Тренинг для снятия стресса для педагогов

Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения и усталости»

Кузнецова Наталья
Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения и усталости»

Цель: Снижение эмоциональной усталости и поднятие настроения.

1. Нейтрализация и подавление отрицательных эмоций.

2. Сохранение и укрепление психического здоровья.

3. Укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи.

1. Упражнение «Мое настроение».

2. Упражнение «Хорошее настроение».

3. Упражнение «Интервью».

4. Упражнение «Комплименты».

5. Упражнение «Плохое настроение».

6. Упражнение «Пожелания».

7. Упражнение «Ритуал прощания».

1. Упражнение «Мое настроение».

Цель: Развитие у педагогов эмоциональной выразительности и артистизма.

Группа садится в круг каждый из участников называет свое имя и при помощи выражения лица, позы, жестов показывает свое настроение. После упражнения обсуждение в группе.

2. Упражнение «Хорошее настроение».

Цель: Формирование эмоционально-положительного отношения к жизни.

Каждый из участников заканчивает фразу «У меня хорошее настроение когда …». После высказывание участники группы делятся своими переживаниями.

3. Упражнение «Интервью».

Цель: Развитие коммуникативного поведения, понимание другого человека уважение его интересов и потребностей.

Члены группы делятся на пары и в течение 5 минут беседуют друг с другом, стараясь узнать как можно больше друг о друге. После беседы рассказывают всем участникам группы, что они узнали.

4. Упражнение «Комплименты».

Цель: Создание позитивного настроя в группе.

Участники образуют два круга внешний и внутренний. Игру начинают те. Кто стоят во внешнем круге. Необходимо посмотреть на своего партнера по паре и сказать что-нибудь хорошее. Затем партнеры меняются ролями. После обмена комплиментами, участники стоящие во внешнем круге делают шаг вправо и оказываются перед другим партнером. Так продолжается до тех пор, пока не будет пройден весь круг. После завершения круга участники делятся своими впечатлениями.

5. Упражнение «Плохое настроение».

Цель: Снятие эмоциональной напряженности.

Участники группы на листе бумаги перечисляют ситуации, когда у них было плохое настроение. После написания, бумагу необходимо смять, чтобы получился комок. Участники делятся на две команды и начинают перекидывать комочки через линию. Побеждает та команда, на территории которой будет меньше бумажных комочков. После упражнения участники группы деляться своими впечатлениями.

6. Упражнение «Пожелания».

Цель: Активизация позитивного отношения к членам группы.

Участники группы по кругу говорят свои пожелания своему соседу справа. После упражнения проводится групповое обсуждение.

7. Упражнение «Ритуал прощания».

Цель: Получение обратной связи.

Участники группы по кругу показывают свое настроение и высказываются о своих впечатлениях переживаниях, что им понравилось, а что нет чтобы они хотели

«Любимые игры игрушечного зайки» — развлечение, игры на снятие эмоционального напряжения, повышение настроения Любимые игры игрушечного зайки. Цель: — снятие эмоционального напряжения, повышение настроения; — развитие доброго отношения к сверстнику,.

Консультация для родителей и воспитателей «Эмоциональная сфера ребенка и приемы снятия эмоционального напряжения» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается.

Мастер-класс для воспитателей «Психологические приемы для снятия эмоционального напряжения» Сегодня я с вами хочу поделится Мастер-классом о том, как научиться снимать психоэмоциональное напряжение. В наше время все увеличивающийся.

Немного информации о профилактике усталости для педагогов …Стул не может сказать, что ему трудно, тяжело и что он устал. В один прекрасный момент он просто сломается. Наверное, я немного стул… Вот.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Снятие состояния эмоционального дискомфорта Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения, создавать положительный фон, развивать умение чувствовать настроение окружающих Ход.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности» Цель: командообразование, сплочение коллектива. Задачи: 1. формирование благоприятного психологического климата в группе; 2. развитие умения.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания у педагогов Тренинг для педагогов: «Профилактика Синдрома профессионального выгорания» Цель: определить симптомы и причины эмоционального сгорания.

Тренинг-практикум для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: снижение эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов. Задачи: • познакомить участников практикума.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания» Цели: — обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния; — формировать.

