Упражнения для детей 5-6 лет на развитие памяти

Содержание:

Хорошая память или как научиться запоминать если скоро в школу

Если больше половины слов ребенок воспроизводит верно, это хороший показатель развития памяти. Задания должны быть в виде игры и не должны быть сложными.

Человеку с хорошей памятью в современном мире жить гораздо проще, чем тому, кто с трудом запоминает важные вещи и детали. Память ребёнка можно развить при помощи различных упражнений или игры. И делать это очень удобно в 6-7 лет.

Взрослому нужно набраться терпения и запомнить несколько заданий на развитие внимания у детей. Это особенно важно для ребёнка, когда приходит пора идти в школу.

Запоминаем предмет

Предположим, вы купили в магазине новую игрушку, или её подарил вашему малышу кто-то из родственников. Это прекрасная возможность потренировать память дошкольника. Предложите вашему сыну или дочке описать игрушку: какого она цвета, мягкая или жёсткая на ощупь, есть ли на ней одежда, и если да, то какой расцветки. Потом уберите игрушку и попросите ребёнка сделать это ещё раз. Можно повторить задание перед сном, когда малыш уже немного забудет, как выглядел его презент. Превратите это занятие в игру.

Такие упражнения помогают развивать как краткосрочную, так и долгосрочную память, совершенствовать образное восприятие.

В 6-7 лет игрушки могут быть разными, сегодня вы описывали плюшевого мишку, а на следующей неделе это может быть машинка или кукла. В каждой таком предмете ребёнок будет находить новые детали и развивать не только память, но и устную речь.

Можно также посмотреть книжку, а потом закрыть её и вспоминать, как был одет медвежонок, например, или заяц.

Запоминаем со смыслом

Дети 6-7 лет охотно принимаю игру, которую можно назвать «Найди второе слово». Например, вы говорите ребёнку несколько пар, интонационно выделяя голосом названия, связанные между собой, и делая паузы между разными связками. Например:

А потом в виде игры произносите лишь первое слово, а ребёнку нужно сказать второе название по памяти. Если больше половины пар слов ваш будущий ученик воспроизводит верно, это уже хороший показатель развития смысловой памяти. Такие игры полезно организовывать не только дома, но и на прогулке, и по дороге в транспорте, и в ожидании очереди в поликлинике, например. Время пройдёт значительно веселее.

Отгадать загадку

Память детей 6-7 лет прекрасно развивают загадки и головоломки. Им приходится вспоминать, где они слышали о таком звере или явлении природы, сопоставлять уже имеющиеся знания о том или ином предмете. А, возможно, именно эту загадку уже приходилось разгадывать, и необходимо просто вспомнить, о чём в ней шла речь. Задания не должны быть слишком сложными и подаваться в виде игры. Для детворы возрастом 6-7 лет вполне подойдут такие из них:

Живут по соседству, только дорожку перейти.

А увидеть друг друга не могут.

Не зверь, не птица,

А убьёшь – свою кровь прольёшь.

Над избушкой бабушки

Собаки воют, лают,

Да только не кусают.

Живут семь братьев,

А по именам – разных.

Предложите ребёнку учить загадки наизусть, а потом самому читать их другим ребятам. Это тоже хорошее упражнение для памяти. Кроме того, малыш будет чувствовать себя увереннее со сверстниками, если сумеет предложить им увлекательное времяпровождение за разгадыванием загадок. Можно организовать все в виде игры-состязания и определять победителя, который справится со всеми головоломками.


  • Стихотворение и повторение

    Старинную латинскую пословицу «Повторение – мать ученья» знают все. Лучшее доказательство народной мудрости – заучивание стихов. Это прекрасное упражнение на повторение, тренировка внимания и своего рода тест на усвоение задания. Не нужно выбирать слишком сложные стихи, это могут простые четверостишия, в том числе и известных русских поэтов. Если это стихи о природе и временах года, поговорите с ребёнком на эту тему, обсудите, чем отличается зима от лета, а осень от весны, в чём особенность и прелесть каждого времени года.

    Обратите внимание, насколько легко или сложно ваши сын или дочка запоминают стихотворения. Они готовы повторить его практически с первого раза? Это хороший показатель внимания. Если дошкольнику 6-7 лет удаётся запомнить стихи лишь с большим трудом – это знак родителям, что нужно уделять больше внимания развитию памяти.

    В помощь родителям

    Выполняя различные задания во время игры, ваш малыш тоже развивает внимание. Можно, например, посадить на диванчик пять игрушек. Покормить их, поговорить о них, а спустя какое-то время попросить малыша отвернуться, а в это время спрятать одну из игрушек. Ребёнок должен определить, какой из них не хватает. Задания можно разнообразить.

    Детям этого возраста вполне под силу вспомнить, как ведёт себя парикмахер, например, или продавец, и попытаться воспроизвести его действия; взвесить на весах какой-либо продукт или подстричь куклу Анюту. И это тоже задания на развитие внимания. В следующий раз малыш будет самостоятельно присматриваться к действиям взрослого, запоминать детали и нюансы, из которых и складывается жизнь.

    Элементы игры можно внести в обыкновенную прогулку. Например, предложить ребёнку находить на крупных рекламных вывесках букву «А» или любую другую. Подсчитайте количество найденных букв, а дома попытайтесь вспомнит, сколько букв «А» вы видели. Если на прогулке с вами двое или трое детей, опять же можно устроить маленькие игры-соревнования, кто найдет больше букв. Не забудьте похвалить победителя за отлично выполненное задание.

    Посетили зоопарк

    Научитесь использовать любое время, проведенное с вашими детьми, для их развития. Ведь они так быстро взрослеют, и возраст 6-7 лет больше не повторится. Не упускайте возможностей.

    Например, организуйте игру на тему: «Кого мы сегодня видели в зоопарке». Если вы ходили туда со сверстниками, стоит усложнить задание, чтобы каждый следующий ребёнок отвечал, перечисляя предыдущие ответы. Например:

    — я видел слона и жирафа;

    — я видел слона, жирафа и бегемота;

    — я видел слона, жирафа, бегемота и рысь и так далее.

    Несложное упражнение-игра, но очень полезное.

    Придумывайте для детей новые и новые задания. Совсем скоро возраст 6-7 лет станет уже семейной историей вашего отпрыска, и он наверняка запомнит, как вы играли вместе на улице и дома в такие простые и важные для него игры.

    Память детей 4–5 лет: особенности, рекомендации и оценка ее развития

    Память — один из основополагающих психических процессов, заключающихся в способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Ее развитие начинается с приходом ребенка в этот мир, наиболее активно и продуктивно проходя в раннем и дошкольном детстве.

    Память в 4 года развивается очень активно

    Особенности развития памяти

    Это самое важное новообразование рассматриваемого нами периода. Ребенок длительное время запоминал неосознанно или автоматически. Вернее сказать, у него запоминалось само собой, без всяческих усилий с его стороны или влияния окружающих.

    Постепенно, как правило, к 4–5 годам, дети научаются регулировать процесс запоминания: подчинять его своей воле (запоминать то, что ему интересно, значимо) или воле окружающих (запоминать то, что просили запомнить). Это управление процессом и есть произвольность.

    Первыми формируются навыки произвольного припоминания, одного из наиважнейших составляющих процесса памяти: ребенок 4 или 5 лет может целенаправленно, в общих чертах, припомнить картину произошедшего события.

    У ребенка 4 лет уже досточный запас знаний и воспоминаний

    Вслед за формированием этой способности развивается возможность преднамеренного или целенаправленного запоминания. Ребенок в первую очередь запоминает то, что ему интересно и понятно, ярко эмоционально окрашено. Например, он легко и быстро способен запомнить набор необходимых для интересной игры фигурок или выучить стихотворения в подарок на день рождения мамы.

