Три стадии стресса селье

Три стадии стресса селье

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

«Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта

Г. Селье выделил 3 стадии стресса:

Ю.В. Щербатых (2006) объединил факторы, влияющие на развитие стресса у человека, выделив:

· врожденные способности организма и детский опыт;

· факторы социальной среды;

· когнитивные факторы. [25]

Стрессоустойчивость и склонность к риску.

В современной психологической науке стресс определяется как эмоциональное напряжение организма, возникшее вследствие эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью, которой спорт и является.

К факторам стресса исключительно спортивной деятельности относятся:

· соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником ;

· максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата ;

· систематическая , длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия.

В большинстве работ посвященных изучению стресса выделены личностные предпосылки, которые связаны с соревновательным стрессом:

Среди факторов, определяющих влияние психического стресса на спортсмена, выделяют различные индивидуально-психологические и личностные особенности, и прежде всего — эмоциональную устойчивость (способность спортсмена сохранять высокую психическую и физическую работоспособность при действии сильных эмоциональных факторов), обеспечивая эффективную деятельность и целенаправленное поведение в экстремальных условиях. Спортивная деятельность будет успешной, если она протекает на фоне оптимального для данной деятельности уровня эмоционального возбуждения. Устойчивость к стрессу связана с особенностями нейропсиходинамики не сама по себе, не прямо и непосредственно, а в зависимости от целого ряда индивидуальных и личностных особенностей — мотивов, отношений личности, особенности психических процессов.

Антистрессовая устойчивость понимается как результат развития адаптации, вследствие которой организм приобретает новое качество, а именно адаптацию в виде резистентности, устойчивости к стрессорному влиянию, тренированность, новые навыки. Это новое качество проявляется в дальнейшем в том, что организм не может быть повреждён теми факторами, к которым приобрёл адаптацию и, следовательно, в широком биологическом аспекте адаптационные реакции являются реакциями, предупреждающими повреждение организма, составляя основу естественной профилактики. [22]

Повышение устойчивости к какому-либо одному фактору риска (вызвавшему первоначальную адаптацию), одновременно повышает устойчивость и к другим повреждающим факторам риска.

Риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. По мнению А.М. Шуберта (1911), готовность к риску связана с такими личностными особенностями как: импульсивность, возбудимость, агрессивность, склонность к доминированию, самоутверждению, зависит от пола (мужчины более рискованны). Он выявил отрицательные связи с социальной желательностью, социальной ответственностью, совестливостью, внушаемостью.

Высокая готовность к риску обычно сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач, и прямо пропорциональна числу допущенных ошибок.

Чаще всего с возрастом готовность к риску падает, этим можно объяснить увлечённость молодёжи экстремальными видами спорта, это подтверждает исследование Ф. Фэрли (1997). В своей работе, он отнес искателей острых ощущений к людям «Т-типа» («ти-тайп», от английского «Thrill-seeking»). Люди «Т-типа» экстравертные, импульсивные, обладают не малыми творческими способностями, готовы идти на риск, ради получения захватывающих дух ощущений. При этом они довольно стабильны эмоционально, меньше других подвержены депрессии, проявлениям страха и нервозности. Так же было замечено, что женщины увлекаются экстримом реже, чем мужчины, это в свою очередь объясняется половыми различиями, т.е. у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. [30]

Причины нарушения здоровья профессионала
Развитие, творчество и осознание смыла жизни являются факторами физического и психического здоровья. Учителя-творцы чувствуют себя моложе своих лет, они не стремятся уйти на пенсию, они хотят заниматься профессиональной деятельностью до с .

Теория А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьев (1903—1979) своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта. Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены х .

Структура и свойства внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называют качествами или свойствами внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Различные качества внимания св .

Адаптационный синдром

Адаптационный синдром (лат. adaptare – приспособлять, греч. syndrome – сочетание) – совокупность реакций организма, которые возникают как защитная реакция в ответ на значительные по силе и продолжительности отрицательные воздействия (стрессоры).

Понятие «адаптационный синдром» было предложено в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье, который экспериментально изучал воздействие различных факторов на животных. Так Селье установил, что, при воздействии факторов в организме наблюдается два вида реакций. Первый вид – это специфические реакции, которые соответствуют именно этому внешнему раздражителю. Например, в холодных условиях организм защищает себя посредством сужения сосудов.

