Умственно отсталые дети развитие речи

Умственно отсталые дети развитие речи

Таким образом, особенности психики умственно отсталых детей представляют собой глубокое своеобразие, резко отличающее их от нормальных детей. Психическое развитие умственно отсталого ребенка является качественно иным, аномальным.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.

Для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 — 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 — 5 лет. По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей являются «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах» (Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1970, с. 106.). В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не дифференцирует слова, произносимые окружающими, в связи с чем недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Для того чтобы ребенок умел воспроизводить сложный комплекс, осуществляющий артикулирование, необходимо нормальное развитие речевой моторики.

Развитие как общей, так и речевой моторики у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно. В процессе артикуляции звуков у них наблюдается неточность речевых движений, недостаточный их объем, замены, вялость мышечного тонуса, нечеткость кинестетических ощущений.

Речевое развитие осуществляется не только и не столько путем имитации, подражая речи окружающих. В основе овладения речью лежит становление сложных функциональных структур, соответствующих системе языка. Основным условием формирования таких структур является возможность анализа воспринятой речи и последующий синтез, обобщение. Таким образом, развитие речи происходит через усвоение языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических.

Речевые нарушения у детей при умственной отсталости

Умственная отсталость (УО) у детей характеризуется сниженным развитием интеллекта в связи с недостаточным функционированием головного мозга и центральной нервной системы. Высшая психическая деятельность отстает в развитии, провоцируя социальную дезадаптацию. Признаки УО проявляются во всех сферах — интеллектуальной, речевой, психомоторной, эмоциональной.
Специалисты относят к диагнозу УО внутриутробное поражение мозга и нервной системы, либо произошедшее в первые месяцы жизни. От уровня поражения ЦНС зависит степень отсталости ребенка.

Причины возникновения умственной отсталости

Во многом умственная отсталость у детей определяется генетикой. Однако исключительно наследственность редко является единственной причиной возникновения умственной отсталости. Неблагоприятные факторы среды также способны оказать большое влияние на формирование высшей психической деятельности.

Принято выделять несколько причин:

  • Хромосомные аномалии, отягощенная наследственность.
  • Поражение плода в период внутриутробного развития (перенесенные матерью тяжелые инфекционные заболевания, воздействие токсинов, химио- и радиотерапия, наркотики, алкоголь).
  • Гипоксия мозга в период гестации или родов.
  • Тяжело протекающая родовая деятельность (с асфиксией, наложением щипцов и т. д.)
  • Значительная недоношенность ребенка.
  • Социальные факторы (депривация, глубокая педагогическая запущенность.
  • В раннем возрасте — ЧМТ, инфекции, поражающие центральную нервную систему.

Умственная отсталость у ребенка проявляется с раннего возраста. Выражается она в сниженном интеллекте, сенсорных и двигательных расстройствах, задержке формирования речи.
В зависимости от степени отсталости определяется способность ребенка к обучению, развитию и возможность интеграции в общество. Хорошей новостью в данном случае является тот факт, что УО не прогрессирует со временем, а в случае грамотно проведенных коррекционных мероприятий состояние даже улучшается. Однако необходимо помнить о том, что ребенок способен развиваться лишь в пределах физиологических возможностей.
Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекции детей с УО являются занятия с логопедом-дефектологом.

Особенности развития речи при умственной отсталости у детей

При данном диагнозе нарушения в формировании речи обычно носят системный характер — то есть чаще всего у ребенка в той или иной степени не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут быть:

  • нарушения фонематического восприятия (подробнее о фонематическом нарушении речи);
  • аграмматичная речь;
  • дизартрия;
  • задержка речевого развития;
  • формирование связной речи.

В зависимости от выраженных отклонений речевые проблемы делятся на три уровня:

  1. Пассивный словарь ограничен, в активном имеется лишь небольшой набор простых слов. Ребенок изъясняется в основном жестами.
  2. Понимание речи осложнено, ребенок воспринимает лишь простые предложения. Активный словарь расширился до построения коротких фраз, однако эти фразы не объединяются в связное повествование.
  3. Ребенок строит сложные предложения, однако они отличаются аграмматизмом, часто стереотипны. Словарный запас ограничен. Имеются навыки чтения и письма, однако восприятие прочитанного текста снижено, письменный — имеет массу нарушений.

Логопедическая работа с детьми, имеющими умственную отсталость

Для адаптации ребенка с УО работа логопеда-дефектолога должна сочетаться с методиками поведенческой терапии. Программа коррекции разрабатывается с учетом степени недоразвития речи, а также физиологических возможностей ребенка.

