Учебные планы для классов детей с умственной отсталости

Учебный план 1б. для детей с умственной отсталостью (вариант 1)

1 Приложение к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учебный план 1б для детей с умственной отсталостью (вариант 1) Учебный план 1 б класса ГКОУ ЛО «Лужская школа-интернат» составлен на основе Примерного учебного плана для образовательных организаций, реализующих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) и позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному федеральному государственному образовательному стандарту для детей с умственной отсталостью.

2 Пояснительная записка к учебному плану. Учебный план реализует адаптированную основную образовательную программу начального общего образования (далее АООП НОО) для обучающихся с умственной отсталостью (Вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Содержание образования обучающихся с умственной отсталостью реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционноразвивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы обучающихся, а также их социальное развитие. Учебный план состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

3 формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью и т. д.). В 1б классе, согласно «Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, в том числе находящихся на индивидуальном обучении», не осуществляется текущая и промежуточная аттестация. Обязательная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями и предметами. Образовательная область «Язык и речевая практика» на начальной ступени представлена предметами: «Русский язык», «Чтение» и «Устная речь». Основные задачи реализации содержания: Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка. Образовательная область «Математика». Предмет «Математика». Основные задачи реализации содержания: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в

4 различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Образовательная область «Естествознание». Предмет «Окружающий мир». Основные задачи реализации содержания: Овладение представлениями об окружающем мире и основными знаниями о живой и неживой природе. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Образовательная область «Искусство» реализуется предметами «Изобразительное искусство», «Музыка»». Основные задачи реализации содержания: Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства. Образовательный предмет «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура». Основные задачи реализации содержания: Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и

5 ограничениях его физических функций. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие основных физических качеств. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Образовательная область «Технология» представлена предметом «Трудовое обучение» (Ручной труд). Основные задачи реализации содержания: Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и

6 педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является социо- культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и обучающимися культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт поведения, деятельности и общения. Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. Основные задачи: коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности; формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

7 формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; формирование умений, навыков социального общения людей; расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации; развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. Недельная нагрузка 10 ч, из них 5 ч отводится на проведение коррекционно-развивающей работы. В 1 б классе, с учётом мнения родителей, выбраны следующие факультативы, клубы по направлениям внеурочной деятельности: «Спортивно-оздоровительное» направление представлено факультативом «Подвижные игры». Основная задача реализации содержания: гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. «Общекультурное» направление представлено клубом «Чудеса аппликации», занятиями «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Основная задача реализации содержания: развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» — преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. Основные направления работы: развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации,

8 активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). «Нравственное» направление представлено клубом «Край, в котором я живу». Основная задача реализации содержания: воспитание ценностного отношения и любви к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России. «Социальное» направление представлено факультативом «Школа дорога в жизнь». Основная задача реализации содержания: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование жизненных компетенций: навыков гигиены, самообслуживания, культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. «Коррекционно-развивающее» направление представлено индивидуальными и групповыми «Логопедическими занятиями» и курсом «Ритмика». Основные задачи реализации содержания: «Логопедические занятия» — развитие всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об окружающей действительности, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

9 «Ритмика» — коррекция недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Продолжительность учебных занятий в 1 классе 35 минут (сентябрьдекабрь), 40 минут (январь-май). Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет в 1 классе 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Образовательные области Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Учебные предметы/ класс 1.1. Русский язык 4/ Чтение 4/ Устная речь 1/33 2. Математика 2.2. Математика 4/ Естествознание 3.1. Окружающий мир 1/33 4. Искусство 4.1. Изобразительное 1/33 искусство 4.2. Музыка и пение 1/33 5. Физическая 5.1. Физическая культура 3/99 культура 6. Технология 6.1. Трудовое обучение (Ручной труд) 2/66 Итого минимальная допустимая нагрузка: 21/693 1 б

10 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Внеурочная деятельность Направления Спортивнооздоровительное «Подвижные игры» 0,5/16 Общекультурное «Чудеса аппликации» 1/33 Занятия по развитию 2/66 психомоторики и сенсорных процессов Нравственное «Край, в котором я живу» 0,5/17 Социальное «Школа — дорога в жизнь» 1/33 Коррекционноразвивающее Логопедические занятия 4/132 Ритмика 1/33 Итого: 31/ 1 023

УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на учебный год

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 ИМЕНИ БОРИСА АРИСТАРХОВИЧА ПРОЗОРОВА ГОРОДА НИКОЛЬСКА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Рассмотрена и принята на педагогическом совете МБОУ СОШ 1 им.б. А. Прозорова г. Никольска Протокол 1 от «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 1 им.б. А. Прозорова (А. В. Ущев) Приказ 132 от г УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на учебный год

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативным основанием формирования учебного плана обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее УО) (далее Учебный план) МБОУ СОШ 1 им. Б. А. Прозорова г. Никольска на учебный год является Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19декабря 2014 года 1599) (далее ФГОС О УО).. Учебный план является основным организационным механизмом реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) обучающихся с легкой умственной отсталостью (УО), умеренной, тяжелой, глубокой и множественными нарушениями развития (ТМНР). Разработка и утверждение Учебного плана осуществляется в порядке, определенном Уставом МБОУ СОШ 1 им. Б. А. Прозорова г. Никольска. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС О УО, определяет общий объем и максимальный объем аудиторной обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающей областей по классам (годам обучения). АООП НОО может включать как один, так и несколько Учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет МБОУ СОШ 1 им. Б. А. Прозорова г. Никольска. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов (вариант 1 и вариант 2) АООП НОО. Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционноразвивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов. Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей области Учебного плана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составляет за 9 учебных лет не более 1 830, за 12 лет не более часов, за 13 учебных лет не более часов. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется МБОУ СОШ 1 им. Б. А. Прозорова г. Никольска исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР/ИПРА. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с УО и ТМНР часть Учебного плана, формируемая участниками, предусматривает: — учебные занятия для дополнительного изучения отдельных обязательных учебных предметов; — учебные занятия, обеспечивающие различные интересы и способности обучающихся с УО и ТМНР, в том числе этнокультурные; — увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; — введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с УО и ТМНР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70 % и не более 30 % (по варианту 1 ФГОС О УО), не менее 60 % и не более 40 % (по варианту 2 ФГОС О УО) Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционноразвивающую область) по варианту 1 ФГОС О УО составляет в течение 9 учебных лет не

Смотрите так же:  Повышенное давление при стрессе норма

3 более часов, в течение 12 учебных лет не более часов, в течение 13 учебных лет не более часов. При разработке Учебного плана МБОУ СОШ 1 им. Б. А. Прозорова г. Никольска учитывает постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. 26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее СанПиН). Продолжительность учебного года в 1 классе (1 дополнительном) 33 учебные недели, во втором 12-х классах 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся 1 дополнительного класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы (СанПиН). Учебный план (вариант 1.1 ФГОС НОО ОВЗ) на 2016/2017 учебный год неделя Русский язык 2 66 Чтение 2 66 Речевая 2 66 Математика Математика Искусство Музыка 1 33 Рисование 1 33 Технология Ручной труд 1 33 Физическая культура Физическая культура 3 99 ИТОГО: год Русский язык 3 99 Математика Математика Максимальный

4 объем аудиторной Коррекционноразвивающая область Музыкальноритмические занятия Формирование коммуникативного поведения Социально-бытовая ориентировка Развитие психомоторики и сенсорных процессов

5 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 ИМЕНИ БОРИСА АРИСТАРХОВИЧА ПРОЗОРОВА ГОРОДА НИКОЛЬСКА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Рассмотрена и принята на педагогическом совете МБОУ СОШ 1 им.б. А. Прозорова г. Никольска Протокол 1 от «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 1 им.б. А. Прозорова (А. В. Ущев) Приказ 132 от г УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на учебный год

