Таблица самооценки по математике

Урок математики в соответствии с требованиями ФГОС «Пропорциональность величин»

Разделы: Математика

Тип урока: урок открытия нового знания. 6 класс.

Цели урока:

  • Образовательные: создать условия учащимся
    • для самостоятельного формулирования понятий прямо и обратно пропорциональных величин;;
    • для формирования умения приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин и устанавливать вид зависимости между величинами;
    • для умения применять соответствующие знания по математике в жизни.
  • Развивающие: создать условия
    • для формирования у учащихся умений самостоятельно определять цели своего обучения на уроке, ставить и формулировать для себя новые задачи, планировать пути достижения целей;
    • для развития умения определять и объяснять понятия;
    • для развития умения работать самостоятельно, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
    • для развития умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
    • для развития навыков самоконтроля, адекватной самооценки.
  • Воспитательные: создать условия
    • для воспитания дисциплинированности на уроке через вооружение учащихся техникой учебной работы;
    • для критического отношения к своему труду;
    • для воспитания внимательного отношения учащихся друг к другу при работе на уроке.

УМК:

  • Математика 6 класс, И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович,
  • Рабочая тетрадь №2 математика 6 класс, И.И.Зубарева.

Программное обеспечение урока: программа Microsoft PowerPoint.

Методическое обеспечение урока:

  • компьютерная призентация (Приложение 2),
  • лист самооценки у каждого ученика (Приложение 3),
  • таблица целеполагания у каждого ученика (Приложение 4)
  • бланк самостоятельной работы у каждого ученика (Приложение 5)
  • жёлтые круги у каждого ученика

Методы организации работы:

  • словесные методы (беседа, чтение),
  • наглядные (демонстрация презентации),
  • проблемно-поисковый,
  • метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

  • парная,
  • коллективная (фронтальная),
  • индивидуальная.

Структура урока:

1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний (4 мин.)
3. Проблемное объяснение нового знания (20 мин.)
4. Физкультминутка (1 мин.)
5. Первичное закрепление во внешней речи (7 мин.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.)
7. Итог урока. Рефлексия (7 мин.)

Перечень универсальных учебных действий: личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (общеучебные и логические) (П), регулятивные (Р).

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме:
Самооценка обучающихся на уроках русского языка в 4 классе

Мастер -класс, проводимый на муниципалном уровне для учителей начальных классов. Моё выступление и презентация.

Предварительный просмотр:

Самооценка обучающихся на уроках русского языка в 4 классе

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий — влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.

Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развитие у школьников умения контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать свои замыслы, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям.

Самооценку формируют постепенно, от класса к классу. Возможность для самооценивания я предоставляю детям, начиная с первых недель обучения. В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

На первых уроках в 1 классе обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

При изучении букв, в конце урока предлагаем детям зелёным карандашом обвести самую правильную букву, а красным ту, которая не получилась.

Выполнив задание, ребенок оценивает правильность его выполнения. Во время проверки работы я либо соглашаюсь с поставленной оценкой, обводя ее в кружок, либо располагаю кружок выше или ниже оценки. Это особенно важно для тех детей, которые завышают или занижают самооценку. Озвучивая результаты работы на уроке, я особо отмечаю тех учащихся, чья самооценка совпала с моей. В результате такой работы самооценка моих детей становится адекватной

С 1 класса ученикам предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.

Предлагаю вашему вниманию оценочный лист к работе.

В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею находить безударную гласную в слове; знаю правило о проверке безударной гласной в корне слова; смогу правильно написать безударную гласную в корне слова. Во втором столбике проставлены номера заданий. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, работает с данной орфограммой.

Внизу страницы ученики рисуют два круга . Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Очень продуктивно работает на уроке русского языка комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил.

Решая примеры или задачу, ученик рассуждает вслух и ведет за собой весь класс. Такое комментирование не просто размышление вслух, оно выполняет функцию управления деятельностью всех учащихся, заставляет ученика, комментирующего решение, самому более осмысленно подходить к выполняемой работе и в тоже время способствует воспитанию самоконтроля и у учащихся, слушающих его. Систематически проводимое комментирование постепенно становится более доказательным и переходит в рассуждение при выполнении более сложных задач.

