Средства развития физических качеств у дошкольников

«Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету «Физическая культура» на тему: ««Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск ГМО инструкторов по физической культуре. СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ»

2 Физические качества это двигательные возможности, которыми человек наделен природой от рождения (быстрота, гибкость, сила, ловкость, выносливость, глазомер, координационные способности и др.), его способности, развивающиеся в результате сознательной деятельности. В.М. Зациорский.

3 Цель: Cпособствовать развитию физических качеств у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр. Задачи воспитания и развития детей : Мл. гр. Развивать у детей физические качества : быстроту, координацию, скоростно – силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними ; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости. Ср. гр. Целенаправленно развивать быстроту, скоростно – силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы. Ст. гр. Развивать у детей физические качества : общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. Подг. гр. Развивать у детей физические качества ( силу, гибкость, выносливость ), особенно ведущие в этом возрасте быстроту, ловкость и координацию движений.

4 Периоды, благоприятного развития физических способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие физических качеств в дошкольном возрасте

Главная > Реферат >Культура и искусство

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности……………………. 4-16

1.2. Проблема исследования физического воспитания в ДОУ………………. 6

1.3. Средства, методы и приёмы формирования физических качеств в дошкольном возрасте в процессе физического воспитания с учётом групп физической подготовленности детей (таблица «Средства и методы развития физических качеств»)……………….……………………….……………………………………9

1.4. Определение физического состояния детей с помощью физических нагрузок.

2.1. Диагностика уровня развития физических качеств старших дошкольников на констатирующем этапе исследования…………………………………………….17

2.2. Описание применяемого диагностического инструментария………………20

2.3. Диагностика уровня развития физических качеств и подготовленности старших дошкольников на контрольном этапе исследования………………………………34

За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека.

Поиск новых путей, решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Начиная с трёхлетнего возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер.

Следовательно, комплексный анализ психического состояния детей позволяет более объективно судить и о процессе физического воспитания. Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности. Однако к решению проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности отечественные специалисты подошли только в последние десятилетия.

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности.

1.1. Пояснительная записка.

Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности.

Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

Особое место занимает укрепление здоровья. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает ­роль физической культуры и ее ведущих учебно-воспитательных задач: физическое благополучие, высокая надежность организма ­в целом и отдельных его систем, стремление приобрести хороший уровень физической работоспособности, большой жизненный потенциал с максимальным накоплением двигательного опыта.

Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести и других. Интенсивная работа большого количества ­мышц при выполнении физических упражнений помогает успешно функционировать всем системам организма и оказывает на них тренирующее, развивающее действие. Благодаря разнообразны­м движениям улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно — двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических­ качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности.

Развитие физических качеств с самого раннего возраста яв­ляется залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека.

Предлагаемая творческая разработка направлена на внедрение большего объема подвижных игр для развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

1.2. Проблема исследования физического воспитания в ДОУ.

Проблема исследования. Разработка вопроса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности если и затрагивается в программах воспитания и обучения детей, то только фрагментарно. В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы творческой разработки, заключающаяся в поиске новых методических подходов к использованию подвижных игр на физкультурных занятиях, развивающих физические качества дошкольников.

Цель исследования – разработать методическое обоснование эффективности процесса развития физических качеств детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:

Проанализировать состояние проблемы в литературе.

Выявить уровень развития физических качеств старших дошкольников и их физической подготовленности.

Разработать серии занятий, включающие расширение подвижных игр.

Оценить эффективность разработанной методики развития физических качеств старших дошкольников.

Объект исследования – процесс развития физических качеств у детей.

Предмет исследования – применение подвижных игр, как средства развития физических качеств дошкольников.

Гипотеза исследования. Эффективное развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется на физкультурных занятиях методика, включающая:

Целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированная на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т.д).

