Статьи по теме заикание

Лечение заикания у детей по авторской методике доктора В. Чиянова, непременно приведёт к необходимым результатам. Эта методика существует и успешно функционирует уже более 30-ти лет. За это время удалось вылечить заикание лечение у огромного количество детей разного возраста и степени сложности недуга.

Многие врачи полагают, что заикание у детей лечение в возрасте от 2 до 5 довольно затруднительно и малоэффективно. Однако доктор Чиянов В.Ф. разработал собственный метод, который позволяет добиться положительных результатов лечения в столь раннем возрасте.

Что представляет собой заикание лечение?

Заикание — это одно из самых сложных невротических расстройств, которые возникают как следствие испуга или нервного перенапряжения.

Причины возникновения заикания

Перед лечением заикания у детей необходимо выяснить причины возникновения заболевания.

На возникновение заикания влияют факторы:

  • наследственные (встречаются случаи наличия заикания у членов одной семьи или ближайших родственников);
  • стрессовые (считается основным).

К фактору стресса можно отнести испуг (например: собаки, падения, страх потери близких, резкие звуки, агрессивное поведение окружающих, когда ребёнка без подготовки неожиданно переводят в детсад, просмотр устрашающего характера фильмов или мультфильмов и т.д.).

Особенности воздействия стресса на ребёнка

Стрессовое воздействие может быть внезапным и сильным. В этом случае ребёнок может войти в так называемое состояние шока, вследствие чего он может утратить способность разговаривать, а через несколько дней речь возвращается, но уже с явлениями заикания.

В таком случае необходимо родителям чётко установить, когда началось заикание. Воздействие стресса бывает постепенным, но при этом достаточно нарастающим и очень сильным. Вылечив заикание лечение можно вернуть ребёнка к нормальному образу жизни.

Заикание может возникнуть абсолютно в любом возрасте. Чаще это наблюдается в раннем детском возрасте, школьном или студенческом. Для заикания у детей лечения необходимо вовремя выявить симптомы недуга.

Природа возникновения заикания у детей

Наиболее часто заикание появляется от 2–6 лет, когда происходит активно формирование речи и связанного с ней мышления. Нервная система в этот возрастной период находится в достаточно сильном напряжённом состоянии. Ребёнок накапливает большой объём поступающей информации, пытается её осмыслить и поделиться тем, что он понял или задать вопрос о том, что ему непонятно.

Речь начинает только формироваться. При этом она её несовершенна, и любое общение требует от детей большого напряжения. Таким образом, формирующийся центр речи располагается в перенапряжённом и уязвимом состоянии. Если учесть, что защитные механизмы от стрессов ещё недостаточно сформировались, то становится понятно, почему именно в этом возрасте наиболее часто возникает патология речи.

В этот период обоим родителям нужно быть максимально внимательным к своему ребёнку. Если случится малейшее подозрение на возможное нарушение речи, необходимо сразу же обращаться к врачу-психотерапевту. Особенно на начальном этапе развития заикание сопровождается невротическими реакциями тревоги, паники, страха, растерянности, а кроме этого энурезом и ночными кошмарами. Это ещё больше утверждает невротическую природу заболевания.

Из всего сказанного становится понятным, почему именно психотерапия считается основным методом лечения заикания у детей лечения, так как только психологическое воздействие способно успокоить ребёнка, устранить страхи и как следствие этого нервное напряжение, провоцирующее возникновение расстройства речи.

Признаки заикания и его клинические проявления

Первыми признаками начинающегося заикания являются:

  • в начале предложения возникают частые повторы слов, слогов, букв, пытаясь преодолеть напряжение в речевом аппарате, ребёнок инстинктивно начинает разговаривать нараспев;
  • через определённый промежуток времени (от нескольких дней до нескольких недель), вместо нужно плавной речи появляется несколько ускоренная, которая сопровождается выраженным напряжением в области жевательной и лицевой мускулатуры;
  • иногда наблюдается возникновение непроизвольные движения языка аж до вытягивания его из полости рта (это происходит в момент начала речи); отмечается появление ощущения перехвата дыхания в горле, груди и выраженного напряжения мышц брюшной стенки.

