Стресс в деятельности сотрудников

Психологические условия преодоления стресса сотрудниками органов внутренних дел

(Простяков В. В., Зеленцова О. Н.)

(«Юридическая психология», 2009, N 1)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В. В. ПРОСТЯКОВ, О. Н. ЗЕЛЕНЦОВА

Простяков В. В., доцент Московского университета МВД России, кандидат психологических наук, полковник милиции.

Зеленцова О. Н., преподаватель Московского университета МВД России, майор милиции.

Преступность как закономерный продукт общества стала глобальной по размаху и острейшей по глубине проблемой современности.

Наиболее существенное влияние на состояние преступности в настоящее время продолжает оказывать комплекс криминогенных факторов, определяющих состояние правопорядка в Российской Федерации в последние годы. Доминирующее значение здесь имеет уровень экономического и социального развития общества, материального и духовного благополучия граждан, продолжающаяся антитеррористическая операция в Чеченской Республике.

Коренные преобразования в России, обострение криминогенной ситуации в стране, когда преступность стала угрозой ее национальной безопасности, ставят перед органами внутренних дел новые, сложные и ответственные задачи, вызывают необходимость более результативной работы по преодолению агрессии преступного мира.

Служба в правоохранительных органах во всем мире традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Специфика органов внутренних дел (ОВД) определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и социально психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с преступностью.

Эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в условиях обострения криминальной обстановки и межнациональных конфликтов, пресс негативного отношения части общества к работе правоохранительных органов, социально-экономические проблемы, характерные для большинства населения, постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств.

Характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в противоборстве с преступностью в отличие от всех остальных видов деятельности заключается в том, что она протекает в экстремальных условиях. Это не только встречи с необычными людьми и столкновения с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляют и те факты, что вся деятельность сотрудников ОВД протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения.

Экстремальный характер деятельности сотрудников милиции, негативное воздействие криминально зараженной среды, где доминируют враждебные остальному обществу нормы, ценности, идеалы, высокая нервно-психическая нагрузка в связи с высокой ответственностью за результаты работы предъявляют высокие требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим преодолевающее стресс поведение.

Проблема психологической устойчивости личного состава подразделений ОВД к стрессу является профессионально значимой, так как от нее во многом зависит эффективность оперативно-служебной деятельности.

Для формирования стрессоустойчивости сотрудников ОВД необходим теоретически обоснованный подход, поэтапно обучающий стрессоустойчивости и умению противодействовать негативным влияниям стресс-факторов в различных повседневных, стандартных, экстремальных ситуациях.

Среди различных контингентов специалистов экстремального профиля особая роль принадлежит сотрудникам ОВД, выполняющим в мирное время сложные оперативно-служебные задачи. Это борьба с организованной преступностью, наркомафией, терроризмом и различными правонарушениями.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД всегда была стрессовой. При этом сила стрессора могла увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам, усиливающим стресс, относятся: кризисная социально-экономическая, политическая, морально-нравственная и другие ситуации, сложившиеся в нашем обществе в последние 10 — 15 лет. К субъективным факторам принадлежат морально-психологический климат конкретного подразделения ОВД, в котором служит сотрудник, и, самое главное, личностные качества сотрудника [6; 7. С. 625 — 672].

Вопрос личной психологической устойчивости к стрессу является профессионально значимым, ибо от него зависит эффективность служебной деятельности сотрудников ОВД. Еще в первой половине 1990-х годов психологами МВД было проведено изучение стрессоустойчивости большого числа сотрудников некоторых областных УВД [1]. Исследование показало, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений, снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения [1].

Влияние этих факторов при полном или частичном неумении сотрудников ОВД с ними бороться способствует возникновению невротических расстройств, препятствующих исполнению служебных обязанностей. В некоторых случаях они могут привести к временной нетрудоспособности, о чем свидетельствуют данные по заболеваемости психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями среди сотрудников ОВД.

В середине — конце 1990-х годов, в настоящее время общая ситуация в стране не улучшилась, а, наоборот, была отягощена первой и второй чеченскими войнами, разгулом преступности, а в результате негативным отношением части общества к работе правоохранительных органов, что не могло не сказаться на ухудшении общего психического состояния сотрудников.

Для оказания помощи людям, действующим в сложных стрессовых ситуациях, в 60 — 80-х годах прошлого столетия психологами предлагались два принципиальных подхода: 1) в ходе военного обучения создавать условия, максимально приближенные к боевым, что позволит ослабить психотравмирующее воздействие на человека стрессоров реального боя; 2) используя весь арсенал психотерапевтических воздействий, как можно быстрее «вывести» пострадавших из-под психотравмирующего влияния боевого стресса.

На наш взгляд, оба подхода имеют массу достоинств, но также и существенные недостатки. В первом случае мы полагаем, что для того, чтобы человек мог противостоять воздействию очень сильного и относительно продолжительного стресса, каким является современный бой, он должен для начала научиться противодействию более простым и ежедневно встречающимся стрессовым ситуациям.

Второй путь решения проблемы борьбы с психической травмой — психотерапевтический — хорош как дополнение, но не основной, ибо не имеет жестко спрограммированного подготовительного этапа для обучения деятельности в условиях стресса. И при первом, и при втором подходе остается непонятным, на какие внутренние психологические составляющие надо воздействовать, чтобы сформировать стрессоустойчивую личность.

Одним из возможных подходов к психопрофилактике психических расстройств, позволяющим держать весь процесс формирования стрессоустойчивости под педагогическим контролем, у сотрудников ОВД, решающих эту задачу теоретически обоснованно и понятно, может стать трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р. Лазаруса.

Копинг — значит преодоление стресса, стресс и копинг — два нераздельных для человека процесса. Р. Лазарус [4. С. 178 — 208; 5. С. 121 — 126; 14; 15. P. 175 — 266; 16; 17; 18. P. 177 — 214] попытался первым обосновать положение, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия.

