Стресс употребление пав

Стресс и его влияние на употребление алкоголя и наркотиков

Стресс является началом проблем человека зависимого от наркотиков и алкоголя.

Зависимый человек употребляет химические вещества, чтобы снять напряжение. Внутренний дискомфорт, от которого пытается уйти алкоголик или наркоман – это ответная реакция организма на соприкосновение с реальностью. Зависимость своими корнями уходит в детство. Когда ребенок растет и развивается он постоянно сталкивается с чем то новым и не опознанным. Нормальной реакцией ребенка является интерес и желание познать окружающий мир.

Может случится так, что вместо интереса может возникнуть страх и чувство опасности к чему то новому. Это является результатом неправильным воспитанием родителей, когда они мешают познавательной деятельности ребенка, либо негативного опыта ( обжегся, упал, ударился). В этом случае у ребенка возникает чувство страха и не приятия и любая новая ситуация вызывает стрессовое состояние. В будущем уже сформировавшееся личность будет использовать защитные механизмы для снятия стресса возникшего в результате столкновения с новой реальностью. Еще за долго до употребления ПАВ у человека возникает чувство не защищенности и страха, в следствии чего формируется замкнутость от окружающего мира, это в своего рода защитная стена между реальностью и человеком.

Принятая доза алкоголя или наркотика заменяет эту стену и дает чувство иллюзорной безопасности, за счет от ухода от реальности. Не предсказуемая изменчивая реальность сильно пугает алкоголика. Даже когда он на какое-то время бросает употреблять, возникает дискомфорт и напряжение, которое является стимулом к возобновлению употребления. Для зависимого человека очень важно жить в предсказуемом мире и в старых комфортных условиях. Выход из этих рамок является не выносимым и вызывает стресс: новая информация, обстоятельства, отношения, изменения образа жизни.

Когда человек принимает решения оставаться трезвым он оказывается лицом к лицу с проблемами, не имея при этом привычного буфера ( вещества ). В замен буфера появляются защитные механизмы и как ответные реакции на стресс, негативные чувства: обиды, гордость, нетерпимость, критицизм, нечестность, вина, предубежденность, негодование и т.д.

Данные негативные чувства являются причиной неприятия и отторжения реальности. Основной задачей выздоравливающего человека является исканием путей принятие действительности со всеми ее сложностями. Необходимо заново взглянуть на свою жизнь и найти позитивные моменты. Для того что бы лучше войти в контакт с окружающей действительностью и тем самым избавится от стресса не обходимо:

1) Иметь четкое желание быть трезвым

2) Быть честным к окружающем себе

3) Признать что у вас действительно существует негативные чувства и проблемы. Стать терпимым к окружающем людям.

Программа профилактики употребления ПАВ среди подростков

Резкие изменения социально-политической и экономической ситуации, происходившие в стране с прошлого столетия, привели к разнообразным нарушениям социальной адаптации у населения, которые отозвались ростом потребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде.

Прогноз распространения наркомании среди подростков Кузбасса, по мнению экспертов, на ближайшие годы неблагоприятен. Положение дел в г. Березовском Кемеровской области осложняется отсутствием системы взаимодействия заинтересованных организаций и ведомств, малочисленностью специализированных служб первичной профилактики, низким уровнем организации альтернативной, досуговой и социальной активности детей, молодежи и другими факторами.

На фоне относительного благополучия в ситуации, связанной со злоупотреблением наркотиками подростками, произошла замена средств зависимости, и на первый план вышли злоупотребление пивом и слабоалкогольными коктейлями, отмечается факт снижения возрастной границы употребления ПАВ в школьной среде. Сегодня употребление ПАВ среди подростков стало социально приемлемой формой поведения. Это, в свою очередь приводит к очередному “витку” количественных показателей. Проведенный опрос (март- апрель, 2009) среди подростков 12-14 лет образовательного учреждения города свидетельствует о том, что употребление алкоголя возросло на 11 % по сравнению с результатами опроса (ноябрь, 2008). Выявление отношения к курению у подростков данной группы также имеет тенденцию к повышению.

Динамика роста употребления ПАВ среди молодежи заставляет пересматривать как содержательную часть профилактических программ, так и организационную структуру их реализации в образовательных учреждениях.

Смещение акцентов профилактики актуально не только из-за сопоставимости вредных последствий употребления ПАВ, но и потому, что подростки, допускающие злоупотребление алкоголем и табакокурением, значительно чаще имеют отклонения в поведении.

Цель: создание и укрепление у подростков ресурсов противостояния факторам риска возникновения зависимости от ПАВ.

— развивать у старшеклассников компетентности в отношении здоровья и здорового образа жизни;

— оказать помощь подростку в сложных жизненных ситуациях в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения;

— формировать и развивать положительное отношение к жизненным ценностям.

Достижение основной цели программы осуществляется через сочетание принципов:

  • возрастной адекватности – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям старших подростков;
  • научной обоснованности – содержание программы базируется на данных психологии, медицины — осознание ценности здорового образа жизни;
  • практической целесообразности – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к ПАВ;
  • позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.

Принципы выражают идеологию здоровья. Для того, чтобы эти принципы были усвоены детьми, они должны “проживаться” каждым ребенком, выстраиваясь в его повседневный опыт. Тактика эффективной работы с детьми включает следующие формы:

— поведенческое обучение (тренинги умений, помогающие ребенку противостоять насилию, давлению сверстников, развивающие умения высказывать свое мнение, выражать свои чувства);

  • обучение через игру (ролевые игры, способствующие развитию социальной компетентности учащихся);
  • организацию самопомощи (обучение приемам самопомощи, релаксации).

Программа характеризуется двухуровневым подходом к проблеме профилактики употребления ПАВ.

Уровень личностного пространства человека – рассматриваются опасные мотивы поведения человека (негативные чувства, убеждения, побуждения). Занятия направлены на формирование личностной компетентности подростков и проводятся в форме организационно-деятельностных и ролевых игр, мозговых штурмов, дискуссий, моделирования различных жизненных ситуаций и т.д.

Уровень социального пространства – рассматриваются опасные влияния окружения (конфликты, ложные ориентиры, давление ближайшего окружения). Занятия проводятся в интерактивной форме и дополняются формированием социальной компетентности подростков через ознакомление детей с законами, правилами, нормами по которым живет человеческое общество, и через обучение их социальным умениям и навыкам.

Особенности возрастной психологии обязательно учитываются в профилактической работе с подростками.

Возрастная психологи здоровья указывает на то, что подростки – старшеклассники стремятся познать новые чувства, исследовать свой внутренний мир и для этого могут прибегнуть к употреблению ПАВ. Наркотические вещества могут использоваться ими и как способы ухода от тяжелых проблем во взаимоотношениях, и для снятия коммуникативных барьеров. Для подростков наиболее значимы отношения в группе сверстников, и ради того, чтобы быть принятыми группой, они готовы на опасное поведение, рискуя своим здоровьем.

Программа предполагает формирование навыков ассертивного поведения, обладая которыми, подросток будет способен противостоять давлению любого негативного социального окружения и ситуации

Программа предназначена для проведения цикла занятий по профилактике ПАВ, проводимых на базе МОУ “ООШ № 8” г. Березовского Кемеровской области. Для повышения эффективности восприятия подростками материала программа разбита на 3 блока:

  1. Формирование ценностных ориентаций у подростков в условиях социализации.
  2. Оказание психологической поддержки старшекласснику с учетом его индивидуальности.
  3. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Каждый из блоков представляет собой своеобразный миницикл занятий, посвященных одной теме.

