Учреждения для детей с аутизмом

Что такое аутизм?

Аутизм — постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.

Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). Другие аспекты, такие как избирательность в еде, тоже часто встречаются при аутизме. Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Наиболее просто основные симптомы аутизма можно выразить как: желание уйти от контакта, стремление к одиночеству, навязчивые стереотипные формы поведения, задержка речевого развития, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители.

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году. В 1943 году сходные расстройства у детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 000 детей. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. По данным из США, в 2011-2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2% школьников, что намного больше по сравнению с 1,2% в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло, начиная с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте. Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Если диагноз был поставлен до полутора лет и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к семи годам можно выправить ситуацию — никто и не подумает, что мальчику или девочке когда-то был поставлен диагноз «аутизм». В такой ситуации учеба в условиях обыкновенной школы не доставит особых хлопот ни семье, ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.

Если диагноз был поставлен позже пяти лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально, а дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от среды — специально созданных условий, в которых будет находиться подросток.

Что делать, если ребенку поставили диагноз аутизм?

Шаг 1. Начинайте с невролога (невропатолога).

Но приходите к неврологу не просто так, кратко обозначив свои опасения, в пассивном ожидании встречных откровений от врача. Наоборот! Займите активную позицию: принесите записанные настораживающие симптомы и подробно расскажите о своих наблюдениях по части странностей ребёнка. Так же можно подготовиться к консультации опытного детского психолога.

Шаг 2. Полезной будет и консультация детского психиатра, если такой специалист вам доступен.

Реальность постсоветских пространств такова, что опытные детские психиатры сосредоточены в областных центрах. Не бойтесь консультации психиатра! Ищите детского специалиста — опытного и знающего. При поиске грамотного врача обратите внимание на его регалии и должности, отзывы о нем на форумах и в блогах, узнайте о нем у других врачей, спросите об опыте родителей, которые уже прошли этот путь.

Шаг 3. Оформить необходимую группу инвалидности и вписать в ИПРА (индивидуальный план реабилитации и абилитации): реабилитацию и работу со специалистами – психолог, дефектолог, логопед, образовательный маршрут.

В России открылся первый центр по оказанию помощи детям с аутизмом

О важности такой работы говорил вчера во время «Прямой линии» президент Владимир Путин. Он отметил, что общество пока еще не совсем готово к полному инклюзивному образованию, но это лишь должно стать дополнительным стимулом для всех, чтобы изменить ситуацию.

Новый федеральный ресурсный центр помощи, по словам Дмитрия Ливанова, должен стать не только центром разработки новых методик и рекомендаций, но и единой базой для анализа всех имеющихся мировых практик. Это должно способствовать развитию коммуникации между всеми заинтересованными сторонами: детьми и их родителями, педагогами, психологами, государственными органами и представителями бизнеса и благотворительных организаций.

Совместная работа неравнодушных людей может творить чудеса. Это министру и всем собравшимся доказали дети, про которых говорят, что они страдают расстройствами аутистического спектра. Ребята вышли на сцену и очень талантливо и выразительно читали стихи и пели песню. Обычные дети, которые старались все сделать правильно. И только их родителям и педагогам известно, сколько сил было потрачено на то, чтобы случилось это маленькое чудо. Дмитрий Ливанов тоже не смог остаться равнодушным и подарил детям игрушки.

Родители особых детей абсолютно искренне говорили всем: «Спасибо», потому что долгое время они оставались один на один со своими проблемами, а теперь появилась возможность отвести своего ребенка в школу.

— В прошлом году, когда наступили первые осенние каникулы моего сына, он плакал, потому что очень хотел снова пойти в школу, — рассказывает папа особого ребенка и обращает внимание на то, что пока в России почти не развита система среднего инклюзивного образования. А родители нынешних первоклашек мечтают о том, чтобы их дети смогли продолжить обучение и получить хорошее образование.

— Мне было два с половиной года, когда мне поставили диагноз «аутизм» и предложили моим родителям сдать меня в специализированное учреждение. Но они не согласились, и теперь я профессор университета, — говорит доктор специальной педагогики, человек с расстройством аутистического спектра и международный эксперт в области аутизма Стивен Шор. — Свою личную миссию я вижу в том, чтобы люди с аутизмом могли жить максимально полноценной жизнью. Это возможно, только если люди будут собираться вместе и сотрудничать.

