Танцевальная терапия и стресс

Основные понятия танцевальной терапии

Танцевальные терапевты выделяют по крайней мере пять целей занятий с группой. Одной из них является расширение сферы осознания членами группы собственного тела, его использования и возможностей, что не только повышает физическое и эмоциональное здоровье, но и для большинства хорошо функционирующих людей служит также развлечением. В начале занятия танцевальный терапевт наблюдает и оценивает сильные и слабые стороны репертуара движений участников, затем определяет, какие компоненты изменить или усовершенствовать, какие движения и как лучше сделать. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь для усиления мышц, координации движений, уменьшения ригидности и увеличения энергии. Группы, составленные из психотичных или аутичных детей, могут нуждаться в более интенсивной помощи, например, в таких основных физических, моторных действиях, как ходьба, бег, наклоны, прыжки. Второй целью танцевальной терапии является повышение самооценки путем развития более положительного образа тела. Индивидуумы с серьезными нарушениями могут быть неспособны дифференцировать свои тела как объекты, выделяющиеся в ряду других объектов. В таких группах танцевальная терапия используется для того, чтобы создать безопасный телесный образ. В большинстве других групп телесная терапия помогает развитию более привлекательного образа тела, который прямо связан с более положительным образом «Я».

В-третьих, танцевальная терапия используется для совершенствования посредством группового опыта социальных умений тех пациентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков. Психо-тичные пациенты, в частности, не могут осмысленно сообщать о своих эмоциональных потребностях. Танцевальная терапия в этих случаях представляет собой относительно безопасное средство успешной связи с другими во время обучения социально приемлемому поведению. В группах здоровых людей танцевальная терапия дает возможность устанавливать творческую связь с другими, преодолевая барьеры и условности слов.

Четвертая цель — приведение членов групп в контакт с их чувствами путем установления связи чувств с движениями. Творческий танец выразителен, он позволяет освободить подавленные чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения (Rosen, 1974). Здесь психодинамическое понятие катарсиса распространяется на танец, в котором движения приводят к экспрессивному терапевтическому освобождению сдерживаемых чувств. В добавление к выразительным возможностям танца двигательные упражнения, включающие, например, раскачивание и вытягивание, физически снижают напряжение.

Взаимоотношение между движением и разумом

Основные понятия танцевальной терапии отражают тесные взаимоотношения между телом или, если говорить более конкретно, движением и разумом. Танцевальная терапия базируется на допущении о том, что манера и характер движений отражают наши личностные особенности. Вид физического контакта, от которого мы получили удовольствие в младенчестве, свобода передвижения, испытанная нами, когда мы только начинали ходить, друзья, которых мы приобретали, работа, которую мы делали, роли, которые мы играли, стрессы, которым мы противостояли,- все это повлияло на нашу манеру двигаться (Schmais, 1974). Мы можем узнавать людей по тому, как они двигаются. Часто бывает, что мы можем узнать знакомого, не слыша голоса и не видя лица, а просто уловив знакомый жест или позу.

Танцевальный терапевт особенно интересуется тем, сколько и где мы двигаемся. Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление и понимание спонтанного движения. Согласно Шильдеру:

Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности (Schilder, 1950, р. 208).

Танцевальная терапия поощряет свободные, выразительные движения, способствующие развитию физической подвижности и силы на физическом и психическом уровнях. К телу и разуму танцевальные терапевты относятся как к единому целому. Ключевым является убеждение, что если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и характера наших движений, которые отражают черты личности.

по мотивам книги К.Э. Рудестама «Групповая психотерапия»

Любую проблему на свете можно решить танцуя. Джеймс Браун

День прошёл зря, если я не танцевал. Фридрих Ницше

Человек начал танцевать очень давно, гораздо раньше чем начал говорить. Желание танцевать отражало исконную потребность передавать окружающим свои чувства с помощью универсального языка тела. Для человека первобытного общества танец был как способом мышления, так и способом жизни — почти все важные события в жизни отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнце, о плодородии, о защите.

