Статья о синдроме дауна

Неосторожное слово, даже сказанное из самых лучших побуждений, может ранить очень сильно. Каких основных ошибок нужно избегать в разговоре об «особых детях» — особенно с их мамами?

«Мы за то, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, которые по своему уровню развития готовы к посещению обычного детского сада, имели такую возможность.»

Для того, чтобы развитие ребёнка было полноценным и гармоничным, ему необходимо расти в семье – в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

О первом в Европе человеке с синдромом Дауна, получившим высшее образование.

Статья президента Всеукраинскойя Благотворительной организации Даун синдром

«Эти дети улыбчивы, добродушны и абсолютно лишены агрессии. Они никому не желают зла и с удовольствием готовы со всеми общаться. «

Статья о том, что пение является наиболее существенным способом обучения.

Речь не только об игре, но и о создании условий для развития самостоятельности малыша.

О вероятности появления лишнего веса, рекомендации о создании энергетического баланса.

Автор статьи приводит ряд упражнений, которые могут помочь вашему ребенку развить изобразительную деятельность.

По материалам статей, опубликованных в вестнике «Сделай Шаг»: Л. Лешин «Щитовидная железа и синдром Дауна»; А.М. Казьмин «Гипотиреоз и синдром Дауна».

«Проработав двадцать пять лет в сфере поддержки людей с особыми потребностями, я пришел к убеждению, что преодоление нежелательного поведения – не наука, а искусство». Пол Уайт

В статье автор дает рекомендации о технике безопасности для грудничка, рассматривает вероятность получения травм, отравлений, приводит приемы реанимационных мероприятий.

ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» © 2008-2017
Тел/факс (383)-354-89-33

Новостные газеты пестрят заголовками, что ученые нашли «лечение» интеллектуального недоразвития для людей с синдромом Дауна

Стоит отметить, что данное исследование проводилось на мышах, а не на людях с синдромом Дауна. За объект исследования брались мыши с генной аномалией, которая по своим особенностям схожа с синдромом трисомии 21 у людей. Исследование было направленно на изучение эффекта воздействия состава, именуемого SAG, действующего на сигнальный путь Hedgehog (путь, по которому передается информация в эмбриональные клетки, он является ключевым регулятором развития). Считалось, что это должно уменьшить клинические проявления некоторых аспектов связанных с нарушением мозговой структуры у людей с синдромом Дауна.

Sonic Hedgehog (Ежик Соник)? Да, это верно!

Это может быть странное название для белка, но действие испытуемого состава действительно предназначалось для воздействия на белок именуемый Sonic Hedgehog (Ежик Соник). Это название было дано в честь персонажа известной видеоигры и является одним из группы подобных белков включающих в себя Indian hedgehog (индийского ежа) и desert hedgehog (ежа пустыни).

Биологи впервые обнаружили существование этого Hedgehog-белка в личинке дрозофила. Дрозофилы (личинки), которые испытывали недостаток в белке, имели остроконечную форму.

Новорожденные мыши, у которых определялись аномалии развития, схожая с синдромом трисомии 21, получали лекарство SAG. И структура их мозжечка развивалась более приближенно к норме, когда они становились взрослыми, у них были та же самая площадь поперечного сечения и число клеток как у мышей без генетической аномалии. К моменту становления взрослыми особями, они имели показатели развития приближенные к норме, в отличие от мышей, не получавших лекарственное средство. Испытуемые мыши также показали более высокие результаты в передаче нервного импульса в части мозга отвечающие за память и пространственную ориентацию.

Однако, при сравнение с мышами без аномалий развития, они явно проигрывали по всем основным показателям.

Текущие результаты по поиску средств избавляющих от клинических проявлений синдрома Дауна ободрительны, и, вероятно, будут развиты большим количеством исследовательских лабораторий. Это сможет помочь ученым лучше понять синдром Down и развить новые методы лечения для людей с этим диагнозом. Однако, сейчас слишком рано, чтобы сказать с уверенностью, будет ли это успешно.

Исследование было выполнено учеными из Университета «имени Джона Хопкинса», Балтимор и «Институт Злоупотребления алкоголем и Алкоголизма», Роквилля (США) и «Национальным университетом Медицинской школы», Южная Корея. Финансирование было обеспечено «Фондом Исследования и Лечения синдрома Дауна» и другими американскими организациями исследования.

