Стресс уголовное право

СТРЕСС КАК ФАКТОР РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

студент педиатрического факультета Новосибирского государственного медицинского университета,

РФ, г. Новосибирск

д-р биол. наук, доц. кафедры медицинской химии НГМУ,

РФ, г. Новосибирск

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал сильный стресс. Некоторые люди испытывают стресс постоянно. Это происходит из-за современного образа жизни, проблем на работе и в семье. Всем известно, что адреналин является основным гормоном стресса. Он выделяется благодаря активации симпатической нервной системы и усиливает процессы метаболизма в организме. Однако никакой организм не может терпеть стресс бесконечно. Еще в 20 века Ганс Селье выделил 3 стадии стресса:

Этим было показано, что даже после кратковременного повышения активности всех систем организма под влиянием катехоламинов и других гормонов стресса происходит исчерпывание возможностей организма. Таким образом, последствия стресса отражаются в первую очередь на сердечно-сосудистой система. Актуальность данной темы заключается в повышении частоты встречаемости заболеваний, связанных с работой сердца.

Итак, при стрессе в первую очередь реагирует гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система. Так же происходит активация симпатической нервной системы, под действием которой происходит выделение катехоламинов, адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов [5, c. 192].

В первую очередь гипофиз повышает секрецию АКТГ, который воздействует на кору надпочечников и стимулирует секрецию глюкокортикоидов. Их концентрация в крови возрастает многократно и происходит усиление оказываемых ими эффектов. Сначала проявляется метаболический эффект. Происходит стимуляция глюконеогенеза для синтеза энергетических субстратов, которых не хватает во время стресса. Так же усиливается гликолиз, это значит, что глюкоза быстрее окисляется и лудит источников для синтеза АТФ. Ускоряя протеолиз и липолиз, глюкокортикоиды увеличивают образование субстратов для синтеза глюкозы в процессе глюконеогенеза. Достоинством катаболического эффекта глюкокортикоидов является то, что они не влияют на белки миокарда, в результате чего не происходит истощение сердечной мышцы. Последствием работы глюкокортикоидов является гипергликемия. Это связано с увеличением резистентности инсулиновый рецепторов к инсулину и торможением поступления его в клетки жировой ткани. Этот эффект так же снижает запасание жиров в жировой ткани, что препятствует ожирению. Однако их действие распространяется только на периферическую жировую ткань конечностей. Глюкокортикоиды способствуют образованию висцерального жира и подкожно-жировой клетчатки лица, чем и обусловлен специфический тип ожирения при избытке глюкокортикоидов по различным причинам.

Эффект действия глюкокортикоидов на сердце заключается в положительном инотропном действии и усилении работы левого желудочка. Они усиливают сердечный выброс и играют роль в поддержании артериального давления. Однако во время стресса их количество в крови значительно превышает норму, что может привести к развитию артериальной гипертонии. Артериальная гипертензия – это стойкое повышение артериального давления, создающее риск развития ишемической болезни сердца и нарушения мозгового кровообращения. Оной из причин развития этого заболевания является то, что адренокортикотропный гормон стимулирует синтез не только глюкокортикоидов, но и минералокортикоидов. При этом происходит активация минералокортикоидных рецепторов при насыщении почечной 11-бета-гидроксигеназы избытком глюкокортикоидов. Другой причиной развития артериальной гипертонии является активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы почек (РААС). При снижении давления в почечной вене юкста-гломерулярным аппаратом почек происходит синтез ренина, который сам по себе обладает сосудосуживающей активностью. Он активирует ангиотензин-1 из ангиотензиногена, и ангиотензин-2 при помощи ангиотензин превращающего фермента. Эти вещества обладают еще более ангиоспастическим действием. Ангиотензин-2 усиливает секрецию альдостерона надпочечниками. Таким образом, устанавливается взаимодействие между гормонами почек и надпочечников. Вся система направлена на повышение артериального давления. При стрессе увеличение продукции альдостерона, который стимулируется выработку АКТГ, ведет за собой увеличение ангиотензина-2 и ренина, которые обеспечивают стойкое повышение артериального давления, переходящее в артериальную гипертензию. Так же, ангиотензин-2 относится к стрессовым гормонам, а РААС относится к стрессовым системам регуляции гомеостаза.

Таким образом, активация при стрессе синтеза адренокортикотропного гормона гипофиза влечет за собой риск развития артериальной гипертензии с последующим развитием ишемической болезни сердца.

Другой компонент стрессовой системы относится к адреналовой системе. Гормоны стресса адреналин и норадреналин относятся к катехоламинам, которые обладают множеством эффектов на организм. В первую очередь их метаболические эффекты схожи с эффектами глюкокортикоидов, но начинают действовать быстрее. Их действие обусловлено наличием на всех клетках тканей организма адренорецепторов, которые в зависимости от вида выполняют различные функции. Выделяют альфа-рецепторы и бета-рецепторы.

