Стресс состояние психологического напряжения

Стресс состояние психологического напряжения

Ситуативные эмоции могут переходить в устойчивые эмоциональные состояния. Одним из самых распространенных психических состояний является психическая напряженность.

Определение. Психическая напряженность — это психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий.

Психическая напряженность может возникнуть в условиях новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации, в обстановке конфликтов: в сфере значимых для личности отношений, в различных экстремальных условиях. Выделяют несколько состояний психической напряженности.

1. Страх — это отрицательное состояние, возникающее в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. В зависимости от характера угрозы интенсивность переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания.

Человеку, как правило, удается побороть свой страх, если он выяснит характер опасности и найдет средство ее устранения. Если же источник опасности является неопределенным или неосознанным, то эмоция страха перерастает в эмоциональное состояние тревоги.

2. Тревога — это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной или неосознанной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от эмоции страха как реакции на конкретную угрозу, тревога является устойчивым психическим состоянием и представляет собой генерализованный или беспредметный страх. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на определение угрожающего предмета.

В психологии различают ситуативную тревогу как психическое состояние индивида в какой-то период его жизнедеятельности и тревогу как черту личности, то есть тревожность.

Тревожность — это качество личности, выражающееся в повышенной склонности индивида испытывать тревогу по поводу реальной или воображаемой опасности. Тревожность обычно повышается при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживших последствия тяжелой психической травмы.

3. Стресс (от англ. stress — напряжение) — эмоциональное состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных экстремальных воздействий. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Гансом Селье (1936) и означало неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, которое помогает организму приспособиться к возникшим трудностям, справиться с ними. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Таким образом, любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, то есть стать стрессором.

Появление состояния стресса зависит не только от события или ситуации, которые его вызвали, но и от личности человека, от его опыта, ожиданий, самооценки, уверенности или неуверенности себе и т. д. Особенно большое значение имеют, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация.

Стресс в начальной фазе может быть даже полезен для человека. В состоянии стресса происходит мобилизация психологических сил. Но развитие стресса приводит к дистрессу.

Дистресс (от англ. distress — горе, страдание, истощение) — это стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм, приводящий к истощению нервных и физических сил, разрушению функциональных систем, психической патологии, дезорганизации деятельности и поведения.

4. Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — это состояние переживания напряжения, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с неожиданными объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей.

Причины, вызвавшие фрустрацию (фрустраторы), могут быть самыми различными. Это может быть лишение (отсутствие у человека необходимых средств для удовлетворения потребностей), конфликт и т.д. Фрустрация может привести к тем же отрицательным последствиям, что и стресс, в том числе, к дезорганизации деятельности и поведения. Очень часто состояние фрустрации сопровождается агрессивным поведением. Если же человек «зацикливается» на фрустраторе, то возможен патологический исход — психическое заболевание. Возможно и астеническое проявление фрустраций — депрессивное состояние: человек переживает печаль, отчаяние, им овладевает чувство бессилия, теряется смысл жизни.

Состояния психического напряжения угрожают психике и организму человека. Для преодоления их отрицательного воздействия на психику и организм необходимо

1) правильно оценивать значимость событий;

2) стремиться к достаточной разноплановой информированности по данному вопросу;

3) принимать конкретные меры по снятию возбуждения (переживания), включающие в себя а) переоценку событий (аутотренинг); б) эмоциональную разрядку (дать выговориться, выплакаться и т. д.); в) мышечное расслабление (релаксация).

СТРЕСС (в психологии)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «СТРЕСС (в психологии)» в других словарях:

СТРЕСС — в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные… … Философская энциклопедия

Стресс-анализ — современная интегративная методика развития потенциала личности и избавления от последствий стресса, базирующаяся на принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс , В.Франкл), интегральной психологии (Кен Уилбер), современного… … Википедия

Стресс — (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… … Википедия

Стресс (в технике, в психологии) — Стресс (от англ. stress ‒ давление, нажим, напряжение), 1) в технике ‒ внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию. 2) в психологии, физиологии и медицине ‒ состояние психического напряжения, возникающее у человека при… … Большая советская энциклопедия

Стресс (эустресс и дистресс) в ПД — Всякое событие, которое требует от человека тех или иных приспособительных реакций физиологических, мыслительных, эмоциональных или поведенческих. Поэтому, невозможно (и нежелательно) пытаться полностью избегать стресса. Он неизбежный спутник тех … Энциклопедия современной юридической психологии

Стресс — I (от англ. stress давление, нажим, напряжение) 1) в технике внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию. 2) в психологии, физиологии и медицине состояние психического напряжения, возникающее у человека при… … Большая советская энциклопедия

Стресс — (от англ. stress давление, нажим, напряжение) 1) общее внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его изменение; 2) в психологии, физиологии, медицине, биологии состояние напряжения (прежде всего, психического), возникающее у человека при… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

Стресс-менеджмент в зарубежных ПОО — Зарубежный опыт психологического сопровождения сотрудников служб, в т.ч. полицейских, которым по роду их деятельности приходится принимать участие в локализации последствий экстремальных ситуаций, убедительно доказывает, что своевременные… … Энциклопедия современной юридической психологии

СТРЕСС — стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его, жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии… … Словарь терминов по психологическому консультированию

Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в сложных условиях или в определенных обстоятельствах.

Практически неизбежное последствие любого конфликта – стресс.

Посттравматический синдром

Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам; с изменением нашей жизни меняемся и мы сами.

Акклиматизационный дефицит и другие проблемы осени

Осенью в организме человека происходит замедление обмена веществ, изменение гормональной активности, а тут еще акклиматизационный дефицит, неудивительно, что в этот сезон года мы болеем чаще.

Как после отпуска не попасть на больничный

Лето – сезон отпусков и увлекательных дальних путешествий подходит к концу. Пора подводить итоги. К сожалению, нередко летний отдых – это источник не только новых впечатлений, но и проблем со здоровьем.

Стресс: что делать

Известный канадский биолог Ганс Селье впервые сформулировал понятие стресса: «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование».

