Стресс как механизм индивидуальной адаптации организма человека

Стресс как механизм индивидуальной адаптации организма человека

Эволюционная и индивидуальная адаптация человека. Физиологические механизмы адаптации к условиям Сибири и Крайнего Севера.

Стресс-реакция как механизм индивидуальной адаптации организма человека.

Оценка функционального состояния (уровня физиологического стресса) собственного организма.

Практическая работа 1. Обнаружение признаков стресс-реакции собственного организма при физической нагрузке.

Здоровье человека как функциональная система, её компоненты. Показатели индивидуального здоровья, здоровья популяции и уровня заболеваемости в Красноярском крае. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье.

Анализ влияния факторов среды человека на его здоровье.

Практическая работа 2. Анализ влияния природных и антропогенных факторов среды Сибири и Крайнего Севера на здоровье жителей Красноярского края.

Понятие стресса, адаптация человека к стрессу

Главная > Контрольная работа >Психология

Министерство образования Российской Федерации

Северо-Западный государственный заочный технический университет

Кафедра психологии, психогигиены и экологии.

ПСИХОЛОГИЯ и ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

студента 2 курса

факультета государственное и муниципальное управление

Работа сдана «____»________200_г.

3. Анализ процесса реагирования


4. Адаптация человека к стрессовым ситуациям


5. Виды стрессов

Обсуждение вопроса о классификации и содержатель­ной характеристике разных видов функциональных состоянии невозможно без обращения к проблематике изучения стресса. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина, взятого из контекста физиологических ис­следований и распространенного на объяснение поведения чело­века в самых разнообразных жизненных ситуациях, не позволяет сколько-нибудь последовательно соотнести содержа­ния понятий “стресс” и “функциональное состояние”. В то же время в экспериментальных и прикладных исследованиях на­коплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих в условиях воз­действия экстремальных факторов. Основанием для объедине­ния этих состояний в единую группу служит существование не­которых общих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа.

Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции орга­низма — “общего адаптационного синдрома” (Г. Селье, 1936 г.) — в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Со­держание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защит­ную энергетическую мобилизацию организма. Позд­нее понятие стресса было расширено н стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстре­мальных условиях на физиологическом, психологическом и по­веденческом уровнях.

Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстре­мальными считаются не только явно вредные воздействия, но и “предельные, крайние значения тех элементов ситуации, кото­рые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта”.

3. Анализ процесса реагирования

Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз­действие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная ста­дия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляе­мости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истоще­ния”, которой соответствует стойкое снижение резервов орга­низма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Раз­вернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориента­цией личности. Следует отметить, что экстремаль­ное воздействие далеко- не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложне­нии условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обяза­тельно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные по­следствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сер­дечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов произ­водства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости чело­века к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администра­торы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа:

А — подверженных стрессу,

В — устойчи­вых к стрессу лиц.

Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склон­ность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрес­сивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной актив­ности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров — акцентируют вни­мание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современ­ной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает ис­пользование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возник­новения стресса.

4. Адаптация человека к стрессовым ситуациям

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно , психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта :

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Стресс и адаптация человека

3. Анализ процесса реагирования

4. Адаптация человека к стрессовым ситуациям

5. Виды стрессов

Введение Обсуждение вопроса о классификации и содержатель­ной характеристике разных видов функциональных состоянии невозможно без обращения к проблематике изучения стресса. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина, взятого из контекста физиологических ис­следований и распространенного на объяснение поведения чело­века в самых разнообразных жизненных ситуациях, не позволяет сколько-нибудь последовательно соотнести содержа­ния понятий “стресс” и “функциональное состояние”. В то же время в экспериментальных и прикладных исследованиях на­коплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих в условиях воз­действия экстремальных факторов. Основанием для объедине­ния этих состояний в единую группу служит существование не­которых общих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа.

Стресс Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции орга­низма — “общего адаптационного синдрома” (Г. Селье, 1936 г.) — в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Со­держание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защит­ную энергетическую мобилизацию организма. Позд­нее понятие стресса было расширено н стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстре­мальных условиях на физиологическом, психологическом и по­веденческом уровнях. Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстре­мальными считаются не только явно вредные воздействия, но и “предельные, крайние значения тех элементов ситуации, кото­рые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта”.

