Стресс труды учёных

Казымова Надежда Наильевна

младший научный сотрудник

Дата рождения: 24.08.1986

Область научных интересов: психологические последствия террористической угрозы, стресс, психологическая травма, психология личности, психодиагностика

Телефон для связи: 8-903-619-88-57

2003-2008 гг. – ГУГН (ныне ГАУГН), факультет психологии

Научная деятельность: 2010 — по н.в. Институт Психологии РАН, младший научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях

Участие в грантах:

· 2007-2008 — Теоретико-эмпирическое исследование переживания террористической угрозы (РГНФ 07-06-00301);

· 2009 – Переживание террористической угрозы как фактор снижения психологического благополучия личности (Грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МК-4486.2009.6);

· 2009-2010 — Сравнительное исследование характеристик посттравматического стресса, вызванного переживанием травмы разного генеза (РФФИ 09-06-00164);

· 2009-2010 — Взаимосвязь интенсивности переживания террористической угрозы и половозрастных характеристик у косвенных жертв террористических актов (РГНФ 09-06-00555);

· 2011-2012 — Террористическая угроза, посттравматический стресс и психологическая безопасность (РФФИ 11-06-00260);

· 2011-2012 – Связь интенсивности переживания террористической угрозы с характеристиками жизненной перспективы личности (РГНФ 11-06-00127);

· 2013-2015 — Сопряженность признаков посттравматического стресса и стратегий совладающего поведения в период геронтогенеза (РФФИ 13-06-00537);

· 2013-2015 – Теоретико-эмпирическое исследование психологической безопасности личности: разработка теоретической модели (РГНФ 13-06-00390);

· 2015-2017 – Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности (РГНФ 15-36-11108);

· 2017-2019 — Субъективные факторы психологического здоровья в современном обществе (РФФИ 17-29-02155)

автор и соавтор более 20 научных работ

2. ВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ
Быховец Ю.В., Казымова Н.Н.
В сборнике: Исследования и разработки в перспективных научных областях Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 19-25.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ИМПЛИЦИТНАЯ И ЭКСПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИИ
Харламенкова Н.Е., Тарабрина Н.В., Быховец Ю.В., Ворона О.А., Казымова Н.Н., Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е.
Москва, 2017. Сер. Труды Института психологии РАН

4. РОЛЬ СМИ В ПРОЦЕССАХ СОВЛАДАНИЯ С ПЕРЕЖИВАНИЕМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ
Казымова Н.Н., Быховец Ю.В.
В сборнике: ПСИХОЛОГИЯ — НАУКА БУДУЩЕГО Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего». Под редакцией А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. Москва, 2017. С. 314-317.

5. ИНТЕНСИВНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Казымова Н.Н., Никитина Д.А.
В сборнике: ПСИХОЛОГИЯ — НАУКА БУДУЩЕГО Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего». Под редакцией А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. Москва, 2017. С. 317-321.

6. ИНТЕНСИВНЫЙ СТРЕСС В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е., Падун М.А., Хажуев И.С., Казымова Н.Н., Быховец Ю.В., Дан М.В.
Москва, 2017. Сер. Социокультурные аспекты национальной безопасности

8. ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА К ПЕРЕЖИВАНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ
Казымова Н.Н.
В книге: Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладаниеБыховец Ю.В., Ветрова И.И., Головей Л.А., Дан М.В., Дымова Е.Н., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Казымова Н.Н., Киселева Т.С., Крюкова Т.Л., Махнач А.В., Михайлова Н.Ф., Нартова-Бочавер С.К., Нестик Т.А., Никитина Д.А., Падун М.А., Псядло И.А., Рябова Т.В., Сергиенко Е.А., Стрижицкая О.Ю. и др. Сер. «Труды Института психологии РАН» Москва, 2016. С. 264-278.

14. ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПЛИЦИТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УГРОЗЕ И ОПАСНОСТИ
Быховец Ю.В., Казымова Н.Н.
В сборнике: Психология психических состояний сборник материалов по итогам IX Международной зимней школы по психологии состояний. Ответственный редактор: Л.В. Артищева. 2015. С. 41-43.

17. ПЕРЕЖИВАНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ ЖИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Тарабрина Н.В., Быховец Ю.В., Казымова Н.Н.
В сборнике: Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе Сер. «Фундаментальная психология — практике» Ответственные редактора: А.Л .Журавлев, А.И. Ляшенко, В.Е. Иноземцева, Д.В. Ушаков. Москва, 2012. С. 324-335.

18. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И ЗАБАЙКАЛЬЯ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ
Тарабрина Н.В., Казымова Н.Н., Быховец Ю.В., Ворона О.А.
В сборнике: Развитие психологии в системе комплексного человекознания Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 40-летию Института психологии и 85-летию его основателя Б.Ф. Ломова: в 2 частях. Ответственные редакторы: Журавлев, А.Л., Кольцова, В.А.. 2012. С. 629-631.

21. ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ У ШКОЛЬНИКОВ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Тарабрина Н.В., Быховец Ю.В., Бакусева (Казымова) Н.Н.
В книге: На пороге взросления Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. 2011. С. 88-90.

22. ОПРОСНИК ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ (ОПТУ-21)
Быховец Ю.В., Тарабрина Н.В., Бакусева (Казымова) Н.Н.
В сборнике: Психологические исследования Сер. «Труды молодых ученых ИП РАН» Под редакцией А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. Москва, 2010. С. 36-49.

25. К ВОПРОСУ О ВКЛАДЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРЕЖИВАНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ
Тарабрина Н.В., Быховец Ю.В., Бакусева (Казымова) Н.Н.
В сборнике: Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии Материалы Первой Международной научно-практической конференции. ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет», факультет клинической психологии; ГОУ ВПО «Томский государственный университет»; Профессиональная психотерапевтическая лига России; ООО «Центр клинической и прикладной психологии» (г. Владивосток). 2009. С. 86-88.

Информационно-аналитический журнал

С 10 по 12 октября в Челябинске состоится первое очное заседание Международного научного совета Южно-Уральского государственного университета. В состав Международного научного совета ЮУрГУ вошли 11 ведущих ученых мира с большим опытом работы в фундаментальных и компьютерных науках, инжиниринге и медицине.

С 10 по 12 октября в Челябинске состоится первое очное заседание Международного научного совета национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета.

Международный научный совет – новая структура, созданная в вузе для координации научно-исследовательской и образовательной деятельности университета в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Отметим, что подобные советы создаются во всех вузах-участниках Проект 5-100, который должен помочь отечественным вузам войти в сотню лучших университетов мира до 2020 года.

В состав Международного научного совета ЮУрГУ вошли 11 ведущих ученых мира с большим опытом работы в фундаментальных и компьютерных науках, инжиниринге и медицине. Семеро из них лично приедут на первое заседание совета в Челябинске:

  • Эдвард Л. Монсер, Президент корпорации «Эмерсон» («Emerson»);
  • Доктор Джейван Ким, Университет KIAS, Сеул, Южная Корея. В настоящее время исполняет обязанности президента вуза. Область его научных интересов связана с квантовой информатикой;
  • Доктор Рон де Кло, Лейденский университет (Нидерланды), Профессор Королевской нидерландской академии искусств и наук. Известен своими открытиями в изучении воздействия стресса на мозг, а также изучает повышение уязвимости человека перед заболеваниями, спровоцированными стрессом;
  • Доктор Панайотис Андреас Коутентис, Университет Кипра, редактор научного журнала «Молекулы» (Molecules) и журнала ARKIVOC. Область деятельности – органическая химия;
  • Доктор Мохаммед Милад, Гарвардская Медицинская школа (США), директор лаборатории поведенческой неврологии в Массачусетском госпитале. Область деятельности – биомедицина. Основные труды связаны с изучением исчезновения страха в экстремальных ситуациях;
  • Доктор Ашоккумар Мутапандиан, Университет Мельбурна (Австралия). Физхимик, специализирующийся на сонохимии. Также он внес большой вклад в производство материалов для пищевой и молочной промышленности;
  • Доктор Мария Жозефа Юзуэль, Заслуженный профессор Университета Барселоны (Испания). Область деятельности – оптика. Член Королевской Академии наук и искусств в Барселоне, Академии Гранады и Королевской Академии Наук Сарагосы.

