Умственная отсталость в степени дебильности у детей

Виды умственной отсталости у детей и особенности развития

Умственная отсталость (синонимы: малоумие, олигофрения) – сложное психопатологическое состояние, характеризующееся невозможным развитием интеллекта и связанных с ним качеств жизнедеятельности человека по причине ограничений развития или функционирования центральной нервной системы, чаще – головного мозга. Олигофрения – заболевание зачастую врожденное, однако в некоторых, особо тяжелых случаях, патология может быть вызвана глубоким поражение паренхимы головного мозга вследствие черепно-мозговых травм или сосудистых дисфункций.

Многие современные источники не причисляют особенности детей с умственной отсталостью к группе психопатологических состояний, выделяя место данной патологии в комплексе специфического состояния, которое определяет четкий предел интеллектуальных возможностей. Другими словами, развитие умственных способностей у ребенка не может преодолеть физиологическую границу, данную ему при рождении. Однако в сравнении с общепринятыми стандартами развития головного мозга в этом возрасте, умственная отсталость, все же, позиционируется как психопатологическое состояние.

Учитывая подобные условия, а также – неизлечимость заболевания, обеспечить умственно отсталому ребенку качества физиологически здорового интеллекта, к сожалению, невозможно.

Кроме определенного порога разума, для детей-олигофренов крайне сложно организовать обучение и социальную адаптацию, что достигается только специальной системой образования и психотерапии, с обязательным включением в данный процесс родителей.

Различают три степени расстройства, основанных на особенностях детей с умственной отсталостью. Дети второй и третьей степени причисляются к группе инвалидов детства и состоят на полном пансионе государства. Первая степень считается самой легкой и для нее рекомендованы специальные коррекционные школы, обучающие программы которых, составлены с учетом ограниченных возможностей обучающихся там детей.

Однако многие родители не желают мириться с таким положением вещей и отдают своего умственно отсталого ребенка в обычные школы, где у них, как правило, возникает масса проблем с успеваемостью и налаживанием социальных контактов среди сверстников и учителей.

С возрастом, первая степень олигофрении теряет свои отличительные качества, что позволяет человеку весьма стандартно организовывать свою личную жизнь и профессиональную деятельность. Стоит отметить, при этом, что ген олигофрении, в большинстве случаев, переходит по наследству, и находит свое отражение, если не первом, то – в последующих поколениях.

Признаки умственной отсталости у детей

Как уже говорилось выше, умственная отсталость разделена на степени, определяющие уровень тяжести отклонений:

  • I степень – дебильность. Составляет подавляющие 75% от общего количества случаев умственной отсталости у детей;
  • II степень – имбецильность. Около 20%;
  • III степень – идиотия. 5% от общего числа расстройств.

Первая степень умственной отсталости — дебильность

Первая степень считается самой легкой, однако дети с подобным уровнем расстройства интеллекта должны обучаться в специальных коррекционных школах. К слову, помещать своего ребенка или нет в условия специализированного обучения – личное дело каждого родителя, которые, по объективным причинам, стараются этого не делать. Хотя принять такое решение сложно, но крайне рекомендовано.

Диагностировать дебильность, как легкую форму олигофрении, несколько затруднительно по причине сглаженной симптоматики болезни. Исходя из чего, термин «олигофрения» не применяется до тех пор, пока ребенку не будет поставлен точный диагноз с описанием этиологических и патогенетических факторов. До этого момента, такое состояние принято называть умственной отсталостью.

В первую очередь, признаки умственной отсталости у детей, в легкой форме, наиболее заметны при попытках получать новые знания и закрепления их в долговременной памяти маленького пациента. Учитывая биологические особенности головного мозга при дебильности, данные явления протекают с затруднениями и явными отличиями. Детям с легкой формой расстройства доступно обобщение нового материала, однако закрепление происходит на механическом уровне и только через несколько попыток. До школы ребенку свойственны весьма примитивные замыслы в играх, примитивная речь, очень бедный лексикон, имеющий тенденцию к очень медленному расширению. В период раннего школьного возраста ребенка, как правило, удается успешно обучить базовым навыкам письма, чтения и примитивных манипуляций с числами.

Эмоциональное состояние характеризуется, как стабильное, не требующее особо внимания для его коррекции. Такое условие значительно облегчает условия обучения. При благоприятном стечении обстоятельств и грамотности педагогов коррекционных школ, зачастую удается добиться хорошей усидчивости и прилежности.

Мышлению присущ наглядно-демонстративный характер, так как обобщение и связывание различных характерных особенностей объектов, не доступно. Смысл текстов, прочитанных на занятиях, воспринимается очень слабо, за счет ограниченных объемов краткосрочной памяти и особенностей ее функционирования. Пересказ прочитанного и, тем более, сравнение – невозможны.

Арифметическая работа носит весьма общий, поверхностный характер. До ребенка крайне сложно донести количественное представление числа, поэтому математические расчеты ведутся, как правило, больше на заученном уровне, который ему повторяли множество раз.

