Статья про стресс

Стресс и защита от него

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но, с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечнососудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Причиной стресса может быть по сути всё, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает. Например, к внешним причинам можно отнести беспокойство по какому-либо поводу (смена работы, смерть родственника).

К внутренним причинам стресса относят жизненные ценности и убеждения. Сюда же входит и личная самооценка человека.

Стрессам и депрессиям могут быть подвержены и женщины, и мужчины примерно в равной степени. Однако каждый организм имеет свои характерные особенности. Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то, в первую очередь, необходимо выявить их причины. Вполне понятно, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия. Ведь недаром говорят, что «все болезни от нервов».

Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны. Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения. Чтобы депрессия не перешла в более тяжёлое, затянувшееся состояние, каждый из нас должен заниматься самовоспитанием, развитием силы воли.

Многие люди привыкли справляться со стрессами с помощью антидепрессантов, наркотиков, алкоголя. Зачем, мол, тратить время на развитие своей силы воли, если есть более простые пути? Они не задумываются о том, что может возникнуть зависимость, с которой они уже не смогут справиться без помощи специалистов.

Дистресс — это стресс, вредящий организму (в отличие от эустресса — полезного стресса).

Симптомы дистресса: частые болезни, ослабление иммунной системы организма; расстройство половой функции; головные боли, желудочные боли, язвенные болезни; ухудшение сна; потеря аппетита или, наоборот, излишнее обжорство; изменение предпочтений в еде: если раньше, например, много острого или сладкого не хотелось — то в состоянии стресса, наоборот, хочется и помногу. А также — повышенная возбудимость: чаще хочется раздражаться, злиться, сердиться, беспричинно смеяться.

Чаще всего дистресс вызывается длительными и (или) сильными негативными воздействиями на организм. Если вы долго были без воды, воздуха, еды и тепла, если стали жить в местности, где непривычные для организма условия жизни (например, высоко в горах), или на вас навалились тяжёлые болезни, травмы, долгая боль — организм, пытаясь защищаться, может неудачно отреагировать дистрессом. Неожиданная смерть близкого человека, измена, серьёзные проблемы на работе — также нередкая причина стресса. Частой причиной дистресса является не плохая жизнь вокруг, а негативное отношение к происходящему, переживания страха, гнева, ярости. Сама по себе длительная негативная эмоция — это уже стрессовый фактор. А когда она накладывается ещё и на стрессовый фактор извне — получается двойной негативный стресс.

Как снимать стресс?

Лучше всего стресс снимается следующими вещами: сон, прогулки, грамотная физическая активность и практика расслабления.

Во-первых, сон. Ночью нужно спать, если можете засыпать в 22:00 и просыпаться в 7 утра — в стрессовой ситуации это оптимально. В любом случае, никаких ночных бдений, договоритесь сами с собой: «После 24:00 жизни нет!»

Второе — прогулки. Гулять на воздухе, выезжать на природу, выходить из бетонных коробок и видеть высокое небо — спасение от стресса.

Третье — грамотная физическая активность. Серьёзные физические нагрузки при стрессе вредны, а небольшие и постоянные, тем более чередующиеся с расслаблением — необходимы.

Что касается расслабления, то исследования показали: обычный расслабляющий массаж гораздо эффективнее снижает стресс, чем слова поддержки в трудной ситуации: слова можно пропустить мимо ушей, а тело реагирует всегда. Стресс — это напряжение, и, чтобы его снять, сознательно практикуйте расслабление. Организуйте себе 5 раз в день элементарные 3-минутные паузы на расслабление, и уровень напряжения ощутимым образом снизится.

Да, и завязывайте с кофе. Одна чашечка кофе на ближайшие два часа поднимает уровень кортизола на 30%, а действие кортизола вы, наверное, знаете: разовые дозы организм бодрят, а постоянно высокий уровень кортизола организм убивает… Аккуратнее, друзья!

Предупреждение стресса

Что делать и как жить, чтобы с дистрессом не сталкиваться?

Первое — вести здоровый образ жизни. Хорошее здоровье, сильная иммунная система — снижают негативные последствия стрессовых факторов. Ложитесь вовремя, двигайтесь, закаляйтесь!

Второе — не слушайте людей, которые вам внушают, что всё вокруг тяжело и ужасно, что всё вокруг сплошной стресс. Оптимистический настрой, умение видеть в ситуации хорошее — наше всё. Это полезно и для здоровья, и для отношений. Вы сами захотите жить рядом с человеком, который всего боится и на всё жалуется?

Один из самых простых способов избавиться от стресса — это избавиться от телевизора. И не читайте СМИ, где переливают каждый день один и тот же негатив! А вот погулять на природе вместо этого — исключительно полезно. Ваше решение?

Третье: становитесь информированным реалистом. Глупо быть страусом и прятать голову в песок, объективные трудности от этого не исчезнут. Если вы знаете, какие трудности вас ждут, они не будут для вас неожиданностями. Предупреждён — значит, вооружён. Если есть возможность стрессовую ситуацию предсказать, негативные последствия от стресса снижаются, а часто и вообще не возникают. На экспериментах с крысами это было показано, ваш опыт это подтвердит также. Практикуйте технику душевной страховки.