    Прочность, длительность и объем запоминания

    Рост произвольности активизирует развитие таких показателей процесса запоминания, как его прочность и длительность. Недаром некоторые люди помнят очень важные или эмоционально окрашенные события, произошедшие в 4-5 лет, долгие годы, а порой и всю жизнь.

    К 4-5 годам существенно возрастает объем памяти, позволяя ребенку запоминать и хранить в памяти большое количество информации.

    Эмоциональность и образность памяти

    Кроме всего перечисленного выше, память детей четырех, пяти лет становится эмоциональной и образной. Это означает, что ребенок не механически воспроизводит информацию, а способен это сделать эмоционально, используя образы: прочитать стих с выражением, припомнить и рассказать о событии, сравнивая его с предыдущим, провести аналогии.

    Лучше всего занятия проводить в игровой форме

    Конечно, на этом процессы формирования и развития памяти не останавливается. Однако его дальнейшее развитие зависит от своевременности формирования произвольности и наращивания объема памяти. От развития памяти зависят все дальнейшие достижения ребенка в обучении и жизни.

    Рекомендации по развитию памяти детей

    1. Развиваем, играя: для детей 4-5 лет основным видом деятельности все еще остается игра, ее и используем как основной метод развития.
    2. Ребенок быстрее и лучше запоминает значимую (интересную) и понятную для него информацию, поэтому тренируйте память с учетом интересов и знаний ваших воспитанников.
    3. Старайтесь создать сильную мотивацию (стимул) для запоминания: соревнование, поощрение с учетом интересов и ценностей ребенка.
    4. Помните, чем ярче впечатление от информации или события, тем сильнее оно запоминается.
    5. Информация, используемая ребенком в деятельности, запомниться продуктивнее. Поэтому предлагайте ему сравнивать, сопоставлять и просто использовать полученную информацию в своей деятельности: играх, рисовании.
    6. Один из законов памяти гласит: средина всегда запоминается хуже, чем начало и концовка, поэтому уделите ее запоминанию больше времени и сил.
    7. И еще один важный нюанс: память является продуктом работы мозга. Мозгу для активной деятельности нужно питание: кислород, глюкоза, витамины и другие важные вещества. Поэтому для ребенка так важны прогулки на свежем воздухе, стабильный показатель уровня сахара в крови и хорошее питание, содержащее растительные масла, твердые сыры, цельнозерновые продукты, жирные сорта рыбы, бобовые, фрукты и овощи.

    В настоящее время существует множество игр и упражнений на развитие памяти. Их вы легко найдете в специализированном магазине или просто на просторах интернета. Ниже вы ознакомитесь с примерами некоторых из них.

    Примеры игр, развивающих память

    Развитие слуховой памяти

    «В магазин за покупками»

    Инструкция: взрослый просит ребенка сходить в магазин за покупками и называет список товаров, состоящий из нескольких наименований, которые нужно купить. После этого очень просит купить все названное и ничего не забыть.

    Для детей, достигших 4–5 лет, игру можно начать со списка в 5–6 слов. В дальнейшем стоит увеличить и разнообразить перечень, включая в него не только названия продуктов, но и других видов товаров.

    Игры на развитие памяти можно проводить с самыми разными предметами

    Если в игре принимает участие несколько детей, целесообразно включить соревновательный элемент: кто запомнил больше.

    Инструкция: взрослый предлагает ребенку отправиться в путешествие и привезти своим друзьям подарки. Он перечисляет имена друзей и потенциальный подарок каждому.

    Через некоторое время путешественник «возвращается» из путешествия и навещает своих друзей. «Кого ты навестишь в первую очередь?», — спрашивает взрослый. «Какой подарок ты приготовил ему?»

    Ребенок вспоминает очередность посещения друзей и называет презент для каждого.

    Игра 10 предметов для детей 4-5 лет

    Условия игры можно менять, предлагая ребенку запомнить не «подарок», а название страны (города), где он «покупал» подарки.

    Начальный список для детей 5 лет должен содержать не менее 4-5 пунктов.

    Развиваем зрительную память

    «Что поезд везет…»

    • от 4 до 8 карточек в форме вагончиков. На обратной стороне карточки-вагончика изобразить различные предметы;
    • карточка с изображением паровозика.

    В игре желательно участие не менее двух детей, между которыми нужно поровну разделить карточки-вагончики.

    Карточки на запоминание — отличный способ развивать зрительную память

    Инструкция: сейчас мы присоединим вагончики к паровозику для его отправки в другой город. Присоединять вагончики будем по очереди, каждый раз озвучивая, что (кого) он везет. При этом карточку переворачиваем картинкой вниз. Очередной «вагончик» присоединяется только тогда, когда безошибочно перечислено все, что везут предыдущие.

    Выигрывает тот игрок, кто присоединит больше вагончиков.

    В случае затруднений возможны словесные подсказки в форме описания изображенного предмета, как крайний вариант — использование картинок на карточках.

    Игры, развивающие двигательную память

    «Повтори мой танец»

    Инструкция: взрослый показывает ребенку ряд простых движений. Это могут быть притопы, хлопки, повороты и т. п. Ребенок должен их запомнить и повторить в той же последовательности.

    Игра усложняется введением сопровождающих движения стишков, расширением пространства (в этом комнате хлопнем, а в этой — топнем), введением новых персонажей: танцует кукла, солдатик, мишка.

    Развитие двигательной памяти — в повторении движений

    Воспитателям стоит помнить, что развивать познавательные процессы, в том числе и память можно и в быту, в повседневности и это не менее увлекательно для каждой из сторон.

    Например, накрывая на стол, проговорите последовательность посуды, которую запомнит и повторит, а затем и поставит ребенок. Походы в магазин или просто на прогулку по заранее составленному плану (маршруту) и его дальнейшее воспроизведение пусть станут традиционными для детей 4 или 5 лет.

    Занимаясь развитием памяти с ребенком, родители скоро начинают отмечать его успехи. Результативность развития можно и нужно «измерять» с помощью специальных, предлагаемых психологами, тестов.

    Их применение хорошо и в плане корректировки применения игр, ведь не все виды памяти развиваются равномерно: есть доминирующие, есть просто хорошо и недостаточно хорошо сформированные.

    Оценка уровня развития памяти

    1. Развитие зрительной памяти оцениваем с помощью предъявления ребенку 10 карточек с изображением простых и хорошо знакомых ему предметов. Ребенок озвучивает название изображенного предмета, после чего карточку переворачиваем изображением вниз. Когда все 10 карточек будут перевернуты, просим ребенка назвать и открыть те, которые он запомнил.

    Дидактическая игра на проверку памяти

    Нормой для детей четырех или пяти лет является воспроизведение 5–6 названий предметов.

    2. Для определения развития слуховой памяти просим ребенка внимательно прослушать ряд слов, а затем повторить то, что заполнил (последовательность значение не имеет). Ребенку зачитывают 10 простых слов: зонт, куст, стол, гвоздь, гриб и т. д.

    Согласно возрастным нормативам, ребенок 5 лет в норме запоминает 4–5 слова. Этот же тест можно провести с использованием числового ряда, состоящего из 5–6 цифр. Пятилетки легко воспроизводят 3–4 из них.

    3. Двигательную или мышечную память оцениваем с помощь повтора несложных движений, которые демонстрируем ребенку: хлопок, постучать в дверь, топнуть ногой, взять книгу. Всего 5–6 действий.

    Игра в магазине — ребенок вспоминает, что надо купить

    Как правило, дети в 4 или 5 лет воспроизводят весь ряд полностью.

    Проведя такое несложное тестирование, вы сможете сделать вывод о достаточности развития разных видов памяти вашего ребенка, доминирующей памяти и скорректировать дальнейшее развитие процесса. Останавливаться на достигнутом не стоит, даже если все показатели относятся к возрастной норме.