Танец был не просто связан с жизнью, танец и был самой жизнью — например, на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия «труд» и «танец» выражаются одним и тем же словом. У древнего человека не было определенной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяла полностью отдаваться танцу и танцевать с абсолютной самоотдачей. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

Об особом отношении к танцу в Древней Греции говорит то, что муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в пантеон божеств. В Индии, в соответствии с индуистской легендой, мир был создан танцующим богом Шивой. Своим божественным танцем Шива уничтожил враждебных демонов, и с тех пор боги всегда танцевали. И потому на Востоке танец воспринимается, как нечто божественное, что человек однажды получил от богов в дар. В санскрите понятия «танец» и «драма» обозначаются одним и тем же словом – «натья», что отражает неразрывность этих понятий, а одно из основных понятий в древних танцах Востока — «нритта», означающее чистый танец ради танца, в котором танцующий полностью отдается музыке и ритму.

Можно много говорить о танце, но давайте вернемся к теме этого раздела — избавлению от стресса. Если Шива смог уничтожить с помощью танца могущественных демонов, то почему же нам не попробовать направить это оружие против стресса.

Понятие «танец» очень сильно изменилось за прошедшие века и, к сожалению, в понимании современного человека танец – это не более чем телодвижения на дискотеке, или танцы профессиональных танцоров. Для танца подразумевается наличие специального помещения, музыки и пр. Но давайте попробуем вернуться к истоку танца, когда танец был жизнью, и жизнь была танцем – к тому, что и называлось на Востоке словом «нритта» — танец ради танца.

Самое главное, что нет людей, которые не танцуют. Как говорил классик – танцуют все. Естественно, имеется ввиду не традиционный танец, где есть свои правила, многочисленные па и регламентированные движения, а танец, лишенный всяких правил, в котором танцует только тело, а разум отключается. Мы не профессиональные танцоры, выступающие на танцевальной площадке. Наоборот, часто именно у профессиональных танцоров не получается полностью отдаться такому спонтанному танцу, поскольку в голове уже закреплено множество стандартных схем, красивых и отточенных движений.

Существует хорошая африканская пословица «Если Вы умеете говорить – Вы умеете петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать» И этим все сказано — каждый из нас умеет танцевать, в каждом из нас живет внутренний танцор, который хочет танцевать. Танцу не надо учиться. Все происходит достаточно просто. Для этого нужно только на время уединиться и поставить музыку. Какую? Не это главное. Главное, чтобы она нравилась вам. И еще раз – вы не танцуете для кого-то. Вы – просто танцуете, и этот танец — это исчезновение из этого мира.

Танец – это великое не-делание. В идеале вы танцуете не сами, а просто следуете за спонтанными движениями своего тела. Главное, не обращать внимание на ум, который обычно пытается как-то определить происходящие: насколько красивы мои движения, не слишком ли громко слышна музыка и топанье, как бы чего-нибудь не уронить, и как бы кто-нибудь не зашел и не принял меня за психа и т.п. Если вы будете просто наблюдать за происходящим, не пытаясь оценить, то через некоторое время мысли успокоятся, исчезнет окружающий мир, и вы полностью погрузитесь в состояние танца.

В последнее время стали появляться клубы и студи танцевальной терапии. На занятиях танцевальной терапии гораздо проще попасть в состояние истинного танца, когда энергия танцующего соединяется с энергией группы. Обычно такие занятия превращаются в увлекательный процесс, позволяющий постепенно избавиться от многих телесных зажимов, вызванных стрессом, о существовании которых мы чаще всего даже не подозреваем.

Все что сказано о танце, это не просто слова — на протяжении многих лет я выступал в роли как ведущего, так и участника клуба танцевальной импровизации «В центре Циклона», и если вы будете проездом в Екатеринбурге, не забудьте зайти к нам, думаю, что вы получите огромное удовольствие.

В ритме танца на борьбу со стрессом

Танец – это мать всех искусств.
Музыка и поэзия существуют во времени;
живопись и архитектура – в пространстве.
А танец живет одновременно во времени и пространстве.
Творец и творение .
являются одним и тем же.

