Технология раскрепощённого развития детей вфбазарного

Методическая разработка на тему:
Инновационный опыт работы

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли грандиозные события. которые требуют существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений. Именно ФГОС определяет эти изменения, где принцип вариативности остается одним из главных направлений. Мы, педагоги, можем самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса, свободно внедрять в работу инновационные тенологии, выбирать формы, средства, методы для реализации основных целей и задач дошкольного образования. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. направленные на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, которые гарантируют дошкольникам в дальнейшем успешное обучение в школе. Но, согласитесь , среди современных образовательных технологий особое место занимают здоровьесберегающие технологии, так как они включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях -информационном, психологическом, биоэнергетическом

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

«Внедрение здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного, как ведущее средство здоровьесбережения дошкольников в процессе обучения»

Здоровье является одним из важнейших факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебном процессе детей, обеспечивает их нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и эффективности образования, повышает потенциал профессиональной ориентации, а так же создает условия для адекватной адаптации в социальной среде.

Проблема массового нездоровья подрастающего поколения – наиболее остро обсуждаемая в нашей стране. Сегодня среди основных задач современного ОУ важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей в учебно-воспитательном процессе. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

Не принести ущерб здоровью ребенка неадекватными методами и технологиями обучения – является сегодня основой строительства образовательного процесса и гарантировано многими законами РФ и, в частности, ст. 41 закона «Об Образовании в Российской Федерации». Поэтому целью учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе здоровьеформирующих технологий является адекватная природе ребенка эргономическая и психофизическая организация учебного процесса, а так же создание образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации учащихся и воспитанников.

Понимая значимость работы по формированию и укреплению, сохранению здоровья детей, одним из направлений деятельности нашего детского сада по реализации программы оздоровления стало внедрение непосредственно в учебный процесс здоровьесберегающей и здоровьеформирующей технологии В. Ф. Базарного «Раскрепощенное развитие детей».

Технология раскрепощенного развития В.Ф.Базарного, получила признание уже в 80-90-ых годах. Это единственная здоровьесберегающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук; защищена патентами и авторскими правами;
одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН;
утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.;
прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ; имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ; позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе ребенка. Разработанная автором программа включает конкретные технологии и технические средства, направленные на реорганизацию классического построения учебно-познавательного процесса.
Доктор медицинских наук, профессор и врач офтальмолог, профессор, отличник здравоохранения РФ, педагог – новатор, В. Ф, Базарный создал систему педагогически технологий, позволяющих обучать детей , при этом , сохраняя и укрепляя их здоровье. Данная система содействует развитию телесной и зрительной координации, а так же развитию внимания и быстроты реакции детей. За основу своей методики Базарный В.Ф. взял принцип сенсорно-моторной активности человека. При всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья дошкольников на первое место выходит фактор двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующему нормальную жизнедеятельность. Занятия строятся в режиме телесной вертикали и малых форм двигательной активности

Мы часто повторяем, что движение – это жизнь. В то же время ребенку часто говорим: «не вертись», «Сиди спокойно», прекрасно понимая, что чем больше ребенок находится в движении, тем активнее он развивает свои мыслительные процессы воображения, быстрее осваивает речь, расширяет словарный запас. Не секрет, что в детских садах дети долгое время находятся в сидячем положении. В школу они приходят, как сказал В.Ф. Базарный, уже «засиженные», т.е. телесно «расслабленные», неактивные, с пониженными координаторными способностями тела. Большинство детей при поступлении в школу имеют какие-либо заболевания. В школе же мы позволяем развиваться этим заболеваниям или приобретать новые. Конечно, педагог не врач, он не может и не должен лечить детей, но он должен организовать учебный процесс так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью ребенка.

Ознакомившись с методикой Базарного и изучив ее, я решила взять его за основу и внедрять данную технологию в воспитательно-образовательный процесс.

В своей работе руководствовалась различными нормативно-правовыми документами: «Закон «Об образовании в РФ», «Конвенция о правах ребёнка», Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г.№ 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 30-49-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Устав ДОУ, а также современные образовательные программы, программу «Детство», «Остров здоровья», «Расти здоровым малыш», «Здравствуй», практическое пособие «Технология раскрепощенного гармоничного развития ребенка В. Ф. Базарного в учебном процессе» , подбирала необходимый материал из дошкольных методик.