    Этот возраст является очень благоприятным, как говорят психологи — сензитивным, для развития памяти. Позднее развить те или иные ее показатели будет значительно сложнее.

    От уровня развития этого процесса зависит очень многое, и в первую очередь — успешность адаптации к школе и результативность самого процесса обучения.

    Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти

    Для того чтобы развить память у ребенка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, распечатанный материал, а также описание игр и упражнений из статьи zhurnal-razvitie.ru. При соблюдении этих условий уровень памяти ребенка дошкольника может практически достичь уровня подростка. В статье кратко описаны виды памяти человека, особенности развития памяти у детей, а также игры и упражнения для развития памяти. Именно на игры и упражнения сделан основной упор в статье. Очень полезно будет узнать и о еде, которая необходима как ребенку так и взрослому для улучшения памяти.

    Смотрите так же:  Подкормка новорожденных детей

    Виды памяти у человека

    Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы личности, такие как мышление, например. Память бывает:

    1. Произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет)
    2. Непроизвольная – не заставляет.

    Если молодой парень, который хочет заинтересовать девушку заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память. Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память — его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память.

    Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти. Все что помниться дольше этого – долговременная. Развитие памяти у взрослых имеет свои особенности, а теперь вернемся к развитию памяти детей и отметим некоторые особенности этого развития.

    Особенности развития памяти у детей

    Новорожденный не обладает памятью. Позже она появляется в виде узнавания. У дошкольников развито автоматическое запоминание. Поэтому желательно начать учить английский, немецкий или другой язык до того, как малыш пойдет в школу. Так как основа любого иностранного языка это слова, которых много и которые дошкольник заучит достаточно быстро.

    Вообще развитие памяти детей необходимо начинать как можно раньше и продолжать постоянно. Это необходимо делать как родителям, так и учителям. Обычно лишь подросток может использовать мыслительные действия для запоминания чего либо (например, поставить крестик на руке, чтобы не забыть о встрече). Однако доказано, что уже дошкольники могут эффективно использовать некоторые из этих мыслительных действий для запоминания. Развитие речи дошкольника во многом завит от развития его памяти.

    Игры для развития памяти у детей

    Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.

    Хороший вариант игр картинок это «найди 10 отличий». Этот вариант можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать что изменилось.

    Ребенку выкладывают на обозрение несколько мягких игрушек (для дошкольника не больше 7). В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После этого он отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. Малыш поворачивается обратно и рассказывает что изменилось.

    Кстати все игры описанные в этой статье развивают еще и внимание.

    Из группы выбирается ведущий. Его облик необходимо запомнить. После чего, ведущий выходит за дверь и там что-нибудь меняет в своем обличии. Он возвращается, и дети угадывают, что изменилось в его внешности.

    После того как вы прогулялись со своим чадом в парке и пришли домой, попробуйте вспомнить вместе, какой-нибудь интересны объект который увидели или необычного человека который проходил мимо вас. Начинайте называть то, что вам запомнилось в этом человеке или предмете по очереди. Кто больше признаков назовет тот и победил.

    Эта игра развивает двигательную память. Под веселую музыку взрослый показывает детям какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.

    Берем счетные палочки. Взрослый выкладывает из них определенную композицию и дает время ребенку ее запомнить. Затем малыш повторяет эту композицию со своими счетными палочками. Можно поменяться ролями. В этой игре можно использовать не только счетные палочки, но и монетки, бусинки, спички и т. д.

    Упражнения для развития памяти ребенка

    Развитие способности создавать мыслительные образы. Упр. «Воображение»

    Задача малыша запомнить сказанные взрослым слова зарисовав их на бумаге, а затем, глядя на свои рисунки повторить эти слова. Здесь несколько этапов. На первом предъявляются простые слова, к примеру: стол, стул, человек, звезда. На втором этапе слова усложняются (к существительным прибавляются прилагательные) например: старый дом, летающий жук. На третьем слова становятся не такими прямыми как на первых двух этапах, например: радость, грусть, старость, сказка и так далее. Количество слов предъявляемых на каждом этапе необходимо увеличивать постепенно. Так же постепенно желательно отказаться от рисования на бумаге, а запоминать образ в голове. Это упражнение можно сделать еще сложнее, если вместо листочка и карандаша дать детям счетные палочки. Теперь им будет не так просто «нарисовать» слово, для дальнейшего воспроизведения. Но именно такие трудности позволят ребенку развить свою память.

    Развиваем концентрацию внимания. Упр. «Рисунок по памяти»

    Выдайте ребенку лист бумаги и карандаш. Взрослый показывает какую-либо картинку в течение примерно 30 секунд. Малыш ее запоминает и перерисовывает на листок. Желательно чтобы картинки были нарисованы только простым карандашом (это для начала), а изображение на них было простым (например, квадрат). Безусловно, необходимо усложнять задание. Для этого можно 1. Предъявлять для воспроизведения несколько рисунков сразу 2. Усложнять сами рисунки 3. Дать краски или цветные карандаши и показывать цветные рисунки. 4. Предъявлять не конкретные (рисунок стула) а абстрактные (линия зигзаг) изображения.

    Развитие зрительной и слуховой памяти. Упр. «Оживление»

    Предложите чаду представить какое-нибудь животное. А затем попросите оживить его у себя в сознании. Пусть малыш расскажет то, что он представил. Пусть опишет само животное, чем оно занимается. Если это упражнение доставляет сложности у малыша, то можно начать с карточек с изображением животного. То есть взрослый показывает карточку с животным и предлагает ему описать это животное и представить чем оно может заниматься (или чем оно уже занимается на картинке). Помимо животных можно представлять любые предметы.

    Развитие анализа и синтеза. Упр. «Найди похожее»

    Перед ребенком лежит карточка с изображением. Ему необходимо ее запомнить. Затем эту карточку убирают и предоставляют 9 других карточек, которые схожи с предыдущей и 1 которую он запоминал. Задача малыша найти ту карточку, которую он запоминал в начале. Усложнить игру просто, увеличивая количество карточек в каждом предъявлении. Кстати, в интернет-журнале «Развитие» есть хорошая статья, в которой описываются развивающие игры для детей 1 года, а также статья об играх для развития детей от 2-х лет.

    Для начала стоит сказать о режиме дня. Не дня без спорта. Зарядка, пробежка, или любая другая физическая нагрузка необходима малышу для нормального развития мозга и памяти. Сосуды расширяются – кровоток улучшается. Полноценный сон также очень важен (для дошкольника не менее 9 часов).

    Пусть ребенок ест чаще (5 раз в день) но небольшие порции. Это поддержит мозг в тонусе. Есть лучше всего различные каши, орехи, жирную рыбу, бобы, фрукты и овощи. Принимайте рыбий жир в капсулах и ешьте салаты с растительным маслом (витамин Е).

    Задания для развития памяти детей 5-6 лет

    Развитие памяти у ребенка 5 лет происходит очень интенсивно. В этом возрасте дошкольники способны воспринимать большой объем информации. При этом нередко слова учителя о том, что у ребенка плохая память, вызывают у родителей недоумение, ведь их малыш великолепно воспроизводит увиденную рекламу, имена героев любимых компьютерных игр, марки автомобилей и т. д. Все дело в том, что в рамках школьной программы в большинстве случаев требуется произвольное запоминание, в то время как в обычной жизни — непроизвольное. В памяти малыша гораздо легче откладывается информация, которая основывается на том, что ему интересно.

    Запоминать не то, что хочется, а то, что требуется, дошкольники начинают примерно к 4 годам. Наиболее благоприятные условия для тренировки произвольной памяти у детей 5 лет создаются в развивающей игре. Так, к примеру, количество слов, которое запомнит малыш, выступая в роли покупателя, отправленного в супермаркет за определенными товарами, будет больше объема понятий, которые он запомнит по просьбе родителей.