В научно-исследовательской работе и сопровождающей передовой статье авторы, соответственно, осторожны в своих предсказаниях о потенциале для будущего лечения. Однако, это не помешало в новостных блогах и на страницах передовых газет опубликовать кричащие заголовки “’Найдено лечение для синдрома Down? Ученые обнаруживают состав, который полностью изменяет затруднения в обучение, вызванные этим условием”.

Результаты этого исследования не подразумевают неизбежное лечение для пациентов с синдромом Дауна в ближайшем будущем. Невозможно исправить основную генетическую аномалию, которая вызывает синдром Down, так говорить о «лечении» — значит вводит в заблуждение.

Для людей с синдромом Дауна запускают программу профориентации

В России люди с синдромом Дауна практически лишены возможности устроиться на работу. «Особенные» люди остаются в своеобразном вакууме без возможности жить полноценной жизнью, несмотря на то что они могут и хотят работать. Однако первые шаги в сторону решения проблемы сделаны. Уже в октябре 2016 года благотворительный фонд «Даунсайд Ап» запускает программу профориентации для подростков с синдромом Дауна.

В США, например, около 10% людей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна, устраиваются на обычную работу. Остальные, как правило, трудоустраиваются в специальные мастерские.

Фонд «Даунсайд Ап» оказывает раннюю помощь «особенным» детям уже 19 лет. За это время удалось побороть многие мифы: например, что носители синдрома необучаемы и агрессивны.

— Мы начинали работать, когда отказы от таких детей, по нашим данным, достигали 90–95%. Родители просто не знали правды об их возможностях и потребностях, не имели профессиональной поддержки, — рассказала «Известиям» руководитель пресс-службы фонда «Даунсайд Ап» Юлия Колесниченко.

Сегодня ситуация изменилась. Семьи обращаются за помощью к специалистам, учатся общаться со своими детьми. В фонд, где малышам оказывают помощь с рождения до 1-го класса, обращаются не только жители Москвы — люди специально приезжают из регионов.

— Сейчас образ ребенка с синдромом Дауна стал позитивнее, привычнее для общества, дети ходят в сады и школы — как инклюзивные и коррекционные, так и в обычные. А в 1998 году в Москве был только один садик, который принимал таких малышей, — говорит Юлия Колесниченко.

Однако каждый год в мае специалисты фонда прощаются со своими выпускниками – они идут в 1-й класс. В этом году «Даунсайд Ап» выпустил 447 детей. И какая жизнь их ждет, никто не знает. У порога школы начинается один из сложнейших периодов жизни любого человека — период самоопределения.

— В конце 2015 года у нас появилась идея создать программу профориентации для подростков с синдромом Дауна. Мы исследовали вопрос, нашли дополнительный персонал, — рассказал Александр Боровых, директор отдела стратегий. — Регулярные групповые занятия начнутся уже в октябре 2016 года.

Профессии разные важны

Профориентация начинается с раннего возраста. Первый шаг — это занятия, на которых дети смогут обсудить и понять, куда ходят родители, зачем нужно работать, какие профессии существуют.

— Мы предусматриваем и работу с родителями. Проводим консультации не только с детьми, но и с их семьями. Долгое время родители были рядом с «особенными» детьми, и сегодня не все из них готовы отпускать чадо во взрослую жизнь. Некоторые даже отказываются отдавать их в школы и садики. Этим вопросом надо заниматься, — говорит Александр Боровых.

Эксперты сходятся во мнении: люди с синдромом Дауна могут и хотят работать. И для этого они должны иметь равные возможности и права. Новая программа — это первые шаги к лучшей жизни.

— Главная задача программы — социализация. Пока мы говорим не о трудоустройстве, а об опыте трудовой деятельности, занятости. Ведь до этапа выхода на работу нужно сделать еще много шагов, — поясняет Юлия Колесниченко.

Именно поэтому одна из целей групповой работы — развитие у подростков социальных навыков: поездки в метро, дресс-код, правила поведения в офисе и многое другое.

После решения этих задач можно говорить о реальной занятости, которая может быть как в форме сопровождаемого трудоустройства (с куратором), так и самостоятельного.

Кадровый вопрос

— От компании, решившей принять на работу человека с синдромом Дауна, требуются определенные усилия. Помимо физической адаптации офиса, люди с синдромом нуждаются в поддержке специально обученного куратора и в создании благоприятного климата в коллективе, но без гиперопеки. Ни одной компании не избежать этой адаптации, — поясняет Александр Боровых.

Смотрите так же:  Карен хорни культура и невроз глава 3 тирания надо эссе

Эксперт приводит такой простой пример: если человек с синдромом Дауна занимается на работе ксерокопированием, рядом с аппаратом нужно повесить инструкцию, написанную крупными буквами. Но для всех подобных нововведений требуется управленческая воля.

