Тип акцентуации или психопатии

Тип акцентуации или психопатии

Психопатии и акцентуации характера

Психопатии — это такие аномалии характера, которые, «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают… приспособляться к окружающей среде». (П.Б.Ганнушкин). Эти три критерия были обозначены О.В. Кербиковым как тотальность, относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. [69]

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате — все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под «сколько-нибудь резкими изменениями» в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать, однако, три обстоятельства.

Первое — подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов здесь заостряются.

Второе — каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни — такие дети предпочитают играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо уже с поступления в школу с наступающей необходимостью сменить удовольствие игр на учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимные черты становятся особенно яркими с подросткового возраста. Циклоидность, особенно у девочек, может обнаружиться с наступлением полового созревания. Сенситивная психопатия складывается позже — в возрасте, обозначенном Г. К. Ушаковым как «этап формирования социального стереотипа личности», т.е. к 16-19 годам, в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития, как известно, падает на 30-40 лет.

Третье — существуют некоторые закономерные трансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты могут смениться очевидной циклоидностью, астено-невротические черты — психастеническим или сенситивным типом, эмоциональная лабильность — заслониться выраженной истероидностью, черты неустойчивости присоединиться к гипертимности и т.п. Все трансформации могут произойти в силу как биологических, так и социальных причин.

Нарушения адаптации или точнее социальная дизадаптация в случаях психопатий обычно проходят через весь подростковый период. Именно в силу только особенностей своего характера подросток не удерживается ни в школе, ни в интернате, ни в ПТУ, быстро бросает ту работу, куда еще недавно поступил. Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей, оказываются семейные отношения. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников — страдающий психопатией подросток либо вообще неспособен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами — небольшой группой подростков, ведущих аналогичный, большей частью асоциальный, образ жизни.

Таковы три критерия — тотальность, относительная стабильность характера и социальная дизадаптация — позволяющие отличать психопатии. Но как оценить те отклонения характера, которые удовлетворяют лишь одному или двум из этих критериев?

С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема — как разграничить психопатии в качестве патологических аномалий характера от крайних вариантов нормы. Еще в 1886 г. В.М.Бехтерев упоминал о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием», о том, что «психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется». В 1894 г. бельгийский психиатр Dallemagne выделил, наряду с «desequilibres», т.е. «неуравновешенными» (термин во французской психиатрии, аналогичный «психопатии»), еще и «desequilibrants», т.е. легко теряющих равновесие. Подобные случаи Kahn обозначил «дискордантно-нормальными», П.Б.Ганнушкин — «латентными психопатиями», Г. К. Ушаков — «крайними вариантами нормального характера». Было предложено много других наименований, но наиболее удачным нам представляется термин Leonhard — «акцентуированная личность», при всей его краткости подчеркивающий и то, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии, и то, что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Именно типы характера, а не личности в целом, с ее способностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографиях Leonhard, именно особенности характера отличают эти личности от других.

В противовес психопатиям при акцентуациях характера его черты могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное — особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Последние случаются во время пубертатного периода в силу биологических пертурбаций или под влиянием особого рода психических травм или ситуаций, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к locus minoris resistentiae — «месту наименьшего сопротивления» в характере данного типа. Например, такого рода травмами и ситуациями могут послужить изоляция от контактов, лишение всякого поля деятельности при строго размеренном режиме для характера гипертимного, постоянная необходимость широкого круга новых и неформальных контактов для характера шизоидного и т.п. Если же психическая травма, даже тяжелая, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет в этом отношении специфических требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией. В этом, по нашим представлениям, одно из важных отличий акцентуаций от психопатий. При психопатиях нарушения адаптации мотут быть следствием любого рода травм или даже возникать без видимых причин, при акцентуациях адаптация нарушается только при ударах по месту наименьшего сопротивления.

