Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79)

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

  • .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
  • .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
  • .8 Другое нарушение поведения
  • .9 Без указаний на нарушение поведения

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

Включены:

  • слабоумие
  • умственная субнормальность умеренной степеньи

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

Включена: умственная субнормальность средней тяжести

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

Включена: резко выраженная умственная субнормальность

Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.

Включена: глубокая умственная субнормальность

Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения

ГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения РФ»

Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии

д.м.н., академик РАН, профессор Бохан Н.А.

Куратор: студентка 5курса ЛФ, группы 1219,

Проверила: к.м.н., ассистент кафедры Краснятова Ю.А.

ФИО: Возраст: Пол: Место жительства: Место работы: Семейное положение: Национальность: Образование: Дата поступления: 21.11.2016г Кем направлен: в порядке самообращения, госпитализирован добровольно Диагноз при поступлении: Лёгкая умственная отсталость 1. Основное заболевание: F 70.11 Умственная отсталость легкой степени тяжести со значительными нарушениями поведении, требующими ухода и лечения.

2. Осложнения основного заболевания: нет 3. Сопутствующие заболевания: нет

По направлению районного психиатра. Рекомендовано стационарное обследование для уточнения диагноза.

При поступлении: на расстройство сна, перепады настроения.

На момент курации: активно жалоб не предъявляет.

История развития настоящего заболевания

Мать лишена родительских прав, страдала алкогольной зависимостью. Больной родился в многодетной семье, о раннем развитии данных нет, с 4-х лет находился в детском доме. Страдал в детстве энурезом. По характеру формировался драчливым, агрессивным. В связи с этим неоднократно лечился в ТКПБ (8 раз). В 2002 году выставлен диагноз: легкая умственная отсталость с нарушением поведения. Из характеристики известно, что в нетрезвом состоянии становится циничный, грубый. По характеру неуравновешенный, упрямый. С 2012 года наблюдается и состоит на учете у психиатра с диагнозом F 70.11. Имеет 3 группу инвалидности до 01.10.2016. На МСЭ рекомендовано обязательное стационарное обследование.

Есть старший брат(35 лет), с ним пациент поддерживает отношения. Проблем с наркотической зависимостью родственники не имели.

Пренатальный и перинатальный период

Родился 20.07.1989г в с.Новоильинка. Информации о беременности и родах нет.

Раннее детство (до 3х лет)

Рос и развивался согласно возрасту. До 4-х лет жил с матерью, страдающей алкогольной зависимостью. Воспоминаний об этом периоде жизни не имеет.

Среднее детство (3-11 лет)

Жил и воспитывался в детском доме в г. Томск. В школе учился плохо, отставал от сверстников. Друзей в детском доме было много, проблем с налаживанием взаимоотношений не имел. В детстве часто по скорой помощи госпитализировался в психиатрическую клинику, по словам пациента «за плохое поведение»: часто выпивал алкогольные напитки вместе с друзьями, вступал в конфликтные ситуации, вел себя агрессивно по отношению к воспитателям детского дома и сверстникам. Воспоминания о детстве тяжелые, пациент отказывается говорить о подробностях периода.

Подростковый и пубертатный период

В 15 лет уехал в село Новоильинка, проживал со старшим братом. С 16 лет работал в храме отделочником около трёх лет. Затем поступил в ПТУ№12, где проучился 2 года на обувщика. Из характеристики известно, что за время учебы показал слабые знания, интереса не проявлял, работу выполнял под контролем мастера. Работоспособность была низкой, мог уйти с уроков, по характеру был неуравновешен, упрям, агрессивен, не мог за себя постоять. Часто приходил в училище в алкогольном опьянении. Сложно ориентируется в жизненных ситуациях.

Внешне пациент недоверчив, угрюм, в первый день курации на контакт шел с трудом. По словам пациента, трудностей в установлении взаимоотношений в больнице нет. Себя больным не считает, говорит, что находится здесь, чтобы снять свой диагноз, чтобы в дальнейшем сдать экзамен на водительские права и устроиться на хорошую работу. Читать книги не любит, в свободное время смотрит телевизор, играет в карты, шашки, летом любит заниматься рыбалкой.

Периодически работает вахтовым методом (последнее время работал в лесу – откидывал баллоны), труд тяжелый физический, пациент говорит, что привыкает к работе около 1-2 недель, но ему нравится то, что он делает.