В течение трех дней члены МНС посетят лаборатории вуза, познакомятся с материально-технической базой и сотрудниками университета. Также иностранные ученые детально изучат содержание нескольких крупных научных проектов ЮУрГУ, чтобы в итоге дать им свою экспертную оценку.Кроме того, члены совета выступят с лекциями, посвященными развитию разных областей науки и технологий. В частности, президент корпорации Emerson Эдвард Монсер расскажет об искусстве управления в высшем звене, а доктор Мохаммед Милад прочитает лекцию о формировании страха.

Смотрите так же:  Психические расстройства в чс

Добавим, что подобные собрания Международного научного совета ЮУрГУ будут проходить несколько раз в год.

Справочно:

В соответствии с указом президента РФ, к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в сотню лучших в мире. Победителями конкурса на получение господдержки для повышения конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров стал 21вуз, в том числе ЮУрГУ.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Мне понравился статья, очень позновательная и актуальная!! Спасибо за материал и проделанную работу

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку современный мир невозможно представить без применения информационных технологий. В статье раскрывается эффективность использования мультимедийной презентации в учебном процессе. Следует отметить, что содержание статьи изложено лаконично и последовательно. Спасибо автору за интересную статью!

Весьма интересная статья, не думал что вынесу для себя что-то новое, например: не знал что украинский такой легкий в освоении. После прочитанной статьи ко мне вернулась девушка, а ветрянка прошла в считаные секунды, также я побил свой рекорд в додл джампе и набрал 2345 баллов. Авторы полностью раскрыли идею синтеза кефирной кислоты из огуречного рассола и о питательной свойствах зубной пасты «колгейт».

Видно,что автором проведена глубокая работа по изучению данного вопроса в оптике. Также немаловажным является то,что статья написана доступным, понятным языком,а читать ее легко и интересно.

Валерий, спасибо за интерес к моей работе. Я как раз и взял такую тему курсовой работы.

Статья замечательная,понятная,легкая для усвоения и главное полезная,т.к. тема геронтологии важна в наше время.

Отличная работа! Очень информативная статья!

Здравствуйте, в заключении вашей статьи указано, что показатели проведенных функциональных проб у пациентов с пневмонией оказались в пределах нормы, может ли это свидетельствовать о наличии компенсаторных реакций, обеспечивающих нормальную оксигенацию тканей при местном нарушении газообмена в воспаленной паренхиме легкого?

Статья определенно пробуждает желание углубиться в акутальные вопросы физики.Спасибо автору,что говорит про науку и таким доступным языком!

Данная работа интересна сравнением с российской музыкальной культурой. Музыка Испании всегда вызывает самые яркие чувства. Интересно рассмотреть педагогический аспект в плане использования произведений испанских композиторов в музыкально-образовательной практике общеобразовательной и музыкальной школы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СТРЕССА

В российской психологической науке проблемой стрессоустойчивости занимались В. А. Абабков, В. В. Бодров, А. В. Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, Н. Е. Водопьянова, Т. С. Кабаченко, О.В. Лозгачева, В. М. Смирнов, Л. А. Китаев-Смык, А. А. Криулина, А. Б. Леонова, В. Л. Марищук и другие авторы. В работах Л.Л. Анцыферова, Л.С. Выготского, В.А. Пономаренко устойчивость личности связывается с умением продуктивной организации деятельности и ориентированием на адекватные по времени цели.

Значительная доля исследований в психологической науке приходится на изучение особенностей влияния профессиональной деятельности на здоровье специалистов, чья работа связанна с эмоциональным напряжением и взаимодействием с людьми (О.Н. Абакумов, М.А. Багрий, Д.Р. Мерзлякова, В.Я. Сазонов). У таких специалистов нередко наблюдаются психофизиологические реакции на ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением профессионального стресса. К категории профессий, наиболее сильно подверженных профессиональному стрессу, можно отнести медицинских работников и спортсменов.

Согласно исследованиям М.А. Багрий, А.Р. Галлимов, О.В. Рыбиной, медицинские работники решают разнообразные задачи в условиях недостатка информации, непосредственного контакта с людьми, значительной (в том числе уголовной) ответственности за свои действия, что влечёт большие эмоциональные нагрузки. В данных условиях особенно уязвимым перед стрессом является профессионал на стадии своего становления.