Детская патопсихология

8.1. АКЦЕНТУАЦИИ И ПСИХОПАТИИ

Акцентуация характера– это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.

При этом у подростков отмечается повышенная чувствительность к определенным психотравмирующим воздействиям при хорошей устойчивости к другим. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, в отличие от других типов, «слабые места».

Акцентуации обычно проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера и несколько сглаживаются по мере взросления. Исследованию акцентуаций посвящены труды К. Леонгарда, А.Е. Личко, А.А. Александрова и др. Частота встречаемости акцентуаций у подростков различна. Среди учащихся обычных школ количество акцентуированных подростков колеблется от 42 до 62%. Среди подростков с отклоняющимся поведением акцентуанты составляют 66%, а среди подростков, совершивших правонарушения, – 87% (исследования Н.Я. Иванова, А.К. Вдови-ченко и др.).

В отличие от психопатий, акцентуации не являются заболеваниями, а относятся к вариантам нормы. Критериями, различающими акцентуацию и психопатию, могут быть следующие признаки:

1) акцентуации ярко проявляются только в подростковом возрасте, а психопатии – в течение всей жизни;

2) проявление особенностей характера при акцентуациях бывает в определенных ситуациях, а при психопатиях – независимо от ситуаций;

3) при акцентуации редко возникает социальная дезадаптация и возможен возврат к норме; при психопатии социальная дезадаптация бывает значительно чаще;

4) при акцентуации нарушения поведения, декомпенсации возникают как ответ на строго определенный тип пси-хотравмирующей ситуации, при психопатии – при любых психотравмах, а иногда и без видимых причин.

Для диагностики акцентуаций в подростковом возрасте желательно использование методики психодиагностического опросника (ПДО) (А.Е. Личко), но возможно и применение методики Шмишека.

Типы подростковых акцентуаций характера по ПДО:

Типы акцентуированных личностей по К. Леонгарду:

Возможно существование смешанных типов акцентуаций: гипертимно-циклоидный, лабильно-сенситивный, астено-истероидный и т. д. У А.Е. Личко вычленяется 20 вариантов таких смешанных типов. Приведем краткие характеристики каждого из основных типов акцентуаций.

Смотрите так же:  Народный метод лечения невроза

Гипертимный тип. Подростки с этой акцентуацией отличаются хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, неудержимой активностью. У них сильно выражены экстраверсия, стремление к неформальному лидерству в компании сверстников. Высокая подвижность нервных процессов приводит к тому, что они легко адаптируются к новой и быстро меняющейся обстановке. Самооценка несколько завышена, планы на будущее оптимистичны и быстро меняются.

Нарушения адаптации возникают при попытке ввести таких подростков в строго регламентированный режим, ограничить их активность, а также при выполнении монотонной деятельности в одиночестве, и проявляются в побегах, нарушениях поведения.

Циклоидный тип. Характеризуется обычно кратковременными (1–2 недели) колебаниями настроения – от повышенного к депрессивному. В фазе пониженного настроения отмечается снижение работоспособности, потеря интереса к школе, увлечениям, компании. Неудачи и мелкие конфликты тяжело переживаются и могут привести к мыслям о своей виновности, неполноценности. В этой фазе плохо переносится изменение жизненных стереотипов (переезд, смена школы и т. п.). В маниакальной фазе циклоидные подростки похожи на гипертимных. Самооценка может показаться на первый взгляд противоречивой: подросток оценивает себя как активного и пассивного, общительного и замкнутого одновременно. При более тщательном опросе выясняется продолжительность перепадов настроения.

Лабильный тип. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое может изменяться несколько раз в течение дня по ничтожным и незаметным для окружающих поводам. Подростки этого типа точно чувствуют отношение к себе со стороны других людей и остро на него реагируют. У них высокая потребность в сочувствии, сопереживании со стороны близких. К лидерству эти подростки не стремятся, предпочитают теплые эмоциональные контакты с небольшой группой друзей. К декомпенсации может привести эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, утрата родственников. Декомпенсация проявляется в усилении эмоциональной лабильности, приступах плача, спадах настроения, возможны попытки самоубийства, уходы из дома.