Программа направлена на повышение уровня компетентности участников занятий, на оказание помощи подростку в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения, в развитии жизненно важных навыков, включающих умение сопротивляться вовлечению в употребление ПАВ.

Программа представляет собой синтез пяти современных подходов к профилактике употребления ПАВ:

  1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
  2. Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения.
  3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
  4. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Развитие целесообразной позитивной активности.
  5. Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека.

Профилактика злоупотребления психоактивных веществ

Главная > Реферат >Экология

российский государственный социальный университет

Кафедра: «естественно научных дисциплин и социальной экологии»

по экологической токсикологии

«Профилактика злоупотребления психоактивных веществ»

Преподаватель: Семенова И.И.

Студента: Акрамовского М.А.

Психоактивные вещества 4

Причины злоупотребления опиатами и опиатной зависимости 7

Эффекты морфина и героина 8

Кофеин и никотин 8

Факторы риска для здоровья, связанные с курением 10

Последствия курения 11

Состав табачного дыма. 11

Кокаин и амфетамины (стимуляторы) 12

Причины и следствия злоупотребления амфетаминами 13

Барбитураты (седативные средства) 14

Эффекты барбитуратов 14

Причины злоупотребления барбитуратами и барбитуратной зависимости 15

Эффекты марихуаны 16

Список литературы 20

Моя курсовая работа посвящена одной из важнейших проблем современности – употребление психоактивных веществ.

В своей работе я отразила некоторые причины, предпочтения конкретного человека к тому или иному наркотику.

Также я разобралась, как действует каждый из наркотиков.

Указала методы профилактики и избавления от наркотической зависимости.

Жизнь современного человека немыслима без стрессов эмоционально-психологического, физического, биологического, социального и иного характера. Недостаточное общение, холод, жара, шум, отсутствие денег, переполненный общественный транспорт, низкий уровень культуры взаимоотношений между людьми в коллективе и семье, внутренний конфликт, слабое здоровье — все это создает базу для стрессов. Уровень большинства стресс-факторов снижается с улучшением социальных условий жизни. Положительные эмоции, снимающие стресс, человек создает сам. Это общение с друзьями, с природой, искусством, занятие физкультурой и спортом, любимой работой, закаливание. Каждый человек и каждый народ вырабатывает свою систему защиты от стрессов. Необходимо с малых лет развивать у детей разносторонние интересы, навыки самооздоровления, умение жить среди людей, снимать стрессы, не прибегая к курению, алкоголю, тем более к наркотикам. Важную роль в этом могут сыграть семья, самовоспитание, аутотренинг, закаливание организма и правильное питание.

Пристрастие к вредным привычкам имеет и биологическую природу. По моему мнению, к употреблению алкоголя и наркотиков чаще прибегают те люди, которые находятся в третьем состоянии между здоровьем и болезнью. Для таких людей характерны невроз, хроническая усталость, головные боли, сухость кожи, быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, гипотония. В биохимическом плане причиной третьего состояния являются не столько, недостаток витаминов, аминокислот, минеральных и других биологически активных соединений в организме человека, как их несбалансированность, что может являться результатом рафинированного, низкобелкового и однообразного питания.

Психоактивные вещества

К психоактивным веществам, чаще всего являющимся предметом злоупотребления и зависимости в нашем обществе, помимо алкоголя относятся:

1) наркотики — опиум и его производные;

2) седативные препараты — барбитураты;

3) стимуляторы — кокаин и амфетамины;

4) галлюциногены — ЛСД, марихуана.

5) Кофеин и никотин.

Кофеин и никотин это тоже вещества, вызывающие зависимость, и расстройства, связанные с отказом от табака и кофеиновой интоксикации.

Злоупотребление и зависимость от психоактивных веществ чаще всего наблюдаются среди подростков и в ранней юности, варьируя в зависимости от района проживания, расовой и этнической принадлежности, рода деятельности и других демографических показателей. Проблемы, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, чаще встречаются среди экономически слабых меньшинств.

Психоактивное вещество — любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. Воздействие психоактивных веществ может быть как непосредственным, возникающим сразу после приема вещества, так и долговременным, проявляющимся в виде поражения различных органов и систем организма, формирования психической и физической зависимости, нарушения социального функционирования человека, разрушения его личности и связей с другими людьми, а также антисоциального поведения, которое является неотъемлемой частью поведения, связанного с приобретением, хранением и употреблением наркотика, и за которое человек несет юридическую ответственность.

Распространенными причинами употребления психоактивных веществ являются низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих.

Жизненные стрессы способствуют неумолимому росту употреблению ПАВ среди молодежи, это происходит по ряду причин. Употребление ПАВ создает иллюзию преодоления стрессов и многих проблем; способствует снятию напряжения и тревоги; изменяет эмоциональное состояние и повышает настроение.

Если вовремя не обратить внимания на изменения, происходящие с ребенком, у него может закрепиться нездоровый стиль поведения, стремление к регулярному употреблению наркотиков и других психоактивных веществ. После первичных проб психоактивных веществ еще не возникает физической зависимости, поэтому легче всего остановить заболевание, разъяснив ребенку последствия употребления наркотиков или алкоголя. Если этого не происходит заболевание переходит на следующую стадию, когда у ребенка возникает осознанное желание получить «кайф». 1

Возможные признаки употребления наркотиков:

неожиданные изменения направленности интересов в сочетании с появлением ранее незнакомых вам друзей;

странное поведение (периодическая, без видимых причин чрезмерная возбужденность и заторможенность, агрессивность или пассивность);

появление странных предметов (ампулы, упаковки от таблеток, кусочки фольги, закопченные чайные ложки);

изменение внешнего облика (неряшливость, непонятный запах от одежды, волос, рук, изо рта, затуманенность или блеск глаз, суженные зрачки, слабо реагирующие на изменение освещенности);

возросшая «лекарственная» заинтересованность, повышенный интерес к предметам бытовой химии. 2

Опий (греч. Opion — маковый сок) — сильный наркотик; высохший на воздухе млечный сок мака, имеющий вид комочков или однородной массы бурого цвета. Опий содержит до 20 алкалоидов: морфин, кодеин, папаверин и др.

Приблизительно в 1865 году в Америке была изобретена игла для подкожного впрыскивания, что позволило широко применять морфин при оказании помощи солдатам в ходе Гражданской войны, не только раненным в боях, но и страдавшим от дизентерии. В результате многие солдаты, побывавшие в сражениях Гражданской войны, вернулись к мирной жизни пристрастившимися к наркотику — состояние, называвшееся «солдатской болезнью».

В медицине Опий используется как болеутоляющее средство.

Длительное употребление производных опиума обычно приводит к возникновению физиологической тяги к наркотику. Время, необходимое для ее развития, варьирует, но установлено, что для этого, как правило, достаточно 30-дневного непрерывного употребления. По истечении этого срока человек обнаруживает, что стал физически зависимым от наркотика в том смысле, что испытывает физическое недомогание при его отсутствии. Кроме того, у лиц, употребляющих производные опиума, постепенно развивается толерантность к наркотику, в результате которой они начинают нуждаться во все больших его дозах для достижения желаемого эффекта.