Копинг-поведение регулируется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результирующей взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управление стрессором.

В настоящее время к копинг-ресурсам личности относят: развитость когнитивной сферы, позволяющей оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека; представления человека о себе (Я-концепция); умение контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность за нее (интернальный локус контроля); умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми (аффилиация); умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт (эмпатия); позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере, духовность человека, вера в бога и т. д.; ценностная мотивационная структура личности. Ресурсы социальной среды тоже определяют поведение человека. К ним относятся: система социальной поддержки или социально-поддерживающая сеть — это окружение, в котором живет человек (семья, общество).

Деятельность сотрудников ОВД является периодом, в котором в отличие от предыдущей жизни у человека должно быть сформировано новое, особое (соответствующее профессии) копинг-поведение, позволяющее бороться со стрессом ежедневно независимо от силы стрессора, всегда адекватно реагировать на стрессовое раздражение.

Начало этому процессу должно быть положено еще в стенах учебных заведений МВД. Однако в реальной жизни процесс этот протекает стихийно, часто неосознаваемо для самой личности. Любой курсант вуза МВД России твердо знает, какая у него успеваемость, но, как показывают исследования, мало кто может сказать, каков у него личный уровень стрессоустойчивости, на каком этапе развития в этом смысле он находится.

В принципе все сотрудники ОВД могут быть условно разделены на две группы: 1) те, у кого копинг-поведение стихийно, но все же оказалось в принципе сформировано; 2) те, чье копинг-поведение так и не было сформировано. По шкале «копинг сформирован — не сформирован» можно проградуировать весь личный состав ОВД. Не вызывает сомнения, что процессы формирования новой Я-концепции сотрудника ОВД как личностного копинг-ресурса и копинг-стратегий осуществляются параллельно, оказывают выраженное влияние на становление личности сотрудника и взаимосвязаны.

Формирование позитивного активного копинг-поведения у сотрудников ОВД позволит положительно решить многие проблемы, связанные с личным составом, о которых мы писали выше. Теория копинг-поведения не отрицает, а лишь существенно дополняет все уже имеющиеся способы борьбы со стрессом.

Вместе с тем многие теоретические аспекты проблемы копинг-поведения нуждаются в детальной проработке.

Это связано с тем, что стресс и копинг-поведение являются элементами более общей системы организма, название которой — психическое состояние.

Как известно, среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест [8; 9]. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические достояния существенно определяют характер и успешность деятельности человека.

В научной литературе встречается большое число различных определений понятия «психическое состояние», которые прямо или косвенно подчеркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека на какой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектом научного изучения. Психическое состояние — это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

Таким образом, в структуру психического состояния входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности в целом), отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния.

Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.

Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие «стресс». Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т. д., а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания.

Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями (аффектами, чувствами, тревожностью и др.). Между тем если исходить из того, что стресс суть особое состояние, то надо признать, что его структура наряду с эмоциональным включает и другие психологические компоненты (мотивационные, интеллектуальные, перцептивные и др.).

Таким образом, стресс — это комплексное состояние организма, характеризующееся повышенной напряженностью, возникающей независимо от сознания человека и протекающей на сознательном, бессознательном и физиологическом уровнях.

Сегодня психологи хотя бы и косвенно, но пытаются говорить о роли бессознательного в психических состояниях: «К числу характеристик состояния относится и степень осознанности субъектом того или иного состояния. Хотя регулирующая роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, остаются малоразработанными многие общие и частные вопросы обусловленности состояний сознанием личности…» [3].

На наш взгляд, как раз вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в стрессовом состоянии и сниженная управляемость организмом со стороны сознания при стрессе и является одной из важнейших характеристик стресса.

В обычной, дострессовой, ситуации поведение человека хорошо регулируется со стороны сознания, роль бессознательных факторов, влияющих на поведение, снижена. Но по мере нарастания напряженности (усиления стрессовости ситуации) человек все в меньшей мере управляет своим поведением сознательно. Психическое бессознательное, проявляющееся в неадекватных эмоциональных реакциях, начинает активно внедряться в процесс управления поведением.

Смотрите так же:  Обратимая деменция

Для того чтобы изучить динамику соотношения сознательного и бессознательного в стрессовой ситуации, мы решили использовать теорию копинг-поведения, делающую акцент на когнитивных факторах стрессоустойчивости и их влиянии на эмоциональные компоненты стрессовой ситуации.

В связи с этим мы считаем, что социальная адаптация личности, представляющая собой процесс развивающейся взаимосвязи стресса и механизмов его преодоления, может быть рассмотрена с точки зрения интегративной копинг-модели, основанной на работах Р. Лазаруса [4; 5; 14 — 18] и С. Фолькмана [10. P. 839 — 852], описавших и определивших ключевую роль психических факторов и регуляции поведения человека.

Модель является транзакциональной, так как поведение рассматривается как результат транзакций между человеком и его средой, влияющих один на другого. Согласно Р. Лазарусу и С. Фолькману [11. P. 219 — 239; 12. P. 992 — 1003; 13. P. 106 — 116; 19. P. 282] данная теория базируется на связи стресса и копинга. Связующие характеристики заключаются в рассмотрении стресса как связи между личностью и средой, которая оценивается как испытывающая или превышающая ее ресурсы, угрожающая ее благополучию. Стресс рассматривается не как «собственность» личности или среды, не как стимул и ответ, а как особая связь между личностью и средой, которые находятся в динамических связях, постоянно изменяются, а сами связи управляются с двух сторон — личностью и средой. Регуляция взаимодействия среды и личности осуществляется посредством ключевого процесса, получившего название «копинг».

Как отмечалось ранее, по мнению Р. Лазаруса и С. Фолькмана, копинг выполняет две основные функции: регуляция эмоций (копинг, направленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). Эти функции используются в большинстве стрессовых ситуаций, а пропорциональное представительство каждой функции изменяется в зависимости от того, как стрессовые ситуации оценены. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.