Второй вид – это неспецифические реакции, которые никак не соотносятся с характером раздражителя. Эти реакции представляют собой приспособительные возможности организма и являются, по сути, сущностью стресса. Селье определил три стадии, которыми характеризуется адаптационный синдром.

Первая стадия – это стадия тревоги, которая может продолжаться несколько часов и более, но в общей сложности не дольше двух суток. На этой стадии происходит мобилизация защитных реакций организма, который проходит через две фазы – шока и противошока. Следующая стадия – стадия сопротивляемости – обеспечивает повышение устойчивости организма к негативным воздействиям. После этой стадии возможно выздоровление, однако чаще всего организм переходит на следующий этап. Стадия истощения является финальной и может привести к летальному исходу.

Общий адаптационный синдром

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое «Общий адаптационный синдром» в других словарях:

Общий адаптационный синдром — – реакция индивида на сильный стресс. См. Адаптационный синдром. * * * – термин Г.Селье, относится к обнаруженной и изученной им и его научной школой трёхступенчатой характеристике биологической реакции организма на сильный стресс (как физический … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Смотрите так же:  Стресс это в физиологии

ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — Термин, относящийся к теории физиолога Ганса Селье о трехступенчатой характеристике биологических реакций организма на сильный стресс. Первая стадия, реакция тревоги, характеризуется двумя подстадиями, фазой шока и фазой противотока. Во время… … Толковый словарь по психологии

Общий адаптационный синдром (general adaptation syndrome) — Ганс Селье предположил, что все люди обнаруживают одинаковую неспецифическую физиолог. реакцию на стресс. Он назвал всю совокупность этих реакций О. а. с. Согласно Селье, общие реакции организма похожи, что бы ни называли стрессом, хотя… … Психологическая энциклопедия

Общий адаптационный синдром ОАС(мед)- — совокупность адаптационных реакций организма на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Этот термин предложен в 1936 году Г.Селье. В развитии ОАС выделяется три стадии: I стадия тревоги; II стадия… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — (общий адаптационный синдром) совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности… … Большой Энциклопедический словарь

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — общий адаптационный синдром, совокупность изменений, возникающих в организме при состоянии стресса. У человека и высших животных выделяют три фазы А. с: тревоги, сопротивления и истощения. Для фазы тревоги первичного ответа организма на действие… … Биологический энциклопедический словарь

Адаптационный синдром — общий адаптационный синдром, совокупность общих защитных реакций, возникающих в организме животных и человека при действии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют… … Большая советская энциклопедия

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — (общий адаптационный синдром), совокупность защитных реакций организма человека или животного (преим. эндокринной системы) при стрессе. В А. с. различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной… … Естествознание. Энциклопедический словарь

адаптационный синдром — (общий адаптационный синдром), совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности… … Энциклопедический словарь

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — См. общий адаптационный синдром … Толковый словарь по психологии

В сентябре прошлого года Максим, сын моих друзей, пошел в первый класс. Через два месяца этого веселого, любознательного парня будто подменили. Ребенок стал непослушным, капризным и обидчивым, а когда по утрам он собирается в школу, особенно после выходных, дело доходит буквально до истерик. Родителей Максима всерьез тревожит, что сын плохо ест, спит беспокойно, гулять не хочет, а сил на выполнение домашних заданий у него совсем не остается. Мама отвела его к педиатру, сдали все анализы, которые были назначены, но никаких отклонений не обнаружилось. Доктор говорит, что все это из-за стресса.

Добрый доктор Селье

Канадский биолог и врач Ганс Селье в 50-е годы прошлого века выпустил труд «Стрессв нашей жизни», ставший в этой области классическим. Селье определил стресс как «универсальную реакцию организма на различные раздражители». Он объяснил, что любая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни и с которой организм не может справиться, становится причиной стресса.

Селье выделил три стадии реакции организма на стрессовое воздействие. Сначала – стадия тревоги: в организме происходят изменения, в первую очередь снижается иммунитет. Затем следует стадия адаптации, когда признаки тревоги почти исчезают. И, наконец, наступает стадия истощения: энергия организма, затраченная на сопротивление стрессу, иссякает, и, если ситуация не изменяется, вновь появляется тревога.

