Стресс у музыкантов

Стресс и музыка — лечение музыкой, музыкотерапия

Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки. Альберт Швейцер

Нам неизвестно, когда человек придумал первую мелодию, но известно, что это было очень-очень давно. Библия рассказывает нам о том, как Давид с помощью игры на лире смог избавить от меланхолии Саула. Музыкотерапия (лечение музыкой) имеет тысячелетнюю историю – еще в 6 веке до н.э. Пифагор применял музыку для лечения некоторых заболеваний, а Авиценна в «Каноне врачебной науки» предписывал людям, страдающим меланхолией слушать музыку и пение птиц. Жорж Санд считала, что музыка помогает ей при меланхолии гораздо больше, чем доктор.

В 14-16 веках, когда волна психической эпидемии, более известная как «пляски святого Витта», охватила Голландию, Бельгию и другие страны, ее смогли остановить только музыканты, игравшие медленную, успокаивающую музыку.

В 1954 французский музыкант и инженер-электроаккустик М. Жос начал исследования, направленные на избавление от стрессовых и депрессивных расстройств с помощью музыкальных произведений. Сама музыка очень тщательно подбиралась в соответствии с психотипом человека, его возрастом и другими параметрами. Результаты лечения музыкой были более чем удачны, и вскоре во Франции были открыты две больницы музыкотерапии, в которых музыкой лечили и более серьезные расстройства личности – психозы, в частности шизофрению.

По методике Жоса, проводится один — два сеанса музыкотерапии в неделю, состоящие из трех различных музыкальных произведений. Первое произведение обычно созвучно грустному настроению человека, второе — напротив, противоположно по настроению и как бы нейтрализует его, и, наконец, третье, последнее произведение обладает наибольшей силой эмоционального воздействия и позволяет создать нужное настроение. Вот пример музыкальной программы для стрессовых и депрессивных состояний, которая дает хорошие результаты для людей в возрасте 20-30 лет:

1. Фрагмент из концерта №2 С.Рахманинова (1 часть)

2. Ария из сюиты №3 И. Баха

3. Очень короткий фрагмент из первой части концерта №1 П. Чайковского.

Когда нам бывает не по себе, мы часто стремимся оказаться в одиночестве, и тогда музыка помогает пережить это состояние. Ведь музыка всегда пишется в полном одиночестве. Одиночество выпало на долю многих великих композиторов – Мусоргского, Чайковского, Брукнера, Брамса, Равеля.

Музыка может помочь выплеснуть сильные разрушительные эмоции, например, агрессию. Для этой цели хорошо подходит музыка Стравинского из балета «Весна священна». На премьере этого произведения, в 1913 году в Париже, музыка настолько взбудоражила слушателей, что они начали громко переговариваться, образуя группы сторонников и противников, и дело чуть ли не дошло до рукопашной. Подобным же эффектом обладает воинствующая увертюра Римского-Корсаково «Псковитянка», экспрессивная музыка Бартока (сюиты и балеты «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин»).

Риск, стресс и наивное искусство: Катя Шилоносова о жизни музыканта

— Катя, вы одновременно участвуете в нескольких музыкальных проектах. Какой из них для вас сейчас самый важный?

— Один — «ГШ» (бывший Glintshake), с которым мы будем играть на Пикнике «Афиши». Это гитарный поп с отсылками к 80-м — дерганый и резкий, но при этом мелодичный. Еще есть сольный проект NV, где я делаю странную поп-музыку. С ним я ездила в тур по Северной Америке с Джесси Ланзой, которая недавно приезжала играть на «Стрелку». А третий проект — импровизационная группа «Рты», где играют участники из разных групп, например, On-The-Go, Playtronica и Pompeya.

— Есть ведь еще один проект, посвященный академической музыке?

— Да, называется Scratch Orchestra. Но это условный проект — из него невозможно уйти, но и прийти тоже нельзя, он как кот Шредингера. Он существует, пока в него верят, но пока он в моей жизни отсутствует: мы не репетируем и не собираемся.

— Как такое вообще возможно?