Личность ребенка обладает незрелостью, он не способен самостоятельно принимать и анализировать свои решения. Познавательная деятельность и трудоспособность находятся на низком уровне. Инициатива практически всегда отсутствует. Речь бедная, косноязычная.

При грамотном подходе специалистов и отсутствии у пациента дополнительных психологических и психических расстройств, прогноз при дебильности достаточно благоприятен. В будущем, человек с данной формой олигофрении, способен к довольно производительному труду, не отличающемуся особыми навыками и не требующими умственных нагрузок. Как правило, это монотонная работа, со стереотипными действиями, которые необходимо повторять в течение рабочего времени, дабы достичь высоких показателей производства. С такими задачами умственно отсталые люди, при легкой форме расстройства, справляются великолепно.

Имбецильность — вторая степень умственной отсталости

Имбецильность является более тяжелым расстройством, что позволяет в достаточной степени точно устанавливать соответствующий диагноз на олигофрению. Пациенты с такой формой расстройства всегда отвлечены от конкретной темы обсуждения или разговора по причине практически нулевой возможности к концентрированию. Личные суждения, зачастую не являются таковыми – в преобладающем количестве, они приобретены у окружающих.

Логика в мыслях и вербальных обсуждениях практически отсутствует. Смысл прочитанного кем-то вслух воспринимается очень тяжело и только с наводящими вопросами.

Изучение алфавита, также носит определенные трудности, которые наиболее ярко проявляются в случае созвучных букв или слогов. Арифметические операции возможны только с первым десятком и на уровне целых чисел, таблица умножения запоминается только на механически заученном уровне. Фразы очень короткие, простые. Выражение эмоций и желаний происходит больше на мимическом и вокальном уровнях.

Приспособление к социальным условиям жизни возможно лишь при постоянной поддержке и направлении. Трудовая деятельность ограничена не более чем одним-двумя повторяющимися действиями, механически заученными. Изменение стереотипного повторения действия приводит к состоянию растерянности и ступору. Навыки самообслуживания только элементарные.

Сохранены простые эмоции в виде реакций на похвалу или порицание, стремление помочь в трудной ситуации, душевные сопереживания ближнему или совершенно чужим людям. Кроме того, наблюдаются зачатки самокритики о своей нерасторопности и различии от окружающих.

Состояние имбецильности зачастую сопровождается одним или несколькими патологиями неврологического или психопатологического характера – неврозы черепных нервов, судороги, эпилептические приступы, микро- или гидроцефалии.

Идиотия как форма олигофрении

Идиотия является самой тяжелой формой олигофрении, отражая полный набор ее симптоматики. При данном расстройстве практически отсутствует восприятие собственной личности, мышления об окружающей действительности, по существу какого-либо процесса также не отмечается.

Во время обращения к пациенту необходимо использовать простой набор слов, рекомендательно – в повелительном наклонении с обязательным применением мимики и жестов. Речь у пациента чаще нечленораздельна, выделяются лишь отдельные звуки или слова, грамматически не согласованные. Смысл сказанного, как правило, не воспринимается самим пациентом.

Эмоциональный состав очень скудный и проявляется лишь в момент запросов на требование к приему пищи, изменения физического самочувствия. Часто проявляются патологические влечения – стремление к перееданию, онанизму, сосанию пальцев, жеванию предметов. Пациенты, на бессознательном, скорее – рефлекторном уровне, склонны привязываться к людям, которые их окружают и проявляют положительные эмоции, ухаживают за ними. Смена обстановки или спонтанное изменение ситуации всегда вызывает чувство непреодолимого страха или агрессию со склонностью к самоповреждению.

Идиотия всегда сопровождается наличием патологий, связанных с недостаточным функционированием центральной нервной системы – деформации черепа, парезы, параличи, отклонения в анатомических особенностях скелета и так далее.

Логической деятельности и занятия по существу не выражено, навыки самообслуживания отсутствуют.

Умственная отсталость в степени дебильности у детей

Описание болезни

  • Главная
  • Дебильность
  • Описание болезни
  • Описание болезни
  • Признаки заболевания
  • Нарушения поведения
  • Структурно-динамические характеристики
  • Дебильность
    • Описание болезни
    • Симптомы
    • Лечение
  • Имбицильность
    • Описание болезни
    • Симптомы
    • Лечение
  • Идиотия
    • Описание болезни

Дебильность (легкая умственная отсталость), описание болезни

Дебильность или легкая умственная отсталость (происходит от латинского слова debilis – слабый немощный) – лёгкая или первая степень олигофрении.

Есть три формы дебильности – легкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость. Форма отсталости зависит от уровня интеллекта (IQ).

Легкая умственная отсталость – уровень интеллекта – 65-69.

Умеренная умственная отсталость – уровень интеллекта – 60-64.

Тяжелая умственная отсталость – уровень интеллекта – 50-59.