Еще одна проблема, по словам Александра, — это отсутствие объективной статистики.

— У нас нет данных, отражающих, сколько времени человек с синдромом Дауна проработал в той или иной компании. А такие данные важны — вдруг прием на работу был лишь пиар-акцией для руководства, — считает Боровых.

Но даже таких примеров немного — трудоустроенных носителей лишней хромосомы в России не более 5–6 человек. Яркий пример — Мария Нефедова, которая официально трудится помощником педагога в фонде «Даунсайд Ап». Или Александр Юшин из Екатеринбурга, служащий администратором и помощником педагогов в общественной организации «Солнечные дети».

Заключительная, одна из самых важных ступеней программы профориентации, — практика и стажировка.

— Уже налажены контакты с организациями бытового обслуживания (парикмахерская, кулинария). С августа этого года мы начали сотрудничество с транспортной компанией, — рассказывает Александр Боровых.

В начале этого года уже были сделаны пробные шаги: подростки с синдромом Дауна несколько месяцев практиковались в подмосковном кинологическом центре.

Попробовала себя в новой роли и 17-летняя Даша. Ее мама, Анастасия Даунис, рассказала, что ухаживать за собаками Даше очень понравилось.

— Даша училась работать помощником кинолога. Мы ездили в центр два раза в неделю. Все задания были четко озвучены, процесс выстроен — никаких проблем с пониманием не возникало. Даша любит заботиться о людях и животных, — рассказала Анастасия Даунис.

Еще раньше девушка успела побыть и помощником парикмахера — в салоне она мыла и сушила клиентам волосы, наносила маски.

— Я уверена, что Даша смогла бы работать, но до работы нужно добраться — скорее всего, возить ее придется мне. Было бы здорово, если бы куратор помогал и с этим вопросом, — сказала Анастасия.

Статья на тему:
Ребёнок с синдромом Дауна

Для родитеей и воспитателей об особенностях развития дтей с синдромом Дауна.

Предварительный просмотр:

Ребёнок с синдромом Дауна

Синдром Дауна — врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями.

Диагностика синдрома Дауна на ранних сроках

Выявление заболевания происходит на ранних сроках беременности. Существует несколько методов:

  • анализ крови матери (выявление элементов ДНК ребенка);
  • анализ околоплодной жидкости;
  • ультразвуковые исследования.

Для всех детей с этим синдромом характерны внешние особенности:

  • плоское лицо, небольшой нос;
  • косой разрез глаз;
  • небольшой рот, но большой язык (чаще все кончик высунут);
  • деформированные мизинцы;
  • слабые мышцы всего тела;
  • слишком подвижные суставы.

Для синдрома Дауна характерны и внутренние изменения, часто требующие лечения или плотного контроля:

  • порок развития сердца;
  • глазные болезни (катаракта, глаукома);
  • постепенное снижение слуха;
  • проблемы с ЖКТ;
  • затрудненное дыхание из-за неправильного строения носоглотки.

Периодически встречаются дополнительные аномалии, такие как отсутствие одного ребра, чрезмерно низкий рост, искривление грудной клетки.

Как проходит развитие ребенка

Развитие такого ребенка будет проходить по иному пути, и от родителей зависит, будет ли он счастлив и принят обществом. Физические упражнения для поддержания тонуса мышц необходимо выполнять каждый день — эта гимнастика станет привычной для малыша, а потом и для взрослого человека. Не забывайте про мелкую моторику, ведь она сильно страдает. Еще важно научить детей жить в обществе, а не прятаться дома всю жизнь. Нужно показывать им правила ухода за собой, законы общения, дружбы.

Многие проблемы физического развития, к сожалению, решить не удастся. Они обусловлены генной мутацией. Например, тонкая кожа, которая слишком подвержена влиянию окружающей среды. Зимой кожа ребенка может сильно сохнуть, трескаться, летом же будет шероховатой на ощупь. Частые высыпания в младенчестве тоже результат того, что кожный покров очень нежный и тонкий.

Развитие внутренних органов часто замедляется из-за врожденных пороков. Очень сильно страдает сердечно-сосудистая система. Кардиологи отмечают частые шумы в сердце, проблемы с кровообращением.

Мышцы пресса ослаблены, так что живот немного выпирает. Здесь помогут физические упражнения и контроль у врача. Некоторые дети с синдромом Дауна страдают от грыжи, но удалять ее не стоит, если она сильно не мешает. Чаще всего уже к 13-15 годам она проходит сама собой.