6 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативным основанием формирования учебного плана обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее УО) (далее Учебный план) МБОУ СОШ 1 им. Б. А. Прозорова г. Никольска на учебный год является Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19декабря 2014 года 1599) (далее ФГОС О УО).. Учебный план является основным организационным механизмом реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) обучающихся с легкой умственной отсталостью (УО), умеренной, тяжелой, глубокой и множественными нарушениями развития (ТМНР). Разработка и утверждение Учебного плана осуществляется в порядке, определенном Уставом МБОУ СОШ 1 им. Б. А. Прозорова г. Никольска. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС О УО, определяет общий объем и максимальный объем аудиторной обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающей областей по классам (годам обучения). АООП НОО может включать как один, так и несколько Учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет МБОУ СОШ 1 им. Б. А. Прозорова г. Никольска. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов (вариант 1 и вариант 2) АООП НОО. Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционноразвивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов. Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей области Учебного плана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составляет за 9 учебных лет не более 1 830, за 12 лет не более часов, за 13 учебных лет не более часов. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется МБОУ СОШ 1 им. Б. А. Прозорова г. Никольска исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР/ИПРА. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с УО и ТМНР часть Учебного плана, формируемая участниками, предусматривает: — учебные занятия для дополнительного изучения отдельных обязательных учебных предметов; — учебные занятия, обеспечивающие различные интересы и способности обучающихся с УО и ТМНР, в том числе этнокультурные; — увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; — введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с УО и ТМНР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70 % и не более 30 % (по варианту 1 ФГОС О УО), не менее 60 % и не более 40 % (по варианту 2 ФГОС О УО) При разработке Учебного плана МБОУ СОШ 1 им. Б. А. Прозорова г. Никольска учитывает постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. 26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические

7 требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее СанПиН). Продолжительность учебного года в 1 классе (1 дополнительном) 33 учебные недели, во втором 12-х классах 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся 1 дополнительного класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы (СанПиН). Учебный план (вариант 1.1 ФГОС НОО ОВЗ) на 2016/2017 учебный год очно Русский язык 2 (66) 0 Чтение 1 (33) 1 (33) Речевая 1 (33) 1 (33) Математика Математика 2 (66) 0 Искусство Музыка 0 1 (33) Рисование 0 1 (33) Технология Ручной труд 0 1 (33) Физическая культура Физическая культура 0 3 (99) ИТОГО: 7 (231) 8 (264) заочно 1 (33) 5 (165) Русский язык 0 3 (99) Математика Математика 1 (33) 1 (33) Максимальный объем аудиторной Коррекционноразвивающая область Логопедические занятия 0 1 (33) 8 (264) 13 (429) 1 (33)

8 Учебный план (вариант 2.3 ФГОС НОО ОВЗ) на 2016/2017 учебный год Математика Окружающий мир Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир очно 1 (33) 1 (33) 1 (33) 1 (33) Человек 0 1 (33) Домоводство — — Окружающий социальный мир Искусство Музыка и движение Изобразительная деятельность Технология Профильный труд 0 1 (33) Физическая культура Коррекционноразвивающие занятия Адаптивная физическая культура 0 2 (66) Сенсорное развитие Двигательное развитие ИТОГО: 8 (264) 5(165) Речь и альтернативная коммуникация 0 8 (264) 0 2 (66) Математика Математика 0 1 (33) Окружающий мир Окружающий природный мир 0 1 (33) Человек 0 1 (33) Окружающий социальный мир 0 1 (33) заочно

9 Искусство Музыка и движение 0 1 (33) Физическая культура Максимальный объем аудиторной Адаптивная физическая культура 0 1 (33) 8 (264) 13 (429) Учебный план (вариант 1.1 ФГОС НОО ОВЗ) на 2016/2017 учебный год очно Русский язык 2 (68) 0 Чтение 1 (34) 2(68) Речевая 1 (34) 1 (34) Математика Математика 2 (68) 0 Искусство Музыка 0 1 (34) Рисование 0 1 (34) Технология Ручной труд 0 1 (34) Физическая культура Физическая культура 0 3 (102) ИТОГО: 7 (238) 9 (306) заочно 2 (68) 5 (170) Русский язык 1 (34) 0 Речевая 0 1 (34) Чтение 0 1 (34) Математика Математика 1 (33) 2 (34) 0 1 (34)

10 Максимальный объем аудиторной 9 (306) 14 (476) Учебный план (вариант 8.3 ФГОС НОО ОВЗ) на 2016/2017 учебный год очно Русский язык 2 (68) 0 Чтение 2 (68) 1(34) Речевая 1 (34) 1 (34) Математика Математика 2 (68) 0 1 (34) 0 Искусство Музыка 0 1 (34) Рисование 0 1 (34) Технология Ручной труд 0 1 (34) Физическая культура Физическая культура 0 3(102) ИТОГО: 8 (272) 8(272) Русский язык 1 (34) 1 (34) Речевая 0 1 (34) Чтение 0 1 (34) Математика Математика 1 (33) 1 (34) Максимальный объем аудиторной заочно 2 (68) 1 (34) (34) 10 (340) 13 (442)

