Три фаза стресса

Состояние человека во время стресса

Каждый из нас на собственной шкуре испытывал влияние стрессовых ситуаций и чувствовал, как при этом в организме что-то меняется. Но какие конкретно физиологические процессы происходят с человеком, когда он находится в состоянии стресса? Как выглядит стресс с точки зрения медицины? По мнению шведского биолога и врача Ганса Селье,

стресс человека протекает в три фазы

1. Реакция тревоги. Когда человек сталкивается со стрессовой ситуацией, организм мобилизует внутренние ресурсы на ее преодоление.

2. Фаза сопротивления. Человек преодолевает стресс, расходуя эти внутренние ресурсы

3. Расслабление после стресса. Все ресурсы израсходованы, и организм полностью расслабляется для восстановления.

На практике состояние стресса должно выглядеть примерно так:

Первая фаза стресса. Нападает на человека саблезубый тигр. В организме человека начинает вырабатываться дополнительная энергия. Получив от мозга сигнал о стрессе, надпочечники начинают выделять повышенную дозу адреналина. Из печени в кровь поступает дополнительный заряд глюкозы, свободных жирных кислот и холестерина. В большом количестве вырабатывается основной гормон стресса — кортизол. Повышается давление, становится учащенным пульс. Человек готов к схватке с тигром.

Вторая фаза. Он стремительно бросается на зверя и голыми руками сворачивает ему шею. Или впивается зубами ему в нос, после чего перегрызает глотку ошалевшему от боли тигру (да не услышат меня блюстители прав животных!)

Фаза третья. Все ресурсы организма истощены, человек, довольный проделанной работой, спокойно засыпает прямо на теплой и пушистой туше поверженного зверя. Ведь ему теперь надо восстановить силы, чтобы дотащить добычу до пещеры.

Это состояние человека во время стресса в идеальных условиях дикой живой природы.

В социуме все обстоит не так гладко. Стресс может быть вызван не угрожающим видом зубов дикого зверя, а оскорбительными словами случайного прохожего, или, того хуже, близкого человека. Перегрызанием глотки тут делу не поможешь. Хотя порой это кажется единственным адекватным ответом.

В условиях современного общества стресс человека большей частью вызван не реальной угрозой для жизни, а внутренними предубеждениями и страхами, чаще всего необоснованными. Да и правила поведения в обществе диктуют нам совсем иные действия в стрессовых ситуациях. Оскорбили вас – в суд, обманули – в суд, обокрали – туда же. А то, что в вашем организме кортизон с адреналином и холестерином зашкаливает, никого, по большому счету не интересует.

Сорветесь в состоянии стресса на естественную реакцию, вырвете у обидчика зуб за зуб, можете сами встать перед судом в качестве ответчика.

Вот и приходится современному человеку искать другие варианты выхода из стресса.

Три фаза стресса

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Стресс и его виды. Фазы стресса

Стресс ( англ. stress – давление, нажим, напряжение ) – состояние, возникающеее в ответ на экстремальное воздействие – стрессор [ 43 ]. Слово “стресс” пришло в английский, а теперь и в русский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как “дистресс”. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания” и сейчас слово “стресс” понимают в значении “дистресса” ( англ. distress – горе, нужда).

Дистресс всегда вредоносен или неприятен [ 40, c.29], вызывает отрицательные эмоции, чувство неудовольствия. В противовес ему “эустресс” вызывает положительные эмоции, чувство удовольствия [20, с.53]. Конечно, удобнее было бы разделить понятие “стресс” на “дистресс” и “эустресс” и оперировать именно этими двумя понятиями, но употребление слова “стресс” в смысле “дистресса” настолько широко и глубоко вошло в обиход, что во избежание недоразумений мы будем считать, что стресс состояние психического напряжения, вызывающее отрицательные эмоции.

В зависимости от стрессового фактора выделяют два основных вида стресса: физиологический и психологический. Психологический будем подразделять на информационный и эмоциональный; последний развивается в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д.

Физиологический Психологический

Рисунок 17– Виды стресса

Основоположник концепции стресса, канадский врач Ганс Селье (1907–1982) в 1936 г. установил, что любой вид стресса вызывает однотипную (неспецифическую) реакцию организма, которая получила известность как общий адаптационный синдром (ОАС) [ 40, c.35 ]. В нём Г. Селье выделил три фазы (стадии): первая – реакция тревоги и мобилизации защитных сил организма. В этой фазе начинается адаптация организма к новым условиям. На этой стадии человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации соответствующих органов и систем организма, без структурных перестроек.