Четвёртое: отучайте себя переживать, учите себя действовать. Учитесь любую ситуацию встречать спокойно, не как проблему, а как задачу. Что можно поправить или предупредить — сделайте (по науке это называется проблемно-ориентированное преодоление стресса. У людей, склонных к проблемно-ориентированному преодолению стрессовых ситуаций, проявляется меньшая депрессия как до, так и после действия стресса (Billings & Moos, 1984)), в отношении всего остального — расслабьтесь и примите.

Господь дал мне три замечательных качества: Мужество — бороться там, где я могу что-то изменить, Терпение — принять то, с чем я справиться не в силах, и голову на плечах — отличать одно от другого.

Пятое: отучайте себя от позиции Жертвы, переключайтесь на активную жизненную позицию. В опытах на крысах было доказано, что те крысы, которые имели возможность как-то прятаться от удара электротоком — получали стресс меньший, адаптация проходила быстрее и заканчивалась успешнее. Радостный научный факт: человек с активной жизненной позицией больше бережёт свой организм.

А это значит: разберитесь, что у вас порождает ваш стресс (дистресс), и что вы можете в этой ситуации реально изменить. Если у вас сумасшедшая работа: может, не таблетки пить, а работу поменять? (Ну, если хотите жить, а не постоянно дёргаться.) Если реально не хватает денег, то глупо слушать красивую музыку и медитировать на звук «Ом»: думайте, как заработать денег. Если у вас стресс от того, что живёте вы вместе с тёщей или ещё с кем, с кем вместе лучше не жить, то решайте вопрос с квартирой. И так далее: лёгких решений здесь, очевидно, может и не быть, но и под лежачий камень вода не течёт. Кто хочет — ищет возможности. Все остальные — переживают стресс… У вас всё получится!

Стресс: эмоциональная составляющая

Дата публикации: 05.05.2016 2016-05-05

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Равочкин Н. Н., Клещеногов А. С. Стресс: эмоциональная составляющая // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1374-1376. — URL https://moluch.ru/archive/114/29564/ (дата обращения: 26.02.2019).

The article examines the emotional component of stress. We study the genesis of the concept of «stress» in works of domestic and foreign researchers. In conclusion the author’s understanding of stress is given.

Keywords: stress, emotional stress, adaptation, organism.

Актуальность обращения к заявленной проблеме обусловлена ростом напряжения социального, включающего, в свою очередь, эмоциональное напряжение каждого отдельного индивида, вызываемое конкретными стрессорами.

Проводя анализ литературы на предмет связи стресса и эмоционального напряжения на теоретическом уровне, отметим, что, например, в работах В. Л. Марищука не раз делается авторский акцент на разность понятий «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность». Первое понятие, как он считает, определяется активизацией различных систем организма ввиду активных волевых действий, второе же характеризуется интеримарным уменьшением уровня резистентности психических процессов и трудоспособности. Однако множество авторов не считают целесообразным разделять данные понятия, т. к. считают это нелогичным по многим причинам. В первую очередь, из-за приравнивания автором понятий «эмоциональное напряжение» и «волевое напряжение», что согласно мнению большинства, является некорректным. Поэтому в настоящее время, не выделяют четкую границу и «разрешается» применять как одно, так и другое вышеуказанное понятие с единым смыслом [3].

Некоторые авторы, в частности Л. В. Куликов, считают, что не нужно «напряжение» маркировать как «эмоциональное». Это объясняется невозможностью предположить наличие напряжения, не сопровождающееся какими-либо эмоциями. Однако считается, что «эмоциональное» указывает на первостепенную значимость развивающихся эмоциональных составляющих напряжения. Ведь Н. И. Наенко и О. В. Овчинников, к примеру, выделяют операциональную напряженность, возникающую в результате тяжелого труда. В данном случае имеют место присутствовать различные эмоции, но они играют второстепенную роль, в связи с чем понятие «эмоциональная напряженность» целесообразно указывать в полном виде [1, 4].

Эмоциональная напряженность способна оказывать различный эффект на характер деятельности организма. Например, при непредвиденной драке с хулиганами будет отмечаться повышение мышечной силы, однако, кроме того, возможно нарушение моторной координации.

В настоящее время очень часто можно услышать термин «стресс», подразумевающий, как правило, отличное понятие от впервые предложенного У. Кэнноном. В своих работах он связывает данный термин с феноменом «борьбы — бегства» и рассматривался исключительно со стороны физиологии. Органом, играющим основную роль в развитии данного феномена, является мозговой слой надпочечников, а сам процесс «борьбы –бегства» как будто бы готовит мускулы к активному акту ввиду воздействия на организм какой-либо опасности. И данная реакция позволяет организму бороться с опасностью или бежать от нее [7].

Г. Селье был тем, кто популяризировал термин «стресс». Им было написано немало работ посвященных данному понятию или затрагивающих его. Интересным фактом является то, что сами представления Селье о понимании понятия стресса круто менялись в течение его жизни и со временем в своих работах он все более отходил от первоначального определения данного термина. В его первых работах стресс рассматривается исключительно со стороны физиологии и биологии. В связи с этим имелось понимание стресса как физиологической реакции в ответ на воздействия различной природы, носящие отрицательный характер. Селье говорил о том, что главнейшую роль в данной реакции играет эндокринная система.