11 Учебный план (вариант 1.1 ФГОС НОО ОВЗ) на 2016/2017 учебный год очно Русский язык 2 (68) 0 Чтение 2 (68) 1(34) Речевая 1 (34) 1 (34) Математика Математика 2 (68) 0 Искусство Музыка 0 1 (34) Рисование 0 1 (34) Технология Ручной труд 0 1 (34) Физическая культура Физическая культура 1 2 (68) ИТОГО: 9 (306) 7(238) заочно 1 (34) 6(204) Русский язык 0 2 (68) Речевая 0 1 (34) Чтение 0 1 (34) Математика Математика 1 (33) 1 (34) Максимальный объем аудиторной 0 1 (34) 10 (340) 13 (442)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ)

1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 2 г. Боготола Красноярского края на учебный год г. Боготол, 2015 г.

2 Пояснительная записка к учебному плану для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) для 1-4 классов на учебный год Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает общеобразовательные учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того план содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений. В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Обучение общеобразовательным учебными предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом. «Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения учебному предмету «Русский язык» и «Литературное» — научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выть элементарные навыки грамотного письма, что позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров. Учитывая важность данного предмета в учебном плане для обучающихся с умственной отсталостью, увеличены часы на его освоение. Учебный предмет «Математика» в образовании детей с умственной отсталостью представлена элементарной математикой и в ее структуре — геометрическими понятиями. «Математика» имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Математические знания реализуются и при изучении учебных предметов: «Технология», «История», «География», «Биология», «География», «Физическая культура», «Социально-бытовая ориентировка» и др. Учебный предмет «Окружающий мир» реализуется с 1 по 4 класс. Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде всего — вопросы профилактики различных заболеваний. Обучение по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» предполагает овладение школьниками элементарными основами этих видов деятельности: навыками рисования, слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей — сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков — обязательное условие учебного процесса. Учебный предмет «Физическая культура» направлен на коррекцию психофизического развития учащихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки. Наибольший объем в учебном плане отводится учебному предмету «Технология». На уроках по учебному предмету «Технология» учащиеся в 4-11 классах делятся на две группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей учащихся и рекомендаций врача.

3 Учебных предмет «Технология» дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности. Со 2 класса увеличивается количество часов технологии за счет часов обязательных занятий по выбору с целью формирования трудовых качеств обучения доступным приемам труда, а также подготовки учащихся к профессиональному обучению. Учебный предмет «Технология» имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных мастерских рассматривается как пропедевтический период для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, целью которого является определение индивидуальных профессиональных возможностей учащихся в овладении тем или иным видом профессионального труда. С IV класса начинается активная профориентационная с детьми, знакомство с разными видами профессий. Учебный план для 1-4 классов Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Обязательная часть 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Филология Русский язык Литературное Математика и информатика Математика Обществознание и Окружающий мир естествознание (человек, природа, общество) Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура Основы религиозных 1 культур и светской этики ИТОГО: Обязательные занятия по выбору Технология Максимально допустимая недельная нагрузка Коррекционная Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия Логопедические занятия ЛФК Развитие психомоторики и сенсорных процессов ИТОГО:

4 Формы промежуточной аттестации для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) для 1-4 классов Предметные области Учебные предметы^ Классы Формы промежуточной аттестации 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Филология Русский язык Диктант Диктант Диктант Диктант Литературное Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Математика Окружающий мир (человек, природа, общество) Музыка Изобразительное искусство Контрольна я Творческая (рисунок) Технология Технология Творческая Физическая культура Основы религиозных культур и светской этики Физическая культура Основы религиозных культур и светской этики