Тренинг для снятия стресса для педагогов

Скоблякова Анна Станиславовна, педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа».
Актуальность темы: Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Дата публикации: 10.07.2015

Актуальность темы

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.

Задачи:

— создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;

— познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции;

— научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».

Организация тренинга: группа педагогов от 10 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.

Продолжительность – 1 час 30 минут.

Тренинговое занятие для педагогов

«Снятие эмоционального и мышечного напряжения»

Вводная часть

1. Упражнение «Комплимент по кругу»

Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.

Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты подаренные ему.

Трудно ли было написать (подарить) комплимент?

Что лучше дарить или получать?

Ваше состояние после выполнения упражнения?

2. Упражнение «Портфель настроения»

Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.

Инструкция: У меня в руках рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.

Основная часть

Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно люди Вашей профессии. Вам свойственно педагогическое «выгорание», сильное эмоциональное напряжение, стрессы. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье.

3. Упражнение «Самомассаж»

Цель: развитие навыков самомассажа.

Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:

· межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;

· задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;

· челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;

· плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;

· ступни ног: если Вы устали ходить то, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.

4. Упражнение «Дыхание на счет 7-11»

Цель: снятие напряжения, усталости.

Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале Вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.

5. Упражнение «Руки».

Цель: снятие напряжения, усталости.

Инструкция: У Вас закончился урок и есть несколько минут свободного времени, уделите себе это время.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдите по классу.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

6. Упражнение «Поплавок в океане»

Цель: расслабление, снятие эмоционального напряжения, усталости.

Инструкция: Закройте глаза и вообразите, что Вы маленький поплавок в огромном океане. У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут Вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть Вас, но Вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?

7. Упражнение «Стряхни»

Цель: снятие нервно-психического напряжения, усталости.

Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из Вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовить работу» Кто-то настраивает себя на то, что не выполнит хорошо работу и наделает кучу ошибок. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный как другие. Что мне зря стараться?».

Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с Вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой.

Смотрите так же:  Программа обучения детей с умеренной умственной отсталостью бгажноковой

Будет еще полезнее, если Вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки….

Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает и Вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

8. Упражнение «Голова».

Цель: снятие нервно-психического напряжения.

Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

9. Упражнение «Прощай, напряжение!»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция: Сейчас мы посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.

Как вы себя чувствуете?

Расстались ли вы со своим напряжением?

Ощущения до и после упражнения?

10. Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: обучить методике повышения самооценки.

Инструкция: На листе нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что Вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на Вашем солнышке.

Заключительная часть

11. Упражнение «Портфель настроения»

Цель: оценка своего эмоционального состояния в конце занятия.

Инструкция: Я держу в руках портфель. Как и в начале занятия его необходимо заполнить Вашим настроением, которое характерно на данный момент. Выберете привлекательный для Вас цвет и приклейте его на рисунок портфеля.

12. Упражнение «До следующей встречи!»

Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания.

Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Я предлагаю Вам передавать его друг другу и делиться впечатлениями о занятии, дарить свои пожелания участникам группы.

Анализ:

Что вам дало сегодняшнее занятие? Что нового узнали? Что будете использовать в дальнейшей жизни?

Завершающее слово педагога-психолога: Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу! До новых встреч!

Использованная литература:

1. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001

2. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000

3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

5. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом (второе издание). – М.: Универс, 1993.

6. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996

7. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

Методическая разработка по теме:
Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения в группе

Двухдневный тренинг был разработан и проведен в конце учебного года. Цель мероприятия:снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения в группе

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ (1 день)

I. этап – разогрев:

1. Упражнение-приветствие «Рукопожатие»

Все участники встают в круг, берутся за руки. Глаза закрыты. Ведущий сжимает руку соседа справа и по цепочки передаётся рукопожатие.

2. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели : Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы : Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Процедура : Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

3. Упражнение «Пальма. Крокодил. Слон»
Цель. Введение в атмосферу тренинга.
Упражнение проводится в кругу, участники стоят. Ведущий предлагает участникам группы изобразить «Пальму», «Крокодила», «Слона».

“ слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши)

“ пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево)

«крокодил» — (человек в центре вытянутыми вперед руками изображает пасть, человек справа и слева выстраиваются за центровым и берутся за пояс)

Упражнение выполняется тройками. Ведущий указывает на участника и называет кого он должны изобразить. Два участника стоящие от него слева и справа помогают ему выполнить заданную «скульптуру». Ведущий постепенно увеличивает темп выполнения задания.

II. Основная часть.

4. Упражнение «Звери»

Все встают в круг. Инструкция для участников: Сейчас я каждому из Вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например, кошкой, белым бычком). После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях). Я буду громко называть какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Шутка в том. что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково (например, бурундук). Все играющие стараются изо всех сил удержать названного «зверя». Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.

5. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель : сплочение коллектива.

Ход упражнения : Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

Психологический смысл упражнения : координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение : Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

6. Упражнение «Молекулы»

Все участники атомы. Они двигаются по типу «броуновского движения», иногда объединяясь в молекулы. Темп, направление, количество атомов в молекулах и места соединения задает ведущий. Например: «Молекулы, по три – локтями!» — все должны разбиться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями.

7. Упражнение «Ведущий и ведомые»

Цели : Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы : Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Процедура : Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, при-чем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Вопросы для обсуждения:

  • что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
  • что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
  • когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

8. Упражнение «Джунгли»

Материалы : листочки с названиями животных раздаются. (Приложенние)
На листочках написаны названия животных обезьяна, крокодил, верблюд, волк, лось. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3–4 человека. Не обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное, мимикой жестикуляцией, звуком. Разговор запрещён. Задача, стоящая перед участниками, собраться в группы всем обезьянам, крокодилам, верблюдам, волкам, лосям.

9. Упражнение «Тесная компания»

Цель : сплочение коллектива, танцетерапия

Все участники вытягивают карточки с названием обуви. Участники, имеющие карточки с одинаковым названием обуви, объединяются в пары. Итак, пары созданы задача — исполнить танец названный мной. Комнатные тапочки – лезгинка, галоши – танго, детские сандалики – твист, лапти – канн – канн, валенки — летка – енька.

III. Этап – Релаксация.

Цели : Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

10. Упражнение «Воздушный шар»

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздуха. Представьте, что вы воздушный шарик, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы. Затем представьте, что в шарике появилась маленькая дырочка. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, мышцы плеч, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Упражнение выполняется до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

11. Упражнение “Дождь”

Участники делятся на микрогруппы по 4 человека. Одному человеку завязываются глаза. Другие участники микрогруппы под музыку лёгкими прикосновениями имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются. Затем учасники мигрогруппы меняются местами.

12. Упражнение «Массажист»

Все в кругу поварачиваются спиной друг другу, каждый своему соседу убирает зажимы спины, массируя спину.

13. Упражнение-завершение . Все участники тренинга встают в круг. И по кругу каждый своему соседу любыми способами говорит спасибо. (Мимикой, пожатием руки, словами, песней….)

1. Упражнение «Невербальное общение»

Цель : настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

Инструкции : Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 – 2 минуты).

Смотрите так же:  Какая пенсия на синдром дауны

Ход упражнения : «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Евгению, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было выполнять упражнение?
  2. Возникали ли трудности при выполнении задания?
  3. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

2. Упражнение-активатор «Печатная машинка»

Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания — топают ногой, в конце строки — хлопают в ладоши. Кто ошибется — выходит из игры.

3. Игра «Кричалка»

Теперь одна из команд получает слово «да», а вторая — слово — «нет». По команде ведущего каждая команда должна говорить свое слово. Сначала команды начинают с шепота, но постепенно говорят все громче и громче, в итоге все должны кричать изо всех сил. По команде ведущего (колокольчик или хлопанье в ладоши) все затихают. Упражнение повторяется несколько раз.

Обсуждение: Как выглядят люди, которые гневно что-то кричат? С чем этот образ у Вас ассоциируется?

4. Упражнение «Нож и масло»

Выбирается один участник-нож. Остальные игроки собираются в кучу-масло. Нож должен разрезать масло.

5. Упражнение «Построимся»

Цель : обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Ход упражнения : «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения : Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение : Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

6. Упражнение «Путаница»

Все встают плотно в круг, закрывают глаза. Поднимают руки вверх. Правой рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остаётся свободной. Затем ведущий свободные соединяет руки таким образом, чтоб получилась путаница. Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи»

7. Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.)