    В зависимости от преобладающих ощущений данная от природы память бывает разной: зрительной, слуховой, двигательной. Улучшать и оттачивать эти способности мы рекомендуем в комплексе. На сайте «Разумейкин» представлено множество интересных заданий на развитие памяти у детей 5 лет. При разработке упражнений наши специалисты учли особенности восприятия информации у малышей конкретного возраста.

    Развивающие игры для детей 6 лет, которые вы найдете в соответствующем разделе, способствуют развитию всех видов памяти, а не только данных дошкольнику от природы. Ведь процесс запоминания постоянно меняется. Для каждого упражнения на развитие памяти у детей 5 лет мы подготовили тематические картинки и озвученный текст. При этом дошкольнику не понадобится обращаться за помощью к родителям. Представленные на нашем сайте задания для развития памяти ребенок 6 лет вполне сможет выполнить самостоятельно. А за достигнутые результаты ему будет присвоена заслуженная награда.

    Как улучшить развитие памяти у ребенка 5—6 лет в домашних условиях?

    Рассмотрим несколько несложных упражнений, которые можно выполнить вместе с дошкольником. Предложите малышу запомнить 5 изображений животных или растений, а затем попросите его узнать их среди 15 аналогичных. Такое же упражнение на развитие памяти у ребенка 6 лет, как с картинками, можно повторить со звуками и словами, чтобы улучшить навык запоминания на слух.

    После того как дошкольник научится успешно справляться с этим заданием, можно переходить к более сложным игровым задачам. Проработать навык избирательности памяти поможет следующее упражнение: разложите 5 игрушек в ряд, а затем предложите ребенку отвернуться и быстро поменяйте часть из них местами. Малыш должен восстановить порядок, который успел запомнить.

    Составление истории по картинкам, которые никак не связаны между собой, — одно из любимых детских занятий. Разложите их на столе, спрятав изображения. Взяв первую картинку, ребенок должен начать составлять рассказ. Затем он открывает второе изображение и продолжает повествование и т. д. По прошествии некоторого времени можно попросить дошкольника вспомнить, в каком порядке располагались картинки.

    Надеемся, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций помогут в улучшении памяти вашего ребенка.

    Учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему:
    Комплекс игр и упражнений для развития психических процессов у детей 5-6 лет

    Предлагаемый комплекс коррекционно-развивающих занятий представляет собой цикл индивидуальных и групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 5 – 7 лет. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные И.А. Дубровиной, О. Жуковой, О.И ,Истратовой. Часть игр и упражнений были разработаны мною самостоятельно.

    Цель : повышение уровня развития памяти у детей старшего и подготовительного возраста.
    Основные задачи:
    • Тренировать зрительную, слуховую, двигательно – моторную память.

    • Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.
    • Учить соотносить ребёнка реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями, находить обобщающие слова, выделять существенные признаки предметов.
    • Развивать уровень развития творческого воображения ребёнка.
    Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций.
    Данный комплекс коррекционно-развивающих занятий состоит из 30 игр и дополнительных упражнений. Занятия по упражнениям могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей.

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа г.Тулун»Детский сад «Родничок»

    Комплекс коррекционно-развивающих игр для развития психических процессов детей 5-6 лет.

    данный комплекс коррекционно-развивающих игр может использоваться педагогами

    (старшего и подготовительного возраста) для индивидуальной работы с детьми.

    Анна Николаевна Французова

    1 квалификационная категория.

    2.Комплекс коррекционно-развивающих игр для развития памяти детей 5-7 лет.

    3.Доплнительные упражнения и игры для развития памяти детей 5-7 лет.

    Дошкольный возраст – “благодатный “ возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается. Небольшие задержки в развитии большинства воспитанников чаще всего не являются фатальными, и при совершенствованной и грамотной коррекционно-развивающей работе значительно улучшается подготовка таких детей к последующему школьному обучению.

    При работе с детьми имеющими низкий уровень развития зрительной, слуховой, моторной памяти необходимо так же учитывать высокую утомляемость и низкую работоспособность, возможно недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
    Развитие памяти детей старшего и подготовительного дошкольного возраста характеризуется следующими основными тенденциями в развитии памяти:
    • Значительно возрастает объём памяти. Дети запоминают до 9 -11 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение, и т.д.

    Предлагаемый комплекс коррекционно-развивающих занятий представляет собой цикл индивидуальных и групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 6 – 7 лет. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные И.А. Дубровиной, О. Жуковой, О.И ,Истратовой. Часть игр и упражнений были разработаны мною самостоятельно.

    Цель : повышение уровня развития памяти у детей старшего и подготовительного возраста.
    Основные задачи:
    • Тренировать зрительную, слуховую, двигательно – моторную память.

    • Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.
    • Учить соотносить ребёнка реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями, находить обобщающие слова, выделять существенные признаки предметов.
    • Развивать уровень развития творческого воображения ребёнка.
    Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций.
    Данный комплекс коррекционно-развивающих занятий состоит из 30 игр и дополнительных упражнений. Занятия по упражнениям могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей.

    Комплексы коррекционно-развивающих игр для работы с детьми 6-7 лет.

    1.Название игры: «Кто знает – продолжает».

    Цель: Развивать слуховую память, быстроту мышления, слуховое внимание, расширять словарный запас детей.

    Ход игры: Педагог начинает называть цепочку слов, относящихся к одной лексической теме, передавая ребёнку мяч. Ребёнок должен быстро определить, к какому обобщающему понятию нужно подбирать слова и продолжает цепочку слов.

    Например: Тарелка, ложка, кувшин …. вилка, кастрюля, блюдце, нож и т.д. Игра продолжается до последнего названного предмета.

    Усложнение: Каждый следующий ребёнок должен повторить уже названные слова, потом прибавить своё.

    2.Название игры : «Кто найдет, тот возьмет».

    Цель: Развивать память, внимание, умение выделять и запоминать характерные признаки предмета.

    Оборудование: Любая игрушка с ярко выраженными признаками (форма, цвет, материал, размер, назначение).

    Ход игры: Педагог говорит детям: «Гномик написал нам письмо, в котором сообщает, что дарит нам игрушку, но её нужно будет найти и узнать по описанию. Кто найдет, тот возьмет. Слушайте внимательно: игрушка маленькая, пластмассовая, розовая, с белыми полосками, похожа на скорлупку ореха, может плавать». Дети ходят по группе и сравнивают описание с увиденными предметами. Кто первый находит, тот играет с игрушкой.

    В одной игре можно обыграть 4-5 игрушек. Хорошо, если ребёнок, когда найдет игрушку, то повторяет её словесное описание.

    3.Название игры: «Кто больше знает?»

    Цель: Развивать слуховую память, речь, расширять знание детей о назначениях разных предметов.

    Оборудование: Любые предметы обихода.

    Педагог показывает предмет детям и предлагает детям перечислить его назначения.

    Например: Стакан – пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….

    Верёвка – сушить бельё, скакать через неё, привязать, связать, подвязать, перегородить.

    2 Вариант: Педагог называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это.

    4.Название игры: «Повтори узор».

    Цель: Развитие памяти, логического мышления, произвольного внимания.

    Оборудование: Чистый лист бумаги 13х10, карандаш.

    Ход игры: Ребёнку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив так, как было на образце».

    5.Название игры: «ЭВМ».

    Цель: Развитие памяти, внимания, навыков устного счета.

    Оборудование: Карточки с контурными геометрическими фигурами, соединенные стрелками, цифры.

    Ход игры: Сейчас мы будем работать на ЭВМ (электронной вычислительной машине). Нужно выполнять действия, следуя по стрелкам и помня, что треугольник означает арифметическое действие «минус», а квадрат – «плюс». В треугольниках и квадратах стоят цифры, обозначающие, сколько нужно вычесть или прибавить.

    Ответ подсчитывается и выставляется нужная цифра.