Как измерить свой стресс

Ученые составили перечень из 43 жизненных событий, которые обычно вызывают стресс у людей и требуют приспособления к ситуации.

Адаптационный синдром

Адаптационный синдром – это совокупность адаптационных реакций человека и животных, возникающие на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия – стрессоры.

Военачальники всех времен и народов мечтали о солдатах, не знающих усталости, боли и страха. Именно поэтому военной медицине пришлось вплотную заняться этим вопросом.

5 шагов на пути к спокойствию

Приёмы профилактики стресса, доступные каждому

Депрессия: лечиться или само пройдет

Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в эпоху Возрождение – меланхолией, в XIX веке – ипохондрией, в XX – «острой реакцией на стресс».

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека как в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, так и при особых обстоятельствах. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

В ХХI веке ритм жизни невероятно ускорился. В былые времена люди не торопясь встречались с друзьями или писали им письма; затем пришло время телефона; теперь мы используем электронную почту, Интернет, мобильную связь и множество других современных технологий. В прошлом люди большей частью передвигались пешком, а теперь нам приходится давиться в переполненных поездах, мириться с неудобным расписанием, хаосом и пробками на дорогах, с происшествиями в воздухе. Раньше мы жили практически на земле, и у нас хватало пространства, чтобы свободно двигаться и дышать, чтобы побыть в одиночестве или встретиться с друзьями; сейчас мы живем в переполненных городах и редко окунаемся в тишину и спокойствие природы. Люди привыкли тогда жить в относительно чистом мире, а теперь мы подвергаемся воздействию сотен токсических соединений, электромагнитных излучений, многие из которых влияют на наше эмоциональное и психическое состояние. В последнее время к этому прибавились массовые беспорядки в городах и самое страшное – терроризм. Поэтому неудивительно, что многие люди ощущают постоянный стресс.

Борьба с внешними стрессовыми факторами.

1. Стресс – это наши личные ощущения. Это состояние индивидуально и порождается нами самими. Оно напрямую не связано с тем, что нас окружает; внешние факторы лишь запускают нашу внутреннюю зеркальную реакцию – сугубо индивидуальную.

2. Испытывать или не испытывать стресс – это зависит от нас. Мы сами способны изменить свое состояние. Не существует такого понятия, как абстрактный стресс.

3. Мы должны вспомнить факторы, вызывающие стресс, чтобы лучше понять себя, использовать эти знания и измениться.

4. Нужно захотеть изменить свое поведение, если то, что мы делаем, не приносит успеха. Нужно захотеть делать это по-другому.

5. Мы ответственны за все, что происходило и происходит в нашей жизни, и мы сами имеем возможность влиять на это. Надо стремиться самому управлять своей жизнью и не смиряться с положением жертвы.

6. Нужно четко уяснить себе конечную цель – чего именно мы намерены добиться. Собираемся ли мы доказать неправоту других людей, изменить что-либо или добиться внимания и сочувствия?

7. Человек должен убедить себя, что способен справиться со стрессом. Не надо поддаваться стрессу, вызванному страхом неизвестного. Представьте себе наихудший сценарий развития событий и определите, как следует действовать в этом случае. Затем переходите к анализу текущей ситуации.

8. Верьте в позитивное будущее и придерживайтесь принципа «все, что ни делается, — все к лучшему», однако не будьте легкомысленны, не пускайте все на самотек.

9. Значительная доля стрессов вызывается страхом услышать насмешки или осуждение других людей о нас самих и о наших поступках. Человек должен определиться, какой он на самом деле и каким хочет стать. Нужно представить перед собой ясную цель и разработать жизненную программу. Все время следует помнить о главном, действовать согласно этому – и многие из стрессов исчезнут.

10. Мы – главная ценность для самих себя. Большая часть стрессов порождается чувством неполноценности. Обретите уверенность в себе и начните любить и уважать себя самого. Если не мы сами, то кто же еще?

Ощущение стресса – это продукт нашего мышления. Когда мы думаем, что дела идут плохо, то испытываем страх, беспокойство и стресс. Когда мы считаем, что все будет хорошо, что нас ждут радости и успех, то мы ощущаем душевный подъем, счастье. Эти диаметрально противоположные состояния являются результатом диаметрально противоположного мышления.

Возьмем свою жизнь в свои руки.

1. Собственными мыслями мы создаем ощущения, которые испытываем каждый

Главная > Курсовая работа >Психология

Актуальность темы, «СТРЕССА» которую, мы выбрали для курсовой работы в наше время представляет, не только академический интерес. Ее решение чрезвычайно важно в социально-практическом аспекте. Стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот ди­агноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психиче­ского и физического здоровья. Каждый день тысячи людей обращаются к врачам, жалуясь на изнуренность, беспокойство, нервозность, апатию. Это признаки болезни когда – то врачи называли усталостью и которая носит название стресса. Термин изменился, но суть остается той же: усталость и стресс лишают всяческих жизненных сил..

Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием, объединяющим широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств.

Стресс как особое психическое состояние выражается не только в трудностях проявления эмоций и сводится не только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Смотрите так же:  Альцгеймера болезнь описание

В век научно-технического прогресса в современном обществе человек часто оказывается в ситуации дейст­вия психоэмоциональных стрессоров и из-за социальных ограничений не может реализовать реакцию борьбы или бегства.

Накапливающиеся в организме продук­ты деятельности стрессовых механизмов приводят к разрушению механизмов саморегуляции, сбивая биологические ритмы людей, изменяются гормональные и иммунные функции стрессированного организма.

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование ведущих психологических факторов, которые влияют на психологическое состояния личности.

Объектом исследования. Стрессовое состояние личности.

Предмет исследования: Психологические особенности стресса.

1. Уровень стресса человека зависит от его индивидуальных особенностей.

2.Научно обоснованная и апробированная в исследование система продуктивных психокоррекционных методов обеспечивает не только снятие стресса, но и его психопрофилактику, обеспечивая и поддерживая психическое и физическое здоровье.

Для проведения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.