При дальнейшем развитии заболевания становятся явными дополнительные кивательные движения головы, мигания глаз, непроизвольные закатывания глазных яблок вверх в процессе напряжённой речи. Пытаясь облегчить начало речи, дети могут делать резковатые движения ногами или руками. Изменяется цвет лица, оно может краснеть от напряжения или бледнеть от перенапряжения. Больной может чувствовать так же усиление сердцебиения. Речь может становиться тягостной, поэтому ребёнок после первой, возможно, неудачной попытки говорить может замолкнуть и перестать общаться.

К чему может привести невылеченное заикание

Долгое заикание может привести к депрессии, развитию повторных невротических реакций. Также ребёнок может стать замкнутым и необщительным. Это впоследствии сузит круг общения и повлияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка. Это приведёт к неуверенности и развитию комплексов.

Развитие болезни может быть постепенным с некоторой нарастанием симптоматики или же постепенным снижением её. Однако чаще заикание прогрессирует под воздействием дополнительных психотравм.

Влияние характера на развитие заикания

Можно различать два типа реакции личности на своё заболевание. Сама реакция может зависеть от того, какие черты преобладают в характере человека:

  • Люди ранимые и впечатлительные, склонные к длительной фиксации и внутренней переработке событий, очень болезненно реагируют на своё заикание. У них в большей степени, чем у других развиваются невротические и депрессивные реакции на болезнь, что способствует её большей фиксации и более тяжёлому проявлению и течению заикания.
  • Менее впечатлительные люди, менее склонны к внутреннему анализу. Они относятся к заболеванию более спокойно, а некоторые могут игнорировать заикание. У больных такого характера болезнь проявляется в меньшей степени, а само заболевание менее склонно к дальнейшему прогрессированию.

Влияние характера на результаты лечения заикания

Ранимые и впечатлительные больные в большей степени переживают и стремятся избавиться от заикания, чем больные меньше придающие значение своему дефекту. У них более высокая мотивация, что положительно влияет на результат лечения.

С достаточной степенью выраженностью волевых качеств лучше поддаются лечению, так как они с большей активностью участвуют в процессе лечения.

Со слабой волевой функцией неспособны активно участвовать в процессе лечения, что снижает результат общей терапии.

Образованность и её влияние на результаты лечения заикания

Более образованные дети, эрудированные и начитанные, с проявлением талантливости в какой-либо сфере человеческой деятельности, достигают более высоких результатов при лечении заикания, чем это могут сделать дети менее начитанные, которые обладают меньшим словарным запасом и которые менее склонные к какой-либо творческой деятельности.

Основные положения методики заикания лечения

Заикание является разновидностью невротического расстройства, приводящего к спастическому состоянию речевой, дыхательной и лицевой мускулатуры и, как следствие, затруднению речи. Поэтому основное внимание в моей методике уделяется психотерапевтическому воздействию, так как психотерапия является исключительно эффективным методом лечения неврозов.

Большое значение в поддержании заикания имеет ускоренный темп речи больного. Для борьбы с торопливостью речи используется специальная методика тренировки речи, направленная на выработку самоконтроля и неспешной вдумчивой речи.

Сочетание психотерапевтического лечения и специального речевого тренинга даёт положительные результаты (подавляющее большинство больных излечивается от заикания).

Особенности авторской методики

В своих письмах больные заиканием просят подробнее описать методику лечения заикания. Учитывая то, что мой метод создавался на протяжении многих лет, я не могу раскрывать все его приёмы, так как не хочу, чтобы моими достижениями могли пользоваться люди, не приложившие никаких усилий для его создания.

Кроме того, не всё можно изложить в логической форме, т.к. значительная часть методики является невыразимой словами из-за того, что является частью духовного опыта врача-целителя.

Можно сказать, что процесс лечения — это процесс передачи психической энергии пациенту, и если он готов её воспринять, то она усваивается им и:

  • меняет его эмоциональное состояние;
  • делает его уверенным, устойчивым в стрессовых состояниях;
  • укрепляет его волю и контроль над своим психическим состоянием.

Речевой тренинг помогает освоить новую правильную манеру речи, делает его более разумной и организованной, развивает интеллектуальные способности пациента. Большинство излеченных мною людей владеют своей речью гораздо лучше, чем те, кто никогда не страдал заиканием. Их речь становится более осмысленной, лаконичной и красивой.

Содержание:

Статья по теме:
Научная статья по логопедии «Заикание на выходе из моторной алалии».