Не смотря на то, что сейчас в современном мире понятие «здоровый образ жизни» стало очень модным, сам этот образ жизни мало изменился. Все также большую часть времени мы проводим сидя, устремив затуманенный взор в гладь монитора. И это актуально не только на работе, но и дома, когда после плотного ужина так приятно заглянуть на знакомые сайты, или поваляться на диване. И так изо дня в день, недели, месяцы. И когда нереализованная энергия накапливается и требует законного выхода, возникает вопрос: куда применить свою активность? Наверняка вам знакомо чувство, когда хочется отбросив все условности «побеситься», да еще и с единомышленниками, да и в приятной атмосфере. И что бы никто не показывал пальцем и не считал ваше поведение странным. Конечно, можно пойти в тренажерный зал, заняться фитнесом, но кому-то это может показаться слишком сложным, скучным, да и маникюр можно испортить, «тягая» штанги. Тогда есть замечательный выход – пойти в школу танцев! Да-да, это относится не только к маленьким детям, которых за ручку тянут туда, для «приобретения осанки». Это приятный, красивый и изящный вариант физической нагрузки.

Смотрите так же:  Как выйти из состояния стресса

Сейчас существует множество школ, обучающих танцам, разнообразие классических и современных направлений. Так что каждый может выбрать что-то свое, что вам близко и по душе. К тому же можно посещать индивидуальные занятия, групповые, с инструктором, парные, разучивать свадебный танец, и все это в специализированной одежде и обуви для определенного танцевального стиля. В общем, эта сфера весьма разнообразна и, как говориться, «любой каприз за ваши деньги».

Но что же дает нам танец? Почему этот вид искусства, творчества так популярен еще с первобытных времен, когда племена совершали ритуальные движения у костра или перед охотой? Многие психологи занимались вопросами танца, даже было создано такое направление как танцевальная терапия. Танцевальная терапия — метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения рассматриваются как отражение внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. То есть даже когда вы просто танцуете на занятии, вы не только получаете знания о движениях, двигательный навык, но и бессознательно прорабатываете свои внутренние конфликты, познаете свое тело, учитесь слушать его. Да еще и под приятную вам музыку. Это дает мощный эмоциональный заряд, не зря некоторые психотерапевты считают, что осознание частей своего тела, дыхания, напряжения и расслабления во время танца, следование внутренним импульсам как бы разблокирует выражение эмоций, помогая нам их выплескивать. Разве не это приятный способ борьбы со стрессом повседневной жизни?! Некоторые движения помогают нам справиться с негативными эмоциями, так сильные, прямые движения, как при рубки дерева, могут вывести на поверхность чувство гнева или ненависти. Танцевальные движения могут также пробудить особые воспоминания. Подскоки и прыжки могут вызвать неожиданные воспоминания о происшествиях и событиях детства. Поскольку танец и эмоциональное выражение задействует одни и те же нейромышечные пути.

Основу танца задает ритм, лежащий в основе всех аспектов человеческой жизни. В повседневной деятельности разговор, ходьба, работа и игра были бы хаотичны, если бы не были бы структурированы во времени. Одна из основательниц танец-терапии Мэриан Чейс считала, что ритм организует индивидуальное поведение и создает между людьми чувство солидарности и сопричастности. Когда чувства выражаются в общем ритме, каждый участник черпает энергию из общего источника и испытывает повышенное чувство силы и безопасности. «Даже первобытный человек понимает, что группа людей, двигающаяся вместе, вызывает чувство большей силы и безопасности, чем любой индивидуум может чувствовать в одиночестве» (Шарон Чайклин). То есть, танцуя в группе вы еще и находитесь в атмосфере психологической безопасности, вас объединяет одно действие, одна цель, это дает чувство сопричастности с окружающим миром. Не даром танцевальные техники используют для людей, переживающих стрессовый или кризисный период.

Как же правильно выбрать танцевальную школу? В первую очередь прислушайтесь к себе, что бы понять какое направление танца, какой стиль вы хотите попробовать. На сегодняшний день их великое множество: от классического вальса, страстного танго зажигательного латино до ультрасовременного хип-хопа, R&B и стрип-пластики. Практически все школы предоставляют достаточный выбор стилей и направлений. Однако если есть такое обобщенное направление как клубные танцы, стоит уточнить, что именно подразумевается, либо только один определенный стиль, либо универсальный клубный микс из разных стилей. Не поленитесь зайти на сайт выбранной вами школы, ознакомиться с преподавателями, правилами, расписанием занятий. Практически везде действует система разового посещения и абонемента. А также первого пробного занятия со скидкой. Лучше заранее узнать о количестве участников в группе, что бы не пришлось бороться за «место у зеркала».

Итак, если вы уже выбрали определенную школу, то запаситесь хорошим настроением и сменной обувью – вас ждут первые шаги в загадочный мир танца!