В 3 классе ученики тренируются в:

— сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

— составлении проверочных заданий для самоконтроля;

— коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

— выполнении действий по инструкции с ограничениями;

— самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

— составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя

Для развития самоконтроля и самооценки в 3 классе я часто задаю вопросы: — Что ты узнал на уроке?

-Чему научился? За что себя можешь похвалить?

-Над чем еще надо поработать?

-Какие задания тебе понравились?

— Какие задания оказались трудными?

-Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?

Ученики охотно отвечают на мои вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда сами, иногда с моей помощью.

Практикую контрольные разноуровневые задания тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося.

Ещё одной эффективной формой оценивания является «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» — 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).

Подводя итог каждого урока учащимся ставится вопрос не только «Какой вид работы понравился больше ?» или «Какие задания выполняли?», но и «Как оцениваете свое участие на уроке?», «Могли бы работать активнее?», «Чему договорились научиться в начале урока и каков результат?» и т.д.

Вопросы такого типа позволяют проанализировать свою работу и дать оценку своей деятельности, деятельности каждого ученика и класса в целом.

При подведении итога урока ученики вспоминают поставленную цель, сравнивают ее со своим представлением при постановки учебной задачи, оценивают результат.(Что хотели получить и что получили.)

Дидактическая игра «Учитель».

На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Смотрите так же:  Какие цвета нравятся парням на девушках

Инструментом оценивания становится «волшебная линеечка» , которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.). Ребята учатся оценивать не только себя, но и своих товарищей. Причём при взаимооценке дети мотивируют своё мнение, указывают товарищу на его недостатки и хвалят за успехи. Такой вид деятельности очень нравится детям: во- первых, потому что они видят интерес ребят к своей работе, во-вторых, им приятно быть в роли «учителя», высказывать своё мнение и чувствовать внимание ребят к своим суждениям; в-третьих, школьники учатся критически и адекватно оценивать свою работу, что снимает непонимание между учителем и учеником. Дети теперь понимают, почему педагог ставит ту или иную отметку.

В 4 классе школьники упражняются в:

— сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

— определении состава действий и операций с анализом возможных трудностей;

— выполнении действий по общей инструкции;

— самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

— самостоятельном корректировании плана проверки;

— целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Рефлексия «Спроси себя» по теме

«Однородные члены предложения»

Дети в начале урока получают индивидуальные карточки с заданиями. Перед изучением темы каждый пробует ответить на вопросы и ставит в соответствующей графе знак «+» я знаю ответ; «-» я не знаю ответ; «?» я сомневаюсь в ответе.

В конце урока, после изучения темы, дети вновь возвращаются к карточкам и вновь ставят соответствующие знаки. Диагностика к упражнению 554

(Определение падежа имён существительных) Проанализировав задание, я пришла к выводу, что ребята хорошо научились определять падеж имени существительного. Мне сразу видно, кому нужна моя помощь и где именно. Я увидела, что больше всего затруднений возникло у ребят при работе с местоимениями. В дальнейшем я организую повторение именно этой темы.

Вывод: В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, я убеждена, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном. Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его — обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя математики

Самооценка профессиональных достижений учителя на основе профстандарта «Педагог»

Просмотр содержимого документа
«Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя математики»

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Сергеева Елена Леонидовна учитель

САМОАНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ФУНКЦИЙ УЧИТЕЛЯ

На основании какого образовательного стандарта Вы реализуете образовательную программу (отметить нужное)

– Образовательный стандарт основного, среднего общего образования 2004 г.

– ФГОС основного общего образования 2010 г.