Что такое алалия? Почему у ребенка-алалика могут появиться в речи запинки? Как заниматься с ребенком-алаликом дома? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Предварительный просмотр:

Заикание на выходе из моторной алалии.

Многие дети приходят в детский сад с диагнозом Алалия (выход из моторной алалии). Нередко обеспокоенность родителей связана с появлением в речи ребенка запинок, которые становятся чаще и сильнее, переходя в «заикание». В данной статье постараюсь ответить на волнующие вопросы, связанные с алалией и «заиканием» на ее фоне.

Алалию врачи всё чаще стали ставить детям, у которых речь к трём-четырём годам так и не появилась. Вообще не появилась. У логопедов в ходу другой термин – «задержка речевого развития». Именно его они и пишут в речевых картах, но подразумевают-то, по большей части, всё ту же алалию.

Если у ребёнка в норме слух, интеллект, но полностью или частично отсутствует речь, тогда и делается предположение о наличие у него алалии: сенсорной или моторной. Подтвердить это могут энцефалограмма и эхограмма головного мозга. Если в процессе обследования выявляется недоразвитие или поражение речевых областей в левом полушарии головного мозга, предположение становится уже обоснованным диагнозом.

Врачи и логопеды будут выявлять причины, приведшие к поражению головного мозга ребёнка. Это могут быть внутриутробные инфекции, интоксикация, травмы. Либо заболевания (инфекционные, вирусные), ушибы и сотрясения головного мозга в первый год жизни малыша.

Алалия может быть моторной , или сенсорной .

Алалия моторная — недоразвитие экспрессивной речи. В её основе лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Тонкие и сложные артикуляционные движения заменяются на более грубые и примитивные. Ребёнок не чувствует движения своих артикуляционных органов, не может или управлять. Затруднение вызывает сам процесс говорения (артикулирования звуков), а вот способность понимать звучащее слово, как правило, сохраняется. О таком ребёнке говорят: «Всё понимает, только молчит». Простейшая фраза у него появляется после 4 лет.

Нередко о моторной алалии говорит отсутствие лепета в предречевом периоде (до года). Внимательные родители обращают внимание на то, как накапливается активный словарь их малыша. У ребёнка-алалика он пополняется крайне медленно и к трем годам состоит всего из пары аморфных слов. Фраза появляется лет в пять, но строится аграмматично, без учёта правил согласования и управления слов, предлоги в речи практически отсутствуют. Подобные речевые головоломки не могут сразу расшифровать даже опытные педагоги.

Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса (ориентировка в пространстве) и расстройств общей и мелкой моторики. У детей с подобным нарушением нередко отмечается двигательная расторможенность, расстройство внимания и памяти, снижение работоспособности. При моторной алалии затруднено овладение активным словарным запасом и грамматическим строем языка. Отмечается отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм (причастий, деепричастий), перестановка слогов и звуков внутри слова и т.д. Имеет место выраженная бедность словарного запаса.

Алалия сенсорная — недоразвитие импрессивной речи. Ребенок не понимает речи окружающих. Наблюдается разрыв между смысловой и звуковой оболочкой слов. При этом у малыша хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи (к артикулированию звуков). Грубо нарушаются фонетические процессы: отсутствует возможность дифференцировать звуков. В силу чего экспрессивная речь также резко нарушается. Ребёнок искажает слова, смешивает сходные по произношению звуки, не прислушивается к речи окружающих, не откликается на зов. Но, одновременно, — прекрасно реагирует на отвлеченные шумы (стук, плеск, звонок и т.д.). Отмечаются эхолалии (механический, бездумный повтор слов за кем-то). Составить самостоятельно даже простейшую фразу – такому ребёнку бывает не по силам.

Как победить алалию?

Было бы утопией полагать, что в домашних условиях и без посторонней помощи родители справятся с проблемой по имени «алалия». Только комплекс мер, куда входят: медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, коррекционные занятия, способны существенно помочь ребёнку-алалику. Не очень сведущие мамы и папы очень часто отказываются «от таблеток», мотивируя это тем, что «не хотят травить ребёнка химией». Физиотерапии они также не доверяют. Таким образом, их малыш не получает самой необходимой на первых порах помощи. В дальнейшем, в школьном возрасте, медико-физиотерапевтическая помощь будет уже не столь эффективна, и лучшее время для успешной борьбы с алалией будет безвозвратно потеряно.