Сенситивный тип. У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и заниженная самооценка. Среди посторонних, в непривычной обстановке проявляются замкнутость, тревожность. С незнакомыми трудны даже поверхностные, формальные контакты. Со знакомыми бывают достаточно общительными и откровенными. При самооценке подростки этого типа находят в себе множество разнообразных недостатков, особенно в области волевых качеств. К декомпенсации может привести ситуация несправедливого обвинения, неблагожелательного внимания со стороны окружающих. Это приводит к депрессивным переживаниям, иногда нарушениям поведения.

Психастенический тип. Подросткам этого типа свойственны нерешительность, склонность к рассуждательству (т. е. к длительным и бесплодным рассуждениям), опасения за будущее – свое и своих близких, склонность к самоанализу. Нерешительность проявляется особенно сильно, когда надо сделать самостоятельный выбор. К декомпенсации приводит необходимость принимать быстрые решения, отвечать за других (назначение старостой, руководителем группы сверстников). При усилении тревоги легко возникают навязчивости и ритуалы (см. гл. 7). Самооценка несколько занижена, иногда противоречива – включаются не только реальные черты, но и желанные.

Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность, тревога о состоянии своего здоровья. Утомляемость особенно проявляется при умственных нагрузках и в обстановке соревнований. К декомпенсации приводит необходимость достигать высоких результатов (занятия в престижных лицеях, гимназиях). При утомлении наступают вспышки раздражительности по ничтожному поводу, усиливается беспокойство о состоянии своего здоровья, может возникнуть невроз.

Шизоидный тип. Отмечается замкнутостью и недостатком интуиции в процессе общения. Трудно установить неформальный эмоциональный контакт, особенно со сверстниками. Эмпатия развита недостаточно. Внутренний мир подростка почти всегда закрыт для других и заполнен фантазиями, увлечениями.

Труднее всего переносятся ситуации, связанные с необходимостью установления эмоциональных неформальных контактов (пребывание в оздоровительном лагере, санатории) либо со стремлением родителей вторгнуться во внутренний мир подростка или ограничить его увлечения.

Самооценка адекватна. В отличие от психопатии, никогда не отмечаются расстройства мышления.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к постепенному накоплению раздражения и поиску объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Бывают приступы злобно-тоскливого настроения. Эмоциональные взрывы частые и продолжительные. Лидерство проявляется как стремление властвовать над сверстниками. Инертность психических процессов проявляется во всех видах деятельности. В качестве компенсации инертности может возникать педантичность, склонность к повышенной аккуратности.

К декомпенсации может привести смена обстановки (изменение места жительства, школы), рождение младших детей в семье. Декомпенсация часто проявляется в усилении жестокости, ревности к младшим членам семьи.

Истероидный тип. Основными чертами являются жажда внимания, восхищения, эгоцентризм. Внешняя выразительность, театральность переживаний не всегда соответствуют реальной интенсивности чувств. У подростков с истероидной акцентуацией часто встречается избыточное фантазирование, как попытка привлечь к себе внимание. Декомпенсация возникает при игнорировании таких подростков со стороны взрослых и сверстников и проявляется в виде нарушений поведения, иногда самооговоров, демонстративных побегов из дома.

Неустойчивый тип. Главная черта этого типа – постоянное стремление к развлечениям, удовольствиям, смене впечатлений. При необходимости исполнения обязанностей, долга, достижения целей (поставленных родителями) отмечается недостаточность настойчивости. Неустойчивые подростки часто попадают в делинквентные компании, в которых занимают подчиненное положение. К своему будущему эти подростки равнодушны, у них нарушена способность к прогнозу дальнейшего развития ситуации. Выраженная декомпенсация и нарушения поведения возникают в условиях безнадзорности и проявляются в бродяжничестве, прогулах.