Смотрите так же:  Возникает ли молочница при стрессе

Однако позже сам Селье указывал на то, что при стрессе имеют место быть не только функциональные изменения в организме, но и морфологические, которые являются необратимыми. И уже в тот момент существовало множество примеров, когда после перенесенной тяжелой психологической травмы, особенно во времена Второй Мировой войны, у людей развивались заболевания, зачастую онкологические, различных систем организма [5].

Эти примеры говорили о слабости понятий Селье о стрессе и его отрицании главнейшей роли ЦНС в развитии описываемых реакций. Однако со временем сам Селье начал менять представление о стрессе, рассматривая его со стороны психофизиологии, что привело к постепенному размыванию границ данного понятия. В 1974 г. он опубликовал работу под названием «Стресс без дистресса», где ввел дополнительные понятия.

Г. Селье разделял стресс на два вида: дистресс, который связан негативными эмоциями, и эустресс, который связан с позитивными эмоциями. В связи с этим в границы описываемых понятий вошли и физиологические явления, а в частности, сон. Он писал, что во сне человек также подвергается стрессу ввиду того, что «любая биологическая деятельность оставляет необратимые химические рубцы» [6].

Впоследствии ученые все больше задавались вопросами о реальных границах стресса как эмоционального напряжения. Согласно точке зрения Л. Леви, стресс необходимо рассматривать как некую совокупность различных эмоциональных состояний, граница которой соответствует несерьезным сдвигам гомеостаза. Как положительные, так и отрицательные эмоции тесно связаны с различным изменениями в гомеостазе [2].

В 1970 году Р. Лазарус постарался разделить физиологическое и психологическое определение стресса. Он предложил теорию, в контексте которой стресс делился на 2 вида: физиологический и психический. Физиологический стресс обусловлен наличием настоящего физического раздражающего фактора, а психический связан с ожиданием человеком будущей опасной или трудной ситуации. Но изложенное разграничение крайне условно, т. к. в физиологическом стрессе всегда присутствуют составляющие стресса психического — и наоборот. Поэтому в данном случае правомернее говорить о причинах, вызвавших стресс, а не о изменениях в организме при нем.

Кроме того, с точки зрения физиологии, вызывает вопросы распространенное мнение о том, что стресс является абсолютно физиологической адаптационной реакцией, направленной на восстановление гомеостаза. С. Майер и М. Ландеслагер еще в 1985 году говорили о том, что в стрессовой ситуации активно выделяется гормон кортизол, позволяющий организму использовать более высокий уровень энергии в связи с усиленным расщеплением пептидов, а также поддерживающий цифры артериального давления. Но, ко всему прочему, он снижает уровень иммунной защиты. В связи с этим во время длительного стресса, а также после него человек нередко страдает простудой, ОРВИ и т. п. Именно поэтому утверждать, что стресс полезен для организма нельзя, говоря о по-настоящему опасном уровне эмоционального напряжения. Но и не стоит рассматривать стресс исключительно в ключе патологии, на что указывает В. Н. Цыган и В. Я. Апчел. В данном случае, возможно, будто сам организм «выбирает» лучшее из двух зол.

В наши же дни понятие «стресс» все чаще применяют к любому психоэмоциональному напряжению, к примеру, сдача экзамена, задержка на работе, подготовка к свиданию. Границы данного определения становятся все более расплывчивыми, а особенности проявления для каждого организма во многом индивидуальны. Поэтому со временем влияние данного термина уменьшается, так как зачастую невозможно понять смысл его употребления без подробного описания автором. И в данном случае возникают вопросы о целесообразности применения обсуждаемого понятия.

В заключение, обобщая всю вышеизложенную информацию, получаем результат, что стрессом можно считать различные эмоциональные реакции организма, возникающие как ответ на разногласие между требованиями к нему и способностью удовлетворить данные требования ресурсами же самого организма.

1. Куликов Л. В. Психогигиена личности. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

2. Леви Л. Эмоциональный стресс. — М.: Медицина, 1970. — 329 с.

3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведения и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Сентябрь, 2001. — 260 с.

4. Наенко, Н. И. О различении состояний психической напряженности Текст. / Н. И. Наенко, О. В. Овчинникова // Психологические исследования. — М., 1970. Вып. 2. — 40–46 с.

5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме, М.: Медгиз, 1960. — 255 с.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 66 с.

7. W. B. Cannon; physiological regulation of normal states: some tentative postulates concerning biological homeostatics. — Paris: Les Éditions Médicales, 1926. — p. 91.

Статья «Стресс и методы его коррекции у старшеклассников СОШ»

Столичный учебный центр
г. Москва

Особенности проявления стресса у старшеклассников СОШ и методы его коррекции

Величко Елена Владимировна, социальный педагог МАОУ СОШ №48 г.Новоуральск,

Аспирантка Уральского государственного педагогического университета

Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повсе­дневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслуши­ваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телеви­зоров; знаем, что к нему приводит обилие информа­ции. А что же это такое — стресс?

«Современный словарь по психологии»[15,С.263] лаконично определяет стресс как состояние психического напря­жения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские пси­хологи: «Негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в со­стоянии справиться с требованиями ситуации».