Приведённый обзор научной психологической методической и статистической литературы показывает, что проблема формирования стрессоустойчивости, с одной стороны, достаточно широко представлена, но с другой стороны, детально не разрабатывалась. Учитывая динамично развивающуюся современную наполненную новейшими технологиями жизнь, возникает необходимость постановки проблемы формирования стрессоустойчивости в целом у всех социальных категорий.

Цель – теоретический анализ психологической литературы, посвященный проблеме стресса и стрессоустойчивости,

Объект – стрессоустойчивость личности,

Предмет – процесс формирования стрессоустойчивости.

Гипотеза состоит в предположении о том, что успешность процесса формирования стрессоустойчивости обеспечивается за счёт использованиия различных стратегий преодоления стресса.

Для проверки выдвинутой гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

провести теоретический анализ основных направлений исследования стресса в психологической науке;

на теоретическом уровне описать структуру стрессоустойчивости личности;

Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие принципы и концепции:

методологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и системности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев);

концепция становления профессионала (Е.Ф. Зеер, Е.А. Климов);

положения о стрессоустойчивости Н.Е. Водопьяновой, Дж. Гринберга, Л.А. Китаева-Смыка, Г.Б. Мониной, Н.В. Ранналы;

положение О.В. Лозгачевой о том, что формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации способствует профессиональному развитию и является эффективным способом профилактики профессиональной стагнации.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих друг друга методов:

теоретический анализ научной психологической литературы;

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении стрессоустойчивости как динамичного личностного качества, описании структуры стрессоустойчивости и содержания её компонентов.

Основные направления исследования стресса в психологической науке

Традиционно в зарубежных странах существует интерес к изучению проблемы стресса, стрессоустойчивости и совладающего поведения (Г. Бенсон, С. Вулф, Дж. Гринберг, У. Кэннон, В. Люте, К. Маккей, Р. Лазарус, Г. Селье, Й. Шульц и другие). Термин стресс возник в дословном переводе с английского языка означает давление, нажим, усилие, и внешнее воздействие, лежащее в основе этого состояния. Стресс, образующий негативные эмоции, называется дистрессом, а сопровождающийся положительными эмоциями – эустрессом [23]. Первым эту категорию в науку ввел канадец-физиолог Ганс Селье. Он доказал независимость приспособительных реакций организма человека от типа воздействия или его интенсивности. Факторы воздействия (факторы стресса, стрессоры) могут быть самыми разными, однако не зависят от своей уникальности они вызывают изменения в организме человека, стимулирующие адаптацию. Можно выделить следующие виды стрессоров:

старт-стрессоры и стрессоры памяти — предстоящие состязания, защита диплома, выступление, воспоминания;

стрессоры, побед и поражений — успехи в учёбе, карьере, спорте. Любовные отношения, замужество, изменения состава семьи;

стрессоры зрелищ — спортивные шоу, кино, спектакли, выставки;

стрессоры рассогласования деятельности: стрессоры ухудшения отношения: конфликты, угрозы;

стрессоры ограничений — психосоциальные и физиологические: болезни, дисгармония, фрустрация витальных потребностей;

физические и природные стрессоры: мышечные нагрузки, медицинские и хирургические процедуры, травмы, неприятные звуки, экстремальные погодные условия [24].

Существуют психологические и физиологические стрессоры. Последние влияют на клетки и ткани тела (холод, высокая температура, тяжёлая физическая нагрузка и так далее). Психологические стрессоры – это стимулы, которые показывают биологическую или социальную важность событий (чувство опасности, обиды, эмоционального переживания, затруднительные условия решения важных задач и многое другое) [24]. В соответствии с двумя типами стрессоров выделяют физиологический и психологический стресс.