Половые органы часто меньше, чем у других детей, и развиваются медленно. Это связано с эндокринными изменениями в организме вследствие генной мутации. Не стоит беспокоиться: это никак не отразится на нормальной жизни.

Движения часто несогласованные, бывают проблемы с координацией. Хотя дети обычно подвижные, любят активные игры, бегают.

Конечно, необходимо следить за состоянием суставов – из-за особой эластичности соединительной ткани.

В остальном, физических отклонений, которые могут навредить нормальной жизни, не больше, чем у остальных детей.

Еще одна проблема — мелкая моторика. В первые несколько месяцев эти малыши почти неподвижны. Без помощи взрослых они не могут переворачиваться, принимать другие положения в кроватке. Мышцы очень слабые. Только на 4-5 месяце для детей открывается мир предметов. Они тянутся к ним, хотят потрогать, поиграть, рассмотреть. Это нормальный детский интерес, просто пришел он значительно позже.

Развитие мелкой моторики проходит тяжело. Это связано с явным отставанием в когнитивном развитии. К тому моменту, как здоровые дети уже начинают ползать или даже ходить, «солнечные» детки лишь учатся сидеть. Необходимо будет тщательно отрабатывать навыки владенья пальчиками. Для этого сейчас много методик, большинство из них — игровые.

Очень долго считалось, что диагноз «синдром Дауна» связан с умственной отсталостью. Сейчас врачи и психологи соглашаются в том, что это далеко не так. У этих детишек выявляется легкое или среднее отставание от нормального графика развития. Это не так уж и страшно. Только у небольшого числа детей наблюдается сильная отсталость. Дети вполне могут учиться, большинство из них, при хорошем уходе и воспитании, смогут пойти в обычную школу.

Конечно, говорить о том, что они полностью соответствуют уровню развития своего возраста, нельзя. В возрасте 3 месяцев малыш обычно уже умеет распознавать голоса, особенно материнский, улыбается при ее приближении. А у ребенка с синдромом Дауна отсутствует этот комплекс оживления. Он бесстрастно смотрит на происходящее, не узнает людей.

Такие дети плохо концентрируют внимание, часто рассеянны. Бывает, это связано с плохим слухом – к сожалению, проблемы со слухом встречаются практически у всех таких малышей. Они могут не реагировать на вопросы или, наоборот, отвечать невпопад. Обычно это зависит от настроения. Это усложняет процесс обучения. Кроха был активен, включен в работу, а потом резко произошла смена настроения — ему больше не хочется участвовать в уроке. Он замыкается.

Им больше нравится наблюдать за процессом, чем принимать участие. Например, в спортивном зале дети получают одинаковые предметы: мячики, обручи, скакалки. Малыш с синдромом Дауна с радостью смотрит, как занимаются другие, а сам не хочет даже пробовать. Хотя такая активность для него не стала бы проблемой.

Еще одна особенность — сосредоточенность на одной задаче. Другие дети легко переключаются, им даже часто надоедает заниматься чем-то одним. Малыш с синдромом Дауна хочет непременно довести до конца задачу, действие. Он не может переключить внимание, пока не будет полностью удовлетворен результатом.

К 2 годам словарный запас небольшой, насчитывает всего 20-25 слов. Теперь процесс обучения пойдет активнее – ребенок будет запоминать слова каждый месяц, расширяя словарный запас. Главное – стимулировать его потребность к общению, выражению собственных мыслей.

Речь можно охарактеризовать как правильную. Дети используют все части речи, обходятся без грубых ошибок. Запоминание речи происходит обычным путем: малыш слушает, а потом повторяет уже знакомые слова и речевые конструкции. Тут обучение ничем не отличается от обучения обычных детей.

Дети с наименьшим отставанием в развитии за месяц выучивают до 40 новых слов. Малыши с тяжелыми отклонениями – всего 8-9 слов. Как видите, ребенок с синдромом Дауна вполне обучаем, при условии легкой или средней формы отставания. Чуть позже, к 5 годам, его лексикон составит около 5000 слов и форм слов, что уже не так плохо. Если удалось достигнуть таких результатов, значит, развитие идет в допустимых рамках.

Смотрите так же:  Санатории по лечении неврозов

Понимание слов происходит так же, как и у здорового малыша. Конечно, этот процесс затягивается. Дети повторяют знакомые слова – чаще всего слова и предложения из семейного обихода. Родителям тоже нужно обращать внимание на свою речь, ведь ребенок все хорошо запоминает.