5 Пояснительная записка к учебному плану для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) для 5-9 классов на учебный год В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным учебным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения обучающимися общего образования. В 5-9 классах расширяется инвариантная часть учебного плана за счет предметов «История», «География», «Физика», «Химия», «Иностранный язык». Учебный предмет «История» формирует систему знаний о самых значительных событиях, становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, мысленное планирование) не позволяет выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен наиболее яркими ключевыми событиями эволюции России как государства, явлениями, обогатившими науку, производство, культуру, общественный уклад. Учебный предмет «География» включает физическую географию России и зарубежья, позволяет на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально-экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в учебном предмете «География» отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому воспитанию. Наибольший объем в учебном плане отводится трудовому обучению. На занятиях по учебному предмету «Технология», учащиеся в 4-9 классах делятся на две группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей учащихся и рекомендаций врача. Профили трудового обучения необходимо подбирать в соответствии с потребностями и психофизическими возможностями умственно отсталых детей с учетом региональных особенностей и наличием условием для реализации профиля. В 5-9 классах осуществляется допрофессиональное трудовое обучение, целью которого является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях обычных предприятий промышленности и сферы обслуживания. Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» (далее — СБО) обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Отдельным предметом в обучения умственно отсталых детей может выступать учебный предмет «Информатика» (при наличии соответствущих материальнотехнических условий). Введение учебного предмета «Информатика» способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет дает целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности. В 8-9 классах вводится по 1 часу учебного предмета «Иностранный язык». Данный учебный предмет ориентирован на повышение уровня социализации детей в обществе. В связи с тем, что в обществе возрастает роль иностранных языков, знание которых необходимы во время путешествий, работе на компьютере, при покупке зарубежной

Смотрите так же:  Беременная паранойя

6 продукции и в других условиях, изучение иностранного языка необходимо. Однако содержание данного учебного предмета необходимо адаптировать для восприятия его детьми с умственной отсталостью. Учебный предмет «Иностранный язык» для детей с умственной отсталостью должен заключаться в узнавании наиболее распространенных слов или фраз, часто используемых в русском социуме (гостиницах, вокзалах, аэропортах, в сети интернет). Данный учебный предмет должен быть тесно связан с уроками социально-бытовой ориентировки. Для проведения уроков данного предмета должны использоваться практико-направленные методы обучения. С целью повышения уровня социализации обучающихся в учебный план для детей с умственной отсталостью вводятся такие учебные предметы как «Физика» и «Химия». Содержание данных учебных предметов адаптировано и направлено на изучение элементарных физических и химических процессов на бытовом уровне. Введение в учебный процесс таких учебных предметов как «Иностранный язык», «Физика», «Химия» возможно только при наличии в образовательном учреждении необходимых условий (оборудование, образовательная программа, разнный УМК, профессиональные кадры). По окончании 9 класса для учащихся проводится итоговая аттестация по трудовому обучению.

7 Учебный план для 5-9 классов Количество часов в неделю Учебные предметы Всег о класс класс класс класс класс Русский язык Литература Иностранный язык Математика Информатика, ИКТ История Обществознание (включая экономику и право) География Природоведение 2 2 Физика Химия Биология Искусство (музыка и ИЗО) Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура ИТОГО: Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения Технология Социально-бытовая ориентировка Предельно допустимая нагрузка Коррекционная Технология Логопедия Индивидуальные и групповые занятия Итого

8 Формы промежуточной аттестации для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) для 5-9 классов Учебные предметы Русский язык Литература Иностранный язык Математика Информатика, ИКТ История Обществознание (включая экономику и право) География Формы промежуточной аттестации 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Диктант Диктат- Диктант Диктант Диктант Природоведение Физика Химия Биология Искусство (музыка и ИЗО) Музыка Изобразительно е искусство Технология Физическая культура

ГКОУ школа-интернат № 2 г. Сочи

354053, г. Сочи, ул. Плеханова, 42, тел. 8 (862) 250-12-78

Пояснительная записка 18-19 к учебному плану ГОТОВО

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 г. Сочи

(ГКОУ школа-интернат № 2 г. Сочи)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2018-2019 уч. год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

общеобразовательного учреждения Краснодарского края

специальной (коррекционной) школы-интерната № 2 г. Сочи

на 2018-2019 учебный год.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка.

Учебный план ГКОУ школы-интерната № 2 г. Сочи реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. (Приложение № 1. Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I III классы).

Обучающиеся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо они испытывают существенные трудности в ее освоении, получает образование по АООП (вариант 2) образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. (Приложение № 2. Недельный учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) II III классы).

Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Цели: Обеспечение:

— равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— государственных гарантий качества образования обучающихся с умственной отсталостью на основе единства обязательных требований к условиям реализации адаптированных основных образовательных программ и результатам их освоения;

— вариативности содержания образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью, возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности, а также с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

— нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью, формирование основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества;

— расширения возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений обучающихся с умственной отсталостью, использования различных форм образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды образовательной организации;

— разработки критериальной оценки результатов освоения АООП общего образования обучающимися с умственной отсталостью, условий для эффективной реализации и освоения АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

В основу учебного плана ГКОУ школы-интерната № 2 г. Сочи реализующего АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), положены следующие принципы:

― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико — ориентированных задач;

― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования.

«Модель» выпускника разрабатывалась педагогами и родителями обучающихся. В ней отражены именно те качества, которые формируются под воздействием выбранного школой содержания образования, системой жизнедеятельности.

Модель выпускника начальной школы

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

Познавательный потенциал

Овладение навыками учебной деятельности: чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий в рамках освоения общеобразовательных программ по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования.

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умениями говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Освоение достаточного уровня культуры поведения и речи. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физиологический потенциал

Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Модель выпускника основной школы

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.

Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.

Познавательный потенциал

Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Эстетический потенциал

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Физический потенциал

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

Модель выпускника школы с углубленной трудовой подготовкой.

Нравственный потенциал

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность».

Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.

Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Познавательный потенциал

Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Коммуникативный потенциал

Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия, восприятии и созидании красоты.

Физический потенциал

Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.

Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

— осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

— воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

— сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

— владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление

социально значимых мотивов учебной деятельности;

— сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

— сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

— проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Смотрите так же:  Аутизм психотерапия

Нормативная база учебного плана.

Учебный план ГКОУ школы-интерната № 2 г. Сочи на 2018-2019 учебный год разработан на основе федеральных и региональных документов:

— Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

— постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;

— приказа департамента образования и науки Краснодарского края от 23.10.2009 г. № 3302 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII и VIII видов в общеобразовательных учреждениях»;

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— «Учебный план экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ» из сборника «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составленного НИИ дефектологии АПН,

— «Учебный план по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» (МО РФ от 03.04.2003 г., № 27/27 22-6), разработанный на кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики МИОО.

— приказ Министерства образования и науки Краснодарского края № 2243 от 29.05.2017 г. «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственных или муниципальных образовательных организаций с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях».

Особенности и специфика образовательного учреждения.

Детям, после зачисления в ГКОУ школу-интернат № 2 г. Сочи, с учетом их структуры дефекта подбираются программы и методики обучения, при которых они чувствуют уверенность в своих силах, желание, мотивацию к обучению при поддержке их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива школы. Создаются благоприятные условия для обучения, воспитания, развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации в соответствии с их возможностями, индивидуальными особенностями. (Приложение № 3. Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант по Бгажноковой И.М.) IV X-е классы).

За последние годы контингент детей изменился и характеризуется более сложной структурой недоразвития, поэтому содержание коррекционного образования и воспитания этих детей в условиях интерната имеет доступные, дифференцированные, развивающие формы и методы обучения с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития каждого ребенка. Основой организации образовательного процесса в учреждении является личностно-развивающее обучение и воспитание, реализуемые через деятельность каждого учащегося в зоне его ближайшего развития. (Приложение № 4. Недельный учебный план по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект IV IX-е классы).

Реализуемые основные общеобразовательные программы.

ГКОУ школа — интернат № 2 г. Сочи реализует следующие образовательные программы:

Учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обуче­ния, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество. Эти задачи решаются на основе правильной организации всего школьного режима и индивидуальной коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками), направленной на преодоление или исправление психофизических недостатков.

Коррекционная работа представлена психологической, дефектологической и логопедической службой, занятиями ритмикой, ЛФК, двигательной коррекцией и имеет непрерывный характер, проводится в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Коррекционная работа отвечает общим требованиям, предъявляемым к учреждениям для детей с умственной отсталостью: обеспечена кадрами, оборудованием, методическим сопровождением, современными технологиями обучения детей с проблемами в развитии, обеспечивает дифференцированный подход с учетом темпа, особенностей развития детей. Педагоги работают в направлении решения вопросов коррекции недостатков личности, познавательной деятельности, а также школьной и социальной адаптации детей и подростков с 1 по 10 класс.

Режим функционирования образовательного учреждения.