Анализ процесса реагирования. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз­действие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная ста­дия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляе­мости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истоще­ния”, которой соответствует стойкое снижение резервов орга­низма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Раз­вернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориента­цией личности. Следует отметить, что экстремаль­ное воздействие далеко- не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложне­нии условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обяза­тельно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные по­следствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сер­дечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов произ­водства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости чело­века к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администра­торы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчи­вых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склон­ность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрес­сивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной актив­ности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров — акцентируют вни­мание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современ­ной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает ис­пользование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возник­новения стресса.

Смотрите так же:  Начало детского аутизма

Адаптация человека к стрессовым ситуациям Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации. Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно ,психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Виды стрессов Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса : 1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги); 2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности); 3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса. Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога. Основные черты психического стресса: 1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой; 2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы; 3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как — ощущение неопределенной угрозы; — чувство диффузного опасения и тревожного ожидания; — неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемогоощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы. Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации: 1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт; 2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность; 3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод; 4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями; 5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события; 6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает. При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно. Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.

Физиологические механизмы адаптации к условиям Сибири и Крайнего Севера. Стресс-реакция как механизм индивидуальной адаптации организма человека. МОУ Шушенская. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmerkator2010.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Физиологические механизмы адаптации к условиям Сибири и Крайнего Севера. Стресс-реакция как механизм индивидуальной адаптации организма человека. МОУ Шушенская.» — Транскрипт:

1 Физиологические механизмы адаптации к условиям Сибири и Крайнего Севера. Стресс-реакция как механизм индивидуальной адаптации организма человека. МОУ Шушенская СОШ 3 учитель географии Давыдова Динара Рафаиловна

2 КРАЙНИЙ СЕВЕР За далекой полярной окружностью То метель, то пурга, то ненастье. Здесь не блещут парадной наружностью, Каждый прожитый день – это счастье. Не увидишь зимою рассвета, И мороз – не на печке в пекарне! Девять месяцев белого цвета — Здесь работают крепкие парни Здесь рождается черное золото И копилка российская полнится. Сколько судеб людских перемолото! Но и радость побед — ох, как помнится Здесь не блещут парадной наружностью, День достойно прожить — это счастье! А за дальней полярной окружностью Все пурга, все метель и ненастье Дмитрий Поздеев

4 СЕВЕРНЫЙ КЛИМАТ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Северные регионы привлекают наше внимание в связи с возрастающей миграцией пришлого населения из других климатических зон с целью промышленного освоения природных ресурсов севера. Поэтому необходимо предвидеть последствия массовых миграций

5 СЕВЕРНЫЙ КЛИМАТ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

6 Районы, относящиеся к высоким широтам или приравненные к ним, отличаются низкой среднегодовой температурой, вечной мерзлотой, почвой, покрытой снегом на протяжении большей части года, длительным периодом полярной ночи и наличием полярного дня. Кроме того, в северных регионах отмечается необычайно высокая активность гелиокосмических факторов, частые возмущения в ионосфере, северные сияния и, что очень важно, увеличивающаяся по направлению к северу напряженность магнитного поля Земли

7 Характеристика климата Крайнего Севера Сверхнизкие температуры воздуха. На Таймырском полуострове зима начинается в октябре и продолжается до мая, то есть длится в среднем 8 месяцев Снежный покров удерживается дней Число дней с минусовой температурой составляет около 200, в том числе 85 дней с температурой ниже -30°С Частые колебания атмосферного давления и смена циклонов сопровождаются сильными ветрами, достигающими иногда скорости до 40 м/с Очень длительный период ультрафиолетового голодания — более 6 месяцев

Смотрите так же:  Стресс раздражение

8 Краткая характеристика реакции человеческого организма Большинство исследователей, как правило, регистрировали у людей, прибывших в регионы Крайнего Севера, появление таких общих расстройств, как: нарушение сна повышенная утомляемость снижение умственной и физической работоспособности одышка возникновение различных заболеваний со стороны нервной системы признаки истощения и запредельного торможения коры головного мозга