Вопрос заниматься или не заниматься с логопедом в семьях, где есть ребёнок-алалик, к счастью, не стоит. Даже очень амбициозные родители понимают, что без систематических логопедических занятий их ребёнку не обойтись. Если медико-педагогические мероприятия проводятся целенаправленно и регулярно, наблюдается положительная динамика: ребёнок-алалик начинает пополнять свой словарный запас, учится строить фразу. Но, несмотря на эти обнадёживающие результаты, отставание в речевом развитии от сверстников у него всё же остаётся.

Заикание на выходе из моторной алалии.

В три-четыре года у ребёнка-алалика ярко прослеживается стремление заговорить. Но это желание не всегда находит возможность реализоваться. Родители же, видя потребность ребёнка в общении, начинают «грузить» его всевозможной информацией, принуждают говорить сложные слова и фразы. Это может привести к прямо противоположному результату: малыш-алалик попросту откажется от речи. Возможно и иное развитие событий: ребёнок будет «тянуться» к недостижимому для него (пока) речевому результату, перенапрягать свою нервную систему и заработает логоневроз. Логопеды называют подобное явление «заиканием на выходе из моторной алалии». Родители дают этой ситуации такое описание: «Не говорил, не говорил, а потом вдруг – сразу предложениями. Но, появились запинки». Отсюда вывод: чрезмерная поспешность в деле обучения ребёнка-алалика чревата печальными последствиями.

Как заниматься с ребёнком-алаликом дома?

Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать в повседневной жизни. Например, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков. Папа или мама многократно называют различные действия, которые выполняет ребенок, перечисляют предметы, которыми он при этом пользуется.

Ребенок-алалик должен приобрести определенный запас слов. Подбирайте простые по произношению, но часто употребляемые слова: названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и т. д. Очень хорошо перечислять всё это, рассматривая картинки — иллюстрации в детских книжках.

Во время прогулки, взрослый каждый раз называет встречающиеся по пути предметы. Если ребенок отказывается повторять какое-то слово за взрослым, не надо настойчиво требовать от него ответа сию же минуту. Взрослый включает это слово в различные контексты: в процессе игр, в бытовых ситуациях (причём неоднократно!). Со временем ребенок без принуждения начнет повторять нужное слово. Каждое проявление речевой активности малыша следует поощрять.

Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами, обозначающими действия (глаголами), можно научать его пользоваться простым предложением. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью. Например, уложив куклу, он говорит: «Ляля спит» (существительное + глагол). После нескольких повторов, можно попросить ребёнка повторить это предложение. Затем в предложение вводят прилагательные и другие части речи: «Маленькая Ляля спит», «Тихо, Ляля спит!». Так, постепенно, у ребенка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.

Надо постоянно учитывать речевые возможности ребёнка. Побуждать малыша к разговору можно, а вот принуждать – нельзя!

Помощь малыш-алалик может получить в специализированном детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Здесь с ним будут заниматься на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. В кабинете логопеда малыш сможет восполнить недостатки в своём речевом развитии, он получит навыки общения, расширит кругозор.

Начиная с 4-х лет домашние задания даются еженедельно и выполняются либо в специальных тетрадях, либо устно. Конечно, если родители выполнять с ребёнком подобные задания не желают, они вправе от них отказаться. Но вряд ли это поспособствует успешному восстановлению речи.

На логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) восполняются пробелы в речевом развитии, проводится работа по совершенствованию коммуникативных навыков. Логопед обязательно учитывает речевые и личностные особенности ребенка. Когда появляется положительная динамика, ребенок начинает проявлять активность, заинтересованность. Он осознанно подходит к занятиям, критично относится к собственной речи.
Тесный контакт с логопедом родители должны поддерживать весь период нахождения малыша — алалика в детском саду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки, объединить все лучшее старой советской .

Урок по теме «Конфликт. Выход из конфликта.». Обществознание, 10 кл., профильный уровень. Тип урока: учебно-практическийФорма урока: лабораторное занятие по учебнику.

Статья поможет педагогам интегрировать литературные произведения на уроки химии, повышая эмоциональность урока.

Смотрите так же:  Суворова ви психофизиология стресса

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V.

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» Известно, что здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья.

Статья содержит советы,основанные на личном опыте работы,как сделать так,чтобы ученик на уроке смог проявить свой потенциал через выполнение творческих заданий.