Если люди, пристрастившиеся к опиатам, не получают дозы наркотика в течение примерно восьми часов, у них появляются симптомы отмены. Характер и степень тяжести этих реакций зависят от многих факторов, включая привычную дозу интервалы между дозами, длительность существования пристрастия и особенно — состояние здоровья и личностные особенности человека.

Вопреки широко распространенным представлениям некоторых наркоманов героиновая абстиненция не всегда опасна и даже не очень болезненна. Многие люди способны воздерживаться от наркотика без всякой посторонней помощи. Однако для других абстиненция может оказаться мучительным переживанием сопровождаясь насморком, слезотечением, обильным потоотделением, беспокойством, учащенным дыханием и сильнейшей потребностью в наркотике. Со временем симптоматика может утяжелиться. В типичных случаях чувство зябкости чередуется с вазомоторными нарушениями по типу приливов и обильного потоотделения, рвотой, диареей, коликами в животе, болями в спине и конечностях, жестокой головной болью, выраженным тремором и бессонницей. При вышеперечисленных проявлениях индивид отказывается от еды и питья, что, сочетаясь с рвотой, потоотделением и диареей, приводит к обезвоживанию и потере веса. Иногда развиваются делирий, галлюцинации и маниакальная активность. Возможен сердечно-сосудистый коллапс, заканчивающийся смертью. При введении морфина субъективный дистресс, переживаемый наркоманом, временно отступает, а физиологический баланс быстро восстанавливается.

Как правило, на третий-четвертый день симптомы отмены ослабевают, а к седьмому-восьмому дню исчезают полностью. По мере ослабевания симптоматики индивид возвращается к нормальному режиму еды и питья и быстро набирает потерянный вес. Когда симптомы отмены исчезают, прежняя толерантность индивида к наркотику снижается, в результате чего он рискует получить передозировку в случае, если введет себе привычную высокую дозу.

Со временем жизнь наркомана все больше сводится к приобретению и употреблению наркотиков, так что пристрастие приводит его к социально дезадаптивному поведению, поскольку в итоге он вынужден лгать, красть и вступать в нежелательные контакты для пополнения запасов наркотика. Многие наркоманы, потворствуя своей привычке, прибегают к мелкому воровству, а женщины занимаются проституцией, чтобы заработать себе на наркотики.

Смотрите так же:  Боли в мышцах ног при неврозе

Наряду с ослаблением морально-этических ограничений пристрастие к наркотикам оказывает неблагоприятное воздействие на физическое состояние индивида. Например, неадекватное питание способно подорвать здоровье и сделать человека более подверженным развитию соматической патологии. Использование нестерильных инструментов может повлечь за собой разнообразные проблемы, включая заражение вирусным гепатитом и ВИЧ-инфекцией. Кроме того, употребление столь сильно действующих препаратов без медицинского наблюдения и государственного контроля за их действием и чистотой может закончиться передозировкой, приводящей к смертельному исходу. Введение в организм чрезмерного количества героина может привести к состоянию комы и смерти. Опрос, проведенный в ряде городов, зафиксировал рост числа смертей, вызванных употреблением героина, и число экстренных поступлений в стационар, связанных с передозировкой героина, которые составляли 14% от всех случаев госпитализации, связанных с наркоманией. Женщины, употребляющие героин во время беременности, рискуют тяжелыми последствиями для своих детей, которые рождаются недоношенными и с уже сформировавшейся героиновой зависимостью, а также с предрасположенностью ко многим заболеваниям.

Наркотическая зависимость обычно приводит к постепенному подрыву общего благополучия. Слабое здоровье и общая деградация личности, часто встречающиеся при этом состоянии, не являются следствием прямого фармакологического воздействия наркотика, но оказываются, как правило, результатом того, что наркоманы жертвуют своими деньгами, нормальным питанием, социальным положением и достоинством, отчаянно стараясь достать необходимую для них ежедневную дозу.

Методические рекомендации по проведению в образовательных организациях уроков профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

Нижний Новгород

2016

Составители:

Зайцева Н.Г., Коноплева С.Ю., Матвеева Т.Ю., Сорокина Л.А.,

Скорадешкина О.В., Смирнова М.В., Шиголина Т.Н., Щепоткина С.А.

Представленные в сборнике практические игры и упражнения позитивной направленности минимально освещают информацию, связанную с ПАВ, акцент переносится на получение знаний, умений и навыков нормативного функционирования личности в обществе.

Содержание

1.Методологические основы профилактики

2.Учет возрастных особенностей при проведении профилактической работы

3. Игры и упражнения для профилактики

Введение

На сегодняшний день проблема профилактики употребления наркотиков является одной из наиболее актуальных среди других проблем здоровья подрастающего поколения. Поэтому воспитательный процесс не мыслим без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь молодым приобрести необходимые навыки, обеспечивающие принятие ими большей ответственности за свое поведение, постановки целей, навыков эффективной учебы и положительного взаимодействия со сверстниками. Такие мероприятия способствуют сохранению жизни, здоровья и психологического благополучия детей и подростков в разных ситуациях, иными словами, способствуют формированию здорового образа жизни.

Безусловно, основной целью и главной задачей всех тех, кто занимается профилактической работой, является повышение ее эффективности, уровня ее воздействия на подрастающее поколение с тем, чтобы главное предназначение профилактических мероприятий – создание некоего барьера началу употребления любых психоактивных веществ – было выполнено.

Говорят «предупрежден, значит, вооружен». Как организовать профилактическое мероприятие, чтобы сформировать у детей и молодежи культуру здоровья — понимания ценности здоровья и здорового образа жизни? Какие нормативно-правовые документы позволяют строить свою работу с учётом требований (по принципу «Не навреди!»)? Как построить непростой разговор с ребенком — разговор о наркотиках с учетом психологических особенностей возраста?

Часто профилактические мероприятия проводятся как занятия и лекции, на которых учащимся рассказывают о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Приводится пугающая статистика. Но подростки редко примеряют чужой опыт на себя, не доверяют цифрам, продолжая «экспериментировать» и набивать шишки на собственных ошибках. Однако, употребление ПАВ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, и остается пагубной привычкой на всю жизнь. Это в дальнейшем негативно отражается на здоровье и, зачастую, приводит к трагическим последствиям.

Представленные в сборнике практические игры и упражнения позитивной направленности минимально освещают информацию, связанную с ПАВ, акцент переносится на получение знаний, умений и навыков нормативного функционирования личности в обществе.

1.Методологические основы профилактики

Методологической основой проведения профилактической работы профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» (5 сентября 2011года).

Концепция является системой принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде, с конечной целью — максимального исключения ПАВ из жизни несовершеннолетних.

Концепция указывает, что проекты и программы должны быть ориентированы на все целевые группы с учетом возрастных особенностей и степени вовлеченности в проблему, то есть для интактных групп, групп риска или регулярных потребителей ПАВ.

Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспита­нии психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающе­гося в приеме ПАВ.

Педагоги в рамках учебной, внеурочной, внеучебной работы про­водят мероприятия в рамках общей профилактики, направленные на формирование культуры здоровья и развитие ресурсов личности обу­чающихся.

Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в учеб­ных заведениях обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за их распространение.