    6.Название игры : «Я знаю пять названий».

    Цель: Развитие памяти, быстроты психомоторной реакции.

    Ход игры: Играет 2-3 человека по очереди. Берётся мяч и отбивается о пол со словами: «Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре, помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений (одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т.д.)

    7.Название игры: «Запомни и выполни».

    Смотрите так же:  Вес рост новорожденного ребенка

    Цель: Развитие памяти (запоминание словесной инструкции), мелкой моторики.

    Оборудование: Цветные карандаши, листы бумаги.

    Ход игры: Задание читается медленно и дважды: «Нарисуйте пять кружков по порядку, закрасьте любым цветом, но средний кружок должен быть синим, а последний – жёлтым». Задания могут изменяться, усложняться, а выполнение ограничиваться во времени.

    8.Название игры: «Расскажи сказку».

    Цель: Развитие зрительной памяти, связной речи.

    Оборудование: Мнемотаблицы к разным сказкам (такие же таблицы используем по стихотворениям.)

    Ход игры: Педагог читает детям сказку, кратко вспоминают прочитанное с помощью наводящих вопросов, затем предлагается мнемотаблица (опорные схематичные рисунки содержания сказки по порядку). Дети сначала с помощью педагога, затем самостоятельно пересказывают сказку. Предложить пересказ можно сразу, через час, день неделю, месяц, год …

    9.Название игры : «Шкафчики».

    Цель: Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.

    Оборудование: «Шкафчики» с выдвижными ячейками (спичечные коробки склеить между собой боковыми сторонами от 3 до 10 штук в 1-2 ряда), мелкие фигурки из набора «Лего» или из яиц киндер-сюрпризов.

    Ход игры : Педагог показывает детям «шкафчики», выдвигает ячейки и на глазок у них прячет 1 игрушку в любой «шкафчик». «Шкафчик» убрать на несколько секунд, затем достать и предложить ребёнку найти игрушку, указав её месторасположение словом.

    Примечание: Ячейки могут быть помечены этикетками разного цвета, картинками каких-либо предметов, цифрами, буквами, другими знаками или вообще без пометок.

    Усложнение: 1) Постепенно прибавляется количество ячеек и количество игрушек, которых прячут.

    2) Игрушки прячутся тайно, затем в словесной инструкции указывается их местонахождение: «Петрушка спрятался в ячейке справа от красной, а лошадка – между жёлтой и синей ячейкой и т.д.»

    10.Название игры: «Магазин».

    Цель: Развитие слуховой памяти, обогащение словаря.

    Оборудование: Атрибуты сюжетно-ролевой игры «Магазин».

    Ход игры: Педагог сначала играет роль мамы, которая посылает ребёнка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивается их количество). В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручение, но и запоминал, которое сам и дал.

    Примечание: Для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов («Молоко», «Булочная», «Игрушки», «Одежда», и т.д.).

    11.Название игры : «День рождения».

    Цель: Развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков.

    Оборудование: Разные куклы, мишки, зайцы …, чайная посуда, кукольная мебель.

    Ход игры: Педагог сообщает ребёнку, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей педагог знакомит ребёнка с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Ребёнок должен угощать (от имени именинницы) гостей, всё время называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей и изменения их имён.

    12.Название игры: «Фигуры из палочек №1».

    Цель: Тренировка зрительной памяти, понимание и выполнение словесной инструкции.

    Оборудование: счётные палочки.

    Ход игры: Играют 2 человека. Сначала один раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв лист на 2-4 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается подсчитать количество использованных палочек . Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» в памяти фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположения спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями.

    По мере повторения тренировки хорошо ещё добавить к увеличению количества палочек и их расположения ещё и цвет.

    13.Название игры: «Фигуры из палочек №2».

    Цель: Тренировка слуховой памяти.

    Оборудование: Счетные палочки.

    Ход игры: Переходить к этому усложнённому варианту игры №2 можно только тогда, когда ребёнок удерживает в памяти расположение не менее 10 спичек.

    Ребёнку даётся много спичек. Педагог называет слово, а задача ребёнка – выложить из спичек образ, который возникает у него от этого слова.

    Например: Трактор может вызвать образ от ярко выраженного в этом слове звука (Р). Палочки можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 минуту. После того как закончили диктовать слово, дети должны по составленным ими спичечным картинкам- образам воспроизвести слова. Если ребёнок делает успехи, следует увеличивать скорость работы и количество слов.

    14.Название игры: «Представь себе …».

    Цель: Развитие слуховой и ассоциативной памяти.

    Оборудование: Карточка с фразами, листы бумаги, карандаши.

    Ход игры: Педагог произносит по очереди следующие фразы:

    — Собака, виляющая хвостом;

    — Молния в темноте;

    — Капли, сверкающие на солнце;

    — Лев, нападающий на антилопу;

    — Пятно на твоей любимой юбке.

    После каждой фразы ребёнку предлагается закрыть глаза и представить соответствующую картинку. Когда все фразы прозвучат, педагог предлагает воспроизвести эти фразы устно или изобразить в рисунке. Если ребёнок умеет писать, то записать. Количество фраз постепенно увеличивается.

    15.Название игры: «Найди связь или что общего?»

    Цель: Развитие зрительной памяти, связной речи.

    Оборудование: Любые предметы быта 10-12 штук.

    Ход игры: Педагог раскладывает предметы на столе, предлагая детям рассмотреть их внимательно и вспомнить, как они могут быть связаны между собой (сделаны из одного материала, величина, цвет, назначение, форма, вкус, запах и т.д.).

    Например, мы взяли такие предметы: лейка, палочка, миска, помидор, огурец, баночка, полотенце, нож, ложка, линейка, веревочка, полиэтиленовый пакет.

    Сразу необходимо дать установку на нахождение связи только к одному предмету или искать любые связи.

    Например: — помидор и огурец – овощи;

    — нож, ложка и миска – посуда и т.д.

    2) Например , все связи необходимо привязать только к помидору:

    Когда помидор рос, то мы рыхлили землю палочкой , измеряли рост линейкой, подвязывали его верёвочкой, поливали его из лейки, когда он вырос и покраснел, мы его сорвали, положили в полиэтиленовый пакет, принесли домой, помыли, вытер ли полотенцем, порезали ножиком , сложили в миску , добавили огурец, ложкой из баночки взяли сметаны, и получился салат.

    16.Название игры: «Подбери ключи».

    Цель: Развитие зрительной памяти.

    Оборудование: Много разных ключей от замков (можно картонные копии) 20-30 штук.

    Ход игры: На столе разбрасываются ключи, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи.

    Усложнение: Когда дети освоят эту игру, то можно предлагать искать ключи на ощупь.

    17.Название игры: «Фокусники».

    Цель: Развитие тактильной памяти, внимания.

    Оборудование: Несколько листков разноцветного картона, отличающихся по фактуре.

    Ход игры: Ребёнку предлагают лёгкими прикосновениями подушечек пальцев обследовать качество каждого листа картона и запомнить цвет каждого. Отвернувшись, на ощупь ребёнок отгадывает цвет картона. Начинать нужно с 3-4 картонок, постепенно увеличивая количество.

    Усложнение: Можно предлагать листки картона, которые отличаются по запаху. При отгадывании (с закрытыми глазами) дети должны назвать и цвет картона.

    18.Название игры: «Не ошибись».

    Цель: Развитие слуховой памяти, реакции на сигнал.

    Оборудование: Барабан, металлофон, бубен.

    Ход игры: Педагог обговаривает с детьми, что нужно делать, если услышат звук бубна, барабана, металлофона:

    хлопают в ладоши;

    встают и садятся;

    поднимают руки вверх и т.д.

    Дети запоминают установку, игра сначала идет в медленном темпе, затем ускоряется, и меняются установки.