Личная жизнь, брак, дети

Женат не был, отношения с женщинами имел недолговременные, так как «становилось скучно». Детей нет.

Сексуально умеренно активен, трудностей не возникало, отношения имел недолговременные.

Проживает со старшим братом. К уголовной ответственности не привлекался. Пациент отмечает частое снижение настроения, чувствует ничем не мотивированную грусть. Алкоголь употребляет по выходным, только в компании друзей или с братом. 4 недели не употребляет совсем, так как решил бросить. Сигареты курит около пачки в день с раннего возраста. 5 лет назад однократно курил анашу с друзьями.

Состояние: Сознание: Положение больного: Выражение лица: Рост: Вес: Кожные покровы: Система дыхания: Сердечно-сосудистая система: Желудочно-кишечный тракт: живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена.

Глазные щели D = S , зрачки округлые, D = S

Внешний вид и поведен и В ясном сознании, продуктивному контакту доступен. Всесторонне ориентирован, внешне упорядочен, спокоен. Выглядит довольно опрятно. Визуальный контакт не поддерживает, отводит взгляд вниз или в сторону. Мимика не выражена, жестикуляция скудная. В беседу вступает не охотно, на вопросы отвечает однообразно, внимание удерживает.

Не разговорчив, немногословен, отвечает на вопросы четко, конкретно, без подробностей. Речь эмоционально мало окрашена, монотонная. Темп речи замедлен.

Пациент не видит искажение реально существующих предметов, или предметы несуществующие. Также отсутствуют слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные галлюцинации и какие-либо другие расстройства восприятия.

Внешне настроение несколько подавленное, присутствует угрюмость, подозрительность, нежелание отвечать на вопросы. Частое «а че одно и то же спрашиваете?», «я же уже сказал» говорит о раздражительности. Поза пациента (боком к кураторам, ногами к выходу) говорит о желании поскорее закончить беседу и уйти. Пациент отмечает частое снижение настроения, чувствует ничем не мотивированную грусть, склонен к перепадам настроения: колебания в течение дня и в течение месяца. Говорит, что алкоголь употребляет «для настроения», и чтобы пообщаться с друзьями – «язык развязывается, и разговор идет». Суицидальные мысли отрицает. К будущему довольно рационален и оптимистичен(планирует сдать экзамен на водительские права и найти хорошую работу), аппетит и сон хороший. В последующие дни курации пациент стал более доверчив, разговорчив, но настроение осталось сниженным.

Мышление конкретное, тугоподвижное, замедленное. Не склонен к рассуждательству и бесплодному мудрствованию, на деталях не фиксируется, упускает их. Есть признаки критики к своему диагнозу, несогласие с ним – «вы сами-то пословицы знаете?». Но с другой стороны признает, что «в школе я плохо учился, тяжело было», «больше люблю руками что-то делать, чем головой думать». Пословицу «семь раз отмерь – один отрежь», понял буквально – «означает, что лучше много раз отмерить и потом только резать, пилить». Век живи –век учись – «все время нужно что-то познавать, набираться мудрости». Работа не волк — в лес не убежит – «значит, что если время обеда, нужно идти обедать».

Сознание ясное. Пациент полностью ориентирован в пространстве и времени.

Во время беседы внимание удерживает, концентрация внимания сохранена (называет в обратном порядке дни недели и месяцы).

Память Наблюдается ослабление памяти (не может уточнить время некоторых событий, произошедших в его жизни). На недавние события память сохранена. Помнит имена кураторов, лечащего врача. Из 10 слов запомнил 6(норма). Через 5 минут вспомнил 4 слова.

Уровень интеллекта соответствует уровню полученного образования и образа жизни. Осведомленность на бытовом уровне, кругозор узкий, суждения поверхностные, словарный запас бедный. Исторических личностей узнает с трудом – «Ленин – бывший президент?». Простейшие математические операции выполняет без труда(1+6, 8+9, 7+8). Нет стремления к получению знаний, новые знания и навыки даются с трудом. Предпочитает физический труд умственному.

Себя больным не считает, говорит, что находится здесь, чтобы снять свой диагноз, чтобы в дальнейшем сдать экзамен на водительские права и устроиться на хорошую работу.