Конформный тип. Подростки этого типа стремятся к чрезмерному приспособлению к окружающему. Они живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», ничем не выделяться из среды сверстников. Декомпенсация наступает, если подросток попадает в делинквентную среду. Они с трудом переносят новое окружение, крутую ломку жизненных стереотипов; самооценочные суждения доступны им только с опорой на мнение окружающих.

Акцентуации характера, в условиях негативной ситуации развития подростка, могут переходить в психопатии. Этот процесс у подростков находится в тесной зависимости от условий воспитания, семейной ситуации, усилий самого подростка, направленных на компенсацию патологических особенностей личности. Поскольку в подростковом возрасте компенсаторные механизмы часто сформированы недостаточно, возникает заострение психопатических черт. У подростков с возбудимой психопатией учащаются и становятся интенсивными приступы гнева, иногда возникает склонность к самопорезам. У циклоидных и шизоидных подростков чаше возникают депрессивные спады настроения. При эпилептоидной психопатии более частыми и интенсивными становятся приступы измененного настроения (угрюмость, злость, агрессия по отношению к слабым). Для гипертимных и неустойчивых подростков увеличивается (по сравнению с детским возрастом) риск присоединения к асоциальной компании. Возможно употребление алкоголя и наркотиков.

При благоприятных (для каждого типа психопатии) условиях окружающей среды подросток может занять такое место, которое приводит к относительной компенсации отклоняющихся особенностей личности: например, занятия в туристической или военно-спортивной секции для гипертимных подростков, возможность ограничить общение со сверстниками у шизоидов, занятия в драматическом кружке для истероидов и т. п.

Задачей психолога при работе с такими подростками является поиск наиболее благоприятного вида деятельности, правильная профориентация, нормализация семейных отношений. У подростков с сенситивным и психастеническим типом психопатий возможны реакции гиперкомпенсации,

стремление развить в себе противоположные черты характера. С этой целью они занимаются в секциях борьбы, тяжелой атлетики и т. д. Такой выбор можно одобрить, если это стремление самого подростка, а не его родителей.

Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков

Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте

Психопатия – это такая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течении жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособляться к окружающей среде.

О.В.Кербиков(1962) вывел три критерия психопатий — это тотальность, относительная стабильность патологических черт характера и их выражаемость до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать три обстоятельства: во-первых, подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов здесь заостряются. Во-вторых, каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования (шизоид с первых лет жизни – любят играть одни; психастеники – в первых классах, когда появляется чувство ответственности и т.д.) В-третьих, существуют некоторые закономерные трансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты характера могут смениться очевидной циклоидностью и т.д. Все эти трансформации происходят в силу как биологических, так и социальных причин.

Для того чтобы разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы Бехтерев в 1886 году упоминал о “переходных ступенях между психопатией и нормальным состоянием”, что “психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется”.

Леонгард предложил понятие “акцентуированной личности”, но т.к. личность – понятие слишком широкое, включающее в себя интеллект, способности, мировоззрение и т.п., целесообразнее было бы взять характер. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, а личность уже при повзрослении. В детском возрасте В.В.Ковалева(1981) предложила термин “акцентуированные черты”, т.к. еще не сформирован тип характера.

При акцентуациях характера его особенности могут проявляться не везде и не всегда, он обнаруживаются только в определенных условиях. Особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими.

Смотрите так же:  Я победил шизофрению

Эти нарушения возникают либо в силу биологических пертурбаций во время глубокого пубертатного периода, либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к “местам наименьшего сопротивления” в характере. Каждому типу акцентуаций характера присущи свои, отличительные от других типов “слабые места”.

Если же психическая травма, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно социальную адаптацию.

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже очень повышенной устойчивости к другим. Акцентуации характера не являются психиатрическим диагнозом, т.к. это вариант нормы.