Во второй фазе – фазе сопротивления – стабилизируются и закрепляются на новом уровне все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе. Идёт интенсивный перерасход адаптационных резервов. Продолжительность сопротивления зависит от врождённой приспособительной способности организма и от силы стрессора. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает третья фаза – истощение, поскольку способность к адаптации не безгранична.

Время действия стресса

1 –фаза реакции тревоги и мобилизации всех сил

2 — фаза сопротивления и адаптации

3 – фаза истощения

Рисунок 18 – Три фазы стресса

В третьей фазе возможно появление так называемых болезней адаптации или болезней стресса, когда приспособительная реакция организма выступает в роли патогенного фактора (например, воспалительные изменения в суставах, тканях глаза, гипертоническая болезнь, нервно-психические расстройства. Избыток стероидных гормонов, например, выброс которых является первой эндокринной реакцией организма на стресс, при частых и интенсивных стрессах может способствовать возникновению поражений желудочно-кишечного тракта (стероидная язва) [24, с. 343 ] и т.д.

Эмоциональный стресс – состояние напряжения функций организма, вызванное воздействием эмоционально значимого для индивидуума раздражителя. Основной причиной эмоциональных стрессов являются конфликтные ситуации, в которых человек длительное время не может удовлетворить насущную, жизненно необходимую социальную или биологическую потребность.

Выход из строя той или иной функции какого-либо органа (например, секреции жёлчи, инсулина и других гормонов, желудочного сока, иммуноглобулинов и др. и развитие соответствующего заболевания обусловлены генетической предрасположенностью и избирательным вовлечением их в эмоциональное возбуждение.

Наблюдения и эксперименты показали, что развитие эмоционального стресса в конфликтной ситуации у разных индивидуумов может привести к различным результатам.

При высокой стрессоустойчивости никаких нарушений может и не быть. В других случаях могут развиваться либо нарушения в деятельности нервной системы в форме неврозов, либо нарушения соматических функций отдельных органов в форме ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, поражения желудочно-кишечного тракта и т.д. В определённых случаях может наблюдаться сочетанное нарушение и тех и других функций.

Какой орган будет повреждён в результате действия стресса? Сам Ганс Селье, который почти четыре десятилетия изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, считает, что болезни адаптации избирательно поражают предрасположенную область тела. “Но пострадают ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг, зависит в значительной мере от случайных обусловливающих факторов. В организме, как в цепи, рвётся слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой” [Селье, с. 40].

Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется темпераментом. Ему в большей степени подвержены холерики и меланхолики.

Влияние стрессов на деятельность [Карпов, с. ]

Влияние стресса на деятельность зависит от фазы стресса.

Фаза мобилизации– стресс оказывает стеническое воздействие на все психические и физиологические процессы. Мобилизуются все ресурсы организма, обостряются восприятие, внимание, память, долговременная память переводится в повышенную готовность, увеличивается оригинальность, продуктивностьи креативность мышления. Наблюдаетсяфеномен гиперактивации мышления и других процессов.Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения.Результаты деятельности улучшаются.

Фаза адаптации человек адаптируется к сложившейся ситуации, все параметры функционирования закрепляются на новом уровне – человек «втягивается», привыкает. Показатели деятельности стабильно высокие. Но долго «на пределе» человек работать не может. Рано или поздно наступает истощение.

Фаза истощения фаза, когда силы иссякли и психика начинает давать сбои. Как далеко это может зайти? Чтобы рассмотреть явления, происходящие в этой фазе, разделим эту фазу на два этапа:этап расстройства (соответствует ветви графика, нисходящей до уровня нормальной психической активности) и этап деструкции (соответствует ветви графика ниже оси абсцисс– перешедшей вниз за линию уровня нормальной психической активности) – см. рисунок .

На этапе расстройства изменения возникают, прежде всего, в когнитивной сфере, поэтому снижается продуктивность и адекватность переработки информации, креативность мышления. Сужается объем восприятия, снижается и качество оперативной памяти, снижается способность к извлечению информации из долговременной памяти – наблюдаетсяфеномен блокады прошлого опыта. Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытками вспомнить решения, встречавшиеся ранее (феномен репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки организовать её не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте знакомого способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Понятно, что результаты деятельности значительно ухудшаются.