Медицинские работники и другие специалисты, работающие в сфе­ре укрепления здоровья, обсуждают с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков на здоровье.

На основании Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, при­чиняющей вред их здоровью и развитию» четко сформулированы пози­ции по отношению к неэффективным средствам профилактики.

Опираясь на закон, в профилактической работе не рекомендуется:

проводить профилактику с установкой на страх наркозависимо­сти с использованием наркоманской атрибутики, включая кон­курсы плакатов с использованием тем наркомании, например, «класс против наркотиков», «школа против наркотиков», рисо­вать или клеить сигареты, бутылки, шприцы, макеты наркотиков, черепа и т.д.;

предоставлять учащимся информацию:

  • о действии психоактивных веществ;
  • о способах приготовления или приобретения ПАВ;
  • о наркоманской атрибутике;
  • названиях наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или включении в предметное содержание тем уроков);
  • обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребля­ющий наркотики;
  • использовать наркоманский сленг;
  • приглашать бывших наркозависимых молодых людей для про­филактических бесед в рамках первичной профилактической ра­боты;
  • проводить театрализованные «антирекламные» акции с исполь­зованием атрибутики ПАВ (банок/бутылок из-под пива, алко­гольных тоников, сигаретных пачек, макетов-заменителей ПАВ);
  • в рамках массовых акций осуществлять «суды» над ПАВ с ис­пользованием макетов гипертрофированных сигарет, бутылок или обменивать сигареты на конфеты.

Хотелось бы напомнить об этической и нравственной стороне пре­доставляемой информации. Не рекомендуется в каких-либо «воспита­тельных» целях использовать психотравмирующую информацию. Сюда относятся сюжеты, связанные со смертью наркозависимых, ритуалы приема наркотиков, сцены насилия. Вся эта информация имеет декрети­рованный доступ с грифом «для служебного пользования».

Таким образом, проводя позитивно-ориентированную профилак­тику с несовершеннолетними и молодежью, необходимо опираться не на патологию, а на резервы личности человека.

2. Учет возрастных особенностей при проведении профилактической работы

6-8 лет.

Психологические особенности возраста:

В этом возрасте ребенок обычно демонстрирует растущий интерес к миру, находящемуся за пределами семьи и дома.

Изменяется его социальный статус – он становится сначала дошкольником, а потом школьником.

Авторитетом для него теперь является учитель, воспитатель, тренер.

В разговоре:

— Расскажите, что любое вещество, которое человек принимает внутрь, отличное от пищи, может быть крайне вредным.

— Поясните, как наркотики мешают работе организма и могут привести к очень плохому самочувствию человека или даже вызвать смерть.

— Разъясните понятие привыкания — что употребление наркотика может стать вредной привычкой, от которой трудно избавиться. Похвалите детей за хороший уход за своим телом и неупотребление того, что им может повредить.

Дети должны понимать:

— как отличаются друг от друга продукты питания, яды, лекарства и наркотики;

— что лекарства, прописанные врачом и принимаемые под руководством взрослого, могут помогать в период болезни, но могут быть вредными при неправильном употреблении, и поэтому детям нужно держаться подальше от неизвестного вещества или емкости;

— почему взрослые могут пить алкоголь, а дети не могут, причем даже в небольших количествах.

9-11 лет.

Психологические особенности возраста:

С детьми этого возраста можно провести более сложное обсуждение того, почему людей привлекают наркотики.

Вы можете воспользоваться их любопытством по поводу серьезных травмирующих событий жизни людей (типа автомобильной аварии или развода), чтобы обсудить вопрос о том, что наркотики могут стать причиной этих событий.

Кроме того, дети этого возраста любят узнавать различные факты, особенно странного рода. Дети этой возрастной группы могут сильно заинтересоваться тем, как наркотики действуют на мозг или организм наркомана. Поясните, как любое вещество, принятое в излишнем количестве, может быть опасным.

В это время важное значение приобретают друзья, а также надлежащее положение в группе и восприятие себя другими как «нормального». Дети покидают свое узкое и лучше защищающее окружение и вступают в более многочисленную и более разобщенную группу детей.

Более старшие дети могут познакомить вашего ребенка с алкоголем, табаком и наркотиками. Исследования показывают, что чем раньше дети начинают употреблять эти вещества, тем больше вероятность возникновения серьезных проблем.

Ребенок должен знать:

— непосредственное воздействие приема алкоголя, табака и наркотика на организм, включая опасность наступления комы или смертельной передозировки;

— как и почему может возникать привыкание к наркотикам и как они могут приводить к потере наркоманами контроля над своей жизнью;

— причины того, почему наркотики особенно опасны для растущего организма;

— проблемы, которые алкоголь и другие наркотики создают не только для того, кто их употребляет, но и для его семьи и мира в целом.

В разговоре:

— отрепетируйте возможные сценарии, при которых друзья предлагают наркотики, пусть ваши дети поучатся произносить с чувством: «Это очень вредно!»

— обсудите, как реклама, песенная лирика и телепередачи бомбардируют их идеями о том, что употребление наркотиков выглядит шикарно. Убедитесь, что дети способны отделять мифы от реалий и похвалите их за умение мыслить самостоятельно.

— обсудите с ребятами, в какие игры они играют со своими друзьями. Знают ли они что некоторые забавные затеи, могут считаться правонарушением или представлять опасность для окружающих и их самих.

12 –14 лет.

Психологические особенности возраста:

В психическом развитии подростка 12-14 лет основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. В подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно-полезной деятельностью, которая удовлетворяет потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания ровесников подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах друзей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делают взрослые в присутствии ровесников. На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и родителями, подростком и учителями, и подросток становится «трудным».

Время «конфликта поколений». Подростки руководствуются мнением ровесников и их привлекают опасности, хотя подростки и в самом деле часто не воспринимают речей родителей, борясь за свою независимость, они нуждаются в поддержке, участии и руководстве родителей больше, чем когда- либо.

Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость поведении. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Но не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает порой сильное влияние.

Ребенок должен знать и уметь:

— о последствиях незаконного употребления вредных веществ;

— развивать навыки оказания сопротивления при склонении к употреблению вредных веществ;

— понимать взаимосвязи между принимаемым решением и его возможными последствиями в будущем;

— позитивно воспринимать собственную личность;

— понимать важность и необходимость продолжения собственного образования;

— определять источники получения помощи и информации в случае возникновения проблем.

В разговоре:

— необходимо быть открытым и честным в общении с ребенком для того, чтобы он ясно понимал, что ожидают от него взрослый;

— говорить ребенку о том, что обращение за помощью является признаком силы характера;

— поощряйте в детях желание задавать вопросы и научите выбирать надежные источники информации;

— укрепляйте в детях чувство собственного достоинства, признавая их таланты, достижения, успехи, а также положительные личные качества.

15- 17 лет

Психологические особенности возраста:

В этом возрасте дружба становится особо важным фактором для подростков, а друзья становятся источником информации для принятия иногда важных решений. Старшие подростки в большей степени способны иметь дело с абстрактными концепциями такими, как «правда» и «справедливость». Эта способность думать и рассуждать в абстрактных категориях позволяет им оценить материальную стоимость употребления вредных веществ; результаты подростковой беременности; причины, по которым необходимо соблюдать законы; влияние употребления вредных веществ на системы здравоохранения, реабилитации и соблюдения законодательства. Следовательно, образование в области профилактики употребления вредных веществ должно меньше быть сконцентрировано на самих вредных веществах и их употреблении, а больше внимания надо уделять тому, каким образом употребление этих веществ наносит урон обществу.