Развитие навыка понимания происходит медленнее – малышу необходимо показать и повторить несколько раз. Обычно, если это делается спокойно, без раздражения, то прогресс не заставляет себя ждать. В 2-3 года у ребенка с синдромом Дауна есть нормальный интерес к познанию, он задает много вопросов.

Еще 30-40 лет назад и речи идти не могло о том, чтобы малыш с синдромом Дауна пошел в детский сад или школу. Особенно в обычную школу. Тогда только начали появляться специальные учебные заведения. Там давались некоторые знания о мире, но основная часть работы была организована так же, как в детском саду: за детьми просто наблюдали. Умственное и психическое развитие таких детей оставалось на уровне 3-4 лет на всю жизнь.

Сегодня все поменялось. Есть не только специальные садики и школы, но и дополнительное образование. Для малышей с легкой формой отставания возможно поступление в самую обычную школу, хотя это все еще редкая практика. Учителя не всегда знают правила работы с таким ребенком. Остаются школы с особой программой, где в классе несколько детей и каждому можно уделить внимание.

Развитие ребенка зависит от родителей. Конечно, придется приложить больше усилий, но в итоге эти дети могут получить профессию, работать, стать более независимыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась.

Материал представленной индивидуальной программы краткий, определяющий основные направления деятельности с ребёнком с синдромом Дауна на 2 года обучения. Содержание программы можно дополнить играми, у.

В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна.

quot;Мишуткина пропажа» — конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с синдромом Дауна.

Адаптированный образовательный маршрут коррекционно-развивающего обучения ребёнка с синдром Дауна в старшем дошкольном возрасте.

СТАТЬЯ «СИНДРОМ ДАУНА»

​СИНДРОМ ДАУНА — ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩЕЕСЯ И ХОРОШО ИЗУЧЕННОЕ ХРОМОСОМНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ. ВПЕРВЫЕ ОНО БЫЛО ОПИСАНО В 1866 г. АНГЛИЙСКИМ ПЕДИАТРОМ А. ДАУНОМ. В 1959 г. J. LEJENNE С СОАВТОРАМИ УСТАНОВИЛИ, ЧТО ПРИЧИНОЙ СИНДРОМА дАУНА ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ 21-Й ХРОМОСОМЫ В КАРИОТИПЕ БОЛЬНОГО.

Предварительный просмотр:

БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой»

Синдром Дауна – частое и хорошо изученное хромосомное заболевание у человека. Впервые оно было описано в 1959 г. J. Lejenne с соавторами установили, что причиной синдрома Дауна является наличие дополнительной 21-й хромосомы в кариотипе больного.

Средняя частота этого заболевания – 1 больной на 650 – 700 новорожденных. Еще в середине XX века было обнаружено, что такие дети чаще рождаются у женщин старше 35 лет. Позже было показано, что 80% всех случаев заболевания являются результатом нерасхождения хромосом в мейозе у матери. Но остальные 20% трисомий 21-й хромосомы вызваны нарушения сперматогенеза у отца больного.

Частота рождения ребенка с синдромом Дауна прямо зависит от возраста матери. Так, у женщин 20 — 24–лет вероятность этого заболевания в потомстве составляет 1 случаев на 1980 родов, в 35 лет – 1 больной на 250 рождения. А у 45-летних матерей синдром Дауна обнаруживается почти у каждого 3-го новорожденного.

Синдром Дауна может возникнуть в результате разных вариантов изменений хромосом, приводящих к увеличению числа 21-хромосомы:

  • простая (регулярная) трисомия 21-й хромосомы, которая составляет 94% всех случаев заболевания. Кариотип таких больных можно записать следующим образом: 47,XY,+21 или 47,XX,+21.
  • транслокационные варианты заболевания, когда дополнительная 21-я хромосома присоединяется к другим хромосомам (чаще к 13-й или 14-й). Иногда заболевание возникает при транслокации только участка длинного плеча 21-й хромосомы. Эта форма заболевания регистрируется примерно в 4% случаев;
  • мозаичные варианты синдрома Дауна обнаруживаются у 2% больных. При этом часть клеток организма больного содержит дополнительную хромосому, а другие клетки имеют нормальный кариотип. Мозаичные варианты синдрома Дауна обычно сопровождаются менее выраженными изменениями фенотипа по сравнению с простой трисомией.