Умственно отсталые дети начинают ходить и говорить значительно позже своих сверстников. Признаки умственной отсталости могут быть видны сразу после рождения или позже в детстве. Некоторые случаи легкой умственной отсталости диагностируются только в детском саду. Речь у умственно отсталого ребенка, чаще всего не развита, разговаривает – односложно, но если с такими детьми много работать, заниматься психокоррекцией, то особенно при лёгкой и умеренной дебильности, они со временем многому могут научиться и психическое недоразвитие становится менее заметным.

Люди с легкой степенью олигофрении (дебильностью) обладают большим словарным запасом. А при лёгкой дебильности речь довольно хорошо развита.

Нарушение познавательной деятельности выражается в неспособности к выработки сложных понятий. Такие люди не могут самостоятельно сформулировать понятие, выделить в тексте главное и второстепенное. Кроме того люди с легкой умственной отсталостью не могут абстрактно мыслить, у них преобладает мало продуктивное мышление конкретно-описательного типа и конкретные ассоциации.

У людей больных легкой степенью олигофрении (дебильностью) во время обучения или работы обнаруживается безынициативность и не способность самим принимать какое-либо решение. Они медлительны и пассивны. Такие люди легко перенимают чужое мнение и чужие взгляды, и могут очень долго придерживаться их, навязывая окружающим. Любят поучать других людей, несмотря на свою несостоятельность.

Люди со степенью отсталости дебильность заучивают различные правила, инструкции и строго придерживаются их, они неспособны видоизменять их, когда того требует ситуация. С трудом меняют привычный стереотип, для таких людей – это основная трудность.

У всех людей с легкой степенью умственной отсталости (дебильностью) имеются нарушения в эмоционально-волевой сфере – слабость самообладания и недостаточная способность подавлять свои влечения, неспособность продумать свои поступки и к чему они могут привести. Среди таких людей много расторможенных, т.к. они не способны удовлетворить свои повышенные сексуальные потребности естественным путём, многие из них прибегают к сексуальным извращениям.

Большинство людей с данным отклонением не критичны. Характерная их черта – повышенная внушаемость.

Больные олигофренией в степени дебильности могут быть старательными, проявлять усердие, справляясь с про­стой работой, не требующей быстрого переключения. Но у многих больных продуктивность их деятельности невысо­ка, особенно при вялости, апатичности или же при не­усидчивости и суетливости.

Среди преступников, в том числе и малолетних очень много больных олигофренией в степени дебильности.

Диагностика

Если есть подозрения на умственную отсталость, то необходимо пройти обследование. И при подтверждении болезни начать лечение, чем оно будет раньше, тем больше вероятности остановить или замедлить болезнь.

При диагностики заболевания проводится полное медицинское обследование, изучаются социальные и образовательные истории на основе существующих записей медицинских работников и работников детсадов и школ (если применимо), а также из рассказов родителей. Дети выполняют тесты интеллекта для оценки способности к обучению и интеллектуального функционирования.

Смотрите так же:  Меры профилактики стрессов

Для младенцев используют таблицы соответствия развития.

Общение и тестирование родителей или лиц их заменяющих дает возможность узнать картину повседневной жизни ребенка, его социальные навыки.

Прогноз

Люди со степенью отсталости, дебильность, легкой и умеренной отсталостью, часто в состоянии достичь некоторой самостоятельности и счастливую и полноценную жизнь. У них может быть семья, и могут быть дети, но процент того, что родится умственно неполноценные дети, у них очень высок.

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается…

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности. Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными. При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  2. Плохо развита моторика.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

  • олигофрения;
  • деменция.

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.

Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность

Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:

ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

Идиотия: характеристика заболевания

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

У таких детей наблюдаются нарушения:

  • координации движений;
  • моторики;
  • поведения;
  • эмоций.

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.

У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.

У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.

Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.

Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.

Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия

Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.

Дети с таким диагнозом:

  • понимают обращенную к ним речь;
  • могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
  • могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
  • имеют относительно развитую речь.

При этом у них довольно неустойчивое внимание, наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.

Таких детей можно научить:

  1. Правильно себя вести.
  2. Элементарным посильным трудовым действиям.
  3. Самообслуживанию в меру их возможностей.
  4. Ориентировке в быту.

Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно. Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция

Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:

  • конкретным наглядно-образным мышлением;
  • наблюдательностью;
  • упрямостью;
  • неумением обманывать;
  • довольно развитой фразовой речью.

При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

  • неосложненной;
  • осложненной нарушениями разных анализаторов;
  • осложненной нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения.

Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.

Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.

Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.

Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.

Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:

  • обучение их чтению, письму, счету;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
  • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Обучение детей с умственной отсталостью

Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко. В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

Дебильность, осложненная нарушениями разных анализаторов

Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

Дебильность с психопатоподобным поведением

У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

Воспитание детей с умственной отсталостью

Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей. Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием. Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но по-своему.

Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

Умственная отсталость у ребенка

Внимание, школа! Террористам и родителям вход воспрещен!

Мамы должны отдыхать!

Олигофрения (или умственная отсталость у детей) – стойкие нарушения в умственной (интеллектуальной) и психической деятельности ребенка. Такие нарушения составляют самую многочисленную группу заболеваний, приводящую к необратимой, органически обусловленной, умственной отсталости у детей, причиной которых можно считать внутриутробное повреждение структур головного мозга плода.

Каковы основные признаки и проявления олигофрении? На каком этапе возможно проведение ранней диагностики таких нарушений? Как правильно организовать обучение таких детей?

Немного статистики

По данным, опубликованным в зарубежных источниках, около 1% мирового населения имеет различную степень олигофрении. Британские же ученые склоняются к цифре 3% и говорят о том, что в некоторых случаях проявления заболевания настолько слабо выражены, что официально не диагностируются.

У женского населения диагноз «олигофрения» встречается в 1,5-2 раза реже, чем у мужского.

В подавляющем большинстве случае, легкая степень умственной отсталости у детей диагностируется в возрасте 6-7 лет, на момент начала школьного обучения. Тяжелая степень олигофрении диагностируется уже в первые годы жизни ребенка.

85% детей имеют легкую степень олигофрении, 10% — умеренную, 4% — тяжелую и 1% — очень тяжелую.

Причины олигофрении

Среди причин развития умственной отсталости у детей выделяют три основные группы:

наследственные причины (генетические и хромосомные нарушения);

антенатальные, к ним относятся нарушения, вызванные воздействием на плод, в момент его внутриутробного развития, любых патогенных факторов;

постнатальные – это нарушения, возникшие в процессе родовой деятельности, в период новорожденности или в течение первых 24 месяцев развития ребенка.

Наследственные причины

Наследственные причины олигофрении составляют до 70% всех случаев развития патологии, при которой нарушается формирование структур головного мозга ребенка. Среди самых распространенных можно обозначить патологии, вызванные нарушением набора хромосом или же их дефектами:

синдром Дауна (трисомия по 21 хромосоме), определен наличием лишней 21 хромосомы – в кариотипе присутствуют три 21 хромосомы, вместо положенной пары;

синдром Патау определен наличием лишней 13 хромосомы;

Смотрите так же:  Схема стресс

синдром кошачьего крика – умственная отсталость детей, вызванная нарушениями в 5р хромосоме.

Кроме того, ученые выделяют виды нарушений, вызывающих умственную отсталость и обусловленные наследственными нарушениями процесса метаболизма в организме:

дефицитом йода в период внутриутробного развития;

нарушением обмена аминокислот;

недостаточностью расщепления некоторых групп ферментов или их дефицитом.

Антенатальные причины

К антенатальным причинам развития олигофрении относят целый рад нарушений развития плода, которые могут быть вызваны:

гипоксией плода (длительным кислородным голоданием);

нарушениями функций плаценты, которые приводят к задержке внутриутробного развития, в том числе, при формировании структур головного мозга;

наличием различных инфекций в организме матери (токсоплазмоза, герпеса, венерических заболеваний);

перенесенной в период беременности краснухой (инфекционного заболевания);

применением в период беременности (особенно на ранних ее сроках) некоторых лекарственных препаратов (антибиотики, препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту и т.д.);

употреблением спиртных напитков на протяжении всего периода беременности.

Постнатальные причины

Основными постнатальными причинами развития таких нарушений умственного развития у детей, как олигофрения, можно считать острую асфиксию плода в момент родов и полученную в этот же период родовую травму (чаще это происходить при применении гинекологических щипцов или вакуума).

Еще одной достаточно распространенной причиной, является несовпадение резус-факторов матери и ребенка.

Перенесенные в раннем возрасте инфекции головного мозга, например, энцефалит или менингит, также могут вызвать органические поражения важных участков головного мозга и провоцировать появлением признаков олигофрении.

Степени и симптомы олигофрении

Современная медицина, на сегодняшний день, выделяет 4 степени развития олигофрении, которые зависят от размеров и локализации пораженных участков головного мозга.

1 степень олигофрении считается легкой, ее еще называют дебильность. Для таких детей, в подавляющем большинстве случаев, свойственно:

несколько более медленное освоение социально значимых навыков и азов обучения в школе;

эмоциональная зависимость от определенных людей и сильная внушаемость;

легкая степень нарушения поведенческих характеристик;

особенности развития физических навыков, часто отставание в физическом развитии от сверстников;

наличие неярко выраженных проблем с абстрактным и пространственным мышлением и логикой.

2 степень — умеренная степень умственной отсталости или незначительно выраженная имбецильность;

3 степень — тяжелая степень умственной отсталости или значительно выраженная имбецильность.