Квалификация психического статуса

Данные исследования психического статуса позволяет выявить следующие симптомы:

1) Расстройство эмоциональной сферы (эмоциональная лабильность, гипотимия, гипомимия, раздражительность, подозрительность, недоверчивость)

3) Расстройство мышления (мышление конкретное, тугоподвижное, замедленное — вязкость, брадифрения, отсутствие абстрактного мышления – буквально понимает пословицы)

4) Расстройство памяти (не может уточнить время некоторых событий, произошедших в его жизни)

Умственная отсталость легкой степени (F70)

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

Включены:

  • слабоумие
  • умственная субнормальность умеренной степеньи

В России Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) принята как единый нормативный документ для учета заболеваемости, причин обращений населения в медицинские учреждения всех ведомств, причин смерти.

МКБ-10 внедрена в практику здравоохранения на всей территории РФ в 1999 году приказом Минздрава России от 27.05.97г. №170

Выход в свет нового пересмотра МКБ планируется ВОЗ в 2017 2018 году.

Изменения и дополнения МКБ-10, внесенные ВОЗ к настоящему времени.

/F70.1/ Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

F70.11 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.12 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.13 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная фенилкетонурией

F70.14 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, связанная с хромосомными нарушениями

F70.15 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная гипертиреозом

F70.16 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная гипотиреозом

F70.17 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, связанная с недоношенностью

F70.18 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная другими уточненными причинами

F70.19 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами

/F70.8/ Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения.

F70.81 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.82 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.83 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения, обусловленная фенилкетонурией

F70.84 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F70.85 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения, обусловленная гипертиреозом

F70.86 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения, обусловленная гипотиреозом

F70.87 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения, связанная с недоношенностью

F70.88 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения, обусловленная другими уточненными причинами

F70.89 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения, обусловленная неуточненными причинами

/F70.9/ Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения.

F70.91 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.92 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

Смотрите так же:  Сильный стресс что делать во время беременности

F70.93 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная фенилкетонурией

F70.94 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F70.95 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная гипертиреозом

F70.96 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная гипотиреозом

F70.97 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, связанная с недоношенностью

F70.98 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами

F70.99 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная неуточненными причинами

Умственная отсталость

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Клинические протоколы МЗ РК — 2015

Общая информация

Краткое описание

Название протокола: Умственная отсталость

Умственная отсталость – состояние зaдержaнного или неполного умственного рaзвития, которое хaрaктеризуется прежде всего низким уровнем нaвыков, возникaющих в процессе рaзвития, и нaвыков, которые определяют общий уровень интеллектa (т.е. познaвaтельных способностей, языкa, моторики, социaльной дееспособности). [1,8]

Код протокола:

Код МКБ-10:
F70.0 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.
F70.1 Умственная отсталость легкой степени, значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения.
F70.9 Умственная отсталость легкой степени, без указаний на нарушение поведения.
F71.0 Умственная отсталость, умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.
F71.1 Умственная отсталость умеренная, значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения.
F71.9 Умственная отсталость умеренная, без указаний на нарушение поведения.
F72.1 Умственная отсталость тяжелая, значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения.
F73.1 Умственная отсталость глубокая, значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения.

Сокращения, используемые в протоколе:

Дата разработки протокола: 2015 год.

Категория пациентов: взрослые, дети, беременные.

Пользователи протокола: врачи-психиатры (детские психиатры, наркологи, психотерапевты).

Оценка на степень доказательности приводимых рекомендаций.
Шкала уровня доказательности:

Клиническая картина

Cимптомы, течение

Диагностические критерии [1,8-10]:

Жалобы и анамнез:

Жалобы: отставание в психоречевом развитии.

Анамнез:
· Отставание в психомоторном развитии с первых месяцев жизни;
· Равномерный интеллектуальный дефицит;
· Отсутствие нарастания интеллектуального снижения.

Критерии по Векслеру

Диагностические исследования:

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне:
· экспериментально-психологическое обследование.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне:
· ОАК;
· ОАМ;
· биохимический анализ крови (печеночные пробы);
· ЭКГ – проводятся с целью мониторинга изменений соматического состояния на фоне основной терапии;
· ЭЭГ – при эпилептических и эпилептиформных пароксизмах;
· ЭхоЭГ – при появлении симптомов угнетения сознания;
· КТ, МРТ – проводятся с целью исключения сходных по клинике проявлений текущего органического процесса головного мозга.

Минимальный перечень обследования, который необходимо провести при направлении на плановую госпитализацию, согласно внутреннему регламенту стационара с учетом действующего приказа уполномоченного органа в области здравоохранения.

