Управление стрессом учебник

Общедоступные
Библиотеки
Санкт-Петербурга

Управление стрессами. Учебное пособие (Нестерова О. В.) — Каталог

Управление стрессами. Учебное пособие

Психологический стресс — Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений

Год издания: 2012

Тип издания: Книги

Нестерова, Оксана Валерьевна (кандидат психологических наук). Управление стрессами [Текст] : учебное пособие / О. В. Нестерова. — Москва : Издательство Московского финансово-промышленного университета «Синергия», 2012. — 317, [2] с. : табл. — (Университетская серия). — Глоссарий: с. 305-307. — Библиогр.: с. 308-312. — ISBN 978-5-4257-0032-2 : Б. ц.

Управление стрессом учебник

Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы. В даже хорошо управляемой организации возникают ситуации, которые негативно действуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стр рес может стать разрушительным для лица, а соответственно, для организации. Таким образом, руководитель должен это понимать и научиться нейтрализовать стрессовые ситуации для обеспечения полной эффективности деятельности организацииції.

Стресс — эмоциональное состояние организма, обусловленное избыточным давлением на личность и впоследствии осуществляет на нее деморализующее действие. Например: ситуация дефицита времени; одновременно большое количество событий или информац ции, которую не в состоянии оценить и принять человек; неприятное событие в семье и др.. Стресс — это обязательный компонент человеческой деятельноститі.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими. Тип стресса, который имеет отношение к руководителям характеризуется чрезмерными психологическими или физиологическими напряжениями [ [11, с388-3899].

Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Результаты таких стрессов — болезни (язва желудка, мигрень, гипертония, боли в сердце и с спине, артрит, астма и др..).

Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не поспевает принять решение и др.. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно проявлять заботу о рациональной организации труда подчиненных, ств оренню и укреплению морально-психологического климата в коллективе, что в значительной степени позволит исключать стрессовые ситуации. Эмоциональные стрессы проявляются в ситуациях угроз опасности, образ. Человек становится ро здратованою, теряет аппетит, впадает в депрессию, снижается ее интерес к общениюування.

Основными причинами стресса являются следующие [15, с546-547]

организационные факторы — перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;

конфликт ролей, когда к работнику предъявляют противоречивые требования к работе, либо дают задачи, выходящие за пределы его служебных обязанностей;

неопределенность роли в будущем, когда лицу неопределенные обязанности ее работы, кому она подчинена и какие у него есть права;

обязательность, это повышенная ответственность перед людьми, а также участие в собраниях и совещаниях, которые насыщены в организации;

ответственность за выполнение задачи, особенно в условиях неопределенного будущего;

постоянные изменения, необходимость приспосабливаться к быстрых технологических изменений, полученная новых навыков, выполнение дополнительных обязанностей;

взаимоотношения с подчиненными — неумение управлять критически настроенным или незгуртованим коллективом, трудности в оппонировании властью;

взаимоотношения с коллегами — нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка коллективом трудности в достижении сотрудничества;

ненадежность рабочего места, связано с опасением сокращения штатов, старением, досрочной пенсии;

чувства, вызванные работой или карьерой — разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив, медленное продвижение по службе;

влияние организации, связан с напряженным климатом, авторитарным стилем руководства, недостатком информации, недостаточным участием в трудовом процессе;

внешнее воздействие, который включает: конфликт требований организации и семьи; домашние проблемы; отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки

Указанные причины могут комбинироваться различным способом, быть острыми для руководителей, имеющих давление сверху и снизу. Положительные жизненные события могут также вызвать большой стресс

Стресс, наряду с негативным, может осуществлять и положительное влияние, которое состоит в том, что способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы. Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен учиться у управлять ими.

Управление стрессами это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях адаптации человека к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом [11, с389]

Руководители должны учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы:

разработать систему приоритетов в своей работе (что сделать»сегодня»,»завтра»,»когда придет время»);

научиться говорить»нет», когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку;

наладьте эффективные и прочные взаимоотношения с. Вашим руководителем, научите руководителя уважать. Ваше рабочую нагрузку;

не соглашайтесь с руководителем, который выставляет противоречивые требования (не занимайте агрессивную позицию, просто объясните, какие конкретные проблемы становятся для. Вас противоречивыми);

сообщите руководителю, что. Вы уверены относительно ряда задач, но не становитесь в позу жалобщика;

определите цель своей карьеры, по. Вашим самооценка реальная, проверьте каких-либо способностей и квалификации. Вам недостает;

найдите время каждый день для отключения и отдыха;

выделите время для расслабления, когда. Вы находитесь под убыточным давлением;

реально смотрите на то, что можете достичь и сделать;

следуйте режима питания и занимайтесь физкультурой

Для достижения высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо:

определить обоснованный объем и тип работы подчиненным относительно их способностей;

позволять подчиненным отказываться от поручений, если на это у них есть достаточно оснований;

четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач;

используйте стиль лидерства зависимости от конкретной ситуации;

обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу; чаще выступать в роли наставника

Одной из приоритетных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера — это его способность сознательно противостоять длительному стрессу. Известно, что при длит. Вало пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровье’я.

