Теория заикания жинкина

Механизмы заикания и речь заикающегося

К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого . Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

Таким образом, в конце 19 начале 20 в. все определеннее становится мнение, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления -как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50 — 60-е годы ХХ в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), другие — как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И П Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заикание-это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).

Речь заикающегося

Частота судорог у заикающегося представляет для логопеда особый интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, и, следовательно, от нее непосредственно будет зависеть насколько правильно и успешно начнутся первые же речевые занятия с ребенком. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях, интересах и т. д. выявляются особенности его речевого поведения и речевых судорог. Ребенку предлагается составить рассказ или описать содержание картинки, пересказать знакомую сказку; логопед читает рассказ и предлагает пересказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.

Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от разной степени ее самостоятельности, но и от ее подготовленности.

Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова или звуки. На материале пересказа текста фиксируется, в каких случаях возникают речевые судороги: только а начале рассказывания, в начале фраз, на отдельных словах или звуках. Выясняется, не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. С этой целью предлагается обследуемому говорить тихо, громко, шепотом.

Влияние разной степени ритмизованности на речь заикающегося может быть проверено следующим образом: он рассказывает о том, что нарисовано на картинках, передает содержание сказки, которая является ритмизованной прозой, рассказывает стихотворение.

При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения: лишние слова или звуки, произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, темпа, тики, миоклонусы (непроизвольные движения), различные вспомогательные (произвольные) движения и некоторые особенности речевого поведения: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость, хаотичность, несобранность, разболтанность .

При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

При исследовании учебной деятельности обращается внимание на то, как заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе обучения.

Обращается внимание и на наличие у них психологических особенностей, в частности на степень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте.

О психологических особенностях заикающегося сведения черпаются из бесед с родителями. Логопед уточняет сведения о его контактности с окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своём речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжается и в процессе коррекционного курса.

Помимо бесед с заикающимися, их родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации, используются методы по созданию зкспериментальных игровых, учебных ситуаций, психодиагностические методы (метод Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, методика тест-конфликт , методика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты психических функций и моторики и т. д.). Указанные методы применяются в качестве ценного источника информации для завершения диагностической картины, для более тонкого понимания психологических особенностей заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого педагогического изучения испытуемого.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания

Автор: Е. Е. Шевцова

Издательство: В. Секачев, Торговый дом ИОИ

ISBN 978-5-88923-147-9; 2009 г.

В книгу вошли методические рекомендации по организации и проведению диагностического обследования заикающихся детей, подростков и взрослых с применением модифицированных авторских методик. Представлена система комплексных психолого-педагогических занятий, направленных на развитие фонационного дыхания, речевого голоса, нормализацию мышечного тонуса, темпа и ритма речи, формирование интонационно-мелодической выразительности речи. В книгу также вошли авторские упражнения и задания, направленные на развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации.

Книга адресована людям, страдающим заиканием, а также родителям, педагогам, психологам, логопедам и дефектологам.

