Суворова ви психофизиология стресса

Суворова ви психофизиология стресса

284. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе. М.:Мир. 1975.415с.

285. Спенсер Г. Основания психологии. С.-Пб. Изд-во Сытина. 1897.

286. Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции. Возникновение нового научного мировоззрения //Мозг и разум. М.: Наука, 1994. С. 20.

287. Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы изби-ратетельного внимания. Л.: Наука, 1985. 287 с.

288. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика. 1975. 208 с.

289. Судаков К. В. Системогенез поведенческого акта //Механизмы деятельности мозга. М.: Госнаучтехиздат. 1979. С. 88.

290. Судаков К.В. Теория функциональных систем. М. РАН. 1996.

291. Сулимов А.В. Спектральный анализ ЭЭГ при доминанте голода у человека//Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т. 45. № 6. С. 1095.

292. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. М.: Мир. 1976. 520 с.

293. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Наука, 1961. 535с.

294. Труш В.Д., Кориневский А.В. ЭВМ в нейрофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1978. 238 с.

295. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки //Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси.: Изд-во АН ГССР. 1958. С. 5.

ABSOPAC Unicode

Електронний каталог ЦНБ
Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна

Якщо Ви не знайшли видання в електронному каталозі,
до ваших послуг є карткові каталоги та
повнотекстові електронні архиви eKhNUIR та eScriptorium.
Довідка
Електронна пошта ЦНБ
Центральна Наукова Бібліотека

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Полный каталог
  • Помощь
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • По дисциплинам
    • По специальностям
    • По кафедрам
    • Список дисциплин

Электронный каталог: Суворова В.В. — Психофизиология стресса

Суворова В.В. — Психофизиология стресса

Суворова, В.В.
Психофизиология стресса / В.В. Суворова . – Москва : Педагогика, 1975 . – 208 с.

ХНУ = стресс : психофизиология

Н42149 Библиотека ХНУ центр.хранилище Основной фонд
Н48222 Библиотека ХНУ центр.хранилище Основной фонд

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин
  • Информация о фонде
  • Помощь

Электронный каталог: Суворова, В.В. — Психофизиология стресса

Суворова, В.В. — Психофизиология стресса

Суворова, В.В.
Психофизиология стресса / В.В. Суворова. – Москва : Педагогика, 1975. – 208 с. – 6,5 печ. л.

В книге рассматриваются основные виды стрессовых состояний, определяемые локализацией стрессовых воздействий. Состояние стресса дифференцируется от близких функциональных состояний — утомления и эмоций. Значительное внимание уделяется регулирующим влияниям вегетативного отдела высшей нервной деятельности и эндокринным сдвигам, развивающимся во время стресса. Специальный раздел посвящен описанию, электроэнцефалографических показателей стресса. Книга рассчитана на психологов, физиологов и врачей.

Психофизиология стресса

Главная > Реферат >Психология

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса.

Основные положения концепции стресса.

Общий адаптационный синдром.

Психологические аспекты стресса.

Три фазы стресса.

Устойчивость человека к стрессу.

К чему приводит стресс.

Способы борьбы со стрессом.

Список использованной литературы.

ПОНЯТИЕ СТРЕССА. СТРЕССОРЫ. ВИДЫ СТРЕССА.

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс — это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим — поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.

Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.

Автор теории стресса — Ганс Селье (H. Sеlуе) — считал, что стресс – это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса — не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” — в переводе с английского “страдание” — Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма .

В настоящее время ученые различают:

— эвстресс: положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм. При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.

— дистресс: отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом. Каждый человек способен поддерживать оптимальный уровень стресса, но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях стресс может перейти в дистресс. Он характеризуется утомлением, раздражительностью, снижением работоспособности, проявляется в чувстве безысходности, тревоги. Подобная неспособность справиться со стрессом может привести к истощению, которое принимает форму нервного срыва, а иногда даже приводит к психическому заболеванию (синдрому хронической усталости, депрессии,) или психосоматическому расстройству (сердцебиению, язве желудка, повышенному давлению, сердечно-сосудистым заболеваниям и т.д.).

Что вызывает стресс?

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, шум, освещение и т.д. Но оказывается, что такими, же стрессорами могут быть и любые психологические, физиологические, социальные факторы, такие, как риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, умственная перенагрузка, недостаток сна, свободного времени, конфликты в семье и на работе. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Значит, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Смотрите так же:  Внутриутробное развитие стресс

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СТРЕССА.

3.1. Общий адаптационный синдром.

Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз­действие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома (ОАС).

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В связи с этим процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Основные механизмы стресса — гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка. Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.

Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. 1-ая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет 2-ой – «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье, и ведет к гибели или к старению и гибели. Предположение о существовании 2-х мобилизационных уровней адаптации поддерживается многими исследователями.

При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся “триады стресса” изменяются по интенсивности.

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

При кратковременно сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса.

Кратковременный стресс — это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс — бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”. Если “поверхностных” резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.