Продолжительность учебного года для учащихся 1-х классов – 33 учебные недели, для учащихся 2-10 классов – 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели для учащихся 1-10 классов – 5 дней. Продолжительность урока в 1 классе – 35 мин. (в первом полугодии) и – 40 мин. (во втором полугодии), во 2-10 классах – 40 мин.

3а учебные четверти (полугодия) и за год знания, умения и на­выки учащихся оцениваются одним баллом (кроме первых классов).

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат: результаты наблюдений учи­теля за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, а также овладение учащимся практическими умениями и навыками.

Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, после 2-го и 3-го уроков устанавливаются две большие перемены по 20 минут каждая.

Расписание звонков:

2 урок 9.45 — 10.20

3 урок 10.55 — 11.30

4 урок 11.40 – 12.15

2 урок 9.50 — 10.30

3 урок 11.10 — 11.50

4 урок 12.00 – 12.40

5 урок 12.50 – 13.30

2 урок 9.50 — 10.30

3 урок 10.50 — 11.30

4 урок 11.50 – 12.30

5 урок 12.40 – 13.20

6 урок 13.30 – 14.10

7 урок 14.30 — 15.10

Перерыв между обязательными и факультативными занятиями не менее 45 минут.

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка:

Продолжительность каникул определяется годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год.

Трудовая практика проводится на базе школы с 6 класса следующим образом: 6 класс — 6 дней, 7 класс — 10 дней, 8,9 класс – 12 дней и 10 класс- 14 дней после окончания учебного года.

Профили трудового обучения: швейное дело, штукатурно-малярное дело, столярное дело, художественная керамика, прикладное рукоделие, младший-обслуживающий персонал.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во второй половине дня, их продолжительность 15-25 минут.

К коррекционно-развивающей области в 1-3 классах относятся: логопедическая коррекция, ЛФК, ритмика, в 4-5х классах: логопедическая коррекция, игра, игротерапия; в 7-10 классах: факультативы и психологический практикум. Группы учащихся для занятий по логопедии комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых нарушений, ЛФК – двигательных нарушений в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Домашнее задание дается воспитанникам с учетом психофизических и педагогических требований, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 4 классах — 1 ч, в 5 — 8 классах — 2 ч, в 9 — 10 классах — 2,5 ч.

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов.

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

— приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

— начинать самоподготовку в 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

— проводить «физкультурные минутки» длительностью 2 — 3 минуты.

Для обучающихся на дому.

Индивидуальное обучение на дому организовано по медицинским показаниям для учащихся 1-9 классов. (Приложение № 5,6. Недельный учебный план индивидуального обучения на дому I-III, IVIX-е классы).

Деление классов на группы.

Для занятий по профильному трудовому обучению и занятий по домоводству учащиеся 5-10 классов делятся на 2 подгруппы.

Формы промежуточной аттестации обучающихся.

Промежуточная аттестация (по всем предметам) во 2-9 классах проводится по четвертям, в 10 классе — по полугодиям и за год обучения во всех классах. Обучение в 1 классах проводится без бального оценивания знаний и домашних заданий.

Промежуточная аттестация обучающихся 2-10 классов по предметам проводится в соответствии с действующим в учреждении Положением «О формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», утверждённым Педагогическим Советом школы.

Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями, приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576).

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

В соответствии с требованиями ФГОС, который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-10 лет годовой и недельный учебные планы могут быть представлены в 2-х вариантах:

  • вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
  • вариант ― I- IV; V-X классы (10 лет).

Выбор вариантов сроков обучения ГКОУ школа-интернат № 2 г. Сочи осуществляет самостоятельно с учетом:

особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические).

На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

— учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

— увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

— введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;

— введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.

Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (не более 10 часов) (обеспечение безопасности жизнедеятельности общественно-полезная, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое деятельность) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Перечень учебников, используемых в учебном процессе ГКОУ школе-интернате № 2 г. Сочи в 2018-2019 учебном году, составлен. (Приложение № 7).

Кадровое и методическое обеспечение соответствует учебному плану.

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников Психолого педагогические основы развития словаря у детей дошкольного возраста Главная > Реферат >Педагогика Уральский государственный педагогический университет. Институт педагогики и психологии детства. Тема: «Психолого-педагогические основы развития словаря у детей […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]