В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике [1,С.116]. Актуальность данной проблематики очевидна. Уже не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологи­ческом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длитель­ных стрессовых состояний. В свою очередь это ведет к увели­чению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой эти­ологии— так называемых «болезней стресса».

Хотя люди по-разному реагируют на то, что они испытывают и переживают в жизни, психологические стресс-факторы и стресс-факторы, обусловленные окружающей средой, могут способствовать появлению эпизодов депрессии. Ученые Государственного университета штата Канзас [2,С.140.] установили, что в настоящее время старшеклассники испытывают больший стресс, чувства тревоги и депрессии, чем десять лет назад. В медицинской литературе существует точка зрения, что до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом [7,С.44].

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение старшеклассников. Экзаменационный стресс – это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором [8,С.17]. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы школьников. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме — обычно требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам» [6,С.114].

Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма школьника. Среди факторов, связанных с экзаменационной деятельностью и являющихся вероятными причинами усиления эмоционального напряжения, можно указать такие, как необходимость уложить ответ в относительно жесткий лимит времени или система случайного выбора билетов, выделяющих отдельные разделы учебной дисциплины, что вносит элемент некоторой непредсказуемости результатов, и др.

Эмоциональный стресс в период сдачи выпускных экзаменов характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменением электрического сопротивления кожи, артериального давления, сужением и расширением сосудов, изменением скорости, амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметра зрачка, секреции слюны; наблюдаются расстройства пищеварительной системы, изменяется электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, слюны, основной обмен [3,С.30]. У старшеклассников, нередко отмечаются различные реакции на стрессовые ситуации, связанные с экзаменационными испытаниями, например, соматическое проявление депрессии и состояние тревоги [10,С.144]. Особенно часто подростки жалуются на головную боль и желудочно-кишечные боли, у некоторых отмечается повышенное АД. Первичные изменения, происходящие в организме под воздействием экзаменационного стресса, порождают «застойные» эмоциональные возбуждения отрицательного характера, в первую очередь изменяют функцию ЦНС [12,С.37].

Стрессовые реакции на различные психосоциальные стимулы экзаменационной обстановка – не столько следствие самих раздражителей, сколько результат когнитивной интерпретации стимула, а также эмоционального возбуждения.

В большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим старшеклассником, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной ситуации стрессирующий характер. Он реагирует на экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких параметров, как личностные особенности, социальный статус, социально-ролевое поведение студента и др.

Поддержка общества и семьи остаются позади, а приспособление к обязанностям и требованиям старшей школы может быть очень напряженным.

Распространенными факторами, вызывающими стресс у старшеклассников, являются:

-возросшие академические требования;

-возложенная ответственность за результаты учебы;

-изменение отношений с членами семьи;

-изменения в социальном статусе в школе «старшеклассник», «выпускник»;

-подготовка к жизни после окончания учебы в школе.

Вегетативные психологические состояния у старшеклассников наблюдаются задолго до начала экзаменов и постепенно прогрессируют, достигая максимума к моменту получения экзаменационного билета. Старшеклассники воспринимают экзамены как «поединок ответов и вопросов», как «изощренную пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку».

Такие факторы, как длительное ожидание выпускных экзаменов, элемент при неопределенности при выборе билета и жесткий лимит времени на изложение ответов усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается стрессовыми симптомами [6,С.22]. Данные анкетирования выявили, что у 54% старшеклассников было учащенное сердцебиение перед экзаменом, 27% жаловались на расстройство сна, 14% ощущали мышечную дрожь, слабость, 4% старшеклассников испытывали головную боль.

На вопрос «Что тревожит вас больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в успешной его сдаче?» 60% опрошенных в качестве фактора, затрудняющего получение хорошей оценки, боязнь выбрать «сложный билет», 15% — неуверенность в себе, 12% — строгий контроль, 6% — плохое самочувствие, 5% — низкий уровень знаний [7,С.29].

Отсюда видно, что ожидание экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у старшеклассников в виде различных форм психической активности: как конкретного страха перед экзаменатором или негативной оценкой (связанной с низким уровнем знаний), так и в виде мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего экзамена.

Длительное действие стресса оказывает негативное влияние на учебную мотивацию старшеклассников, имеющих высокий уровень притязаний, тогда как у старшеклассников с низким уровнем притязаний такое же воздействие не оказывает разрушающего влияния на мотивацию к знаниям и саморазвитию[11,С.27].

Смотрите так же:  Отличия невроз или депрессия

По данным О.М. Сергеевой, методы регуляции экзаменационного стресса различны.[9,С.28]. Эмоциональная регуляция — простая, быстрая, подконтрольна стимулам и усиливается под действием стресса. Волевая регуляция – сложная, медленная, осуществляется при помощи самоконтроля и ослабляется под действием стресса.

У старшеклассников с преобладанием эмоциональной регуляции (склонность к риску) и у людей с преобладанием волевой регуляции (рациональность) изменения структуры мотивации под воздействием стресса будут различными.

