Стрессы шкала

Как измерить силу стресса по шкале Холмса и Раэ

Американские психологи , специалисты медицинского университета Вашингтона Томас Холмс и Ричард Раэ , разработали перечень стрессовых ситуаций , связанных с жизненными переменами , и предложили большому числу людей оценить эти стрессоры в «единицах жизненных перемен». Эти единицы показывают значимость тех или иных жизненных изменений и необходимость приспособления к ним. Чем выше балл , тем больший стресс оказывает данное событие на человека , а следовательно — сказывается на его здоровье. Для того чтобы воспользоваться этой шкалой для измерения стресса в жизни , нужно сложить единицы жизненных перемен по каждому пункту событий , которые человек пережил на протяжении последнего года. Ученые утверждают , что , набрав в течение года от 150 балов и более , человек рискует заболеть.

Шкала стрессовых ситуаций

(Holmes&Rahe , медицинский университет Вашингтона)

  • Смерть супруга — 100
  • Развод — 73
  • Смерть близкого члена семьи — 63
  • Заключение в тюрьму — 63
  • Серьезная болезнь или травма — 53
  • Вступление в брак — 50
  • Длительное проживание супругов отдельно — 48
  • Увольнение с работы — 47
  • Безработный более 6 месяцев — 46
  • Выход на пенсию — 45
  • Резкие социальные потрясения — 45
  • Одиночество ( человек живет один) — 45
  • Отделение одного из членов семьи — 45
  • Участие в военных действиях — 45
  • Изменение состояния здоровья — 44
  • Беременность — 40
  • Алкоголизм , наркомания одного из членов семьи — 40
  • Серьезные сексуальные трудности — 39
  • Появление нового члена семьи — 39
  • Серьезные ссоры между родственниками — 39
  • Задержка заработной платы более 6 месяцев — 39
  • Изменение финансового положения — 37
  • Смерть близкого друга — 36
  • Армия — 36
  • Смена профессии или поступление на работу — 34
  • Значительное увеличение супружеских ссор — 31
  • Долг , превышающий годовой доход — 30
  • Соединение супругов после разлуки 6 месяцев — 30
  • Совместное проживание супругов после развода — 28
  • Избегание военной службы — 26
  • Супруг начинает или прекращает работать — 26
  • Поступление или окончание учебного заведения — 25
  • Переезд в другой город — 24
  • Изменение значимых привычек — 23
  • Проблемы с начальником — 22
  • Постоянные конфликты с соседями — 20
  • Изменение условий работы- 20
  • Переезд на новую квартиру — 20
  • Переход в другое учебное заведение — 18
  • Долг , не превышающий годового дохода — 17
  • Изменение привычек , связанных со сном — 16
  • Изменения количества семейных встреч ( долгосрочно) — 15
  • Изменение привычек , связанных с едой ( долгосрочно) — 13
  • Постоянное нарушение закона — 11

За период исследований 49% из тех , кто набрал в течение года более 300 баллов , заболели. Из тех , кто набрал менее 200 баллов , здоровье ухудшилось только у 9%. В течение следующих 12 месяцев было обнаружено , что все , кто по количеству баллов занимал первую треть мест , заболевали на 50% чаще , чем находившиеся в последней трети списка. Однако 51% испытуемых , набравших более 300 баллов в период исследования , никаких недомоганий не испытывали!

Считать данную шкалу стрессов абсолютно объективным индикатором не стоит. Она лишь отражает типичную картину реакции организма на стрессовую ситуацию. Но есть еще индивидуальные особенности — опыт , возраст , личные качества и прочие факторы , влияющие на оценку человеком того или иного события. К примеру , для одного потеря работы равносильна гибели , а для другого — реализация тайного желания или возможность начать новую жизнь. Все зависит от индивидуального восприятия.

Но все же имеет смысл прикинуть , какой уровень стресса в баллах вы получили за год. Стоит насторожиться , если количество тяжелых стрессов за короткий период «зашкаливает». Чтобы обезопасить себя , в таких случаях важно вовремя обратиться за психологической помощью. Или как минимум пересмотреть свое отношение к оценке некоторых событий жизни.