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые в стационаре:
· ОАМ – не реже 1 раза в месяц;
· ОАК – не реже 1 раза в месяц;
· биохимический анализ крови (АЛТ, АСТ, билирубин (прямой и непрямой, уровень глюкозы в крови) – не реже 1 раза в месяц;
· ЭКГ – не реже 1 раза в месяц;
· ЭПО (для поступивших впервые в жизни или впервые в текущем году). ЭПО для иных категорий пациентов – по решению лечащего врача.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые в стационаре:
· ЭЭГ – при эпилептических и эпилептиформных пароксизмах;
· ЭхоЭГ – при появлении симптомов угнетения сознания;
· КТ, МРТ – проводятся с целью исключения сходных по клинике проявлений текущего органического процесса (демиелинизирующие заболевания, новообразования и т.п. головного мозга).

Инструментальное обследование: специфичных диагностических признаков нет.

Показания для консультации специалистов:
· Консультация терапевта (педиатра) – исключение соматических заболеваний.
· Консультация невропатолога – исключение текущих неврологических расстройств.
· Консультация гинеколога (для женщин) – исключение гинекологических расстройств.
· Консультации иных узких специалистов – сопутствующие соматические заболевания и\или патологические состояния.

Лабораторная диагностика

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз[8-10]:

Таблица 1- Дифференциальная диагностика

Пройти лечение в Корее, Израиле, Германии, США

Получить консультацию по медтуризму

Пройти лечение в Корее, Турции, Израиле, Германии и других странах

Выбрать иностранную клинику

Бесплатная консультация по лечению за рубежом! Оставьте заявку ниже

Получить консультацию по медтуризму

Цели лечения: достижение ремиссии, стабилизация состояния пациента

Тактика лечения:
При оценке микросоциальных условий как удовлетворительных и\или нетяжелом уровне расстройства рекомендуется преимущественно амбулаторное лечение. В случае усложненной клинической картины (за счет коморбидных состояний) и\или неэффективности вмешательства на амбулаторном этапе решается вопрос о стационировании.

Немедикаментозное лечение:
Комплаенс терапия, различные виды психотерапии, трудотерапия.
Режимы наблюдения (в зависимости от состояния пациента):
· общий режим наблюдения — круглосуточное наблюдение без ограничения передвижения в отделении.
· режим частичной госпитализации — возможность нахождения в отделении в дневное или ночное время с учетом необходимости его адаптации во внебольничных условиях.
· режим лечебных отпусков – возможность нахождения, по решению ВКК вне отделения от нескольких часов до нескольких суток, с целью постепенной адаптации к внебольничным условиям, решения бытовых и социальных вопросов, а также оценки достигнутого лечебного эффекта.
· усиленный режим наблюдения – круглосуточное наблюдение и ограничение передвижения за пределами отделения.
· строгий режим наблюдения – круглосуточное непрерывное наблюдение, постоянное сопровождение медицинским персоналом в отделении и за его пределами.

Медикаментозное лечение:
Основные медикаменты – препаратов, имеющих 100% вероятность применения нет.
Дополнительные ЛС:
Нейролептические препараты – предназначены для стабилизации психического состояния, устранения психопатологических расстройств и купирования двигательного возбуждения (клозапин, рисперидон, гналоперидол, трифлуоперазин, левомепромазин).
М-Н-Холинолитики – для коррекции экстрапирамидных расстройств (тригексифенидил).
Антидепрессанты – предназначены для купирования депрессивных проявлений (амитриптилин, сертралин, флувоксамин).
Малые нейролептики – предназначены для коррекции поведенческих нарушений (хлорпротиксен, тиоридазин)
Транквилизаторы – предназначены для устранения тревожных расстройств и купирования двигательного возбуждения (диазепам, феназепам)
Нормотимические препараты – предназначены для стабилизации настроения (топирамат, карбамазепин, вальпроевая кислота, ламотриджин)

Медикаментозное лечение, оказываемое на амбулаторном уровне [4-7,9,12-18]:
Таблица 2 –Дополнительные медикаменты:
Рекомендуется монотерапия: одно из нижеперечисленных препаратов.

Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако, у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера.

Четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

F7х.0 с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F7х.1 значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;

F7х.8 другие нарушения поведения;

F7х.9 без указаний на нарушение поведения;

Если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный пятый знак:

F7х.х1 обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальные инфекции, такие как

абсцесс мозга, энцефалит; интоксикации, такие как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление);

F7х.х2 обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения);

F7х.х3 обусловленная фенилкетонурией;

F7х.х4 связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни);

F7х.х5 обусловленная гипертиреозом;

F7х.х6 обусловленная гипотиреозом;

F7х.х7 связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии);

F7х.х8 обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушения обмена веществ, роста или питания, такие как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.);

F7х.х9 обусловленная неуточненными причинами.

Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

/F70/ Умственная отсталость легкой степени

Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание,контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначен-

ное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В социокультуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.

В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. У все большей части больных, хотя еще и не у большинства, выявляется органическая этиология умственной отсталости.

При использовании надлежащих стандартизованных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69. Имеется тенденция к задержке понимания и речи в разной степени, причем препятствующие развитию независимости нарушения экспрессивной речи могут сохраняться и в зрелом возрасте. Органическая этиология выявляется у меньшинства пациентов. С разной частотой встречаются сопутствующие состояния, такие как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, расстройства поведения и физическая инвалидность. При наличии этих расстройств они должны кодироваться независимо от умственной отсталости.

/F70.0/ Умственная отсталость легкой степени

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.03 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.04 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F70.05 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.06 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.07 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F70.08 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F70.09 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F70.1/ Умственная отсталость легкой степени

Смотрите так же:  Как мы победили аутизм

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F70.11 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.12 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.13 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная фенилкетонурией

F70.14 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, связанная с хромосомными нарушениями

F70.15 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

F70.16 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

F70.17 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F70.18 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная другими уточненными причинами

F70.19 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами

/F70.8/ Умственная отсталость легкой степени

с другими нарушениями поведения

F70.81 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.82 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.83 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.84 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F70.85 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.86 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.87 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F70.88 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F70.89 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F70.9/ Умственная отсталость легкой степени

без указаний на нарушение поведения

F70.91 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.92 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.93 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.94 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F70.95 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.96 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.97 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F70.98 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F70.99 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71/ Умственная отсталость умеренная

У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совер-

шенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие

люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из

них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в

способности к установлению контактов, общению с другими людьми и

участию в элементарных социальных занятиях.

Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49. Для этой группы характерны расхождения в профилях тестирования способностей, когда у некоторых лиц достигаются высокие уровни по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи, а в других случаях значительная неуклюжесть сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы. Уровни развития речи варьируют: одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. У большинства больных с умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая этиология. В явном меньшинстве случаев имеют место детский аутизм и другие общие расстройства развития, оказывающие большое влияние на клиническую картину и необходимые реабилитационные мероприятия. Часты эпилепсия, а также неврологические и соматические нарушения, хотя большинство пациентов с умеренной умственной отсталостью способны ходить без посторонней помощи. Иногда возможно установить другие психиатрические диагнозы, но ограниченность речевого развития делает диагностику затруднительной и зависимой от информации, получаемой от тех, кто знаком с пациентом. Любое из подобных сопутствующих расстройств должно регистрироваться под самостоятельным кодом.

— нерезко выраженная имбецильность;

/F71.0/ Умственная отсталость умеренная

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F71.01 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.02 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.03 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F71.04 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F71.05 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F71.06 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F71.07 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F71.08 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.09 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71.1/ Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F71.11 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.12 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.13 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F71.14 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F71.15 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F71.16 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F71.17 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F71.18 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.19 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71.8/ Умственная отсталость умеренная

с другими нарушениями поведения

F71.81 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.82 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.83 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.84 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F71.85 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.86 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.87 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F71.88 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.89 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71.9/ Умственная отсталость умеренная

без указаний на нарушение поведения

F71.91 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.92 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.93 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.94 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F71.95 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.96 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.97 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F71.98 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.99 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72/ Умственная отсталость тяжелая

По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирования, отмеченные в F71.-, наиболее характерны и для этой группы пациентов. У большинства больных здесь наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.

Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.

— резко выраженная имбецильность;

/F72.0/ Умственная отсталость тяжелая

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F72.01 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.02 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.03 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F72.04 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F72.05 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F72.06 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F72.07 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F72.08 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.09 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72.1/ Умственная отсталость тяжелая

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F72.11 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.12 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.13 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.14 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F72.15 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.16 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.17 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F72.18 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.19 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72.8/ Умственная отсталость тяжелая

с другими нарушениями поведения

F72.81 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.82 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.83 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.84 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F72.85 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.86 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.87 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F72.88 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.89 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72.9/ Умственная отсталость тяжелая

без указаний на нарушение поведения

F72.91 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.92 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.93 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.94 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F72.95 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.96 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.97 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F72.98 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.99 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73/ Умственная отсталость глубокая

У больных коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Коэффициент умственного развития ниже 20. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных ко-

манд и выражением элементарных просьб. Могут приобретаться наиболее

базисные и простые зрительно-пространственные навыки и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в домашних и практических делах. В большинстве случаев устанавливается органическая этиология. Часты оказывающие влияние на подвижность тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилепсия, а также расстройства зрения и слуха. Особенно часты общие расстройства развития в наиболее тяжелых формах, в частности атипичный аутизм. Эти расстройства более характерны для неподвижных больных.

Смотрите так же:  Боязнь смерти от старости

/F73.0/ Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F73.01 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.02 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.03 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F73.04 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F73.05 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F73.06 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F73.07 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F73.08 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.09 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73.1/ Умственная отсталость глубокая

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F73.11 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.12 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.13 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.14 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F73.15 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.16 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.17 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F73.18 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.19 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73.8/ Умственная отсталость глубокая

с другими нарушениями поведения

F73.81 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.82 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.83 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.84 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F73.85 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.86 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.87 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F73.88 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.89 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73.9/ Умственная отсталость глубокая

без указаний на нарушение поведения

F73.91 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.92 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.93 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.94 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F73.95 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.96 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.97 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F73.98 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.99 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F78/ Другие формы умственной отсталости

Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты, глухо-немоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.

/F78.0/ Другие формы умственной отсталости

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F78.01 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.02 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.03 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F78.04 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанные с хромосомными нарушениями

F78.05 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F78.06 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F78.07 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанные с недоношенностью

F78.08 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.09 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленные неуточненными причинами

/F78.1/ Другие формы умственной отсталости

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F78.11 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.12 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.13 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.14 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанные с хромосомными нарушениями

F78.15 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.16 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.17 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанные с недоношенностью

F78.18 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.19 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные неуточненными причинами

/F78.8/ Другие формы умственной отсталости

с другими нарушениями поведения

F78.81 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.82 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.83 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.84 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

связанные с хромосомными нарушениями

F78.85 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.86 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.87 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

связанные с недоношенностью

F78.88 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.89 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные неуточненными причинами

/F78.9/ Другие формы умственной отсталости

без указаний на нарушение поведения

F78.91 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.92 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.93 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.94 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения, связанные с хромосомными нарушениями

F78.95 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.96 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.97 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

связанные с недоношенностью

F78.98 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.99 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные неуточненными причинами

/F79/ Умственная отсталость неуточненная

Умственная отсталость устанавливается при отсутствии достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.

Эта рубрика используется также и в том случае, если возраст ребенка не позволяет точно установить степень умственной отсталости.

— умственная недостаточность БДУ;

— умственная дефицитарность БДУ;

/F79.0/ Умственная отсталость неуточненная

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F79.01 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.02 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.03 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F79.04 Умственная отсталость неуточненная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F79.05 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F79.06 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F79.07 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F79.08 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.09 Умственная отсталость неуточненная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F79.1/ Умственная отсталость неуточненная

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F79.11 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.12 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.13 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.14 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F79.15 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.16 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.17 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F79.18 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.19 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F79.8/ Умственная отсталость неуточненная

с другими нарушениями поведения

F79.81 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.82 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.83 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.84 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F79.85 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.86 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.87 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F79.88 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.89 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F79.9/ Умственная отсталость неуточненная

без указаний на нарушение поведения

F79.91 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.92 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.93 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.94 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F79.95 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.96 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.97 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F79.98 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.99 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Сколько часов должен спать ребенок в 10 лет Сколько ребенку нужно спать? Нормы сна ребенка меняются в зависимости от возраста: На первой-второй неделе жизни новорожденному необходимо спать 16,5 часов в сутки. При этом, днем ему важно спать не менее четырех раз. С одного до трех месяцев норма сна малыша — […]
  • Диагностика познавательного интереса у младших школьников дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Баранова, Э.А. […]
  • Методики для исследования личности детей Диагностические методы изучения личности учащегося Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может […]
  • Формирование логического мышления в дошкольном возрасте Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь […]
  • Внимание детей с зпр младшего школьного возраста Внимание детей с зпр младшего школьного возраста У подавляющего большинства таких детей уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях: в трудностях усвоения ребенком школьной программы; в […]