Смотрите так же:  Гомеопатия от деменции

Этап деструкциихарактеризуетсяполным распадом способности к организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих её. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу и не слышу, не понимаю», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места».

Во втором случае, наоборот, имеет место полная блокада деятельностной и поведенческой активности, возникает состояние заторможённости и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности

Карпов А. В. пишет следующее: Однако наряду с общими реакциями имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоусгпойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва» (рисунок ) [по Карпову, с. 459].

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия резистентности к нему в зависимости от параметра интерналъности–экстерналъности личности. Обычно резистентность значимо выше у людей интервального типа и ниже у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации («будь что будет»).

Три фаза стресса

Общий адаптационный синдром (ОАС), или синдром биологического стресса, имеет три фазы, показанные на рисунке: 1) реакция тревоги; 2) фаза сопротивления и 3) фаза истощения (дистресс)

А. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу. Однако сопротивление его недостаточно, и если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокие и крайне низкие температуры), то может наступить смерть. Б. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, то организм сопротивляется ему. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного. В. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм уже приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакция тревоги, но теперь они необратимы, и особь погибает

Следует отметить одно обстоятельство ввиду его большого практического значения: трёхфазная природа ОАС дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна. Холод, мышечные усилия, кровотечения и другие стрессоры могут быть переносимы в течение ограниченного срока. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причём продолжительность периода сопротивления зависит от врождённой приспособляемости организма и от силы стрессора. В конце концов наступает истощение

Поскольку наступила адаптация, а энергетические ресурсы поступают в неограниченном количестве, то можно ожидать, что сопротивление будет продолжаться как угодно долго. Но подобно неодушевленной машине, которая постепенно изнашивается даже без дефицита топлива, человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации. Эти три фазы напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям, и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей приспособляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью

Рубен Тигранян (1988):

Во многих странах рост «болезней стресса» связан с постоянным возрастанием социального неравенства, безработицы, военной истерии, неуверенносчти в завтрашнем дне. Даже в Швеции, наиболее цивилизованной европейской стране, где в помине нет нищих, каждый третий взрослый страдает от постоянных недомогания и усталости, нарушения сна, отверженности или тревожности; у каждого третьего ребёнка в возрасте четырёх лет имеются симптомы эмоционального неблагополучия: чрезмерная агрессивность, ночные кошмары, недержание мочи. Каждый десятый человек в Швеции страдает от алкоголизма; две тысячи людей в год кончают с собой и двадцать тысяч совершают попытку самоубийства (при населении 8 800 тыс. человек!)

Динамика стрессовых состояний личности

В эксперименте на животных Г. Селье выяснил, что те же самые состояния изменений внутренних органов, которые вызываются впрыскиванием вытяжек из желез, обнаруживаются также при воздействии холода и жары, при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении и многих других раздражителях. Эта реакция была впервые описана им в 1936г. как «синдром, вызываемый различными вредоносными агентами», впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром. Г. Селье предложил три фазы стресса:

1. реакция тревоги, мобилизации;

2. стадия сопротивления (резистентности);

3. стадия истощения, когда исчерпаны адаптационные возможности.

Г. Селье отметил, что адаптационная энергия не беспредельна. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причем продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы стрессора. Невозможно делать дополнительные вклады адаптационной энергии сверх унаследованного от родителей запаса. Каждый из личного опыта знает: после крайнего изнеможения от чрезмерной дневной работы здоровый ночной сон восстанавливает сопротивляемость организма почти до прежнего уровня. Но полного восстановления нет. Значит, необходимо отличать поверхностную адаптационную энергию от глубокой (Селье Г., 1979). Первые две фазы — это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. На первых двух стадиях стресс может выступать как мобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом и заканчивается. При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает 3-я фаза аффективного и гормонального истощения. Эту фазу Селье рассматривал как патологическую, как развитие психогении и обозначил ее «дистрессом». В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска, которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний, «депрессии истощения» (Kielholz Р., 1980) и начало психогенного развития личности. После стресса достаточно бывает незначительного психического перенапряжения, чтобы возобновилась ситуация дистресса.

Стресс не всегда результат повреждения. Стрессорный эффект стрессора зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Поэтому Г. Селье ввел понятие, кроме «дистресс», еще и «эустресс». Вредоносный или неприятный стресс он назвал «дистрессом», а конструктивный, «хороший», оказывающий положительное влияние на деятельность — «эустрессом». Селье в 1979г. писал: «Не является ли «стресс» просто синонимом «дистресса»? Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса». В некоторых пределах по мере усиления стресса может улучшиться самочувствие и состояние здоровья человека. Однако когда превышается оптимальный уровень, то стресс ослабляет и ухудшает его здоровье.