В этом возрасте молодежь очень интересуется своим будущим. Они в состоянии попять, что поиск сиюминутного удовлетворения может привести к событиям, которые полностью перевернут их жизнь: беременность; арест за хранение наркотиков; исключение из спортивной команды за употребление наркотиков.

Нынешние подростки многое знают о наркотиках, проводя различия не только между разными наркотиками и их последствиями, но и между пробным, случайным употреблением и привыканием.

Ребенок должен знать и уметь:

— что выбор определенных ценностей в настоящее время может ограничить их возможности впоследствии.

— что употребление вредных веществ снижает способность иммунной системы;

— знать влияние употребления вредных веществ на возможность продолжения образования, на получение интересной и хорошо оплачиваемой работы, на здоровье, на будущее потомство;

— должны иметь навыки по оказанию сопротивление влиянияровесников и понимать, почему им необходимо сказать «нет»;

— должны уметь критически оценивать людей, которые их окружают и которым они хотят подражать;

— иметь собственную шкалу моральных и этических принципов;

— понимать важность их собственного ответственного поведения перед обществом;

— развивать способность преодолевать стресс;

— развивать позитивное чувство собственного достоинства

В разговоре:

— в этом возрасте целесообразно рассказать подросткам о том, как употребление алкоголя, табака, и прочих наркотиков во время беременности связано с появлением дефектов у новорожденных;

— говорить о том, что любой человек может стать наркоманом и что даже несистематическое употребление наркотиков может привести к серьезным последствиям;

— рассказать детям о том, что употребление наркотиков – это «не преступление без жертвы», и добиться понимания того влияния, которое оказывает употребление наркотиков на общество;

— хвалить и поощрять детей за все то, что они делают хорошо, и за правильные решения, которые они принимают. Знание того, что их замечают и высоко ценят окружающие взрослые, оказывает мощное стимулирующее воздействие.

— больше общаться с детьми, периодически интересоваться тем, чем занимается ребенок, о чем он думает и что он чувствует;

— иметь представление о признаках употребления вредных веществ, чтобы вовремя помочь ребенку.

Подумайте о своем примере. Трудно предположить, что кто-то поверит советам человека, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие «невинные» пороки требуют объяснения.

Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации. Все наши советы в большей степени относятся к предупреждению развития наркомании. Проблема преодоления множественных кризисов взросления во многом обусловлена этой непреодолимой потребностью — «Быть», «Состояться», «Самореализоваться». Наверное, если бы не было этой человеческой жажды, то не был бы возможен никакой человеческий прогресс. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни оказался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности.

Чем более сформировано у ребенка чувство самоуважения, тем больше вероятности, что он сможет сказать «Нет» — в ответ на предложение испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким как все.

3. Игры и упражнения для профилактики

Цели профилактической работы с дифференциацией по возрасту:

6-8 лет: Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля.

9-11 лет: Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.

Смотрите так же:  Как определяют синдром дауна на узи

12–14 лет: Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ).

15-17 лет: Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!”. Помочь определить свои ценности и в соответствии с ними выстраивать жизненные цели.

Алгоритм профилактического занятия

  1. Создание рабочей атмосферы

Задачи: выявить ожидания участников; снятие эмоционального напряжения в группе; мотивация на эффективное участие в группе.

Задачи: погружение в проблемную ситуацию; формирование ответственности за себя и свой выбор.

  1. Рефлексия проделанной работы

Задачи: дать обратную связь группе; обсудить возникшие чувства и ощущения.

Игры и упражнения для проведения профилактической работы

6-8 лет

Беседа с младшими школьниками о том, знают ли они, что называют вредными привычками, почему они вредные и как они влияют на здоровье.

Вы знаете, как человек дышит? Воздух поступает через нос и по воздухоносным путям, похожим на трубочки, попадает в легкие. Это такие органы, напоминающие воздушные шарики, наполненные воздухом. Они расположены в грудной клетке, их два: по одному слева и справа. Когда мы вдыхаем воздух, легкие наполняются им и расширяются, затем они слегка сужаются, и воздух поступает в кровь, с которой разносится по всему организму.

Когда человек курит, вместе с воздухом он вдыхает табачный дым. Ученые установили, что в табачном дыме содержится много вредных ядовитых веществ, в частности, вещество под названием “никотин”, которое является сильным ядом. Они попадают в легкие, а затем разносятся с кровью по всему организму. Поэтому курящих человек часто болеет, у него сильный кашель, ему не хватает воздуха. Когда он быстро идет, он задыхается.

Даже люди, которые не курят, а просто находятся рядом с курящим человеком, вдыхая дым сигарет, могут плохо себя чувствовать, и у них может начаться кашель. Поэтому курящий человек наносит вред не только своему здоровью, но здоровью окружающих его людей.

Игра «Мышка и сыр»

Ход игры: Дети образуют круг. В кругу лежит кусочек «сыра». За кругом – мышка (ребенок). Она видит сыр, ей хочется его съесть, но она не знает как. Она видит дверцу. Желание съесть сыр позволяет ей преодолеть страх перед неизвестностью, войти в мышеловку и схватить сыр, но дверь мышеловки захлопывается. Вывод: мышка за «бесплатный сыр» расплачивается свободой. Русская поговорка «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» отражает содержание игры.

9-11 лет

Упражнение «Провокация»

Инструкция: представьте, что к вам подходит человек и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Какие это могут быть фразы?

Спасибо, я больше в этом не нуждаюсь.
Спасибо, мне этого не нужно.
Не курю.
Нет, мне не нужны неприятности.
Я таких вещей боюсь.
Эта дрянь не для меня.
Я и без этого превосходно себя чувствую.
Нет, спасибо, это опасно для жизни.
Мне не хочется умереть молодым.
Спасибо, мне здоровье дороже!

Плакат, где перечислены еще кое-какие приемы, которые можно использовать.

1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, — это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

2. “Перевести стрелки”: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?

3. Сменить тему: придумать что-нибудь еще; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов; на танцы или еще что-нибудь придумать).

4. “Продинамить”: сказать, что как-нибудь в другой раз.

5. “Задавить интеллектом”: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).

Сейчас я попрошу вас написать на ваших листочках несколько слов столбиком. Каждому из этих слов подберите слова-антонимы:

Свобода
Удовольствие
Здоровье
Счастье
Радость
Любовь
Добро
Жизнь

В наркомании, как в кривом зеркале, все явления приобретают обратный смысл. Обратитесь к словарю, который лежит перед вами. Если вам говорят: “Хочешь испытать ни с чем не сравнимое удовольствие и наслаждаться свободой?”, следует понимать так: “Хочешь испытать боль, корчиться в ломке и попасть в рабскую зависимость?”. Предложение, которое вам делают “по доброте душевной”, превратит вашу жизнь в смерть.

Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Есть ещё одно оружие от наркотиков – самое верное, надёжное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надёжнее всего уберечься от наркотиков? (Ответы детей.)

– Самый надёжный способ избавиться от наркотической зависимости – это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.