Ректор МГППУ Виталий Рубцов напомнил, что открытие федерального центра на базе университета — результат очень долгой и тяжелой работы.

— Мы очень долго доказывали, что такой центр нужен, и именно в системе образования, — подчеркнул он.

По его словам, на базе центра можно будет проводить полноценные фундаментальные исследования проблемы под названием аутизм, а также объединить весь накопленный региональный и мировой опыт.

— Центр создан не для того, чтобы помочь отдельным детям, а чтобы помочь тем, кто помогает особенным детям, — говорит Виталий Рубцов. — Очень ценно, что инициатива, зародившаяся снизу, среди родителей, общественных деятелей, специалистов, переросла в федеральную программу. Теперь мы ставим новую амбициозную цель — выйти за пределы нашей страны.

Учреждения для детей с аутизмом

Homepage tagline ru

Фонд «Обнаженные сердца» создает службы помощи для дошкольников с аутизмом в Нижнем Новгороде

С сентября 2015 года при поддержке Департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода и ООО «Газпром экспорт» Фонд «Обнаженные сердца» запустил проект «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода». Проект включает в себя создание центра раннего вмешательства и программу обучения педагогов четырех дошкольных образовательных учреждений работе с детьми с аутизмом.

Пресс-конференция в Санкт-Петербурге, на которой Фонд официально объявил в запуске проекта

С 2013 года в рамках просветительского направления работы Фонда наши специалисты успешно обучают учителей коррекционных школ Нижнего Новгорода работе с детьми с аутизмом. Используя современные методики и технологии, доказавшие свою эффективность в мировом профессиональном сообществе, педагоги смогли добиться блестящих результатов. Дети, которых еще два года назад называли «необучаемыми» и не брали в школу, теперь успешно получают образование, интегрируются и многому учат своих сверстников – более 100 ребят и 34 класса были вовлечены в этот проект. Подробнее о результатах проекта можно прочитать здесь.

Проект Фонда в коррекционных школах Нижнего Новгорода

Но этого недостаточно. Залог успеха полного включения ребят с особенностями развития в образовательную систему — начать интеграцию как можно раньше. Возможность посещать дошкольные учреждения поможет детям с расстройствами аутистического спектра приходить более подготовленными в школу. Исследования показывают, что рано начатые интенсивные поведенческие программы вмешательства для детей с расстройствами аутистического спектра позволяют детям достичь хороших результатов, и что для развития социальных навыков ребенку с аутизмом очень важно находиться в среде своих сверстников. Благодаря проекту Раннего вмешательства у детей появится такая возможность.

Светлана Митрофанова, директор центра. Фото: Eli Lucero/Herald Journal

Открытие центра раннего вмешательства запланировано уже на конец 2015 года. Вот как оценивает важность центра директор Светлана Митрофанова: «Центр раннего вмешательства очень важен, так как дает надежду родителям, что их ребенок сможет посещать детский сад, иметь возможность жить такой же жизнью, как и его сверстники, будет иметь возможность общаться с детьми и развиваться. Родителям это даст больше уверенности, они будут меньше стесняться своих детей и переживать за них. Центр будет давать родителям знания о том, что такое аутизм, как они сами могут помочь своему ребенку. Им будет комфортнее. Это очень здорово, у детей есть возможность получить очень много, можно добиться очень хороших результатов. Наша цель – не исправить ребенка, а помочь ему формировать важные навыки.»

Клинический психолог Татьяна Морозова проводит тренинг для участников проекта

Все программы в центре раннего вмешательства будут бесплатными для семей. Таким образом, дети с аутизмом получат возможность посещать детский сад, а специалисты центра помогут педагогам дошкольных учреждений лучше понять их потребности. В программу обучения педагогов включены следующие учреждения Нижнего Новгорода:

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 110.
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17.
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 452 «Родничок».
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 448.
Смотрите так же:  Стероидный психоз

Участники проекта на семинаре в Нижнем Новгороде

Обучение специалистов центра и дошкольных учреждений включает ряд семинаров и тренингов под руководством ведущих российских и иностранных экспертов в области детского развития. Уже после первого семинара участники проекта подтвердили необходимость таких тренингов:

«У меня было очень мало знаний об аутизме. Я раньше работала психологом с детьми, когда я узнала, что у нас будут ребята с аутизмом, у меня была паника. Я очень благодарна за то, что теперь я понимаю, как можно работать с такими детьми тоже.»