Под воздействием экзаменационного стресса у старшеклассников, склонных к рациональному поведению, происходит снижение учебной мотивации, затрагивающее все потребностные уровни, но, прежде всего, уровень потребностей в знаниях и самоактуализации. У старшеклассников, более склонных к риску, наоборот, учебная мотивация при экзаменационном стрессе усиливается, причем в первую очередь за счет потребностей в знаниях и самоактуализации.

Необходимость применение психолого-педагогических методов коррекции стресса диктуется, по крайней мере, тремя важными обстоятельствами. Во-первых, устойчивость к психологическому стрессу традиционно рассматривается как профессионально важная черта у большинства профессий. Во-вторых, индивидуальная стрессоустойчивость представляет большой интерес как основная промежуточная переменная, опосредующая хорошо известную связь между уровнем объективно испытываемого стресса и развитием различного рода соматических заболеваний. В-третьих, некомпенсированное воздействие интенсивных стресс-факторов, особенно в экзаменационный период, может приводить к разнообразным психическим нарушениям, что влияет на эффективность обучения и продолжения учебы в высших учебных заведениях.

Можно предположить, что в ситуации экзамена старшеклассники, склонные к рациональному принятию решений (то есть к учету всех возможных вариантов и к перестраховке), настолько перенапрягаются, что включаются защитные механизмы. Реально необходимый для личности результат – сохранение работоспособности, а значит надо убрать перемотивированность. Любопытно, что у старшеклассников, склонных к риску, наблюдается повышение не только учебной мотивации, но и потребности в самореализации среди базовых потребностей.

То есть, экзаменационный стресс способствует раскрытию, расцвету старшеклассников, склонных к риску. Возможно, что эта подгруппа старшеклассников воспринимает экзамен как вызов, а известно, что восприятие стрессовой ситуации как вызова, а не как угрозы, снижает ее стрессогенность для индивида [2, С.9].

Психолого-педагогические методы коррекции устойчивости к стрессу основаны на индивидуальной устойчивости к стрессу, которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья.

Для коррекции экзаменационного стресса возможно применение модифицированная методика аутогенной тренировки, дополненной приемами психологической условно-рефлекторной регуляции;

Психологическая подготовка по методике «АТ-1» носит групповой характер и начиналась за 1 — 0.5 час до экзамена. По данным исследователей [13,С.56] при проведении психологической тренировки создавалась своеобразная программа успешной деятельности, которой старшеклассники должны были следовать на экзамене.

В конце занятия отмечалось достоверное снижение частоты сердечных сокращений по группе до 93.4 ± 1.9 уд/мин. (р

Вам не удалось занять престижную должность на работе? Вы не ладите с мужем? У вас болит зуб? Тогда понятно, почему настроение оставляет желать лучшего. Ведь вы живете в постоянном стрессе.

О стрессе чего только не пишут и не говорят! Увы, бешеный ритм современной жизни приводит к тому, что стрессы прямо-таки сыпятся на наши несчастные головы, как из рога изобилия. Слабому полу, как правило, достается больше всех. Судите сами. Мужьям в основном приходится бороться с рабочими стрессами: справляться с конкуренцией, доказывать всем и каждому, что они не лыком шиты. На жен же ложится двойная нагрузка. Мало им работы, так еще существует и не всегда благополучная семейная жизнь. А еще приходится совмещать ведение домашнего хозяйства и зарабатывание денег. Да тут свихнуться впору!

Между прочим, кое-кто и впрямь может доработаться до «психушки». Ведь от стресса до депрессии рукой подать. Это вам любой доктор объяснит. Стресс нередко служит причиной возникновения серьезных сердечно-сосудистых заболеваний и проблем с пищеварением. Не говоря уже о том, что стрессовые ситуации попросту разбивают семьи.

Так что же такое стресс и как с ним бороться? Сегодня мы поговорим о том стрессе, которому подвергается самая уязвимая часть человечества — женщины!

Все будет хорошо!

Знаю женщину, которая, пережив развод с мужем, тут же потеряла работу, потому что не могла сосредоточиться. Какая связь между двумя этими событиями? Ну конечно же, стресс! Так что же это такое?

ЗНАЙТЕ: Стресс — это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.
— Скажите, стресс одинаково сказывается и на муже, и на жене? Или существуют специфические особенности? — задала вопрос психологу Олегу ВАРЕННИКОВУ.
— Разумеется, мнение, что женщина защищена от стресса лучше чем мужчина, ошибочно. Симптомы стресса ничуть не легче для жены, чем для мужа. Мало того, существуют и особые «женские» реакции на стресс. Например, невыносимые головные боли или приступы парализующего страха. Вот почему женщине надо быть особенно внимательной к себе и постараться не доводить себя до стресса. Если чаша переполнится, последствия могут быть очень серьезны.
— Что же чаще всего становится для женщины причиной стресса?
— Причин миллионы. Создание семьи — уже само по себе стресс! Замужество, материнство, развод, уход детей из семьи и многое другое — все это сказывается на женщине, и далеко не всегда положительно. Если жена и работает, и ведет хозяйство — на нее падает двойной стресс. Ведь очень часто бизнес-леди чувствует себя виноватой, так как не уделяет достаточно времени семье. Если же жена не работает, высоки шансы на то, что у нее возникнет так называемый «стресс домохозяйки», которую угнетает домашняя рутина.

