палкой.

Перемена во время занятий по игре на традиционных барабанах, город Аньсай.

  1. В классе висит рейтинг успеваемости учеников, что стимулирует учиться лучше. Оценки ― от А до F, где A ― самая высокая, соответствует 90―100 %, а F ― неудовлетворительным 59 %. Поощрение хорошего поведения ― важная часть образовательной системы. Например, за верный ответ или примерное поведение на уроке ученик получает звездочку определенного цвета или дополнительные баллы. За разговоры на уроках или проступки баллы и звездочки снимаются. Успеваемость школьников отражается на специальном чарте на доске. Конкуренция, так сказать, налицо.
  2. Китайские дети учатся больше 10 часов каждый день. Уроки обычно продолжаются с восьми утра до трех-четырех часов дня, после чего дети идут домой и делают бесконечное домашнее задание до девяти-десяти часов вечера. По выходным у школьников из больших городов обязательно проходят какие-то дополнительные занятия с репетиторами, они ходят в музыкалку, школы искусств и спортивные секции. Ввиду высочайшей конкуренции на детей с самого детства оказывается давление со стороны родителей. Если они не смогут хорошо сдать экзамен после начальной школы (а обязательное образование в Китае занимает 12–13 лет), то путь в университет им заказан.

1 сентября первоклассники «Школы Конфуция» в Нанкине принимают участие в церемонии написания иероглифа «жэнь» («человек»), с которой начинается их обучение.

  1. Школы делятся на государственные и частные. Стоимость обучения в частных школах может доходить до тысячи долларов в месяц. Уровень образования в них в разы выше. Особое значение придается изучению иностранного языка. 2–3 урока английского в день, и к 5–6 классу ученики элитных школ уже свободно говорят по-английски. Впрочем, к примеру, в Шанхае есть специальная государственная программа, оплачиваемая правительством, в рамках которой иностранные учителя преподают и в обычных, государственных школах.
  2. Система образования основана на механическом запоминании. Дети просто заучивают огромное количество материала. Учителя требуют автоматического воспроизведения, особо не заботясь о том, насколько выученный материал понятен. Но сейчас все большую популярность набирают альтернативные системы обучения: Монтессори или Вальдорф, направленные на развитие у детей творческих способностей. Разумеется, подобные школы ― частные, обучение в них стоит дорого и доступно очень небольшому количеству людей.
  3. Детей из бедных семей, которые не хотят учиться или слишком непослушны (по мнению родителей), часто забирают из общеобразовательного учебного заведения и отправляют в школы кунг-фу. Там они живут на полном пансионе, тренируются с утра до вечера и, если повезет, получают базовое начальное образование: они должны уметь читать и писать, а, учитывая систему китайского языка, это очень непросто. В таких заведениях физические наказания в порядке вещей.

Занятия в школе кунг-фу.

Учителя бьют учеников палкой-мечом или, не мудрствуя лукаво, могут приложить ногой или отвесить затрещину. Зато на выходе родители получают дисциплинированного молодого человека с профессией тренера кунг-фу и хоть каким-то шансом пробиться в люди. Большая часть известных мастеров кунг-фу прошла именно такую школу жизни. Вполне распространен также вариант, когда детей с плохим здоровьем отдают сюда на год-два для того, чтобы они укрепили его, живя и занимаясь кунг-фу или тайцзи.

Независимо от того, где учатся китайские дети ― в школе кунг-фу или обычной, они с детства усваивают три главных качества: умение трудиться, дисциплину и уважение к старшим по возрасту и иерархии.

Их с детства учат тому, что они должны быть лучшими, не важно в чем. Возможно, именно поэтому сейчас китайцы начинают занимать лидирующие места во всех отраслях науки, культуры и искусства. Конкурируя с европейцами, выросшими в более тепличных условиях, они часто не оставляют им шанса. Просто потому, что мы не привыкли учиться десять часов подряд. Каждый день. Круглый год.

В Китае школьникам разрешают спать на уроках?

Я вот уже не первый год слышу, что сегодняшний российский школьник ужасно перегружен школьным расписанием и количеством знаний, которые предусмотрены школьной программой. И вот шкокльная программа упрощается, школьные предметы убираются и даже вторую смену в нашей области отменили — а то школьнику тяжело учиться во вторую смену.