Цель : обеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

8. Упражнение «Картина па спине».

Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, кто — Б. В первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно, чтобы игроки были в тонкой одежде. Если А отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже фразы. На выполнение задания отводится 5 минут. В следующем раунде игроки меняются ролями. Рефлексия:

  • Насколько каждый был доволен «художником»?
  • Удалось ли настроиться на совместную работу?
  • Какая роль была более выполнима и доставила больше удовольствия?

9. Упражнение «Говорящие руки»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

Время : 5-7 минут.

Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

10. Упражнение «Подарок»

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения»

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжения.Как преодолеть эмоциональный стресс? В разработке подробно описан ход проведения тренинга для учителей. Даны методические рекомендации снятия эмоционального стресса методом арт терапии, дыхательных упражнений, медитацией, биоэнергетическим исцелением и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №2 г. Вельска»

Снятие эмоционального напряжения

(психологический тренинг для педагогов)

Автор: Воробьева Валентина Леонидовна

педагог-психолог высшей кв. категории

г. Вельск, 2016 год.

Актуальность выбранной темы.

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. По степени напряжённости нагрузка учителя в среднем больше, чем у банкиров и генеральных директоров. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе школьного психолога.

Необходима системная работа по повышению компетентности в вопросах собственного психологического здоровья педагога.

Мною разработана целая система проведения психологических тренингов для взрослых и детей. Тематика тренингов разнообразна. Элементы психологического тренинга я провожу на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, на родительских собраниях, на семинарах и практикумах для педагогов школы и района.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

-создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

группа педагогов от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 90 минут.

магнитофон, аудиозаписи, оборудование для просмотра презентации, фломастеры, карандаши, краски, кисти, ватман, аромалампа с эфирным маслом «Апельсин», мягкая игрушка, мяч, тест «Скрытый стресс», памятки «Медитация», карточки «Корзина Советов» и «Формула на сегодня», бумага для визиток, цветные полоски и карточки «Значение цвета».

Ведущий тренинга: педагог-психолог Воробьева В.Л.

Ход проведения тренинга.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

1.1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

— Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

— Или Вы чувствуете усталость?

— Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием, поведением и здоровьем.

1.2. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета»

Примечание: 50% учителей выбрали красный цвет, 25% — синий цвет, 10% — зелёный цвет, 8% — фиолетовый цвет, 7% — жёлтый цвет.

1.3. Упражнение «Визитка»

Участники группы на первую букву своего большого имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни (например, Валентина — великодушная). Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.

Смотрите так же:  Адаптация как обратная сторона стресса

1.4. Упражнение «Молекула»

Все участники свободно перемешаются по кабинету. Психолог называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:

-Явеликодушная! -Да, ты великодушная, а еще красивая!

Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.

— А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

1.5. «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».

Труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе, но и регулярная работа над собой.

1.6. Психолог называет тему и цели психологического тренинга.

2. Снятие эмоционального напряжения.

Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

2.1 Аутотренинг и ароматерапия.

Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.

Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова АТ.

2.2 Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так: В одном прекрасном городе жила замечательная семья…

Каждый учитель по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!

Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.

Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное напряжение. Сначала человек ощущает дискомфорт, потом входит в новый режим работы и, наконец, происходит истощение сил.

Известно, что люди с высоким уровнем образования, женщины в возрасте от 30 до 44 лет в большей степени подвержены эмоциональному стрессу.

Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие. Сила стресса зависит от самого человека, от его характера, уверенности в себе. Помните, что стресс вызывается не каким-то одним сильным раздражителем, а серией мелких, каждодневных волнений.

2.3 Тест «Скрытый стресс»

Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Психолог подводит результаты тестирования. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.

2.4. Упражнение «Корзина Советов».

Каждый учитель по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы.

Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?

Педагоги по кругу, передавая мягкую игрушку, рассказывают о своих способах снятия эмоционального напряжения.

Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом, т.к. во время стресса происходит выброс в кровь адреналина и запас гормонов истощается, при этом повышается давление, учащается пульс, повышается уровень холестерина в крови. Частое повторение этих реакций приводит к развитию гипертонии, язве желудка, бессоннице, потере веса, физической усталости и пассивности.