Сейчас я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках свеча. Она горит, горит ярко, от нее исходит тепло и свет. Она символизирует нашу жизнь. Что вы поняли сегодня на занятии? (Каждый берет в руки свечу, высказывает свое мнение.)

А сейчас я попрошу вас повторять вслед за мной.

Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни!

Игра «Масса разных забав»

В ходе занятия у учащихся должны быть сформированы умения:

  1. распознавать возможные неприятности в кажущихся забавными играх;
  2. распознавать здоровые пути и возможности веселиться.
  1. Разбейте группу на подгруппы с помощью любой игры, используемой для знакомства или упражнения на групповое сплочение и активизацию группы. Объясните, что игры наподобие этой представляют собой лишь один из возможных способов развлечений.
  2. Организация дискуссии на тему «Всегда ли забавы бывают безопасными?». Для этого предложите ребятам придумать всевозможные забавы, при этом не должно высказываться оценочных суждений, а все предложенные забавы необходимо выписать на доске. Предложите группе провести мозговую атаку на установление причин того, почему то или иное предложенное занятие нельзя считать хорошей идеей, поскольку оно является нарушением закона или опасно для себя или других, либо неприлично по отношению к другим людям. И вообще, противоречит ценностям, которых придерживаются в обществе и т.д.
  3. Сделайте вывод, сказав, например, что прежде чем проводить забавные затеи, следует убедиться в том, что они не являются правонарушением, ни для кого не представляют опасности, не противоречат школьным правилам и никого не оскорбляют.

Упражнение «Скульптура зависимости»

Инструкция: участникам группы предлагается разбиться на тройки и разойтись по комнате в подгруппах так, чтобы не мешать друг другу. Затем каждой из подгрупп предлагается построить «скульптуру зависимости» так, как они ее себе представляют. Ведущий объясняет, что «материалом» для скульптуры будут сами участники, кроме того, они могут использовать любые подручные средства: стулья, одежду и т.д. Дается некоторое время на обдумывание и репетицию, и затем каждая из подгрупп представляет свою скульптуру с необходимыми комментариями. После выступления всех подгрупп проводится групповое обсуждение, во время которого каждому участнику предоставляется возможность поделиться своими чувствами и ощущениями.

12-14 лет

Упражнение Табу

Перед занятием ведущий подготавливает и раскладывает в разных местах три непрозрачных пакета. Затем просит одного за другим трех участников: 1 — подать пакет, 2 – подержать и сохранить пакет, 3- передать пакет через других участников адресату.

Затем ведущий говорит о бдительности и называет преступления, которые в данный момент направлены против здоровья и зачитывает статью 228.

Статья 228. Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере -наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Примечания. 1. Лицо, совершившее предусмотренное настоящей статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных средств, веществ или их аналогов, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изъятие указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, при задержании лица и при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

2. Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, а также значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1, 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Значительный, крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют значительному, крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.

Упражнение «Охмурение»

Инструкция: Ведущий, с серьезным видом, говорит участникам, что сейчас он может сделать им подарок. «Я знаю три древних символа, нанеся которые на тело, можно обрести новые возможности, умения, знания. Но символы получат только три человека, которые первыми выйдут из комнаты. Кто хочет?». Когда несколько человек устремляются за дверь, ведущий рисует им на руке какие-нибудь символы. Участники догадываются, что над ними подшутили. Ведущий дает комментарий: «Вы, не задумываясь, протянули мне руку. А если кто-то пообещает вам отличное настроение?».

Далее идет обсуждение: что заставило учеников согласиться на «подарок»? Как часто мы встречаем соблазны в нашей жизни? Какой урок вы извлекли из данной игры?

50 способов сказать «Нет»

Ведущий предлагает учащимся придумать фразу-отказ от ПАВ. Придуманные фразы фиксируются на доске или ватмане.

  1. Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.
  2. Я больше в этом не нуждаюсь.
  3. Я не курю.
  4. Не похоже, что бы мне сегодня стало от этого хорошо.
  5. Я не собираюсь загрязнять организм.
  6. Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.
  7. Не сегодня.
  8. Не сейчас.
  9. Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.

10.Нет, не хочу неприятностей.

11.Сейчас не могу, моя мать обнюхивает меня, когда я прихожу домой.

12.Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.

13.Мои родители меня убьют.

14.Я таких вещей боюсь.

15.А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом?

16.Когда-нибудь в другой раз.

17.Эта дрянь не для меня.

19.Если тренер узнает, он заставит меня бежать 20 кругов.

20.В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег 6 месяцев.

21.Нет спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.

22.Не думаю, что я достаточно об этом знаю.

23.Нет, спасибо, я дождусь, пока мне будет это по возрасту.

24.Меня не выпускают из дома, даже если от моей одежды пахнет сигаретным дымом, после того как я был рядом с курящими людьми.

25.Нет спасибо у меня и так ужасные оценки.

26.Я за витамины!

27.Нет спасибо, препаратов не хочу.

28.Я и без ого превосходно себя чувствую.

29.Нет, спасибо, у меня завтра контрольная работа .

30.Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.

31.Я вчера поздно лег спать, у меня и без того, красные глаза.

32.Нет, я за рулем.

33.Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть.

34.Нет спасибо, это опасно для жизни.

35.Вы с ума сошли? Я даже не курю.

36.Эти химические радости не для меня.

37.Нет, я это пробовал не один раз, и мне это не понравилось.

38.Мне не хочется умереть молодым.

39.Нет, я и так много воюю со своими родителями.

40.Нет, когда-нибудь я захочу создать свою здоровую семью.

41.Нет, спасибо, я только что прочел статью о вреде наркотиков.

42.Я хочу быть здоровым.

43.Это мне ничего не дает.

44.Нет спасибо, я слышал, от этого глаза краснеют.

45.У меня завтра контрольная работа. Не буду.

46.Я начинаю вести себя глупо, когда курю.

47.Меня до сих пор контролируют, с тех пор как мама застала меня за этим.

48.Я не наркоман.

49.Не буду, здоровье дороже.

50.Мне это неинтересно.

15-17 лет

Упражнение «Перспектива моей жизни».

Ведущий разделяет участников на 2 подгруппы и выдает таблицу для заполнения:

Что плохого от употребления ПАВ

Что хорошего от употребления ПАВ

Что плохого от неупотребления ПАВ

Что хорошего от неупотребления ПАВ

В конце работы происходит обсуждение: какие перспективы открывает перед нами употребление/неупотребление ПАВ? Что весомее? Какие ценности стоят на кону вашей жизни в ситуации выбора?

Упражнение «Любопытство. Воля. Разум»

Инструкция: поделить ребят на 3 команды: «Любопытство, Воля, Разум». Задание группе Любопытство: назвать причины употребления наркотика, Разум: аргументы против употребления наркотиков; Воля: принять решение и перейти на сторону разума и любопытства, в зависимости от того, какая сторона будет более аргументированной и убедительной. После обсуждения 2-3 причин Любопытство и Разум меняются местами территориально и обмениваются таблицами с аргументами и причинами. В конце группа Воля представляет свои идеи о том, что должен уметь человек, чтобы добиваться без употребления ПАВ. В конце проходит обсуждение. Аргументы, которые приводила команда Любопытство, в основном являются так называемыми мифами. Их используют употребляющие, чтобы оправдать свое употребление, поэтому нам необходимо знать их, чтобы не попасться на провокацию.