В связи с этим понятие «копинг», или «преодоление стресса», рассматривается Р. Лазарусом [4] как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям в условиях стресса.

Таким образом, если стресс — это результат нарушения равновесия между организмом и средой, то копинг-поведение — это процесс восстановления этого равновесия. Рассмотрим эти концептуальные положения более подробно.

По мере усиления стрессового характера ситуации человеческая психика реагирует ограничением сознательного влияния на деятельность и возрастанием роли бессознательного в поведении.

Предположим, что существует четыре основных типа стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности.

Первый тип ситуаций связан с постоянной повседневной деятельностью сотрудников МОБ и характеризуется условиями деятельности, к которым сотрудник привык, т. е. он знает, как, когда и что надо делать, у него существует набор привычных способов поведения в данных ситуациях (например, у сотрудников патрульно-постовой службы (ППС) — при патрулировании). Эти ситуации не представляют угрозу для сотрудника, во всяком случае, они так оцениваются им самим. Ситуации второго типа характеризуются нарушением параметров привычности, стандартности поведения в целом или какого-то конкретного действия. Эти ситуации, как и первые, не несут в себе угрозу для жизни и здоровья сотрудника (например, работа по усиленному варианту при проведении различных спецмероприятий).

Ситуации третьего типа отличаются от ситуаций первого типа наличием элементов опасности и риска, вместе с тем деятельность в условиях этих ситуаций осуществляется по известным сотруднику канонам и стандартам (например, сотрудник работает по пресечению массовых беспорядков).

И наконец, ситуации четвертого типа возникают в условиях опасности и риска, а также полной или почти полной неизвестности относительно алгоритмов своей деятельности для достижения поставленной цели (например, задержание вооруженного преступника).

В ответ на воздействие ситуации любого типа поведение сотрудников может быть: 1) адаптивным (т. е. адекватным ситуации и нацеленным на разрешение проблем, вызванных ситуацией); 2) псевдоадаптивным (имитирующим деятельность, но не достигающим цели или только частично достигающим); 3) дезадаптивным (уклоняющимся от разрешения проблемы).

Принципиальная схема реагирования на стрессор в копинг-поведении включает в себя когнитивные оценки (первичные и вторичные), а также эмоционально-оценочные реакции. Первичная оценки стрессора приписывает ему сначала определенный знак, т. е. стрессор (событие) оценивается как: 1) позитивное (благотворное), 2) негативное (вредоносное, опасное и т. п.), а также 3) как нейтральное. Затем, исходя из первичной когнитивной оценки события, происходит неосознаваемое включение эмоционально-оценочных реакций, которые подконтрольны когнитивной оценке. После включения эмоциональной оценки формируется определенное управляемое психическое состояние (в условиях которого протекает ответное поведение). На третьем этапе реагирования на стрессор включается вторичная когнитивная оценка, которая по механизму организации обратной связи либо одобряет первичную оценку и деятельность на его основе (при этом возможна некоторая корректировка психического состояния и поведения), либо, если деятельность и психическое состояние оцениваются как неправильные, выполняет функции психологической защиты.

Стрессовая ситуация приводит к напряжению и даже разрыву связей (частичному или полному) в системе единства сознания и деятельности. При этом чем сильнее стрессовое напряжение, тем в меньшей мере сознание регулирует поведение и деятельность в целом.

Эта ситуация объясняется резкой активизацией психических бессознательных процессов при стрессе. Перефразируя знаменитое высказывание З. Фрейда, можно утверждать, что «стресс является королевской дорогой в бессознательное». В целом поведение сотрудников ОВД в стрессовой ситуации можно выразить следующим вербальным алгоритмом: стрессор — сознание (ослабление) — бессознательное (усиление) — поведение.

При этом важно учитывать, что стресс — это не просто конфликт в системе «когнитивное — эмоциональное», а скорее конфликт в системе личностной психосемантики (значений, личностных смыслов), чаще обозначается в современной психологии как сознательные и бессознательные процессы.

С учетом основных стратегических типов копинг-поведения психопрофилактические мероприятия должны делиться на три группы.

В первую группу включаются психопрофилактические мероприятия самого общего характера. Ее контингентом являются сотрудники ОВД, а целью — формирование активного адаптивного функционального копинг-поведения, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска возникновения психосоциальных расстройств.

Первичная копинг-профилактика проводится со всеми вновь поступившими на службу в ОВД, как курс молодого бойца с начинающими службу в армии.

Копинг-профилактика решает следующие задачи:

— обращает внимание сотрудников на наличие проблемы формирования личной стрессоустойчивости, обучает эффективному использованию когнитивной оценки стрессора, использованию активных копинг-стратегий;

— увеличение потенциала личностных и средовых копинг-ресурсов (формирование, развитие позитивной устойчивой Я-концепции, повышение эффективности социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, эффилиации, интернального локуса контроля, восприятия социальной поддержки и других копинг-ресурсов).

Основными способами реализации задач копинг-профилактики являются обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им, а также оказание сотрудникам социальной поддержки адекватными социально-поддерживающими сетями, обучение навыкам и умениям преодоления стресса может проводиться в форме социально-психологического тренинга проблемразрешающего копинг-поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию Я-концепции, снижению чувствительности к отвержению и т. д.

В реализации этих мероприятий на первом этапе ведущее место отводится контингенту профессионалов в лице прошедших специальную подготовку психологов, педагогов, врачей и других воспитателей. Применяемые профилактические программы могут фокусироваться как на отдельных социальных сетях, так и на отдельных индивидах или социальных группах, используя при этом средства массовой информации, возможности досуга, тренинг поведенческих навыков и т. д.

Вторичная копинг-профилактика (или специальная) проводится с учетом специфики выполняемых задач теми или иными группами сотрудников ОВД в стрессовой ситуации.

Достижение цели специальной копинг-профилактики требует выполнения следующих задач.