    19.Название игры: «Кому что нужно?».

    Цель: Развитие зрительной памяти.

    Оборудование: Карточки с изображением людей разных профессий и орудий труда.

    Ход игры: Педагог сообщает, что в гости к детям пришли люди разных профессий (доктор, учитель, строитель, пожарник, продавец, милиционер …и т.д.), а чтобы им приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда). Дети подбирают инструменты к каждой профессии, объясняя свой выбор.

    20.Название игры : «Геометрический мостик».

    Цель: Развитие слуховой памяти, произвольного внимания.

    Оборудование: Геометрические фигуры разных цветов, большого и маленького размеров, 2 обруча, Зайка.

    Ход игры: Педагог кладёт один обруч в одном конце комнаты, а второй – в другом. В одном обруче сидит Зайка и плачет о том, что ему никак не перебраться через речку на другой берег, где его домик. В другом обруче — набор геометрических фигур 50-60 шт. Педагог предлагает построить мостик для Зайки, но есть одно условие для работы: «досочки» не должны быть подряд одного цвета, не должны встречаться треугольники. Постепенно задание усложняется за счет увеличения условий для строительства.

    21.Название игры: «Без чего не бывает?».

    Цель: Развитие памяти, упражнять в назывании деталей разных предметов в родительном падеже.

    Оборудование: Предметные картинки, карточка со списком названий предметов, животных, птиц.

    Ход игры: Педагог задаёт всегда один вопрос: «Без чего не бывает …?» — затем показывает картинку (машины, самолеты, курицы и т. д.). Дети дают ответы: (Машины не бывает без колес, без руля, без мотора, без фар и т.д.). Когда дети хорошо будут справляться с ответами, тогда задание выполняется без картинок, а названия предметов усложняются.

    22.Название игры: «Что сначала, что потом?»

    Цель: Развитие памяти, связной речи, словестно-логического мышления.

    Оборудование: Набор сюжетных картинок (на один сюжет от 3 до 9 картинок с отображением последовательности событий). Каждая серия с каймой определённого цвета.

    Ход игры: Педагог предлагает ребёнку по одной картинке найти остальные из серии и разложить их в логической последовательности действий изображённого. Дать рассмотреть 2-3 минуты и предложить по опорным картинкам составить рассказ. Чем больше картинок, тем длиннее рассказ.

    23.Название игры: «Новоселье».

    Цель: Развитие зрительной памяти, ориентировки в пространстве.

    Оборудование: План-схема расположения мебели в комнате, игрушечная мебель, кукла.

    Ход игры: Педагог сообщает ребёнку, что у куклы Насти теперь новый дом и ей нужно помочь расставить мебель. Сама она нарисовала план обстановки. Ребёнок либо с помощью взрослого, либо самостоятельно рассматривает схему, запоминает её за 2-3 минуты. Затем по памяти расставляет мебель так, как запомнил и сравнивает со схемой.

    24.Название игры: «Что изменилось?».

    Цель: Тренировка зрительной памяти, ориентировка в пространстве.

    Оборудование: Яркие картинки с несложным сюжетом с предметами, которые находятся в определенных местах и те же сюжетные картинки с 5-10 изменениями.

    Ход игры: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку (при необходимости обговорить вслух о том, где находятся разные предметы, кто изображен, какой, что делает и т.д.), затем картинка переворачивается (на обратной стороне та же сюжетная картинка с 5-10 изменениями) и ребёнок находит изменения, сравнивая в речи с тем, как было и как стало.

    Усложнение: Когда дети хорошо справляются, то картинки заменяем на определенный уголок комнаты (бытовая обстановка, сервированный стол, стеллаж с игрушками, уголок природы и т.д.)

    25.Название игры: «Верь ушам, не верь глазам».

    Цель: Тренировка памяти (запоминание установки).

    Оборудование: Карточки со схематическим изображением гимнаста в разных движениях.

    Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, но немного необычно. Он говорит детям, что они должны слушать инструкцию и смотреть на карточку с гимнастом одновременно. Если словесная инструкция не совпадёт с картинкой, то все равно нужно выполнять то задание, которое услышали.

    Примечание: Эту игру можно проводить с другой установкой: «Верь глазам, не верь ушам», тогда будет тренироваться зрительная память и внимание.

    26.Название игры: «Звук заблудился».

    Цель: Развитие слуховой памяти, фонематического слуха.

    Оборудование: Карточка подборки заданий.

    Ход игры: Педагог говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)».

    Например: Х обот- р обот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.).

    27.Название игры: «Словесное дерево».

    Цель: Развитие памяти, расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании.

    Оборудование: Силуэт дерева на ковролине, карточки в виде листиков (липучка с одной стороны, с другой – поверхность, на которой можно писать и стирать), маркер.

    Ход игры: Педагог говорит:

    Называется слово (например «снег»)

    Дети начинают называть слова-родственники к слову «снег» (снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход и т.д.).

    Взрослый записывает на листиках слова и прикрепляет к дереву. Даётся установка, чтобы слова не повторялись. Чем больше слов подберут дети, тем пышнее будет крона дерева.

    Можно листики собирать по лексическим темам («Посуда», «Мебель»), по подбору прилагательных или глаголов к существительному, со словами, начинающимися на определенный звук.

    28.Название игры: «Что за звуки?»

    Цель: Развитие слуховой памяти, внимания, речи (составление предложений).

    Оборудование: Аудиозапись звуков природы, города и т.д. (короткие и конкретные).

    Ход игры: Педагог предлагает попутешествовать по миру и узнавать звуки, которые будут слышать. Включается аудиозапись, дети внимательно слушают, узнают, называют полным предложением. Сначала называют после каждого фрагмента, затем прослушивают несколько отрывков и называют их по порядку или те, которые запомнили. Количество фрагментов постепенно увеличивается и усложняется. Если сначала даётся шум воды, гул мотора, щебет птиц, стук молотка, то потом уже предлагается фырканье ежа, рёв моржа и т.д. Содержание предлагаемых фрагментов звуков основывается на полученных знаниях, на имеющемся опыте детей.

    29.Название игры: «Скажи наоборот».

    Цель: Развитие образной памяти, речи.

    Оборудование: Карточка с перечнем слов, к которым нужно подбирать анонимы, мяч.

    Ход игры: Педагог бросает мяч ребёнку со словом (например «низкий»), ребёнок ловит мяч и с противоположным по значению словом («высокий») возвращает мяч педагогу. Игра продолжается до тех пор, пока есть интерес и запас слов.

    30.Название игры : «Угадай, кто ты?».

    Цель: Тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.

    Оборудование: Шапочки (животных, овощей, фруктов).

    Ход игры: Педагог закрывает глаза, ребёнок одевает ему любую шапочку на голову (например «зайца»). Педагог поисковыми вопросами должен узнать кто он.

    — Я живое существо или нет? — Да

    — Я большое или маленькое? — Маленькое

    — Я живу в лесу или дома? — В лесу

    — У меня перья или мех? — Мех

    — Я зимой сплю? — Нет

    — У меня уши, какие? — Длинные

    — Чем я питаюсь? — Корой, травой

    Затем педагог меняется ролями с ребёнком.

    Дополнительные коррекционные игры и упражнения для развития памяти детей.

    (старший и подготовительный возраст)

    1.Игра «Что изменилось?»

    Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек. Прочитать предложение, ребенок должен пересказать. Прочитать второе предложение и так же пересказать.

    2.Игра» Снежный ком».

    -Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. — Я налью воду и положу мясо. — Я налью воду, положу мясо и картошку. И т. д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. — Я в чемодан положу халат и тапочки. — Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т. д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина. И т. д. «Пексессо». Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные — кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы.
    3.Игра «Чудесный мешочек»

    В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки. «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним. «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака.

    4.Игра «Что изменилось?»

    Оборудование: две картинки с одним сюжетом, отличающиеся деталями.