Груз на детских плечах

Мне было 13 лет, и тренеры по плаванию шутя называли меня «олимпийской надеждой». Однажды, за сутки до соревнования, мне сообщили, что нужно ехать в другой город в составе чужой команды, где я никого не знал, и с новым тренером. Я откровенно струсил.

Как и все мои сверстники, я знал несколько способов симуляции болезни, вроде натирания градусника до нужной температуры или приема сахара с йодом, но ни один из них не применял. В день отъезда температура перевалила за 39, а как только поездку отменили, она снова стала нормальной. Это ли не стресс?

Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Увы, последние исследования доказали, что малыши, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного психологического давления. В итоге каждый третий ребенок испытывает стресс.

Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

В школу – за знаниями?

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон. Дискомфортны и смена уютной детсадовской группы на однообразно обставленный класс, и необходимость часами сидеть в неудобной позе, когда природа требует игры. Раздражают некорректные высказывания учителей и обидные выпады одноклассников. Но все это «цветочки» по сравнению с нагрузкой, которая обрушивается на первоклассника, и постоянной гонкой за призрачным успехом: не опоздать, быть лучше других, прочитать-написать, вовремя сдать и т.д.

Современные дети – настоящие труженики. Родители заставляют любимое чадо штудировать учебники, записывают его в спортивные секции, художественные классы и музыкальные школы и в итоге просто «загоняют» ребенка, требуя, чтобы тот «соответствовал» постоянно изменяющемуся миру. А у самих-то это получается?

Смотрите так же:  Типы лечения психических расстройств

Эдуард Днепров, бывший Министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часовв неделю, чтобы выполнить все домашние задания. А в неделе, между прочим, всего 168 часов!

«При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять, – объяснил Днепров в интервью журналу «Здоровье школьника». – При этом даже в Министерстве образования признают, что дети не усваивают и 60% программы. На самом деле еще больше – до 80%. А сколько за этим детских страданий и слез?»

Уже в младшей школе дети начинают видеть, что кто-то умнее, кто-то сильнее, кто-то красивее, а кто-то богаче их – такие открытия нещадно бьют по их слабой психике. А уж издевательства и оскорбления, эти «обязательные школьные предметы», устойчиво занимают первые позиции в списке причин детского стресса.

Ребенок постоянно дрожит от страха: вдруг он ответит неправильно, вдруг услышит насмешку учителя или издевку одноклассников, вдруг не оправдает надежд родителей? По словам психологов, эти состояния опасны, поскольку их последствия сложно предсказать.

Для нас уже стала привычной информация о том, что в США ребенок с оружием пришел в школу и расстрелял учителей и одноклассников. Мало того, в США за последние десять лет самоубийц среди подростков стало в два с лишним раза больше!

Ситуация в нашей стране не намного лучше. Вернувшись на днях из школы, мой сын с порога заявил: «У нас сегодня такое было!» Оказалось, вызванный к доске новенький неожиданно встал на четвереньки и начал лаять на учителя.

Надо признать, небольшое количество стресса может быть даже полезным.

Случайные выбросы в кровь кортизола и адреналина, элементов, вырабатываемых организмом в ответ на стресс, могут дать ребенку дополнительный толчок для преодоления каких-либо физических или умственных барьеров. Заведующий кафедрой нервных болезней академии имени Сеченова академик Александр Вейн отметил, что каждый человек, готовясь к экзаменам или занимаясь спортом, испытывает либо психический, либо физический стресс. Но здоровому организму стресс повредить не может. В малых дозах он даже полезен.

Тем не менее частые и продолжительные стрессы накладывают отпечаток не только на настроение, но и на психику детей. Врачи предупреждают: жизнь в состоянии напряжения может привести к психозу и бессоннице.

К счастью, с этим «недугом» можно справиться. Для этого родители должны научиться конструктивно решать личные проблемы и объяснить ребенку, что только в союзе с близкими людьми можно найти выход из самых тяжелых ситуаций.