2. Определить изменения стрессовых состояний человека, зависимость этих изменений от личности испытуемых.

3. Проведение эксперимента.

4. Обработка полученных результатов и их анализ.

5.Разработать и апробировать систему средств коррекции стресса с использованием механизмов релаксации.

За последние пятьдесят лет про стресс было написаны сотни тысяч научных и популярных статей. Причем каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен. Поэтому будет справедливо, если мы предоставим слово самому первооткрывателю стресса канадскому психологу Ганс Селье, который в популярной форме рассказал о своем открытии в книге «Стресс жизни». Как же справиться со стрессом жизни, если мы не можем даже определить его?

Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействиям изменяется режим работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара, и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Селье назвал это явление «адаптационным синдромом» и выяснил, что он протекает в три стадии, развертывающихся как единый процесс. Первая стадия – реакция тревоги – это стадия мобилизации защитных сил организма. Вслед за первой наступает вторая стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи, фактически все задачи, требуют одинакового ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций, когда специфические явления имеют в то же время общие неспецифические черты. На первый взгляд трудно найти «общий знаменатель» для человека, стола и дерева, но все они обладают весом. Нет невесомых объектов. Давление на чашу весов не зависит от таких специфических свойств, как температура, цвет или форма. Точно так же стрессорный эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфических приспособительных ответов на эти требования».

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г.Селье, было присвоено наименование «психологический стресс». Психологический стресс рассматривали как комплексную реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Впоследствии это определение было уточнено, и психологический стресс стал рассматриваться как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс», причем различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в это понятие, что затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. В содержание этого термина включают как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стрессорных реакций, соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других коррелятов стресса.

Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается, практически, всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами). Так, А.М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса». В одной из последних монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К.Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания». По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают механизмы поддержания гомеостаза, сформировавшиеся в процессе эволюции. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются более частой причиной потери трудоспособности по сравнению с соматическими проблемами.

В последнее время многие исследователи на Западе обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного учебой или производственной деятельностью. Феномены, которые присущи, по мнению зарубежных исследователей, профессиональному стрессу (депрессия, тревога, чувство вины, нерешительность и др.), вполне применимы к стрессу экзаменационному, тем более, что учебная деятельность по некоторым параметрам весьма близка к производственной.

1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ СТРЕССА.

Определение стресса с психологической точки зрения звучит так:

Стресс (англ. stress — напряжение) — состояние напряжения — со­вокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — холода, голодания, психических и физических травм, облучения, кровопотери, инфек­ции и т. п.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выде­ляют различные виды стресса, в наиболее общей классификации — стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяет­ся на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой от­ветственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. п. При этом различные его формы — импульсивная, тор­мозная, генерализованная — приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигатель­ного и речевого поведения.

Стресс может оказывать и положительное, мобилизующее и отрица­тельное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной де­зорганизации.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СТРЕССА.

СТРЕСС — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (экстремальным) условиями, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. Стресс обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Нам надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

Глава 10. Состояния психического напряжения — Психофизиология состояний человека — Ильин Е. П.

Обилие причин, приводящих к психической напряженности во вре­мя деятельности, обусловливает многообразие форм ее проявления. Можно, например, отметить такие состояния, сопровождающиеся психической напряженностью, как психическое пресыщение, о кото­ром речь шла в предыдущем разделе, операциональное и эмоциональ­ное напряжение, утомление, «мертвая точка», стресс. Однако какого бы вида ни было напряжение, оно сопровождается выраженной веге­тативной и эндокринной реакцией (увеличение ЧСС и кровяного дав­ления, экскреции адреналина, норадреналина, 17 оксикортикостеро-идов — Томашевская, 1974). Длительное напряжение может приво­дить к патологическим нарушениям сердечно-сосудистой и других систем организма (Анохин, 1965).

Выделяют несколько видов (форм) напряженности: операциональ­ную и эмоциональную (Наенко, Овчинников, 1970), торпидную, им­пульсивную и генерализованную (Марищук, Серова, 1983), психиче­скую и физическую и др.

10.1. Состояния операционального и эмоционального напряжения

Если психическая напряженность обусловлена высоким темпом сен­сорной или интеллектуальной деятельности, говорят об операцио­нальной напряженности, а если психическое напряжение возникает вследствие фрустрации — об эмоциональной напряженности (Наен­ко, Овчинников, 1970). И та и другая характеризуются повышенным уровнем активации (возбуждения). Кроме того, зачастую эти виды психического напряжения сопутствуют друг другу, так что разделить их и выделить в чистом виде бывает трудно.

Причиной возникновения психической напряженности может быть не только высокий темп деятельности, но и вынужденная без­деятельность, затянувшееся ожидание предстоящей деятельности,

отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание (напри­мер, вынужденный перерыв в деятельности). Всякое прерывание дея­тельности (по К. Левину) вызывает у человека состояние напряжен­ности, поскольку он стремился закончить данную деятельность, реа­лизовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели.

Состояния эмоционального напряжения в процессе деятельности

Большинство авторов не разделяют понятия «эмоциональное напря­жение» и «эмоциональная напряженность» («Человек — производ­ство — управление», 1982; Куликов, 1997, и др.). В. Л. Марищук(1974) предложил разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмо­циональная напряженность». Первое, с его точки зрения, характеризу­ется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, вторая приводит к временному снижению устой­чивости психических процессов и работоспособности. Разделить эти понятия действительно целесообразно, но выбранное автором осно­вание для такого разделения представляется мне не очень удачным и прежде всего потому, что эмоциональным напряжением автор назы­вает волевое напряжение. Развести эти понятия нужно в связи с тем, что напряжение — это характеристика состояния, а напряженность — характеристика работы, труда, ситуации.