Танцевальная терапия. Разработка вводного занятия

Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного “Я”.

Школьные правила требуют от детей и подростков усидчивости, терпения, выполнения поставленных задач. В коррекционной работе педагогу-психологу метод танцевальной терапии для работы с детьми необходим и важен. Так как люди (дети, подростки) при нашей современной культуре начинают относится к своему телу как к предмету, они отчуждены от своего тела. Поведение в обществе требует умения контролировать свое тело, придавать ему какой-то вид, форму, сдерживаться. Это ведет к внутриличностным конфликтам, к низкой самооценке, к замкнутости и, конечно же, развиваются комплексы.

Танцевальная терапия приглашает тело к “разговору”, дает ему возможность “высказаться”, раскрепоститься. В танце человек развивается физически и эмоционально, тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Танцевальная терапия проявляет больший интерес к тому, как движение чувствуется, а не к тому, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:

  1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
  2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
  3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

Принципы работы группы танцевальной терапии:

  • добровольности участия;
  • “здесь и теперь”;
  • конфиденциальности;
  • открытого выражения чувств;
  • ответственности;
  • активности.

Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.

Задачи:

  • углубление осознания участниками группы собственного тела;
  • развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
  • установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Этапы работы: I. этап – разогрев

Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение “Танец отдельных частей тела”

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время: 3 мин.

Всех участников я приглашаю встать в круг. Наше занятие мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой танец было легко исполнить, какой трудно?
  • Что чувствовали во время исполнения танцев?
  • Сложно или легко было придумать свои движения?

II. Этап – Основная деятельность

Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Упражнение “Актер режиссер”

Цели: приобретение нового двигательного опыта, осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: ритмическая музыка.

Время выполнения: 10 минут

Обычно наши движения достаточно стереотипны и сейчас мы попытаемся с вами изменить эти движения.

И первым заданием будет выполнение простых движений. Я буду называть их словом, а вы выполнять. С начала стереотипно просто, как вы это делаете ежедневно, а потом каким-нибудь особенным способом, как вы не когда не делали.

Следующее упражнение очень интересное. Называется оно “Актер, режиссер”. Сейчас разделимся на пары. Один будет актером, другой режиссером. Актер начинает совершать произвольные движения. При слове “сдвиг” произнесенном режиссером актер кардинально меняет свои движения. Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты.

Обсуждение: Сейчас я предлагаю обсудить ваш новый двигательный опыт. Что вы почувствовали? Что вы пережили? Ваше отношение? На какие движения партнера вы обратили внимание?

Упражнение: “Следование за ведущим”

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Время: 10 мин.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на группы по 4-5 человек.

Каждая из групп по 4-5 человека должна выстроиться в ряд, у каждой группы должен быть свой один ведущий, стоящий напротив группы. Ведущий должен выполнять танцевальные движения самого необычного характера, а остальные члены группы повторяют за ним, копируя его. При смене музыки ведущий встает в конец змейки, и тот, кто шел сразу за ним, становится ведущим, и должен выполнять все те же функции. Каждый должен вносить свои движения, особенности. В качестве ведущего должны минимум по одному разу побывать все члены группы.

Обсуждение: Опишите, что вы пережили? Что вы чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого? Что было для вас сложнее придумывать движения или повторять? Опишите, пожалуйста, ваши ощущения от выполненного упражнения.

Упражнение “Имя”

Я предлагаю выполнить следующее упражнение “Имя”. Ваша задача, по очереди показать свое имя в движении. Так как вам этого хочется. Как вы видите свое имя. И обязательно произнесите его.

Обсуждение: Опишите ваше настроение?

А сейчас мы усложним упражнение. Сейчас мы с вами все вместе по очереди будем повторять движение, и произносить имя каждого участника.

Обсуждение: Что сейчас вы чувствуете, опишите?

III. Этап – Завершение

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

Смотрите так же:  Как отличить депрессию от шизофрении

Материалы: музыкальный проигрыватель,

Упражнение “Восход солнца”

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Время: 3 мин.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: “Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти. ”

И, конечно же, мы не можем закончить наше занятия без благодарности самим себе и друг другу за хорошую работу.

Упражнение “Умница”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки вперед, одновременно тянемся за ними и произносим: “Умница” (звук “У” растягиваем).