Акцентуации по степени выраженности бывают явные и скрытные.

1) Заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в период их формирования с последующим их сглаживанием и компенсацией (переход от явной к скрытой);

2) Развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказывающихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного типа;

3) Возникновение не для акцентуированного характера преходящих нарушений – девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний;

4) Трансформация типов акцентуаций характера в силу констуциональных заложенных механизмов или влияний среды

5) Формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в отношении определенных неблагоприятных влияний среды.

Глава IV. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте

I. Гипертимный: С детства отличаются большой подвижностью, общительные, болтливые, чрезмерно самостоятельные, склонны к озорству, недостаточное чувство дистанции в отношении ко взрослым.

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачняется вспышками раздражимости, гнева, агрессией. Хорошее настроение у этого типа сопровождается хорошим самочувствием. Спят чаще немного, но по утрам встают бодрыми. Имеют хороший аппетит. При сильных нагрузках долго сохраняют силы. Однако душевное напряжение с вынужденным бездельем переносится плохо.

Специфические подростковые поведенческие реакции у гипертимных подростков выражены достаточно сильно. В силу эмансипации с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К этому ведут мелочный контроль, повседневная навязчивая опека.

Склонность к самовольным отлучениям.

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремление к лидерству.

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомых.

Склонны к групповым формам делеквентного поведения. Алкоголизация предоставляет для них серьезную опасность, также к другим дурманящим средствам.

Реакция увлечения у гипертимных подростков отличается богатством и разнообразием проявлений, но главное – непостоянством хобби.

II. Циклоидный тип: у типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1-2 недели. Субдепрессия может сменяться обычным состоянием или периодом подъема, периоды подъема реже, чем субдепрессивным и не такие яркие.

Слабые места: непереносимость одиночества, однообразная и размеренная жизнь, кропотливый труд, неразборчивость в знакомых. В субдепрессивной фазе слабым местом становится коренная ломка жизненных стереотипов. Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая леность первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющая необходимость усвоить в короткий срок сессии гораздо большего, чем в школе – это ломает учебный стереотип. Переутомление и астения затягивают субдепрессивный период, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.

В субдепрессивной фазе появляется также избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес – ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.

Увлечения отличаются нестойкостью. В периоды подъема либо возвращаются к своим увлечениям или ищут новые.

Выраженные нарушения несвойственны. Но в периоды подъема склонность к алкоголизации. В субдепрессивном периоде возможен суицид: поведение в виде аффектных попыток или истинных покушений на самоубийство, если в это время подросток подвергся психическим травмам, укрепивших его в мыслях о своей неполноценности. Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно.

III. Лабильный тип: В детстве не выделяются среди сверстников. Часто болеют в детстве.

Главная черта – крайняя изменчивость настроения. Все наделены эмоциональной лабильностью (подростки). Настроение меняется часто, а повода для коренных перемен бывают ничтожны. Настроению присущи не только резкие перемены, но и глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, сон, аппетит, трудоспособность, желание к одиночеству или к шумным компаниям. Соответственно меняется отношение к будущему. Но эти подростки способны испытывать глубокие чувства. Способны на преданную дружбу.

Чуткие ко всякому роду знакам внимания. Утраты тяжело переносятся.

Реакция эмансипации выражаются умеренно. Тяга к группированию подвержена изменениям настроения. В группе не претендуют на роль вожака. Им чужды азарт, коллекционирование, совершенствование своей силы, ловкости, умений.

Хобби у них долго не длятся.

Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием, иногда даже проявляют интерес к гомосексуальным связям.

Самооценка отличается искренностью

“Слабое место” — является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними.

IV. Астено –невротический тип: Тип, где области психопатий и неврозов соприкасаются. Отношение личности к своим переживаниям, нарушениям как к болезненным, чуждым.

Заболевания хронические соматические – среди таких подростков акцентуации встречаются чаще у болеющих туберкулезом, пневмонией.