«Очень нравится, что эти семинары очень структурированы. Все на одном дыхании, материал очень наглядный, понятно что нам делать»

«Я очень ждала это этого проекта и очень счастлива что он наконец-то начался. Я все слушаю и записываю, что я буду делать для конкретного ребенка с которым я работаю.»

Стажировка в Университете штата Юта дала участникам проекта возможность ознакомиться с опытом коллег

Также в рамках проекта состоялась стажировка для специалистов Центра в Университете Штата Юта (США). Во время двухнедельной стажировки педагоги прошли курс обучения интенсивной поведенческой программе для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра ASSERT. Семь специалистов из Нижнего Новгорода получили уникальную возможность в течение двух недель наблюдать за тем, как ведется работа с детьми, обсуждать увиденное во время семинаров и дискуссий, а также поучаствовать в работе программы непосредственно с детьми.

Директор программы ASSERT Томас Хигби проводит тренинг для участников проекта

Стажировка осуществлялась под руководством самого директора программы ASSERT, доктора психологии и специального образования, Томаса Хигби, который уже на протяжении нескольких лет работает с Фондом и был активно включен в тренинги для учителей коррекционных школ.

Вот как он описывает важность стажировки для педагогов из Нижнего Новгорода: «Эта стажировка поможет создать в России программу вмешательства для ребят с аутизмом, основанные на методах, доказавших свою эффективность. Специалисты не просто обучились отдельным методикам, а получили возможность применить их на практике и получили понимание того, как работает программы в целом. Теперь у них есть представление о том, что в итоге они смогут создать в России. Что касается методов работы, то прежде всего необходимо провести тщательный анализ и оценить сильные стороны, а также потребности каждого ребенка. Затем с помощью метода положительного подкрепления мы помогаем ему развить необходимые навыки, и поощряем их использование в подобающих ситуациях.»

Участники проекта получили возможность применить полученные знания на практике

Продолжение работы Фонда по обучению специалистов работе с детьми с аутизмом стало возможным благодаря Департаменту образования администрации Нижнего Новгорода, Центру поддержки семьи «Обнаженные сердца», родительской организации «Верас» педагогам, экспертам, координаторам, и нашим партнерам ООО «Газпром экспорт». Мы очень благодарны нашим партнерам и участникам проекта за эту возможность.

Авторы программы обучения:

Эксперты Фонда «Обнаженные сердца» детский невролог Святослав Довбня и клинический психолог Татьяна Морозова — ведущие российские специалисты по вопросам развития и психического здоровья детей. Татьяна и Святослав — участники ряда международных проектов, посвященных развитию служб помощи уязвимым семьям и детям в России и странах бывшего СССР; соучредители Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства; приглашенные профессора факультета неврологии университета Нью Мексико (США), сертифицированные преподаватели программы Mellow Parenting («Зрелое родительство»), Великобритания; авторы учебных программ и многочисленных публикаций.

Условия образования детей дошкольного возраста, имеющих РАС, в группе кратковременного пребывания 705

Условия образования детей дошкольного возраста,

имеющих РАС, в группе кратковременного пребывания

ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ,

Затрагивается актуальная проблема организации образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и условий предоставления им качественной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи. Перечислены цели, задачи и условия образования детей в группах кратковременного пребывания. Подробно рассмотрены предпосылки эффективной реализации образовательной программы для детей дошкольного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, специальные условия, дошкольное образование, группа кратковременного пребывания.

Дон Г.В. Условия образования детей дошкольного возраста, имеющих РАС, в группе кратковременного пребывания // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. — . doi: 10.17759/autdd.2017150403

Дон Галина Васильевна, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм — в числе приоритетов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента России 1 июня 2012 г. Одной из мер, направленных на выполнение этого положения, является предоставление детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях. Психолого-медико-педагогическое сопровождение в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении [3].

Дети дошкольного возраста, имеющие расстройства аутистического спектра, – одна из многочисленных категорий среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время детям дошкольного возраста с РАС психолого-медико-педагогические комиссии рекомендуют пребывание в дошкольных образовательных организациях в группах полного дня или в группах кратковременного пребывания (ГКП), что является важным шагом к их социализации и развитию. При этом у специалистов образовательных организаций возникает много вопросов о том, как помочь ребенку с РАС адаптироваться, как сделать ситуацию нахождения его в группе развивающей и обеспечивающей условия для формирования жизненных компетенций.