Синдром Дауна характеризуется специфической клинической картиной, которая позволяет поставить диагноз уже при рождении ребенка, еще до исследования хромосом.

Беременность плодом с синдромом Дауна часто протекает с явлениями угрожающего выкидыша, и дети при рождении имеют в среднем более низкую массу тела (около 3000 г при норме 3400).

При осмотре таких больных обнаруживается характерная форма черепа с уплощенным лицом и затылком, толстой кожной складкой на задней поверхности шеи. Разрез глаз является «монголоидным», т.е. наружные уголки глаз приподняты вверх по сравнению с внутренними. Переносица широкая и вдавленная. Часто у больных выявляется дополнительная кожная складка у внутренних уголков глаз – эпикант. по краю радужек глаз обычно можно увидеть мелкие белесоватые пятна (пятна Брушфильда). Язык у больных большой и виден между губами, даже если рот закрыт.

Мышечный тонус при этом заболевании снижен. Поэтому новорожденные дети с синдромом Дауна обычно лежат в кроватке, раскинув ручки и ножки. Кисти и стопы у них – короткие и широкие. Пятый палец на руках обычно искривлен и имеет резко укороченную среднюю фалангу. Ладонь больных часто пересекает поперечная кожная борозда. Первый палец на стопах широко отстоит от других пальцев («сандалевидный промежуток»).

При синдроме Дауна очень часто обнаруживаются разнообразные пороки развития внутренних органов. Около 40% больных имеют врожденные пороки сердца: обычно это дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородок. Несколько реже выявляются аномалии желудочно-кишечного тракта, в первую очередь – атрезия или стенозы двенадцатиперстной кишки. Возможны также нарушения формирования и других органов.

Однако с увеличением возраста ребенка главной проблемой становится глубокая умственная отсталость, которая достигает степени имбецильности у 90% больных. при синдроме Дауна отмечается задержка формирования моторных навыков и речи. Дети позже начинают ходить и говорить. У них резко нарушено абстрактное мышление. Они легче осваивают навыки, связанные с физическими движениями, чем речевые. Однако больные часто послушны и общительны, что помогает их обучению.

Продолжительность жизни при Синдроме Дауна короче, чем у здоровых людей. В первую очередь это связано с наличием пороков развития внутренних органов, которые приводят к гибели больных в раннем возрасте. Кроме того, такие дети значительно чаще страдают острыми инфекциями и злокачественными заболеваниями крови. Средняя продолжительность жизни больных составляет 20 лет. Примерно треть детей с синдромом Дауна погибают на первом году жизни. Очень редко больные доживают до 50 лет.

При мозаичном варианте синдрома Дауна состояние и развитие детей обычно страдает несколько меньше, чем при простой трисомии 21-й хромосомы. Степень тяжести фенотипических проявлений частично обусловлена процентным содержанием клеток с аномальным набором хромосом.

Реабилитация больных с синдромом Дауна должна быть комплексной. Она включает диетотерапию, массаж и гимнастику, развивающие занятия, лекарственную терапию, оперативную коррекцию пороков развития.

Питание детей с синдромом Дауна должно быть сбалансированным по основным ингредиентам, но должно содержать большое количество витаминов и минеральных солей. Для этого грудным детям с 1-го месяца вводят соки, затем фруктовые пюре, с 4 месяцев дают овощное пюре.

Вместо воды для питья грудным детям дают овощные отвары. В более старшем возрасте в питание детей с синдромом Дауна обязательно включают свежие овощи и фрукты.

Витамины в сочетании с минеральными солями применяют и в виде таблетированных препаратов, особенно в зимний и весенний сезоны года.

Как было неоднократно показано, такое питание улучшает развитие ребенка.

С целью лекарственной терапии при синдроме Дауна чаще используют препараты, улучшающие обменные процессы и кровоток в мозге (ноотропные средства). Иногда применяют гормоны щитовидной железы. По показаниям назначают и другие лекарственные средства.

При болезни Дауна умственная отсталость очень часто сопровождается значительной задержкой двигательной активности, в особо тяжелых случаях вплоть до параличей и парезов. Все высшие психические функции (двигательная, речевая, интеллектуальная) тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому подход к реабилитационным мероприятиям у пациентов с синдромом Дауна должен быть комплексным, т. е. направленным на развитие моторных навыков и всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, которые в первые месяцы и годы жизни обеспечивают физическое и психическое развитие ребенка. Занятия лечебной физкультурой рекомендовано сочетать с массажем, включать элементы игры. Весь комплекс реабилитационных мероприятий должен вызывать интерес у пациента и проводиться на положительном эмоциональном фоне.