Более расширенный объём подвижных игр

анализ педагогической литературы по теме исследования;

Средства развития физических качеств у дошкольников

Автор: Ахмедпашаева Бурлият Шихшабековна

Организация: МБДОУ «ДС КВ «БУРАТИНО»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тарко-Сале

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Последнее время перед образованием встает вопрос: какие направления должны стать приоритетом в работе педагога ДОУ в современных условиях?

Первым и самым главным направлением является защита и развитие здоровья ребенка.

Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Одним из существенных средств в борьбе за здоровье детей являются правильно организованные и регулярные физкультурные занятия с дошкольниками. Такие занятия эффективны и потому, что важной психофизической особенностью детей является их повышенная жизненная активность, стремление к постоянному пребыванию в движении.

Постоянные мамины одергивания: «Не вертись! Стой смирно! Что за ребенок!» и. т. д. – это грубая педагогическая ошибка. Ребенок просто не может стоять смирно – в этом возрасте все ребятишки становятся удивительно похожими на маленьких обезьянок, потому что растущая мускулатура требует от них все больше и больше кислорода, который попадает в организм только благодаря активным физическим движениям. Поэтому подвижные игры – обязательный атрибут существования детей – дошкольников.

Смотрите так же:  Сколько спит ребёнок 11 месяцев

Правда, двигательный опыт малышей пока еще невелик, поэтому их движения однообразны и требуют помощи со стороны взрослых. Что же делать? А вот что: попробуйте переключить потребность вашего малыша к простым подскокам на осмысленные движения, дав ему своеобразные полезные «подсказки». Пусть для начала малыш покажет, как летает бабочка – руки в стороны и полетел! Устал ? Теперь покажи, как скачет козлик, летит самолет, косолапит медвежонок. Словом, пусть ребенок подключит к своим физическим действиям еще и образное мышление. Скоро он сам поймет, что такие игры ему интересны и под силу, и начнет скакать зайчиком, ползать черепахой, бегать оленем и т.д.

Так ребенок через игру придет к осмыслению пользы и удовольствия, которые дают через разнообразные спортивные занятия.

Потребность в активном физическом движении, присущая детям указанного возраста, является не только ценным ресурсом при их оздоровительном воспитании: в русле двигательной игры можно заняться развитием важных физических и нравственных качеств ребенка: его воли, выдержки, любознательности и т. д.

В истории человечества содержится немало примеров, подтверждающих неоценимое значение подобных игр в детском возрасте.

Проводить спортивные игры можно в любое время года. Их продолжительность зависит от заранее определенной тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка.

Проводя подвижную игру, приходится быть к детям особенно внимательным, разумно дозируя количество выполняемых ими физических упражнений и контролируя, чтобы они не превышали свои реальные возможности, что нередко бывает при излишнем увеличении игрой. Приметами чрезмерной нагрузки на организм ребенка могут стать: внезапное падение интереса к игре; потеря координации либо, наоборот, внезапно возросшая агрессивность, перевозбуждение.

Общеизвестно, что игра, в ходе которой дети исполняют те или иные роли, активно двигаются, несет в себе воспитательную и образовательную нагрузки. Одна из основных целей детских игр – становление взаимодействие между детьми, совершенствование у них коммуникативных навыков и знаний о контактах с ровесниками, о разных уровнях взаимоотношений.

Участие детей в подвижных играх улучшает физическое развитие малышей, благотворно воздействует на их нервную, а также сердечно – сосудистую и дыхательную системы, укрепляет здоровье. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь. Являясь фактором сохранения пространства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования.

Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Посредством движения в дошкольном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических качеств человека.

На сегодняшний день развитие физических качеств одна из важных задач физического воспитания дошкольника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. Физические качества проявляются через определенные двигательные навыки, а двигательные навыки формируются при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.

Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных умений навыков и основанных на них физических качеств, проявление интереса к различным, доступным ребенку видам движений. К физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость, гибкость. Развитие физических качеств есть долговременный, но естественный процесс их качественного изменения посредством физических упражнений.

Таким образом, отмечается, что двигательные навыки, заложенные природой в ребенке, являются материальной основой для развития физических качеств.

Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств.

Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Быстроту можно определить, как способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения).

Быстрота характеризуется, как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся движений. Различают реакции простые и сложные. Простая реакция выражается в ответе уже заранее известным движением на тоже заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, в игре «Перебежки» сигнал «Беги!»). Сложная реакция – это реакция на движущийся объект и реакция выбора. Для детей дошкольного возраста доступна элементарная форма реакции на движущийся предмет (например, при игре в мяч) . Быстрота выполняемых движений не связаны только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног).

Сила – это физическое качество, которое необходимо для преодоления сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным предметным снарядам (что наблюдается, например, при передаче мяча).

От развития силы зависит в значительной степени развитие других физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Проявление физической силы обуславливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. При воспитании детей дошкольного возраста учитываются возрастные особенности их организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц. Именно поэтому все физические упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы.

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. По мере освоения детьми упражнений на формирование силовых качеств они могут применяться в подвижных играх .

Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания детей дошкольного возраста целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости. Она проявляется при выполнении продолжительной, мало интенсивной работы, которое включает действие большей части мышечной системы ребенка. Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин:

Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию.

Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность, что особенно важно при подготовке детей к школе.

Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется еще и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки.

Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности сих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям, научится преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца.

В постепенном повышении уровня работоспособности старших дошкольников, в развитии у них выносливости большое значение у них имеет повышение интереса к двигательной деятельности. Известно, что в процессе выполнения интересного дела, в котором есть соревновательный момент, значительно повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомления даже при трудной работе. Захваченные игрой дети легче преодолевают возникающие трудности, учатся доводить начатое дело до конца.

Ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ловкость – это сложное двигательное качество, и измерять его очень трудно. В быту, в играх, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости. Нагляднее всего ловкость проявляется в подвижных играх, связанных с единоборствами.

Смотрите так же:  Трахеит у ребенка 1 год лечение

Ловкость является необходимым компонентом любого движения (бег, прыжок, метание, лазание и т.д.). Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности. Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

К показателям ловкости относятся следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные навыки.

О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями (бег змейкой, с обитанием препятствий, спуск с горки на санках с быстром поворотом внизу и т.п.).

Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющихся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, силы, ловкости.

Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх (особенно включающих ловлю и увертывание). Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обитании кеглей, в другом – с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичика на кирпичик.

В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых качеств.

Гибкость – свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Часто гибкостью называют подвижность в суставах. Гибкость дает легкость, свободу действий, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его. Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям. У гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и логически обоснована. Люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус. Это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движения. Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление. Достаточная гибкость бережет мышцы ребенка от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.

Развиваясь, сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенных физических качеств. Например, упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость. Гибкость является составной частью того сложного, комплексного качества, как ловкость, благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями.

Все двигательные умения дошкольников тесно связана с двигательными качествами, и связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.

Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия.

У разных людей качества могут быть развиты не равномерно, развитие одних качеств может исключать другие. Так развитая сила не сочетается с гибкостью, человек может иметь высокие показатели скорости, но низкие по выносливости.

Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия. Безусловно, физические качества имеют большое значение для физического развития ребенка. Но для того чтобы целенаправленно строить работу по развитию физических качеств у детей дошкольного возраста необходимо знать особенности развития физических качеств у дошкольников.

Использованная литература:

1. И.А.Агапова «Подвижные игры для дошкольников»

2. В.Т. Лободин «В стране здоровья»

3. М.А.Павлова «Здоровьесберегающая система ДОУ»

4. Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду»

5.С.Я.Лайзане «Физическая культура для малышей»

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

ФГАОУ ВПО Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга

Шаймарданова Люция Шарифзяновна, старший преподаватель Факультета физической культуры Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета

УДК 796

Введение. Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано с общим воспитанием, как первые семь лет. В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы здоровья и долголетия, хорошего физического развития и всесторонней двигательной подготовленности [1, с.5].