Упражнение “Молодец”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки в стороны, одновременно наклоняемся вперед, смотрим на правую руку и произносим: “Молодец” (акцентируем и тянем букву “е”, при этом звук направляем в диафрагму).

Благодаря этим упражнениям расслабляются зажимы, вызванные стрессом, улучшается формирование ряда важных навыков. Кроме того, эти упражнения дают уверенный позитивный настрой.

Обсуждение: Что почувствовали выполняя три последних упражнения?

Какие ощущения испытывали, чувства переживали?

И как полагается нам нужно встать в круг и выполнить поклон. Сейчас поклоном мы поблагодарим друг друга за совместную работу.

Целебное действие танца

Есть короткие дороги к счастью, и танец – одна из них. (Вики Баум)

Уже с древних времен танец являлся средством выражения чувств. В диких племенах и поныне ритуальные танцы сопровождают основные события жизни человека — рождение ребенка, свадьбу и смерть, а также выздоровление. Многие народы признают чудодейственную силу танца, которая помогает обрести новые силы или расслабиться. Для многих людей возможность потанцевать — это возможность снять стресс, отдохнуть, зарядиться энергией и поднять настроение.

Предлагаю рассмотреть действие танца на здоровье более внимательно и последовательно…

Современные исследования ученых говорят о целительном действии танца для тела и психики. На сегодня известно, что танцы снимают напряжение и помогают при начальной стадии гипертонии (она возникает как реакция организма на стресс). Давно замечено, что люди, профессионально занимающиеся танцами, живут дольше и сохраняют ясность ума. При этом, согласно исследованиям врачей, у каждого танца есть своя медицинская «специализация».

Латинские танцы (румба, ча-ча-ча, сальса)
Поскольку в танце задействованы таз и бёдра — это тренировка тазобедренных суставов, профилактика заболеваний поясничного отдела позвоночника. Занятия улучшают кровоснабжение органов малого таза. Этот вид танца рекомендуется при проблемах репродуктивной сферы и сексуальных расстройствах.

Вальс
Танец требует идеально ровной спины. Занятия укрепляют мышцы спины и ног, тренируют вестибулярный аппарат, разгружают нервную систему. Подходит пациентам с остеохондрозом и грыжей позвоночника, для людей среднего и пожилого возраста.

Импровизированные танцы
Танцы, в которых люди двигаются импровизированно, под влиянием вдохновения, в такт музыке. Прекрасно помогают справится с накопленным внутренним напряжением. Интуитивно расслабить очаги накопленного нервно-психического и мышечного напряжения в теле, душевно и телесно раскрепоститься и обновиться. Прекрасный метод танцевальной терапии для людей, жизнь которых наполнена ответственностью и контролем.
Импровизированные танцы это всегда оптимально дозированная физическая нагрузка (человек никогда не танцует «через не хочу»), также несомненный плюс в том, что большинство людей интуитивно двигаются правильно, разгружая «зажатые» зоны и равномерно распределяя напряжение по всему телу. Важно добавить, что физические движения улучшают функции пищеварения, дыхательной и кровеносной систем.

Самба
Этот энергичный, зажигательный, ритмичный танец неслучайно называют «огненной царицей карнавалов». Самба тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, улучшает реакцию.
Танец рекомендуют при нарушении обмена веществ и избыточном весе.

Танец живота
Основан на движениях, естественных для женского тела. Плавные движения бёдрами активизируют кровоснабжение органов малого таза, снимают напряжение с мышц спины (исчезают боли), улучшают осанку, укрепляют мышечный тонус.
Танец живота великолепная профилактика остеохондроза, остеопороза и заболеваний органов малого таза.

Танго
Например, в лечебных учреждениях Аргентины активно применяется танготерапия.
Танец помогает при лечении депрессии, шизофрении, головных болей, болезней Альцгеймера и Паркинсона. Необходимость запоминания сложных движений и порядка их выполнения хорошо упражняет мозг.
Следовательно, Танго прекрасное средство профилактики и приостановки процессов старения, а также средство развивающее мозг.

Фламенко
Главное в танце — держать спину и руки. Фламенко хорошо укрепляет мышцы спины, служит профилактикой заболеваний суставов.
Наклоны, повороты и скручивания укрепляют косые мышцы живота, мышечный корсет, что обеспечивает поддержание внутренних органов в нужном положении.
Танец обычно показан при шейном остеохондрозе и для профилактики заболеваний суставов.