    Взрослый предлагает ребёнку внимательно посмотреть на картинку и постараться запомнить, что на ней нарисовано (время 1 минута). Затем картинку убирают, а ребёнку предлагают вторую картинку и спрашивают, что изменилось на картинке.

    5. Упражнение «Весёлые картинки»

    Оборудование: сюжетная картинка .

    Ребёнку предлагают рассмотреть картинку и постараться запомнить всё, что на ней нарисовано (время 1 минута). Затем картинку закрывают и ребёнку предлагают ответить на вопросы по её содержанию.

    6.Игра «Чудесные игрушки»

    Смотрите так же:  Воспитание дисциплинированности и культуры поведения дошкольников

    Оборудование: знакомые детям предметы (например, игрушки) небольших размеров.
    Разложить перед ребёнком на столе 5-6 настоящих предметов (игрушек). Дать 1 минуту, чтобы запомнить. Потом предметы закрыть и предложить ребёнку по памяти перечислить, какие предметы разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов.
    Вариант 1: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребёнка определить, что изменилось.
    7.Игра «Волшебный мешок с подарками»

    Оборудование: мешочек, в котором лежат 8-10 предметов (например: разноцветные резинки для волос, брелок для ключей, мелкие игрушки и т.д.) разной формы, функциональной принадлежности, цвета.
    Взрослый высыпает предметы на пол, в течение 1 минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает предметы обратно в мешок и просит ответить на вопросы об этих предметах. Например, какого цвета был брелок? Сколько резинок для волос лежало на полу и т.д. Тот, кто правильно отвечает, получает жетончик (кружок, наклейку и т.п.). В игре побеждает тот, кто больше наберёт жетонов.

    8. Игра «Запомни и назови»

    Оборудование: карточка с изображением 5-8 знакомых предметов, достаточно крупных и находящихся на расстоянии друг от друга .
    Ребёнку предлагают посмотреть на предметы, нарисованные на картинке и запомнить их (время 1 минута). Затем картинку убирают и ребёнка просят перечислить все предметы по памяти.
    Вариант 1: 5-6 картинок с изображениями знакомых предметов предъявляются по очереди. Демонстрация каждой картинки 3 секунды. Взрослый предлагает ребёнку назвать предметы, которые он запомнил. Затем ребёнку дают карточки с запоминаемыми предметами и просят показать те предметы, которые он не назвал.

    9. Игра «Хитрые картинки»

    Оборудование: одна карточка с изображениями 6 знакомых предметов, вторая карточка с изображениями этих же предметов, расположенных в другом порядке.
    Взрослый предлагает ребёнку внимательно посмотреть на предметы, изображённые на первой карточке (демонстрация карточки 1 минута). Затем первую карточку убирают и ребёнка просят рассказать, что изменилось.

    10.Игра «Запомни и сосчитай»

    Оборудование: одна карточка с квадратами, (кругами, прямоугольниками, треугольниками) в карточках изображено различное количество предметов от 1 до 9; вторая карточка-таблица, в верхнем ряду которой изображения предметов первой карточки, нижний ряд – пустые клеточки .

    Взрослый предлагает ребёнку (детям) рассмотреть и сосчитать предметы в каждом квадратике (предъявление карточки 1 минута). Затем карточку убирают. Ребенку дают вторую карточку, просят вспомнить, сколько каких предметов было нарисовано, и вписать цифры – ответы в пустые клеточки.
    11. Игра «Мишкины игрушки».

    Ребёнку предлагают запомнить, сколько у мишки каких игрушек и по памяти вписать цифры – ответы в пустые клеточки второй карточки

    12.Игра «Весёлый зоопарк»

    Оборудование: одна картинка с изображениями 5 животных; вторая картинка с изображениями 4-х силуэтов этих же животных и одного силуэта нового.
    Взрослый показывает ребёнку первую картинку, предлагает её рассмотреть и запомнить, какие животные на ней нарисованы (время 1 минута). Затем первую картинку убирают. Ребёнку показывают вторую картинку и просят сказать, силуэта, какого животного на ней нет, а какой силуэт лишний.
    13. Игра «Запомни картинки»

    Оборудование: 2 карточки: на первой нарисованы 5 знакомых детям предметов, на второй – 9 предметов (5 предметов первой карточки и 4 новых предмета)
    Ребёнку предлагают внимательно посмотреть на картинки и постараться их запомнить (время 30 секунд). Далее эту карточку убирают и ребёнку дают другую карточку, на которой просят найти запомненные предметы и обвести (раскрасить) их.

    14. Игра «Найди новые фигуры»

    Оборудование: 2 карточки. На первой карточке изображения 4-х фигур; на второй изображения 4-х фигур первой карточки и 2-х новых фигур .
    Ребёнку предлагают запомнить все фигуры первой карточки (время 30 секунд). Затем карточку убирают и ребёнку дают вторую карточку, на которой просят найти новые фигуры и обвести их. Постепенно увеличивается количество запоминаемых фигур на первой карточке и новых фигур на второй карточке.
    15. Игра «Каждую фигуру на своё место»

    Оборудование: 2 карточки. На первой нарисована таблица с 2-мя строками: в первой строке – 5 предметов, во 2-ой строке – геометрические фигуры, соответствующие предметам первой строки. На второй карточке: в первой строке изображения тех же 5-ти предметов, во второй строке пустые клеточки
    Ребёнку предлагают внимательно посмотреть на таблицу первой карточки, постараться запомнить, какие геометрические фигуры соответствуют предметам (время 1 минута). Затем первую карточку убирают и ребёнку предлагают в таблице второй карточки нарисовать в пустых клетках нужные геометрические фигуры.

    Оборудование: 2 карточки. На первой карточке нарисовано 4 предмета; на второй – эти же предметы с отсутствующими деталями.
    Ребёнку предлагают рассмотреть предметы, изображённые на первой карточке (время 30 секунд). Затем карточку убирают, ребёнку дают вторую карточку и просят дорисовать недостающие части по памяти.
    Вариант 1. Перейти от конкретных изображений к абстрактным с постепенным увеличением их количества.

    17.Игра «Нарисуй также»

    Оборудование: 2 карточки. На первой карточке таблица с 3-мя клетками, в каждой из которых нарисованы предметы, фигуры и т.д. На второй карточке таблица с пустыми клетками.
    Ребёнку предлагают внимательно посмотреть на таблицу 1 и постараться запомнить, в каком порядке нарисованы фигуры (время 30 секунд). Затем таблицу 1 убирают, ребёнку дают таблицу с пустыми клетками и просят нарисовать такие же фигуры, каждую на своём месте.
    18. Игра «Найди такую же картинку»

    Оборудование: 2 карточки. На первой – образец для запоминания (предмет, фигура); на второй представлены различные варианты образца и сам образец
    Ребёнку предлагают рассмотреть образец и запомнить его (время 30 секунд). Затем карточку с образцом убирают и ребёнка просят найти и обвести на второй карточке точно такой же предмет.

    Оборудование: 2 карточки. На первой – пары картинок, связанные попарно друг с другом; на второй – картинки, по одной из каждой пары.
    Ребёнку предлагают запомнить пары картинок, нарисованных на первой карточке (время 30 секунд). Затем эту карточку убирают, а ребёнку дают вторую карточку и просят дорисовать пару.
    Вариант 1: 5 пар картинок, где каждому предмету соответствует определённый символ. Ребёнку предлагают дорисовать предмету соответствующий ему символ.

    20.Упражнение «Собираем бусы»

    Оборудование: карточка, на которой нарисованы бусы из геометрических фигур.

    Ребёнку предлагают запомнить форму и расположение бусинок, а затем нарисовать бусы по памяти.