Основными симптомами таких поражений головного мозга являются:

    сильно выраженное косноязычие детей;

минимально выраженная способность к самостоятельности, при сохранении способности к самообслуживанию;

минимально развитая способность к самостоятельному мышлению;

минимальный словарный запас;

задержка физического развития в раннем возрасте;

нарушение способности запоминания, с этим связано ограничение способности к обучению;

нарушению механизмов адаптации, что порой приводит к развитию различных поведенческих нарушений.

Различие в симптомах, их проявлениях и, конечно, степени таких проявлений, зависит от причин поражения головного мозга и его масштаба.

4 степень олигофрении (или идиотия) может быть диагностирована уже при рождении или в течение нескольких недель после него. Это фатальное нарушение физических и психических функций организма:

практически полностью отсутствует способность мыслить и говорить;

нарушены функции центральной нервной системы – отсутствует реакция на внешние раздражители, не развит навык узнавания и выражения каких-либо эмоций, неспособность к распознаванию речи, нарушена координация движений, а в некоторых случаях, нарушена способность к обонянию и осязанию.

Лечение или обучение?

Исходя из причин появления этого заболевания, специфики его симптомов и протекания, можно с уверенностью сказать, что формально, олигофрения (как и большинство органических нарушений мозговой деятельности) нельзя относить к разряду болезней. Олигофрения – это определенное состояние, лекарства от которого, даже при сегодняшнем уровне развития медицины, просто нет! Основным «лечением» в такой ситуации является грамотная, ранняя реабилитация и адаптация.

Что это значит для родителей и детей с таким диагнозом? Прежде всего, необходимо осознать, что такие дети могут и должны овладеть основными жизненными навыками и способностью к социальной деятельности (исключения составляют только случаи идиотии и тяжелой дебильности). Более того, они способны к обучению и освоению определенного ряда профессий, однако это потребует от родителей и педагогов больше времени и затраченных усилий.

Для детей, с выявленной умственной отсталостью разработаны и действуют специализированные программы обучения, которые учитывают особенности их развития и психики. Большую долю в таком обучении занимают игры.

Получение медикаментозного лечения может быть обусловлено необходимостью снятия мышечного напряжения, устранения последствий нарушения обмена веществ, необходимостью поддержания хорошего настроения и потребности в общении. Подобная терапия может быть назначена только после проведения глубокого комплексного анализа состояния ребенка, при взаимодействии специалистов нескольких областей – психолога, психиатра, эндокринолога, педиатра и олигофренопедагога.

Специалисты в области олигофренопедагогики говорят о том, что дети, имеющие умственную отсталость различной степени, очень нуждаются в заботе и поддержке. Они быстро откликаются на любые проявления к ним внимания и готовы к освоению новых навыков и знаний.

Если олигофрения сопровождается наличием каких-либо пороков в физическом развитии, необходимо максимально раннее прохождение соответствующей программы реабилитации. Такая программа может включать в себя упражнения на развитие координации движений, мелкой моторики, силы, общей выносливости организма и ловкости ребенка. Кроме того, программа физического развития для детей, страдающих олигофренией, в обязательном порядке предполагает наличие занятий для коррекции работы дыхательной и сердечнососудистой системы, отработки навыков ориентации в пространстве, а также умения самопроизвольно расслаблять и напрягать мышцы тела. Большое значение придается общему тонусу организма и работе иммунной системы.

При работе с такими особенными детьми, необходимо помнить, что они не способны к проведению самостоятельных занятий, им необходимо постоянное сопровождения с многократными повторениями и контролем.

Умственная отсталость и ее виды

Понятие умственной отсталости. Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики личности, явившееся результатом перенесенных органических повреждений ЦНС, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера (недоразвитие). У умственно отсталых имеются грубые нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения и т. д. Умственно отсталые меньше испытывают потребность в познании. На всех этапах познания у них выявляются элементы недоразвития. Олигофрения как патологическое состояние психики. Олигофрения – это сборная группа, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, не прогрессирующих патологических состояний, основным признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического развития с преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Основные группы олигофрении по этиологическому признаку. Выделяют эндогенные и экзогенные причины олигофрении. 4 группы олигофрении в зависимости от причин (в зависимости от времени воздействия этиологического фактора):

Олигофрения патологии хромосомного набора (10 – 12 %). 200 хромосомных ошибок (например, болезнь Дауна). 1 на 700 – 1000 новорожденных с болезнью Дауна. Внешний вид Даунов: неправильно посаженные глаза; лицо круглое, уплощенное, длинный язык; короткие руки, ноги; задержка роста и гипогениталии; разболтанность суставов (все это связано с нарушением эндокринных желез); глубокая или средняя умственная отсталость; бедность речи; движения неловкие; снижение критичности мышления; легко поддаются внушению; характерен веселый нрав.