При воздействии стрессорных стимулов на психику человека, протекание событий происходит в определенной последовательности. После воздействия стрессора от коры головного мозга импульс возбуждения поступает в центр эмоций (гипоталамус), затем следует стимуляция симпатической и парасимпатической нервной системы, и, в результате, раздражается мозговое вещество надпочечников, которое стимулирует отдачу адреналина и норадреналина в кровь. Возрастание адреналиновой секреции стимулирует повышение количества гормонов. Во время стресса увеличивается содержание кетостероидов в моче, сахара и холестерина в плазме крови. Протекающая адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы в организме. Ведущая роль в развертывании стресса принадлежит гормонам (адреналин, норадреналин).

Следовательно, стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительной борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются.

Смотрите так же:  Деменция и олигофрения различия

Для развития психологического стресса важным фактором является также состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности ее преодоления, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях.

Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидуумом как предъявление требования, угрожающего превысить способности и ресурсы индивида.

По мнению В.А. Бодрова (1995), существует четыре аспекта соотношения между индивидом и средой, которые могут вызвать несоответствия, приводящие к стрессу. Во-первых, это противоречия между субъективной и объективной средой, т.е. нарушение “контакта личности с реальностью”. Затем имеются противоречия между объективной и субъективной личностью, т.е. точность самооценки. Далее, противоречие в степени соответствия объективной среды стремлениям, потребностям и желаниям личности, а также в соответствии способностей личности требованиям деятельности.

Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека.

“Кратковременный стресс — бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких” резервов. Если “поверхностных” резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования Среды, а темпы мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то индивид может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах” (Бодров В.А., 1995).

Длительный стресс — характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием и “поверхностных”, и “глубоких” адаптационных резервов.

Ряд научных данных свидетельствуют о том, что повторяющиеся воздействия стрессов могут привести к формированию физиологической выносливости, устойчивости. Однако условия хронического стресса могут вызывать негативные состояния, включая истощение, заболевания и смерть.

Положительное эмоциональное ощущение выступает как подкрепление — один из важнейших механизмов образования условных связей и «научения» в широком смысле этого термина. Отрицательное эмоциональное ощущение отражает незавершенность действия и способствует мозговой активности, направленной на поиск и подбор иных вариантов формирования адекватной деятельности. По общепризнанным представлениям, в происхождении эмоционально-стрессовой реакции, в развитии невротического состояния человека определяющее значение имеют его отрицательные эмоции. Даже самое сильное эмоциональное напряжение, соответствующее мотиву деятельности, ожидаемым результатам, не приводит к развитию эмоционального стресса или реактивного состояния.

Эмоциональный стресс значительно усиливается, если субъект рассматривает его как непреодолимую преграду, а свои возможности для борьбы со стрессом явно недооценивает.

Эмоциональное возбуждение способствует активизации механизмов управления действием, принятию решения о конкретном способе осуществления ответного поведения, ведущего к достижению цели: подобная реакция не приводит к развитию эмоционально-стрессового состояния.

Качественно иные отношения складываются, если в ситуации «угрозы» (и при соответствующем субъективно окрашенном переживании) организмом не может быть использован ранее фиксированный стереотип поведения или если действие, выполняемое по готовой программе поведения, не ведет к ожидаемым результатам. Возникает состояние, которое обозначается в физиологии как «рассогласование». Оно воспринимается оценочными системами мозга как негативное и сопровождается сильным эмоциональным возбуждением, биологический смысл которого заключается в переводе организма на «аварийный» уровень физиологической адаптации. Происходят активный поиск выхода из ситуации, подбор оптимальных вариантов поведения по методу «проб и ошибок», активация экстраполяционных механизмов (информационный поиск), максимальная активизация энергетических процессов и вегетативных механизмов обеспечения активности. Весь этот комплекс и является начальной фазой развития эмоционально-стрессовой реакции (острый стресс). При этом субъективным эквивалентом сигнала угрозы и «рассогласования» является чувство страха.