В частности, а1-адренорецепторы влияют на активацию глюконеогенеза и гликолиза. Так же они расположены в гладкой мускулатуре многих органов и сосудов. При активации а1-адренорецепторов сосудов происходит их сокращение, что способствует повышению давления и периферического сосудистого сопротивления. Повышение сосудистого сопротивления ограничивает ток крови по этим сосудам и может приводить к гипоксии органов. А2-адренорецепторы так же участвуют в метаболизме, потому что при воздействии на них ингибируется ТАГ-липаза и происходит снижение липолиза. При их активации так же происходит подавление секреции инсулина и ренина, что выполняет антисосудосуживающую функцию. Как и а1-адренорецепторы, а2-рецепторы располагаются в гладкой мускулатуре всех органов, что способствует спазму сосудов при активации симпатической нервной системы. А2-адренорецепторы расположены на тромбоцитах и способствуют их агрегации, что при излишнем выделении адреналина повышает риск тромбообразования [1, с. 14].

Бета-адренорецепторы так же делятся на типы. β1-Адренорецепторы являются антагонистами альфа2-рецепторов, влияя на метаболизм путем активации липолиза. Расположенные в гладкой мускулатуре рецепторы способствуют расслаблению гладких мышц, что уменьшает риск возникновения ишемической болезни сердца. В сердце путем активации β1-адренорецепторов происходит увеличение силы и частоты сокращений миокарда, что может приводить к гипертрофии желудочков и повышению артериального давления. При стимуляции β2-Адренорецепторов вызываются те же эффекты, что и при стимуляции β1-рецепторов [3, c. 33].

Таблица 1.

Эффекты при активации альфа- и бета-адренорецепторов [7, с. 139].

Эмпатия и стрессы: стоит ли юристу переживать за клиента

Как юрист в сфере банкротства, я вижу много человеческих страданий. Никто не идет к банкротному юристу с хорошими новостями. Чаще из-за болезни, смерти, потери работы, развода или других непредвиденных жизненных событий, которые привели их к финансовому краху. Меня должны были научить на юрфаке, что страдания тех, кто рядом, влияют и на тебя тоже. Обычно юристы по ошибке принимают это чувство за слабость, некомпетентность или другой профессиональный недостаток.

Распознать викарную травму

Я хотела бы раньше узнать, что эти все предположения неверны. Или что стресс юриста, который он испытывает рядом со страдающим клиентом, – нормальное человеческое явление. Для него есть диагноз – викарная («вторичная») травма.

Симптомы викарной травмы такие же, как и у непосредственной. У юриста могут быть нарушения сна или яркие кошмары, онемение во время общения с клиентами или, наоборот, необычная интенсивность переживаний. Например, навязчивые мысли о страшных событиях. Также часто встречается большая тревожность или страх, что поверенный попадет в такую же ситуацию, как его клиент. Некоторые юристы испытывают физиологические изменения. У них меняются привычки в еде, угасает сексуальное влечение, даже начинаются панические атаки.

Если юрист не чувствует себя обособленным от клиента (хоть и сочувствующим), если его переполняют эмоции настолько, что он не может конструктивно думать, – по этим признакам он может распознать викарную травму, говорит бывший юрист, а сейчас психотерапевт Сара Вайнштейн. «Эмоции постоянно берут верх над познанием», – объясняет она. Викарная травма может появиться в результате накопления травматического опыта или от одного-единственного воздействия.

Шэннон Калахан, старший советник Seyfarth Shaw, поделилась, что пережила викарную травму, когда занималась делом, связанным с психиатрической больницей и изнасилованием. «Мне было очень грустно, я не могла перестать плакать. Я избегала подобных дел. Не хотела опять потерпеть поражение, не хотела, чтобы оно отразилось на моем клиенте».

Иногда дела, над которыми мы работаем, несут с собой тяжелые последствия, однако наши возможности повлиять на исход являются ограниченными. Юрист может добиваться определенного результата, но должен помнить, что это может отразиться на его собственном благополучии.

Калахан говорит: «Я до сих пор думаю о своем клиенте: как там она после депортации. Я переживаю за нее, желаю ей всего лучшего и грущу, что проиграла. Чтобы помочь себе справиться, я говорю, что это был сложный случай и я сделала все, что смогла».

Много лет я боролась с хронической бессонницей, была в грусти и оцепенении, работала круглые сутки и наконец-то стала искать терапевта. Я расслабилась, когда узнала, что я не одна борюсь с этими чувствами, что это нормально – думать о своих клиентах и облегчать их боль. Я узнала, что могу стать более стойкой через практики осознанности и самопомощь. Я узнала, как не утонуть в страданиях клиентов и как, покидая офис, не «брать» работу с собой.