ЗНАЙТЕ:Существует особый ряд стрессов — переживания, которыми ни с кем нельзя поделиться. «Скелеты в шкафу», которые есть в каждой семье. Чьи-то сплетни, коварство других людей, измены мужа и мало ли что еще. Не говоря о том, что каждому человеку рано или поздно приходится сталкиваться с жизненными кризисами: ухаживать за больными родителями или детьми, сталкиваться с возможностью развода.
— Каковы же симптомы женского стресса?
— Они чрезвычайно разнообразны и крайне неприятны. Типично «женским» симптомом стресса является нервная анорексия. Дамы посредством диет или даже полного отказа от пищи, сводят свой вес практически к нулю, фактически ставя свою жизнь под угрозу. Но они не желают успокаиваться, так как по-прежнему считают себя чересчур полными. И без помощи психиатра в таких случаях обычно не обойтись. И очень часто вызывает столь страшное состояние. стресс. Например, жена слегка поправилась, а «добрый» муж изо дня в день напоминал ей о паре лишних килограммов. Если женщина и без того была зациклена на проблеме веса, замечания мужа вполне могли стать последней каплей для развития неуверенности в себе и серьезного стресса.

Существует и другая крайность — булимия. В этом случае женщина начинает обжираться в буквальном смысле слова, а тучность свою «официально» списывает на проблемы с обменом веществ. Она чувствует себя спокойно, только когда чего-нибудь жует. Диету она способна соблюдать совсем недолго, так как без пищи чувствует себя слишком несчастной и обездоленной. Для здоровья все это крайне опасно, особенно если учесть, что иные особы стараются скрыть свои проблемы от близких, поддерживая нормальный вес с помощью рвотных средств и прочих вредных таблеток.

ЗНАЙТЕ: Депрессии у женщин возникают в два раза чаще, нежели у мужчин.

В наше время деловые леди вершат дела компаний в офисах, но воспитание девочек осталось таким же, что и сотню лет назад. Им по-прежнему внушают, что свой гнев надо подавлять, неудач стыдиться и вообще быть тише воды, ниже травы.

В результате под напором стрессов женщины куда беззащитнее, чем мужчины, хотя на них ложится точно такая же нагрузка и на работе, и в семье. Отрицательные эмоции копятся, и рано или поздно какая-то порой совсем незначительная неудача приводит к глубокой депрессии, апатии, слезам и переживаниям. Мужья, берегите жен! Женская депрессия — страшное дело и благополучию семьи никак не способствует. Тем более, что ярко выраженный стресс приводит порой к куда худшим последствиям. Например, алкоголизму, а то и чему похуже.

ЗНАЙТЕ: Стресс разрушает организм женщины, вызывая головные боли, панические реакции, может даже стать причиной бесплодия и серьезных проблем с сексуальной жизнью. Вывод прост: мужу, который не желает дополнительных проблем, надо относиться к супруге по возможности внимательно и помогать ей расслабляться, отключаться от стрессов.
— Не секрет, что порой источником стресса для жены является именно семейная жизнь.
— Существуют определенные разновидности семейных отношений, которые неизбежно ведут к стрессам. И единственный выход в этом случае — изменение поведения супругов, чего, увы, добиться всегда непросто.

В некоторых случаях, один супруг как бы «переносит» на другого собственные недостатки. Жена устраивает мужу скандал из-за странных взглядов, которые он весь вечер кидал на симпатичную блондинку за соседним столиком. Но истинная причина ее тревоги вовсе не ревность, а. чувство вины. Возможно, она сама изменяет мужу, в чем, конечно, никогда не признается. Более распространенный случай: муж приходит с работы после того, как начальник распекал его в течение двух часов, и вымещает свою злобу на жене. Милый и вежливый человек, оставшись наедине с любимой, порой легко превращается в домашнего тирана. Вот вам элементарнейший бытовой стресс, который может повторяться изо дня в день, и ничего с этим не поделаешь. И кто виноват, тоже неясно. Но такое поведение, естественно, вызывает ответную агрессию со стороны супруги. А агрессия в свою очередь становится для нее дополнительным источником стресса: ведь женщину с детства учат, что нельзя показывать зубы, надо оставаться милой и никого не задевать. Но иной раз приходится обрушиться на нерадивого супруга. Вот вам и целый букет стрессов. Ссоры, скандалы и давление до добра никогда не доводят, между прочим.

Бывают и иные варианты. Например, когда один из супругов относится к другому подчеркнуто равнодушно. Не скандалит, но и на все предложения пожимает плечами. И постепенно. начинает спать в другой комнате. Тоже стресс, который медленно, но верно ведет к разводу. Как правило, такую «пассивную» тактику выбирает именно женщина. И она же больше всех от этих действий страдает.
— Так как же защититься от чудовища, чье имя стресс? Может ли женщина сама себе помочь? И спасти таким образом семью?
— Разумеется. Способов победить потрясение великое множество. Если стресс нагрянул внезапно, самое главное — снять напряжение. Выпустить пар, притупить внутреннюю боль. Здесь поможет спорт, любая активная деятельность. Прогулки, тренажеры, плавание, бег трусцой, велосипед, аэробика. Можно хоть танец живота танцевать, хоть горшки из глины лепить, хоть траву на даче косить — лишь бы помогало. Вообще регулярные физические упражнения — очень хорошая противострессовая защита.