Нас интересует больше последний вид стресса, который разделяют на эмоциональный и информационный. Информационный стресс появляется в ситуациях информационных перегрузок, если индивид не успевает принимать правильные решения в условиях дефицита времени и повышенной ответственности. Решая различные задачи, человек перерабатывает информацию, и этот процесс завершается выработкой решения. Высокий объём информации, ее сложность, временные ограничения – все это составляет информационную нагрузку, возникающую при превышении возможностей переработки информации. Эмоциональный стресс обуславливается сигнальными раздражителями, проявляется в ситуациях фрустрации (угрозы, обиды и условиях конфликтных ситуаций)[23].

Организм человека очень адаптивен и при длительном действии угрожающих раздражителей активируются адаптационные процессы.

Совокупность характерных ответных реакций организма на действия раздражителей, имеющих главным образом защитное значение, названа Г.Селье — общий адаптационный синдром. В психологической литературе подробно изучается стадии общего адаптационного синдрома:

Смотрите так же:  Аргументы к проблеме взаимоотношения людей

1) тревога, сопротивляемость организма ухудшается (шок), а позднее срабатывают защитные реакции;

2) сопротивление (фаза адаптации), приспособление организма к новым условиям;

3) истощение, в котором проявляется неадекватность защитных механизмов организма и наступает рассогласование жизненных функций организма [25].

Рассмотрим их более подробно. Начальная стадия стресса по Г. Селье – тревога, проявляется в мобилизации организма, особенно физиологической и биохимической, возникновение оборонительной реакции или «реакции борьбы и бегства». Она была достаточно развита у древних людей и при угрозах запускала мобилизацию сил для борьбы с врагом, стихией или бегства от них. Стресс активирует симпатическую нервную систему (её гормоны– адреналин и норадреналин) – для посредничества на внутренние органы. Эта система мобилизирует ресурсы организма, создаёт готовность к быстрым ответным реакциям.

Для формирования стрессовой реакции у конкретного человека необходимо работа основного процесса – «реакции борьбы или бегства», запускающая мощные биохимические изменения в организме. В этой стадиии, по мнению Е.Черепановой [28], человек оказывается в «предстартовой готовности». В этой фазе не исключено, что психосоматические заболевания якобы пропадают, но в дальнейшем возвращаются с новой силой. В рамках примера она ссылается на времена 1992 – 1993 гг., когда общество находилось по стрессом от крайне быстрых социальных, экономических и политических перемен. В это время больницы опустели, в следствие того, что люди мобилизировали все свои адаптационные ресурсы.

На следующей стадии – адаптации, возникает сопротивление в организме за счёт физиологической и психологической мобилизации. За счёт чего происходит временное повышение стрессоустойчивости. Однако это имеет свой предел, постепенно адаптационные ресурсы исчерпываются. Исследования В. Кэннона показали, что организм стремится к гомеостазу. Но когда возникают новые требования, начинается перестройка, которая восстанавливает равновесие, но на другом уровне. При этом новые условия могут зависеть как от физиологических, так и от психологических причин. Если действие стрессогенных факторов не останавливается, то возникает третья стадия стресса — стадия истощения [27], на которой приспособление организма существенно снижается, накапливается усталость, ухудшается сопротивление, повышается вероятность возникновения заболеваний. Появляются сигналы тревоги на фоне истощения адаптационных ресурсов. Возникает необходимость в помощи «извне» — психологическая и психотерапевтическая поддержка, либо устранение действия стрессоров.

Теоретические аспекты исследования стресса свидетельствуют о существовании множества подходов, объясняющих механизмы образования стресса. Так, идеи адаптационного синдрома Г. Селье соотносятся с теорией фрустрации Розенцвейга[10]. Фpycтрация – это столкновение жизненных потребностей человека с непреодолимым препятствием, например, с установкой, с внутренним запретом. Далее развивается стрессовое состояние и если внутренний конфликт был продолжительный во времени, то может возникнуть невроз. Данная теория фрустрации дополняет взгляды Г. Селье, не заостряясь на биохимических изменениях в организме.

Иную концепцию стресса изложил в 1966 году Р. Лазарус. Он предложил когнитивную теорию стресса и копинга. По его мнению, в основе взаимодействия личность — среда лежат «первичная» и «вторичная» когнитивные оценки ситуаций. Человек сначала рассматривает ее как изменчивую и угрожающую, а затем выделяет пути преодоления стресса. В результате данного взаимодействия возникают формы копинг-поведения. Большое влияние на их становление оказывает эмоциональная реакция на стресс, а также ее переход в качественно новую стратегию преодоления.