. Учебный тренинг. Основные понятия

Конфликт. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт. Функциональный конфликт. Дисфункциональ-ный конфликт. Функции конфликтов. Управление конфл локтя. Структурные методы разрешения конфликтов. Межличностные стили разрешения конфликтов. Изменения в организации. Модель управления организационными изменениями. Стресс. Виды стрессов. Управление стрессамвління стресами.

. Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте понятие конфликта и существующие мнения на конфликтную ситуацию?

2. Какие существуют в менеджменте типы конфликтов и их характеристика?

3. Ответьте характеристику основных причин конфликтов

4. Какие есть последствия функционального конфликта?

5. Перечислите последствия дисфункционального конфликта

6. Какие существуют функции конфликтов и их характеристики?

7. Дайте характеристику структурных методов разрешения конфликтов

8. В чем заключаются межличностные стили разрешения конфликтов?

9. В чем заключается необходимость изменений и управления изменениями?

10. Какой смысл модели проведения организационных изменений. ЛГрейнера?

11. Охарактеризуйте способы распределения власти

12. Какие причины сопротивления переменам?

13. Дайте характеристику основным методам устранения сопротивления изменениям

14. Какие виды стрессов. Вы знаете?

15. Основные причины стрессов

16. Какими методами менеджер может управлять стрессами?

Литература: 11, 15

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Стрессы и управление ими

Стресс (от англ. stress — давление, нагрузка, напряжение) — это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, а также соответствующее состояние организма. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы. В менеджменте в основном рассматривают психологический стресс. Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

В любой организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например нехватка времени для выполнения всего объема работ. Когда ситуация выходит из-под контроля, появляется нервозность, обеспокоенность.

Стресс — это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении.

Чрезмерный стресс дорого обходится и сотруднику, и организации: снижаются эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

Стресс — часто встречающееся явление (обычные последствия стресса: повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием — экзаменом, докладом и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс — это естественная часть человеческого существования. Необходимо различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.

Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.

Симптомы стресса:

  • o проблемы здоровья, нарушения сна;
  • o нервозность и напряжение, хроническое переживание, неспособность к отдыху;
  • o чрезмерное употребление алкоголя или курение;
  • o чувство неспособности справиться с чем-либо;
  • o эмоциональная неустойчивость;
  • o впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом. Организационные методы включают: оздоровительные программы для сотрудников; изменение рабочего окружения и т.д. К индивидуальным методам относят: психологический (изменение окружения, в котором существует стресс, изменение познавательной оценки окружения, изменение поведения) и физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом).

Среди факторов, определяющих возникновение стресса, можно выделить организационные личностные факторы.

Организационные факторы. Перегрузка работника является первым фактором возникновении стресса в организациях. В случае перегрузки возникают беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Вторым фактором является конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в результате нарушения принципа единоначалия. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения.

Третий фактор — это неопределенность ролей. В этом случае работник не уверен в том, чего от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Четвертый фактор — неинтересная работа. Исследования показали, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньшее беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих условий труда (температурный режим, недостаточное освещение, чрезмерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношения между полномочиями и ответственностью.

Личностные факторы. Потенциальными причинами стресса, которые могут привести к снижению результатов работы, могут являться многие события, которые происходят за пределами организации, в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т.п.

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации:

1. Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы, разработать систему приоритетов в своей деятельности.

Рис. 18.1. Сопоставление стрессового и нестрессового «стилей жизни» человека

  • 2. Научиться говорить «нет» при достижении предела в объеме работ, который вам предстоит выполнить, либо настаивать на перенесении сроков выполнения данного вам ранее задания.
  • 3. При выдвижении противоречивых требований со стороны вашего руководства (конфликт ролей) объяснять несостоятельность и невозможность их выполнения.
  • 4. Каждый день находить время для отдыха. В этот период выбросить работу из головы, расслабиться, обратиться к приятным мыслям и образам.
  • 5. Добиваться надлежащего вознаграждения за эффективную работу.
Смотрите так же:  Депресивно-маниакальный психоз

Человек, в зависимости от выбранного им «стиля жизни» (стрессового или нестрессового), ведет себя в различных жизненных ситуациях определенным образом. Сравнительные характеристики поведения людей, придерживающихся того или иного «стиля жизни», приведены на рис. 18.1.

При стрессе у работника первый, кто должен прийти к нему на помощь, должен быть его непосредственный руководитель. Начальник может стать существенной защитой против стресса.

Управление стрессом

Цель: формирование стрессоустойчивости.

Задачи: выделение «проблемных» сторон развития личности, влияющих на стрессоустойчивость; определение возможных путей преодоления стресса.

Научное обоснование

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Такое явление как стресс прочно вошло в жизнь современного человека. Современная жизнь буквально наполнена стрессами: динамичный ритм, люди стали амбициознее и стремятся успеть и достичь максимума. К этому давайте прибавим экологию, питание на бегу, излучения от различного рода техники и многое другое.

Стресс – постоянный спутник в нашей жизни. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика. Вот именно тогда, стоит говорить об умении управлять стрессом и развитии стрессоустойчивости.