Организованные физкультурные занятия и свободная двигательная деятельность, когда ребенок в свободное время играет, прыгает, бегает, улучшают обмен веществ и деятельность сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, повышают устойчивость ребенка к заболеваниям. Двигаясь, ребенок познает мир. Чем больше разнообразных движений знает ребенок, тем шире возможности для развития у него ощущения, восприятия и других психических процессов, значит, полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста сохраняет свою актуальность уже многие года. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Образовательные задачи включают в себя развитие двигательных качеств, Формирование основных двигательных умений и навыков.

В современном мире одной из самых важных задач физического воспитания дошкольника выступает развитие у него физических качеств, так как состояние общей физической подготовленности детей зависит от того, на сколько у них развиты основные физические качества и виды движений.

Целью данной работы является рассмотрение особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста.

Задачи работы: проанализировать средства, методы и показатели развития физических качеств дошкольников. .

Методами, использованными при написании данной работы являются: анализ педагогической литературы по теме исследования, обобщение, интерпретация литературных источников.

Основная часть. Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными двигательными способностями. К физическим качествам относятся быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость.

При выполнении любого вида упражнения осуществляется развитие всех без исключения физических качеств, но только одни развиваются преимущественно больше, чем остальные. Когда речь идет о развитии физических качеств у дошкольников, то мы в большей степени должны опираться на развитие ловкости, быстроты и гибкости, но при этом не забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Под быстротой понимается способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время [1, с.39].

Развитию у детей быстроты способствует обучение основным видам движения. Например, быстрота развивается при выполнении упражнений с ускорением (ходьба или бег с постепенно увеличивающейся скоростью), упражнений на скорость (добраться до указанного места за наикратчайшее время), упражнений с изменением темпа движений (начиная с медленного и оканчивая самым быстрым), а также проведение подвижных игр, в которых дети должны выполнять упражнения с самой большой скоростью (догонялки и т. д.). Скоростно-силовые упражнения, такие как прыжки (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега), метание (бросок при метании совершается с большой скоростью) так же помогают развить быстроту детей. Но для эффективной результативности необходимо применять хорошо освоенные упражнения, а также учитывать физическую подготовленность детей и состояние их здоровья.

Быстроту определяют по времени, за которое ребенок с хода пробегает расстояние в 10 метров. По мнению С. Щ. Филлипова лучше всего использовать бег в 30 м. Для бега используется прямая дорожка с плотным земляным покрытием или асфальтированная дорожка длиной не менее 20 метров. Длина разбега должно составлять 4-5 метров до линии старта и примерно такое же расстояние за линией финиша. Регистрируется время бега от старта до финиша, не включая времени бега до стартовой линии и времени бега после финиша. Норма выполнения данного упражнения для детей разного возраста указана в таблице 1.

Под ловкостью нужно понимать способность человека легко осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой [2, C. 23].

У ребёнка ловкость развивается параллельно с развитием координации движений, умением согласованно и последовательно выполнять движения. Для развития ловкости необходимо систематически сменять упражнения или применять их в других вариациях, что приводит к новизне и повышению трудности выполнения упражнений на координацию.

Систематическое разучивание разнообразных упражнений развивает ловкость, повышает пластичность нервной системы, облегчает усвоение новых движений. Смена условий выполнения уже ранее изученных упражнений так же благотворно влияют на развитие ловкости. Например, подвижные игры в которых дети переключаются от одних движений к другим, заранее не обусловленным и не продуманным, а также выполнение упражнений, в которых необходимо внезапно менять технику ведут к улучшению координации движения и развитию ловкость дошкольника.

Ловкость у дошкольников определяют по времени челночного бега на общую дистанцию в 30 метров, выполняемого на той же дорожке, что и при выявлении быстроты. Ребенок пробегает по прямой дорожке 10 метров потом поворачивается и бежит обратно до стартовой линии, где снова делает поворот и бежит до финиша еще 10 метров. На стартовой линии кладётся два кубика, а на финише ставиться стул. Ребенку дается игровое задание: он должен взять один кубик и положить его на стул, а потом вернуться за другим кубиком и перенести его к первому кубику и остановиться рядом со стулом. Нормативные результаты выполнения данного упражнения представлены в таблице 2.