Длительный стресс — постепенная мобилизация и расходование и “поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, “подстраиваться” к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно “отключаются” процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Стресс и его причины

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Стресс и его причины [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современном мире ритм жизни очень быстр и требователен к человеку. На мгновение замер, остановился отдышаться, и все, поезд уехал. Столь явная быстротечность вместе с регулярными мелкими и крупными неурядицами является одной из причин психологического стресса.

Стресс как понятие в психологию проникло очень давно. К его трактовке приложили руку многие философы и психологи. Не прошли мимо проблемы стресса и педагоги.

Смотрите так же:  Занятия с детьми с заиканием

Термин «стресс» используется широко во многих сферах знаний, именно потому в него вкладывают различающийся несколько смысл с точки зрения причин происхождения подобного состояния, способов его развития, особенностей последствий и проявлений.

В современной психологической литературе нет четкого разграничения между такими понятиями как дистресс, напряжение, стресс, эмоциональный стресс и тревожности.

Такая ситуация существенно усложняет процесс исследования стресса в целом и ведет к появлению множества псевдо трактовок данного понятия и как следствие, к нарушению научной целостности стресса, как термина с устоявшимся понятийным аппаратом.

Автор трактовки понятия

К стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. Г. Селье выделял две формы стресса: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс [5].

Cтресс – это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов»[6].

Cтресс рассматривается как общая адаптивная реакция организма, развивающаяся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза»[7].

Стресс – совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящим адаптационные ресурсы человека давлением [1].

С понятием «стресса» связаны ряд сложных психологических понятий. Так тревога, как один из смежных со стрессом понятий, по мнению Д. В. Ковпак, «. возникает, когда индивид воспринимает конкретную ситуацию или раздражитель как несущие в себе потенциально или актуально элементы угрозы, опасности, вреда». Тревожное состояние может меняться по интенсивности и во времени как функция степени стресса, которому подвержен индивид [7].

С подобным положением согласовано и понимание стресса в качестве совокупности воздействий внешнего характера (стресс-факторов), воспринимаемые личностью как повышенные требования и создающие угрозу ее самооценке, самоуважению, что приводит к соответствующей эмоциональной реакции (состояние тревоги) разной интенсивности. Склонность к подобной эмоциональной реактивности можно характеризовать как личностную тревожность.

Стресс характеризуется развитием и имеет логику собственного развития. Последствия для человеческого организма при развитии стресса могут быть самыми различными [3].

Итак, подводя итог можно сформулировать наиболее общую трактовку понятия «стресс».

Стресс – это напряженное состояние человеческого организма, как психическое, так и физическое.

Ряд ученых склонны согласиться с Г. Селье, что стресс проходит стадии, отраженные на рисунке 1. Г. Селье [4] наделяет процесс зарождения и развития стресса у человека логикой и констатирует его опасность на конечной стадии развития.

Рисунок 1. Стадии стресса по Г. Селье

Все три стадии стресса, которые предлагает Г. Селье [4] можно рассмотреть на большом отрезке времени. Это отражено на рисунке 2. Реакция человека на стресс во многом зависит от личностых предпочтений и ощущений.

Рисунок 2. Шкала стресса и сопротивляемость вредным факторам по Г. Селье

Стресс может быть в каждой человеческой жизни, поскольку в любой сфере жизни и деятельности человека может встретиться множество стрессовых факторов.

Каждое фактическое событие или сообщение может привести к стрессу, т.е. являться стрессором. Стрессорами могут выступать самые различные факторы: вирусы и микробы, разные яды, низкая или высокая температура окружающей среды, болезнь и т.д.

Стресс явление многоликое. В современной науке насчитывается несколько классификаций стресса на виды. Наиболее полной и общей является классификация стресса, предложенная американскими психологами, но не все с ними согласны. Виды стресса представлены ниже:

  1. межличностный стресс;
  2. личностный стресс;
  3. внутриличностный стресс;
  4. рабочий стресс;
  5. семейный стресс;
  6. экологический стресс;
  7. общественный стресс.
  8. финансовый стресс;

В российской психологии больше придерживаются следующей классификации стресса, согласно которой к видам стресса относятся:

  1. ментальный;
  2. эмоциональный;
  3. физический;
  4. острый;
  5. хронический;
  6. гиперстресс;
  7. экологический;
  8. гипостресс;
  9. гормональный;
  10. эустресс.

Симптомы стресса

Стресс обладает определенной симптоматикой. Ее изучением многие годы занимаются психологи во всем мире, так как стресс превратился в эпидемию. Все больше и больше людей не просто не борются со стрессом, но и считают стресс нормой.

Важно не пропустить симптомы стресса. Если человек стал часто болеть, появилась озлобленность раздражительность переходящая в плаксивость или истерику, то тут картина очевидна- стресс перешел в финальную стадию. Без квалифицированного специалиста человеку не выбраться. Ключевые симптомы стресса представлены на рисунке три.

Рисунок 3. Симптомы стресса

В случае обнаружения симптомов стресса необходимо срочно принять меры, в противном случае человек может быть загнан в угол и тогда, помочь станет намного труднее.