— А так: композитор Корнелиус Кардью, ученик Штокхаузена, решил собрать маленький оркестр из энтузиастов и написал для них конституцию и произведение «Великое учение». Они исполняли его на инструментах, которые сами сделали или нашли на улице, потому что звучать может что угодно, даже карандаш. Мы собрались по лекалам Scratch Orchestra — то есть мы фактически его московская франшиза. В 2013 году исполнили в «Гараже» несколько параграфов из «Великого учения». В последнее время все занимаются своими делами.

Смотрите так же:  Витамины от нервов и стресса

— Вы пишете столько разноплановой музыки — как устроен ваш механизм вдохновения?

— Понятной формулы нет, это как в лесу: ты никогда не знаешь, когда твой голос стукнется о дерево и вернется к тебе. Невозможно предсказать, как повлияют на тебя какие-то события. Никогда не знаешь, когда бабахнет, поэтому я эмпирическим путем изучаю многие вещи. И на многие штуки соглашаюсь, потому что негласный лозунг моей жизни — «А почему бы и нет?». Иногда я, правда, перескакиваю в «Зачем я согласилась!». Важно рисковать, иначе жизнь станет очень скучной. Рисковать вредно для желудочно-кишечного тракта, но полезно для душевного здоровья.

— Можно примеры полезного риска? Вот открываешь инстаграм @katenvy: фотографии с концертов, крутые фотосеты. А риска не видно.

— Риск есть во многих вещах, на которые я соглашаюсь: ехать куда-то, участвовать в каких-то непонятных проектах. Для меня даже концерт до сих пор стресс, и путешествия, и туры. Не каждый согласится поехать с незнакомыми на три месяца в путешествие на тачке. Машина — это довольно интимное, тесное пространство, из которого далеко не уйдешь. А что будет, если окажутся мудаками? Или ты? Всем с этим жить. А я рискнула и не пожалела, потому ребята оказались невероятно классными, как будто я их знаю 100 лет. Таких примеров у меня в жизни на самом деле очень много.

— Например, волосы неожиданного цвета? Вы же ходили и с розовыми, и с серыми. А сейчас выбрали синий City Beats.

— Да, я крашу волосы уже лет пять. Начинала с прядей, потому что боялась краситься целиком. Долгое время красилась в нейтральные цвета, например — в белый или серый. Сейчас возвращаюсь к ярким волосам, чем сильно удивляю своих друзей, которые меня не видели в розовом уже несколько лет. Синей, кстати, тоже была — когда мы первый раз собрались со Scratch Orchestra. Для меня это возвращение к тем временам, когда у меня происходило переосмысление музыки в целом и того, как я ее понимаю, как я в ней существую, поиска самой себя и музыки во мне. Это довольно длинная и странная ассоциация. Тогда меня незнакомые люди называли Мальвиной, думаю, и теперь будут. Синий — это сложный, насыщенный цвет, принято считать, что это цвет творчества, проверим!

— А не страшно было бросить все и жить только своим творчеством?

— С 2012 года я не работаю нигде, кроме своих музыкальных проектов. Живу концертами. И каждый концерт для меня по-прежнему стресс. Я до сих пор так и не научилась нормально реагировать на неполадки со звуком. Если играешь с группой, у вас импровизация, а ты не слышишь остальных, это очень плохо. Концерт — это поле битвы, где ты борешься сам с собой. Мне кажется, что если волнение пропадет, будет уже не так классно.

— А те, кто уже давно на сцене, думаете, не волнуются?

— Кто, например? Филипп Киркоров? Мне кажется, что он достаточно сошел с ума, чтобы замещать свое волнение эпатажем и сумасшествием. Он уже в другой стадии, когда можно не то что не волноваться — он уже в космосе. Он очень странный, но это комплимент.

— Переставлять аккорды и рифмовать слова можно научить любого, но почему-то не у всех это вытекает в творчество. Как это происходит?

— Ну рэп-баттлы, например, — это мастерство, но не искусство. Мастерство — это приятный бонус к творчеству. А творчество — это баланс между желанием самовыражаться и инструментарием, который для этого используется. Музыка — это очень абстрактная и неприглядная штука. Я знаю, как сделать ее прикладной, чтобы ее можно было использовать в ресторанах или в фильмах, но мне это не интересно. Первый раз вопрос «Что такое искусство?» попался мне на олимпиаде по английскому в 10–11 лет, и меня перекрыло на час. Тогда я еще ничего не знала о дадаистах, Дюшане и его «Фонтане». И как ответить на этот вопрос, я не знаю до сих пор. Есть же наивное искусство. Например, в Одессе живет сумасшедшая женщина, которая пишет картины на кусках гофрированного картона, там все смеются над ней. Мои друзья купили у нее картину, где сидит лягушка и улыбается как Джоконда. Это нелепо, классно, естественно, иронично. Мне кажется, эта бабушка просто не врет и все делает по-настоящему. Я тоже к этому стремлюсь.