Теория заикания жинкина

Заикание обычно определяется как вид невроза. Однако никакой теории этого невроза не существует. Способы лечения нащупываются чисто эмпирически и на практике приводят к очень неровным и не всегда надежным результатам. Из числа лечившихся многие остаются заиками на всю жизнь.
Сущность специфических коррекционных воздействий на речь и состоит в том, чтобы восстановить ритмику речи. Заику упражняют в скандированном, метрическом произнесении фраз или в распевном произнесении. Однако скоро обнаруживается, что заикающийся легко справляется с распевным и скандированным произношением, но при переходе на разговорную речь или чтение заикание возобновляется с полной силой, а предшествующие упражнения в распевном произнесении не оказывают заметного эффекта.
Однако живая разговорная речь и беглое чтение строятся по другому стереотипу. Здесь выработаны другие правила для сочетания слогов в слова, т.е. сочетания произносительных единиц речи. Каждое слово различно по метрическому строю. В речи все время происходит смена ритмов. Сообщение составляется из разнометрических слов. Кроме того, вся фраза не членится на равновеликие группы слогов, отмеченных конечной цензурой (как в стихе), а распределяется по разновеликим слоговым отрезкам — синтагмам. В живой речи все время происходят темпо-ритмические перебои, имеющие определенное смысловое значение.
Таким образом, если двигательный слоговой стереотип словопроизнесения однороден по динамической конструкции и неизменен, то он может повторяться в этой форме без нарушений. При этом способность слогообразования у заикающихся сохраняется. Если же двигательные слоговые стереотипы произносимых слов неоднородны по динамической конструкции и происходит перемена мест сильных позиций от слова к слову и от синтагмы к синтагме, то словообразование у заикающегося нарушается. Он останавливается на одном из слогов или повторяет его несколько раз. Происходит разрушение динамической конструкции нормализованного во времени слогового стереотипа. В этом и состоит сущность заикания.

Механизм заикания представляет собой случай специфической патологической формы срыва индукционных отношений между корой и подкоркой. При заикании происходит максимальное, так сказать запредельное, перевозбуждение словестного стереотипа. В нормальном стереотипе произнесение каждого звука и слога требует особых силовых и временных индексов. Перевозбуждение снимает снимает силовые и временные соотношения, поэтому стереотип и ломается именно в части этих характеристик при сохранении порядка следования элементов. Вл внутренней речи усиление словестного стереотипа происходит при отсутствии громкого произнесения. Саморегулировки речедвижений и, в особенности, аэродинамических условий фонации не требуется. Поэтому торможение выходов на произвольно не управляемую систему только усиливает словестный стереотип и ничего не нарушает. Если же торможение или перевозбуждение непроизвольной системы речедвижений наступает в момент самих речедвижений, в процессе фонации, то, конечно, происходит разладка саморегулировки. Во внутренней речи механизм саморегулировки речевого дыхания может быть ослаблен или даже исключен. Устранение же его в громком произнесении ломает самое речь.

Жинкин Н.И., Механизмы речи. — М., 1958
(полный текст можно найти в книжных магазинах и библиотеках)

Заикание. Анализ основных теорий заикания и современных взглядов на механизмы заикания

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

1. Болезнь, связанная с ненормальной………языка и носа.

2. 17 – 18 век заикание объясняли тем, что в небе есть отверстие, которое затрудняет речь.

3. 19 век – есть углубление в нижней челюсти, в которое при речи попадает кончик языка.

4. Заикание объясняли неправильным соотнесением длины языка и полости рта.

5. Короткая подъязычная уздечка.

6. Заикание – судорожное закрытие……………..

7. Заикание объясняли чрезмерно резким выдохом.

8. Заикание происходит в результате сокращения мышц, удерживающих язык в полости рта.

9. Мышление опережает речь.

10. Речевые движения опережают мышление.

11. Несовершенство воли человека.

13. Воображаемая трудность.

Заикание – это не только речевое нарушение, но и сложное психо-физическое расстройство. 1 группа ученых считали, что на первом месте – нарушение физиологического характера, а психологические носят вторичный характер (Кусмауль, Гуцман). 2 группа ученых считает наоборот (Коен, Лагузен) механизм заикания до конца не разгадан. Боскес Роза Н. считает, что заикание вызывается задержкой развития речи. Левина Р.Е.: заикание – речевое недоразвитие. Главное нарушение коммуникативной речи. Заикание, с одной стороны, невроз, а с другой — не отрицается среда, в которой ребенок находится. Жинкин рассматривал заикание с физиологической позиции. При заикании нарушается рече-двигательный процесс. Причины заикания: социальные причины, психотравмы. Предрасполагающие причины: все причины, которые ослабляют нервную систему. На их фоне слабые вызывающие причины приводят к заиканию: отягощенная наследственность, внутриутробные и родовые травмы, болезни, педагогическая запущенность. Вызывающие – болезнь, психологические потрясения, испуг.