Особенности построения тактики занятий:

  • Поиск индивидуального подхода. Работая с ребенком, имеющим УО, невозможно ориентироваться на «средние» показатели. Отталкиваться необходимо от частных особенностей.
  • Стимулирование подражательной способности. Склонность ребенка повторять за педагогом поможет ему в дальнейших занятиях.
  • Организация рабочей обстановки, не отвлекающей от занятий. Дети с УО отличаются слабыми показателями концентрации внимания, поэтому необходимо убрать все отвлекающие предметы из поля зрения.
  • Все уроки имеют комбинированный характер, позволяющий задействовать разные уровни речевого развития и переключаться на другие занятия, чтобы не потерять внимания ребенка и включенности в процесс.
  • Постоянное моделирование ситуаций, стимулирующих ребенка к общению.

При этом работа не должна прекращаться с окончанием урока. Здесь важна деятельность родителей, которые бы создавали ситуации для общения, делали усвоенные ребенком навыки востребованными и актуальными. У детей с отсталостью крайне долго формируется автоматизация навыка, поэтому на быстрый результат рассчитывать не стоит.

Чем занимается логопед-дефектолог:

  • Улучшением работы артикуляционного аппарата (все дети с таким диагнозом имеют проблемы со звукопроизношением).
  • Стимулированием слухового восприятия и внимания.
  • Развитием коммуникативной функции речи.
  • Развитием эмоционально-волевой сферы.
  • Формированием правильного понимания грамматического построения фраз и предложений, семантики языка.
  • По возможности осваивается чтение и письмо, проводится работа с дислексией.

Родителям важно понимать, что необходимо создать оптимальные условия для интеграции ребенка с умственной отсталостью в социуме. Развитая речь позволит ему адаптироваться и получить определенную самостоятельность.

Также ознакомьтесь с диагнозом аутизм.

Здравствуйте! Мне нужен дефектолог, у ребенка легкая умственная отсталость, а с математикой со всем плохо, учится в 3 классе. Учитель грозит, чтобы мы перешли в коррекционное обучение, но я против. Вот, думаю, может быть, вы мне поможете?

Да, запишитесь на занятия через форму на сайте. После первичного обследования можно будет сказать, как действовать дальше

Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития .

«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым .

Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как .

Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников

Автор: Рябинович Татьяна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад № 71

Аннотация: в статье рассмотрены особенности становления речи умственно отсталых дошкольников, отражены взгляды отечественных исследователей по данной проблеме.

Ключевые слова: умственная отсталость, речевое развитие, системное недоразвитие речи.

И.М. Бгажноков, А.А. Катаева в своих работах указывают, что у умственно отсталых дошкольников предпосылки развития речи (предметное восприятие, предметные действия, доречевые формы общения и др.) своевременно не формируются. Вследствие чего, у указанной категории дошкольников развитие речи на всех этапах идет со значительными искажениями и нарушениями [2, 7].

В силу указанных факторов, для речи умственно отсталых дошкольников характерным является значительное запаздывание в появлении гуления, лепета, первых слов, фразовой речи, отмечает Л.С. Волкова. Задержка становления речи отмечается у них на всех этапах, затрагивает все уровни языка: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический. В младенческом возрасте они не понимают содержания обращенной к ним речи, не реагируют на простейшие ситуативные команды. Звукокомплексы, произносимые младенцами в возрасте около одного года, бедны, эмоциональная окраска значительно снижена. У умственно отсталых детей отсутствует стремление подражать речи взрослого. Умственно отсталые дошкольники долгое время не реагируют на речь взрослого, а первые слова появляются у них в возрасте от 2 до 5 лет. Следует отметить, что между появлением первых слов и формированием фразовой речи у дошкольников с нарушением интеллектуального развития лежит очень большой временной отрезок [2, 7, 9].

По наблюдениям Л.А. Брюховских, понимание речи на элементарном уровне становится доступным дошкольникам с нарушением интеллектуального развития лишь в возрасте около 2 лет. Автор указывает, что и в 4-5 лет дошкольники не понимают до 30% словосочетаний, фраз в речи взрослого. Доступны пониманию простые, часто встречающиеся в быту фразы [3].

При усвоении умственно отсталыми дошкольниками словарного состава языка, как отмечаетН.В. Новооторцева, отмечаются грубые нарушения. Во-первых, для их речи свойственно существенное преобладание активного словаря над пассивным, они понимают более или менее правильно меньшее количество слов, чем употребляют. Словарь умственно отсталых дошкольников состоит в основном из существительных и глаголов, среди которых преобладают обозначающие хорошо знакомые детям предметы и действия. Отмечается преобладание бесприставочных глаголов. Имена прилагательные занимают очень незначительное место в словаре дошкольников с нарушением интеллектуального развития, чаще это малоконкретные характеристики типа «большой», «маленький», практически не встречаются прилагательные, обозначающие качества человека, личностные свойства. Это является препятствующим фактором формирования связной речи у указанной категории дошкольников [10].