Смотрите так же:  Феномен детского аутизма

Узнать больше о салонном окрашивании City Beats можно здесь.

Стресс у музыкантов

Проблема эстрадного самочувствия музыканта — одна из центральных в музыкальной педагогике, психологии и исполнительстве и занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Эстрадное волнение, тревогу, настоящий страх перед выходом к публике испытывают не только музыканты-исполнители: это свойственно любой профессии, связанной с публичным выступлением перед аудиторией. Несмотря на то, что проблемам сценического волнения посвящены работы многих выдающихся психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей (А.Д. Алексеев, Л .Л. Бочкарев, Л .М. Г анелин, А.Л. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, С.В. Клещев, Г .Г. Нейгауз, Г .П. Прокофьев, К .С. Станиславский, С.Е. Фейенберг, Ю.А. Цагарелли, Г .М. Цыпин и др.), вопросы эстрадного самочувствия остаются во многом неизученными в части воспитания артистических качеств, умения владеть собой в момент выступления и побеждать эстрадное волнение. ?

Таким образом, профессиональные достижения музыканта обусловлены не только развитием и совершенствованием его специфических способностей под руководством опытных педагогов, но в значительной мере определяются уровнем сформированности эстрадной стрессоустойчивости как профессионально- значимого качества личности и способности к преодолению препятствий на пути движения к цели. Главное для музыканта – понять, что сценическое выступление и связанное с ним эстрадное самочувствие – это, прежде всего, радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. ?

Перед ответственными выступлениями, как и перед любой другой ответственной ситуацией, может возникать синдром зажатости, скованности, нервной дрожи (мандража).

Синхрогимнастика, как быстрая короткая современная разминка, синхронная текущему индивидуальному состоянию, быстро и легко снимает стресс, освобождая от зажатости. Хасай Алиев развил школу К.Станиславского и М. Чехова, его методики позволяют быстро научиться регулировать напряжение — мобилизоваться, раскрепоститься или расслабиться, в зависимости от целей.

Обучение детей навыкам уверенности в себе перед выступлениями (Международный Благотворительный Фонд В. Спивакова, г. Москва), 2006 г.

Впервые в Мире! Хасай Алиев о роли ритмов, как о повторяемости событий в единицу времени, действиях (например, движений, визуальных форм или звуков), согласующих внутренние процессы в Целое. Что такое высокая музыка. Тебе нравится именно то, и именно та музыка, что не мешает, слушая её, задумываться о своем, которая легче и быстрее отрывает тебя от земного, суеты, приводящее Тебя к Себе, к внутренней тишине, где проблемы решаются без напряжения. Иными словами — к нирване, в которой сознание освобождается от страхов, комплексов и стереотипов и развивается творческий подход — поиск наиболее простого решения через призму высших человеческих ценностей.

Синхронизирующие упражнения по методу Ключ — способ достижения этого без помощи внешних воздействия. Смотрите видео

Хит. Этот феномен уже становится популярным в нашей «Эпохе уникального контента». «Трещетка» — наше уникальное изобретение, адаптер к классической музыке, способный приобщить любого человека к классической музыке, открыть ее для непосвященного. Изобретение — переключающее восприятие загруженного проблемами и суетой человека к восприятию классической музыки, также раскрепощающее любого исполнителя. Секрет синхронизации звукового воздействия с восприятием человека будет нами скоро объявлен, это не просто трещетка, а способ быстрого переключения слушателя от текущих забот и суеты в мыслях к гармонии. Принцип взят из принципов Синхрогимнастики по методу Ключ.

Стресс у музыкантов

Md Med J. 1993 Mar;42(3):283-8.