Вспоминая свои школьные годы со вторыми сменами и 6 уроками в день (класс был правда физ-мат, но не так чтобы уж) мне как то не вспоимнается ужасная загруженность даже с учетом всемирно признанной сильной советской программой обучения. У нас же все доведут до маразма, вот отменили вторые смены — зато возят школьников и учителей на автобусах в другие школы (т.к. классов не хватает). Вот взялись за упрощение программы и нагрузки на ребенка — до чего это дойдет?

Ах, да. Так почему спят китайсике школьник на партах то? Может быть они такие лентяи?

Фото 2.

Для большинства учеников сон в классе имеет следствием строгий выговор. Но для этих китайских детей такое поведение не просто разрешено — оно поощряется.

Ученики первых классов начальной школы №1 в Гоксине (провинция Шэньси западного Китая) живут в соседнем Сиане. Здание школы слишком небольшое, чтобы там устроить комнаты отдыха, а большинство учеников живут слишком далеко, чтобы идти домой на обед, поэтому они вынуждены проводить полуденный сон прямо на партах.

Фото 3.

Эта традиция известна как wujiao и знакома ученикам всех школ материкового Китая и Тайваня — получасовой сон сразу после обеда. Хотя подобная привычка европейцам может показаться странной, учителя настаивают, что дети очень довольны своей «спальной» ситуацией.

Хотя некоторые из них приносят одеяла и подушки, большинство просто ложатся на столы прямо в одежде и даже в обуви.

Фото 4.

Говорит директор школы: «У них нет времени, чтобы сходить домой, а в школе нет места для кроватей, поэтому они спят на столах. Они чувствуют себя вполне комфортно — и нет никаких шансов, что кто-либо опоздает к началу следующего урока».

Фото 5.

«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» — слоган китайского старшеклассника вовсе не фигура речи. В стране с почти полуторамиллиардным населением высшее образование — один из немногих, если вообще не единственный социальный лифт для тех, кто хочет чего-то большего, чем ежедневная миска риса. Правда, заплатить за него нужно такую высокую цену, на которую способны, наверное, только самые выдающиеся дети в мире. А еще пять миллионов китайцев. Именно столько мест ежегодно выделяется для новых студентов-первокурсников. Не так, кстати, много, как может показаться на первый взгляд. Некоторое время назад министр образования России Дмитрий Ливанов жаловался, что студентами в России становятся почти 75% выпускников школ. Так вот, в Китае этот показатель ниже практически в четыре раза.

В некоторые университеты конкурс может составлять до 200 человек на место. Причем претендуют на поступление не только выпускники школ текущего года

Традиционно провалившиеся на экзамене продолжают попытки снова и снова, доказывая, что настойчивость также входит в число китайских добродетелей. Иногда абитуриенты-ветераны действительно поражают воображение: несколько лет назад вся китайская пресса писала о 81-летнем Ван Ся (Wang Xia), которому удача улыбнулась лишь с юбилейного десятого раза.

Дышать нет времени

Типичный распорядок дня китайского школьника чудовищен, и с точки зрения санитарных норм, и просто по-человечески. Подъем не позже пяти утра и сразу же самостоятельные занятия. С восьми утра и до четырех дня уроки, а потом с четырех и до девяти вечера дополнительные занятия. Наконец, в девять вечера можно поужинать… и продолжить заниматься, пока усталость и сон не свалят с ног окончательно. Теоретически есть два выходных, но пользоваться обоими — дурной тон. Подобного «разгильдяйства» не поймут ни учителя, ни родители.

Воскресное утро — вот допустимый максимум отдыха для порядочного школьника, но если заполнить полезными учебными делами и его, это вызовет безусловное одобрение семьи и соседей. Китайская мудрость гласит: пока ты переводишь дыхание, тебе уже оттеснили на несколько шагов назад

Летние каникулы зачастую не превышают десяти дней, и то часть из них посвящается необходимой самоподготовке. Обычная летняя картина в сингапурских торговых центрах с хорошими кондиционерами: сотни людей, совершенно не интересующихся шопингом, но корпящих над учебниками и тетрадями. Как правило, это старшеклассники, которые готовятся главному экзамены своей жизни — Гаокао.