Л. В. Куликов вообще считает, что добавлять к слову «напряже­ние» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение безэмоциональным. Ду­маю, что это заявление излишне категорично, хотя по своей сути оно справедливо. Ведь выделение эмоционального напряжения обуслов­лено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения чело­века является развившаяся сильная эмоция. Недаром Н. И. Наенко и О. В. Овчинников выделили и операциональную напряженность, ко­торая связана с высоким темпом работы. При данном виде напряжен­ности труда, ведущем к операциональному напряжению, эмоциональ­ные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не пер­вичны, как при эмоциональном напряжении. Собственно, и Куликов отмечает, что у акцентуированных личностей причиной напряжения могут быть эмоции.

Причины возникновения. Эмоциональное напряжение в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно

преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и ус­пех в деятельности может привести к эмоциональному напряжению. Оно также возникает у человека при межличностных и внутрилично-сшых конфликтах.

Влияние состояния психического напряжения на деятельность

Состояние психического напряжения может выражаться в двух фор­мах: в увеличении возбуждения, реакциях мобилизации резервов ор­ганизма и в тормозных реакциях. Улучшение кратковременной памя­ти при оптимальной степени эмоционального напряжения отмечено И. А. Лапиной (1974), Е. А. Громовой (1976). Поданным Е. А. Ивано­ва с соавторами (1969), эмоциональная напряженность перед прыж­ком с парашютом увеличивает мышр»ную силу, но расстраивает мо­торную координацию (Архангельский, 1934).

Е. А. Милерян тоже наблюдал снижение эффективности сенсомо-торной деятельности при воздействии сильных эмоциональных фак­торов. Ухудшение работоспособности было трех типов: 1) скованное, импульсивное выполнение действий; 2) уклонение человека от выпол­нения своих функций; 3) полная заторможенность действий.

Поведение в состоянии напряженности отличается негибкостью: утрачивает пластичность, свойственную ему в спокойной обстановке. Например, спортсмены нередко отмечают, что при встрече с серьез­ным противником из-за сильного волнения подсказанная тренером или товарищем комбинация становится настолько навязчивой, чго в ходе борьбы спортсмены только о ней и думают, забывая обо всех дру­гих приемах. Это происходит потому, что спортсмен некритически воспринимает рекомендованную комбинацию как лучшую.

Смотрите так же:  Депрессия ступорозная

В состоянии напряженности в первую очередь страдают сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внима­ния, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляюья лишние ненаправленные действия, снижается объем памяти и элемен­тарных мыслительных операций. Один из известных волейболис гс в писал: «Напряжение порой бывает так велико, что потом не можешь вспомнить ход встречи, забываешь, что и как делал. В таком состоя­нии немудрено проиграть что угодно. Это как воздушная яма, куда проваливается самолет. Команда в такой ситуации полностью теряет управление».

Возникновение того или иного типа напряженности (реакции мо­билизации или реакции торможения) обусловлено многими факто­рами. Одним из них является степень объективной и субъективной трудности задачи для данного человека. Если степень трудности мак­симальная и задача неразрешимая, продуктивность работы вначале повышается, а затем снижается. Если же задача трудная, но разреши­мая, то повышение или понижение продуктивности зависит от степе­ни подготовленности человека: при хорошей подготовленности (тре­нированности) помехи и препятствия улучшают выполнение задачи, а при плохой — ухудшают.

Большое значение имеют также личностные особенности, в том числе типологические особенности проявления свойств нервной сис­темы. Лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстре­мальные условия, чем лица со слабой нервной системой.

Э. Л. Носенко (1978) изучены изменения речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а не в лабораторных условиях: перед экзаменом, перед хирургической операцией у боль­ных, у диспетчеров при выполнении ими тестовых заданий в присут­ствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной с большой личной ответ­ственностью. Воспользуюсь описанием этих изменений, данным са­мим автором. «Для состояния эмоционального напряжения характер­ны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адек­ватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, «запол­ненных» пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также сни­жение словарного разнообразия речи. Кроме того, отмечаются су­щественные сдвиги в осуществлении тех речевых операций, которые требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В част­ности, отмечается более контрастное, чем в обычном состоянии, про­явление в речи тенденций к синкретизму в области строевого синтак­сиса (т. е. к незавершенности морфологического оформления слов во фразе в соответствии с синтаксическими «обязательствами») и к не­расчлененности в области актуального синтаксиса (выражающейся в том, что последовательности слов, которые могли бы быть представ­лены как синтаксически непрерывные цепочки, членятся на отдель­ные синтагмы, соединенные путем простого соположения). Об ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматическо-го оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряжен­ности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфра­зовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок.

В состоянии эмоциональной напряженности активизируются спонтанные речевые проявления; резко возрастает количество при­вычных речений, слов-«паразитов», клише. Эти привычные речения артикулируются в более высоком темпе, чем в речи, происходящей в обычном состоянии, что приводит к изменению темпа артикулирова­ния. Существенно возрастает количество некоммуникативных жес­тов, сопровождающих речь, факт появления которых не осознается говорящим. Наличие затруднений в выборе слов и в формулировании мыслей, с одной стороны, и активизация спонтанных проявлений, с другой стороны, приводят к резким колебаниям общего темпа речи на отдельных участках речевой цепи, с чем, в известной степени, связа­ны и колебания частоты основного тона» (с. 78).

На основе анализа вышеприведенных особенностей речи в состоя­нии эмоциональной напряженности Носенко выделила целый ряд по­казателей, поддающихся количественной оценке, которые могут ис­пользоваться при диагностике этого состояния.

1. Средняя длина отрезка речи, произносимого без пауз нерешитель­ности. Она рассчитывается путем деления времени «чистой речи» (или количества слов в высказывании) на количество пауз нере­шительности. За паузы нерешительности принимаются паузы дли­тельностью от 250 мс и выше.

2. Темп артикулирования, т. е. отношение количества слогов в вы­сказывании ко времени, затраченному на их произнесение (т. е. ко­личество времени «чистой речи»).

3. Латентный период речевой реакции.

4. Диапазон колебаний темпа речи в процессе устного высказывания. Этот показатель характеризует два разнонаправленных сдвига: возникновение затруднений в оперативном выборе слов в речи и оживление спонтанной речевой активности, сопровождающейся увеличением темпа речи. Чем шире диапазон колебаний темпа речи на отдельных участках речевой «цепи», тем с большей веро­ятностью можно утверждать, что говорящий переживает состоя­ние эмоциональной напряженности.