Если двигаться лень, можно попытаться защититься от стресса и иным способом. Например. играть в игры: в карты, в слова, мало ли во что еще. Устройте чемпионат местного значения по разгадыванию кроссвордов, и ваше настроение резко улучшится. Слушайте музыку, читайте триллеры, шейте, вяжите. И не надо без конца подсчитывать свой пульс. Так жить будет куда спокойнее.

Смотрите так же:  Девочка маша с синдромом дауна комментарии

Самовнушение — не такая бесполезная штука, как кажется на первый взгляд. Женщина может многого добиться и почувствовать себя куда лучше, если научится расслабляться хотя бы мысленно. Это же так просто. Влезть в теплую ароматную ванну, или включить приятную тихую музыку. Сделать себе массаж, закрыть глаза и просто помечтать. Поможет и хорошая книга. Причем «хорошими» можно считать и различные пособия, рассказывающие, как справиться со стрессом в той или иной ситуации.

ЗНАЙТЕ: Женщина должна сама себя воспитывать, правильно организовывать свой день, правильно питаться, правильно отдыхать. И. уважать себя. Чаще гладить себя по головке, делать себе комплименты, восхищаться собой. И отбрасывать мысли о прошлых неудачах. Ведь жизнь продолжается!

У всех случаются неудачи и незачем так уж сильно корить себя даже за малые ошибки. Только вернувшись в настоящее можно чего-либо достигнуть. Что было, то прошло, и не надо на этом зацикливаться.

Женщине стоит запомнить еще кое-что: совершенны только боги. Надо осознать это и не насиловать себя, пытаясь прыгнуть выше головы. Большинство стрессов возникает именно по причине «завышенных планок». Если жена примет себя такой, какая она есть, жизнь в семье сразу станет на порядок лучше, а скандалов станет меньше. Как только супруга перестает обвинять себя во всех грехах и начинает говорить «нет» окружающим, которые слишком много от нее требуют, атмосфера в семье меняется. Жена прекращает нагружать себя делами, в которых она вот-вот утонет, разрешает себе время от времени отдыхать, и мужу куда легче становится с ней общаться. Порочный круг работы и домашних обязанностей необходимо разорвать. В конце концов, кто сказал, что женщина «обязана» пылесосить, готовить, стирать и убирать? Разве она не может позволить себе хотя бы однодневный «отпуск»? Цените себя — и все изменится.

Последний совет: надо всегда ожидать лучшего. Какой смысл расстраиваться по поводу неприятностей, которые еще не произошли? Тревожные предчувствия — мощный стрессовый фактор. И избавляться от них нужно как можно быстрее. Убедите себя, что «все будет хорошо» — и жить сразу станет куда легче.

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Секция: 7. Психология

VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

В последние десятилетия наиболее существенным становится такой вопрос, как способность организма, к так называемой, стрессоустойчивости или же сопротивляемости организма к стрессам.

В условиях современности на человека постоянно воздействуют различные стрессоры — это те факторы, которые оказывают, довольно таки, сильное негативное влияние на психическую деятельность человека. Как правило, в большинстве случаев возможность быть подверженным подобного рода перегрузкам возникает именно в конфликтных ситуациях. Поэтому, на мой взгляд, в конфликте наиболее четко выражается уровень стрессоустойчивости человека к тем или иным стрессорам.

Для полного раскрытия содержания данной темы, рассмотрим понятия «стресс» и «стрессоустойчивость», и их основных составляющих.

Итак, под стрессом следует понимать состояние сильного эмоционального напряжения человека, возникающее в ответ на определенные ситуации. Т. е. стресс — это некая ответная реакция организма на результат внешних воздействий (стрессоров) окружающей среды. Как правило, стресс ведет к дезорганизации или же нарушению функций организма, вследствие чего, нарушается жизнедеятельность индивидуума.

Исследователи выделяют следующие виды стрессов:

  1. Эмоционально положительный — возникает на приятные для человека события, где стрессовая ситуация выступает, как контролируемая;
  2. Эмоционально отрицательный — приводит человека к стрессовому состоянию, вызывая у него, при этом, отрицательные эмоции;
  3. Физиологический — возникает при воздействии на организм человека негативных факторов внешней среды;
  4. Психологический — ведет к нарушению психологической целостности и устойчивости личности:
  1. информационный;
  2. эмоциональный;
  1. Кратковременный — возникает на короткий промежуток времени, тесно связанный с инстинктивными действиями человека;
  2. Долгосрочный — приводит к расстройствам и депрессиям, в силу своей продолжительности и затянутости;
  3. Хронический — возникает при наличии или же, существующей длительное время, умственной и физической нагрузки на человека;
  4. Острый — предполагает потерю психологического равновесия человека, вследствие какого-либо неприятного для него события или явления; [3,с.215—225].

Стресс, равно как и конфликт, имеет тесную связь с потребностями самого человека, с не возможностью их воплотить в реальности, что ведет, к усилению действий, с одной стороны — это механизмов психологической защиты человека, с другой — усилению его физиологических возможностей.