Овладение навыками практического применения активной копинг-стратегии разрешения проблем, совершенствование использования копинг-стратегии поиска социальной поддержки, психологическая коррекция вариантов использования пассивной копинг-стратегии избегания.

Повышение потенциала блока личностно-средовых копинг-ресурсов (коррекция негативной, искаженной Я-концепции и субъективного восприятия социальной поддержки, увеличение уровня интернального контроля, коррекция естественных социально-поддерживающих сетей, изменение направленности получения социальной поддержки от неадекватных социальных сетей на адекватные).

Реализация задач специальной копинг-профилактики может быть осуществлена путем обучения эффективным социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им (обучения активным копинг-стратегиям).

Обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки может осуществляться в форме различных видов психологического тренинга (тренинг разрешения проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки, тренинг когнитивно-оценочной составляющей копинг-поведения, коммуникационных навыков посредством развития эмпатии, аффилиации, снижения чувствительности к отвержению, занятий с психологами по повышению самооценки и коррекции отдельных сфер искаженной Я-концепции, выработка мотивационных навыков на достижение успеха и другие формы).

Третичная, или особенная, копинг-профилактика проводится с сотрудниками, заболевшими различными хроническими заболеваниями, и в этом смысле уже собственно профилактикой не является.

Исходя из этого третичная копинг-профилактика психосоциальных расстройств у сотрудников является преимущественно медицинской, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию, предупреждение обострений, сокращение сроков временной нетрудоспособности, социальной дезадаптации вследствие заболевания. Она осуществляется путем обучения больных активным эффективным стратегиям преодоления стресса, оказания социальной поддержки, проведения лечения специально подготовленными психотерапевтами, психологами и т. д.

Особенностью третичной копинг-профилактики является необходимость обучения больного не только базовым активным копинг-стратегиям, но и специфическим копинг-стратегиям, направленным, например, на преодоление искушения употребления алкоголя, соблюдение диеты, снятие болевых ощущений и т. д. Недостаточность активных копинг-механизмов в борьбе с болезнью вынуждает использовать для этих целей и пассивные копинг-стратегии, что способствует адаптации индивида, хотя и кратковременной и на более низком функциональном уровне.

Практические рекомендации психологической подготовки

сотрудников органов внутренних дел

1. Формирование профессиональной пригодности и стресс-преодолевающего поведения сотрудников органов внутренних дел целесообразно проводить с учетом психологических механизмов реализации их копинг-поведения на основе мониторинга и динамики изменения их базисных копинг-стратегий и ведущих личностно-средовых ресурсов.

2. Проводить психологическую подготовку, организацию и проведение мероприятий профессионально-психологического отбора в целях отсева кандидатов с нервно-психологической неустойчивостью.

3. При психологическом отборе сотрудников органов внутренних дел, контроле их психологического состояния до и после выполнения профессиональных задач целесообразно оценивать сформированность базисных копинг-стратегий и личностно-средовых копинг-ресурсов. Для этого следует использовать комплекс информативных психологических тестов (Д. Оффера, Д. Ротера, Г. Зимета, 16-ФЛО, ПД, КОС, УСК, ОТС) и многомерный диагностический алгоритм прогноза копинг-поведения.

4. В образовательных заведениях МВД России при проведении психологического отбора кандидатов на учебу и психологическом сопровождении курсантов и слушателей целесообразно психологам подразделений психологического обеспечения образовательного процесса оценивать исходный уровень, динамику и особенности формирования копинг-стратегий и личностно-средовых факторов копинг-поведения. Эти данные могут быть использованы при подготовке выпускных аттестаций и назначении выпускников на первичные должности.

5. Проводить психологическое прогнозирование эффективности предстоящей профессиональной деятельности.

6. Формировать у сотрудников общественно значимые мотивы поведения и деятельности как основы психологической устойчивости.

7. Психологам практических подразделений органов внутренних дел, Центров психодиагностики УВД, ГУВД, МВД субъектов РФ целесообразно использовать в период аттестации сотрудников, контроля их психологического статуса, анализа конфликтных ситуаций, уровня риска суицида и психосоматических заболеваний методический инструментарий диагностики копинг-стратегий, личностно-средовых ресурсов и копинг-потенциала.

8. Медико-психологическая реабилитация сотрудников ОВД должна быть организована с учетом особенностей их копинг-поведения, базовых копинг-стратегий и личностно-средовых копинг-ресурсов и включать целенаправленные мероприятия первичной (для всех категорий личного состава), вторичной (специальной — учитывающей специфику профессиональных задач) и третичной (при психосоматических заболеваниях, ПТСР (посттравматические стрессовые расстройства), дезадаптивных типах поведения) копинг-профилактики.

1. Бовин Б. Г., Мягких Н. И., Сафронов А. Д. (ред.) Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. М.: НИЦ проблем медицинского обеспечения, 1997.

Смотрите так же:  Конфликты и стрессы психология

2. Кабанов М. М. Реабилитация психических больных. 2-е изд. Л.: Медицина, 1985.

3. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния: Хрестоматия / Ред. Л. В. Куликов. СПб., 2000.

4. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970.

5. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.: Женева, 1989.

6. Машков В. Н. Методологические и эмпирические основания прикладной дифференциаль ной психологии. СПб., 1996.

7. Медведев В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979.

8. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977.

9. Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблема психологии спорта. М., 1962.

10. Folkman S. Personal Control and Stress and Coping Processes: A Theoretical Analysis // J. of Person. And Soc. Psychology. 1984. Vol. 46. N 4.

11. Folkman S., Lazarus R. S. An analysis of coping in a middle-age community sample // J. of Health and Soc. Behav. 1980. Vol. 21.

12. Folkman S., Lazarus R. S., Dunkel-Schetter C., De Longis A. & Gruen R. Ways of Coping Scale. The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping and encounter outcomes // J. of Personality and Social Psychology. 1986. V. 50.

13. Folkman S., Lazarus R. S., Pimley S., Novasek J. Age differences in stress and coping processes // Psychology and Ading. 1987. Vol. 2. N 4.

14. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. Mc Graw — Hill. N. Y., 1966.

15. Lazarus R. S. Emotions and adaptation: Conceptual and empirical relations // W. J. Arnold (Eds.) Nebraska Press, Lincoln, N. E., 1968.

16. Lazarus R. S. Patterns of adjustment (3rd ed.). N. Y., 1976.

17. Lazarus R. S. The stress and coping paradigm // L. A. Bond, J. C. Rosen (Eds.). Competence and coping during adulthood. Hanover, 1980.

18. Lazarus R. S. The stress and coping paradigm // Eisdorfer et al. Models for Clinical Psycopathology. N. Y., 1981.

19. Lazarus R. S., Folkman S. Coping and adaptation // W. D. Gentry (Eds.) // The handbook of behavioral medicine. 1984. N. Y.: Guilford, 1984.

Стресс в деятельности сотрудников

Тема 4 . Профессиональный стресс в деятельности сотрудников органов внутренних дел и его профилактика.

1. Стресс в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Стресс-факторы профессиональной деятельности.

3. Профилактика последствий профессионального стресса.

4. Формирование стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел.

1. Стресс в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел

Правоохранительная деятельность является одной из самых напряженных и стрессогенных в ряду профессий, оказывающих влияние не только на формирование профессиональных деформаций личности, но и создающей предпосылки к накоплению переживаний негативных эмоциональных состояний сотрудников, в качестве которых выступают тревожность, фрустрация, напряженность и стресс. Стресс является завершающим явлением в этом списке состояний и представляет собой ответную реакцию организма на неблагоприятное окружающее воздействие. Проявляется это в виде защитных реакций, дезадаптации, негативных переживаний, снижении продуктивности в деятельности, нарушениях здоровья.

Стресс является неизбежной реакцией, которая позволяет организму включиться в процесс адаптации к сложным условиям при помощи имеющихся ресурсов. Таким ресурсами являются накопленный опыт, познавательные способности, дающие возможность оценить ситуацию и справиться с действием страха или гнева, построить план преодоления трудностей. Подверженность того или иного человека стрессу зависит от его психофизиологических характеристик, свойств нервной системы, устойчивости, социально-психологического климата группы, навыков преодоления стрессовой ситуации. Изучение явления стресса началось еще в эпоху Средневековья и означало состояние, при котором человек испытывает давление, напряжение (в переводе с английского). Научное изучение стресса началось с работ Г. Селье, обратившего внимание на общие синдромы пациентов, которые страдали разными заболеваниями: потеря аппетита, мышечная слабость, высокое артериальное давление, низкая мотивация к деятельности. Страдали больные от разных болезней, но описанные состояния были одинаковыми, но неспецифическими для отдельного заболевания. В связи с этим Г.Селье и обозначил такое состояние как психическое и дал ему определение в качестве неспецифической реакции на специфическое воздействие, или любое, предъявляемое требование.

Вслед за Г. Селье стрессовую реакцию описал У. Кэннон. Назвав ее реакцией бегства и реакцией борьбы, он определил положительную сторону стресса, обеспечивающую человеку спасение, защиту и адаптацию. По мнению Кэннона, такие реакции запускаются организмом всякий раз, когда нарушается внутреннее равновесие, гомеостаз, что позволяет активизировать функции надпочечников и «вбрасывать» в кровь необходимые биологические вещества, увеличивающие активность, внутренние стимуляторы.

Продолжение научного изучения явления стресса в отечественной психологии позволило определить стресс с многих позиций. Так А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов считают, что стресс представляет собой состояние, при котором нарушается гомеостаз и включаются реакции на восстановление равновесия. Организм реагирует на угрозу и вырабатывает энергию, необходимую для защиты.

Способы защиты существуют как на уровне организма, так и на уровне психики. Американский психолог, специалист в области психологии личности и эмоций, предложил концепцию копинга (совладания со стрессом). В своей работе «Психологический стресс и копинг-процессы» (1966) им рассмотрены возможности личности, ее стратегии и тактики, используемые в преодолении стресса.

Классификация видов стресса предлагается исследователями исходя из различных оснований. Лазарус предложил понятия психологического и эмоционального стресса, разделив их. В.Л. Марищук считал, что любой стресс является и физиологическим и психическим (эмоциональным). Часть исследователей считает, что эмоциональный сресс является разновидностью психологического. В.А. Бодров предлагает выделять внутриличностный, межличностный, личностный, семейный и профессиональный стресс. Н.В. Самоукина предлагает разделять информационный, коммуникативный и эмоциональный стресс.

И.Ю. Кобозев, объединяя все характеристики стресса, предлагает выделять общие факторы (характерные для всех видов стресса), специфические факторы (характерные только для данного типа стресса); внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки и так далее); субъективные, личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, темперамент, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и другие).

Обсуждая проблему положительного отрицательного влияния стресса на деятельность человека, следует обратиться к важному замечанию Ф.Е. Василюка, который в определении стресса подчеркивает самое главное в его понимании – стресс вызывает не всякое воздействие среды, а только такое, которое оценивается человеком как угроза. С этим соглашается и Р.Лазарус, предлагая модель развития стресса, и сводя данное понятие к концепту реакции организма в экстремальной ситуации.

Общая характеристика стресса представлена на рисунке 4.1.

стратегического руководителя предложены на рисунке 2.5.

Рисунок 4.1. Понятие стресса и его виды

Механизм развития стресса представляет собой три последовательных стадии, обеспечивающие подготовку организма к отражению опасности, борьбу с ней и, в конечном итоге, при длительном воздействии стресса, истощение ресурсов. Вначале, при воздействии критической ситуации, необходимо преодолеть кризис. В соответствии с его реальностью начинается перестройка психики и физиологических систем человека, обеспечивающая ему переход от спокойной жизни к существованию в экстремальной ситуации.