Мир здоровья 25/02/2009

Откуда берётся этот злополучный стресс и как от него защититься? (1 часть)

опубликовано 25/02/2009 Последнее обновление 04/03/2009 20:19 GMT

Наш сегодняшний выпуск рубрики «Мир здоровья» мы с вами посвятим проблеме немаловажной, с которой некоторые из нас сталкиваются довольно часто, другие – реже, но практически ни одна категория населения не застрахована от этого неприятного явления – стресса.

Название происходит от английского слова stress, что означает давление, нажим, напряжение, напор или гнёт. Само же состояние стресса является неспецифической реакцией организма на сильное воздействие на него как психического, так и физического характера. В физиологии, медицине и психологии различают две формы стресса: положительную – эустресс, и отрицательную – дистресс. Эустрессом называют защитную, адаптивную реакцию организма на стрессоры, то есть – это состояние человека, способного чувствовать вокруг себя наличие проблем и быть в состоянии решить их; это — положительный стресс, или — стресс наоборот. Дистрессом называется стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье человека. Факторами, вызывающими стресс, или стрессорами называют сильные неблагоприятные, отрицательно влияющие на организм воздействия.

Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром – ОАС, а термин стресс был предложен им позднее. Использовать слово «стресс» он впервые предложил в 1936 году, заимствовав его из физики, как аналог растяжения резинового жгута под влиянием механической нагрузки.

Несколько слов о самом Гансе Селье. Он родился в 1907 году в Австрии в семье врача. Получил образование в Пражском университете. Работал в университетской клинике инфекционных болезней в Праге, а в начале 30-х годов ХХ века переехал в Канаду, где руководил Институтом экспериментальной медицины и хирургии. На основе клинических и экспериментальных исследований Ганс Селье конкретизировал учение о стрессе применительно к человеческому поведению. Его определение стресса, в котором он описывает его как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» до сих пор остаётся одним из самых используемых в научной литературе.

Итак, что такое стресс, какие виды стресса существуют и как с ним бороться, если это вообще возможно?

Вернёмся опять же к истории исследований Селье: ещё будучи студентом он обратил внимание на сходность симптомов у многих пациентов при самых разных болезнях: снижение или потеря аппетита, потеря массы тела, или похудение, слабость и боли в мышцах, а также состояние усталости, сонливости и ещё некоторые другие. Обратив внимание на то, что начало любого инфекционного заболевания проявляется почти одинаково: температура, слабость, потеря аппетита, Селье увидел в этом определённое свойство человеческого организма: отвечать не совсем специфической реакцией на всякие раздражители и повреждения. В своей книге «Стресс жизни» Ганс Селье, ранее рассматривавший стресс только в качестве негативного и разрушительного явления, пишет следующее: «…С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации». Позднее, как мы уже упоминали, Селье вводит понятия положительного и отрицательного стрессов, или – эустресс и дистресс.

Однако каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», физическим или эмоциональным (или двумя одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты. Проведя многочисленные и довольно длительные исследования сам Селье с сотрудниками, а затем и его последователи во всем мире подтвердили, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний. Селье выделил три стадии Общего Адаптационного Синдрома или, иными словами стресса: реакция тревоги, стадия сопротивляемости и стадия истощения. Каждой из них свойственны определённые изменения в нервно-эндокринном функционировании. Кроме того, в результате стресса возникает депрессия, страдает иммунная система организма, отчего люди чаще становятся жертвами инфекционных заболеваний.

Смотрите так же:  Невроз на пальцах

Не стоит забывать и о том, что понятие причины стресса для человека может быть вполне субъективным. Иными словами: многие события приводят к возникновению психологического стресса у человека не из-за их объективных особенностей, а потому что данный человек воспринимает их как источник стресса. Что делать в таком случае, как пытаться бороться с психологическими стрессами? Один из основных принципов, которые следует использовать в этой подчас нелёгкой борьбе: проще бывает изменить представление того или иного человека о мире или определённом событии, чем сам мир или уже свершившийся факт.

Проблема борьбы со стрессами заключается ещё и в том, что причин, по которым человек впадает в такое состояние, существует множество. К ним относятся зачастую самые обыденные явления: мелкие повседневные неурядицы или конфликты и общение с определёнными людьми. К состоянию стресса может привести травма, ощущение оказываемого на вас давления или невозможность достичь поставленной цели, а также: монотонная работа, шум, финансовые затруднения, смена места жительства и ещё много-много разных факторов, и даже резкие положительные эмоции.