Что такое стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость — это способность человека адекватно реагировать на стрессовые факторы, сохранять эффективность в любой ситуации, переносить различные нагрузки.

Например, передача «Кто хочет стать миллионером». Каждый из нас, смотря эту программу по телевизору, хоть раз в жизни давал правильный ответ с первых же секунд, или угадывал верный вариант и недоумевал потом: почему игрок не смог? Все просто! Воздействие факторов стресса в данной ситуации (нахождение в ситуации оценивания, сверхценность приза, ограченность времени) значительно ухудшают мыслительные или двигательные способности. И поэтому, естественно, что человеку, лежа на диване, легко давать правильные ответы, чего нельзя сказать об игроке в студии.

В жизни часто вершины успеха достигает не тот, кто более одарен, а тот, кто более стрессоустойчив. Ведь в нашей повседневной жизни очень много факторов стресса, которые хотят помешать нам достичь цели.

Стрессоустойчивость можно рассматривать как внутреннюю броню, которая поможет воспринимать раздражающие факторы, как жужжание мухи за стеклом.

Стресс способен негативно воздействовать как на психическое состояние человека, а именно, на его душевное равновесие, удовлетворенность своей жизнью, так и на физическое состояние организма в целом. Стрессовые ситуации, которые вызывают у человека отрицательные эмоции, приводят к психическим расстройствам, а те, в свою очередь, ведут к развитию у него различных заболеваний, именно на нервной почве. Ведь не зря говорят, фразой прошлого столетия, «все болезни от нервов». Сегодня эта выражение трансформировалось — все болезни от стресса.

В свою очередь, человек, умело управляющий своим эмоциональным состоянием, сохраняющий выдержку, самообладание в конфликтных ситуациях — это стрессоустойчивый человек, способный сопротивляться различным воздействиям со стороны стрессоров.
Суть управления стрессом лежит не в том, чтобы полностью вычеркнуть стресс из нашей жизни. Истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки и несбывшиеся мечты, а наше отношение ко всему этому. А то, что происходит внутри нас, подвластно управлению.

Следовательно, если источник тревоги таится в наших собственных мыслях и переживаниях, то наилучшим путем избавления от стресса является как минимум, во-первых, позитивное мышление, во-вторых, умение управлять своими эмоциями, в-третьих, умение изменять свое отношение к тем или иным событиям, расценивая их как полезный опыт на пути к успеху.

Описание программы

Ниже представлена авторская программа по формированию преадаптивности (стрессоустойчивости) у старшеклассников с использованием сказкотерапевтических, арт-терапевтических и драмотерапевтических методик. Программа построена на идее, что управлять стрессом можно, зная, какие особенности личности провоцируют неустойчивость к стрессу.

В предлагаемой программе используется большое количество творческих терапевтических приемов (арт-терапия, драматерапия, сказкотерапия), то есть в основе — работа с метафорой.

Работа в рамках программы в большей степени организована индивидуально, чтобы участник тренинга мог проработать лично и самостоятельно свои проблемы.

Программа состоит из 7 занятий. Часть из них диагностические. Их целью является выявление особенностей личности, которые делают человека неустойчивым к стрессу. Часть занятий рассматривают отдельные особенности человеческой психики, которые или мешают продуктивно вести себя в стрессовой ситуации, или помогают.

Занятие 1. Стресс

Цель: вывести определение «стресс».

Пояснение к проведению. Работа будет проводиться в 3х группах, начиная с 3 задания. Можно разделиться сразу.

Упражнение 1. Ассоциативный ряд к понятию стресс. Сделать запись. Проанализировать к гипотетическим или конкретным стрессовым ситуациям.

Упражнение 2. Арт-терапия: нарисовать стресс.

Нарисовать стресс таким, каким он вам представляется. Внимательно посмотреть и проанализировать, какие эмоции вы испытываете. Где они отражаются в теле.

Упражнение 3. Драматерапия: подобрать историю, притчу, сказку с описанной ситуацией стресса, инсценировать её, поделиться эмоциями. Проанализировать, приближаясь к понятию стресс.

Варианты: Снежная королева – Герда – принятие решения о поисках Кая; Кай – приход к Герды к Снежной Королеве – принятие решения.

Притча третья. О лягушке на вершине горы.

Однажды лягушки решили посоревноваться между собой, кто из них первый взберется на вершину высокой горы.

Желающих лягушек поучаствовать в этом состязании оказалось не мало.

Собралось очень много разных зверей со всего леса, чтобы посмотреть, как эти лягушки потерпят фиаско. Им очень хотелось посмеяться над маленькими лягушками, так как задание казалось невозможным.

И как только прозвучала команда “Старт!”, лягушки бросились взбираться на вершину.

И тут же начались насмешки со стороны лесных зверей:

– Вы посмотрите на них, они же сейчас все упадут!

– Это же не возможно, что они о себе думают!

– Вы никогда не сможете добраться до вершины!

Лягушки услышав зверей начали падать с горы одна за другой.

Наблюдатели продолжали кричать:

– Вы посмотрите как высоко лезть, а Вы такие маленькие и слабые!

– Это же очень тяжело, а у Вас такие маленькие и скользкие лапки!