Если эмоциональный стресс характеризовать как обусловленное психологической «угрозой» переживание, которое лишает человека возможности достаточно эффективно осуществлять свою деятельность, то в таком контексте между биологической эмоцией и эмоционально-стрессовой реакцией нет отличия. Острый эмоциональный стресс, т. е. немедленная психологическая реакция на конфликтную ситуацию, в своей основе имеет эмоциональное возбуждение, выступающее в качестве дезорганизатора адекватной деятельности, особенно тогда, когда содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности.

Психологическая специфика состояний напряженности, следовательно, зависит не только от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится, т.е. у каждого человека экстремальная ситуация будет оценена по-разному. Отсюда разные реакции на стрессы.

По общим представлениям в качестве стрессовой может быть признана только такая реакция субъекта, которая достигает тех пороговых уровней, где его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела.

Развитие эмоционально-стрессовых состояний у человека связано с нарушением функциональной активности барьера психической адаптации. Это проявляется функциональной неполноценностью процессов восприятия, поиска и переработки информации, нарушением личностного отношения к получаемой информации (т. е. эмоциональным реагированием), изменением социально-психологических контактов. Перенапряжение механизмов психической адаптации, по В.П. Казначееву (1973, 1991), О.М. Баевскому (1976), ведет к нарушению процессов управления и регулирования.

Наиболее существенный параллелизм между психологическим и физиологическим стрессом заключается в том, что как тот, так и другой порождают очень сходные физиологические реакции. Наиболее важным различием является то, что физиологический стресс обычно вызывает высоко-стереотипизированные реакции человека. Психологический же стресс не всегда приводит к ожидаемым реакциям, ответ на угрозу может быть самым разнообразным: страх, гнев, ступор, депрессия, различные висцеральные изменения, ухудшение показателей деятельности. В этом и заключается особенность проявления психологического стресса.

Анализ природы такого сложного и многомерного явления, как стресс, показывает, что в нем одновременно есть признаки и реакции и процесса, и состояния. В данной работе, говоря о стрессе, мы будем иметь в виду стрессовое состояние. Дать общее (универсальное) определение стресса затруднительно. Во-первых, это понятие все более приобретает характер междисциплинарного, возрастает степень его обобщенности. Во-вторых, понятие «стресс» очень емкое, по уровню обобщенности оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как адаптация, болезнь, здоровье. Так, по мнению С.Б. Семичева (1987), универсальные определения нормы, здоровья, а также болезни оказываются в лучшем случае абстракциями, имеющими весьма тощее содержание, либо тавтологическими, либо не всеобъемлющими, не универсальными. В-третьих, совокупность явлений, входящих в область определения данного понятия велика, она охватывает различные уровни организации человека — от биохимического до социального.

В данной работе мы придерживались мнения Л.B. Куликова, выделяющего основные признаки стрессового состояния:

1. реакцию психики и организма как единого целого;

2. сдвиг психического напряжения от обычного уровня на более высокий;

3. ожидание или восприятие угрозы;

4. активацию и перестройку защитных сил психики и организма в связи с тем, что имеющиеся адаптивные реакции недостаточны.

Мы имеем в виду стресс в широком смысле этого понятия, то есть стресс, возникающий из-за действия психологических, социальных и экстремальных факторов различной интенсивности и длительности действия.

1. Главным источником, приводящим систему в активное состояние, являются внешние воздействия, информация о наличии актуальной ситуации, поступающая в сенсорно — перцептивную зону головного мозга, осуществляющую первичный афферентный синтез.

2. Одновременно в блок афферентации идут мотивационно- потребностные импульсы и информация о прошлом опыте индивида, переживавшего ранее более или менее сходные ситуации.

3. На уровне афферентного синтеза поступает также информация об исходном состоянии соматических, энергообеспечивающих программ.

4. В итоге афферентного синтеза на уровне сенсорноперцептивной и затем гностической подсистем производится первичная оценка ситуации, на основании которой программируется желаемый результат.

5. Решение принимается на уровне гипотетического блока управления, где осуществляется программирование желаемого результата и оценивается его основные параметры, конкретизирующие стратегию и тактику последующей деятельности системы.

6. Совокупность информационных характеристик запрограммированного результата и конкретных действий по его достижению передается на нижележащие уровни нейрорегуляторных образований мозга.

7. В процессе сличения параметров запрограммированного (желаемого) и реального (полученного) результатов устанавливается либо их близость и тогда можно считать, что желаемый результат достигнут, организм вышел на необходимый новый уровень адаптации, либо полного совпадения желаемого и полученного результата не достигнуто вследствие непрерывного изменения внешней среды и актуальной ситуации.