Смотрите так же:  Стрессом льва

Симптоматика заикания: первичные симптомы: физические.

1 судороги – непроизвольное сокращение мышц артикуляционного аппарата. Типы: клоническое (многократное повторение), тоническое (сильное сковывание движений, резкое повышение тонуса мышц), смешанное ( и сковывание и повышенный тонус мышц).

  • По месту образования: дыхательные ( инспираторные — возникают на вдохе, экспираторные – внезапный резкий выдох. Судороги, затрагивающие мышцы диафрагмы, брюшной полости), голосовые (чаще возникают при произнесении гласных: смыкательные, вокальные – повышается тонус голосовых мышц, длительно протяжно произносится первый звук, дрожащие – гортанный спазм, голосовые связки остаются разомкнутыми), артикуляционные (язычные – чаще тонические, подъязычная судорога охватывает мышцы подъязычной кости, при этом резко открывается рот; судороги мягкого неба – редко изолированы, сковывает небо, звуки нозализованны; лицевые – затрагивают губы и нижнюю челюсть. Смыкательная судорога губ может быть тонической и клонической, судорожное раскрытие рта), смешанные. Сложная судорога лица (по Сикорскому) – сочетание различных судорог лица, выраженных в тяжелой степени.
  • По тяжести проявления. Судороги бывают тяжелые, средние, легкие.

Частота речевых судорог зависит от: причины: судороги возникают на определенных звуках и сочетаниях. От формы речи говорящего: запинок больше в длинных, сложных предложениях. От степени громкости: чемгромче речь, тем больше судорог. От ритмичности речи: в более ритмической речи запинок меньше. От подготовленности речи, от окружающей обстановки.

2 нарушение речевого дыхания. Причины: судорога, несовершенство речевого дыхания.

3 сопутствующие движения.

4 вегетативные реакции: покраснение, побледнение, учащенное сердцебиение.

Вторичные симптомы: психологические:

Ø Двигательные уловки – сознательные движения при речи, постепенно становится автоматическими.

Ø Речевые уловки – слова – эмболы. Труднопроизносимые слова заменяются простыми.

Ø Навязчивые мысли о заикании – фиксированность на своем дефекте (Селиверстов, Власова). Заикание начинается с момента фиксации заикающихся на дефекте. Это критический момент в развитии заикания, т.к. возникает логофобия. 1 группа – с нулевой фиксацией. 2 группа – с умеренной фиксацией. Неприятные переживания, используются речевые уловки, нет чувства неполноценности. 3 группа – с выраженной степенью фиксации.

Ø Психологические особенности. Ощущения: ребенок замечает все свои запинки, которые отражаются мозгом в виде кинестетического слухового образа. Первые реакции на дефект не осознанные, ребенок пытается преодолеть дефект. Спустя время ощущения более осознанны. Восприятие: объединяет ощущение всех анализаторов. Сперва дети замечают запинки, далее осознают, что запинки возникают сами, не сразу поддаются коррекции. Память хранит ощущения и восприятия. Представление: речевые запинки – фактор речевого нарушения (образная память), речевые запинки – самостоятельно не преодолеваются (оперативная память). Мышление: связывает отдельные ощущения запинок (обобщенное восприятие и представление своего дефекта – неуверенность в себе, тревожность). Внимание: у заикающихся устойчивое внимание. Особенности личности: на личность влияет окружающая среда, отношение взрослых.

Классификация заикания. Алистер (1937, 1956) разделяла заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения:

1. Заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функциях органов, участвующих в речи.

2. Связанное с левшеством.

3. По подражанию

4. Сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами.

По анатомо-физиологическому принципу М.Ф. Брунс:

1. Дети с полидарным синдромом – замечается психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушение контакта с окружающими.

2. Дети со стридарным синдромом. Им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения.