В итоге исследований Р.Лазарус вывел понятие копинга, которое означает движение к разрешению проблемы со стороны человека в ситуации потенциальной опасности. Так же активизируются адаптивные возможности организма с целью сохранения физического и психо-социального благополучия. Была разработана трехфакторная модель копингов, состоящая из стратегий, ресурсов и поведения. Копинг-стратегия – это ответ человека на угрозы, способы совладания со стрессором. Копинг-ресурсы — более-менее стабильные характеристики личности, обеспечивающие преодоление стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Интегральное поведение человека, с использование копинг-стратегий и с учетом копинг-ресурсов называется копинг-поведение. Основой в этой модели является копинг-стратегии, которые инициируют реакции и поведение в стрессе. Эта модель является актуальной в настоящее время.

П.К. Анохин [4], рассуждает о стрессовых ситуациях с наиболее мощными психосоматическими последствиями, которые возникают на фоне защитного возбуждения и уменьшения его моторных реакций, что имеет общую основу с неотреагированными эмоциями человека. В его представлении понятие «стресс» включает все реакции организма на сильные раздражители.

Ю.А. Александровский [22] утверждает, что сущность возникновения стрессовых и невротических состояний указывает на их общность. Начальной стадией выступает конфликтная ситуация с проявлением страха или тревоги. Главным фактором выступают не интенсивность стрессора, не физическая характеристика воздействия, не ситуации среды, а личностная оценка воздействия как негативного, с отсутствием способов избегания и преодоления. Перенапряжение механизмов адаптации ведет к ухудшению процесса управления стрессом.

Ю.А. Александровский рассматривает закономерности развития стрессовых состояний:

1) совокупность психофизиологических реакций, возникающих при восприятии и переработке сигналов, актуальных для человека и являющихся эмоционально-значимыми (негативными);

2) процесс адаптации к негативным переживаниям, связанный с рядом развивающихся биохимических процессов;

3) состояние дезадаптации (срыва), проявляющееся нарушениями поведения, межличностных коммуникаций и отношений. Эти состояния сходны с общими стадиями развития стресса, но оцениваются по психологическим проявлениям [22].

Выводы

Проведя теоретический анализ основных направлений исследования стресса в психологической науке, следует заметить что данная тематика до сих пор актуальна. Традиционно исследованием стресса занимались Р. Лазарус, Г. Селье, Й. Шульц и другие исследователи. Так, Ганс Селье выделил два вида стресса – эустресс и дистресс, отличающиеся друг от друга степенью положительности-отрицательности возникающих эмоций. Анализ различных концепций показывает, что стрессоры, лежащие в основе стресс-реакций, можно разделить на физические и психологических. Психологические стрессоры так же имеют свою структуру, и делятся на эмоциональные и информационные. В условиях информационного общества особую актуальность имеют информационные стрессоры, которые связаны с превышением возможностей человека по обработке информации.

В добавление к вышесказанному следует отметить, что внимание учёных и практиков привлекает проблема адаптации организма человека к стрессовым ситуациям, которая находит своё решение в работах многих исследователей и Г. Селье, в частности. Так, Г. Селье ввёл в науку понятие «общего адаптационного синдрома», обозначающего схему реакции организма на стрессовое воздействие. Общий адаптационный синдром носит стадиальный характер и проявляется, во-первых, в тревоге, во-вторых, сопротивлении, в-третьих, в истощении организма.

Представляется важным отметить, что в науке разрабатывается проблема копинг-поведения, изучение которой инициировала Р. Лазарус, предложивший трёхфазную модель копинга: копинг-стратегии (способ совладания человека со стрессом), копинг-ресурсы (характеристики личности, обеспечивающие успешное совладание), копинг-поведение (интегральное поведение личности в стрессовой ситуации).

Закономерности формирования стрессовых состояний исследуются в том числе и с психиатрических позиций. Так, Ю.А. Александровский отмечает стадиальный характер реакции организма на стресс, а именно — психофизиологические реакции, адаптация, дезадаптация.