Под эти насмешки, все больше лягушек сходило с дистанции, сдаваясь и падая вниз.

Прошло еще немного времени, и практически все лягушки попадали и отказались от пути.

Только одна лягушка продолжала карабкаться на вершину. Несмотря на насмешки и громкие высказывания что это “Невозможно!” и тяжелый путь, она взбиралась все выше и выше.

И вот настал тот момент, когда лягушка, которая продолжала карабкаться на вершину, достигла своей цели. Она была на вершине!

Все были удивлены и шокированы: “Как же эта маленькая лягушка смогла добраться до вершины такой большой и огромной горы?”

Когда она спустилась, то к ней подошла одна из лягушек и спросила:

– Как тебе это удалось? Какой у тебя секрет?

А все просто…Она оказалась ГЛУХОЙ….

Задание: проиграть и показать. Ответить на вопросы.

Вопросы: опишите ситуацию стресса. Какие эмоции испытывали? Как вышли из стресса? Какой урок вынесли?

Притча первая. О двух лягушках.

Жили-были две лягушки, две подружки. Однажды забрались они в погреб и угодили в кувшин с молоком. Барахтались они, барахтались, и вот одна лягушка сказала: «Все! Хватит! Все равно нам не выбраться, а сил уже нет, будь что будет…», — сложила лапки и захлебнулась в молоке.
А другая продолжала барахтаться, повторяя про себя: «Лучше умереть в борьбе за жизнь, чем знать о том, что есть шанс на спасение, и им не воспользоваться. Умереть я успею всегда…».

Так, с этими словами она продолжала барахтаться, пока уже окончательно не выбилась из сил, как вдруг, почувствовала под лапками что-то твердое — молоко превратилась в масло.

«О! Чудо! Я спасена!» — воскликнула лягушка, оттолкнулась лапками и выпрыгнула из злополучного, а может и счастливого кувшина, так как только теперь лягушка окончательно усвоила один урок: что как бы ни было тяжело и как бы близко не подбиралась безысходность, за жизнь стоит побороться до конца.

Задание: проиграть и показать. Ответить на вопросы.

Вопросы: опишите ситуацию стресса.

  • Какие эмоции испытывали?
  • Как вышли из стресса?
  • Какой урок вынесли?

Притча вторая. О лягушке и скорпионе.

Однажды лягушка гуляла по берегу большой и глубокой реки. К ней подошёл скорпион. Он хотел переправиться на другой берег реки.

– Перевези меня через реку, – предложил он лягушке. – Давай, я сяду тебе на спину.

– Я ещё не сошла с ума! – сказала лягушка. – Ты сядешь мне на спину, только я отплыву, как ты тут же меня ужалишь.

– Уважаемая лягушка, – ответил вежливо скорпион. – Если я тебя ужалю, ты утонешь, тогда утону и я, ведь я не умею плавать. А я совсем не хочу умирать.

Такие доводы показались лягушке очень разумными, поэтому она разрешила скорпиону сесть себе на спину.

Когда они были на середине реки, скорпион всё же ужалил лягушку.

Умирая, она спросила:

– Зачем ты это сделал, ведь ты умрёшь вместе о мной?

– Потому что я – скорпион.

Задание: проиграть и показать. Ответить на вопросы.

Вопросы: опишите ситуацию стресса.

  • Какие эмоции испытывали?
  • Как вышли из стресса?
  • Какой урок вынесли?

Упражнение 3. Метафорическая игра. Царевна-Лягушка.

  • Вспомните сказку. Выделите главных героев.
  • Разделиться на группы и обсудить сказку.

Ситуации и вопросы для групп.

А. Иван-Царевич. Узнает, что Царевна-Лягушка может скидывать кожу и превращаться в прекрасную девушку. Решает сжечь. Почему?

Перечислите сопутствующие эмоции.

Б. Лягушка-Царевна. Иван-Царевич сжег кожу и она попадает к Кощею Бессмертному. Какие эмоции испытывает? Как себя ведет?

В. Царь. Узнает, что избранница сына – лягушка. Какие эмоции испытывает? Как реагирует?

Обмен мнениями. Выявления уровней стресса. Оценка стрессовых ситуаций и умение выходить из них (как: игнорирование, бездействие, активность, рационализация).

Вывод по занятию (к чему должны прийти): стресс – это (по ассоциативному ряду) тревога волнение, внезапно, неожиданно; отражается соматически. Реакция на стресс: пассивно, активно, игнорирование, рационализация.

Занятие 2. Какой у тебя характер

Диагностическое.

Цель: выявление личностного качества (качеств), способствующих стрессообразованию.

Арт-терапия «Дорога».

У камня на распутье.

Вхождение в занятие через рисунок дороги. Перекресток, камень (стресс). Сколько путей? Назвать (реакции реагирования на стрессовую ситуацию).

Образец оформления работы:

Фридман, Щербатых, Галанцев: Управление стрессом для делового человека

Аннотация к книге «Управление стрессом для делового человека»

Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах.
Управление стрессом — навык, недооцениваемый большинством деловых людей, скрытый ресурс, позволяющий выйти на высочайший уровень продуктивности, но редко использующийся в бизнесе в полной мере, в отличие от спецслужб и профессионального спорта, где развитию этого навыка уделяют большое внимание.
Каждый из нас в той или иной мере владеет популярными технологиями повышения личной эффективности (планирование и управление временем, деловые коммуникации, ведение переговоров и т. п.), но мы не умеем в достаточной степени управлять своим состоянием и регулировать стресс, хотя именно этот навык является основой успешной карьеры и счастливой, гармоничной жизни.
Трое ведущих российских экспертов — бизнес-тренер, юрист и психолог — объединили свои усилия в работе над этой книгой, чтобы научить нас не просто побеждать стресс, но и.

Смотрите так же:  Может ли от пива быть белая горячка

Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах.
Управление стрессом — навык, недооцениваемый большинством деловых людей, скрытый ресурс, позволяющий выйти на высочайший уровень продуктивности, но редко использующийся в бизнесе в полной мере, в отличие от спецслужб и профессионального спорта, где развитию этого навыка уделяют большое внимание.
Каждый из нас в той или иной мере владеет популярными технологиями повышения личной эффективности (планирование и управление временем, деловые коммуникации, ведение переговоров и т. п.), но мы не умеем в достаточной степени управлять своим состоянием и регулировать стресс, хотя именно этот навык является основой успешной карьеры и счастливой, гармоничной жизни.
Трое ведущих российских экспертов — бизнес-тренер, юрист и психолог — объединили свои усилия в работе над этой книгой, чтобы научить нас не просто побеждать стресс, но и извлекать из него максимальную пользу. Авторы книги рассказывают об эффективных технологиях управления стрессом, которые были опробованы ими на себе в жестких условиях современного бизнеса и которые успешно осваивают их клиенты.
Эта книга поможет вам построить собственную систему управления стрессом, соответствующую специфике вашей профессиональной деятельности, личным предпочтениям и стилю жизни, которая позволит нейтрализовать вредные последствия стресса, использовать его положительные стороны и длительное время работать на пике эффективности.

7.5. Управление стрессами

Согласно теории стрессов Г.

Стресс был всегда. В ходе эволюции сама жизнь требовала от человека постоянной готовности сохранять и защищать себя и своих близких. Чем быстрее он умел мобилизовать силы, тем больше у него было шансов победить, тем он был удачливей.

Первоначальное понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, т. е. обеспечения мобилизации психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Позднее понятие «стресс» стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Особенно популярным термин «стресс» стал в начале 40-х гг. XX в., после того как его употребил в своих работах врач-физиолог Г. Селье (1936 г.).

Стресс есть везде — и в частной жизни, и в каждой профессии. Но он проистекает не столько от труда как такового, сколько из условий или обстоятельств, при которых выполняется та или иная работа, от ощущения безвыходности в стрессовой ситуации.

Менеджер постоянно находится в состоянии нервного напряжения, что разрушающе действует на его здоровье. Согласно исследованиям психологов частота возникновения стрессовых ситуаций в его деятельности составляет примерно 6-7 баллов по десятибалльной шкале

О том, что стрессы стали бедой очень и очень многих, говорят исследования, проведенные недавно в странах Общего рынка. Результаты этих исследований свидетельствуют, что при

чиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вызваны причинами «психологического характера», а 7% — серьезными заболеваниями. При этом скрыть свое стрессовое состояние практически невозможно.

Исследования показывают, что стресс вызывает в организме нежелательные сдвиги, которые ведут к изменениям в психике: люди отказываются от активной деятельности, уходят в себя. Такое поведение усугубляет их физиологическое состояние.

Однако организму вреден не сам по себе стресс (в конце концов положительные эмоции человека тоже связаны со стрессом), а его чрезмерная интенсивность. Вредоносность воздействий отмечается только при чрезмерном напряжении. В этом случае говорят о дистрессе. Именно дистресс несет человеку всякие неприятности.

Вместе с тем стресс во многом даже полезен. В связи с этим Г. Селье назвал стресс «универсальным феноменом жизни, своего рода спасительной реакцией, подающей сигнал «тревоги», когда организму нужно в доли секунды мобилизовать физические силы на отражение опасности. Реакция на стресс во многих случаях заставляет работать эффективнее, предпринимать большие усилия, направленные на достижение поставленной цели, т. е. преодолевать его. Пассивность же может обернуться такими расстройствами, как гипертония, сердечные приступы, нарушения психики и т. д. Г. Селье в 1936 г. говорил, что отсутствие стресса равнозначно смерти.

Таким образом, стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Однако граница межу стрессом и дистрессом очень подвижна, она зависит от многих факторов, среди которых главным является эмоциональная устойчивость человека.

Стрессы, которые имеют отношение к руководителям, характеризуются чрезмерным психическим или физиологическим напряжением.

Факторами физиологического стресса являются: чрезмерная физическая нагрузка, голод, шум, высокая или низкая темпе

ратура, огонь, травма, болевые стимулы, операция, беспорядки, затрудненное дыхание, собственная болезнь.

Исследования показывают, что к физиологическим проявлениям стресса относятся язвы, гипертония, мигрень, боль в спине, артрит, астма, боли в сердце.

Психический стресс может быть двух видов: эмоциональный и информационный.

