Умственная отсталость код мкб 10

Содержание:

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ (МКБ-10)» (утв. Приказом Минздрава РФ от 27.05.97 N 170) (Часть I)
  • НИИ им. Н.А.Семашко

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79)

Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

  • .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
  • .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
  • .8 Другое нарушение поведения
  • .9 Без указаний на нарушение поведения

Умственная отсталость легкой степени

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

Включены:

  • слабоумие
  • умственная субнормальность умеренной степеньи

Умственная отсталость умеренная

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

Включена: умственная субнормальность средней тяжести

Умственная отсталость тяжелая

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

Включена: резко выраженная умственная субнормальность

Умственная отсталость глубокая

Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.

Включена: глубокая умственная субнормальность

Другие формы умственной отсталости

Умственная отсталость неуточненная

Включены: умственная:

  • недостаточность БДУ
  • субнормальность БДУ

Степени умственной отсталости по мкб 10

Интеллект. Определение понятия. Классификация нарушений интеллекта (по мкб 10).

ИНТЕЛЛЕКТ — глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами . Существует много других определений, что свидетельствует о нашем недостаточном знании того, что такое интеллект, и в то же время показатель расширяющих представлений о нем. Это способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Умение достигнуть цели. Власть комбинаций. Искусство предвидеть будущее. Способность использовать полученный опыт для решения новых задач. Умение поступать, говорить и действовать своевременно и уместно. Чувство меры. Человек, обладающий интеллектом, — это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельной жизни .

Предпосылки интеллекта: память, внимание, активность познавательных процессов, упражняемость, утомляемость.

Предполагается, что интеллект не единое целое, а состоит из отдельных способностей. Выделено семь первичных умственных потенций: 1) счетная способность; 2) словесная гибкость; 3) словесное восприятие; 4) пространственная ориентация; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстрота восприятия .

На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:

Лёгкая (F70.) — дебильность.

Умеренная (F71.) — имбецильность.

Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность.

Глубокая (F73.) — идиотия.

Легкая умственная отсталость (дебильность) (ИК-50-69). Ограничена способность к абстрактному мышлению, в связи с этим могут окончить лишь начальную школу по специальной программе. Осваивают некоторые специальности, но получают только низкую квалификацию. При эмоциональной и социальной незрелости не справляются с требованиями брачной жизни или воспитания детей.

Умеренная умственная отсталость (имбецильность) (ИК-35-49). Медленно развивается понимание и использование речи, отстает развитие навыков самообслуживания и моторики, часть больных осваивает основы чтения, письма и счета и приобретает некоторые умения. Они овладевают простой работой и выполняют ее под надзором. Независимое проживание невозможно, но участвуют в простейших социальных занятиях.

Тяжелая умственная отсталость (тяжелая имбецильность) (ИК — 20-34). Овладевают навыками самообслуживания не полностью. Даже основы школьных умений не доступны. Если и овладевают некоторыми элементарными трудовыми процессами, то нуждаются в постоянном надзоре. Имеются моторные нарушения и слабое развитие речи. Этиология — органическое поражение мозга.

Глубокая умственная отсталость (идиотия) (ИК — ниже 20). У одних не развиваются даже предпосылки интеллекта. Они не осваивают никаких навыков, обладают двумя-тремя элементарными эмоциями, речь не развивается. У других — ограниченная способность к пониманию или выполнению требований и инструкций. Неподвижны или ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала. Они не способны заботиться о своих основных потребностях, нуждаются в постоянной помощи и уходе.

Классификация умственной отсталости (мкб-10)

8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)

Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Клиническая картина умственной отсталости легкой степени характеризуется широким диапазоном интеллектуальной недостаточности, достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По сравнению с другими степенями при легкой умственной отсталости черты личности и характера отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью; благодаря относительно более высокому психическому развитию такие больные во многих случаях удовлетворительно адаптируются в обычных условиях жизни.

Когнитивные нарушения характеризуются замедленностью психических процессов, конкретностью мышления, слабостью суждений, ухудшением памяти, хотя механически больные могут запомнить те или иные сведения, но применить их в практической деятельности им трудно.

Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой (произнесение отдельных слов в 2-2,5 года, появление фразовой речи в 3-3,5 года). Отмечается также тенденция к задержке понимания речи. Большинство больных приобретают способность использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе, однако их речь зачастую маловыразительна, бедна, с паузами, неправильными ударениями, заиканием.

Эмоциональные расстройства у таких детей характеризуются либо бедностью и невыразительностью эмоций, их однообразием, либо стойко повышенным настроением, беспечностью, нелепой дурашливостью, двигательной расторможенностью.

С разной частотой у таких детей встречаются сопутствующие состояния, такие, как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, изменения поведения и физическая неполноценность.

Таким образом, клиническая картина лиц с легкой степенью умственной отсталости характеризуется:

1) негрубыми нарушениями познавательной деятельности в виде:

снижения аналитической способности;

ухудшения памяти, внимания;

речевых нарушений (задержка приобретения речевых навыков, бедность речи, маловыразительность, заикание, неправильность произношений и др.);

2) разноплановостью эмоциональных расстройств;

3) изменением адаптивного поведения (двигательная расторможенность, дурашливость, многогранность невербального общения и др.

Большинство детей с возрастом достигают полной независимости в сфере ухода за собой, в практических и домашних навыках, однако низкая социальная компенсация серьезно затрудняет создание семьи и резко ограничивает их социальный статус. В целом при первичном общении с такими больными обращают на себя внимание определенные личностные нарушения (изменение адаптивного поведения) при стушеванности интеллектуальных нарушений.

8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)

Коэффициент умственного развития (IQ) обычно находится в диапазоне от 35 до 49.

Клиническая картина у таких больных характеризуется более стойкими и выраженными органическими неврологическими проявлениями, а также нарушениями когнитивной и личностной сфер, а именно:

четкой видимостью интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;

недостаточно развитой речью с аграмматизмами и косноязычием, причем одни больные принимают участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих потребностях, а в некоторых случаях пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;

не резко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);

эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);

разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

замедленным темпом психического развития;

общими расстройствами развития, иногда аутизмом, эпилепсией;

отставанием развития навыков самообслуживания (некоторые больные нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни), вместе с тем отдельным больным доступны не только навыки самообслуживания, но и трудовые навыки.

Особо хочется обратить внимание на ограниченность школьных успехов, но часть пациентов все же осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета, а также для простой практической работы при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного наблюдения.

В зрелом возрасте у таких больных заметно резкое отставание социального интеллекта, тем не менее они полностью мобильны и физически активны, способны к установлению простых контактов, общению и участию в элементарных социальных занятиях. Однако следует помнить, что даже незначительный социальный стресс приводит к неадекватности поведения, что делает необходимым наблюдение и контроль за такими пациентами.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79)

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

  • .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
  • .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
  • .8 Другое нарушение поведения
  • .9 Без указаний на нарушение поведения

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

  • слабоумие
  • умственная субнормальность умеренной степеньи

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

Включена: умственная субнормальность средней тяжести

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

Включена: резко выраженная умственная субнормальность

Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.

Включена: глубокая умственная субнормальность

Легкая умственная отсталость мкб 10

— F70.0. КЛАСС V — Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99).Раздел МКБ 10. — малый — ум) — приобретенное либо врожденное отсталое развитиеМКБ — 10. КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10. Умственная отсталость (F70-F79). E. идиотии. Международная классификация болезней 10-го пересмотра.F70.0 Умственная отсталость лёгкой степени — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения. Международная Классификация Болезней. Классификация психических расстройств по МКБ-10. F70 Умственная отсталость легкой степени. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Олигофрения (умственная отсталость) — различные по этиологии и патогенезу случаи врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет)Олигофрения в степени дебильности.

4.8. Классификация умственной отсталости: Р70 Легкая умственная отсталость.ОЛИГОФРЕНИЯ (умственная отсталость) —. Олигофрения МКБ-10 (F70-79). Упорядочить медицинские средства и лекарственные препараты для лечения и/или профилактики » Умственная отсталость легкой степени» по названию в алфавитномГлавная. Правильный диагноз (МКБ-10).F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом. умственная отсталость легкой степени (F-70) F70. (из книги: Д. По названию По коду.

Умственная отсталость (малоумие, олигофрения др.-греч. Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость). F-70(IQ50-69) Легкая умственная отсталость F-71(IQ35-49) Умеренная умственная отсталость F-72(IQ20-34) Тяжелая умственная отсталость F-73(IQниже 20) Глубокая умственная отсталость F-78 Другие виды умственной отсталости Актуальность классификатора: 10-й пересмотр Междунaродной клaссификaции болезней.Начало ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ Умственная отсталость легкой степени. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Умственная отсталость (олигофрения) (F70-F79).F70 Умственная отсталость легкой степени. Умственная отсталость легкой степени. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.Дебилы — это дети с лёгкими степенями умственной отсталости. Международная классификация болезней (МКБ-10). У таких людей медленно развиваются понимание и использование речи Умственная отсталость МКБ 10 F70.В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 населения, однако подавляющая часть (85) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Включено Умственная отсталость (МКБ-10) (УО). Международная классификация болезней.Умственная отсталость легкой степени. умственная отсталость. Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Ориентировочный IQ-уровень в диапазоне 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует возрасту 9-12 лет). Kraepelin выделил умственную отсталость в особую группу олигофрений.Легкая умственная отсталость (F70). МКБ-10. Умственная отсталость легкой степени — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения. На начало.2017-02-01. Названия.олигофрений достигает 1 населения, однако подавляющая часть (85 ) пациентов имеют легкую умственную отсталость.Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет Смежные группы F71 Умственная отсталость умеренная F72 Умственная отсталость тяжелая F73 Умственная отсталость глубокая F78 Другие формы умственной отсталости F79 Умственная отсталость неуточненная. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Ограничена способность к абстрактному мышлению, в связи с этим могут окончить лишь начальную школу по специальной программе.. Умственная отсталость (f70-f79)9 Без указаний на нарушение поведения. Код диагноза (заболевания). Умственная отсталость. При этом в МКБ-10 термины дебильность, имбецильность и идиотия исчезли, посколькуЭто выраженная имбецильность. Умственная отсталость степени легкой (F70) — Внешне такие люди совсем могут не отличаться от здоровых людей. Н. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость это состояние задержанного или неполногоF70.0 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), уме-ренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Когда диагностируется умственная отсталость, МКБ-10 относит это явление к психическим расстройствам и расстройствам поведения.Олигофрения в стадии дебильности считается отсталостью легкой степени (F/70). Состояние задержанного неполного или умственного развития, которое характеризуется, всегопод обучения, воспитания. МКБ-10.F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией. Умственная отсталость легкой степени.05.09.08 В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 — Международной классификации болезней, 10-я редакция. е. нозологическим указательлекарственных средств по МКБ-10. В 1992 году была пересмотрена основная классификация умственной отсталости принята в медицине МКБ-10 (международная классификация болезней 10 пересмотра). Говоря про умеренную умственную отсталость мы начали с лёгкой степени. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность). ICD- 10F70. F70.1. Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость). В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), уме-ренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Глава 1. МКБ 10. Умеренная умственная отсталость. Международная классификация болезней умственной отсталости детей (МКБ-10 ). умственная отсталость легкой степени (F-70) F70. F-70(IQ50-69) Легкая умственная отсталость F-71(IQ35-49) Умеренная умственная отсталость F-72(IQ20-34) Тяжелая умственная отсталость F-73(IQниже 20) Глубокая умственная отсталость F-78 Другие виды умственной отсталости 1 Классы МКБ-10 2 F00-F99 Психические расстройства и расстройства поведения 3 F70-F79 Умственная отсталость.F70 — Умственная отсталость легкой степени Содержит 4 блока диагнозов.F70 Умственная отсталость легкой степени МКБ 10www.medicalib.ru/mkb/details/f70F70 Умственная отсталость легкой степени. Пункт: F70. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижениемУмственная отсталость легкой степени (F70) — Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Справочники > МКБ-10 (Иерархия) > F00-F99 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ > F70-F79 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ > F70 Умственная отсталость легкой степени. F7 Умственная отсталость.F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10. А на этот раз начнём глубокой, т. МКБ-10 — Международная классификация болезней. F70 Умственная отсталость легкой степени. Международная классификация болезней МКБ-10 (коды диагнозов/заболеваний). 2 Диагностические критерии МКБ-10.На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости. Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет).субнормальность БДУ. F70.0 Умственная отсталость лёгкой степени — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. 7.2.1 Раздел «Умственная отсталость легкой степени».

МКБ-10. Классификация умственной отсталости (мкб-10). В легкую умственную отсталость МКБ-10 включают дебильность, легкую умственную субнормалность и легкую олигофрению. Исаев » Умственная отсталость у детей и подростков» — Речь.умственная отсталость легкой степени (F -70) МКБ-10 версия 2015. Умственная отсталость легкой степени — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения. Умственная отсталость (МКБ-10) (УО). Международная классификация болезней МКБ-10.Умственная отсталость. С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения. Классификация нарушений интеллекта (по мкб 10).Легкая умственная отсталость (дебильность) (ИК-50-69). Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). 8.3. (легкая умственная отсталость по МКБ 10). ! МКБ-10, класс V. World Health Organization Geneva, Switzerland Switzerland Switzerland Geneva. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Лёгкая (F70.70.) — дебильность. Идиотия (рубрика по МКБ-10 F73, F72) самая тяжелая степень олигофрении (5 от популяции детей-олигофренов).Количественная оценка (). На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.Дебилы— это дети с лёгкими степенями умственной отсталости. 1 Классификация олигофрений. Уровень когнитивных способностей КИ 50-69 соответствует возрасту 9-12 лет. Классы заболеваний МКБ-10. Добавить комментарий к МКБ-10 F70 Умственная МКБ 10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра (версия: 2016, текущая версия).Умственная отсталость легкой степени (F70). План: Введение. МКБ-10 код диагноза: F70-F79 Умственная отсталость.

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Умственная отсталость (УО) — нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности. Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом. Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции. На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения. Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста. Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда — неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне. Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Класс II. Новообразования

Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

Класс IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения

Класс VI. Болезни нервной системы

Класс VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата

Класс VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка

Класс IX. Болезни системы кровообращения

Класс X. Болезни органов дыхания

Класс XI. Болезни органов пищеварения

Класс XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки

Класс XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Класс XIV. Болезни мочеполовой системы

Класс XV. Беременность, роды и послеродовой период

Класс XVI. Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

Класс XVII. Врожденные аномалии (пороки крови), деформации и хромосомные нарушения

Класс XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках

Класс XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

Класс XX. Внешние причины заболеваемости и смертности

Класс XXI. Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения

Классификация психических расстройств по МКБ-10

В различных целях разработаны несколько разных версий Класса V (Психические и поведенческие расстройства) МКБ-10. Данная версия, Клинические описания и диагностические указания, предназначена для использования в клинических, образовательных и служебных целях. Исследовательские диагностические критерии разработаны для исследовательских целей и предназначены для использования в сочетании с данной книгой. Гораздо более короткий глоссарий, предусмотренный Главой V(F) МКБ-10, пригоден для использования статистиками и работниками медицинских канцелярий, а также служит отправной точкой для сравнения с другими классификациями; он не рекомендуется для использования психиатрами. В настоящее время готовятся более простые и короткие версии классификации, такие как многоосевая схема, для использования работниками первичного звена здравоохранения. Клинические описания и диагностические указания послужили основой для создания различных версий Класса V, и авторы с особой тщательностью пытались избежать их несовместимости между собой.

Общие положения

Перед использованием классификации важно изучить это общее введение, а также внимательно прочитать дополнительные вводные и разъяснительные тексты, помещенные в начале некоторых отдельных категорий. Это особенно важно при пользовании рубрикой F23.- (острые и транзиторные психотические расстройства) и разделом F30 — F39 (расстройства настроения (аффективные расстройства)). Учитывая давно существующие и пресловуто сложные проблемы, связанные с описанием и классификацией этих расстройств, объяснение подходов к их классификации проведено с особой тщательностью.

Для каждого расстройства предлагается описание как основных клинических признаков, так и любых значимых, но менее специфических признаков, которые связаны с ними. В большинстве случаев предлагаются «диагностические указания», определяющие количество и соотношение симптомов, необходимых для достоверной диагностики. Эти указания сформулированы таким образом, чтобы сохранить достаточную гибкость диагностических решений в клинической практике, особенно в тех ситуациях, где требуется установление временного диагноза, до того как станет полностью ясной клиническая картина или будет собрана полная информация. Для избежания повторений клинические описания и некоторые общие диагностические указания приводятся для определенных групп расстройств в дополнение к тем, которые относятся только к индивидуальным рубрикам.

При отчетливом выполнении требований, изложенных в диагностических указаниях, диагностика может рассматриваться как «достоверная». Если диагностические требования выполняются лишь частично, то все равно целесообразно регистрировать диагноз. В этих случаях диагностирующему предстоит решать, нужно ли отмечать меньшую степень диагностической достоверности (диагноз может определяться как «временный», если есть возможность расширить информацию, или как «предположительный», если получить новую информацию маловероятно).

Определение продолжительности симптоматики имеет значение скорее общего указания, нежели строгого требования; клиницисты должны сами выбирать адекватный диагноз, когда длительность отдельных симптомов слегка превышает или короче, чем установлено диагностическими критериями.

Диагностические указания должны также способствовать клиническому обучению, поскольку они отражают узловые пункты клинической практики, которые в более полной форме могут быть обнаружены в большинстве учебников по психиатрии. Они могут оказаться пригодными и для некоторых типов исследовательских проектов, где не требуются более точные (и следовательно более узкие) диагностические исследовательские критерии.

Настоящие описания и указания не несут в себе теоретического смысла и они не претендуют на всеобъемлющее определение современного состояния знаний о психических расстройствах. Они представляют собой просто группы симптомов и комментарии, относительно которых большое число советников и консультантов во многих странах мира договорились как о приемлемой основе определения границ категорий в классификации психических расстройств.

Основные различия между Классом V(F) МКБ-10 и Классом V МКБ-9

Общие принципы МКБ-10

МКБ-10 значительно превышает по объёму МКБ-9. В МКБ-9 использовались цифровые коды (001—999), тогда как в МКБ-10 принята буквенно-цифровая схема кодирования, основанная на кодах с одной буквой, за которой на трех-значном уровне следуют две цифры (A00 — Z99). Это значительно расширило число категорий, используемых для классификации.

В посвященной психическим расстройствам Классе МКБ-9 было только 30 трехзначных категорий (290—319), а Класс V(F) МКБ-10 содержит 100 таких категорий. Часть этих категорий остается пока не использованной, что позволит вносить изменения в классификацию без необходимости переиначивать всю систему.

МКБ-10 задумана как центральная («ядерная») классификация для группы классификаций по проблемам болезней и здоровья. Некоторые классификации из этой группы произведены за счет использования пятого или даже шестого знака для большей детализации. В других классификациях категории объединены для того, чтобы получить более широкие группы, пригодные для использования, например, в первичном здравоохранении или общей медицинской практике. Имеется многоосевой вариант Класс V(F) МКБ-10, а также специальная версия для детской психиатрической практики и исследований в этой области. Группа классификаций включает так же те, которые учитывают информацию, не содержащуюся в МКБ, но имеющую важное значение для медицины или здравоохранения, например, классификацию инвалидности, классификацию медицинских процедур и классификацию причин для контактов пациентов с работниками здравоохранения.

Невроз и психоз

В МКБ-10 не используется традиционная дифференциация между неврозами и психозами, которая была использована в МКБ-9 (хотя и намеренно оставленная там без каких-либо попыток дать дефиниции этим понятиям). Тем не менее, термин «невротические» все ещё сохраняется в отдельных случаях и используется, например, в названии большой группы (или раздела) расстройств F40 — F48 «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства». В этом разделе находится большинство расстройств, рассматривающихся в качестве неврозов теми, кто использует это понятие, за исключением депрессивного невроза и классифицированных в последующих разделах некоторых других невротических расстройств.

Вместо того, чтобы следовать дихотомии невроз—психоз, расстройства теперь сгруппированы в соответствии с основными общими характеристиками и описательной схожестью, что делает классификацию более удобной для использования. Например, циклотимия (F34.0) помещена в раздел F30 — F39 (расстройства настроения (аффективные расстройства)), а не в F60 — F69 (расстройства личности и поведения в зрелом возрасте). Равным образом, все расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, сгруппированы в F10 — F19 независимо от их тяжести.

Термин «психотические» сохранен как удобный описательный термин, в частности, в F23.- (острые и преходящие психотические расстройства). Использование этого термина не подразумевает психодинамические механизмы, а просто указывает на наличие бреда, галлюцинаций или некоторых форм нарушения поведения, таких как резкое возбуждение и гиперактивность, выраженная психомоторная заторможенность и кататоническое поведение.

Другие различия между МКБ-10 и МКБ-9

Все расстройства, происхождение которых может быть приписано органическим факторам, сгруппированы в разделе F00 — F09, что делает эту часть классификации более легкой для употребления по сравнению с МКБ-9.

Новый порядок классификации психических и поведенческих расстройств, обусловленных употреблением психоактивных веществ, в разделе F10 — F19 оказался также более удобным, чем в предыдущей системе. Третий знак указывает на употребляемое вещество, а четвёртый и пятый знаки — на психопатологический синдром, от острой интоксикации до резидуальных состояний. Это позволяет кодировать все расстройства, связанные с употреблением одного вещества, уже по третьему знаку.

Раздел F20 — F29, включающий шизофрению, шизотипические состояния и бредовые расстройства, расширен за счет введения новых категорий, таких как недифференцированная шизофрения, постшизофреническая депрессия и шизотипическое расстройство. По сравнению с МКБ-9, значительно расширена классификация острых кратковременных психозов, которые часто наблюдаются в развивающихся странах.

В классификации аффективных расстройств более всего проявился принцип объединения состояний с общими клиническими проявлениями. Не используются такие термины как «невротическая депрессия» и «эндогенная депрессия», но среди различных типов депрессии и её градаций по тяжести выделены их фактические эквиваленты (включая дистимию (F34.-)).

Поведенческие синдромы и психические расстройства, сочетающиеся с физиологическими дисфункциями и гормональными изменениями, такие как расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы и половые дисфункции, объединены в разделе F50 — F59 и описаны более подробно, чем в МКБ-9, в связи с возросшей потребностью в такой классификации. Раздел F60 — F69 содержит ряд новых расстройств поведения у взрослых, таких как патологическая склонность к азартным играм, пиромания и клептомания, наряду с более традиционными расстройствами личности. Расстройства полового предпочтения четко дифференцируются от расстройства половой идентификации, а гомосексуализм больше не учитывается в качестве самостоятельной категории.

Проблемы терминологии

Во всей классификации используется термин «расстройство», поскольку термины «болезнь» и «заболевание» вызывают при их использовании ещё большие сложности. «Расстройство» не является точным термином, но здесь под ним подразумевается клинически определенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функционированию. Изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств.

Психогенное и психосоматическое

В названиях категорий термин «психогенное» не используется ввиду различий в его значении на разных языках и при разных психиатрических традициях. Тем не менее, он иногда встречается в тексте и указывает, что диагност рассматривает очевидные жизненные события или проблемы в качестве играющих важную роль в происхождении данного расстройства.

Термин «психосоматические» не используется по тем же причинам, а также для того, чтобы не подразумевалось, будто при других заболеваниях психологические факторы не имеют значения в их возникновении, течении и исходе. Расстройства, описываемые в других классификациях как психосоматические, могут быть обнаружены здесь в F45.- (соматоформные расстройства), F50.- (расстройства приема пищи), F52.- (сексуальная дисфункция) и F54.- (психологические и поведенческие факторы, связанные с расстройствами или заболеваниями, классифицированными в других разделах). Особенно важно отметить категорию F54.- (в МКБ-9 это категория 316) и напомнить, что она используется для указания на эмоциональное происхождение физических расстройств, классифицированных в других разделах МКБ-10. Обычным примером является кодирование психогенной астмы или экземы под рубрикой F54.- из Класса V(F) и одновременно под соответствующей рубрикой физического состояния из других Классов МКБ-10.

Нарушения в социально-психологической сфере

В этой главе используется ряд терминов, которые в соответствии с рекомендациями ВОЗ подразумевают нарушение психологического функционирования, снижение продуктивности и препятствие к выполнению социальной роли, хотя в некоторых случаях эти термины имеют более широкий смысл.

Специфические проблемы

Дети и подростки

Разделы F80 — F89 (расстройства психологического (психического) развития) и F90 — F98 (эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте) охватывают лишь те расстройства, которые являются специфичными для детского и подросткового возраста. Ряд расстройств, помещенных в других разделах, могут возникать почти в любом возрасте и при необходимости их коды могут использоваться и у детей и подростков. Примерами являются расстройства приема пищи (F50.-), сна (F51.-) и половой идентификации (F64.-). Некоторые встречающиеся у детей типы фобий представляют собой особую классификационную проблему, как указывается в описательной части (F93.1 (фобическое тревожное расстройство в детском возрасте)).

Кодирование более одного диагноза

Клиницистам рекомендуется следовать общему правилу кодирования стольких диагнозов, сколько необходимо для того, чтобы отразить клиническую картину. При кодировании более одного диагноза обычно лучше всего отметить один из них в качестве основного, и остальные — в качестве вспомогательных или дополнительных. Предпочтение следует отдавать диагнозу, который больше всего подходит для целей, преследуемых в статистической работе; в клинической практике такой диагноз часто характеризует расстройство, послужившее причиной для консультации или обращения в стационарное, амбулаторное или полустационарное учреждение. В других случаях, например, когда оценивается анамнез больного, в качестве основного может быть «продольный» диагноз, который может не совпадать с тем, что отражает непосредственную причину консультации (например, больной с хронической шизофренией обращается за помощью в связи с симптомами острой тревоги). При сомнениях в выборе основного диагноза или неопределенности статистической задачи рекомендуется кодировать диагнозы в соответствии с их порядковыми номерами в данной классификации.

Кодирование диагнозов из других Классов МКБ-10

Убедительно рекомендуется использование других Классов МКБ-10 в дополнение к Классу V(F).

Примечания к отдельным категориям в классификации психических и поведенческих расстройств МКБ-10

В ходе подготовки Класса по психическим расстройствам МКБ-10 некоторые категории вызвали значительный интерес и споры, прежде чем заинтересованные лица смогли достичь достаточного уровня согласия. По некоторым из обсуждавшихся при этом вопросов приводятся следующие короткие замечания.

Деменция (F01 — F03)

Хотя для диагностики деменции необходимо снижение когнитивных способностей, в качестве диагностического критерия не используется возникающее в результате этого нарушение выполнения социальной роли ни в семейной, ни в профессиональных сферах. Это частный пример общего правила, распространяющегося на дефиниции всех расстройств Класса V МКБ-10 и принятого ввиду большого разнообразия в фактически доступных и считающихся адекватными социальных и трудовых ролях между различными культурами, религиями и национальностями. Тем не менее, установив диагноз с использованием другой информации, часто бывает целесообразным оценивать тяжесть заболевания по степени нарушений в сферах профессиональной занятости, семьи и досуга.

Продолжительность симптоматики, требуемой для диагностики шизофрении (F20.-)

Продромальные состояния

Перед развитием типично шизофренической симптоматики иногда в течение нескольких недель или месяцев, особенно у молодых людей, отмечаются неспецифические продромальные симптомы (такие как сужение интересов, избегание общества, прогулы работы, раздражительность и повышенная сензитивность). Эти симптомы не имеют диагностического значения для какого-либо конкретного расстройства, но они не являются типичными и для состояния здоровья. Часто они настолько же тягостны для семьи и настолько же инвалидизируют больного, насколько и развивающиеся позднее симптомы с более отчетливым болезненным характером, такие как бред и галлюцинации. При ретроспективном взгляде такие продромальные состояния представляются важным этапом в развитии заболевания, но пока малоизвестно, насколько характерны подобные продромы для других психических расстройств и возникают ли время от времени сходные состояния у лиц, никогда не обнаруживающих какого-либо диагностируемого психического расстройства.

Если бы могло быть выявлено и описано в воспроизводимых критериях типичное и специфичное для шизофрении продромальное состояние, которое было бы нехарактерно для других психических расстройств и для людей без психических расстройств, то было бы оправданным включить продромальное состояние среди факультативных критериев шизофрении. Учитывая задачи МКБ-10, имеющаяся в настоящее время информация по этой проблеме была расценена как недостаточная для того, чтобы оправдать включение продромального состояния в число диагностических критериев шизофрении. С данной проблемой тесно связана другая ещё неразрешенная проблема: в какой мере подобные продромальные состояния могут быть отдифференцированы от шизоидных и параноидных расстройств личности.

Дифференциация острых и преходящих психотических расстройств

(F23.-) от шизофрении (F20.-)

В МКБ-10 диагноз шизофрении зависит от наличия типичных симптомов бреда, галлюцинаций и других, приведенных в рубрике F20.-, а в качестве минимальной продолжительности симптоматики определен период в 1 месяц.

В ряде стран прочные клинические традиции, основанные на описательных, хотя и не эпидемиологических исследованиях, приводят к заключению, что, какова бы ни была природа ранней деменции Крепелина и шизофрений Блейлера, она (или они) представляет собой не то же самое, что и очень острые психозы с внезапным началом, краткосрочным течением за несколько недель или даже дней и благоприятным исходом.

В соответствии с установившимися традициями на разнообразие мнений по этой широко признанной проблеме указывают такие термины как «бредовые вспышки», «психогенный психоз», «шизофреноформный психоз», «циклоидный психоз» и «короткий реактивный психоз». Существующие данные и, соответственно, мнения относительно возможности развития при этих расстройствах транзиторной, но типичной шизофренической симптоматики и характерности или обязательности сочетания их с острым психологическим стрессом (бредовые вспышки, во всяком случае, первоначально описывались как чаще не связанные с явными психологическими провоцирующими факторами) также очень разнятся.

Учитывая, что знания о шизофрении и этих более острых расстройствах в настоящее время недостаточны, в МКБ-10 было решено предусмотреть такой необходимый для диагностики шизофрении период времени, который позволил бы симптоматике острых расстройств возникнуть, быть распознанной и в значительной мере уменьшиться. По сообщениям большинства клиницистов в подавляющем числе случаев этих острых психозов психотические симптомы возникают в течение нескольких дней, самое большее в течение 1-2 недель и многие больные выздоравливают в течение 2-3 недель независимо от проведения терапии. Поэтому представляется целесообразным определить 1-месячный период в качестве переходной точки между острыми расстройствами, при которых шизофренические симптомы были лишь одним из признаков, с одной стороны, и самой шизофренией, с другой. Для больных с психотическими, но нешизофреническими симптомами, которые сохраняются более одного месяца, нет необходимости изменять диагноз пока продолжительность состояния не достигает срока (3 месяца, смотри ниже), регламентируемого для бредового расстройства (F22.-).

О сходной продолжительности речь идет при острых симптоматических психозах (лучшим примером являются амфетаминовые психозы). Отмена токсического вещества обычно сопровождается исчезновением симптоматики в течение 8-10 дней, но поскольку часто требуется 7-10 дней, чтобы симптоматика проявилась и стала причинять неприятности (и чтобы больной обратился в психиатрическую службу), то в общем итоге продолжительность психоза составляет 20 дней и более. Таким образом, для определения расстройства в качестве шизофрении представляется адекватным исходить из необходимости примерно 30-дневного или одномесячного периода наблюдения (проспективного или ретроспективного) за сохраняющейся типичной симптоматикой. Принятие в качестве обязательного диагностического критерия шизофрении одномесячного периода типичной психотической симптоматики противоречит мнению о том, что шизофрения должна иметь относительно большую продолжительность. Не в одной национальной классификации минимальная длительность шизофрении принята за 6 месяцев, но при недостаточности современных знаний подобное ограничение диагноза шизофрении не представляется имеющим каких-либо преимуществ. В двух проводившихся под эгидой ВОЗ крупных международных мультицентровых исследованиях шизофрении и близких к ней расстройств (второе из этих исследований осуществлялось на основе эпидемиологического подхода) было выявлено, что у значительной части больных с отчетливой и типичной шизофренической симптоматикой длительность психоза составляла более месяца и менее 6 месяцев и наблюдалось хорошее или даже полное выздоровление. Поэтому для задач МКБ-10 представлялось целесообразным избегать каких-либо предположений о непременно хроническом характере шизофрении и рассматривать этот термин как описательный, соответствующий синдрому с разнообразными причинами (многие из которых до сих пор неизвестны) и с разнообразием исходов, зависящих от соотношения генетических, физических, социальных и культуральных воздействующих факторов.

Широкую дискуссию вызвал также вопрос о том, какую продолжительность симптоматики следует определить в качестве обязательной для диагностики хронического бредового расстройства (F22.-). В конечном итоге как наименее неудовлетворительный срок выбрали три месяца, поскольку откладывание принятия решения до 6 месяцев или более обусловливало бы необходимость введения другой диагностической категории, промежуточной между острыми и транзиторными психотическими расстройствами (F23.-) с одной стороны и хроническим бредовым расстройством с другой. Вся проблема взаимоотношений между обсуждаемыми расстройствами нуждается в получении более детальной и качественной информации, чем имеющаяся в настоящее время; сравнительно простое решение, в соответствии с которым диагностическое предпочтение отдается острым и транзиторным состояниям, представлялось наилучшим выходом из положения и способствующим дальнейшему развитию исследований в этой области.

Для острых и транзиторных психотических расстройств (F23.-) был использован такой принцип описания и классифицирования расстройства или группы расстройств, который скорее показывал бы возможные варианты решения, нежели опирался бы на традиционные посылки; эти и связанные с ними вопросы коротко обсуждаются во введении к рубрике

В данной классификации термин «шизофреноформное» не использовался для какого-то определенного расстройства. Это связано с тем, что за последние несколько десятилетий он применялся в нескольких различных клинических концепциях и определялся различными характеристиками, такими как острое начало, относительно небольшая продолжительность, атипичная симптоматика или атипичное сочетание симптомов и относительно благоприятный исход. Ввиду отсутствия данных, которые указывали бы на предпочтительность того или иного использования данного термина, его диагностическое применение было оценено как недостаточно обоснованное. Более того, необходимость в промежуточной рубрике такого типа устранена за счет использования F23.- и её подрубрик наряду с требованием наличия психотической симптоматики в течение месяца для диагноза шизофрении. Для тех, кто использует термин «шизофреноформное» в качестве диагностического термина даны указания по его включению в те расстройства, которые по своему значению совпадают с ним больше всего. К ним относятся: «шизофреноформный приступ» или «шизофреноформный психоз БДУ» в F20.8- (другие типы шизофрении) и «кратковременное шизофреноподобное расстройство или психоз» в F23.2х (острое шизофреноформное психотическое расстройство).

Простая шизофрения (F20.6-)

Эта рубрика сохранена в связи с её продолжающимся использованием в некоторых странах и неопределенностью природы простой шизофрении и её взаимоотношения с шизоидным расстройством личности и шизотипическим расстройством, разрешение которых потребует дополнительных данных. Предлагаемые критерии выделения простой шизофрении выдвигают проблемы определения в практическом аспекте границ всей этой группы расстройств.

Шизоаффективные расстройства (F25.-)

В настоящее время данные о целесообразности отнесения шизоаффективных расстройств (F25.-) в дефиниции МКБ-10 к разделу F20-F29 (шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства) или к разделу F30-F39 ((аффективные) расстройства настроения) уравновешивают друг друга довольно точно. Окончательное решение поместить их в раздел F20-F29 было принято на основании испытания в национальных центрах проекта МКБ-10 за 1987 год, а также комментариев на этот проект, поступивших со всего мира от обществ-членов Всемирной психиатрической Ассоциации. Очевидно, что существуют широко распространенные и прочные клинические традиции, способствующие сохранению шизоаффективных психозов среди шизофрении и бредовых расстройств. В связи с этой дискуссией следует отметить, что при наличии набора аффективных симптомов добавление только неконгруентного аффекту бреда недостаточно для изменения диагноза на рубрику шизоаффективного расстройства. Во время того же эпизода расстройства наряду с аффективной симптоматикой должен присутствовать по меньшей мере один типично шизофренический симптом.

Расстройства настроения (аффективные расстройства)

Видимо, дискуссия о классификации расстройств настроения будет продолжаться среди психиатров до тех пор, пока не будут разработаны такие методы подразделения клинических синдромов, которые хотя бы частично основывались бы на физиологических или биохимических измерениях и не ограничивались бы клиническими описаниями эмоций и поведения, как это имеет место в настоящее время. Пока сохраняется это ограничение, выбирать приходится главным образом между относительно простой классификацией, включающей несколько степеней тяжести, и более детализированной классификацией с более дробными подразделениями.

Использовавшийся в испытаниях национальными центрами проект МКБ-10 1987 года отличался простотой, включая, например, лишь легкие и тяжелые депрессивные эпизоды, отсутствовала дифференциация гипомании и мании и не выделялись известные клинические понятия, такие как «соматический» синдром или аффективные формы галлюцинаций и бреда. Тем не менее, результаты испытаний этого проекта МКБ-10 во многих центрах и другие комментарии от клиницистов показали потребность многих психиатров иметь возможность выделять несколько степеней тяжести депрессии и отмечать другие вышеуказанные особенности клинической картины. Кроме того, из предварительного анализа данных, полученных в ходе испытаний, стало ясным, что рубрика «легкого депрессивного эпизода» часто характеризуется сравнительно невысокой воспроизводимостью заключений разных клиницистов.

Выяснилось также, что мнения клиницистов относительно требуемого количества подрубрик депрессии в значительной мере зависят от клинического материала, с которым они чаще всего имеют дело. Те из них, кто работает в первичном здравоохранении, амбулаторной практике и в психиатрических кабинетах общесоматических учреждений, нуждаются в выделении рубрик, соответствующих легким, но клинически значимым состояниям депрессии, тогда как те врачи, которые работают с госпитализированными пациентами, нуждаются в использовании рубрик, предусмотренных для более тяжелых состояний. Дальнейшие консультации с экспертами по аффективным расстройствам привели к созданию версии, использованной в настоящем издании МКБ-10. В эту классификацию были включены варианты, учитывающие несколько аспектов клиники аффективных расстройств, которые, несмотря на отсутствие полной научной обоснованности, рассматриваются психиатрами во многих частях света как клинически полезные. Можно надеяться, что включение в МКБ-10 этих вариантов будет стимулировать дальнейшие дискуссии и исследования по их истинной клинической значимости.

Нерешенными остаются проблемы оптимального определения и диагностического использования неконгруентности бреда настроению. Имеющиеся по этой проблеме данные и клиническая потребность в подрубриках конгруентного и неконгруентного настроению бреда представляются достаточными, чтобы ввести их в МКБ-10 по крайней мере в качестве «дополнительного варианта» кодирования аффективных расстройств.

Рекуррентное кратковременное депрессивное расстройство

Со времени введения МКБ-9 накопились достаточные данные, обосновывающие включение специальной рубрики для кратковременных эпизодов депрессии, которые отвечают критериям тяжести, но не длительности депрессивного эпизода (F32.-). Эти рекуррентные состояния имеют неопределенное нозологическое значение и введение для них специальной рубрики должно способствовать сбору информации, которая приведет к уточнению их частоты и долгосрочного прогноза.

Агорафобия и паническое расстройство

В последнее время широко дискутировался вопрос о возможности рассматривать агорафобию и приступы паники в качестве первичных расстройств. Имеющийся в различных странах опыт, учитывающий кросс-культуральный аспект проблемы, не оправдывает отказ от все ещё широко принятого мнения о том, что фобическое расстройство лучше всего рассматривать как первичное, при котором приступы паники свидетельствуют о его тяжести.

Смешанные категории тревоги и депрессии

Психиатры и другие медицинские работники, принимающие пациентов в системе первичного здравоохранения, будут особенно активно пользоваться рубриками F41.2 (смешанное тревожное и депрессивное расстройство), F41.3 (другие смешанные тревожные расстройства), различными подрубриками F43.2х (расстройство приспособительных реакций) и F44.7 (смешанные диссоциативные (конверсионные) расстройства). Назначение этих рубрик заключается в том, чтобы упрощенно описать расстройства, проявляющиеся таким смешением симптоматики, для которого неадекватны более простые и традиционные психиатрические рубрики, но которое, тем не менее, представляет собой значительно распространенные и тяжелые состояния, приводящие к нарушению функционирования. Эти состояния приводят также к частым обращениям в систему первичного здравоохранения, медицинские и психиатрические службы. Могут возникнуть трудности с использованием этих рубрик с достаточной степенью воспроизводимости диагностики, поэтому важными будут апробация их и, при необходимости, исправление дефиниций.

Диссоциативные и соматоформные расстройства, их отношение к истерии

Ни в одном из названий рубрик Класса V МКБ-10 термин «истерия» не употреблялся из-за многочисленности и разнообразия его значений. Вместо него предпочтение было отдано термину «диссоциативный», который объединил расстройства, считавшиеся ранее истерическими, причем как собственно диссоциативного, так и конверсионного типов. Во многом это связано с тем, что больные с диссоциативным и конверсионным типами расстройств часто обнаруживают и ряд других общих характеристик, а кроме того, у них нередки проявления обоих этих типов симптоматики одновременно или в разное время. Представляется также оправданным считать, что диссоциативные и конверсионные симптомы имеют одни и те же (или очень близкие) психологические механизмы развития.

В различных странах мира уже достаточно широко принята целесообразность объединения нескольких расстройств с преимущественно физическими или соматическими проявлениями под названием «соматоформные». Однако, по вышеуказанным причинам это новое понятие было сочтено недостаточным основанием для отделения амнезий и фуг от диссоциативной потери чувствительности и движений.

Если расстройство множественной личности (F44.81) действительно существует не как культурально специфическое или даже ятрогенное состояние, тогда можно предполагать, что его лучше всего поместить среди расстройств диссоциативной группы.

Хотя в ряде классификационных систем неврастения уже не упоминается, в МКБ-10 для неё сохранена рубрика, поскольку в некоторых странах этот диагноз используется ещё достаточно широко. Проводившиеся в различных условиях исследования показали, что значительная часть случаев, диагностированных в качестве неврастении, может быть также классифицирована под рубриками депрессии или тревоги, однако имеются случаи, в которых клиническое состояние не отвечает описанию любой другой рубрики, но соответствует критериям синдрома неврастении. Можно надеяться, что включение неврастении в МКБ-10 в качестве отдельной рубрики будет способствовать её дальнейшему изучению.

Культурально специфические расстройства

В последние годы все реже выражалась потребность в отдельной рубрике для таких расстройств как лата, амок, коро и ряда других возможно культурально специфических расстройств. Не увенчались успехом попытки обнаружить хорошие описательные исследования, предпочтительно с эпидемиологическим подходом, которые обосновывали бы включение этих расстройств в психиатрическую систематику в качестве отличающихся от других известных классификационных рубрик, поэтому в МКБ-10 они отдельно не кодируются. Имеющиеся в настоящее время в литературе описания этих расстройств предполагают, что они могут рассматриваться как варианты тревоги, депрессии, соматоформного расстройства или адаптационного расстройства; поэтому следует использовать наиболее близкий эквивалентный код с дополнительным указанием на конкретное культурально специфическое расстройство. Могут иметь место выраженные элементы поведения, направленного на привлечение внимания, или принятие роли больного по типу описанного в F68.1 (умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера), что также может регистрироваться при диагностике.

Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом (F53.-)

Эта рубрика выглядит необычной и пародоксальной ввиду имеющейся рекомендации использовать её только при невозможности иной диагностики. Её включение в МКБ-10 является признанием весьма реальных практических проблем во многих развивающихся странах, заключающихся в фактической невозможности сбора детальной информации о случаях послеродового заболевания. Все же предполагается, что несмотря на отсутствие информации, позволяющей провести диагностику одного из подтипов аффективного расстройства (или, реже, шизофрении), она все же будет достаточной, чтобы установить наличие легкого (F53.0) или тяжелого (F53.1) послеродового расстройства; такое подразделение целесообразно при оценке рабочей нагрузки и при принятии решений относительно организации медицинского обслуживания.

Включение этой рубрики в МКБ-10 не должно подразумевать, что при наличии адекватной информации значительная часть случаев послеродовых психических заболеваний не может быть классифицирована в других рубриках. Большинство экспертов в этой области придерживаются мнения, что клиническая картина послеродовых психозов столь редко (если это вообще возможно) может быть надежно отграничена от аффективного расстройства или шизофрении, что введение специальной рубрики не оправдано. Любой психиатр, придерживающийся точки зрения, что на самом деле существуют особые послеродовые психозы, может использовать эту рубрику, имея при этом в виду её истинное назначение.

Специфические расстройства личности (F60.-)

Во всех современных психиатрических классификациях разделы, посвященные расстройствам зрелой личности, содержат ряд значительных проблем, решение которых потребует информации, полученной в ходе широких и долговременных исследований. При попытках изложить детальные диагностические критерии этих расстройств возникают особые трудности, связанные с различием между наблюдениями и интерпретацией; в свете современных знаний остается нерешенной проблема ряда критериев, которые должны быть удовлетворены прежде, чем диагноз будет считаться установленным. Тем не менее, сделанные попытки определения критериев для этой рубрики могут помочь продемонстрировать, что для описания расстройств личности требуется новый подход.

После первоначальных сомнений в качестве подрубрики эмоционально нестабильного расстройства личности (F60.3-) было включено короткое описание пограничного расстройства личности (F60.31х), что также вызывает надежды на стимулирование исследований по этой проблеме.

Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)

Сюда включены две рубрики, которые отсутствуют в МКБ-9: F68.0 (преувеличение соматической психопатологии по психологическим причинам) и F68.1 (умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)) . Учитывая, что эти рубрики, строго говоря, соответствуют расстройствам ролевого поведения, психиатрам было бы удобно объединить их с другими расстройствами поведения у взрослых. Вместе с симуляцией (Z76.5), которая всегда помещалась вне психиатрического Класса МКБ, эти три диагностические рубрики часто должны рассматриваться вместе. Основным различием между первыми двумя и банальной симуляцией является очевидная мотивированность последней, которая обычно ограничивается ситуациями, включающими опасность лично для индивидуума, угрозу вынесения приговора в связи с криминальным деянием или заинтересованность в крупной сумме денег.

Умственная отсталость (F70 — F79)

Позиция создателей Класса V МКБ-10 всегда заключалась в том, чтобы изложить раздел, посвященный умственной отсталости, как можно короче и проще, признавая при этом, что адекватная классификация здесь возможна только при использовании всеобъемлющей, предпочтительно многоосевой, системы. Такая система нуждается в специальной разработке и в настоящее время создаются адекватные предложения для международного использования.

Расстройства с началом, специфическим для детского возраста

F80 — F89 Расстройства психологического (психического) развития

Расстройства детского возраста, такие как детский аутизм и дезинтегративный психоз, классифицировавшиеся в МКБ-9 в качестве психозов, теперь более адекватно помещены в F84.- (общие расстройства психологического (психического) развития). Информация о синдромах Ретта и Аспергера считается теперь достаточной, чтобы включить их в эту группу в качестве специфических расстройств, хотя и сохраняются некоторые сомнения относительно их нозологического положения. В эту же группу включено и гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4), несмотря на смешанную природу расстройств этой рубрики, создание которой обосновывается данными, предполагающими её большую практическую полезность.

F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

В течение многих лет хорошо известна проблема расхождения во взглядах между различными национальными школами относительно границ гиперкинетического расстройства. Эти различия детально обсуждались на встречах советников ВОЗ и других экспертов. В МКБ-10 гиперкинетическое расстройство определяется более широко, чем в МКБ-9. Другое отличие дефиниции МКБ-10 заключается в выделении относительного значения отдельных симптомов, образующих гиперкинетический синдром; поскольку в качестве основания для дефиниции использовались последние эмпирические данные, то можно обоснованно полагать, что в МКБ-10 она значительно улучшена.

Гиперкинетическое расстройство поведения (F90.1) является одним из немногих примеров комбинационной категории, сохранившейся в Классе V(F) МКБ-10. Использование этого диагноза указывает, что выполняются критерии одновременно гиперкинетического расстройства (F90.-) и расстройства поведения (F91.-). Эти несколько исключений из общего правила были сочтены оправданными, исходя из клинического удобства ввиду частого сосуществования этих расстройств и показанного позднее значения смешанного синдрома. Тем не менее в Исследовательских диагностических критериях МКБ-10 вероятно будет дана рекомендация для исследовательских целей описывать отдельно случаи, соответствующие этим категориям, в терминах гиперактивности, эмоциональных нарушений и тяжести расстройства поведения (в дополнение к комбинационной категории, используемой как общий диагноз).

В МКБ-9 не было оппозиционно-вызывающего расстройства (F91.3), но оно включено в МКБ-10, учитывая данные о его прогностическом значении: в этих случаях позднее развиваются проблемы поведения. При этом имеется предупреждающее замечание, рекомендующее использование этой рубрики главным образом у детей младшего возраста.

Рубрика 313 из МКБ-9 (нарушения эмоций, специфические для детского и подросткового возраста) разделена в МКБ-10 на две отдельные категории, а именно: эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста (F93.-), и расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского и подросткового возраста (F94.-). Это связано с сохраняющейся потребностью в дифференциации различных форм болезненной тревоги и связанных с ней эмоций у детей и у взрослых. Отчетливыми показателями такой потребности являются частое начало невротических расстройств в зрелом возрасте, а также та частота, с которой наблюдаются эмоциональные расстройства в детском возрасте, при фактическом отсутствии сходных расстройств у взрослых. Ключевым критерием дефиниции этих расстройств в МКБ-10 является адекватность обнаруживаемой эмоции стадии развития ребенка плюс необычная степень её стойкости с нарушением функции. Другими словами, эти расстройства детского возраста, представляют собой значительное усиление эмоциональных состояний и реакций, которые рассматриваются в качестве нормальных для данного возраста, если только они возникают в легкой форме. Если необычно содержание эмоциональных переживаний или если эмоциональное состояние развивается в необычном возрасте, то следует использовать общие категории из других разделов классификации.

Вопреки названию новая категория F94.- (расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского и подросткового возраста) не противоречит общему правилу МКБ-10 не использовать нарушения социальной роли в качестве диагностического критерия. Дело в том, что аномалии социального функционирования, о которых идет речь в F94.-, являются ограниченными по количеству и касаются только взаимоотношений ребенка с родителями и его непосредственного семейного окружения; эти взаимоотношения имеют совсем не то же значение и обнаруживают совсем не те же культуральные вариации, что и взаимоотношения, формирующиеся на работе или при обеспечении семьи и не использующиеся в качестве диагностических критериев.

Ряд категорий, которыми будут часто пользоваться детские психиатры, такие как расстройства приема пищи (F50.-), расстройства сна неорганической природы (F51.-) и расстройства половой идентификации (F64.-) находятся в общих разделах классификации, поскольку они часто начинаются и обнаруживаются как у детей, так и у взрослых. Тем не менее, было решено, что специфичные для детского возраста клинические признаки оправдывают введение дополнительных рубрик расстройства приема пищи в младенческом и детском возрасте (F98.2) и поедания несъедобного младенцами и детьми (F98.3).

Психиатры, использующие разделы F80-F89 и F90-F98 должны знать также содержание неврологического Класса МКБ-10 (Класс VI(G)). В этом Классе содержатся синдромы с преимущественно физическими проявлениями и отчетливой «органической» этиологией, среди которых особый интерес для детских психиатров представляет синдром Кляйн-Левина (G47.8).

Неуточненные психические расстройства (F99.х)

Имеются практические причины, по которым потребовалось включение в МКБ-10 рубрики для «неуточненного психического расстройства»; тем не менее, это ставит проблему, связанную с тем, что все классификационное пространство Класса V разбито на 10 разделов, каждый из которых охватывает особую область психической патологии. Было решено, что наименее неудовлетворительным вариантом будет использование для неуточненного психического расстройства последней цифровой рубрики классификации, то есть F99.-.

Ликвидация категорий, предлагавшихся в предыдущих проектах МКБ-10

В ходе консультаций с экспертами и обзора литературы, которые предшествовали разработке проектов Класса V МКБ-10, были сделаны многочисленные предложения по изменению классификации. Целый ряд факторов повлиял на принятие решений по включению этих предложений в классификацию или отвержению их. К ним относились результаты апробации классификации в национальных центрах, консультации с руководителями сотрудничающих центров ВОЗ, результаты переводов классификации на другие.

Другие статьи

  • Развитие изобразительного творчества у дошкольников Для дошкольников Главная Школа Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, […]
  • Обзором практики разрешения судами споров связанных с воспитанием детей Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная "ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СУДАМИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ" (Утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 20.07.2011) На момент […]
  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]
  • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]
  • Лечение аллергии народными средствами детям Лечение аллергии у детей и взрослых: подходы и методы По данным Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, от аллергических заболеваний страдает около 30% людей в мире, а в России по разным оценкам их процент колеблется в пределах от 17,5% до 30% […]
Смотрите так же:  Деменция как жить