Научная статья по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы&quot.

Статья по логопедии на тему:
Заикание у детей. Брошюра.

Брошюра знакомит родителей с причинами и типами заикания, дает представление об основных методах лечения данного речевого нарушения.

Предварительный просмотр:

Заикание у детей Антонова С.К.

Что такое заикание (логоневроз)?

аиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки.

Заикание – одно из самых распространенных расстройств речи, известное так же давно, как давно существует человеческая речь. Этот недуг знаком людям разных стран мира, разного цвета кожи и разных самых возрастных групп. Им страдают примерно 1 % взрослых и 2-3% маленьких жителей нашей планеты. Чаще всего данная проблема возникает в раннем детстве, в возрасте от 2 до 5 лет, и нередко остается спутником человека на долгие годы, а иногда (в случаях отсутствия необходимой помощи ребенку) и на всю жизнь. Обычно заикание (логоневроз) у детей появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью. По данным мировой статистики, среди детей встречаются 2-3 % заикающихся, среди взрослых – 1 %. В России этот показатель в среднем составляет 1,5-2,2 %.

Различают невротическое заикание (логоневроз) и органическое. Отклонения, имеющие органическую природу, связаны с выраженной неврологической патологией и сопровождаются общим нарушением моторики. Лечение органической формы заболевания заключается не столько в формировании правильных речевых навыков, сколько в избавлении от органической патологии.

При невротической форме заикания (логоневрозе) изменений в функционировании головного мозга не наблюдается. В спокойной обстановке дети и взрослые с логоневрозом могут общаться спокойно, без пауз или повторений, а при волнении симптомы усиливаются. Далее под заиканием мы будем понимать только невротическую форму (логоневроз).

В зависимости от характера судорог мышц, выделяют следующие виды судорожных сокращений:

  1. Клоническое — повторение первых звуков или слогов, обычно в начале слова.
  2. Тоническое — остановки, провалы в начале или в середине слов (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи)
  3. Смешанное — в речи наблюдаются как повторение или пролонгация звуков/слогов, так и напряженные паузы (тоно-клоническое заикание)

Как правило, на первом этапе развития заболевания возникают клонические судороги, но с течением времени они дополняются тоническими .

Причины заикания

Бытует мнение о том, что заикание возникает от испуга, или, если говорить более точно, – в результате перенесенной психотравмы. Но только лишь сложная жизненная ситуация, перенесенный стресс способствуют тому? В раннем возрасте все дети чего-то да пугаются, иногда очень сильно, но только не все после этого начинают заикаться. Следовательно, дело не только в испуге. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

Причина этого нарушения кроется в том, что у малыша, у которого произошёл «срыв» речи, например после испуга собаки или «громкого» конфликта родителей, уже была определенная предрасположенность к данному нарушению, на которую психотравмирующая ситуация просто наслоилась. Иначе говоря, для возникновения заикания должна быть подготовленная определенная почва.

Физиологические причины

Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

Психологические причины

Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

Социальные причины

Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Говоря о том, что способствует формированию речевых нарушений, выделяют предрасполагающие факторы, а также так называемые толчки, которые непосредственно приводят к развитию патологии речи.

К предрасполагающим факторам относятся:

  • неблагоприятная ситуация беременности (заболевания мамы ребенка в этот период, трудные условия ее жизни и работы во время беременности, стрессы и пр. );
  • невропатическая конституция ребенка;
  • черепно-мозговые травмы в анамнезе ребенка;
  • органические изменения центральной нервной системы самой разной природы;
  • длительные соматические и инфекционные заболевания, протекавшие на фоне высокой температуры (т.е. имеет значение соматическая ослабленность в результате перенесенных заболеваний на момент интенсивного формирования речи);
  • различные стрессы, носящие хронический характер (недостаток любви и внимания к ребенку, частые конфликты в семье, неправильное воспитание и пр.);
  • наследственность, семейная отягощенность патологий речи.

Основные причины появления заикания у детей.

  • Сильное переживание — испуг, стресс, чрезмерная радость.
  • Длительный стресс, вызванный противоречивым воспитанием, психологическим дискомфортом.
  • Желание подражать заикающимся близким людям.
  • Перегрузка речевого аппарата на этапе его активного развития

Основные методы лечения заикания у детей

Существуют следующие методы лечения заикания у детей:

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть дополнены релаксацией.