Смотрите так же:  Приобретаемый аутизм

Особенностями моторики ребенка с синдромом Дауна являются повышенная подвижность суставов, слабое сопротивление при пассивных движениях, необычные позы младенцев, такие, как поза «лягушки» в положении на спине.

Реабилитационные мероприятия по восстановлению двигательной активности начинают с формирования базовых моторных навыков. К базовым навыкам движения относятся: прямосидение и прямостояние, ходьба, осмысленный контакт с объектом. Без этого может быть сорвано формирование поведенческих блоков, необходимых для осуществления более сложной двигательной активности. Двигательные навыки в повседневной жизни связаны с независимым существованием пациента, так как контроль макро- и микродвижений обеспечивает уход за собой, пользование одеждой и едой.

Время для проведения занятий лечебной гимнастикой должно быть строго определено. Дети грудного могут заниматься через 40 минут после приема пищи в период бодрствования, а более старшего возраста – через 30 минут после завтрака, перед прогулкой. Важное значение при занятиях имеет одежда. Дети до года должны заниматься полностью обнаженными. Гимнастика и массаж проводится в хорошо проветриваемой комнате при температуре не ниже 20 – 22 0 С. Место для проведения гимнастики с детьми до года – стол, покрытый сложенным байковым одеялом, а сверху – чистая простынка. Размеры стола должны быть не менее 70 / 90 см, а высота 75 см . Массаж обычно предшествует занятиям лечебной гимнастикой. Перед упражнениями для туловища делают массаж спины. Продолжительность каждого отдельного приема массажа – 1 – 2 минуты. Применяют 4 основных приема массажа: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Глубокое поглаживание необходимо проводить от периферии к центру по ходу лимфатических сосудов. Целесообразно проведение точечного массажа.

При проведении занятий с ребенком с синдромом Дауна необходимо разговаривать с ним, хвалить его, вызывая положительные эмоции. Если же он плачет и не желает выполнять упражнения, то его следует успокоить, отвлечь, а в случае, если это не поможет, прекратить занятия. Обращаться с пациентом следует аккуратно и осторожно, без давления на кисти, оберегая голову ребенка от травмы. все движения рекомендовано делать спокойно, ритмично, точно и плавно. начинать занятия надо с легких упражнений, а затем постепенно переходить к более сложным. Во избежание переутомления мышц необходимо чередовать движения ног и туловища, повторять каждое упражнения от 2 – 4 до 8 – 10 раз.

Для стимуляции двигательной активности ребенка с синдромом Дауна в возрасте от 0 до 2 месяцев необходимо в течение дня несколько раз поворачивать на животик, при этом под грудь подкладывают небольшую подушечку. Во время лежания на животике обращаются к ребенку ласково, вызывая интерес игрушкой, побуждая поднять головку. Рекомендуется слегка приподнимать верхнюю часть тела.

В возрасте от 2 до 6 месяцев ребенку помогают переворачиваться на бочок и на животик. Для тренировки подъема и удержания головы используют упражнения «лежа на большом мяче», при этом таз ребенка фиксирован, а вытянутые вперед ручки ребенка удерживает методист, при этом раскачивая мяч вперед и назад. При легком толкании мяча ребенок опирается на кисти.

В возрасте от 6 до 12 месяцев в процессе занятий необходимо обучать пациента присаживаться и самостоятельно сидеть. Вначале курса лечения отрабатывается поворот набок, а затем переход в сидячее положение. Далее ребенок тренируется садиться из исходного положения на спине. Для обучения используются гимнастические палочки, мячи, игрушки. В процессе занятий надо пытаться ставить ребенка на ножки, поддерживая его. Если у ребенка с синдромом Дауна отсутствуют шаговые движения, то можно, поддерживая ребенка под ручки, переставлять его ножки, а также пользоваться ходиками и специальными приспособлениями. В случае, когда ребенок уже освоил подъем и поворот головы, можно поставить его на четвереньки, при этом поддерживая его под животик.

Для активации ползания ребенка, находящегося в исходном положении колени-локти, берут за вытянутые руки в области плеч и слегка тянут его на себя и несколько в сторону. Нога при этом отводится в бедре и сгибается в колене. Далее постепенно отрабатываются упражнения для тренировки ползания на животе. Рефлекторное сокращение мышц верхних и нижних конечностей происходит при надавливании на следующие точки: медиальный надмыщелок плеча, дистальная часть предплечья с радиальной стороны, медиальный мыщелок бедра, давление на пятку, внутренний край лопатки, акромиальный отросток плеча и верхний гребень подвздошной кости. Далее необходимо постепенно отрабатывать вставание на колени для тренировки равновесия.