«Тем, у кого викарная травма, важно настроиться на сопереживание, но не на эмпатию с клиентами», – подчеркивает Вайнштейн.

Когда юристам нужна помощь

Когда вы сопереживаете, вы неравнодушны к страданиям окружающих и стремитесь их облегчить. Эмпатия означает, что вы становитесь на место клиента. Для юристов важно уметь обе вещи. Но юристы, которые часто работают со страдающими клиентами, должны себе напоминать, что они не клиенты.

Смотрите так же:  Картинки девушки анорексия

Отделять себя от клиента – навык, который поможет вам добиться больших профессиональных высот и не получить травму самому. Еще важно свести к минимуму стресс в других сферах и заботиться о себе. Здоровые привычки – сон, правильное питание, физкультура – имеют большое значение.

Юристы могут быть немногословными. Разговоров о собственном стрессе легче избегать. К тому же часто мы можем отрицать наши страдания, а это чревато нездоровыми компенсациями. По мнению Вайнштейн, юристу надо искать психотерапевта, когда он больше двух-трех месяцев испытывает симптомы травмы – оцепенение, навязчивые мысли, физиологические изменения, сильный страх или беспокойство, что страшные события произойдут в его жизни.

Кому-то может показаться эгоистичным фокусироваться на своих страданиях в свете трагедии клиентов. Но успешным юристом может быть только тот, кто в порядке. Как говорят, наденьте кислородную маску сначала на себя, потом на окружающих.

Переживания и крепкая психика

Ирина Фаст из Гражданских компенсаций Гражданские компенсации Региональный рейтинг III группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × больше 20 лет помогает получать компенсации за вред здоровью или потерю кормильца. По ее словам, в первые годы она включалась эмоционально, переживала события каждого случая даже во сне. «Я тогда очень волновалась за близких, потому что каждый день видела, какой трагедией может обернуться обычная жизнь, – делится Фаст. – Затем защитные механизмы психики, видимо, взяли верх, и я стала спокойнее реагировать на дела своих клиентов».

Раньше я думала: «Какая ужасная и страшная трагедия». Сейчас я думаю: «Как я могу помочь, чтобы людям стало легче».

Управляющий партнёр МКА Солдаткин, Зеленая и Партнеры МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнёры» (SZP Law) Федеральный рейтинг II группа Уголовное право и процесс III группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании × Дмитрий Солдаткин защищает по уголовным делам и считает, что здесь адвокату изначально нужна крепкая психика. Его эмпатия выражается в том, что защитник должен сделать все возможное для доверителя, работать добросовестно и профессионально, правильно понять потребности клиента и не вводить его в заблуждение, перечисляет Солдаткин. Он уверен, что адвокат, погруженный в негативные эмоции клиента, не сможет в полной мере ему помочь, потому что ему самому нужна помощь.

Арбитражный управляющий Андрей Шафранов занимается банкротствами физлиц. «Конечно, я испытываю определенное сочувствие людям, которые переживают потерю работы, безденежье, болезни, развод», – рассказывает он. Но голову при этом надо оставлять холодной, убежден Шафранов.

Я взялся pro bono за банкротное дело должницы, которая развелась с мужем, помогавшим ей гасить кредиты. Через некоторое время она еще и потеряла работу. Первая инстанция отказалась освободить ее от долгов. Но это сделала апелляция, и должница заплакала прямо в зале суда, когда судья оглашала решение коллегии. В такие моменты чувствуешь, что полезен людям.

Значение эмоциональных состояний субъекта в его поведении

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Дата публикации: 24.04.2016

Статья просмотрена: 1585 раз

Библиографическое описание:

Топчиева О. Д. Значение эмоциональных состояний субъекта в его поведении [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 254-257. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10384/ (дата обращения: 26.02.2019).

Никто не может жить, постоянно контролируя себя и не поддаваясь никаким эмоциям

Эмоции являются обязательным компонентом любой человеческой деятельности, в том числе и преступной. На мой взгляд, проблема осуществления личностного подхода, учета психологических особенностей лица, совершившего преступление, является весьма актуальной и значимой. Правоохранительным органам необходимо установить психическое состояние лица в момент совершения им преступления, что, безусловно, требуется для юридически грамотной оценки поведения лица и ситуации, имеющие уголовно-правовое значение.

Уголовное право тесно взаимодействует с психологией, так как непосредственно соприкасается с внутренним миром индивидуума. В самом тексте Уголовного кодекса РФ встречаются понятия, заимствованные из психологических наук (например, мотив, цель, вина, аффект или внезапно возникшее сильное душевное волнение).