Наследственные формы олигофрении. Наследственно обусловленные нарушения обмена веществ. Фенилкетонурия – связана с нарушением окисления одной из кислот. Характерно: умственная отсталость; вспышки агрессии; нарушение пигментации волос и глаз; легкость возникновения нарушений кожи; большая челюсть; очень маленькая голова. Гаргоимизм – шаржированный внешний образ. Строение лица неправильное; туловище деформировано, позвоночник искривлен, живот увеличен; поражения внутренних органов, глаз, слуха; обменные нарушения щитовидной железы; отсутствие действий. Чаще встречается у мальчиков. Иммунологическая несовместимость. Могут быть судорожные припадки, двигательные расстройства, поражения зрения, слуха.

Экзогенные формы олигофрении. Инфекционные воздействия во внутриутробном развитии (краснуха – аномалия развития мозга и других органов, дефекты глаз и др.; вирус гриппа). Краснуха может вызывать поражения ЦНС и в прижизненный период. Токсоплазмоз – слабоумие, поражения глаз, нарушения строения черепа; поражаются внутренние органы; отличаются агрессивностью и злобностью. Внутриутробные поражения сифилисом – параличи; нарушения зрачковых реакций; седловидный нос и т. д. Интоксикации в период внутриутробного развития (алкоголь, лучевая энергия, химические вещества и др.). Родовые осложнения – механические осложнения, аноксия. Ведет к внутриутробной асфиксии; нарушается питание клеток мозга; внутричерепные кровоизлияния; судорожные припадки. Инфекции, перенесенные в раннем детстве (нейроинфекции – энцефалит, менингит; либо другие инфекционные заболевания – грипп, краснуха, коклюш). Могут быть параличи, судорожные состояния. Важная мера профилактики – прививки и лечение. Эндокринные нарушения, возникшие в раннем детстве. Кретинизм – гипофункция щитовидной железы или полное ее отсутствие (недостаток йода в питьевой воде). Характерно: средняя и глубокая степень умственной отсталости; средний рост; апатия, медлительность, вялость; нарушение речи и глухонемота.

Смешанные формы, с сочетанием и того и другого. Клинико-психологические особенности олигофрении. Физические и неврологические нарушения при олигофрении: 1. Пороки развития черепа и мозга. Микроцефалия – значительно уменьшенная мозговая часть, лицевая явно преобладает. Макроцефалия – преобладает мозговая часть с нависающим лбом, лицевая уменьшена. 2. Неправильности в строении лица и тела. Волчья пасть; заячья губа; деформация зубов; поражения глаз, ушей; высокий, либо чрезмерно маленький рост; диспластичность, диспропорции тела; гипергенитализм, либо гипогенитализм; пороки внутренних органов. 3. Неврологические расстройства. Асимметрия лица; поражения слуха, зрения; косоглазие; птоз; судорожные проявления; парезы и параличи конечностей; изменение рефлексов (либо отсутствие рефлексов, либо гипо- или гиперрефлексы, либо патологические рефлексы); нарушение чувствительности.

Особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и характера, двигательной сферы и формирования навыков детей-олигофренов. Ощущения и восприятия. У детей с пораженной н/с ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены – последовательно. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Также проявляется выраженная недифференцированность ощущений и восприятий детей-олигофренов. Умственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при их узнавании. Наиболее выраженной особенностью восприятия умственно отсталых детей является инактивность этого психического процесса. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях. Из-за неточности проприоцептивных ощущений движения, которые производит умственно отсталый ребенок, отличаются плохой координированностью. Его движения излишне размашисты, топорны. Речь. У ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже 3 – 4 лет. Речь его скудна и неправильна. Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции, т. е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов. Активный словарь особенно скуден. Дети-олигофрены очень мало пользуются прилагательными, глаголами, союзами. Обращают на себя внимание нарушения согласования в предложениях. Мышление. Крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления – речи. Умственно отсталый ребенок очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений. Также характерна непоследовательность мышления. Тенденция к стереотипному мышлению (решают задачи по аналогии с предыдущими). Слабость регулирующей роли мышления. Некритичность мышления (редко замечают свои ошибки). Особенности памяти. Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Плохо перерабатывают воспринимаемый материал. Внимание. Слабость произвольного внимания. Колебания внимания, невысокий объем внимания. Особенности волевых качеств личности умственно отсталых детей. Недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности. Особенности эмоциональной сферы. Чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. Переживания более примитивны, полюсны, он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у детей-олигофренов с опоздание и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Характер. Характер детей всегда обусловлен воспитанием. Многочисленные недостатки и даже уродства в характере и поведении умственно отсталых детей возникают после болезни, но не в следствие болезни. Они есть результат неправильного, неадекватного формирования привычек у больного ребенка. Из совокупности привычек постепенно складывается характер ребенка. Проблемы диагностики и методы исследования особенностей познавательных процессов и личностных свойств умственно-отсталых детей. Для диагностики предназначена методика Пинского (1968). Она состоит из 3-х экспериментальных заданий возрастающей сложности. Для исследования необходимо: набор красных и белых брусков. Обследуемому предлагается удлинить начатый следующим заборчик.1 задание – кбкбкб; 2 задание – кббкббкбб; 3 задание – кбкббкббб. При анализе выполнения обследуемым задания нужно обратить внимание на уяснение принципа задания, насколько стереотипен избранный обследуемым модус детальности, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились бруски одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизменённом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. . Степени выраженности психического недоразвития при олигофрении. Глубокая степень идиотии. Дефект психического развития при имбицильности и дебильности. По степени выраженности дефекта выделяют 3 группы:

Смотрите так же:  Обсессивно компульсивный невроз причины

1). Идиотия – тяжелая степень умственной отсталости. Идиотия бывает глубокая, средняя и легкая. Глубокая степень идиотии характеризуется уже в дефекте на уровне восприятия. Не узнает мать; нет фиксации внимания на каких-то воздействиях; отсутствует дифференцированность восприятия (горячее – холодное и т. д.); не формируются представления о глубине и высоте; снижены все виды чувствительности; бедность двигательных реакций; ползанье; повторные цепные движения; речь вообще отсутствует и не понимает ее; отсутствуют навыки самообслуживания; эмоциональные реакции примитивны и связаны с физиологическими потребностями; тупое безразличие или злобная агрессивность. Средняя и легкая степень идиотии. Характерно некоторое проявление познавательной деятельности в виде некоторых представлений. Может узнавать близких и проявлять некоторую радость; элементарные навыки самообслуживания; дефекты произношения. Такие люди самостоятельно жить не могут. Сексуальное чувство снижено.

2). Имбицильность – слабый, незначительный. Представления могут образовываться; образовывать понятия не может; отсутствует абстрактное мышление и творческое воображение. Речь понимает; дефекты произношения и бедность синтаксических и грамматических конструкций. Вялая апатия, но может быть и живость; либо агрессивное поведение, либо добродушное. Имеются навыки самообслуживания; простейшие трудовые навыки. Прожорливость. Либо пониженность сексуального влечения, либо наоборот. Самостоятельно жить не могут.

3). Дебильность – слабый, немощный. Неспособность вырабатывать сложные понятия. Мышление носит характер конкретно-ситуационного. Ориентируется на собственные отношения. Учиться может, но с трудом. Иногда встречается частичная одаренность (развита механическая память и др.). Трудности при изучении абстрактных предметов. Может неплохо адаптироваться. Овладевают несложными профессиями, неплохо адаптируются в жизни. Нуждаются в руководителе. Критичность снижена, внушаемость. Не способен сам оценить ситуацию. Либо добродушный, либо злобно примитивный. Усиление сексуальных влечений. Могут быть либо апатичными, либо двигательно возбужденными. Проблема обучаемости детей с легкой степенью психического недоразвития. Дети, страдающие олигофренией в легкой степени дебильности, обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этих программ они овладевают навыками чтения, письма, счета. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности. Динамика психического развития детей-олигофренов. 1 год жизни – замедленное формирование перцептивных функций. Акт хватания запаздывает или вообще нет. От 1 до 3-х лет. Недоразвитие в двигательных навыках: не развиваются навыки самообслуживания; речь либо отсутствует, либо опаздывает; предметно-игровая деятельность достигает своего развития к 7 – 8 годам. Выпадает этап ролевой игры. И это усиливает отставание в развитии. В младшем школьном возрасте проявится низкая познавательная деятельность (навыки чтения, писания и т. д.). Нарушен фонематический слух (глупые ошибки). Нарушен звуковой анализ слова. Трудность усвоения учебных навыков. Сниженный темп работы. Несформированность норм поведения в школе. Подростковый возраст. Дисбаланс эмоционально-волевой сферы. Трудно контролируются сексуальные влечения. Несдерживаемая агрессивность. Проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают надлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов. Поврежденное психическое развитие, клинико-психологические особенности органической деменции. Органическая деменция – слабоумие, вследствие воздействия различных факторов. Есть периоды развития, соответствующие норме (нарушения от 3-х лет). Более позднее воздействие. При деменции не обязателен тотальный характер. Частичный характер воздействия. В плане коррекции ближе к олигофрении. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. На первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. п.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению. Так нарушения памяти, в особенности механической, более характерны для деменции, обусловленной черепно-мозговой травмой, перенесенной ребенком в возрасте после 3-4 лет. Виды органической деменции по этиологическому критерию. Патогенез и клинико-психологическая структура деменции определяется этиологическими факторами, степень распространенности и локализации болезненного процесса, возрастом начала заболевания и временем прошедшим после его окончания. Зависит от сочетания явлений повреждения, недоразвития и компенсаторных возможностей, определяется преморбидными индивидуальными особенностями ребенка. Систематика по этиологическому критерию: эпилептическая; травматическая; постэнцефалическая; склеротическая деменция.

Специфика клинико-психологической структуры отдельных видов органической деменции у детей по Сухаревой Г.Е. По Сухаревой у детей выделяют 4 вида органических деменций:

На 1-ый план выходит низкий уровень обобщения, мышление носит конкретный характер.