9 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Адаптация представляет собой сложное, динамически противоречивое явление. С одной стороны, это процесс выработки нормы реакции на основе отбора мутаций — адаптациогенез, а с другой стороны — результат данного процесса. Например, адаптацией является комплекс специфических черт строения и физиологических особенностей, проявляющихся у коренного населения Крайнего Севера независимо от этнической принадлежности (Арктический адаптивный тип)Арктический адаптивный тип

10 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Сформированный адаптивный тип — это результат длительной (эволюционной) адаптации, в которой участвуют многие поколения популяций людей, населяющих территории со сходными экологическими условиями

11 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Возможна и более быстрая адаптация, протекающая в течение жизни (или её отдельного периода) индивида. В таком случае говорят об индивидуальной (кратковременной) адаптации. Примером такого приспособления может служить акклиматизация пришлого населения Крайнего Севера, а моделью её физиологического механизма — стрессовая реакциястрессовая реакция

12 Стресс Термин «стресс» ввел Ганс Селье в 1929 году. Селье родился в 1907 г. в семье врача, имевшего собственную хирургическую клинику в городе Комарно (Австро-Венгриия). После развала Австро-Венгерской империи городок оказался на территории Чехословакии, и именно в этой стране Селье получил образование — на медицинском факультете Пражского университета. Далее он продолжил учебу в Риме и Париже. В послевоенной Европе Селье не нащел себе места и эмигрировал за океан, где возглавил институт экспериментальной медицины и хирургии Ещё в Праге, работая в университетской клинике инфекционных болезней, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия появляются спустя несколько дней, а начальные симптомы — одни и те же. Он предложил называть вызванные этим расстройства «синдромом просто болезни» Каждый человек испытывал стресс, все говорят о нем, но почти никто не берёт на себя труд выяснить, что же такое стресс. Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь Селье предложил определить стресс как неспецифическую реакцию организма на любое требование, предъявленное извне

13 Виды стресса Физический (физиологический). Возникает от физического перегрузке организма и (или) воздействия на него вредных факторов окружающей среды (температура, удушье, кровопотеря, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума Психоэмоциональный (психологический). Стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: оскорбленного самолюбия, неприятностей на работе и многого другого. Кроме того, такой стресс может быть результатом психологического перегрузки человека: выполнение слишком большой работы и ответственности за качество сложной и длительной работы

14 Симптомы стресса: 1. Проблемы здоровья 2. Проблемы со сном 3. Нервозность и напряжение 4. Хроническое переживание 5. Неспособность к отдыху 6. Чрезмерное употребление алкоголя или курение 7. Чувство неспособности справиться с чем-либо 8. Эмоциональная неустойчивость 9. Впечатлительность и лёгкая ранимость Многообразные недуги, вызванные длительным или чрезмерным переживанием стресса, приводят к следующим последствиям: Заболевания сердца, сосудов и органов дыхания (ишемическая болезнь сердца, инфаркт, гипертония, астма) Заболевания пищеварительной системы (язва желудка двенадцатиперстной кишки, колит, гастрит) Заболевания эндокринной системы (дисфункция щитовидной железы, сахарный диабет, ожирение) Нервные болезни (неврозы, психосоматические расстройства)

15 Современный человек постоянно живет на грани стресса — сомнений в этом ни у кого не возникает (жесткий ритм городской жизни, жизнь в условиях Севера и т. д.) Термин «стресс» стал привычным в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и ёмкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности На английском языке стресс (stress) означает давление, нажим, напряжение. Если стресс длится слишком долго, то ресурсы организма истощаются, и наступает реакция, именуемая «дистресс» (distress) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. Дистресс связан с развитием разнообразных заболеваний. От дистресса страдают все: и взрослые и дети