В период дошкольного возраста проявляется высокая вариабельность возможных сценариев развития ребенка с РАС. Выраженность нарушений может быть от незначительных до грубых, приводящих к тяжелым проблемам адаптации.

Перечислю нарушения, осложняющие включение детей с РАС в образовательную среду:

— значительные различия в развитии импрессивной и экспрессивной речи,

— стереотипные формы поведения (моторные, речевые стереотипии),

— потребность в соблюдении постоянства, высокая чувствительность к изменению привычных ситуаций,

— низкая выносливость во взаимодействии,

— неравномерность когнитивного развития,

Основными преградами для адаптации и включения детей с РАС в образовательную среду являются нарушения поведения, импрессивной и экпрессивной речи.

Особенности социального, речевого, сенсорного и когнитивного развития детей дошкольного возраста с РАС вызывают необходимость создания для них специальных условий, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания.

Вариативные модели организации образования
детей дошкольного возраста с РАС[1]

В настоящее время в России выстроены и действуют пять различных моделей дошкольного образования детей с РАС:

1. Инклюзивная группа (ребенок с РАС включается в группу общеразвивающей направленности с типично развивающимися сверстниками).

2. Инклюзивная группа с использованием технологии ресурсной зоны (ребенок включается в группу общеразвивающей направленности с типично развивающимися сверстниками, индивидуальная работа ведется в ресурсной зоне).

3. Интегрированная группа (ребенок с РАС включается в группу компенсирующей направленности с детьми с другими особенностями развития).

4. Специализированная группа для детей с РАС.

5. Надомное обучение.

Цели деятельности ГКП для детей с РАС

— обеспечение коррекции нарушений развития детей,

— оказание им квалифицированной помощи в освоении программы,

— разностороннее развитие их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,

— содействие родителям (законным представителям) детей с РАС в организации их воспитания и обучения.

Задачи психолого-педагогической работы в ГКП

Задачи деятельности ГКП определяются с учетом особенностей развития детей и их реальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:

— определение (выявление) индивидуальных особенностей и специфических образовательных потребностей,

— создание специальных условий, способствующих адаптации, социализации, коррекции нарушений развития детей с РАС, освоению ими адаптированной образовательной программы.

Основные принципы организации образовательного процесса

— внимательное, глубокое и всестороннее обследование ребенка,

— учет особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка в построении индивидуальной образовательной траектории,

— реализация междисциплинарного подхода, обеспечивающего комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с РАС,

— принцип комплексного подхода, обеспечивающий развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях,

— соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса особенностям психофизического развития и возраста детей, их потребностям и интересам, требованиям охраны жизни и здоровья,

— дифференцированная система коррекционной работы и обучения,

— принцип систематичности оценки динамики развития детей с РАС,

— принцип сотрудничества и взаимодействия с родителями детей с РАС.

Специальные условия для получения образования

детьми дошкольного возраста с РАС

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с РАС требует специальных условий для получения образования, в том числе:

Психолого-педагогические условия реализации

— Проведение диагностики нарушений развития и социальной адаптации детей с РАС. Результаты психолого-педагогической диагностики используются для определения и решения задач психолого-педагогического сопровождения и проведения профессиональной квалифицированной коррекции развития детей.

— Определение целей и задач образовательной деятельности по результатам диагностики и наблюдения за ребенком в адаптационный период. Цели и задачи ставятся в соответствии с выявленным уровнем возрастного развития детей: понятные, простые, конкретные и доступные. Объем решаемых задач образовательной деятельности определяется в соответствии с продолжительностью пребывания детей в ГКП.

Смотрите так же:  Молоко пропадает от стресса

— Адаптация содержания образовательной программы для детей с РАС. Содержание программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной деятельности и реализуется в различных видах деятельности [4].

— Отбор, разработка и использование специальных коррекционно-развивающих программ. В условиях подготовки детей с РАС к школе необходимой становится деятельность по формированию стереотипа учебного поведения, по обучению альтернативному поведению. Стереотип учебного поведения включает навыки, которые помогают ребенку учиться, а снятие нежелательного поведения повышает эффективность обучения.

— Отбор и использование специальных методов, приемов и средств обучения детей дошкольного возраста с РАС. В ходе коррекции нарушений развития детей с РАС применимы не отдельные методы и приемы, а комбинации целого спектра техник, которые становятся эффективными только при условии их совместного использования. К ним относятся такие как альтернативные средства коммуникации, коммуникативные книги, система подсказок и поощрений, социальные истории, видеомоделирование и др.