Количество учащихся, обучаемых Вами по данному образовательному стандарту на момент самоанализа

Какие из указанных ниже направлений включены в Вашу профессиональную деятельность (отметить нужное)

– работа с одаренными обучающимися;

– работа с обучающимися, имеющими проблемы
в развитии; (ЗПР)

– работа с детьми с ОВЗ;

– работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми категориями обучающихся, в том числе имеющими отклонения в социальном поведении

САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧИТЕЛЯ

Результативность освоения рабочей программы учебного предмета, элективного курса, внеурочной деятельности

Динамика достижения обучающимися предметных результатов

Приведите сводные данные (показатели) по достижению школьниками предметных результатов за 3 года или со времени начала реализации программы:

Доля школьников, освоивших учебный предмет на базовом уровне:
100 %

Доля школьников, освоивших учебный предмет на повышенном уровне: 0,06 %

Динамика достижения обучающимися метапредметных результатов

– образовательная компетентность (умение учиться, учебная грамотность)

– коммуникативная компетентность (учебное сотрудничество, коммуникативная грамотность)

– информационная компетентность (грамотность чтения информационных текстов – информационная грамотность)

Приведите сводные данные по группам показателей в динамике за 3 года или со времени начала реализации программы:

Доля школьников, обладающих готовностью к постановке новых учебно-познавательных задач: 100%

Доля школьников, обладающих готовностью к решению новых учебно-познавательных задач: 100%

Доля школьников, обладающих контрольно-оценочной самостоятельностью: 75 %

Доля школьников, обладающих

готовностью, работать в кооперации с другими: 75%

Доля школьников, способных понять разные точки зрения, отличные от собственной, вступать в диалог: 100%

Доля школьников, обладающих готовностью удерживать различные позиции в общении и взаимодействии: 63%

Доля школьников, обладающих умением осуществлять поиск, отбор, структурирование учебной информации: 75 %

Доля школьников, обладающих знаково-символическая грамотностью (в т. ч. моделированием, преобразованием модели и др.): 56%

Доля школьников, обладающих умением решать практические, учебно-познавательные задачи с применением ИКТ: 12 %

Динамика развития обучающегося

Динамика достижения обучающимися личностных образовательных результатов:

– осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории

– социальное действие и моральное поведение

– здоровье и безопасность

Приведите сводные данные по достижению личностных результатов обучающихся в динамике за 3 года или со времени начала реализации программы:

Доля школьников, обладающих образовательной самостоятельностью: 38 %

Доля школьников, умеющих выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию:
38 %

Доля школьников, умеющих принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях: 38 %

Доля школьников, освоивших социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах: 50 %

Доля школьников, имеющих опыт участия в школьном управлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетентностей с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей: 25 %

Доля школьников, обладающих осознанным и ответственным отношением к собственным поступкам: 63 %

Доля школьников, осознающих ценность здорового и безопасного образа жизни: 100 %

Доля школьников, усвоивших правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и правил поведения на дорогах: 100%

САМООЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Листы самооценки.

В данной разработке собраны «Листы самооценки» как на каждый урок, так и по предметам на конец года.

Просмотр содержимого документа
«Листы самооценки»

ИНСТРУКЦИЯ: оцени свою деятельность на уроке, поставь знак (+) в нужной ячейке.

Выбирал необходимые данные

Выбирал необходимые данные

Сотрудничал с учителем

Работал с картой (учебником)

Активно участвовал в беседе (класса, группы, пары)

Работал самостоятельно с разными источниками информации

Понятно и четко излагал информацию на уроке.

Использовал свой жизненный опыт, чтобы объяснить…

Высказал интересные идеи о …

Формулировал выводы с использованием полученной информации.

Могу использовать новую информацию в жизни.

Меня заинтересовали следующие вопросы

Узнал и понял новые понятия такие как….

Выполнил верно самостоятельную работу.

Лист самооценки и оценки знаний учащегося 1 класса

2014 – 2015 учебный год

(Показ цветом: Красный – знаю, зеленый – недостаточно знаю)

Гласные после шипящих

Буквы Ы, И после Ц

Правописание ь знака

Делить слова но слоги

Лист самооценки и оценки знаний учащегося 1 класса

2014 – 2015 учебный год

(Показ цветом: Красный – знаю, зеленый – недостаточно знаю)

Построить числовую прямую.