The health profession has become increasingly aware of the frequent incidence of work-related injuries and illnesses occurring among professional musicians. Although all workers run risks of stress-related health problems, performers must work under especially stressful conditions. Musicians must perform before the public; they must perform under the constant critical scrutiny of conductors; and they are expected to perform perfectly. Stressors, some unique to the music profession, some shared with other working populations, can come from the environment in which musicians must work, from psychological pressures, and from factors intrinsic to a performing career. In response to the increasing incidence and awareness of the health problems of professional musicians, music medicine, a new medical specialty, has come into being. Physicians who treat performers can act as resources to educate their patients about work-related stress and to refer them to appropriate mental health professionals. They can be instrumental in helping musician patients return to performing careers with a new ability to handle work-related injuries and stress.

Смотрите так же:  Лечение депрессии клиника спб

После расставания с Матильдой Шнур встретился с бывшей: как музыкант снимает стресс

Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров не унывает после расставания с женой Матильдой. Судя по инстаграмму, развод на Шнурова подействовал позитивно. Например, он выложил фото со спортивного марафона «Белые ночи» в Петербурге, где пробежал 10 км. Впрочем, даже бег не заставил его бросить курение.

Несмотря на то, что развод официально еще не состоялся, музыканта уже заметили в компании бывшей девушки — актрисы Оксаны Акиньшиной. Шнуров и Акиньшина встречались, когда девушке было всего 15 лет, и после разрыва, по слухам, она была в затяжной депрессии. Впрочем, сейчас Оксана счастливо замужем и стала матерью уже троих детей. Бывшие любовники, по всей видимости, сохраняют хорошие отношения.

Печальные мысли музыкант гонит путешествиями — недавно Шнуров побывал в Италии — и котиками. Сергей вообще кошатник, у него дома живет кошка Василиса бирманской породы, но в последнее время он выложил несколько фото с чужими котами, бульдожкой и даже хищной охотничьей птицей.

В свободное время рокер снимается в рекламных фотосессиях, отдыхает с друзьями и, конечно же, творит. Будет надеяться, что Сергей успешно пережил расставание и скоро порадует поклонников новыми произведениями.

После расставания с Матильдой Шнур встретился с бывшей: как музыкант снимает стресс

Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров не унывает после расставания с женой Матильдой. Судя по инстаграмму, развод на Шнурова подействовал позитивно. Например, он выложил фото со спортивного марафона «Белые ночи» в Петербурге, где пробежал 10 км. Впрочем, даже бег не заставил его бросить курение.

Несмотря на то, что развод официально еще не состоялся, музыканта уже заметили в компании бывшей девушки — актрисы Оксаны Акиньшиной. Шнуров и Акиньшина встречались, когда девушке было всего 15 лет, и после разрыва, по слухам, она была в затяжной депрессии. Впрочем, сейчас Оксана счастливо замужем и стала матерью уже троих детей. Бывшие любовники, по всей видимости, сохраняют хорошие отношения.

Печальные мысли музыкант гонит путешествиями — недавно Шнуров побывал в Италии — и котиками. Сергей вообще кошатник, у него дома живет кошка Василиса бирманской породы, но в последнее время он выложил несколько фото с чужими котами, бульдожкой и даже хищной охотничьей птицей.

В свободное время рокер снимается в рекламных фотосессиях, отдыхает с друзьями и, конечно же, творит. Будет надеяться, что Сергей успешно пережил расставание и скоро порадует поклонников новыми произведениями.

Другие статьи

  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Во сколько нужно укладывать спать ребенка в 6 месяцев Во сколько укладывать ребенка спать? Природа сама за нас определила, сколько и кому нужно сна, особенно это касается детей. Если малыш пропускает время сна, то его организм начинает испытывать стресс, а из-за этого у ребенка может быть плохое настроение, кошмары, […]
  • Ночной энурез у детей 6 лет лечение Ночной энурез у ребенка 6 лет Если ребенок в 6 лет писается ночью, это становится ощутимой проблемой. В этот период малыш готовится к школе или уже ходит туда, поэтому ночное недержание мочи воспринимается им очень болезненно, как постыдное «клеймо», которое отличает […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]
  • Ребенок 3 месяца не спит ночью дольше Мой младенец спит всю ночь Проблемы с ночным сном в той или иной степени касаются 30% детей. Но по результатам различных опросов, проведенных в США, Канаде, Австралии и европейских странах, более 70% родителей хотели бы, чтобы их дети спали дольше и качественнее по […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]