Первая стадия стресса называется стадией тревоги, в процессе которой человек испытывает волнение, напряженность, например, перед ответственной деятельностью. Организм реагирует на это выработкой необходимых гормонов, которые позволяют справиться с тревожной реакцией.

Вторая стадия называется стадией адаптации (сопротивления, резистенции). Главной ее характеристикой является напряжение, связанное с тем, что человек сопротивляется возникшим трудностям, мобилизуется и этому способствует гормон кортизол, который вырабатывается надпочечниками.

Третья стадия называется стадией истощения, и наступает она в результате сокращения имеющихся физиологических ресурсов человека. (рисунок 4.2).

Рисунок 4.2. Стадии стресса

Наступление третьей стадии зависит от длительности переживания человеком стрессового состояния. Если стресс очень сильный и продолжается недели и месяцы, он неизбежно приводит к значительным нарушениям здоровья. Дистрессовые (удвоенные) состояния возникают при высокой интенсивности стрессовых факторов (рисунок 4.3).

Рисунок 4.3. Динамика стадий стресса

Исследования показали, что человеческий мозг (в частности, большие полушария) не смог развиться до такой степени, чтобы справляться со стрессами XX века в нужном ритме. Например, когда наша самооценка находится под угрозой, мозг программирует человека на реакцию борьбы или бегства. Если угроза самооценке исходит из страха публичного выступления, то ни борьба, ни бегство не будут адекватной реакцией на ситуацию. Постепенно наш организм выработал реакцию, которая крайне вредна для него самого. Стрессовый продукт подрывает организм, в результате возникает психосоматическое заболевание.

Следует особо отметить, что Г. Селье писал: «Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Полная свобода от стресса означает смерть» . Этим он подчеркивает, что неспецифическая адаптационная активность в биологической системе существует всегда, а не только в ситуациях, достигших какого-то критического, опасного уровня взаимоотношений со средой. Являясь элементом жизненной активности, неспецифические адаптационные процессы (стресс) наряду со специфическими способствуют не только преодолению выраженной опасности, но и созданию усилий на каждом шагу жизни.

2. Стресс-факторы профессиональной деятельности

Стресс-факторами считают явления, которые детерминируют стрессовые состояния. Обычно это все факторы, которые вызывают состояние повышенного напряжения, длительное перенапряжение психических функций, требующих колоссальных затрат психической энергии.

Причиной стресса в профессиональной деятельности являются факторы, связанные с трудностями, которые переживает субъект деятельности. Это могут следующие явления:

— чрезмерная перегруженность рабочими действиями и обязанностями, с которыми человек не в состоянии справиться;

— отсутствие понятной и четкой информации об объеме должностных обязанностей;

— ограничение полномочий в выполнении отдельных действий;

— недостойная оплата труда, оценка труда, оценка личности;

— отсутствие возможности горизонтальной и вертикальной карьеры;

— однообразие деятельности, монотонный изматывающий труд;

— плохой социально-психологический климат в коллективе и неадекватное поведение коллег;

— отсутствие грамотного управления коллективом и организацией;

— неудовлетворительные условия труда, связанные с освещением, вентиляцией, личным рабочим местом, температурным режимом;

— нарушения продолжительности рабочего времени, что в деятельности сотрудников органов внутренних дел происходит постоянно, а между тем, для людей, занятых на работе в течение 40 и менее часов в неделю, риск смерти от ишемической болезни сердца в два раза меньше, чем для занятых 48 и более часов в неделю;

— отсутствие средств труда (, расходных материалов), примитивные способы выполнения труда без соответствующих приборов;

— эмоционально напряженная ситуация деятельности, раздражительность коллег;

— индивидуальные особенности самой личности, неспособность к адаптации в коллективе, сотрудничеству, конфликтность;

— низкая мотивация сотрудников к деятельности.

Таким образом, любой элемент, нарушающий нормальный процесс деятельности может быть причиной стрессового состояния сотрудников. По данным зарубежных исследователей, напряжение на работе испытывают около 40% людей, но лишь 4% расценивают его как сильное. Социально-экономический ущерб, связанный с профессиональным стрессом и его последствиями, расценивается как весьма значительный. Потери рабочего времени из-за невыходов на работу, болезней и преждевременной смерти, обусловленные профессиональным стрессом, обходятся американской промышленности в сумму 150 млрд. долларов в год.

Исследования причин стресса в сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел позволили выявить основные группы стресс факторов (рисунок 4.4). В целом все факторы можно разделить на две группы: субъективные и объективные. К первой группе следует отнести особенности личности человека, связанные с его генетической неспособностью справиться с трудностями современности, реализацией негативных родительских установок, неадекватностью убеждений и установок личности, отсутствием коммуникативной компетентности, невозможностью реализации актуальных потребностей. К объективным факторам можно отнести условия деятельности, взаимодействие на рабочем посту, экономические и социально-политические условия, чрезвычайные обстоятельства.

Рисунок 4.4. Механизм действия стресс факторов

К числу субъективных факторов также можно отнести завышенные ожидания личности от профессиональной деятельности, которые не были реализованы, неправомерные требования, негативистские убеждения, непонимания собственной мотивации и мотивации других, повышенная критичность по отношению к другим и отсутствие самодисциплины.

Смотрите так же:  Витрум при стрессе

В психологической литературе также предлагается классификация стресс факторов, основанная на объективных и субъективных параметрах деятельности (рисунок 4.5).

Рисунок 4.5. Стресс — факторы в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел

Общие характеристики стресс факторов показывают существенные недостатки во временной организации деятельности. Часто сотрудники полиции не только перегружены, но и не имеют возможности определить точный распорядок работы в течение суток. Стрессовыми факторами также выступают явления, связанные с недостатком информации, при необходимости принятия решений в короткие сроки, отсутствием инструкций, неритмичностью деятельности, безответственностью руководителей и коллег, недостатком сотрудников, невысоким материальным обеспечением, неопределенностью ролевых обязанностей, коррупционным поведением, взаимодействием с вышестоящими руководителями.