  • Нетрадиционные методы лечения, включающие иглотерапию, точечный массаж и многое другое.
  • Компьютерные программы.

Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Ребенок может принимать противосудорожные препараты, транквилизаторы, препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты, например, Тенотен Детский. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника.

Положительный эффект может быть после любого из перечисленных способов, но максимальный результат достигается при комплексном подходе, учитывающем индивидуальные особенности пациента и степень тяжести его заболевания .

Общие рекомендации для родителей заикающихся детей

Соблюдать распорядок дня

Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Смотрите так же:  Выпадение волос от стресса как восстановить

Создавать благоприятную психологическую обстановку

Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Помогать ребенку в ежедневном общении

Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

Укреплять общее здоровье

Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте .

Статья по логопедии на тему: «« Комплексное воздействие в приодалении трудностей заикания у детей c ЗПР»

Столичный учебный центр
г. Москва

« Комплексное воздействие в приодалении трудностей заикания у детей c ЗПР»

Деринг О.В. -учитель начальных классов

Хохлова Е.М.- учитель — логопед

КГУ «Общеобразовательная школа-интернат №4 г. Караганда

Заикание — это психо-речевая болезнь, выраженная в основном в коммуникативной среде, т.е. при общении с людьми, которая характеризуется судорожным нарушением темпо-ритмической организации речи.

Ученые выделяют две формы заикания: неврозоподобную (органическое заикание) невротическую (логоневроз). Каждая из указанных форм всегда обладает признаками другой. Трудно найти заикающегося с абсолютно невротической формой и нестрадающего какими-либо параллельными соматическими заболеваниями, как нельзя найти с «чистой» неврозоподобной формой заикания. Поэтому так важно, чтобы методика коррекции заикания была универсальной Заикание бывает легкой, средней и тяжелой степени выраженности. Мы имеем дело со второй степенью клонического заикания, которая фиксирует симптомокомплекс заикания, затрудняющий общение. Когда у ученика наблюдаются клонические судороги: повторы первого звука или слога в слове (к-к-каша, ма-ма-мама). По месту локализации наблюдаются дыхательные судороги. Придыхательных судорогах создается впечатление, что ученику не хватает воздуха, ему трудно дышать, в горле застревает комок наблюдается грубое нарушение фонематического слуха, нарушена интонация. Речь монотонна, лишена эмоций, интонационно , бедна характерно нарушение быстрой (оперативной) памяти. У заикающихся наблюдается расстройство приема пищи недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Итак, нарушенные при заикании дыхание, голос, речевой ритм, фонематические слух восприятие, интонация точно так же, как и диафрагма, не работают в полном объем Заикание — это диагноз, а не пикантный недостаток, как думают многие мамы, объясняя, что у ребенка все хорошо, ему всего лишь трудно начать говорить. Данный недуг находится в комплексной взаимосвязи со многими другими расстройствами, входящими в этот блок и класс болезней. Более того, сложность и многогранность дефекта ставит его на совершенно особенное место, подобных заболеваний больше нет. Специалистам и родителям необходимо отчетливо понимать: при заикании, кроме речи, лечить необходимо все многочисленные проявления, предпосылки и последствия этой болезни. Именно поэтому лечение заикания — всегда индивидуальный, очень сложный и трудоемкий процесс. Основой для правильной речи является правильное речевое дыхание. Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при устранении заикании становится воспитание правильного речевого дыхания. Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется: дыхательная гимнастика; упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха; упражнения для воспитания правильного выдоха; дыхательные упражнения с движениями. В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения комплексной коррекционной логопедической работы по следующим направлениям:

3.Комплексная релаксационная гимнастика

1.Общие дыхательные упражнения;

2.Постановка диафрагмального дыхания;

3.Дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;

4.Формирование длительного фонационного, а затем речевого

1 . Упражнения для мышц лба:

2.Упражнения для мышц глаз

3.Упражнения для щек

4.Упражнения для губ

5.Упражнения для языка

6.Массаж пальцев, кистей.

7.Массаж всей руки.

«Жучек»

9.Упражнение «Замочек»

1.На произнесении отдельных гласных звуков;

2.На сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти);

3.На словосочетаниях согласных звуков с гласными; на произнесении фраз из одного слова на произнесении коротких фраз; на произнесении длинных фраз с логической паузой.