Генеральный партнер выпуска «Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье» — «Алтайспиртпром».

Стресс. Дистресс. Эустресс. Шкала стресса.

Стресс. Дистресс. Эустресс. Шкала стресса.

Психологи и люди, не связанные с психологией либо медициной, вносят абсолютно разный смысл в понятие стресс! В обыденном понимании стресс всегда вызывает ассоциации с чем-то травмирующим и негативным. Люди ошибочно полагают, что только какое-то плохое и горестное событие вызывает огромный стресс и вреден для нашего физического и психологического здоровья, а мелкие неурядицы — это не важно.

Стресс не всегда несет негативный смысл! Стресс – это наша реакция на любой раздражитель внешнего воздействия и нарушающее наше обычное стабильное состояние. Собственно стресс — это важная система с функцией противостояния внешним влияниям, это напряжение, мобилизующее организм для борьбы с источником негативных эмоций.

Когда происходит какое-то позитивное событие и вызывает положительные эмоции – это эустресс, стресс вызванный отрицательными эмоциями – это дистресс, при котором слишком высокое напряжение, которое снижает способность организма адекватно реагировать на требования внешней среды

Кстати, когда человек конкурирует, или даже куда-то опаздывает — это тоже стресс для организма, но он просто не так ярко выражен, как например, смерть близкого человека, хотя, если так каждый день опаздывать и бегать, то его воздействие на организм не менее опасно.

Говоря о стрессе, важно понимать какие события и как его создают. Их две категории: макро- и микрособытия.

Например: смерть и развод являются макрособытием. Микрособытие — это бессонные ночи, чувство одиночества, материальные затруднения, ссора с коллегой или в очереди, попасть под ливень. С микрособытиями человек вынужден справляться каждый день, и оно является лишь еденицей той лавины, которая накапливается изо дня в день и для самочувствия является куду хуже одного макрособытия. Как это происходит?

Например, почему психологи по 100 бальной шкале стрессов приравнивают переезд в другую страну к потере близкого человека?

Предлагаю нарисовать шкалу стресса в 100 баллов и отметить на ней самое травмирующее макрособытие, которое заполнит эту шкалу 100%, пусть это будет, например, смерть близкого человека.

Теперь, на этой же шкале я отчему переезд в новую страну и все мелкие стрессовые микрособытия в течении первой недели. Например, только одно оформление документов и связанные с ним переживания, эмоциональность, которые по шкале стресса можно отмечать лишь в 10-20% за неделю соберут все 200%, если не больше.

То есть, как показывает шкала стресса, любые стрессовые микрособытия происходящие каждый день, влияют на психику и здоровье гораздо больше, чем одно травмирующее макрособытие-горе. Именно незначительные ежедневные переживания с регулярной постоянностью вызывают психосоматические заболевания и воздействуют на здоровье гораздо больше, чем одно травмирующее макрособыти в год.

Человек, ежедневно «сражающийся» с различными мелкими проблемами гораздо быстрее окажется в депрессии, чем потерявший близкого человека, но живущий в более спокойной и стабильной обстановке.

На этот счет у меня рождается метафора, которая ярко показывает, как мелкие негативные события с регулярной постоянностью наносят гораздо больший вред организму, чем одно тяжелое событие: человек, случайно провалившийся в ледяную прорубь. И, человек, который регулярно попадает под холодный дождь, то есть это ежедневные испытания, как для психики, так и физического здоровья.

Смотрите так же:  Депрессия и паксил

К чему я собственно всё это веду и хочу сказать?

Мелкие стрессы, которым мы не предаём значение — угрожают нашему здоровью гораздо больше, чем мы можем себе представить.«Вода — камень точит». Она течет тихо и незаметно, оставаясь незамеченной до тех пор, пока в камне не появится углубление.