Вопросом понятия, природы и действия эмоций в той или иной степени занимались физиологи (исследование взаимосвязи физиологических процессов и чувств), биологи (эмоции рассматриваются как продукт эволюции организма и специфический способ адаптации) и психологи (эмоции определяются как психическая деятельность). В восемнадцатом и девятнадцатом веках эмоции в психологии понимались как дискретные, эпизодические, так и чисто аффективные состояния сознания. В настоящее время они, как правило, рассматриваются как сложные душевные состояния, существование которых неотделимо от других психических состояний, чисто аффективных, или связанных с познанием и физиологической активностью.

Эмоциональное состояние — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), представленный в сознании в форме переживания. [16]

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, стрессы и психотравмирующие ситуации.

Аффектв уголовном праве — сильное душевное волнение, выражающееся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции, во время которой сознание и способность мыслить сужаются, а способность контролировать свои действия ослабляется. Аффект «накрывает», когда человек не способен найти выход из опасной или травмирующей ситуации. Происходит мгновенная мобилизация сил, спазм периферических кровеносных сосудов (человек чувствует озноб, появляется холодный пот, немеют руки), растет частота пульса. Все это похоже на симптомы сильного стресса, но с дополнением в виде «сужения сознания», торможения посторонней интеллектуальной деятельности. Как правило, потом люди хорошо помнят негодование, злость по отношению к кому-то, которую испытывали в тот момент. Они полностью сосредоточены на объекте своей ярости. [15]

Выделяют два вида аффекта: патологический и физиологический.

В уголовном праве физиологический аффект связывается с внезапно возникшим сильным, но кратковременным эмоциональным состоянием (душевным волнением), при котором происходит дезорганизация психической деятельности. Человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но практически не контролирует их.

Патологический аффект кратковременное болезненное психическое расстройство, сопровождающееся глубоким помрачением сознания, импульсивными актами, частичной или полной потерей памяти (амнезией). Он характеризуется концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом. Действия человека сопровождаются бессвязной речью, чрезмерной жестикуляцией. Постаффективное состояние проявляется в общей слабости, сонливости или глубоком сне.

Патологический аффект является исключительным состоянием и довольно редко встречается в судебно-экспертной практике. Для установления аффекта в момент совершения противоправных действий лицами, страдающими психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом и др.), проводятся комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы. Если лицо будет признано невменяемым в момент совершения преступления, то уголовной ответственности оно подлежать не будет.

В Уголовном кодексе РФсодержатся две статьи, предусматривающие ответственность за совершение преступления в состоянии аффекта: совершение убийства (ст. 107) и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст.113). [1]

Статистика говорит прямо: большинство осужденных по статье 107 УК РФ («Убийство в состоянии аффекта») — вовсе не профессиональные разбойники. 72 % из них по месту учебы и работы характеризовались положительно, 12 % имеют высшее образование, 65 % — среднее или среднее специальное. Свыше 90 % преступлений в состоянии аффекта происходит «на почве семейно-бытовых конфликтов». [6, с.74]

Известен пример, 24 сентября 2015 года в г.Иркутске 56-летняя женщина, находясь в состоянии аффекта, убила своего мужа шваброй в ходе очередного бытового скандала. [14, с.38]. Можно привести огромное количество таких примеров.

Следующий вид эмоционального состояния — стресс. Главное отличие аффекта от просто стрессовой ситуации — это глубина эмоциональных переживаний. При аффекте она настолько велика, что эмоции частично или полностью вытесняют способность к логическому мышлению. В своих действиях при аффекте человек руководствуется исключительно целью, заданной эмоциями.

Термин «стресс» происходит от латинского «stringere» (стать жестче). Стресс —это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением), перестройкой психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Эмоциональный стресс бывает кратковременным, насыщенным яркими аффективно окрашенными импульсивными поведенческими реакциями (в подобных случаях происходит бурное расходование человеком адаптационной энергии), идлящимся, имеющим затяжной по времени характер. В последнем случае адаптационные резервы организма расходуются постепенно. Вот почему симптоматика длящегося стресса нередко напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас и серьезных психических расстройств.[5, с.13]

Большое влияние на возникновение и развитие стресса оказывают психофизиологические особенности человека, адаптационные резервы его психики, в конечном итоге — порог его индивидуальной стрессоустойчивости, или, как еще говорят, уровень толерантности к стрессу.