Сам процесс развития интереса к языковой материи, осмысление различных средства языка: слов, словосочетаний, предложений, а также активное использование этих средств является достаточно сложным процессом. По мнению А.Н. Граборова, Р.И. Лалаевой важным фактором, задерживающим развитие речи умственно отсталых дошкольников, служит характерная для них недостаточность усвоения семантической стороны родного языка. Именно аномалия общего развития создает препятствия для понимания умственно отсталым ребенком значения тех слов, которые произносят окружающие люди, называя предметы обихода, выполняемые действия и т.д. Затруднения в понимании лексического значения слова, в свою очередь, препятствуют развитию у детей интереса к формальной стороне слова, к выделению языковых единиц, их структуры и способу образования слов [4, 8].

Смотрите так же:  Частично оплачиваемый отпуск предоставляемый по уходу за ребенком

Состояние речевого развития дошкольников с нарушением интеллектуального развития можно охарактеризовать как «системное недоразвитие речи». Исследователи выделяют три уровня: системное недоразвитие тяжелой, средней и легкой степени [цит. по 9].

Речь дошкольников с нарушением интеллектуального развития, соответствующая тяжелой степени системного недоразвития, характеризуется следующими особенностями. Речьотсутствует или наблюдаются ее элементы. Отмечается грубое нарушение понимания обращенной речи. Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов. В речи отмечается наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи. Чаще всего выражен только один ударный компонент. Недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие. Слова многозначны. Связная речь отсутствует. Направленность на речевое общение очень низкая. Пользуются для выражения просьб указательными жестами. Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми [цит. по 9].

Речь дошкольников с нарушением интеллектуального развития, соответствующая средней степени системного недоразвития, характеризуется следующими особенностями. Отмечается понимание обращенной речи на уровне простых бытовых инструкций: «Помой руки», «Поставь тарелку на стол» и т.д. Часто наблюдается эхолалия. Дети пользуются для общения отдельными словами, звуковая и слоговая структура слов остается значительно искаженной. В речи дошкольников появляется фраза, которая является простой, грубо аграмматичной. Навыки языкового анализа и синтеза, словообразования и словоизменения недоступны [цит. по 9].

Л. И. Аксенова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева указывали, что умственно отсталые дошкольники не умеют связно высказывать свои просьбы, пожелания. Они не могут полноценно общаться с помощью диалога. Поскольку словарный запас их сильно органичен, они не могут составить полноценную фразу, затрудняются сформулировать свою просьбу, вопрос, ответ на заданный им вопрос. Чаще всего, общение их ограничивается житейскими, многократно повторяющимися ситуациями, с помощью хорошо заученных стандартных фраз. Если общение выходит за привычные рамки, дошкольники с нарушением интеллектуального развития испытывают выраженные трудности формулирования своей речи. У этой категории дошкольников очень снижена направленность на речевое общение [1, 5].

Речь умственно отсталых дошкольников, соответствующая легкой степени системного недоразвития, характеризуется следующими особенностями. Понимание обращенной речи расширяется. Дети пользуются для общения простой фразой, звуковая и слоговая структура слов остается значительно искаженной. Звукопроизношение на этом уровне корригируется, однако, отмечаются выраженные сложности автоматизации поставленных звуков [цит. по 9].

С.Ю. Ильина указывала, что у указанной категории дошкольников гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, встречаются различные дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением [6].

Дошкольникам доступны простейшие формы словообразования и словоизменения, однако, в свободной речи они редко их употребляют. Свободная речь остается аграмматичной. Навыки языкового анализа и синтеза остаются недоступными. На механическом уровне умственно отсталые дошкольники осваивают навык чтения, однако, у них наблюдается выраженные затруднения понимания прочитанного. Как таковая полноценная связная монологическая речь отсутствует. Чаще это диалогическая ситуативная речь, состоящая из нескольких аграмматичных фраз. Предложения, которыми пользуются умственно отсталые дошкольники преимущественно простые, в них наблюдаются стойкие отклонения согласования, управления, пропуски второстепенных и даже главных членов. Сложные, особенно сложноподчиненные, предложения дошкольники не употребляют, что свидетельствует о затруднениях в плане понимания и отражения различных взаимозависимостей между объектами и явлениями окружающей действительности и служит еще одним свидетельством грубого недоразвития мышления данной категории дошкольников. В повседневной жизни дошкольники с легкой степенью системного недоразвития речи способны поддержать беседу на тему, близкую личному опыту, используя простые конструкции предложения. Характерной особенностью речи является ее предметная несоотнесенность, слабая связь с деятельностью[цит. по 9].

Р.И. Лалаева отмечает, что у дошкольников с нарушениями интеллектуального развития овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Связное высказывание не развивается в дошкольном периоде, поскольку их речевая практика предельно ограничена. Связная речь самостоятельно не формируется [8].