Проблема еще и в том, что человеческое тело и психика привыкают абсолютно ко всему, сначала ощущения могут быть просто раздражающими, но затем порог чувствительности снижается, на самом деле интенсивность раздражителя та же, просто чувствительность атрофируется и это первый признак положения «попал в капкан». Когда терпишь пусть и мелкий, но дискомфорт, то это постепенно и незаметно только ухудшает состояние здоровья. Замечают, как правило, уже тогда, когда состояние здоровья совсем плохое.

  • Не терпеть и обращаться к специалисту. Легче предотвратить болезнь, чем ее лечить.
  • Осознать и принять реальную ситуацию, тогда действия по устранению травмирующих факторов будут более точными и эффективными.

Как это происходит?

В момент принятия, человек видит реальную картину мира, например, что ежедневно идут дожди, поэтому лучше всегда иметь под рукой зонт. В этом состоянии, принятия проблемы и повторяющихся стрессов, человек способен ликвидировать стрессовый повреждающий фактор и тем самым предотвратить тяжелые последствия.

Профилактика стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Поможет их выявить все та же шкала стресса, о которой я написала выше. Это своего рода маленький диагностирующий тест, который поможет вам понять не только о вреде ежедневных волнений, но и обратить внимание в какой именно сфере есть постоянные конфликты, переживания и напряжение.

Когда причины выяснены, нужно приобрести ресурсы противостояния испытаниям, для этого лучше обратиться к психологу, так как самому бывает довольно сложно, долго и малоэффективно.

P.S. Незнание, отрицание и непринятие законов психологии не избавляет от проблем и психосоматических болезней связанных с этими проблемами!

Словом, если безостановочно твердить, что это просто простуда, а не развивающая пневмония, то легче от этого не станет. Работать и устранить можно только то, что обнаружено и принято.

В современном мире, стресса избежать невозможно. Вопрос в том, как к нему относиться и как с ним уметь справляться!

Шкала стресса и примеры обострения аутичных симптомов

Аутизм — это такая штука, которая позволяет и заставляет ощущать мир особенным образом. Это можно и нужно расценивать как преимущество. Но это не всегда так. Изменённая сенсорика, повышенная тревожность и сложности с переключением внимания могут приводить к сенсорным перегрузкам и как следствие к аутичным истерикам. Для аутиста очень важно умение предупреждать, предотвращать и откладывать истерики. Для этого можно использовать так называемую «Десятибалльную шкалу сенсорной перегрузки» или «Десятибалльную шкалу стресса». Конечно, эта шкала не обязательно должна состоять из десяти пунктов. Но своё состояние/самочувствие я разделила именно на десять стадий. Сразу предупрежу о том, что если вы впервые начнёте пользоваться такой шкалой, то вы можете столкнуться с проблемой зацикливания на своём состоянии. Помните, что цель использования данной шкалы в том, чтобы помочь аутисту объективно оценивать своё самочувствие и при необходимости применять стратегии по уменьшению стресса.

***
Десятибалльная шкала стресса

Стадия 1.

Описание: Полное расслабление.

Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение, никакого мышечного напряжения.

Познание: Мозг выключен, если его включить, или если он самопроизвольно включится, то уровень стресса повысится минимум до стадии 2.

Общение: Общаться пока не готова, для этого требуется «загрузка системы». Если кто-то со мной заговорит, то уровень стресса повысится минимум до стадии 3.

Сенсорика: Тихая комната. Из сенсорных раздражителей только свет в окне.

Частота: Очень редко. Иногда несколько секунд сразу после пробуждения. Естественно, не по будильнику, и не от других шумов — в этом случае скачок минимум до стадии 3.

Стадия 2.

Описание: Незначительные усилия.

Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение, мышцы напряжены только в случае физической активности или неудобной позы. Видимые стереотипии начинаются уже с этой стадии.

Познание: Думаю о том, о чём мне нравится думать. Занимаюсь специальным интересом. Доступны любые когнитивные навыки. Я не занимаюсь ничем трудным или раздражающим.