5. Длительность временного интервала, по истечении которого в ре­чевом потоке появляются зоны, где частота основного тона голоса превосходит среднюю типичную для данного говорящего частоту.

6. Количество явлений нерешительности (семантически нерелевант­ных повторов, переформулировок, «заполненных пауз», незавер­шенных слов или фраз).

7. Коэффициент словарного разнообразия речи, характеризующий отношение разных слов в высказывании к общему количеству слов.

8. Среднее количество жестов (в расчете на 100 слов высказывания), сопровождающих речь, в частности поисковых и некоммуникатив­ных жестов.

9. Среднее количество синтаксически незавершенных фраз в устных высказываниях.

10. Среднее количество ошибок (оговорок, парафазии) в речи.

10.2. Эмоциональный стресс

В настоящее время стало модным вместо термина «эмоциональное напряжение» употреблять термин «стресс». Даже нажатие на динамо­метр, не говоря уже о сдаче экзамена, выступлении на соревновании, рассматривается как стресс. В результате это понятие постепенно те­ряет свое первоначальное предназначение, отведенное ему Г. Селье в его первых работах. Неудивительно, что в настоящее время, как отме­чает Ю. Г. Чирков (1988), стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость — в неопределенности, расплывчатости границ. В. С. Мерлин (1971) пи­шет, что состояние в трудной ситуации обозначается как нервно-пси­хическое напряжение, или стресс. Отсюда эмоции, возникающие у спортсменов во время соревнований, тоже рассматриваются как эмо­циональный стресс (Вяткин, 1983; Мильман, 1983, и др.). «Термин «стресс» должен использоваться исключительно для обозначения условий окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью физической или психологической опасности», — пишет Спилбергер (1983, с. 19). Речь, следовательно, идет о стрессорах, а не о состоянии стресса (см. «Точка зрения-32»).

Отдельные подходы в исследовании стресса можно объединить в две боль­шие группы. Первая группа специалистов исходит скорее из клинического опыта, теоретически опираясь на концепцию гомеостаза. Ученые опреде­ляют стресс как внутреннее состояние организма. К этой группе следует отнести Селье (состояние, проявляющееся в форме специфического синд­рома, который представляет собой совокупность всех неспецифически вызванных изменений в рамках данной биологической системы, 1966), Кэннона (что-то, что может быть вызвано психологическими и физиологи­ческими компонентами страха, 1958), Базовица, Перски, Корхина, Гринке-ра (состояние, в котором угрожают удовлетворению основных потребно­стей организма и сохранению гомеостаза, 1955), Кофера, Эппли (состоя­ние организма, который чувствует, что его здоровью или индивидуальности угрожают, и который должен использовать всю энергию для защиты, 1964), Суворову (функциональное состояние организма, возникающее в резуль­тате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность органов периферии, 1975). Из чехос­ловацких авторов это Харват (состояние, в котором находится живой орга­низм в процессе мобилизации защитных и компенсаторных механизмов, 1969), Чап, Дытрых (состояние, вызванное такой требовательной жизнен­ной обстановкой, при которой нарушается, затрудняется выполнение задач

и удовлетворение потребностей, 1968), Гомола (состояние организма в каждой ситуации, в которой человек считает, что угрожают его существо­ванию, психической уравновешенности, его Я, и в которой необходимо мобилизовать всю энергию для защиты, 1969).

Во вторую группу входят специалисты, понимающие стресс с точки зрения обстановки, т. е. как событие в процессе деятельности. Многие из них в своей теории опираются на бихевиоризм. Сюда следует отнести, напри­мер, Гильгарда (это условия, помещающие организм в обстановку боль­шого напряжения и нарушающие нормальные операции механизмов гоме-остаза, 1971), Александера (это любая ситуация, вызывающая тревогу, 1950), Арнольда (это любое условие, затрудняющее нормальное функци­онирование, 1967), Гринкера, Шпигеля (это необычное условие или требо­вание жизни, 1945), Микшика (это психическая нагрузка, при которой какое-нибудь мешающее обстоятельство оказывает воздействие на орга­низм. в период выполнения целенаправленной деятельности, 1969) (Го­шек, 1983, с. 65-66).

Такая многозначность в использовании любого термина всегда чре­вата утратой существа явления, обозначаемого этим термином, появ­лением неразберихи в использовании самого термина, возникновени­ем неоправданных дискуссий по поводу его сущности. К сожалению, как это будет видно из дальнейшего, к этому приложил руку и сам Селье.

Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, в литературе встреча­ется множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому необходимо сказать, чем не является стресс. Стресс — это не просто нервное напряжение (хотя нервное напряжение — тоже стресс). Этот факт сам Селье считает нужным подчеркнуть особенно. Многие спе­циалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять биологиче­ский стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряже­нием. Американский ученый Мейсон, являющийся одним из наиболее из­вестных исследователей психологических и патопсихологических аспектов биологического стресса, считает общим знаменателем всех стрессоров активацию физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или непри­ятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом. Но стрессовые ситуации присущи и низшим животным, вообще не имею­щим нервной системы, и даже растениям (Тигранян, 1988, с. 17).

Г. Селье (1982) полагает, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале

произносилось как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазы­вания или «проглатывания». Существует также точка зрения, что сло­во «стресс» произошло от латинского stringere — затягивать. Как бы то ни было, в самом слове не содержится ничего нового для обозначе­ния состояний человека. Новым был тот смысл, который в него вло­жил Селье.

В законченном виде учение о стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулирова­но Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые фи­зиологи и клиницисты. Так, У. Кеннон в 1914 г. описал нейроэндо-кринный феномен, который он назвал реакцией «бегства-защиты». Центральным органом, участвующим в этой реакции, является моз­говой слой надпочечников. Сама реакция рассматривается Кенноном как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. Как указывает А. А. Виру (1980), в отдельных работах отечественных ученых раскры­ты механизмы неспецифической адаптации.