Первый возникает в ситуациях производственных неурядиц, опасений, тревог и т. д. Этот стресс вызывают: ситуации угрозы, опасности, обиды, грубость, зависть, измена, несправедливость, борьба за власть, неоправдавшиеся надежды, плохое обслуживание, денежные проблемы, вынужденное ожидание, предстоящий экзамен, смерть близкого человека, увольнение с работы, трудности с начальством, условия труда, ожидаемое повышение, финансовые трудности, получение значительного кредита, строительство собственного дома и многое другое.

Для менеджеров наиболее характерным является информационный стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, с потоком обрушивающейся на него информации, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Психологические стрессы вызываются, как правило, не каким-нибудь одним раздражителем, а серией мелких постоянных, каждодневных волнений. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к общению и сексуальным отношениям.

Причины стресса в работе менеджеров:

1. В бизнесе любое начинание всегда риск. Конечно, права поговорка «Кто не рискует, тот не выигрывает». Но, с другой стороны, работа в условиях повышенного нервного напряжения не проходит бесследно.

2. «Ловушка богатства». Порой бизнесмена охватывает азарт: прибыль — любой ценой. Работа ради работы.

3. Боязнь (страх) потери — семьи, имущества, денег. Заработав деньги, они зарабатывают страх. Ставят стальную дверь, оснащают машину «сторожем» и т. п. Они живут в состоянии вечного стресса.

4. «Болезни разрушенных идеалов». Утрата ценностей и идеалов. Если в доперестроечное время преобладали недуги, вызванные невозможностью реализовать себя в советском обществе, — «болезни нереализованное™», то теперь причиной заболеваний гораздо чаще является утрата ценностей.

«Болезни разрушенных идеалов» приводят к более тяжелым последствиям — угасанию, заканчивающемуся смертью, к неконтролируемой агрессии, к борьбе как способу существования. В основном это болезни пожилых. Хотя возраст не играет решающей роли.

Во что вы верите, ради чего живете? Человек с разрушенными идеалами, как правило, этого не знает.

5. «Работоголизм», при котором теряется контакт с близкими, с собой, собственное прошлое становится чужим.

6. «Деловой сумбур» — крайний беспорядок в работе. Такие люди постоянно нервничают, не находя нужные им вещи, паникуют, вспоминая вдруг о несделанном, растрачивают свою энергию, хватаясь то за одно, то за другое, хронически опаздывают.

В данном случае прежде всего необходимо изменить стиль своей работы. В профилактических целях рекомендуется не взваливать на себя лишнего, учиться выбирать приоритеты, точно определять границы возможного и необходимого, доставляющего удовлетворение или вызывающего реакцию отторжения.

Существует весьма большое количество факторов, способствующих возникновению стрессов. Их можно условно разделить натри группы.

Внешние факторы. К ним относятся, например, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, рост безработицы и т. п.

Факторы, зависящие от организации. Среди них выделяют такие, как: характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда и т. п.), нечеткое распределение ролей и функций работников, неблагоприятные взаимоотношения и психологический климат в коллективе, определенная организационная структура (например, двойное подчинение), стиль управления, связанный с неоправданным систематическим давлением, угрозами и т. п.

Факторы, связанные непосредственно с самим человеком (особенности нервной системы, характера, личностные проблемы и т. п.).

Большое значение для характеристики стресса имеет также определение степени напряженности. Для этих целей можно пользоваться методикой американских исследователей Томаса Холмса и Ричарда Рея. Они доказали, что каждый человек носит в себе вполне конкретный заряд стресса, и, когда этот заряд достигает критической силы, человек умирает. Данные ученые выявили целый ряд факторов, которые по степени их воздействия выразили в баллах. Если в течение полугода человек набирает до 200-300 баллов, то он подбирается к грани потрясения, а если к 700, то и к более серьезному исходу.

Холмс и Рей предложили на этой основе шкалу определения степени напряженности. Данная шкала построена на предположении, что стрессовые явления вызываются резкими изменениями в жизнедеятельности человека. При этом практически не учитывается характер изменений (положительный или отрицательный). Кроме того, показатели шкалы отражают разную напряженность у людей с разными типами нервной деятельности и, естественно, с разными темпераментами.

По степени устойчивости к стрессам все люди подразделяются на специфические типы, а именно: тип «А» и тип «Б».

Тип «А» характеризуется тем, что испытывает постоянное стремление быть впереди; непременно хочет достичь своей цели, но часто не знает, в чем заключается эта цель; чувствует потребность соревноваться и одерживать верх; всегда занят сразу многими делами; обычно спешит; стремится форсировать дела; находится в состоянии сильного беспокойства. Такой человек относится к коронарному типу, он очень сильно подвержен стрессу.

Тип «Б» прямо противоположный типу «А». Стрессы на него влияют меньше.