Упражнение «Познаем себя»

Инструкция: представьте, что вы совершаете мысленно прогулку по лесу, где с вами может произойти все, что угодно. Слушайте внимательно рассказ и запоминайте или фиксируйте свои мысли.

  1. Итак, вы идете по лесу. Представьте себе, какой это лес: светлый или темный, редкий или просторный, частый или густой. Идете вы по тропинке и сами прокладываете себе путь.
  2. Вы идете и видите чашу на земле. Представьте себе ее и опишите в подробностях: чистая она или грязная, какого цвета, из чего сделана, прочная или хрупкая.
  3. Вы встречаете препятствие, например, заросли кустарника или завал из деревьев. Что вы будете делать?
  4. Вы идете дальше и подходите к дому. Рассмотрите его и нарисуйте, как он выглядит. Затем войдите в дом. Что вы там увидели? Нарисуйте подробно. Теперь представьте, что вы там делаете.
  5. Вы выходите из дома и снова идете по лесу. Вдруг вы встречаете очень страшного волка.
  6. Вы справились, наконец, с волком и пошли дальше, подошли к озеру. Что вы станете делать.
  7. Вы подходите к совершенно непонятному препятствию. Это огромной высоты стена и такая длинная, что ее невозможно обойти. Что вы будете делать?
Смотрите так же:  Может ли гемоглобин упасть от стресса

Анализ результатов проводится сразу же. Ведущий проводит анализ.

Каждая из предложенных ситуаций большинством людей воспринимается одинаково.

Лес это общество, социальная среда, в которой живет человек. Характеристика леса — это восприятие и отношение человека с данной средой. Если нет страха перед будущим и перед обществом, то лес, как правило, светлый и просторный. Уверенность и отсутствие тревожности проявится в наличии тропинки или дороги. Если же школьник не уверен в себе, испытывает страх перед людьми и жизнью в целом, то лес у него темный, полный теней и неизвестности, а тропинку он не видит. Наконец, может быть и такая ситуация, когда лес темный или слегка видны просветы, а школьник сам прокладывает себе путь. Это говорит о неуверенности и боязни, но настойчивости и попытке преодолеть свой страх перед жизнью. Коротко говоря, первая ситуация характеризует уровень социализации ученика, его адаптации к взрослой жизни. Описание чаши связано с восприятием человеком самого себя, с самооценкой, отношением к себе. Так, чистая чаша

-это восприятие себя как положительного человека, грязная — критичное отношение к себе и самоосуждение. Цвет чаши тоже может дать некоторую информацию о человеке. Голубая чаша связана с высокой моральностью, красная с активностью, зеленая с интроверсией и стремлением к лидерству, фиолетовая с эмоциональностью и склонностью к искусству. Белая чаша олицетворяет чистоту и невинность. Материал чаши тоже имеет значение. Хрупкость говорит о неуверенности, дорогая антикварная чаша свидетельствует о высокой самооценке. Описание того, как преодолевалось, или не преодолевалось, препятствие говорит об умении преодолевать трудности. Если человек идет напролом, то он сам справляется с трудностями и о нем говорят, как о человеке, приспособленном к жизни, самостоятельном. Если обходит завал, или хуже того, придумывает еще какие-то препятствия, то это неприспособленный человек, не умеющий преодолевать. Трудности или любящий создавать их себе сам. Дом всеми людьми связывается с семьей. Описание самого дома характеризует восприятие школьником своей семьи.

Прочный и Старый дом, избушка из дерева, большая деревенская изба и т. п. это хорошая семья, в которой подростку уютно и там он защищен. Иногда описывают многоэтажный дом. Это говорит о том, что школьнику уделяется мало внимания в семье, там и без него много детей или проблем и на всех внимания не хватает. Каков дом внутри и как ведет себя человек, говорит об отношениях в семье. Если уютно и светло и школьник наслаждается теплом в доме, в семье ему хорошо, и он еще долго будет ощущать себя ребенком. Темные комнаты, паутина, грязь говорят о неблагополучии семьи, одиночестве подростка и его незащищенности.

То, как человек справляется с волком, говорит о его умении преодолевать свои страхи. Если побежал домой за чем либо, то от страхов человек ищет защиты у мамы и папы. Если пытается уговорить волка, то страх загоняется внутрь себя и повышается тревожность. Иногда пишут, что достали оружие и победили волка. Это тревожный симптом, такой человек агрессивен, озлоблен и «носит» на всякий случай оружие против любого, кто посмеет приблизиться к нему.

По поведению у озера можно судить об активном отношении к жизни, если в озеро попытались войти, замочили ноги или искупались.

Непреодолимая стена – это показатель отсутствия или наличия страха смерти. Желание заглянуть за стену, попытка влезть на дерево для этого — проявление смелости.

Рефлексия по итогам занятия: что вы узнали о себе в процессе занятия? Что из этого является для вас привычным фактом, а что – новостью? Что вы хотели бы изменить?

Особенности профилактической работы со студентами.

Студенческий возраст с его глубокой биологической перестройкой организма, мощным психоэндокринным сдвигом является тем «критическим периодом» индивидуального развития, когда вследствие изменения общей и нервной реактивности значительно повышается риск возникновения различных пограничных нервно — психических расстройств и связанных с ними поведенческих девиаций.

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости в этот период подразумевает систему мер, направленную на предупреждение нарушения адаптационных процессов — эмоционально-волевых нарушений, пренебрежения к общепринятым морально этическим ценностям, отсутствия социально-значимых установок, нарушение межличностных установок, разъяснение социальных последствий употребления. То есть необходимо повышение общей устойчивости личности к наркотикам.

Оценка уровня информированности

Цель: Оценить уровень подготовленности участников к обсуждению темы мероприятия

Ведущий задает несколько вопросов уточняющих уровень информированности участников проблемой наркомании.

  1. Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
  2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
  3. Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
  4. Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?

Обсуждение «Что такое наркотики»

Итак, что же такое наркотики? Это химические вещества, большинство из которых относится к токсинам, то есть ядам, и, вызывая отравление, они приводят человека в состояние опьянения. Опьянение вызывает большое количество новых ощущений. Наркотики употребляют всеми возможными способами: от курения до инъекций. Наркотики вызывают сильнейшую физическую и психологическую зависимость, и человек, попробовавший наркотик, испытывает желание употреблять их снова и снова, он ни о чем не может думать, кроме наркотика. Наркотики порождают кучу болезней и часто являются причиной несчастных случаев. Практически все действия с наркотиками уголовно наказуемы.

(Дайте возможность высказаться участникам.)

Давайте попробуем разобраться, как возникает зависимость. Допустим, есть человечек, который однажды решил попробовать наркотик (нарисуйте человечка). Он получил удовольствие от этого. Потом захотел еще – получил еще удовольствие, потом еще.

Человек + наркотик=удовольствие + наркотик=удовольствие + наркотик.

Так он и продолжал, пока однажды не стали появляться проблемы.

Сначала маленькие – плохое самочувствие («ломает»), прогулял учебу, проспал встречу и т.д. Ему плохо, но он же помнит, что нужно сделать, чтобы вернуться к удовольствию – употребить наркотик. Но проблемы никуда не исчезают, а становятся только больше и больше. Возникает зависимость.

. удовольствие + наркотик=проблемы + наркотик=ПРОБЛЕМЫ + наркотик=ПРОБЛЕМЫ +.