С детства проявляют неврастенические признаки – беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание.

С наступлением полового созревания черты сглаживаются. Или может впервые развернуться в подростковом возрасте.

Главные черты: повышенная утомляемость, раздражимость, склонность к ипохондричности. Утомляемость при умственных занятиях. Раздражение по любому поводу изливается на окружающих. Аффектные вспышки связанны не с перепадами настроения, а отчетливо прослеживаются возрастные раздражители в процессе утомления.

Склонность к ипохондризации является типичной чертой. Тщательно прислушиваются к своим телесным ощущениям.

Стремление к эмансипации от старших, тяга к группированию со сверстниками. Тянутся к товарищам, скучают без них, но от них быстро устают, ищут одиночества.

Самооценка обычно отражает ипохондрические установки. Такие подростки замечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье.

V.Сенситивный тип: с детства – пугливость, боязливость. Боятся темноты, животных, боятся оставаться одни. Не любят подвижных игр, шумных компаний, застенчивые. Но с теми, к кому они привыкли очень общительны. Отличаются послушанием. Школы пугаются. Учатся старательно, но боятся экзаменов, проверок, отвечать перед всем классом.

Чрезвычайно впечатлительны и резко выраженное чувство собственного недостаточности. Эмансипация выражено слабо.

Рано формируется чувство долга, т.к. подчеркнутое следование идеалам и образу жизни взрослых. У себя видят много недостатков.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, а именно там где чувствуют свою неполноценность.

Разборчивы в выборе приятелей, привязчивые в дружбе. Старших больше предпочитаю в качестве друзей.

Увлечение – истинные, гармонирующие с характером и контрастные их настроению, обуславливающие реакции гиперкомпенсации (главное не цель, а результат).

Суицид: повторяющиеся вспышки таких мыслей без осуществления каких-либо попыток; в критических ситуациях происходят инстинктные суицидные действия, лишенные всякой демонстративности.

К алкоголизации не склонны.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности.

Слабым местом является отношение к ним окружающих, которое служит долгими переживаниями.

VI.Психастенический тип: в детстве проявляются незначительной и ограниченной робостью, пугливостью.

Критический период для развертывание характера в первых классах. Первые требования к чувству ответственности.

Главными чертами в подростковом возрасте является нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и легкость возникновения обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий ритуалов, представлений.

Тревожная мнительность. Ярко выступает тревога за мать.

Психологической защитой являются ритуалы, приметы. В некоторых случая даже формализм и педантизм.

Нерешительность и рассуждательство.

Реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям. Склонность к самоанализу распространена размышлениями по поводу мотивов своих поступков и действий.

Спорт и ручные навыки даются плохо.

Эмансипация отсутствует, вместо этого привязанность. Тяга к сверстникам в робких формам.

Увлечения – интеллектуальное хобби. Сексуальное развитие опережает физиологическое.

Суицидальное поведение в трудных ситуациях отсутствует. Вместо этого навязчивость, мудрствование.

Самооценка не всегда бывает правильной. Часто тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая противоположные.

VII.Шизоидный тип: Им присуще такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоположных черт холодности и утонченности, упрямства и податливости.

Шизоидные черты выявляются в раннем возрасте. У подростков усиливается замкнутость, отгороженность бросается в глаза. Сами чаще всего страдают от одиночества.

Быстрая истощаемость в контакте. Неспособность к сопереживанию, холодность. Неумение убеждать своими словами других.

Смотрите так же:  Как узнать об алкогольной зависимости

Внутренний мир закрыт от посторонних, избранным лишь иногда приоткрывается. Внутренний мир заполнен увлечениями и фантазиями.

Эмансипация может терпеть опеку, но попытки вторжения в их мир вызывают бурную реакцию.

Реакция группирования выражена слабо.