— зависть и злость поражают органы пищеварения;

— страх – щитовидную железу;

— печаль и уныние приводят к быстрому старению;

-несдержанные эмоции – заболевание сердца. Упражнение «Назови эмоцию». Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются, что отрицательных эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.

Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение, но учителю необходимо постоянно регулировать своё настроение.

2.5. Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

2.6. Биоэнергетическое исцеление.

За последнее время многие стали прислушиваться к биоритмам, к типу погоды, к гороскопам на каждый день. Энергия космоса чиста и одинакова, но распределяется среди людей по-разному, по уровню их духовности.

Вокруг каждого человека есть невидимая аура, которая представляет его духовную территорию. Вторжение в эту территорию вызывает у нас неприятные чувства (раздражение, дискомфорт, негодование, душевную боль).

Учитель в своей работе взаимодействует с детьми и взрослыми. Ему необходимо постоянно подпитывать себя новой энергией.

Психолог приводит примеры: берёза и дуб подпитывают энергией, жизненные перемены требуют от человека духовного пробуждения.

Существует целая система дыхания (ребёфинг), где происходит воображаемая связь с космической энергией.

Известно, что многие болезни возникают от нарушения энергетического баланса. Когда на одном участке тела энергия в избытке, на другом – её не достаёт. Например, если избыток энергии в железах внутренней секреции, то нарушается гормональный обмен.

2.7. Упражнение «Арттерапия».

Звучит космическая музыка.

Желающие подходят к столу, где подготовлены краски, кисти, гуашь, ватман, баночки с водой. Начинают рисовать, выражая свои ощущения от музыки в рисунке .

Остальные участники тренинга закрывают глаза. Психолог даёт установку: «Вообразите себя центром Вселенной. Сосредоточьте внимание только на себе. Почувствуйте, что Вы уникальны и неповторимы». Время 2-3 минуты.

Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Первая группа анализирует свои рисунки. Многие заметили, что после выполнения данного упражнения почувствовали легкость, уверенность в себе, душевное спокойствие.

2.8. Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание весьма поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».

Упражнение «Полное дыхание».

Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании.

Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики!

Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.

2.9. Голос – драгоценный дар природы.

Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.

Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.

Но учители энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.

Например, можно трансформировать в энергию певческого звука. Пение даст необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет умение пользоваться своим голосом.

Сегодня мне хочется каждому из Вас подарить памятку по медитации.

1. Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня».

Звучит магнитофонная запись слов. Психолог показывает карточки с этими словами. Участники тренинга шёпотом проговаривают слова.

2. Обратная связь.

Передача мягкой игрушки по кругу. Каждый высказывает своё мнение о проведённом тренинге. Например:

— Самым полезным для меня было…

— Я хотела бы изменить…

Желающие могут написать отзывы на цветных кружках и вложить в конверт .

3. Благодарю всех за работу!

В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991

2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005

4. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

5. Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996

Другие статьи

  • Ребенку 4 месяца стал плохо спать ночью Кризис сна в 4 месяца: почему ребенок не спит ночью Многие родители обнаруживают, что ребенок в 4 месяца стал плохо спать. Кризис сна в 4 месяца (он также может распространяться на возраст 3 и 5 месяцев) — это что-то вроде диагноза. В этой статье мы расскажем, почему […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Сон 5 месячного ребенка на грудном вскармливании Кормить по требованию… это как?! Грудное вскармливание – это обоюдный процесс, поэтому, говоря о кормлении по требованию, подразумевают требования не только со стороны ребенка, но и со стороны матери. Кормления по требованию ребенка. В основном частоту кормлений […]
  • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]
  • Парлазин капли инструкция по применению для детей Парлазин капли - официальная инструкция по применению Регистрационный номер Торговое название: Международное непатентованное название: Лекарственная форма: капли для приема внутрь в 1 мл раствора содержится 10 мг активного ингредиента – цетиризина дигидрохлорида, а […]
  • Ребенку 5 месяцев развитие комаровский 5 месяцев Зрительные ориентировочные реакции. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). Методика выявления - ребенок находится в вертикальном положении на руках у взрослого или лежит на спине. […]