Особый интерес в уголовно-правовом отношении представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к завышению этой оценки. Данную закономерность особенно необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны; оценке суицидных поступков; поведения потерпевших по делам о преступлениях против половой неприкосновенности личности, когда есть основания полагать, что жертва могла находиться в психически беспомощном состоянии (ст. 131, 132 УК), либо преступление было совершено в отношении беззащитного или беспомощного лица (что рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание — п. «з« ч. 1 ст. 63 УК). [1]

Мухина В.С, советский психолог, исследовала так называемый «застывший стресс», который на протяжении длительного времени испытывают пожизненно заключенные преступники. Работая с ними, она обнаружила, что длительное отбывание наказания не снимает аффекта преступления — аффект сохраняет концентрацию на событии преступления. Застывший стресс держит личность под своим прессингом и требует постоянной специфической адаптационной перестройки как функциональных систем организма, психических функций, так и особых личностных усилий на определение цели жизни в заданных условиях. Застывший стресс, поддерживается условиями отбывания наказания, тяготой преступления и в конечном итоге — ужасом перед содеянным.[9, с.54]

Смотрите так же:  Боли при анорексии

Психотравмирующая ситуация — это ситуация, складывающаяся не сразу, а в результате повторения негативного воздействия на психику матери-убийцы, то есть в процессе накопления отрицательных эмоций. [8, с.124]

Диспозиция статьи 106 УК РФ характеризует особое психофизическое состояние специального субъекта преступления, связанное с различными расстройствами в организме и психике женщины, негативно влияющими на ее поведение, способность осознавать значение своих действий и осуществлять их полноценную волевую регуляцию и контроль. Это предполагает наличие трех самостоятельных составов: убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, то же преступление, совершенное в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.

Теория, законодатель и правоприменительная практика, говоря о психотравмирующей ситуации, вкладывают в эту проблемную и неоднозначно толкуемую дефиницию различный смысл и очевидно, что наличие множества позиций по вопросу психотравмирующей ситуации, отсутствие четкого содержания и единого понимания понятия «психотравмирующая ситуация» приводит к правовым ошибкам, нарушению прав человек. [12, с.26]

В этой связи вопросы характеристики психотравмирующей ситуации в рамках доказывания объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, ее отличия от психического расстройства, не исключающего вменяемости, а также от аффекта заслуживают особого внимания и требуют глубокой научной разработанности.

А. В. Наумов, комментируя норму рассматриваемого вида убийства, полагает, что психотравмирующая ситуация относится также к характеристике объективной стороны преступления — обстановке совершения преступления и вызывается разнообразными фактами негативного воздействия на психику матери, решившейся на убийство своего ребенка. [10, с.92]

По мнению Глазкова А. С. существуют определенные сложности в квалификации преступления по ст.106 УК РФ, поскольку, во-первых, нет законодательного закрепления понятия новорожденный ребенок, которое трактуется неоднозначно, во-вторых, спорным считается вопрос о том, что является финальным моментом состояния новорожденности. В педиатрии длительность периода новорожденного равна одному лунному месяцу (28 дней), в акушерстве — одной недели, в судебной медицине — одним суткам, в теории уголовного права — одному месяцу. [4, с.18]

Проанализировав судебную практику, я пришла к выводу, что чаще всего женщины совершают убийство новорожденного ребенка, по следующим причинам: беременность как результат изнасилования; пропуск срока беременности для производства аборта; беспокойное поведение новорожденного, лишающее его мать на длительное время сна и отдыха; требование отца ребенка избавиться от него любой ценой; отказ отца ребенка признать его своим; отказ зарегистрировать брак; травля матери ребенка ее близкими родственниками и т. п.

В РФ матери лишают жизни своих новорожденных в 10 раз чаще, чем в Европе. В 2012–2013 гг в РФ матери убили 268 новорожденных. Для сравнения: в странах Евросоюза подобных случаев бывает по 10–15 в год. [13, с.20]

Спасти данную ситуацию, по моему мнению, могли бы бэби-боксы — специальные окошки в больницах, куда женщина анонимно может положить своего малыша. Такие Бэби-боксы есть в Германии, Бельгии, Австрии, Швейцарии и других странах. В России первый бэби-бокс появился в 2011 г. в Перми, где за 7 месяцев спасли трех новорожденных. [3]

Криминологические исследования показывают, что для значительного числа правонарушителей совершение преступления, особенно первичного, — ситуация стрессовая, эмоциональная. Если подсознание имеет влияние на человека (что в научном плане никто не опроверг и вряд ли это возможно вообще), то при оценке противоправного посягательства необходимо учитывать такое влияние. Все это очень важно для понимания субъективной вины правонарушителей, обвиняемых за совершение небрежных и легкомысленных преступлений, а также многих деяний, совершаемых с косвенным и даже с прямым умыслом.