В качестве стресс факторов могут выступать состояния, которые в основном человек не воспринимает как стрессовые, относясь к ним с позиции ежедневного напряжения невнимательно. Однако, регулярно повторяющиеся негативные события, требующие экстренной мобилизации психической энергии, постепенно разрушают иммунную систему. Накопление отрицательных переживаний формирует длительно продолжающееся стрессовое состояние, которое определяют как «хронический стресс».

Данный вид стресса лежит в основе профессионального выгорания, сущностью которого являются негативные переживания, связанные с профессиональной деятельностью, служебным коллективом, организационными вопросами. В описании данного состояния отмечают факты, которые свидетельствуют о первоначальном стремлении человека выполнять работу наилучшим образом, однако в процессе ее выполнения возникают определенные трудности, связанные с несоответствием индивидуальных особенностей человека и требований профессии. Осознавая свою неуспешность, сотрудник еще в большей степени отстает от нормативных требований к обязанностям, и это уже отражается на свойствах личности, и проявляется в виде деформаций. Негативизм и агрессивность формируется по отношению к руководству, успешным сотрудникам, всем коллегам, обычным гражданам, с которыми по долгу службы необходимо соприкасаться. Усугубляются служебные отношения отсутствием поддержки со стороны коллег.

Таким образом, количество сресс факторов в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел весьма обширно их содержание свидетельствует о том, что данный вид труда сопряжен с высоким риском профессиональному здоровью.

3. Профилактика последствий профессионального стресса

Профилактика стрессовых состояний представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение отрицательного воздействия повседневных, экстремальных, семейных, морально-нравственных стрессоров на психику сотрудников органов внутренних дел. С точки зрения последствий, стрессоры являются разрушающими факторами, последствия которых легче предупредить, чем в дальнейшем с ними бороться (рисунок 4.6).

Рисунок 4.6. Последствия действия стрессоров для психики человека

Стрессовое воздействие профессиональной среды является неизбежным феноменом в профессиональной деятельности. В связи с этим каждый сотрудник должен быть подготовлен к адекватному восприятию требований среды,, пониманию особенностей экстремальности профессии, осознанию необходимости формирования стрессоустойчивости, которая зависит и от опыта человека, развития способности к внутренней саморегуляции.

Всемирная организация здравоохранения выделяет несколько видов психопрофилактики. В соответствие с тремя уровнями первичной можно отнести деятельность, направленную на устранение стрессовых факторов, нарушающих стабильность деятельности психики. Вторичная профилактика направлена на выявление стрессовых состояний, определение точек риска и работу над коррекцией негативных состояний. Третичная профилактика призвана решать задачи восстановления работоспособности, здоровья и предупреждение последующих негативных явлений.

В современных условиях, для борьбы с явлениями стресса используется стресс-менеджмет, под которым понимается способность управлять собой в момент стресса и преодолеть его. Стресс-менеджмент может быть как на уровне управления организацией, так и на уровне индивидуальной самооценки.

Организационные меры направлены на изменение социально-психологического климата в коллективе, обеспечение грамотного управления, иерархии подчинения, соблюдение ценностных целей организации, моральных отношений, справедливости, стимулирования мотивации. Организационные меры в профилактике стресса предполагают наличие специальных служб, производящих стрессс-мониторинг и обеспечивающих смягчение действия стрессоров.

Индивидуальные меры предпринимает сам сотрудник, за счет обретения знаний, умений в сфере самооценки, релакасации, уменьшения напряжения, преодоления стрессовых ситуаций. На рисунке 4.7 представлено содержание видов профилактики стресса.

Рисунок 4.7. Профилактика стресса сотрудников органов внутренних дел

Обязательным условием профилактики стресса должны стать занятия по психологическому информированию о сущности и содержании стресса. Часто сотрудники не только не понимают, но и отрицают наличие состояния стресса, профессионального выгорания и профессиональной деформации. В связи с этим целесообразно, на уровне управленческих решений, обучать сотрудников методам саморазвития, эффективного дыхания, мышечной релаксации, аутотренинга, когнитивного реконструирования, уверенности. Эффективной является работа в тренинговых группах.

Стрессовые состояния не этапе вторичной профилактики отслеживаются методами психодиагностики, с помощью сотрудников подразделений воспитательной работы. . Способы психологической профилактики этого уровня включают: овладение навыками практического применения активных копинг стратегий, коррекция пассивных копинг стратегий, активное подключение личностно-средовых копинг ресурсов, повышение уверенности в себе, преодоление негативных мыслей и убеждений. Среди форм работы психолога предпочтение отдано тренингу обучения социальным навыкам, аутотренингу, тренингу разрешения проблем, тренингу уверенности в себе. Кроме того, используется семейное консультирование, выработка рекомендаций руководителям, проводится тренинг преодоления негативных мыслей и убеждений, организуется динамическое самонаблюдение.

Основными целями третичной психопрофилактики, направленной на организм и психику руководителей в конкретных заболеваниях, выступают психологическое сопровождение руководителей с заболеваниями стрессовой этиологии, предупреждение рецидивов, коррекция нарушений поведения. В качестве объекта психопрофилактики выступают руководители с проявлениями «болезней стресса», а также руководители, использующие для преодоления негативных переживаний псевдоресурсы (алкоголь, наркотики и т.п.). Деятельность врачей, психотерапевтов, психофизиологов, медицинских психологов, ближайшего социального окружения на данном этапе связана с решение следующих задач: выявление причин профессионального стресса, восстановление оптимального уровня профессионального стресса, оказание помощи в мобилизации личностных и социальных копинг ресурсов, восстановление руководителя ОВД.