Читать и записывать числа в пределах 20

Находить числа на числовой прямой.

Определять длину отрезка в см и дм.

Решать простые задачи.

Оценочный лист . 1 класс

Выбери правильные для себя ответы и отметь их:

Все звуки произношу правильно.

Не все звуки произношу правильно.

Всегда правильно ставлю ударение.

Не всегда правильно ставлю ударение.

Умею читать по слогам.

Читаю по слогам и целыми словами.

Умею читать небольшие тексты.

Могу быстро и без ошибок читать небольшие тексты.

Литературное чтение. 2 класс.

Выбери правильные для себя ответы и отметь их:

Я умею различать виды устного народного творчества.

Я научился отгадывать загадки и сам их придумывать.

Я хорошо определяю последовательность событий в произведении.

Я научился читать стихи, передавая голосом настроение поэта.

Я научился отличать стихотворение от рассказа.

Я могу с помощью учителя составлять план произведения.

Смотрите так же:  Самооценка силы

Я научился отличать художественный и научно-познавательный текст.

Я научился определять смысл произведения.

Я научился выражать свое мнение.

Я научился делить текст на части.

Я умею пересказывать текст.

Я придумываю сам рассказы.

Я знаю что такое юмористическое произведение.

Лист самооценки и оценки знаний учащегося 2 класса

2015 – 2016 учебный год

Предметные знания и умения

Правила: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Умение находить (составлять) повествовательные,

Правило: восклицательные – невосклицательные предложения.

Умение обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и,е,ё,ю,я, ь.

Правило: имя существительное как часть речи

Умение находить сущ. в предложениях

Правило: имя прилагательное как часть речи

Правило: глагол как часть речи

Правило: предлог как часть речи

Умение: правописание предлогов со словами

Корень слова (понятие)

Умение находить корень слова

Однокоренные слова (понятие)

Умение подбирать однокоренные слова

Правило правописания безударных гласных

Умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными

Умение писать имена собственные

Парные согласные в конце слова (правило их правописания)

Умение: правописание парных согласных в конце слова

Умение работать над ошибками с использованием памятки

Знание слов из словаря

Лист самооценки и оценки знаний и умений

учащегося 2____ класса ____________________

Земля – планета. Значение Солнца в жизни Земли.

Знание планет Солнечной системы.

Названия материков. Умение показывать по карте.

Названия океанов. Умение показывать по карте.

Понятия «горизонт», «линия горизонта».

Причины смены дня и ночи, времён года.

Основные свойства воды.

Основные свойства воздуха.

Основные группы животных: млекопитающие,

Умение приводить примеры.

Условия, необходимые для жизни растений и

«ЛЕСЕНКА» — оцени свои знания в конце 2 класса

Лист самооценки и оценки знаний

учащегося 2______ класса ________________________

Предметные знания и умения

Последовательность чисел от 1 до 1000.

Умение читать, записывать и сравнивать эти числа.

Умение складывать и вычитать двузначные числа без перехода через разряд (устные вычисления).

Умение складывать и вычитать двузначные числа с переходом через разряд (устно и в столбик).

Знание понятий «прямая», «луч», «отрезок».

Умение их чертить и определять длину отрезка.

Знание порядка действий в выражениях.

Умение расставлять порядок действий в выражениях без скобок и со скобками.

Умение чертить угол, прямой, острый, тупой.

Умение чертить прямоугольник, квадрат и

находить их периметр.

Умение умножать на 0,1.

Знание таблицы умножения (на уровне автоматизированного навыка).

Умножение и деление на 10.

Знание таблицы умножения на 2 и 3

Единицы длины. Метр. Миллиметр. Соотношение между единицами длины.

Оценочный лист по математике

Оценочный лист по технологии. 1 класс

Над изделием надо еще потрудиться.

Изделие сделано аккуратно.

Оценочный лист по технологии. 2 класс

Над изделием надо еще потрудиться.

Изделие сделано хорошо.

Изделие сделано отлично.