Для того чтобы действительно выявить психическое отношение субъекта к совершаемому им деянию, которое, по предположению законодателя, направлено на вредоносное изменение окружающей реальности, необходимо выявлять как его внутренние побуждения к совершаемому деянию (обоснование направленности поведения или его мотивы), так и желаемый для него конечный результат (т. е. планируемую им цель изменений действительности). Без выявления этих аспектов поведения признаки осознания опасности, предвидения наступления последствий, а также желания или допущения неизбежно оказываются оторванными от реальности, что приводит к недопустимому упрощению сути явления.

Подводя итог данной работы, хотелось бы подчеркнуть, что эмоциональные состояния стоят на стыке уголовного права и психологии. Учитывая тот факт, что эмоциональное состояние субъекта оказывает значительное влияние на поведение человека, я считаю, что данный субъективный признак необходимо более активно использовать в нормотворческой и правоприменительной деятельности, поскольку квалификация деяния без учета мотива, цели и эмоционального состояния лица не дает возможности наполнить совершенное деяние конкретным содержанием.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 24.05.1996 г., одобрен Советом Федерации 5.06.1996г.(ред. от 28.06.2014)// Собр. Законодательства Рос. Федерации.-1996.- N 25.- ст. 2954.
  2. Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 22.11.2001г.,одобрен Советом Федерации 5.12.2001г (ред.от 18.12.2001,с изм. от 28.06.2014)// Ведомости Федерального Собрания РФ.-2002.- N 1.- ст. 1.-Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  3. Бэби-бокс.Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %
  4. Глазков А. С. Сложности квалификации ст.106 УК РФ/Труды Международного симпозиума «Надежность и качество»// А. С. Глазков.-2010.-С.15–21
  5. Журавель Е. Г. Психические состояния личности и их психолого-правовая оценка/Е. Г. Журавель //Юридическая психология.-2011.- N 1.-С.13
  6. Зоркин А. П. Состояние аффекта: что это такое//Men’s health.-Лит.газ.-2014.-№ 12.-С.74
  7. Конышева Л. П. Использование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасиловании несовершеннолетних./ Л. П. Конышева //Метод. пособие. -М.- 1989.-С.67–69.
  8. Красиков А. Н. Преступления против права человека на жизнь./ А. Н. Красиков//Саратов.-1999.-С.124
  9. Мухина В. С., Хвостов А. А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности.- 2002.- № 3. -С. 51–61
  10. Наумов А. В. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации./ А. В. Наумов //М.-1996.- С.92.
  11. Портал правовой статистики.-(http://crimestat.ru/regions_chart_total)
  12. Сафуанов Ф. П. Экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка/ Ф. П. Сафунов // Российская юстиция. -1998.- № 3.-С.24–27
  13. Сигида А. М. Россиянки убивают своих детей из-за гормональных сбоев/А. М. Сигида // Знание.Понимание.Умение-№ 12.-2012.-С.19–21
  14. Ткаченко Т. И. Субъективная сторона: сильное душевное волнение /Т. И. Ткаченко // Законность.-2013-№ 16.-С.38
  15. Что такое аффект и почему порой мы не можем остановиться.Фактрум. URL: http://www.factroom.ru/psychology/affects
  16. Эмоциональный процесс. Википедия: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Об установлении момента возникновения аффекта при.

психотравмирующая ситуация, УК РФ, новорожденный ребенок, состояние аффекта, конечный итог, психическое расстройство, психическая деятельность, патологический аффект, негативное воздействие, эмоциональное.

Уголовная ответственность за детоубийство: проблемы теории.

психотравмирующая ситуация, УК РФ, новорожденный ребенок, состояние аффекта, конечный итог, психическое расстройство, психическая деятельность, патологический аффект, негативное воздействие, эмоциональное.

психотравмирующая ситуация, УК РФ, новорожденный.

новорожденный ребенок, УК РФ, психотравмирующая ситуация, убийство матерью, психическое расстройство, род, ребенок, рождение ребенка, объективная сторона, новорожденный.

психотравмирующая ситуация, УК РФ, новорожденный.

УК РФ, новорожденный ребенок, ребенок, женщина, Российская Федерация, суррогатная мать, психическое расстройство, психотравмирующая ситуация, послеродовой шок, судебная практика.

О терминах и дефинициях, характеризующих виды аффекта

физиологический аффект, аномальный аффект, УК РФ, аффект, психическое расстройство, алкогольное опьянение, муж, длительная психотравмирующая ситуация, психическая аномалия, патологический аффект.

Субъективные признаки убийства, совершенного в состоянии.

Субъект в момент совершения преступления находится в особом эмоциональном состояниисостоянии аффекта, который и рассматривается как конструктивный признак субъективной стороны ст. 107 УК РФ, а также подлежит обязательному доказыванию.

Уголовное законодательство зарубежных стран об.

убийство, состояние аффекта, ответственность, виновный, психотравмирующая обстановка, уголовное законодательство.