Главные два часа в жизни

Гаокао — это всекитайские вступительные экзамены в вузы. Ежегодно в начале июня в течение трех дней все выпускники страны испытывают не только свою эрудицию и интеллект, но и психологическую и физическую выносливость.

В Гаокао входят как обязательные предметы (китайский язык, литература и математика), на каждый из которых отводится два часа, так и предметы по выбору: иностранные языки и так называемые комплексные науки. Тут хронометраж теста сокращается на полчаса.

Если ученик не уложился в отведенное время, экзамен считается несданным. Если ученик позволил себе разговаривать во время теста, что в силу понятных причин случается крайне редко, результат также аннулируется. А вот списывание грозит уже пожизненным запретом на сдачу Гаокао. Ясно, что при таком условии вопрос о шпаргалках даже не стоит.

Сравнивать ЕГЭ и Гаокао можно лишь формально. И то, и другое — эпохальные экзамены, открывающие (или закрывающие, в случае неудачи) двери в мир высшего образования. Однако степень нервозности и прессинга на учеников в Китае с российскими реалиями просто не сопоставима. Китайский подросток полностью задавлен возложенными на него ожиданиями родных и близких. Неудача на экзамене — не просто учебная неприятность, но нечто, сопоставимое с предательством семьи, моральный долг которой он должен возвращать всю свою жизнь. Однако мотивация, выстроенная на чувстве вины и долга, имеющая в распоряжении один только вполне ощутимый кнут и виртуальные пряники в «прекрасном далеко», не всегда приносит корректные результаты.

Колоссальные объемы информации, которые необходимо перерабатывать, кроме очевидной пользы для овладения предметом, ведут к жесткой расстановке приоритетов, часто в ущерб качеству. Западные преподаватели, работающие с китайскими студентами, рассказывают, что жуткая учебная нагрузка в большинстве случаев не позволяет ученикам сконцентрироваться, продумать и проанализировать тонны прочитанного и выученного. «Если я спрашиваю их мнение о какой-либо книге, то часто вижу лишь недоумение в глазах, — пишет в своем блоге американская преподавательница Рене Форсет Уильямс, — но все меняется, если я уточняю, что по книге будет тест. Некоторые так и говорят — если это не для теста, меня это не интересует». Фактически заучивается лишь то, что подлежит проверке. С одной стороны, это позволяет действительно полностью освоить программу. С другой — полностью исключает творческий подход, на который банально не хватает ни времени, ни сил.

Смотрите так же:  Какой режим у 3 месячного ребенка

Только для своих

Несмотря на всю средневековую жестокость китайской образовательной модели, попытки привить местный опыт на европейской и американской почве предпринимаются с завидной регулярностью. Особой популярности и успеха они, правда, не имеют. И все же время от времени педагогическое и родительское сообщество взрывается эмоциями, реагируя на книги об «иных» воспитательных концепциях. «Боевой гимн матери-тигрицы» — вполне говорящее название провокационного труда профессора Йельского университета Эми Чуа. Автор подробно рассказывает о стратегии обучения музыке своих дочерей, уже на первой странице перечисляя жесткий свод правил, обязательных для достижения успеха. Собственно, на самом деле это свод запретов. Девочкам нельзя участвовать в школьных праздниках и театральных постановках, смотреть телевизор, выбирать занятия по своему усмотрению, получать какие-либо иные оценки кроме пятерок и даже играть на других музыкальных инструментах, кроме тех, что выбрала для них мама. Как и следовало ожидать, подобная методика в итоге приводит к чудовищным конфликтам в семье и нервным срывам. Хотя в музыке девочкам действительно удается добиваться значительных успехов.

Вот еще некоторые странные с нашей точки зрения китайские традиции: вот например что вы скажете про Свадьбу мертвых, а вот Брошенные авто на миллион долларов и Как живут те, кто собирает Айфоны. Посмотрите еще каковы Принципиальные китайцы и почему Золотого Мао Цзэдуна снесли

Как спят и едят дети в сильных школах? Хорошо?

Анекдот ребенок рассказал: Одиннадцатиклассник приходит в школу и жалуется одноклассникам: «Я сегодня спал всего 2 часа». Все: «Ты спал?!»