Вот пожалуй, и все о целебном действии танца, но главное помните — подавлять в себе потребность в танце вредно для здоровья — ржавеют и душа и тело.

Приглашаю попробовать целительную силу танца в действии на моей авторской программе выходного дня «Женский клуб»

Здесь, через танец вы сможете погрузиться в исцеляющие пространство, архитепических женских образов. Сможете позволить себе быть королевой, ведьмой, красавицей — многогранной прекрасной женщиной. Здесь совершенно не важно, умеете ли вы танцевать. Женский круг, поддержка, вдохновение лучшим образом всегда способствуют вашему самовыражению…

Танцевальная терапия и стресс

ВЕБИНАР: Практика образовательной кинезиологии: освобождение от стресса и синдрома хронической усталости

Международный конгресс «Психотерапия, психология, психиатрия — на страже душевного здоровья!»

Первая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образовательная кинезиология – через движение к развитию, обучению и долголетию»

Международная конференция «Психологические проблемы: характеристики, принципы классификации и диагностики»

Международная научно-практическая конференция и Форум молодых ученых «Современное детство в пространстве науки и образовательной практики. К 100-летию Института детства герценовского университета»

XXIII Клинические Павловские чтения «Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, клинико-патогенетические аспекты и современные подходы к оказанию специализированной медицинской помощи»

20-й Международный Конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

Международная научно-практическая конференция «Перспективы научного и прикладного исследования почерка»

    • Мыслители. Наставники. Друзья.

      Наша память о них бессмертна.

      Использование танцевальной терапии и цирковой педагогики при аутизме

      Высокий интерес к проблеме аутизма мирового профессионального сообщества – в области как медицины, так и специальной педагогики – объясняется высокой рождаемостью детей с аутизмом, или расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Несмотря на существующее многообразие методов абилитации аутичных детей (АВА-терапия, эрготерапия, сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция, энималтерапия, холдинг-терапия и т.д.), специалистами и родителями непрестанно ведется поиск все новых и новых методов работы и подходов к своим подопечным. Имеющийся опыт показывает, что общепринятые и директивные методы зачастую не дают положительных результатов, а те, что работают для одних детей, оказываются совершенно неэффективны для других. Актуальными становятся методы, основанные на творческой импровизации, раскрытии потенциала каждого конкретного ребенка. Такими недирективными методами являются танцевально-двигательная терапия (ТДТ) и метод цирковой педагогики (МЦП), которые мы взяли как основополагающие в нашей работе.

      Использование двигательных методов развития, какими, по сути, являются МЦП и ТДТ, в одной программе является естественным, так как двигательная активность – мощный биологический стимулятор жизненных функций растущего организма; потребность в движениях составляет одну из основных его физиологических особенностей, являясь условием его нормального формирования и развития.

      Имея возможность резюмировать опыт собственной танцевально-цирковой студии, мы рассматриваем цирковую педагогику и танцевально-двигательную терапию как родственные методы, решающие общие задачи. И там и там идет формирование двигательных навыков и умений, развитие пространственных представлений (очевидная связь с нейропсихологической коррекцией), развитие координации движений, устойчивости, равновесия, чувства ритма, формирование как непроизвольной, так и произвольной саморегуляции, обучение ощущению своего тела, раскрытие и раскрепощение индивидуальных чувств через движение, установление ритмического баланса в теле и энергетической гармонии, из чего со всей очевидностью следует, что сочетание техник ТДТ и МЦП в одном курсе занятий целесообразно. Двигательные методы дают детям возможность по-новому и по-другому ощутить свое тело; переключение с одного метода на другой дает возможность удерживать их внимание в течение более длительного времени, чем использование какого-либо одного метода. Более того, оба метода допускают игру, а игра, по утверждению игрового терапевта Г.Л. Лэндрета, – это «интегральная составляющая жизни детей, уникальное средство, способствующее развитию экспрессивного языка, эмоций, коммуникативных и социальных навыков, практических и интеллектуальных способностей ребенка».