Оценочный лист. Работа в группе

Активность на уроке (2 балла)

Вклад в работу группы ( 3 балла)

Выступление перед классом ( 3 балла)

«5» — 8 баллов «4» — 6-7 баллов «3» — 5 и менее баллов

Просмотр содержимого презентации
«Листы самооценки»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тигрицкая средняя общеобразовательная школа»

Минусинского района Красноярского края

УМК «Школа России»

учитель начальных классов Лишутина А.В.

Оцени свою работу на уроке цветом

□ Я все задания выполнял быстро и без ошибок.

□ Я своими ответами приносил пользу всей группе.

□ Я был активным в течение всего урока.

□ Я достиг целей, поставленных в начале урока.

Взаимоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль и самооценка на уроках математики.

Столичный учебный центр
г. Москва

Взаимоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль и самооценка на уроках математики.

Проедставлено на заседании творческойгруппы учителей, работающих в 5 классса в МАОУ Абатская СОШ №1

I . Взаимоконтроль и взаимопроверка: правила и способы применения

Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ.

С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы. Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Да и требования ФГОС к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно.

Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.

Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

Работа в парах . Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.

Работа в группах . Здесь вариантов работы больше.

выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих «коллег».

выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.

выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.

В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)

Работа по карточкам . Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много «минусов», проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях.

Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3-4).

Работу с карточками можно применять уже в начальной школе.

Тестирование . Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же «обоснованием исправления». То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?

Необъективность . Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих «закадычных» друзей, то об объективности судить еще труднее.

Как этого избежать?

Почаще меняйте состав пар.

Донесите до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик поставил однокласснику «пятерку» за рассказанное стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без запинки, с должным выражением. Рекомендуется иногда проводить «контрольные срезы»: опросите несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша оценка и оценка проверяющего разнятся, стоит еще раз обсудить критерии выполнения задания и критерии оценивания.

Занимает много времени.

Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов полготовки учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.

Учащиеся не могут обосновать исправления .

Об этом уже упоминалось выше. Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.

Смотрите так же:  Интернет журнал для женщин психология

Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа.

II . Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках

В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

показать учащимся, что любое обучение — органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.

ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

В результате этой работы:

во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;

во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практики я использую следующие приемы:

Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление «допущенных” ошибок . Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

Учитель при объяснении «допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он «отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.

Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.

Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся «схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.

Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как решать?”, «Каким приёмом воспользоваться?”, «Какой теоретический материал надо знать?”, «Что знаю?”, «Что не знаю?”, «Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

На своих уроках использую разные приемы рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», Ощутили ли вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т.д. А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты».

Другие статьи

  • Энтероколит у детей симптомы и лечение комаровский Энтероколит у детей симптомы и лечение комаровский Перейти на страницу: Ацет. синдром? Вирус? Обострение о.энтероколита? Сообщение BondЮлия » Вт янв 27, 2009 13:22 Девочки, второй день происходят события, голова не варит нужна помощь. Ребенку 2,4. Началось в […]
  • Можно ли давать морковный сок месячному ребенку Место морковного сока в детском питании Морковный сок детям очень полезен. Это продукт, наполненный многочисленными витаминами, способными поддерживать иммунитет малыша и предупреждать возникновение тяжелых простудных и вирусных заболеваний. Разновидностей морковного […]
  • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]
  • Центры развития ребенка в перми Добро пожаловать! Если у Вас есть замечательный малыш и Вы в поиске детского сада, тогда обратите внимание на наш Центр развития ребенка - Детский сад №108. Наша задача сделать ребёнка счастливым! И мы с этой задачей отлично справляемся! Ведь счастья много не бывает! […]
  • Правильно укладывать спать ребенка Как уложить ребенка спать без слез и капризов Первые месяцы после рождения кроха спит большую часть суток. Как правило, и проблем с засыпанием в этот период не наблюдается. Маленький просыпается, чтобы поесть, немного поглазеть на мир и снова сладко засыпает, […]
  • Синекод сироп от кашля инструкция по применению для детей Синекод сироп - официальная* инструкция по применению Инструкция по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: СИНЕКОД® Международное непатентованное наименование: Бутамират. Химическая структура: […]