В результате подобрала соответствующую литературу и составила план работы. Его я согласовала с администрацией детского сада и медицинской сестрой.

Работа в этом году была очень насыщенной и трудной, т.к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Но когда увидела реальные результаты в конце года (а они были отмечены на педагогическом совете, где данные технологии были восприняты с большим интересом), то у меня появилось желание рассказать о тех простых, доступных, не требующих материальных затрат технологиях.

Все необходимое оборудование можно изготовить своими руками. Конторки помогли изготовить родители . Сенсорные кресты, зрительные тренажеры, все мы готовили вместе с родителями.

Внедряя технологии Базарного, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но планируя занятия, тщательно продумываю задания и связываю их с технологиями. Более того я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:

— большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;

— зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами;

— не формируем у дошкольников функциональную зрелость тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;

— занятия в ДОУ проходят в основном режиме ближнего и частичного дальнего зрения;

— дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обедненной развивающей средой;

— обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра и переживания.

Применяя технологии В. Ф. Базарного, я убедилась в том, что они позволяют устранять многие причины. Меня поразило то, что самые простые приемы приводят к отличным результатам. Вспомним времена А.С. Пушкина. Учась в лицее, они не сидели за партами! Видимо, поэтому было столько талантливых людей. И в этом я убедилась на собственном примере, когда начала работать с детьми в «режиме смены динамических поз»

Итак, я кратко познакомлю с элементами данной технологии:

режим смены динамических поз (стою-сижу-стою);

произвольный шаговый логоритм;

гимнастика для глаз;

массажные коврики для работы стоя;

хоровое чтение или пение;

Первая технология – режим « динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки , второй – там, где это возможно менять позу детей- сидя, стоя. Я использую и первый и второй вариант. Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Но, увы! Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось не просто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый ребенок почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой.

При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике, так как массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочки. Это так легко, просто, доступно, результативно. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. И чем чаще ребенок меняет позы – тем полезнее.

Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность, реально снижать утомляемость детей. Этому способствуют и различные дидактические игры с использованием всего пространства в группе, например: найди лишнюю фигуру, игрушку…», «Найди отгадку». Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением — это сто процентное усвоение материала. Во время занятий дети то садятся, то работают стоя, тем самым укрепляется позвоночник — основа энергетики организма. Данный режим оказывает благоприятное влияние на: повышение иммунной системы, улучшение ростовых процессов, развитие координации всех органов.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств использую зрительно- координаторные тренажеры. Это схемы- «диаграммы» для разгрузки зрения. Оптимальным местом для нанесения схемы тренажера является потолок. Поскольку изображение схемы на потолке несет в себе определенные технические трудности, мы его разместили на стене. Дети периодически становятся в центре перед схемой тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующие упражнения. При этом возможно сочетание движений глазами, головой и туловищем. Выполняется примерно по 6-7 движений по каждой траектории (по «овалам», по «кресту»). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы.

Следующее , что предлагает профессор Базарный это тренаж со зрительными метками. Этот приём предполагает организацию работы в условиях зрительно пространственной активности. В различных участках группы фиксирую привлекающие внимание яркие объекты — зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки, аппликация, сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы. Метки располагаю в разноудалённых участках группы( в центре, по углам, у фронтальной стены). Игрушки, картинки, подбираем с таким расчётом, чтобы вместе они составляли единый зрительный сюжет. Упражнения выполняются стоя, под счёт 1. 2.3.4 дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая с движением головой, глазами туловищем, например, повороты в прыжке с хлопком. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. например : на занятиях по обучении грамоте располагаем карточку с изображением волка под цифрой 1. Дети фиксируют взгляд на карточку, называют, что изображено и определяют первый звук в слове [ в ]. Далее дети выполняют поворот в сторону карточки под цифрой 2, расположенной на сенсорном кресте справа от доски, называют букву В и дают характеристику звуку [ в ]. Затем, выполняя поворот прыжком, фиксируют взгляд на карточку под цифрой 3, расположенный на противоположном углу, на сенсорном кресте читают слово ВОЛК и делают анализ слову. И последнее движение выполняют, находя карточку под цифрой 4, рассматривают и составляют рассказ-описание. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. Дети становятся более внимательными.

Смотрите так же:  Норма еды 9 месячного ребенка

Использую в своей работе и метки на стекле, которые позволяют тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствуют профилактике близорукости. Ребёнку предлагаю рассмотреть круг, наклеенный на стекле. Затем перевести взгляд на самую удалённую точку за окном и рассказать, что он там видит, при этом совершенствуется развитие речи и воображение.

Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей на сенсорных крестах и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Данный режим эффективен по обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественному воспитанию, сюжетно-ролевые игры, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоничное формирование зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций

Полюбили дети шаговый ритм, кистевые и голеностопные упражнения. На начальном этапе испытывали трудности с синхронизацией, но постепенно научились сочетать ритм кистевых и голеностопных усилий с логоритмом.

Конечно, условия нашего детского сада не позволяют нам применить технологию в целом и о результатах говорить рано , так как работа по данным технологиям еще не окончена, но применение элементов данной технологии дает очень много положительных результатов. Увеличилось плотность двигательной активности, улучшилось физическое, психическое, нравственное здоровье детей. В конце года группа по оздоровлению детей была с самым низким процентом по заболеванию и самым высоким процентом по посещению детского сада, самым большим количеством детей 1 группы здоровья. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Использование элементов данной технологии помог нам в конце учебного года показать высокие результаты в области познания. художественного творчества. Применение элементов технологии Базарного В.Ф. дает положительный результат и в воспитании детей. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Мы много с детьми путешествуем, участвуем в различных конкурсах и мероприятиях детского сада, городского уровня. Интеллектуальная активность наших воспитанников постепенно возрастает. Они умеют работать свободно с информационным пространством .

В дальнейшем мне бы хотелось, распространение опыта по внедрению технологий В. Ф. Базарного среди учителей начальных классов в рамках преемственности детского сада и школы.

В заключении хочется сказать: « Работая по здоровьесберегающей технологии, я постоянно нахожусь в поиске всего нового, интересного. И радует то, что большее количество родителей понимают серьезность проблемы сохранения здоровья детей и поддерживают меня в моем начинании».

В результате применения методики В. Ф. Базарного в образовательном процессе в группе достигнуты следующие результаты:

— снижение уровня заболеваемости;

— повышение работоспособности, выносливости;

— развитие психических процессов;

— формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

Школьный стресс

и демографическая катастрофа России

Заключения и постановления академической науки, министерств здравоохранения и образования РФ, а также Координационных Советов при главе Республики Коми (Ю.А. Спиридонов) и губернаторе Ставропольского края (А.Л. Черногоров), регламентирующих внедрение в массовую практику общеобразовательных школ здоровье развивающей программы обучения «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах» (Авторы: В.Ф. Базарный, Л.Н. Уфимцева, Э.Я. Оладо, В.А. Гуров).

АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК СССР

ПО МЕДИЦИНСКИМ ПРОБЛЕМАМ СИБИРИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Головное учреждение: Сибирское отделение АМН СССР

630099, г. Новосибирск-99, ул. Советская, 18, тел. 24-29-84;

17 апреля 1986г.

«Массовая близорукость и нарушение

осанки – как показатели сложившихся

противоречий между возрастной

физиологией зрения и дошкольно-

школьным воспитанием и обучением»

Заслушав и обсудив доклад руководителя клинического отделения адаптации зрения НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, Пленум Научного совета № 37 отмечает следующее.

В НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР на базе отделения адаптации зрения, начиная с 1977 г., проводятся исследования по изучению клинико-физиологических аспектов развития зрительного анализатора у детей и подростков, проживающих в северных районах нашей страны, а также раскрытию механизма возникновения широко распространенных в настоящее время среди детей и подростков таких отклонений в их развитии, как близорукость и нарушение осанки.

Оригинальностью проводимых исследований является системный подход к анализу развития зрительного анализатора в единстве с организмом и внешней средой. В результате проведенных исследований получены данные, касающиеся различных аспектов возрастной физиологии зрения; проблем зрения в экстремальных условиях, системогенеза и системной организации функций зрения и т.д.

На основании этих данных была обоснована зрительно-координаторная концепция объяснения механизма развития у детей и подростков приобретенной близорукости и нарушений осанки. Причем, отмеченные аномалии развития отнесены к сугубо «школьным» проблемам, отражающим противоречия между возрастной физиологией зрения и сложившейся практикой дошкольно-школьного воспитания и обучения.

На основании проведенных исследований предложена программа и разработаны методы направленного формирования зрительного анализатора, в т.ч. зрительно-координаторных функций в процессе развития детей. Апробация разработанных методов показала, что через 3-4 года частота возникновения близорукости и нарушений осанки у школьников снижается примерно в 2.5 раза.

Методы не требуют дополнительного роста численности медицинских кадров, носят массовый первично предупредительный характер, включаются в план работы обще профильных детских дошкольных учреждений и школ. Целесообразно скорейшее включение разработанных методов в план реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Разработанные методы неоднократно демонстрировались на ВДНХ СССР, в т.ч на выставке, посвященной XXVII съезду КПСС. Они награждены рядом дипломов, золотой, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР. В ряде областей и республик страны (Красноярск, Минск, Владивосток, Якутск, Кировокан и др.) Исполкомами Советов народных депутатов приняты соответствующие постановления для внедрения разработанных методов в практику здравоохранения и народного образования. Они включены в приказ Минздрава и Минпроса СССР за №871/117 от 01.07.85г.

Пленум Научного Совета №37

Принять к сведению сообщение руководителя отделения адаптации зрения НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР доктора медицинских наук В.Ф. Базарного «Массовая близорукость и нарушение осанки – как показатели сложившихся противоречий между возрастной физиологией зрения и дошкольно-школьным воспитанием и обучением».

Одобрить исследования клинико-физиологических аспектов системного развития зрительного анализатора, проводимых в НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР на базе клинического отделения адаптации зрения, и признать представленное направление приоритетным и перспективным для решения проблемы близорукости и нарушений осанки в условиях дошкольно-школьного воспитания и обучения детей.

Считать целесообразным полученные материалы издать в виде монографии «Развитие зрения у детей в напряженных экологических условиях». Редакционно-издательскому совету включить в план изданий на 1986 год по СО АМН СССР названную монографию. Отв. Бочаров.

Просить Министерство просвещения и Академию педагогических наук СССР включить разработанную «Систему массовой профилактики близорукости и нарушений осанки у детей и подростков» в соответствующие положения реформы общеобразовательной школы. Соответствующий документ подготовить к 15 мая 1986 г. Отв. Базарный В.Ф.

Просить Министерство просвещения СССР и Министерство здравоохранения СССР ускорить утверждение представленных методических рекомендаций «Система массовой профилактики близорукости и нарушений осанки в детских дошкольных учреждениях и школах».

Рекомендовать т. Базарному В.Ф. полученные результаты научных исследований по изучению клинико-физиологических аспектов развития зрительного анализатора и раскрытию механизма возникновения близорукости и нарушений осанки оформить в виде заявки на открытие и направить в Госкомитет по делам изобретений и открытий.

Контроль за реализацией постановления возложить на ученого секретаря Научного совета №37 Черных Н.И.

Председатель Научного совета №37

академик АМН СССР

Ученый секретарь Научного совета №37

канд. мед. наук Н.И. Черных

Российская академия наук

Коми научный центр

Зам. директора Института физиологии

Коми НЦ УрО Ран

«____» ____________ 1997г.

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Исследование функциональных возможностей дыхательного аппарата и деятельности сердца у детей экспериментальных и контрольных классов Сыктывкарской школы № 35

зав. лабораторией экологической

физиологии человека, к.б.н., с.н.с.

«___» ___________ 1997 г.

(отв. исполнитель), к.б.н., В.Г. Евдокимов

сбор и обработка материала,

О.В. Рогачевская, м.н.с.,

сбор и обработка материала, О.В. Рогачевская

Н.Г. Варламова, н.с.,

сбор и обработка материала Н.Г. Варламова

ст. лаборант-исследователь, В.В. Яткова

сбор и обработка материала

ст. лаборант-исследователь, З.И. Шуктомова

сбор и обработка материала

Показано, что у школьников в четвертом экспериментальном классе, в отличие от контрольного, к маю возрастали как вес, так и рост, что свидетельствует о более равномерном развитии детей. У девочек в четвертом экспериментальном классе выросла за полгода устойчивость к изменению газовой среды, а у мальчиков данного класса наблюдались меньшие изменения параметров газовой среды организма при задержке дыхания. У всех детей в четвертом контрольном классе снижалась к маю длительность задержки дыхания на выдохе, что свидетельствует о снижении функциональных возможностей дыхательной системы организма школьников обычного класса в мае.

В экспериментальном четвертом классе на всем периоде восстановления диастолическое АД снижалось к маю, при этом на 1 и 3 минутах восстановления возрастал УО и он достигал максимального уровня, что характеризует более благоприятные условия деятельности сердечно-сосудистой системы в восстановительный период после физической нагрузки. В целом для учащихся данного класса была характерна большая скорость восстановления ЧСС в процессе отдыха после приседаний (достоверно более низкое значение То.s, которое было минимально в декабре месяце). В первые 10 сек. восстановления в контрольном классе пульс продолжал расти (на 2.5-5%), а в экспериментальном классе уже в этот начальный период наблюдалось снижение показателя на 4-20%.

У школьников четвертого экспериментального класса кислородное снабжение организма, как в покое, так и при выполнении нагрузки обеспечивалось меньшим объемом вентиляции легких при большем дыхательном объеме и меньшей частоте дыхания, т.е. при «спортивном» типе механики дыхания. Возможно, именно более благоприятная механика дыхания обеспечивает увеличенный уровень эффективности дыхания в декабре месяце, что, как было показано нами ранее при обследовании жителей различных климатических регионов Республики Коми, свидетельствует о более быстрой перестройке организма школьников экспериментального класса на «зимний» тип функционирования и является признаком хорошей реакции организма на сезонные изменения климатических условий. Кроме этого в мае у них наблюдалось снижение уровня кислородного запроса физической работы, более быстрое уменьшение потребления кислорода в процессе восстановления и сбалансированное изменение потребления кислорода и выделения углекислого газа, что также может рассматриваться как более адекватная реакция организма на физическую нагрузку и изменение климатических условий (реадаптация к теплому периоду года). Для школьников в экспериментальном классе был характерен максимальный уровень %СО2 в выдыхаемом воздухе в процессе восстановления, т.е. скорость вывода избыточного СО2 из организма и нормализации внутренней среды организма у них была наибольшей (об этом же свидетельствует более высокие уровни выделения углекислого газа на 1 и 2 минутах восстановления), при этом у них был выше дыхательный коэффициент (ДК). К маю различия ДК у мальчиков разных классов исчезали. В контрольном классе в отдаленные минуты восстановления (2-3 минуты) наблюдалось повышение ДК в мае по сравнению с декабрем, показывающее недостаточно быструю нормализацию гомеостаза.

Смотрите так же:  Супрастин уколы инструкция по применению детям

Отбор в экспериментальный и контрольный классы происходил без учета уровня физической подготовленности детей. Антропометрические и физиологические показатели учащихся из экспериментальных классов оказались изначально несколько хуже, чем у детей из контрольных классов. У школьников при обучении по технологии сенсорной свободы и раскрепощенного развития личности возрастное увеличение функциональных возможностей организма протекало более интенсивно, с большей скоростью, что позволило не только догнать по физиологическим показателям детей из контрольного класса, но и по ряду показателей превзойти их. Нормализация состояния организма и ускорение благоприятных возрастных перестроек – это наиболее типичные проявления обучения по технологии, предложенной В.Ф. Базарным.

Таким образом, обучение по технологии сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в процессе учебно-познавательной деятельности не вызывает неблагоприятных изменений в деятельности кардиореспираторной системы школьников и приводит к целому ряду положительных сдвигов:

с возрастом быстрее увеличиваются резервные возможности организма;

повышается адекватность работы регуляторных механизмов и эффективность деятельности физиологических систем;

реакция организма на сезонные изменения климатических условий и физическую нагрузку становится более четкой.

о работе группы специалистов

Москвы и Санкт-Петербурга в Сыктывкаре 24-28 января 2000 года

Рабочая группа в составе специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук д.м.н. профессора Кучмы В.Р. (директор института), к.м.н., с.н.с. Степановой М.И. (зав. лабораторией изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска), к.м.н., врача высшей категории Цамеряна А.П. (зав. поликлиническим отделением оптико-физиологических методов коррекции зрения «Зоркость»), к.м.н., с.н.с. Дрожжиной Л.А. (с.н.с. Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Г.И. Турнера, СПб), к.м.н. Проскуриной О.В. (с.н.с. НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, Москва) при участии д.м.н. профессора Базарного В.Ф., заместителей министров образования и высшей школы Башкановой Г.Л., здравоохранения – Белых В.В., главного государственного санитарного врача Республики Коми к.м.н. Глушковой Л.И., главного педиатра МЗ Республики Коми Лыюровой Т.М., зав. ортопедо-травматологическим центром ДРБ Росина В.Н., детского офтальмолога ДРБ Уржумовой Т.С., директора Межведомсвенного республиканского учебно-методического центра «Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков» Улановой С.А., зав. кафедрой психологии СыктГУ, к.б.н., доцента Ветошевой В.И. изучила сложившуюся систему организации воспитания и обучения детей по здоровому раскрепощающему развитию детей и подростков Республики Коми (научный руководитель д.м.н., проф. Базарный В.Ф.), посетила ДОУ № 113, общеобразовательные школы № 30, 24, 43, 38, и 35 г. Сыктывкара, приняла участие в медицинском осмотре 219 учащихся начальных классов и пришла к следующему

Министерства здравоохранения, образования и высшей школы Республики Коми, работники образовательных учреждений и практического здравоохранения республики обеспокоен состоянием здоровья подрастающего поколения, правильно понимают основные тенденции государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей. Заслуживает положительной оценки их совместная работа на протяжении последних 8 лет, направленная на оздоровление детей в условиях образовательных учреждений. С этой целью были созданы вначале Лаборатория здорового раскрепощенного развития детей и подростков (1995), а в 1998 г. – Межведомственный учебно-методический центр при участии министерств образования и высшей школы, здравоохранения, по делам национальности, труда и занятости, по социальным вопросам Республики Коми. Все это соответствует общепризнанным подходам к межсекторальному сотрудничеству в области здравоохранения.

Основные тенденции в укреплении здоровья населения и действующее законодательство Российской Федерации на одно из первых мест выдвигают задачу профилактики заболеваний и оздоровление детей в условиях образовательных учреждений. В связи с чем заслуживает положительной оценки деятельность министерства образования и высшей школы Республики Коми в этом направлении.

Широкое внедрение здорового раскрепощающего развития детей и подростков в образовательных учреждениях Республики Коми осуществляется при постоянном медицинском сопровождении.

Знакомство с организацией обучения детей в условиях сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в образовательных учреждениях г. Сыктывкара свидетельствует, что они направлены на увеличение двигательной активности, профилактику зрительного утомления детей, обеспечение рациональной рабочей позы учащихся, формирование правильной осанки, стимулирование интеллектуального развития детей и их умственной работоспособности в процессе учебной деятельности, что позволяет рассматривать эти педагогические технологии как потенциально здоровьесберегающие.

Технология раскрепощенного развития В.Ф. Базарного. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемГалина Ягодкина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Технология раскрепощенного развития В.Ф. Базарного.» — Транскрипт:

1 Технология раскрепощенного развития В.Ф. Базарного

2 Базарный Владимир Филиппович — учёный, врач, музыкант и педагог- новатор, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Около 30 лет посвятил решению проблемы предотвращения демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья её подрастающих поколений. В своих исследованиях убедительно показал, что существующая система воспитания и обучения детей в семьях, детских садах и школах сориентирована против природы ребёнка. Создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье

3 Главными источниками нездоровья детей являются следующие причины: Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья; Не учитывается моторно-динамический образ ребенка Взрослые не формируют у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок; Занятия в ДОУ проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения; Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой; Игра стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные. Дети перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.

4 Режим динамических поз – это периодическая смена поз, перевод детей из традиционной позы обучения сидя, в позу — стоя. Первый способ не требует никаких материальных затрат: там, где это возможно менять позу детей (сидя-стоя). Второй способ — использование настольной конторки, с оптимальной для зрительного труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности

5 МЕТОДИКА ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ Режим 1 непроизвольного зрительно-моторного «скольжения» по траекториям. Режим 2 Дети периодически становятся в центр под схемой- тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем. Кратность — примерно по движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке» и по «кресту»).

6 Режим 3 Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Режим 4 Плакат со схемой размещается на стене, напротив лица. Занятие заключается в поочередном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним глазами.

7 Методика сенсорно-координаторных тренажей В четырех верхних углах группы фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: Под команды педагога « … » и т.д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0,5 сек. Режим (порядок) счета через 30 секунд меняется на противоположный: … В заключительной части тренажа (продолжительностью сек) режим счета задается в случайной последовательности, например: , и т.д. Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1,5 мин.

8 Методика обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей построения многих этапов ЗАНЯТИЯ в режиме подвижных объектов, например, при работе с коромыслами. Организовать движение наглядного учебного материала, постоянный поиск и активизация детских заданий (карточки с заданиями располагаются в разных частях группы, и которые дети должны найти и использовать в своей работе).

9 Широкоформатное природно–экологическое панно

10 Организацию детского хорового пения на классической и народной музыке: каждый день на одном занятии проводится «минутка пения», основанная на народных песнях и классической музыке. Включать в акты запоминания возможно большего числа органов чувств (зрение – модели, образы; слух, осязание). Ритмически-нажимное письмо перьевой ручкой универсальный метод формирования тонких рабочих движений рук у детей и подростков Раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек (совместные кружки, вечера, праздники). Оптимальные темпы, с учетом работоспособности детей. В.Ф. Базарный рекомендует

11 Что дают технологии В.Ф. Базарного Гарантируемый, фиксируемый результат улучшения здоровья воспитанников. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса Психологический комфорт в образовательном учреждении. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудстых стрессов, раннего остеохондроза, плоскостопия.

12 Заключение Единственная здоровьеразвивающая технология: признана научным открытием Академией медицинских наук; защищена патентами и авторскими правами; одобрена институтами Минздрава РФ; утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.; прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ представлена в докладе ПАСЕ «О здоровом и гармоничном развитие учащихся» на рассмотрение международному сообществу

Коллеги — педагогический журнал Казахстана

«Здоровье — это ничто,
но без него мы никто».
Сократ.

«Здоровье – это вершина, на которую
человек должен подняться сам».
И. Брехман.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Использование этих технологий в обучении здоровьесбережению и здоровому образу жизни направлено на самоопределение, самореализацию
ученика на основе его внутренней профессиональной мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией.

Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

 Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
 Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
 Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
 Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Базарный Владимир Филиппович — учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член
Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики.
Родился в 1942 году. В 1966 году окончил Красноярский Государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога. Как детский хирург сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 1977-91 годах руководил единственной в стране лабораторией сенсорных
систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР. С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад).

Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий (строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения
“зрительных горизонтов”, на основе ситуационно-образного моделирования и т.д.).

Разработал программу «Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детей в учебно-познавательном процессе», которая предусматривает системный подход к развитию ребёнка и направлена на его комплексное гармоничное формирование, на всех этапах созревания и взросления: женская консультация – родильный дом – семья – дошкольное учреждение – школа.

Смотрите так же:  Рекомендации по воспитанию детей сирот

 Одной из причин снижения уровня здоровья школьников является отсутствие в процессе обучения необходимого для нормального развития молодого организма объёма физической активности: “сидячие уроки”, однообразие видов, как правило, пассивной деятельности на уроке, проведение занятий в душном помещении, “замкнутом” — закрытом миру пространстве.

 И ещё одна, очень важная, причина низкого уровня здоровья школьников – отсутствие сознательного отношения каждого учащегося к собственному здоровью, стремления быть здоровым.

Доктор Базарный говорит: “…20-летний опыт исследований, выполненных под нашим руководством многочисленными учениками, убедил нас в главном: эмбрионально-согбенная поза детей, повторяемая изо дня, в день, из года в год – это основа возникновения болезней зрения, позвоночника, психики, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного
тракта и т. д.

Владимир Филиппович имеет в виду позу, которую принимают дети, когда рисуют, пишут, читают…

Он её описывает так: “…сжавшись в комочек, близко-близко наклоняется к бумаге, припав на одну руку и держа на весу другую, опираясь лишь на карандаш…”.

Технология раскрепощённого развития детей,
разработанная физиологом В. Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят
в следующем:

1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной
поверхностью – парты и конторки.
Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

Техническим средством сенсорной дидактики является конторка.
Её отличительная особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов.
Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.
Занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно-моторной деятельности и снижению за счет этого напряженности. Режим моторной свободы и динамических поз улучшает становление психической
сферы.

2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на
потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем,
выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются:
развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в
пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).

Все упражнения выполняются в позе свободного стояния.
Зрительно-поисковый метод сочетается с движением головы, туловища, глаз (продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты).
В зависимости от характера урока, упражнение проводят 2-3 раза.
На схеме зрительно двигательной траектории изображены цифры 1-2-3-4-5. По режиму счета учащиеся пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища по схеме и обратно 5-4-3-2-1. В заключенной части режим счета задается в случайной последовательности 1-3-4-2-5, 2-5-1-3-4.
Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.

Автоматизированная система сенсорнокоординаторного тренажера (бегущие огни) позволяет выполнять зрительно-двигательные упражнения более интенсивными ритмическими движениями глаз, головы, туловища.
Для этого в классе установлены в углах 4 сигнальные лампы, сопровождающиеся звуковыми сигналами.
«По звуковому сигналу учащиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения («ловят» огоньки обеими руками, либо левой или правой рукой
«отталкивают» их от себя руками, «кивают» головой и т.д.).

3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем
предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и
рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока.
Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.

4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей.
Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и
использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие
переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять.
Карточки с заданиями и ответами по желанию учителя могут находиться где угодно: за выключателем, на кресте, на занавеске, за цветком и т.д.
Поэтому дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.

5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные
художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”.

6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение,
основанное на народных песнях и классической музыке.

7. Одной из требований технологии – регулярное проведение экспресс
диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных
результатах.

Подытоживая оценку технологии Базарного можно отметить, что результаты
внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей
заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских
коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по
укреплению их здоровья.

Приемы здоровьесберегающих технологий, в условиях традиционной начальной школы (из опыта работы).

Технология цветового воздействия при обучении.

С помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память.

Смена позы на уроке.

Смена позы на уроке необходима. Ребенку невероятно трудно высидеть на уроке практически в одной позе все тридцать пять минут, поэтому на уроке можно предложить детям послушать или почитать стоя. Это упражнение длится всего 1-2 минуты, но при этом и учебная деятельность не прерывается, и изменяется положение позвоночника, улучшается кровообращение, повышается работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток
следует включать:

 упражнения по формированию осанки,
 укреплению зрения,
 укрепления мышц рук,
 отдых позвоночника,
 упражнения для ног,
 упражнения на ковре,
 релаксационные упражнения для мимики лица,
 потягивание,
 массаж области груди, лица, рук, ног,
 психогимнастика,
 упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Упражнение — «игра с лучиком».

Лучик от лазерной указки перемещается по стенам класса, по потолку. Дети следят за ним или стоя, или сидя. При этом они могут поворачивать голову (упражнение для снятия усталости шейного отдела позвоночника), следить только глазами (гимнастика для глаз) или поворачивать туловище и указывать на лучик пальцем (упражнение для снятия напряжения с мышц туловища и позвоночника).
А потом лучик «останавливается на доске и «помогает» детям прочитать слова, предложения, записанные на доске, или решить задачу и т.п.

Как-то осенью в лесу взгляд вправо, взгляд влево
Висела шишка у всех на виду.

Шишка на всех глядела круговые движения глазами
И тихонько висела.

Лось сказал, что низко, взгляд вниз
А зайчонок – высоко. взгляд вверх
Белочка сказала близко, посмотреть на нос
А ежонок – далеко. посмотреть перед собой

 А теперь мы не спеша,
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.

 Задуйте свечу (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).

 Побрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять).

 Пальцами взяться за уши и подвигать их вперёд-назад 10 раз.
 Круговыми движениями растереть щёки 10 раз.
 Растереть ладонями лоб и подбородок влево-вправо 10 раз.
 Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно растереть веки влево-вправо 10 раз.
 Указательными пальцами растереть нос сверху-вниз 10 раз.
 Движение челюстью влево-вправо и наоборот.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке (рывки руками вверх-вниз).
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели поменявшись местами.

Очень эффективны подражательные упражнения, проводимые в игровой форме, например:

 «Столбики».
 «Оловянный солдатик».
 «Марионетка».
 «Змея» (сидя и лежа).
 «Жираф».
 «Мельница».
 «Гуси шипят».
 «Домик» (крыша).
 «Кобра».
 «Рыбка».
 «Осьминог».
 «Бабочка».
 «Подъемный кран» и др.

Для профилактики простудных заболеваний можно использовать «чесночницы» (коробки из-под «киндер-сюрпризов», внутри которых находится лук или чеснок).

В классах выращивать герань (снимает неуверенность в себе),
хлорофитум (хорошо очищает воздух), кактус (нейтрализует радиоактивность).

В школьном буфете пить чай с шиповником, сироп шиповника (во время эпидемии гриппа).

Закупить витамин “С” и ежедневно давать детям.

«Забота о здоровье ребенка – это, прежде всего забота в гармоничной
полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества».
Сухомлинский В.А

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]