Общение: Вероятно, я нахожусь одна. Доступны все коммуникативные навыки, но если начать общаться, то уровень стресса возрастет минимум до стадии 3.

Сенсорика: Тихая комната, сенсорные стрессоры сводятся к незначительным раздражителям (кто-то из родственников ходит по квартире, брякает посудой на кухне, гудение компьютера, «фоновая» музыка, которую специально включаю).

Частота: Время от времени, когда я занимаюсь специальными интересами или размышлениями об интересных мне вещах.

Стадия 3.

Описание: Умеренные усилия.

Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение, мышцы напряжены только в случае физической активности, неудобной позы или незначительной тревожности.

Познание: Может возникнуть кратковременная фрустрация (менее одной минуты), но доступ ко всем когнитивным навыкам продолжает сохраняться.

Общение: Вероятно, идет общение со знакомым человеком один на один, и разговор идет о нераздражающем предмете.

Сенсорика: Есть многочисленные незначительные сенсорные раздражители, но ни один из них не мешает мышлению.

Частота: Определенные периоды этого состояния в «хорошие» дни.

Стадия 4.

Описание: Высокий уровень усилий, низкий долговременный стресс.

Физическое самочувствие: Постоянная низкая тревожность. Вероятно, мышечное напряжение, вероятно, странная поза.

Познание: Есть доступ ко всем когнитивным навыкам, но уровень толерантности к фрустрации снижен.

Общение: Стадия может быть связана с беседой с несколькими людьми в тихой комнате. Все коммуникативные навыки доступны.

Сенсорика: Присутствует один или несколько умеренных сенсорных раздражителей.

Частота: Определенные периоды этого состояния в «хорошие» дни.

Стадия 5.

Описание: Умеренный стресс.

Физическое самочувствие: Постоянная умеренная тревожность. Возможно, мышечное напряжение. Возможно, незначительная физическая неуклюжесть.

Познание: Есть доступ ко всем когнитивным навыкам, но выносливость и толерантность к фрустрации сильно снижены.

Общение: Коммуникация становится более упрощенной, используется больше готовых сценариев разговора.

Сенсорика: Присутствует «навязчивый» сенсорный раздражитель (навязчивый звук или чувство холода), но на этой стадии я могу сравнительно легко переключать с него внимание.

Частота: Представляет собой наилучшие периоды «плохих дней» и наихудшие периоды «хороших дней».

Стадия 6.

Описание: Легкая сенсорная перегрузка.

Физическое самочувствие: Учащается сердцебиение. Чувство жажды. Уровень тревожности возрастает. Возможно, мышечное напряжение, тремор или наоборот слабость в мышцах, повышенная потливость.

Познание: Высшие когнитивные навыки работают плохо. Возникают сложности с работой, которая требует большого объема кратковременной памяти. Возникают проблемы с переключением внимания. Возможны ошибки по неосторожности.

Общение: Способность к коммуникации относительно сохранена, но требует больших усилий. Желательно уклонение от общения на этой стадии.

Сенсорика: Становится трудно переключать внимание с «навязчивых» сенсорных раздражителей.

Частота: Происходит почти каждый день, как правило, на работе или после неё. Длится обычно не более часа, прежде чем начинается эскалация или уменьшение. Следует за интенсивными когнитивными усилиями или во время физической усталости.

Смотрите так же:  Лечение при хроническом стрессе

Стратегия: Желательно уединиться. Если это невозможно перейти к выполнению рабочих обязанностей, требующих только механические действия.

Стадия 7.

Описание: Умеренная сенсорная перегрузка.

Физическое самочувствие: Добавляются чувство «сдавленности» в груди, чувство нехватки воздуха. Высокий уровень тревожности. Возможно, руки становятся «ледяными» и приобретают синеватый цвет.

Познание: Высшие когнитивные навыки не работают. Часто возникает «ступор». Переключение внимания на этой стадии — очень сложная задача.

Общение: Можно выражать простые идеи без задержки. Но для выражения более сложных идей требуется время, т. е. возникают лаги в несколько секунд.

Сенсорика: Почти невозможно переключить внимание с «навязчивых» сенсорных раздражителей.

Частота: Происходит примерно раз в неделю, когда не получается предотвратить эскалацию стресса на стадии 6.

Стратегия: Единственное решение — уединиться (хотя бы периодически уединятся на несколько минут).

Стадия 8.

Описание: На грани истерики.

Физическое самочувствие: Ощущение комка в горле, чувство головокружения. Возможно чувство, что предметы нереальны или, что я на самом деле не здесь. Тревожность зашкаливает. Отчаянное желание «сбежать».

Познание: Невозможно планировать, рассуждать логически или решать проблемы. Невозможно выбрать из двух или более альтернатив. Сохраняется способность следовать простому, заранее составленному плану. Могу плакать, но на людях стараюсь это подавлять.

Общение: Любая коммуникация требует раздумий, и должна быть мысленно записана, прежде чем ее удастся произнести.

Сенсорика: Сенсорные раздражители «запутывают» внимание и с большой вероятностью приводят к эскалации до стадии истерики.

Частота: Примерно раз в месяц.

Стратегия: В идеале нужно отправиться домой. Но, как правило, это не возможно. В этом случае — обязательно где-нибудь уединиться и всплакнуть.

Стадия 9.

Описание: Тихая истерика.

Физическое самочувствие: Инстинктивное сворачивание в калачик, желание куда-нибудь «вжаться», например в диван. Возможно инстинктивное глубокое, громкое дыхание.

Познание: Невозможно думать рационально. Велика вероятность неконтролируемых рыданий.

Общение: Не способна сказать ни слова. Способна понимать речь. Но слова «что с тобой?», «что случилось?», «не расстраивайся ты так», «успокойся», «чего ты так реагируешь?» и т.п. с большой долей вероятности «тихую» истерику превратят во «враждебную».

Сенсорика: Сенсорное восприятие притупляется.

Частота: смотри стадию 10.

*Стадия 9 протекает без эскалации на стадию 10 только, если рядом со мной нет людей или присутствует только один близкий человек, который гладит меня по спине и периодически убирает волосы с лица, чтобы проверить плачу я или нет.

Стадия 10.

Описание: Враждебная истерика.

Физическое самочувствие: Добавляется дрожь во всём теле.

Познание: Попытки думать рационально, предпринимаемые для ответов на вышеперечисленные вопросы оказываются тщетными.

Общение: Любая коммуникация сводится к попыткам ответить на задаваемые мне вопросы, повторению одной или нескольких фраз, всхлипам, и воплям. В сильно «приставучих» с большой долей вероятности полетит первое, что попадётся под руку.

Сенсорика: Сенсорное восприятие обостряется. Раздражает все. Особенно другие люди, их вид, их голоса, их слова.

Частота: Истерики (стадии 9 и 10) в разные периоды в жизни имели разную частоту. В период учёбы в школе сравнительно часто, но думаю до 10 раз в год (помогали воображение и уход от реальности). В период учёбы в университете в среднем 4 раза в год. Как устроилась на первую работу — участились — за 5 месяцев 3 раза. За последние 30 дней на первой работе 3 раза. За Новогодние праздники — 10 дней — 1 раз. Пока искала работу — за неделю — 1 раз. Пока работаю нынешней работе (второй) за 3 месяца — 1 раз. Эти подсчёты количества истерик не включают «рецидивы». Т.е. без «повторной истерики», которая происходит, например, на следующий день, т.к. я так и не «успокоилась» хотя бы до стадии 5.

Ещё скажу, что однажды созданную шкалу стресса необходимо время от времени модифицировать, так как с течение времени, взрослением, старением аутичные симптомы могут меняться. В моей жизни аутичные черты обострялись и ослаблялись с течением жизни.

Приведу примеры обострения аутичных симптомов, имевших место в моей жизни:

1. Перевод в другую школу.