Л.М. Шипицына указывала на другую особенность речевого развития умственно отсталых дошкольников. Автор отмечает, что у них крайне редко наблюдается инициатива в ситуации диалога. Данный факт, по мнению Л.М. Шипициной, обусловлен системным речевым недоразвитием, отсутствием мотивов, узким кругом интересов [11].

Таким образом, речевое развитие умственно отсталых дошкольников формируется со значительными искажениями и нарушениями. В речи отмечаются выраженные трудности понимания обращенной речи, бедность словаря, стойкий аграмматизм.

Список литературы:

Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова — М.: Академия, 2000. — 450 с.

Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка / И.М. Бгажнокова — М.: Просвещение, 2010. — 93 с.

Брюховских, Л.А. Особенности понимания речи умственно отсталыми дошкольниками/ Л.А. Брюховских// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.- 2009.-№1.- С. 18-23

Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / А.Н. Граборов. – М.: Классикс Стиль, 2005. – 248

Екжанова, Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — №3. – С.66-78.

Ильина, С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников / С.Ю. Ильина. – М.: Академия, 2005. – 240 с.

Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика/ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 208с.

Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. — М.: Владос, 2001. — 224 с.

Логопедия. Методическое наследие. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Под ред. Л.С. Волковой.- М.: Владос, 2007.- 459 с.

Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей / Н.В. Новооторцева.-Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.- 61 с.

Шипицына, Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка/ Л.М. Шипицына.- М.: Владос, 2010.- 279 с.

Умственно отсталые дети развитие речи

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер.

У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушены программирование речевой деятельности, самоконтроль речи, реализация речевой программы и пр.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость вербальных контактов, незрелость интересов представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей.

Расстройства речи у детей с нарушенным интеллектом разнообразны по своим проявлениям, механизмам, характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются и требуют дифференцированного подхода при их анализе.

Дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей достаточно распространены.

В основе нарушений фонетической стороны речи лежит ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, слабость общей и речевой моторики.

Среди факторов, влияющих на несовершенство звуковой стороны — позднее появление речи. Резкое отставание отмечается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет появляется у детей в 5-7 месяцев, то у умственно отсталых детей в 12 месяцев и позже. Значительно задержано появление первых слов (2,5 года и позже), фразовой речи.

Одной из частых причин тяжелых расстройств звукопроизношения у умственно отсталых учащихся младших классов выступает нарушение артикуляционной моторики.

У умственно отсталых детей преобладает фонологический характер нарушений звукопроизносительной стороны речи, что связано с несовершенством навыков звукового анализа и синтеза. Нарушения, как правило, охватывают все фонетические группы звуков, но наиболее часто расстраиваются группы свистящих и шипящих звуков (т.к. их объединяет акустическая близость), чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки.

Особенностью звукопроизношения у умственно отсталых детей является вариативность нарушения звуков. Один и тот же звук в одних случаях может произноситься правильно, в других ненормированно, что зависит, главным образом, от характера звуко-слоговой структуры слова.

Недостатки звукопроизношения, особенно замены звуков, у умственно отсталых детей чаще, чем у детей с сохранным интеллектом отражаются на письме.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи у умственно отсталых детей является более длительным и сложным процессом, чем у детей с сохранным интеллектом. Наибольшую сложность в работе по устранению недостатков произношения звуков представляет этап автоматизации. Научить ребенка использовать в самостоятельной речи правильные артикуляторные установки чрезвычайно трудно, что объясняется инертностью нервных процессов, сложностью образования новых связей, слабостью переключению, снижением контроля за собственной речью.

Обязательным этапом логопедической работы с умственно отсталыми детьми является дифференциация звуков, что обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения, преобладанием фонологического характера нарушений звуков.

Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности детей, формированием операций анализа, синтеза, сравнения. Большое внимание должно уделяться развитию общей и речевой моторики, слухового восприятия, внимания, памяти, т.е. нормализации всех факторов, лежащих в основе нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Словарь умственно отсталых детей несовершенен как в количественном, так и в качественном отношении. Отмечается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, преобладание пассивного словаря над активным, трудности актуализации словаря, несформированность структуры значения слова.

Причины несовершенства лексической стороны речи умственно отсталых детей связаны с низким уровнем их интеллектуального развития, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, узостью интересов, снижением потребности в речевых и социальных контактах, слабостью вербальной памяти.

Дети не знают названий многих предметов, которые их окружают, затрудняются в назывании отдельных частей предметов. В словаре преобладают существительные с конкретным значением. Дети не пользуются словами обобщающего, абстрактного характера. Наблюдается неумение пользоваться синонимическими значениями. В речи детей часты замены слов по семантическому сходству. Характерны смешения слов одного рода, вида. Различия предметов не усваиваются детьми, а обозначения не разграничиваются.

На втором месте по частоте употребления находятся глаголы. Глаголы с приставками дети заменяют бесприставочными глаголами. Приставки используются неадекватно. В активном словаре отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения и др.