Примерно так и живем — от 4 до 6 часов сна( 22.12.2016 00:50:31, nasti

Да, безусловно, это помогает, но ведь жизнь к таковым трудным ситуациям не сводится.

Иными словами, умение решать всякие трудные ситуации необходимо, но недостаточно. 27.12.2016 00:54:31, какой-то крокодил

Согласна, что не сводится и недостаточно. В моем представлении жизнь — это как минимум умение ставить правильные цели и добиваться их, если возможно. По возможности не попадая в трудные ситуации, а при попадании выбираясь с минимальными потерями.

Если Вы имеете в виду, что важен еще и психологический комфорт, это да. Но ведь интеллект и тут поможет — понять, что не так, и как это можно исправить. Если в крутом вузе еще и философия или даже психология преподаются на высоком уровне, то это очень даже полезно. А если нет — придется или собственными силами это осваиваить (ведь после окончания крутого вуза опыт самообразования есть), или идти за посторонней помощью, вот тут-то деньги и пригодятся. То есть для меня недовольство жизнью — именно что трудная ситуация, из которой надо выбираться. 27.12.2016 16:57:31, читаю иногда с осени 2012

Интеллект поможет, но он недостаточен сам по себе. Для эффективного понимания, что не так, нужны соответствующие инструменты.

В конце концов, вы же не берёте учебник по квантмеху и не выписываете все гамильтонианы, когда вам нужно решить школьную задачку по химии. У химии свой язык, всё это там абстрагируется. Хотя, конечно, можно из первых принципов всё просимулировать, но долго и дорого.

Вот и эмоциональные вещи из первых принципов выводить долго и дорого. Хотя и можно, конечно. 28.12.2016 03:34:38, какой-то крокодил

Да, все так. Я лишь о том, что недостаточен — не значит, что от него толку немного. Без этого было бы хуже.

И я не учла, что эмоциональные вещи можно из чего-то выводить. Имхо, они обычно приходят и уходят сами, контролируются трудно, но при этом зависят от моей оценки ситуации. А эта оценка уже зависит от интеллекта. Чтобы она была точной, одних эмоций недостаточно, проверено на опыте. Правда, это не совсем тот интеллект, который в учебе используется. Хотя они очень даже взаимосвязаны, на мой взгляд. И лично у меня очень часто после изучения проблемы оптимизма прибавляется. Потому что если есть чужой опыт выхода из этой ситуации, то она не кажется такой уж безнадежной, например. Да на эмоциях можно и свой позитивный опыт легко забыть и обесценить, вот тут -то и нужен разум, чтобы напомнить. 28.12.2016 22:07:26, читаю иногда с осени 2012

Ну это как посмотреть.

> Жить самостоятельно можете
А чего там не мочь в моем случае? Просто что-то делаю, а мне за это еще и деньги платят, как-то так получилось. При этом кто-то мою самостоятельную жизнь может назвать вполне неэффективной.

> проблемы свои решать умеете
Да у меня ж проблем пока толком не было, чтоб их решать.

> при необходимости найти поддержку — найдете
И, соответственно, шанса это проверить тоже особо не было.

> незлой
Ну это тоже не факт что так, как минимум с позиции родителей — общаюсь мало, обидки есть, все такое.

Ну и вот мне вполне себе верится, что за ребенка, который сидит в четырех стенах и тыкает в свой компьютер, за него радоваться трудно, даже если он сам себя содержит. 24.12.2016 19:41:41, какой-то крокодил

Потому что отдельный вопрос в том, что такое достижения.

Ну, то есть, с одной стороны, это что-то такое, чего надо достичь, и что не сваливается само с неба. Гордиться тем, над чем не работал — это как гордиться цветом глаз, что ли.
С другой стороны, это что-то такое, что имеет некую ценность, сложность и нетривиальность само по себе. Если я сейчас пойду в качалку снова, буду только кардио заниматься и скину десяток кило лишних, это будет хорошо, и можно будет гордиться тем, что я себя переборол, но странно гордиться результатом. Он нормален. 27.12.2016 00:58:01, какой-то крокодил

Да, все так. Но еще можно не гордиться, а просто радоваться. И тому, что с неба упало, и тому, что было хуже нормы, а потом пришло в норму. Если иметь богатое воображение или опыт жизни без этих хороших обстоятельств, то это очень даже получается.