— Отбор и адаптация специальных дидактических материалов, адаптация заданий для разного уровня развития детей с РАС. Прием визуализации при обучении детей с РАС является одним из важных условий повышения эффективности реализации образовательной программы. В связи с этим подбираются, разрабатываются и используются самые разнообразные дидактические материалы, среди которых предметы, игрушки, картинки, природный материал, схематические изображения, фото- и видеоматериалы и многое другое.

— Организация различных форм обучения в зависимости от уровня социализации ребенка и его адаптации к условиям ГКП. Адаптация к условиям образовательной организации является крайне важным и часто непростым этапом для многих детей с РАС, особенно когда включение в детский коллектив становится первым шагом к самостоятельности, выходу из привычного окружения семьи, и переходом на другую ступень образования. Дети с тяжелыми аутистическими расстройствами, которые имеют значительные нарушения социального развития, поведения, речевой и неречевой коммуникации, нуждаются в первую очередь в обеспечении необходимого объема индивидуальных занятий, позволяющих сформировать базовые навыки. А адаптация к группе станет уже задачей следующего этапа работы. Алгоритм прохождения адаптационного периода в образовательной организации ребенка дошкольного возраста с РАС подробно раскрыт в методических рекомендациях М.В. Братковой и О.В. Караневской [1].

Для коррекционной помощи ребенку создаются условия в соответствии с программой коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с РАС. Коррекционно-развивающая работа предполагает проведение индивидуальных, подгрупповых (2-3 ребенка) и групповых форм организации занятий, требует составления графика участия в них детей.

Кадровые условия реализации образовательной

программы для детей дошкольного возраста с РАС

Дети дошкольного возраста с РАС, поступающие в ГКП, имеют, как правило, разные рекомендации по образовательным программам, в том числе:

— АООП для детей с РАС,

— АООП для детей с РАС с учетом психофизических особенностей детей с ЗПР,

— АООП для детей с РАС с учетом психофизических особенностей ребенка с умственной отсталостью.

Это подчеркивает различия в развитии детей с РАС и требует проектирования индивидуального образовательного маршрута для каждого. А условия кратковременного пребывания детей в группе накладывают обязательства к большей методической компактности и целенаправленности деятельности педагогов.

Педагоги, реализующие образовательную программу в ГКП, должны владеть качествами и умениями, формирующими компетентность:

— знание и учет особенностей детей с РАС,

— владение навыками взаимодействия с такими детьми с использованием альтернативных средств коммуникации,

— владение методами и приемами работы, направленными на формирование разных навыков и на устранение нежелательных форм поведения,

— владение навыками обучения детей по АООП, адаптации учебных материалов, навыками проведения коррекционной работы.

Командная работа педагогов и партнерские отношения с родителями обуславливают:

— включение в образовательный процесс специалистов разного профиля и самих родителей,

— учет и согласованность действий всех специалистов и родителей при реализации программы.

Дополнительные кадровые ресурсы могут быть обеспечены включением в образовательный процесс тьюторов в соответствии с рекомендациями ПМПК или родительского тьютора в соответствии с заключением консилиума организации.

Повышение квалификации специалистов — обязательное условие профессионального роста педагогов и оказания эффективной помощи.

Организационные условия реализации образовательной

программы для детей дошкольного возраста с РАС

Режим пребывания детей дошкольного возраста с РАС в ГКП определяется в соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями организации и может составлять от 3 до 5 часов пребывания.

Наполняемость ГКП определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы в соответствии с требованиями СанПиН. Наполняемость ГКП для детей с РАС не должна превышать 5 детей.

Режим дня и его визуализация обеспечиваются при помощи расписаний, фотографий, предметов-символов, рисунков, пиктограмм, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Это помогает структурировать занятия и снять тревожность детей. В режиме дня выделяется время в начале дня и по его завершении для организации и проведения общего круга.

Основные режимные моменты в ГКП включают:

— приветствие детьми друг друга в кругу с представлением собственного имени. Детей учат в различных формах проявлять знаки внимания к другим людям;

— непрерывную образовательную деятельность (занятие), чередующуюся с самостоятельной деятельностью ребенка или с совместной деятельностью воспитателя с детьми,

— ритуал прощания в кругу (например, с задуванием свечи или прощальным «салютом» из детских рук).