Классификация по клиническому признаку. Кочергина: дети, у которых неуравновешенное поведение с детства, а заикание способствует усилению неуравновешенности; дети с повышенной возбудимостью, у которых до заикания отмечались неврозы. Власова: учитывается форма заикания (тоническая, клоническая), этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия. Шельтинг выделяет заикание, возникающее на фоне задержки развития моторики и речи, связанное с алалией, при повышенной неврозности (мл.школьники). лебединский изучал заикание при различных формах неврозов, у психопатов и лиц с патологическим развитием личности. Заикающихся как нозологическую группу рассматривали Асатиани, Казаков: 1 группа – резидуальные – усиления органического поражения ЦНС; 2 группа – невротические расстройства – психопатии.

Теория заикания жинкина

Психотравма, характеризующаяся сильным, внезапным, в основном однократным психическим шоком, вызванным аффективной (эмоциональной) реакцией, называется

Ответ 1

Психическая травма, возникающая при воздействии длительных, отрицательных эмоций, проявляющаяся в виде стойких психических напряжений или неразрешенных,постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций, называется

Ответ 2

Ваш ответ верный.

Психотравма, характеризующаяся сильным, внезапным, в основном однократным психическим шоком, вызванным аффективной (эмоциональной) реакцией, называется

Психическая травма, возникающая при воздействии длительных, отрицательных эмоций, проявляющаяся в виде стойких психических напряжений или неразрешенных,постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций, называется

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Непроизвольные сокращения мышц, возникающие в момент речи или при попытке начать речь-это

Ответ:

Правильный ответ: судороги

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Судороги, характеризующиеся быстрой сменой сокращения и расслабления мышц, называются

Ответ:

Правильный ответ: клонические

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Судороги, характеризующиеся длительным сокращением мышц, вызывающим вынужденное напряженное положение, сохраняющееся продолжительное время, называются

Ответ:

Правильный ответ: тонические

Баллов: 0,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

На основании классификации речевых судорог по локализации различают:

Ответ:

Правильный ответ: дыхательные, голосовые, артикуляторные

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

К маскирующим симптомам заикания относятся:

Выберите один ответ:

a. парафразия

b. подмена слов, которые в момент высказывания им трудно произнести, на слова, которые произнести легче

c. эмболы

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: эмболы

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

На какой слог слова не появляются судороги?

Выберите один ответ:

a. предударный

b. заударный

c. ударный

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: заударный

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Психо-реактивное функциональное заболевание, возникающее под влиянием стрессовых факторов различной силы и длительности, проявляющееся в расстройстве темпо-ритмической организации речи,-это

Ответ:

Правильный ответ: логоневроз

Баллов: 0,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Механизм расстройства темпо-ритмической организации речи при тахилалии обусловлен:

Ответ:

Правильный ответ: патологическим преобладанием возбуждения

Баллов: 0,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Механизм расстройства темпо-ритмической организации речи при брадилалии обусловлен:

Ответ:

Правильный ответ: патологическим преобладанием торможения

Баллов: 0,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

К психологическим особенностям мышления детей с тахилалией относятся:

Ответ:

Правильный ответ: стремительность мыслей

Баллов: 0,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Общее и речевое развитие детей с неврозоподобным заиканием характеризуется тенденцией

Ответ:

Правильный ответ: к задержке развития

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Функция речи, заключающаяся в передаче «интеллектуального», «логического» содержания и обеспечивающая общение людей посредством практического применения языка

Ответ:

Правильный ответ: коммуникативная

Баллов: 0,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Нарушение речевой деятельности при заикании (на основе теории Н.И. Жинкина) происходит на этапе перехода от:

Ответ:

Правильный ответ: ситуативной к контекстной

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Комплексное обследование лиц с темпо-ритмическими нарушениями проводится с участием:

Выберите один ответ:

a. Логопеда, логопсихолога

b. невролога, отоларинголога

c. специалиста по АФК, педагога

d. С участием всех названных специалистов

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: С участием всех названных специалистов

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Степень заикания при, которой речевые судороги отмечаются в сопряженной или отраженной формах речи, называется

Ответ:

Правильный ответ: выраженная

Баллов: 0,33 от максимума 1,00

Отметить вопрос

Основным направлением коррекционно-педагогической работы при брадилалии является:

Ответ 1

Основным направлением коррекционно-педагогической работы при заикании является:

Ответ 2

Основным направлением коррекционно-педагогической работы при тахилалии является:

Ответ 3

Ваш ответ частично правильный.

Вы правильно выбрали 1.

Основным направлением коррекционно-педагогической работы при брадилалии является:

– нормализация темпо-ритмической организации речи,

Основным направлением коррекционно-педагогической работы при заикании является:

– нормализация темпо-ритмической организации речи,

Основным направлением коррекционно-педагогической работы при тахилалии является:

– нормализация темпо-ритмической организации речи

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Теория заикания жинкина

22 октября — всемирный день больных заиканием.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Немного истории
Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.

В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т.д.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:
1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Кусссмауля, И. А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма.
2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская.
3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.

Таки образом, в конце 19 — начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание — сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образование патологического условного рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в целом. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области ВНД — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функции.

Стремление русских исследователей рассматривать заикание с позиций Павловского учения находит многочисленных последователей и за рубежом: в Чехии, Болгарии, в Польше, Германии.

Смотрите так же:  Стресс в деятельности сотрудников

Причины заикания
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Предрасполагающие факторы («почва»):

  1. Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.
  2. Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
  3. Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.
  4. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Неблагоприятные условия:

  1. Физическая ослабленность детей.
  2. Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.
  3. Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер.
  4. Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
  5. Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
  6. Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В группе неблагоприятных причин выделяются:

  1. Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями
    а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);
    б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
    в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

  2. Психические и социальные причины:
    а) кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх);
    б) длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;
    в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
    г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
    д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося),
    е) переучивание леворукости.

Симптомы заикания
Условно выделяют две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи.

1. Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).

Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).
При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений — мышц — клонус: «то-то-тополь».
Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.

В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается прерывающийся блеющий («А-а-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а-а-а-а»).
Размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).
Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

В артикуляционном аппарате выделяют судороги — губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно — щелевых.
В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по последним данным, 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,95% и старших — 13,1%.

В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.
К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.
Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

2.Социальные (психологические) симптомы.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.

1. Нулевая степень фиксации.
Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации.
Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фиксации.
Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это — подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.

Степени заикания
Различают 3 степени заикания:
1) легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
2) средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
3) тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Типы течения заикания
Выделяют следующие типы течения заикания:
постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);
волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);
рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).

Сопутствующие заболевания
Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.

Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают (по данным неврологического центра «Прогноз»):

    1. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника наблюдается у 60% больных (из 100%). Это могла быть кривошея, гипотония мышц верхнеплечевого пояса с ротацией плеч вперед и отстоянием лопаток, защитное напряжение шейно-затылочных мышц, признаки раннего остеохондроза, патология позвоночника.

2. Нарушение стволовых функций было обнаружено у всех без исключения пациентов.

3. Нероортопедическая патология имела место у 50% заикающихся детей, в том числе: нарушение осанки, плоскостопие, патологическая установка стоп.

4. Вегетативная дисфункция была выявлена у 20% больных, в том числе ВСД и слабость вестибулярного аппарата.

5. Нарушение венозного кровотока из полости черепа обнаружилось у 65% детей.

6. Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности у 48%.

7. Экстрапирамидальная недостаточность выявлена у 80%.

Распространенность заикания
Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.

Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).

Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике, в бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн. заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае — еще меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка).
Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.

Прогноз
Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста.

Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз.

Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий исход коррекции менее благоприятен. В этом случае чаще возможен рецидив.