Так что у Селье были предшественники, и его учение о стрессе как общем адаптационном синдроме создавалось не на пустом месте.

Чем более модным становилось понятие «стресс», тем больше Се­лье отходил от первоначального понимания данного феномена. Эво­люция его взглядов хорошо показана в работе В. Я. Апчела и В. Н. Цы­гана (1999).

Авторы отмечают, что Селье трактует понятие «стресс» по-разно­му. Если в его первых работах под стрессом понималась совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под вли­янием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестрой­кой защитных систем организма, то в более поздних работах под стрес­сом стала пониматься неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т. е. произошло упрощение данно­го феномена и соответствующего ему понятия. Очевидно, как и дру­гие ученые, Селье не устоял перед соблазном создать «всеобъемлю­щее и единственно правильное» учение, тем более что критики его первоначальной концепции усиленно подталкивали его к этому (то он не учел роль центральной нервной системы, то психического фак­тора, то мышечной нагрузки при занятиях спортом).

Первоначально Селье и его сотрудники уделяли внимание лишь биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса.

Стадия 1. Тревога (возникает постоян­но на протяжении жизни)

Стадия 2. Сопротивление (возникает постоянно на протяжении жизни)

• Уменьшение размеров коры надпочечников

• Возвращение лимфатических узлов к нормальным размерам

• Выработка постоянного количества гормонов

• Сильное физио­логическое возбуждение

• Отпор со стороны парасимпатического отдела ВНС

• Стойкое отражение воздействия стрессора; сопротивление дальнейшим попыткам изнурить организм

Повышенная чувствительность к стрессу(если усиленное стрес­совое воздействие продолжается, запасы гормонов иссякают, наступает утомление и человек вступает в стадию 3)

Стадия 3. Истощение

Рис. 10.1. Общий адаптационный синдром

‘[‘* Набухание/дие-; ; Функция шш ; лимфатических. ^структур illl ;• Увеличение 9111 : количества «Ш! гормонов в крови

• Истощение запасов приспособительных гормонов «Уменьшение способности сопротивляться воздействию

как изнача л ьн ых, так и любых новых стрессоров

• Аффективное состояние — зачастую это подавленность

♦ увеличение количества л

ГОрМОНОЙ В ХрОВИ » • Щ

.» Реакция на специфичны^ стрессор • ^

♦ Выделение адреналина,» связайнов с сильным ■ -‘ физиологическим [ возбуждением

♦ Увеличение чувствительности к возросшей интенсивности стрессового воздействия

Поэтому традиционным стало понимание стресса как физиологиче­ской реакции организма на действие отрицательных факторов, пред­ставляющих угрозу для организма. Стресс выражается общим адапта­ционным синдромом, проявляющимся независимо от качества пато­генного фактора (химический, термический, физический) и имеющим определенные стадии (рис. 10.1):

• реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сна­чала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противотока»);

• стадия устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организ­ма к новым условиям;

• стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность за­щитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жиз­ненных функций.

Ведущую роль в развитии общего адаптационного синдрома, по мнению Селье, играет эндокринная система, в частности гипофиз.

Важно отметить, что на первых этапах создания учения о стрессе Селье подчеркивал, что возникают не только функциональные изме­нения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфо­логические необратимые изменения, т. е. серьезные заболевания. И то­му есть много доказательств, когда в результате психической травмы у человека возникает патология внутренних органов вплоть до онко­логических заболеваний.

Эти примеры показывают слабые места в первоначальной позиции Селье — отрицание ведущей роли центральной нервной системы в генезисе стресса, на чем настаивали отечественные ученые, пропове­довавшие идею центризма.

Смотрите так же:  Лечение психоза в домашних условиях

Постепенно, по мере изучения стресса, Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологического фактора. Этому во многом спо­собствовали работы ученых, обобщавших опыт Второй мировой вой­ны. В публикациях все чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс», что привело к раз­мыванию понятия «стресс», так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдро­мы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реак­ции с сопутствующими им физиологическими механизмами (Китаев-Смык, 1983).

В результате возникло смешение психофизиологического и физио­логического подходов к изучению стресса.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологи­ческое понимание стресса Р. Лазарус (1970). Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связан­ный с воздействием реального физического раздражителя, и психи­ческий (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое раз­деление тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психиче­ском стрессе не может не быть физиологических изменений. Речь, сле­довательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (фи­зических и психологических), чем о различиях в наблюдающихся из­менениях в организме. В этом отношении более правомерна позиция В. Л. Марищука (1984,1995), считающего, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным).

На финальной стадии разработки своего учения Селье стал гово­рить о двух видах стресса — дистрессе, связанном с отрицательными эмоциональными реакциями, и эустрессе, связанном с положитель­ными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу данных понятий вошли все физиологические явления, включая и сон. Так, Селье пишет, что даже в состоянии полного расслабления спя­щий человек испытывает некоторый стресс и что полная свобода от

стресса означает смерть. Мне же представляется, что такое толкова­ние означает смерть самого понятия «стресс».

Классификация стресса и его определение представляют собой такую же проблему, как и его общая характеристика. Самым принятым является подразделение на физический и психический стресс согласно видам стрес­соров. Однако реакция организма всегда имеет общий характер, так что данное подразделение имеет лишь теоретическое и дидактическое значе­ние. Другая возможная классификация по факторам и условиям различа­ет стимулы, нарушающие гомеостаз, стимулы, нарушающие деятельность, и стимулы социального воздействия. Но это классификация причин стрес­са, а не собственно стрессов. Возможным критерием стресса является его интенсивность, но возникает проблема ее измерения и обозначения от­дельных степеней. В зависимости от воздействия стресса его подразделя­ют иногда на отрицательный (дистресс) и положительный (эвстресс). Це­лесообразным является подразделение стресса, согласно поведению ин­дивида, на активный и пассивный.

