Тактильные ощущения для детей младшего возраста

Сенсорное развитие детей (Часть 1). Игры для развития тактильного восприятия

Краткое содержание: Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие тактильной чувствительности. Развитие тактильных ощущений. Сенсорное развитие ребенка дошкольника. Развитие восприятия у детей

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Подробнее об играх с водой читайте по ссылке:

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Отгадай цифру» (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке >>>>

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную букву», «Покажи букву». Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Смотрите так же:  Можно ли принимать омега 3 детям

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Тактильное развитие детей. Игры и пособия

Как говорил Сухомлинский, «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира.

Как помочь этому познанию через развитие и стимулирование тактильных ощущений, рассказывается в полезных публикациях этого раздела. На его страницах Вы найдёте конспекты специальных занятий, проектов, рабочие программы по данной тематике. Советы по созданию тактильных дидактических пособий для всех возрастов; мастер-классы по изготовлению оригинальных игр, книжек, альбомов, ковриков для развития тактильных ощущений.

Различные способы развития тактильного восприятия.

Показаны публикации 1-10 из 282 .
Все разделы | Тактильное развитие детей. Игры и пособия

Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и мелкой моторики рук Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и мелкой моторики рук. Для детей 1 года – 3 лет В раннем возрасте основной деятельностью детей является предметно-манипулятивные действия, а сенсорный опыт, является источником познания мира. Данные пособия предназначены для.

Конспект занятия «Тактильные дощечки» Использование тактильных дощечек для решения задач речевого развития Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое. Проблема речевого развития дошкольников актуальна, потому что овладение родным языком.

Тактильное развитие детей. Игры и пособия — Тактильный бассейн

Публикация «Тактильный. » Таланты детей находятся на кончиках их пальцев. Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактическое пособие «Тактильные дорожки» Назначение: для активизации психических процессов у детей дошкольного возраста: мышления, внимания, воображения, восприятия. Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития.

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений у дошкольников посредством игр и упражнений на развивающем тренажёре бизиборд Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в.

Дидактические игры для развития мелкой моторики и тактильных ощущений Я работаю воспитателем на группе раннего возраста. Эти дидактические игры я изготовила сама для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Так же они очень завлекают детей в период адаптации, так как детки таких игрушек еще ни где не видели. СЕНСОРНАЯ КОРОБКА » СЛОНЕНОК».

Тактильное развитие детей. Игры и пособия — Дидактическое пособие «Тактильные перчатки»

Статья «Дидактическое пособие «Тактильные. » Дидактическое пособие «Тактильные перчатки» Учитель-дефектолог: Полежаева Юлия Владимировна Цель: развивать тактильное восприятие у дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Задачи: — улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения; -.

Консультация «Тактильная книга, как средство интеллектуального развития детей младшего возраста» Организуя игровую деятельность воспитанников , я стремилась найти , что то новое , нетрадиционное .Хотелось избежать формального игрового взаимодействия , активизировать желание и деятельность детей младшего дошкольного возраста .Смотивировать на более продуктивное , развивающее.

Фотоотчет по тактильной книге «Потрогай меня». Мною была создана тактильная книжка «Потрогай меня» . Слово «тактильный» произошло от латинского tactilis, что в дословном переводе означает «осязательный». В настоящее время существует научно – подтверждающий факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон.

Тактильная книга по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Дети с раннего возраста знакомятся с книгой, а к школе уже многие из них умеют читать. К сожалению, не все дети имеют возможность читать обычные книги и видеть их яркие иллюстрации. Незрячие дети – особенные. Для них обычная книга часто является всего лишь предметом с гладкими.

Тактильное развитие детей. Игры и пособия, страница 2

Показаны публикации 11-20 из 282 .
Все разделы | Тактильное развитие детей. Игры и пособия

Дидактическая игра «Тактильные ёжики» Дидактическая игра «Тактильные ёжики» Цель: Формировать у детей творческое воображение, отдельных свойств предметов: цвета, величины, формы, память. Задачи: Развивать мелкую моторику рук и сенсомоторику детей. Развивать и закреплять умение группировать и соотносить по цвету и.

Дидактическая игра «Тактильная книга» В своей группе я решила провести конкурс среди родителей по изготовлению тактильной книги для детей.на первом собрании в сентябре я огласила условия,через месяц решено было окончить конкурс.Тринадцать семей моих воспитанников приняли участие и изготовили листы для нашей.