Наибольшую трудность представляет использование прилагательных. Используется незначительное количество слов, обозначающих цвет предметов, величину, вкус. Дети оперируют в активном словаре, главным образом, «универсальными заменителями»: плохой, хороший, большой, маленький. Крайне редко употребляются прилагательные оценочного характера, обозначающие внутренние качества человека.

Ограничено в словаре умственно отсталых детей количество наречий. Чаще используются наречия места и времени, неопределенные указания: там, потом.

Пассивный словарь шире активного, однако, он с большим трудом актуализируется, часто для воспроизведения какого-либо слова дети нуждаются в наводящих вопросах.

Смотрите так же:  Почему дети рождаются лысыми

Грамматический строй речи умственно отсталых детей формируется с запаздыванием, своеобразно, отличается своим несовершенством, что проявляется в аграмматизмах, трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксические структуры предложений. Основной конструкцией предложений являются, простые рапространенные предложения. Сложные предложения крайне редки в речи умственно отсталых детей и появляются примерно в 5 классе. Причем, сначала школьники овладевают сложносочиненными предложениями, значительно позже и с трудом сложноподчиненными. Дети оказываются не в состоянии устанавливать причинно-следственные, временные зависимости. При построении предложений допускаются ошибки конструктивного характера, много стилистических ошибок. Имеют место пропуски слов в предложениях, причем, пропускаются как главные, так и второстепенные члены предложения. В самостоятельной речи умственно отсталых детей часты фрагментарные предложения с пропуском подлежащего или сказуемого, в отдельных случаях и подлежащего и сказуемого. Предложения оказываются незавершенными. Распространенными и стойкими ошибками являются нарушения связи слов в предложениях, смешиваются падежные формы, искажается согласование в роде, числе. Характерно неумение пользоваться предлогами, союзами. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи резко проявляется в связной речи.

Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами. Дети длительное время задерживаются на этапе вопросо-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельным высказываниям сложен и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. Дети нуждаются в постоянной стимуляции высказываний, в помощи в виде вопросов, подсказок.

Особую трудность представляет контекстная форма речи. Более легкой для умственно отсталых детей является ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.

Связные рассказы детей малоразвернуты, фрагментарны, в них нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями.

Связный текст не представляет собой единого целого, характеризуется краткостью, сжатостью и неточностью изложения. Содержание связных высказываний упрощено, обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений. Причины несовершенства связной речи умственно отсталых детей связаны со слабостью их речевой активности, вербальной памяти, быстрой истощаемостью, низким уровнем мотивации, бедностью словаря.

Формирование связной речи у умственно отсталых детей должно быть тесным образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

Таким образом, речь умственно отсталых детей развивается замедленно и своеобразно, характеризуется большой спецификой, что обусловлено особенностями высшей нервной деятельности детей, их психологическими особенностями.

Конспект открытого занятия для умственно отсталых детей по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Транспорт»

Белова Татьяна Александровна
Конспект открытого занятия для умственно отсталых детей по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Транспорт»

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат

для умственно-отсталых детей «Берёзка»

Цель:

Закрепить представление детей о транспортных средствах.

Задачи:

Закрепить знание названий отдельных видов транспорта и место их нахождения (вода, небо, земля).

Развивать общие речевые навыки детей, упражнять в координации речи с движением.

Развивать мышление, учить отгадывать загадки.

Воспитывать умение играть в коллективе.

Способствовать развитию длительного плавного речевого выдоха.

Уметь создавать сюжетную композицию.

Предварительная работа:

Беседы по теме «Транспорт» (поезд, легковая машина, самолет, корабль, рассматривание иллюстраций, повторение стихотворений А. Барто «Самолет», «Кораблик», рисование «Рельсы для поезда», аппликации «Машина», «Кораблик», лепка «Самолет».

Материалы:

Игрушечный заяц, тематические игрушки и раздаточный материал по теме «Транспорт», тазик с водой и бумажные кораблики, лист с изображением облаков, волн, дороги.

Ход занятия

Организационный момент.

Восп: Ребята, какое замечательное сегодня утро. К нам на занятие пришли гости. Давайте улыбнемся гостям и поздороваемся.

Восп: А теперь посмотрите на меня своими глазками.

Здравствуй, небо голубое! (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок! (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок! (наклоняются)

Здравствую утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Основная часть.

Восп: Знаете, ребята, к нам в гости обещал придти лесной житель.

Отгадайте, кто это?

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

Восп: Правильно! А вот он (стук в дверь, проходи, Заинька, не стесняйся.

Заяц: Здравствуйте, ребята. Как долго я до вас добирался. Как только вышел я из леса на дорогу, все кругом стало гудеть, шуметь. Вы не знаете, что это было?