    21.Игра «Рисуем узоры»

    Оборудование: 2 карточки: на первой нарисованы фигуры (предметы) с узорами внутри, на второй – эти же фигуры (предметы) без узоров. Лист бумаги (А-4), карандаши.
    Ребёнку предлагают рассмотреть узоры в фигурах (время 1 минута). После этого карточку-образец убирают и ребёнку предлагают воспроизвести узоры в фигурах по памяти на второй карточке.

    22.Игры «Цифры потерялись»

    Оборудование: 2 карточки. На первой – таблица с 6-тью цифрами, на второй – таблица с 4-мя цифрами и 2-мя пустыми клетками .

    Ребёнку предлагают запомнить расположение цифр в первой таблице (время 1 минута). Затем эту таблицу убирают и ребёнка просят вписать недостающие цифры во второй таблице.

    23.«Играем со счётными палочками»

    Оборудование: набор счётных палочек, образцы фигур .

    Разложить на столе перед ребенком палочки, из которых сделать какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросить ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 3-5 секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить ее повторить, сложить так же по памяти.
    Вариант 1: усложнить эту игру можно, складывая фигуры из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
    Вариант 2: попросить ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

    24.Игра «Я — фотоаппарат»

    Оборудование: набор разных предметов (5-8 предметов).
    Ребёнку предлагают представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

    25.Упражнение« Рисование со слов»

    Оборудование: схематичные простые рисунки (например, дом, из трубы которого идет дым, а в небе летают птицы), бумага, карандаши.
    Взрослый показывает картинку одному из играющих и затем прячет ее. Тот, кто ее увидел, шепотом рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает услышанное третьему и т. д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет ее изображать. То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.

    Оборудование: набор предметов (например, кукла, мишка, зайка, матрёшка, машина, ножницы, карандаш и т.д.).

    Детям предлагают рассмотреть предметы, находящиеся на столе (время 1-2 минуты). Затем предметы закрывают и первому игроку предлагают по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся на столе предметов так, чтобы партнеры угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не опишет свой загаданный предмет. Взрослый следит за тем, чтобы давалось достаточно полное описание задуманного предмета, а название предмета не произносилось.
    Вариант 1. После того, как дети научатся достаточно хорошо описывать предметы, можно предложить им описывать любой предмет из окружающей
    их обстановки.

    Оборудование: два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется; два игровых поля, разделенных на 4 или 6 клеток.
    Ход игры: У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки и по одинаковому набору пуговиц. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле (для начала достаточно 4 или 6). Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

    28.Игра «Дверная скважина»

    Оборудование: небольшая, яркая и подробная картинка и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Играть лучше всего группой в 4-5 человек.
    Ход игры: Взрослый прикрывает картинку листом с вырезанным в нём отверстием и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем взрослый предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и объявляется победитель, который рассказал наиболее правильно и подробно.

    29. Игра «Запомни порядок!»

    Четверо-пятеро играющих выстраиваются в произвольном порядке друг за другом. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребёнок.

    Вам предварительно нужно заготовить две картинки: на первой – хорошо известный ребенку предмет, на второй – тот же предмет, но с несколькими отсутствующими деталями. Ребенку сперва надо показать первую картинку на 30 секунд, чтобы он все хорошенько рассмотрел и запомнил. Потом по второй картинке малыш должен назвать, что именно изменилось.

    31.Упражнение «Замоминай-ка»
    Взрослый говорит, что будет называть различные слова. Ребенок должен мысленно представлять их и описывать словами внешний вид, свойства или действия с этими предметами. Например, мыло – душистое, скользкое, может щипать глазки, когда купаемся.

    Нужно задать ребенку слово, а ребенок должен постараться перечислить все слова-ассоциации, которые сможет придумать, представляя себе это понятие. Например, взрослый говорит «грузовик». Малыш смело может назвать такие ассоциации: водитель, дорога , песок, колесо. Взрослому нужно помогать ребенку сказать побольше таких слов.

    33.Игра «Парами»
    Взрослый называет понятия парами (или показывает заготовленные карточки со словами). Причем естественных, логичных связей между предметами нет. Примерные пары слов: стол-кошка, цветок-стакан, компот-ковер, велосипед-балкон, футболка-дождь. И ставит ребенку такую задачу: «Представь мысленно эти два предмета. Подумай, есть ли что-нибудь, что может их связывать? Используй свое воображение и говори все, что приходит на ум». В случае с последней парой слов «футболка-дождь» можно представить такую картину: на прогулке детей застал дождь, их футболки и шорты промокли, и мама дома дала им сухую одежду, чтобы переодеться. Для выполнения этого упражнения можно дать ребенку карандаши и альбом, чтобы все это нарисовать .

    К этому упражнению лучше привлечь группу ребятишек. Взрослый (или один из детей) выполняет роль «кукловода». Желающего поучаствовать ребенка с завязанными глазами нужно провести по несложному маршруту – или в одной комнате, или по всему дому, или на детской площадке. При этом ведущий должен молчать и только придерживать ребенка за плечи. «Кукла» делает, например, 2 шага вперед, приседает, 3 шага назад, подпрыгивает, стает на одной ножке..

    1. Бурменская Г.В. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие. – М.: УМК «Психология», 2003 год.
    2. Газета «Школьный психолог» 2005-2006 гг.
    3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития.- М.: «Альфа», 1994г.
    4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
    5. Особенности психического развития детей 6-7-и летнего возраста под ред. Эльконина Д.Б.- М.: «Педагогика», 1989 г.
    6. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших учебных и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
    7. Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия.- СПб.:«Питер», 2002 г.
    8. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д.. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.:Айрис-пресс, 2005 год.
    9. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
    10. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009.
    11. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2008.
    12. Хухлаева О.В., О.Е.Хухлаева, И.М.Первушина. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и.

    Цель: развивать у детей зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть красные цвета. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных ( синих, желтых, зеленых).

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

    Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет.

    Консультация для родителей «Развитие психических процессов у детей 5-6 лет».

    Игры и упражненеия для педагогов по развитию творческого воображения у детей 5-7 лет.

    Игры и упражнения для развития мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения.

    Другие статьи

    • Картинки для развития детей 6 лет Картинки для развития детей 6 лет Развивающие задания для детей 6-7 лет Шесть лет или даже семь - это значит, что ребенок вступает в свой новый этап жизни, что впереди школа и нужно к ней быть готовым не только материально, но главное - морально. Современная школа […]
    • План урока английского языка детям дошкольного возраста План-конспект урока по английскому языку по теме «Животные» для дошкольников 6-7 лет Учитель составитель: Князева А.В. Возраст детей: 6-7 лет. Тема: «Animals» (Животные) УМК: И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская «Английский язык для малышей» под редакцией Н.А. Бонк. Предмет: […]
    • Школа развития детей в перми Школа развития детей в перми Тел.: 8 (342) 277 22 65, 8 912 486 30 55. Наш адрес: Пермь, ул. Сов. Армии, д. 37; Доп. офисы в Перми Схема проезда. Раннее развитие - Комплекс-курс раннего развития " ЛАДУШКА " (детям 9 мес. - 2 лет); - Комплекс-курс […]
    • Во сколько нужно укладывать спать ребенка в 6 месяцев Во сколько укладывать ребенка спать? Природа сама за нас определила, сколько и кому нужно сна, особенно это касается детей. Если малыш пропускает время сна, то его организм начинает испытывать стресс, а из-за этого у ребенка может быть плохое настроение, кошмары, […]
    • Характеристика видов деятельности дошкольников Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста Наталья Владимировна Григорьева Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются, проходят процесс […]
    • Неделя температура у ребенка без симптомов У ребенка температура и больше ничего: что это значит, и что с этим делать Если бы мамы и папы при каждом повышении температуры у ребенка неслись сломя голову к педиатрам — получить аудиенцию у детских медиков было бы сложнее, чем у ватиканских кардиналов. К счастью, […]