Говоря о стрессе на работе, стоит отметить, что ему подвержено огромное количество людей, причём такая ситуация началась ещё задолго до недавно разразившегося глобального кризиса, который прибавил людям поводов для беспокойства. Согласно одному из исследований, проведённому французскими учёными ещё в 2000 году, выяснилось, что три четверти служащих считают, что постоянно подвергаются стрессу в рабочих условиях, в частности, из-за огромного объёма поставленных перед ними задач, сроков, установленных для их выполнения или особо завышенных требований клиентов, с которыми приходится работать. Человек начинает чувствовать повышенную усталость, становится раздражительным, работает без всякого энтузиазма, не может сконцентрироваться на работе и у него начинаются всякие мелкие болячки. Осторожно, если такие признаки появились, то стоит обратить на них внимание – это может быть проявлением стресса.

К сожалению, чудесного рецепта от стресса не существует, но облегчить своё состояние всё же стоит попробовать. В большинстве случаев, как мы уже упоминали, не настолько стрессовой бывает ситуация, сколько вас выводит из равновесия то значение, которое вы ей придаёте. Тогда надо попробовать разобраться в себе, в ситуации и в возможностях избегать стрессовых моментов, анализировать конфликты с целью научиться извлекать из них позитивные моменты, научиться защищаться, научиться доверять себе и защищать себя, извлекая из произошедшего уроки на будущее. Справиться со стрессами поможет также и правильная гигиена повседневной жизни: постараться избегать алкоголя, кофеина и не курить, или хотя бы сократить количество сигарет. В первое время, кажется, что всё это помогает справиться со стрессом, но с течением времени все эти компоненты лишь обостряют состояние тревоги, свойственное стрессу. Рацион вашего питания должен по возможности быть сбалансирован и может временно включать в себя витамины. Стоит постараться охранять гармоничную атмосферу в отношениях с близкими людьми, а на работе, в случае необходимости, научиться отвечать «нет». Обедать, особенно на работе, надо с людьми, которые вас не раздражают, и не стесняйтесь доставить себе удовольствие, выбрав любимое вами блюдо, даже если в обычное время вы избегаете его есть, чтобы не набрать лишний вес. Избавиться от стресса вам помогут как физические упражнения, так и полноценный отдых. Спать желательно без постоянного применения снотворных средств. Но, если вы видите, что все прилагаемые вами усилия не приводят к улучшению вашего состояния, а стресс становится затяжным, то не ждите чуда и идите на консультацию к врачу. Причём помочь вам во многих случаях может самый обычный терапевт, будь то ваш семейный врач, врач в поликлинике или на работе. Если же проблемы будут продолжаться, то уже в таких случаях стоит обращаться к специалистам в области психологии, что, скорее всего, вам и посоветует ваш лечащий врач.

Другие статьи

  • Можно ли кормить ребенка гороховым супом Когда вводить гороховый суп в меню ребенка Блюда из бобовых культур пользуются заслуженной популярностью. Эти вкусные диетические угощения входят в меню многих людей. Горох является лидером среди остальных сородичей, а самым распространенным блюдом из него — суп. Он […]
  • Новорожденны ребенок чихает Что делать если грудничок часто чихает, как понять причины Рождение малыша – счастливое и радостное событие в жизни каждой семьи. Но с появлением на свет крохи у неопытных родителей возникает волнение и беспокойство по поводу его здоровья, зачастую необоснованное. […]
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей заявки Прямо сейчас на почту […]
  • Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей […]
  • Билиарная дисфункция у детей симптомы Автореферат и диссертация по медицине (14.00.19) на тему: Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей Автореферат диссертации по медицине на тему Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей На правах рукописи Иззатдуст Фарида […]
  • Методы лечения эпилепсии у детей Институт детской неврологии и эпилепсии ИДНЭ (с 2006 года), ИДВНЭ (с 2016 года) и ЦЗиР (с 2017) им. Святителя Луки Современные методы диагностики и подходы к лечению эпилепсии у детей Эпилепсия представляет собой хроническое заболевание головного мозга, […]