Тактильное развитие детей. Игры и пособия — Тактильная доска ощущений «Матрешка»

Публикация «Тактильная доска ощущений. » «Скажи мне и я забуду, покажи — и я запомню, дай мне сделать-я пойму» Конфуций Эта цитата как нельзя лучше описывает весь принцип познания окружающего мира детьми. Ведущим видом деятельности у детей от 1 до 3 лет, является «манипулирование с предметами. Термин включает в себя от.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект мастер-класса для родителей первой младшей группы «Использование игр тактильного характера» Конспект мастер – класса для родителей первой младшей группы. Тема : «Использование игр тактильного характера для детей первой младшей группы». Цель : познакомить родителей с работой, проводящейся с детьми в группе. Показать игры, которые помогают детям легче перенести.

Тактильные ощущения у детей в младшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст- особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время познания окружающего, ребенок в этом возрасте осознает себя, у него развиваются познавательные способности. Тактильные ощущения- одна из форм общения ребенка младшего дошкольного.

Презентация «Тактильные игры для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста» Презентация предназначена для методического объединения учителе-дефектологов детских садов. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с нарушением зрения происходит сложнее, они носят замедленный характер. У них.

Тактильное развитие детей. Игры и пособия — Тактильная игра «Узнай фигуру»

Статья «Тактильная игра «Узнай. » Цель: Развитие тактильного восприятия Оборудование: 5 карточек с рельефными фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб. Фигуры засыпаны разными крупами: круг – перловая крупа; квадрат – гречневая крупа; овал – рисовая крупа; ромб – пшеничная крупа; треугольник –.

Дидактическое пособие «Тактильно-сенсорное панно «Времена года» Дидактическое пособие тактильно-сенсорное панно «Времена года» Дидактическое пособие будет интересно детям дошкольного возраста. Пособие направлено: — на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность; — развитие познавательного интереса, речи; — сенсорное развитие; -.

Развивающая игра с тактильными дощечками для детей 3–6 лет Возраст: 3 — 6 лет Ц ель : развивать мелкую моторику рук, зрительную память, связную речь. Формировать самостоятельность. Ход игры Задания для игры с Тактильными дощечками. Потрогайте, погладьте тактильные дощечки. Разложите дощечки от самой гладкой до самой шероховистой.

Смотрите так же:  С месячным ребенком на машине

Методическая разработка о развивающей тактильной книге «В гостях у сказки» Пояснительная записка. Данная тактильная книжка предназначена для детей 4-5 лет и может быть использована педагогами ДОУ в рамках непосредственно образовательной и индивидуальной деятельности, а также родителями дошкольников в самостоятельной деятельности ребёнка дома. Сказки.

Тактильное развитие детей. Игры и пособия — перейти на главную страницу рубрики.

Учебно-методический материал на тему:
«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды

Гончаровой Анны Анатольевны

« Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста »

Сентябрь 2015 год

(Начало изучения темы)

(Окончание изучения темы)

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

— расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

— обогатить развивающую среду группы по развитию кинестетики (создание и приобретение новых игр при участии родителей)

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

— научить детей различать основные цвета;

— познакомить детей с величиной и формой предметов;

— сформировать навыки самостоятельной деятельности;

— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

— сплотить детский коллектив.

— развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

— совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* зрительное и слуховое восприятие;

— Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

— Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

— Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

— Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

— Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

— У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

— консультация для родителей

— родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

— картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

— сотрудничество через консультации,

— совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

— специальные занятия по сенсорному воспитанию

— сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

— Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

— Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

— Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

— Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

— Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Список использованной литературы

создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Подготовка и проведение родительского собрания

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

Работа с детьми

специальные занятия по сенсорному воспитанию

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования)

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

— «Определи на ощупь»

Сентябрь – ноябрь 2014г.

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания (кинестетики), сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Список использованной литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 — 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п.

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи… Как можно развива.

ОТЧЕТПО САМООБРАЗОВАНИЮГончаровой Анны АнатольевныВоспитатель (Должность)«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста».

Смотрите так же:  Упражнения на развитие пространственного восприятия у дошкольников

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в .

С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах всё чаще появляются.

Инновационный подход к развитию тактильных ощущений у детей с патологией зрения.