Успешнее проходят судороги дыхательные, чем голосовые. Клонические формы исчезают легче, чем тонические, т.к. кллонические судороги характерны для возбуждения коры головного мозга. Следовательно, на них легче воздействовать через 2 сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается данному воздействию.

Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется успешнее. Объясняется это тем, что инфекции в большинстве случаев вызывают лишь функциональные сдвиги, не дают органических изменений ЦНС. При заикании, возникшем в результате психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося (гудок паровоза, укус или лай собаки и т.п.).

Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, подражания родителям. По данным того же автора, из детей дошкольного возраста 70% полностью избавляются от недуга, 30% имеют остаточные явления.

По данным Е. Ф. Рау: в 60% достигается полный успех, в 19% — значительное улучшение, в 13% — отсутствие успешности, в 8% — рецидивы.

По данным Г. А. Волковой: у заикающихся детей 4-7 лет по окончанию занятий речь без заикания отмечалась в 70,2% случаев, значительное улучшение — в 26,3%, заметное улучшение — в 3,5% случаев.

По данным В. И. Селеверстова: у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в специальном санатории речь без заикания отмечалась у 39,7% детей, значительное улучшение — у 47,8%, незначительное улучшение — у 12,5%.

Смотрите так же:  Песня для депрессии

Показатели коррекции менее эффективны у школьников.

По данным М. Е. Хватцева: 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.

По наблюдениям С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова, в случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которого начата коррекционная работа.

При органической основе заикания результаты значительно хуже, нежели чем при функциональной.

На эффективность преодоления заикания влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации больного на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случае легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации).

Методы преодоления заикания
Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.

Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема!

Правила и упражнения в плавной речи
Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты.

1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо.

5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.

9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Первые признаки заикания
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:
1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Куда обратиться за помощью

1. Центр патологии речи и нейрореабилитации под руководством академика В. М. Шкловского.
Там функционирует отделение логоневрозов, где и осуществляется реализация комплексного подхода в лечении заикания. Центр патологии речи и нейрореабилитации является государственным медицинским учреждением; лечение лиц, имеющих страховой полис обязательного медицинского страхования Московского городского фонда проводится бесплатно.
Адрес: г. Москва, улица Яузская, дом 11, корпус 7А.
Контактные телефоны:
диагностическое отделение: (495) 915-05-85
отделение логоневрозов: (495) 915-22-72
детское отделение: (495) 915-37-67, 915-37-70
e-mail: admin(@)mpgu.ru

2. Лечебно-диагностический центр «Прогноз» в Санкт-Петербурге.
Адрес: ул. Варшавская, 100, ул. Некрасова, 31 (филиал)
Контактные телефоны: (812) 373-30-27, 273-89-83

3. НИИ уха, горла, носа и речи.
Адрес: 198013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д.9, 4-е отделение речи.
Тел. (812) 316-25-13, факс (812) 316-54-29.
Отделение патологии голоса и речи:
тел.: (812) 316-50-12, (812) 316-20-07, (812) 316-51-12.

4. Медицинский центр «Медицинская Лига XXI век», врач-психотерапевт Рассказов Илья Юрьевич.
Адрес: г. Москва, ул. Крымский вал д.8 (м. Октябрьская, радиальная)
Компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Запись на консультацию — по тел. 517-27-06, e-mail: [email protected]

5. Клиники в Германии

— Клиника нейролингвистики университетской клиники г. Аахен, Prof. Dr. med. Noth,

— Институт интенсивного лечения заикания, г. Кёльн, Dr. Zueckner, Dr. Natke, Dr. Heil, Нейрологопедия, г. Золинген, Dr. Kuckenber,