Восп: Ребята, мы знаем, что у нас есть транспорт. Вот и давайте расскажем зайке все по порядку. Сегодня мы будем путешествовать на всех видах транспорта.

А на чем?- отгадайте загадку. Слушайте внимательно:

Прицепились друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везет всех за собой?

Восп: Что это такое?

Восп: Ребята, а кто нам покажет поезд?

— Что это такое? (труба)

— Что это такое? (колеса)

— Как едет поезд? (чух-чух)

— По какой дороге едет поезд? (по железной дороге, по рельсам)

Восп: Правильно. Поезд едет только по рельсам. А если железная дорога закончилась, поезд поедет?

Восп: Вот и мы сейчас поедем на поезде.

Воспитатель приглашает детей построиться друг за другом.

Вы будете вагончиками, а я паровозом.

Паровоз дает гудок, поезд начинает двигаться.

Проводится подвижная игра «Поезд».

Мчится поезд во весь дух.

Загудел паровоз и вагончики повез.

Приехали (шипят: Ш-ш-ш)

Восп: Молодцы, ребята! Но железная дорога закончилась, а это значит, что поезд дальше не едет, и наше путешествие должно продолжиться на другом транспорте.

А на каком? Отгадайте загадку:

Четыре колеса, резиновые шины,

Мотор и тормоза

Восп: Кто нам покажет машину?

— А что машина делает? (едет)

— Это машина какая? (легковая)

— А кого возит машина? (людей)

— А где едут машины? (по дороге)

— Как сигналят машины? (би-би)

— Если машина застряла в канаве и буксует? (дзззз-дзззз, джжжж-джжжж)

— А кто водит машину? (шофер)

Восп: Правильно, шофер. А вы хотите быть шоферами? Нам же надо ехать дальше?

Проводится игра из серии «Расскажи стихи руками»: «Мы шоферы».

Дети сидят на стульчиках.

Едем-едем на машине, (имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль, (ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем, (поворачивают воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладони ко лбу)

Дворники счищают капли – (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки вправо-влево)

Вправо, влево — чистота,

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами рук)

Мы шоферы хоть куда! (поднимают вверх большие пальцы рук)

Восп: Молодцы, все выполнили. Ребята, понравилось вам быть шоферами?

Восп: Но, ребята, ехали, мы ехали, до реки доехали. Дальше нас машина не повезет.

Кругом вода, одна вода… (развести руки в стороны волнообразными движениями)

На чем мы поплывем туда? (сложить ладони в виде лодочки)

Дети: На кораблике.

Восп: Правильно, корабль-это тоже транспорт.

А кто хочет показать кораблик?

-Что это? (кораблик)

-Что делает кораблик? (плывет)

-А где у кораблика паруса?

-А где плавают корабли? (по воде)

Обратить внимание на тазик с водой и кораблик, плавающий в нем.

Восп: Посмотрите, кораблик не двигается. Для того чтобы он поплыл, нужен ветер, и он поплывет.

Воспитатель дует на кораблик. Приглашает детей тоже подуть.

Дети дуют на кораблик.

Дыхательное упражнение «Ветерок».

Восп: Поплыл наш кораблик, молодцы!

Переплыли мы реку. Но путешествие наше заканчивается и нам пора обратно.

Но не проехать, не пройти, всюду горы на пути (переплести пальцы и поднять руки перед собой в виде горки). Какой транспорт поможет нам перебраться через горы?

Серебристый, очень быстрый,

Он отправился в полет.

И на небе светлом, чистом появился?

-Кто покажет самолет?

-Что это? (самолет)

-А как гудит самолет? (у-у-у)

— А какие крылья у самолета, покажи.

-А где самолеты летают? (в небе)

Восп: Тогда давайте мы с вами сядем в самолет и полетим.

Проводится физминутка «Самолет».

Руки в стороны — вперед

Полетел наш самолет

И на землю приземлились

-Ну, вот мы и вернулись обратно. Наше путешествие закончилось. На чем, ребята, мы сегодня путешествовали?

Дети: (поезд, машина, кораблик, самолет).

-А как назвать все это, одним словом?

На мольберте заготовка для коллективной композиции: лист с облаками, обозначающими небо, волны — обозначающие воду, дорога.

Восп: Ребята, облака — это небо, волны — это вода, а внизу дорога.

Давайте с вами вспомним:

Где летают самолеты? (в небе)

Где плавают корабли? (по воде)

Где едут машины? (по дороге)

Молодцы, все правильно. Мы говорим сегодня о транспорте. Посмотрите, у меня здесь есть и самолеты, и машины, и кораблики (показывает изображение транспорта). Это транспорт.

Возьмите по одной картинке и прикрепите ее туда, где она должна быть.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит».

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства, прикрепляют ее туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, небо с облаками, вода).

Молодцы ребята, все справились.

Итог занятия.

Восп: Ребята, сегодня у нас было интересное занятие.