Увлечения отличаются силой, устойчивостью и необычностью(интеллектуально-эстетическое хобби). Увлечениями делятся с немногими. Увлечения мануально-телесного типа направлены на стремление сгладить телесные недостатки.

Сексуальные фантазии таят, переживания скрывают.

Суицидальное поведение не свойственно. Серьезные правонарушения могут совершать во имя группы.

Самооценка отличается признанием того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудность контактов, непонимание со стороны окружающих. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Недостаток интуиции и сопереживания, уход в мир фантазий и увлечений может достичь крайности (психопатий).

VIII. Эпилептоидный тип: Главная черта – склонность к дисфории, тесно связанная с ними аффектная взрывчатость, напряжения инстинктивной сферы, тугоподвижность, тяжеловесость, инертность. Дисфории затянутые отличаются злобно-тоскливой окраской. В одиночестве достигают успокоения. Поводом для аффектных разрядов служат даже всякие мелочи.

В подростковом возрасте ревность в период дисфории заостряется.

Склонны к сексуальным эксцессам, половое влечение сопряжено с садискими наклонностями. Могут вступать в гомосексуальные связи.

Напряженность вместе с тем необычность влечений проявляется в особой манере алкоголизации.

Проявляют склонности к суициду, причиной которого может явиться ревность. Мстительность присуще подросткам этого типа. Они не прощают обид, в результате мщения испытывают радость от наблюдений за своим коварством.

Реакция группирования со сверстниками тесно сопряжена со стремлением к властвованию.Увлечением являются азартные игры.

Самооценка носит однобокий характер. Трудный тип для социальной адаптации. При скрытой акцентуации возможны неожиданные тяжелые эксцессы.

IX. Истероидный тип: главной чертой является – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания, восхищения, удивления, почитания, сочувствия, избирательная внушаемость.

Лживость, фантазирование направлены на приукрашение своей персоны. Кажущая эмоциональность оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств.

Истероидные черты с ранних лет. Не выносят дети, когда хвалят других. Игрушки быстро надоедают, желают привлечь к себе взоры.

К подростковому возрасту заострение истерических чувств.

Суицид демонстративный – демонстративное желание привлечь внимание или желание избежать наказание. Как правило, истероидному типу свойственно “бегство в болезнь”.

Алкоголизация носит демонстративный характер

Сохраняют черты детских реакций: оппозиций и имитаций. Эмансипация имеет бурное проявление – побеги, конфликты и т.д.

Претензии на лидерство в группировках. Увлечения в области эгоцентрического хобби.

В сексуальном поведении много театрализованных игр.

Самооценка далека от объективности.

X. Неустойчивый тип: безволие, когда дело касается учебы, труда. В детстве непослушание, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Им свойственно заикание, ночной энурез.

С первых классов нет желание учиться, повышенная тяга к развлечениям, удовлетворению, праздности. Рано проявляется тяга к выпивке.

В подростковом периоде стремятся высвободится из под родительской опеки.

Неспособны сами себя занять. Увлечения информативно-коммуникативного типа.

Сексуальные влечения не отличаются силой. Учеба часто забрасывается, учащаются побеги из дома.

Суицидальная активность неустойчивая. Неустойчивость эмоций, слабость воли, нарушение влечений, патологическая подвижность нервных процессов, невозможность выработать стойкий стереотип.

Слабое место – безнадзорность.

Самооценка – приписывают себе конформные, гипертимные черты.

XI. Конформный тип: Психопатий этого типа не существует. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному и привычному окружению.

Постоянная готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, благонравие, склонность к ходячей морали, консерватизму. При этом низкий интеллект, как правило. Не критичность сочетается с конфликтностью. Не любят новое, не любят перемен, сложно адаптируются. Неинициативны.

Самооценка может быть не плохой. Конформный тип служит для наслоения других типов.

Слабое место – чрезмерная податливость, привязанность.

Опасность для них представляет хронический алкоголизм.