Физиологические проявления стресса обусловлены активацией гипоталамуса. Гипоталамус важен для человека тем, что выполняет следующие функции, которые связаны с проявлением симптомов стресса:

Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу:

  1. является высшим центром вегетативной нервной системы;
  2. отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма;
  3. управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности,
  4. адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники;
  5. формирует эмоциональные реакции человека;
  6. регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.

Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций [7].

Причины стресса

Вопрос о причинах стресса возникновения психологического стресса является достаточно спорным в современной психологии. среди объективных причин стресса целесообразно будет выделить следующие причины:

  1. условия жизни и работы
  2. взаимодействие с иными людьми
  3. экономические и политические факторы:
    – экономические – высокие расходы и низкие доходы;
    – политические – невыгодное положение, неэффективная экономическая и законодательная база и неудовлетворяющая ожидания политическая власть;
  4. чрезвычайные обстоятельства;
  5. социальные, природные и техногенные чрезвычайные ситуации;
  6. криминал – ущерб экономики и ущерб достоинству и здоровью;
  7. различные заболевания;
  8. несоответствие программ генетики современным условиям;
  9. стресс от осуществления отрицательных родительских программ;
  10. когнитивный диссонанс и механизм психологической защиты.

Последние три фактора некоторые ученые относят к числу субъективных факторов.

Читать онлайн «Психология стресса и методы коррекции» автора Щербатых Юрий Викторович — RuLit — Страница 7

8. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 6—39.

9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001, с. 52—60; 81—85.

10. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. 1987. Т. 18. № 4, с. 56—79.

11. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987, с. 3—256.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5, с. 61—67.

13. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004, с. 243.

14. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970, с. 8—48.

15. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. М.: Наука, 1975. Т. 2. Кн. 2, с. 158—172.

16. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М: Педагогика, 1975, с. 3—208.

17. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981, с. 5—232.

18. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3—268.

19. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978, с. 3—143.

20. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. 1959. Т. 48. № 8, с. 21—24.

Смотрите так же:  Как избавиться от боязни боли

21. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с. 111—115.

22. De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. 1988. V. 3, Suppl. № 2. P. 6—7.

23. Folkman S., Schaefer C, Lazarus R. S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D. W. (Eds.) Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey, 1979. P. 265—298.

24. Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. 1990. V. 9. № 4. P. 60—62.

25. Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum, 1978. P. 287—327.

26. Stewart-Brown S., Layte R. Emotional health problems are the most important cause of disability in adults of working age: A study in the four counties of the old Oxford region //J. Epidemiol, and Community Health. 1997. V. 51. № 6. P. 672—675.

Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки

2.1. Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Д. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

+ настроение (например, волнение);

+ когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

+ физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);

+ поведенческие реакции @@@@@21#####.

В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные связи.

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе

Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис. 5. Нарушения психомоторики могут проявляться:

+ в избыточном напряжении мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны);

+ дрожании рук;

+ изменении ритма дыхания;

+ дрожании голоса;

+ уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

+ нарушении речевых функций и т. д.

Рис. 5. Поведенческие признаки стресса.

Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно @@@@@7#####. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют «мышечным зажимом», и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на «снятие» таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Студенты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом степень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.

В наших исследованиях отмечалась достоверная положительная корреляция между снижением работоспособности студентови такими факторами, как «большая учебная нагрузка», «строгие преподаватели» и «жизнь вдали от родителей» (коэффициенты корреляции 0,41–0,43 при уровне значимости менее 0,01). К субъективным факторам, способствующим снижению работоспособности, можно отнести «излишне серьезное отношение к учебе», «стеснительность и застенчивость» и «проблемы в личной жизни», которые отягощают проявления учебного стресса.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищии т. д. (рис. 6).Понашим данным, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Оказалось также, что нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса засчет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей. Близкие данные были получены и у людей, работающих бухгалтерами и экономистами.

Другие статьи

  • Принц фредди младший с детьми Канули в Лету: куда пропал Фредди Принц-младший Фредди Джеймс Принц-младший родился 8 марта 1976 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. Его отец, знаменитый комедиант Фредди Принц-старший, покончил жизнь самоубийством, когда мальчику едва исполнилось 11 […]
  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • Грипп у детей сестринский уход Лекция №12 Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» ОРВИ - группа инфекционных болезней, вызываемых вирусами, передающихся воздушно-капельным путем, характеризующихся синдромом общей интоксикации и преимущественным поражением […]
  • Отпуск по уходу за ребенком срок хранения Каков срок хранения заявлений и приказов на отпуск? Срок хранения заявлений на отпуск и соответствующих им приказов строго регламентирован. Мы расскажем, какими нормативно-правовыми актами (НПА) устанавливаются порядок и сроки хранения распорядительной и кадровой […]
  • Почему у ребенка 6 лет выпадают волосы Облысение у детей: причины и лечение Когда у ребенка появляется кашель, насморк или поднимается температура — родители реагируют на это сразу же, ведя свое чадо к врачу или стараясь оказать посильную помощь в домашних условиях. А вот если у ребенка выпадают волосы, то […]
  • Нормы развития детей 5-7 лет Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный центр Кировского и Ленинского районов» Особенности развития детей в возрасте 5-6 года Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества […]