Умственная отсталость агрессия

Проявление агрессии у детей с умственной отсталостью

Столичный учебный центр
г. Москва

Проявление агрессии у детей с умственной отсталостью

В современном мире остро стоит проблема детской агрессивности. Она является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. Этим озабочены как родители детей, так и педагоги, психологи. На первый взгляд детская проблема приобретает серьезные последствия: нарушение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, социальную адаптацию, учебную и трудовую деятельность.

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» (В.Б. Лебединский, 2002) .

У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности в общении как со взрослыми, как и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что данная категория детей в большинстве случаев оказывается отверженными. Желание самоутвердиться в такой ситуации приобретает патологические формы – дети становятся агрессивными. Так же у них снижена способность к пониманию эмоциональных состояний других людей. Они проявляют больше критичности к поступкам других, чем к своим, однако свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме.

Наличие и уровень агрессивности детей с умственной отсталостью определяется комплексом разнообразных факторов и условий социального развития: гормональные изменения; прием медицинских препаратов; астенические явления, возникающие вследствие расстройства; наличие психопатологические синдромов; эмоционального состояния и самочувствия педагогов; отрыв детей от семьи, перевод из одного учреждения; невозможность удовлетворения потребностей; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье; прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей; подражательность и внушаемость; порицание и критика (Л.В. Токарская, 2008).

В.Б. Лебединский указывает, что у некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии.

Высокой степенью риска возникновения различных нарушений поведения у умственно отсталых школьников отличается подростковый возраст. Большинство исследователей признают, что среди различных форм нарушений поведения у умственно отсталых детей преобладают побеги и агрессивное поведение.

Результаты диагностики агрессивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью были обработаны и сделаны следующие выводы: у агрессивных подростков с умственной отсталостью наиболее выражена физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.), вербальная агрессия, аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить), негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.), отказы от занятий, конфликтность (Н. М. Платонова,2004).

Агрессивность является серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание, и, как следствие, процесс социальной адаптации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Л.М. Шипицына, 2005). Сложность изучения данного феномена у этой категории детей и подростков определяется неоднозначностью подходов к пониманию причин агрессивности, этиологии и механизмов ее формирования у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Среди основных причин необходимо учитывать не только клинические (обусловленные тяжестью органического поражения, метеочувствительностью, гормональными изменениями), но и психолого-педагогические и социальные (копирование поведения окружающих, страх, сепарация от близких людей).

Феномен агрессивности проанализирован в целом на основе выделения нескольких подходов к его изучению и интерпретации у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: клинического и социально-психологического . С точки зрения первого, могут быть выделены следующие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: прием медицинских препаратов и алкоголя ; астенические явления, возникающие вследствие насыщения работой ; метеочувствительность и другие вегетативные расстройства; наличие психопатологических синдромов, при которых наблюдается повышенная агрессивность; особая сензитивность к прикосновениям ; реакция на новое – симптом тождества (новая обстановка, новые лица и пр.).

Психологический подход к объяснению причин и механизмов агрессивности представляют различные теории личности. С точки зрения фрустрационной теории (Дж. Доллард, Л. Берковиц, С. Розенцвейг и др.), могут быть объяснены такие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как: невозможность удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных ; непонимание того, что такое раздражение и отсутствие навыков самоконтроля ; сепарация детей и подростков от семьи , перевод из одного учреждения в другое , из группы в группу трудности адаптации к внезапным изменениям в окружении ; собственное эмоциональное состояние и самочувствие педагогов ; отсутствие дифференцированных реабилитационных режимов, индивидуальных программ социально-бытовой и трудовой адаптации ; неблагоприятные условия среды ; отсутствие речи .

С позиции теории социального научения (А. Бандура, А. Басс, Б.Ф. Скиннер) агрессивное поведение детей и подростков с умственной отсталостью — это повторение, подражание тому, что они усваивают , наблюдая за агрессивным поведением окружения, в том числе: родителей, старших детей и подростков в интернате или школе. Возможность научения агрессивности усиливается вследствие особой подражательности и внушаемости детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

С точки зрения гуманистического подхода (К. Роджерс, Г. Олпорт), причинами неконтролируемой агрессивности являются: неумение снять свое психофизическое напряжение самостоятельно , а также порицание и критика поступков ; похвала ; привычка и отсутствие культуры .

Среди причин, обусловливающих агрессивность детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по данным изученной литературы, не встретились указания на возрастные, индивидуальные особенности (боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки и склонность испытывать чувство стыда вместо вины), влияние гендерного фактора, средств массовой информации, хотя все эти причины называются специалистами, занимающимися изучением агрессивности нормально развивающихся детей (Л. Джой, Н. Забрак, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Д. Уильямс, Э. Эриксон и др.).

На наш взгляд, это может быть объяснено недостаточной разработанностью проблемы, отсутствием специальных исследований по проблеме агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Кроме того, необходимо отметить неоднозначность взглядов исследователей на проблему агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Все это свидетельствует о необходимости проведения комплексного изучения проявлении и причин агрессивности у детей и подростков с умственной отсталостью и определения основных направлений коррекционной и профилактической работы, направленной на снижение уровня агрессивности.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Переквалификация рабочих не займет много времени и средств, а насчет монополизации беспокоиться не стоит, т.к. исходя из опыта стран Европы, в которых активно используется СПГ, данный процесс нам не грозит. Ну а в дальнейшем все равно не избежать роста цен на СПГ, собственно как и на любой другой вид топлива.

Мне понравился статья, очень позновательная и актуальная!! Спасибо за материал и проделанную работу

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку современный мир невозможно представить без применения информационных технологий. В статье раскрывается эффективность использования мультимедийной презентации в учебном процессе. Следует отметить, что содержание статьи изложено лаконично и последовательно. Спасибо автору за интересную статью!

Весьма интересная статья, не думал что вынесу для себя что-то новое, например: не знал что украинский такой легкий в освоении. После прочитанной статьи ко мне вернулась девушка, а ветрянка прошла в считаные секунды, также я побил свой рекорд в додл джампе и набрал 2345 баллов. Авторы полностью раскрыли идею синтеза кефирной кислоты из огуречного рассола и о питательной свойствах зубной пасты «колгейт».

Видно,что автором проведена глубокая работа по изучению данного вопроса в оптике. Также немаловажным является то,что статья написана доступным, понятным языком,а читать ее легко и интересно.

Валерий, спасибо за интерес к моей работе. Я как раз и взял такую тему курсовой работы.

Статья замечательная,понятная,легкая для усвоения и главное полезная,т.к. тема геронтологии важна в наше время.

Отличная работа! Очень информативная статья!

Здравствуйте, в заключении вашей статьи указано, что показатели проведенных функциональных проб у пациентов с пневмонией оказались в пределах нормы, может ли это свидетельствовать о наличии компенсаторных реакций, обеспечивающих нормальную оксигенацию тканей при местном нарушении газообмена в воспаленной паренхиме легкого?

Статья определенно пробуждает желание углубиться в акутальные вопросы физики.Спасибо автору,что говорит про науку и таким доступным языком!

АГРЕССИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Часто нарушенное поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства в жизни. Значительная часть отклонений в поведении легко умственно отсталых детей социально-психологического генеза. Агрессия в таких случаях может быть отражением пренебрежительного, отвергающего поведения окружающих, родителей.

Ограниченные интеллектуальные возможности умственно отсталых с дошкольного возраста ставит их в неравное положение в семье и в коллективе сверстников. В тоже время социальный опыт, передаваемый ребенку с отставанием в интеллектуальном развитии в общепринятой форме (из-за отсутствия специальных программ по данному направлению), не может быть принят ими по причине органического поражения головного мозга на стадиях онтогенеза и вызванной этим фактором интеллектуальной недостаточности.

Не усвоение информации, отставания в ведущей деятельности, постоянно испытываемая тревожность, повышенная внушаемость, готовность к отражению агрессии ведет к колебаниям самооценки умственно отсталых и заставляет их неадекватными асоциальными методами добиваться изменения отношения к себе.

Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно отсталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией нередко отмечается и вербальная агрессия.

Ряд исследователей (Л.М.Чепелева, С.Л.Соловьева, Н.Н.Павлова и др.) приводят неутешительные данные по росту насилия в сфере семейных отношений. Статистика свидетельствует, что до 40 % тяжких преступлений совершается в семье, около 2 млн. детей ежегодно подвергаются насилию со стороны родителей, более 50 тыс. убегают из дома. Невозможность, нежелание или неумение родителей адекватно взаимодействовать со своими детьми, возможно, и является главным фактором, способствующим росту нарушений в эмоционально-личностной сфере, социальной дезадаптации и отклоняющимся формам поведения, вплоть до девиантного и делинквентного.

Смотрите так же:  Занятия с детьми с заиканием

Агрессия как форма семейной деструкции является одной из причин десоциализирующего влияния семьи на развитие личности ребенка и имеет серьезные психосоциальные последствия. У ребенка, подвергающегося агрессии, появляются ответные агрессивные установки в поведении, которые со временем трансформируются в устойчивое качество личности — агрессивность (И.А.Фурманов) [1, с. 67].

По мнению М. С. Певзнер, происхождение нарушенного поведения у разных детей с умственной отсталостью различно [2, с. 241].

Агрессивное поведение – одна из частных проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства школьников. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему понятен научный интерес к этой проблеме.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь)

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия-это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

1. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Минск: Ильин В.П., 1996.

2. Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.,2003.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2008.

Возможности коррекции агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

Важнейшей задачей специального (коррекционного) образования на современном этапе является социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии. Социальная адаптация предполагает формирование у детей с нарушением интеллекта поведения, адекватного принятым в обществе морально-этическим и правовым нормам. Анализ статистических данных показывает, что формирование нормативного поведения детей и подростков с нарушением интеллекта является одной из самых актуальных проблем. Одним из аргументов может служить тот факт, что частота нарушений поведения у детей с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающихся в специальных учебных заведениях, представлена следующими цифрами: побеги и бродяжничество – 72%; агрессия – 50%; грубость, непослушание – 43% (по данным Шипициной Л. М.).

Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные дети часто обнаруживают ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности в их воспитании. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.

Опыт школьного воспитания детей с нарушением интеллекта свидетельствует, что благодаря раннему включению их в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач физического, умственного и нравственного развития, можно в значительной степени преобразить их личностный облик.

В связи с этим нами была сформулирована цель исследования – поиск эффективных арт-методов для психокоррекции агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

Объектом исследования выступили отклонения в поведении подростков с лёгкой степенью умственной отсталости, предметом – агрессивные проявления в поведении подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

Гипотезабыла сформулирована следующим образом: предложенный комплекс коррекционных упражнений и арт-методов способствует профилактике и коррекции агрессивных проявлений в поведении подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

В связи с целью исследования мы решали следующие задачи:

— междисциплинарное, теоретическое исследование проблемы агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости;

— экспериментально выявить особенности агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости;

-апробация коррекционных упражнений и арт-методов, способствующих профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью, оценка её эффективности.

Была использована методика «Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении подростков»(автор А.Г. Долгов), целью которой является определить уровень агрессии и измерить её отдельные проявления.

Базой исследования выступил Диаконический центр «Прикосновение» города Оренбурга.

Данное исследование имеет практическое значение как для специалистов узкого профиля (психологов, дефектологов), так и для воспитателей специальных коррекционных учреждений, педагогов дополнительного образования, работающих с умственно отсталыми подростками. Разработанный комплекс коррекционных занятий поможет педагогам и другим специалистам более эффективно проводить работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения, эмоциональной сферы подростков с нарушением интеллекта.

Теоретический анализ заявленной проблемы показал, что агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на появление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей.

Существует различные подходы к определению данного феномена:

Нормативный подход означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. Так О.Мартынова определяет агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе.

Глубинно-психологические подходы утверждают инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, тень).

Подходы, акцентирующие внимание на последствиях агрессии, описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии, например, агрессия – это реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности – антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти и др. (Трифонов Е. В.). Ю. Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».

Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию. Здесь агрессия понимается как целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности [3]. Агрессивность рассматривается как системное социальное свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными, объективными и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева С.Л.).

При проведении исследования мы опирались на данные клинико-эпидемиологического обследования популяции умственно отсталых детей 8-14 лет, проживающих в крупном промышленном городе, в котором было выявлено, что среди всех обследованных нарушения поведения встречаются в 31,1%. Из всех учеников с умственной отсталостью, выпускаемых коррекционными заведениями, – около половины с нарушениями поведения. Удельный вес нарушений поведения у детей и подростков с различной выраженностью снижения интеллекта различен. Так, среди легко умственно отсталых детей и подростков 28,2% имеют нарушения поведения, среди умеренно умственно отсталых – 55,2%, а среди тяжело отсталых – 33,3%

Высокой степенью риска возникновения различных нарушений поведения у умственно отсталых школьников отличается подростковый возраст. Большинство исследователей признают, что среди различных форм нарушений поведения у умственно отсталых детей преобладают побеги и агрессивное поведение.

Результаты диагностики агрессивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью были обработаны и сделаны следующие выводы: у агрессивных подростков с умственной отсталостью наиболее выражена физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.), вербальная агрессия, аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить), негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.), отказы от занятий, конфликтность. Платонова Н. М. [1].

В целях профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью нами были подобраны и апробированы коррекционные упражнения с использованием приёмов арт — методов: изотерапии, музыкотерапии, игротерапии.

Мы исходили из того, что целью коррекции отклонений в поведении подростка является оказание ему помощи в реализации индивидуального потенциала, в становлении его как полноценного члена общества через создание условий для осознания ребёнком необходимости переоценки своего поведения. Это осуществлялось в ходе игровой художественной деятельности, с использованием следующих техник: рисование пальцами, музыкорисование; расслабляющее рисование на доске, на большом листе бумаги, на песке; лепка (глина, пластилин), наслоение; простые техники печатания, монотипия, печать с картонного и текстильного коллажа. [2]

Предложенный комплекс упражнений и арт-приёмов дал существенное снижение в показателях агрессивности, а, значит, позволяет осуществлять профилактику и коррекцию агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

  1. Агрессия у детей и подростков./ Под ред. Платоновой Н. М. – СПб.:
  1. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями

развития // Сост. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. СПб, 2002. – 256 с.

  1. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии //

Исследование влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью

Меркурьев Дмитрий Вениаминович,студент факультета психологии ФГБОУ ВО«ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет»[email protected]

Научный руководитель: Капитанец Елена Германовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинск[email protected]

Исследование влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью

Аннотация. Статья посвящена феномену влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.Представлены результаты исследования агрессивного поведения по методике «Нарисуй человека», межличностные отношения изучались с использованием методики «Два домика».Ключевые слова:агрессивное поведение, межличностные отношения, младшие школьники, диагностические методики, интеллектуальные нарушения, умственная отсталость.

Смотрите так же:  Синдром дауна простая форма

Проблема агрессивного поведения в последние годы стала одной из наиболее актуальных в психологии. Психологами и педагогами отмечается рост агрессии среди детей младшего школьного возраста и подростков. Многие исследователи поднимали вопрос об агрессивном поведении среди младших школьников, что, безусловно, говорит о сложности и неоднозначности данной проблемы. Психологами и педагогами были разработаны различные концепции, объясняющие причины агрессивного поведения, и программы, позволяющие осуществлять его коррекцию. Агрессивное поведение зачастую ведёт к нарушениям различных сфер жизни личности, затрудняет общение с окружающими, мешает социализации. Наиболее часто оно взаимосвязано с межличностными отношениями. Межличностные отношения представляют важнейшую составляющую жизни человека в социуме. Именно активность личности выступает важнейшим компонентом в системе межличностных отношений. На сегодняшний день особого внимания заслуживает проблема влияния агрессивного поведения на межличностные отношения среди младших школьников, имеющих умственную отсталость, так как дети этой категории наиболее подвержены негативному влиянию среды и плохо поддаются коррекционному воздействию со стороны педагогови психологов. Младший школьный возраст является важным с точки зрения обучения и воспитания, ведь именно в этот период ребёнок попадает в школьную среду, в которой он развивается, общается со сверстниками, усваивает культурные и общественные нормы, приобретает навыки социального взаимодействия. Но дети младшего школьного возраста с нарушенным интеллектом обладают особыми образовательными потребностями и сталкиваются с различными трудностями при обучении, поэтому агрессивное поведение может существенно нарушить процесс обучения, адаптации к условиям образовательной организации, а также оказать существенное влияние на межличностные отношения со сверстниками и педагогами.Именно поэтому на сегодняшний день в психологии и педагогике проблема изучения влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с интеллектуальными нарушениями являетсяважной. Статистические данные свидетельствуют об увеличении количествадетей с нарушением развития, а распространенностьотклонений в поведении свидетельствуют о преобладании отклоняющихся форм поведенияу данной категории детей. Даннаяпроблема требует пристального внимания как в направлении разработки методов профилактики агрессивного поведения у умственно отсталых детей, так и в области построения коррекционной работы.Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить проблему влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.Объект: агрессивное поведение и межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.Предмет: исследование влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.Гипотеза исследования: агрессивное поведение оказывает влияние на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.Межличностные отношения в детском коллективе играют немаловажную роль в процессе обучения и воспитания. Известно, что обучающиеся поразному относятся друг к другу: одни занимают статус социометрических звезд, другие отвергаются коллективом, третьи игнорируются, к однимотношение устойчиво, к другим нет. Система отношений между школьниками обладает своей особой структурой, которую необходимо учитывать при организации педагогического процесса[1]. Отношения между детьми младшего школьного возраста в коллективе складываются под влиянием различных факторов: поведение, школьная успеваемость, отношение учителя к детям, отношения в семье и т.д. По мере взросления у младших школьниковвозрастает потребность в общениисо сверстниками, приобретении определённого положения в коллективе, в уважении и авторитете у одноклассников. На данном возрастном этапе такие понятия, как справедливость и несправедливость, равенствои предвзятость, лидерство иподчинениестановятся для детей актуальными, обретая реальный смысл[2].Дляумственно отсталыхмладших школьников проблема межличностных отношений приобретает несколько иной характер, что обусловлено имеющимися у них нарушениями. Эти нарушения влияют на все поведение в целом, определяют характеристики деятельности ребенка. От характера поведения обучающегося будет во многом зависеть то, как к нему будут относиться окружающие [3].Исследователиутверждают, что эмоции играют немаловажную роль в жизни и деятельности детей cумственной отсталостью, так как отсутствие полноценногоэмоционального общения делает ребёнка неуверенным в себе, тревожным. Эмоции дают возможностьвоспринимать действительность и адекватнореагировать на неё. Они являютсобой отражение действительности в виде различныхпереживаний. Разные проявления переживаний чувств (эмоции, аффекты и т.д.) составляютв целомэмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональная сфера различна в своих проявлениях, реакции могут носить как положительный, конструктивный характер, так и отрицательный, деструктивный. Однако эмоциональные реакции детей cумственной отсталостью отмечаются поверхностностью, неустойчивостью, поэтому одни эмоции быстро сменяются другими [4].Специалистами отмечается, что существуют так называемые «посылы к агрессии», подталкивающие детей к осуществлению агрессивных тенденций. Чаще всего такими посылами выступают особенности межличностных отношений, определенные события, происходящие в процессе взаимодействия между школьниками. Это различного рода конфликты, ссоры, провокации со стороны одного из участников конфликта, положение детей в группе сверстников и т. д. Также зачастую неудачи в межличностных отношениях подталкивают к тем или иным формам агрессивного поведения [5]. В психологопедагогической литературе встречается мнение о том, что зачастую конфликтное поведение и агрессивные тенденции отмечаются у тех детей, которые занимают в группе статус отвергаемых или пренебрегаемых [3]. Также исследования показывают, что наиболее благоприятное положение в детском коллективе занимают дети с адекватной или немного сниженной оценкой себя и своих возможностей. Школьники cумственной отсталостью, имеющие слабую успеваемость, переоценивающие свои возможности, проявляющие завышенную самооценку и неадекватный уровень притязанийв межличностных отношениях, как правило, занимаютнаиболеенеблагоприятное положение в коллективесверстников. У таких школьников отмечаются агрессивные тенденции во взаимоотношениях со сверстниками, вызывающее, конфликтное поведение, которое зачастую во многом определяет их социометрический статус [6]. Исследование проводилось при участии психолога с детьми младшего школьного возраста, имеющими легкую форму умственной отсталости без сопутствующих дефектов развития в возрасте 910 лет, обучающихся в 3 Г классе МБОУ СОШ №4 (филиал) г. Еманжелинска в количестве 9 человек, 5 из которых мальчики и 4 девочки. Класс был сформирован в 20142015 уч. г. По словам классного руководителя, обучающиеся показывают хорошие результаты в усвоении учебных предметов, работают на уроках. Умеют читать и писать. Атмосфера в коллективе спокойная, длительных конфликтов не возникает. Среди детей есть те, кто стремится занимать лидирующие позиции в классе, привлечь к себе внимание всевозможными способами, быть в центре, и те, кто старается держаться самостоятельно, не противопоставляя при этом себя остальным. Обучающиеся выполняют указания педагога, чётко следуют инструкциям при выполнении заданий. Дети старательны, послушны, но при этом у некоторых учеников наблюдается упрямство, капризность, у отдельных обучающихся возникали трудности при выполнении заданий. При анализе результатов исследования агрессивного поведения младших школьников, имеющих умственную отсталость, обращалось внимание на наличие или отсутствие общих форм проявления агрессии.Агрессивные проявления фиксировались при помощи методики «Нарисуй человека», межличностные отношения изучались с использованием методики «Два домика».Методика «Нарисуй человека» позволяет установить особенности личностного развития, особенности познавательной сферы, особенности эмоциональноволевой сферы и особенности поведения, что в совокупности позволяет судить о склонности проявления обучающимися тех или иных форм агрессии. Баллы агрессивности начислялись при наличии на рисунке деталей, указывающих на наличие агрессивных тенденций. Низкому уровню агрессивности соответствуют значения в диапазоне от 0 до 3 проявлений, среднему уровню от 4 до 6, высокому уровню от 7 до 10. Нами были получены следующие результаты: низкий уровень агрессивности отмечается у 9 испытуемых, средний и высокий уровни не наблюдаются.

Рис. 1. Агрессивные проявленияМетодика «Два домика» позволяет выявить особенности межличностных отношений в коллективе. При обработке результатов вычислялась сумма положительных и отрицательных выборов и выводился социометрический статус каждого испытуемого. Социометрической звездой является обучающийся В. П., к предпочитаемым относятся И. Б., Я. К, К. Р., к пренебрегаемым относятся В. К., С. Ш., Р. М., игнорируемым является обучающийся Н. У, к отвергаемым относится В. Ки. Для проведения математическистатистической обработки результатов исследования влияния агрессивного поведения на межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью мы воспользуемся критерием ранговой корреляции Спирмена. H0: Корреляция между уровнем агрессии и социометрическим статусом младших школьников с умственной отсталостью не отличается от нуля.Н1: Корреляция между уровнем агрессии и социометрическим статусом младших школьников с умственной отсталостью достоверно отличается от нуля.Нами была составлена таблица индивидуальных значений испытуемых. Далее необходимо каждому значению таблицы присвоит ранг в соответствии с правилом ранжирования.Для проверки правильности ранжирования воспользуемся формулой: ∑�=�∗(�ା1)2=ଽ∗102=45,где ∑�

сумма рангов, n–количество ранжируемых значений. Из расчета мы видим, что сумма рангов, полученных по формуле, соответствует сумме рангов в таблице. Т.к. в таблице имеются одинаковые ранги, нам необходимо рассчитать для них поправки, используя формулу:Т=∑(а3ିа)12,

где Т –значение поправки, а –число повторяющихся рангов одного типа.

Рассчитаем поправки для ранга А:Т=2(43ି4)12=10.Рассчитаем поправки для ранга В:Т=23ି212=0,5.Рассчитав поправки для одинаковых рангов, мы можем вычислить коэффициент ранговой корреляции Спирмена с учетом поправок по формуле: 000%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%Число испытуемых, в %Уровни агрессииВысокийСреднийНизкий�=1−6∗163,5+10+0,59∗(92−1)=−0,38.Построим ось значимости:

Рис.2.Ось значимостиЗначение коэффициентаранговой корреляции попадает в область незначимых значений, корреляция между уровнем агрессии и социальным статусом не отличается от нуля, Н1отвергается, принимается Н0.Такие результаты связаны, прежде всего, с малым числом испытуемых в выборке. Также необходимо учитывать структуру дефекта обучающихся, в связи с которой испытуемыми могли быть даны неискренние ответы при проведении диагностики.При формировании конструктивных межличностных отношений у младших школьников с умственной отсталостью необходимо опираться на их возрастные и психофизиологические особенности, которые обусловлены имеющимися у них нарушениях развития. Важно создать и поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе, наблюдая за поведением детей и контролируя его. При этом важно помнить, что не следует повышать голос на детей и устанавливать ничем не обоснованные запреты –это наименее эффективные способы педагогическоговзаимодействия, поэтому при снижении агрессии они не принесут результатов. Не следует акцентировать внимания на недостатках ребенка, смеяться над ним. Очень часто агрессивное поведение младших школьниковсвязано с желанием вызвать гнев взрослого, привлечьего внимание, поэтому ненужно поддаваться провокациям со стороны ребенка. Очень важно сохранить положительную репутацию ребенка. Для этого можно комментировать незначительные агрессивные проявления, в допустимой мере минимизируя вину ребенка («Должно быть, ты сегодня не в духе», «Ты не хотел никого обидеть»). Но при этом нельзя полностью снимать с ребенка вину за проявления агрессии. Важно хвалить и поддерживать ребенка, относиться уважительно к его личности, учитывать его особенности, интересы, характер и темперамент.Выводы:межличностные отношенияумственно отсталыхмладших школьников представляют собой сложную систему, формирование и развитие которой зависит от многих факторов, одними из которых являются личностные особенности обучающихся, в том числе и их склонность к проявлению агрессии. Учёт педагогом этих особенностейпозволит создатьблагоприятную атмосферу в классе и правильно организовать учебный процесс в специальной коррекционной школе.

Смотрите так же:  Как работает кодирование от алкогольной зависимости

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

студент, факультет психологии, ТГПУ им. Л.Н. Толстого

канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии, ТГПУ им. Л.Н. Толстого,

В настоящее время вопрос создания оптимальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и возможностями чрезвычайно актуален. Особо внимания требует социальная адаптация и интеграция в общество детей и подростков с различной степенью умственной отсталости.

Сегодня как ученые, так и средства массовой информации подчеркивают усиление агрессивных тенденций в социуме в целом и в учреждениях системы образования и социальной защиты населения в частности. Эти процессы, бесспорно, действуют и в отношении категории подростков с умственной отсталостью. Изучение феномена агрессивности у них является достаточно сложным, поскольку имеются неоднозначные подходы к пониманию причин агрессивности, этиологии и механизмов ее формирования у подростков этой категории.

В современной науке имеется несколько определений агрессии. Так, ряд исследователей (например, Ф. Аллан) понимает под ней мощную активность, стремление к самоутверждению, внутреннюю силу, которая дает индивиду возможность противостоять внешнему напору. Другие ученые трактуют агрессию как враждебные реакции и действия, разрушения, атаки, проявление силы при попытке нанести ущерб или вред другому человеку или целому обществу (X. Дельгадо) [2, с. 68].

Исходя из всего вышесказанного, агрессию мы определяем как поведение, которое направленное на нанесение психологического или физического вреда. Соответственно, агрессивное поведение – это мотивированное поведение, которое противоречит нормам сосуществования людей и наносит моральный или физический вред объектам нападения, вызывающий у них психологический дискомфорт.

Под агрессивностью понимается свойство личности, которое заключается в предпочтении и готовности применении насильственных средств для реализации своих целей. Агрессивные проявления — это проявление агрессивности в деструктивных действиях, которые направлены на нанесение вреда определенному лицу [4, с. 31].

Агрессивные проявления у подростков с умственной отсталостью бывают:

  • средством достижения конкретной цели;
  • способом психологической разрядки или замещения блокированной потребности;
  • самоцелью;
  • способом удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации [6, с. 299].

Считаем необходимым рассмотреть основные деятельностные формы агрессивных проявлений, как то: ярость, раздражение, злость, ненависть.

Ярость представляет собой основное состояние, которое характеризует агрессию.

Раздражение – это слабо выраженное проявление агрессии, сигнализирующее о потенциале реакций ярости. В хронической форме раздражение предстает в виде раздражительности.

Злость, в сравнении с раздражением, является более интенсивным проявлением агрессии, но она более дифференцирована по своей природе и содержанию.

Ненависть – это наиболее доминирующее и тяжелое проявление агрессии, поскольку когнитивный аспект ненависти хронический и стабильный [3, с. 124].

Исследователь Л.В. Токарская отмечает, что агрессивные проявления у подростков с легкой умственной отсталостью более редки и коротки по продолжительности, чем у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В отношении последних стоит отметить, что, несмотря на свою частоту, проявления агрессивности для большинства детей являются по продолжительности короткими либо средними [5, с. 43]. Если подросткам с легкой умственной отсталостью более свойственно проявление агрессии в форме раздражения и злости, то подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как правило, проявляют ярость и ненависть.

У агрессивных подростков с умственной отсталостью наиболее выражена физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.), вербальная агрессия, аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить), негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.), отказы от занятий, конфликтность.

Исследователи выделяют две группы причин и механизмов, обусловливающих агрессивность подростков с умственной отсталостью. Первая группа – это клинические причины и механизмы. К ним относятся:

  • степень умственной отсталости;
  • реакция на перемены погодных условий;
  • несвоевременное лечение;
  • появление новых лиц и перемена обстановки (это, в первую очередь, касается подростков с шизофренией и с расстройствами аутистического спектра);
  • пробуждение ото сна (в отношении подростков с гидроцефалией и детским церебральным параличом);
  • следствие усталости;
  • ответ на тактильные прикосновения.

Вторая группа – это социально-психологические причины и механизмы, среди которых выделяются следующие:

  • подростковый возраст;
  • пол (мужской);
  • социальная среда;
  • непостоянство условий воспитания;
  • фрустрация по причине невозможности быть понятым из-за отсутствия речи;
  • склонность к эмоциональному заражению (влияние негативного примера окружающих);
  • реакция на новых людей и новую обстановку (как правило, у подростков с фенилкетонурией) [5, с. 45].

Помимо этого, агрессивность подростков с умственной отсталостью может быть обусловлена шаблоном поведения. Самочувствие и эмоциональное состояние педагогов и уровень их агрессивности также могут оказывать влияние на проявления агрессивности подростков с умственной отсталостью.

Для того чтобы коррекция агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью была более эффективной, стоит учитывать следуюшие принципы, в которых психологические особенности агрессивного поведения проявляются достаточно ярко:

  • Принцип единства диагностики и коррекции;
  • Принцип учета индивидуальных и возрастно-психологических особенностей подростков;
  • Принцип учета ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка;
  • Принцип комплексности методов воздействия;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации психолого-педагогических методов, средств и приемов коррекционного воздействия;
  • Принцип подключения ближайшего социального окружения к участию в реализации коррекционно-развивающей программы работы;
  • Принцип учета эмоциональной сложности материала;
  • Принцип длительного изучения ребенка;
  • Принцип доброжелательного отношения, создания спокойной обстановки, четкости, единства и систематичности требований, слов, лиц;
  • Принцип осуществления психологической коррекции при опоре на медицинские рекомендации, которые учитывают этиологию заболевания;
  • Принцип привлечения к общественно полезной, коллективной и интересной деятельности;
  • Принцип безболезненной, мягкой формы оценки умений и знаний;
  • Принцип помещения эмоционально неустойчивых подростков рядом с уравновешенными [1, с. 83].

Не стоит забывать о том, что семья, которая воспитывает ребёнка с умственной отсталостью, является реабилитационной структурой, которая обладает потенциальными возможностями для создания благоприятных условий для воспитания и развития ребёнка. В связи с этим коррекция агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью должна осуществляться и в семье, а именно родителям нужно выполнять следующее:

  • Определить причины агрессивного поведения.
  • Дать понять подростку, что его понимают и готовы помочь ему найти выход из создавшегося положения.
  • Избегать применения силы в ответ на агрессивное поведение.
  • Учить подростка управлять своими чувствами и эмоциями, адекватно воспринимать окружающую обстановку, выражать свои переживания и ощущения. Обсуждать с ребенком его чувства, говорить о своих чувствах, показывая личный пример.
  • Учить подростка выражать эмоции социально приемлемыми способами: словом, в рисунке или лепке, при помощи игрушек или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
  • Дать понять подростку, что его любят всегда, безусловно, такого, какой он есть [3, с. 159].

Таким образом, проблема агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью, несмотря на свою актуальность, является сегодня недостаточно разработанной, имеет место неоднозначность взглядов педагогов и психологов. Это свидетельствует о необходимости проведения комплексного изучения причин и проявлений агрессивности подростков с разной степенью умственной отсталости и определения ведущих направлений профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение уровня агрессии.

Список литературы:

  1. Агрессия подростков с умственной отсталостью / Сост. Л.В. Шипова. – Саратов: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2015. – 202 с.
  2. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психоло­гии // Прикладная психология. – 2001. — № 2. — С. 60-72.
  3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Академия, 2003. – 208 с.
  4. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. — СПб.: Лань, 1999. — 128 с.
  5. Токарская Л.В. Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Специальное образование. – 2009. — №2. – С. 41-50.
  6. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 496 с.

Другие статьи

  • Билиарная дисфункция у детей симптомы Автореферат и диссертация по медицине (14.00.19) на тему: Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей Автореферат диссертации по медицине на тему Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей На правах рукописи Иззатдуст Фарида […]
  • Сколько разделов в концепции экологического воспитания дошкольников Для дошкольников Главная Обучение Николаева методика экологического воспитания дошкольников Система экологического воспитания дошкольников скачать книгу С. Н. Николаевой : скачать бесплатно fb2, txt, epub, pdf, rtf и без регистрации В пособии представлено […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]