Рекомендации родителям по соблюдению правил помогающих самостоятельно приостановить заикание.

1.Деликатно относитесь к речевому дефекту ребенка, не ведите семейные разговоры на тему заикания и любых других болезней, которые может слышать ребенок.

2. Научитесь слушать ребенка. Избегайте создания видимости того, что слушаете, когда он пытается что-то сказать. В разговоре необходимо прямо и доброжелательно смотреть ребенку в глаза, одобряя или порицая его (его, а не речь!) только после всего сказанного.

3. Общаясь с ребенком, исключите переспрос

4. Не делайте заикающемуся поведенческих послабок, чтобы ребенок не стал чувствовать, что он «не как все».

5. Речь в семье должна быть четкой, повествовательной и, по возможности, негромкой. Ваши слова-паразиты также неблагоприятно влияют на речь ребенка.

6. Здоровая атмосфера в семье — залог успешного преодоления болезни. Но даже если заикание сохраняется, ребенок, став взрослым, будет чувствовать себя полноценным человеком.

7. Резко ограничьте ребенка в играх на компьютерных игровых приставках, время просмотра телепередач подбирается индивидуально для каждого ребенка-невротика в зависимости от его возраста и состояния здоровья.

8.Вовлеките ребенка в любой вид деятельности (музыка, спорт и т.п.). Игра на духовом инструменте (особенно на саксофоне) сильно развивает дыхание, воспользуйтесь такой возможностью, если выбираете музыкальный профиль. Также дыхание нормализует бассейн, кроме того, вода на невротиков действует расслабляюще.

9. В обязательном порядке наделите ребенка индивидуальными домашними

обязанностями и строго спрашивайте качество труда. Причем объем домашних обязанностей, в зависимости от возраста, должен увеличиваться. Уделяйте особенное внимание развитию любых бытовых навыков заикающегося.

10. С самого младшего возраста всячески развивайте коммуникацию ребенка со своими сверстниками; избегайте изоляционизма, практикуемого некоторыми специалистами.

11. Лечение заикания «за один день» и даже за неделю невозможно

Помните: минимальная продолжительность коррекционного процесса с ребенком по любой методике не может быть менее 80 часов.

12. Специалист, который взялся лечить вашего ребенка — конечно, он должен не просто устранить заикание на день, а довести новую речь до автоматизма на уровне подсознания. Звук должен быть автоматизирован. Новая речь после лечения заикания также автоматизируется и обязательно под контролем специалиста.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Н.В. Витт. Речь и эмоции: учебное пособие.– М.,1984.

К омплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология №5,2000

В. Витт. Эмоциональная регуляция речевого поведения. – М., 1983

Н.А. Власова. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М.,1959. М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить.— М.,1973.

Другие статьи

  • Аскорутин таблетки инструкция по применению детям Аскорбиновая кислота+Рутозид 1 таблетка содержит активное вещество: аскорбиновой кислоты 50,0 мг и рутозида в пересчете на безводное вещество 50,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Фармакологическое действие Аскорбиновая кислота участвует в регуляции окислительно- […]
  • 5мес ребенок развитие Календарь развития ребенкана 5 месяце Развивающие игры Учимся различать знакомые лица Игра 1. «Семейный альбом» В этот период у ребёнка формируется способность различать по лицу своих и чужих. Появление родного лица приносит малышу большую радость. Чередование разных […]
  • Что приготовить на ужин на семью с детьми 5 вариантов экспресс-ужина для всей семьи Время от времени каждая хорошая хозяйка балует своих домочадцев роскошными блюдами по рецептам максимального уровня сложности, но иногда даже хорошей хозяйке очень хочется сварганить ужин за 15 минут и, завалившись на кровать […]
  • Оплата больничного по уходу за ребенком после увольнения сотрудника Больничный лист по уходу за ребенком после увольнения не оплачивается Больничный нужно оплатить, только если работник болел сам Уволенному работнику, который принес больничный листок, нужно заплатить пособие, только если соблюдены обязательные условия, установленные […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]
  • Лечение герпесных инфекций у детей ВЫБОР АНТИМИКРОБНЫХ ХИМИОПРЕПАРАТОВ ПРИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЯХ. ГЕРПЕТИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ. Герпетические инфекции представляют собой группу инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами герпеса человека. Установлено, что среди обширного семейства герпесов только 6 типов […]