Ключевые слова:убийство; душевное состояние; новорожденный ребенок; жестокое обращение; детоубийство; аффект; убийство по просьбе.

Проблемы толкования и применения нормы об убийстве матерью.

новорожденный ребенок, УК РФ, психотравмирующая ситуация, убийство матерью, психическое расстройство, род, ребенок, рождение ребенка, объективная сторона, новорожденный.

Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях

При чрезвычайной ситуации ребенок ориентируется на близкого или авторитетного для него взрослого, «считывает» его состояние и тем самым влияет на

Родители, долгое время находящиеся в депрессии после происшествия, задерживают психическое развитие ребенка.

СТРЕСС И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ В ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

канд. пед. наук, доц., кафедра Педагогики и методики начального обучения, заведующая кафедрой, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный институт имени М.К. Аммосова»,

канд. пед. наук, доц., кафедра Педагогики и методики начального обучения, заведующая кафедрой, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный институт имени М.К. Аммосова»,

STRESS AND HOW TO DEAL WITH IT IN THE PRE-EXAM PERIOD

Larisa Mamedova

phD, Associate Professor Technical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova”, The Department of Pedagogy and methodology of primary education, Head of Department,

Anna Yudina

2nd year student, Department of Pedagogy and methodology of primary education,

technical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova”,

АННОТАЦИЯ.

Смотрите так же:  Стресс как механизм индивидуальной адаптации организма человека

Стресс наиболее распространен в наши дни. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. В данной статье на основе анализа изученной литературы, представлены причины предэкзаменационного стресса старших школьников. Стресс дезорганизует деятельность школьника, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье ребенка. Поэтому необходимо знать не только причины, но и методы, способствующие снижению предэкзаменационного стресса.

ABSTRACT

Stress is the most common in our days. It is a condition of excessively heavy and prolonged psychological stress that occurs in a person when his nervous system gets emotional overload. In this article, based on the analysis of the study of literature, presented the reasons for pre-examination stress older students. Stress disorganize activity of the student violates the normal course of his behavior. Stress, especially if they are frequent and long lasting, have a negative impact not only on psychological state, but also on the physical health of the child. Therefore it is necessary to know not only the causes, but also the methods that reduce pre-examination stress.

Ключевые слова: Стресс, экзамен, предэкзаменационный стресс, психическое напряжение, предэкзаменационный период, школьники.

Keywords: Stress test, pre-exam stress, mental stress, pre-examination period, students.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие стресса характерно для каждого из нас. Так любые неудачи, происходящие в нашей жизни, мы связываем со стрессом или усталостью, вызванной стрессом.

Во многих психологических источниках стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникшее у человека в процессе деятельности, в экстремально-ложных условиях. Американские же психологи к стрессу относят «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справится с требованиями ситуации» [1].

Анализ научных трудов показывает, что предэкзаменационный стресс занимает ведущее место сред причин, вызывающее психическое напряжение у школьников. Это связанно с тем, что экзамен понимается ими как особая критическая ситуация, которая повлияет на социальное и материальное положение и дальнейшее поступление в вузы. Такие причины, как необходимость правильного ответа в короткий отрезок времени, невольный выбор билета или вопроса, предающий экзамену неясность, являются основными причинами эмоционального напряжения.

Самый ответственный момент у школьников – это сдача выпускных экзаменов. Так как он направлен не просто на проверку знаний, а на проверку знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Необходимо отметить, что стресс может возникать не только при нагрузке, но и при ее отсутствии. В экзаменационный период жизнь детей и взрослых наполнена эмоциональной напряженностью. Это период напряженной работы, эмоционального подъема, полный тревоги, и ожиданий. Его многие ученые называют стрессовым периодом не только в жизни учеников, но и их родителей.

В федеральном законе «Об образовании Российской федерации» прописаны требования о создании необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, безопасного обучения и воспитания, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Цель исследования: на основе анализа литературы выявить причины появления стресса и подобрать способы борьбы с ним у старших школьников в предэкзаменационный период.

Решению проблем и вопросов, связанных с изучением стресса, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности, причины возникновения стресса рассматриваются в изученных нами трудах таких авторов, как: Вострокнутов Н.В. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др.

Изучение стресса в учебной деятельности и процессе воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности, посвящены работы Р.Х. Габдреевой, К.С. Лебединской, А.М. Прихожан, Н.Д. Твороговой, А.С. Спиваковской.

Итак, проведенный нами анализ литературы по данной проблеме исследования показал, что причин предэкзаменационного стресса бывает несколько: интенсивная умственная деятельность; нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками; нарушения режима сна и отдыха; сомнения в собственных знаниях; сомнения в собственных способностях (умение логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание); страх перед экзаменом в силу личностных особенностей (тревожности, неуверенности в себе); боязнь незнакомой, непредвиденной ситуации.