Смотрите так же:  Детская психология 8 лет девочке

Существует еще один способ выявления ловкости у дошкольников – обегание препятствий. Ребенку необходимо обежать 8 предметов на подставке, расстояние между которыми составляет 1 метр. Расстояние до первого флажка и после последнего составляет 1,5 метра, а общая дистанция 10 метров. Результаты обегания препятствий представлены в таблице 3.

Гибкость – это способность отдельных частей тела человека достигать наивысшей амплитуды размаха, в нужном направлении.

Гибкость определяется состоянием позвоночника, суставов, связок и эластичностью мышц.

У дошколят очень высокий показатель гибкости опорно-двигательного аппарата, которую необходимо стремиться сохранять. При подборе упражнений на растягивание частей тела нужно действовать с большой осторожностью, так как упражнения с большой амплитудой могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов ребенка. Упражнения на развитие гибкости эффективнее сначала выполнять с небольшим размахом, например, сделать несколько полуприседания, и только потом приступать к выполнению глубокого приседания. [5, C. 115].

Гибкость у дошкольников можно определить по результатам выполнения упражнения «наклон вперед сидя». Для этого ребенок садится с торца гимнастической скамейки и вытягивает вперед ручки, при этом фиксируется вертикальное положение его позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем ребенок наклоняется вперед, при этом пальцы и ладони скользят по поверхности скамейки. Регистрируется показатель величины наклона по длине пути кончиков пальцев рук. При выполнении наклона нужно помогать ребенку, фиксировать выпрямленные колени, но при этом нельзя помогать самому наклону. Нормативные результаты выполнения данного упражнения для детей дошкольного возраста показанные в таблице 4:

Под силой нужно понимать степень напряжения мышц при их сокращении. [2, C. 116].

У дошколят тонус мышц сгибателей намного преобладает над тонусом мышц разгибателей. Данную особенность можно заметить в особенности позы ребёнка: живот у дошкольника выпячен, голова немного наклонена вперёд, а также ноги согнуты в коленных суставах. Поэтому в данном возрасте важны упражнения для мышц, которые удерживают позу, и упражнения связанные со стимуляцией увеличения мышц разгибателей.

Для развитии силовых качеств дошкольников нужно постепенно увеличивать вес предметов, используемых при проведении упражнений (мешочки с грузом, набивной мяч и др.); использовать упражнения на поднятие собственной массы (прыжки). Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, нельзя стремиться к максимальным результатам и максимальному напряжению мышц, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы и внутренних органов. Стоит отказаться от упражнений, вызывающих задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений и дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно [5, C. 92].

Для измерения силы дошкольников используются такие контрольные упражнения, как бросок набивного мяча и прыжок в длину с места. Сила регистрируется с помощью динамометра. Каждое из упражнений ребёнок выполняет не менее 2 раз, делая промежутки для отдыха. Регистрируется лучший результат из двух попыток.

Средние показатели броска набивного мяча дошкольниками показаны в таблице 5:

Средние показатели прыжков в длину дошкольниками показаны в таблице 6.

Выносливость – это способность ребенка наиболее длительное время выполнять физические упражнения допустимой сложности.

Для развития выносливости необходимо многократное повторение одного и того же упражнения. Дошколята очень быстро утоляются от однообразных нагрузок, поэтому эффективнее использовать разнообразные физические упражнения, в особенности на свежем воздухе: ходьбу, бег, катание на коньках и санках, на лыжах, велосипеде, плавание и т. д. Для дошкольников очень полезны и интересны подвижные игры, вызывающие положительные эмоции, тем самым снижая ощущение усталости. Необходимы разные виды прогулок, во время которых упражнения и отдых чередуются между собой. [3,C. 82].Выносливость – это способность ребенка наиболее длительное время выполнять физические упражнения допустимой сложности.