Основными способами третичной психологической профилактики профессионального стресса сотрудников являются обучение базовым активным (адаптивным) копинг стратегиям, специфическим копинг стратегиям, использование пассивных копинг стратегий. Психопрофилактика осуществляется в форме организации социальной среды, информирования о природе стресса и его влияния на здоровье, активного социального обучения социально-важным навыкам, тренинга резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. Могут также широко применяться тренинг формирования жизненных навыков, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий стресса жизни, оказание своевременной медицинской помощи, а также обучение необходимым знаниям по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

4. Формирование стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел

Стрессоустойчивостью называют свойства личности человека, благодаря которым он способен сохранить состояние активности, адаптивности, работоспособности в экстремальных условиях или в ситуациях, отклоняющихся от нормы. Под стрессоустойчивостью подразумевают различные способности и компетенции, необходимые для обеспечения эффективности и надежности в деятельности. Стрессоустойчивость является интегральным качеством личности, выполняющим функции адаптации, социального взаимодействия, стабильности в отношениях и деятельности, саморегуляции при нарушении равновесия, психологической готовности к трудностям. Основные индивидуально-психологические особенности, значимые для стрессоустойчивости, приведены на рисунке 4.8.

Рисунок 4.8. Показатели стрессоустойчивости

В реализации профилактических целей каждому сотруднику обязательно необходимо уметь понимать проявления стрессовых состояний в собственном поведении. При стрессе человек испытывает определенные затруднения в деятельности, которые проявляются в виде затруднений в формулировании мыслей, в выборе слов для адекватного выражения, увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, снижении словарного разнообразия речи, ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматического оформления, возрастании количества некорректируемых ошибок. Часто наблюдается активизация спонтанных речевых проявлений, возрастание количества привычных речений, слов -«паразитов», клише, изменение темпа артикулирования звуков.

При стрессе также могут быть замечены некоторые физиологические изменения в координации действий, мимике, жестах, выдающих тревожное состояние, покраснение кожных покровов или их побледнение, учащенное сердцебиение, боли в желудке, сухость во рту.

Необходимо отслеживать также и неадекватные эмоциональные реакции беспокойства, страха, раздражительности, агрессивности, самоагресии. В ситуации стресса человек испытывает состояние беспокойства, тревоги, предчувствия неудачи. В силу общего угнетенного состояния отмечаются аппатия, безразличие, утрата интереса к жизни, работе, личной гигиене.

Снижается работоспособность и организованность поведения, движения теряют целенаправленность, снижается активность, действия непоследовательны, повторяются без цели. Постепенно утрачиваются рабочие навыки, адекватность восприятия, которое все больше провоцирует ошибки, провалы в памяти, рассеянность, расстройство всех познавательных процессов, пропуск значимой информации, невозможность принятия решений.

Изменяются отношения с окружающими, при которых проявляется бессмысленное упрямство, односторонние волевые решения, пренебрежение помощью и контролем со стороны, ощущение враждебности, потеря чувства юмора, грубость, угодливость, боязливость в общении.

Все эти маркеры стресса должны контролироваться и психические ресурсы необходимо направлять в сферу формирования стрессоустойчивости и развития собственной личности.

Стрессоустойчивая личность характеризуется способностью к контролю и верой в возможности влияние на собственные жизненные события. Для срессоустойчивой личности важны явления лояльности и преданности, веры в смысл жизни и ее цели. Устойчивая личность может принять вызовы, предъявляемые средой, преодолеть сложные обстоятельства, использовать сложившиеся негативные явления в целях самосовершенствования.

Литература для подготовки к занятию:

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «О полиции» // Российская газета – Федеральный выпуск № 5401 от 08.02.2011.

2. Федеральный закон РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск № 5651 от 07.12.2011.

3. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». URL: http://www.dko-mvd.ru/docs-101-page-2.html .

1. Гончарова Н.А., Устюжанин В.Н. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017.

2. Кобозев И.Ю. Психология стресса и стрессоустойчивого поведения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. 216 с.

3. Пряхина М.В., Кобозев И.Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика. – Монография. СПб: Политехника-Сервис, 2011.

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер. 2009. – 608с.

2. Прикладная юридическая психология. Под ред. проф. А. М. Столяренко. М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2001 — 639 с.

3. Пряхина М.В. Психология в деятельности сотрудников ОВД (в схемах с пояснениями): Учебное наглядное пособие / М.В. Пряхина; В.Н. Устюжанин; МВД РФ СПбУ. – СПб., 2008.

4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. 488 с.

5. Щербатых ЮВ. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. СПб.: «Питер». 2012. – 256 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Другие статьи

  • Алексеева нВ развитие одаренных детей Книги по работе с одаренными детьми Материалы, используемые в воспитательной деятельности Предлагаем Вам ознакомиться с современной литературой по работе с одаренными детьми. Предлагаем Вам ознакомиться с современной литературой по работе с одаренными детьми. 1. Что […]
  • Центр по уходу за детьми екатеринбург Что такое центр по уходу за детьми? В этой статье я Вам расскажу, что такое “центр по уходу за детьми” и чем центры по уходу за детьми отличаются от мини садиков города Екатеринбург. Мини-садики в Екатеринбурге существуют с начала 2000-х годов. Их возникновение […]
  • Семьи воспитывающие детей сирот О мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях Краснодарского края В целях поддержки замещающих семей Законом Краснодарского края от 13 октября 2009 года № 1836-КЗ "О мерах […]
  • Почему ребенок не может пописать мочиться в постель по ночам Девочки, тема несколько болезненная для меня. надеюсь на понимание и помошь. У меня старшенький ( в декабре будет 8 лет)мочиться в постель по ночам. Спит ооочень крепко, будильник не слышит, когда будим в туалет, он спит, утром даже не […]
  • Психологическая характеристика на ребенка дошкольного возраста образец Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная школа- детский сад №35" города Примерный план психолого-педагогической характеристики дошкольника психолого – педагогической характеристики дошкольника Муниципальное бюджетное образовательное […]
  • Журавушка областной центр социальной помощи семье и детям Государственное бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям «Журавушка» Территория: Нижний Новгород Адрес: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Богородского, д.3, корп. 2 Телефон/факс: (831) 417-54-53, 417-61-22 Эл.почта: […]