Вам понравилось? (да)

А давайте вспомним, что мы делали сегодня с вами на занятии? (путешествовали, отгадывали загадки, играли)

А тебе Зайка, понравилось с нами путешествовать?

Заяц: Да, понравилось, вы молодцы!

Восп: Вот видишь, Зайка, сколько ты сегодня узнал.

Расскажи всем лесным жителем о транспорте, какой он бывает, чтобы они знали и не боялись к нам в гости приходить.

Заяц: Хорошо, обязательно расскажу. Но я пришел к вам в гости с угощением.

Зайчик раздает детям конфеты.

-Ну, а теперь мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

Дети: До свидания, Зайчик.

Восп: Итак, ребята, сегодня все замечательно занимались. Молодцы! Скажем всем гостям «До свидания».

-Спасибо детям и гостям, что вы пришли сегодня к нам!

Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Край родной» Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Край родной» Воспитатель:.

Конспект новогоднего развлечения для умственно отсталых детей «Дед Мороз пришел к нам в гости» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Березка».

Конспект открытого урока в 4 классе интерната для умственно отсталых детей «Рыбка» Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Базарно-Карабулакский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».

Смотрите так же:  Обувь для 11 месячного ребёнка

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе «Волшебница вода» «Волшебница вода» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе. Цель: Совершенствовать.

Конспект прогулки для умственно отсталых детей «Экскурсия в осенний лес» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Березка».

Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моя Семья» Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и.

Конспект занятия «Одежда. Уход за одеждой» (для умственно отсталых детей) Цель занятия: Способствовать формированию знаний об одежде и уходу за ней. Задачи: • воспитание опрятности, аккуратности, самостоятельности;.

Конспект занятия по чтению для умственно отсталых детей на тему: «Звук и буква М» Конспект занятия по чтению для умственно отсталых детей на тему: «Звук и буква М» Тема: «Звук и буква М» Цели:1. Закрепить у детей представление.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Моя малая Родина — Златоуст» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина — Златоу т» Цель:.

Открытое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для умственно отсталых детей «Осень» Цель занятия: Обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи: Образовательные: -Систематизировать и закрепить представления о сезонных изменениях.

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме:
Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Для умственно отсталых детей характерным является: позднее развитие речи, отдельные слова появляются в 2-3 года, фразовой речью дети начинают овладевать лишь после 4-5 лет.

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок : долго не различает звуки речи, не дифференцирует слова, произносимые окружающими, в связи с чем недостаточно точно и четко воспринимает чужую речь.

Для того чтобы ребенок умел воспроизводить сложный комплекс артикуляторных движений, необходимо нормальное развитие речевой моторики. Развитие как общей, так и речевой моторики у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно.

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у умственно отсталых детей с большим трудом формируются языковые обобщения, замедленно усваиваются закономерности языка.

Л.Г.Парамонова выделяет несколько причин большой распространенности нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей. Первая причина — общее недоразвитие познавательной деятельности оказывает свое отрицательное влияние на ов­ладение звуковым составом речи.

— большое количество нарушений звукопроизношения определяется недоразвитием фонематического восприятия, процесса дифференциации, различения фонем. Вторая причина

недоразвитие как общей, так и речевой моторики. Формирование правильного произношения звуков речи невозможно без достаточного развития тонких, координированных, точных движений речевого аппарата, а у большой части умственно отсталых детей встречаются значительные нарушения общей и речевой моторики: параличи, парезы, гиперкинезы и т.п . Третья причина

— аномалии в строении артикуляторного аппарата. Четвертая причина

У детей-олигофренов имеется недоразвитие и лексико-грамматического строя речи. Наблюдается большая разница между объемом пассивного и активного словаря — активный словарь гораздо меньше по объему.

многие номинативные слова употребляются в активном словаре неточно. отмечается неточность употребления самых простых слов, отсутствие дифференциации в обозначении сходных предметов. пальто, шубу, плащ некоторые дети называют словом пальто.

В речи умственно отсталых наблюдаются вербальные замены . В основном дети заменяют слова, близкие семантически, обозначающие предметы одной группы. При этом названия нескольких сходных предметов заменяются одним наиболее употребительным словом. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения самих предметов.

У многих детей отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда, овощи, фрукты). Дети неправильно обозначают детенышей животных (ще­нок — «собачоночек», «собачонок», «шененок»; жеребенок — «лошаденок»). используют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета, цвета (красный, синий, зеле­ный), величины предметов (большой — маленький), вкус (сладкий — горький).

Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в большом количестве аграмматизмов, трудности выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.

У умственно отсталых детей младшего школьного возраста наблюдаются нарушения в синтаксических структурах предложений, недостаточно развиты морфологические обобщения, процессы словоизменения и словообразования.

усвоение падежей умственно отсталыми детьми осуществляется в основном в той же последовательности, что и у детей с нормальным интеллектом, но в значительно поздние сроки.