Следует также заметить, что люди с теми или иными со-ционическими темпераментами в разной степени подвержены стрессам в такой последовательности (по мере возрастания подверженности стрессам):

Управление стрессами требует выявления актуальных для конкретного человека стрессоров, т. е. неблагоприятных факторов, вызывающих в организме человека состояния напряжения -стрессов. Для этих целей служат перечни стрессоров. Один из таких перечней представлен ниже:

— высокая напряженность труда;

— неблагоприятные гигиенические факторы;

— неудовлетворенность правами и обязанностями;

— длительное пребывание на работе;

— ощущение своей бесполезности;

— неблагоприятные ситуации на работе;

— тревога о должностном продвижении;

1 Психологи по типу темперамента делят людей на следующие группы: ХОЛЕРИКИ — это социотипы, которые отличаются как внутренним, так и внешним беспокойством. Этот темперамент самый неуравновешенный: когда на пути социотипа возникает внезапное препятствие, он не в силах сдержать возбуждение — оно выплескивается наружу.

Смотрите так же:  Восприятие при шизофрении

ФЛЕГМАТИКИ — социотипы, которые спокойны как внешне, так и внутренне. Это самый уравновешенный из всех темпераментов. Он сдержан и закрыт, не отвлекается на внешние раздражающие факторы. Это не означает, что флегматик не способен вспылить, однако довести его до такого состояния весьма трудно. САНГВИНИКИ — социотипы, которые беспокойны внешне, но спокойны внутри. Они среднеуравновешанные. После вспышек раздражительности быстро успокаиваются. Им достаточно переключиться на какой-то другой внешний стимул, что они и делают.

МЕЛАНХОЛИКИ — социотипы, которые спокойны внешне, но беспокойны внутри. Они занимают промежуточное положение по степени уравновешенности нервной системы, сдвигаясь, однако, ближе к полюсу неуравновешенности. Свои внутренние переживания скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживленности. Проблема их — поиск внутренней гармонии, которую легко разрушить воздействиями внешних факторов.

— конфликты с сотрудниками;

— неблагоприятная атмосфера в семье;

— волнение в связи с перемещениями;

— неприятности с родственниками;

— трудности взаимоотношений с руководством;

— раздвоенность между семьей и работой;

— конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоречивые требования;

— неопределенность ролей в будущем;

Со временем под влиянием прогрессирующей напряженности труда у каждого человека складывается «своя» группа сигналов, свидетельствующих о наличии стрессового состояния:

— кратковременные сигналы (раздражительность, усиленная тяга к курению, «говорливость», периодические боли в затылке, изжога, икота);

— долговременные сигналы (длительные боли в какой-то области головы, сердца, депрессия, полная потеря аппетита, затухание жизненного тонуса, лихорадочный блеск в глазах).

Управление стрессами предполагает также применение методов профилактики стресса. Наиболее распространенным средством профилактики является отдых (но не ничегонеделание).

Важным методом профилактики стрессовых состояний является применение упражнений по созданию и поддержанию мажорного настроения. Для этого следует приучить себя включать психорегулирующие упражнения в свой режим дня. Начать с подъема и утренних процедур. Проделывать некоторые упражнения в течение дня. Данные специальные упражнения можно разделить на следующие группы:

Профилактика и нахождение путей преодоления стресса должны осуществляться как на уровне организации, так и на уровне отдельного индивида. На уровне организации профилактика стресса и стрессовых ситуаций может осуществляться за

счет правильного подбора и расстановки кадров, постановки конкретных и реально выполнимых задач, верного проектирования работ, взаимодействия с членами коллектива и группового принятия решений, а также реализации программы оздоровления работников. На уровне отдельного индивида справиться со стрессом и сохранить психическое здоровье можно, следуя определенным психологическим рекомендациям:

— научиться планировать свою жизнь и верно определять приоритетные задачи;

— правильно соотносить свои возможности и потребности и ставить перед собой достижимые цели;

— иногда отвлекаться от жизненных проблем и находить для себя приятные, интересные занятия;

— избегать критики других и стараться хвалить людей за те качества, которые вы в них цените;

— научиться понимать, прощать и принимать других;

— стараться избегать излишней ненужной конкуренции;

— регулярно заниматься спортом или выполнять физические упражнения;

— овладевать методами снятия психического напряжения (медитация, релаксация, аутогенная тренировка и т. п.).

В настоящее время специалистами в области психологии разработано огромное количество тестов, анкет, которые должны помочь человеку определить уровень раздраженности, возможности нервного срыва, угрозы стресса.

Можно привести рекомендуемые канадским ученым Г. Се-лье пути преодоления стрессов:

1. Если человек будет руководствоваться правилом: «Поступай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создает для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.

2. Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с «трудными», несдержанными людьми.

3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада: напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружающих.

4. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте, стоит ли сражаться.

Другие специалисты по преодолениям последствий стрессов рекомендуют:

— использовать физические упражнения, заряжающие организм бодростью и энергией;

— в каждом виде достижений есть своя вершина, поэтому следует стремиться к ней и довольствоваться этим;

— постоянно сосредоточивать внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше состояние. Лучший способ уменьшить стресс — это отвлечься;

— если предстоит удручающе неприятное дело, не откладывать его;

— не забывать, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже;

— возможен и такой подход к сложившейся ситуации: я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а отгораживаюсь от него или учусь реализовывать свои жизненные программы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить;

— «профилактика радостью». Предполагается овладение тренингом самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы;

— разработать систему приоритетов в своей работе;

— научиться говорить «нет», когда нет больше сил для дальнейшей работы;

— наладить хорошие отношения с руководителем;

— не занимать обвинительно-агрессивной позиции.