Перед тем как я пошла в третий класс, семья переехала в другой город и меня перевели в другую школу. Для меня это стало огромным стрессом. Сложно описать словами, что я тогда чувствовала. Целый год. Дикая тревожность, сны переполненные тревогой, ощущение бетонной плиты на плечах. Каждый будний день — идти в школу. А там — всё не так, всё непривычно. Люди — не понятно о чём они говорят, что от них ждать. Сначала улыбаются, потом издеваются. Громкие звуки, голоса. Дикие проблемы со вниманием. Родители наряжали меня в ужасный, сковывающий движения, шерстяной пиджак и волновались исключительно о моих оценках, которые, естественно, ухудшились. Было тяжело. Думаю, в этот период моей жизни частота истерик была выше, чем упомянутые 10 раз в год.

Через год после перевода в новую школу у меня всё-таки появилась подруга, и я стала общаться с ещё двумя одноклассницами. После 2,5 лет общения все трое от меня отвернулись. После этого я 1,5 года развлекалась тем, что засекала, сколько времени я молчу, находясь в школе. Почти всё время вела себя «как глухая». Уговаривала себя, что мне никто не нужен, что мне и одной хорошо. Иногда успешно. Погрузилась в свой мир. Там мне было тепло и уютно. Но бывало грустно и одиноко.

3. Практика на 4-м курсе университета.

В период учёбы на физико-математическом факультете мои аутичные симптомы значительно ослабли. Но на 4-м курсе университета меня взяли как практиканта на ювелирный завод. И проблемы вспомнились. Режимное предприятие, в пригороде, далеко от города. Чувствовала себя там как взаперти. Ни с кем не разговаривала. (Только с начальником о том, что конкретно мне делать.) На обед ходила — садилась за отдельный стол. Почти всё время состояние было такое. На грани истерики. Ездила туда через день. Но и двух недель не выдержала. На пятый день сбежала. Сделала всё дома, написала сама отзыв, принесла начальнику на подпись и в университете сдала практику, получив 5-ку. И продолжила учиться на любимом физмате.

После окончания университета, меня приняли в качестве программиста-стажёра во франчайзинговую фирму. В коллектив я не вписалась. Сидела тихонько за компьютером и что-то там ваяла. Что именно никому не было интересно, начальница только иногда (раз в две недели — месяц) подходила чего-нибудь говорила, что-нибудь спрашивала. А так. не человек — тень какая-то. Со мной даже конфетами не делились. Придёт кто-нибудь с конфетами, всем раздаст, а я сижу как глухая, пялюсь в свой монитор — и конфетки мне не достаётся. Работа была рядом с домом, так что я на обед домой бегала. Через какое-то время на меня повесили обязанность консультировать клиентов по телефону. Это был кошмар. Ступор стал моим постоянным спутником. Следующим шагом должны были стать выезды к клиентам. И тут я окончательно поняла, что это всё не для меня и убежала оттуда.

Смотрите так же:  Аутизм у детей симптомы лечение

5. Принятие аутизма.

Узнав о Синдроме Аспергера, я стряхнула с себя неизбежно налипший «адаптационный мох». Возможно, стала выглядеть немного более аутично.

В заключении хотелось бы обратиться к аутистам и сказать следующее. Пожалуйста, берегите себя.

Представленный выше материал — текст Татьяны «Maritim», 10.05.2011

Шкала организационного стресса

Шкала организационного стресса (ШОС) Маклина, адаптированная Н. Е. Водопьяновой, измеряет восприимчивость к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведенияи пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.

Высокий уровень организационного стресса связан с предрасположенностью к поведению типа «А».

Пройти тест организационного стресса, 20 вопросов

Особенности реализации:

  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

Для управления стрессом необходимо знать его причины, научиться распознавать его признаки, учитывать негативные последствия. Издание содержит как теоретические аспекты психодиагностики стресса, так и конкретные методики, позволяющие осуществлять комплексную диагностику стресса.

Книга предназначена для студентов и вузовских преподавателей психологического профиля, менеджеров по персоналу, специалистов по стресс-менеджменту и руководителей всех уровней.