А если очень знАчимые для меня люди в свое время убеждали меня, что радоваться тут нечему, и даже убедили, то стоит напомнить себе, что все люди разные. И если это хорошо для них, то это совершенно не значит, что такая система взглядов подходит мне. Можно попробовать жить по-другому, и если это окажется проще и приятнее, то так и продолжать. А если это уж очень сильно выводит из себя людей, которые учили меня жить без радости, то при общении с ними мои новые взгляды на жизнь можно просто не афишировать. 27.12.2016 17:27:08, читаю иногда с осени 2012

Ну так то радость, поводов для гордости она не дает 🙂
Да и тут забавно получается. Есть вкусные и дорогие стейки — это приятно, но это не особо радует. А вот быстрый и стабильный интернет радует больше, хотя карточки на ночной диалап за 20 долларов были в моей жизни раза в два более давно, чем голодное время.

Критерий простоты и приятности не проходит у меня проверку на крайние случаи, возникают всякие интересные следствия, которые противоречат здравому смыслу, поэтому я не умею им пользоваться. 28.12.2016 03:39:26, какой-то крокодил

Ах, так Вам без гордости и радость не в радость! Вот в чем дело:)

А почему забавно? Разные же есть поводы для радости, и дело не только в давности впечатлений, но и в приоритетах. Если что, меня быстрый интернет тоже радует гораздо больше. Но не из-за того что необходимость ездить в офис у меня отпала позже, чем необходимость в диете. Просто меня больше напрягает первое, чем второе.

С проверкой на крайние случаи все нормально, если использовать аксиому «все хорошо в меру». Тогда эти крайние по определению не могут быть хорошими. 28.12.2016 22:32:07, читаю иногда с осени 2012

Так это приятные усилия. Я не работал над этим, ну, чтобы вот так прям, с потом и кровью. Пот пусть даже и был, а крови не особо.

Не знаю, почему, но интуитивно вот эта самая кровь, чтобы страдания были, через «не хочу», оно все меняет. 28.12.2016 03:41:27, какой-то крокодил

А вот я тоже помню этот принцип, что чем больше потрачено усилий, тем ценнее победа. Но у меня он как-то не прижился, думаю, что из-за недостатка ресурсов. И такая победа для меня часто могла бы оказаться Пирровой, да иногда и оказывалась. Поэтому для меня это тоже все меняет, но с противоположным знаком.

И кстати, даже если такая трудная победа особенно приятна, как из этого следует, что повод для гордости — она и только она? Иногда наоборот, кмк, можно гордиться тем, что придуман какой- то остроумный выверт, сэкономивший много сил. Или найден партнер для взаимовыгодного сотрудничества, который сильно ускорил достижение этой победы. 28.12.2016 22:40:45, читаю иногда с осени 2012

Другие статьи

  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]
  • Шестой месяц развития ребенка комаровский Шестой месяц развития ребенка комаровский Сообщение Yliana » Вт май 04, 2010 13:02 Нам тоже в 6 месяцев говорили "Ещё не села? Плохо!" В 6.5 поползла, через 3 дня села, ещё через неделю встала у опоры Видимо так ей было надо Добавлено спустя 59 секунд: В 7 месяцев […]
  • Развитие детей 18 комплекс SmartFox, Англоязычный центр развития детей Набережные Челны, 18-й комплекс, 1 Более 30 разновидностей Корпоративы, юбилеи, банкеты в ресторане "Бартон" Любое торжество на высшем уровне. Скидка на пиццу и роллы по будням. Действует и в кафе, и на […]
  • Семьи воспитывающие детей сирот О мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях Краснодарского края В целях поддержки замещающих семей Законом Краснодарского края от 13 октября 2009 года № 1836-КЗ "О мерах […]
  • Режим дня 5-6 месячного ребенка Режим дня на ИВ Ночью спит от 6 до 8 часов.обычно в 12 ночи последнее кормление и следущий раз просыпает то в 6 то в 7. Было проснулась в 9. А днем кушаем каждые три часа обычно 120 мл бывает и всего 60 съедает. поспать любит особенно с 11 утра и до 3-4 часов дня […]