1. Кто такой менеджер?

2. Какие уровни менеджеров выделяют?

3. Руководитель какого уровня основную часть рабочего времени должен заниматься решением оперативных задач?

4. Что такое стиль управления?

5. Назовите и дайте характеристику основных стилей руководства.

6. Какой фактор в наибольшей мере определяет стиль деятельности менеджера?

7. Что включает в себя понятие «организаторские способности»?

8. Какие, на ваш взгляд, можно выделить положительные и отрицательные качества российского менеджера?

9. Что такое имидж менеджера?

10. Что включает в себя деловой этикет руководителя?

11. Что такое деловая этика?

12. Каким требованиям должен отвечать костюм делового человека?

13. Какой должна быть речь менеджера?

14. Каковы основные правила деловых переговоров?

15. Каковы особенности делового этикета в государствах Азии и Дальнего Востока?

16. Что такое стресс?

17. Какие существуют методы профилактики стрессовых состояний менеджеров?

18. Какие новые качества определяют профессионализм современного менеджера?

19. Какой стиль деятельности менеджера должен преобладать в начальный период формирования трудового коллектива?

20. Какой стиль следует использовать менеджеру, чтобы достичь результатов в экстремальных условиях?

21. Какие, на ваш взгляд, можно выделить положительные и отрицательные качества российского менеджера?

22. Какие наблюдаются изменения требований к личным и профессиональным качествам менеджера в современном российском бизнесе?

23. Какова зависимость стиля руководства и эффективности управленческой деятельности?

1. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998.

2. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. — 2-е изд. -М.: Триада, ЛТД, 1997.

3. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Гар-дарика, 2000.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. — М.: Дело, 1991.

5. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Глухое В. В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2006.

7. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 3-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.

8. Кнорринг В. И. Искусство управления: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1996.

9. Копейкин Д. П. Деловые переговоры в управлении торговлей. — М., 1994.

10. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель. Элементы менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993.

11. Мазырин В. П. Руководитель в системе управления. Екатеринбург: Изд-во УПК УГТУ, 1999.

12. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Мак-симцова, А. В. Игнатьевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

13. Набоков В. И., Хворое Ю. И., Штонда В. А. Деловой этикет менеджера. — Екатеринбург: Изд-во «Лавка», 1997.

14. Ниссинен И.,’Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования: Пер с фин. / Авт. предисл. А. И. Китов. — М.: Экономика, 1998.

15. Паркинсон С. Рустомжи М. Бизнес — это люди. — М.,

16. Пирожков В. А., Набоков В. И. Активные методы в бизнес-образовании: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998.

17. Пирожков В. А., Набоков В. И. Деловое общение менеджера. Екатеринбург: Изд-во «Лавка», 1998.

18. Пирожков В. А. Организация самостоятельной работы студентов при подготовке менеджеров. — Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2003.

19. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

20. Психология управления: курс лекций / Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов и др. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИН-ФРА-М, 1997.

21. Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Исследование систем управления: учебник. — М.: Экзамен, 2005.

22. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.

23. Семенов А. К., Маслова Е. Л. Этика менеджмента: Учебное пособие. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2005.

24. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапус-ты. — М.: ИНФРА-М, 1996.

25. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. Н. Ушвицского. 2-е изд., доп. — 2005.

26. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т. — М.: ВИПК энерго, 1992.

27. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента: Учеб.-практ. пособие. — М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000

28. Ферцов В. Г., Ферцова А. В. Менеджмент: комплексный подход: Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Приор, 2005.

29. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

30. Экономика предприятия / Пер. с нем. — Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера. — М.: ИНФРА-М, 1999.

31. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Пер. с англ. — М.: «Джон Уайли энд Санз», 1994.

Другие статьи

  • У 6-ти месячного ребенка температура кашель У 6-ти месячного ребенка температура кашель Сообщение NetOff » Вт янв 03, 2012 00:54 Здравствуйте! Очень рада, что смогла найти этот форум. Долго читала, изучала все созданные темы и рекомендации КОЕ, но все равно остались вопросы. Буду очень благодарна, если […]
  • Жулебино развития детей Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Дворец творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара" Куранина Надежда Михайловна Контакты руководителя Куранина Надежда Михайловна Адрес электронной почты: Зейналова […]
  • Сколько раз должен просыпаться 5 месячный ребенок за ночь Дорогие мамочки, сколько просыпается за ночь ваш 4-6 месячный малыш? Мой 5-месячный малыш может проснуться ночью до 6 раз. Очень устала. Еще не было ночи, когда бы я выспалась более-менее. А как у вас? Эксперты Woman.ru Узнай мнение эксперта по твоей теме Джуран […]
  • Групповое родительское собрание старший дошкольный возраст какой он Протокол родительского собрания в детском саду группового родительского собрания в старшей группе № 10 от 13 ноября 2012 г. Тема: Адаптация ребёнка в детском саду. Присутствовало: 17 человек 1. Адаптация ребёнка в детском саду (Консультация, воспитатель Игнатенко […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]