16 СТРЕСС и АЛКОГОЛЬ Известно, что здоровый человеческий организм вырабатывает этанол (этиловый спирт, алкоголь), который является важным компонентом обменных процессов. Стресс подавляет синтез эндогенного алкоголя, что приводит к ряду болезненных проявлений, в том числе вызывает проявление алкогольных мотиваций и формирует влечение к алкоголю Люди, работающие на Севере по вахтовому методу и особенно во время полярной ночи, часто страдают сезонными физиологическими расстройствами: депрессией, сонливостью, повышенной потребностью в углеводистой пище. В этой ситуации возрастает значение экзогенного этанола как источника энергии и синхронизатора биологических ритмов, — гомеостаза, нарушенного в результате хронического стресса Употребление алкоголя работниками-вахтовиками в значительной степени является вторичным, тесно связано с нарушением адаптационного процесса и выступает как неосознанная попытка самолечения, которая часто, хоть и не всегда становится предиктором риска развития алкоголизма

17 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В любом случае биологической целью адаптации является приспособление организма или целой популяции к условиям среды. При той или иной степени достижения этой цели есть определенная физиологическая «цена адаптации». В случае индивидуальной адаптации её цена будет зависеть от соотношения индивидуальных ресурсов функциональной системы (т. е. от возможностей адаптивной нормы реакции индивида, его «энергии адаптации») и повреждающей силы, экстремальности, продолжительности действия негативных факторов. Если это соотношение складывается не в пользу организма, то начинается дезадаптация, проявляющаяся в ряде различных функциональных и структурных повреждений систем организма

18 ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР Одним из основных климатических факторов, оказывающих отрицательное действие на человека в условиях Севера, является холод. Влияние низких температур приводит к развитию нескольких видов патологических состояний. Они подразделяются на: отморожения (это повреждение тканей, вызванное местным воздействием холода) хронические поражения Улица в Норильске

19 ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР Отморожение — это травма, которая возникает в результате воздействия низких температур и степенью незащищённости организма от холода (одет не по погоде). Факторы, способствующие отморожению: Метеорологические условия: ветер повышенная влажность воздуха внезапная и быстрая смена температуры Факторы, понижающие общую и местную сопротивляемость организма к охлаждению: переутомление голод сопутствующие болезни гипо- и адинамия

20 ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР Защита человеческого организма от холодовой травмы осуществляется с помощью: Искусственной термоизоляции от низкой температуры (при её сохранении жизнь возможна даже в условиях сверхнизких (космических) температур) Поддержания внутреннего гомеостаза, который является «силой устойчивости» Красноярский край, г. Норильск, р-н Кайеркан

21 ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР Современные строительные материалы и приспособления, используемые в холодных условиях, обладают повышенными теплоизоляционными свойствами, что обеспечивает комфортные условия проживания на арктических станциях. Технические средства дома, приспособленные к суровым природным условиям, снабжение высококачественной водой для хозяйственно-питьевых целей, транспортные магистрали и специальные средства передвижения в районах, бывших ранее зонами транспортной недоступности, особые виды одежды, снабжение полноценным питанием, современные средства связи, высококлассное медицинское оборудование в лечебно- профилактических учреждениях позволяют организовать для населения вполне комфортные условия проживания

22 ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР Наиболее простым и доступным способом коррекции гомеостаза является индивидуальная защита с помощью фармакологических средств, для которых «синдром — мишенями» служит утомление (острое или хроническое), эмоциональный стресс, нервно-психическое напряжение, отрицательные климато-географические факторы. Эти фармакологические препараты влияют на реактивность центральной нервной системы человека и лечат последствия воздействия неблагоприятного фактора

23 ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР

24 ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НОРИЛЬСКЕ Наряду с нарушением фотопериодичности (продолжительность «тёмного» времени года составляет достаточно много дней), низкими температурами, сильными ветрами, повышенной гелиомагнитной активностью, особенностями гелиохимической ситуации в регионе необходимо отметить, что ежегодный валовый выброс в атмосферу вредных веществ предприятиями Норильского горно-металлургического комбината (НГМК) от стационарных источников составляет более 2ух млн. тонн, что превышает выброс в г.Красноярске в 6.9 раза В среднем на каждую тысячу жителей Норильского промышленного района (НПР) приходится 9 тыс. тонн загрязняющих веществ. Удельный вес в валовом выбросе диоксида серы составляет 94.8% ( тыс. тонн в год), твердых веществ — 1.3% (31.8 тыс. тонн в год), оксидов азота — 0.9% (21.6 тыс. тонн в год), оксидов углерода — 1.4% (33.0 тыс. тонн в год). В атмосферу также выбрасываются фенол, хлор, сероводород, соединения никеля, меди, диоксида селена и другие вещества. Это определяет высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха гор. Норильска, что выше среднего по городам России