Использование визуального режима дня означает следование структурным моментам, представленным разными видами деятельности. Сначала последовательно выкладывается изображение деятельности в каждый отдельный отрезок времени, а после ее завершения изображение убирается. В последующем выкладываются сразу все режимные моменты с изображением всех видов деятельности, а смена режимных моментов фиксируется, например, стрелкой.

Организация образовательного процесса в ГКП регламентируется расписанием занятий, разрабатываемым и утверждаемым организацией самостоятельно. Специфика ГКП предполагает ограниченное время пребывания в ней ребенка. В связи с этим образовательный процесс в ГКП организуется максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития, способствовать адаптации детей к среде, социализации в коллективе сверстников и взрослых. В связи с этим время распределяется экономно, так, чтобы его хватило и для самостоятельной деятельности детей, и для развивающих занятий с педагогом, и для коррекционных занятий со специалистами.

Образовательные программы реализуются при соблюдении требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов через непрерывную образовательную деятельность, совместную деятельность воспитателя с детьми и через самостоятельную деятельность детей.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г . № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г ., регистрационный № 28564) [5].

В ГКП для детей старшего дошкольного возраста продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет:

— не более 25 минут для детей 5-6 лет,

— не более 30 минут для детей 6-7 лет.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа в день соответственно.

Расписание занятий составляется так же как и режим дня, наглядно: с помощью фотографий, предметов-символов, рисунков, пиктограмм. Предмет, изображенный на визуальной подсказке, должен быть тесно связан с определенным видом деятельности и хорошо понятен ребенку.

Правила использования расписания

и порядка выполнения заданий на занятии

При работе по расписанию перед началом выполнения каждого последующего вида деятельности ребенку показывают фотографию или другую визуальную подсказку с соответствующим изображением, чтобы он соотносил свои действия с расписанием. После выполнения очередного задания из расписания убирается соответствующая фотография. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что данный вид деятельности завершен, и можно переходить к следующему.

Работа с расписанием и включенными в него заданиями проводится по правилам:

— в расписание необходимо всегда включать интересные для ребенка виды деятельности (наиболее интересный вид деятельности нужно помещать в конец расписания как положительное подкрепление/вознаграждение);

— задания, включенные в расписание, должны быть для ребенка доступными (трудновыполнимые задания могут провоцировать вспышки дезадаптивного поведения);

— увеличение количества заданий в расписании и их усложнение должны осуществляться постепенно и соответствовать уровню развития ребенка;

— при выполнении заданий необходимо соблюдать последовательность, указанную в расписании (смена последовательности недопустима);

— ребенка нужно хвалить и поощрять после выполнения каждого задания (это стимулирует его к дальнейшей работе);

— выполнение всех заданий, включенных в расписание, обязательно.

Занятие заканчивается только после завершения последнего задания.

Отбор и использование программ, специальных методик

и методических пособий для обучения

и развития детей с РАС

В перечень программно-методического обеспечения должны быть включены примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с РАС и адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной организации, на основе которых разрабатывается адаптированная образовательная программа для конкретного ребенка с РАС.

Осуществляется подбор программно-методического обеспечения по коррекции нарушений развития и адаптации детей дошкольного возраста с РАС.

В связи с тем, что у детей с РАС отмечается широкий спектр различных нарушений, в т.ч. интеллектуальные нарушения, задержка психического развития, речевые нарушения и др., то и перечень программно-методического обеспечения может включать методическую литературу для работы детьми с учетом этих нарушений

Особенности организации развивающей

Организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает обеспечение множества условий и факторов. Перечислим.

Адаптация среды к особенностям и потребностям детей с РАС (пространство характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью), которая может включать:

Смотрите так же:  Первый признак паранойи

— выбор и организацию особого рабочего места для ребенка с РАС в группе, визуальное выделение рабочего места ребенка (например, его фотографией);

— создание комфортной сенсорной среды: организацию особого освещения для детей с сенсорной гиперчувствительностью; использование специальных материалов и оборудования (утяжеляющего жилета, утяжелителя на руку, специальной балансирующей подушки, наушников); возможность проведения части занятия не на стуле, а на большом надувном мяче (фитболе) и т.п.;

— особый режим пребывания в ГКП, препятствующий переутомлению ребенка (включает постепенное увеличение времени пребывания ребенка в период адаптации и, при необходимости, сокращение времени занятия, организацию дополнительных перерывов в ходе занятия);

— удаление из зоны видимости предметов, вызывающих у детей полевое или дезадаптивное поведение;

— создание особого речевого режима на занятиях: замедление педагогом темпа речи для упрощения переработки ребенком информации и предотвращения у него сенсорной перегрузки;

— использование визуальной подсказки [7].