8. Это расхождение полученного и необходимого результатов является постоянным стимулом для повышения эффективности работы системы.

Следовательно, рассмотрев в динамике стрессовое состояние личности можно сформулировать следующее определение стресса.

Стресс — это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию и продуктивность выполняемой деятельности, на активность и отношение личности к себе, окружающим и социальной среде.

Таким образом, выделенная нами психологическая природа стресса, рассмотрение его теоретических моделей и динамики изменений, признание особенности проявления психологического стресса и внутренних условий в развитии психологической напряженности позволяют перейти к изучению механизмов регуляции психологического стресса.

3.1.1. Классическая динамика развития стресса

3.1.1. Классическая динамика развития стресса

Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

1) стадию тревоги;

2) стадию резистентности;

3) стадию истощения.

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, в первую очередь – гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ[19]), который, в свою очередь, активируется нейросекреторными ядрами гипоталамуса. Таким образом осуществляется координация нервной и гуморальной регуляции в организме при ведущей роли головного мозга (а у человека – его психологических особенностей). Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет различную продолжительность и, как правило, приводит к приспособлению организма к новым условиям существования.

Как писал сам Ганс Селье: «…ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместным с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение нескольких часов или дней. Если оно выживает, то за первоначальной реакцией обязательно следует “стадия резистентности”» @@@@@4#####.

Смотрите так же:  Опросник мотивация успеха и боязнь неудачи аа реана

Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что организм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособление и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гормонов.

Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с истощением «адаптационной энергии», под которой он понимал не только запасы глюкокортикоидов в коре надпочечников, но и нечто другое, что пока не выяснено точно.[20]

Если обратиться к феномену психологического стресса, то «стадия истощения» соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, которые охватывают человека в безнадежной ситуации (рис. 19).

Рис. 19. Стадии развития стресса по Г. Селье.

В свою очередь, первая стадия развития стресса, по мнению некоторых авторов, разделяется на несколько более коротких периодов мобилизации адаптационных резервов @@@@@2#####.

По мнению Л. А. Китаева-Смыка, первый период «стадии тревоги» занимает от несколько минут до нескольких часов и заключается в мобилизации «поверхностных» резервов. У большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности.

Если мобилизованная по тревоге адаптационная защитная активность не устраняет стресса, то включаются программы перестройки действующих функциональных систем. Этот процесс составляет основное содержание второго периода стадии тревоги. Данный период сопровождается снижением работоспособности и болезненным состоянием человека. Однако высокая мотивация, установки и другие психологические факторы способны обеспечить в этом периоде «сверхмобилизацию» адаптационных резервов, которая может обеспечить высокий уровень работоспособности (по крайней мере, у здоровых людей). Тем не менее при переутомлении, наличии хронических заболеваний или у лиц пожилого возраста «сверхмобилизация» резервов на этой стадии может только обострить скрытые заболевания и вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалительные и психические). По данным Л. А. Китаева-Смыка, длительность второго периода в среднем составляет 11 суток @@@@@2#####.

Во время третьего периода первой фазы стресса имеет место процесс пока еще неустойчивой адаптации к стрессорному фактору. Длительность его, по данным различных авторов, колеблется в широких пределах и составляет несколько недель.

По мере развития стрессовых реакций закономерно меняется и активность отделов вегетативной нервной системы, начиная с активации симпатического отдела до усиления тонуса парасимпатического отдела в завершающей фазе стресса.

В. В. Суворова указывает, что симпатическое реагирование обусловливает стеничные эмоции («эмоциональное симпатическое возбуждение»), а активация парасимпатической системы – астеничные («эмоциональная парасимпатическая депрессия»). Данный автор также указывает, что симпатический тонус преобладает при оптимальном состоянии организма, а также в условиях острого стресса, обеспечивая активное состояние и поведение организма, мобилизацию внутренних ресурсов для функционирования в режиме предельных возможностей. Длительное парасимпатическое преобладание характерно для неврозов и хронических эмоциональных расстройств – тревожных и депрессивных состояний @@@@@20#####.