25 СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В НОРИЛЬСКЕ ( исследования) До начала 1990ых гг. при анализе естественного воспроизводства населения можно было не рассматривать показатели смертности населения, т. к. они были низкими и не оказывали существенного влияния на естественный прирост населения (коэффициент рождаемости составлял ок. 20.0, смёртности — ок. 3.0) Минимальный показатель смертности в Норильском промышленном районе (НПР) был отмечен в 1987 г. и составлял 2.9 умерших на 1000 человек населения. Затем показатель начал расти и уже в 1992 г. составил 5.4, т. е. вырос почти в два раза по сравнению с 1987 г. В 1993 г. сохраняется тенденция роста смертности. В 1980ые гг. на 100 родившихся приходилось умерших, в 1992 г. — уже 50

26 Рост смертности населения вряд ли можно полностью объяснить изменением структуры населения, его постарением, хотя, безусловно, такая связь существует. Видимо, основные причины связаны с социально- экономическими условиями (снижение уровня жизни, рост пьянства, постоянное стрессовое состояние). Эти причины требуют более глубокого изучения. Здесь же приведем некоторые данные, которые удалось получить из актов регистрации смертей и которые дают более полное представление о состоянии этого процесса В 1992 г. из числа всех умерших 68% составили лица мужского пола и 32% — женского. В трудоспособном возрасте (16-60 лет для мужчин и для женщин) было 82% умерших мужчин и 43.5% умерших женщин. На первом месте среди причин смерти в трудоспособном возрасте у мужчин и женщин являются несчастные случаи (28.5% и 23.0% соответственно), на втором месте также у мужчин и у женщин — сердечно- сосудистые заболевания (18.9% и 15.5%), а вот причины, которые занимают третье место, существенно отличаются: у мужчин это онкологические заболевания (9.8%), а у женщин — алкогольные отравления (15%). Смертность от онкологических заболеваний ушла у женщин на четвертое место (11.2%)

Смотрите так же:  Що таке аутизм у дітей

27 В целом, 45% умерших мужчин и 26% женщин умерли по причинам, не связанным с заболеваниями. К сожалению, имеющиеся данные не позволяют без дополнительного исследования идентифицировать все случаи суицида. Однако к ним с большой долей достоверности можно отнести смерти от удушения петлёй. В 1992 г. число этих случаев выросло почти в три раза к уровню 1991 г. В 1992 г. возросла и смертность детей в возрасте до 1 года. Если в 1991 г. на 1000 родившихся умерло 12 детей, то в 1992 г. этот показатель составил 17.6

8. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация.

Целостный организм неразрывно связан с окружающей его внешней средой, и поэтому, как писал еще И. М. Сеченов, в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы саморегуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие непрерывное взаимодействие и неразрывное единство организма с окружающей средой. Непременным условием и проявлением такого единства является адаптация организма к данным условиям. Однако понятие адаптации имеет и более широкий смысл и значение.

Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются на основе физиологических процессов, про исходящих на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Этим термином пользуются для характеристики широкого круга приспособительных процессов: от адаптивного синтеза белков в клетке и адаптации рецепторов к длительно действующему раздражителю до социальной адаптации человека и адаптации народов к определенным климатическим условиям. На уровне организма человека под адаптацией понимают его приспособление к постоянно меняющимся условиям существования.

Организм человека адаптирован к адекватным условиям среды в результате длительной эволюции и онтогенеза, создания и совершенствования в ходе их адаптивных механизмов (адаптогенез) в ответ на выраженные и достаточно длительные изменения окружающей среды. К одним факторам внешней среды организм адаптирован полностью, к другим — частично, к третьим — не может адаптироваться из-за их крайней экстремальности. В этих условиях человек погибает без специальных средств жизнеобеспечения (на пример, в космосе без скафандра вне космического корабля). К менее жестким — субэкстремальным влияниям человек может адаптироваться, однако длительное нахождение человека в субэкстремальных условиях ведет к перенапряжению адаптационных механизмов, болезням, а иногда и смерти.