Сначала обучают ребенка ходить с поддержкой под руки, а затем используют параллельные брусья, канат, раму, бассейн с мячами. Если у ребенка не получается упражнение, необходимо неоднократно в течение дня побуждать его к действию общением или игрой.

Когда ребенок освоит базовые моторные навыки, т.е. научится управлять своими мышцами, тогда необходимо совершенствовать движения и предлагать более сложные упражнения: подъем на горку, ходьба по рыхлому песку, перешагивание через предметы. При этом добавляют артикуляционную гимнастику для развития речи, стимуляцию слухового и зрительного анализаторов.

В связи с возможностью наличия у пациентов с синдромом Дауна врожденных пороков развития позвоночника следует ограничивать упражнения на сгибание и удержание обеих ног под прямым углом, а также напряжения мышц шеи и головы, так как это может привести к параличу конечностей.

Адекватные физические упражнения, соответствующие состоянию и возрасту, приводят к формированию функциональной адаптации к социально-бытовым условиям жизни больного ребенка.

21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна

Материал опубликован 21 марта 2016 в 12:48.
Обновлён 23 марта 2016 в 12:52.

Синдром Дауна связан с генетическим нарушением — наличием дополнительной 21й хромосомы. Обычно у человека 46 хромосом, а у человека с синдромом Дауна их 47.

Такая патология распространена во всех регионах мира и ведет к изменениям здоровья человека. Данный синдром также характеризуется определенным набором физиологических особенностей — таких, как «плоское лицо», кожная складка на шее, гиперподвижность суставов, мышечная гипотония и некоторые другие. Ребенок с таким расстройством развивается медленнее своих сверстников.

Несмотря на распространенное мнение о неспособности таких детей к обучению, нужно отметить, что они могут успешно освоить не только простые навыки, но и гораздо более сложные действия, включая некоторые профессии. В Москве существует единственный в мире театр, где все люди имеют синдром Дауна. Труппа, которая называется «Простодушные», успешно гастролирует и собирает полные залы.

В сам же этот День во многих странах мира проходят различные благотворительные и просветительские акции, мероприятия и концерты, конференции и семинары.

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея объявила 21 марта Всемирным днем людей с синдромом Дауна (A/RES/66/149) и предложила всем государствам-членам, соответствующим организациям системы Организации Объединенных Наций и другим международным организациям, а также гражданскому обществу, включая неправительственные организации и частный сектор, отмечать этот день с целью повышения информированности общественности о синдроме Дауна.

Другие статьи

  • Упражнения на развитие пространственного восприятия у дошкольников Формирование пространственных представлений — игры и упражнения Умение ориентироваться в пространстве — важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными […]
  • Деменция с 50 лет О надвигающейся деменции расскажет то, как вы смеетесь Известно, что с наступлением деменции , в частности, болезни Альцгеймера, у человека нарушаются память, мышление, способность концентрироваться на чем-то. А теперь ученые определили еще один, особенно важный […]
  • Советы по воспитанию мальчика 5 лет Воспитание сына: возраст от 3 до 5 лет Что важно не упустить в воспитании мальчика от 3 до 5 лет? "С чего отцу начать воспитание мальчика?" Этот вопрос стал поводом для написания статьи "Воспитание сына: возраст до 3 лет". Сегодня мы публикуем продолжение, […]
  • Снимает стресс солдатам Снимает стресс солдатам Нейроофтальмолог Митху Сторони написал книгу «Без стресса. Научный подход к борьбе с депрессией, тревожностью и выгоранием». «Здоровье Mail.ru» со ссылкой на Forbes Life приводит несколько полезных приемов, которые помогут научиться управлять […]
  • Синдром дауна сахарный диабет Информация о синдроме Дауна помогла ученым определить ген, вызывающий сахарный диабет 2 типа В ходе исследования Дэмиен и его коллеги обратили внимание на генетические характеристики людей с синдромом Дауна, у которых часто встречается сахарный диабет 2 типа. […]
  • Аутизм как назвать Преимущества аутизма Мишель Доусон не может ездить в переполненных автобусах, а заказ чашки кофе в ресторане для нее настоящая проблема – контакт с незнакомыми людьми вызывает у нее панику. В то же время за последние несколько лет Доусон получила широкую известность […]