      В России авторство метода цирковой педагогики принадлежит санкт-петербургской организации «Упсала-Цирк», «единственному в мире цирку для хулиганов». Метод примечателен тем, что, по сути, является комплексным. Во-первых, здесь можно говорить о психологическом воздействии: огромный инструментарий для установления эмоционального контакта, возможность самовыражения, что особенно актуально при недостатке вербальных средств; повышение самооценки, преодоление страхов и уменьшение тревожности; снятие психоэмоционального напряжения, групповое взаимодействие (командная работа является очень важной составляющей), острота ощущений, необходимая в подростковом возрасте, возможность заявить о себе, развитие креативности, расширение внутреннего мира; снижение вероятности появления агрессии и самоагрессии, обучение умению выражать эмоции и контролировать их и т.д. Во-вторых, это необходимая для детей собственно физическая подготовка, которой требуют упражнения с использованием циркового инвентаря: ходули, слэклайн, баланс-доски, унициклы, мячи и т.п. Уникальность метода цирковой педагогики заключается в том, что в нем встречаются элементы и сенсорной интеграции, и нейропсихологической коррекции (цирковая педагогика отлично вписывается в концепцию метода замещающего онтогенеза), и танцевально-двигательной терапии и др. Переоценить значимость такой работы практически невозможно, ведь «воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций».

      Целью нашего исследования было изучение влияния танцевально-двигательной терапии в сочетании с методом цирковой педагогики на психомоторное развитие и психоэмоциональное состояние детей с РАС, в связи с чем мы решили ряд задач: 1) изучили особенности развития детей с РАС; 2) на основе имеющихся сведений и опыта составили для экспериментальной группы курс занятий с применением техник ТДТ и метода цирковой педагогики, испытали его на практике и проанализировали; 3) оценили влияние разработанного курса занятий на психомоторные и психоэмоциональные характеристики детей с РАС.

      Настоящее исследование было проведено на базе танцевально-цирковой студии «Роза Экзюпери» владивостокского Неформального общества помощи аутистам «Маленький принц», в котором занимаются около 20 детей с расстройствами различной степени тяжести. В эксперименте приняли участие две группы: экспериментальная, в нее вошли пятеро постоянных участников студии, и контрольная – из числа тех ребят, которые в большей степени участвуют в занятиях, где доминантным является ручной труд, деятельность у них менее активная, преимущественно ребята работают «за столом».

      Участники экспериментальной группы являются, повторим, постоянными участниками клуба, в коллективе достаточно адаптированы, хорошо знают друг друга, с ведущим установлены доверительные отношения. В группе царит атмосфера безопасности, что дает возможность в процессе занятий импровизировать и отклоняться от строго заданной структуры. Группа разновозрастная (от 7 до 16 лет), что соответствует принципу метода цирковой педагогики. Ведущими поощряется наставничество более сильных и старших детей относительно более младших и слабых.

      В соответствии с классификацией Никольской – Баенской – Либлинг в нашем исследовании участвовали дети преимущественно 2-й группы тяжести, в связи с чем многие методы диагностики к ним были попросту неприменимы.

      Мы использовали схему наблюдений, разработанную психологом И.И. Мамайчук. Основными параметрами наблюдения автор выделяет эмоционально-поведенческие особенности, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, оценку ребенком своего поведения и успехов; особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий, истощаемость, переключаемость внимания; особенности развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленного поведения.

      Также мы попробовали применить модифицированную метрическую шкалу для исследования моторной одаренности детей и подростков с опорой на методику Головей и Рыбалко, методику «Мотоскопия» Озерецкого и Толчинского. В некоторых случаях задания упрощались – адаптировались в соответствии с уровнем интеллектуального развития детей, для которых сложные инструкции были просто недоступны.

      Что касается метрической шкалы для исследования моторной одаренности детей и подростков, то, учитывая быструю истощаемость нервной системы и неустойчивость внимания, мы выбрали для оценки возможностей ребенка весьма ограниченное количество упражнений, и главный интерес для нас представляла не столько точность исполнения заданий, сколько в принципе готовность и способность ребенка выполнять их.

      В описании по методике «Мотоскопия» Озерецкого — Толчинского основными параметрами анализа мы обозначили осанку, позу, выражение лица, смех, жестикуляцию, речь, движение, рукопожатие.

      Каждое занятие имело структуру устойчивую, но гибкую, позволявшую импровизировать, что возможно, если учитывать, что группа хорошо адаптирована и доверяет ведущему и другим участникам группы.

      В структуре каждого занятия было выделено пять основных элементов: 1) разминка; 2) релаксация; 3) освоение внутреннего и внешнего пространства; 4) специальная цирковая подготовка (эквилибристика и жонглирование); 5) совместная танцевальная импровизация. Общие цели занятий: улучшение психомоторных характеристик детей-участников, вовлечение их в действие, привлечение их внимания к окружающим, снятие телесного и психоэмоционального напряжения, снижение тревожности, переключение внимания с одного действия на другое, удержание в предлагаемом правиле, расширение сенсомоторного репертуара, стабилизация энергетического потенциала организма и др.

      Основным связующим звеном танцевально-двигательной терапии и метода цирковой педагогики в нашей программе была работа с пространством, все части каждого занятия выстраивались вокруг этой условной оси.

      Мы уделили значительное внимание формированию именно пространственных представлений, исходя из научных исследований и общепризнанных выводов о нарушении ориентации детей с аутизмом в пространстве, а также учитывая их проблемы в установлении границ с внешним миром и проблемы, связанные с соматогнозисом и – как следствие – с праксисом. «Среди базисных психических функций одна из центральных связана с пространственно-временными представлениями, так как эти представления участвуют в формировании практически всех навыков и функционировании всех сложных процессов. К ним относятся элементарно и сложно организованные движения, восприятие, рисование, речь, письмо, чтение, счет и т.д. Пространственно-временные представления выстраиваются постепенно, начиная с телесных ощущений еще во внутриутробном состоянии и заканчивая формированием личностного пространства».

      ТДТ и МЦП задействуют схожие механизмы интегрирования движений в схему тела, доводя необходимые навыки до автоматизма, что является необходимым условием для дальнейшего успешного развития ребенка, его ориентации в окружающем мире и формирования социально-бытовых навыков.

      Сравнительнный анализ состояния детей до и после разработанного нами курса занятий показал, что у детей экспериментальной группы улучшились показатели, связанные с эмоционально-волевой сферой: участники программы стали более контактны, активны, их взаимодействие с окружающим миром стало более открытым и осознанным, начала формироваться целенаправленная деятельность. Увеличился эмоциональный тонус – отношение к ситуации стало более избирательным, отношение к происходящему – более критичным. Более того, участники экспериментальной группы стали гибче в отношении к происходящему, показали более высокую скорость адаптации и инициативность, умение принимать правила и выдерживать очередность.

      У детей увеличилась динамика продуктивности в процессе занятий: деятельность стала более структурированной, сосредоточение на инструкциях – более длительным. Участники стали включаться в рабочий процесс, лучше взаимодействовать в группе. Выросла скорость адаптации к новому и скорость переключения внимания на новые задачи.

      Исследования по модифицированной метрической шкале одаренности детей и подростков с опорой на Головей – Рыбалко показали улучшения в области психомоторного развития: испытуемые стали лучше управлять своим телом, что говорит о прогрессе в области произвольной саморегуляции, улучшилась также и пространственная ориентация, как в схеме своего тела, так и во внешнем мире. Как следствие выросла уверенность в себе, что в дальнейшем предполагает более успешный жизненный сценарий, дальнейшую социально-бытовую адаптацию.

      Таким образом, мы увидели, что занятия, активно задействующие двигательные анализаторы, более эффективны, чем традиционные методы коррекции, направленные на работу за столом, и подтвердили гипотезу о положительном влиянии танцевально-двигательной терапии и метода цирковой педагогики на психомоторное и психоэмоциональное развитие детей с расстройствами аутистического спектра.

      1 Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции / Под ред. Г.Л. Лэндрета. – М.: Когито-Центр, 2007. – С. 16.

      2 Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2015. – С. 8.

      3 Цыганок А.А. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. – М.: Теревинф, 2014. – С. 104.

      Публикация по материалам диплома выпускницы программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Елены Пинчук. Руководитель дипломного проекта — Дарья Юрьевна Борисова. Руководитель программы — Наталья Юрьевна Оганесян. Защита дипломов состялась в сентябре 2016 года. Начало обучения следующего набора програмы дополнительного образования: 14 ноября 2016 года.

      Другие статьи

      • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
      • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
      • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
      • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
      • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
      • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]