Игры на развитие тактильных ощущений для детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие тактильных ощущений для детей младшего дошкольного возраста.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

Игры для развития тактильных ощущений

Ильина Анастасия
Игры для развития тактильных ощущений

Хочу вас познакомить с новыми играми, сделанными своими руками, для развития тактильных ощущений. Эти игры использую для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Хотя, дети постарше тоже с удовольствием в них играют. Тактильные ощущения дети используют для исследования окружающего мира. Потому, так важно удовлетворять их желание что-то потрогать, пощупать. А что как не игра может нам в этом помочь? И чем разнообразнее, ярче, интереснее она будет, тем лучше.

Игры на тактильные ощущения развивают у детей восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Ребенок учится узнавать их, сравнивать, определять существующие между ними различия. Доман говорил: «С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущения собственного тела и окружающей среды. » И это действительно так.

Ёжики — выполнены из толстого картона и обклеены различным сенсорным материалом. Ёжики развивают тактильные ощущения, знакомят детей с понятиями «гладкий», «шершавый», «мягкий», «твердый»

Змейка — связана их пряжи различной фактуры с добавлением бусин. Змейкой можно играть, катать в ладошках, делать ей легкий массаж, рассматривать бусины.

И нужно не забывать о том, что развитие тактильных ощущений благотворно влияет на развитие речи.

Доска тактильных ощущений Предлагаю вашему вниманию пособие «Доска тактильных ощущений. » Ни для кого не секрет,что тактильные ощущения это одна из форм общения ребёнка.

Дидактическая игра «Что нам Маша принесла». Чудесная коробка ощущений Дидактическая игра «Что нам Маша принесла» (чудесная коробка ощущений) Актуальность: На современном этапе развития дошкольного образования.

Дидактическая игра «Рука, полная ощущений или сенсорные мешочки» (возрастная адресованность 2–3 года) Программное содержание: 1. Развивать у детей раннего возраста тактильное восприятие материалов: ваты, дерева, стекла, пластика и пр. Развивать.

Игры для развития мелкой моторики Всем известно, что мелкая моторика влияет не только на развитие речи, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение,.

Игры для развития мелкой моторики Добрый день!Хочу поделиться самодельными играми на развитие мелкой моторики. Для изготовления необходимо:рисунок животного,коробка от.

Игры для развития мышления Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (ясли — сад) № 1 «Ромашка». Муниципального образования городской округ Красноперекопск.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Игры для развития внимания Упражнения на внимание для детей старших групп. «Флажок» цель: развитие внимания для детей старшего и средне дошкольного возраста. Ход:.

Мастер-класс по изготовлению альбома для развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста Для занятий с дошкольниками мне необходимо было пособие на развитие тактильных ощущений, и я решила сделать альбом. Для этого я подобрала.

Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения посредством дидактического пособия «Волшебный песочек» Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения с использованием «ВОЛШЕБНОГО ПЕСОЧКА» Цикл коррекционных занятий, направлен на.

Другие статьи

  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Симптомы диабета у ребенка 7 лет Как не пропустить симптомы диабета у ребенка За последнее время наблюдается резкое увеличение случаев диабета, в основном 1 типа, у детей. Елена Соломоновна Кешишян, педиатр и главный специалист клиники, дает рекомендации, к каким симптомам нужно проявить […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Симптомы камней в почках у детей Камни в почке у годовалого ребенка Прочитала здесь статью "Брегг о воде". Как он пишет, что основной причиной образования камней в почке может быть неправильное питание и плохая питьевая вода, содержащая неорганические соединения. Моему сыну сейчас 1 год и 7 месяцев. […]
  • Высокая температура у ребенка без симптомов не сбивается Высокая температура у ребенка без симптомов не сбивается У грудничка не сбивается температура У грудничка не сбивается температура Сообщение МамаТома_187110 » Вс май 18, 2014 19:21 Сообщение Оля » Вс май 18, 2014 19:38 Сообщение МамаТома_187110 » Вс май 18, […]
  • Можно ли детям q10 Кудесан Для детей - официальная инструкция по применению Содержание активных компонентов, мг в таблетке: убихинон (коэнзим Q10) — 7,5 витамин Е — 1,0 Рекомендован в качестве дополнительного источника убихинона (коэнзима Q10) и витамина Е для детей старше 3-х лет. […]