Различают многие виды адаптации. Физиологической адаптацией называют достижение устойчивого уровня активности организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность организма, включая трудовую активность в измененных условиях существования (в том числе социальных) и способность воспроизведения здорового потомства. Физиология исследует формирование и механизмы индивидуальной адаптации.

Различные люди с разной скоростью и полнотой адаптируются к одним и тем же условиям среды. Скорость и полнота адаптации обусловлена состоянием здоровья, эмоциональной устойчивостью, физической тренированностью, типологическими особенностями, по лом, возрастом конкретного человека.

Адаптационные реакции также делят на общие, или неспецифические, происходящие под влиянием практически любого достаточно сильного или длительного стимула и сопровождающиеся однотипными сдвигами функций организма, систем и органов в ответ на различные по характеру воздействия, и частные, или специфические, проявляющиеся в зависимости от характера и свойств воздействующего фактора или их комплекса.

Неспецифический ответ организма на любое интенсивное воздействие на него Г. Селье назвал стрессом (напряжение, давление), а вызывающий его фактор — стрессором.

Стресс (стресс и адаптация) — это неспецифическая реакция организма человека на сильный раздражитель. Физиологические понятия «стресс и адаптация» обозначают ответные реакции организма на необычные воздействия внешней среды (природной и социальной). При этом стресс является способом экстренного уравновешивания организма к необычным условиям за счет мобилизации функциональных резервов, а адаптация — механизмом долговременного уравновешивания (приспособления) организма, в процессе которого увеличивается мощность саморегуляции отдельных систем. По Г. Селье, стресс — это «Аромат жизни», в развитии стресса он выделяет три фазы (стресс и адаптация) :-фаза тревоги — Alarm (делится на шок и противошок), если организм выжил, развивается-фаза резистентности — устойчивости — происходит адаптация, если возможности организма исчерпываются, наступает-фаза истощения — возврат к первой фазе на более глубоком уровне и далее гибель. Никто не может прожить, не испытывая время от времени стрессовых ситуаций. Даже положительные жизненные обстоятельства, такие как рождение детей, могут вызвать стрессовую ситуацию в обычной жизни. Поэтому человек должен сам помочь своему организму быть готовым к стрессу, адаптировать организм для борьбы с ним. Адаптация (стресс и адаптация) — состояние уравновешивания организма к необычным условиям, как природным, так и профессиональным.При длительном воздействии необычных факторов среды в организме, развиваются морфофункциональные адаптационные перестройки, направленные на уравновешивание организма в этих условиях. Сущность адаптации сводится к увеличению скорости транскрипции РНК на структурных генах ДНК в ядрах клеток, лимитирующих приспособление. Количественный рост ведет к качественным изменениям. Увеличение интенсивности функционирования структур является пусковым механизмом активации генетического аппарата клетки и активации синтезе белков и увеличения массы клеточных структур, а снижение интенсивности функционирования дает обратный процесс. Генетические и морфофункциональные перестройки при адаптации получили наименование — «концепция структурно-функционального следа».Адаптация к кислородному голоданию проявляется в увеличении мощности аппарата внешнего дыхания и кровообращения, изменениями в составе крови, утилизации кислорода, в сердечно-сосудистой и эндокринной системе. Долговременная адаптация сопровождается разветвленным структурным следом в лимитирующих тканях и органах. Важно подчеркнуть, что адаптация, например, к кислородному голоданию повышает резистентность организма не только к высотным условиям (специфическая адаптация), но и к статокинетическим, физическим, термическим и другим нагрузкам (неспецифическая адаптация). Эта фенотипическая адаптация лежит в основе физической культуры и закаливания, антистрессорных механизмов, повышения общей неспецифической резистентности, расширения функциональных резервов организма, сохранения и укрепления здоровья.Долговременная адаптация к необычным климатическим условиям — акклиматизация зависит от типа индивидуальной реактивности организма, сохранения и укрепления здоровья. Лица с гомеостатическим типом адаптации «спринтер» хорошо переносят острый период акклиматизации (первые полтора года). Однако в дальнейшем у них появляются многочисленные нарушения здоровья в виде гипертензивного синдрома, анемии, снижения работоспособности, увеличения числа тяжелых хронических заболеваний. Лица с гомеокинетическим типом адаптации «стайер» плохо переносят первые полтора года работы, имеют относительно низкие показатели работоспособности, большое количество острых простудных заболеваний. В дальнейшем состояние здоровья у них улучшается, и они формируют новую популяцию. Экспериментально установлено, что первоначальные бурные гормональные реакции при повторении аналогичных стресс-ситуаций тормозятся, иначе говоря, возникает своего рода защитный механизм для предупреждения стрессорных повреждений в органах мишенях. На периферии органов-мишеней при повторении стрессорных ситуаций вырабатываются местные противострессорные механизмы. Одним из таких местных антистрессоров являются простагландины. Прием при стрессе, например, аспирина, угнетающего образование простагландинов, закономерно вызывает образование язвы желудка.Вторым местным анитистрессорным механизмом являются антиоксидантные системы организма. Естественными антиоксидантами являются витамины группы Е, стероидные гормоны, серосодержащие аминокислоты, аскорбиновая кислота, витамины групп А, К и Р. Поэтому сочетание факторов закаливания организма с приемом витаминных комплексных препаратов следует использовать для профилактики стрессорных повреждений.Таким образом, два физиологических состояния — стресс и адаптация находятся в морфофункциональной связи, оба направлены на уравновешивание организма с необычными условиями внешней среды, при этом стресс — для срочного уравновешивания, а адаптация — для долговременного. При чрезмерном стрессорном воздействии и сниженных антистрессорных механизмах приспособительная стресс-реакция может перейти в патологическую и вызвать нарушение работоспособности, повреждение структур нервной системы и внутренних органов.Почему люди часто предпочитают снимать стресс алкогольными напитками? Дело в том, что у нас в клетках мозга вырабатываются особые защитные субстанции — опиоидные пептиды (морфий), а при стрессе их синтез нарушается. Человек в поисках средства, помогающего справиться с проблемами, т.е. со стрессом, еще 6000 лет назад научился извлекать опиоидные пептиды с помощью алкоголя, снимая, таким образом, состояние стресса. Однако, алкоголь имеет массу негативных явлений, поэтому данный метод не пригоден, это своего рода «реакция страуса».Естественными антистрессорными механизмами организма являются (стресс и адаптация)