Падежные окончания множественного числа усваиваются труднее, чем падежные окончания единственного числа. Долгое время неусвоенными оказываются типы склонений. В некоторых случаях смешиваются окончания родительного падежа множе­ственного числа различных склонений («много рыбков», по аналогии с много домов). Особенно трудным для умственно отсталых детей является усвоение согласования прилагательного с существительным среднего рода

Несформированность функции словообразования проявляется в трудностях образования прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных. В основном дети пользуются суффиксальным способом сло­вообразования, но количество суффиксов, использующихся для словообразования, невелико (-ик, -очек, -чик, -онок, -ёнок, -ок, -ят-, -к-).

Наиболее характерными для младших школьников являются простые нераспространенные предложения. Встречающиеся распространенные предложения включают чаще всего только прямое дополнение (Мальчик везет санки), иногда обстоятельства места (Дети идут в школу).

В связной речи умственно отсталых детей часто встречаются назывные, а также неполные предложения. В предложениях отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, либо и подлежащее и сказуемое.

недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи у разных категорий умственно отсталых детей различно. у некоторых детей это недоразвитие носит менее выраженный характер. У них не нарушена произносительная сторона устной речи, не отмечаются выраженные и стойкие аграмматизмы. Однако с точки зрения семантики и лексико-грамматического оформления их речь все же отличается от речи детей с нормальным интеллектом прежде всего примитивностью, недоразвитием сложных семантических и грамматических уровней формирования речи. Таким образом, в этом случае общая картина недоразвития устной речи обусловлена в основном умственной отсталостью, недоразвитием аналитико-синтетической деятельности.

Речевые нарушения у умственно отсталых детей очень разнообразны по своим проявлениям. Симптоматика речевой патологии определяется как степенью умственной отсталости, так и наличием локальной патологии речевых систем, нарушением деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов.

В связи с этим многие авторы выделяют две основные группы умственно отсталых детей: умственно отсталые дети с недоразвитием речи; умственно отсталые дети с атипичной олигофренией, осложненной речевыми нарушениями. У второй группы умственно отсталых детей, кроме общего недоразвития речи, связанного с умственной отсталостью, имеется и специфическая речевая патология (дизартрия, ринолалия, алалия и т.д.).

Умственное действие в процессе своего формирования проходит ряд этапов. На первом этапе оно осуществляется с опорой на внешние средства, отмечается «материализация действия». Умственное действие здесь выступает в форме развернутого внешнего действия, внешнее действие является максимально развернутым по составу операций.

На втором этапе умственное действие осуществляется с опорой на устную речь. Развернутая практическая деятельность постепенно сокращается. На этом этапе ребенок производит счетные операции устно, без опоры на внешние действия с предметами.

на третьем этапе действие еще более сокращается, т.е. выполняется на другом уровне, во внутреннем, умственном плане. Здесь происходит интериоризация действия, превращение его во внутреннее, умственное. Ребенок осуществляет счетные операции в уме, про себя.

Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие (бедность словаря, дефектное произношение, неточное, малодифференцированное слуховое восприятие звуков речи, низкий уровень фонематического развития, несовершенство лексико-грамматического строя), психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении навыком чтения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим.

В работе представленны игры на: обагощение словарного запаса; уточнение значения слова; расширение семантики существительных, прилагительных и глагола детей старшего дошкольного и младшего школьного в.

Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации.

Воспитание, обучение и развитие умственно-отсталых детей.

Материал будет полезен педагогам, занимающимся с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста, а так же родителям. Статья включает в себя цикл занятий по развитию ручной моторики.

Выявить и изучить особенности игровой деятельности умственно-отсталых детей. Усовершенствование руководства игрой умственно-отсталых детей.

Другие статьи

  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Лечение детей арбидолом Схемы приема у детей АРБИДОЛ ® является средством с прямым противовирусным действием, которое может быть рекомендовано детям в рамках профилактики и лечения простудных заболеваний. Препарат обладает выраженной терапевтической активностью в отношении гриппа А и В, […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Картинки уход за зубами для детей Методическая разработка (5 класс) по теме: Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами». Цель: 1. Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта. 2. Формировать практические умения чистить правильно зубы. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Прививать умение […]
  • 5мес ребенок развитие Календарь развития ребенкана 5 месяце Развивающие игры Учимся различать знакомые лица Игра 1. «Семейный альбом» В этот период у ребёнка формируется способность различать по лицу своих и чужих. Появление родного лица приносит малышу большую радость. Чередование разных […]
  • Сколько детей считается многодетная семья Многодетная семья: сколько детей в ней должно быть, и на что она имеет право? Никто не станет спорить с тем, что дети – это счастье. Но это и огромная ответственность, и большие финансовые затраты на воспитание и содержание. Если в семье много детей, это чаще всего […]