Основными факторами, влияющими на возникновение стресса, считают:

  1. организационные факторы, действующие внутри организации, группы (плохие отношения с коллегами, отсутствие рабочей нагрузки);
  2. личностные факторы, действующие под влиянием заниженной или завышенной самооценки, эмоциональной неустойчивости человека;

Если же говорить о стрессоустойчивости, то под этим термином следует понимать способность человека адекватно реагировать на какую-либо напряженную ситуацию и легко переносить ее, не погружаясь в состояние стресса. Как правило, стрессоустойчивость предполагает взаимодействие всех компонентов психической деятельности человека, а именно, эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных, которые обеспечивают успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке. Т. е. данное свойство предоставляет возможность человеку преодоления различных экстремальных ситуаций, обеспечивающих ему специфические формы поведения для психической адаптации, позволяющая, индивидууму удовлетворять свои потребности и реализовывать на этой основе наиболее значимые цели, обеспечивая соответствие поведения человека требованиям среды. В свою очередь, эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности [2, с. 107].

Основными факторами, способствующими улучшению психической адаптации человека, являются:

  • социальная сплоченность;
  • умение строить межличностные отношения;
  • возможность открытой коммуникации, свободного общения.

Как правило, устойчивость человека в момент возникновения различных стрессовых ситуаций определяется, прежде всего, его индивидуально-психологическими качествами и мотивационной сферой. Следует отметить, что негативно сказывающиеся на человеческой психике экстремальные воздействия не всегда приводят к ухудшению эффективности выполняемой им деятельности. Однако, работая в стрессогенных условиях, человек стремится мобилизировать активность своих внутренних энергоресурсов, что не может не сказаться на его психологическом состоянии.

Типичными болезнями «стрессовой этиологии» принято считать болезни сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, психосоматические расстройства, депрессии и т. д.

  1. Как правило, в жизни мы неоднократно сталкивается со стрессовыми для нас ситуациями, и каждый из нас реагирует на них по-разному. По степени сопротивляемости к стрессовым факторам люди подразделяют на четыре типа: 1. Стрессонеустойчивые — люди такого типа в стрессовых ситуациях склонны проявлять повышенную эмоциональность, они крайне возбудимы и неуравновешенны;
  2. Стрессотренируемые — люди этого типа при не однократно возникающих напряженных ситуациях пытаются привыкнуть к ним, вследствие чего, реагируют на них уже более спокойно;
  3. Стрессотормозные — люди данного типа к внезапным внешним изменениям относятся, довольно таки, спокойно, хотя отличаются жесткость по отношению к мировоззренческим установкам;
  4. Стрессоустойчивые — люди, в этом случае абсолютно спокойно реагируют на любые перемены в жизни, какой характер они б не носили, будь то он длительным или временным.

В силу данной проблемы — изучения стресса и стрессоустойчивости, его влияния на психическое спокойствие человека в различных конфликтных ситуациях, я решила провести исследование на людях — добровольцах среди людей старшего и младшего поколения для выявления у них стрессоустойчивости, а также степени раздражительности, нервозности в ситуациях конфликтности.

В ходе данного исследования было выявлено, что молодежь, а их 73 % более адаптивна к стрессовым ситуациям и в меньшей степени в условиях тревожности подвержена внешним воздействиям окружающей среды, нежели говорить о людях старшего возраста — 43 %. Т. е. молодежь достаточно адекватно реагирует на экстремальные ситуации, их не так то просто вывести из психологического равновесия, а это гарантия против стрессов. У людей старшего поколения более слабая нервная нервна система, они легко раздражаются, выходят из себя.

Не зря великим ученым Гансом Селье выдвинута гипотеза о том, что старение — есть, результат всех стрессов, которым подвергался организм человека в течение всей его жизни.

Отсюда можно сделать вывод о том, что чем человек моложе, чем гибче его нервно-психическая система, тем легче и быстрее протекает его адаптационный период, менее болезненно переживаются стрессовые ситуации.

Таким образом, необходимо отметить, что стресс способен негативно воздействовать как на психическое состояние человека, а именно, на его душевное равновесие, удовлетворенность своей жизнью, так и на физическое состояние организма в целом. Стрессовые ситуации, которые вызывают у человека отрицательные эмоции, приводят к психическим расстройствам, а те, в свою очередь, ведут к развитию у него различных заболеваний, именно на нервной почве. Ведь не зря говорят, фразой прошлого столетия, «все болезни от нервов». Сегодня эта выражение трансформировалось — все болезни от стресса.

В свою очередь, человек, умело управляющий своим эмоциональным состоянием, сохраняющий выдержку, самообладание в конфликтных ситуациях — это стрессоустойчивый человек, способный сопротивляться различным воздействиям со стороны стрессоров.

Список литературы:

  1. АлександровскийЮ.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.Инфра-М, 1996.
  2. АнтиповВ.В. Психологическая адаптация к экстремальным условиям. Киев.: Довгань, 2005.
  3. АхмедееваН.М. Стресс: как его победить. Защита от стресса. М.: Психология, 2004.

Другие статьи

  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Натирание. При какой т-ре? Натирание. При какой т-ре? Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:02 Сообщение МаМаша » Пт авг 13, 2010 15:11 Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:39 Сообщение NatKa » […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]