Другие статьи

  • Танакан таблетки для детей инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые оболочкой кирпично-красного цвета, круглые, двояковыпуклые; на изломе светло-коричневого цвета, со специфическим запахом. Вспомогательные вещества: лактозы моногидрат, целлюлоза […]
  • Амоксиклав инструкция по применению для детей до года Панклав (Panclav) Действующее вещество: Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Фармакологическое действие Способ применения и дозы Внутрь, во время еды, не разжевывая, запивая небольшим количеством воды. Взрослым и детям старше 12 лет (масса […]
  • Гиоксизон мазь инструкция по применению для детей ГИОКСИЗОН (GIOXYSON) инструкция по применению Владелец регистрационного удостоверения: Активные вещества Лекарственная форма Форма выпуска, упаковка и состав Гиоксизон Мазь для наружного применения желтого цвета. Вспомогательные вещества: метилпарагидроксибензоат 0.2 […]
  • Ампициллин таблетки для детей инструкция по применению Ампициллин: инструкция по применению Фармакологическое действие Фармакокинетика Показания к применению Противопоказания Гиперчувствительность (в т.ч. к другим пенициллинам, цефалоспоринам, карбапенемам), инфекционный мононуклеоз, лимфолейкоз, печеночная […]
  • Работа со страхами у детей младшего школьного возраста упражнения Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района. Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные для родителей […]
  • Фенкарол таблетки инструкция по применению для детей Фенкарол для детей Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Таблетки белого или почти белого цвета, круглые, плоскоцилиндрические, с фаской. Вспомогательные вещества: сахар, крахмал картофельный, кальция стеарат. 10 шт. - упаковки ячейковые контурные (2) - […]