Нейродинамические расстройства, которые проявляются в выраженной замедленности, плохой переключаемости психических процессов. Высокая психическая истощаемость. Встречается нарушение логики.

Грубые расстройства внимания и нарушение целенаправленности и критичности мышления. Расторможенность. Импульсивный характер поведения. Отсутствует реакция на замечания. Характер дурашливости. Легкость возникновения агрессивных вспышек. Общение со сверстниками нарушено. Яркие нарушения внимания и памяти. Расторможенность влечений.

Низкая мотивация, активность. Вялость, апатия, характерная и для мышления. Эмоциональная бедность. Равнодушие к оценкам. Нередко отсутствуют и навыки опрятности. Чаще встречаются 2 последних типа. Эпилептическая деменция. Более корректным является выражение «слабоумие при эпилепсии». Причины: органическое заболевание ЦНС; наследственность; эндокринные нарушения; родовая и после родовая травма; болезни и инфекции.

Большие судорожные припадки при эпилептической деменции проходят ряд фаз (предвестники эпилептического припадка): 1). Аура (ветерок, дуновение) – это разнообразные переживания, которые человек ощущает перед началом приступа. Психическая аура – эмоциональные переживания (восторг, экстаз). Аура – это своего рода предвестник начала приступа, защитный механизм. Эти переживания у каждого свои. Предшествуют на разном временном интервале. 2). Фаза тонических судорог. Больной теряет сознание, падает, начинается интенсивное сокращение всех мышц (они напряжены). Глаза закрыты. Вначале издают крик, затем дыхание прекращается. Длительность – 20 – 30 секунд. 3). Фаза клонических судорог. Попеременное сокращение и расслабление мышц. Дыхание восстанавливается. Выделяется обильная пенистая слюна. Могут быть прикусы языка, щек. Слюна может быть окрашена кровью. Зрачки не реагируют на свет. Может быть непроизвольная дефекация. Длительность – 1,5 – 2 минуты. 4). Послеприпадковые нарушения сознания в виде оглушенности. Сопровождается сном (1 – 2 часа). Бывает, что за одним припадком возникает другой без прихождения в сознание (эпилептический статус). Больные могут погибать. Имеются ограничения в выборе профессии – нельзя работать водителем; на конвейере; на горячих производствах и др. нельзя ушибаться головой. Освобождаются от службы в армии. Эквиваленты эпилептических припадков. Может протекать с другими или вместо других нарушений. Приступообразные состояния дереализации. Острые сумеречные состояния. Острый делирий. Особенности познавательных процессов и проблема обучаемости при эпилептической деменции. Более явное нарушение познавательной и личностной сферы в детстве. Наряду с замедлением психических процессов выявляются снижение уровня мыслительной деятельности, патологическая обстоятельность мышления. С трудом, путано, неточно, с остановками и повторениями выражаются мысли. В связи с этим мышление больных эпилепсией называют лабиринтным. Ослабевает память, в первую очередь, на события, не имеющие личного значения. Обедняется лексикон, употребляются уменьшительно-ласкательные обороты речи — эвфемизмы, неопределенные и лишние слова и выражения. Речь в растяжку, нараспев, с обилием словесных штампов, междометий. Круг интересов и побуждений к деятельности ограничен заботами о собственном благополучии («концентрическое слабоумие»). Наблюдается утрированное заострение характерологических черт. Так, вежливость переходит в слащавость, елейность; предупредительность — в услужливость, сервилизм; учтивость — в льстивость; аккуратность — в мелочный педантизм; сочувствие— в подобострастие; самоуважение — в заносчивость; бережливость — в скупость и т. д. Больные могут быть обидчивы, злопамятны, мстительны, взрывчаты. Иногда развиваются ханжество, показное благочестие, двуличие, набожность. Изменения личности при эпилептической болезни, подходы к объяснению причин этих изменений. Стойкие изменения психики наступают после многих лет болезни. У бол-тва больных отмечается замедленность и ригидность психич процессов. Девиа поведение может выражаться психич расторможенностью или заторможенностью, может появиться упрямство, садизм, агрессия. У части формируется эпилепт характер – сужается круг интересов, завышаются требования к окружающим. Холодность по отношению к окр сочетается со слащавостью и угодливостью. Больные утрированно приветливы, добродушны, то злобны и агрессивны. Чем раньше началась болезнь, тем чаще возникают припадки и чем меньше больной подвергается лечению, тем скорее наступают изменения личности. Проблемы социализации подростков с эпилептической деменцией. При наличии грамотной медицинской коррекции дети и подростки, больные эпилепсией, в большинстве своем ничем принципиально не отличаются от своих сверстников. Они посещают обычные детские сады и школы, готовятся к поступлению в вузы, мечтают о престижных профессиях. Ограничения, с которыми им приходится сталкиваться из-за специфики заболевания, касаются весьма ограниченного круга аспектов жизни.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]