XII. Смешанный тип: Смешанные типа делятся на два класса – это промежуточные и альгамные.

Книги

  • Акцентуации характера школьников и учителей
    М.: Педагогическое общество России, 2007. — 96 с.
  • Акцентуированные личности
    Вища Школа, 390 стр., 1981 г.
  • ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
    Ленинград «Медицина», Ленинградское отделение, 1983. Издание 2-е, дополненное и переработанное

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Типы психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте

Типы психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте

Краткие сведения о группировках типов психопатий и акцентуаций характера

Все довольно многочисленные попытки в области группировок типов психопатий можно разделить на два направления.

Одно из них основывалось на клинико-индуктивном методе и отражало стремление как-то систематизировать то многообразие клинических проявлений, с которым приходится сталкиваться. Большинство авторов, придерживавшихся этого направления, выделяло около десятка типов психопатий. Наиболее известными классификациями этого направления были систематики Шнейдер и П.Б.Ганнушкин.

Другое направление более базировалось на теоретико-дедуктивном подходе. Определенные концепции, изначальные установки служили отправной точкой для классификаций. Все богатство клинических картин психопатий оценивалось с точки зрения определенного постулата. Обычно систематики такого типа отличались подкупающей на первый взгляд простотой (два — четыре типа), но на практике оказывались недостаточными.

Систематика, которой мы придерживаемся при дальнейшем изложении, в основном исходит из классификаций П. Б. Ганнушкина, Г. Е. Сухаревой и типов акцентуированных личностей у взрослых по Леонгарду. Однако наша систематика отличается от предыдущих двумя особенностями. Во-первых, она предназначена специально для подросткового возраста. Все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Во-вторых, она охватывает психопатии, т.е. патологические отклонения характера, и акцентуации, крайние варианты нормы.

В силу сказанного к систематике Г. Е. Сухаревой нами добавлены такие типы, как циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, конформный. Циклоидность обычно дебютирует только начиная с подросткового возраста. Лабильные подростки в детстве мало отличаются от остальных сверстников или наделены некоторой инфантильностью (гармонический инфантилизм). Астено-невротический тип включает подростков, как правило, страдавших в детстве невропатией. Сенситивный тип формируется только в старшем подростковом возрасте — на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Конформный тип также обнаруживается только начиная с подросткового возраста, когда опекаемое взрослыми детство сменяется стремлением к эмансипации и группированию со сверстниками. Естественно, все эти типы не были представлены в систематике Г. Е. Сухаревой, касающейся в основном детей и подростков до 14 лет.

В итоге далее нами описываются следующие типы психопатий и акцентуаций у подростков: 1) гипертимный, 2) циклоидный, 3) лабильный, 4) астено-невротический, 5) сенситивный, б) психастенический, 7) шизоидный, 8) эпилептоидный, 9) истероидный, 10) неустойчивый, 11) конформный.

Паранойяльный тип в подростковом возрасте встречается чрезвычайно редко — он раскрывается на третьем-четвертом десятке лет жизни, в период наступления полной социальной зрелости. Поэтому нами данный тип не описывается. Астено-невротический и психастенический типы представлены кратко, преимущественно, как типы акцентуаций, на базе которых могут развертываться соответствующие неврозы.

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Увольнение в связи с уходом за ребенком до 14 лет запись в трудовой Увольнение по уходу за ребенком до 3-х лет В трудовой книжке сделана запись, как в заявлении : "Уволена по уходу за ребенком до 3-х лет, статья 77 пункт 3 ТК РФ собственное желание" правомерна ли запись? Ответы юристов (4) Данная запись неправильная. Статья 84.1 […]
  • Ребенку 14 дней не спит что делать Почему новорожденный не спит и постоянно ест? Практически каждая женщина еще на этапе беременности представляет, как изменится ее жизнь, каким будет ее малыш и как будет организованы их совместные дни. И зачатую, будущая мама строит у себя в воображении некую […]
  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]