3. Шкала психологического стресса PSM25

Шкала PSM25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier-Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель – измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испании и Японии.

При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др. Лишь немногие методики предназначены для того, чтобы измерять стресс как естественное со стояние психической напряженности. С целью устранения этих методологических несоответствий Лемур-Тесье-Филлион разработали опросник, который описывает состояние человека, переживающего стресс, вследствие чего отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или патологии. Вопросы сформулированы для нормальной популяции в возрасте от 18 до 65 лет применительно к разным профессиональным группам. Все это позволяет считать методику универсальной для применения к различным возрастным и профессиональным выборкам в нормальной популяции.

В России методика апробировалась Н. Е. Водопьяновой на выборке учителей, студентов и коммерческого персонала в количестве 500 человек.

Многочисленные исследования показали, что PSM обладает достаточными психометрическими свойствами. Были обнаружены корреляции интегрального показателя PSM со шкалой тревожности Спилбергера (г = 0,73), с индексом депрессии [Beck Depression Inventory] (г = 0,75). Величины этих корреляций объясняются генерализованным переживанием эмоционального дистресса или депрессии. При этом исследование дивергентной валидности показывают, что PSM концептуально отличается от методик исследования тревожности и депрессии.

Инструкция, предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от 1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте, как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут.

Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний:

1 – «никогда»; 2 – «крайне редко»; 3 – «очень редко»; 4 – «редко»; 5 – «иногда»; 6 – «часто»; 7 – «очень часто»; 8 – «постоянно (ежедневно)».


Примечание. * Обратный вопрос.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается сумма всех ответов – интегральный показатель психической напряженности (ППН). Вопрос 14 оценивается в обратном порядке. Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.

ППН больше 155 баллов – высокий уровень стресса, свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервнопсихической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.

ППН в интервале 154 100 баллов – средний уровень стресса.

Низкий уровень стресса, ППН меньше 100 баллов, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

0-15 баллов – стресс не является проблемой в Вашей жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только для того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.

16-30 баллов – умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

31-45 баллов – стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа Вашей профессиональной жизни.

46-60 баллов – на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.

Ограничения теста

Баллы, получаемые по шкале стресса, нужно интерпретировать очень осторожно. Существует слишком большое число факторов, которые лежат за пределами этих шкал, но оказывают влияние на те способы, которые человек использует, сталкиваясь со стрессом и пытаясь с ним справиться. Число факторов столь велико, что два человека, имеющие один и тот же суммарный балл, могут реально переживать совершенно разный уровень напряжения.

Шкалы следует использовать только в качестве общих ориентиров.

Другие статьи

  • Синекод сироп от кашля инструкция по применению для детей Синекод сироп - официальная* инструкция по применению Инструкция по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: СИНЕКОД® Международное непатентованное наименование: Бутамират. Химическая структура: […]
  • Норма питания новорожденного ребенка Первые месяцы жизни Я хочу поделится опытом о малыше в первые месяцы его жизни. Все это известно опытной маме, а вот тем, кто только готовится стать мамой, и в голове столько вопросов о том, что делать с малышом после роддома, надеюсь, эти материалы пригодятся. Я хочу […]
  • Показатели физического развития детей в доу Показатели физического развития детей 4–7 лет. Рузана Атабиева Показатели физического развития детей 4–7 лет. Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь) и в конце […]
  • Ампициллин таблетки для детей инструкция по применению Ампициллин: инструкция по применению Фармакологическое действие Фармакокинетика Показания к применению Противопоказания Гиперчувствительность (в т.ч. к другим пенициллинам, цефалоспоринам, карбапенемам), инфекционный мононуклеоз, лимфолейкоз, печеночная […]
  • Ребенок плохо ест и много спит Почему новорожденный много спит и мало ест Новорожденному малышу для правильного развития необходимо регулярное питание и крепкий продолжительный сон. В первые недели жизни ребенок основную часть суток спит, просыпаясь ненадолго для того, чтобы поесть. Важно […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]