Разработанную классификацию представляет Суворова (1975). В зависи­мости от системы, на которую нагрузка оказывает преимущественное вли­яние, она подразделяет стресс на периферический и церебральный. Са­мым распространенным периферическим стрессом являются боль и реак­ция на нее — прежде всего гормональная. Церебральный стресс может относиться к первой или второй сигнальной системе. Стресс первой сиг­нальной системы, как правило, связан с органическими нуждами, и его реакция касается прежде всего вегетативной нервной системы. Стресс вто­рой сигнальной системы выражается в астенических эмоциях и, как прави­ло, вызывают его социальные стимулы (Гошек, 1983, с. 66—67).

Вполне естественно стремление исследователей найти какие-ни­будь границы стресса как психического (эмоционального) напряже­ния. По мнению Л. Леви (1970), эмоциональный стресс можно рас­сматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, нижней точкой которого являются небольшие сдвиги фи­зиологического гомеостаза в условиях полного безразличия. Прият­ные и неприятные эмоции сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза.

В стрессовом состоянии, как отмечают С. Майер и М. Ланденсла-гер (Maier, Landenslager, 1985), в организме вырабатывается гормон кортизол, способствующий появлению дополнительной энергии (за счет расщепления белков) и поддерживающий уровень кровяного давления. Однако он ослабляет иммунитет, т. е. невосприимчивость

250 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Рис. 10.2. Стресс и вирусы, вызывающие простудные заболевания.

На диаграмме представлена зависимость количества испытуемых,

заболевших простудой после преднамеренного заражения пятью

различными вирусами, от уровня стресса.

Источник: New England Journal of Medicine

к инфекционным заболеваниям. Как следствие, в состоянии стрес­са или после него люди часто заболевают простудой, гриппом и т. п. (рис. 10.2).

В связи с этим говорить о том, что стресс полезен для организма, вряд ли правомерно, если иметь в виду действительно угрожающий уровень эмоционального напряжения, а не уровень, находящийся в пределах нормы и не представляющий никакой опасности, т. е. то, что обычно называется психическим напряжением. Такой «стресс» может рассматриваться и как полезное состояние. Так. Б. Карольчак-Бернацка (1983) считает, что в большом спорте стресс облегчает вы­полнение задания, он необходим для достижений на грани человече­ских возможностей. Именно поэтому, как пишет автор, возникает не­обходимость вызывать или поддерживать его в определенных типах действий. Собственно, ничего нового в подобных рассуждениях нет. Давно известно, что оптимальное эмоциональное возбуждение спо­собствует эффективности деятельности, а сверхоптимальное — ухуд­шает.

Поскольку «стресс — это повторяющиеся формы реакций организ­ма на раздражающие события, которые нарушают его равновесие и испытывают или превосходят его способность с этим справиться» (Герриг, Зимбардо, 2004, с. 632. — Выделено мною. — Е. И.), при истинном стрессе необходимо включение таких защитных резервов ор­ганизма, которые в обычных ситуациях человеком не используются. Стресс — экстремальное состояние организма.

В общем виде причиной стресса, по А. Уэлфорду (Welford, 1973), является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требованиям, например при высокой эмоциональной насыщенно­сти деятельности, т. е. большом количестве эмоциогенных ситуаций (Витт, 1986). По П. Фрессу (1975), стресс также могут вызывать лич­ные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения.

Эндорфины и стресс

Бета-эндорфин вырабатывается в гипофезе при стрессе, его количество равно величине АКТГ (Rossier, Bloom, Guillemin, 1980). Этим можно объяс­нить, почему стресс оказывается анальгетиком (Akil, Madden, Patrick, Barchas, 1976). Кроме того, эндорфины способствуют возникновению эй­фории, что вызвано изменением концентрации нейромедиаторов, активи­рующих пути подкрепления в головном мозге (Smith, Freeman, Sands, Lane, 1980). Ярким примером того, как при стрессе исчезает боль и появляется чувство эйфории, служит реакция футболиста, сломавшего себе ключицу. Вместо того чтобы сказать о боли, он убеждает тренера, что ему надо продолжать игру.

Согласно лабораторным исследованиям, эндорфиновая реакция порож­дается не только физическими элементами стресса, такими как шок, но и страхом (Bolles, Fanselow, 1982). Возможно, поэтому люди стремятся к ситуациям, дающим чувство страха, — речь идет, например, о занятиях парашютным спортом и скалолазании (Фрэнкин, 2003, с. 416). После раскрытия парашюта у большинства прыгающих наступает радост­ный подъем настроения, переходящий очень часто в эйфорию. Космонавт В. А. Шаталов рассказывает: «Стало тихо и спокойно. Посмотрел наверх — надо мной был огромный купол. Хотелось смеяться, кричать, петь песни. Стало смешно — неужели это я так отчаянно трусил там, в самолете? Я готов был прыгать еще и еще. » (Лебедев, 1969, с. 102).

Возникает вопрос: какие сдвиги можно считать стрессовыми, а ка­кие нет?

В. Л. Марищук полагает, что стрессом можно назвать лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исход­ных показателей). Следует все же признать, что любая установленная исследователями граница будет условна, поскольку нельзя забывать, что стресс — это напряжение, а последнее имеет только степень выра­женности. Ученые же пытаются придать стрессу как эмоциональному

состоянию определенную модальность, качественное специфичное со­держание, что, с моей точки зрения, некорректно. Ведь сильное эмо­циональное напряжение (возбуждение) может быть и при гневе, и при ужасе, и при горе, и при экстазе1. Все эти состояния различны по каче­ству переживаний, но сходны по их степени. Такие переживания при­водят к появлению общего адаптационного синдрома, поскольку силь­ное эмоциональное возбуждение становится угрозой для организма и личности. Понимание стресса как чрезвычайного, угрожающего состо­яния, как общей защитной реакции присуще большинству отечествен­ных авторов (Абрамов, 1973; Апчел и Цыган, 1999; Бодров, 1995,2000; Вальдман с соавт., 1979; Суворова, 1975; Уколова с соавт., 1973; Чир­ков, 1988, и др.).