— Институт лечения заикания, г. Ройтлинген, Dr. Rolf Hahn.
Офис в Германии (г. Дюссельдорф)
40212 Duesseldorf
BRD
Телефон: +49 (0) 211-468-91-447
Факс: +49 (0) 211-468-91-448
E-Mail: [email protected]
— Офис в Германии (г. Эссэн)
Preventicum International Group
Bueropark Bredeney
Theodor-Althoff-Str. 47
45133 Essen
BRD
Телефон: +49 (0) 201-847-17-45
Факс: +49 (0) 201-847-17-22
E-Mail: [email protected]

— Партнер в Санкт-Петербурге — VitaLine
199178, Россия, г. Санкт-Петербург,
18-я Линия В.О., д. 31, лит. Б
Телефон: (812) 931-94-68
Факс: (812) 275-82-43

— Партнер в Москве — Международный Отдел American Clinic
121002, Россия, Москва,
Сивцев Вражек переулок, д 26/28
Телефон: (495) 933-37-26
Факс: (495) 241-46-62
Телефон для круглосуточной связи: (495) 937-57-57

Если возникли вопросы, свяжитесь офисами в Германии по телефонам:
— офис в г. Дюссельдорф: +49 (0) 211 468 91 447
— офис в г. Эссен: +49 (0) 201 847 17 45

6. В США
Центр для детей от рождения до 3-х лет «Ранний старт», Нью- Йорк.
Адрес:
550 Dongan Hills Ave.
Staten Island, New York 10305
E-mail: [email protected]
Телефон: 718-667-3349

Организации поддержки заикающихся в мире

1. Международная ассоциация заикающихся (ISA)
http://www.stutterisa.org/

2. Израильская ассоциация заикающихся (AMBI)
http://www.ambi.org.il

1. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., АПН РСФСР, 1958.

2. L. De Nil and H. G. Bosshardt Studying stuttering from neurological and cognitive information processing perspective. Proceedings of the Third World Congress of Fluency Disorders in Nyborg, Denmark, pp 53 — 59, 2000.

3. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. — Днепропетровск, 1975.

4. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (Руководство по психотерапии). Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974.

5. Лоуэн А. Радость. — Минск, 1999.

6. Когновицкая Т. С. Частота основного тона голоса у детей страдающих заиканием. — В сб. Вопросы патологии голоса и речи, НИИЛОР, М., 1983.

7. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. — М., 1993.

8. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. — Л., Наука, 1988.

9. Бехтерева Н. П., Кабарова Д. К., Поздеев В. К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. — Л., Медицина, 1978.

10. Волкова Г. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, Серия: Коррекционная педагогика [338] Издательство: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 г.

11. Смирнова Л. Н. «Логопедия при заикании: Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду: Пособие для логопедов, воспитателей и. МОЙ МИР — М., Детская литература.

12. Парамонова Л. «О заикании: профилактика и преодоление недуга».

13. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. — М.: Просвещение, 1966. — 96 с.

Оксана Макерова,
логопед-дефектолог,
специально для детского портала «Солнышко».
Опубликовано 17 сентября 2008 г.

Другие статьи

  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Примерный режим дня для 7 месячного ребенка Режим дня ребенка в 7 месяцев Семимесячный малыш — это настоящий исследователь. Он получает невероятное удовольствие, собирая и разбирая пирамидки, игрушки-конструкторы и возводя башенки из кубиков. Каждый предмет для крохи — это потенциальный объект для изучения. […]
  • История обучения детей дошкольного возраста История обучения детей дошкольного возраста Перминова Наталья Владимировна,МБДОУ «Детский сад №12 «Ягодка» История дошкольного образования в России. Предистория: Первый детский сад, как тип педагогического учреждения был организован в 1802 году в Нью-Ланарке […]
  • Как сделать фотоколлаж моя семья для ребенка Коллаж «Моя семья» Наталья Ковалева Коллаж «Моя семья» Для всестороннего развития ребёнка необходимо взаимодействие детского дошкольного учреждения и семьи. Знания и умения, заложенные семейным воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня […]
  • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]