Стрессоустойчивость: содержание понятия и структура

В психологической науке происходит обсуждение понятия стрессоустойчивости, так как она влияет на возникновение дистресса у человека. Стрессоустойчивость личности — умение разрешать трудности, управлять своими эмоциями, осознавать настроение и чувства окружающих, проявлять выдержку и такт [29].

Для более детального понимания термина «стрессоустойчивость» мы сочли целесообразным обратиться к исследованиям различных авторов. Б.Х. Варданян рассматривает стрессоустойчивость как взаимодействие всех компонентов психической деятельности человека, в частности эмоциональных компонентов. Так, в трактовке исследователя, стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [14, С. 24].

С.В. Субботин пишет, что «стрессоустойчивость — комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности».

О.В. Лозгачева в своём исследовании под стрессоустойчивостью понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [20].

Смотрите так же:  Лечение от заикания в гомеле

На наш взгляд, наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман, стрессоустойчивость– «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [15].

Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. Так, Дьяченко М.И. и соавторы полагают, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации.

Таким образом, можно сформулировать интегральное понятие стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость — это совокупность личностных качеств, способствующих преодолению интеллектуальных, эмоциональных, волевых нагрузок, обусловленных особенностью профессиональной деятельности человека, без серьёзных вредоносных последствий для своего здоровья, самой деятельности, а так же окружающих людей.

Н.И. Бережная [5] понимает стрессоустойчивость как личностное качество, состоящее из следующих компонентов:

а) психофизиологический (свойства нервной системы человека);

б) мотивационный. Мотивы определяют эмоциональную устойчивость. Влияя на мотивацию можно изменять эмоциональную устойчивость;

в) эмоциональный опыт человека, аккумулированный в процессе преодоления трудных ситуаций;

г) волевой, то есть сознательная регуляция, адекватное поведение;

д) профессиональной подготовки, профессиональной готовности решать типовые задачи;

е) интеллектуальный – логическая оценка ситуации, прогнозирование её динамики, принятие решений.

Компоненты стрессоустойчивости (по Н.И. Бережной)

Долой стресс! На клеточном уровне.

Ученые-эндоэкологи сделали открытие, которое можно смело отнести к грандиозным достижениям медицины ХХI века. Найден способ борьбы с хронической интоксикацией организма на клеточном уровне. В наше время этой проблеме из-за загрязнения окружающей среды, неблагоприятного социального климата и постоянных стрессов подвержен практически каждый.

Секреты здоровья, молодости и красоты таятся в каждом из нас, а точнее, в каждой нашей клеточке. Именно от состояния этих маленьких частиц организма зависит наше самочувствие и внешний вид. Ученые Кафедры эндоэкологии и лимфологии РУДН под руководством доктора медицинских наук, профессора Юрия Марковича Левина около 40 лет исследовали механизмы очищения внутренней среды организма.

Проанализировав происходящие на клеточном уровне процессы, специалисты пришли к выводу, что в результате экологического неблагополучия возникает конфликт в системе «человек — внешняя среда», что в свою очередь приводит к развитию эндоэкологической патологии. Ее причина – чрезмерное скопление токсинов в межклеточного пространстве.

Результатом многолетних трудов ученых стала разработка уникальных методик, позволяющих комплексно очистить организм на клеточном уровне. По мнению специалистов, благодаря такому очищению происходит восстановление равновесия внутренней среды человека и запускается механизм саморегуляции. Именно так можно дать определение главному принципу эндоэкологической реабилитации (ЭРЛ).

В определенном сочетании применяются лекарственные растения и препараты (энтеросорбенты, катрэл), влажные обертывания, мониторная очистка кишечника, массажи, гидротерапия, грязе- и парафинолечение, лазерная и магнитотерапия, сокотерапия, иглорефлексотерапия, аромотерапия, лечебная гимнастика. Неотъемлемой частью программ является психотерапия (индивидуальные и групповые сеансы психологической разгрузки), посещение сауны, лечебно-оздоровительное плавание в бассейнах и диетическое питание с учетом индивидуальных предпочтений.