В «качестве главного фактора, провоцирующего появление экзаменационного стресса можно выделить отрицательные переживания» [1, с. 3]. Экзамены как раз и относятся к такой категории, так как они проверяют не только знания обучающегося, но и испытывают его нервную систему на прочность. У большинства школьников отмечается тревожное состояние перед экзаменом, в результате чего у них повышается артериальное давление, учащается чистота сердечных сокращений, нарушается нормальное соотношения фаз сна. Организм учащегося так реагирует на предэкзаменационный стресс не только от самого стрессового фактора, но и от индивидуальных качеств учащегося. В некоторых случаях экзамен может оказать пагубное воздействие на психику, приведшую к невротическим расстройствам.

Экзаменационный период длится 2–3 недели, но этого вполне достаточно для возникновения и развития предэкзаменационного стресса. «Проявление, которого наблюдается возбудимостью, тревогой, нарушением сна, нестабильным артериальным давлением, что приводит к необоснованному страху перед экзаменом» [4, с. 38].

Для снижения стрессовых факторов, травмирующих нервную систему и организм в целом, необходимо проводить мероприятия, направленные на профилактику и снижение стресса, позволяющие легко справится с предстоящими экзаменами и подготовкой к ним.

Методов психо-эмоциональной коррекции достаточно много, и главная задача в том, чтобы выбрать те, которые отвечали бы, индивидуальным особенностям и реальным условиям. Наиболее эффективными являются следующие способы: дыхательная гимнастика; различные методы релаксации; физические упражнения; психотерапия; физиотерапевтические мероприятия; аутогенная тренировка, телесно-ориентированные психометодики, танцевально-двигательные психометодики, арттерапевтические методы и др.

Рассмотрим некоторые методы более подробней.

Танцевально-двигательные техники. Например: техника «Боди-джаз», «Гармоничный танец» и т. п. Данные техники направлены не только на «вовлечение участников в тренинг или сплочение группы, но и на развитие стрессоустойчивости» [3, с. 65]. Так как танцевальные движения влияют на эмоциональное состояние человека.

Арт-методики. Музыкотерапия, танцетерапия, изотерапия дают возможность школьникам в процессе творчества выходу эмоциям, через движения, голос. Необходимо отметить, «что в процессе таких пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение» [2, с. 25].

Телесно-ориентированные психометодики. Данный тренинг способствует улучшению самочувствия, обучает школьников понимать свое эмоциональное состояние и контролировать свое тело, также эмоциональные реакции на различные ситуации.

Таким образом, мы предполагаем, что данные методы будут способствовать снижению предэкзаменационного стресса у старших школьников. Обобщая итог, можно отметить недостаточность изученных проявлений психологического стресса, возможных психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в сфере стресса.

Список литературы:

  1. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: диссертация канд. психол. наук: 19.00.07 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: – 2009. – 219 с.
  2. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. – 2010. – № 12. – С. 24.
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб: Речь, 2014. – 248 с.
  4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256с.

Другие статьи

  • Овощные пюре для 5 месячного ребенка Овощные пюре для первого прикорма (3 рецепта) Введение прикорма всегда ощущается как переход на новый уровень развития и взросление ребенка. Совсем недавно карапуз не знал ничего, кроме маминой груди, а теперь он, как взрослый, сидит в своем стульчике и пробует с […]
  • Картинки уход за зубами для детей Методическая разработка (5 класс) по теме: Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами». Цель: 1. Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта. 2. Формировать практические умения чистить правильно зубы. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Прививать умение […]
  • 5-ти месячный ребенок не спит днем Что делать, если ребенок спит днем всего по 20-30 минут Наверно больше половины молодых мам сталкивались с проблемой короткого дневного сна своего малыша. У вас куча дел и планов, отчаянно ожидая обеда и полуденного сна малыша, наконец-то укладываете его спать, и […]
  • Аскорутин таблетки инструкция по применению детям Аскорбиновая кислота+Рутозид 1 таблетка содержит активное вещество: аскорбиновой кислоты 50,0 мг и рутозида в пересчете на безводное вещество 50,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Фармакологическое действие Аскорбиновая кислота участвует в регуляции окислительно- […]
  • Энап у детей инструкция по применению Энап - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки 2,5 мг, 5 мг, 10 мг и 20 мг HL, H и в инъекциях R) лекарства для лечения артериальной гипертензии и снижения давления у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Зубы у 5 месячного ребенка Прорезывание зубов: порядок, сроки, повышенная температура Прорезывание зубов у крохи – это достаточно сложный и не всегда приятный процесс, и для родителей, и для самого малыша. В этот период малыш испытывает бурю чувств и эмоций, чаще неприятного характера. У […]