Визуализация среды — это использование визуальных подсказок и расписаний, которые делают для ребенка предстоящие события понятными и предсказуемыми.

Наглядные расписания используются для демонстрации:

— распорядка целого дня,

— порядка выполнения заданий на занятии,

— порядка действий при выполнении заданий и режимных моментов, состоящих из нескольких этапов (рисование, решение задачи, переодевание на занятие физкультурой).

Как отмечалось выше, визуальное расписание может быть составлено при помощи фотографий, рисунков, схематичных изображений, слов (если ребенок умеет читать). Расписание составляется в начале дня и перед началом занятия. Каждый раз, после выполнения действия, указанного в расписании, взрослый вместе с ребенком снимают с панно/плаката с расписанием карточку с изображением этого действия (удобно использовать карточки на липучках или на магнитах). Впоследствии дети самостоятельно овладевают этими действиями.

Визуальные подсказки бывают трех видов:

— ориентировочные, например, маленькие фотографии ребенка или привлекательного цвета вещей, которыми он пользуется (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т.д.); обозначение помещений с помощью пиктограмм (спальня — пиктограмма со спящим ребенком; раздевалка — пиктограмма с изображением одевающегося/раздевающегося ребенка; игровая зона – пиктограмма с изображением ребенка, играющего с конструктором); портреты специалистов на дверях кабинетов для индивидуальных занятий и т.д.;

— коммуникативные, например, коммуникативные картинки в виде изображений или печатных слов «Помоги» (в учебной зоне), «Давай играть» (в игровой зоне), «Открой дверь» (на входной двери) и др.;

— социально-поведенческие (иллюстрированные правила поведения — наглядные изображения тех действий, которые можно и которые нельзя делать: например, серия картинок, иллюстрирующих социальные действия – процесс одевания (мальчик надевает ботинки, мальчик надевает куртку, мальчик надевает шапку, мальчик выходит на улицу).

Наличие в пространстве средств коммуникации, позволяющих ребенку и окружающим его людям общаться. Например, коммуникативные доски, коммуникативные альбомы, в которых размещены:

— фотографии близких людей,

— фотографии, пиктограммы, изображающие любимые виды деятельности ребенка,

— фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (воды, туалета, различной еды);

— фотографии, пиктограммы с изображением эмоций;

— пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т.ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т.д.).

Зонирование пространства для реализации определенных видов деятельности (учебная, игровая, двигательная, сенсорная зоны, уголок уединения и др.).

Учет интересов и потребностей детей при организации игрового пространства (среди оборудования и материалов должны быть любимые игрушки, игры и предметы ребенка; в игровом шкафу размещаются только игровые предметы и игрушки; для каждого вида игрушек выделяется отдельная полка; с целью организации социального взаимодействия создается единое, объединяющее детей, игровое пространство.

Создание специальной игровой комнаты для целенаправленного обучения детей с РАС игровым навыкам. Комната должна соответствовать следующим условиям:

— размер комнаты должен позволять проводить индивидуальные и коллективные игры, в т.ч. в кругу, для чего центр комнаты остается свободным, а крупногабаритные игровые материалы располагаются по периметру;

— игровая комната должна быть обеспечена игрушками для разных видов детских игр, что дает возможность обучения детей различным игровым действиям;

— следует размещать игры и игрушки в закрытых шкафах, чтобы не отвлекать внимание детей;

— необходимо использовать приемы разграничения для обозначения собственного игрового пространства (клейкая лента на столе, веревка на ковре, маленькие туристические коврики-пенки);

— следует обеспечить относительное постоянство в игровом пространстве (пространственное расположение игровых материалов и предметов мебели должно быть приблизительно одинаково на каждом занятии);

— необходимо предусмотреть умеренность игрового пространства (неперегруженность разнообразными игровыми материалами).