Корреспонденту Правды.Ру удалось побеседовать со специалистом в этой области. На вопросы отвечает врач-эндоэколог Центра естественного оздоровления «НатураМед», кандидат медицинских наук Надежда Носова:

Благодая методам эндоэкологической реабилитации у наших современников появилась удивительная возможность естественным способом замедлить процессы старения клеток и всего организма в целом, без использования дорогостоящих косметических средств и опасных пластических операций, при помощи натуральных природных средств. Несомненно, это новые возможности в медицине.

Но стоит учесть одну важную деталь. Необходимым условием эффективного оздоровления является благоприятная экологическая ситуация в месте его проведения. Для реализации программ комплексного очищения организма на клеточном уровне в 2006 года был создан Центр естественного оздоровления «НатураМед», который успешно функционирует на базе нескольких российских санаториев. К ним относятся — самая южная здравница России «Южное взморье» (Сочи), лечебно-оздоровительный профилактический комплекс «Голубая даль» (Геленджик) и другие.

Оздоровительные программы ЭРЛ «Формула здоровья», «Идеальная линия» и «Долой стресс!» включают в себя все целебные ресурсы Южного региона: морской воздух, целебную минеральную воду, лечебные водоросли, травы, грязи и даже вина! Субъективная оценка клиентов по итогам программ позволяет судить об их хорошем самочувствии, улучшении качества жизни и повышении эмоционального тонуса.

В очищенной среде клетки начинают лучше дышать и работать. Происходит нормализация всех систем организма: сердечно-сосудистой, лимфатической, нервной, эндокринной. Укрепляется иммунитет, нормализуется самочувствие, работа желудка и кишечника, возвращается энергия, значительно облегчается лечение различных заболеваний. Как результат — уходят лишние килограммы и годы, улучшается цвет лица, чувствуются легкость и бодрость во всем теле.

Но есть для программ комплексного очищения и противопоказания. Этот метод оздоровления нельзя применять (так как активизируется лимфоток) при онкологической патологии, желчнокаменной болезни, сахарном диабете, хронических заболеваниях в период обострения.

Методика ЭРЛ одобрена Минздравом России, Российской Академией Медицинских Наук и получила международное признание. За авторскую идею и успешную ее реализацию профессор Ю.М. Левин и специалисты нашего Центра, удостоены ряда высоких наград – международной премии в номинации «Надежда человечества» (2003, 2007), золотой медали Международной академии эндоэкологии (2005) и многих других.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

Другие статьи

  • Журавушка областной центр социальной помощи семье и детям Государственное бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям «Журавушка» Территория: Нижний Новгород Адрес: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Богородского, д.3, корп. 2 Телефон/факс: (831) 417-54-53, 417-61-22 Эл.почта: […]
  • Алексеева нВ развитие одаренных детей Книги по работе с одаренными детьми Материалы, используемые в воспитательной деятельности Предлагаем Вам ознакомиться с современной литературой по работе с одаренными детьми. Предлагаем Вам ознакомиться с современной литературой по работе с одаренными детьми. 1. Что […]
  • Шестой месяц развития ребенка комаровский Шестой месяц развития ребенка комаровский Сообщение Yliana » Вт май 04, 2010 13:02 Нам тоже в 6 месяцев говорили "Ещё не села? Плохо!" В 6.5 поползла, через 3 дня села, ещё через неделю встала у опоры Видимо так ей было надо Добавлено спустя 59 секунд: В 7 месяцев […]
  • Новосибирск радуга центр социальной помощи семье и детям На стационарном обслуживании в отделении "Мать и дитя" находится 34 человека. Свободных мест - 0 Мы – государственное автономное учреждение Новосибирской области «Областной центр социальной помощи семье и детям «Радуга». Наше учреждение подведомственно […]
  • Центр по уходу за детьми екатеринбург Что такое центр по уходу за детьми? В этой статье я Вам расскажу, что такое “центр по уходу за детьми” и чем центры по уходу за детьми отличаются от мини садиков города Екатеринбург. Мини-садики в Екатеринбурге существуют с начала 2000-х годов. Их возникновение […]
  • Семьи воспитывающие детей сирот О мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях Краснодарского края В целях поддержки замещающих семей Законом Краснодарского края от 13 октября 2009 года № 1836-КЗ "О мерах […]