Упражнение «Гора жизни»

Способ проведения: По каждому этапу ведущий делает схематичные рисунки на доске и комментирует.

(Рис. 1) Человек стоит на горе. Эта гора — символическое изображение его жизни. Человек не падает с этой горы, он стоит на ней устойчиво. От падения вниз человека удерживает множество жизненных связей: веревки, канаты, шнурки, возможные названия которых: семья, любовь, работа, друзья, деньги, секс, увлечения, творчество.

Попросите слушателей дополнить этот список — подрисовывая на рисунке поддерживающие человека веревочки.

(Рис.2) Человек стоит на той же горе, но один из держащих его канатов рвется.

Комментарий к рисунку. Когда какая-то «связь» истончается или рвется (т.е. у человека возникают какие-либо проблемы), все остальные связи поддерживают человека, дают почувствовать себя увереннее. Эти связи выстраиваются годами, и они не могут возникнуть у человека, находящегося в вакууме, вне общества.

Если «связи» рвутся, возникает риск обращения к наркотикам. У многих людей есть отработанные стереотипы снятия стресса, в том числе и с помощью химических веществ, например: для снятия стресса после конфликта с начальником человек принимает алкоголь.

(Рис.3,4) Человек стоит на горе; один из держащих его канатов оборван. Рядом сверху появляется канат — символическое изображение наркотика. (При варианте живой скульптуры человек с веревкой, изображающий наркотик, встает на стул — так, чтобы быть выше стоящего на горе, и протягивает конец веревки «стоящему на горе».)

Комментарии к рисунку. Итак, сначала наркотики попадают в «поле зрения» человека; здесь может сработать принцип «если вокруг меня люди делают это, почему бы и мне не попробовать?». Человек первый раз берется за «висящий перед ним канат» — наркотик. Пока это никак не сказывается на всех «жизненных связях». Но постепенно, когда человек начинает потреблять наркотик все чаще и чаще, он хватается за «второй канат»- возникает зависимость (на рисунке отображается 2-ой висящий канат).

(Рис.5) Человек, стоящий на горе, держится только за висящие канаты — «наркотик». «Связи», с помощью которых он держался на этой горе до этого (канаты, веревки), оборваны. Человек уже не стоит на горе, он вот-вот оторвется от земли. Канаты подняли его руки вверх, он становится похожим на марионетку.

Комментарии к рисунку. Акцентируйте внимание на том, что наркотик превращает человека в марионетку, полностью руководит его действиями.

Обратитесь к зафиксированным результатам дискуссии, покажите, что все перечисленное участниками («остается без денег», «теряет работу», «бросает учебу», «болеет», «отрывается от людей», не думает о других») — это обрыв связей. Покажите, что все связи, которые были указаны, рвутся, истончаются.

(Рис.6а) Человек стоит на горе, отпустив висящие канаты («наркотик»). С горой его связывает только один канат — семья. Семья, желая оградить его от наркотика, ограничивает его свободу. (Очень толстый, плотно натянутый канат).

Комментарий к рисунку. Если человек прекратил прием наркотика и пережил абстиненцию (например, прошел лечение в больнице), кажется, он отпустил канат. Но «канат — наркотик» очень долго остается в поле зрения зависимого (это символ психологической зависимости). В большинстве случаев все-таки остается одна связь — семья. Именно она помогает не упасть человеку.

(Рис.6б) В этот момент важно то, как действует семья. Неэффективны в данном случае запреты и ограничение свободы, т.к. это своеобразный «ошейник», который тянет человека вниз и мешает восстанавливать старые и формировать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом. В этом случае у человека не остается выбора: жить в стрессе он не хочет, по-другому справиться с ним пока не может и не умеет, поэтому он берется за канат-наркотик вновь. Хорошо, когда помощь семьи строится на поддержке и поощрении самостоятельности, понимании того, что отказ не может навязываться и что основная роль в этом процессе принадлежит зависимому человеку.

(Рис. 7) Человек сам постепенно восстанавливает жизненные связи.

Комментарии к рисунку: В этот момент для человека, отказавшегося от наркотиков, важно восстановить все перечисленные ранее связи.

Ведущий задает группе вопросы для размышления (не для совместного обсуждения).

«Если я забочусь о своем здоровье и будущем, соглашусь ли я на первую инъекцию?»;

«Что может подтолкнуть меня к этому шагу?»;

«Если я уже употреблял внутривенные наркотики, не нахожусь ли я в психической зависимости от них?».

Подведение итогов занятия. Спросить у группы, что понравилось и не понравилось на занятии. Дискуссия.

Игра «Марионетки»

Цель: Дать возможность участнику почувствовать на себе волю другого человека или обстоятельств (например: как наркотик может управлять подвластными ему людьми).

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода — полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, где игравшим предлагается ответить на вопросы:

  1. Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
  2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
  3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

Игра «Спорные утверждения»

Цель: Дать возможность участникам высказать собственное мнение и отношение к мифам о наркотиках.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения». Эти листы прикрепляются в трех частях кабинета.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав все точки зрения, участники могут поменять свою точку зрения и перейти в другую группу.

  1. Наркомания – вредная привычка.
  2. Лёгкие наркотики безвредны.
  3. Наркотики делают жизнь интересней.
  4. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  5. Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».
  6. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  7. В жизни нужно попробовать все.
  8. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
  9. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

Упражнение «Ценности»

Цель: Показать, что в конечном итоге наркотик забирает у человека все, что есть ценного и важного в его жизни и саму жизнь.

Участникам предлагается на листочках написать по четыре жизненно важных для них материальных ценностей, увлечений, значимых для них людей. Ведущий предлагает выбрать три любые ценности, от которых участники могут отказаться за дозу наркотика. Затем, ведущий предлагает перевернуть листики, выбрать не глядя три и отдать их за следующую дозу, посмотреть что у них забрали и что осталось. Затем ведущий забирает у участников все оставшиеся листочки.

Упражнение «Отказ»

Цель: сформировать навыки ассертивного отказа

Участники делятся на пары. Разыгрываются различные ситуации, в которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

  1. Однокурсник просит тебя дать ему телефон, чтобы позвонить.
  2. Однокурсник просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
  3. Однокурсник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
  4. Однокурсник предлагает попробовать наркотик «за компанию».
  5. Однокурсник просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
  6. Однокурсник просит достать для него наркотик.

Список литературы:

  1. О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: письмо Министерства Образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2011г.
  2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – Москва: ТЦ Сфера при участии «Юрайт – М», 2001
  3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами./Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи/ Москва, «Академия», 2005.-184с.
  4. Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся общеобразовательных учреждений: Руководство по использованию наглядных средств обучения /Под ред. Н.В. Ерховой. — М.: Центр наглядных средств обучения, 2005. — 176с.
  5. Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа: Учеб. Пособие /А.А. Быков, Е.Н. Худякова, Т.И.Бочкарева, Н.В. Шокурова. Самара: СИПКРО,2002.- 226с.
  6. Социально – педагогические технологии работы с «трудными детьми»/ авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014
  7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). — Москва: Гардарики, 2005
  8. Зарецкий В.В. Концептуализация профилактики – шаг к системной деятельности //Профилактика зависимостей. – 2015. — №1. – С.43-67

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]