Организация учебной зоны с учетом формы работы с детьми:

при индивидуальной работе основной принцип организации учебной зоны – ограничение пространства; стол находится непосредственно у стены, на которой закреплена доска, взрослый находится позади ребенка и помогает ему; со временем расстояние между столом и доской увеличивается, и взрослый садится перед ребенком;

— при подгрупповой форме работы столы детей располагаются рядом напротив доски; дети выполняют одинаковые задания;

— при групповой работе, в соответствии с требованиями СанПиН; для детей с РАС составляются визуальные расписания, иллюстрирующие последовательность выполнения заданий, и используются наглядные дидактические материалы.

Тьюторское сопровождение ребенка с РАС предполагает различные варианты работы:

— в соответствии с рекомендациями ПМПК в образовательный процесс включен тьютор;

— группа специалистов обеспечивает реализацию программы, принимая на себя попеременно роли педагога и тьютора,

в качестве тьютора выступает родитель.

В последние годы в России уделяется особое внимание реабилитации и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с увеличением количества детей дошкольного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра, велика вероятность нахождения такого ребенка в каждой образовательной организации. Для успешной интеграции детей с РАС необходима организация вариативных форм дошкольного образования и специальные образовательные условия, которые облегчат процесс социализации детей и позволят им получить доступ к образованию.

1. Браткова М.В., Караневская О.В. Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию. М.: Парадигма, 2016. 45с.

2. Морис К., Грин Д., Стивен К.Л. Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов / Пер. с англ. Колс Е.К. // Behavioral Intervention for Young Children With Autism: A Manual for Parents and Professionals/Edited by Caterine Maurice, Cina Green and Stephen C. Luce / School Greek Boulevard, Auslin, Texas, 1996.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14.11.2013 г. № 30384). [Электронный ресурс] https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения: 22.01.2018).

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г . № 26 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г ., регистрационный № 28564) [Электронный ресурс]. http://arbitrans.ru/docs/sanpin-2413049-13/ (дата обращения: 22.01.2018).

6. Хаустов А.В. Выбор образовательного маршрута для обучающихся с РАС. II Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» [Электронный ресурс] http://autism-frc.ru/articles/392[Ю1] (дата обращения: 22.01.2018).

7. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В и др. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

1. Bratkova M.V., Karanevskaya O.V. Metodicheskie rekomendatsii k organizatsii i provedeniyu adaptatsionnogo perioda vklyucheniya detei s rasstroistvami autisticheskogo spektra v doshkol’nuyu obrazovatel’nuyu organizatsiyu [Methodical recommendations for organizing and leading the adaptational period of including children with autism spectrum disorders in a preschool educational organization]. Moscow: Publ. Paradigma, 2016. 45 p.

2. Maurice Catherine, Green Gina, Luce Stephen C. (eds). Zanyatiya po modifikatsii povedeniya dlya autichnykh detei: rukovodstvo dlya roditelei i spetsialistov [Behavioral Intervention for Young Children With Autism: A Manual for Parents and Professionals] / translated into Russian by Koles Elena. Auslin, Texas: Publ. School Greek Boulevard, 1996.

Другие статьи

  • Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – величина расчетная, зависящая от среднего заработка за 2 года, предшествующих оформлению отпуска по уходу, лица, претендующего на получение этого пособия. Однако […]
  • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]
  • Последние новости по уходу за ребенком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом будет увеличено с 5,5 до 10 тысяч рублей уже с 1 июля Это коснется 460 тысяч семей детей-инвалидов. В ходе ежегодного послания Федеральному Собранию РФ Президент анонсировал повышение сумм пособий по уходу за […]
  • Почему ребенок потеет когда спит комаровский Почему ребенок потеет когда спит комаровский Сообщение vvv_vladlen » Ср сен 10, 2008 22:41 Сообщение Nora » Чт сен 11, 2008 07:26 Сообщение Віра » Чт сен 11, 2008 14:06 Сообщение Zolotka » Чт сен 11, 2008 14:25 vvv_vladlen, у вас просто жарко. Мой при 23-24 […]
  • Рассчитать отпуск по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году калькулятор Как рассчитать пособие по уходу за ребенком Как рассчитать пособие по уходу за ребенком Похожие публикации Пособие по уходу за детьми назначается женщине по завершении послеродового отпуска и выплачивается до полутора лет ребенка. Право взять «детский» отпуск и […]
  • Парацетамол инструкция по применению для детей таблетки 500 мг Парацетамол таблетки: инструкция по применению Показания к применению Противопоказания - повышенная чувствительность к парацетамолу; - почечная и печеночная недостаточность; - беременность и лактация; Способ применения и дозы Применяют внутрь, предпочтительнее между […]