Развитию выносливости дошкольников так же способствует возрастание от группы к группе длительности занятий и дозировка упражнений. [4, C. 166].

Выносливость можно определить с помощью тестов, предложенными Е. Н. Вавиловой. При проведении первого теста учитывается время выполнения ходьбы и бега на расстояние в 300 метров. Для этого выбирается прямая дорога длиной 50 метров, обозначается линия старта, которая так же является линией финиша и место разворота. Ребёнок сначала должен идти до линии разворота, а потом бежать обратно до линии старта, данное упражнение повторяется еще 2 раза и засекается общее время прохождения всего расстояния. Еще есть тесты на количество приседаний, прыжков и бега на месте за 30 секунд. При выполнении этих тестов необходимо учитывать тот факт, что пульс, который измеряется до и после тестирования, не должен увеличиваться более чем на 50 %.

Заключение. Для физического воспитания дошкольников нужны глубокие знания и творческий подход. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей достаточно легко, необходимо только правильно организовать процесс обучения. Двигательная деятельность и развитие основных физических качеств детей неразрывно связаны между собой. Поэтому формирование у дошкольников физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость) является одной из основных сторон физического воспитания. Физические качества взаимосвязаны с морфофункциональными, психофизиологическими и биологическими особенностями организма ребёнка.

Упражнения, способствующие физическому развитию ребенка, должны включаться в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, в определенной дозировке, в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий. При соблюдении всех этих правил формирование физических качеств дошкольников, проходящая в единстве с обучением детей двигательным навыкам, приведет к оздоровлению всего организма, повышению эмоционально-положительного состояния психики, ускорению усваивания новых видов движений, стремлению дошкольников к большим достижениям и проявлению творческой самостоятельности.[5, C. 156]

26.10.2016, 12:52 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Тема статьи актуальна и изложена в научном стиле. Автор доступно и логично раскрывает значение физических качеств в дошкольном возрасте. Таблицы дополняют текстовый материал, что даёт возможность использовать цифровой материал на практике. К замечаниям надо отнести реферативность статьи. Складывается впечатление, что автор провёл теоретический анализ физических качеств по литературным источникам. В теории и методике физического воспитания, большинство авторов определяют пять основных физических качеств. Глазомер одни авторы относят к ловкости, другие к быстроте. Равновесие относится к ловкости. Нельзя за основание брать научный труд Матвеева Л.П. «Основы спортивной тренировки» если речь идёт о дошкольном возрасте. Обобщая, надо сказать, что статья, по структуре, соответствует требованиям и, после исправления замечаний, рекомендуется к публикации.

Другие статьи

  • Сколько спят ваши дети Сколько спят ваши дети в год-полтора? Девочки, напишите, пожалуйста, сколько часов в возрасте 1-1,5 года ваши дети спят ночью, и сколько днём. У нас днем два сончаса по 1,5 часа. А ночью спит всего 8 часов. Я думаю, ночью он спит так мало, потому что днём […]
  • Энтероколит у детей симптомы и лечение комаровский Энтероколит у детей симптомы и лечение комаровский Перейти на страницу: Ацет. синдром? Вирус? Обострение о.энтероколита? Сообщение BondЮлия » Вт янв 27, 2009 13:22 Девочки, второй день происходят события, голова не варит нужна помощь. Ребенку 2,4. Началось в […]
  • Заявление о назначении пособия по уходу за ребенком до 3 лет образец рб Образец заявления на отпуск по беременности и родам в 2018 году Заботясь о будущей роженице и будучи заинтересованным в воспроизводстве населения, государство предоставляет возможность работающим женщинам находиться в оплачиваемом отпуске до и после родов (норма […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Амоксиклав инструкция по применению для детей до года Панклав (Panclav) Действующее вещество: Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Фармакологическое действие Способ применения и дозы Внутрь, во время еды, не разжевывая, запивая небольшим количеством воды. Взрослым и детям старше 12 лет (масса […]