Как отмечает американский психолог М. Суинн (1983), имеются индивидуальные профили стресса — картины специфических реак­ций на стресс. Одни люди замечают начало развития стресса по изме­нениям вегетативных функций, другие — по изменениям в поведе­нии, третьи — по изменениям в когнитивной сфере. Более того, автор утверждает, что существуют разные признаки стресса даже в преде­лах одной сферы. Например, в вегетативной системе один человек ис­пытывает учащение сердцебиения, другой — легкую дрожь, третий мо­жет ощущать, как холодеют его руки или ноги.

Показано (Taylor, 2000), что при стрессе физиологические изме­нения отражаются на поведении мужчин и женщин неодинаково. Для мужчин свойственна реакция борьбы и бегства, а для женщин — со­стояние готовности к заботе и дружескому сближению: при стрессе женщины обеспечивают безопасность своего потомства, заботясь об удовлетворении его потребностей; они сближаются с другими пред­ставителями своей социальной группы с той же целью — уменьшить уязвимость своего потомства.

Концепция стресса породила множество эмпирических исследований, кото­рые подтвердили исходную теоретическую модель лишь частично. Выде­лилось два наиболее спорных момента. Первый был отмечен психиатром Мейсоном (Mason, 1971). Он показал ошибочность тезиса о неспецифич­ности реакции организма. Дело в том, что Селье вывел его на основании

1 В связи с этим не вполне понятна попытка В. В. Суворовой отделить стресс от эмо­ции, когда она пишет: «В отличие от эмоций стресс — это чрезвычайное состояние» (1975, с. 19).

Регулярные физические упражнения ослабляют стресс

исследования лишь одного типа стрессовых ситуации, а именно тех, в ко­торых испытуемый оказывался практически в безвыходном положении, не имея возможности что-либо изменить своими действиями. В этих ситуаци­ях действительно наблюдались сходные реакции организма. В ситуациях иного типа, когда испытуемый имел возможность каким-либо образом изменить ход событий, организм реагировал по-другому. Как было пока­зано Генри и Стифенсом (Henry, Stephens, 1977), разные по типу стрессо­ры активируют разные гормональные системы и приводят к разным по типу заболеваниям. Если у человека есть возможность контролировать ситуацию, активируется симпатико-адрено-медуллярная система и пере­грузки здесь ведут к заболеваниям типа сердечной недостаточности (ак­тивный стресс). Когда стрессор не подвергается контролю, активируется питуитарно-адрено-кортикальная система, что при длительном воздействии вызывает заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе (пассив­ный стресс).

Другой спорный момент концепции (Селье) отмечен психологами. Он ка­сается роли познания и эмоций в стрессе как субъективном феномене. Психологический взгляд на стресс придает значение когнитивным оцен­кам ситуации, которые часто сопровождаются негативными эмоциями типа гнева или тревоги. В этом смысле Кан (Капп,1970) различает стресс как объективно испытываемую трудность и напряженность как субъективное переживание. Лазарус и Фолкменн (Lazarus, Folkman, 1986) определяют

психологический стресс как «значимые для благополучия личности взаи­моотношения со средой, которые подвергают испытанию имеющиеся в распоряжении ресурсы организма и в ряде случаев могут их превышать». Таким образом, с психологической точки зрения стресс связан с познани­ем, эмоциями и действием. Рассматривая эти аспекты, можно объяснить индивидуальные различия в переживании стрессовой ситуации и успешно­сти ее преодоления.

В целом можно сказать, что критика спорных моментов рассмотренной концепции стресса привела к более дифференцированному подходу в его изучении и к пониманию того, что стресс является специфическим взаимо­отношением специфической личности и специфической ситуации (Борне-вассер, 1983, с. 455-456).

Преодоление стресса. Существуют несколько способов преодоления или ослабления стресса. Это выполнение физической нагрузки, ме­дитация, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация и другие релаксационные техники. Подробное их описание можно найти в кни­ге Дж. Гринберга (2004)1.

Читатели, которых эта тема особо интересует, могут найти полезную информацию в работах Дж Внткина (1995, 1996), Б. А Вяткина (1981), Р. Геррига и Ф. Зимбардо (2004), Л. П Гримака и В А Пономаренко (1971), Ю. М. Губачева с соавторами (1976), В. И. Мясникова и М. А. Новикова (1975), К. В. Судакова (1981), Р. Фрэнки-на (2003), а также в книгах «Актуальные проблемы стресса» (1976), «Психический стресс в спорте» (1973), «Психсомоциональиый стресс» (1992), «Стресс и тревога в спорте» (1983), А. В. Вальдмана, М. М Козловской и О. С Медведева (1979), «Акту­альные проблемы стресса» (1976), «Нервные и эндокринные механизмы стресса» (1980), «Эмоциональный стресс» (1970).

Другие статьи

  • Детские статьи по психологии :: Неизвестное детство Детство - самый важный период жизни любого человека. Все мы очень любим детей. Дети - цветы нашей жизни. Все лучшее - детям. Дети - это святое. Такое отношение к детям понятно. И, такое отношение к детям вызывает идеализацию детства. Поэтому […]
  • Элькар инструкция по применению детям до года Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Раствор для приема внутрь прозрачный, бесцветный или слегка окрашенный; допускается наличие специфического запаха. Вспомогательные вещества: лимонной кислоты моногидрат - 1.2 мг, метилпарагидроксибензоат - 0.5 мг, […]
  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Гиоксизон мазь инструкция по применению для детей ГИОКСИЗОН (GIOXYSON) инструкция по применению Владелец регистрационного удостоверения: Активные вещества Лекарственная форма Форма выпуска, упаковка и состав Гиоксизон Мазь для наружного применения желтого цвета. Вспомогательные вещества: метилпарагидроксибензоат 0.2 […]
  • Танакан таблетки для детей инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые оболочкой кирпично-красного цвета, круглые, двояковыпуклые; на изломе светло-коричневого цвета, со специфическим запахом. Вспомогательные вещества: лактозы моногидрат, целлюлоза […]
  • Развитие речи детей с отклонениями в развитии Развитие речи у детей в норме и патологии Главная > Документ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ. Речь – явление социальное, и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг […]