Теория самооценки

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Конечно, вполне адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребност-ной сферой личности.

С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.

Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.

В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.

Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

В индивидуальном развитии, как говорит К. Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, М. С. Ней-марк, Л. С. Славиной, Е. А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками какой-либо одной деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих.

Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.

Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, неспособны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.

Смотрите так же:  Как увести девушку от ее парня

Миф Самооценки, или Теория Личности «На Пальцах»

Хочу изложить вам своё. Хм, изложение современной теории, созвучной Эллису, и весьма терапевтичной — по крайней мере, её использую я и несколько знакомых практиков со стабильным и приятным эффектом для «испытуемых».

Наша личность — бооольшой такой комплекс разного всего, который мы называем «Я» и «Моё».

Структурно, это можно описать как:

— Эго/Самость — чувство, собственно, своей индивидуальности, личной обособленности. То, что является «центром сознания» и наблюдает всё остальное. Пока оставим за кадром философию и религию и можно ли это называть «душой» или «духом» — но факт есть факт; есть всё, что в нашей внешней и внутренней жизни происходит — и есть Я, который это может «отрефлексировать», осознать и как-то даже повлиять.

— Идентичность. Или «самоидентификация», если хотите. Также можно называть «субличностью», в общем, это — ответ на вопрос «Кто я?». И чаще всего (это, кстати, популярная методика) этих ответов достаточно много. Но чаще всего, человек привык выбирать какую-то одну, статичную роль-идентичность, и очень много в неё вкладывать — эмоций, ожиданий, представлений.

Обычно, это бессознательно происходит — получается так, что мы «сливаем» воедино Эго и Идентичность, плюс не различаем все имеющиеся у нас роли и считаем их «это же всё я!».

Часто это приводит к тому, что. В общем, если самая «большая», ценная для человека идентичность — это «я успешный бизнесмен», то в случае банкротства, кризиса и потери бизнеса крайне вероятны: депрессия, тяжёлые личностные расстройства и суицид. Почему? Да потому что на уровне сознания, своих представлений — человек «умер».

Или знаменитая певица потеряла голос в несчастном случае. Навсегда. Если «я — крутая певица», и мой голос — единственный мой «актив», и больше «я ничего не умею» — то. Да, расстройства и смерть.

Поэтому, в современной психологии (в англоязычных источниках, по крайней мере) всё чаще идёт разговор о «диверсификации идентичности». Т.е. это тот же принцип, что и диверсификация в экономике — «не клади все яйца в одну корзинку». Помимо «терапевтичности», такой подход — рациональнее, ближе к реальности.

Потому что «по жизни» — у нас у всех множество ролей; и в каждой — уникальные особенности и обязанности, которые, часто — вот же сюрприз! — к нам «лично» не относятся! Просто так уж вышло, что сын — это потомок матери и отца; начальник — это, ну, начальник, и так далее 🙂

Далее, можно обсудить «характер» (стабильные паттерны в социальном поведении) и «темперамент» (характеристики нервной системы) — но не буду; об этом и так много написано, плюс это всё изменяется при желании даже проще, чем «самоидентификация». Да, даже «врождённый темперамент»! А ещё у личности есть границы, да.

А теперь — о главном.

Самооценка, по книге Эллиса — один самых идиотских невротических механизмов в истории человечества. Это — пресуппозиция: «Я должен соответстовать некоторому стандарту в своих качествах и действиях; если я нарушаю эти требования — я «гнилой», отвратительный грешник и ублюдок». И напротив: «чем выше я по этой лестнице — тем я круче и лучше, ближе к идеалу».

Во-первых. Даже нет:

1) Откуда взялась эта идея «эталона», идеала? Почему мы обязательно себя должны с кем-то сравнивать? Ладно, если я христианин, и у меня есть Христос. И то — это дискуссионный вопрос богословия, Иисус как-никак Сын Божий, и ни у одного даже самого святого человека нет шанса такую «святость» повторить. Ладно.

2) Почему я ОБЯЗАТЕЛЬНО «являюсь» тем, что, как и насколько хорошо я делаю? Это к идее выше — идентичности приходят и уходят (большая их часть, по крайней мере); а я остаюсь. И что тут делать с самооценкой? Считать «среднее арифметическое» по каждой идентичности? Или всё-таки среди всех моих проявлений есть «Настоящий Я», которого и можно «оценить» наконец?

3) Зачем самооценка мне нужна, в конце концов? Серьёзно — да, по утверждениям «гуру», высокая самооценка отражается на повышенном настроении, увеличивается эффективность. А точно ли? Если у меня высокая самооценка, и я пойду с 9-го этажа прыгать — я полечу на этой самооценке? 🙂 (Сорян, не удержался от «классики»).

Плюс, это совершенно иррационально — если «я = мои успехи и поступки», то «я» получаюсь очень нестабильной конструкцией. Так как я — всего лишь человек, ограниченный и склонный к ошибкам, и очень не всегда могут работать на все 100%, и не всегда у меня есть силы быть внимательным с окружающими.

В общем, «на замену» этой неуловимой самооценке Альберт Эллис давным-давно предложил уже всем известное — Безусловное Само-Принятие.

Чтобы обрести «БСП», требуется — комплексная работа с представлениями:

1. Я — это я; человек, наделённый сознанием, выбором и свободой воли. И при этом — ограниченным кругозором, не всегда полным знанием и склонностью к иррациональным суждениям. То есть — такой же, как и все прочие.

2. Мои поступки и успехи в деятельности — это мой выбор и мои решения; это — НЕ Я САМ, это мой «продукт». Он может быть качественным, некачественным, даже «аморальным». Но ко мне как к «личности» это отношения не имеет — потому что пока я жив, я всегда (или почти всегда) могу изменить своё поведение, исправить сделанное или по крайней мере не повторять такого.

3. Окружающие, которые, как и я прежде — критикуют меня, воздействуя «на мою самооценку» — критикуют лишь мои видимые действия, причём с позиции своих представлений и понимания; которое не всегда разумно и вообще заслуживает внимания. Слушать или нет — мне решать; но что париться и расстраиваться по этому поводу точно не стоит — это 100% факт.

Кроме такой полезной вещи, Эллис продвинул ещё «смежные» концепции: Безусловное Принятие Другого/Других, и Высокая Допустимость Фрустрации.

То есть — овладев «навыком само-принятия», ты без проблем можешь принимать других и «разрешать» им быть несовершенными, нехорошими, неприятными. Даже если их поступки действительно «заслуживают наказания» и противоречат твоим стандартам — ты в состоянии вполне спокойно с этим разобраться, не впадая в различные эмоциональные расстройства.

Смотрите так же:  Психология мужчин в 29

И точно также — «разрешать» окружающим условиям и жизненным ситуация быть дискомфортными, неидеальными, непонятными и всё прочее. Это то, что в духовной среде называюти красиво — «Смирение».

Разнообразие взглядов на самооценку.

Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Ниже мы рассмотрим концепции тех психологов, которые внесли значительный вклад в развитие этого понятия.

Уильям Джеймс. Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно: Доска для информации магнитно маркерная: купить доску магнитно hozsekretiki.ru.

· ее составных элементов;

· чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка);

· поступков, вызываемых этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение).

Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой. Последующие персонологи развили свои теории личности, рассматривая самооценку человека через призму тех философских взглядов, которые лежат в основе каждой из таких теорий.

Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией суперэго.

Беррес Фредерик Скиннер природу самооценки видел несколько по-иному. Для него развитие и научение человека происходит через опыт. Развитая им “теория оперантного научения” представляет человеческое развитие как результат взаимодействия индивида с окружающей средой, которое происходит через положительный или отрицательный опыт. Такой опыт либо подкрепляет либо подавляет последующее повторение поведения. Поэтому основным формирующим фактором самооценки является положительный или негативный опыт. Из него индивид и черпает представления о себе.

Альберт Бандура. Концепция, предложенная Альбертом Бандурой, является развитием бихевиоральных взглядов Скиннера. Но в отличие от Скиннера Бандура считал, что научение происходит не только через прямой опыт, но и через наблюдение. Опыт, приобретаемый с помощью наблюдения, он назвал “косвенным подкреплением”. Например, студент, который наблюдает за тем, как его сосед во время теста успешно компилирует конспект, получает позитивное косвенное подкрепление, и вероятность воспроизведения такого же опыта этим студентом увеличивается. Но главным фактором, по мнению Бандуры, регулирующим человека и движущим его, является самоподкрепление. Этот процесс имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. В свою очередь, самоподкрепление, или саморегулирование Бандура делит на три процесса: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Особую роль здесь играет самооценка. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритике. Оценка поведения происходит по своим личностным стандартам, причем эти стандарты определяются относительно, т.е. путем сравнения себя с окружающими или с ценностями эталонной группы. Поэтому фактор сравнения играет важнейшую роль в формировании самооценки. Саму самооценку Бандура рассматривает в категориях “самоэффективность”, “самоуважение” и “чувство собственного достоинства”. Действие самооценки Бандура видит через мысленное представление:

“Те, кто считают себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение . Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем.”

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознания результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств (Горбачева В.А., Акудинова Н.Е., Бронников И.Н.). Причём, главную роль в формировании личности играет фактор социальной среды, издержки семейного и школьного воспитания, рабочий коллектив и т.д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.

Альфред Адлер видел истоки формирования самооценки, а в частности, чувства неполноценности в детстве, когда ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и нуждается в опеке родителей.

Рекомендации менеджеру по улучшению социально-психологического климата в коллективе
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям. — Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. — Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов отве .

Особенности детского рисунка
Итак, в онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы. Доизобразительный период это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5-2 лет, длится вплоть до 3-3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными возникает стадия р .

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах
Столь распространенная в настоящее время неврастения обычно поддается излечению внушением, систематически применяемым согласно данным мною выше указаниям. Я с радостью могу констатировать, что способствовал исцелению очень большого числа неврастеников, которым никакое другое лечение не помогало. Один из них провел даже целый месяц в спе .

Теория самооценки

Гантери и Фернхам описывают еще один подход к изучению личности – теория самооценки.

Самооценка -это комплекс мыслей и чувств о самом себе.

Частное Я-это то, как человек видит сам себя в действительности(действительное Я) или в идеале(идеальное Я).

Социальное Я- это представление индивида о том, как его видят другие, в действительности или в идеале.

Можно сказать, что один из принципов теории самооценки заключается в желании индивида достичь согласия с самим собой, другой- в желании улучшить самооценку.

Теория самооценки в ее приложении к маркетингу может быть использована, чтобы определить, какие символические ассоциации следует подсоединять к определенному продукту для того, чтобы сделать его более привлекательным для своего целевого рынка.

Смотрите так же:  Невербальное жесты влюбленного мужчины

Год публикации: 2012

Библиографическая ссылка:: Сизикин, А.Ю. Теория и методология самооценки менеджмента качества организаций и предприятий: монография / А.Ю. Сизикин. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. — 300 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Исследованы проблемы теоретических, методологических и практических основ обеспечения самооценки менеджмента качества предприятий и организаций для оценки динамического состояния их функционирования в области управления качеством продукции/услуг и определения направлений улучшения хозяйственной деятельности. Монография предназначена для экономистов и специалистов в области управления качеством и самооценки. Может быть использована научными работниками, аспирантами и студентами, интересующимися вопросами самооценки и экономического анализа систем менеджмента качества предприятий и организаций.

КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Заметила традицию: придумывать слово характеризующее год. Прошедший или наступивший.

У меня такой нет, но есть новое видео. Для поисковой выдачи назвала его по популистски: «Как повысить самооценку». Но мы-то знаем, что всё дело в принятии себя. Рассказываю про три этапа формирования самооценки, где последний — как раз про принятие.

В связи с этим предлагаю фразу года: «Я такая какая есть, и это охеренно».

Ну или какую фразу вы бы предложили?
Вот и видео. Под ним — текстовая версия.

Поговорим о любви к себе.

Именно из любви к себе формируются жизненно важные функции: уверенность, понимание своих желаний, умение строить отношения с окружающими. Совру, если скажу, что только каждый второй человек выдвигает отношения с собой как главную сложность. Да, практически все.

Сформулировать можно по-разному: «Найти внутренний стержень», «Стать увереннее в себе», «Повысить самооценку», «Перестать зависеть от мнения окружающих». Плюс-минус всё упирается в самооценку. Про неё и речь.

Если говорить просто, то самооценка – это отношение человека к себе.

Тут сразу и про сверку с реальностью: насколько я адекватно её воспринимаю. И про устойчивость при встрече с трудностями: есть там внутри на что опереться. И про ожидания от других людей: ожидания что будут хвалить, ругать, замечать. Всё тут.

Как же повысить самооценку?

Она формируется в три этапа.

Первый этап:

Это когда мы утверждаем себя через то, как нас воспринимают другие люди. И такое ощущение, что это и есть самая частая причина всех проблем. Потому что любой недобрый взгляд или острый комментарий кидает в минус. И есть неимоверная потребность в оценке от других людей, чтобы не сбиться с пути. Это ж единственный ориентир. И в этом загвоздка. Восприятие у людей не всегда адекватное, у каждого своя линейка и свои тараканы в добавок. А если и есть тот, кто даёт положительную оценку, то без него никуда и не двинуться. А это уже зависимость.

Второй этап:

Когда мы оцениваем себя через наши достижения. И здесь стоит упомянуть про два типа самоценки: адекватный и неадекватный. Адекватная самооценка ориентирована на реальность. Тут всё понятно. Неадекватная же никак не связана с реальным положением дел. Она может быть или завышенной, или заниженной.

Завышенной — когда я себя переоцениваю, не вижу своих ошибок, не признаю их, все неудачи смахиваю на других людей или случай. Заниженной — когда я не вижу своих достоинств, не верю положительным оценкам окружающих, отрицаю свой вклад и говорю, что могло бы быть в разы в разы лучше. Здесь поможет сверка с действительностью. Да, линейка у всех людей разная, и люди разные, но общий уровень можно выделить. И от него уже отталкиваться.

C завышенной самооценкой не очень хочется прощаться. Это приятные иллюзии, но самооценка по сути – это внутренний инструмент. На него можно опираться, и он может поддерживать. Как в случае с адекватной самооценкой. Он может толкать, подпинывать и заставлять бежать без возможности остановки или ронять. Это про заниженную самооценку. А может давать послабления, затуманивать видение и мешать деятельности: это ж любое дело вызов и опасность для самооценки в случае провала. Это про завышенную.

Итак, адекватная самооценка и внутренняя ориентировка на свои достижения – это прекрасно. Но можно пойти дальше. Это про последний этап.

Третий этап:

Когда мы начинаем ценить себя просто так. В вопросе «как повысить самооценку?» этот этап и будет ответом. Любовь к себе и такое вот принятие себя формируются через знания своих достоинств. Признания того, что я могу или какая я. Такое небольшое возвращение ко второму этапу.

Ну и упражнение в видео для повышения самооценки с примерами.

Так же оно есть в текстовой версии. Это то самое упражнение «Банк Поглаживаний».

Другие статьи

  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Этамзилат инструкция по применению детям Этамзилат (Etamsylate) Действующее вещество Фармакологические группы Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска 1 ампула с 2 мл инъекционного раствора содержит этамзилата 0,25 г; в упаковке 10 шт. Фармакологическое действие Увеличивает образование в […]