Вместе с тем ряд авторов, наоборот, связывают склонность индивидуума к тревоге и страху с преобладанием тонуса симпатической нервной системы @@@@@12, 15#####, однако такая точка зрения является недостаточно доказанной. Согласно нашим данным, уровень личностной тревоги и склонность к различным страхам выше у лиц с преобладанием парасимпатической активации @@@@@23#####. В этой работе сравнивались психологические особенности лиц с разным уровнем активности парасимпатической системы, которая определялась по стандартному отклонению кардиоинтервалов (SDNN).[21]

По результатам анализа вариабельности сердечного ритма студенты были разделены на три группы с различной выраженностью активности парасимпатической нервной системы:

Оказалось, что различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характеристиках. Симпатикотоники имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второйи третьей группы, реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятельства, в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения. У последней группы испытуемых отмечались более высокие показатели фактора «Q4» опросника Кеттела, который отражает степень фрустрированности субъекта. Как известно, уровень фрустрации зависит от силы побудительного мотива, осознания невозможности достичь поставленной цели и наличия ресурсов, необходимых для успеха. Так как, согласно литературным данным, у симпатикотоников отмечается более высокий уровень энергетического обмена, то логично предположить, что именно высокая энергетика студентов первой группы позволяет им достигать поставленных целей и реже испытывать фрустрацию и связанный с ней стресс. В то же время из-за высокой самооценки для лиц с повышенной активностью симпатической нервной системы бывает характерно «завышение планки целей», что также может приводить к развитию стресса, но уже другого рода.

Исследования показали, что суммарный показатель интегрального уровня страхов достоверно различался у 1-й и 3-й группы студентов (86,7 ± 0,3 балла у симпатикотоников и 99,0 ± 4,1 у ваготоников), т. е. в целом чувство страха было более выражено у лиц с высоким уровнем активности парасимпатической системы. При этом показатели интенсивности большинства страхов у ваготоников были выше, чем у симпатикотоников, в частности, это касалось страха публичных выступлений (4,6 ± 0,4 против 3,5 ± 0,3), страха перед возможным снижением социального статуса (4,4 ± 0,5 против 3,4 ± 0,4) и страха перед неизвестностью (4,4 ± 0,5 против 2,6 ± 0,4).

Таким образом, у лиц с повышенной активностью парасимпатической нервной системы эти жизненные ситуации могут приводить к развитию психологического стресса. В то же время страх перед замкнутыми пространствами и страх за свое сердце был выше у лиц с повышенной активностью симпатической системы, что в общем соответствует клиническим данным о более частой встречаемости панических атак у симпатикотоников @@@@@15#####.

Так как явление стресса является предметом междисциплинарных исследований, то представляется интересным взгляд клиницистов на проблему развития стресса.

При изучении эмоционально-вегетативных кризов в клинике пограничных состояний Т. А. Нелюбова отмечает, что эмоционально-вегетативные кризы являются неспецифической общестрессовой реакцией, в их динамике процесс торможения закономерно сменяет процесс возбуждения.

Автор проследила следующие фазы в развитии эмоционально-вегетативных кризов:

I – фаза субъективных переживаний;

II – фаза объективно регистрируемого преобладания симпатического тонуса;

III – смешанная фаза (сочетаются симптомы повышения симпатического и парасимпатического тонуса);

IV – фаза объективно регистрируемого преобладания парасимпатического тонуса;

V – фаза истощения симпатического и парасимпатического тонусов @@@@@18#####.

Степень активности отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса, согласно представлениям Т. А. Нелюбовой, показана в табл. 4.

Таблица 4. Активность отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса.

Некоторые исследователи считают, что субъективные переживания отмечаются позже функциональных изменений в организме и воздействие стрессорного фактора приводит к последовательным изменениям на эндокринном, висцеральном и на психологическом уровнях @@@@@15#####. Согласно этой концепции, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. На втором уровне тревожности появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. По предположению, высказанному Г. Каплан и Б. Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные, так и субъективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым – различные психологические тесты, оценивающие уровень тревоги.

Другие статьи

  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]
  • Крупозная пневмония у детей симптомы Крупозная пневмония у детей Что такое Крупозная пневмония у детей - Крупозная пневмония – это острое инфекционно-аллергическое заболевание, при котором происходит воспалительное поражение легочной ткани, в альвеолах скапливается экссудат, богатый фибрином; заболевание […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]
  • От газиков у месячного ребенка Как помочь ребенку при газиках в животе? Родился ребенок! Здоровье и самочувствие малыша в первые месяцы жизни во многом зависит от ухода за ним. Первое испытание может начаться для мамы еще в роддоме. Речь идет о таком неприятном явлении, как газики. Что это такое, […]